Обращение трезвучий виды обращений, как строятся

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника — аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го.

Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему.

Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом — берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так — Т64.

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква «T» — обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах.

Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности.

Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Получившийся у нас аккорд — Фа-мажор, теперь найдём его другие «варианты». По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше).

В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет — G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше — переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения.

Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите «ре» и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в «до», затем возьмите «фа» — она будет «тяготеть» в «ми», а потом «ля», она будет разрешаться в «соль», ну и «си» тяготеет в «до». Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

То есть фа в «ми», а «соль, си, ре» в «до». Да вот нота «соль» казалось бы, а разрешается в «до» — она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота «соль» и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к «до», только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Этот аккорд разрешается следующим образом:

«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое — неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые — «фа» в «ми», «ре» и «си» в «до». Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе — квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) — «гибрид» тоники и доминанты — бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки — тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться — это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

Источник: http://gorstorehov.com/page/obrashenie-akkordov-na-pianino

Обр трезвуч

Обращения трезвучий

Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.

Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.

Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.

Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд. Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.

И так:

— У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.

— У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.

— У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.

С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.

​​Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.

Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.

Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в

небе, как воздушный шар.

Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,

к небу.

​<\p>

​<\p>

Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.

Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.

Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.

Это нужно знать твердо

Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:

— Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;

— Тонический секстаккорд T6 – на третьей;

— Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;

— Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;

— Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;

— Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;

— Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;

— Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;

— Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.

​​Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.

Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.

​​Схема строения трезвучий с обращениями.

Читайте также:  Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Для старшеклассников и родителей

Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.

​​Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).

Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:

— В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде

— В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.

Источник: http://solfo.ru/obr-trezv.html

Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся, Музыкальный класс

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два , дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Первое обращение называется секстаккордом . Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое . Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Всё! Благодарю за внимание! Успехов!

Огромное спасибо) Очень помогли разобраться

Нет ли тут ошибки построения аккордов от ноты Ми, не укладывается в вышеописанный алгоритм построения обращений от До и Ре (интервалы верные, но нет аналогии с До и Ре)? Спасибо

Спасибо огромное! Очень помогли! Не знала что и как, занимаясь музыкой пять лет. Было стыдно, теперь нет. Теперь гений)

Источник: https://myscript.ru/dlya-vas/obrashhenie-trezvuchij-vidy-obrashhenij-kak-stroyatsya-muzykalnyj-klass

Трезвучие. Виды трезвучий

Трезвучие – это аккорд из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Названия звуков трезвучия: нижний — основной тон(это звук, от которого все другие можно расположить по терциям), средний — терцовый тон(это звук, расположенный на расстоянии терции от главного), верхний — квинтовый тон(это звук, расположенный на расстоянии квинты от главного)

Виды трезвучий:

мажорное – до-ми-соль(обозначается Б53, имеет формулу б.3+м.3),

минорное – ля-до-ми (М53, состоит из м.3+б.3),

увеличенное –до-ми-соль #(Ув.53, состоит из б.3+б.3),

уменьшённое – ля-до-миb(Ум.53, состоит из м.3+м.3). Сыграть примеры на все виды трезвучий

Обращение трезвучий

Обращение трезвучия – это такой вид трезвучия, у которого внизу находится не основной тон, а любой другой (терцовый или квинтовый).

Каждое трезвучие имеет два обращениясекстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд строится «со второго этажа»(т.е, с терцового тона).

Мажорный секстаккорд обозначается Б6 . Состоит из м.3+ч.4 (ми-соль-до)

Минорный секстаккорд обозначается М6. Состоит из б.3+ч.4 (до-ми-ля)

Квартсекстаккорд строится с 3-го этажа (т.е., с квинтового тона)

Мажорный квартсекстаккорд обозначается Б64. Состоит из ч.4+б.3(соль-до-ми)

Минорный квартсекстаккорд обозначается М64. Состоит из ч.4+м.3 (ми-ля-до)

Доминантовый септаккорд (D7)

Доминантовый септаккорд D7 — это аккорд из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Он строится на доминанте, поэтому называется доминантовым (соль-си-ре-фа).

Между крайними звуками септаккорда образуется септима, поэтому он называется септаккордом (соль-фа)

Формула D7 – б.3+м.3+м.3

Названия звуков септаккорда – основной тон, терцовый, квинтовый и септимовый.

Чтобы построить D7, нужно от тоники дойти до V ступени и на ней построить D7

D7 разрешается в неполное Т53, в котором тоника повторяется 3 раза (соль-си-ре-фа разрешается в до-до-до-ми)

Обращения доминантсептаккорда

Обращение септаккордов – это такой вид септаккорда, у которого внизу находится не главный звук, а любой другой. У септаккорда три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

D65 – квинтсекстаккорд – первое обращение доминантового септаккорда (си-ре-фа-соль). Он строится на седьмой ступени лада, состоит из м.3+м.3+б.2. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным главным звуком(до-до-ми-соль)

D43— терцквартаккорд.Cтроится на второй ступени (ре-фа-соль-си). Состоит из м.3+б.2+б.3. Разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие с удвоением главного звука в октаву(до-ми-соль-до)

D2— секундаккорд (фа-соль-си-ре). Строится на четвёртой ступени. Состоит из б.2+б.3+м.3. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой (ми-соль-до-до).

Тритоны

Это интервалы, в которых три тона.К ним относятся ум.5 и ув.4.

В нат.виде их только 2 (одна ум.5 и одна ув.4) си-фа и фа-си

Для того, чтобы построить все 4 тритона, нужно сначала сделать мажор или минор гармоническим. Для этого в мажоре надо понизить 6 ступень, а в миноре – повысить 7. Главный помощник в построении тритонов – тоническое трезвучие. Помни, что тритоны – рядом с трезвучием! Порядок действий:

1) Строим тоническое трезвучие (Т5/3), обозначаем его крайние звуки (до-соль)

2) Их сдвигаем на 1 ступень вниз →получаем первый тритон – ум.5 (си-фа), делаем его обращение (т.е.переворачиваем) →получаем второй тритон – ув.4 (фа-си)

3) Опять возвращаемся к Т 5/3, берём его крайние звуки, только сдвигаем их вверх – получаем ещё одну ум.5(ре-ляb), её переворачиваем – получаем ув.4 (ляb-ре).

4) При этом не забываем, что гармонический звук надо обязательно поставить!

Таким образом, ум.5 – это си-фа и ре-ляb — они строятся на VII и II ступенях.

УВ.4 – это фа-си и ляb-ре (они строятся на IV и Vib ступенях)

Если тритон необходимо разрешить, т.е перевести в устойчивые звуки, то надо помнить, что при разрешении ув.4 увеличивается (его звуки расходятся), а ум.5 – уменьшается (его звуки сближаются).

Виды мажора и минора

Натуральный мажорстроится по формуле 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½

Чтобы получить гармонический мажор, надо понизить VI ступень (ляb)

Натуральный минорстроится по формуле 1, ½,1, 1, ½, 1, 1

Чтобы получить гармонический минор, надо повысить VII ступень (соль#)

Чтобы получить мелодический минор, надо при движении ↑ повысить VI и VII ступень (фа# и соль#), а вниз все повышения отменить(соль бекар и фа бекар)

Параллельные и одноимённые тональности

Параллельные тональности – это мажор и минор, у которых разные тоники, но общие звуки и знаки.

Как найти параллельный минор? Отсчитать от мажора м.3 вниз (До мажор-ля минор)

Как найти параллельный мажор? Отсчитать от минора м.3 вверх (ля минор–До мажор).

Одноимённые тональности– это мажор и минор, у которых общая тоника, но разные знаки (До мажор-до минор).

Главные ступени и главные трезвучия

Главные ступени имеют особые названия – тоника, доминанта и субдоминанта

(I, V, IV ступени).

Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях – тоническое, доминантовое и субдоминантовое.

Тоническое трезвучие (Т53) – строится на I ступени

Там, где заканчивается тоника, начинается доминанта.

Доминантовое трезвучие (D53) – строится на V ступени (соль-си-ре)

Доминанту надо целиком понизить на 1 ступень – получим субдоминантовое трезвучие (фа-ля-до)– оно строится на IV ступени(S 53)

Вводные септаккорды

Вводные септаккорды строятся на вводном звуке (7 ступень).В гамме есть вводные звуки. Они вводят в главный звук – тонику, т.е. окружают её снизу и сверх (си и ре).

Читайте также:  Что выбрать для новогоднего концерта

Ниже тоники находится 7 ступень – это нижний вводный звук (си).

На ней можно построить аккорд из 4 звуков, расположенных через одну ноту. Такой аккорд будет называться вводным септаккордом (си-ре-фа-ля).

Между его крайними звуками образуется интервал септима. Поэтому весть аккорд будет называться септаккордом.

Если по краям септима малая – это малый вводный септаккорд (обозн.МVII 7).Он строится в натуральном мажоре на 7 ступени (си-ре-фа-ля). Состоит из м.3+м.3+б.3

Если по краям септима уменьшённая – это уменьшённый вводный септаккорд (обозн.УмVII 7). Он строится в гармоническом мажоре там же, на 7 ступени(си-ре-фа-ляb)

УмVII 7 в натуральном миноре нет. Он строится в гармоническом миноре на VII# ступени. Состоит из м.3+м.3+м.3 (соль #-си-ре-фа)

Разрешаются в Т 5/3 оба аккорда одинаково: после них в Т 5/3 дважды повторяется средний звук (до-ми-ми-соль).

Характерные интервалы

Это интервалы, которые возможны только в гармоническом виде мажора и минора. К ним относятся ув.2, ум.7, ум.4 ув.5.

Чтобы их построить в мажоре, надо:

1. Написать гарм.мажор ( в котором понизить 6 ступень – ляb)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (ля-ляb)

3. Под рукой находятся все уменьшённые интервалы, а над рукой – все увеличенные.

4. Посчитать нужный интервал, записать сначала его нижний звук, а потом – верхний

5. Итак, в мажоре ув.2 строится на 6 пониженной ступени (ляb-си), ум.7 – на 7 ступени (си-ляb), ум.4 – на третьей (ми-ляb), а ув.5 – на 6 пониженной ляb-ми. (всё сыграть в До мажоре с разрешением)

Чтобы построить характерные интервалы в миноре, надо

1. Написать гармонический минор (в котором повышается 7 ступень – соль#)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (соль-соль#)

3. Над рукой находятся все уменьшённые интервалы, а под рукой – все увеличенные.

4. Посчитать нужный интервал, записать сначала его нижний звук, а потом – верхний

5. Итак, в миноре ув.2 строится на 6 ступени (фа-соль#) , ум.7 – на 7 повышенной (соль#-фа),

ум.4 – на 7 повышенной (соль#-до), а ув.5 – на третьей ступени (до-соль#)

(Всё сыграть в ля миноре с разрешением)

Квинтовый круг

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14990t7.html

Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)

Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:

  1. Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
  2. Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
  3. Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.

Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.

На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.

Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль».

Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до».

Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.

С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.

Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.

Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым.

Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.

Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.

Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.

Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:

Источник: http://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/akkordy-chast-3-obrashcheniya-akkordov-vidy-soprovozhdeniya-muzykalnaya-faktura-urok-7-samouchitelya-fortepiano

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ, ОБРАЩЕНИЯ

Лад, гамма, тональность.

В музыке звуки находятся между собой в определённом соотношении. Взаимоотношение звуков по высоте называется ладом. В ладу семь ступеней. Лад придаёт музыке определённый характер.

Некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных. Их принято называть устойчивыми. Это первая, третья и пятая ступени. Один из звуков выделяется больше. Он называется тоникой (первая ступень).

Другие звуки называются неустойчивыми. Им свойственно состояние тяготения к устойчивым, они находятся от них на расстоянии секунды. Переход неустойчивых ступеней к устойчивым называется разрешением. Например: II – I; IV – III; VI – V; VII — I ст., но может II – III; IV — V ст.

Расположение звуков лада в порядке высоты называется гаммой.

В классической музыке наибольшее распространение получили мажорный и минорный лады.

Мажорнымназывается лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие (б3+м3). Расстояние между ступенями Т,Т,1/2, Т,Т,Т,1/2. Мажор бывает гармоническим – VI низкая ступень. Она придаёт ладу характер минорной окраски, в гармонии появляется мин. субдоминанта. Между VI,VII ступ. – ув.2

Минорнымназывается лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие (м3+б3) Строение Т,1/2,Т,Т,1/2,Т,Т. Широкое применение получили гармонический минор — VII#ст. и мелодический минор — VI#,VII #ст., в обратном движении натуральный.

Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и лада. Например: ЛЯ МАЖОР.

Тональности, мажорная и минорная, с одинаковым звукорядом их натуральных ладов, с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными. Их тоники находятся на расстоянии м3. Например: СОЛЬ МАЖОР – МИ МИНОР, ДО-ДИЕЗ МИНОР – МИ МАЖОР.

Тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные лады называются одноимённые. Например: РЕ МАЖОР – РЕ МИНОР.

Энгармонически равными являются тональности одинаковой высоты, но различного названия. Например: ми-бемоль мажор и ре-диез мажор.

Из числа употребляющихся в музыке энгармонически равны: си = до-бемоль мажору, фа-диез = соль-бемоль мажору, до-диез = ре-бемоль мажору и их параллельные. Ключевые знаки их в сумме составляют 12 знаков.

Родственные тональности – тональности, трезвучия которых находятся на ступенях данной тональности натуральных и гармонических видов ИЛИ большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством общих звуков.

Начальная тональность называется главной, другие – побочными. Каждая тональность имеет 6 родственных. Это – параллельная, субдоминанта и её параллель, доминанта и её параллель. В мажоре – гарм. субдоминанта, в миноре – гарм. доминанта. Например: соль маж. – ми мин., до маж.

, ля мин., ре маж., си мин., до мин.

Кроме слоговых названий тональностей употребляется способ буквенного обозначения. Он основан на латинском алфавите. А-Ля, Н-Си, С-До, D-Ре, Е-Ми, F-Фа,G -Соль.

Для диеза прибавляется слог IS, бемоля — ES. Исключения: В — Си-бемоль, ЕS – Ми-бемоль, АS–Ля-бемоль. Мажор обозначается DUR, минор — MOLL .

Например: ЛЯ МАЖОР – А DUR , РЕ МИНОР – D MOLL.

Порядок расположения тональностей по возрастанию ключевых знаков называется квинтовым кругом, так как они располагаются по квинтам от тональностей без знаков – ДО МАЖОР И ЛЯ МИНОР. Диезные вверх, бемольные вниз.

Мажорные диезные – соль, ре, ля, ми, си, фа#, до#.

Минорные диезные – ми, си, фа#, до#, соль#, ре#, ля#.

Мажорные бемольные – фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль.

Минорные бемольные – ре, соль, до, фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.

Интервалы.

Сочетание двух звуков называется интервалом. Звуки, взятые последовательно, называются мелодическим интервалом, одновременно – гармоническим.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

Интервалы, которые образуются в пределах октавы, называются простыми. Если больше октавы – составные. Простых интервалов восемь. Их названия зависят от количества ступеней, входящих в интервал.

Названия применяются на латинском языке в виде порядковых числительных – 1-прима, 2-секунда, 3-терция, 4-кварта, 5-квинта,6-секста, 7-септима, 8-октава.

Интервалы, звучащие резко, называются диссонансами(к ним относятся секунда, септима, тритоны), мягко – консонансами (совершенные – прима, квинта, октава; несовершенные — терции, сексты, кварта).

Каждый интервал определяется двумя величинами:

Количественная – это количество ступеней, обозначается цифрой.

Качественная – это количество тонов и полутонов. Обозначается словами – малый, большой, чистый, увеличенный, уменьшённый.

Обращение – это перенос нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. При этом обращаются: чистые в чистые, большие в малые, малые в большие, увеличенные в уменьшённые. Прима в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту и наоборот. Пример № 1а

Интервал можно построить не только от звука, но и в тональности. Тогда каждый звук интервала будет соответствовать ступени в ладу. Если в интервале две устойчивые ступени – интервал называется устойчивым.

Если оба звука или хотя бы один – неустойчивые ступени, то это неустойчивыйинтервал. Его можно разрешить. Разрешение – это переход неустойчивых ступеней интервала в устойчивые.

Энгармонически равными интервалами называются интервалы, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. В практике наиболее употребляемыми являются тритоны и характерные интервалы. Пример № 2.

Тритоны – диссонирующие интервалы, состоящие из трёх тонов. К ним относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

УВ4– строится на IV ст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в сексту на III ст. В мажоре малую, в миноре – в большую. Так же строится на VI ст.минора натурального и VIЬ ст. гармонич. мажора. Разрешается в сексту на V ст., в мажоре – большую, в миноре – малую.

УМ5 – строится на VII ст. мажора и VII# ст. гармонич. минора. Разрешается в терцию на I ст. В мажоре – большую, в миноре – малую. Так же строится на II ст. натурального минора и гармонич. мажора. Разрешается в терцию на III ст., в мажоре – малую, в миноре –большую.

Характерные интервалы – интервалы, которые характерны только для гармонических ладов. Это увеличенная секунда (ув.2), уменьшённая септима (ум.7), увеличенная квинта (ув.5) и уменьшённая кварта (ум.4).

УВ2– включает 1 ½ тона, энгармонически равна м3. Строится на VI ст. гарм. минора и VIЬ ст. гарм. мажора. Разрешается в ч4 на V ст.

УМ7— включает 4 ½ тона, энгармонически равна б6. Строится на VII# ст. гарм. минора и VII ст. гарм. мажора. Разрешается в ч5 на I ст.

Ув5 — включает 4 тона, энгармонически равна м6. Строится на III ст. гарм. минора и VI Ь ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком в б6 на III ст.в миноре и на Vст. в мажоре.

Читайте также:  Как стать диджеем

Ум4 — включает 2 тона, энгармонически равна б3. Строится на VII# ст. гарм. минора и III ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком в м3 на I ст. в миноре и на IIIст. в мажоре.

АККОРДЫ.

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ, ОБРАЩЕНИЯ.

Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Каждый звук в трезвучии имеет своё название. Оно зависит от положения к основному тону. Так нижний называется основанием или примой, средний – терцией, верхний – квинтой.

Вид трезвучия зависит от того, какие терции входят в образование трезвучия и каков их порядок расположения. Всего 4 вида: Мажорноесостоит б3 + м3, минорное м3 + б3, уменьшённое м3 + м3, увеличенноеб3 + б3.

Обращение – это перенос , изменение аккорда, когда нижним звуком становится терция или квинта трезвучия. Всего 2 обращения:

1.Секстаккорд. Состоит из 3 + 4, крайние звуки – секста. Мажорный секстаккорд (Б6) – м3 + ч4 (м6). Минорный (М6) – б3 + ч4 (б6).

2.Квартсекстаккорд. Состоит из 4 + 3, крайние звуки – секста. Б6/4 – ч4 + б3 (б6), М6/4 – ч4 + м3 (м6).

Уменьшённое трезвучие строится на VII ст. натур. мажора и гарм. минора и на II ст. натур. минора и гарм. мажора. Состоит из м3 + м3, крайние звуки составляют ум5. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с удвоением любого тона.

Увеличенное трезвучие состоит из б3 + б3, крайние звуки – ув5. Строится на III ст. гарм. минора и VI ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком: в миноре – верхним в секстаккорд на III ст., в мажоре – нижним в квартсекстаккорд на V ст.

Главными трезвучиямилада называются трезвучия, расположенные на главных ступенях лада. На I ст. – ТОНИЧЕСКОЕ (покой), на IV ст. – СУБДОМИНАНТОВОЕ (относительный покой), на V ст. –ДОМИНАНТОВОЕ(напряжение). Их обращения строятся:

Т5/3 — I S5/3 — IV D5/3 – V T6 — III S6 – VI D6 — VII T6/4 – V S6/4 – I D6/4 — II

В миноре доминанта всегда мажорная, так как усиливается тяготение высокой седьмой ступени к Т. В мажоре встречается минорная субдоминанта.

Cептаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. В музыке известны семь видов. Их названия определяет вид трезвучия, входящего в него и септима – крайние звуки. Например – большой мажорный, малый минорный.

Самым распространённым является малый мажорный септаккорд. Так как он строится на V ступ., называется доминантовый септаккорд (Д7). Встречается в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Включает в себя V,VII,II,IV ст. Состоит из б3 + м3 + м3 или мажорное трезвучие + м3, крайние звуки – м7. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Имеет три обращения:

1. Квинтсекстаккорд. Д6/5. Включает VII,II,IV,V ст. Состоит из м3 + м3 + б2. Строится на VIIст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.

2. Терцквартаккорд. Д4/3. Включает II,IV,V, VII ст. Состоит из м3 + б2 + б3. Строится на IIст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в полное тоническое трезвучие.

3. Секундаккорд. Д2. Включает IV,V,VII,IIст. Состоит из б2 + б3 + м3. Строится на IV ст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой.

Вводными септаккордами называются аккорды, которые строятся на VII ступени и содержат только неустойчивые ступени — VII,II,IV,VI, звучат очень напряжённо.

Существуют 2 вида вводных септаккордов:

1.Уменьшенный – строится только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Состоит из м3 +м3 + м3 или ум 5/3,крайние звуки – УМ 7. Разрешается в Т 5/3 с удвоенным терцовым тоном.

2.Малый – звучит более светло, потому что встречается только в натуральном мажоре. Состоит из м3 + м3 + б3 или ум5/3, крайние звуки – м7. Разрешается так же.

РИТМ, МЕТР

Музыка является временным искусством, поэтому важную роль играет метроритм.

Метр – это чередование сильных (выделяются акцентом) и слабых долей (доли – это ровные шаги в музыке). Бывает двудольным и трёхдольным. Выражается в размере – цифры в виде дроби, стоит в начале произведения при ключе. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – какими длительностями выражены эти доли.

ПРОСТЫЕ – размеры, в которых одна сильная доля — 2/4, ¾,3/8, СЛОЖНЫЕ – состоят из нескольких одинаковых простых размеров — 4/4, 6/8, 9/8, СОСТАВНЫЕ – состоят из нескольких неодинаковых простых размеров — 7/4, 5/8.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой, разделяются тактовой чертой. Если произведение начинается со слабой доли – это ЗАТАКТ и с последним тактом он составляет целый такт.

Ритм – это чередование различных длительностей. Длительность в музыке – это продолжительность звука. Основные – целая, половинная, четвертная и восьмая. Могут объединяться в различные виды, например:

ПУНКТИРНЫЙ РИТМ – ритм с точкой.

СИНКОПА – смещение акцента с сильной доли на более слабую. Бывает внутритактовая и междутактовая.

Помимо основного деления существует особое деление длительностей:

ТРИОЛИ – деление основной длительности на три части вместо двух.

КВИНТОЛЬ — деление основной длительности на пять частей вместо четырёх.

СЕКСТОЛЬ — деление основной длительности на шесть частей вместо четырёх.

СЕПТОЛЬ — деление основной длительности на семь частей вместо четырёх.

ДУОЛЬ — деление основной длительности с точкой на две части.

КВАРТОЛЬ — деление основной длительности с точкой на четыре части.

ПАУЗА– знак молчания, по длительности называется так же – восьмая, четвертная, половинная и т.д. Написать!!!

Для удобства принято ГРУППИРОВАТЬдлительности. В такте групп должно быть столько, сколько в такте долей, то есть, длительность каждой группы равнялась доле.

Темп – это скорость исполнения произведения. Так же сильное выразительное средство, как и метроритм. Для определения темпов применяются в основном итальянские обозначения. Темпы подразделяются на три группы:

Медленные Умеренные Быстрые

LARGO MODERATO ALLEGRO LENTO ANDANTE VIVO ADAGIO SOSTENUTO PRESTO

Прибор для определения точного темпа – метроном – появился в 1816 году, изобретатель Мельцель.

Источник: https://megapredmet.ru/1-42774.html

Тема 2. главные трезвучия лада с обращениями

ТЕМА 1. Аккорды. Трезвучия и их обращения

Аккорд

Аккордом называют одновременное сочетание трёх или более звуков. Есть нюанс: эти звуки должны быть расположены по терциям (в подавляющем большинстве случаев), или могут быть расположены по терциям.Звуки аккорда выстраиваются снизу вверх. Рассмотрим аккорды, состоящие из трёх звуков:

Трезвучие

Аккорд, который состоит из трёх звуков, называют трезвучием. В зависимости от того, какие терции участвуют в построении трезвучия, а также в зависимости от порядка терций, мы получаем тот или иной вид трезвучия. Из больших и малых терций получаются 4 вида трезвучий:

· Мажорное трезвучие состоит из б.3 и м.3. Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5 (консонирующий интервал).

Рисунок 1. 1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.

· Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5 (консонирующий интервал).

Рисунок 2. 1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.

· Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5 (диссонирующий интервал).

Рисунок 3. 1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.

· Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5 (диссонирующий интервал).

Рисунок 4.: 1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.

Все три интервала мажорного и минорного трезвучия — консонирующие. Эти трезвучия — консонирующие. В увеличенном и уменьшенном трезвучиях есть диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5). Эти трезвучия — диссонирующие.

Все три звука трезвучия имеют свои названия (снизу вверх): прима, терция, квинта. Видно, что название каждого звука совпадает с названием интервала от нижнего звука до него самого (рассматриваемый звук).

Обращение трезвучия

Расположение звуков в порядке прима- терция- квинта (снизу вверх) называется основным. В этом случае звуки трезвучия расположены по терциям. Если порядок звуков изменяется так, что нижний звук становится терцией или квинтой, то такое положение звуков называется «обращением». Как и у интервалов.

· Секстаккорд. Это первый вид обращения трезвучия, когда приму переносят на октаву вверх. Обозначается цифрой 6.

· Квартсекстаккорд. Второй вид обращения, когда на октаву вверх переносят приму и терцию. Обозначается ().

Трезвучие имеет два обращения: первое обращение — секстаккорд, оно получается от переноса примы на октаву вверх, второе обращение — квартсекстаккорд, оно получается от переноса примы и терции на октаву вверх. В секстаккорде нижним звуком становится терция, а в квартсекстаккорде нижним звуком становится квинта:

Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6), так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (6/4).

Строение обращений мажорного и минорного трезвучий:

мажорный секстаккорд м.З+ч.4;

минорный секстаккорд б.З+ч.4;

мажорный квартсекстаккорд ч.4+б.3;

минорный квартсекстаккорд ч.4+м.З.

Тема 2. главные трезвучия лада с обращениями

На каждой ступени гаммы может строиться трезвучие.

На главных ступенях (I— тоника, IV— субдоминанта, V — доминанта) трезвучия также называются главными:

тоническое трезвучие (Т 5/3) — на I ступени, субдоминантовое трезвучие (S 5/3) — на IV ступени, доминантовое трезвучие (D 5/3) — на V ступени.

На всех остальных ступенях трезвучия называются побочными.

В натуральном мажоре все главные трезвучия — мажорные, в гармоническом мажоре s 5/3 — минорное. В натуральном миноре все главные трезвучия — минорные, в гармоническом миноре D 5/3 — мажорное. В классической музыке
более распространены трезвучия из натурального мажора и гармонического минора.

Тоническое трезвучие имеет два обращения: 1) тонический секстаккорд (Т 6), строится на III ступени;

2) тонический квартсекстаккорд (Т 6/4), строится на V ступени.

Субдоминантовое трезвучие имеет два обращения: 1) субдоминантовый секстаккорд (S6), строится на VI ступени; 2) субдоминантовый квартсекстаккорд (S 6/4), строится на

I ступени.

Доминантовое трезвучие имеет два обращения: 1) доминантовый секстаккорд (D6), строится на VII ступени; 2) доминантовый квартсекстаккорд (D 6/4), строится на

II ступени.

 Поскольку в миноре доминантовое трезвучие и его обращения строятся в гармоническом виде, нужно помнить о повышении VII ступени.

ТЕМА 3. Вводные септаккорды

Септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям.

вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень называется вводной.Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервалатерции.

Вводные септаккорды бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем обозначать – МVII7 (малый вводный), а другой – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие.

Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы.

МVII7 = м3 + м3 +б3

Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

УмVII7 = м3 + м3 + м3

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие (Т 5/3) с удвоенным терцовымтоном (средним звуком, 3-ей ступенью).

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 117;

Источник: https://studopedia.net/4_43234_tema—glavnie-trezvuchiya-lada-s-obrashcheniyami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector