Midi-effect scale: тональность автоматом

4 Июля 2015 17:22

// Советы и гиды Midi-effect scale: тональность автоматом

Как разнообразить свой сет и сделать его интереснее? Этот вопрос задают многие даже опытные диджеи. Сегодня мы расскажем об одной из самых интересных техник сведения треков.

Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля — это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник. Как известно, хороший микс — это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий? Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие. Основой данного подхода является знание о законах гармонии. Испокон веков лучшие музыканты изучают взаимодействие между нотами, и уже достаточно давно стало ясно, что существуют определённые правила. Это математика в чистом виде, и это один из лучших ответов на обычный школьный вопрос:”Где мне это вообще пригодится по жизни?” Если вы серьёзно увлечены музыкой, рано или поздно вы задумаетесь о необходимости изучить законы гармонии более подробно, а сейчас мы пробежимся по чисто прикладным способам, которые помогут любому диджею. Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом. Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто 🙂 В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы — неприятно звучащие сочетания тонов. Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов. Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями. Midi-effect scale: тональность автоматом

Колесо камелота

1. Сначала мы определяем тональность трека. 

Это можно сделать следующими способами: 

  • Без знаний музыкальной теории это точнее всего сделать с помощью специального софта (Mixed In Key, KeyFinder, Rapid Evolution и т.п.) 
  • Посмотреть тональность на странице трека на Beatport
  • При знании музыкальной теории определить на слух
  • Самый быстрый способ, это автоматическое определение тональности встроенными в вашу диджейскую программу инструментами. Функция определения есть в Traktor Pro, Virtual DJ, Algoriddim Djay, некоторых менее популярных приложениях. Обычно ничего специально не надо делать, тональность определяется при общем анализе трека. Учтите, что встроенные инструменты часто допускают ошибки.

После определения мы увидим рядом с каждым треком обозначение вида номер и буква, где номер означает ступень, их 12, а буква – лад, их всего два. В случае с Mixed In Key, например, это A и B, встроенный же в Traktor Pro инструмент использует буквы m и d. 2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.  В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности — с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B. Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления? Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу — это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше. Midi-effect scale: тональность автоматом

В тракторе используйте функцию сортировки по тональности

Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию. Простым вариантом является такой — оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.  Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично. Midi-effect scale: тональность автоматом

Дополненное колесо камелота

Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:

Midi-effect scale: тональность автоматом

Пример для тональности с кодом 2A

Ещё один метод

Он заключается в переходе с мажора на минор при сохранении тоники (ключевой ноты). Например, с Фа Мажор (F Major) на Фа Минор (F minor). На колесе у нас внутренний круг — это минор, а внешний — мажор.

Вот простая формула:

  • Если вы в мажоре, вычтите 3 из номера и поменяйте букву, например из 7B в 4A
  • Если вы в миноре, прибавьте 3 к номеру и поменяйте букву, например из 10A в 1B (13 у нас нет, так что приходим по кругу к единице).

Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов. Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его. Возможно, вы слышали этот приём, называемый транспозицией, в популярных песнях — чаще всего последняя часть песни поднимается выше на полтона или тон. Обычно, это производит эффект эмоционального подъёма и разгона.

Давайте разберёмся, как свести два трека таким способом, используя уже привычное нам колесо:

  • Для подъёма на один полутон прибавьте 7 к тональности текущего трека
  • Для подъёма на два полутона (один тон) прибавьте 2 к тональности текущего трека. 

Старайтесь свести как можно быстрее и будьте осторожны при длинных сводках — такой переход может создать много диссонансов. Обычно, подъём на два полутона работает лучше. Тем, кто знаком с сольфеджио, известно, что интервал под названием “большая секунда”, состоящий из одного тона, является более благозвучным, чем “малая секунда”, состоящий из одного полутона.  Midi-effect scale: тональность автоматом Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов. Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.  Подводя итог, скажем — вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии. В статье были использованы материалы с ресурсов mixedinkey.com и djtechtools.com.

ALLFORDJ team.

  • Midi-effect scale: тональность автоматом
  • Midi-effect scale: тональность автоматом
  • Midi-effect scale: тональность автоматом
  • Midi-effect scale: тональность автоматом

Источник: https://www.ALLforDJ.ru/news/sovety_i_gidy/tekhniki_garmonicheskogo_svedeniya_dlya_didzheev/

23. Live MIDI Effect Reference

Live comes with a selection of custom-designed, built-in MIDI effects. The Working with Instruments and Effects chapter (see Chapter 17) explains the basics of using effects in Live.

23.1 Arpeggiator

Midi-effect scale: тональность автоматомThe Arpeggiator Effect.

Live’s Arpeggiator effect takes the individual MIDI notes from a held chord (or single note), and plays them as a rhythmical pattern. The sequence and speed of the pattern can be controlled by the device, which also provides a full complement of both classic and original arpeggiator features.

Arpeggiators are a classic element in Eighties synth music. The name originates with the musical concept of the “arpeggio,“ in which the notes comprising a chord are played as a series rather than in unison. “Arpeggio“ is derived from the Italian word “arpeggiare,“ which refers to playing notes on a harp.

23.1.1 Style and Rate Sections

Arpeggiator’s Style chooser determines the sequence of notes in the rhythmical pattern.

Midi-effect scale: тональность автоматом“Up“ and “Down“.Midi-effect scale: тональность автоматом“UpDown“ and “DownUp“.Midi-effect scale: тональность автоматом“Down & Up“ and “Up & Down“.Midi-effect scale: тональность автоматом“Converge“ and “Diverge“.Midi-effect scale: тональность автоматом“Con & Diverge“.Midi-effect scale: тональность автоматом“Pinky Up“ and “Pinky UpDown“.Midi-effect scale: тональность автоматом“Thumb Up“ and “Thumb UpDown“.

Play Order places notes in the pattern according to the order in which they are played. This is therefore only recognizable when more than one chord or note has been played.

In addition to the Arpeggiator styles above, there is a Chord Trigger mode which repeats the incoming notes as a block chord, as well as three settings for creating random arpeggios:

  • Choosing Random will produce a continuously randomized sequence of the incoming MIDI notes.
  • Random Other creates random patterns from incoming MIDI notes, but will not repeat a given note until all other incoming notes have been used.
  • Random Once creates one random pattern from incoming MIDI notes and repeats that pattern until the incoming MIDI changes, at which point a new pattern is created.

Arpeggiator will play the pattern of notes at the speed set by the Rate control, which can be calibrated in either milliseconds or beat-time using the neighboring Sync/Free button. With Sync chosen, Arpeggiator will be synced to the song tempo.

A Gate control to the right of Rate determines the length of notes played by Arpeggiator as a percentage of the current Rate setting. Any setting larger than 100% will therefore play notes that overlap (i.e., are legato).

The rhythmic pattern generated by Arpeggiator does not necessarily have to be straight; a selection of groove patterns can be applied with the respective control just beneath the Mode chooser. Grooves in Arpeggiator behave similarly to grooves in clips, and the intensity of the groove is determined by the Amount slider in the Groove Pool (see 12.1).

With the Hold parameter active, Arpeggiator will continue to play the pattern even after the keyboard keys have been released. The pattern will be repeated until any other key is pressed.

When Hold is active and any of the original keys also remain physically held, notes can be added to the pattern simply by playing them.

Notes can also be removed from the pattern in this scenario by playing them a second time, allowing the gradual buildup and rearrangement of the pattern over time.

Tip: If you want the pattern to stop playing, momentarily deactivate Hold.

Читайте также:  Изучаем ноты басового ключа

The Offset parameter shifts the sequence of notes in the pattern by the number of places selected with the control. This is best illustrated with an example: A setting of “1“ makes the second note in the pattern play first, and the first note last.

If you imagine the pattern as a circle of notes that is played in a clockwise direction from a set start point, the Offset parameter effectively rotates this circle counter-clockwise one note at a time, changing where in the pattern play begins.

With the Repeats parameter, the pattern can be set to repeat a specified number of times until it is retriggered. A setting of “inf“ will repeat the pattern indefinitely.

Hint: This feature provides an excellent way of emulating the strum of a guitar or playing a chord as an arpeggio once or twice.

Another interesting effect can be achieved by combining this feature with the Retrigger parameter, which we will explain in a moment. This can be used to create rhythmically generated arpeggios separated by pauses.

The Retrigger parameter resets the pattern so that it starts again from the beginning.

Retriggering can be deactivated (Off), set to occur when new notes are pressed (Note) or set to occur at a specified song position or beat-time (Beat).

Beat retriggering can be specified in terms of notes or bars and is aligned with song position. An LED in the upper right corner of the section indicates when the pattern has been retriggered.

23.1.2 Transposition and Velocity Sections

The pattern generated by Arpeggiator can be transposed; the device’s transposition controls allow forcing this transposition into a specific major or minor key or (using the Transpose chooser’s Shift option) doing it in semitones.

The distance between transposition steps is set in scale intervals (for Major and Minor transposition) or semitones (for Shift transposition) with the Distance control. Using the Steps parameter, you can choose the number of times the sequence is transposed.

When Distance is set to a positive value, a setting of 8 Steps will transpose the sequence a total of eight times, playing it in higher notes each time. (When Distance is set to a negative value, the sequence will transpose lower each time.)

The dynamics of Arpeggiator are controlled using the velocity section. With Velocity set to “On“ and Target set to 0, for example, the sequence will gradually fade out, eventually reaching 0 velocity. The Decay control sets the amount of time Arpeggiator takes to reach the Target velocity. With Retrigger activated, retriggering of the sequence will also retrigger the velocity slope.

Tip: The velocity section’s Retrigger option can be used in conjunction with Beat retriggering to add rhythm to the dynamic slope.

23.2 Chord

Midi-effect scale: тональность автоматомThe Chord Effect.

This effect assembles a chord, as the name implies, from each incoming note and up to six others of user-defined pitch. The Shift 1-6 knobs allow selecting the pitch of the notes that contribute to the chord from a range of +/- 36 semitones relative to the original. Setting Shift 1 to +4 semitones and Shift 2 to +7 semitones, for example, yields a major chord in which the incoming note is the root.

The Velocity control beneath each Shift knob makes further harmonic sculpting possible, given that the instrument allows for changes in volume or timbre as function of velocity.

It is a relative control, with a range of 1 to 200 percent (100 percent defined as playing at a velocity equal to that of the incoming MIDI note).

Use the Velocity controls to do anything from adding slight overtones to washing out most of the other chord elements.

The order in which pitches are added to the chord is inconsequential: The effect of a +12 semitone shift added with the Shift 1 control, for example, is equal in effect to a +12 semitone shift added with the Shift 6 control.

Note that no two notes of the same pitch can contribute to the chord, and that selecting the same shift value twice (e.g.

, +8 semitones on both Shift 2 and Shift 3) will result in the latter control appearing disabled, indicating that it is a duplicate and therefore not in use.

Actually, there is no such thing as two notes with the same pitch playing at the same time within the entire Live universe.

23.3 Note Length

Midi-effect scale: тональность автоматомThe Note Length Effect.

Note Length alters the length of incoming MIDI notes. It can also be used to trigger notes from MIDI Note Off messages, instead of the usual Note On messages.

When the device is set to trigger from a Note On message, only the timing controls are available. The length of held notes can be adjusted in milliseconds or synced in relation to the song tempo. Gate defines the percentage of the Length value that notes should be held for. At 200 percent, the Gate parameter will double a note’s length.

When the device is set to trigger from a Note Off event (the moment at which a played note is released), the timing of an incoming note will be delayed by its length (because it will be starting at the point at which it would have been stopping). Note Length’s other settings will then determine the duration of the newly triggered note.

Three other parameters are available when the device is triggering from Note Off messages:

On/Off Balance — This determines the velocity of the output note. It is a balance between the incoming note’s Note On and Note Off velocities. If your MIDI keyboard does not support MIDI Note Off velocity, you can just set this to zero.

Decay Time — This is the time needed for an incoming note’s velocity to decay to zero. The decay begins immediately from the moment the device receives a MIDI Note On message. The value at the time of Note Off will become the velocity of the output MIDI note.

Key Scale — The pitch of incoming notes can be used to alter the length of the output notes. With positive values, notes below C3 will be made progressively longer, and notes above C3 will be made shorter. Negative values will invert this relationship.

23.4 Pitch

The Pitch Effect.

Pitch is a transposition tool that changes incoming note pitch by +/- 128 semitones.

The Range and Lowest controls act together to define a pitch range through which notes are allowed to pass. Notes outside of the defined pitch range will be blocked, and the effect’s LED light will flash when this happens.

Источник: https://www.ableton.com/en/manual/live-midi-effect-reference/

Как изменить тональность минусовки: особенности, способы и рекомендации :

Изменить тональность музыкального трека, записанного в качестве «минуса», который, например, был загружен из Интернета, бывает необходимо очень часто. Это может быть связано с приведением композиции в такой вид, чтобы было легче исполнять вокальную партию, когда в оригинале тональность слишком низка или высока.

Действия с темпом (чаще всего с его замедлением) могут быть связаны с процессом, когда та же минусовка находится еще на стадии создания, а исполнителю необходимо просто сыграть какую-то скоростную инструментальную партию.

Но как произвести такие действия, используя для этого современные компьютерные средства? Об этом и многом другом далее и пойдет речь.

Как изменить темп и тональность музыкального трека: варианты действий

Для начала предлагается посмотреть, какие вообще действия можно предпринять. Вариантов не так уж и много. В большинстве случаев необходимо изменить либо темп фонограммы, либо тональность, либо и то, и другое.

В случае если у вас имеется в наличии файл с разложенными по трекам инструментальными партиями, изменить тональность бывает необходимо только для определенной группы инструментов, исключая ударные, для которых в большинстве случаев это совершенно не нужно.

В связи с этим и рассмотрим некоторые варианты простейших действий с использованием различных программ. Сразу же следует отметить и тот момент, что особое внимание нужно обратить на формат файла, в котором записана оригинальная фонограмма.

Как изменить тональность минусовки: простейший случай

Если рассматривать самую простую ситуацию, когда оригинальный файл записан в формате MIDI, действия для изменения темпа и тональности можно производить не только с использованием компьютерных программ в виде MIDI-секвенсоров или редакторов, поддерживающих работу с соответствующими файлами, но даже и на обычных «железных» синтезаторах.

Midi-effect scale: тональность автоматом

Для рядового пользователя лучше всего подойдут инструменты Yamaha серии PSR или их аналоги. MIDI-файл достаточно записать на съемный носитель, открыть его в интерфейсе инструмента и выполнить смещение темпа и тональности.

Собственно, точно такие же действия производятся в программах для работы с MIDI. Но ведь такая копия не дает звучания оригинального трека, а в большинстве случаев треки представлены в формате MP3 или более современном – FLAC.

Как изменять тональность или темп в этом случае?

Использование музыкального секвенсора FL Studio для единичного файла

Достаточно просто необходимые операции можно выполнить в популярном секвенсоре FL Studio. Для начала рассмотрим порядок действий, когда у вас имеется фонограмма в виде одного аудиофайла.

Сначала оригинальный файл необходимо загрузить на выбранную дорожку, а затем установить в степ-секвенсоре первую долю, которая соответствует ноте С5.

Сразу же обратите внимание, что при выставлении базовой ноты для аудио выше или ниже автоматически приведет к тому, что тональность будет смещена вместе с темпом, что очень неудобно.

Midi-effect scale: тональность автоматом

В этом случае лучше отдельно установить другой темп (программа выдаст запрос на ресэмплирование). Что же касается именно того, как изменить тональность минуса, для этого лучше воспользоваться не пошаговым секвенсором или установкой базовой ноты привязки, а фейдером изменения общего питча (высоты тона).

Midi-effect scale: тональность автоматом

Однако неудобство состоит в том, что уровень изменения будет показан только в процентном отношении.

Действия с файлами в аудиоредакторах

Теперь давайте посмотрим, как изменить тональность или темп в аудиоредакторах. Опять же, исходим из того, что у нас имеется единичный файл фонограммы. Для выполнения таких действий используется либо функция Pitch Bender (изменение высоты тона), либо Stretch (изменение темпа).

Midi-effect scale: тональность автоматом

Если говорить о том, как изменить тональность трека, после вызова соответствующего инструмента сначала установите пустое значение (Flat), а затем выберите уровень с использованием полутонов (Semi-tones). Начальный и конечный уровень для всего трека должны совпадать. Для качества установите значение Excellent.

Midi-effect scale: тональность автоматом

Для изменения темпа воспользуйтесь «растягиванием», но особо не увлекайтесь, поскольку изменять этот параметр, впрочем, как и тональность, можно до определенного предела.

Действия с потрековым изменением тональности и темпа

Однако удобнее всего работать с фонограммами, которые являются не цельными готовыми файлами, а наборами, предназначенными, например, для самостоятельного сведения (в Интернете таких полно).

Midi-effect scale: тональность автоматом

В этом случае изменить тональность можно в тех же аудиоредакторах и теми же средствами, но преимущество таких действий состоит, как уже говорилось, в том, что партию барабанов можно оставить без изменений (чтобы ударные после внесения изменений в высоту тона не звучали неестественно). Заодно можно изменить громкость каждого фрагмента по отношению к оригиналу, а также добавить собственные эффекты.

Онлайн-сервисы

Наконец, если у вас нет достаточных знаний для работы с вышеописанными программами, можете обратиться к специализированным онлайн-ресурсам, на которые нужно будет загрузить свой звуковой файл, установить конечное значение для тональности и темпа, дождаться окончания обработки материала и скачать результирующий файл на свой компьютер. Вариант, прямо скажем, не самый лучший, хотя и не затратный по времени и средствам. Намного лучше воспользоваться предложенными методами, а заодно и изучить в процессе обработки файлов основные операции, так сказать, «методом научного тыка». Вполне возможно, что в будущем такие навыки пригодятся.

Читайте также:  Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Заключение

Напоследок остается добавить, что в самых простейших случаях, когда особое качество звучания конечного материала не требуется, можно воспользоваться и разного рода примитивными утилитами для проведения быстрых изменений (например, Audio Speed Changer).

Но в любом случае нужно четко понимать, что изменять параметры высоты тона и темпа в слишком широких пределах нельзя, поскольку такие действия приведут только к тому, что и вся фонограмма будет звучать абсолютно неестественно.

В лучшем случае, как считается, особых изменений заметно не будет, если не превышать изменение тональности на 1,5-2 тона вверх/вниз и не более того. После этого порога изменения в сторону ухудшения становятся слишком явными.

Источник: https://www.syl.ru/article/382146/kak-izmenit-tonalnost-minusovki-osobennosti-sposobyi-i-rekomendatsii

Инструменты Мелодайн (Melodyne)

Итак, заключительная часть статьи, которая знакомит вас с инструментами для работы. Кто уже работал с программой Cubase, тому будет легче вообще воспринимать Мелодайн, так как сходство мили редактора и редактора аудио в Мелодайн – очень очевидно.

Революционная разработка создателей программы в свое время состояла в том, что они сумели аудио сигнал показать наглядно в виде отпечатков нот. Это позволяет с частями аудио производить разные манипуляции, о чем вы узнаете в этой части статьи.

Предыдущая её часть: “Работа с программой Мелодайн” находится здесь..

Если вам нужен полноценный курс по работе с программой, пройдите по ссылке ниже

Midi-effect scale: тональность автоматом

Профессиональная коррекция вокала – превращайте голос не поющих людей в слушабельное состояние

Следующим этапом после распознавания мелодии является ее редактирование. Оно осуществляется в окне Editor с помощью весьма обширного набора инструментов.

Midi-effect scale: тональность автоматом

Инструмент служит для выделения редактируемых объектов. Остальные инструменты позволяют редактировать определенные параметры мелодии (или ее фрагментов): – высоту тона; – положение формантной области, которая определяет отличительные тембровые признаки конкретного голоса; – амплитуду звуковых волн; – временные параметры отпечатков звуков. Инструмент предназначен для ручного разделения отпечатков звуков на фрагменты. При выборе того или иного инструмента происходит смена набора команд раскрывающегося списка окна Edit. Существует и альтернативный способ доступа к инструментам: щелчком правой кнопки мыши на отпечатке звука открывается расширенная инструментальная панель. В ней каждый из основных инструментов в свою очередь сопровождается набором дополнительных инструментов (в программе используется термин “subtool”, что буквально можно перевести как “субинстрмент”). Мы не станем подробно описывать эти наборы.

Заметим только, что все они содержат субинструмент для оперативного прослушивания результатов работы, а трижды встречающийся субинструмент позволяет управлять характером изменения редактируемого параметра при переходе от предыдущей ноты к ноте очередной, например, варьировать скорость изменения тона на границах отпечатков звуков. Сущность работы в окне Edit рассмотрим на примере редактирования высоты тона. Щелкнув правой кнопкой мыши, выделим отпечаток звука, который требуется отредактировать (одновременно выберем инструмент редактирования высоты тона ).

Допустим, что нужно подправить отпечаток звука, детально показанный на рис. 4 и приблизительно соответствующий ноте F (фа).

Невооруженным глазом видно, что нота сыграна неточно: отпечаток звука смещен вверх по отношению к следу клавиши F. Об этом же свидетельствует содержимое двух полей ввода, расположенных под заголовком окна. В одном из них указывается, что высота тона, в принципе, соответствует ноте F4, в другом – что от истинного фа она отличается на +34 цента.

В этих полях, по сути дела, приведено среднее значение высоты тона. На самом деле высота тона даже в пределах одного отпечатка звука непрерывно изменяется, что отображает график, наложенный на отпечатки звуков. Иногда это является следствием вибрато, придающего особую красоту звуку, иногда – просто результатом неумелого исполнения мелодии.

Заметим, что график мгновенного изменения высоты тона тоже доступен для редактирования (с помощью субинструментов и ). Но это уже относится к высшему пилотажу, пытаться обучить которому в рамках журнальной статьи совершенно нереально. Сейчас же ограничимся тем, что поясним способы, которыми можно подправить высоту тона.

Если редактирование ведется без жесткой привязки к шкале высот (в режиме No Snap, см. раскрывающийся список в верхней части окна), то следует просто захватить отпечаток звука мышью и перемещать его по вертикали до тех пор, пока точное значение расстройки (в центах) не обратится в ноль. Результат представлен на рис. 5.

Но есть и два других способа: Note Snap – с привязкой высоты тона отпечатков звуков к нотам; Scale Snap – с привязкой к ладу и тональности. Если в раскрывающемся списке выбрать способ Note Snap, то для каждого отпечатка звука будет отображено то его положение, которое соответствует ноте, наиболее близкой по высоте (рис. 6).

Это то, что предлагает программа. А решение принимать вам. Если считаете, что конкретный отпечаток нужно редактировать – захватите его и чуть-чуть переместите. Далее он сам “перескочит” на положенное место.

Итак, способ Note Snap позволяет уравнять высоту тона любого отпечатка с высотой тона ближайшей ноты хроматической гаммы. Способ Scale Snap сложнее.

Если производить коррекцию высоты тона в соответствии с ним, то реально записанные ноты будут трансформированы в те ноты, которые являются допустимыми для определенного лада и тональности.

Таким способом можно добиться того эффекта, что песенка “В лесу родилась елочка” зазвучит, например, так, будто она является лейтмотивом саундтрека к индийскому фильму.

Melodyne сопровождается пресетом, задающем частоты звуковых колебаний (высоту тона нот), соответствующие равномерно темперированному строю, наиболее распространенному в наши дни в европейской музыке.

Кроме того, имеются пресеты еще трех вариантов строя.

Задать любой известный (или вообще определить свой собственный произвольный) лад вы можете, воспользовавшись полями ввода диалогового окна, которое открывается командой Window > Tone Scale.

Итак, тем или иным способом вы скорректировали высоту тона всех отпечатков звуков, составляющих мелодию. Далее, пользуясь субинструментами группы , можно отрегулировать громкость каждого из отпечатков звука.

А при помощи субинструментов группы можно переместить отпечатки звука в другие позиции, растянуть или сжать их во времени, а также изменить их форму.

Последнее позволяет повлиять, например, на характер фазы атаки: звук может возникать либо плавно, либо резко, “ударно”.

Если в процессе автоматического распознавания мелодии программа ошиблась и объединила несколько слогов, которые должны петься различными нотами, вы можете разделить их инструментом , а затем для каждого слога по отдельности установить свой необходимый тон.

Вы, вероятно, заметили, что невольно мы в основном рассуждаем о том, как отредактировать мелодию, именно спетую, а не сыгранную на музыкальном инструменте. Это не случайно. Ведь даже если вы не способны играть в реальном времени, всегда можно записать партию с MIDI-клавиатуры в пошаговом режиме или даже “нарисовать” ее в MIDI-редакторе.

А вот “пошагово” спетые звуки превратить в песню способна только программа Melodyne.

Хор клонов

После завершения редактирования мелодии можно приступить к ее гармонизации. Например, можно сформировать второй голос или вообще сформировать искусственный многоголосный бэк-вокал.

Для этого следует вернуться в окно проекта, выделить трек с мелодией и, пользуясь стандартными командами главного меню (Edit > Copy и Edit > Paste), скопировать мелодию еще на несколько треков.

Далее, редактируя в окне Edit высоту тона соответствующих отпечатков звука, нужно сформировать необходимые аккорды. При этом ноты одного трека следует рассматривать как основные звуки (примы) формируемых аккордов, второго – как терции, третьего – как квинты и т. д.

Кстати говоря, в окне Edit можно работать не с отпечатками звуков, а с самыми обычными нотами. Щелкните на расположенной в левом верхнем углу окна кнопке, помеченной изображением скрипичного ключа, и появится нотный стан. На нем ноты можно мышью перемещать в вертикальном направлении.

Отпечатки звуков будут перемещаться синхронно.

Экспортируем, конвертируем

Источник: http://mlife.com.ua/melodyne/138-tools-of-melodyne.html

Список музыкальных терминов

05 Ноября 2010 в 23:58

Пополняемый справочник наиболее частоупотребимых музыкальных терминов, с которыми тебе придётся сталкиваться

Я постарался собрать здесь максимальное количество музыкальных терминов (как официальных, так и сленговых), с которыми ты можешь столкнуться в работе или при общении с «коллегами по цеху». Для удобства поиска термины расположены в алфавитном порядке, ну и CTRL + F в браузере никто не отменял;)

A

a capella — исполнение без муз.

сопровождения accelerando — ускорение accuracy — точность acid (эйсид) — характерный «кислый» звук сегодня уже винтажного синтезатора Roland TB-303, активно использовался в танцевальной электронной музыке 90-х ADC, analog-to-digitalconverter — аналого-цифровой преобразователь (АЦП) adjust — регулировать ADSR — блок огибающих сигнала (Attack, Decay, Sustain, Release) aftertouch (афтетач) — давление на клавишу после ее нажатия All Notes Off message — MIDI-сообщение «отпускание всех нот» amen — легендарный drum-loop, активно используемый jungle и drum'n'bass продюсерами, также довольно часто встречающийся в различной электронной музыке amplification — усиление amplify — усиливать amplitude — амплитуда analog input — аналоговый вход arpeggio — буквально «так, как на арфе». Указание это обозначает, что тоны аккорда следует взять не одновременно, но, как на арфе, один за другим arrangement — пьеса, аранжировка assignment — назначение attack — атака attack time — время атаки audio cable — звуковой кабель, аудиокабель audio track — звуковая дорожка (также применяется для обозначения готового микса) auto quantize (авто квантайз) — автоматическое выравнивание по временной сетке

AUX — дополнительный аудио-выход. Иногда используется в значении «посыл»

B

background — задний план backup — резервная копия balance — панорама микса band-pass filter (BP) — полосовой фильтр bandwidth — ширина полосы (спектральной) barline — тактовая черта bassoon — фагот beat — доля (такта), также на сленге означает основную ритм-секцию bell — колокол BPM — количество ударов в минуту (о скорости трека) break (брейк) — барабанная перебивка bridge — переход от одной части композиции к другой

bypass (байпасс) — мимо (то есть пропустить сигнал мимо эффекта), прямой сигнал

C

  • cable — шнур, кабель calibrate — настроить параметры carrying frequency — несущая частота cathedral reverb — акустика церкви cello — виолончель channel — канал chord (корд) — аккорд chorus — хорус (эффект). Также часто означает припев в композиции трека clap (клэп) — хлопок (в ладоши) clarinet — кларнет click — метроном, удар (щелчок) метронома clock — часы, равномерные по времени сигналы coda (кода) — завершительная часть композиции compile — компилировать
  • compressor — компрессор (прибор для сжатия динамического диапазона)
  • cut&paste — тип работы, как правило, с аудиоклипами, сутью которого является вырезание различных секторов аудиоклипа с заменой на другой. Своеобразное перемешивание аудио-материала по тайм-лайну

concert pitch — реальная высота звучания continuous data — независимые данные (обычно — значения MIDI-контроллеров) control change — смена значения контроллера controller — контроллер (для передачи MIDI-информации) crash (крэш) — акцентированная тарелка, крэш crop — обрезать cross fade,X-fade,crossfade — перекрестное слияние cross-staff notes — группа нот, расположенная на нескольких нотоносцах сразу curve — кривая cut (кат) — вырезать

D

  1. DAC, digital-to-analogconverter — цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) damper pedal — правая (демпферная) педаль damp level — уровень ограничения (при искажении)
  2. DAW — цифровая звуковая рабочая станция (digital audio workstation)
  3. duration — длина, длительность

DC — постоянный ток DC offset — постоянная составляющая (напряжения) decay time (дикей тайм) — время затухания default — значение по умолчанию delay (дилей) — задержка delay time — время задержки depth — глубина detune (детюн) — детонация, расстройка тона device (девайс) — устройство distortion (дисторшн) — искажение dithering — искусственное подмешивание к звуковому сигналу псевдослучайного белого шума, результатом чего является рассеивание шума квантования по спектру сигнала double barline — двойная (тактовая) черта double-bass — контрабас downbeat — сильная доля (такта) drum (драм) — барабан, ударный инструмент dry out (драй аут) — прямой (выходной) сигнал

Читайте также:  Экспорт в fl studio

E

  • echo — эхо EDU, ENIGMADurational Unit — условная единица длительности нот: одна четверть равна EDU effect (FX) — эффект eighth note — восьмая нота enharmonic — энгармонический enharmonic shift — энгармоническая замена entry — в программах-секвенсерах — элемент MIDI-информации envelope — огибающая
  • equalization — эквализация, вмешательство в частотную характеристику звука
  • extra note — «лишняя» нота

equalizer — эквалайзер, система полосовых фильтров equipment, setup — оборудование, аппаратура expand — расширить

F

fade — постепенное изменение амплитуды fade in (фейд ин) — «ввод», постепенное усиление звука (от нулевого уровня) fade out — «увод», постепенное ослабление звука (до нулевого уровня) feedback (фидбэк) — обратная связь filter — фильтр частот final barline — заключительная, «жирная» черта fine tune — тонкая подстройка flanger — флэнджер flip — перевернуть «вверх ногами» float — «плавающий», свободно располагающийся flute — флейта FM synthesis — синтез методом частотной модуляции, FM-синтез FM, frequency modulation — частотная модуляция foot control — контроллер в виде педали foot switch — контроллер-переключатель в виде педали french horn — валторна frequency — частота fuzz — фуз (один из характерных гитарных эффектов)

FX — звуковой эффект, обычно «странный» или использующийся для перехода от одной части композиции в другую

G

gate (гейт) — шлюз, эффект для обрезки лишнего аудио-сигнала general purpose — контроллер общего назначения

ghost-notes — «ноты-привидения». Едва слышимые ноты, которые добавляются в партии инструментов для придания естественности и живости этим партиям. Также можно услышать выражения наподобие ghost-loop — это петли (в основном ударных), которые добавляются к основным партиям для получения аналогичного эффекта

global parameter — глобальный параметр groove (грув) — нестандартный шаблон для выравнивания (обычно бита), также используется для обозначения «качёвости» трека

group track — дорожка для групп

H

hall reverb — тип реверберации холл hat, hi hat (хай-хет) — педальная тарелка, хэт, чарльстон high torn — высокий (малый) томтом high-bass filter — фильтр высоких частот hot key's («горячие клавиши») — комбинации клавиш, позволяющие управлять основными параметрами DAW.. значительно сокращают время работы

humanize — намеренное внесение «ошибок» в партиях для ощущения живой игры инструментов

I

input gain — входной уровень item — элемент

K

key signature — тональность key velocity (ки велОсити) — сила (скорость) удара по клавише

kick drum — высокочастотный пинок басового барабана (бочки)

L

label (лейбл) — компания, выпускающая треки layer — слой layout — расположение leftmost measure — первый такт, находящийся на экране legato — связное исполнение, легато library (лайбери) — библиотека limiter — лимитер live performance (лайв-перфОманс) — «живое» исполнение, лайв LFO — низкочастотный генератор, позволяющий изменять некоторые характеристики звука в соответствии с заданными параметрами loop (луп) — петля low tom — низкий (большой) TOMTOM low-pass filter (LP) — фильтр низких частот

lyrics — стихи, текст

M

main volume — общая громкость major key — мажорная тональность mastertrack — дорожка для изменений размера и темпа match quantize — выравнивание по элементам другой партии measure — такт (музыкальный) metronome — метроном mid tom — средний TOMTOM middle С — «среднее» до (то есть до третьей октавы на MIDI-клавиатуре) MIDI cable — MIDI-шнур, MIDI-кабель MIDI channel — MIDI-канал MIDI-controller — MIDI-контроллер MIDI expression — MIDI-выражение MIDI mapping — назначение определённых значений кнобам, фейдерам и клавишам midi-контроллера MIDI thru — сквозной MIDI-выход MIDI track — MIDI-дорожка minor key — минорная тональность mix track — микшерная дорожка mixdown — совместить, смикшировать mixer — микшер mode — режим modulated out — модулированный (выходной) сигнал modulating frequency — модулирующая частота modulation — модуляция, вибрато modulation depth — глубина модуляции modulation index — индекс модуляции (в терминологии FM-синтеза: условная величина,пропорциональная частотному отклонению и глубине модуляции) modulation rate — скорость (частота) модуляции modulation wheel — колесо модуляции multiple delays — многократное повторение задержанного сигнала music — нотный текст

mute (мьют) — заглушить

N

noise (нойз) — шум noise gate — противошумовой шлюз noise reduction — шумопонижение normalization — оптимизация громкости сигнала notation — нотация, нотный текст note off — отпускание клавиши note on — нажатие клавиши

note-by-note — нота за нотой (пошаговый ввод нотного текста)

O

oboe — гобой octave — октава omni mode — режим одинакового восприятия MIDI-информации на всех каналах one shot — семпл по принципу «одного удара».

Например, удар бочки или короткая нота баса open hat — открытый хэт osc (oscillator) — генератор звука в синтезаторе output — выходной сигнал, выходной интерфейс,выходной разъем, выход overdub — наложить/наиграть поверх уже записанных звуков overlap — перекрывание, перехлест overload — переназначение

overwrite — записать поверх, заменить

P

pad (пэд) — в треке текстурный подклад palette — палитра, набор каких-либо «инструментов» для работы в программе pan — распределение в пространстве (стерео, квадро и т. д.

), панорама, панорамирование parametric equalizer — параметрический эквалайзер part — партия patch — тембр, инструмент, клавиатурная раскладка peak — пик peak filter — ограничитель pedal — педаль, педализация pedal hat — педальная тарелка, хэт, чарльстон percussion — ударные инструменты performance — исполнение phaser (фейзер) — фазер phrase — фраза phrase synthesizer — фразовый синтезатор piano — фортепиано piece — музыкальное произведение pink noise — розовый шум pitch — высота звука pitch bend — колесо изменения высоты звука, пичбенд pitch wheel — колесо изменения высоты звука playback — воспроизведение point — точка poly mode — режим многоголосия poly pressure — различная степень давления на разные клавиши после их нажатия polyphonic — полифонический portamento — постепенное изменение высоты, портаменто portamento pedal — педаль для включения постепенного изменения высоты portamento switch — переключатель постепенного изменения высоты portamento time — время постепенного изменения высоты pre-delay — предзадержка preferences (прЕференс) — предварительные установки, настройки pre-record — запись во время предварительного отсчета pre-roll — предварительная «прокрутка» program change — смена тембра (программы) pulse wave — импульсный сигнал punch (панч) — на сленге пинок бочки на средних частотах punch in — автоматическое включение записи

punch out — автоматическое выключение записи

Q

quantization — выравнивание, квантизация quantization level — уровень (степень) выравнивания quantize — выровнять, «квантовать»

quarter note — четверть

R

  1. range — диапазон ratio — множитель, коэффициент сжатия (в компрессоре) redo — возврат отменённого действия realtime, real-time — реальное время, режим реального времени rebeam — перегруппировать ноты record — записывать reject filter — режекторный фильтр release (релиз) — отпускание клавиши, также означает издание музыки на лейбле release time — время, проходящее с момента отпускания клавиши до полного затухания звука remote control — дистанционное управление resample — пересэмплировать (изменить частоту дискретизации цифрового сигнала без изменения высоты и скорости звучания) respace — перераспределить в пространстве rest — пауза
  2. return — возврат сигнала с эффектом с посыла
  3. Rewire — протокол передачи данных между двумя секвенсерами
  4. ruler — линейка

reverberation — реверберация reverse — перевернуть «задом наперед» reverse cross fade — обратное перекрестное слияние rhythmic — ритмический ride cymbal (райд цымбал) — тарелка RMS — среднестатистическое значение сигналов roll — барабанная дробь room (рум) — 1. пространство; 2. комната, комнатная акустика room reverb — акустика комнаты routing (роутинг) — маршрутизация сигнала. например, осцилятор->фильтр->ADSR->дилей->эквалайзер

S

sample (сэмпл) — фрагмент аудио, используемый в работе sample rate — частота дискретизации sampler — сэмплер sawtooth wave — пилообразный сигнал scale (скейл) — 1. гамма; 2. шкала scale view — изменить масштаб просмотра

scratching (скретчинг) — техника игры на проигрывателе винила, основаная на технике воздействия на пластинку с целью получения эффекта «заедания»

send patch — послать сообщение об установке нового инструмента(тембра) sequence — секвенция, последовательность MIDI-событий

sequencer — секвенсер, устройство для записи, редакции и воспроизведения MIDI-событий

sidechain (сайдчейн) — эффект амплитудного качания звука управляемого канала side stick — удар по ободу барабана silence (сайленс) — тишина, молчание, пауза simplify — упростить sine wave (сайн вейв) — синусоидальный сигнал, синусоида single-line — одноголосие shaper (шейпер) — преобразователь формы волны skip — пропустить slap — слэп (метод игры на гитаре и бас-гитаре) slice слайс — одна из частей, разрезанного на необходимые части, звука slow down (слоу даун) — замедлить (темп) snap — разметка, «защелка» snare (снэр) — малый (рабочий) барабан snipper — сниппер (эффект периодического краткого вырезания сигнала) solo — сольный инструмент, соло song — пьеса, композиция целиком sound synthesis — синтез звука spatial stereo — пространственное стерео special — специальный spectral — спектральный speed up — ускорить (темп) split — разделение; разрез square wave — прямоугольный сигнал staccato — отрывистое исполнение, стаккато stadium reverb — акустика стадиона step — шаг stereo — стерео stretch — растягивание (не путать со scretch) sustain (сустейн) — задержка; стабильный сегмент огибающей swap — поменять местами swing — свинг synchronization — синхронизация syncopation — синкопирование

synthesizer — синтезатор

T

TAP — «ручная» установка темпа tempo — темп (музыкальный) template (темплейт)- шаблон проекта с подготовленными заранее предустановками и общими настройками.

Работа с темплейтами позволяет значительно сократить время temporary, temp — временный threshold (трешолд) — порог срабатывания компрессора time dilation — временное отклонение, отклонение от темпа time signature — размер (музыкальный) time stretch — изменение темпа и времени звучания без изменения высоты звука toggle — переключать tom — TOMTOM tool (тул) — инструмент tool set — набор инструментов track (трэк) — дорожка transpose — транспонировать triangle wave — треугольный сигнал trim — обрезать trombone — тромбон trumpet — труба truncate — обрезать концы tuba — туба

two-handed — двуручный, для двух рук

U

undo — отмена последнего действия

V

velocity — сила (скорость) удара по клавише; в некоторых программах — уровень звучания velocity off — скорость отпускания клавиши velocity on — сила (скорость) нажатия на клавишу vibrato — вибрато violin — скрипка voice (войс) — голос, мелодическая линия vocoder — инструмент для обработки вокала. В основном с целью получения «роботического» звука

volume — громкость

W

wave, waveform — волновая форма, осциллограмма wavesample — сэмплированный звук, сэмпл waveshape — форма периода звуковой волны wheel (уил) — колесо

white noise — белый шум

Z

zero crossing — точка нулевой амплитуды

Д

динамический диапазон — разница между минимальным и максимальным значениями амплитуды сигнала

К

кач — сленговое выражение, характеризующее мощную динамику трека.. аналог — «грув» клиппинг — момент запредельного уровня аудио-сигнала, в результате которого происходит необратимое искажение

П

подклад — текстура (в основном синтезаторная) для заполнения свободного пространства микса. Характеризуется высокими значениями атаки посыл — дополнительная шина микшера. Используется в основном для эффектов

плагин (plug-in) — подлючаемый для расширения возможностей хоста модуль. VST — эффект, VSTi — инструмент

Р

рендеринг — экспорт мастер-трека в формат *.wav

С

сатурация — насыщение звука дополнительными гармониками саунд — звучание

Ф

фантомное питание — одновременная передача по одним проводам питания постоянного тока и информационных сигналов форманта — область наибольшей энергии в спектре голоса или музыкальных инструментов.. Форманты определяют характерный тембр инструмента, голоса

Этот список время от времени пополняется, если есть что в него добавить — пиши в комментарии.

Поблагодарить новичкам, опытным, студия, между делом

← Небольшие советы. Часть 1 Как выбрать студийные мониторы →

Что скажешь?

Источник: https://nch-nch.ru/notes/musical-glossary/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector