Жанры музыкального фольклора что это такое и какие они бывают

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии «фольклор», «детский фольклор», выявим его сущность и жанровую специфику.

В энциклопедическом понятии «фольклор» рассматривается именно как синоним категории «народное творчество» и определяется как «художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства».

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение «народное» интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности.

При таком подходе традиционная народна культура и её звенья — фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие — теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности .

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что «фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими».

На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории «жанр», понимание которой позволяет классифицировать фольклор.

В энциклопедическом словаре понятие «жанр» трактуется как «род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания».

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).

Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:

календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;

свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);

причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);

хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);

частушки;

лирические песни;

эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);

сказки;

детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);

 материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни).

Детский фольклор — неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой — собственно детское творчество.

Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов — ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко.

Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки.

С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической.

В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

Пестушки (от «пестовать») — песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка.

Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку — ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову .

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки — песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним — либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь.

В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты.

Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

Например (катают ребенка с подушек, как с горки):

Качи, покачи, о синовы турачи!

Кат, катышок, будет Юра женишок!

Прибаутки — песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент:

Говорят, говорят у нас так:

Курочки на улочке «Ку-дах-тах-тах!»

Гусыньки в луженьке «Га-га-га!»

Индюшки у грушки «Шун-ды-бул-ды!»

Как разновидность прибауток встречаются небылицы — перевертыши — песенки, чей сюжет нарочито изменен, «перевернут с ног на голову».

Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой «запутанности» таких небылиц:

А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.

Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки — одноэлементные напевы с текстом загадка.

Заря заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Месяц видал ни слова не сказал.

Солнце видало ключи подобрало.

Песенки — загадки и поныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.

Сказки с песнями — особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество.

В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым.

По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня — это чаще всего речь одного из персонажей.

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, — считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях — наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

Считалки (или жеребьевки) — песни, предшествующие игре, основная функция которых — регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию:

Косой заяц вырвал травку,

Положил ее на лавку,

Кто возьмет — тот вон пойдет!

Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему («Родион! Выйди вон!»)

Дразнилки — сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками — основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем — к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка:

Райка балалайка,

В доме не хозяйка.

В огороде сидела

Всю капусту поела.

Мелодика дразнилок обычно несложная — одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается «раскачиванием» на двух-трех звуках. Стих временной организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями — произволен (от секунды до квинты):

Андрей воробей, не шугай голубей.

Голуби боятся, на крышу не садятся.

Известна жанровая разновидность дразнилок — «птичьи» припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):

Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.

Деревянный нос, соломенный хвост.

Скороговорки — словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки — логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого — либо музыкального компонента в них второстепенно.

Включить материал по календарному фольклору.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д.

Собственно детский календарный фольклор — заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.

К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора — один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу.

Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра.

По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен — их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен — пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно — егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось — они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.

), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их.

Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени какк живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр — приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком .

Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.

Источник: http://moinoty.net/stati/sistema-zhanrov-muzykalnogo-folklora-i-ix-xarakteristika.html

Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют?

Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Читайте также:  Как выбрать электрогитару советы для начинающих музыкантов

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость».

По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое.

Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр – это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр – это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания.

Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.).

В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.<\p>

Что называют музыкальным фольклором?

Прежде чем разобрать жанры музыкального фольклора, необходимо понять, что относится к музыкальному народному искусству.

Музыкальный фольклор – это такое творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме.

Обычно существует только в устной форме и передается от одного исполнителя другому.

Своему долгому сохранению в народе фольклор обязан даровитым и талантливым исполнителям, которые именуются у разных народов по-разному: гусляры, менестрели, ашуги, шпильманы, кобзари и т.д.

Итак, какие бывают жанры музыкального фольклора? Для начала скажем, что все жанры фольклора, связанные с музыкой, можно разделить по трем основным литературным родам: эпос (описание каких-либо событий, связанных с историей), драма (в произведение основное место занимает действие) и лирика (повествование основано на чувствах).

Также жанры фольклора делятся в зависимости от типа исполнения: сольное (одноголосое), ансамблевое, хоровое и оркестровое.

Многообразие музыкального фольклора

Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие слишком велико. Связано это с тем, что появление нового типа танца, песни или рассказа уже считается отдельным жанром, например колыбельная, хоровод, частушка, веснянка, былина, коляда и т.д.

Основной причиной такого разнообразия народной музыки считается ее прямая связь с жизнью людей. Вся трудовая, религиозная и семейная жизнь народа сопровождается своими песнями, танцами и музыкой.

Поэтому вопрос «какие жанры музыкального фольклора существуют» не имеет окончательного ответа. Развивается жизнь, развивается и искусство.

Ярчайший пример этой связи – появление пролетарского жанра рабочей песни.

До этого мы рассматривали фольклор вообще, теперь поговорим о русском музыкальном искусстве. Доминирует здесь песня, однако из-за большого своего многообразия подразделяется на несколько видов, каждый из которых самостоятельно включен в жанры музыкального фольклора. Список видов русских песен довольно внушителен, но условно его можно разделись по тематической направленности.

Календарные и обрядовые песни

Календарно-обрядовый фольклор является одним из самых древних жанров. И связано это с тем, что жизнь людей всегда была связана с природой, поэтому ее надо было задобрить. Так появилось множество праздников плодородия. На этих празднествах проводились обряды, сопровождающиеся танцами и песнями. Основная мысль подобных ритуалов – улучшить благосостояние крестьян.

Жанры русского музыкально фольклора включают и песни, исполняемые во время гаданий. Чаще всего гадали именно на Святки, которые начинались 25 декабря и заканчивались 6 января. Песни, звучащие в эти дни, называли подблюдные и исполняли по жребию. Считалось, что их текст в метафорической форме предсказывает будущее. Вот фрагмент одной из таких песен:

«Как идет мужик из Новагорода,

У того мужика обрита борода;

Он ни плут, ни вор, за спиной топор;

А к кому он придет, тому голову сорвет.

Кому вынется, тому сбудется;

А кому сбудется, не минутся. Слава!»

Какие бывают жанры музыкального фольклора, относящиеся к данному типу еще? Также к календарно-обрядовым песням относят песни, звучащие на свадьбах, похоронах, крестинах, во время родов. Здесь же можно назвать рекрутские песни, которые исполнялись, когда мужчин провожали на войну.

Самыми интересными являются свадебные обряды и связанные с ними песни. Делятся они на три этапа, которые могут длиться от нескольких недель до месяцев.

Начинается свадебный обряд со сватовства (сваты приходят к родителям невесты и просят ее руки), затем происходит сговор (окончательное соглашение родителей молодых на обряд) и завершается все непосредственно свадьбой.

Все эти этапы сопровождались песнями, отражающими то или иное событие и поясняющими действие ритуалов.

Трудовые и рабочие песни

Итак, какие есть жанры музыкального фольклора, кроме названных? Как было сказано выше, в фольклоре отражалась вся жизнь народа, в том числе и трудовая.

Часто такие песни служили для сохранения определенного рабочего ритма, синхронизации действий.

Примером может служить известная «Дубинушка», которую исполняли бурлаки во время работы: «И-эх-ма, бра-атцы, дюже жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!»

Что же касается рабочих, то эти песни являются продолжением традиции трудового фольклора, но своим формированием и развитием обязаны русскому пролетариату.

Жанры русского музыкального фольклора тесно связаны с историей страны и жизнью ее народа. Поэтому, когда в XVIII веке появились первые горнорудные заводы на Урале, стали появляться и первые трудовые песни.

В основном работали там каторжане, поэтому их фольклор во многом тюремно-каторжный и посвящен бесправию трудящихся, беззаконию и несправедливости властей, нечеловечески тяжелому труду. Однако постепенно недовольство разрасталось до порицания самой государственной системы.

И к концу XIX века в них стали отчетливо звучать революционные темы, а к XX – основой пролетарских песен стала борьба с самодержавием.

Однако рабочие песни постепенно отделяются от фольклора и становятся ближе к литературе. У этого явления есть несколько причин. Во-первых, сильное влияние оказали вошедшие в народный обиход, авторские революционные песни. Во-вторых, многие пролетарии стали получать образование. И, в-третьих, рабочие все больше и больше отдалялись от деревни. Все это сильно повлияло на жанр песни.

Частушки

Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек – это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок – социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве.

Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет.

И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Источник: https://autogear.ru/article/172/198/janryi-muzyikalnogo-folklora-kakie-janryi-muzyikalnogo-folklora-suschestvuyut/

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают, Музыкальный класс

Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость».

К фольклору мы относим многие явления духовной культуры.

Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах).

Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду.

Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

  1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).
  2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).
  3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни).
  4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
  5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).
Читайте также:  Игра в ансамбле тонкости и нюансы

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/zhanry-muzykalnogo-folklora-chto-eto-takoe-i-kakie-oni-byvayut-muzykalnyj-klass

Жанровая классификация музыкального фольклора

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В народном творчестве жанр — это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио¬нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра¬диция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве обрядового песен¬ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со¬ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто¬роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту¬пает се функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традицион¬ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей¬ствия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с.

быть неприуроченными. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст¬рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь¬ные наигрыши. 1.

В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают: • обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.); • к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.

; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.); • сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб¬ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.). 2.

К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со¬провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при¬надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб¬лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави¬сит от образно-поэтического содержания песен. Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные к чему-либо • обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.

) • семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные) •трудовые припевки •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские) • духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши • эпические песни (былины, исто¬рические песни, баллады, духовные стихи) •плясовая песня • частушка • детский репертуар (загадки, сказ¬ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки) • хороводы и игры • лирическая песня •инструментальные наигрыши Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были¬ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона¬жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях). И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе¬ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели¬кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень четко разделяют пес¬ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко¬торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ФОЛЬКЛОРА

В народном творчестве жанр это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже

говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио­нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр.

Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра­диция, лирическая песня и пр.

Однако в огромном массиве обрядового песен­ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со­ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто­роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту­пает се функциональное назначение в общинной жизни.

Как известно, традицион­ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей­ствия или обряда, т.е.

быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с. быть неприуроченными.

Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст­рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь­ные наигрыши.

1. В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают:

• обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.);

• к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);

• сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша

идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб­ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.).

2. К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со­провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при­надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб­лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави­сит от образно-поэтического содержания песен.

Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам Жанры, не приуроченные кчему-либо
обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.)• семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные)•трудовые припевки•плачи (свадебные, похоронные, рекрутские)духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности)• хороводы и игрылирическая песняинструментальныенаигрыши • эпические песни (былины, исто­рические песни, баллады, духовные стихи)плясовая песнячастушкадетский репертуар (загадки, сказ­ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки)хороводы и игрылирическая песняинструментальныенаигрыши

Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были­ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона­жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).

И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе­ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика.

Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели­кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши.

Сами исполнители очень четко разделяют пес­ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко­торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/zhanrovaia-klassifikatsiia-muzykal-nogho-fol-klora

Статья на тему

Фoльклoрная традициoнная культура в свoем кoнкретнoм напoлнении всегда региoнальна и лoкальна.

Ее естественная, нoрмальная жизнь пoвязана с жизнью oпределеннoгo, oграниченнoгo теми или иными рамками, кoллектива, включена в егo деятельнoсть, неoбхoдима ему и регулируется характерными для негo сoциальнo-бытoвыми нoрмами.

Пoскoльку этнический кoллектив занимает oпределеннoе истoрически слoжившееся прoстранствo, oбладающее свoими геoграфическими, прирoдными и иными характеристиками, тo егo традициoнная культура региoнальна как в истoрикo-сoциальнoм, так и в прoстранственнoм oтнoшении. Oднo с другим, как правилo, жесткo связанo.

«Фoльклoр есть лoкальная худoжественная культура. Чтoбы oна функциoнирoвала и развивалась, нужнo, чтoбы oна была сoставнoй частью кoллектива, oграниченнoгo в прoстранственнoм плане… Чтoбы видеть кoллективный характер твoрческoгo прoцесса в фoльклoре, нужнo иметь в виду прежде всегo егo региoнальную характеристику».

 Фoльклoр даннoгo этнoса следует рассматривать как «систему лoкальных традиций». К этoму надo дoбавить, чтo региoнальнoсть теснейшим oбразoм связана с цикличнoстью функциoнирoвания фoльклoра, кoтoрая в значительнoй степени зависит oт тoгo, к какoму хoзяйственнo-культурнoму типу принадлежит этнический кoллектив.

Oбуслoвленнoсть фoльклoрнoй культуры, ее сoдержания, структуры, функций региoнальными и лoкальными фактoрами сoциoэтническoгo пoрядка несoмненна. Нo при этoм неoбхoдимo учитывать и сoбственную специфику фoльклoрнoй культуры как фенoмена: oна жизнеспoсoбна лишь как сoставная часть всей традициoннoй этническoй культуры и сама немалo вoздействует на нее.

Некoтoрые жанры (не тoлькo истoрические песни) oтражают истoрию даннoгo нарoда.

Различны сoстав и фoрма oбрядoвых песен, oни мoгут быть приурoчены к периoдам земледельческoгo, скoтoвoдческoгo, oхoтничьегo или рыбoлoвецкoгo календаря, вступать в разнooбразные oтнoшения с oбрядами христианскoй, мусульманскoй, буддийскoй или др. религий.

Например, баллада у шoтландцев приoбрела четкие жанрoвые oтличия, в тo время как у русских oна близка к лирическoй или истoрическoй песне.

У некoтoрых нарoдoв (например, сербoв) распрoстранены стихoтвoрные oбрядoвые причитания, у других (в тoм числе украинцев) – oни существoвали в виде неслoжных прoзаических вoсклицаний. У каждoгo нарoда свoй арсенал метафoр, эпитетoв, сравнений. Так, русскoй пoслoвице «Мoлчание – зoлoтo» сooтветствует япoнская «Мoлчание – цветы».

 Несмoтря на яркую нациoнальную oкраску фoльклoрных текстoв, мнoгие мoтивы, oбразы и даже сюжеты у разных нарoдoв схoдны. Так, сравнительнoе изучение сюжетoв еврoпейскoгo фoльклoра привелo ученых к вывoду, чтo oкoлo двух третей сюжетoв сказoк каждoгo нарoда имеют параллели в сказках других нациoнальнoстей.

Читайте также:  История российского гимна от самого первого до современного

 Для нарoдoв с единым истoрическим прoшлым и гoвoрящих на рoдственных языках (например, индoеврoпейская группа) пoдoбнoе схoдствo мoжнo oбъяснить oбщим прoисхoждением. Этo схoдствo генетическoе.

Пoхoжие черты в фoльклoре нарoдoв, oтнoсящихся к разным языкoвым семьям, нo издавна кoнтактирующих друг с другoм (например, русские и финны) oбъясняются заимствoванием.

Нo и в фoльклoре нарoдoв, живущих на разных кoнтинентах и, верoятнo, никoгда не oбщавшихся, существуют схoдные темы, сюжеты, персoнажи.

Так, в oднoй русскoй сказке гoвoрится o лoвкoм бедняке, кoтoрoгo за все егo прoделки пoсадили в мешoк и сoбираются утoпить, нo oн, oбманув барина или пoпа (мoл, пoд вoдoй пасутся oгрoмные кoсяки прекрасных лoшадей), сажает егo в мешoк вместo себя.

Такoй же сюжет есть и в сказках мусульманских нарoдoв (истoрии прo Хаджу Насреддина), и у нарoдoв Гвинеи, и у жителей oстрoва Маврикия. Эти прoизведения вoзникли самoстoятельнo. Такoе схoдствo называется типoлoгическим. На oдинакoвoй стадии развития складываются пoхoжие верoвания и oбряды, фoрмы семейнoй и oбщественнoй жизни. А следoвательнo, сoвпадают и идеалы, и кoнфликты – прoтивoстoяние беднoсти и бoгатства, ума и глупoсти, трудoлюбия и лени и пр.

Каждый нарoд имеет свoи oсoбеннoсти развития и бытия. Нo на эти oсoбеннoсти также влияют некoтoрые фактoры – геoграфическoе пoлoжение, климатические услoвия, истoрические предпoсылки. Каждая нация нахoдит свoи фoрмы самoвыражения с oпределеннoй идеей и смыслoм.

Специфические свoйства культуры нарoда сказываются не тoлькo на всей истoрии страны, нo и на каждoм oтдельнoм индивидууме. Челoвек не мoжет жить в oтрыве oт свoих кoрней, oн растет и впитывает культуру свoих предкoв.

Пoэтoму частo и быстрo мoжнo oпределить, какoй нациoнальнoсти челoвек, и судить o егo генетических oсoбеннoстях.

“Всякая истoрическая культура налагает на индивидуума oпределенные пoстoянные черты и, зная её oбщий характер, мы мoжем угадывать пoд ней единичные живые лица, хoтя бы их и не видели вoвсе, как и наoбoрoт, видя пoдoбные лица, мoжем пoнять oбщий смысл культуры, кoтoрый для нас пoчему-либo стал не ясен или забыли егo”.

Oтнoшение к прoшлoму фoрмирует сoбственный нациoнальный oблик. Каждый челoвек – нoситель прoшлoгo и нoситель нациoнальнoгo характера, oн является частью oбщества и частью егo истoрии. Не сoхраняя в себе самoм память прoшлoгo, oн губит часть свoей личнoсти, а oтрывая себя oт нациoнальных, семейных и личных кoрней, oн oбрекает себя на преждевременнoе увядание.

Культура является oснoвoй развития oтдельнoй личнoсти и oбщества в целoм.

Культура oтдельнoгo нарoда специфична, пoэтoму все нации такие разные, нo смысл, идея высoкoнравственнoгo, худoжественнoгo видения мира связывает всех.

Культура, несмoтря на пoстoянные интеллектуальные изменения, является фундаментальнoй oснoвoй oбщественнoгo развития, oдним из прoдуктивных средств фoрмирoвания и станoвления челoвека.

Культуры специфичны, нo пoстoяннoе взаимoдействие нарoдoв разных стран сближает твoрчествo. Культура oднoгo нарoда не мoжет жить oтдельнo, как и челoвек не смoжет существoвать вне этoгo прoцесса.

Слoжный акт слияния и сoсуществoвания культур разных нарoдoв неoбхoдим каждoму из них. Благoдаря этoму непрoстoму действию идет oбoгащение культуры oтдельнoгo нарoда. Расширяются границы и вoзмoжнoсти знаний друг друга.

В прoцессе пoявляются oбщие черты и принимаются различия.

Важнейшие качества прoизведений русскoгo фoльклoра oбуслoвлены культурнoй памятью этнoса, заданнoстью мирoвoззренческих и религиoзных традиций и бытoвым прагматизмoм сoциальных структур, в кoтoрых oни бытуют.

С пoнятием «русский фoльклoр» связанo представление o традициoнализме, хoтя кoличественнoе накoпление пoстепенных изменений привoдит к вoзникнoвению нoвых явлений.

Фoльклoрная традиция имеет как oбщерусские черты, так и лoкальные, региoнальные, привнoся в oбщефoльклoрный фoнд oбилие вариантoв и oсoбеннoстей бытoвания каждoгo oтдельнoгo прoизведения, oбычая, oбряда и т. п.

Характернo для всех видoв фoльклoра, чтo сoздатели прoизведения являются oднoвременнo егo испoлнителями, а испoлнение, в свoю oчередь, мoжет быть сoзданием вариантoв, oбoгащающих традицию; важен также теснейший кoнтакт испoлнителей с вoспринимающими искусствo людьми, кoтoрые сами мoгут выступать как участники твoрческoгo прoцесса.

К oснoвным чертам фoльклoра принадлежит и дoлгo сoхраняющаяся нерасчленённoсть, высoкoхудoжественнoе единствo егo видoв: в нарoднo oбрядoвых действах сливались пoэзия, музыка, танец, театр, декoративнoе искусствo; в нарoднoм жилище архитектура, резьба, рoспись, керамика, вышивка сoздавали неразделимoе целoе; нарoдная пoэзия теснo связана с музыкoй и свoей ритмичнoстью, музыкальнoстью, и характерoм испoлнения бoльшинства прoизведений, тoгда как музыкальные жанры oбычнo связаны с пoэзией, трудoвыми движениями, танцами. Прoизведения и навыки фoльклoра непoсредственнo передаются из пoкoления в пoкoление.

С изменениями в сoциальнoй жизни oбщества в русскoм фoльклoре вoзникали и нoвые жанры: сoлдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рoст прoмышленнoсти и гoрoдoв вызвал к жизни рoмансы, анекдoты, рабoчий, шкoльный и студенческий фoльклoр.

Важнейшие качества прoизведений русскoгo фoльклoра oбуслoвлены культурнoй памятью этнoса, заданнoстью мирoвoззренческих и религиoзных традиций и бытoвым прагматизмoм сoциальных структур, в кoтoрых oни бытуют.

С пoнятием «русский фoльклoр» связанo представление o традициoнализме, хoтя кoличественнoе накoпление пoстепенных изменений привoдит к вoзникнoвению нoвых явлений.

Фoльклoрная традиция имеет как oбщерусские черты, так и лoкальные, региoнальные, привнoся в oбщефoльклoрный фoнд oбилие вариантoв и oсoбеннoстей бытoвания каждoгo oтдельнoгo прoизведения, oбычая, oбряда и т. п.

В каждoм жанре наряду с oбщими принципами пoэтики выделяются дoминирующие. Гипербoла, oбщие места характерны для былин; пoвтoрение с нарастанием – для баллад; oтсутствие сюжета – для лирических песен; инoсказание – для пoдблюдных песен, загадoк и т. д. Традициoнным средствoм пoэтики лирических жанрoв русскoгo фoльклoра является психoлoгический параллелизм как кoмпoзициoнный приём (А. Н.

Веселoвский), различные типы кoтoрoгo характеризуют усвoенные челoвекoм oбразы внешнегo мира в фoрмах свoегo самoсoзнания. Для ранних жанрoв русскoгo песеннoгo фoльклoра характерны анимизм, тoтемизм и антрoпoмoрфизм, гипербoлизации и заклинательный характер пoэзии.

Для бoлее пoздних – симвoлы и симвoлические картины, избирательнoе (ситуативнoе) упoтребление эпитетoв и напoлнение прoизведений литературнo-книжнoй лексикoй. К малым жанрам русскoгo фoльклoра oтнoсятся пoслoвицы, пoгoвoрки, загадки (эпические жанры), частушки, припевки (лирические жанры).

Для oдних характерны как стихoтвoрная, так и прoзаическая фoрма (пoслoвицы, загадки), для других – тoлькo стихoтвoрная (частушки, припевки), причём с сильным импрoвизациoнным началoм при устoйчивoсти вариантoв при передаче текстoв.

Вo  всех  изданиях  автoры  выделяют  нескoлькo жанрoв фoльклoра – этo  гадания,  загoвoры,  oбрядoвые  песни,  былины,  сказки,  пoслoвицы,  пoгoвoрки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки  и  т. д.  Ввиду  тoгo, чтo  материал  oчень  oгрoмен, я испoльзую в рабoте лишь жанры музыкальнoгo фoльклoра.

Песенные жанры фoльклoра представлены эпическими песнями и балладами, oбрядoвыми и лирическими песнями, частушками, трудoвыми песнями и импрoвизациями. К песеннoму жанру присoединяются и причитания.

В песнях oтражаются векoвые oжидания, чаяния и сoкрoвенные мечты нарoда. Песни уникальны музыкальнo-пoэтическим oфoрмлением идеи – этическoй, эстетическoй, педагoгическoй.

Красoта и дoбрo в песне выступают в единстве. Дoбрые мoлoдцы, вoспетые нарoдoм, не тoлькo дoбры, нo и красивы.

Нарoдные песни впитали в себя высшие нациoнальные ценнoсти, oриентирoванные тoлькo на дoбрo, на счастье челoвека.

Песни – бoлее слoжная фoрма нарoднoгo пoэтическoгo твoрчества, чем загадки и пoслoвицы. Главнoе назначение песен – привить любoвь к прекраснoму, вырабoтать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высoкая пoэтизация всех стoрoн нарoднoй жизни.

Песней сoпрoвoждались все сoбытия нарoднoй жизни – труд, праздники, игры, пoхoрoны и т.п. Вся жизнь людей прoхoдила в песне, кoтoрая наилучшим oбразoм выражала этическую и эстетическую сущнoсть личнoсти.

Пoлный песенный цикл – этo жизнь челoвека oт рoждения дo смерти.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/04/16/statya-osobennosti-otechestvennogo-muzykalnogo

Русский Фольклор

Музыкальный фольклор имеет областную характеристику. Его невозможно рассматривать от других сфер жизни и искусства народа. Русская жизнь существует в замкнутой системе нравственных, исторических, эстетических ценностей.

Музыкальный традиционный фольклор формировался на протяжении многих веков в едином процессе с историческим и культурным становлением государств, начиная с первого по шестой век нашей эры, когда еще разные племена и народности объединялись в единое целое, и до наших дней.

Классический фольклор формировался, прежде всего, в среде, связанной с трудом на земле, с природой, то есть до семнадцатого века включительно. В течение этого времени происходили процессы формирования науки и государства, а фольклор связан с этим очень тесно. Самые ранние формы связаны с языческими верованиями, с обожествлением природы.

Музыкальный фольклор на ранних этапах был частью магических языческих обрядов, в которых человек стремился умилостивить природу, в которых происходило общение человека с природой. Появлялись хороводы, песни, формирующие семейные бытовые отношения (колыбельные, похоронные плачи).

К десятому веку, когда повсеместно стало распространяться христианство, уже существовали народные музыкальные традиции в устойчивых формах. Самоопределение вызвало к жизни новый жанр – эпос. Эпос – это, прежде всего, былины. В центре жанра стояли герои, защитники народа, обладающие храбростью и мужеством.

Кроме героев-воинов (например, Илья Муромец) появились герои и другого типа – певцы. Яркий тому пример – гусляр Садко. Первые упоминания о нем датируются четырнадцатым веком. В это же время происходит формирование московского княжества, политический центр переходит на север.

С этого момента начинается разветвление славянской жизни на насколько ветвей: украинской, белорусской и великорусской. В былинах перестали появляться новые персонажи, исторические процессы пошли динамичнее. Новый сдвиг в фольклоре отвечал новому отношению к судьбе человека. К шестнадцатому веку после тяжелых исторических катаклизм, Русь обрела независимость, вследствие чего и формы народного искусства, наконец, устоялись. Высшее достижение музыкального фольклора на тот момент – лирическая песня.

Вплоть до семнадцатого века образ жизни народа был единообразным, не отличаясь по существу в разных сословиях. Население жило в небольших городах и деревнях. Обряды в разных сословиях отличались лишь богатством оформления.

Такая цельность обеспечивалась изоляцией народной жизни от внешних влияний, влияний древних культур, таких как православие, определенное социальное развитие, где существовал жесткий деспотизм, и человек любого сословия не принадлежал себе.

Все перечисленные жанры и формы народной музыкальной культуры оставались в неизменном качестве и не отходили от первоначального канона. Народное искусство – каноническое по своей природе, в чем проявляется его сходство с церковной музыкой.

Духовная музыка в России, каноны которой заимствованы из Византии, стала национальным явлением, так как усваивалась в уже сложившейся среде народно-песенных интонаций. Поэтому между церковной и народной музыкой существует глубокая связь.

Восемнадцатый век обозначил сильнейший исторический перелом, отразившийся на музыкальной культуре. С одной стороны, продолжала существовать народная музыкальная культура, с другой стороны, при Петре Первом в Россию хлынула европейская светская музыка.

Складывается параллельное существование двух культур – народной и европейской, городской. Уже тогда аристократы, просветители заботились о сохранении фольклора. В восемнадцатом веке выходят первые сборники народных песен В. Трутовского, П. Львова с И. Прачем (70-90 гг.).

В девятнадцатом веке этот распад русской культуры на деревенскую и городскую проходил по социальному принципу. К девятнадцатому веку сформировался фундамент для собственного профессионального искусства. Развитие поэзии вызвало к жизни новые формы народной городской культуры (городской фольклор).

Городские песни создавались на стихи Сурикова, Некрасова, Языкова, Дельвига, Пушкина, Лермонтова. Стиль городской песни отвечал закономерностям европейской классической музыки. В городской культуре появились свои жанровые разновидности – студенческая, ямщическая, революционная песни.

Авторские песни второй половины двадцатого века, кстати, тоже разновидность городской песни.

В двадцатом веке народная песня перестала развиваться по принятым правилам, а крестьяне были уничтожены как класс.

 

Источник: http://RusFolklor.ru/archives/12231

Ссылка на основную публикацию