Как строить характерные интервалы в любой тональности

Как строить характерные интервалы в любой тональности, Музыкальный класс

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.

А в паре интервалов ув5— ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.

Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.

О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Тут говорят кварт никогда не была уменьшённой ,а квинта увеличенной. Так вот,кто это говорит пусть сначала выучит сольфеджио,а потом » исправляет ошибки»! Это 2 пара характерных интервалов!

подскажите пожалуйста а тут точно все правильно, просто посмотрела на других сайтах и там написано совершенно по другому

Здравствуйте, помогите пожалуйста. Диатонические и характерные интервалы. Даны интервалы, как определить тональности в которых они встречаются и разрешить их? Но основной вопрос как определить тональности? Благодарю.

Если вы не вкурсе,то кварта никогда не была уменьшенной,а квинта увеличеннои.

Спасибо Вам большое за такие подробные и понятные объяснения.

Дочка учится в музыкальной школе и не всегда все понимает, а у меня музыкальной — всего два класса образования(( так что я не великий помощник.

К сожалению учебников по сольфеджио с хорошим объяснением самой теории я нигде найти не могла. Ваш сайт — спасение. Огромнейшее спасибо . Особенно за маленькие хитрости и подсказки в табличках. С уважением Татьяна.

P.S. Надеюсь не раз еще к Вам загляну.

до-ре диез…все правильно, порядок знаков фа-до-соль-ре-ля-ми-си…если что, а там ре)

Карина, этот знак не относится к ключевому. Он принадлежит ноте ре (ре-диез), входящей в состав интервала.

я не понимаю, а в ми миноре, ведь фа диез…

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/kak-stroit-xarakternye-intervaly-v-lyuboj-tonalnosti-muzykalnyj-klass

Музыкальный онлайн колледж

Увеличенные и уменьшенные интервалы

В этой статье рассмотрим основные особенности и характеристику увеличенных интервалов и научимся их строить, как в тональности, так и от произвольного звука.

Вспомним, что интервал это расстояние между двумя звуками или если выразиться более научно это соотношение или сочетание двух звуков. Для того, что бы найти интервал от любого звука нам нужно пройти определенное расстояние, которое мы измеряем по 2 параметрам:

  1. Сколько шагов по диатонике ( то есть по нотам CDEFGAB) нужно сделать, чтобы перейти от одной ноты до другой. Например, есть интервал CA между этими звуками находится еще 5 нот (белых клавиш на фортепиано) — это звуки DEFG. Получается, что всего мы делаем 6 шагов CDEFGA. Шесть шагов дают интервал сексты (шесть — секст).

  2. Сколько полутонов и тонов в одном интервале.

    Если бы расстояние между всеми звуками диатоники было равным, то и интервалы были бы однозначными, но так как между звуками EF и BC расстояние в полтона, то даже одно и тоже расстояние по шагам будет неравнозначным по количеству тонов или полутонов.

    Например, сделаем 6 шагов от звука D (EFGA) B – получили интервал DB это тоже секста, как и в предыдущем примере. Но расстояние от ноты C до ноты A = 4, 5 тонам, а расстояние от D до B = 4 тонам.

    Получается, что если мы скажем секста от ноты С и секста от ноты D, то это будет лишь частичная информация о расстоянии, так как она не содержит указаний на количество тонов или полутонов. Поэтому мы говорим, что секста CA большая или мажорная, так как она строится на первой ступени мажорного лада, а секста DB малая или минорная.

Как появляются увеличенные или уменьшенные интервалы?

Здесь нет ничего сложного. Причина появления этих интервалов опять же в точности обозначения ступеневого и тонового соотношения (величины) интервалов.

Например, если мы возьмем такое соотношение звуков F – G# и попробуем посчитать, что это за интервал, то получим следующее.

  1. Считаем сколько шагов мы делаем. FG это 2 шага, то есть интервал секунда.

  2. Считаем количество тонов — оно равно 1,5 тона

То есть по ступеням это интервал секунда, а по количеству тонов интервал малой терции. Получается, что этот интервал больше на полтона чем большая секунда FG. Такой интервал мы называем увеличенным.

Явление при котором интервалы имеют одинаковую тоновую величину, но разное количество ступеней называется энгармонизмом интервалов, а сами интервалы называются энгармоническими.

Некоторые могут спросить, а зачем записывать это как FG#, если можно записать как FAb и получить малую терцию? Такой вопрос, как правило, связан с непониманием природы тональности.

Например, интервал FG# возможно получить в тональности Am, но ноты Ab в тональности Am нет и быть не может, так как незыблемое правило гласит — тоника изменятся не может, так как мы получим другую тональность. Кроме того, интервал увеличенной секунды в мелодии звучит не также, как интервал малой терции, что объясняется свойством ступеней лада, а также напоминает о дотемперированой эпохе музыкального строя.

Итак, если интервал больший чем большая секунда мы называем увеличенным, то отсюда делаем простой вывод интервал меньший чем малый мы называем уменьшенным.

Например, малая терция AC, а ACb будет уменьшенной терцией. То есть для того, чтобы получить увеличенный интервал нам нужно поднять на полтона верхний звук, без изменения его названия или понизить нижний, а для получения уменьшенного понизить верхний или повысить нижний.

Читайте также:  Осваиваем три вида минора

Кроме малых и больших интервалов у нас есть еще чистые. Для них все еще проще. Повышая чистый интервал мы получаем увеличенный, понижая уменьшенный.

Повышая или понижая увеличенные и уменьшенные интервалы дальше, мы можем получить дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы.

Увеличенные и уменьшенные интервалы обращаются друг в друга, то есть ув в ум, а ум в ув.

Увеличенные и уменьшенные интервалы в тональности

В обычной тональности мы можем построить только один увеличенный интервал и один уменьшенный это всем известный тритон. Как видите по другому записать эти интервалы нельзя, что является их характерной особенностью.

Другие увеличенные и уменьшенные интервалы образуются в гармонических и мелодических видах ладов, а также при использовании альтераций.

В гармоническом мажоре 6 низкая ступень позволяет построить интервалы:

В гармоническом миноре получаем интервалы:

Для того, чтобы запомнить интервалы в тональности используем простую формулу.

Мажор переводится как большой — значит на 6 низкой ступени мажора строятся увеличенные (то есть больше чем нужно)

В миноре (переводится, как малый) на 7 повышенной строятся уменьшенные интервалы.

Интервалы ув2, ум7, ум4, ув5 появляются только в разновидностях ладов и ХАРАКТЕРИЗУЮТ их звучание, то они также называются характерными. Также они являются хроматическими, так содержат один недиатонический звук.

Разрешение характерных интервалов

Источник: http://study-music.ru/uvelichennye-i-umenshennye-intervaly-xarakternye-intervaly/

Характерные интервалы. Что такое характерные интервалы

Искусство и развлечения 1 августа 2014

По сложности многие сравнивают теорию музыки с математикой, и какая-то доля правды в этом есть, ведь именно математика стала прародителем современной теории музыки. Даже на элементарном уровне музыкальной школы некоторые темы вызывают у учащихся множество вопросов, и одной из самых сложных для понимания тем являются характерные интервалы.

Интервалы в музыке

В музыкальной теории интервалом называют расстояние между двумя звуками, которое, в свою очередь, измеряется тонами и полутонами. Полутоном является самое близкое расстояние между звуками, то есть это соседние клавиши. Один тон равен 2 полутонам.

Любой интервал имеет тоновую и ступеневую величину, которые и определяют само понятие.

Величина ступеневая определяет то, сколько ступеней находится между двумя звуками, а тоновая величина, в свою очередь, определяет количество тонов.

Например, интервал ми-ля бемоль является уменьшенной квартой хотя по звучанию похож на большую терцию и энгармонически равен ей. Однако ступеней всего 4, а значит, это всё-таки кварта.

Что такое характерные интервалы

Прежде чем перейти к изучению такой сложной темы, следует познакомиться с ладами гармонического мажора и минора, так как эти 2 темы тесно связаны между собой. Итак, характерными называют интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре, обязательно при участии гармонической ступени. Характерными являются следующие пары:

  • Увеличенная секунда – уменьшенная септима (ув.2 – ум.7).
  • Увеличенная квинта – уменьшенная кварта (ув.5 – ум.4).

Эти интервалы интересны и сложны тем, что никогда не встречаются в натуральных ладах, причём следует быть внимательными: не путайте характерные интервалы и тритоны, это 2 абсолютно разные группы. Помните также, какие именно ступени в мажоре и миноре изменяются в гармоническом ладу:

  • Гармонический мажор – пониженная 4 ступень.
  • Гармонический минор – повышенная 7 ступень.

Видео по теме

Мажорные интервалы

Первая пара характерных интервалов является общей и для мажорного, и для минорного лада. В гармоническом ладу увеличенная секунда и её обращение, уменьшённая септима, строятся на следующих ступенях:

  • ув.2 – 6 ступень;
  • ум.7 – 7 ступень.

На слух их обнаружить немного легче, чем тритоны. Характерные интервалы в мажоре создают довольно специфические созвучия, которые ни с чем не перепутаешь. К примеру, увеличенная секунда, то есть 6 и 7 ступени в гармоническом ладу, при постепенном гаммообразном движении создают некий восточный колорит, благодаря которому интервал легко узнаваем.

Что касается 2 пары, ув.5 и ум.4, её распознать и построить несколько сложнее, так как в мажоре и миноре она строится на разных ступенях.

В этом и заключается сложность, которой пугают учащихся характерные интервалы. Сольфеджио требует максимальной концентрации внимания, дабы не упустить такую важную мелочь, как правильная ступень построения.

Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:

  • Ув.5 – 4 ступень.
  • Ум.4 – 3 ступень.

Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.

Минорные интервалы

Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:

  • ув.2 – 6 ступень;
  • ум.7 – 7 ступень;
  • ув.5 – 3 ступень;
  • ум.4 – 7 ступень.

Построение интервалов в миноре и мажоре

Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики. Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы. Сначала отсчитываем от звука 7 ступеней, а затем корректируем результат по количеству тонов: их должно быть 4,5. Теперь надо просчитать, в каких тональностях встречается данный интервал.

Для этого следует принять этот звук за 7 ступень тональности, и вы получите мажорную и минорную тональность. К примеру, если ум.7 нужно построить от звука ми, то тональностями будут гармонические фа мажор и фа минор. По такой же методике строятся и остальные характерные интервалы. Сольфеджио располагает и другими способами, однако этот наиболее прост и понятен.

Разрешение характерных интервалов

Так как характерные интервалы являются диссонирующими и неустойчивыми, им обязательно необходимо разрешение в консонирующий и устойчивый интервал. Однако примите во внимание, что диссонанты могут разрешаться в любой консонанс, вне зависимости от того, устойчив ли он. Неустойчивый же интервал должен разрешаться только в устойчивый.

Изучение разрешения характерных интервалов следует на основе лада. Это обусловлено тем, что в музыке разрешение основывается именно на переходе неустойчивых звуков в устойчивые. По этой причине, чтобы разрешить интервал, необходимо знать тональность, в которой он был построен.

Разрешение характерных интервалов в точности совпадает с разрешением неустойчивых звуков. Если оба звука неустойчивы, то они переходят в ближайшие устойчивые, согласно принципу тяготения. Если же один звук в интервале устойчив, он остаётся на месте, а изменяется только неустойчивый звук.

Обращение интервалов

В теории музыки обращением называют перенесение звука на октаву вверх или вниз. Сам интервал и его обращение в сумме должны составлять чистую октаву, в другом случае проверьте построение на ошибки. Обращение имеет целую систему со своими правилами и закономерностями, которые стоит хорошо помнить:

  • При обращении чистого интервала получается также чистый.
  • Обращение малого интервала даёт в результате большой, и наоборот.
  • Уменьшённый интервал при обращении даёт увеличенный, и наоборот.

Теперь ознакомимся с обращениями конкретных интервалов, включая характерные интервалы:

  • Прима переходит в октаву.
  • Секунда в септиму.
  • Терция в сексту.
  • Кварта в квинту.

Что касается характерных интервалов, ув.5 и ум.4 являются взаимозаменяемыми, что значительно облегчает построение обращений. Вторая пара характерных разрешается по принципу тяготения. Увеличенная секунда разрешается в сторону расширения и образует чистую кварту (5 ступень лада). Уменьшенная септима разрешается в сторону сужения и образует чистую квинту (1 ступень лада).

План построения характерных интервалов

В заключение статьи рассмотрим несколько способов построения характерных интервалов, так как именно это вызывает затруднения у большинства учащихся. Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала следует определить тональность, в которой нужно построить интервал, и для удобства записать ключевые знаки.
  2. Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является “характерным”.
  3. Затем нужно исходить из следующей закономерности: все характерные интервалы содержат гармоническую ступень и вертятся вокруг неё. В мажоре эта “волшебная ступень” – шестая, а в миноре седьмая, всегда это помните.

Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях. Чтобы не запутаться, зарисуйте себе следующую табличку:

Мажор Минор
Ув.2 VIb VI
Ум.7 VII VII#
Ув.5 VIb III
Ум.4 III VI#

Теперь вам будет очень легко построить все интервалы, тем более что один звук уже известен. Есть один секрет, а скорее, закономерность, запомнив которую вы сможете быстро запомнить эту таблицу.

Итак, в мажоре все увеличенные интервалы строятся на 6 пониженной ступени, а в миноре все уменьшенные – на 7 повышенной.

Теперь, построив первую пару, можно быстро построить и вторую, так как характерные интервалы тесно связаны между собой и практически обращаются друг в друга.

Отличия тритонов от характерных интервалов

Следует быть внимательными и знать отличия тритонов от характерных интервалов, так как это является одной из самых распространённых ошибок. Итак, тритон – это интервал, в состав которого входят ровно 3 тона: увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны могут строиться как в диатонических, так и в гармонических и мелодических тонах, поэтому путать их с характерными нельзя.

Тритон – это сильный диссонанс, который входит в состав доминантового септаккорда. К слову, относительно тритонов ходит множество суеверий, одно из них гласит, что музыка, содержащая тритоны, – музыка дьявола.

Именно так считали средневековые церковнослужители, поэтому в духовной музыке тех времён использование тритонов как вместе, так и последовательно, было строжайше запрещено.

Запрет был настолько серьёзен, что нарушителям грозил визит инквизиции.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/130077/

Презентация по сольфеджио “Характерные интервалы” (6 год обучения)

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация по сольфеджио “Характерные интервалы” (6 год обучения)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ТРИТОНЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Презентация по предмету «СОЛЬФЕДЖИО» (для обучающихся шестого года обучения) Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

Читайте также:  Фортепианное творчество балакирева

2 слайд Описание слайда:

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — это интервал величиной в три целых тона. К ним относятся: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Увеличенная кварта — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона.

Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим. Уменьшённая квинта — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное.

Что такое тритоны

3 слайд Описание слайда:

Где строятся тритоны Интервалы В мажоре В миноре Название Сокращ. натур. гарм. натур. гарм. Увеличенная кварта ув.4 IV IV,VI VI IV,VI Уменьшённая квинта ум.5 VII II,VII II II,VII

4 слайд Описание слайда:

Как разрешаются тритоны Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув.4 всегда разрешается в сексту, а ум.

5– в терцию. Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

5 слайд Описание слайда:

Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются. Что такое характерные интервалы

6 слайд Описание слайда:

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда, уменьшённая септима, уменьшённая кварта и увеличенная квинта. Они составляют две пары взаимообратимых интервалов. Первая пара характерных интервалов Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув.

2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного лада. Вторая пара Эту пару образуют уменьшённая кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув. 5). В мажоре и миноре эти интервалы строятся от разных ступеней.

Какие интервалы являются характерными

7 слайд Описание слайда:

Где строятся характерные интервалы Интервалы Гарм. мажор Гарм. минор Увеличеннаясекунда ув.2 VI VI Уменьшённаясептима ум.7 VII VII Уменьшённая кварта ум.4 III VII Увеличенная квинта ув.5 VI III

8 слайд Описание слайда:

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.

) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый — уменьшается. Соответственно: увеличенная секунда разрешается в чистую кварту; уменьшённая септима — в чистую квинту; уменьшенная кварта— в малую терцию; увеличенная квинта — в большую сексту.

Как разрешаются характерные интервалы Тональность Ре мажор Тональность ре минор

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-solfedzhio-harakternie-intervali-god-obucheniya-1802212.html

Интервал в музыке. Таблица интервалов :

Каждый начинающий или уже более-менее знакомый с основами теории музыки и сольфеджио музыкант в обязательном порядке должен знать, что такое интервал в музыке. Если разобраться, он является основным элементом для построения многих разновидностей ладов, гамм, трезвучий и аккордов. Рассмотрим основной интервальный ряд подробнее.

Что такое интервал в музыке?

Если исходить из общепринятого определения, интервалом принято называть расстояние (промежуток) или разницу в звучании между двумя ступенями (нотами). Высота интервала определяется по количеству сочетаний «тон/полутон», принятому в международной классификации.

Исходя из этого, нетрудно определить, что половина тона соответствует малой секунде, а один тон – большой. Так что при построении гаммовых и ладовых последовательностей именно секунда является базовым элементом. Но об этом несколько позже.

Не говоря о количестве тонов и полутонов, которые присутствуют в основных интервалах, стоит отметить, что они могут звучать на слух одинаково, но иметь разные названия. Так, например, совершенно одинаково слышатся большая терция и уменьшенный кварта-интервал. Хотя количество полутонов в них одинаковое, ступени звукоряда, используемые для их построения, разные.

Отдельно стоит обратить внимание и на то, что различают мелодические и гармонические интервалы.

Разница состоит в том, что такие интервалы в музыке сольфеджио трактует в первом случае как последовательное исполнение нот, во втором – одновременное.

Например, если на фортепианной клавиатуре мы сначала играм ноту «до», а затем «фа», получается мелодический интервал кварта. Если же клавиши нажимаются одновременно, мы имеем дело с гармоническим интервалом.

Принципы построения интервалов

Как уже понятно, основная последовательность стандартных интервалов (исключая их некоторые типы) строится по принципу добавления полутона или малой секунды. Сюда не входит интервал прима, поскольку он представляет собой две одинаковые по высоте ноты, звучащие в унисон, и по величине не содержит ни одного полутона.

Поскольку сейчас идет речь об основных интервалах, знания о которых входят в начальный курс сольфеджио (от примы до октавы), можно отметить, что теория музыки интервалы такого типа не рассматривает, все внимание сконцентрировано на тех типах, которые больше октавы, скажем, нона, децима и т. д. Но для начального понимания интервалов мы ограничимся стандартным рядом.

Таблица интервалов (основных)

Итак, сейчас мы рассмотрим основной интервальный ряд, который является базовым для всех ладов, гамм, трезвучий и аккордов.

Название Виды Обозначение Количество полутонов
Прима Только чистая ч1
Секунда Малая м2 1
Большая б2 2
Терция Малая м3 3
Большая б3 4
Кварта Только чистая ч4 5
Квинта Только чистая ч5 7
Секста Малая м6 8
Большая б6 9
Септима Малая м7 10
Большая б7 11
Октава Только чистая ч8 12

Как уже заметно, таблица интервалов содержит небольшую ошибочку. В ней отсутствует значение, соответствующее интервалу, содержащему 6 полутонов. Это либо увеличенная кварта, либо уменьшенная квинта. Пока мы их не затрагиваем.

Последовательности интервалов в гаммах и ладах

Теперь остановимся на том, как строятся некоторые гаммы и ладовые последовательности. Интервалы в музыке сольфеджио определяет еще и как составные элементы любого лада, однако, исходя из того, что это все-таки именно последовательности, основным элементом при их построении выступает интервал секунда, который строится с использованием двух соседних ступеней лада.

Для наглядности в качестве примера возьмем натуральный мажор и минор, а также гармоническую и мелодическую минорные последовательности.

На основе вышесказанного для натурального мажора последовательность секунд выглядит следующим образом: б2-б2-м2-б2-б2-б2-м2.

Аналогичная последовательность для натурального минора имеет несколько другой вид: б2-м2-б2-б2-м2-б2-б2. Гармонический минор выражается так: б2-м2-б2-б2-м2-ув2-м2.

Мелодический минор играется по восходящей как последовательность б2-м2-б2-б2-б2-б2-м2, по нисходящей – б2-б2-м2-б2-б2-м2-б2.

Наверное, у многих уже возник вопрос насчет обозначения ув2. Это увеличенная секунда. Она звучит как малая терция, но в последовательности гармонических ступеней гаммы назвать этот интервал именно терцией нельзя, поскольку должны присутствовать две соседние ступени.

Интервалы как составная часть трезвучий

Интервал в музыке применяется еще и для построения трезвучий. Для тонических трезвучий используются малая и большая терция, а для построения их обращений – то же самое, но в сочетании с квартой сверху или снизу.

Проще всего это показать на примере обращения тонического мажорного трезвучия, которое строится от ноты «до» (до-ми-соль). В данном случае мы имеем два интервала – большую, а затем малую терцию.

При обращении трезвучия вверх первая нота «до» просто переносится на октаву выше, исходя из чего получается сочетание малой терции и чистой кварты. При следующем обращении на октаву вверх переносится уже вторая нота, присутствовавшая в тоническом трезвучии («ми»).

В такой последовательности на первом месте стоит чистая кварта, а на втором – большая терция. То же самое касается и минорных трезвучий, только большая и малая терции меняются местами.

Построение аккордов и их обращений

Что касается аккордов и их обращений, здесь, к примеру, к тоническому трезвучию добавляется кварта сверху, то есть звучит четвертая нота, соответствующая тонике, но через октаву. Обращения опять же строятся путем перенесения нот вверх на одну октаву или 12 полутонов.

В случае построения специфичных аккордов, скажем, доминантсептаккорда, который в любой гамме строится исключительно на V ступени лада, в обращениях используется еще и большая секунда.

Чтобы было понятно, построим такой аккорд от ноты «до». Это последовательность до-ми-соль-си-бемоль.

Как уже видно, при переносе ноты «до» в обращении на октаву выше мы и получаем большую секунду (си-бемоль-до).

Характерные интервалы и тритоны

Кроме основного ряда существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, которые могут звучать точно так же, как и некоторые другие.

Среди наиболее распространенных принято считать тритоны (увеличенная кварта и уменьшенная квинта), которые содержат по 3 тона или 6 полутонов (отсюда и название) и звучат на слух абсолютно одинаково.

Различить их можно только по разрешению. Для увеличенной кварты это большая секста, а для уменьшенной квинты – большая терция.

Интересно выглядят еще и интервалы в музыке, называемые характерными. Их разделяют на две пары. Первая пара – это увеличенная секунда и уменьшенная септима, вторая – уменьшенная кварта и увеличенная квинта.

В первом случае интервалы воспринимаются на слух как малая терция и большая секста, во втором – как большая терция и малая секста.

Заключение

Вот, собственно, вкратце мы и рассмотрели вопрос о том, что собой представляет интервал в музыке. Мы не касались курса теории музыки, которая больше посвящена интервалам, выходящим за пределы октавы, и более подробно описывает некоторые специфичные ладовые гармонии (лидийский лад, мисколидийский, фригийский и т. д.).

Читайте также:  Как научиться петь, если нет слуха, или, что делать, если «медведь на ухо наступил»

Однако думается, что даже на основе этих простых примеров и классификации основного ряда интервалов можно получить хотя бы какие-то начальные знания.

Для становления человека как серьезного музыканта такие азы просто необходимы, а без понимания принципов построения интервалов, трезвучий, аккордов, гамм и ладовых последовательностей ни о каком профессионализме и говорить не приходится.

Источник: https://www.syl.ru/article/203501/new_interval-v-muzyike-tablitsa-intervalov

Интервалы натурального мажора и натурального минора

На основных ступенях натуральных видов мажорного и минорного ладов встречаются только диатонические интервалы (к коим, как известно, принадлежат и обе разновидности тритона — ув.

4 и ум, 5), причем все они являются взаимообращающимися.

Общее количество интервалов с одинаковой ступеневой величиной всегда соответствует количеству основных ступеней лада (7), так как на каждой из них можно построить любой из диатонических интервалов: приму, секунду, терцию, кварту и т.д.

Интервальный состав параллельных тональностей, взятых в натуральном виде, всегда одинаков, только ступени, на которых строятся те или иные интервалы, будут разными. Это ясно видно из приведенной ниже таблицы:

Наименования интервалов Основные виды интервалов На каких ступенях встречаются Количество интервалов данного вида
в натуральном мажоре в натуральном миноре
прима чистая на любой ступени на любой ступени
секунда малая III, VII II, V
— »— большая I, II, IV, V, VI I, III, IV, VI, VII
терция малая II, III, VI, VII I, II, IV, V
— »— большая I, IV, V III, VI, VII
кварта чистая I, II, III, V, VI, VII I, II, III. IV, V, VII
— »— увеличенная (тритон) IV VI
квинта уменьшенная (тритон) VII II
— »— чистая I, II, III, IV, V, VI I, III, IV, V, VI, VII
секста малая III, VI, VII I, II. V
—» — большая I, II, IV, V III, IV, VI, VII
септима малая II, III, V, VI. VII I, II, IV, V, VII
— »— большая I, IV III, VI
октава чистая на любой ступени на любой ступени

Знание ступеней лада, на которых строятся те или иные интервалы, разумеется, необходимо для более полного усвоения каждого из видов мажора и минора.

Находить же тональности, в которых встречаются определенные интервалы, легче и удобнее по квинтовому кругу, руководствуясь при этом следующей системой. Например, нужно определить, в каких тональностях встречается большая секста ля — фа-диез.

В этом случае прежде всего надо обратить внимание на то, что один из звуков интервала дан с диезом, следовательно, ни в одной бемольной тональности, а также в тональностях, не имеющих ключевых знаков альтерации, этот интервал встретиться не может.

Таким образом, сразу отпадают 16 из 30 употребительных в музыке тональностей (напомним, что пока речь идет только о натуральных видах лада). Второй звук-ля — дан без знаков альтерации.

Поскольку в диатоническом интервале не могут быть выставлены одновременно разнородные знаки альтерации (диез и бемоль), то следует обратить внимание на то, что у ноты ля нет диеза, который был бы пятым по счету. А это обстоятельство, в свою очередь, говорит о том, что уже в тональностях с пятью диезами (и более) данный интервал встретиться не может.

Следовательно, большую сексту ля — фа-диез мы можем найти только в мажорных и минорных тональностях, имеющих при ключе 1, 2, 3, 4 диеза. Конкретно это будут следующие тональности (в скобках указаны ступени, на которых встречается данный интервал):

соль мажор (II) ми минор (IV)
ре мажор (V) си минор (VII)
ля мажор (I) фа-диез минор (III)
ми мажор (IV) до-диез минор (VI)

Аналогичным образом следует подходить и к интервалам, вообще не имеющим знаков альтерации. Только в этом случае сначала надо определить, какой из звуков интервала первым появится со знаком альтерации (и каким именно), а далее действовать согласно описанному выше способу.

Например, надо найти тональности, в которых встретится малая терция ми — соль. Если идти по квинтовому кругу в сторону диезов, то в этом интервале диез появился бы сначала у ноты соль (третий по счету).

Но так как его нет, то, следовательно, уже в тональностях с тремя (и более) диезами малая терция ми — соль не встретится. Если же двигаться по квинтовому кругу в сторону бемолей, то сперва бемоль возник бы у ноты ми.

Но так как он отсутствует, то, следовательно, данный интервал в тональностях с двумя (и более) бемолями быть не может. В итоге же получается, что малая терция ми — соль встречается в следующих восьми тональностях мажора и минора:

а) без ключевых знаков альтерации,

б) имеющих при ключе 1 и 2 диеза,

в) имеющих при ключе 1 бемоль.

После этого остается лишь конкретизировать наименования самих тональностей и порядковые номера ступеней, на которых строится искомый интервал.

Наличие разновидностей основных интервалов одного и того же наименования и их количество в данной тональности определяется весьма просто. В ладе имеется только семь основных ступеней, и на каждой из них может быть построен любой из диатонических интервалов, встречающихся в данной мажорной или минорной тональности.

Следовательно, в ладе может быть 7 секунд, 7 терций, 7 кварт и т.д., но они могут иметь различную тоновую величину — в зависимости от того, на какой ступени будут строиться.

Так, например, в натуральном мажоре и в натуральном миноре малая секунда встречается только дважды: в мажоре — на III и на VII ступенях, а в миноре — на II и V ступенях; значит, на остальных пяти (7 – 2 – 5) ступенях будут строиться большие секунды.

Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 2648;

Источник: https://poznayka.org/s89807t1.html

Конспект урока по музыке по теме “Интервалы в тональности и характерные интервалы”

Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы

МКҚҚ «Щучинск қаласы, педагогикалық колледжі»

ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»

при управлении образования Акмолинской области

Открытый урок

по теме: Интервалы в тональности и характерные интервалы

предмет «Элементарная теория музыки»

Преподаватель: Гарт А. Ю.

2014

Цель: Сформировать знания о характерных интервалах и интервалах в тональности.

Задачи:

– дать понятие термина характерный интервал и интервал в тональности, закрепить понятия консонанс, диссонанс, лад, тональность. – развить музыкальные способности, зрительную и слуховую память.

– воспитать музыкальный вкус и любовь к музыке.

Тип занятия: комбинированный

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, контроль.

Оборудование: фортепиано, мультимедийная доска, ноутбук, слайды.

Литература: Алексеев Б. Мясоедов А. «Элементарная теория музыки» М.,1986 Вахрамеев В. «Элементарная теория музыки». М., 1983

Г. Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М.,1985

План урока:

I Организационный момент.

а) Сообщение темы и задач урока.

б) Актуализация знаний

– фронтальный опрос

– музыкальная викторина

– тестирование, взаимопроверка.

II Изложение новых знаний

а) Интервалы в тональности

б) Характерные интервалы

в) Обращение характерных интервалов

III Подведение итога, рефлексия.

– домашнее задание

Ход урока:

I Организационный момент, настрой студентов на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски.

Актуализация знаний.

– Фронтальный опрос. Так как наша тема тесно связанна с предыдущими, необходимо вспомнить и закрепить наши знания. Предыдущая наша тема – интервалы.

– Как вы понимаете понятие интервал?

– На какие группы делятся интервалы?

– Какие интервалы относятся к консонирующим?

– Какие интервалы относятся к диссонирующим?

А теперь обратим внимания на сигнальные карты, на ваших столах. Во время музыкальной иллюстрации, вам нужно поднять одну из них. Консонанс – зелёная карточка, диссонанс – красная карточка (звучит несколько музыкальных примеров с применением различных интервалов).

Но так как наша тема соединяет в себе несколько тем вместе, необходимо так же вспомнить о ладе и тональности.

– как вы понимаете понятие – тональность?

– как вы понимаете определение – лад?

– какие лады вы знаете?

В следующей композиции вам необходимо определить лад (мажор или минор). Проигрывается музыкальная композиция, студенты показывают с помощью сигнальных карт, мажор это или минор, и отвечают какой вид мажора или минора прозвучал.

– Тестирование. В течении 2 – 3 минут. Взаимопроверка. (Карточки с ответами передаются соседу по парте, на мультимедийной доске правильные ответы по заданиям).

II Изложение новых знаний.

А теперь поговорим о интервалах в тональности и характерных интервалах. Что они из себя представляют и как их определить.

а) В отличии от простых интервалов, интервалы в тональности, строятся непосредственно в заданной тональности. (слайды и разбор построения на доске)

б) Характерные интервалы. Характерными интервалами, называются увеличенные или уменьшенные интервалы, образовавшиеся в следствии повышения или понижения ступени лада в гармоническом миноре или гармоническом мажоре. А именно: ув2, ум7, ув4, ум5 (слайды и разбор построения на доске).

в) Обращения характерных интервалов. Как и простые интервалы, характерные интервалы имеют определённые принципы и правила, по которым происходит их обращение (слайды и разбор построения на доске).

– Слуховой анализ с использованием характерных интервалов.

III Подведение итога, рефлексия.

– Как вы понимаете определение «интервал в тональности»?

– В следствии чего образуются характерные интервалы?

– Как могут называться тритоны в тональности?

– Как отличить ув4 от ум5?

– Будете ли вы пользоваться полученными знаниями на индивидуальных занятиях?

Домашнее задание:

– построить характерные интервалы в тональности С-dur, а-moll.

– создать слайдовую презентацию по теме: «Характерные интервалы».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-muzyke-po-teme-intervaly-v-tonalnosti-i-kharakternye-intervaly.html

Ссылка на основную публикацию