Как запомнить интервалы? музыкальные хиты – в помощь!

Что такое интервалы в музыке, учим интервалы

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Следующим этапом после изучения ритма и основных терминов нотной грамоты является освоение интервалов. Что представляют собой интервалы, какие они бывают, а также, советы по изучению можно прочитать на данной странице.

Обозначение термина

Интервал представляет собой сочетание 2 нот, имеющих звуковысотное отличие.

Последовательность при воспроизведении обнаруживает мелодический интервал. Одновременность нажатия демонстрирует гармонический.

  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Минимальными единицами вычисления в интервальной системе принято считать полутона и тоны.

Полутон является наименьшим интервальным значением при темперированном строе (если строй не темперирован, то возможны и более мелкие интервалы, такие как четверть тона и т.д.) Он представляет собой перемещение на одну соседнюю клавишу вверх или вниз.

  1. Пример 1
  2. Если изначально была нажата нота «До», то полутоном к ней вверх будет нота «До-диез», если необходимо найти полутон вниз от той же ноты, то это будет «Си».
  3. На приведенном ниже изображении показаны полутона от нот вверх и вниз.
  4. Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Более крупной единицей изменения при движении вверх или вниз является тон. Одна единица включает два полутона.

  • Пример 2
  • От ноты «До», тон вверх будет вместе с нотой «Ре», тон вниз «Си-бемоль» и так далее.
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Для лучшего усвоения полутонов и тонов проведем аналогию: вся клавиатура – это большой путь, который требуется пройти. Один шаг на следующую клавишу – это полутон. Шаг через клавишу – тон. В данном случае воспринимаются все клавиши, как белые, так и черные.  

Упражнение 1

Представлены 8 картинок с изображением клавиатуры: на 4 из них представлены полутона, и на 4 тона. Необходимо правильно определить единицу измерения. Ответы в конце статьи.

  1. Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  2. После изучения основополагающих музыкальных единиц изменения, стоит познакомиться со основным теоретическим материалом.
  3. При изучении необходимо рассмотреть две важные характеристики:
  4. Количественную – количество ступеней.   

Качественную – количество полутонов тонов. В диатонике различают: чистые, большие и малые.

  • Именно при помощи данных величин можно говорить об интервальных категориях.
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Пример 3. Интервалы на клавиатуре
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Упражнение 2
  • Определите интервалы, изображенные на клавиатуре, используя знания, изложенные выше.
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Упражнение 3

Определите интервал, изображенный нотами, без помощи таблицы. Все ответы указаны в конце статьи.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Кроме простых, различают также составные интервалы. Их особенность заключается в том, что они состоят из двух простых интервалов. В таблице указаны составные интервалы в пределах двух октав:

Дополнительные теоретические сведения

Музыкальная теория достаточно обширна и включает в себя огромное количество терминологий и классификаций. Так интервалы можно поделить на консонирующие и диссонирующие.  

Музыкальный консонанс обозначает благозвучие. Звуки отлично гармонируют между собой. Звучание мягкое. Существует три категории консонансов:

  • Абсолютные: ч1, ч8.   
  • Совершенные: ч4 и ч5.
  • Несовершенные: м3, б3, м6 и б6.

Диссонансы представляют собой категорию интервалов, имеющих непривычное для человеческого уха звучание. К диссонансам относятся малые и большие секунды и септимы, а также уменьшенные и увеличенные созвучия, в том числе тритон.

Энгармонизм

Важным термином при изучении является энгармонизм. Энгармонические интервалы – это созвучия, которые звучат одинаково, но отличаются при написании.

  1. Пример 3
  2. Упражнения для освоения интервалов

Для того, чтобы уметь быстро определять интервалы на слух необходимы постоянные тренировки, такие как пение, игра на музыкальном инструменте и написание диктантов. Для каждого вида работ, есть определенные требования.

Игра на музыкальном инструменте

Важно уметь быстро ориентироваться в интервальных обозначениях при игре на музыкальном инструменте. Умение быстро построить необходимый интервал, а также развитый внутренний слух всегда помогают настоящему музыканту.

Существуют упражнения, помогающие освоить интервалы при игре на музыкальном инструменте:

От любой ноты постройте все простые и составные интервалы. Не торопитесь, главное выполнять все верно. Вначале играйте их гармонически, затем мелодически.

Выберете определенный интервал, который сложнее всего воспринимается при игре, а затем постарайтесь проиграть его от всех клавиш, как и белых, так и черных, если вы играете на фортепиано. Вначале делайте все медленно, затем ускоряйте темп.

  • Чтобы улучшить навык восприятия и распознавания интервалов необходимо в небольших музыкальных произведениях искать различные интервалы и подписывать их при необходимости.
  • Постоянные тренировки развивают технику игры на музыкальном инструменте, поэтому желательно выделять игре, хотя бы несколько минут ежедневно.
  • Сольфеджирование

Пение определенных интервалов не только позволяет улучшить слух, но и способствует улучшению координации голоса и развитию первичных вокальных навыков. Чтобы лучше запомнить на слух интервалы необходимо ежедневно петь следующие упражнения.

От определенной ноты необходимо петь все простые интервалы вверх на какой-то слог, затем вниз. Старайтесь петь в удобном вам регистре. Если у вас высокий голос, то не стоит давиться внизу, необходимо петь в верхних регистрах. Первый раз пойте вместе с инструментом, затем без него, проверьте точно ли вы исполняете созвучия. Так действуйте с каждым интервалом.

Пойте один интервал от разных звуков в вверх и вниз. Вначале необходимо подыгрывать себе на инструменте, затем учиться петь любой интервал от любой ноты.

  1. Пойте интервалы двумя предложенными способами, но уже с названием нот, которые поете, это поможет развить слух. 
  2. При постоянном сольфеджировании, велика вероятность того, что вы сможете на слух отличать разнообразные интервалы, что поможет быстрее подбирать и разучивать произведения или песни, а также справляться с диктантами или записью цифровок.
  3. Ответы:
  4. Упражнение 1
  5. Тон – полутон – полутон – тон – полутон – полутон – тон – тон.
  6. Упражнение 2
  7. Чистая кварта; большая терция; чистая квинта; чистая прима; тритон; большая секунда.
  8. Упражнение 3
  9. Большая секунда; чистая кварта; малая терция; чистая квинта; чистая прима; чистая октава

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Надеемся, что страница была полезной и теперь вы знаете, что такое интервалы. Не расстраивайтесь, если допустили ошибки в упражнениях. Еще раз перечитайте статью и вновь вернитесь к выполнению. При желании и труде, все у вас получится!

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/chto-takoe-intervaly-v-muzyke-uchim-intervaly

Диатонические интервалы

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

теорияприложениеопределение на слухдиктант

Теория

Интервалы, которые строятся в диатонических ладах, называются диатоническими. Интервалы, строящиеся в пределах октавы, называются простыми. Интервалы, выходящие за пределы октавы, называются составными.

Простые диатонические интервалы – это интервалы в пределах октавы, которые образуются между основными ступенями натурального (диатонического) звукоряда.

Названия диатонических интервалов (как и всех других интервалов) основываются на:

I. Их количественной величине. Это связано с  количеством входящих в интервал ступеней. Интервалы обозначаются: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава (термины имеют латинские корни).

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

II. На их качественной величине, основанной на количестве входящих в состав интервалов тонов (с полутонами). В результате чего ко всем интервалам приписываются прилагательные: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная.

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Также эти прилагательные косвенно отражают и степень напряженности интервалов. По уровню напряженности интервалы делятся на три группы (даем в порядке увеличения):1. совершенные консонансы: ч.1, ч.8, ч.5, ч.42. несовершенные консонансы: б.3, м.6, м.3, б.63. диссонансы: б.2, м.7, м.2, б.7, ув.4, ум.5

Все эти интервалы могут быть построены между основными ступенями диатонического лада, другие интервалы строятся уже не в диатонике, а в хроматике. Диатоническими ладами принято называть натуральный мажор и натуральный минор, + лады, лежащие на ступенях этого звукоряда (лидийский и миксолидийский мажорные лады, дорийский и фригийский минорные лады и локрийский лад).

Диктанты на диатонические интервалы чаще всего пишутся вне тональности, диссонирующие интервалы даются без разрешения. В случаях с повышенными требованиями могут понадобиться знания, на каких ступенях мажора и минора какие интервалы строятся.

Далее даем диктант на определение простых диатонических интервалов. Не только родители, но и сам обучающийся сможет при помощи данного диктанта укрепить свои знания в области диатонических интервалов.

Приложение для телефонов (планшетов)

  • операционная система ANDROID
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Файлы:

Диатонические интервалы Версия:1.1
Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение простых диатонических интервалов без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает интервалы, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для подготовки к экзамену (контрольному уроку). Демо видео-ролик (как работает на телефоне) Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!для активации требуется регистрация
 См. демо  03.12.2015   Русский   Android  25.25 MB  2382

Как определять интервалы на слух (подсказки)

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/diatonic-intervals

Гармонические и мелодические интервалы в музыке

Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.

Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.

Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.

Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Как различать интервалы на слух?

Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?

Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.

Читайте также:  Техника горлового пения некоторые секреты из самого простого

Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.

Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)

Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.

Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):

  • Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
  • Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
  • Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
  • Кварта – орёл, звучит напряженно, серьезно и воинственно.
  • Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
  • Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
  • Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
  • Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.

В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.

ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Консонансы и диссонансы в музыке

Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.

Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.

  • Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».
  • К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
  • Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!
  • Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
  • Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
  • Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
  • Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
  • Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
  • Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
  • Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
  • Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
  • Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.

Запоминаем интервалы по песням

Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.

Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:

Интервал Интонирование вверх Интонирование вниз
Чистая прима Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells»
Малая секунда Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг» Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40»
Большая секунда Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая» Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка»
Малая терция Песня «Подмосковные вечера», начало минорного трезвучия Новогодняя песня «Маленькой елочке холодно зимой», интонация кукушки
Большая терция Начало мажорного трезвучия, Марш веселых ребят «Легко на сердце от песни веселой» Детская песня «Чижик-Пыжик»
Чистая кварта Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава» Детская песня «В траве сидел кузнечик»
Чистая квинта Русская народная песня «По малину в сад пойдем» Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается»
Малая секста Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 Шопена Инструментальная мелодия «История любви»
Большая секста Новогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне»
Малая септима Романс Варламова «Горные вершины»

Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.

Источник: https://muz-teoretik.ru/garmonicheskie-i-melodicheskie-intervaly/

Музыкальный онлайн колледж

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Умение определять интервалы является важнейшим в деятельности музыканта.
При этом навык быстрого распознавания интервалов важен не только на начальном этапе развития музыканта, но и на более продвинутых уровнях.

  • Однако не каждый музыкант уделяет достаточное внимание развитию этого навыка.
  • Вспоминая свои занятия в музыкальной школе я помню тот ужас и смятение, которые постоянно испытывал на слуховых анализах.
  • Проблема была не в том, что я не слышал интервалы или не знал их названия, а в том, что мне просто не объяснили каким образом отличать один интервал от другого.
  • Однако позже я легко научился определять интервалы на слух и при этом для меня было достаточно одного занятия с педагогом, чтобы решить эту проблемы.
  • Что может помочь Вам быстрее научиться определять интервалы на слух?
  • 1. Психология
  • Как это не парадоксально озвучит, но основы психологии, а конкретно особенности восприятия — один из ключевых моментов современного сольфеджио.
  • Несмотря на то, что мы развиваем слух — важно уделить внимание и другим органам восприятия, так как кинестетику нужен один подход, для визуала другой, а для аудиала третий.

Если Вам близка эта идея, то важно соотносить интервалы с вашей модальностью — визуал может представлять ноты написанные на нотоносце, расстояние между клавишами фортепиано или ступени. Возможно каждый интервал будет ассоциироваться у вас цветом.

Здесь каждый может найти то, что ему подходит лучше всего.
2. Варьирование

Здесь имеется ввиду варьирование методов работы. Играйте интервалы, пойте, подбирайте мелодии на слух, пишите диктанты и т.д. Ищите новый возможности для тренировки слуха. Устройте для него настоящий crush test!

Меняйте тембры или держите один интервал в голове целый день.

Или еще отличный подход для современного музыканта — меняйте мелодию звонка каждый день таким образом, чтобы запоминать интервалы. Например, сегодня терция, завтра септима и т. д.

3. Собирайте коллекцию песен

Какая то песня засела в ваш мозг?:)

Используйте это на пользу — выпишите ее в таблицу интервалов. Таким образом, Вы можете собрать приличную коллекцию песен (как минимум 24).

Также Вы можете дополнять эту коллекцию интервалами в ладу, что развивает не только интервальный слух, но и ладово-тональный.

Еще несколько фишек для запоминания интервалов:

Секунды — очень легко запомнить, как элемент гаммы. Так как гаммы играет любой инструменталист очень много раз, то это пожалуй самый легкий интервал для определения на слух.

Терции — арпеджио также распространенный элемент технических занятий, а также основа трезвучий. Поэтому звучание терций достаточно привычно для большинства музыкантов.

Кварты и квинты — как правило, главная проблема это сравнение этих интервалов, так как они являются обращениями друг друга и похожи по звучанию. Здесь нужно научиться слышит опорный тон интервала в квинте это нижний тон в кварте это верхний тон.

Тритон — «дьявол в музыке». Его сложно не узнать, но если у вас есть с этим проблемы, то попробуйте сравнить его с квартой или квинтой. Тритон будет немного больше кварты или меньше квинты.

Сексты — сексты звучат мажорно или минорно, как и терции. Все, что вам нужно это услышать, что они шире квинты. Если вы слышите мажорное звучание, то попробуйте пропеть квинту и добавить еще одну ступень.

Септимы — легче всего запомнить, как составную часть аккордов. Малая септима доминантсептаккорд, большая мажорный. Также большая септима острый диссонанс и звучит, как секунда, но широкая (странное описание получилось, но думаю идею вы поняли)

Надеюсь, что данная информация будет Вам полезна!

Источник: http://study-music.ru/razvitie-sluxa-intervaly-fishki-i-sovety/

Мбу до "устьянская детская школа искусств" – интервалы общая информация

Как различать интервалы на слух… без слуха.

Читайте также:  Зигмунд фрейд о природе художественного творчества

Музыкальные хиты – в помощь!

Умение определять интервалы на слух — важное качество, которое ценно как само по себе, так и в качестве составной части других умений. Например, ребёнок, который может опознать любой интервал на слух, гораздо лучше справляется с диктантами на уроках сольфеджио.

Этот навык представляется многим ученикам страшной, тяжёлой повинностью, которой строгие учителя-теоретики пытают детей. Между тем, не каждому дано легко и сразу отличать кварту от квинты, а большую сексту от малой, пользуясь природным аппаратом — слухом.

Но неспособность щёлкать интервалы как орехи ещё не значит, что вы обречены. Если невозможно воспользоваться слухом — пусть поможет память!

Итак, как же можно взять интервальную вершину, не полностью доверяя собственным ушам? А вот как: слушайте музыку! Не любую, не всё подряд и не вашу любимую группу. Есть определённый набор песен, который вы и сами сможете дополнить, если хорошо усвоите эту тему.

Какие песни начинаются с какого-либо конкретного интервала. Например, небезызвестная «В лесу родилась ёлочка» начинается большой секстой. И если вы это запомните, то большая секста перестанет быть для вас загадкой навсегда.

А прославленная фаворитка меломанов и романтиков «История любви» начинается с малой сексты, правда, в отличие от «Ёлочки», нисходящей, а не восходящей. (В восходящем интервале первый звук ниже второго).

Более того, вся эта любовная мелодия — живая реклама малой сексте!

Как запомнить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Конечно, скажете Вы, здесь тоже не без подводных камней! Безусловно, не всем и не сразу удастся даже этот способ, но первая неуверенность будет уничтожена первым же успехом.

Если вы слышите интервал, то сосредоточьтесь и представьте, какую из перечисленных ниже песен Вы могли бы допеть после него. Через некоторое время таких занятий начало российского гимна уже прочно войдёт в ваше сознание как чистая кварта, а милая сердцу песня Чебурашки будет ассоциироваться с малой секундой.

Интервал Восходящий Нисходящий
ч1 «Джингл беллс» (Jingle Bells), «Песенка друзей» («Ничего на свете лучше нету…»)
м2 «Шербургские зонтики»(Les Parapluies De Cherbourg), «Песенка крокодила Гены» («Пусть бегут…»), «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной », «Пусть всегда будет солнце!» «К Элизе», ария Кармен («У любви, как у пташки, крылья»), «Песенка разбойников» («Говорят, мы – бяки-буки…»)
б2 «Вечерний звон», «Если с другом вышел в путь», «Я помню чудное мгновенье» «Антошка», «Yesterday»
м3 «Подмосковные вечера», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Прощальная песня» («Давайте негромко…» кинофильм «Обыкновенное чудо»), «Чунга-Чанга» «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Спят усталые игрушки».
б3 «Горные вершины» (вариант Антона Рубинштейна) «Чижик-Пыжик».  
ч4 Гимн России, « Голубой вагон», «Мгновения» (из кинофильм «Семнадцать мгновений весны»), «По Дону гуляет казак молодой», «Песня гениального сыщика» «В траве сидел кузнечик», «Папа может» (начало припева), «Голубой вагон»(начало припева).
ч5 «Мама»(«Мама — первое слово…»).   «Настоящий друг» («Дружба крепкая…»), «Вологда»
м6 «Ямщик, не гони лошадей»(начало припева), «Под небом голубым», «Прекрасное далёко»(начало припева) «Love Story», «Жил да был чёрный кот за углом», «Я прошу…» («Песня о далёкой родине», кинофильм «Семнадцать мгновений весны»)
б6 «В лесу родилась ёлочка», «А знаешь, всё ещё будет!» «Бьют часы на старой башне»
м7 «La cumparsita» «Мороз снежком укутывал» (Конец припева «В лесу родилась ёлочка»)
б7 ——————————————————————
ч8 «Поворот» (группа «Машина времени»), «С чего начинается Родина», «Как жизнь без весны» (кинофильм «Гардемарины, вперёд!»)

Как видите, популярная музыка обошла своей любовью самый резкий и неприятный интервал — септиму.

И если м7 ещё повезло с «La cumparsita» и фрагментом «Маленькой ёлочки», то её большой сестре достались мелодии, которые не «на слуху». Впрочем, ей всё равно не скрыться от ваших внимательных ушей.

Если вы слышите нечто очень неприятное, звучащее между «La cumparsita» и хитом «Машины времени» «Поворот», значит, это — большая септима.

Способ этот проверен теоретиками на самых «безнадёжных» учениках. Он поддерживает старую истину: нет бездарных людей, есть недостаток стараний и ленивость.

Источник: http://xn--d1ai5av.xn--p1ai/index/intervaly_obshhaja_informacija/0-55

Песни на Интервалы

Песни
на интервалы:

Малая
секунда наверх:
1.
Piu che puoi начало (Эрос Рамазотти и Шер)
в
русском варианте начало: ПРИ-ХОД зимы
красив и скор она сама плетет узор
(Лариса Долина и Билан)
2.
И-Глянет мгла из всех… (начало Разлуки
из к/ф “Гардемарины вперед”)
3.
THINK-OF Me: Фа диез – Соль (песня “Think of me”
из мюзикла “Призрак оперы”)

Малая
секунда вниз:
1.
ВЕЧ-Ная любовь верны мы были ей, но время
зло
2.
К Элизе (Бетховен)

Большая
секунда наверх:
1.
ТРИ-СЧАстливых дня, было у меня, было у
меня с тобой (начало Алла Пугачева)
2.
А-НАпоследок я скажу (начало Романса)

Большая
секунда вниз:

1.
СОН-ПРИходит на порог (начало Колыбельной)
2.
NON-SO dove trovarti (начало Adagio)
3.
НОЧЬ-И тишина, данная навек (из к/ф
“Бандитский Петербург”)

  • Малая
    терция наверх:
    1.
    НЕ-СЛЫШны в саду даже шорохи (начало
    Подмосковные вечера)
  • Малая
    терция вниз:
    1.
    МА-ЛЕНЬКОЙ елочке холодно зимой
  • Большая
    терция наверх:

    1.
    E- L'Unica maniera (“Piu che puoi ” Эрос Рамазотти
    и Шер)
    в
    русском варианте: ТАК-ОТчего печалью,
    твой наполнен взор (Лариса Долина и
    Билан)

Большая
терция вниз:
1.
SUM-MERtime (начало Summertime)
2.
ЧТО-ТАкое осень – это небо (начало ДДТ)

Чистая
кварта наверх:
1.
Гимн России
(начало
гимна)
2.
THE-SHADOW of your smile (Barbara Streisand)
3.
Памяти
Карузо (Припев: две первые ноты)

Чистая
кварта вниз:
1.
В ТРА-ВЕ сидел кузнечик

Чистая
квинта наверх:
1.
НЕ слыш-НЫ в саду даже шорохи (Подмосковные
вечера)
2.
РАСЦВЕ-ЛА сирень, черемуха в саду (из
к/ф “Беспокойное хозяйство”)

Чистая
квинта вниз:
1.
THIS-LOVE (начало припева одноименной песни
Jose Feliciano)

Малая
секста наверх:
1.
ПРЕ-КРАсное далеко не будь ко мне жестоко
(начало припева из к/ф “Гостья из
будущего”)
2.
ПОД-НЕбом голубым, есть город золотой
3.
ЕС-ЛИ мир летит к чертям, совесть самый
тяжкий крест (к/ф “Статский советник”)
4.

Не-ВЕшать нос, гардемарины (из к/ф
“Гардемарины вперед”)
5.
КОГ-ДА весна, придет не знаю (из к/ф “Весна
на Заречной улице”)
6.
Ты расскажи нам про ВЕС-НУ, старухе внуки
говорят (“Ты расскажи нам про весну”
Тамара Гвердцители)
7.

МЫ ПОЙ-ДЕМ с конем, по полю вдвоем (песня
“Конь”)

Малая
секста вниз:
1.
Первые две ноты: (История любви: СИ БЕМОЛЬ
– РЕ)

Большая
секста наверх:
1.
В ЛЕ-СУ родилась елочка

Большая
секста вниз:
1.
ко-ГДА В-ДОМ (“Песня про снежинку”
из к/ф “Чародеи”)
2. БЬЮТ-чаСЫ на
старой башне, провожая день вчерашний
и звонят колокола (песня из к/ф “Приключения
Электроника”)

Малая
септима наверх:
1.
ВЕС-НА без листвы (“Песня о любви”
из к/ф “Гардемарины вперед”)
2.
КАК-ГОды скучны, без права любви (“Песня
о любви” из к/ф “Гардемарины вперед”)

Малая
септима вниз:
1.
МО-РОЗ снежком укутывал смотри не
замерзай (песня “Маленькой елочке
холодно зимой”)

Чистая
октава наверх:
1.
Начало песни Come Primavera (первые две ноты,
поет группа Il Divo)
2.
КАК-ЖИЗНЬ без весны (начало песни “Песня
о любви” из к/ф “Гардемарины вперед”)

Мажорное
трезвучие вниз:
1.
КА-ПИ-ТАН , капитан улыбнитесь (детская
песенка)
Минорное
трезвучие наверх:
1.
О-РЕЛ-СТЕПной, казак лихой (из к/ф
“Кубанские казаки”)
2.

A-FFE-RRA questo istante e stringi (“Piu che puoi” Эрос
Рамазотти и Шер)
в
русском варианте: О-ТОМ-КАК белый снег
кружится (“Piu che puoi” Эрос Рамазотти
и Шер)
Минорное
трезвучие вниз:
1.

Я проШУ-ТЕ-БЯ сумей забыть все тревоги
дня (песня “20 лет спустя” из к/ф
“Берегите женщин”)
2.
Я-СПРО-СИЛ у ясеня (из к/ф “Ирония
судьбы”)

Источник: https://studfile.net/preview/1787561/

Интервалы

Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово “интервал”? Скорее всего, первым словом может быть слово “расстояние”. И это правильно. Интервалы в музыке – это расстояния между двумя нотами. А так как расстояния могут быть самые разные: через одну ноту, а может быть, и через десять нот, то и интервалы тоже бывают разными. 

Нажмите на картинку и файл скачается.

Интервалы в музыке – это как кирпичи для строительства дома. Если разбираешься в интервалах, то грамотно сможешь придумать главную мелодию, аккордовую последовательность, сможешь правильно передать нужную эмоцию в музыке.

Сложнее бывает, если в интервалах не разбираешься, или не слышишь их (путаешься при опознавании интервалов). Рассмотрим в этой статье, какие бывают интервалы, чем отличаются они в характеристике звучания друг от друга, и как можно развивать слух при помощи интервалов.

Также подскажу несколько приемов, как запоминать интервалы при помощи ассоциаций. 

В музыке для обозначения интервалов используются латинские названия чисел. Значит если интервал имеет расстояние в 5 ступеней, то такой интервал будет называться “квинта” – значит “пятый”.

Для расстояния нот в семь ступеней существует название “септима” – “седьмой”, и т.д. Важно понимать, что существует теоретическое и фактическое расстояния в интервалах. Они отличаются.

Если посмотрите на таблицу выше, то сможете обнаружить эту особенность. 

Названия интервалы получили от теоретического расстояния. В зависимости от того, расстояние из скольких нот используется в интервале, даются следующие числовые названия:

Прима – дословно переводится как “первый”, “один”. Играя приму, вы просто повторяете одну ноту два раза. 

Часто повторение одной ноты много раз встречается в речитативах, либо в мелодических партиях, где нужно как-бы раскачать выбранную ноту. Чаще всего приму используют на главной ноте тональности – тонике (нота, в честь которой названа тональность). 

Читайте также:  Игрушечные музыкальные инструменты

Cекунда –  переводится как “второй”, “два”. Используются две ноты, рядом стоящие.

Секунды бывают двух видов: малая и большая. Малая секунда – это звучание двух рядом стоящих клавиш. Если между ними больше нет никаких клавиш, то – это малая секунда. А ещё такое расстояние называется полутон

Если вы хотите получить большую секунду, тогда нужно играть расстояние в один тон. На клавишах это будет выглядеть как две стоящие рядом клавиши, внутри которых умещается ещё одна (см. рисунки).

В чистом виде, проигрывая одновременно две стоящие рядом клавиши, получается довольно диссонирующее сочетание (грязноватое, не строящее). Однако, если такие сочетания играются одновременно с другими звуками, то в общем и в целом, мы получаем различные приятные на слух, гармонии. 

Для облегчения узнаваемости интервалов и быстрого развития слуха, есть смысл создавать для каждого интервала, свои образные ассоциации. Так как каждый интервал имеет свой персональный характер звучания, при таком подходе, вам в дальнейшем будет легче узнавать тот или иной интервал. 

Так вот, согласно такому методу, и большую и малую секунду легче представить в виде небольшого животного, например ёжика, за то, что он колючий. А большинство музыкантов дают характеристику для интервала “секунда” как “колючая”, или “жалобная”. 

После ряда сравнений и прослушиваний различных интервалов, вы самостоятельно сможете назначать на каждый интервал свои образные ассоциации, а это в свою очередь, очень сильно разовьет ваш слух и ассоциативный ряд. Все это очень сильно пригодится при музицировании. 

Терция – переводится “третий”, “три”, расстояние в три ноты.

Интервал “терция” тоже бывает двух видов: большая и малая терции. Для того, чтобы построить терции, вы можете нажать на любые две белые клавиши, которые друг от друга стоят через одну белую (см. рисунок). 

В зависимости от того сколько полутонов в каждом случае выйдет, вы получите звучание либо малой терции, либо большой.

В большой терции 4 полутона (это 4 самых маленьких расстояний между клавишами, сложенных вместе). А в малой терции три полутона. Зная такую схему этого интервала, вы сможете построить нужную для вас терцию от любой клавиши.

Согласно нашему методу добавления образной ассоциации, для терции легче назначить какое-нибудь мягкое пушистое животное, например кошку. Терция очень гармонично звучит, по-другому, это называется консонанс. Также можно сказать о терции как о “добром”, “теплом” интервале.

В идеале, чем лучше вы слышите разницу между разными интервалами, тем лучше и легче вы их будете распознавать в разных мелодиях. 

  • Кварта –  переводится как “четвертый”, “четыре” и включает в себя расстояние из четырех нот.
  • В зависимости от того сколько полутонов в каждом случае выйдет, вы получите звучание либо малой терции, либо большой.
  • В кварте 5 полутонов (это 5 самых маленьких расстояний между клавишами, сложенных вместе). 

Кварта часто звучит очень торжественно. Этот интервал нередко играют фанфары в какие-либо яркие моменты жизни общества. Именно кварта может точно передать яркость, торжественность, важность звучания в мелодии. 

Например, нынешний гимн РФ в самом начале своей мелодии имеет именно кварту, что позволяет этому произведению иметь максимально подходящий настрой. Кстати, во многих гимнах кварта часто встречается именно из-за такого особого звучания.

Тритон –  расшифровывается как “три тона” (шесть полутонов), и включает в себя расстояние из четырех или пять нот, в зависимости от типа обозначения.

Этот интервал относится к разряду уменьшенных или увеличенных. Соответственно, он может быть одновременно и “увеличенной квартой” (чуть большее расстояние, чем у обычной кварты), либо “уменьшенной квинтой” (чуть меньшее расстояние, чем у обычной квинты).

Этот уникальный по составу интервал является сильно диссонирующим, с достаточно тревожным и даже пугающим  звучанием.  

Также вы можете почитать более подробную статью про необычные интервалы тритоны. И название их не связано с конкретным животным.

Квинта –  переводится “пятый”, “пять”. Расстояние в пять ступеней. 

Квинта часто звучит весьма таинственно, иногда полупустой.

В ней 7 полутонов. Такое ощущение может происходить, возможно, потому что внутри квинты условно может поместиться еще одна нота. И тогда мы услышим обычный аккорд. Но так как в квинте мы не слышим эту серединную ноту, то наш мозг воспринимает такой интервал как какой-то “недоделанный”, пустой. 

Интервал квинта часто можно встретить в самой кульминационной части в композициях с довольно серьезным содержанием. Еще при помощи квинты можно хорошо передать пространство и объем в произведении. Можно сказать, что при использовании квинт в важных частях произведения создается неземное, не бытовое звучание и настроение.

Секста –  переводится “шестой”, “шесть”. Расстояние в шесть ступеней. 

Секста бывает двух видов: большая и малая (см. рисунок).  По звучанию она достаточно мягкая и относительно нежная. 

Малая секста чаще всего звучит минорно, в отличие от большой.  

И большая и малая секста звучат достаточно широко. Позволяют передать певучесть в звучании, особенно если играть ноты поочередно. Но даже и одновременно сыгранные ноты в этом интервале создадут достаточно благозвучное сочетание. По характеру сексты чем-то напоминают терции, только более широкие по звучанию.  

Кстати, есть очень интересная особенность всех интервалов: если нижнюю ноту интервала перекинуть на диапазон выше Например, интервал С3-A3 переделать на A3-C4, т.е. верхнюю ноту интервала оставить без изменений, а нижнюю перекинуть наверх в следующую октаву, то можно получить новый интервал, по характеру очень близкий к первоначальному.

Септима – переводится как “седьмой”, “семь”. Это расстояние в семь ступеней. 

Септимы также как и сексты бывают большие и малые. Но в отличие от секст, септимы звучат далеко не “мягко”. Некоторые находят их звучание “кричащим”, “резким”. Особенно если обе ноты интервала звучат одновременно. 

Большие септимы еще более диссонирующие по звучанию относительно малых. При прослушивании большой септимы, у большинства слушателей будет сильное желание верхний звук перевести на полутон выше (тогда получится октава – очень чистый по звучанию интервал).

Септимы и большие и малые являются крайними нотами септаккордов. Т.е. если внутри интервала септима дописать еще две ноты, то можно получить весьма гармоничные и достаточно мягкие по звучанию сочетания нот. Однако в чистом виде септимы всегда звучат диссонирующе (негармонично). 

Октава – переводится как “восьмой”, “восемь”. Расстояние в восемь ступеней.

Октава всегда звучит очень чисто, и от любой ноты, октава прекрасно сочетается с остальными партиями. В большинстве случаев интервал октава передает в произведении объем и масштаб. 

Представленные выше интервалы используются гораздо чаще, чем, те которые пойдут ниже. После октавы, которая по сути – построение одной и той же ноты в разных диапазонах, идут еще бОльшие интервалы. 

Такие большие интервалы как нона (“девятый”), децима (“десятый”), ундецима (“одиннадцатый”), дуодецима (“двенадцатый”) и терцдецима (“тринадцатый”) чаще используются не по отдельности, а в составе больших аккордов – например, таких как ноннаккорды, ундецимаккорды и терцдецимаккорды. Но как и сами такие большие аккорды, так и сами большие интервалы в действительности встречаются реже. Например, большие аккорды чаще можно встретить в джазовой музыке, а большие интервалы при сочетании нескольких инструментов в композиции. 

Расстояния между нотами могут быть и больше)

Интервалы делятся на малые, большие и чистые. Чистыми всегда будут прима, кварта, квинта и октава. Это означает, что в любой тональности и при любом раскладе такие интервалы всегда будут звучать одинаково и не будут менять своего оттенка звучания. Оттого они чистые, т.е. безызменные. В то время, как другие оставшиеся интервалы могут быть как малыми, так и большими.

Также все интервалы могут быть уменьшенными либо увеличенными, когда их фактическое расстояние чуть меньше или больше основных базовых расстояний. Такая особенность может возникать, когда ноты пишутся на нотном стане с использованием знаков альтерации: диезов и бемолей.

Если происходит несостыковка по фактическому и теоретическому расстоянию между нотами (а такое частенько бывает в классической теории музыки), то и появляются особенные интервалы. На практике это выглядит как написание одного интервала. а звучание другого (тогда и ставится знак “уменьшенный” либо “увеличенный”).

 

В случае с электронным отображением нот все гораздо проще )). Такой объем информации по интервалам вряд ли пригодится, если вы планируете изучать создание музыки в электронных программах. Разве только захотите расшифровывать строение аккордов в буквенно-цифровом отображении. 

Источник: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/muzykalnaja-gramota/intervaly/

Сольфеджио с нуля. Лёгкий способ запомнить интервалы с помощью песен

ИНТЕРВАЛЫ Урок 20 Ассоциации Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Октава Строим интервалы Подробнее

Интервалы. Слушаем, играем. Теория музыки для начинающих Подробнее

Как запомнить интервалы и развить музыкальный слух? Подробнее

Интервалы. Урок 1. Подробнее

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИНТЕРВАЛЫ НА СЛУХ (Развитие слуха и сольфеджио) Подробнее

Как строить интервалы? Как петь вторым голосом? ( петь в терцию, бэк вокал) Подробнее

Принцип характерных интервалов. Как легко запомнить? Подробнее

Обращение интервалов Подробнее

Урок 63. Секунда. Музыкальные интервалы. Подробнее

Сольфеджио интервалы (Intervals) Подробнее

Как развить МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ ЗА 5 минут. Подробнее

Интервалы. Терции и сексты. Урок 5. Подробнее

Источник: https://putinizm.ru/solfedzhio-s-nulya-legkiy-sposob-zapomnit-intervaly-s-pomoschyu-pesen

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector