Армянский музыкальный фольклор

  Об зарождении музыкального искусства повествуют древнейшие археологические находки, а Армянский музыкальный фольклортакже наскальные рисунки с изображением ритуальных сцен, сопровождающихся танцами.

Уже в III тысячелетии до н. э. начинают формироваться этнические особенности армянской музыки, появляются музыкальные народные инструменты, из которых пандир, тмбук (барабан), флейта, кнар (лира) и труба.

  Музыкальное искусство формируется на Армянском нагорье в XX—XVIII вв. до н. э под воздействием культур народов Передней и Малой Азии. О древнейших музыкальных ритуалах повествуют хеттские источники XIV в. до н.

э.

Во времена урартского владычества армяне поближе ознакомились с ассиро-вавилонской культурой. В Кармир блуре была найдена пара бронзовых бубнов, что свидетельствует о том, что на Армянском нагорье уже в VII веке до н.э были знакомы с ближневосточными музыкальными инструментами. При Урартском (Ванском) царстве музыкальное искусство получило свои развитие в ритуальном и народном направлениях.

Армянский музыкальный фольклор

В III в. до н. э. вскормленная на ближневосточных традициях армянское музыкальное искусство сближается с эллинской цивилизацией. В армянской среде находит распространение свирели с пятью отверстиями.  При Тигране II Великом и Артавазде II проживают подъем военные, ритуальные, в частности – свадебные песни, значимую роль играют эпические прологи.

Используются ударные, духовые и струнные инструменты, распространённые в Передней Азии и Средиземноморье. В эллинистическую эпоху армянская народная музыка представлялась сословиями гусляров, гусанов, песноводов, танцовщиц, а ритуальная –жрецами — солистами, хорами жриц и разных групп. Музыка широко использовалась также в театральных действах.

Сведения в области инструментальной музыки и армянской музыкальной инструментарий очень скудны, тем не менее до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов, а также их наименования.

Так, к числу духовой группы относились: сринг — тип флейты, ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились: тмбук — барабан, к струнной группе: бамбирн— инструмент с плектром, пандир, кнар — тип лиры, джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара.

Армянский музыкальный фольклор

Благодаря созданию национального алфавита армянская музыка достигает уровня обновлённого и обогащённого искусства, опирающегося уже на профессиональный и литературный язык. Пройдя через период реформации и усовершенствования, оно выходит на путь дальнейшего развития и становления.

Создатели армянского алфавита Месроп Маштоц и Саак Партев, поставив в основе церковного песнопения национальные мотивы, стали прародителями армянского самостоятельного духовного песнопения.  С конца IV века в высших школах было введено обучение песнетворчеству и пению.

В то же время армянское духовенство относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию.

Армянский музыкальный фольклор

Армянский музыкальный фольклорЗначительного развития армянская музыка достигает в эпоху развитого феодализма, в X—XIII столетиях. Этому способствует восстановление в середине IX века армянской национальной государственности. В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг. Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического, а также — лирического-созерцательного характера. Эти произведения своими истоками восходили в гусанское, а также крестьянское музыкальное творчество. Наиболее видные авторы тагов — Григор Нарекаци (X в.), Хачатур Таронаци (XII в.) и другие. Гуманистические идеи армянского Возрождения, отражены как в творчестве тагов так и в эпосе «Сасунци Давид», который окончательно складывается к IX—X векам. Основное развитие музыкальной культуры Армении X—XI веков связана именно с творчеством тагов.  Система музыкальной нотописи усовершенствуется в XI веке с появлением «хазов манрусума». Она позволяла более точно фиксировать мелодию. Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями. Большую роль в развитии древнеармянской музыки сыграл Нерсес Шнорали (XII в.), написавший многочисленные песни, таги и шараканы. Шнорали завершает создание шаракноца и патарага (литургия). Ованес Имастасер (XI—XII вв.), Ованес Ерзнкаци Плуз (XIII в.) и др. в своих трудах рассматривают темы музыкально-эстетического характера. Аракел Сюнеци, Акоп Крымеци пишут о музыкальных инструментах своего времени. Большую ценность представляют сохранившиеся слова исторических песен, созданных в армянском царстве Киликии (о пленстве сына царя Хетума I Левона и т. д.). С XIV века светские таги значительно оттесняют шараканы и другие духовные произведения. Армянский музыкальный фольклорСборники средневековых песен — Шаракноц, Гандзаран, Манрусмунк и Тагаран. Уже в 1620 году Хачгруз Кафаеци составил первый сборник армянских народных песен («Песенник Хачатура Кафаеци»). Начиная с XVI века, после раздела Армении между Турцией и Ираном усиливаются социальные мотивы и превалируют песни скорби.

Армянский музыкальный фольклор

С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записывать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами). Наибольшая заслуга в этой области принадлежит Комитасу, издавшему более 2000 народных песен.

В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье. К началу XX века относится творчество кеманчиста Саши Оганезашвили (Александра Аршаковича Оганяна).

В период Возрождения (XVII–XVIII вв.) армянское музыкальное искусство смогло не только возродить утраченные средневековые традиции, но и найти стимул для дальнейшего развития по европейскому пути.

Начинается возрождение городского народного песнопения, а романтические тенденции светской музыки приводят даже к воссозданию дохристианских ценностей. Возрождаются древние гимны, ритуальное песнопение, военные песни и пляски.

Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь

Армянский музыкальный фольклор Амбарцум Лимонджян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись, схожую с европейской, что дает новое дыхание не только для сохранения армянского средневекового музыкального наследия, но и для нового взлета. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки, в частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки. Новый подъём музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловленный, в том числе, национально-освободительными идеями.  Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества. Никогайос Ташчян (1878), Венецианские мхитаристы (1882) и др. создают учебники по теории музыки и музыкальной грамоте. Важным культурным достижением времени становится появление армянской музыкальной периодики. Ещё в 1857 году Габриэль Еранян и А. Ованнисян издают музыкальный журнал «Кнар аревелян» («Восточная лира»), который с 1861 года издается под новым названием «Кнар айкакан» («Армянская лира»). С 1879 года выходит журнал «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тынтесяна. Во многих крупных армянских периодических изданиях печатаются статьи по вопросам музыки. Важную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли Лазаревский институт, а также школа Нерсесян и Геворкская семинария, в некоторой степени и училище при отделении Русского музыкального общества в Тифлисе. С середины XIX века формируется и концертная жизнь. Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты окончившие как русские, так и западные консерватории. Армянский музыкальный фольклорТогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е. Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова также инструментальная музыка. С 1860-гг. продолжают создаваться песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.

 Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II». В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг.

он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875).

Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.

Армянский музыкальный фольклор

 Многие армянские композиторы, музыканты, дирижёры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира. С установлением же в Восточной Армении советской власти армянское музыкальное искусство ощущает на себе прямое идеологическое воздействие, подгоняясь под требование господствующего строя.

 В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию.

В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижёров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. В 1930-е гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений.

В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония. Также важное историческое значение имело открытие в 1933 г. Армянского театра оперы и балета, и основание годом раньше Союза композиторов Советской Армении. В 1930-гг.

начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна.  В развитии армянской музыки своё значение сыграла Великая Отечественная война. В эти годы создаются значительные песни, воспевающие героизм народа. Известность получили массовые и эстрадные песни и марши.

В послевоенные годы музыкальная жизнь Армении развивалась сложными и достаточно многообразными путями. Качественно высокого уровня достигло исполнительное искусство.

Несмотря на идеологическое давление, армянская музыка не только сохраняет свои традиции и самобытность, но и завоёвывает международные площадки разного уровня. Создаются джазовые, эстрадные и другие произведения.

Расцветают музыкальные ансамбли и учебные заведения.

Подготовил —  Баграт Мовсесян

Источник: https://ostarmenia.com/ru/armenianmusic-ru/

Армянские напевы — душа народа

Армянский музыкальный фольклорАрмянская песня, народная песня, является образцом выразительности. Армянские народные песни рассказывают о тех или иных событиях, чувствах, состояниях «своего героя». Армянскую народную песню, невозможно представить вне армянской культуры, вне быта ее народа.

Жанры народной музыки включают в себя трудовые, земледельческие, эпические и исторические, а также многообразные лирические песни. В календарном цикле широко представлены песни девичьего гадания, свадебные песни, а также причитания — вохбы.

Исторические сведения о языческих обрядах древних армян, в частности об искусстве гохтанских певцов, гусанов и випасанов (сказителей) приведены в трудах древенармянских историков V века Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бюзанда (Бюзанд – «Византиец»).

Из песен дохристианской Армении сохранились отрывки стихотворных текстов песен, повествующих об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам, о царе Арташесе и т. д., которые исполнялись под музыкальное сопровождение.

Армянский музыкальный фольклор

После 301 года, когда Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии, создаются основы для развития музыки армянской христианской церкви.

Огромную роль для развития церковной музыки сыграло создание в 406 году армянского алфавита. В армянских школах-вардапетаранах преподавалась теория музыки, сочинение и пение.

Армянский музыкальный фольклор

Позднее развивались кцурды, в дальнейшем ставшие шараканами. Армянская духовная музыка этой эпохи заимствовала интонационный строй крестьянской песни.

Среди первых авторов и учителей духовной музыки были: Месроп Маштоц (IV- V вв.), Саак Партев (IV-V вв.), Иоан Мандакуни (V в.), Комитас (VI-VII вв.) и др.

В V в. систематизируются гласы, в VII в. Барсег Чон составил первый сборник отобранных шараканов – «Чонынтир шаракноц». Из гимнографов VII столетия известен также католикос Саак Дзорапореци.

Вторую систематизацию гласов произвёл Степанос Сюнеци в первой половине VIII столетия. Он ввёл в церковную музыку канон.

Армянский музыкальный фольклор

Она изначально связана с именем Сюнеци. Древнейшая рукопись с хазами относится IX веку. В целом сохранились более 2 тыс. рукописей с хазамаи.

Расцвет народной и профессиональной музыки приходится на X-XIII вв., когда Армения восстанавливает свою независимость. Появляются крупные, мелодически развитые духовные и светские вокальные пьесы лирического, созерцательного, эпического или драматического характера — т.н. таги, образующие профессиональную ветвь монодической музыки, в которой прослеживается влияние гусанской музыки.

Из той эпохи до нас дошли крестьянские песни различных жанров: трудовые (в их числе оровелы — песни пахаря), любовные, песни о природе, эпические, обрядовые, бытовые, сатирические, молодёжные песнепляски и др.

Читайте также:  Переломный период у ученика-музыканта. что делать родителям, если ребёнок отказывается от дальнейшего посещения музыкальной школы?

В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг. Наиболее видные авторы тагов — Григор Нарекаци (X в.), Хачатур Таронаци (XII в.) и др.

Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического а также лирического-созерцательного характера.

Эти произведения своими истоками восходили в гусанское (гусанские айрены), а также крестьянское музыкальное творчество.

В эту же эпоху совершенствуется нотопись, завершается формирование учения о гласах и хазах – «манрусум». Усовершенствованная нотопись позволяла более точно фиксировать мелодию. Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями.

Передовую музыкально-эстетическую мысль той эпохи представляют также философские произведения Ованеса Имастасера (Иоанн Саркаваг, XI-XII вв.) и Ованеса Ерзнкаци (1XIII в.), где обосновывается равенство духовного и светского начал в музыке.

Сохранилось огромное количество объёмистых рукописных томов, содержащих хазовые записи средневековых духовных произведений, а также светских песен и тагов.

Аракел Сюнеци, Акоп Кримеци знакомят нас с музыкальными инструментами своего времени.

Большую ценность представляют сохранившиеся слова исторических песен созданных в армянском царстве Киликии (о пленстве сына царя Хетума I Левона и т. д.).

  • С XIV века светские таги значительно оттесняют шараканы и другие духовные произведения.
  • Начиная с XVI века, после раздела Армении между Турцией и Ираном особенно усиливаются социальные мотивы и превалируют песни скорби.
  • Жанры и характеристика древнеармянской музыки
  • Гусанская музыка

Гусаны — армянские народные певцы. Древнее гусанское искусство просуществовало до XV—XVI столетия. Их творчество исключительно светское. В дохристианской Армении в эпоху эллинизма гусаны первоначально служили в храме бога Гисанэ.

Гусанская музыка своими истоками восходила к творчеству випасанов древней Армении.

С периода развитого феодализма возникли гусаны и вардзаки. О гусанских песнях сообщают древнеармянские авторы V века Агатангелос, Фавстос Бюзанд, Мовсес Хоренаци, Егише и др В сопровождении музыкальных инструментов народные певцы – гусаны изполняли песни главным образом на пирах, свадьбах и т.д. После 301 года армянская церковь преследовала гусанов.

Шаракан

Шаракан — духовное песнопение, гимнография. Сохранились большое количество шараканов V—XV веков. Древнеармянская духовная музыка состоит из четырех основных жанров — кцурд (тропарь), кацурд (кондак), канон и таг.

Шараканы представляют из себя синтез древнеармянской культуры, в частности поэзии, музыки и профессионального песнетворчества.

Основной стихотворный размер текстов шараканов сложный четырехстопный ямб (4+4+4+4). Встречаются и другие размеры, среди которых чаще четырехстопный анапест (З+З+З+З). Шараканы сочинялись как целостные музыкально-поэтические произведения.

Таг

Таги, как и шараканы, также являлись синтезом музыкального и стихотворного искусства. Таги своеобразный жанр профессиональной монодической музыки. Они являлись сравнительно объемными монодиями, которые своим содержанием и мелодией напоминают вокальные и инструментальные арии последующих эпох.

Различаются духовные и светские таги. Первые более объемны, чем светские. Духовные таги в отличие от шараканов не были каноническими песнями. Во время праздновании и церемонии исполнялись для предания данному событию большей торжественности.

Светский таг наибольшего развития достигaет в творчестве Фрика (XIII в.). Один из наиболее известных светских тагов — «Крунк» (Журавль), создан в позднем Средневековье, сохранилась в текстах XVII века.

Группа музыкантов XVI-XVII века

Один из выдающихся исполнителей тагов являлся Петрос Капанци. Его произведение своими корнями восходит к традициям средневековой армянской музыкальной культуры.

В эту эпоху увеличивается и количество музыкантов и музыкантов-исполнителей. В то же время армянские ученые XVII—XVIII столетии продолжают изучать музыкальное наследие средневековых рукописей и манускриптов.

  1. Видными музыкальными теоретиками того времени были Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци и Мхитар Себастаци.
  2. Вместе с изучением древнеармянской музыки Григор дпир Гапаскалян (автор четырех музыковедческих трудов пытается создать новую систему хазов.
  3. Ашугская музыка

Ашугское искусство, являясь синтезом музыкальной и литературно-поэтической культуры, возникло в середине XVI века. Осоновное развитие ашугского искусства начинается с XVII века.

Видные армянские ашуги XVII—XVIII веков — Эгаз, Гул Арутин, Багер сын Лазаря, и др. Ашугская музыка основана на многовековых традициях народного творчества.

Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений.

Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной нотацией. Тексты этих песен посвящены любовным, социальным, сатирическим и другим темам.

Армянский музыкальный фольклор

Основные музыкальные инструменты ашугов струнно-щипковые — саз и чонгур. Наиболее выдающиеся армянские ашуги XVII—XVIII веков Овнатан Нагаш, Багдасар Дпир и Саят-Нова.

В XVIII столетии искусство ашугов «поглощает» творчество тагасацов. Крупнейшие армянские ашуги конца XIX-го, начала XX века — Дживани, Ширин, Шерам, Аваси.

Народная музыка

Армянский музыкальный фольклор

  • В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье.
  • К началу XX века относится творчество кеманчиста Саши Оганезашвили (Оганян).
  • Классическая музыка

Амбарцум Лимончян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки. В частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки.

Новый подъем музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловенный в том числе национально-освободительными идеями.

Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь. Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества.

Никогайос Ташчян (1878), Венецианские мхитаристы (1882) и др. создают учебники по теории музыки и музыкальной грамоте.

Важным культурным достижением времени становится появление армянской музыкальной периодики. Еще в 1857 году Габриэль Еранян и А.

Ованнисян издают музыкальный журнал «Кнар аревелян» («Восточная лира»), который с 1861 года издается под новым названием «Кнар айкакан» («Армянская лира»). С 1879 года выходит журнал «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е.

Тнтесяна. Во многих крупных армянских периодических изданиях печатаются статьи по вопросам музыки.

Важную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли Лазаревский институт а также школа Нерсесян и Геворкская семинария, в некоторой степени и училище при отделении Русского музыкального общества в Тифлисе.

С середины XIX века формируется и концертная жизнь. Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты окончившие как русские, так и западные консерватории.

Тогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е. Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова также инструментальная музыка.

Армянский музыкальный фольклор

Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II».

В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг. он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875). Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.

С 1880-гг. в армянской классической музыке начинается новое движение собрания и обработки древних народных песен профессиональными композиторами. Среди этих композиторов были Макар Екмалян, Христафор Кара-Мурза и Никогайос Тигранян.

С этого периода начинает свою деятельность один из наиболее важных деятелей в истории армянской музыки — Комитас, который сыграл ключевую роль в новом возрождении национально-самобытного музыкального стиля. Комитас считается основателем национальной композиторской школы. Его многосторонная деятельность определила путь дальнейшего развития всей армянской музыки последующих эпох.

Национальное музыковедение эпохи, главными представителями которого были Комитас, В. Д. Корганов, Е. Тнтесян, в основном связано с осмыслением народной и средневековой профессиональной музыки, национальных музыкальных традиций и самобытности.

Творчеством Александра Спендиарова начинается новая история армянской симфонии и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.).

Романос Меликян работает в основном в области романса.

Постановкой в 1912 году оперы «Ануш» Армена Тиграняна открывается новое стилистическое направление в армянском музыкальном театре. Произведение основано на народный музыкальный язык.

В том же 1912 году Азат Манукян создает первую армянскую детскую оперу «Конец зла».

В начале XX века начали творческую деятельность Григор Сюни, С. В. Бархударян, A. С. Маилян, А. Г. Тер-Гевондян, Д. А. Казарян, Е. Багдасарян, М. Мирзаян.

Собранием народной музыки занимался также С. А. Меликян, организовавший в 1912 году Армянское музыкальное общество.

В 1919 году в Тифлисе была создана Общество теоретиков армянской музыки.

В этот период бурно развивалось вокальное творчество. На различных сценах России и Европы выступали певцы Надежда Папаян, Тигран Налбандян, Арменак Шахмурадян (солист Гранд оперы), Маргарит Бабаян, Беглар Амирджан, Константин, Ованес, Егине, Нунэ и Мария Коргановы.

  1. Плодотворную музыкальную деятельность развивали пианисты Степан Элмасян, Карл Микули, сестры Адамян, дирижер Александр Асланов (1912—1918 руководил оркестром Мариинского театра), скрипачи Давид Давтян и Ованес (Иван) Налбандян.
  2. Многие армянские композиторы, музыканты, дирижеры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира.
  3. XX век

В конце 1920 года в Республике Армения устанавливается советская власть. В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию.

В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижеров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. Тогда же в Александрополе с участием лучших музыкантов республики были поставлены русские и западноевропейские оперы и оперетты.

Несколько армянских студентов Московской консерватории в 1925 году основали квартет, который позже был назван именем Комитаса.

В 1920-гг. в развитии армянской музыки значительную роль сыгали армянский музыкальный коллектив при Доме культуры Советской Армении в Москве а также музыкальные секции Домов армянского искусства в Тифлисе и Баку.

В 1920-гг. продолжает творческую деятельность Спендиаров — в 1930-ом была поставлена его опера «Алмаст», в этот период композитор пишет «Эриванские этюды» для симфонического оркестра.

В 1921 году А. Тер-Гевондяна пишет оперу «Седа»[20], вокальные циклы создает Р. Меликян («Змрухты» и «Зар-вар»).

Уже с 1927 г. при Ереванской консерватории работает оперный класс, который в 1930 г. была преобразовна в оперную студию. В 1930-гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений. В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония.

Армянский музыкальный фольклор

В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. Созданные в 1930-х, начале 1940-гг.

Читайте также:  Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

его 1-я симфония (1934), концерт для фортепиано с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), первый армянский балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940), становятся выдающимися произведениями не только армянской но и мировой музыки.

В 1930-гг. работал композитор А. Степанян, автор сатирической оперы «Храбрый Назар» (пост. 1935), эпической оперы «Сасунци Давид» (соч. 1936).

В оперном жанре работают А.Маилян («Сафа»), А. Айвазян («Тапарникос»), Л. Ходжа-Эйнатов, С. А. Баласанян и др., в балетном жанре А. Тер-Гевондян («Невеста огня», «Анаит»), С. Бархударян («Наринэ») и др.

Армянский рок

Армянский рок появился в середине 1960-х, в Армянской ССР. Несмотря на госзапреты, ереванские группы Армянский рок наряду с российскими выступали на всесоюзных рок-фестивалях.

www.armenianarthall.com

Источник: https://vstrokax.net/armeniya/armyanskie-napevyi-dusha-naroda/

Музыка армян

Армянский музыкальный фольклор

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые главный армянский инструмент упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Таким образом, его история насчитывает не меньше трёх тысяч лет. Другие источники указывают на то, что появление дудука относится ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте под названием циранапох («трубка из абрикосового дерева» в переводе с армянского). Наконец, дудук изображен на многих средневековых армянских рукописях.

Наиболее ранние инструменты, предшествовавшие нынешнему дудуку, делались из костей животных и тростника. Сегодня дудук изготавливается исключительно из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать.

Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как настоящий армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на человеческий голос.

Процесс сушки материала занимает полтора года. На токарном станке заготовке придают цилиндрическую форму и сверлят в ней отверстие. Когда все готово, мастер делает строй, чтобы ноты правильно звучали. Затем начисто обрабатывается сквозное отверстие и сверяется звук новорожденного дудука с камертоном. На готовый инструмент варпет (мастер) ставит свое клеймо.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий.

На лицевой стороне инструмента имеется семь звуковых отверстий и ещё одно — на обратной стороне. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор звука.

Диапазон инструмента всего одна октава, но он способен воспроизводить самые сложные мелодии в самых разных жанрах — от лирической до танцевальной музыки.

Дудук редко звучит один. Как правило, одновременно выступают два дудукиста. Один ведет сольную партию — играет мелодию, а другой — так называемый дамкаш — создает солисту фон.

Он добивается этого особым способом беспрерывного звукоизвлечения, вызывая специфическое остинатное звучание главных ступеней тональности, в которой звучит мелодия.

Иными словами, дудкист-солист и дамкаш звучат как единое целое — как один инструмент, воспроизводящий двухголосное произведение. Для исполнения танцевальной музыки к двум дудукам, как правило, присоединяется ударный инструмент дхол.

Дудук как ни один другой инструмент способен выразить душу армянского народа. Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его плакать. А знаменитейший армянский дудукист Дживан Гаспарян как-то обронил: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных и похоронных церемониях.

Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества.

Несомненно, Дживан Гаспарян, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.

Маэстро взял в руки дудук в 6 лет. Об игре Гаспаряна ходят легенды. Как-то дядя Дживан, как его принято называть в Армении, давал концерт в городе Фрезно в США. В зале, естественно, было много армян.

В конце выступления старик, потерявший во время геноцида армян родителей, попросил исполнить для него старую мелодию. Дживан Гаспарян рассказал об этом так: «Я играл. Смотрю, старика нет уже. Он скончался. Газеты назвали меня дудукист-убийца».

А Уильям Сароян сказал: «Это счастливая смерть. Я тоже хотел бы так умереть…».

Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов — «Ворон», «Зена — королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых, не считая Гаспаряна, являются Людвиг Гарибян (Լյուդվիգ Ղարիբյան), Сергей Карапетян (Սերգեյ Կարապետյան), Мкртич Малхасян (Մկրտիչ Մալխասյան), Ваче Овсепян (Վաչե Հովսեփյան) и, конечно, Геворг Дабагян (Գեվորգ Դաբաղյան). Доцент Ереванской государственной консерватории Геворг Дабагян известен в Армении, пожалуй, не меньше, чем Дживан Гаспарян. Музыкант записал несколько дисков и саундтрек к фильму Атома Эгояна «Арарат».

…Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека. Послушайте сами.

Армянская народная музыка — это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний — от радостных до печальных.

Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки. Исследователи говорят о сотне армянских музыкальных инструментов.

Мы расскажем о наиболее востребованных сегодня.

Оркестр армянских народных инструментов характеризуется наличием практически всех групп: струнной, духовой, ударной. Королём армянского фолка считается оригинальный духовой инструмент — дудук,

Главным инструментом группы ударных является дхол. Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию.

Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов. Другой ударный — давул — используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул — это большой двусторонний барабан с мембранам из овечьей и козлиной кожи.

Источник: http://goldmuseum.ru/narody-rossii/armyane/muzika-arm/

Культура Армении – Музыка

Армянский музыкальный фольклор

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья – прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные – тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные – барабан.

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.

Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка разви­ваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур.

Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры.

С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.

В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».

Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.

XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов – Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.

Армянский дудук 

Сегодня трудно представить музыку Армении без печального и глубокого звучания дудука, древнего национального духового инструмента.

Исторические корни дудука, который в Армении также называют циранапох, восходят к временам армянского царя Тиграна Великого (95-55 гг. до н.э.). Дудук изготавливают из абрикосового дерева.

Он бывает трех размеров: 28 см, 33 см и 40 см. Число игровых отверстий инструмента различно: на лицевой стороне семь или восемь на обратной стороне одно или два – для большого пальца.

Дудук очаровывает своим тёплым и слегка приглушённым звуком, мягким и бархатистым тембром. 

В мировой, без всякого преувеличения, популяризации этого музыкального инструмента огромная заслуга знаменитого армянского музыканта Дживана Гапаряна, композитора и мастера игры на дудуке.

Профессор Ереванской государственной консерватории Гапарян создал особую школу игры на дудуке, который нередко называют армянской флейтой или армянским габоем. Гапарян воспитал много учеников в разных странах мира.

Мировую известность Дживан Гапарян и звучание дудука приобрели после выхода на экраны фильма «Гладиатор», в котором звучат несколько композиций, исполненных на дудуке.

Дудук, который звучал у армян при рождении и крещении, на свадьбах и похоронах, вошёл сегодня в музыкальный мейнстрим и звучит на альбомах Пола Маккартни, Питера Гэбриела, Брайана Мэй, Стинга и Лайонела Ричи, в фильмах «Страсти Христовы», «Код да Винчи» и телесериале «Игра Престолов».

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 

Источник: https://www.advantour.com/rus/armenia/culture/music.htm

Армянские музыкальные инструменты

Одной из важнейших составляющих культуры страны является её национальная музыка. Армянская национальная музыка появилась во втором тысячелетии до нашей эры. В своих работах историк Агатангехос отметил, что в 4 веке армяне начали преподавать музыку в школах.

Народная музыка родилась на Армянском Нагорье, люди здесь пели все свои популярные песни. Самый важный компонент национальной музыки – это музыкальные инструменты, которыми пользуются местные жители.

Благодаря этим инструментам народная музыка говорит со своими слушателями, рассказывает им об Армении и её истории. В этой статье мы поговорим о некоторых армянских народных инструментах. 

Читайте также:  Как устроена скрипка? сколько на ней струн? и другие интересные факты о скрипке…

Армянский музыкальный инструмент №1 Зурна

Зурна – армянский духовой инструмент. У него восемь отверстий в верхней части и одно в нижнем. У зурны яркий и пронзающий тон и очень высокий звук. 

Зурна

Люди, играющие на зурне, называются зурначи. Обычно инструмент делается из абрикосового дерева. 

Армянский музыкальный инструмент №2 Дудук 

Благодаря магическому звуку дудука армянская музыка стала всемирно популярной. Это полая трубка, на которой есть восемь отверстий для пальцев на верхней части и одно отверстие для большого пальца внизу. Дата изобретения дудука не определена, и в разных источниках она разная.

Дудук

В одном источнике указан 8 век до н.э., в другом – 1 век до н.э. В любом случае дудук является национальным сокровищем, которое помогает представить историю многих поколений. Инструмент делается из абрикосового дерева, на его создание уходит больше полугода. ЮНЕСКО признала дудук и его звук одним из шедевров Мирового Нематериального Наследия. 

Армянский музыкальный инструмент №3 Шви 

Шви – духовой инструмент. Слово «шви» буквально означает «свистеть». Древесина инструмента тонкая, он напоминает флейту. На шви семь верхних и одно нижнее отверстие. 

Шви

Звук шви довольно резкий. Этот инструмент делается также из абрикосового дерева, а изначально им пользовались исключительно пастухи. 

Армянский музыкальный инструмент №4 Дхол

Дхол – ударный инструмент, который был придуман не менее 4000 лет назад. Это барабан, на который с двух сторон натянута кожа. Для его создания используется орех.

Дхол

Открытые стороны дхола покрыты тонким слоем козьей или телячьей кожей. На инструменте можно играть руками и палочками. Дхол придает музыке активный и быстрый ритм. 

Армянский музыкальный инструмент №5 Каманча 

Каманча – круглый струнный инструмент размером с мяч с покрытием. На каманче играют смычком из лошадиного волоса. 

Каманча

Смычок натягивается вручную, инструмент помещают на колени музыканта. Армянская каманча имеет четыре струны. Звук инструмента очень нежен и приятен. 

Армянский музыкальный инструмент №6 Канон

Канон – струнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом и 24 струнами. Он имеет деревянное покрытие, а с правой стороны имеет оболочку из кожи животного. 

Канон

Играя на инструменте, музыкант (чаще женщина) одевает на указательный палец медиатор и помещает инструмент на левое колено. При помощи этих музыкальных инструментов армянская народная музыка трогает за душу тысячи людей. 

Друзья, если Вам понравилась статья, подпишитесь, пожалуйста, на канал Armenia Discovery, чтобы быть в курсе всех обновлений. Спасибо.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d301dd3bc228f00b3d31578/5dd24fdd77c1617acad0c083

Армянский фольклор

Истоки армянского народного творчества восходят к незапамятным временам. Одним из видов древнейшего языческого эпоса являются мифы-предания, в которых рассказывается о подвигах мифических и исторических героев.

В образе духов, героев и богов в них (мифах) оформлены и запечатлены взгляды первобытных народов, с одной стороны, на общественные отношения и, с другой — на силы и явления природы.

К начальным временам истории армян относится миф о Хайке (Хайк — эпоним армян) родоначальнике, вожде армянских племен, который борется за освобождение своего народа от чужеземного тирана, и о легендарном Араме — защитнике границ армянской земли (от его имени Арим — Арам происходит название армянского народа).

Впервые эти предания нашли отражение в знаменитой «Истории Армении» крупнейшего армянского историографа Мовсеса Хоренаци (V в). В этом труде приводятся отрывки из древнего эпоса армян, в котором звучат отголоски древнейших мифов об Ара Прекрасном и Шамирам — ипостасях умирающих и воскресающих богов, связанных с умиранием и пробуждением природы.

Первобытная символика чувствуется в мифе о подвигах Вахагна (Ваагна) — бога-громовника, рожденного из пламени. «Все воспеваемое (о Ваагне) имело большое сходство с подвигами Геракла» говорит Мовсес Хоренаци.

Благодаря его «Истории» сохранились бесценные жемчужины — фрагменты из богатейшего фольклорного творчества языческих армян. Мовсес Хоренаци был одним из немногих ученых той поры, которые рассматривали фольклор как материал по истории народа.

Историческая сердцевина многих эпических сказаний и мифов-преданий несомненна. В мифе о Хайке отразилась борьба армян с чужеземными захватчиками, в частности с вавилонянами. Под Арамом, возможно, имеется в виду урартский царь Арам, противник ассирийского царя Салманасара II (860—826 гг. до н. э.).

И. М. Дьяконов отмечает достоверность данных, почерпнутых из армянского эпоса. Соответствуют исторической действительности и многие топонимические названия, упомянутые в мифах и сказаниях.

В первый древнеармянский эпос — «Випасанк» — кроме мифов входили исторические предания, сказания и песни. Одним из древнейших считается Арташатский «цикл песен и преданий, возникший в те века (до II в. н. э.), когда армянские земли были объединены в Арташатском государстве.

В более поздних эпических памятниках — «Персидская война» и «Сасна цырер»,— относящихся к III—IV вв. н. э., поэтически рассказывается о тяжелой и длительной войне, которую вели армяне против персов.

В связи с этим следует подчеркнуть очень важное обстоятельство: дальнейшее развитие народного творчества тесно связано с исторической судьбой армянского народа, которому на протяжении веков приходилось отстаивать свою свободу и независимость от покушений иноземных захватчиков — ассирийцев и вавилонян, Ахеменидской и Сасанидской Персии, Римской и Византийской империй, арабов, сельджуков, монголов, турок.

Какие бы незваные пришельцы ни вторгались на территорию Армении, каким бы опустошительным набегам ни подвергались армянские земли, народ сохранял верность основам своей культуры и народное творчество продолжало жить, давая новые ростки. Искусство наряду с языком, письменностью, верой было одним на тех столпов, опираясь на которые можно было выстоять.

Положение Армении на стыке двух громадных географических и исторических регионов — Востока и Запада — определило своеобразие ее духовной культуры в целом и народного творчества в частности, в котором слились черты, характерные для народного искусства стран, расположенных как на Востоке, так и на Западе.

Произведения народного творчества передавались от поколения к поколению, оттачивались, шлифовались и, в конце концов, отливались в письменную форму.

Деятели армянской культуры, которым было дорого национальное духовное наследие,— летописцы, историки, писатели, ученые — на протяжении веков собирали, записывали и комментировали образцы армянского фольклора. Благодаря их самоотверженности и усердию были сохранены для будущего многие жемчужины армянского народного творчества.

Так, армянские басни, которые пришли из глубины веков, были собраны и записаны двумя видными представителями армянской культуры XII—XIII вв. Мхитаром Гошем и Варданом Айгекци.

В XIX в. произведения армянского народного творчества собирали, записывали и издавали такие известные деятели армянской культуры, как Г. Срванцтян, которому принадлежит запись первого варианта замечательного эпического памятника «Давид Сасунский» (1873) и его публикация (1874), а также С. Айкуни, И. Бархударянц, Ер. Лалаян и др.

Армянские пословицы и поговорки впервые были опубликованы в 1859 г. на страницах газеты «Пчела Армении» Гр. Тер-Арутюняном.

Но все это было результатом деятельности отдельных энтузиастов-одиночек. Только в годы Советской власти были созданы благоприятные условия для собирания, изучения и издания фольклорных произведений.

Значительнейший вклад в развитие фольклористики внес Институт науки и искусства Армянской ССР, который возглавлял известный ученый академик Манук Абегян.

Ему принадлежит первое опубликованное исследование по армянскому фольклору — «Древние гусанские народные песни» (1931). С его  именем, а также с именем крупнейшего деятеля армянской культуры К.

Мелика-Оганджаняна связано издание полного собрания вариантов армянского героического эпоса «Сасна цырер».

Ярким событием в жизни армянского народа было празднование в 1939 г. 1000-летнего юбилея эпоса «Давид Сасунский», который прошел через века, вобрав в себя своеобразие и аромат истории армянского народа. Этот юбилей вызвал к жизни много исследований, посвященных не изученным еще проблемам армянского фольклора.

Особенно плодотворно армянская фольклористика стала развиваться в послевоенные годы. Отделами фольклора Института истории и литературы им. М.

Абегяна и Института археологии и этнографии АН Армянской ССР были предприняты экспедиции в различные районы Армении и соседние республики для записи образцов народного творчества.

В эти годы увидели свет фундаментальные труды по армянскому фольклору, которые познакомили читателей с разными жанрами устного народного творчества.

Проблемы фольклора постоянно привлекали внимание выдающегося арменоведа И. А. Орбели, которому принадлежит исследование, посвященное «Давиду Сасунскому”, — «Армянский героический эпос» (1956).

Значителен вклад в армянскую фольклористику А. Т. Ганаланяна. Им собрано и научно систематизировано 40 тыс. пословиц, которые составили сборник «Армянские пословицы» (1960). Много лет кропотливого труда посвятил А. Т. Ганаланян «Авандапатуму» — «Армянским преданиям» (1969), включив в это издание 900 народных преданий и сказаний.

Богатейший фольклорный материал — несколько тысяч сказок с многочисленными вариантами — содержится в многотомном научном издании «Армянские народные сказки».

Армянские народные загадки собрал и систематизировал С. Арутюнян. В книгу, вышедшую в 1965 г., вошло две тысячи загадок.

Почти 40 лет отдала собиранию произведений армянского фольклора М. М. Григорян-Спандарян. В изданный ею сборник «Фольклор Нагорного Карабаха» (1971) вошли сказки, забавные истории о карабахском балагуре Пыл-Пуги и другие жанры народного творчества. Заслуживают внимания такие издания, как:

  • Букет цветов
  • Армянская народная словесность
  • Армянская словесность пятого века

Опираясь на лучшие традиции прошлого армянские ученые проделали поистине огромную работу по обнаружению и изучению идущего из глубины тысячелетий устного творчества родного народа, в результате чего армянская фольклористика обогатилась многими ценными произведениями, которые отличаются и новизной исследуемого материала, и высоким научным уровнем.

Лучшие образцы народного творчества перешагнули границы Армении и переведены на многие языки. На русский язык произведения армянского фольклора начали переводиться. Признание русского читателя получил «Давид Сасунский». Красочный мир армянских басен открыл перед русским читателем И. А. Орбели, переведя и опубликовав «Басни средневековой Армении».

Неоднократно на русском языке издавались армянские сказки. Армянские пословицы и поговорки на русском языке с русскими эквивалентами и научным комментарием впервые были изданы в 1973 г.

В предлагаемом разделе публикуем на русском языке различные жанры армянского народного творчества. Представилось целесообразным включить в этот раздел те жанры, которые независимо от времени их возникновения бытовали в устном фольклоре во второй половине XIX—XX в. и особенно широкое распространение получили в городской среде.

Вы познакомитесь с сюжетными и одномоментными анекдотами, загадками, пословицами и поговорками и сказками-загадками, выявленными пока только в армянском фольклоре.

Источник: по материалам книги «Армянский фольклор», Издательство: “Наука” (1979)

Источник: http://PlanetaArmenia.ru/content/show/39564-armyanskij-folklor/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector