Нестандартные приемы игры на гитаре, различные техники

Расширенные техники игры на гитаре | Гитаршкола

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Помимо техник игры на гитаре, которые описывались в прошлых уроках, существуют так же расширенные техники игры на классической гитаре. И сегодня вкратце расскажу о них.

Расширенными техниками называются необычные стили игры, отличающиеся от общепринятого использования инструмента, которые в основном стали появляться и развиваться в последние сто лет. Ниже предложен обзор некоторых наиболее распространенных расширенных техник (приемов игры).

Пиццикато

Этот термин подразумевает, что исполнитель музыкального произведения на струнном инструменте должен извлекать звуки щипками пальцев, а не смычком.

Хотя применительно к игре на гитаре использование этого термина может показаться странным, поскольку гитаристы смычками не пользуются, им описывается особая техника извлечения звуков подобных тем, которые получаются при игре пальцами на смычковых инструментах.

Результатами применения качественного пиццикато являются короткие приглушенные звуки, обладающие при этом ясным тоном. Чтобы добиться такого звучания, внешняя сторона правой кисти прижимается к струнам перед самой подставкой (см. снимки ), не позволяя им звучать в полную силу, а ноты берутся только большим пальцем (р), даже на дискантовых струнах.

Поэкспериментируйте, чтобы найти наилучшее положение кисти: если нота звучит слишком глухо и тускло и ее тон сложно определить, значит, рука сильно смещена влево.

Напротив, если струна продолжает звучать некоторое время и этот звук похож на ее обычный тон, значит, рука отведена слишком далеко вправо и находится над подставкой, поэтому не может в достаточной мере приглушить струны.

Пиццикато широко применяется профессиональными гитаристами, которые любят экспериментировать с различными звуками гитары и применять различные расширенные техники игры на классической гитаре.

На первом снимке хорошо виден угол расположения кисти. Обратите внимание, что большой палец располагается параллельно струнам, а остальные пальцы отведены от него на значительное расстояние.

На втором снимке показано пиццикато, исполняемое на струне А (ля). Струна обычно берется левой стороной костяшки первого сустава большого пальца, хотя то же самое можно делать и мясистой частью боковой поверхности пальца.

Приглушить звучание всех струн одновременно невозможно: для
каждой приглушаемой струны нужно находить особое, индивидуальное положение руки.

Тамбор

Слово «тамбор» («tambor») по-испански означает «барабан», а называемая этим термином техника игры на гитаре предполагает извлечение звуков с помощью не щипков струн, а ударов по ним, которые выполняются левой боковой поверхностью большого пальца р. Этот прием наиболее эффективен, если он выполняется в двух-трех сантиметрах от подставки. Как можно было ожидать, звуки при этом получаются резкие и ритмичные, похожие на барабанный бой.

В связи с ростом интереса к тональным оттенкам, возникшим в музыке после XIX столетия, подобные эффекты получили широкое распространение во многих произведениях этого периода: достойным примером этому может служить «Секвенция XI для гитары» , написанная Лучано Берио (р. 1925) для гитариста Элиота Фиска в 1988 г.

Барток

Эта техника игры на струнных инструментах названа в честь венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945), которого принято считать ее изобретателем. При ее выполнении струна оттягивается пальцами р и i от гитары, а затем резко отпускается и с громким звоном ударяется о гриф.

Нюанс этого приема состоит в том, что нота сохраняет свой тон, а это означает, что с помощью этой техники могут быть исполнены целиком музыкальные фразы.

Эта техника наиболее эффектна в гитарной музыке благодаря металлическим ладам инструмента, придающим звучанию дополнительную насыщенность.

Поскольку ноты при этой технике приобретают крайне характерное звучание, она должна использоваться только там и тогда, где и когда это оговорено специально.

Диссонанс (изменение строя гитары)

Для техники диссонанса одна или несколько струн настраиваются на не характерный для себя тон. Наиболее часто шестая струна опускается на тон до ноты D (ре).

При другом широко распространенном диссонансе третья струна опускается на полутон до F# (фа-диез), в результате чего большая терция, которая находилась между третьей и второй струнами, оказывается между четвертой и третьей струнами.

Подобный строй характерен для лютни эпохи Возрождения и используется для исполнения на гитаре произведений, написанных для лютни, например, таких, как работы британского композитора Джона Доуленда (1562-1626).

При еще одной разновидности диссонанса пятая струна опускается на тон до G (соль), а шестая — до D (ре), в результате чего тональность открытых струн меняется с обычной ми-минор на соль-мажор. Указания на использование диссонанса даются в начале музыкального произведения таким, например, образом: «6th to D» («шестая струна — ре»).

Кампанелла 

Кампанелла по-итальянски означает «колокольчик» и представляет собой технику, усиливающую резонанс инструмента.

С этой целью мелодия исполняется на открытых струнах, чтобы ноты звучали как можно дольше, и каждая последующая нота берется на другой струне.

Не каждая последовательность нот может быть сыграна таким образом, но даже часть мелодии, исполненная в этой технике, способна дать желаемый эффект.

В приведенном ниже примере показана нисходящая гамма, начинающаяся с открытой Е (ми), в которой гармоническая А (ля) еще более усиливает резонанс. Точно следуя аппликатуре и номерам струн, вы сможете получить настоящее звучание кампанеллы.

Пальцы левой руки должны оставаться на струнах как можно дольше, чтобы ноты, которые они удерживают, продолжали звучать, когда берется последующая нота.

В результате две-три ноты будут звучать одновременно, а именно это и называется техникой кампанелла.

Применение расширенных техник игры на классической гитаре даст Вам хороший результат в исполнении многих классических произведений.

Источник: https://gitarshkola.ru/texniki-igry-na-gitare/

Гитарные приемы

Огромное значение в гитарной технике имеет прием “баррэ” (франц. “barre” – перекладина), заключающийся в одновременном прижатии всех струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки.

Для выполнения этого технического приема указательный палец должен быть не согнутым, а выпрямленным параллельно ладовому порожку. Большое баррэ исполняется на каждом ладу с первого по десятый.

На последующих
ладах выполнение его затруднено или невозможно.

Малое баррэ

Малое баррэ заключается в одновременном прижатии нескольких струн. Малое баррэ может исполняться на любом ладу. Начинающим гитаристом осваиваются сначала малое баррэ за тем полное баррэ.

Тремоло

Прием, заключающийся в быстром чередовании одного звука. На гитаре прием тремоло звучит очень эффективно и при хорошем исполнении оставляет впечатления непрерывно звучащей мелодии с аккомпаниментом.

Как правило исполняется четырьмя пальцами – p, a, m, i. Исполняются триольное, квартольное, квинтольное и реже секстольное.

Первая нота чаще всего басовый звук (на 4,5 или 6 струне), после которого идет исполнение тремоло.

Пицикато

Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда – средний и указательный) палец извлекает звук. Звуки, исполняемые пиццикато, приглушенные и отрывистые.

Вибрация (вибрато)

Еще в эпоху Возрождения вибрацию впервые употребляли лютнисты. Вибрация на гитаре осуществляется вследствие колебания пальца, прижимающего струну. Но, зачастую, колеблется не только палец, но и другие части левой руки. В исполнительской практике гитаристов применяются три двигательных формы вибрации:

1) основной вид – кистевая вибрация, при которой главное движение руки происходит в кистевом сочленении с помощью параллельных (относительно грифа) сгибательно-разгибательных движений кисти;

2) локтевая форма вибрации применяется при исполнении аккордов, малых баррэ, – источником активных колебаний является сгибание-разгибание предплечья в локтевом суставе.

Вибрация увеличивает глубину звучания и придает ему мягкость и певучесть.

Легато

В игре на гитаре легато это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, т. е. приема игры, имеющего первостепенное значение.

Легато в его гитарном применении существует в нескольких способах: Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) – пальцами левой руки, которые резко (“молоточками”) опускаются на соответствующий лад (или лады) той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно распложены на нужных струнах и ладах.

Cтакатто

Cтаккато при исполнении на гитаре является результатом искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два способа исполнения стаккато:

1. Путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;

2. Путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.

Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные ноты. В нотах стаккато обозначается точкой над (или под) нотой. как в рисунке:

Благодаря применению флажолетов диапазон верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания. Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные.

1. Натуральные флажолеты – (на 12,7,5,4,3 ладах).

Исполняются легким прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается.

Все флажолеты звучат ярко до 4-го лада включительно, а дальше, то есть на 3-м и 2-м ладах, флажолеты звучат довольно тускло и поэтому употребляются очень редко.

2. Искусственные флажолеты – охватывают большой хромматический диапазон, и хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее они вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.

Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки, указательного и безымянного пальцев правой руки.

Палец левой руки прижимает струну обычным способом и остается на ней в продолжении заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстро соприкасается со струной точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки извлекает звук.

3. Сложные флажолеты – звучат и исполняются точно так же, как и искусственные, только с применением аккомпанемента.

Правая рука несет нагрузку еще больше: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный – извлекает звук, а большой палец ведет аккомпанемент. На гитаре также используется прием пиццикато.

Для его исполнения нужно положить боковую часть кисти правой руки на струны максимально близко к нижнему порожку и пальцами правой руки защипывать струны.

Очень эффектный гитарный прием. Исполняется он так: указательный палец левой руки перетягивает шестую струну на пятую, перекрещивая и прижимая их на ладу (этот прием используется в среднем диапазоне грифа). Звуки извлекаются из обеих струн щипком пальцев правой руки.

Пиццикато bartoc

Заключается в небольшом оттягивании струны большим пальцем, после чего отпускаем струну и она сначала ударяется об металлические порожки грифа, затем продолжает звучать. Исполнение приема дает резкое звучание, напоминающее выстрел. Обозначается большой латинской буквой В расположенной на штиле ноты. Например последний такт пьесы Р. Дьенса “Fuoco”

Глиссандо

Прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны скользят по ладам грифа. В нотах обозначается линией между звуками.

Расгеадо

Это удар четырьмя (тремя) пальцами пра­вой руки (“вразброс” – начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам, используя внешнюю сторону ногтя. Этот прием исполняется двумя способами: 1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой; 2) снизу вверх (от l-й к 6-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца).

В нотах этот прием обозначается словом “rasg” и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует много видов расгеадо.
В последние годы в исполнительской практике гитаристов часто применяется прием “кольцевого расгеадо”.

Читайте также:  Психологический портрет современного композитора

Это ритмически организованное расгеадо, способ исполнения которого заключается в объединении и непрерывном движении двух выше описанных способов.

Тамбурин

Прием, которым имитируется звучание большого барабана или литавр. Он заключается в том, что большой палец правой руки (а иногда – средний) резко ударяет по нескольким или всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро его поднимать, давая струнам свободно звучать.

Источник: https://21one.ru/ch/280.html

Приемы игры на электрогитаре

Иногда сложно объяснить, каким образом ты извлек звук на электрогитаре. Да, мы все этому учимся, либо сами придумываем уже придуманные задолго до нас приемы игры. Но как понять, что у тебя получилось, точнее, как именно у тебя получилось сыграть тот или иной фрагмент произведения? Я думаю, на помощь придет этот список наиболее распространенных приёмов игры на электрогитаре.

Bend (бэнд или подтяжка) — движение зажатой струны поперек грифа (перпендикулярно) повышает тон. При таком движении струны, высота звучания плавно изменяется, а нота становится выше. Повысить такую ноту можно на полтора-два тона.

Простой бенд — сначала нужно ударить по струне, а уже после — подтянуть ее.

Пребенд — наоборот, струна сначала подтягивается, а уже потом ударяется.

Обратный бенд — струна подтягивается беззвучно, затем ударяется и опускается на место.

Легатный бенд — сначала струна ударяется, затем делается подтяжка, после которой струна возвращается к исходному тону.

Бендовый форшлаг — струна ударяется одновременно с подтяжкой.

Унисонный бенд — извлекается ударом по двум струнам, после чего нижняя нота дотягивается до высоты верхней так, чтобы обе ноты звучали одновременно.

Микробенд — подтяжка на 1/4 тона.

Vibrato (Вибрато) — колебание струны. Чтобы получить такой эффект, необходимо после извлечения ноты, продолжать зажимать эту струну, и пальцем елозить по ней вверх-вниз перпендикулярно грифу. На электрогитарах же, оснащенных тремоло-машиной, для исполнения вибрато может применяться рычаг.

Тэппинг — звук извлекается путем ударения пальцами правой руки по струнам на нужном ладу (может быть любой лад).

Двуручный тэппинг — звук извлекается путем ударения по струнам пальцами обеих рук на нужных ладах.

Pull-offили нисходящее легато. Звук извлекается путём срыва пальца левой руки со звучащей струны. Это действие обратно приему hammer-on.

Hammer-on (Восходящее легато) — восходящее легато (hammer с английского переводится как молоток). Звук извлекается путем удара по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком.

Palm mute — ребром ладони правой руки приглушаются струны у нижнего порожка гитары. Такой прием позволяет получить более агрессивный звук.

Медиаторный слайд — скольжение вдоль струн по грифу пальцами левой или правой руки либо медиатором. Иногда вместо пальца в этом приеме используется специальная полая трубка, одеваемая на палец левой руки. Называется она слайд, и изготавливается из металла, керамики либо стекла. С его помощью переходы между нотами становятся очень плавными.

Арпеджио (перебор) — поочерёдное извлечение звуков аккорда. Струны перебираются последовательно несколькими пальцами.

Арпеджиато — очень быстрое последовательное извлечение звуков, расположенных на разных струнах.

Глиссандо — плавный скользящий переход между нотами. На гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Свип — скольжение медиатором по струнам вверх либо вниз при игре арпеджио, или скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой.

Стаккато — Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда.

Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне, и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

Медиаторный флажолет — нота извлекается одновременно медиатором и большим либо указательным пальцем правой руки.

Источник: http://www.fxguitar.ru/priemy-igry-na-elektrogitare.html

Популярные техники игры на гитаре

При игре на гитаре каждый гитарист вырабатывает свои собственные виды и стили. Под стилем в данном контексте понимается техника.

За время существования гитары было выработано большое количество разнообразных техник игры: начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными.

Вы тоже можете придумать новую технику игры, конечно если обладаете всеми необходимыми талантами.

    Содержание:

  • Баррэ
  • Теппинг
  • Легато
  • Слайд
  • Свип

Но, перед тем, как вы начнете создавать свою технику, рекомендую вам ознакомиться и опробовать уже существующие популярные техники, возможно ваша будет основана на одной из них.

Способы игры на гитаре очень разнообразны, ниже приведены самые популярные виды, стили и техники, конечно, на них список не заканчивается, каждая техника, несомненно, заслуживает отдельной, большой серии уроков.

Баррэ

Очень популярная техника. При ее использовании указательным пальцем зажимаются все шесть (речь идет о шестиструнной гитаре) или несколько струн. Баррэ может быть большим и малым. Большое баррэ – при его игре указательный палец левой руки зажимает все шесть или пять струн, малое баррэ – играется любым пальцем, при его игре зажимается половина или менее струн.

Теппинг

При игре с использованием это техники звук извлекается при помощи легких ударов по нотам на грифе, при игре теппингом, обычно, используется правая рука. Также при игре теппингом могут быть задействованы обе руки. Многие современные гитаристы используют данный прием, в данный момент он очень популярен.

Легато

Гитарный прием при исполнении которого звуки извлекаются левой рукой, правая не участвует. Данный прием делят на три вида: восходящее легато, нисходящее легато и смешанное легато.

Слайд

Для исполнения данной техники игры вам понадобиться специальное приспособление – слайд, которое надевают на палец и используют для “скольжения” по струнам.

При игре слайд не отрывается от струн, а только скользит по ним, тем самым создавая особое звучание. В качестве слайда вы можете использовать любые гладкие и твердые материалы.

Если хотите сделать слайд из подручных средств, то вам, отлично, подойдет горлышко от любой стеклянной бутылки.

Свип

Техника при исполнении которой делают “смещающее” движение комбинируя его с необходимым ладом, тем самым получая быстрый и “размазанный” звук. В данный момент свип – очень популярный прием игры на гитаре, его с успехом использует большинство современных гитаристов-виртуозов.

Как уже было сказано выше – вы можете придумать свои виды, стили, технику и приемы игры на гитаре, на для начала рекомендую освоить хотя бы те виды, которые приведены в этой небольшой заметке.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество “Анатомия Музыки”! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Источник: http://igitarist.ru/raznoe/stili-igry-na-gitare/

Фингерстайл: перкуссионные приемы игры на гитаре • SameSound — сайт для музыкантов

Техника игры фингерстайлом на гитаре для начинающих: базовые ритмические приемы и примеры одновременной игры басовых, мелодических и ритмических партий.

Перкуссионный фингерстайл — стиль игры на гитаре, в основе которого лежит «ударная» техника звукоизвлечения. Широкую популярность фингерстайл получил в последние несколько лет благодаря таким гитаристам, как Энди Макки, Джон Гомм, Ньютон Фолкнер, Дон Росс, Чет Аткинс, Эрик Монгрейн, Томми Эммануэль и другим.

Техника игры фингерстайлом на гитаре — одна из самых сложных в освоении. От гитариста при игре требуется одновременно извлекать не только мелодическую и басовую, но и перкуссионную партию. Это само по себе трудно не только для новичка, но и для опытного гитариста ранее не использовавшего фингерстайл.

Основная идея фингерстайла заключается в позиционировании гитары как многофункционального инструмента. Благодаря такому подходу гитаристы превращаются в подобие «человека-оркестра», создавая гитарные композиции, состоящие из партий гитары, баса и ударных одновременно.

Фингерстайл не имеет строгих и четких правил звукоизвлечения: каждое самостоятельное произведение может использовать любые существующие приемы извлечения звука или находить свои уникальные решения.

Основные понятия и приемы игры фингерстайлом

Представленный материал продемонстрирует основы техники игры фингерстайлом, позволяющие эффективно совмещать разные по характеру партии на одном инструменте.

Для изучения приемов перестройте гитару в строй Open D minor (DADFAD) — такой вариант настройки считается оптимальным для игры фингерстайлом.

Кик (Kick)

Кик (от англ. Kick) — низкий глухой звук, схожий с бас-бочкой ударной установки. Получается при ударе запястьем чуть выше резонаторного отверстия.

Обозначение кика в табулатуре.

В табулатурах кик обозначается при помощи крестика в круге.

Снэйр (Snare)

Снэйр — звонкий удар по корпусу акустической гитары, чье название отсылает к английскому обозначению рабочего (малого) барабана. Извлечь снэйр на гитаре можно при помощи удара пальцем о накладку на верхней деке инструмента. Известные фингерстайл-гитаристы Джон Гомм и Ньютон Фолкнер бьют по деке средним пальцем.

Обозначение снэйра в гитарной табулатуре.

В гитарных табулатурах снэйр обозначается в виде полой половинчатой ноты.

Хай-хэт (Hi-hat)

Создание полноценного ритмического рисунка подразумевает использование ударов в более высоком частотном диапазоне. Хай-хэт — именно такой прием, чье название связано с одноименным элементом ударной установки.

Для извлечения хай-хэта при игре фингерстайлом нужно прижать струны к грифу инструмента при помощи несильного удара.

Обозначение хай-хэта в табулатуре.

В качестве обозначения служит нота-крестик.

Как играть фингерстайлом: базовые примеры

Пример 1

Освоение игры фингерстайлом стоит начать с базового ритмического рисунка, состоящего из кика и снэйра. Практиковаться лучше всего под счет — каждый удар приходится на определенную долю такта, обозначаемую цифрой (1, 2, 3, 4).

Обратите внимание, что для упрощения практики каждая нота сыграна четвертой длительностью.

Пример 2

Разнообразим партию за счет введения двух последовательных киков на третью долю восьмыми длительностями.

Если цифровой счет начнет сбивать с ритма, играйте под следующий счет: Пум, Па, Пум-пум, Па.

Пример 3

Усложненная версия второго примера с добавлением ударов хай-хэта между киком и снэйром.

Предыдущие два примера задействовали только одну руку, в то время как третий пример подразумевает «синхронизацию» действий правой и левой руки гитариста.

Как только освоитесь с использованием обеих рук, усложните пример еще немного за счет одновременного извлечения кика и хай-хэта во второй половине упражнения.

Пример 4

В этом упражнении потребуется ударить большим пальцем правой руки по пятой и шестой струне, добавляя в партию басовую линию.

Пример 5

В последнем примере нужно сыграть три разных партии одновременно: линию мелодии, баса и перкуссии.

Начните играть в медленном темпе, постепенно набирая скорость. Не лишним будет разобрать и отработать каждую партию в отдельности, постепенно совмещая их между собой.

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/78303-fingerstyle-lesson

Обучение гитаре с нуля: специфические гитарные приёмы

Помимо основных аккордов начинающему гитаристу, так же необходимо знать и некоторые специфические гитарные приемы, так как без владения ими, иногда просто невозможно сыграть некоторые произведения правильно.

Плюс ко всему, развитие собственной техники позволит играть более выразительно и уйти от пресного и скучного звучания.

Читайте также:  Фортепианное исполнительство краткая история вопроса

Поэтому в данной статье мы поговорим именно о таких приемах.

Приёмы игры на гитаре

Гитарный приём: Bend (Подтяжка)

Bend (Бэнд) называется подтяжка струны, осуществляемая указательным или средним пальцем левой руки, до нужной высоты ноты.

Бэнд один из наиболее распространенных приемов игры на гитаре, обусловлено это крайней выразительностью приема. Особенно эффектно бэнды звучат при сольной игре, гитара просто начинает петь, однако в современной музыке подтяжки нашли свое место и в ритмических фигурах, сейчас сложно себе представить Breakdown без бендов.

Технически бэнд следует исполнять так: указательным или среднем пальцем левой руки зажимаем струну на нужном ладу, затем одновременно извлекаем звук медиатором и подтягиваем струну (в случае 1-2 струн вверх, 5-6 вниз, 3-4 можно подтягивать как вверх так и вниз) по грифу, до нужной высоты сохраняя при этом давление на струну как при обычном звукоизвлечении.

Помимо обычного бэнда существует и так называемый пре-бэнд, суть которого заключается в том, что в начале струна подтягивается, а только потом извлекается звук и струна возвращается в исходное положение, тем самым понижая, а не повышая тон.

Так же хочется отметить, что для исполнения как бэндов, так и пре-бэндов оптимальной постановкой левой руки будет блюзовый хват о котором мы писали в статье — Обучение гитаре с нуля: постановка левой руки.

Техника исполнения бендов (подтяжек). Видеоурок

Гитарный приём: вибрато

Гитарное вибрато — это многократно повторяющийся микро-бэнд, обычно 14 или 18 тона, как правило используется для украшения длинных нот.

Данный прием гитаристы напрямую позаимствовали из вокальной школы, что не удивительно, ведь на перегруженном звуке с большим сустейном — гитара очень похожа на человеческий голос, а с применением вибрато это сходство максимально усиливается.

Техника исполнения вибрато сходна с техникой исполнения бэндов.

Основной разницей является, то что в отличии от бэндов при исполнении вибрато подтяжки осуществляются вверх и вниз по кругу, до полного затухания ноты, создавая при этом звуковую волну, в следствии чего крайне желательно, что б частота подтяжек была кратной ритму исполняемой композиции.

Так же в отличии от бендов вибрато редко повышает тон исполняемой ноты больше чем на 14 , в основном — это 18 а иногда и 116 тона, вследствие чего движение пальца вверх и вниз минимальны.

Как и в случае с бендом, вибрато можно исполнять на любой струне в любой позиции грифа. оптимальны положением левой руки та же является блюзовый хват.

Как играть вибрато (Vibrato) на гитаре -Техника игры на гитаре — Уроки игры на гитаре Первый Лад

Гитарный приём: слайд

Слайд — это прием, при котором осуществляется скольжение по струне вверх или вниз, для плавного перехода из одной ноты в другую.

Не смотря на то, что техника слайда проще бэндовой техники, отрабатывать этот прием следует не меньше.
Для начала нужно просто извлечь ноту, после чего в ритмике композиции сделать подъезд вверх или вниз по грифу к нужной ноте.

При этом уделив особое внимание силе с которой палец во время подъезда нажимает на струну, не допуская дребезжания и глушения ноты, а так же точности попадания на нужный лад
При исполнении слайда можно использовать как классическую постановку левой руки так и блюзовую.

В завершении нужно отметить, что иногда при исполнении слайда вверх по грифу, палец скользит не до конкретной ноты, а постепенно ослабляя давление на струну, плавно глушит ноту.

Слайд. Slide. Приемы игры на гитаре.

Гитарные приёмы: hammer-on и Pull-off

Hammer-on и Pull-off — это наиболее распространенные приемы исполнения легато на гитаре (плавного перехода одного звука в другой). Как правило эти приемы используются в связке, однако и по отдельности зачастую находят себе применение.

Гитарный приём: hammer-on

Получил свое название от слова Hammer (с английского молоток), обусловлено — это тем, что пальцы левой руки подобно молотку, выбивают звук из струны, при этом правая рука не задействована.

Исполняется этот прием следующим образом: возьмите любую ноту прижатую 1-м, 2-м или 3-м пальцами левой руки, а затем без использования звукоизвлечения правой, опустите на струну еще один палец левой, с силой которой хватит на то, что бы прозвучала более высокая нота.

Оптимальной постановкой левой руки является классическая постановка.

Гитарный приём: pull Off

Суть приема Pull Off в сдергивании пальцев левой руки со струны, таким образом, что б нота звучала без использования правой руки.

Технически Pull Off исполняется следующим образом: возьмите любую ноту, прижатую 2-м, 3-м или 4-м пальцем левой руки, а затем сдерните палец, так что б прозвучала более низкая нота, она может быть как открытой, так и заранее прижатой 1-м, 2-м или 3-м пальцами.

Оптимальной постановкой левой так же является классическая.

Hammer-Ons and Pull-Offs Guitar Lesson

Заключение

Не смотря на то, что данные технические приемы, являются базовыми, даже они способны значительно облагородить и разнообразить вашу игру. При отработке особое внимание следует уделить аккуратности исполнения и ритмической составляющей, в следствии чего оптимальным решением будут занятия с метрономом

Источник: http://gtars.ru/novichku/obuchenie-gitare-s-nulya-spetsificheskie-gitarnye-priyomy/

Приёмы игры на гитаре

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План школьного открытого урока

Приёмы игры на гитаре

Добрый день, уважаемые преподаватели.

Тема моего открытого урока: «Приёмы игры на гитаре»

Сегодня открытый урок я проведу с учеником 4-го класса Иваном Мотузом.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Освоение и применение приёмов и навыков игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДШИ.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры на инструменте.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развитие внимания и аккуратности в исполнении приёмов игры на гитаре.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.

Воспитать совместные навыки игры в ансамбле.

МОТИВАЦИОННЫЕ:

Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.

Начать урок я хочу словами поэта Джона Ричардса: «Для многих из нас гитара – это нечто вдохновляющее! Это как муза, которая помогает творить. Гитара – это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды и стихи»
Струны дрожат, пальцы по грифуНосятся, в поисках стройного лада, Льётся легато, бьются о рифы Звуки аккордов мажорного ряда.Скрыт исполнитель созвучным единствомСо сладкогласной гитарой своею.Сердце пространной волною кружится,Нотного танго гимнов Орфея.Импровизация, ветер, свобода,В пальцах искусника будят восторг,Слух затаив перезвоном гармоний,Он чудеса создаёт, словно Бог.

Но мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

1.

Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов АРПЕДЖИО.

– Иван, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?

Арпеджио – поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает “как на арфе”. Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: П-И-М-А

2) обратное движение: П-А-М-И

3) полное прямое: П-И-М-А-М-И

4) полное обратное: П-А-М-И-М-А

5) ломаное: на 8.

Нужно помнить, что пальцы не расставляются на струнах заранее, а опускаются поочерёдно.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

Я ИГРАЮ.

Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани. Так же много пьес у Калинина в сборнике.

Для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.

Сейчас прозвучит пьеса, которая исполняется этим приёмом.

Барренс-Диас «Прелюдия»

2.

А теперь поговорим об одном способе прижимать струны, нарушающем общий принцип работы левой руки – это приём БАРРЭ.

Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. Я покажу упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:

Я ИГРАЮ УПРАЖНЕНИЯ.

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям.

Иван владеет этим приёмом, т.к. уже сформировался довольно крепкий исполнительский аппарат.

– Иван, сыграй, пожалуйста, упражнения на освоение приёма баррэ.

3. (класс)

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.

Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются ЛЕГАТО, ВИБРАТО, ГЛИССАНДО и ТРЕМОЛО.

Рассмотрим каждый приём подробно.

Приём ЛЕГАТО.

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

Я ПОКАЖУ УПРАЖНЕНИЕ НА ВОСХОДЯЩЕЕ ЛЕГАТО.

СЫГРАЮ ФАГМЕНТ ЭТЮДА А. КОМАРОВСКОГО НА ОБА ВИДА ЛЕГАТО.

Иван сыграет «Грустный напев» Иванов-Крамской.

4.

ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО— приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях. Используется в пьесах как подвижного так и спокойного характера.

В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.

СЕЙЧАС Я СЫГРАЮ УПРАЖНЕНИЕ НА ГЛИССАНДО.

Ярким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба звёздочка упала», которую исполнит Иван.

Читайте также:  Как научить взрослого играть на фортепиано

5.

Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Ф. Таррега «Слеза»

6. (4 класс)

Приём ФЛАЖОЛЕТ.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.

2 вида флажолетов:

1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5 ладах.

– Иван, сыграй, пожалуйста, натуральный флажолет по этим ладам.

2)искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.

– На первой струне сыграем хроматическую последовательность приёмом искусств. флажолет.

ИГРАЮ УПРАЖНЕНИЕ

7. (5 класс)

ПИЦЦИКАТО – (итальянское щипать) – извлечение звуков, заглушённых у подставки ребром ладони, большим пальцем. Этот приём даёт характерный приглушённый тембр.

Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и минорные гаммы в 1-й позиции.

– Иван сыграет гамму этим приёмом.

Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.

Я СЫГРАЮ «ТАИНСТВЕННЫЕ ШАГИ» В. КОЗЛОВА

8.

РАСГЕАДО – (испанское – перебирание струн).

Это удары по струнам пальцами правой руки.

– Скажи, пожалуйста, Иван, для какой музыки характерен этот приём?

Характерно для испанской народной и цыганской музыки, однако этот приём используется часто композиторами и в классической гитарной музыке.

Существуют различные виды расгеадо:

1) ФРИЗЕ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем, начиная с мизинца, поочерёдно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. (от 6-й струны и от 1-й).

2) ИНДЕКС – удар по струнам указательным пальцем правой руки.(вниз и вверх)

3) ПУС – удар по струнам большим пальцем.(вниз и вверх)

9.

ТАМБУРИН.

Тамбурин — приём игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южноевропейского народного ударного инструмента).

Правая рука основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.

С этим приёмом мы познакомились недавно, и продолжаем над ним работать. Пожалуйста, Иван, сыграй этот приём.

Отрабатывая этот приём, нужно следить за тем, чтобы кисть руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на них.

Я уже говорила о том, что современные композиторы применяют красочные приёмы в своих произведениях. Сейчас мы с Иваном исполним «Испанский танец» Виктора Козлова.

Приёмы в этой пьесе:

расгеадо 3-х видов – фризе (от 6-й и от 1-й струны) и индекс,

тамбурин, арпеджио, флажолет – натуральный и искусственный глиссандо.

ТРЕМОЛО.

Имитация непрерывно льющейся мелодии путём частого повторения одной и той же ноты. Пальцы правой руки работают в порядке «п-а-м-и». Равномерность удара должна быть одинакова во всех пальцах. Начинать работу над тремоло нужно в медленном темпе, желательно под метроном. Сложный приём, используется в старших классах и очень редко.

Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их в пьесах.

Вывод: приёмы являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют расширить исполнительские возможности прекрасного инструмента – гитара.

Источник: https://works.doklad.ru/view/7JcHOqkgrOY.html

Приемы игры на электрогитаре

Приветствую вас всех ребятки! В этой статье я опишу самые основные приемы игры на электрогитаре. Этих приемов существует множество, но мы не будем вдаваться в глубокие подробности и разберем только самые основные, которые чаще всего вы будете встречать когда будете скачивать табы.

  Сегодня я только вкратце опишу, что это за приемы, а в последующих статьях буду описывать каждый прием уже более подробно.  Данные приемы игры на электрогитаре встречаются во многих музыкальных направлениях, но самые основные сферы их применения это рок музыка, джаз и блюз.

Итак, давайте приступим.

Первый прием о котором хочу вам рассказать называется Hammer-on. Название этого приема происходит от английского слова «Hammer» что в переводе означает молоток. Это один из самых простых приемов.

Суть его заключается в том, что один палец левой руки прижимает струну, а другой палец левой руки извлекает звук ударяя по струне, ударять пальцем нужно перпендикулярно грифу. Следующий прием игры на электрогитаре называется Pull-of.

Это так можно сказать обратное действие Hammer-on, заключается это действие в том, что звук получается путем срыва пальца со звучащей струны. Оба эти приема Hammer-on  и Pull-of в музыке называют общим названием – Легато, только прием Hammer-on называют восходящим легато а  Pull-of нисходящим легато.

Следующий прием игры это Bend или как его еще называют подтяжка. Суть этого приема в том, что прижатую к грифу струну нужно потягивать поперек грифа, как говорят вверх или вниз, перпендикулярно линии грифа. Высота звучания при таких движениях будет плавно меняться. Бенды существуют восходящие это когда струна потягивается вверх, и нисходящие это когда струна потягивается вниз.

Еще один прием игры это Вибрато. Из самого названия видно, что звучание струны должно быть вибрирующим, дрожащим. Этого можно добиться колебательным движением прижатой струны вверх вниз. Следующий прием это Теппинг. Довольно красивый и техничный прием. Суть его заключается в том, что звук извлекается не ударами медиатором а ударами пальцев правой руки по струнам, т.

е можно сказать, что звуки как бы выколачивается. Ну и последний прием игры на электрогитаре о котором я расскажу это Флажолет.

Перед извлечением звука, струну нужно прижимать в области, которая делит ее на равные части (как правило пополам, или на треть), в результате чего образуется так называемая «стоячая волна» и звучание становится высоким, и приобретает характерный звук колокольчика.

Итак в данной статье я дал вам только поверхностные знания о приемах игры на электрогитаре, как я уже говорил в начале в последующих статьях я буду уже более подробно описывать и разбирать методику игры каждого приема по отдельности.

Источник: http://play-info-guitar.ru/igraem-na-guitar/sposobi-igri-na-guitar/priemyi-igryi-na-elektrogitare

Основные приемы игры на гитаре, Музыкальный класс

В предыдущей статье мы говорили о способах звукоизвлечения, то есть об основных техниках игры на гитаре. Ну а сейчас рассмотрим подробнее приемы игры, с помощью которых можно украсить свое исполнение.

Не стоит злоупотреблять приемами-украшениями, их переизбыток в пьесе чаще всего указывает на отсутствие вкуса (если только этого не требует стиль исполняемого произведения).

Стоит отметить, что некоторые из приемов не требуют тренировки перед исполнением – они довольно простые даже для начинающего гитариста. Другие приемы придется некоторое время прорепетировать, довести до максимально совершенного исполнения.

Простейший прием, о котором вы наверняка знаете, называется глиссандо. Выполняется он следующим образом – поставьте палец на какой-либо лад любой струны, извлеките звук и плавно проведите пальцем на несколько ладов вперед или назад (в зависимости от направления глиссандо называют восходящим и нисходящим).

Обратите внимание — в некоторых случаях последний звук глиссандо следует продублировать (то есть дернуть струну) если того требует исполняемое произведение.

На струнных смычковых инструментах пиццикато — это способ извлечения звука пальцами. Гитарное пиццикато подражает звуку скрипичному пальцевому способу игры, а поэтому частенько используется именно в выполнении классической музыки.

Положите ребро правой ладони на подставку гитары. Мякоть ладони должна чуть-чуть накрывать струны. Оставляя руку в таком положении, попробуйте что-нибудь сыграть. Звук должен быть приглушен одинаково на всех струнах.

Опробуйте этот прием на электрогитаре. При выборе эффекта в стиле хэви метал, пиццикато поможет вам контролировать подачу звука: его громкость, звонкость и длительность звучания.

Многократное повторение звука, исполняемого приемом тирандо, называется тремоло. На классической гитаре тремоло исполняется поочередными движениями трех пальцев. При этом большой палец исполняет опору или бас, а безымянный-средний-указательный (именно в таком порядке) – тремоло.

Прекрасный пример классического гитарного тремоло вы можете увидеть на примере видео «Аве Мария» Шуберта.

На электрогитаре тремоло исполняется плектром (медиатором) в виде быстрых движений вниз-вверх.

Одним из красивейших приемов игры на гитаре является флажолет. Звук флажолета чуть глухой и в то же время бархатный, тянущийся, чем-то похожий на звучание флейты.

Первый вид флажолетов называется натуральный. На гитаре он выполняется на V, VII, XII и XIX ладах. Аккуратно прикоснитесь пальцем к струне над порожком между V и VI ладами. Слышите мягкий звук? Это и есть флажолет.

Существует несколько секретов удачного выполнения приема флажолет:

  • не задерживайте палец на струне — не препятствуйте ее вибрации;
  • если это возможно, извлеките звук приемом апояндо;
  • для того чтобы флажолет получился ярким, отодвиньте правую руку к подставке и после этого извлеките звук.

Искусственный флажолет более сложный в извлечении. Однако он позволяет расширить звуковой диапазон использования этого приема.

Прижмите любой лад на любой гитарной струне (пусть это будет II лад 1-ой струны). Отсчитайте 12 ладов и отметьте для себя полученное место (в нашем случае – это будет порожек между XIV и XV ладом). Указательный палец правой руки поставьте в отмеченное место, а безымянным дерните струну. Вот и все – теперь вы знаете, как сыграть искусственный флажолет.

Следующее видео как нельзя лучше показывает всю волшебную красоту флажолета.

В стиле Фламенко широко используются гольпе и тамбурин.

Гольпе – это постукивание по деке пальцами правой руки в процессе игры. Тамбурин – это удар кисти по струнам в районе подставки. Тамбурин неплохо слушается на электро- и бас-гитаре.

Смещение струны по ладу вверх или вниз называется приемом бенд (в простонародье – подтяжка). При этом звук должен меняться на пол или один тон. Этот прием практически нереально исполнить на капроновых струнах, он более эффектен на акустической и электрогитаре.

Овладеть всеми приемами, перечисленными в этой статье не так-то и сложно. Потратив немного времени, вы обогатите свой репертуар, сможете добавить в него изюминку. Ваши знакомые будут в приятном шоке от ваших исполнительских возможностей. Но вы не обязаны выдавать им свои секреты — пусть никто даже и не догадывается о ваших маленьких тайнах в виде приемов игры на гитаре.

Автор — Алеся Гладкая, гитаристка

БлагоѨръ если я вас правильно понял такой прием называется pull off

Как называется приём, когда прижимаешь пальцем левой руки на любом ладу, дёргаешь ту струну на которой прижато и потом сдёргиваешь палец левой руки? То есть получается с одного звука получается два.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/osnovnye-priemy-igry-na-gitare-muzykalnyj-klass

Ссылка на основную публикацию