Известные хоры из опер верди

Знаменитые оперы Верди

16 03 2013      гид       3 коммент.

Джузеппе Верди

Первая опера появилась в Италии в Средние века. Может быть, итальянцы более музыкальны от природы,  чем другие люди, а  быть может, так совпало, что лучшие композиторы родились под небом античного Рима.

И одним из этих гениев оперной музыки был Джузеппе Верди. О его музыкальных шедеврах мы говорили в предыдущей статье, когда учились слушать оперную музыку и получать от этого удовольствие. Продолжим?<\p>

Опера “Аида”

Одной из самых зрелищных, ярких и неповторимых музыкальных вещей Верди стала опера “Аида”.

К моменту ее создания композитор был таким знаменитым и востребованным, что гонорар в 30 тысяч долларов за копию нот и право поставить впервые “Аиду” в Каире был получен незамедлительно.

Действие развивается в Египте во времена фараонов, но накал страстей и быстрая смена самых разных событий, яркие костюмы, экзотические образы, совершенно необычная для европейского уха музыка настолько притягательны и современны своими эмоциями, что зритель проникается действом на сцене с первой минуты. Хотя прочесть либретто перед представлением не помешает. Из него мы узнаем о том, кто такая Аида и какую роль она сыграет в судьбе египетского военачальника Радамеса.

Знаменитый Марш из оперы “Аида” и несколько фото из сценических постановок оперы:

Экзотический Танец мавританских мальчиков из второго действия оперы и фрагменты спектаклей:

Опера “Отелло”

Одно из знаменитейших произведений Верди – опера «Отелло», написанная по мотивам знаменитой шекспировской пьесы. Коварство и предательство сопутствует здесь с искренней любовью, верной дружбой и высокими отношениями. Трагический конец предрешен.

Хор “Победа!” из оперы и несколько фрагментов разных спектаклей “Отело”:

Вместо заключения

Почему сейчас оперные театры не так популярны, как кино, клубы, другие места отдыха?

Ответ прост, и уровень культуры, образование тут вовсе ни при чем. В кино все идут отдохнуть,  а опера  заставляет думать, переживать, сочувствовать.  После прослушивания оперы человек выходит из театра не отдохнувшим, нет, а наполненным чувствами, эмоциями; способным на высокие поступки ради любимого человека, своей семьи, родины.

Быть может, наши рассказы об оперном искусстве Джузеппе Верди изменили ваши представления об опере? И вы теперь с интересом готовы выслушать всю оперу целиком? Сходите в театр! А мы еще продолжим разговор о композиторах и оперных спектаклях позже. Присоединяйтесь.  Делитесь впечатлениями.

Источник: http://museumdoma.ru/znamenitie-operi-werdi/

Хоровые постановки — Оперные

Хоры из классических опер в репертуаре старшего хора «Веснянка»

«Евгений Онегин»

Одна из лучших опер Петра Ильича Чайковского не могла не привлечь внимания старшего хора. Её фрагменты составили часть выпускных спектаклей 1993 (квартет из начала оперы) и 2002 (сцена на балу) годов, а несколько хоров украсили концертный репертуар «Веснянки».

Это и запевная Ларинских крестьян «Болят мои скоры ноженьки…», и задорная «Уж как по мосту-мосточку», и яркий хор на именинах Татьяны «Вот так сюрприз…», и наиболее известная «Девицы-красавицы», которые с большим успехом исполняются как в столичных концертных залах, так и на гастролях.

«Волшебная флейта»

Знаменитая опера великого Моцарта также была поставлена в качестве выпускного спектакля, причём целых три раза – в 1998 и 2002 (режиссёр В.П. Попова), а также в 2006 году (режиссёр П. Прибыток). В итоге бравурный заключительный хор и камерный «Das Klingelt» прочно вошли в репертуар хора «Веснянка».

«Орфей»

Опера К. Глюка, благодаря которой он и прославился, также попала в наши выпускные спектакли (1995, 2005 гг.). Хор «Кто здесь блуждающий…» давно известен тем, кто ездит со старшим хором в летние лагеря и использует его в одном из старейших костюмированных действ нашей студии. А знаменитую мелодию для флейты переложил для старшего хора московский композитор Степан Соснин.

«Набукко»

Хор «Va, pensiero» известен даже незнакомому ни с творчеством Верди, ни с его оперой «Набукко» человеку. Эта мелодия популярна во всём мире, чем и воспользовался концертный хор «Веснянка» при подготовке к гастролям в Хорватии.

На выступлении в лучшем зале Дубровника, в Княжеском Дворе (средневековый зал под открытым небом), «Va, pensiero» произвело огромное впечатление на публику, не ожидавшую от детского хора исполнения такого серьёзного и мощного произведения.

«Любовь к трём апельсинам»

Одно из наших фирменных произведений (аранжировка написана композитором Э. Леоновым специально для «Веснянки») – это марш из оперы С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Яркая и напряжённая мелодия, с которой знакомы миллионы людей, не зная толком, откуда она взялась.

В 2004 году в качестве выпускного спектакля была поставлена средневековая версия итальянской сказки «Любовь к трём апельсинам», в которой звучали произведения композиторов XIII-XVII веков в сопровождении живого ансамбля музыкантов (волынка, колёсная лира, флейты, клавесин, ударные).

«Ода к радости» из 9 симфонии Л. Бетховена

Знаменитая последняя симфония Л.

Бетховена во многом революционна – какой ещё композитор использовал в подобных произведениях хор, кто ещё мог написать такую сильную и красивую полифоническую мелодию, поддерживаемую голосами в последней части симфонии! Конечно, «Ода к радости» написана для взрослого смешанного состава, однако старший хор «Веснянка» тоже может «грянуть» это произведение безо всяких поблажек на возраст. В репертуар оно вошло в связи с традиционными поездками в Баварию, где исполнение в финальной части концерта этого произведения неизменно вызывало бурные овации присутствовавших соотечественников великого композитора.

«Князь Игорь»

Опера нашего прославленного композитора Бородина во многом известна публике по песне «Улетай на крыльях ветра», которая и вошла в репертуар старшего хора и, более того, послужила названием одному из наших дисков, который был записан в 2003 году.

«Кармен»

Сцены из всемирно известной оперы Жоржа Бизе были использованы в выпускном спектакле 2002 года. Вдобавок к этому, наш ансамблевый репертуар пополнился великолепным квинтетом из «Кармен», который в разное время исполнялся разными составами ребят с неизменным успехом у публики.

«Сказка о царе Салтане»

Ещё один наш знаменитый композитор из «Могучей кучки» – Н.А. Римский-Корсаков привлёк внимание «Веснянки» своей замечательной оперой, когда понадобилось искать очередную тему для постановки выпускного спектакля в 2009 году. Причём получилось так, что первыми придумали реализовать эту идею педагоги младшего хора «Солнышко», которые с успехом и поставили адаптированную версию спектакля.

Выпускники же старшего хора занялись более глобальной постановкой (большая сцена, массивные декорации, многочисленные костюмы) под руководством профессионального художника-оформителя Сергея Тимонина и режиссёра Татьяны Шерышевой (наши выпускники). В итоге на сцене появился ещё один красочный спектакль, хор из которого («С крепкий дуб тебе повырасти…») и стал частью оперного репертуара «Веснянки».

«Ночь перед Рождеством»

Эта опера Н.А. Римского-Корсакова также появилась на большой сцене нашего Дворца Творчества в качестве выпускного спектакля студии (2005 год). Яркие образы фантастических повестей Н.В.

Гоголя в сочетании с игровой музыкой оперы составили прекрасную основу постановки, в которой участвовал, конечно же, и старший хор. Ведь в репертуаре «Веснянки» так много мелодичных и удивительных украинских напевов, хоровых и ансамблевых произведений.

Из оперы «Ночь перед Рождеством» особенно часто исполняется концертным хором «Колядка девчат».

«Жизнь за царя»

Одна из первых русских опер, которую написал ещё в 1836 году один из родоначальников русской классической музыки Михаил Иванович Глинка – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Великолепный хор «Славься» из этой оперы был неофициальным династическим гимном царской России и достойно претендовал на право стать нынешним государственным гимном.

Это праздничное, патриотическое произведение с большим удовольствием исполняет старший хор, завершая им большие концерты и торжественные встречи.

«Мессия»

Источник: http://www.vesnianka.ru/chorals/choralsstarr/chorals-opera

Известные хоры из опер Верди, Музыкальный класс

В отличие от традиций раннего бельканто, в которых делался акцент в основном на сольные арии, Верди отвел хоровой музыке важное место в своём оперном творчестве. Он создал музыкальную драму, в которой судьбы героев не развивались в сценическом вакууме, а были вплетены в народную жизнь и являлись отражением исторического момента.

Многие хоры из опер Верди показывают сплочённость народа под гнетом захватчиков, что было очень актуально для современников композитора, боровшихся за независимость Италии. Многие хоровые ансамбли, написанные великим Верди, стали впоследствии народными песнями.

В третьем акте историко-героической оперы, принесшей Верди первый успех, плененные иудеи скорбно ожидают казни в вавилонском плену.

Им неоткуда ждать спасения, ведь вавилонская царевна Абигайль, захватившая трон своего безумного отца Набукко, отдала приказ уничтожить всех евреев и свою сводную сестру Фенену, принявшую иудейство. Пленники вспоминают утраченную родину, прекрасный Иерусалим и просят Бога дать им силы.

Нарастающая сила мелодии превращает молитву чуть ли не в боевой призыв и не оставляет сомнений, что народ, объединённый духом свободолюбия, стоически вынесет все испытания.

По сюжету оперы Иегова совершает чудо и возвращает разум раскаявшемуся Набукко, однако для современников Верди, которые не ждали милости от высших сил, этот хор стал гимном в освободительной борьбе итальянцев против австрийцев. Патриоты настолько прониклись страстностью музыки Верди, что окрестили его «Маэстро итальянской революции».

Опера «Сила судьбы»: хор «Rataplan, rataplan, della gloria»

Третья картина третьего акта оперы посвящена будням военного лагеря испанцев в Веллетри.

Верди, ненадолго оставив романтические страсти знати, мастерски рисует картины народной жизни: тут и грубоватые солдаты на привале, и хитрая цыганка Прециозилла, предсказывающая судьбу, и маркитантки, флиртующие с юными солдатами, и нищие, просящие милостыню, и карикатурный монах фра Мелитоне, укоряющий солдат в распутстве и призывающий покаяться перед сражением.

В финале картины все персонажи под аккомпанемент одного лишь барабана объединяются в хоровой сцене, в котором солирует Прециозилла. Это, возможно, самая веселая музыка для хора из опер Верди, однако, если задуматься, для многих солдат, идущих на бой, эта песня станет последней.

Однако великий композитор не ограничивался реалистичными народными сценами. Среди оригинальных музыкальных находок Верди — хоры ведьм из первого акта шекспировской драмы, которые начинаются с экспрессивного женского визга. Ведьмы, собравшиеся возле поля недавнего сражения, открывают шотландским полководцам Макбету и Банко их будущее.

Яркие оркестровые краски явственно прорисовывают издёвку, с которой жрицы тьмы предрекают, что Макбет станет королем Шотландии, а Банко — родоначальником правящей династии. Для обоих танов такое развитие событий не сулит ничего хорошего, и вскоре предсказания ведьм начинают сбываться…

Читайте также:  Диагностика музыкальных способностей детей как не ошибиться

Опера «Травиата»: хоры «Noi siamo zingarelle» и «Di Madride noi siam mattadori»

Богемная жизнь Парижа полна бесшабашного веселья, которое неоднократно превозносится в хоровых сценах. Однако слова либретто недвусмысленно дают понять, что за фальшью маскарада скрываются боль утрат и мимолетность счастья.

На бал к куртизанке Флоре Борвуа, которым открывается вторая сцена второго акта, собрались беззаботные «маски»: гости, наряженные цыганками и матадорами, подтрунивая друг над другом, в шутку предсказывают судьбу и исполняют песенку об отважном тореадоре Пикильо, повергнувшем пять быков на арене ради любви молодой испанки. Парижские повесы насмехаются над истинной отвагой и выносят приговор: «Здесь же храбрости нет места — нужно здесь весёлым быть». Любовь, преданность, ответственность за поступки потеряли ценность в их мире, лишь водоворот развлечений придает им новые силы…

Говоря о «Травиате», нельзя не упомянуть широко известную застольную «Libiamo ne’ lieti calici», которую сопрано и тенор исполняют в сопровождении хора. Больная чахоткой куртизанка Виолетта Валери тронута страстным признанием провинциала Альфреда Жермона. Дуэт в сопровождении гостей воспевает веселье и молодость души, однако фразы про мимолетность любви звучат роковым предзнаменованием.

Завершает обзор хоров из опер Верди один из самых знаменитых фрагментов, когда-либо написанных в опере.

Торжественное чествование египетских воинов, возвратившихся с победой над эфиопами, разворачивается во второй сцене второго акта.

За ликующим вступительным хором, прославляющим египетских богов и отважных победителей, следует балетное интермеццо и триумфальный марш, знакомый, пожалуй, каждому.

За ними следует один из самых драматических моментов в опере, когда служанка дочери фараона Аида узнает среди пленных своего отца, эфиопского царя Амонасро, скрывающегося в стане врага. Бедную Аиду ждет еще одно потрясение: фараон, желая наградить доблесть египетского военачальника Радамеса, тайного возлюбленного Аиды, предлагает ему руку своей дочери Амнерис.

Сплетение страстей и чаяний главных героев достигает кульминации в заключительном хоровом ансамбле, в котором народ и жрецы Египта возносят хвалу богам, рабы и пленники благодарят фараона за дарованную им жизнь, Амонасро строит планы мести, а влюбленные сокрушаются о божественной немилости.

Верди как тонкий психолог создает в этом хоре грандиозный контраст между психологическими состояниями героев и толпы. Хоры в операх Верди часто завершают акты, в которых сценический конфликт достигает наивысшей точки.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/izvestnye-xory-iz-oper-verdi-muzykalnyj-klass

Непокорный Верди: история о том, как свободолюбивый композитор привел в смятение мир оперы

Фрагмент миниатюры, изображающей Верди и неапольского цензора

На дворе 1840 год. Итальянский композитор Джузеппе Верди на грани отчаяния. За два года он потерял свою жену, Маргариту Барецци, и детей – Виргинию и Ичилио. Его опера «Король на час» не снискала той же славы, какой добилось его дебютное произведение «Оберто», и обернулась провалом.

Он подумывает оставить музыку навсегда. Но огонь надежды разгорается вновь благодаря вдохновившему его либретто к опере «Набукко», в особенности выдающимся хором Va, pensiero. Большой вклад в создание образа Абигайль вносит оперная певица, сопрано Джузеппина Стреппони. Премьера оперы в 1842 году имеет большой успех.

«Набукко» круто изменяет жизнь Верди.

Стреппони отличалась свободолюбием, даже своенравием: у нее родилось трое незаконнорожденных детей от любовной связи с тенором Наполеоном Мортиани. Впоследствии чувства вспыхивают между ней и Верди, и с 1847 года они живут вместе долгих пятьдесят лет до самой смерти Стреппони в 1897 году.

Тот факт, что пара не состояла в браке, бросал тень на их отношения (в 1859 году они все же обвенчались). Резкий комментарий Антонио Барецци, бывшего свекра Верди, с которым тот остался в близких отношениях и после смерти Маргариты, в адрес зятя свидетельствует о дурной молве, ходившей в то время о композиторе и его новой возлюбленной.

Верди в длинном, выражающем нежелание считаться с чьим-либо мнением, письме от 21 января 1852 года отвечает ему: «Мне нечего скрывать.

В моем доме живет женщина, свободная и независимая… Ни я, ни она не обязаны ни перед кем отчитываться за наши действия… Я вправе делать то, что пожелаю, как и любой мужчина, подчинение общественным предрассудкам противоречило бы моей природе».

Столь агрессивный ответ Верди – очередное проявление его мятежной натуры: с самого начала музыкальной карьеры его целью было преодоление и сокрушение строгих канонов итальянской оперы и сопутствующего ей духа торгашества и наживы.

Его отношения со Стреппони, кажется, лишь укрепляют его намерения, о которых он заявляет еще раз в письме 1850 года либреттисту Сальвадору Каммарано.

Он рассуждает о так и не реализованном проекте создания оперы по мотивам «Короля Лира» Шекспира: «Ты ведь знаешь, что мы должны … создать совершенно новую оперу, … не опираясь на какие-либо старые образцы».

Ярко выраженный личный и творческий радикализм особенно хорошо заметен позднее при выборе тем и сюжетных линий в операх, которые Верди создает в период между апрелем 1850 и мартом 1853 годов.

В «Риголетто» прекрасная дочь горбуна становится жертвой обмана и насилия, в «Трубадуре» акт мести безумной цыганки (сожжение младенца) приводит к братоубийству, сюжет «Травиаты» строится вокруг неизлечимо больной куртизанки и ее связи с мужчиной из высшего социального класса.

Радость их воссоединения в финальной части оперы коротка: героиня умирает от туберкулеза.

Убедить цензоров, контролирующих всю политическую и культурную жизнь Италии той эпохи, пропустить оперы со столь нетрадиционными сюжетами было непросто. Согласно исследователю творчества Верди Дэвиду Кимбаллу, их внимание было сосредоточено на трех вещах: «поступки, неприглядные с точки зрения политики, с точки зрения религии и с точки зрения морали».

Он приводит цитату управления полиции Милана для лучшего понимания нежелания контролирующих органов пропускать потенциально «взрывоопасные» материалы: «роль театров – улучшение нравов, следовательно, они должны касаться лишь тем морали, либо, если на сцене театра есть место греху и злу, они должны быть представлены таким образом, чтобы добродетель на их фоне казалась славной и прекрасной».

Прогрессивный характер опер Верди доставляет мало радости цензорам, их решения иногда приводят композитора в изумление. Ярким примером является запрет первой версии оперы «Риголетто» (первоначально называвшейся «Проклятие»).

Верди, глубоко подавленный произошедшим, немедленно пишет письмо руководителю оперы Фенис Карло Маццари: «Указ, запретивший »Проклятие», был для меня столь неожиданным, что я едва сумел сохранить рассудок, узнав о нем».

Недоумение композитора удивительно само по себе, памятуя о запрете литературной первоосновы его оперы – пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» – на следующий день после премьеры в Париже. Возможно, Верди переоценил свой авторитет сокрушителя моральных устоев общества.

Цензоров беспокоят не только персонажи и сюжет, их недовольство также вызывают неуважительные комментарии в адрес религии и вульгарный язык.

В ходе правок либретто подвергается изменению, например, реплика Герцога к Спарафучиле в третьем акте оперы «Хочу комнату и твою сестру» теперь звучит как «Хочу комнату и вина».

В «Трубадуре» цензоры настаивают на том, чтобы Леонора не принимала яд на сцене перед публикой, поскольку, по словам импресарио Винченцо Джаковиччи, «самоубийство непозволительно».

Немало хлопот доставляет Верди задумка «Травиаты» как современной оперы, то есть персонажи оперы становятся современниками композитора. Верди очень доволен оперой; цензорам, напротив, неприятно обращение к теме проституции. Несмотря на возражения композитора, артисты выступают на премьере в костюмах XVIII века (в следующем году задумка Верди все же была реализована).

Неверный выбор исторического периода, в котором происходит действие оперы, создавал диссонанс с музыкой, ее «палитрой», как выражался сам Верди. Так, палитра «Травиаты» определяется танцем, прежде всего, вальсом.

Конечно, эта музыка XIX, а не XVIII века.

Палитра «Трубадура» хорошо чувствуется в Хоре Цыган, а также в «мотивах смерти» в хоре «Мизерере»; в «Риголетто» – это музыка, сопровождающая проклятия в первой части оперы и определяющая все дальнейшее повествование.

Реплики персонажей и удивительная музыка всех трех опер надолго остаются в сознании после того, как отзвучит последний аккорд, будь то ария Caro name Джильды о ее возлюбленном Гвалтьере Мольде, Stride la vampa! Азучены или признания в чувствах Виолетты и Альфредо («…Любовью, наполняющей собою весь мир, огромную вселенную. Загадочною и великолепною, мучением и наслажденьем сердца»). Своей непреходящей популярностью оперы Верди обязаны именно этим сильным и столь мастерски выраженным чувствам персонажей.

Перевод: Марат Абзалов

Источник: www.roh.org.uk

Текст является переводом статьи, размещенной на сайте ROH. По договоренности с театром текст дается в точной редакции автора статьи, имя которого указано в тексте перевода. За все неточности и ошибки в тексте «Музыкальные сезоны» ответственности не несут.

Копирование запрещено

Источник: https://musicseasons.org/nepokornyj-verdi/

В опере хор может быть одним из главных действующих лиц — интервью — красноярский государственный театр оперы и балета

22 сентября в Красноярском государственном оперном театре состоялся Бенефис хора, третий за всю историю театра.

Мы пригласили Анну Сорокину и Алексея Перепрыгина, артистов хора театра рассказать не только о Бенефисе, но и о своей работе, о знаменитых оперных хорах и произведениях, созданных для хора.

Анна совмещает хормейстерскую работу с работой артистки. Алексей и сам исполняет партии в операх, не только поет в хоре.

– Артистом хора можно стать, получив соответствующее образование в училище искусств или Академии музыки и театра. А как Вы пришли в хор?

Анна: Я 13 лет проработала педагогом, руководила детским хором в музыкальной школе. Каждый год мы с детьми ставили мини-оперы, что и пробудило во мне любовь к театру, повлияв на дальнейшую судьбу. Мне очень нравится работа в хоре. Мне кажется, зрители замечают в хоре разных артистов, замечают индивидуальность.

Во время каждой новой постановки режиссер сразу определяет, кто из артистов хора подходит для выполнения определенных образно-актерских задач. Даже в массовых сценах люди не могут быть одинаковыми. Так и артисты хора – каждый привносит свой характер в роль. В хоре можно раскрыть свои исполнительские способности.

Раскрыть творческие способности помогает и участие в детских спектаклях театра, в которые привлекаются артисты хора. В том числе и я.

Читайте также:  Чем отличаются пианино и фортепиано?

Алексей: Я совмещаю работу в хоре с исполнением партий в постановках театра. Как солист занят в детских спектаклях. Еще у меня партии в операх «Садко» Н.

Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Князь Игорь» А. Бородина. Когда я пришел в хор театра, понял, что мне бы хотелось стать солистом.

Я занимаюсь с педагогами, работающими с солистами, принимаю участие в конкурсах для оперных исполнителей.

– Расскажите, пожалуйста, о значении хора в опере.

Анна: Хор в опере является могучим выразительным средством, позволяющим композитору использовать богатую палитру тембровых красок. Хору отводится большая роль в драматургическом развитии действия, он многофункционален, отсюда и различные исполнительские задачи.

Так в опере хор может быть одним из главных действующих лиц, например, наиболее часто встречающаяся роль народа в русских операх: «Хованщина», «Борис Годунов», «Садко» и др. Может быть комментатором событий, подытоживая исполненное солистами.

Нередко хор несет звукоизобразительную функцию, так в финале оперы «Риголетто» Дж. Верди мужской хор за кулисами изображает звуки ветра и грозы. В опереттах хор создает соответствующее жанру праздничное настроение и часто вторит солистам.

Вообще, хор может выполнять как большие художественно-исполнительские задачи, так и создавать определенное настроение или фон для драматических событий.

Алексей: Эффект эхо – тоже задача хора.

Анна: Звучание хора зависит от используемого состава (женский, мужской, смешанный) и от его расположения на сцене. Это может быть расстановка по голосам, партиям или группами в зависимости от сценических задач действия, например, парами на балу в «Травиате».

Все зависит от предлагаемых условий действия, художественных задач и стиля письма композитора. Звучание хора может варьироваться от монолитного и плотного, до легкого, невесомого, создавая определенные стереоэффекты. Часто композиторами применяется закулисное пение.

Оно может быть использовано для создания фантастических образов (например, хор цветов в «Снегурочке»), эффекта удаления или приближения (когда исполнители начинают или заканчивают петь в кулисах), для определенной звукоизобразительности, при многослойности действия для создания нескольких сценических планов и т.д. Все зависит от художественных замыслов композитора и задач режиссера.

– Хор театра часто в концертах исполняет произведения из текущего репертуара и из опер, не поставленных на красноярской сцене. Расскажите, пожалуйста, о своих любимых произведениях.

Анна: В концертах мы часто исполняем хор «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Опера недавно вернулась в репертуар театра. Мне кажется, все хоры из этой оперы достойны внимания. Многие из них являются шедеврами хоровой классики, например, «Улетай на крыльях ветра», «Солнцу красному слава», хор поселян.

Алексей: Надо заметить, что в нашей постановке «Князь Игорь» третье действие не купировано, как во многих постановках. Поэтому слушатели могут насладиться сполна произведением и всеми хорами.

Анна: Моя любимая опера в нашем театре – это «Травиата». Она необычайно мелодична. Наиболее популярна из этой оперы «Застольная», часто исполняемая отдельным номером. В концертных программах используются хоровые сцены из опер «Борис Годунов» М.

Мусоргского (сцена коронации), «Иван Сусанин» Глинки («Славься, славься»), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова («Яр-хмель»), «Иоланта» П. Чайковского («Прими хвалу»), «Пиковая дама» П. Чайковского («Радостно, весело») и др. Это массовые народные хоровые сцены.

Из зарубежной музыки популярны фрагменты из опер Ж. Бизе «Кармен» (куплеты Экамильо), Верди «Набукко» («Ты прекрасна, о Родина наша»), номера из кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», «Реквиема» Верди.

С каждым годом репертуар хора расширяется и обогащается произведениями не только композиторов-классиков, но и сочинениями современных авторов.

Алексей: Мне больше всего нравятся хоры из опер «Евгений Онегин», «Царская невеста». Эпическую картину спектакля может создать только хор. В русской опере хор часто звучит как монолит. В этом особая эстетика отечественной оперы.

https://www.youtube.com/watch?v=KjFFzL16rlk

О программе Бенефиса хора нам рассказал главный хормейстер театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Геннадьевич Ходош.

В первом отделении хор исполнил народные песни в обработке известных композиторов и хормейстеров. Это очень красивые произведения. Позволяют оценить возможности хора. А во втором отделении была представлена феерия современного английского композитора Дэвида Артура Фэншуя «Африканский Санктус».

«Африканский Санктус» создан в жанре мессы. Но не имеет никакого отношения к религии. Поэтому Дмитрий Геннадьевич называет это произведение африканской феерией. Первый раз он услышал мессу в Будапеште еще при жизни автора. И с тех пор мечтал поставить в нашем театре. Судьба партитуры очень интересна.

Композитор завещал партитуру Лондонской публичной библиотеке. Право на однократное исполнение можно купить. Ноты присылаются за месяц до спектакля. И на следующий день после исполнения по договору требуется отослать в библиотеку обратно. И никакой театр не может держать в репертуаре «Африканский Санктус».

В России красноярский театр первый поставил эту феерию. И к Бенефису хора решили повторить представление.

Yarsk.ru, 24 сентября 2013 г.

Источник: http://krasopera.ru/press/interview/v-opere-khor-mozhet-byt-odnim-iz-glavnykh-deystvuyushchikh-lits.htm

Хоры к трагедиям А. Мандзони,

«Ода на смерть Наполеона» (1838), «Звучи труба» (1848) – кантаты для мужского хора и оркестра.

«Гимн наций» кантата для высокого голоса, хора и оркестра (1862),

«Реквием» для солистов хора и оркестра (1874),

«Pater Noster» для смешанного хора a’capella (1880).

«Четыре духовные пьесы» («Quattro pezzi sacri») были созданы в период с 1889 по 1897 год, а позднее объединены в цикл. Углубленное изучение композитором стиля старых мастеров, в особенности Палестрины и Марчелло, сказались на некоторых особенностях музыкального языка этих произведений.

В тоже время, здесь соединились присущие позднему Верди, смелость и новизна, с театрально-образной конкретностью, которая ярко проявилась в «Реквиеме». Несмотря на то, что четыре пьесы объединены в цикл, каждое произведение самостоятельно и довольно часто исполняется отдельно.

«Ave Maria» — написана в 1890 году, для четырехголосного смешанного хора a’capella. «Laudi, alla Vergine» — написана в 1889 году, для четырехголосного женского хора a’capella, вскоре после премьеры «Отелло».

«Te Deum» и «Stabat Mater» — две грандиозные пьесы для хора и оркестра были созданы в 1895 году.

«Реквием»

(«Missa di Requiem») занимает в творчестве Верди особое место. Это единственное крупное вокально-симфоническое сочинение композитора (разумеется, не считая опер). «Реквием» был написан к годовщине смерти известнейшего итальянского писателя и поэта Алессандро Мандзони. Его смерть глубоко потрясла композитора, который горячо любил и чтил поэта.

Впервые, «Реквием» был исполнен 22 мая 1874 года в Милане в соборе св. Марка, под управлением автора. В кругах высших церковных иерархов не одобрялся характер музыки и свободное обращение композитора с каноническим текстом.

В этом грандиозном сочинении, Верди говорит привычным для себя музыкальным языком. Типичные для его опер сопоставления различных образов и настроений, яркая контрастность, являются характернейшими чертами музыки «Реквиема».

Две линии в драматургическом развитии «Requiem» – светлые лирические образы и грозная неумолимая сила; принцип контраста, важная роль хора в «Requiem». Верди использует хоралы, полифонии старых мастеров. Хоровые эпизоды приближаются к оперным сценам; им присущ тематизм, в Реквиеме развернутые ансамбли.

Недопустимым считалось и свободное обращение композитора с текстом церковной службы. Критики называли его «оперой в церковном костюме». «Requiem» действительно не похож на традиционную католическую заупокойную мессу.

Композитор в этом произведении говорит привычным ему музыкальным языком, выработанным оперным творчеством: типичные для его опер сопоставления различных образов и построений, ярчайшая контрастность, мелодическая пластичность, свежесть и разнообразие тембровых и гармонических красок, вокальность оркестра. «Requiem» воспринимается как единое художественное целое.

Семь его частей объединяются в стройную форму повторением наиболее значительных эпизодов. Неоднократно возвращается хор Dies irae. Музыка вступительного хора «Requiem aeternam» звучит вновь в заключительном разделе «Libera me» и составляет, таким образом, синтезирующую репризу. Скрепляет общую композицию «Реквиема» интонационное родство тематического материала.

Первый раздел сочинения – «Requiem aeternam»начинается скорбной мольбой о вечном покое, в которую вводит сосредоточенная фраза виолончелей. Основная тема раздела звучит в оркестре.

Строго сосредоточенная музыка начального хора переходит в светлый полифонический эпизод «Kyrie». С первых тактов слушатель погружается в сумрачный покой. Этому способствует звучание виолончелей, а также вступление хора sotto voce в низком регистре.

В основу первых интонаций «Requiem» заложено чистое звучание квинты, создающее ощущение пустоты и отрешенности.

Следующий эпизод – фугато на текст Te decet himnus

Источник: https://infopedia.su/1x24f.html

Верди – гала. К 200-летию со дня рождения композитора. Любимые арии, дуэты, симфонические и хоровые фрагменты из опер

Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР.

В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году.

С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В.

Читайте также:  Юмор в классической музыке

 Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно.

Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова.

Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах.

С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги.

В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В.

 Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории.

К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года.

«Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны.

Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции.

Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.

Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В.

 Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).

В аспирантуре судьба свела В. К. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.

В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями.

Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» — символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса.

Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.

В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру.

«…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене.

Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.

Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.

С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.

Дирижером осуществлено свыше 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как в России, так за рубежом.

Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года).

Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.

Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.

В настоящее время внимание дирижера отдано Г. Малеру: силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет. В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В.

Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным».  В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св.

Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.

С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер.

Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в частности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы.

Среди представленных капеллой вердиевских шедевров — оперы «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Макбет» и другие. К 200-летию со дня рождения Верди на исторический сцене Большого театра В.

 Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт “Viva, Verdi”, в который вошли  фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что был затем неоднократно повторен в абонементах Московской филармонии и на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).

Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).

Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров.

Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар.

Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.

Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

Источник: https://meloman.ru/concert/verdi-galak-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-kompozitorabrlyubimye-arii-duety-simfonicheskiebri-horovye-fragmenty-iz-oper/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector