Старинный детский музыкальный фольклор нечто интересное из жизни наших далёких предков

Что такое фольклорная музыка?

Это музыка сопровождавшая ритуальные действия и  обряды древних людей.Она призывала языческие божества помочь в земледелии, скотоводстве и семейной жизни. 

Фольклорная музыка по своей сути состоит из мелодий или попевок , которые наделены некой магической силой и призывают силы природы или отдельные божества стать на службу людям.

После прихода христианства на территории современной России, Беларуси и Украины фольклорная музыка и христианские традиции слились в единую культуру. При посещении церкви люди молились и верили соблюдая православные традиции, а дома продолжали петь языческие песни и соблюдали древние обряды.

Традиционным было наличие золоченых крестов и православных икон:) в доме и также соблюдение таких праздников как Радуница, Дзяды , Каляды со всеми языческими ритуалами (песнями и плясками).Такая дуалистическая культура и по сей день сохраняется в некоторых регионах.

Многие обрядовые песни в разных вариациях являются общими для России, Украины и Беларуси.Если сейчас задаться целью выяснить к чьей культуре они относились первоначально, то ответ будет сложно найти.

Фольклор на то он и фольклор -песни и мелодии существуют с разными вариациями слов и мелодий.

 При приходе советской власти на уже существующую культуру (синтез язычества и православия) наслоился новый культурный слой -коммунистический.

Если в крупных городах фольклор был забыт и православие тоже было запрещено, то в деревнях все продолжало существовать уже каком-то тройном синтезе.

Тут в народных песнях ставились в один ряд и православные святые ,и коммунистические лидеры, и древние божества:)

В годы обучения нам давали послушать одну и песен , где простая деревенская женщина пела про царей .Это было вроде исторической баллады или даже какой-то молитвы своеобразной.

Если ничего не путаю, то в припеве проходила просьба о том ,чтоб Бог хранил всех перечисленных деятелей.В одном ряду стояли -библейские цари, православные святые, российские цари ,  и затем генсеки и коммунистические лидеры.

Забавная такая была баллады .Может она на кафедре еще и храниться эта запись.

Мной были сделаны обработки нескольких белорусских фольклорных песен.Среди них была одна белорусская песня. История создания этой песни очень запутана.Дело в том , что когда большевики пришли к власти, то срочно надо было создавать новый идеологический репертуар. В ход шли и авторские идеологические работы ,и старинные фольклорные песни.

То есть старинные обрядовые песни приобретали новое “правильное идеологическое” звучание.И за одну из таких песен разгорелся нешуточный спор -то ли один автор и композитор написали (записали) эту песню , то ли другие (автор и композитор).Но потом некоторых из них репрессировали и все покрылось туманом. В одних изданиях стали печатать песню как народную, в других как авторскую.

Да еще и имена авторов ставили разные.

Для меня забавно то , что многие советские учебники по сольфеджио и сборники советских сказок являли собой некое подобие “Бестиария”(была такая книжках о демонах и всяких фантастических животных).Была у меня такая книга “Сказки народов СССР”. В сказках были собраны всякие легенды о леших, водяных , чертях и шурале-шайтанах.

А в музыке- в учебниках по сольфеджио были собраны культовые напевы народов крайнего севера ,южных республик, ну и российско-белорусско-украинские песни.Песни печатались без текста -а кто знает про что был текст (может про ритуальное убийство или с..с на полях для повышения урожайности и надоев молока у домашних животных.

Так вся страна и росла на этих песнях. А никто особо и не размышлял -есть учебник по нему и песни распеваем. Идеей создания нового курса сольфеджио без всех этих чертей никто и не озадачивался.Легче ж старые тиражи печатать-чем над чем-то новым размышлять.

А нужны ли современным детям все эти лешие ,русалки и демоны? Ведь много прекрасных и нестрашных вещей в мире.

Потом после развала союза сразу во многих республиках стало популярно течение -возрождение культурного наследия. Возрождения старинных обрядов и музыкальной культуры.А для некоторых это стало серьезным увлечением или даже профессией (фольклористы).Существуют целые кафедры фольклористики -где народ серьезно занимается изучением музыкального наследия.

Все это общая информация .Любить фольклор или нет , играть эту музыку или нет-личный выбор каждого.

Но только хочется мне написать о негативных вещах,которые может внести фольклор в нашу жизнь.

– фольклор -это ЯЗЫЧЕСКИЕ традиции:) А много музыкантов , которые считают себя верующими, НО исполняют и любят фольклорную музыку.А иногда фольклорная пьеса является !обязательной ! на музыкальных конкурсах.  Тут хочется вспомнить слова из Библии о том …горе тому через кого искушение придет…А не является ли фольклорная музыка языческим искушением для юного музыканта?

Это просто взгляд стороннего наблюдателя. Каждый делает свой выбор сам.

– использование фольклорных мелодий тормозит создание нового, свежего педагогического репертуара и в сфере сольфеджио и для других инструментов.Мне всегда было интересно-а насколько “удобны и полезны” обработки народной музыки в репертуаре.

Может не столько в них чисто технической исполнительской пользы? А продолжаем печатать старые типовые учебники. Я думаю, среди теоретиков найдется много хорошить идей с простыми текстами и стихами и мелодиями для свежих учебных пособий.

Да я думаю они уже есть -просто я их тут не видела:)

– охрана и защита “своей” национальной культуры.К сожалению можно увидеть как печально это порой заканчивается. Воинственная защита своей национальной культуры кем -либо сразу приводит к конфликтам.

Кто его знает может мир должен стремиться наоборот к единой культуре и языку, чтоб было меньше поводов для всяких конфликтов.А то ведь каждая из древних национальных культур по своей сути ЯЗЫЧЕСТВО.

Так интересно наблюдать как народ по своей сути верящий в библейские писания пытается сражаться за языческих  богов-не отдавая себе отчета в этом .А надо ли они эти древние идолы:)?Да и там еще полезно было бы перечитать историю про Вавилонскую башню.

Людей поссорили разделив языки и культуры.А что будет если попытаться это собрать воедино? А такое возможно только при компромиссах со всех сторон. Также в сфере языков и культуры, литературного и музыкального наследия.

Статья выражает исключительно мою точку зрения. И в поддержание этой идеи я решила отказаться от публикации своих фольклорных обработок.Для меня они просто набор нот. Но я понимаю,что для кого-то они могут стать поводом для реанимации языческого прошлого и всякого рода националистических идей.Особенно это актуально в свете последних событий сами знаете где. 

Так что я решила принести свои языческие пьесы в ЖЕРТВУ общему миру и спокойствию:) Ну а там пускай каждый подумает ,что он может сделать и на какой компромисс пойти. 

И в завершении еще один вопрос. А так ли народу хорошо жилось в компании этих разносортных идолов? Есть ли повод жалеть о прошлом или пора думать о будущем ….

Вызываю на диалог всех желающих

Источник: http://QueenGuitar.by/content/chto-takoe-folklornaya-muzyka

Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры :

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка “фольклор” – это “народное значение, мудрость”. То есть устное народное творчество – все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека.

Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки – все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня – это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические.

Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе.

В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин “былина” ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны.

Богатыри – главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма.

Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие.

Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях.

Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди – солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы – в повседневной обстановке.

От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его – невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним.

Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике.

Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица – ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, – не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола “баить” (“баять”) – “говорить”.

Данное слово имеет следующее старинное значение: “заговаривать, шептать”. Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение.

Борясь со сном, например, крестьяне говорили: “Дремушка, отойди от меня”.

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название “пестушки” происходит от слова “пестовать”, то есть “ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать”. Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Читайте также:  Как записывают песни в студии

Незаметно пестушки переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: “Сорока”, “Ладушки”. В них нередко уже есть “урок”, наставление. Например, в “Сороке” белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином “прибаутки”. Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке – золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая “горох веяла” и “просо сеяла”.

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова.

Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры – обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам.

Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием “календарный детский фольклор”.

Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна.

Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр – “Медведь в бору”, “Волк и гуси”, “Коршун”, “Волк и овцы” – говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов.

Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы – будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок.

А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ – великий мастер слова.

Источник: https://www.syl.ru/article/171928/new_ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryi

Русский народный фольклор

.

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г.

И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев , верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось.

Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру , как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества.

При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов , таких средств художественной выразительности, как гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.

Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности

(древнейшие виды фольклора)

Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена.

В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства.

В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.).

Ко времени русской православной гимнографии фольклор имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности.

Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.

Исследователи полагают, что догосударственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.

Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения.

Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных постановлениях. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XIв.

Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцы повелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать (из-за стола), дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когда будет большой соблазн».

Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси.

Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.

«Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.

Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа.

Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни.

Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года.

Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Один из самых древних жанров – хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после пасхи. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них:

А мы просто сеяли, сеяли!

Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

А мы просто вытопчем, вытопчем!

Ой, Дид Ладо, вытопчем.

Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и др.

В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением подблюдных песен – наступало таинственное время святочных гаданий. Одной из наиболее старых подблюдных песен является «Хлебная Слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов:

А мы эту песню хлебу поем, Слава!

Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!

С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.

Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII в., в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения.

Просветительское отношение к фольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее…

В них найдешь образование души нашего народа». В XIXв.

Оценка фольклора как «образования души» русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня – одним из источников формирования национального музыкального мышления.

Источник: http://MirZnanii.com/a/134578/russkiy-narodnyy-folklor

Промыслы и ремесла

По результатам обсуждения удалось собрать небольшой список литературы о традиционных художественных промыслах и старинных ремеслах. Если вспомните еще что-нибудь подходящее – дополняйте!

Бажов П.

“Сказы” – знаменитые уральские сказы о рудокопах и старателях (“Серебряное копытце”, “Две ящерки”, “Синюшкин колодец”, “Таюткино зеркальце”, “Огневушка-поскакушка”, “Золотые дайки”, “Жабреев ходок”;, “Про великого полоза”, “Золотой волос”, “Голубая змейка”, “Сочневы камешки”, мастерах-камнерезах и гранильщиках (“Малахитовая шкатулка”, “Медной горы хозяйка”, “Каменный цветок”, “Железковы покрышки”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”), углежогах (“Живинка в деле”), златоустовских оружейниках (“Иванко-крылатко”, “Коренная тайность”), каслинском художественном литье (“Чугунная бабушка”), лаковой росписи (“Прозрачный лак”) и других ремеслах. О сказах Бажова на Библиогиде.

В.Галкин “Чудные зерна”, “Сибирские сказы” , “Горностаева гора” – замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора рассказывают о людях таежных – охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках.

В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терехе, мастерившем певучие таратайки: “колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается”; о плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты – “коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано”. Мультфильмы Седой медведь”, Терехина таратайка”

Пермяк Е. “Золотые колечки. Уральские были-небыли “, “Семьсот семьдесят семь мастеров”, “Памятные узелки” – в основе сказок Е.Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях.

Многие сказки  можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях, механизмах, технологиях (“Сказка о стране Терра-Ферро”, “Сказ про газ”, “Как самовар запрягли”, “Мелкие калоши”, “Хитрый коврик”,”Чугун и Сталь”, “Как огонь воду замуж взял” и др.). Сказки Е.

Пермяка иногда излишне назидательные, но попадаются среди них и удивительно простые и милые истории. Лучшие сказки представлены в авторском сборнике “Дедушкина копилка”

Подкорытов Ю. “Дед Куделька и Огонь Великан”, “Сказки о ремесле” – сказы и притчи челябинского писателя Ю.Подкорытова просто и интересно рассказывают малышам о заводах, шахтах, производстве металла.

Один из главных героев его книг о труде и мастерстве – дед Куделька – мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей.

Некоторые сказы основаны на старых уральских легендах, башкирском фольклоре.

“Мастера изумрудного края”– замечательный сборник сказов об уральских умельцах, выпущенный издательством “Аркаим”.

В сборник вошли произведения как уже упомянутых авторов – Бажова, Пермяка, Подкорытова, так и менее известных, но очень интересных писателей .

Книга иллюстрирована цветными репродукциями картин, а старые фотографии приглашают рассмотреть тех, о ком сложены эти легенды – ремесленников, рудознатцев, золотоискателей. Содержание.

Кочнев М. “Шелковые крылья”, “Серебряная пряжа”, “Миткалевая метель”, “Расписной узор”, “Сорок веретен” – Михаил Кочнев – писатель-фольклорист, собиратель и истолкователь сказов “ситцевого царства” – края ивановских ткачей.

Читайте также:  Отдаем ребенка в музыкальную школу что нужно знать

Афоньшин С.В.

“Городецкий пряник”, “Сказ про Семена – ложкаря” – интересные, своеобразные легенды и сказы Нижегородского края о непростой истории этой земли и ее умельцах: кузнецах, ковавших волшебные подковы и сундуки со звоном да замки с музыкой; звероловах, выведших породу старинных русских гончих багряной и чепрачной масти; искусных рукодельницах и монахах-целителях; о медовых городецких пряниках и расписных деревянных ложках.

Александрова Е., Туберовский М. “Зеленая пиала” – чудесные сказки о среднеазиатских ремесленниках: ковроделах, резчиках, чеканщиках, гончарах, строителях.

Панькин И. “Волшебный мастер”, “Тайны старого колчана”, “Легенды о мастере Тычке” – увлекательные и очень своеобразные сказы о тульских оружейниках. Чудо-мастера вроде лесковского Левши – постоянные герои сказов И. Панькина. Сказ

Луда “Трудус, трудум, труд”, “Кузнец Энрик” – сказки по мотивам средневековых французских легенд о старых мастерах и тайнах ремесел: о секрете окраски тканей и истории парижских гобеленов, о прекрасных витражах и чудесных зеркалах, о мастерстве корзинщика, об искусных кузнецах, о тех, кто ищет воду и роет колодцы, и о том, какое ремесло самое главное.

Погодин Р. “Маков цвет” – первоклассник Вовка Попугаев от скуки нарисовал в новгородском музее на колонне чертика. Глупая шалость. Но колонна оказалась волшебной, и после того, как Вовка ее осквернил, из Новгорода ушла рукотворная красота.

А с уходом красоты стали умирать старые мастера… И чтобы вернуть в Новгород красоту, Вовке и его двойнику Полувовке (которого волшебница Маков Цвет сделала из намалеванного Вовкой чертика) пришлось пройти сквозь века и страны, испытав на себе, как создается красота и чего она стоит.

Гурьян О. “Набег” – повесть о далеком прошлом, когда все было по-иному, когда расстояние мерили верстами, а в бой шли с мечами и булавами. Помимо приключенческого сюжета здесь есть подробный и увлекательный рассказ о работе гончара, кузнеца, бортника.

Дьяконов Л. “Олень – золотые рога” – в этой повести о детях предреволюционной Вятки есть эпизод, где рассказывается про изготовление знаменитой дымковской игрушки.

Каманин Ф. “Золотой рубин”, “Хрустальная ваза” – две повести о дятьковском хрустале.

“Золотой рубин” – историческая повесть о крепостном мальчике, сыне стекольного мастера на хрустальном заводе, помогшем отцу разгадать секрет изготовления необыкновенного стекла -золотого рубина.

“Хрустальная ваза” – маленькая повесть о деревенской девочке Насте, попавшей в 20-е годы на Дятьковский завод и обнаружившей удивительный талант и тонкий вкус в росписи по стеклу.

Волков А. “Зодчие” – повесть о русских ремесленниках и строителях, создавших чудо русского зодчества – храм Василия Блаженного в Москве.

Храму Василия Блаженного посвящена и знаменитая поэма Дм.Кедрина “Зодчие”, рассказывающая трагическую легенду о его строителях:

Лесков Н. “Левша” – классический сказ о тульском умельце – косом Левше и о стальной блохе.

Ивич А. “Художник механических дел” – повесть о трудной жизни и замечательных изобретениях механика-самородка И.П. Кулибина.

  • “Старые мастера' (переиздана под названием “Питерские умельцы. Рассказы о старых мастерах”) – в этой книге собраны повести и рассказы о старых умельцах: строителях, литейщиках, корабелах, камнерезах и людях многих других профессий давних лет.

    Кирпичникова И. “Хрустальные тайны”- увлекательная повесть об искусстве мастеров-стеклодувов, об удивительном стекле с острова Мурано, как развивалось стеклодувное искусство на протяжении веков и о современных мастерах.

    Паустовский К. “Стекольный мастер” – рассказ о мастере, задумавшем сделать хрустальный рояль.

    Романовский С. “Вятское кружево” – действие в повести происходит в “кружевном” краю – в вятской деревне, где исстари женщины-крестьянки плетут прославленное на весь мир кружево. По мотивам книги снят фильм “Домовик и кружевница”.

    Магомедов М. “Знаменитая трость”, “Секрет мастера Кади”; – в повестях аварского писателя немалую роль играют рассказы об искусных дагестанских ремесленниках

    Погодин Р. “Тишина” – плохо в деревенском доме без печки. Еще хуже, что нет печника. Но неугомонный Гришка берется ее сложить – были бы руки, да желание и кое-какое знание теории.

    Мальчишка глянул на художника с сожалением, извлек из-за пазухи веревочку и молча принялся обмерять дом. — Хороша кубатура. По такой кубатуре русскую печку вполне подходяще. – Нельзя ли поменьше? – угрюмо спросил Анатолий. -Можно. Вам какую? – А какие бывают?

    Мальчишка посвистел дупловатым зубом и принялся перечислять: – Русские бывают, хлебы печь. Голландки бывают — это для тепла. Буржуйки бывают, они для фасона больше… Времянки еще.”

    Алмазов Б. “Деревянное царство” – приключенческая повесть. Петька Столбов отправляется на лето в деревню, где узнает тайну староверческого скита и откроет для себя “деревянное царство” – мир русской старины, народное «рукомесло».

    Дед вставляет в патрон круглое полешко, включает станок и берёт в руки резец. Сначала из-под резца летят щепки, а потом стружки и наконец – тоненькая кудрявая ленточка. Смотрит Петька, а вместо полешка крутится уже половинка матрёшки, или шляпка от грибка, или чашка без ручки, миска деревянная.- Земля у нас хорошая, но мало её – всё в болоте. Иной раз цельное лето вода с полей не сходит. Вот все мужики и знали какое-либо рукомесло. Вон в Глинянке, двадцать пять вёрст отсюда, – гончары. В Никольском – печники, в Петербург ездили печки класть! В Сухановке кирпичики делали, изразцы. А вот в Староверовке – плотники! Деревянного рукомесла мастеры…

    Смотрит Петька, как в мосластых дедовских руках появляется хрупкая тонкая ложечка. Вот уж и черенок появился, и рыбка на черенке. Чудеса да и только!”

    Санд Ж. “Мастера мозаики” – повесть об искусных венецианских ремесленниках XVI века, братьях Дзуккато, хранящих секреты своего ремесла, доведенного до высокого совершенства.

    Ушинский К. “Как рубашка в поле выросла” – простой и понятный рассказ о льноткачестве для малышей.

    Каменева Е. “Волшебная глина” – что делают из глины? В чем секрет китайского фарфора? Что такое изразцы, фаянс, майолика? – ответы на эти вопросы можно найти страницах этой книги.

    Аракчеев Ю., Хайлов Л. “Чудеса из глины” – яркая разноцветная майолика, черно-красная греческая амфора, тончайшая фарфоровая чашка и грубый  керамический горшок – все они сделаны из глины. Содержание.

    Уварова И. “Глина, вода и огонь” – состоит из отдельных рассказов о том как, какими народами и в какие эпохи создавалась керамика..

    Утевская П.

  • “Рассказы о стеклянной ниточке” – история стекла и стеклодувного мастерства.

    Ионеску И. “Хрустальный человечек” – увлекательный рассказ об истории стекла. Мальчик с человечком из хрусталя путешествует по странам и эпохам, узнавая,как делают стекло: склянки,витражи, вазы, мозаику, хрусталь.

    Л.Яхнин – серия большеформатных, хорошо иллюстрированных книг для малышей

  • “Воздушные узоры” – об искусстве русских кружев.

    Мартынов А.

    “Здравствуй, мастер!” – незаменимая книга для мальчиков дошкольников, будущих мастеров. Интересные рисунки основных инструментов и краткие рассказы о них.

    Шим Э. “Деревянная книга” – книга состоит из рассказов, занимательных историй и даже сказок о профессии столяра, о деревьях, о том, какие разнообразные вещи можно из них сделать.

    Осетров Е.

    “Сказ о друкаре Иване и его книгах” – Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга? кто такие Иоанн Гуттенберг и Иван Федоров? Перед вами сказ – ответ на эти и множество других вопросов. Здесь описаны первая московская друкарня, первый букварь и календарь. А кроме того, есть план Москвы, карта Европы и Русского государства XVI века, фотографии старинных переплетов и фрагменты страниц древних книг.

    Серия “Почемучкины книжки”:

  • Подольный Р. “Как человек огонь приручил” – о том, как наши предки огонь добыли, научились им управлять и сделали его з мастером на все руки.

    Клиентов А.

    Источник: https://kid-home-lib.livejournal.com/35044.html

    Раздел второй – фольклор. собирательская работа в новгу

    Каждый год студенты филологического факультета Новгородского государственного университета проводят экспедиционную работу под руководством опытных преподавателей или записывают фольклор самостоятельно, предварительно получив соответствующие консультации по специфике данного вида деятельности. Первые годы записи не оформлялись для архивного хранения. Материалы не классифицировались, поэтому значительное количество текстов за 1968 – 1974 годы утрачено. Правда, спасло положение то, что часть этих материалов поступала на хранение в архив АН РАН (Пушкинский дом), где они и находятся в Новгородской коллекции № 241. Но с 1974 года на кафедре русской литературы ХХ века ведётся архивохранение материалов, а теперь, когда открыта фольклорная лаборатория, появилась возможность вести целенаправленную постоянную работу.

    Молодежная группа ансамбля “Рушане”, руководитель – Быстрова А.В. (справа)

    Архив включает тысячи текстов разнообразных жанров из всех районов Новгородской области. Первоначально записи велись в основном вручную и эта традиция, связанная не только с недостатком финансового обеспечения, сохранялась довольно длительное время.

    Ручная запись была обусловлена ещё и другим: многие информаторы не разрешали записывать на магнитофон ни свои рассказы, ни песни, ими исполняемые. Они опасливо относились ко всякого рода техническим аппаратам. В последнее время материалы в архив сдаются в основном в магнитофонной записи.

    Но, тем не менее, до сих пор не каждый исполнитель разрешит записывать себя на магнитофон. Да и не только раньше, но теперь многие просто отказываются разговаривать с теми, кто интересуется их прошлой жизнью, стариной, иногда из опасения, что то, что от них запишут, может быть использовано каким-то образом против них.

    Несомненно, сказываются годы репрессий, когда сказанное “лишнее” слово могло сыграть роковую для судьбы человека роль. Сказывается и то, что старые люди не всегда верят в подлинность интереса к их прошлой жизни.

    Сейчас положение изменилось в том смысле, что теперь в самой Новгородской земле появились люди, серьёзно интересующиеся фольклором, те, кто не только записывает материал для архивохранения и научного изучения, но и пытается показать современным новгородцам, как жили, что пели, что танцевали, что рассказывали, во что верили их предки.

    Сейчас практически во всех районах Новгородской области существуют фольклорные ансамбли, которые исполняют старинные песни и танцы в традиции, бытовавшей в данной местности. Прекрасный ансамбль “Рушане”, руководимый Аллой Васильевной Быстровой, создан в Старой Руссе.

    Шуточная песня “Шла Матрена к своему милому дружку”

    Шла Матрена к сваму милому дружку И несла она пирог с творогом, Еще курицу жареную, Требушину переваренную, Два яичка всмяточку И баранью лопаточку, Астраханских две селедочки И поллитра крепкой водочки.

    Тут Матрена спотыкнулася, На дороге растянулася, И упал у ней пирог с творогом, Еще курица жареная, Требушина перевареная, Два яичка всмяточку И баранья лопаточка, Астраханских две селедочки И поллитра крепкой водочки.

    Вот идет к ней комаринский мужик И отнял у ней пирог с творогом, Еще курицу жареную, Требушину перевареную, Два яичка всмяточку И баранью лопаточку, Астраханских две селедочки И поллитра крепкой водочки. 

    Послушать

    Посиделки

    В Новгороде существует несколько ансамблей, участниками которых являются молодые люди, среди участников много школьников. В Лицее есть фольклорный ансамбль “Горница”, в котором ставятся фрагменты древних обрядов, исполняются достаточно профессионально лирические песни.

    Но самым ярким фольклорным ансамблем в городе Новгороде являются “Кудесы”, руководимые талантливой Мариной Клавдиевной Бурьяк, создавшую ещё и уникальную музыкальную школу русского фольклора, где дети от 3-х лет и старше учатся понимать, что такое русская национальная культура, в чём её особенности.

    Все участники этих ансамблей ведут постоянную экспедиционную работу, которая помогает им пополнять репертуар и оттачивать исполнительское мастерство.

    Работа по собиранию и хранению фольклора Новгородской области, проводимая в стенах НовГУ, преследует не столько прикладные цели, сколько учебные и научные.

    Студенты университета проходят учебную фольклорную практику, предварительно прослушав курс теории и истории русского фольклора, получив консультации по методике организации беседы с информаторами, по методике организации правильной магнитофонной записи.

    Каждый год фольклорный архив НовГУ пополняется сотнями фольклорных текстов и фонограмм.

    По материалам студентами пишутся курсовые и дипломные работы, где с научных позиций исследуется история обрядов, отдельных жанров устного народного творчества, их художественная специфика, их значение для русской культуры. С интересом относятся современные студенты и к проблеме влияния фольклора на русскую литературу. Следует отметить, что интерес к прошлому, к традициям народной жизни в молодежной среде не затухает.

    Читайте также:  Одноактная опера - что это

    По материалам архива можно составить интересную картину районирования и распространения отдельных жанров и отдельных текстов. Правда, такая работа основательно пока не проводилась, ибо не было до сих пор надлежащих условий. Хорошо заметно, как сохраняется традиция в отдельных районах и деревнях.

    Так, например, тексты свадебных песен и причетов, записанные в конце 60-х годов в Пестовском районе, записываются и теперь в 90-е, хотя и в усечённом виде. Интересно и то, что данный жанр бытует, несмотря на то, что сам прежний свадебный обряд, предполагавший включение в себя подобных текстов, уже не исполняется.

    Свадебный обряд изменился, осовременился. Попытка соединить старые и новые традиции в обряде, предпринятая в середине 70-х годов, не увенчалась успехом, и это закономерно.

    Изменившееся мироощущение молодежи, сильно отличалось от того, как видели жизнь и события люди старшего поколения, поэтому свадебные песни, пусть даже и торжественные величальные жениху и

    Егорова А.Д. и “первый парень на деревне”, гармонист Голубев Н.И.

    невесте, выглядели анахронизмом в современном /70-х годов/ обряде. Но в памяти местных жителей старшего возраста, хоть и не видевших прежнего свадебного обряда, песни сохраняются, ибо так пели их матери и бабушки, и это они помнят.

    Поразительно, но в тоже время закономерно и то, что те, кто в семидесятые годы были молодыми и достаточно нигилистически относились к прежним обрядам и традициям, сами стали петь те же песни и вспоминать то, как пели их матери и как они исполняли тот или иной обряд.

    На протяжении долгих лет сохраняются поющие коллективы, которые с некоторых пор стали называться фольклорными.

    Однако себя они не ощущают каким-то “фольклорным” коллективом, а собираются и поют так, потому что так привыкли, так было и раньше, так собирались и пели когда-то.

    В течение 30 лет фольклористы Новгорода, Петербурга и Москвы слушают хоры деревни Мокрый остров Крестецкого района или деревни Взвад Старорусского района или деревни Бабки Парфинского района и других, при этом основной старый репертуар сохраняется.

    Старейшая певица деревни Бабки Егорова А.Д., 1914 года рождения, поет свадебную песню.

    Из-за лесу, лесу темного, Из-за садика зеленого Вылетало стадо гусей. Одное стадико гусиное, А другое лебединое. Гуси-лебеди стали щипати, Она стала кликати: Не щипайте гуси- лебеди, Не сама я залятывала, Занесло меня погодою, Завезли меня кони, Кони Васильевы, Василия Ивановича. Кони карие, Кони карие, окрученные: Уздечки серебряные, Ленточки белые. Повезли Машеньку В дальние края,

    В дальние края:

    Поют частушки под гармонь Корнева А.И., и Степанова М.И. (д. Бабки, Парфинский район)

    Корнева А.И., и Степанова М.И.

    Ой, подружка моя Тоня Выходи и выходи. Про меня чего не знаешь Мне, пожалуйста, скажи (п/п)- Правда, Жень? – Правда, Тонь – Ты не врешь? – Чего мне врать. – Ты не врешь и я не буду, Давай дальше продолжать (вместе)Эй-хлоп, заигрались, Эво, примечали ли. Говорите не таите, Кого, где оставили.

    Мимо нашего окна Бегали телята, А я с печки да в окно: Думала ребята. (п/п)Ой-ка бабочки-девчоночки, Ой ная-наяночки Мы нигде не пропадем, Ни на какой гуляночке. (п/п)Говори ему “спасибо”, Товарочка милая, Его тоже ожидает Девочка любимая. (п/п)- Правда, Жень? – Правда, Тонь – Ты не врешь? – Чего мне врать.

    – Ты не врешь и я не буду, (вместе)Давай песню петь кончай.

    Скачать

    Песенок не пела, Мне веселья не было. Мое ретивое болело – Про разлуку ведало. Играй повеселей, А я весело спою. Я твое горе развею, И свое развеселю. На горочке две елочки, Под горочкой кусты. Ой, я заставила залеточку Ходить за три версты. Милый в армию пошел, Я в окошко глянула. С этих пор моя любовь Все вянула и вянула.

    Ой, “соломушка” – игра По всей России славится. Старуха по миру идет, И та “соломушку” поет. Поиграй повеселее, Моя ягодиночка. Чтоб от сердца отвалилась Горя половиночка. Полюбила гармониста Мне не спалась тёмна ночь. Слушать на гору ходила В саму дику полночь. Пойдемте, девки по домам.

    Ведь эти парни не по нам: Все плешатые, замятые С волосам не надо нам. 

    Скачать

    Разудалая частушка накануне престольного праздника Михайлова дня. Поет Липатова А.А.

    Я девчонка чёртова Да завлекла четвёртова. Интересно будет мне – Придут четверо ко мне. Ой, посажу я огурцы на, На широки грядки. Ой, почему бы не сплясать На седьмом десятке. Если миленький изменит, Я в лохани утоплю. Не в лохани, так в чулане И ухватом по хую. Я – девчонка боевая, Мой миленок – хулиган. Боевая с хулиганом, Никому его не дам. 

    Скачать

    Коренная жительница д. Взвад Михеева Н.И.у себя в доме. О

    на помнит рекрутские частушки, которые пели парни, когда уходили в армию.  

    На Ловати-то реки поили коней-то рыбаки, А белогривого коня поили вербинка моя. Осталися на Ловати огонечки-то гореть. А там осталися-то девчоночки по нам плакать и реветь. Я по этой-то по деревенке пойду-то последний раз. А неужели-то расхорошая напиться не подаст.

    Та скажи родима маменька, кому ты рубашку шьешь? Она заплакала-то, сказала: Ты в солдатушки пойдешь. Посмотри-ка родима маменька в переднее окно А не твое ли то милое деточко забритое пошло. Я под мерку становился, мерка-то поднималася. Моя кудринка-то зарыдала, мама засмеялася.

    Я под мерку-то становился, мерку поднял головой, Моя кудринка-то зарыдала пуще маменьки родной. А нас сдавали-то браковали в большом каменном дому. А мои русые-то волоски оставались на полу. А мой кудринка-то пробирался березняшком-то реденьким. А я приду – она обнимет ручкам своим беленьким.

    А я к девчоночке-то ходил, тропинку ямочкам-то набил, Набил до желтого песка, но не добился не разка. ————————————————————- Кудринка – возлюбленный, возлюбленная. 

    Скачать

    Исполнительница поет частушки на местную тематику:

    Дорога моя подружка, Твой залётка лётает. А мой залётка рыбу ловит – Больше заработает. Мой залётка рыболов, А я рыболовочка. Поедем рыбу мы ловить, В Чертицкое озёрочко. Что ты Игорь, Игорёчек? У тебя печальный вид: На бок сбитые ботинки И платок бабин покрыт. ОТВЕТ: Михеева ты Нина,Бывшая Липатова, Тебя один слепень кусил,

    Ты и то заплакала.

    Тексты правого столбца Михеева Н.И. откомментировала:

    “На пожне были (с мужем). Игорь покойничек, значит. Я стою на стогу, а он подавал. Он в ботиночках все в кривых (стоптанных) ходил. Жарко было. И покрыт платок [женский] у его [на голове]. Я и пою песню, сочиняю с ходу, тогда под вдохновение. А он мне в ответ сразу поет”.

    Источник: https://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/folklore/folklore-novgy/

    Чем хороша зима? Традиции русского народа

    Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом —

    Все покрылось серебром,

     — посмотрите, как красиво описана в этой загадке зима.

    Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор — кика.

    Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.

    «Зима спросит, что летом припасено», — гласит старая русская пословица. И вправду, к зиме-«приберихе» надо было готовиться основательно, ведь «один день лета всю зиму кормит». Заготовленные летом фрукты, овощи, травы, ягоды и грибы зимой были не только настоящим лакомством, но и незаменимым лекарством в случае хворей.

    Интересен в представлении русского народа и образ мороза. В народном фольклоре упоминается Морозко, Мороз-Трескун и Студеней, обладающий таинственной могущественной силой.

    Говорили даже: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет».

    Зато любимые зимние забавы — катания на санях — приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет на веселую прогулку!

    Есть пословица: «В зимний холод — всякий молод». И на самом деле, каждый знает, как бодрит зимний дух, румянит щеки и придает блеск глазам мороз.

    Самые лютые морозы, согласно народным наблюдениям, приходили после 24 января, дня Федосия-весняка, и назывались «худосеями»: «Морозы-худосеи с нечистой силой пируют».

    Вот тогда-то хозяева беспокоились за домашнюю скотину, следили, чтобы ей было тепло и сытно.

    Русский человек всегда с уважением относился к снегу: «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях — урожай зерна в закромах», «Снег холодный, а от стужи укрывает». В старину знающие люди называли снег крестьянским богатством и радовались, если высокие снежные сугробы надежно укрывали посевы от стужи. Ведь «коли поле зимой гладко, то и в сусеке будет гладко».

    А когда за окном, по выражению Сергея Есенина, «метели заводят веселые прялки» и свирепствуют морозы, сельчане исстари устраивали традиционные на Руси уютные посиделки. Долгими зимними вечерами в одном доме собирались и стар, и млад.

    Деревенская молодежь любила приходить к какой-нибудь старушке. Девушки приносили с собой рукоделие: вышивали, ткали, шили, пряли, вязали.

    Полезное занятие сопровождалось песнями, присказками и прибаутками. Как говорится, «весело поется, весело и прядется».

    Представители старшего поколения рассказывали молодым о своей жизни, поучительные истории о таинственных силах природы и чудесах русских святых.

    Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы. Без всяких телевизоров и Интернета перенимала молодежь основы житейской мудрости, усваивала семейные ценности.

    Помимо всего прочего, зима на Руси была излюбленной порой свадеб. «От Крещения до Масленицы — время свадеб», — сказано в поговорке.

    Наконец, именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье, Масленица. С каждым из этих праздников у русского народа связано множество обрядов и примет. Святочными вечерами от души веселилась молодежь, устраивая праздничные колядки и гадания.

    Особенно тщательно и усердно готовились к великим православным праздникам. Старинные русские традиции, связанные, например, с приготовлением рождественской кутьи или с освящением воды в ночь Крещения, сохранились и по сей день.

    К праздникам всегда резали поросенка, нередко деревенские мужики отправлялись в лес на охоту. Добычу — кабана или лося — демонстративно несли на рогатинах, и в деревне воцарялось предпраздничное настроение.

    Так что зимой веселье в русских деревнях почти не прекращалось.

    Однако в постные дни шумные забавы и песни строго-настрого запрещались. Конец декабря считался временем борьбы света и тьмы.

    После 25 декабря, солнцеворота, считалось, что солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз, день начинает прибавляться на «курячий шаг».

    Старики говорили, что нечистая сила злится на это и в эти дни представляет немалую опасность как для людей, так и домашних животных.

    В «страшные вечера» (с 13 по 19 января), когда нечисть хочет «солнце замести», люди старались вообще не покидать свои дома и не выходить на улицу без особой надобности. Распространен был обычай гнать черта и ведьму из деревни. Мужики разжигали костры, и вокруг них устраивали веселые гуляния, чтобы прогнать темные силы и укрепить свое здоровье.

    Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь — «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы», январь — «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы», февраль — «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень».

    По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал.

    По снегу, льду, ветру, инею, облакам, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.

    Как говорится, «старинная пословица не мимо молвится». И сегодня нам всем не мешало бы научиться «жить умом и благословением отцов и дедов», так же, как они, любить природу и уметь радоваться каждому дню.

    Счастливой Вам зимы!

    Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/31864/

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector