Виды русских народных танцев

Виды русских народных танцев

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

Виды русских народных танцев: хоровод

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Орнаментные хороводы.

Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением.

Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Выбранная песня для орнаментного хоровода, часто отражает образы русской природы, коллективный труд народа и его быт.

Игровые хороводы.

Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым.

В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Виды русских народных танцев: пляска

Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Одиночная пляска.

Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

Парная пляска.

Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание – это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

Перепляс.

Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки.

Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни.

Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

Массовый пляс.

Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте.

В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга.

Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

Групповая пляска.

В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

Кадриль – еще один вид русского народного танца

От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Источник: https://music-education.ru/vidy-russkih-narodnyh-tantsev/

Русские народные танцы: названия и описание :

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей.

Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них.

Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости.

Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству.

Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка.

Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги.

Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки.

Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.

), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства.

Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни.

Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе.

А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками.

В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей.

По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы.

Читайте также:  Как выбрать пианино для ребенка

Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души.

Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Источник: https://www.syl.ru/article/168439/new_russkie-narodnyie-tantsyi-nazvaniya-i-opisanie

Виды народных плясов и танцев

ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЛЯСОВ И ТАНЦЕВ

Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

*********************************** ХОРОВОДЫ ***********************************
Хоровод — это самый распространенный, самый древний вид русского танца. Его основа — круг, что является подобием круга солнечного, его движение по ходу солнца (хождение за солнцем — «посолонь») берут свое начало из древних обрядов и игрищ славян, славящих могущественную солнечную стихию — источник Жизни.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

ЦЕЛЬ вождения хороводов — взаимосвязь человека (мира середнего) с Богом (миром верхним), что даёт возможность быть включённым в жизненный цикл мира, вселенной. Выстраивание вертикальной связи.

1. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д.

Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

2. ИГРОВЫЕ.

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа.

В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц.

В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог.

Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

ХОРОВОДЫ-ШЕСТВИЯ

1) «СТРЕЛОВЫЕ» — распространены на территориях юга, запада России, территория Беларусско-Черниговского и Гомельского пограничья, у переселенцев живущих на Урале и Сибири, а также Д.Восток;

2) «УЛИЦА», «проходная разлука», — распространены на Севере России, Урале и Сибири.
Цель — шествие движется к месту проведения основных, больших хороводов (лужайка, берег реки, поле, за деревню и др.)

Начинается шествие как правило в деревне и служит знаком сбора на хороводные гуляния.

БОЛЬШИЕ ХОРОВОДЫ.

1) круговые. Соответственно те хороводы которые водятся кругом, сюда же включаются южно-русские карагоды и танки (кроме «стеношных»);

2) орнаментальные. Посредством движения создаются различные рисунки «столбы» (Усть-Цилемские), «город» (пример «Чёрный ворон воду пил»), «улитка», «корзиночка», «цветок» и т.п;

3) стенка на стенку, «стеношные».
Хоровод расположен в виде двух шеренг стоящих друг против друга (пример: «Как во Томской во губерни», «А мы сеяли лён», «Просо»);

ИГРОВЫЕ ХОРОВОДЫ.

К ним относятся хороводы разыгрывающие какое-либо драматическое или комедийное событие, а также аграрная тематика. В игровых хороводах может присутствовать ряжение. По мнению одной из мифологических школ в фольклористике, эти хороводы есть воспоминание и воспроизведение протомифа.
Примеры: «Кострома», «Козёл», «Бояре» и практически все святочные хороводы);

ПАРНЫЕ ХОРОВОДЫ.

К ним можно отнести хороводы, где должно учавствовать чётное количество участников, как правило парень-девушка. Такие хороводы отличаются «многоколенностью».

Примером могут служить: «Из бору, бору», «Груня», «Не летай мой соловей», «Я у батюшки жила». Здесь мы можем наблюдать процесс перехода из древней (простой) формы к новой, более сложной и многоступенной, танцевальной.

Кстати, Усть- Цилемская «Горка» является ярким примером.

1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ
В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода (например, «Заинька», «Как у бабушки козел», «Теремок», «Летал, летал воробей»).

2. КРУГОВЫЕ
Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг – это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Примерами являются хороводы «Ванюша мой», «Как у дяди Трифона», «Заря-заряница».

3. «СТЕНКА НА СТЕНКУ».
Такие хороводы берут свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Яркими примерами этого типа являются хороводы «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли».

4. Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс ПЛЕТЕНИЯ, его иногда называют петлеобразным.

Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением узорной вязи.

В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни – с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений («Капустка», «Ходи в петли», «Чижик»).

*Источник https://vk.com/topic-75862397_30493957

************************************ ПЛЯСКА ************************************
Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

ОДИНОЧНАЯ ПЛЯСКА
Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

ПАРНАЯ ПЛЯСКА
Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

ПЕРЕПЛЯС
Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки.

Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни.

Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

МАССОВЫЙ ПЛЯС
Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте.

В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга.

Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

ГРУППОВАЯ ПЛЯСКА
В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

************************************ КАДРИЛЬ ************************************
От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры.

Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок.

В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

КВАДРАТНАЯ КАДРИЛЬ
Исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.

ЛИНЕЙНАЯ КАДРИЛЬ
Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.

КРУГОВАЯ КАДРИЛЬ
Участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Источник: https://vk.com/topic-75862397_30528602

Источник: http://xn--80aiopndlck0f.xn--p1ai/vidy-narodnyx-plyasov-tancev/

Русские народные танцы

Фольклор – это самое ценное достояние народа. В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

  • Обрядовые танцы;
  • Плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы;
  • Хороводы и игры в кругу;
  • Танцы ряженых и скоморохов;
  • Формирование к началу XVIII века русской народной специфической хореографии;
  • Характерный танец;

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры.

В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене.

Читайте также:  Стихиры пасхи – ноты пасхальных песнопений

В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов.

Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие.

Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски – разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс – это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль – французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

  • Квадратная кадриль – исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.
  • Линейная кадриль. Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.
  • Круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/russkie_narodnie_tantsi.html

Русские народные танцы

Искусство танцев необъятно в своем разнообразии и географии распространения. Танец доступен для всех, без разделения на мужчин и женщин, детей и стариков.

Танцевальное искусство затронуло и Россию, сформировав отдельную группу народных танцев России.

Русский народный танец стал визитной карточкой народа и целой категорией народной самодеятельности. Такой танец у каждого отдельного человека получается индивидуальным, потому что отражает его внутреннее состояние.

Общим является то, что в исполнении мужчин танец характеризуется широкими движениями, более жесткими ритмами и наличием нотки юмора.

А женские русские народные танцы более плавные, грациозные, величественные и в то же время очень легкие и кокетливые. Танец в женском исполнении подобен хрупкой натуре – изменчив и непредсказуем.

Признанной на мировом пространстве стала русская пляска в деревнях. Мнение фольклористов гласит, что во всем мире нет больше такого же привлекательного танца.

Учитывая площадь страны и количество народов, проживающих на её территории, является закономерным, что в разных областях, русские народные танцы отличаются своими особенностями исполнения.

Выделяются этнические зоны: Северный регион, Южный, Центральный, Поволжье, земли на русско-белорусском и русско-украинском пограничье, Урал, Сибирь с Дальним Востоком и танцы казаческих регионов (Кубань, Урал, Амур и другие).

Выделено не один десяток подходов к разделению народных танцев России, но всех их объединяет различие по хореографической составляющей.

Виды русских народных танцев :

  • хоровод;
  • танок;
  • пляска;
  • перепляска;
  • кадриль.

Названия типичных русских танцев: Барыня, Берёзка, Бычок, Голубец, Журавль, Казачок, Калинка, Камаринская, Матаня, Метелица, Танок, Трепак, Тройка, Яблочко.

Все премудрости исполнения этих танцев можно освоить, записавшись в танцевальную школу. Школы танцев можно найти почти в любом городе России и даже за пределами страны. Все желающие иностранцы могут познакомиться в них с культурой исполнения русских народных танцев.

Хоровод является самым древним видом русского танца. Он коллективный со смешанным составом и включает в себе движения по кругу. В нем сохраняется стародавняя религиозная, обрядовая тематика. Сопровождается песней и игрой.

Пляска и танок – это индивидуальный вид танца, или женский, или мужской. Тоже может быть разного характера и религиозного, и игрового.

Самый молодой русский народный танец – кадриль. Пришёл этот танец из Франции и отличается от других большей торжественностью. Кадриль крепко закрепилась в русском быту на территории всей страны. У этого танца есть некоторые варианты под названием четверка, шестерка, семерка, восьмерка, ланце.

Очень популярной и любимой среди молодежи стал перепляс. Это некий вид соревнования, но танцевального. Часто сопровождается частушками.

Если есть желание научиться танцевать любой из вышеуказанных видов танца, достаточно просто записаться в специализированную школу.  

Читайте так же:

Детские народные танцы

Ансамбли народного танца

Источник: http://wdoxnovenie.ru/stati/1404/russkie-narodnye-tancy/

Какие существуют русские национальные танцы

Многие национальные танцы хорошо известны по всему миру: танго, фламенко, вальс, канкан. Но русские народные танцы плохо знакомы даже жителям России, так как они не получили распространения и постепенно стали достоянием истории. Это такие старинные пляски, как трепак, хоровод, барыня, яблочко и другие.

Содержание статьи

  • Хоровод
  • Трепак
  • Русская пляска
  • Барыня

Возможно, самым известным русским народным танцем является хоровод – древний обрядовый танец, при котором люди становились в большой круг и двигались в определенную сторону, выполняя движения руками и ногами. Это не только русский танец – хороводы были распространены у многих славян, только названия их звучат по-другому.

Сегодня хороводы почти забыты, в традиционной форме их можно увидеть только в некоторых селах, где проживают староверы. Они помнят об обычаях танца: принимать участие в нем могут все – мужчины, женщины, дети и старики.

Хороводы водят в национальных костюмах, обычно после праздника в качестве заключительной его части. Не всегда нужно образовывать круг, существует несколько фигур хороводов: плетень, вожжа, на четыре стороны, плясовая. Хоровод заканчивается плясовой частью, это уже не обряд, а обычные танцы под гармошку.

В это время можно исполнять любые народные танцы, например, трепак или барыню.

Трепак – более сложный танец по сравнению с хороводом, его могут выполнять лишь подготовленные танцоры. Он состоит из быстрых движений: в основном для него характерны знаменитые шаги вприсядку, когда ноги выбрасываются вперед.

Но трепак состоит не только из них: танец сопровождается притопыванием, сложными дробными шагами, поворотами туловища и другими элементами. По обычаю во время трепака танцоры импровизировали, составляя из элементов различные виды танцев. Сегодня трепак можно увидеть в исполнении танцевальных групп, специализирующихся на русских народных танцах.

Элементы русской пляски похожи на фигуры из трепака: в ней тоже использовались присядка, шаг и притопывание. Как правило, русской пляской занимались мужчины, танец начинался со стойки с руками в боках, после чего танцор начинал приседать, выставляя ноги, делать шаги из нескольких элементов. Во время женской пляски нужно было покачивать бедрами.

Часто при русской пляске танцоры хлопали себя по частям тела, особенно по сапогам – так родился русский народный танец Камаринская. Ритм этого танца довольно быстрый и должен постоянно сохраняться.

В прошлом пляске учили всех детей с малого возраста. Этот танец исполняли на крупные праздники.

Часто на ярмарках или во время Масленицы проводились конкурсы среды плясунов: иногда на качество танца, а иногда на выносливость – танцевать нужно было «до упаду».

Барыню танцуют вдвоем женщина и мужчина, но элементы у них различные: танцор выполняет присядки, притопывания, прискоки, символизируя удаль и ловкость крестьян, а танцовщица держит платок и двигается более плавно, как величавая помещица. Танцуется барыня под балалайку или гармошку в традиционных костюмах. Другой русский национальный танец, яблочко происходит из барыни.

Распечатать<\p>

Какие существуют русские национальные танцы

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-835022-kakie-suschestvuyut-russkie-nacionalnye-tancy

Русские танцы

Душа народа живет в его культуре, а особенно – в танцах, выражающих без слов все самое главное и отличительное, присущее определенной нации. Россия отличается богатством и разнообразием танцев. Некоторым уже несколько столетий, некоторые появились не так давно.

Народ, населяющий территорию современной России, знает русские танцы, названия которых у всех на слуху. Это «Сени», «Камаринская», «Воротца», «Плетень», «Четверка» и «Парная».

Все танцы с такими разными названиями объединяет широта души и движений, удаль, умение радоваться жизни, гордиться своим народом, сохраняя при этом скромность.

Особенности русской пляски

Одним из видов народного танца является русская пляска. Она имеет несколько разновидностей:

  • хоровод;
  • пляска импровизированного характера (например, барыня или перепляс);
  • пляска с заданной последовательностью фигур (например, ланце или кадриль).

Каждый район хранит свои особенности их исполнения. Отличия могут содержаться в манере танца, его характере. Название своей разновидности танца люди в каждой отдельной местности дали также свое. В этом названии обычно есть связь с наименованием тех мест.

Оно может происходить от названия песни. Самый распространенный размер – 2/4 либо 6/8. По своему темпу русские пляски бывают от довольно медленных до очень быстрых. Некоторые разновидности меняют темп на протяжении одной композиции. Чаще всего темп ускоряется.

Хороводы отличаются от прочих видов русской пляски. В хоровод могут входить только женщины или только мужчины. Есть и смешанные варианты. Во время хоровода зачастую поются песни. Нередко песни ведутся в форме диалога. Движение в большинстве случаев идет по кругу.

Перепляс – это своеобразное танцевальное соревнование. Если исполняется женская партия, то движения должны быть величавыми, плавными, спокойными. Нередко в руках присутствует платочек. Мужчины же, наоборот, в переплясе демонстрируют удаль, ловкость. Движения должны быть широкими, ловкими. В мужском переплясе нередки сцены, наполненные юмором.

Хороводы

Русские хороводы пришли из глубины веков. В них хранится стремление русского народа к единению, неразрывная связь поколений. Еще во времена князя Владимира русичи водили хороводы и воспевали подвиги своих воинов, стоящих на страже мирной жизни.

Во время великокняжеских пиров хороводы были одним из традиционных увеселений. Сейчас доподлинно неизвестно, с каких времен на Руси водят хороводы. В преданиях упоминаются эти пляски.

Но поскольку в преданиях нет четкого указания на время происходящих событий, говорить о достоверных фактах, свидетельствующих о конкретном времени появлении этих плясок неуместно.

Читайте также:  Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы

Источники, в которых бы четко оговаривалось, когда и в связи с чем появились первые хороводы на русской земле, утеряны. Искусствоведы, лингвисты, изучающие русские танцы, названия этих танцев, раньше считали, что слово «хоровод» происходит от греческого chorobateo.

Это слово означало «ступаю в хоре». Но потом эта версия была признана несостоятельной. Еще один вариант происхождения данного слова заключался в двух исходных словах. Это слово choros, означающее «лик поющих, пляшущих», а также слово ago, которое переводится как «веду».

Эта версия также была полностью раскритикована.

Некоторые филологи продолжают вести работу по объяснению этимологии слова «хоровод». Есть мнение, заключающееся в том, что в латинском языке присутствуют созвучные слова. В частности, такое слово встречается в IV книге Горация (7 ода, там говорится: horos ducere, фраза означает буквально следующее: «вести хоры, лики»). Версия выглядит весьма правдоподобной.

Если не учитывать тот факт, что народный танец возник в среде простых тружеников. А они вряд ли читали Горация и любовались интересными созвучиями его высказываний. Разумеется, из жизни, быта и культуры греков в жизнь русских пришло очень много реалий. Произошло это вместе с распространением христианства.

Но говорить с точной уверенностью о том, как и когда появился хоровод в жизни народа, сейчас нельзя.

Распространенные русские народные танцы для взрослых похожи на танцы соседних народностей. У литовцо-руссов вместо хоровода встречается корогод. Хорваты, богемцы, карпато-руссы, далматы, морлаки танцуют kolo (круг). Это славянское коло очень похоже на хоровод. Движение по кругу здесь сопровождается песнями, играми, плясками.

Некоторые модификации хоровода есть и в отдельных местностях России. Например, в Тульской, Московской и Рязанской областях было принято говорить о тех, кто пошел в хоровод, что они будут «тонки водить».

Слово «тонки» здесь, видимо, происходит от слова «толоки», означавшее игру, построенную на движении по кругу группы столпившихся лиц.

Русский хоровод имеет для русской души такое же значение, как и традиция играть свадьбу. В хороводе отразился восторг русского человека перед красотой природы летом, весной и осенью. В нем живет поэтическая сущность души народа, умение радоваться каждому дню, наслаждаться общением с близкими и друзьями.

Источник: http://rus-dance.ru/russkie-tantsjy-nazvaniya-vidjy-istoriya-horovodjy.html

Основные жанры русского народного танца

Русский народный танец — русское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством. Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Основные жанры

В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется, по количеству исполнителей, в соответствии с рисунком танца, по движениям в танце.

В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, по названию персонажа, изображённого в танце. Известный хореограф, фольклорист, народная артистка России Т. А. Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы.

Исследователь русского народного танца, создатель школы русского народного танца, народный артист России А. А. Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды.

Этот подход считается наиболее целесообразным.

За основу классификации русских народных танцев берётся их хореографическая структура.

Русский народный танец делится на хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые) и танки (иногда танок считается подвидом хоровода), пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой), кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку)

Хоровод

Хороводы (ю.-рус. карагоды) и хороводные песни, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинных игр, их мелодику, лад, склад стиха и строчную структуру. Хороводы стали излюбленным видом народных развлечений с конца XVII века, особенно среди молодёжи.

Хоровод и его южнорусский аналог карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов — в движениях и переходах.

Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Часто в хороводной песне есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. В хороводе всегда проявляется чувство единения, товарищества.

Его участники, как правило, держатся за руки, иногда — за один палец (мизинец), часто за платок, шаль, пояс, венок.

Хороводы бывают: орнаментальными (плясовыми); игровыми. Иногда выделяют, как особую группу хороводов, пляски по кругу.

Орнаментальные (плясовые) хороводы

В орнаментальных хороводах тексты песен, исполняемые во время танца, не содержат конкретного действия, ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом, бытом и может быть лирическое, эпическое, драматическое или шуточное.

Особо стоят песни, отражающие трудовые процессы: сеяние проса, уборку льна, плетение плетня, изготовление полотна и пр. Песню поют все участники хоровода. Запевала только начинает, задавая тон и устанавливая темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца.

Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы

В песнях игровых хороводов есть действующие лица, игровой сюжет. Содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов играют различные образы, характеры героев.

Темы таких хороводов отражают жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов, в них рисунок проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур.

С точки зрения композиции эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Пляски по кругу

Пляски по кругу отличаются от орнаментальных (плясовых) хороводов степенью исполнительского мастерства и относительной независимости пары исполнителей от остальных участников, как, например, в «Польке», «Матане», «Акулинке» или «Тимоне». Содержание песен в большинстве своём шуточное, бытовое или лирическое. Песни поют часто только зрители, стоящие вокруг, а не танцующие, и под аккомпанемент музыкантов. Темпы значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых песнях.

Хоровод распространён по всей России, и каждый регион вносит что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно-единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение.

Русские традиционные хороводы распределены по времени года и праздничным дням. Сельские начинаются с Пасхи и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с Обжинок и оканчиваются при наступлении зимы).

Танок

Танок — древний южнорусский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-запад Белгородской области (бассейн реки Псёл).

Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки — это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур.

Но есть танки с элементами сценического действия — игрового начала».

Особенности танка:

  • Танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды обычно исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов).
  • В отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга.

Русская пляска

Пляски или плясовые — это ранние обрядовые, а сейчас — бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска — наиболее распространённый и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца.

В каждом регионе России существует свой, местный тип пляски. Плясовые фигуры — коленца — очень разнообразны. Участники пляски свободно используют их по своему усмотрению. Нет регламентированного передвижения танцоров по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое ему хотелось.

Наиболее распространённые, устоявшиеся виды русской пляски: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много людей, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей, в некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей.

Перепляс — это соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности, показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. Его исполнение носит импровизационный характер.

В переплясе соревнуются не только мужчина с мужчиной или женщина с женщиной, но и мужчина с женщиной или целые группы танцоров. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки.

Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. С каждым выходом движения усложнялись.

Иногда в переплясе были другие правила: соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости.

Самые известные пляски в России: Русского (на задор), Бешеная, Голубец, Барыня, Камаринская, Трепака, Бычок, Кружка, Топтуша (топотуша), Семечка, Матаня,Ломание и другие малоизвестные.

Русская кадриль

Кадриль — наиболее молодой вид русского танца, основой которому послужила классическая французская кадриль. Она встречается на всей территории России, за исключением некоторых мест русско-украинского пограничья. Танец появился в России в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I.

После указа о введенииассамблей (1718) бальнaя кадриль постепенно была подхвачена и недворянским сословием. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа крепостных слуг и различных служащих людей, которые, увидев исполнение танца аристократами, повторяли запомнившиеся им фигуры, переделывая их на свой лад.

Жители различных российских сёл и городов знакомились с кадрилью на торговых ярмарках, танец быстро стал популярен.

Войдя в народный быт, кадриль сильно видоизменилась, многие движения создавались заново. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный колорит. Появилось множество вариантов танца: четвёра, шестёра, семёра, восьмёра, кадрель, ланце и т. д.

Из огромного множества кадрилей по форме композиционного построения можно выделить три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные) и круговые.

Эти формы построения не всегда выдерживаются от первой фигуры до последней: обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили, при этом смешение происходит чаще всего внутри определённой фигуры.

В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения.

Русская кадриль как по манере исполнения, так и по своим фигурам значительно отличается от своего первоисточника — бальной кадрили. В русской кадрили от 3 до 14 фигур.

Название одних из них чётко соответствует содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»), названия других происходят от места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская», «давыдковская»).

Появились и фигуры, заимствованные из пляски и перепляса («перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»), а также из других бальных танцев («вальс» и «полька»). Разнообразный рисунок русской кадрили состоит из таких элементов, как «корзиночка», «воротца», «звёздочка», «гребёнка», «круг».

Как и в бальной кадрили, в русской кадрили большинство фигур заканчивается кружением в парах и поклоном исполнителей, каждая фигура отделяется от последующей паузой (объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком).

Источник: http://ds12.bskedu.ru/index.php/o-nas/stranichka-vospitatelya/khoreograf-chureeva-yu-yu/625-osnovnye-zhanry-russkogo-narodnogo-tantsa.html

Ссылка на основную публикацию