?
Знаю, что многих из нас интересовал в своё время смысл русской народной песни «Во поле берёзка стояла»:Некому берёзу заломати,Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати…
Зачем, спрашивается, берёзку ломать? Кому она мешает? Что за варварские замашки:
Я ж пойду погуляюБелую березу заломаю…
- Во поле береза стоялаВо поле кудрявая стоялаЛюли, люли стоялаЛюли, люли стоялаНекому березу заломатиНекому кудряву заломатиЛюли, люли заломатиЛюли, люли заломатиЯ ж пойду погуляюБелую березу заломаюЛюли, люли заломаюЛюли, люли заломаюСрежу с березы три пруточкаСделаю три гудочкаЛюли, люли три гудочка
- Люли, люли три гудочка
Некоторые думают, что незаломанная берёза — символ девушки со всеми вытекающими… но заметьте — песня-то от имени женщины! Ей-то зачем???… Можно, конечно, вспомнить песню полностью, но многим яснее не станет.А дальше — есть варианты:
Четвертую балалайку,Пойду я на новые сени,Люли, люли на сени.Люли, люли на сени.Стану в балалаечку играти,Стану я милого будити.Люли, люли будити,Люли, люли будити:Встань ты, мой милый, проснися,Ты, душа моя, пробудися.Люли, люли пробудися.Люли, люли пробудися.Пойдем в терем веселиться.Пойдем в терем веселиться,Люли, люли веселиться.
Люли, люли веселиться.
Ещё вариант:
Четвертую балалайку,Четвертую балалайку,Люли-люли, балалайку,Люли-люли, балалайку.Пойду на новые на сени,Стану в балалаечку играти,Люли-люли, играти,Люли-люли, играти.
Стану я старого будити,Встань, ты мой старый, проснися,Люли-люли, проснися,Люли-люли, проснися.Борода седая, пробудися,Вот тебе помои, умойся,Люли-люли, умойся,Люли-люли, умойся.
Вот тебе рогожа, утрися,Вот тебе лопата, помолися,Люли-люли, помолися,
- Люли-люли, помолися.
- Песня «Во поле береза стояла» была издана в сборнике «Собрание народных русских песен с их голосами» в 1790 г.
И я б до сих пор не поняла про что там поётся, если б однажды мама не сказала:-А мы раньше на Троицу берёзку ходили завивать!-Это как? — удивилась я: «завивать» берёзку — тоже дело непонятное.-Мы наряжались, брали угощенье и уходили с девчонками в лес, находили берёзку, украшали, привязывали разноцветные ленточки. А потом пели песни, плясали, веселились вовсю.
Троица или Пятидесятница (т.к. приходится на 50 день после Пасхи) предваряется празднованием 7-ого четверга после Пасхи — Семика , «Зелёных Святок» — и фактически означает начало лета, много зелени и веселья. «Придёт Троица — луг травой покроется».
Мама моя — из послевоенного поколения, и вот они ещё эти традиции знали, хотя не вкладывали в них никакого сакрального смысла. А вообще, в этот христианский праздник проводились сохранившиеся с древности языческие обряды: пишут, что в старину он происходил, как инициация приема девушек в род, что свидетельствует об их зрелости и делает полноправными членами рода.
Для этого принято было им «кумиться» — т.е. целоваться под березовыми ветвями. А в христианские времена — ещё и обменивались крестиками и подарками. Троекратный поцелуй сопровождался присказками: «Покумимся , кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, а вечно дружиться.»
Правда, в некоторых источниках упоминают, что где-то целовались не с подружками, а с берёзой. Где-то берёзу наряжали в женские наряды, вешали бусы, приделывали куделю — типа волос. Некоторые усматривают в берёзе некий языческий образ прародительницы — и вот ей-то изначально и предназначалось и украшения, и жертвенные дары, что в последствии превратилось в девичий праздник с гулянием и угощением. Основу троицкой трапезы составляли, конечно же, яйца.Место для кумления — под берёзовыми ветвями — тоже могли оборудовать по-разному. Можно было просто стоять под плакучими ветвями, кто-то пишет, что целовались через берёзовый венок. В некоторых источниках упоминают как раз про «заломати»: для этого выбирали гибкое деревце, ветви которого сплетали в косу и пригибали к земле, закрепляя колышком. Иногда брали верхушки двух рядом стоящих деревьев и связывали между собой. Получалась своеобразная арка — там и кумились. В некоторых местах делали огромные венки из крон 2-4 деревьев.»Завивать» и «заламывать» берёзку — это всё обрядовые действа на Троицу. В разных регионах нашей огромной страны они, конечно, отличаются, и порой, очень и очень. Но суть их — в праздновании прихода лета и девичьих гаданиях — впрочем, как на зимние Святки.Девушки на Троицу завивали на берёзах венки, чтобы погадать на свою дальнейшую судьбу. Венки завивали прямо на живой берёзе, украшая лентами, например. В старину для этого часто выбирали Семик (четверг на седьмой неделе после Пасхи), а расплетали на Троицу. Наступал обряд «развивания». По венку судили о дальнейшей своей женской судьбе. Если венок развился – это очень плохой знак. Если он завял или совсем засох, то это к крупной перемене в жизни: либо к свадьбе, либо к смерти. А если венок остался зеленым – то замужество пока не предвидится, придется посидеть в девках. Те, у которых венок не повял, принимались развевать его не спеша, расправлять каждую ветку и петь при этом веселую песню. Если же твой венок пожух, то отходи в сторону, пой печальную песню, переходящую в плач.Кстати, толкование тоже могло различаться по регионам.Позже завивание и заламывание берёзы, видимо, ограничилось привязыванием к ней разноцветных ленточек.Троица без берёзы, как Рождество без ёлки. Берёзовыми ветками и даже целыми срубленными деревцами украшали дома — от стен до потолка, церкви и улицы. Иногда «высаживали» на деревне целые аллеи. В церкви могли их ставить по нескольку штук — у иконостаса, а в доме берёзовыми веточками украшали обязательно и красный угол с иконами — считалось, что это может уберечь дом от грозы и молнии. Берёзовые обереги вешали и в хлев для скота.Девушки в Троицу и Духов День делали себе берёзовые венки не только на голову -их могли носить и на шее, и на запястьях рук. Считается, что в понедельник, после Троицы — в Духов день — сходит благодать не только на берёзу, но и на всю флору и фауну. Все травы будут самыми целительными полезными. Потому на Руси после Троицы наступал период заготовки берёзовых веников- на Троицу веники строятся!. В это время в листьях и ветвях содержится максимальное количество эфирных масел. Если опоздать с нарезкой, то листья становятся жесткими, при замачивании с такого веника листья быстро облетают. Конечно, нельзя брать ветви с берёз, которые выросли в мегаполисах или вдоль обочин нагруженных дорог- они впитали в себя столько гадости, что и природа, и Духов день бессильны!Праздник предусматривал разные гуляния, игры, переодевания, в которых действительно много от святок.Все берёзовые атрибуты праздника, как правило, по окончанию или сжигали, или пускали в реку.Вообще, если вдуматься, то берёза для крестьянина была благословенным даром: она давала дрова, лапти, бересту для письма и посуды, лечебные берёзовые почки, бруньки, берёзовый сок, веники для бани, дёготь, смолу и пр. Неудивительно, что она стала символом и главным действующим лицом одного из праздников. Конечно, в старину не рубили берёзу бездумно — существовали правила, сроки и мудрость веков. Весной трогать берёзу было нельзя. А на Троицу вот такая вырубка молодых деревьев не была актом вандализма, а могла быть этаким профилактическим мероприятием против загущения леса, например. А это очень актуально: вот сейчас леса заросли настолько, что там пройти бывает совсем невозможно. Но самое главное — молодая поросль захватывает поля: возможно, традиции по вырубке молодняка на Троицу помогали этого избежать.Кстати, уважаемые френды, нам тоже можно завить берёзку (аккуратно, конечно) и погадать на исполнение желания. Развился венок или завял — увы, желание не исполнится. Остался зелёным — ура, сбудется :)Семик в этом году — 5 июня (завиваем венки), а Троица — 8 июня (развиваем).
Пойдём, девОчки,Завивать веночки!Завьём веночки,Завьём зелёные!Стой мой веночекВсю недельку зелен,А я , молодёшенька,
- Весь год веселёшенька!»
===========================
Ещё на эту тему можно почитать:http://www.pravda.ru/society/18-10-1999/900264-0/
Источник: https://vodolei-13.livejournal.com/497535.html
История одной песни. Во поле березонька стояла
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА…В городе Казани, напротив завода “Электроприбор”, есть небольшой парк. Говорят, на этом месте была березовая роща. В ней когда-то любил гулять татарский поэт и ученый-филолог Нигмат Ибрагимов. В память о поэте членами казанского общества любителей словесности “19 октября” десять лет назад здесь был сооружен необыкновенный живой памятник. На невысоком пьедестале высажена стройная белоствольная березка, а у его подножия установлена мемориальная табличка, надпись на которой гласит: “Эта береза посажена в память о поэте Нигмате Мисаиловиче Ибрагимове (1778-1818), авторе текста песни “Во поле березка стояла…”Более полувека назад в популярной серии книг “Библиотека поэта” был издан сборник русских романсов и песен. Конечно, там была и песня “Во поле березка стояла…”, ведь это одна из самых знаменитых русских песен, которая известна буквально во всем мире. В х было коротко сказано, что текст песни написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов. Это было удивительно, что слова к популярнейшей русской песне написал татарин. Захотелось узнать о нем как можно больше. И хотя сведений о нем сохранилось не так много, из того, что написано о нем, перед нами встает образ талантливейшего, интересного человека.
Нигмат родился в Москве. Отец его был образованным человеком, и служил губернским регистратором. Он и сыну постарался дать хорошее образование, привить любовь к русской и национальной культуре. Нигмат окончил гимназию при Московском университете, а затем и сам университет.
Окончив учебу, он переезжает в Казань, где преподает в гимназии и участвует в открытии императорского Казанского университета (1804 год), ставшего вторым университетом в России после Московского. В нем он получает должность адъюнкт-профессора, преподает русскую словесность.
У него учились русскому языку великий математик Николай Лобачевский, писатель Сергей Аксаков и еще целый ряд знаменитостей. Молодого профессора называли по-русски Николаем Михайловичем.Самым большим увлечением Нигмата Ибрагимова была литература. Он с детства сочинял стихи, печатался в популярных журналах, издал книжку своих произведений, много переводил с немецкого языка, с латыни и древнегреческого. Им написано исследование “О синонимах”, изданы труды “Славянская грамматика” и “Русская грамматика”, по которым занимались студенты университета.Из его стихотворений одним из самых популярных стала “Русская песня” (“Вечером красна девица…”). Народ положил ее на музыку и песню пели, не зная имени автора, как народную. В ней есть такие строки:Не ищи меня, богатый,Ты не мил моей душе,Что мне все твои палаты?С милым рай и в шалаше.Последняя строка этого четверостишия сразу стала народной пословицей. Живет эта пословица уже двести лет. И в наши дни, когда хотят сказать о том, что счастье и любовь важнее бытового благополучия, произносят эту короткую фразу, даже не подозревая, что у нее есть автор – татарский поэт Нигмат Ибрагимов.В то время, когда жил Нигмат, многие любители поэзии увлекались тем, что чужие понравившиеся стихи дописывали, переделывая на свой лад, вкладывая свои мысли. В конце 18 века была издана книга собирателя русских песен Николая Львова-Прача, которую с огромным интересом читал Нигмат Ибрагимов. Ему особенно нравилось стихотворение о кудрявой березке. Оно настолько увлекло его, что он решил дописать свои строфы. Вот некоторые из них:Во поле березка стояла,Во поле кудрявая стояла,Люли-люли стояла,Люли-люли стояла.Некому березу заломати,Некому кудряву заломати.Как пойду я в лес погуляю,Белую березу заломаю,Срежу с березы три пруточка,Сделаю себе я три гудочка.Вы гудочки не гудите,Стара мужа не будите.Муж старый спит с похмелья,Муж старый спит с перепою.Нелюб не умом взял, не приятством,Взял большой родней и богатством.С милым мы глазами сговорились,С милым мы сердцами подарились.Скоро ли, – ох, милый, не дождуся!-Я с тобой свиданьем наслажуся?Люли-люли, и т.д.Песня – о женской доле и поется женскими голосами. Она о том, что девушку выдали замуж за старого, нелюбимого. Это, кстати, одна из главных тем в поэзии Ибрагимова. Этот текст стал основным в песне о березке, именно его исполняют певицы, конечно в сокращенном виде.Из песни видно, как хорошо Ибрагимов знал русские народные обычаи. “Заломати березу” – это целый большой обряд. Березу наклоняли до земли, связывали ее с травой, потом надламывали верхушку, украшали деревце венками, водили вокруг него хороводы. После этого девушки “кумались”, то есть клялись в дружбе, целовались, угощали друг друга. Вот что стоит за двумя словами песни.Считается, что музыка к песне появилась в начале 19 века. Автор ее неизвестен, и она по праву считается народной. Яркая, красивая и нежная мелодия всегда привлекала композиторов. Вариации на тему “Березки” писали А.Гурилев, А.Варламов, П.Булахов. Михаил Глинка использовал песню в своей “Тарантелле”. Петр Чайковский сделал мелодию песни главной темой своей четвертой симфонии, и благодаря ему “Березку” узнали во всем мире. В наше время Дмитрий Шостакович использовал мелодию “Во поле березка стояла” в незавершенной опере “Большая молния”, а Альфред Шнитке – в опере “Жизнь с идиотом” по рассказу Виктора Ерофеева. Звучит песня в фильме “А зори здесь тихие”.Поэт Нигмат Ибрагимов рано ушел из жизни. Ему было всего сорок лет, когда он умер от чахотки. За два года до смерти у него родился сын, которого назвали Лев. Сын продолжил дело отца, и в какой-то степени повторил его судьбу. Окончив Казанский университет, Лев стал, как и отец, преподавать русскую словесность. Как и отец, с гимназической поры начал писать стихи. В 1841 году вышла книга стихотворений Льва Ибрагимова. Некоторые из них стали романсами, русские композиторы написали к ним музыку. Несколько стихотворений вошли в русский фольклор, стали народными песнями. Наиболее известна песня “Ты душа ль моя, красна девица”, которую исполняют и в наши дни.И умер он совсем молодым – пятидесяти лет от роду.Поэт Евгений Евтушенко также был удивлен и восхищен, узнав, что текст песни о кудрявой березке создал татарский поэт. Это вдохновило его на такие стихи:К сожалению, мало известно,Но достоин тот факт пьедестала,Что татарином создана песня“Во поле березка стояла…”И за это, мой названный брат,
Честь тебе, Ибрагимов Нигмат.
Вот так то! И это лишний раз подтверждает, что мы единый народ в разных лицах!
Ансамбль Березка. Русский народ. Русский танец и хороводы. Русская народная песня «Во поле березка стояла» Руководитель ансамбля Надежда Надеждина. редкое видео rare video video HD
Русская народная песня в обработка И. Раевского Солист В. Ананьев. балалайка — К. Игнатьев
Концертный хор «Перезвоны»
Ансамбль «Березка»
ЧАЙКОВСКИЙ симфония 4, тема ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА
Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43907232672/next
Во поле береза стояла картинки к песне – Во поле березка стояла ~ Плэйкасты ~ Beesona.Ru
Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов.
Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами
размещения анонсов.
Просмотр плэйкаста.Введите ссылку или номер.
www.playcast.ru
История песни “Во поле береза стояла” из серии Музыкальные истории
История песни
«Во поле береза стояла»
В городе Казани, напротив завода “Электроприбор”, есть небольшой парк. Говорят, на этом месте была березовая роща. В ней когда-то любил гулять татарский поэт и ученый-филолог Нигмат Ибрагимов.
В память о поэте членами казанского общества любителей словесности “19 октября” десять лет назад здесь был сооружен необыкновенный живой памятник.
На невысоком пьедестале высажена стройная белоствольная березка, а у его подножия установлена мемориальная табличка, надпись на которой гласит: “Эта береза посажена в память о поэте Нигмате Мисаиловиче Ибрагимове (1778-1818), авторе текста песни “Во поле березка стояла…”
более полувека назад в популярной серии книг “Библиотека поэта” был издан сборник русских романсов и песен. Конечно, там была и песня “Во поле березка стояла…”, ведь это одна из самых знаменитых русских песен, которая известна буквально во всем мире.
В х было коротко сказано, что текст песни написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов. Это было удивительно, что слова к популярнейшей русской песне написал татарин. Захотелось узнать о нем как можно больше. И хотя сведений о нем сохранилось не так много, из того, что написано о нем, перед нами встает образ талантливейшего, интересного человека .
В то время, когда жил Нигмат, многие любители поэзии увлекались тем, что чужие понравившиеся стихи дописывали, переделывая на свой лад, вкладывая свои мысли.
В конце 18 века была издана книга собирателя русских песен Николая Львова-Прача, которую с огромным интересом читал Нигмат Ибрагимов. Ему особенно нравилось стихотворение о кудрявой березке.
Оно настолько увлекло его, что он решил дописать свои строфы. Вот некоторые из них:
- 1.Во поле березка стояла,
- Во поле кудрявая стояла,
- Люли-люли стояла,
- Люли-люли стояла.
- 2.Некому березу заломати,
- Некому кудряву заломати.
- Как пойду я в лес погуляю,
- Белую березу заломаю,
- 3.Срежу с березы три пруточка,
- Сделаю себе я три гудочка.
- Вы гудочки не гудите,
- Стара мужа не будите.
- 4.Муж старый спит с похмелья,
- Муж старый спит с перепою.
- Нелюб не умом взял, не приятством,
- Взял большой родней и богатством.
- 5.С милым мы глазами сговорились,
- С милым мы сердцами подарились.
- Скоро ли, – ох, милый, не дождуся!-
- Я с тобой свиданьем наслажуся?
Люли-люли, и т.д.
Песня – о женской доле и поется женскими голосами. Она о том, что девушку выдали замуж за старого, нелюбимого. Это, кстати, одна из главных тем в поэзии Ибрагимова. Этот текст стал основным в песне о березке, именно его исполняют певицы, конечно в сокращенном виде.
Из песни видно, как хорошо Ибрагимов знал русские народные обычаи. “Заломати березу” – это целый большой обряд. Березу наклоняли до земли, связывали ее с травой, потом надламывали верхушку, украшали деревце венками, водили вокруг него хороводы. После этого девушки “кумались”, то есть клялись в дружбе, целовались, угощали друг друга. Вот что стоит за двумя словами песни.
Считается, что музыка к песне появилась в начале 19 века. Автор ее неизвестен, и она по праву считается народной. Яркая, красивая и нежная мелодия всегда привлекала композиторов. Вариации на тему “Березки” писали А.Гурилев, А.Варламов, П.Булахов. Михаил Глинка использовал песню в своей “Тарантелле”.
Петр Чайковский сделал мелодию песни главной темой своей четвертой симфонии, и благодаря ему “Березку” узнали во всем мире. В наше время Дмитрий Шостакович использовал мелодию “Во поле березка стояла” в незавершенной опере “Большая молния”, а Альфред Шнитке – в опере “Жизнь с идиотом” по рассказу Виктора Ерофеева.
Звучит песня в фильме “А зори здесь тихие”.
- Поэт Евгений Евтушенко также был удивлен и восхищен, узнав, что текст песни о кудрявой березке создал татарский поэт. Это вдохновило его на такие стихи:
- К сожалению, мало известно,
- Но достоин тот факт пьедестала,
- Что татарином создана песня
- “ Во поле березка стояла…”
- И за это, мой названный брат,
- Честь тебе, Ибрагимов Нигмат.
- Ссылки:
- http://music-education.ru/vo-pole-beryoza-stoyala-chem-primechatel-na-istoriya-pesni-i-v-chyom-eyo-skry-ty-j-smy-sl/
- kopilkaurokov.ru
Creative solfege – Креативное сольфеджио: русская народная песня “Во поле берёза стояла”
Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию фрагменты моей работы к русской народной песне “Во поле берёза стояла”. Тональность d moll (натуральный), поступенное движение . Ритм : четверть с точкой. Презентация включает 33 слайда. В комплект входит 2 MP3 файла.
- ритм
- запись ритма
- направление мелодии
- определение на слух
- перенос на нотоносец
- пение нотами
- транспонирование в e moll
rudnik92.blogspot.com
Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?
Известно, что ещё сам великий господин Александр Сергеевич Пушкин любил напевать себе под нос песню «про белёсую берёзку». Это век XIX, но песню знали и раньше.
Впервые ноты и текст песни «Во поле берёза стояла» опубликован в сборнике Львова–Прача, который был издан ещё в 1790 году. В этот же год Радищев упоминает о ней в своём «Путешествии из Петербурга в Москву». В сборнике мелодий для фортепиано, выпущенном в 1797 году, так же опубликовано произведение под названием «Во поле берёза стояла».
Это значит, что к концу века XVIII песня эта уже бытовала как народная и была хорошо известна, поэтому, вероятней всего, что история песни относится к гораздо более ранним временам.
Ибрагимов – кто он? И какое отношение имеет к авторству?
Новый вариант песни был опубликован в год 1825-й в известном журнале под философским названием «Благонамеренный». Профессор Николай Михайлович Ибрагимов (настоящее имя Нигмат Мисаилович), написал «Русскую песню». Это был вариант уже существующей «берёзки».
В композицию Ибрагимов добавил куплет о нежеланном замужестве. Подобные мотивы были очень популярны в то время и их часто добавляли в качестве продолжения к уже готовым стихам и песням. В итоге с точным установлением авторства получилась путаница.
Напев… Ноты песни про берёзу…
Смысл песни «Во поле берёза стояла»
В русской культуре было принято сопровождать действия песнями. В XVIII веке девушек часто выдавали замуж насильно, без их согласия. Родители преследовали выгоду, устроив свадьбу дочери с богатым пожилым мужчиной. Ибрагимов затронул в своей песне «Во поле берёза стояла» именно эту тему.
В тексте песни рассказывается история молодой девушки, которая вышла замуж по нужде за строго мужчину. Она хочет пойти в поле «белую берёзу заломати» и срезать «три пруточка», что бы сделать «три гудочка», а кроме них ещё и балалайку. Цель всех действий – «Встань ты, мой старый, проснись». То есть девушка будит мужа и помогает ему привести себя в порядок.
Строчки спящего с похмелья-перепою старого мужа, которые являются ещё одной вариацией-куплетом песни, задевают собой ещё одну нередкую проблему семей – пьянство.
Во поле берёзка стояла – связь с русской народной культурой
Выражение «белую берёзку заломати» пошло от старинного русского обряда, в процессе которого заламывали дерево и сплетали ветки с травой: девушки, перед праздником православной Троицы (обычно в четверг недели накануне праздника) шли в лес. Выбрав молодое деревце – берёзу, надламывали её верхушку и надевали на дерево венок.
Потом девицы заводили хороводы и пели весёлые песни. Затем делалась из веток и травы кукушка, и чучело птицы навешивалось на берёзку. После девушки «кумились». Как? Очень просто: они всего лишь целовались через венок и обменивались крестами. По завершении обряда девушки становились друг для друга ближайшими родственницами, и обида или ссора между ними являлась страшным грехом.
Возможно, история песни связана и с другим обрядом, когда берёзу заламывали с песнями, а затем топили в реке или раскидывали её куски по полю. Считалось, что таким образом вся энергия молодого дерева отдаётся земле для плодородия.
Автор – Алёна Чурова
music-education.ru
Рисуем берёзу с натуры
У меня два урока по этой теме, и я разделю тему на две статьи, чтобы не перегружать картинками. Поэтому читайте и учитесь рисовать берёзу по обеим.
Как рисовать дерево берёзу?
Ответ напрашивается сам: с натуры!
Тем более я уже рисовала и рассказывала вам, как нарисовать тополь. Тогда я прониклась большим энтузиазмом и готова была горы свернуть. Вернее леса нарисовать. Какое дерево будет следующим героем? Конечно берёза! «Какой русский человек не любит берёзы?»
А где я найду подходящую красивую берёзу? Во поле берёза стояла? Оказалось, что около нашего города поля ровные, деревьев нет. В лесу тоже ходишь – высматриваешь… Вот вроде белые стволы вдали, подходишь – это ольха и осина. Экскурсия в лес была замечательной, но берёзу я не нашла. Ладно, в городе их полно.
Я всегда гордилась нашим зелёным городом ,но сейчас, когда стала посвящать прогулки розыску интересных и красивых ,поняла, что город у нас не просто зелёный, а ещё и очень густой.
Берёзы растут и вместе и поврозь, но не по-одиночке, а всегда в ряду других деревьев. Все улицы как парк. А ведь чтобы получилось понятно и красиво, надо выбрать одиночное дерево и лучше всего на фоне неба.
Ну, две-то таких берёзки нашлись, слава богу.
Но вы учтите – рисовать надо в городе, людей вокруг множество. А человек – существо любознательное.
Не так-то и просто в одиночку сесть на складной стульчик и сосредоточенно рисовать дерево(да ещё периодически фотографировать картинку),если люди подходят и интересуются.
Впрочем, берёзы мои росли не в парке и народ мимо ходил не праздный, никто не стал просить нарисовать их портрет, просто заглядывали в мою картинку и хвалили (спасибо им).
Ко всем моим читателям обращаюсь: если видите человека, который рисует с натуры, то подумайте, может он в первый раз и стесняется и (наверно, не стоит его беспокоить – внимание штука лестная, если ты маститый художник и уже выработался апломб. А с непривычки художнику весьма неуютно под взглядами посторонних людей. Ну, вы меня понимаете.
Но перейдём к первому уроку.
Сначала карандашом обозначаем ствол и крупные ветки. Очерчиваем форму кроны и далее крупными штрихами детализируем.
Теперь кто как, а я буду продолжать рисовать уже фломастером. Хотя в песне берёзу и называют «кудрявой», изображать листву, как у детей часто принято именно кудрями, конечно нечестно.
Крона берёзы довольно рыхлая и листья не сливаются в один массив. Будем показывать детально.
На свету листва просто зелёная, а в тени практически чёрная. Такие дела: это весной листики светлые и свежие, а сейчас лето в разгаре.
Такая вот получилась первая берёза. А сейчас приглашаю вас на второй урок “Рисуем берёзу 2”.
Как нарисовать берёзу вам рассказала Марина Новикова.
Источник: https://toto-school.ru/raznoe-2/vo-pole-bereza-stoyala-kartinki-k-pesne-vo-pole-berezka-stoyala-plejkasty-beesona-ru.html
Смысл песни "Во поле береза стояла"
Ребят, не хватает подписчиков. С подписчиками веселее.
Смысл народной песни «Во поле береза стояла» один – как тяжко жить молодой женщине с нелюбимым старым мужем. Наиболее полный текст песни, который удалось отыскать: героиня чувствует себя одинокой в своей неудачной семейной жизни рядом с постылым мужем. Очень хочется ей пойти в чистое поле, где растет одинокая березка. Об этом она и поет.
Когда женщина говорит, что березку не кому заломать, вспоминает, как девушкой ходила на девичьи праздники, где накануне Троицы ветви дерева надламывались и сплетались с травами.
Девицы проходили обряд кумовства: менялись своими нательными крестами, после чего они становились родственницами, угощали друг друга вкусными пирогами и курниками, веселились.
Песни, хороводы, пляски – все это в далеком прошлом.
Сейчас она намерена потревожить дерево и сломать три пруточка, дабы смастерить из них три гудочка и балайку изладить. С их помощью она разбудит старого мужа, но без положенного в таких случаях уважения.
Молодая жена посоветует умыться старому мужу грязными помоями, жесткой рогожей вытереть лицо и руки, одежду и обувь (лапоточки, шубенка – звучит пренебрежительно) она ему дает плохонькую.
Она предлагает своему мужу ни на что не годные, оскорбительные вещи.
Но есть у женщины молодой возлюбленный. Для него она также сломает веточки, изготовит гудочки и балалайку.
Только вот звать его будет в новые сени, для умывания чистую водицу приготовит и полотенце, и одежда будет другая: красивые башмачки и кафтанчик.
Вот для него она подберет самые лучшие, самые красивые вещи. Прохождение через всю песню слов «Люли, люли» тоже можно связать со свадебным обрядом.
Но есть и более жесткий вариант песни, в которой жена также разбудит спящего после перепоя постылого мужа, но кроме грязной воды для умывания, она ему предлагает вытереть лицо онучами, помолиться лопатой. А еще припасен камень, чтобы нелюбимый муж удавился.
В упомянутом ранее тексте Н. Ибрагимова просватанная девушка только еще собирается выходить замуж. Отдают ее за нелюбимого, вот она и горюет и печалится.
Жених богат, но не приятен девушке, уж очень ей не хочется за него замуж выходить. Потому как у нее уже есть нареченный: добрый, благородный парень.
Только вот, к сожалению, он беден, нет у него богатого поместья. Поэтому и выбрали ей другого жениха, богатого.
Девушка расстраивается, что настоящее счастье возможно только с ним, вспоминает, как много при первой встрече сказали глаза, как их сердца потянулись друг к другу. Она мечтает освободиться от нелюбимого жениха и встретиться со своим ненаглядным. Хочется верить, что у нее это получится.
Кстати, в 2012 году в Казани был оборудован живой памятник этой песне и ее автору профессору Н. Ибрагимову. Это обычная белая березка с мемориальной табличкой.
Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5d187c896ef88600ac036f51/smysl-pesni-vo-pole-bereza-stoiala-5d2de068c7e50c00ae662cb1?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=4182296450.495.1579068978988.70309&integration=publishers_platform_yandex