Психологический портрет современного композитора

Российские психиатры доказали, что Чайковский не был геем

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2013-09-07 13:08:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2013-09-07 13:08:00

Представители нетрадиционной сексуальной ориентации давно и упорно записывают великого композитора в свои ряды. Причем, в последнее время они даже стали называть его чуть ли не главарем всех геев конца 19 века.

И солидные музыкальные энциклопедии, выпущенные за рубежом, пишут о гомосексуализме Чайковского как о достоверном факте. «Это грязная клевета» — уверяет президент Московской психотерапевтической академии Михаил Буянов.

Он первым из психиатров решил разобраться в психофизическом складе Петра Ивановича и провел масштабное расследование, чтобы раз и навсегда опровергнуть слухи.

От куда пошли слухи о гомосексуальности Чайковского?Действительно ли Чайковский покончил с собой из-за того, что он был гей?

Правда ли, что 1893 году в Петербурге был созван «суд чести», который осудил Чайковского за роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из ниже представленного интервью.

-Михаил Иванович, откуда вообще родилось суждение, что Чайковский — гей?

— При его жизни подобных разговоров не было совсем. Появились они несколько десятилетий спустя. И первой слух пустила некая Пургольд. Она была студенткой Чайковского и однажды написала ему письмо, в котором требовала, чтобы он женился на ней, в противном случае грозила покончить с собой. Но Чайковский был научен горьким опытом и никак не отреагировал на шантаж.

Ведь до этого точно таким же образом его женила на себе другая студентка. Получив ее письмо, он очень переживал, что может стать причиной гибели молодой девушки. Их брак был недолгим. Чайковский понял, что совершил ошибку и развелся, до конца жизни оставшись один.

А его бывшая супруга Антонина Милюкова потом попала в психиатрическую больницу, где провела 21 год вплоть до своей смерти. Это была, судя по нашим данным, истеричная дама с вялотекущей шизофренией. Если бы Чайковскому попалась психически здоровая женщина,она, возможно, нашла бы к нему ключики, оставляла бы его в покое, чтобыон мог заниматься творчеством.

Но теперь вы понимаете почему трюк Пургольд не прошел. Она потом приставала к Мусоргскому, жила какое-то время с Римским-Корсаковым (в умении соблазнять талантливых музыкантов ей не откажешь). Так вот еще Римский-Корсаков говорил ей, чтобы она не болтала ерунды про Чайковского, на которого была всю жизнь сильно обижена.

Впрочем, тогда слух о якобы нетрадиционной ориентации Петра Ильича был неопределенным и неясным. Эту сплетню вспоминали крайне редко и ей мало кто верил.

Так было до тех пор пока в 1985 -м году в парижском журнале «Континент» не напечатали статью русской эмигрантки, которая утверждала (совершенно без всякой аргументации), что Чайковский- гей. Это были времена перестройки в СССР, так что скандальный слух, пущенный из-за границы, лег на благодатную почву.

— А почему именно психиатры решили спасти доброе имя гения?

— Однажды группа психиатров, в число которой я входил, в рамках своей конференции посетила музей-усадьбу Чайковского в Воткинске. Сотрудницы музея подошли к нам и, стесняясь и робея, спросили: «Правда, что все психиатры думают, будто Чайковский был гомосексуалом?».

Мы сильно удивились, но крыть эту карты было на тот момент нечем. Тогда профессор Василий Банщиков (ныне покойный, а в то время зав.кафедрой психиатрии в 1-м московском медицинской институте) дал мне указание: «Вот вы этим делом и займитесь».

С тех пор я досконально изучил все архивные документы о Чайковском, его переписку, любые упоминания о его жизни у современников и особенно, разумеется, у врачей и т.д.

Перед мной стояла задача разобраться по сути в трех скандальных слухах: первый, что Чайковский был геем, второй — что он покончил с собой именно из-за этого, третий — что он вообще был душевнобольным.

-И с чего вы начали?

— С последнего. Изучил психологический портрет композитора. Оказалось, что Чайковский как многие талантливые люди сдетства отличался особенностью (мы, врачи, условно называем ее тревожной мнительностью).

Он также как Чарльз Дарвин или Павлов был очень застенчивым, чрезмерно деликатным и аккуратным, дотошным, близко к сердцу принимал любые неудачи и винил в них только себя. Вообще считал себя источником всех несчастий.

Но все это проявление его

психастенического характера, а не какая-то грубая патология. С точки зрения психиатрии он был совершенно ЗДОРОВ. Если его нрав и приносил кому неприятности- так только ему самому.

Таким людям сложно жениться,  решиться на что-то серьезное, они все время боятся чем-то заболеть. А спасения ищут в творчестве, где чувствуют себя наиболее комфортно.

И если бы не особенности характера Чайковского, мы, возможно, лишились бы гениального композитора.

-Но ведь известно, что Чайковский ходил по психиатрам…

— Это действительно так. Из-за своего трагического отношения к миру, страхов (особенно танатофобии- страха смерти) он часто обращался к врачам. Его, к примеру, лечил известный в то время психиатр Иван Балинский, который был завкафедрой Военно-медицинской академии).

Тот ему, в конце концов, сказал, дескать, у вас, батенька, характер такой и не надо искать никаких болезней у себя, а то ведь кто ищет, тот всегда найдет. Однако Чайковский ему не очень-то поверил и, когда был в Париже, обратился к нескольким французским экспертам.

Он хотел получить ответ на главный вопрос- почему жизнь для него сплошное мучение, непрерывное ожидание смерти, а он сам- сплошное скопище пороков. Но они ответили ему примерно тоже самое, что и Балинский.

-А верно, что Чайковский пил?

— Многие из людей, отличающихся тревожной мнительностью, прикладываются к бутылке, и Чайковский не был здесь
исключением. Но особенность таких людей в том, что они склонны все преувеличивать, приписывая себе пороки, которых в реальности нет.

Вот и Чайковский, выпив накануне рюмку водки, говорил журналистам: «Я снова вчера напился до беспамятства».

Еще одна особенность такого типа- они не мужественные люди, часто оказываются под каблуком сильных личностей, им легче подчиняться, чем быть самостоятельными

— Мы подходим к самому главному — был ли он гомосексуалом?

Изучив все материалы, я пришел к однозначному выводу — нет. Чайковский был асексуалом- секс как такой его интересовал очень мало, его занимали более высокие материи.

Однако гормоны все равно время от времени брали свое, потому такие люди эпизодически посещают бордели. Не могу сказать, как часто конкретно Чайковский там бывал. Но после таких похождений композитор во всеуслышание заявлял, что он самый порочный человек на свете.

И ведь любой не знающий его характера мог поверить в это и представить себе бог знает что.

Вообще утаить от кого бы то ни было свои гомосексуальные наклонности в то время было невозможно. Да тот же Чехов,
который был его другом, сразу бы заметил это. Но ни в одних воспоминания нет даже намека на возможную «голубизну» Чайковского.

Заметьте, что композитор был фигурой публичной, объехал полсвета, подолгу жил в гостиницах, где его допекали поклонники и корреспонденты. И если бы с ним что-то было не так, это тут же стало бы достоянием  общественности.

Плюс люди такого типа, как он, обожают писать письма, в которых сообщают все свои переживания. Чайковский написал одной только Надежде Фон Мекк столько, что они вошли в громадный трехтомник.

Глазами психиатра я изучил каждое письмо и никакой склонности к гомосексуализму не нашел.

Вот в письме к брату он писал: «Целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un reve, воплощение сладкой мечты.

Погулявши и окончательно влюбившись, я приглашаю его и Николая Львовича в трактир. Мы берем отдельную комнату. Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с
маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу!»

— Это все говорит только о чувственности его творческой натуры. Платоническая любовь к представителям своего пола неявляется гомосексуализмом: повздыхали, погладили ручки и разошлись. Кстати, в тюремной среде, где нет женщин, некоторые мужчины занимаются сексом с товарищами. Но они выходят на свободу и думать забывают о

мужчинах. А вот если женщин много, но неудержимо тянет именно к  представителям своего пола, это чистый гомосексуализм.

Психиатрия считает это очень редким расстройством- им страдает не более 0,01 % населения.

И все врачи, которые занимаются с такими пациентами, соглашаются в одном- обычно гомосексуализм встречается вкупе с другим психическим расстройством и что тут причина, а что следствие не всегда разберешь.

— А как насчет утверждения, будто в 1893 году в Петербурге был созван «суд чести», который осудил Чайковского за роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III?

— Это абсолютно нелепая фантазия. Вы еще забыли упомянуть, что якобы условием, при котором «судьи» соглашались скрыть обстоятельства этого дела, было то, что композитор лишит себя жизни,«разыграв» холеру, симптомы которой могли быть сходны с отравлением мышьяком.

Это полная чушь! Если бы такой суд был, то он судил бы не одного Чайковского (геев в то время в Петербурге хватало). Но мы ничего о нем даже не знаем. К тому же вряд ли было бы возможно, что члены такого «суда» смогли бы сохранить тайну. Что известно даже двум- будет рано или поздно известно всем. А про холеру… Чайковский умирал долго и публично.

И никаких сомнений, что это была именно холера, а не мышьяк, у современных врачей, с которыми я изучил архивы, нет. И самое интересное, выяснилось, что он умирал он ровно столько времени и также, как его мать, которая в свое время тоже заболела холерой. Я очень надеюсь что наше исследование поставит точку в этом деле.

Все, кто заявляют о «бугорстве» Чайковского (гомосексуализм в России принято было называть «бугорством», а активных участников процесса – «буграми») грешат против истины.

Источник

Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/496321.html

Исповедь Чайковского Психологический «портрет» русского композитора

Тактичный, чуткий, общительный, всегда в веселом расположении духа – таким видели Петра Ильича современники. А за кулисами оставались болезненная мнительность, ни на секунду не покидающий Чайковского страх смерти, одиночество, неврозы, мысли о суициде и собственной бездарности. Сам он называл себя мизантропом, который сходится с людьми ценой невероятных внутренних мучений.

При Чайковском не говорили о гробах

Великий композитор был чрезвычайно впечатлительным ребенком. Смерть стала одной из главных тем стихотворений маленького Чайковского; как вспоминал младший брат Модест, «его преследовали образы сирот, стариков, умирающих, мучеников».

Когда Петру не исполнилось и 12-ти, умер от скарлатины его близкий друг Николай Вакар. С потерей самого дорогого человека он столкнулся в возрасте 14 лет — мать Александра Андреевна умерла от холеры. Липкий, мучительный страх смерти Чайковский пронес с собой через всю жизнь.

Впоследствии он даже просил не употреблять при нем слов, которые намекают на смерть — они приводили его в дурное расположение духа. Однажды во время визита в Софийский собор в Киеве композитора привела в ужас «какая-то фигура, покрытая парчой» (это были останки митрополита Макария).

Петр Ильич выбежал из храма и на этом осмотр киевских святынь решил завершить.

Семья Чайковских. Петр крайний слева

После игры на фортепиано юный Чайковский возвращался домой нервный, в расстроенных чувствах. Подростком он мог ночью внезапно вскочить с кровати и сесть за рояль, чтобы сыграть только что рожденную композицию.

Парадоксально, но звуки иногда доводили будущего композитора до нервного срыва. Ему могло мешать тиканье часов, а звук проезжающего экипажа иногда доводил до натуральной истерики. Но музыка — другое дело.

Петр Ильич занимался ею по железному распорядку, он никогда не давал себе поблажек.

Читайте также:  Как научиться играть на пианино

Звуки доводили маленького Чайковского до нервного срыва

По мнению психиатров, причина такой фантастической работоспособности заключалась в тревожном, мнительном характере.

Творчество позволяло отвлечься от рефлексии и самокопания, которые приводили Чайковского к депрессии.

Специалисты отмечают, что такого рода эмоции характерны для артистического мира: искусство требует колоссального напряжения, с которым нелегко справиться даже эмоционально стабильному человеку.

«Когда играли, то мне казалось, что я сейчас, сию минуту умру, до того у меня болело сердце»

Петр Ильич крайне болезненно относился к критике в адрес своих произведений.

Впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году он описывает в письме Модесту: во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури».

Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури». Схожие чувства, граничащие с отчаянием, он испытал после прочтения рецензий на свою оперу «Мазепа».

Петр с братьями Модестом и Анатолием (стоят) и Николаем Кондратьевым, 1875

Неудивительно, что Чайковский сделался ипохондриком. Переживаниями относительно своего здоровья он делился в письмах к верному другу и покровительнице Надежде Филаретовне фон Мекк. При этом главным своим «заболеванием» он называл мизантропию. «…Мизантропия особого рода, в основе которой вовсе нет ненависти и презрения к людям.

Люди, страдающие этой болезнью, боятся не того вреда, который может воспоследовать от козней ближнего, а того разочарования, той тоски по идеалу, которая следует за всяким сближением. Было время, когда я до того подпал под иго этого страха людей, что чуть с ума не сошел.

Обстоятельства моей жизни сложились так, что убежать и скрыться я не мог. Приходилось бороться с собой, и единый бог знает, чего мне стоила эта борьба», — отмечал Петр Ильич. И эти строки писал человек, который притягивал к себе всеобщее внимание на каждом светском вечере.

Композитор переписывался с Надеждой Филаретовной 13 лет, делился с ней откровенными мыслями, но никогда не встречался.

Письма без купюр

В 1923 году в СССР были впервые опубликованы дневники Чайковского. Они написаны в отстраненном, почти официальном тоне, как будто по принуждению. Это лаконичные ежедневные заметки, в которых нет места душевным переживаниям. Краткие «работал», «занимался», посещения храмов, небольшие пейзажные зарисовки.

Переписка композитора и фон Мекк длилась 13 лет, они никогда не виделись

В 1940 и 1961 годах были изданы письма композитора, которые, разумеется, прошли через руки цензоров. Однако к этому моменту слухи о гомосексуализме Чайковского циркулировали в зарубежной прессе уже несколько лет.

Причиной тому послужила публикация прозаика и критика Александра Амфитеатрова, опубликованная в парижской газете «Сегодня» в 1933 году. Амфитеатров заявил, что получил многочисленные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации композитора после личного разговора со знакомыми Чайковского.

При этом утверждалось, что чаще всего он заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими.

Этим также могла объясняться неудачная женитьба на Антонине Милюковой. Муж и жена прожили в одном доме всего 6 недель, после чего Чайковский уехал в Швейцарию и, если судить по письмам, даже хотел топиться.

В своей корреспонденции композитор подчеркивает, что страстное желание отца видеть его женатым стало одной из причин заключения неудачного союза. Известно также, что Чайковский планировал свадьбу с французской певицей Дезире Арто.

Она не состоялась по банальной причине — Арто выскочила замуж за другого.

С Антониной Милюковой

В 1995 году исследователь Валерий Соколов опубликовал статью, в которой приводились письма Петра Ильича его брату Модесту без купюр. Эта работа вышла в официальном альманахе дома-музея Чайковского в Клину, где и находится значительная часть корреспонденции русского композитора. Оказалось, что в советское время были отредактированы в нужном идеологическом ключе более 200 писем.

Петр Ильич был ипохондриком и был склонен к самообвинению

В своей работе Соколов восполняет некоторые из этих пробелов и приводит, в частности, такое послание Чайковского Модесту: «Только ты один, Модя, во всем мире можешь вполне понять испытанные мною вчера чувства.

От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях. Rendezvous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь.

Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un rive (как во сне), воплощение сладкой мечты». Эти письма обнажают тяжелую внутреннюю борьбу Чайковского с тем, что он считал постыдным пороком, «величайшей и непреодолимейшей преградой к счастию».

В письмах к брату композитор признается, что к своей жене испытывал самое настоящее отвращение, и описывает свои знакомства с молодыми людьми.

С племянником Владимиром Давыдовым

Эти послания рисуют образ человека, который ценой невероятных внутренних усилий пытается бороться с собой, но безуспешно. Между строк читается тонкий психологизм.

Чего стоит отрывок, пронизанный маленькой, но острой, настоящей драмой влюбленности: «Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».

С женой композитор прожил всего 6 недель, после чего уехал в Швейцарию

Александр Познанский, автор многочисленных работ о Чайковском, опубликованных за рубежом, не сомневается: великий русский композитор был гомосексуалистом.

Он пишет о том, что в жизни Петра Ильича царил «культ веселья и развлечений», а жажда новых романтических знакомств не оставляла его ни на минуту.

Психиатр Михаил Буянов, возглавлявший Московскую психотерапевтическую академию, также изучал архивные документы (уже по медицинской части) и пришел к противоположному выводу. При этом он ссылался на материалы, связанные с визитами композитора к светилам психиатрии.

Вероятно, творчество было для Чайковского выходом из душевного кризиса; в своих произведениях он воплощал напряженные драматические концепции, мотивы одиночества и тоски. Недаром так близка ему была «Исповедь» Толстого — муки сомнения, напряженного духовного поиска не оставляли композитора до последних дней.

Источник: https://teni-istorii.ru/blog/43105106780

Ригина Н.А

Ригина Н.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПРОФЕССИОНАЛА

Челябинская агроинженерная академия

This work is devoted to the analysis of psychological portrait of professional musician. The author examines the typical features of personality of professional musician.

Keywords:  personality, professional musician, creative personality.

Эта работа посвящена анализу психологического портрета профессионального музыканта. В работе рассматриваются характерные черты личности профессионального музыканта.

Ключевые слова:  личность, музыкант-профессионал, творческая личность.

«Музыкант – лицо, профессионально занимающееся каким-либо родом музыкальной деятельности (композитор, дирижер, скрипач, певец и т.п.); в обычном, более узком понимании – человек, играющий на каком-либо инструменте [7].

Дается и другая трактовка слова «музыкант»: «… мы под словом музыкант ни в коем случае не понимаем дилетанта, напротив, это такой человек, который основательно владеет знаниями теоретической и практической частей музыки и умеет их применять» [8, с. 26].

С точки зрения психологии, главной отличительной чертой личности музыканта-профессионала является неудержимое стремление перелить свои переживания и впечатления в звуки музыки, т.е. способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира. Особенности личности  музыканта, а также всех мастеров искусства, группируются вокруг пяти «Т».

Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение и Требовательность. Большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем том, что происходит в окружающем их мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием.

Одной из черт личности музыканта является также его  универсальность, стремление охватить как можно больший круг явлений в своем творчестве [3, с.  20-37].

Воля как особое свойство психики человека входит в качестве специфической составляющей в целостную структуру художественно-творческих способностей. Профессия музыканта предполагает в качестве обязательного условия «умную», логичную организацию работы, рациональное использование творческих потенций, устремленность в ходе работы в нужном направлении, т.е. точность ориентировки.

А всякое целенаправленное действие в основе своей является волевым. Практически везде и во всем здесь необходима воля, дабы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, свое Я в любой стрессовой ситуации [6, с. 37]. С точки зрения психологии, воля – это свойство человека в его способности, сознательно управлять своей психикой и поступками.

В психологии давно уже утвердилось положение, согласно которому воля проявляется в действии, мотивируемом умозрительной, т.е. живущей в сознании индивида, воображаемой ситуацией. Иными словами, волю человека могут стимулировать не только жизненные реалии, но и те воображаемые, умозрительные, нарисованные фантазией ситуации, создание которых вполне во власти человека [6, с. 40].

  Роль волевого фактора еще более очевидна в процессе публичного выступления музыканта. Скованность, мышечная зажатость, замедленность и неточность реакций, неуверенность в своих силах – таков распространенный синдром, характеризующий внутреннее состояние человека, которому приходится выступать перед зрителями, слушателями и т.д.

Чтобы не растеряться в этих условиях, нужны отменные волевые данные. Требуется и всесторонняя, тщательная подготовка, и отлаженная система профессиональных умений и навыков, и определенный опыт соответствующей деятельности, т.е. требуется хорошо воспитанная, натренированная, строго организованная исполнительская воля.

Следует учитывать, впрочем, что экстремальные ситуации, в которых подчас оказывается человек в силу специфики своей профессии, не только выдвигают требования к его воле, но и активно формируют, «упражняют» ее. Следует отметить, что далеко не все музыканты выдерживают волевые нагрузки, сопряженные с их работой.

Некоторые бывают вынуждены прийти к выводу, что профессиональная музыкальная деятельность, связанная со стрессовыми ситуациями, с высоким уровнем творческой активности, с нервно-психическими перегрузками, не соответствует их природным возможностям, их профессионально-личностному потенциалу [6, с. 41-42].

Общественным предназначением музыканта-профессионала является сохранение, распространение и созидание ценностей музыкальной культуры, нравственно-эстетическое, духовное совершенствование человека. Высокие профессиональные цели и  задачи музыканта требуют высокого уровня его общей и профессиональной культуры, творческих и духовно-нравственных качеств [2, с. 14].

Исследователи описывают свойства творческой личности, характерные для нее: устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих «достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [1, с. 58]. Согласно американскому психологу К. Тэйлору, чертами творческой личности являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда – стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения [3, с. 71]. Другие исследователи отмечают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем. Поскольку музыканты  – это люди творческой профессии, им также присущи перечисленные черты творческой личности.

В качестве специфической способности музыканта рассматривается эстрадный артистизм, не частое проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, которая может находиться даже в противоречии с его общими свойствами: способность чутко улавливать ответную слушательскую реакцию на исполнение [4]. Магическая сила артистизма заключается в том, что музыкант завораживает слушателя не только качеством исполнения, но и непосредственным воздействием своей личностью, эмоциональностью, волей, пантомимическими движениями, соответствующими характеру музыки [5, с. 107].

Исходя из проведенного анализа, психологический портрет личности музыканта-профессионала является понятием, включающим  все перечисленные выше характерные черты личности музыканта-профессионала.

Литература:

  1. Булатова, О.С. Педагогический артистизм [Текст]/ О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240с.

  2. Петров, Н.В. Формирование личности музыканта-исполнителя в процессе взаимодействия преподавателя и студента в музыкальном училище: дисс. канд. пед. наук [Текст]/Н.В. Петров. – М.: МГУКИ, 1991. – 120с.

  3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]/В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 383с.

  4. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст]/ В.Г. Ражников. – М.: Музыка, 1989. – 141с.

  5. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. [Текст]/ С.И. Савшинский. – М.: Классика – XXI, 2002. – 244с.

  6. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]/ Г.М. Цыкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

  7. Штейнпресс, Б.С., Ямпольский, И.М. Энциклопедический музыкальный словарь [Текст]/Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1966. – 336с.

  8. Шушкова, О.П. О профессии «музыкант» в 18 веке [Текст]/ О.П. Шушкова/ Музыка и время. – ООО Издательство №5. – 2002. – С. 26-29.

Читайте также:  Как определить тональность мелодии

Источник: https://www.sworld.com.ua/index.php/uk/pedagogy-psychology-and-sociology/social-law-and-special-educational-psychology/3210-rigina-on

Как нас характеризует наш музыкальный вкус

Любимые мелодии, как ни странно, говорят о многом

Все, наверное, знают, что по мимике, стилю одежды и манере общения можно многое сказать о человеке. А способны ли рассказать о характере музыкальные предпочтения? Вполне, утверждают специалисты. Не зря бытует слегка переделанная древняя поговорка: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я тебе скажу, кто ты».

Изыскания британских психологов

Тема о взаимном влиянии характера личности и его музыкальных предпочтений является очень популярной, тем более что психологи до сих пор не могут точно определить, насколько тесно зависят эти вещи друг от друга. В течение многих лет неоднократно проводились исследования. Ученые пытались определить схожесть натур людей, увлекающихся одним и тем же музыкальным стилем.

Дальше всех в этом направлении продвинулись англичане. Британские психологи опросили более 36 000 человек из разных уголков мира. Эти импровизированные интервью доказали: люди, увлекающиеся одним и тем же музыкальным жанром, несомненно похожи друг на друга характерами. Учтем: речь идет в первую очередь о европейцах и жителях других иностранных государств. А теперь подробнее.

Самой популярной, безусловно, является поп-музыка. Она и воспринимается проще, поскольку не отличается глубоким смыслом по тексту, да и гармонически сама по себе очень доступна (иногда даже чересчур навязчива). Исследования показали, что любители поп-музыки, как правило, экстраверты. Это уверенные в себе, общительные, однако не творческие люди.

Поклонников рок-музыки и тяжелого металла тоже не единицы. Порой считают, что адепты хэви, треша и харда склонны к одиночеству и суициду. Но, в принципе, это не так. Как ни удивительно, вопреки бытующему мнению, они обладают чрезвычайно мягким и даже утонченным характером.

Это творческие люди, но, как правило, с довольно низкой самооценкой. Кстати, поклонники хард-рока оказались ближе всех по характеристикам к любителям классической музыки.

Тут к месту будет вспомнить о знаменитых соло рок-гитаристов вроде Блекмора или Мальстина, которые вставляют в партии куски из Баха либо других академических композиторов.

Что можно сказать о любителях рэпа? Главная его особенность – некий порой сумбурный, порой серьезный, порой социально конфликтный смысл, изложенный в длинном тексте.

Важную роль играет монотонный ритм, повторяющийся на протяжении всей песни. Любители рэпа очень коммуникабельны, независимы, умеют грамотно вести переговоры и отстаивать свою точку зрения.

Также отмечается их высокая самооценка.

Приверженцы кантри и вестерна – настоящие трудоголики. Таких в нашей стране относительно немного, поскольку данный жанр пользуется популярностью в основном в США. То же самое, впрочем, можно сказать и о фолке.

Классическую музыку слушают раскованные, уверенные в себе, но, как правило, замкнутые люди, интроверты.

Истинных поклонников классики среди современного поколения заметно мало, среди них по большей части преобладают личности с музыкальным образованием.

Увлечение академической музыкой ощутимо связано с нежеланием воспринимать то, что «впаривает» современная музыкальная индустрия. Кстати, некоторые считают себя ярыми поклонниками классической музыки, хотя вовсе в ней не разбираются.

Джаз и блюз определенно по душе творческим, общительным, чрезмерно самоуверенным, добрым и непринужденным людям. Данные жанры по праву считаются элитарными. Действительно, далеко не каждый способен понять и почувствовать синкопированные ритмы джазовой композиции.

Электронная музыка сегодня считается достаточно популярной. Она, как правило, воспринимается положительно практически всеми типами личностей, но только в качестве нейтрального фона.

Люди, по-настоящему «болеющие» данным стилем, по натуре являются флегматиками. Они невозмутимы, спокойны, их настроение устойчиво и не меняется в течение длительного времени.

Отмечено, что электронную музыку предпочитают многие программисты.

Можно ли отнести к тому же самому описанию любителей дабстепа? Несмотря на то, что это некое ответвление электронной музыки, скорее всего, нельзя. Дабстеп стал относительно новым направлением и получил заметную популярность буквально за несколько лет. Его поклонники достаточно импульсивны, внутренне сильны и непостоянны.

Приверженцы танцевальной музыки оказались наиболее коммуникабельными и разносторонними личностями, но в то же время достаточно жесткими по отношению к другим.

Конечно, есть и те, кто слушает и положительно воспринимает все музыкальные стили. Таких людей немного, поэтому сложно что-то сказать об их характере. Предположительно это творческие, незаурядные и непостоянные личности, стремящиеся к переменам.

Помимо этого, британские психологи убеждены, что уровень IQ также зависит от музыкальных предпочтений.

Наиболее низкий порог интеллекта, как показали исследования, у поклонников хип-хопа и R’n'B. Любителей рэпа они также назвали недалекими.

На вершине интеллектуального хит-парада, как ни странно, оказались приверженцы тяжелого рока, немного не дотянули до них любители классической музыки.

Представленную психологами информацию, безусловно, не стоит принимать целиком на веру. Зачастую люди вообще слушают ту или иную музыку из-за выставленной напоказ обществом моды.

Сегодня ее фаворитом может быть дабстеп, завтра кантри или джаз. Да и с годами вкусы трансформируются, причем иногда разительно. Но определенные закономерности из жизни не вычеркнешь.

В низкопробных «наливайках», где собирается характерный контингент, вы вряд ли услышите что-то умнее «Бутырки».

Моцарт и рисовая водка

Каждый человек на вопрос, почему ему нравится та или иная музыка, ответит по-своему. Кому-то по душе звучание, кому-то смысловое содержание. Однако есть и реальные факторы, влияющие на выбор.

Восприятие музыки каждой личностью индивидуально, но с точки зрения физики, несложно выделить некие закономерности. Например, высокочастотные звуки мозг воспринимает не так хорошо, как низкочастотные.

Этим в большинстве случаев можно объяснить большую популярность попсы и «клубняка». Оба направления щедро содержат низкочастотные вибрации, которые успокаивают и незаметно вводят в состояние легкого транса.

Как мы упоминали выше, сегодня очень мало настоящих ценителей классической музыки.

Почему, как думаете? Оказывается, длина звуковой волны в классических произведениях больше, чем способен воспринимать человеческий мозг. Поэтому некоторые просто не в состоянии длительное время слушать классику.

И очень жаль, потому что классическая музыка оказывает на человека ярко выраженное положительное действие. Да и не только на человека.

Во Франции был проведен любопытный эксперимент. На ферме, где содержали коров, регулярно включали записи произведений Моцарта, в результате чего коровы стали давать больше молока. Схожие результаты были получены в разных странах и в сферах, никак не связанных с сельским хозяйством.

Например, в США на уроках по изучению языка для иммигрантов играла музыка Моцарта, Вивальди, Баха. И обучение продвигалось быстрее, чем обычно. В некой пекарне в Японии производство хлеба происходит под аккорды шестой симфонии Бетховена. Ее хлеб пользуется большой популярностью из-за исключительных вкусовых качеств.

Там же, в Японии, на одном из предприятий по производству саке регулярно ставят Моцарта, и качество рисовой водки от этого очень выигрывает.

«Эффект Моцарта» – так окрестили феномен положительного влияния произведений великого композитора.

Вообще гармоничные и благостные музыкальные произведения эпохи барокко оказывают специфическое воздействие на мозг: они заставляют его генерировать тета-волны, что способствует улучшению концентрации внимания и положительно влияет на память (напомним, что бета мозговые волны блокируют эмоции, а тета-волны дают нам возможность полностью использовать наши природные эмоции).

Ах, этот джаз!

Среди других музыкальных направлений, хорошо влияющих на человека, можно выделить джаз. На него всегда косо смотрели идеологи при Советском Союзе. Очень показательны высказывания типа: «от саксофона до ножа – один шаг» (А.А.

Жданов), или поговорка, в которую на потребу дня легко подставлялось нужное составляющее: «сегодня слушает он джаз («…носит «Адидас»), а завтра Родину продаст», или «джаз – музыка толстых» (М. Горький). Такое отношение к джазу совсем не случайно.

Обычно им увлекаются и его исполняют люди, имеющие собственное мнение, нестандартное творческое мышление. К чему были такие в стране, где все кроилось на один аршин?

В общем, музыку можно и важно использовать в интересах саморазвития. Если вы нуждаетесь в повышении умственных и творческих способностей, улучшении памяти для достижения лучших результатов, попробуйте провести эксперимент и пополнить плэй-лист классическими и джазовыми произведениями.

Источник: http://www.km.ru/stil/2013/11/18/psikhologiya-i-voprosy-samoanaliza/725474-kak-nas-kharakterizuet-nash-muzykalnyi-vku

Творческий портрет композитора как речевой жанр

Творческий портрет композитора как речевой жанр

Акчурина Н.В.

Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка

В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.

Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.

Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.

Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.

Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения.

Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:

Содержание творческого портрета композитора

Содержание Внутреннее наполнение рассказа
Биографическое повествование
  • биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;
Портретная характеристика
  • описание внешнего вида;
  • речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);
  • свойства характера (привычки, особенности натуры).
Характеристика творчества
  • особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца;
  • тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;
  • характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);
  • место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;
  • цитаты из музыкальных произведений творца.

Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).

Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.

Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:

  1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

  2. Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.

  3. Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.

В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:

  • обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);
  • тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);
  • жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);
  • монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).
Читайте также:  История россии в казачьих песнях

Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.

Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств.

Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта.

В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.

Языковые средства слова о композиторе

Функции воздействия Содержание Пример из текста
Средства эмоциональноговоздействия на учащихся Эпитеты «В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным»
Метафоры «Петр Ильич скончался 25 октября 1893 года. Его сметь ошеломила весь Петербург. Сотни тысяч людей сопровождали гроб великого музыканта. «Хоронят славу России», – громко сказал его учитель А.Г.Рубинштейн»
Сравнения «Его музыка звучит как звук родной речи, как голос матери, как речь любимого и дорогого существа, – эта задушевность есть во всех произведениях Чайковского»
Риторические восклицания «И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!»
Средства активизации внимания Местоимения «мы», «вы» «Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского»
Риторические вопросы «Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос».

Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения.

Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами.

Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.

Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.

Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).

Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:

  • профессиональная глубина знаний о композиторе;
  • умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;
  • суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;
  • коммуникативная компетентность.

Литература:

    1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.

    2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.

    3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    4. Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

Источник: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-portriet-kompozitora-kak-riechievoi-z.html

Психологический портрет личности: темперамент, характер, способности. Зачем нужен психологический портрет личности :

Каждый человек обладает навыком адаптации к сложившейся ситуации, но все делают это по-своему. Существует множество вариантов поведения. Психологический портрет личности – образец того, как с помощью описания черт характера человека можно предугадать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и прочее.

Психологический портрет личности – пример качественной текстовой интерпретации характеристики человека. Его составление – одна из самых сложных и важных задач современной психологии.

Составление психологического портрета – зачем это нужно?

Психологический портрет ребенка помогает воспитателю и учителю найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

Психологический портрет человека нередко составляется и при приеме на работу. С его помощью менеджеры лучше сумеют организовать деятельность персонала в компании, повысить работоспособность и успешность каждого члена коллектива.

Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как им присущи эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы.

Проблема личности мошенников и убийц – центральная для криминалистики и других наук, которые связаны с преступностью.

Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.

Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – это индивидуальность. Кратко рассмотрим основные компоненты, из которых состоит психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за людьми в различных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это обуславливается темпераментом человека, находящегося под наблюдением. Так, темперамент – это один из главных факторов, на которых строится психологический портрет.

Современная психология под «темпераментом» понимает особенности нервной системы и психики индивида. Это не только ритм, темп и интенсивность протекания психологического процесса, но и его содержание. Темперамент – это биологический фундамент личности.

Эти характеристики передаются по наследству, из-за чего плохо поддаются изменению.

Психологический портрет личности должен отражать основные особенности темперамента человека: стиль его поведения, способы, помогающие ему организовать свою деятельность, и прочее.

Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.

Сангвиник

Девиз: доверяй, но проверяй!

Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность.

Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.

Холерик

Девиз: ни минуты покоя!

Принцип общения с холериком опирается на использование его плюсов: увлеченность, подвижность, энергичность, страстность и целеустремленность.

В то же время он нейтрализует минусы этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, невыдержанность, конфликтность.

Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен навести на мысль о том, что человек всегда должен быть занят каким-либо делом. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.

Флегматик

Девиз: Не торопи!

Среди сильных сторон флегматика значатся постоянство, терпеливость, активность, устойчивость, надежность и самообладание. Минусы – это безразличие, сухость, медлительность и «толстокожесть».

Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать, если время в дефиците, так как ему нужен свой индивидуальный темп: не нужно его подгонять, он сам составит график работы и сделает все вовремя.

Меланхолик

Девиз: не навреди!

Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности – это мягкость, способность к сочувствию, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность.

Минусы этого типа темперамента – это мнительность, застенчивость, низкая работоспособность, замкнутость, мечтательность и ранимость.

Никогда не кричите на меланхолика, не давите на него, не давайте жесткие и резкие указания, так как этот человек крайне чувствителен к интонациям и слишком раним.

Очень сложно найти индивида, который полностью бы отвечал определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.

Интеллектуальность

Интеллектом называется система психических процессов, которая обеспечивает реализацию способности личности к оцениванию сложившейся ситуации, принятии решений и регулированию своего поведения в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная – как символ обучения индивида всему новому.

Жан Пиаже – психолог из Франции – одной из самых важных функций интеллекта назвал взаимодействие с окружающим миром через адаптацию к нему. Или, иначе говоря, умение ориентироваться в условиях и целесообразно строить свое поведение.

Ядром интеллекта является способность человека к выделению в ситуации основных свойств и построению своего поведения в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию в качестве типа поведения личности – «умное поведение».

Характер

Характер является совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые складываются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности – образец того, как выявленные черты характера помогают обусловить типичные для нее способы поведения.

Чертами характера называют устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет – пример отображения наиболее типичных и существенных особенностей человеческого характера.

Структура его насчитывает 4 группы черт, которые выражают отношение личности к различным сторонам деятельности: к самому себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.

Умение общаться

Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются индивидуальные особенности каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.

Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.

В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.

Эмоциональность

Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.

Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.

Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.

Способности

Психологический портрет личности – пример описания внутреннего склада человека, куда входит такая характеристика, как способности.

В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в определенном уровне ее продуктивности. Точность, устойчивость и скорость функционирования – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются путем решения задач определенной степени сложности, решения конфликтов и т. д.

Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами индивида – это уровень способностей. Наиболее удачный вариант – когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.

Способности подразделяются на специальные и общие. Общие могут предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Их формируют развитие интеллекта и особенностей личности. Специальная выступает в качестве социально-психологической основы развития тяги к определенной сфере деятельности: исследовательской, музыкальной, преподавательской, творческой и прочее.

Самооценка

В самооценке выражается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выработалось у человека на основе самопознания.

Психологический портрет – пример того, как самооценка личности влияет на все сферы жизни, ведь она предполагает оценивание собственных способностей, поступков, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе. Бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Направленность

Мотивация деятельности и поведения, удовлетворение потребностей – все это лежит в основе направленности личности (на задачу, на себя или на общение).

Кого-то может устроить лишь обеспечение безопасности и удовлетворение физиологических потребностей.

А другим, помимо этого, не менее важно удовлетворить социальные нужды, потребность в самовыражении, а также реализовать свои творческие способности.

Основной задачей менеджера и психолога является выявление потребностей, убеждений и интересов каждой личности и определении направленности ее мотивов.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-psixologicheskij-portret-lichnosti-temperament-xarakter-sposobnosti-zachem-nuzhen-psixologicheskij-portret-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector