Детский фольклор друг ребёнка и помощник родителя

Фольклорные развивающие игры и занятия для детей: пестушки, потешки, прибаутки

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор.

Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки[1], потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Пра-бабушкино слово

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего.

Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам».

Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми.

Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

Пестушки

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни.

Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок».

Или: «Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки — хватушечки. Ноги — бегушечки». Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия.

Если при этом мама весело произносит: «Мешу, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!» — происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре.

Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п.

Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки: Поехали, поехали

С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам —

В ямку — бух! Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.). Хороша дорога,

Хороша дорога, Вот стала что-то хуже, Вот стала что-то хуже, Шаляет, валяет, Шаляет, валяет, На мостике, под мостиком, На мостике, под мостиком,

Бух в ямку! Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой. Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки. Ножки у Антошки Едут по дорожке, Дорожка кривая, Ни конца, ни края. Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения.

Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например: Та-та-та, та-та-та, Вышла кошка за кота; Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки, Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка. Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками. Большие ноги

Шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, топ — топ-топ! Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает: «Ладушки-ладушки,

Где были? — У Аннушки. Что ели? — Оладушки. Где оладушки? — Съели …

Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны). Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке: Ладушки-ладушки,

Где были? —У Панечки. Что ели? -Прянички! Где прянички? Съели…

Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии).

Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками.

От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Простоквашку.

Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у… Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой: Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша куколка пойдет, Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Или: Уходи с дороги кот! Кукла Танечка идет, Кукла Танечка идет, Ни за что не упадет! Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п.

Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать: «Дыбок, дыбок, Скоро Сашеньке годок! Дыбок-дыбок! Целый годок!» Умывая, можно сказать: Водичка-водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Купая малютку, мама ласково произносит: «Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С дитя худоба! Вода книзу,

А дитя кверху!» Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками: Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,

На ней шубка аленька, Опушка бобровая,

Маша чернобровая. Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр. Пришел кисель,

На лавочке присел, На лавочке присел, Поесть Оленьке велел. Возможен и совсем короткий вариант: Будем кашку варить,

Будем Сашеньку кормить. Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках: Наша деточка в саду,

Словно яблочко в меду! Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна: На дубочке, на дубочке Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики, Синие карманчики На дубу они сидят, Меж собою говорят: Все про Галеньку

Все про маленьку…

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то.

Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент. В светлом теремочке

Выросла Лизуша! Люди ее любят, Все ее голубят. Вариант для мальчика: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька хороший,

Коленька пригожий. При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

Читайте также:  Вступительные экзамены в музыкальное училище

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.

Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: Собака на кухне Пироги печет.

Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках

Избушку метет. Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.

Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает».

Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами: «А нашей Галеньке — в ручку.

Угощайся, Галенька, на здоровье!» Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно.

Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый».

Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.

: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? или: Коза-хлопота День-деньской занята: Ей — травы нащипать, Ей — на речку бежать, Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира.

В этом высокая педагогическая ценность небылиц. Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.

Или Была репа важная, Дивилась бабушка каждая: Одним днем Не обойдешь кругом. Всей деревней ели

Целую неделю. Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора.

Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным.

В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

 

[1] От слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/497/folklornaya-pedagogika

Тема: «Совместная работа детского сада и семьи по ознакомлению детей раннего возраста с фольклором»

Слайд 0

Курганская область, Кетовский район. с. Иковка МКДОУ «Иковский детский сад общеразвивающего вида №1» Тема: «Совместная работа детского сада и семьи по ознакомлению детей раннего возраста с фольклором» Воспитатель: Каширцева Татьяна Викторовна, II квалификационная категория Конкурс медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь» Номинация «Ах, малыши!»

Слайд 1

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский

Слайд 2

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.

Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Слайд 3

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор

Слайд 4

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность.

Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Слайд 5

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь

Слайд 6

Приобщение родителей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству

Слайд 7

Задачи: Познакомить детей и родителей с русскими традициями, играми, загадками. Расширить поведенческий репертуар родителей в воспитании детей. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей . Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

Слайд 8

Анкета для родителей «Использование фольклора в семейном воспитании» Какие малые формы фольклора вы знаете? Какие вы используете с детьми? С какой целью? Загадываете ли детям загадки? Как часто? Какие потешки вы знаете? Поете ли вы своим детям колыбельные песенки? Какие? Как вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка? Критерии оценки результатов: 1балл – нет, 2 балла – сомнения, 3 балла – да.

Слайд 9

12% 33% 55% В.У. С.У. Н.У Результаты анкетирования родителей

Слайд 10

Высокий уровень: родители знакомят детей с детским фольклором, проявляют интерес к малым фольклорным жанрам Средний уровень: родители частично проявляют интерес к малым фольклорным жанрам, знакомят детей в домашних условиях с русским народным творчеством. Низкий уровень: родители не проявляют интереса к малым фольклорным жанрам

Слайд 11

Проблема: Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.

Слайд 12

Формы работы Совместная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями Взаимосвязь воспитателей и специалистов

Слайд 13

Совместная деятельность с детьми Включение устного народного творчества в образовательную деятельность педагогов и музыкальных руководителей Включение устного народного творчества в режимные процессы Проведение речевого развлечения для детей «Путешествие в мир потешек»

Слайд 14

Взаимодействие с родителями Консультации: «Использование фольклора в организации режима дня в домашних условиях» «Баю – баюшки – баю!» (как укладывать ребенка спать) Советы для родителей:«Развитие речи детей раннего возраста» Памятка для родителей: «Факторы успешного речевого развития детей» Круглый стол для родителей: «Дети любят потешки» Совместное развлечение: « Путешествие в мир потешек»

Слайд 15

Совместное развлечение «Путешествие в мир потешек» «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись…» «Заинька, походи, серенький, походи…»

Слайд 16

«Сорока, сорока, сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила…» «Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши – Очень рады солнышку.»

Слайд 17

«Как у нашего кота Шубка очень хороша Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые»

Слайд 18

Хороводные игры Хороводные игры — любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям

Слайд 19

Хороводная игра «Мыши водят хоровод»

Слайд 20

Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Слайд 21

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.

), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Читайте также:  Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Слайд 22

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству.

Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи.

Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

Слайд 23

Консультация для родителей «Баю – баюшки – баю…»

Слайд 24

Внимание родители!!! Мимо вы не проходите! Прочитать не поленитесь!

Слайд 25

Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения Создавать условия для общения с другими детьми Речь взрослого пример для подражания Развитие мелкой моторики руки, ведет к развитию речи детей Совместные игры взрослого и ребенка Чтение художественной литературы, разучивание потешек Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все «Почему?» Совместные выезды на природу

Слайд 26

Круглый стол для родителей: «Дети любят потешки» Сундучок мы открываем И задание получаем Роли распределяем, Сказку начинаем

Слайд 27

Кто потешек много знает, воздушный шарик получает Раз, два, три, четыре,. …семь – раздаем потешки всем. Все потешки мы изучим- и конечно, результат получим

Слайд 28

Ознакомление с литературой

Слайд 29

Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы проводим по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей.

В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки.

Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Слайд 30

— Повысился уровень речевого развития детей 2-3 лет. Сформировался интерес детей к устному народному творчеству Установлены прочные взаимосвязи с родителями детей. Приобщили детей и родителей к народным истокам Собрана детская библиотека по детскому фольклору. Результат работы

Слайд 31

Участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжки-малышки» с потешками, шутками, прибаутками . — анкетирование родителей «Помогает ли вам устное народное творчество общаться с детьми?». Выставка для родителей детского устного народного творчества «Шутки- прибаутки для малышек- говоришек». Создание семейного клуба «Ладушки» Перспектива работы:

Слайд 32

Источник: https://KeepSlide.com/entertainment/11811

Сказка про взаимопомощь для детей

Эта сказка поможет осознать те истины, которые знает каждый. Взаимопомощь — дело доброе, нужное. Взаимовыручка – это когда люди помогают друг другу, когда кому-то трудно.

Сказка «Новый дом»
Автор: Ирис Ревю

Жил-был ёж Сенька. Решил он новый дом построить. Старый-то совсем развалился. О том, что без нового дома не обойтись, стало ясно нынешней весной. Снега зимой было много, весной он начал таять, затопил жилище, оно и пришло в негодность.

За строительство ёж принялся один.

— Главное начать, — подбадривал он себя. – Кто не начнёт, тот и не построит.

Но всё делать в одиночку оказалось трудно. Это Сенька понял на третий день. Он загрустил, пригорюнился. Как-то незаметно для себя собрал он котомку и пошел по лесной тропинке.

Куда?

Этого ёж пока не знал.

— Прогуляюсь, — решил он.

Вот идёт ёж по тропинке, видит, маленький сынок дятла выпал из дупла.

— Эх ты, бедолага, — сказал Сенька, – как же тебя угораздило выпасть?

Еж попросил синицу Соню слетать к дятлу, который был на работе, и рассказать ему о происшествии. Вскоре малыш был возвращён в дупло. А ёж отправился дальше.

По пути он помог бобру, тот строил плотину, и барсуку, у которого продырявилась крыша.

К вечеру ёж Сенька пришёл к своему старому дому. Спать он лёг под кустиком. На душе было тяжело. Когда он ещё построит свой новый дом!?

А наутро выглянуло солнышко. Не ответить на улыбку солнца Сенька не мог. Он радостно поприветствовал солнце, и в этот момент увидел бобра и барсука, идущих к его дому. Туда же летел и дятел.

— Мы пришли помочь тебе построить дом.

— А как вы узнали о том, что я собираюсь строить? – спросил ёж.

— Синица Соня рассказала. Ты помог всем нам, а теперь мы поможем тебе.

Сенька засуетился, но отказываться от помощи не стал.

Как это здорово строить новый дом вместе, делать одно общее полезное дело!

Вопросы и задания к сказке

Почему старый дом ежа Сеньки пришел в негодность?

Кого ёж решил взять в помощники при строительстве нового дома?

Чей птенец выпал из дупла?

Каким зверям и птицам помог Сенька?

Кто помог Сеньке строить новый дом?

Какие пословицы подходят к сказке?

Всякая помощь хороша вовремя.
Доброму человеку помощь не убыток.

Главный смысл сказки заключается в том, что взаимопомощь – дело доброе, нужное. Взаимовыручку, искреннее желание помочь, можно только приветствовать.

Источник: http://DetskiyChas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_vzaimopomoshh/

Малые формы фольклора в патриотическом воспитании детей раннего возраста

Малые формы фольклора — в патриотическом воспитании детей раннего возраста

Аннотация: Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством и мы должнысделать их достоянием наших детей.

Ключевые слова: фольклор, этнопедагогика, народная дидактика.

Фольклор — одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.

Этнопедагогика – обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

Народная дидактика — компонент этнопедагогики, раскрывающий содержание народных поучений, наставлений, руководств, разъяснений.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа.

Я работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства. В настоящее время не многиевзрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную.

Не многие дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку,к сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении.

Патриотическоевоспитание результат длительный. Самых маленьких детей в первую очередь необходимознакомить с малыми формами фольклора. Изучаяисследования психологов Л.Н. Павловой и Н.Н.

Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста соответствует Федеральным государственным требованиям.

Народные песенки, потешки, пестушки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры.

Малые формы русского фольклора играют одну из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В нем содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром потешки, пестушки называют народной дидактикой, школой материнства.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Художественное слово стало моим главным помощником в совместной деятельности с детьми. Целью своей работы считаю: формирование у детей раннего возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с малыми формами фольклора.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

Развитие познавательной и исследовательской активности.

Источник: http://me-po.ru/articles/52-malye-formy-folklora-v-patrioticheskom-vospitanii-detei-rannego-vozrasta.html

консультация для родителей «Детский фольклор»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР»

Подготовила:

воспитатель

Шевцова Е.В.

Каменск – Шахтинский

2016

       Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух лет.

Бесспорно, Вы родители —  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам и другим жанрам.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки  – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки — у которых нет конца  и которые можно обыгрывать множество раз.

       Хотели бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием.

Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

     Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.

Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если вы взрослые с ранних лет приучаете беречь игрушки, сохранять их опрятный вид.

Читайте также:  Песни о гражданской войне: такое не забывается

Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.

Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/inoe/221564-konsultacija-dlja-roditelej-detskij-folklor.html

Фольклор в жизни детей

Фольклор в жизни детей.

«Произведения детского фольклора для

ребенка и подростка – живые организмы,

полевые цветы, на глазах вырастающие,

видимо расцветающие, существующие

неотделимо с их хранителями.»

Г.С. Виноградов

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, приговорок, попевок. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.

Знакомство малыми фольклорными жанрами расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Воспитатель группы № 1 Калинина Марина Алексеевна

ПОТЕШКИ ДЛЯ НОВИЧКОВ

***

Придёт киска не спеша И погладит малыша. “Мяу, мяу, — скажет киска, — Наша детка (Ира) хороша!”

***

Наша деточка (Леночка) в саду, Что оладышек в меду:

Сладка да румяна

Не найдёшь изъяна!

***

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка –пригожий!

Ойой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

ПОТЕШКИ НА СОН ГРЯДУЩИЙ

***

Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать.

***

Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!

*** Мы немножечко поспим, Мы на спинке полежим. Мы на спинке полежим И тихонько посопим.

***

Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке,Утки на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят — поспят, Всему миру спать велят.

***

Баюаю,байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***

Баюаю,баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поет ,

Ване спать не дает.

А тыанечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать- не гулять,

Только глазки закрывать.

***

Баюаю,баюшок,

Кладу Машу на пушок-

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

***

Айачи,качи,качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули

Все давно уснули.

Не скребутся паучки-

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

***

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань мой, Юрочка.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

***

Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался. Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл ухо, Вот и сухо!

***

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, маме улыбаемся

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Закатаем рукава,

Открываем кран-вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем ушки и ладошки!

— Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

— Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

***

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться

Эту песенку не пой.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

***

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

***

Лейся, чистая водичка

Ты умой мне чисто личко,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

***

Нам водичка – добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки все польем,

А потом играть пойдем.

Говорим тебе – спасибо,

Ты даешь ребятам силу.

***

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

***

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

***

Ванечка, Ванюша, Кашку всю ты скушай. Стукни ложкой, Топни ножкой. Хлопни ты в ладоши, И погладь ты кошку.

***

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Травка-муравка сосна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

***

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

ПОТЕШКИ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ

ДВИЖЕНИЯМИ, ХОДЬБОЙ

***

Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, Чёрной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то — бряк, бряк, бряк! Золотые они — звяк, звяк, звяк!

***

Мы ногами топ, топ. Мы руками хлоп, хлоп. Мы глазами миг, миг. Мы плечами чик, чик.

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Страницы: 1 | 2 | Весь текст

© , 2018

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/folklor-v-zhizni-detei/

Детский фольклор

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.

Колыбельные песни

Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.

В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них — свои обязанности.

Пестушки

Пестушки, от слова «пестовать» — воспитывать.

Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали — под разные песенки, шуточки-прибауточки.

В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где — роток.

Потешки

Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идет коза рогатая…», «Сорока-ворона кашку варила…», «Ладушки». Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

Игры

Ребенок растет и уже сам заводит сложные и подвижные игры, пляски, хороводы. Все это сопровождается игровыми песенками, приговорками, выкриками.

Если во время игры, например в прятки или пятнашки, надо выбрать того, кто будет водить, используют считалки.

Каждая игра имеет свои приговорки и песенки.

Дразнилки

Есть специальные дразнилки. «Бабка-ежка, костяная ножка!…». Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.

Поддевки

Это такая умственная игра — кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше.

Загадки

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.

В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов.

Страшилки

Задача страшилки — попугать слушателей. Психологи считают, что для нормального развития ребенка ему нужны иногда такие душевные встряски. При этом важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится.

Прозаические страшилки возникли давно, а начиная с 80-х гг. XX в. вдруг необыкновенно быстро распространился новый вид, близкий к страшилкам. Это коротенькие стихотворения — садистские стишки.

Нелепицы и нескладухи

В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может («По стене ползет трамвай, волосатый, как кирпич»).

Нескладухи — различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.

Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.

Школьные стишки

Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке

Победить, уничтожить плохое в жизни можно прямой борьбой с ним, собственным добрым примером, а еще — смехом. Смех — верный признак силы и душевного здоровья.

Анекдот

Веселья, юмора, насмешки в детском фольклоре — сколько угодно. Одни анекдоты чего стоят! Существует огромное количество взрослых анекдотов. Некоторые из них попадают и в школу, и даже в детский сад. При этом ребята часто такие анекдоты переделывают, приспосабливают к своим собственным понятиям.

Детские анекдоты касаются отношений детей и родителей, учеников и учителей, в них часто действуют герои книжек и кинофильмов, а также взрослых анекдотов.

Озорные песенки

Переделывают и песни, особенно те, которые в данный момент наиболее популярны («Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам…»).

На свое творчество ребята тратят немало времени. Их жизнь становится богаче, развиваются интеллект, чувство вкуса, чувство юмора.

Детский фольклор — одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.

Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

Источник: http://MirZnanii.com/a/270045/detskiy-folklor

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector