Армянский музыкальный фольклор

Армянский музыкальный фольклор

Армянская музыкальный фольклор или  народная музыка известна ещё с древних времен.

В армянском фольклоре применение свадебных, обрядовых, застольных, трудовых, колыбельных, бытовых, игровых и других песен получило большое распространение среди народа.

В армянском музыкальном фольклоре большое место занимают крестьянские песни «оровелы» и песни «пандухтов». В разных районах Армении одну и ту же песню исполняли по-разному.

Армянская народная музыка начала формироваться с XII века до н. э. вместе с языком этой древней нации. Артефактами, которые свидетельствуют, что музыка здесь начала развиваться со II тыс. до н. э. являются музыкальные инструменты, найденные археологами.

Великий Комитас

Научная фольклористика армянского народа, армянская народная музыка тесно связана с именем великого композитора, этнографа, фольклориста, музыковеда, певца, хормейстера и флейтиста – бессмертного Комитаса. Очистив армянскую музыку от инородных элементов, он впервые всему миру представил  самобытную музыку армян.

Он собрал, обработал, записал много народных песен. Среди них такая известная песня как «Антуни» (песнь странника), где он представляет образ мученика – пандухта (скитальца), который оторван от родины и обретает смерть на чужой земле. «Крунк» – другая популярная песня, великолепный образец народной музыки.

Ашуги, гусаны

Армянский фольклор очень богат знаменитыми представителями народной музыки, ашугами (певцы-поэты), гусанами (армянские народные певцы). Одним из таких представителей является Саят-Нова. Армянский народ называет его «Царём песнопений».

 У него был прекрасный голос. В творчестве армянского поэта и музыканта социальная и любовная лирика занимает одно из центральных мест. Песни Саят-Новы исполняют знаменитые певцы, Шарль и Седа  Азнавур, Татевик Оганесян и многие другие.

Великолепные образцы армянской музыки сочинили ашуги и гусаны XIX-XX веков. К ним относятся Аваси, Шерам, Дживани, гусан Шаэн и другие.

Теорией и историей армянской народной музыки занимался советский композитор, музыковед, фольклорист С. А. Меликян. Более 1 тыс. армянских народных песен записал великий композитор.

Народные музыкальные инструменты

Всемирно известный армянский музыкант, Дживан Гаспарян, виртуозно играя на дудуке, армянский фольклор распространил  на весь мир. Он  познакомил все человечество с прекрасным народным, музыкальным инструментом – армянским дудуком, который  изготовлен из абрикосового дерева. Музыкант  покорил и покоряет мир исполнениями армянских народных песен.

Чувства, переживания и эмоции армянского народа лучше музыки дудука ничто не может передать.  Музыка дудука – это  шедевр устного наследия человечества. Так признал ЮНЕСКО. Другими народными музыкальными инструментами являются дхол (ударный инструмент), бамбир, кемани, кеман (смычковые инструменты). Знаменитый ашуг Дживани играл на кемане.

Армянский фольклор большое влияние оказал также  на развитие духовной и классической музыки.

Слушайте армянскую народную музыку, и вы получите колоссальное удовольствие.

Источник: https://music-education.ru/armyanskij-muzykalnyj-folklor/

Армянский фольклор

Истоки армянского народного творчества восходят к незапамятным временам. Одним из видов древнейшего языческого эпоса являются мифы-предания, в которых рассказывается о подвигах мифических и исторических героев.

В образе духов, героев и богов в них (мифах) оформлены и запечатлены взгляды первобытных народов, с одной стороны, на общественные отношения и, с другой — на силы и явления природы.

К начальным временам истории армян относится миф о Хайке (Хайк — эпоним армян) родоначальнике, вожде армянских племен, который борется за освобождение своего народа от чужеземного тирана, и о легендарном Араме — защитнике границ армянской земли (от его имени Арим — Арам происходит название армянского народа).

Впервые эти предания нашли отражение в знаменитой «Истории Армении» крупнейшего армянского историографа Мовсеса Хоренаци (V в). В этом труде приводятся отрывки из древнего эпоса армян, в котором звучат отголоски древнейших мифов об Ара Прекрасном и Шамирам — ипостасях умирающих и воскресающих богов, связанных с умиранием и пробуждением природы.

Первобытная символика чувствуется в мифе о подвигах Вахагна (Ваагна) — бога-громовника, рожденного из пламени.
«Все воспеваемое (о Ваагне) имело большое сходство с подвигами Геракла» говорит Мовсес Хоренаци.

Благодаря его «Истории» сохранились бесценные жемчужины — фрагменты из богатейшего фольклорного творчества языческих армян.
Мовсес Хоренаци был одним из немногих ученых той поры, которые рассматривали фольклор как материал по истории народа.

Историческая сердцевина многих эпических сказаний и мифов-преданий несомненна. В мифе о Хайке отразилась борьба армян с чужеземными захватчиками, в частности с вавилонянами. Под Арамом, возможно, имеется в виду урартский царь Арам, противник ассирийского царя Салманасара II (860—826 гг. до н. э.).

И. М. Дьяконов отмечает достоверность данных, почерпнутых из армянского эпоса. Соответствуют исторической действительности и многие топонимические названия, упомянутые в мифах и сказаниях.

В первый древнеармянский эпос — «Випасанк» — кроме мифов входили исторические предания, сказания и песни. Одним из древнейших считается Арташатский «цикл песен и преданий, возникший в те века (до II в. н. э.), когда армянские земли были объединены в Арташатском государстве.

В более поздних эпических памятниках — «Персидская война» и «Сасна цырер»,— относящихся к III—IV вв. н. э., поэтически рассказывается о тяжелой и длительной войне, которую вели армяне против персов.

В связи с этим следует подчеркнуть очень важное обстоятельство: дальнейшее развитие народного творчества тесно связано с исторической судьбой армянского народа, которому на протяжении веков приходилось отстаивать свою свободу и независимость от покушений иноземных захватчиков — ассирийцев и вавилонян, Ахеменидской и Сасанидской Персии, Римской и Византийской империй, арабов, сельджуков, монголов, турок.

Какие бы незваные пришельцы ни вторгались на территорию Армении, каким бы опустошительным набегам ни подвергались армянские земли, народ сохранял верность основам своей культуры и народное творчество продолжало жить, давая новые ростки. Искусство наряду с языком, письменностью, верой было одним на тех столпов, опираясь на которые можно было выстоять.

Положение Армении на стыке двух громадных географических и исторических регионов — Востока и Запада — определило своеобразие ее духовной культуры в целом и народного творчества в частности, в котором слились черты, характерные для народного искусства стран, расположенных как на Востоке, так и на Западе.

Произведения народного творчества передавались от поколения к поколению, оттачивались, шлифовались и, в конце концов, отливались в письменную форму.

Деятели армянской культуры, которым было дорого национальное духовное наследие,— летописцы, историки, писатели, ученые — на протяжении веков собирали, записывали и комментировали образцы армянского фольклора. Благодаря их самоотверженности и усердию были сохранены для будущего многие жемчужины армянского народного творчества.

Так, армянские басни, которые пришли из глубины веков, были собраны и записаны двумя видными представителями армянской культуры XII—XIII вв. Мхитаром Гошем и Варданом Айгекци.

В XIX в. произведения армянского народного творчества собирали, записывали и издавали такие известные деятели армянской культуры, как Г. Срванцтян, которому принадлежит запись первого варианта замечательного эпического памятника «Давид Сасунский» (1873) и его публикация (1874), а также С. Айкуни, И. Бархударянц, Ер. Лалаян и др.

Армянские пословицы и поговорки впервые были опубликованы в 1859 г. на страницах газеты «Пчела Армении» Гр. Тер-Арутюняном.

Но все это было результатом деятельности отдельных энтузиастов-одиночек. Только в годы Советской власти были созданы благоприятные условия для собирания, изучения и издания фольклорных произведений.

Значительнейший вклад в развитие фольклористики внес Институт науки и искусства Армянской ССР, который возглавлял известный ученый академик Манук Абегян.

Ему принадлежит первое опубликованное исследование по армянскому фольклору — «Древние гусанские народные песни» (1931). С его  именем, а также с именем крупнейшего деятеля армянской культуры К.

Мелика-Оганджаняна связано издание полного собрания вариантов армянского героического эпоса «Сасна цырер».

Ярким событием в жизни армянского народа было празднование в 1939 г. 1000-летнего юбилея эпоса «Давид Сасунский», который прошел через века, вобрав в себя своеобразие и аромат истории армянского народа. Этот юбилей вызвал к жизни много исследований, посвященных не изученным еще проблемам армянского фольклора.

Особенно плодотворно армянская фольклористика стала развиваться в послевоенные годы. Отделами фольклора Института истории и литературы им. М.

Абегяна и Института археологии и этнографии АН Армянской ССР были предприняты экспедиции в различные районы Армении и соседние республики для записи образцов народного творчества.

В эти годы увидели свет фундаментальные труды по армянскому фольклору, которые познакомили читателей с разными жанрами устного народного творчества.

Проблемы фольклора постоянно привлекали внимание выдающегося арменоведа И. А. Орбели, которому принадлежит исследование, посвященное «Давиду Сасунскому”, — «Армянский героический эпос» (1956).

Значителен вклад в армянскую фольклористику А. Т. Ганаланяна. Им собрано и научно систематизировано 40 тыс. пословиц, которые составили сборник «Армянские пословицы» (1960).
Много лет кропотливого труда посвятил А. Т. Ганаланян «Авандапатуму» — «Армянским преданиям» (1969), включив в это издание 900 народных преданий и сказаний.

Богатейший фольклорный материал — несколько тысяч сказок с многочисленными вариантами — содержится в многотомном научном издании «Армянские народные сказки».

Армянские народные загадки собрал и систематизировал С. Арутюнян. В книгу, вышедшую в 1965 г., вошло две тысячи загадок.

Почти 40 лет отдала собиранию произведений армянского фольклора М. М. Григорян-Спандарян. В изданный ею сборник «Фольклор Нагорного Карабаха» (1971) вошли сказки, забавные истории о карабахском балагуре Пыл-Пуги и другие жанры народного творчества. Заслуживают внимания такие издания, как:

  • Букет цветов
  • Армянская народная словесность
  • Армянская словесность пятого века

Опираясь на лучшие традиции прошлого армянские ученые проделали поистине огромную работу по обнаружению и изучению идущего из глубины тысячелетий устного творчества родного народа, в результате чего армянская фольклористика обогатилась многими ценными произведениями, которые отличаются и новизной исследуемого материала, и высоким научным уровнем.

Лучшие образцы народного творчества перешагнули границы Армении и переведены на многие языки. На русский язык произведения армянского фольклора начали переводиться. Признание русского читателя получил «Давид Сасунский». Красочный мир армянских басен открыл перед русским читателем И. А. Орбели, переведя и опубликовав «Басни средневековой Армении».

Неоднократно на русском языке издавались армянские сказки. Армянские пословицы и поговорки на русском языке с русскими эквивалентами и научным комментарием впервые были изданы в 1973 г.

В предлагаемом разделе публикуем на русском языке различные жанры армянского народного творчества. Представилось целесообразным включить в этот раздел те жанры, которые независимо от времени их возникновения бытовали в устном фольклоре во второй половине XIX—XX в. и особенно широкое распространение получили в городской среде.

Вы познакомитесь с сюжетными и одномоментными анекдотами, загадками, пословицами и поговорками и сказками-загадками, выявленными пока только в армянском фольклоре.

Источник: по материалам книги «Армянский фольклор», Издательство: “Наука” (1979)

Источник: http://PlanetaArmenia.ru/content/show/39564-armyanskij-folklor/

Культура Армении – Музыка

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья – прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные – тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные – барабан.

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.

Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка разви­ваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур.

Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры.

Читайте также:  Как развить музыкальный слух – для самоучек

С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.

В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».

Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.

XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов – Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.

Армянский дудук 

Сегодня трудно представить музыку Армении без печального и глубокого звучания дудука, древнего национального духового инструмента.

Исторические корни дудука, который в Армении также называют циранапох, восходят к временам армянского царя Тиграна Великого (95-55 гг. до н.э.). Дудук изготавливают из абрикосового дерева.

Он бывает трех размеров: 28 см, 33 см и 40 см. Число игровых отверстий инструмента различно: на лицевой стороне семь или восемь на обратной стороне одно или два – для большого пальца.

Дудук очаровывает своим тёплым и слегка приглушённым звуком, мягким и бархатистым тембром. 

В мировой, без всякого преувеличения, популяризации этого музыкального инструмента огромная заслуга знаменитого армянского музыканта Дживана Гапаряна, композитора и мастера игры на дудуке.

Профессор Ереванской государственной консерватории Гапарян создал особую школу игры на дудуке, который нередко называют армянской флейтой или армянским габоем. Гапарян воспитал много учеников в разных странах мира.

Мировую известность Дживан Гапарян и звучание дудука приобрели после выхода на экраны фильма «Гладиатор», в котором звучат несколько композиций, исполненных на дудуке.

Дудук, который звучал у армян при рождении и крещении, на свадьбах и похоронах, вошёл сегодня в музыкальный мейнстрим и звучит на альбомах Пола Маккартни, Питера Гэбриела, Брайана Мэй, Стинга и Лайонела Ричи, в фильмах «Страсти Христовы», «Код да Винчи» и телесериале «Игра Престолов».

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 

Источник: https://www.advantour.com/rus/armenia/culture/music.htm

Армянская народная музыка | Shura – Official Website

Еще с давних времен известна народная музыка Армении или же музыкальный фольклор. Благодаря территориальному различаю, одну и ту же песню можно услышать по разному, путешествуя по регионам Армении. Свое формирование армянская народная музыка получила еще в XII веке до н. э. Дело в том, что нация имеет древние корни и очень древний фольклор.

Собрание народного фольклора

Помимо того, что в народном фольклоре имеются песни и рассказы, можно обнаружить свою музыку. Причем, благодаря археологическим открытиям, можно утверждать, что музыка в этих регионах зародилась еще во II тыс. до н. э. Народная музыка была очень распространенной и слышать ее можно было абсолютно везде:

  • застольные песни на свадьбах и вечерах;
  • обрядные песни и стихи;
  • во время трудовых будней;
  • колыбельные для детей;
  • во время проведения игр.

Возродить наследие армянского народа удалось известному ученому – Комитасу, которому удалось очистить фольклор от иностранного вмешательства. Благодаря этнографу люди услышали не только первоисточник народной песни, а и самобытную музыку. Ему удалось собрать множество народных песен, каждая из которых передает уникальную историю, интригующую по-своему.

Выдающиеся личности народной песни

И по сей день армянский фольклор пользуется известностью у себя на родине, поэтому певцов и сказателей народной мудрости становиться с каждым годом больше. Однако самыми известными остаются певцы народных песен.

Пожалуй, самым известным певцом считается Саят-Нова, которого в народе называют «Царём песнопений». Народное призвание певец получил благодаря уникальному голосу.

Что же касается репертуара, то в основе его песен лежит любовная и социальная лирика.

В период с XIX по XX век армянский фольклор получил широкое распространение среди народных масс, что привело к большому количеству писателей и авторов песен. Пожалуй, самыми известными можно выделить Дживани, Аваси, а также гусан Шаэн. Естественно были еще многие другие, но эти личности известны больше всего.

Армянские народные музыкальные инструменты

Дудука, является самым известным армянским народным инструментом. Помимо этого, благодаря гастролям Дживан Гаспарян, музыкальный инструмент прославился на весь мир.

Из-за тонкой чувствительной передачи музыки, многие люди смогли постичь душевную красоту армянской культуры.

Таким образом, музыкант смог покорить мир не только лишь инструментом, который изготавливается из абрикосового дерева, а наследием великого народа.

Источник: http://shuraonline.ru/armyanskaya-narodnaya-muzyika/

Народное творчество (Фольклор) – Армянские праздники

Здесь можно скачать бесплатно ” Народное творчество (Фольклор) – Армянские праздники” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство 15cb65ee-5506-11e7-aec0-0cc47a5453d6.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Армянские праздники” читать бесплатно онлайн.

Всего в Армении свыше 70 праздников, не считая специфических – местнохристианских. Имеются и экзотические праздники, свойственные исключительно Армении, такие, например, как Всенародный праздник вина или Дни памяти Ованеса Туманяна. Эта книга посвящена описанию национальных праздников Армении.

Рассматриваются истоки этих праздников, их исторические, религиозные, нравственные корни.

Каждый праздник имеет свою, неповторимую историю и связанный с ним круг легенд и обрядов, как скажем, праздник влюбленных Суб Саркис, или героический праздник Вардананк, день поражения армянского войска в битве с персидскими завоевателями, который одновременно стал и днем величайшей народной победы и отступления иноземных захватчиков. Эта книге не сможет оставить равнодушным никого – каждый из описанных в ней праздников имеет многолетнюю, зачастую многовековую историю, и заслуживает того, чтобы ее вспоминали, сидя за праздничным столом.

Республика Армения

Армянские праздники

После Цахказарда, наконец приходит Аваг Шабат – Страстная неделя, где каждый час наполнен глубоким смыслом. В дни страстной недели люди как бы на себе переживают последние часы земной жизни Христа, предшествующие его чудесному Воскресению.

Уже с понедельника повсюду идет работа. Ведь создав землю, Бог вверил ее заботам людей. И вот идет великое обновление – очищаются дома, дворы, улицы, вывозится мусор, скопившийся за зиму. В понедельник обычно пшеницу везут в мельницу. На очагах стоят котлы, все должно быть вымыто и сверкать чистотой.

Вторник – день, когда тянут жребий «глупого и мудрого», люди загадывают желание.

Среда называется «долой зло», продолжается очищение, многие совершают паломничество к святым местам, чтобы избавиться от мучающих хворей и неудач.

Затем наступает праведный и свободный от всякого зла – четверг. В этот день мужчины сажают деревья, потому что, высаженные именно в этот день в почву, они бывают особенно плодоносны. А женщины в старину в этот день сбивали масло из накопившихся за Великий пост (в это время нельзя есть молочное) сливок и мацун.

Девушки днем идут в горы или на поля собирать зелень, в Армении люди собирали более 400 видов съедобных трав. В этот день собирают бархатную зелень душистой мяты, одаривают всех (нубар), особенно тех , кто в этот день не мог выйти в поле. В четверг красят пасхальные яйца. В церкви совершается омовение ног.

Это последний урок смиренного служения, который дал Учитель своим апостолам во время Тайной вечери.

В канун Пасхи принята такая забава. Во время ночного богослужения в церкви гасят свечи, а мальчишки в темноте незаметно пришивают друг к другу одежду рядом стоящих людей.

Обычно большим праздникам предшествует великий труд, и все народные праздники – это своеобразное награда за выполнение долга и насущных дел.

Пятница и суббота проходят в предпраздничном ожидании. Яйца красят в разные цвета. Дети перед сном признаются во всех скрытых грехах , получают прощение, и твердо верят, что Иисус обязательно поможет, в первую очередь более нуждающимся , «ибо завтра его Воскресение, день чудесного возвращения к жизни».

Аманор – Армянский Новый Год – в этот праздник представьте, приятный запах выпекаемого хлеба, который распространился по всему дому. Наконец, наступает торжественный момент, когда мать достает из печи новогодний хлеб. Хлеб выпечен прекрасно. Домочадцы с облегчением вздыхают – значит, новый год будет благополучным. А если бы тесто не поднялось или хлеб выпекся плохо…

Ни один Новый год в Армении не обходится без гаданий. Люди непременно желают знать, что ожидает их в будущем. Ко многим волшебным ритуалам прибегают они в эти дни. Булочки, выпеченные в виде разных инструментов, домашних животных; люди стараются заколдовать зло, застраховаться на пороге Нового года, отдалить от себя все напасти.

На Новый год армяне стараются возвратить все долги, простить ближнего и получить от него прощение. И, самое главное, встретить Новый год обновленным, чтобы вместе со старым годом ушли тяжелые ноши.

Каждая случайность и событие этого дня многозначительны – к добру это случилось или нет. В очаге заново разводят огонь, одеваются во все новое, на огонь ставят свежую воду. Наступает ночь 31 декабря. В полночь 1 января наступает Новый год.

Кто же поет под окном? Дети, юноши и девушки приходят с поздравлениями, добрыми пожеланиями, поют песни, получают подарки. Все родственники и соседи стараются обязательно сходить друг к другу в гости с подарками, сладостями и поздравить друг друга.

На столах изобилие, о чем люди заботились с лета. Будь добр к людям, новый год!

6 января армяне празднуют Рождество и Крещение. Накануне, во время вечери, в доме перед каждым членом семьи зажигают свечи, принесенные из церкви. У людей приподнятое настроение, ведь с рождением Иисуса в жизнь вошли чудеса.

“Ангел предупредил магов, чтобы они нe возвращались в Иерусалим. По его совету Святое Семейство отправилось в Египет. Праведные спаслись”.

И тут в вечерний час раздается стук в дверь, приходят друзья, которых одаривают подарками за песни благовещения. Весть о рождении Иисуса объявляется в песнях, и все мелкое, недостойное отступает на задний план, задумываются великие дела, ибо каждый чувствует: благодаря могуществу веры каждому достанется доля чуда.

Очень древний обычай, связанный с рождестовм, – бросать предмет в воду, задумав одновременно что-то важное. Благословенна вода, которая в своем потоке уносит всякое зло и грязь, очищая землю и людей.

Этот обряд вспоминают люди, когда 6 января осуществляется Джурорнек – церемония благословения воды. Есть ли что-либо более заветное, чем крест? В этот день в воду бросают крест. Эта церемония напоминает людям, что их крестил Григор Лусаворич (Григорий Просветитель).

И также вновь утверждается, что вода в стране дорога и священна.

Две недели длится Барекендан, за которым следуют семь недель Великого поста, когда много запретов и строгих требований.

Но сегодня приходит Барекендан, ряженый в маске, который жалит своими острыми шутками, высмеивая известного всем Скупердяя, Обжору, мнимо благочестивого Лицемера, который в обычные дни делает замечание молодым.

Все мы знаем замечательную сказку Ованеса Туманяна, «Барекендан», и вместе с ним от души смеемся над поступками глупых людей.

Читайте также:  Вечный спор с какого возраста начинать учить ребенка музыке

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник: https://www.libfox.ru/668888-narodnoe-tvorchestvo-folklor-armyanskie-prazdniki.html

Армянская музыка (в серии Антология народной музыки. Душа народа)

Продолжая поиск армянской народной музыки мне попался диск, выпущенный на известной студии Мелодия, в который вошли реликтовые записи народных песен Армении, записанные аж в 1960-1987 годах.

Это меня очень привлекло, поскольку по-моему скромному мнению, лет эдак 30-50 назад культура СССР большей частью все же занималась культурой, сейчас же найти что-то поистине ценное становится все труднее и труднее.

Так что прошу любить и жаловать — Армянская музыка…

Армянская музыка

(в серии Антология народной музыки. Душа народа)

Содержание диска:

  • 1. Кананц пар (народный танец) 2.57
  • 2. Санды ерг (Песня ступы) 1.51
  • 3. Зартнир ворскан (Проснись охотник) 2.58
  • 4. Ахчка яман (Девушка яман) 2.15
  • 5. Яр, Яр (Возлюбленная) 4.13
  • 6. Пар (народный танец) 2.33
  • 7. Ай, Нубар, Нубар 1.05
  • 8. Катак пар (шуточный танец) 2.26
  • 9. Сардарапат (народный танец) 3.24
  • 10. Кармир цагик (Красный цветок) 2.20
  • 11. Антуни (Песня бездомного) 3.00
  • 12. Еритасардакан пар (молодежный танец) 2.45
  • 13. Мер тагворин инч ку питер (Жениху нашему к чему был букет) 1.44
  • 14. Дэжварь инц (Тяжело мне) 1.53
  • 15. Армянские ритмы 3.32
  • 16. Воркспол ахпер (Братец охотник) 2.46
  • 17. Оп яро джан (Любимая) 3.01
  • 18. Мер тан етев (За нашим домом) 1.46
  • 19. Ахчка пар (Танец девушек) 3.05
  • 20. Анкехц кез сирилем (От чистого сердца) 5.08
  • 21. Жоховрдакал пар (народный танец) 2.53
  • 22. Шолохо (народный танец) 3.31

Качество композиций: 320 кб/с Общий размер альбома в архиве: 135 МБ Сервер для обмена: Облако.Mail.ru

Представлено для ознакомления

Скачать альбом Армянская музыка (Мелодия)

Армянская музыка основывается на обширной системе диатонических ладов и поражает обилием разнообразных ритмов. Для музыки Армении характерен монодийный склад, хотя есть и развитые виды многоголосия — бурдонное в инструментальной и антифонное в вокальной музыке.

Расцвет народной и профессиональной музыки приходится на XI-XIII вв., когда Армения восстанавливает свою независимость. Жанры народной музыки включают в себя трудовые, земледельческие, эпические и исторические, а также многообразные лирические песни.

В календарном цикле широко представлены песни девичьего гадания, свадебные песни, а также причитания — вохбы.

Особое место в армянском фольклоре занимают синтетические формы музицирования: песнепляски, разнообразные по метру и ритму, соотношениям куплета и хорового припева, по характеру движений и эмоциональному строю.

В Восточной Армении с 1880-х гг. происходит интенсивное собирание и обработка народных песен. Этот процесс собирания народной мудрости продолжается и поныне.

В данном собрании записи народной музыки в Советской Армении 1960-1980-х гг. представлены в виде аутентичных образцов и обработок. Сольная певческая традиция оживает в искусстве А.

Мурадяна — в проникновенной «Санды ерг» (Песня ступы), в песне пандухта «Антуни» (скитальцы, уходивших в далёкие края на поиски заработка) и более поздней песне «Мер тан етев» (За нашим домом).

Дуэт дудукистов, также и в сопровождении двухстороннего барабана дхола (доол) или бубна (дэф) демонстрирует широко распространенную практику: ведущий дудук (духовой инструмент с двойной тростью) исполняет мелодию импровизационного характера, а второй — дам-дудук, используя технику непрерывного дыхания, остинатным фоном озвучивает основные ступени лада. Мировую известность «душе абрикосового дерева» принёс выдающийся музыкант Дживан Гаспарян.

Многочисленные танцевальные мелодии послужили основой для обработки различными ансамблями, наиболее известным и старейшим из которых является Государственный ансамбль песни и танца Армении.

На диске в исполнении его музыкантов прозвучат как вокальные, так и инструментальные композиции, по стилю располагающиеся ближе к музыке городской традиции и приспособленные для широкой аудитории.

Армянская народная музыка и сегодня является тем духовным стержнем, на котором держится богатая и разнообразная культура Армении.

@ GusliLel

Источник: http://gusli.su/armyanskaya_myzika/

Музыка

Античность и Средневековье

В III в. до н. э. уже было сформировано качественное своеобразие армянской музыки.

Исторические сведения о языческих обрядах древних армян, в частности, об искусстве гохтанских певцов, гусанов (армянские народные певцы) и випасанов (сказителей), приведены в трудах древенармянских историков V века Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бузанда.

Из песен дохристианской Армении сохранились отрывки стихотворных текстов песен, повествующих об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам, о царе Арташесе и т. д., которые исполнялись под музыкальное сопровождение.

Хоренаци, описывая истории из древнеармянской мифологии, пишет: «То же в точности говорится и в песнях достойных перечисления, заботливо сохраняемых, как я слышал, жителями изобилующей вином области Голтн. Среди них имеются песни, рассказывающие об Арташесе и его сыновьях и упоминающие также потомков Аждахака, называя их иносказательно драконородными, ибо Аждахак на нашем языке означает дракона…».

Хоренаци упоминает музыкальный инструмент пандир, которым были исполнены древнеармянские песни: «Мы собственными ушами слышали пение этой (песни) в сопровождении пандира.» — пишет он, рассказывая о древнеармянском боге-драконоборце Ваагне.

Не менее богатые сведения о музыке древней Армении передает Павстос Бузанд (V век). Он, в частности, упоминает об инструменталистах, играющих на барабанах, срингах, кнарах и трубах.

Сведения в области инструментальной музыки очень скудны, тем не менее, до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов, а также их наименования.

Так, к числу духовой группы относились: сринг — тип флейты, ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились: тмбук — барабан, к струнной группе: бамбирн — инструмент с плектром, пандир, кнар — тип лиры, джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара, дудук. 

После 301 года, когда Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии, создаются основы для развития музыки армянской христианской церкви. Армянская христианская музыка, наряду с арамейской, еврейской, каппадокийской, лежит в основе общехристианской музыкальной культуры, представляя огромный исторической интерес.

С конца IV века в высших школах Армении было введено обучение песнетворчеству и пению, о чём сообщает Агатангехос. В то же время, армянское духовенство относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию. Так, например, в 365 году Аштишатский собор вынес постановление, запрещающее исполнение песни-плача во время погребального шествия.

Уже в V—VII веках появились новые и более сложные формы армянской народной музыки, расширение круга её интонаций и обновление тематики было исторически обусловлено появлением раннего феодализма. Прежнее искусство гусанов продолжает своё развитие, несмотря на гонения церкви.

Хотя армянская профессиональная музыка находилась в ведении церкви, она, в то же время, испытывала сильное влияние народного творчества. Огромную роль для развития церковной музыки сыграло создание в 406 году армянского алфавита.

В армянских школах (вардапетаран) преподавалась теория музыки, сочинение и пение.

Именно в V—VI веках были созданы первые духовные песни (гимнография), его первые авторы – Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоанн Мандакуни, Степанос Сюнеци (старший), Комитас Ахцеци и др. Первоначальными простейшими формами профессиональной монодической музыки были мелодии псалмов, созданные на основе музыкальной традиции языческого культа.

Позднее развивались кцурды, в дальнейшем ставшие шараканами (духовное песнопение, гимнография). Армянская духовная музыка эпохи заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые музыкальные произведения — шараканы, появившиеся в V веке отличаются ясностью содержания и лаконичностью формы, их мелодии и тексты просты, в основном малообъемны.

В том же столетии систематизируются гласы.

Значительного развития армянская музыка достигает в эпоху развитого феодализма, в X—XIII столетиях. Этому способствует восстановление в середине IX века армянской национальной государственности.

В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг.

Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического, а также лирическо-созерцательного характера.

В X столетии Анания Нарекаци пишет работу «О знании гласов», посвященную истории музыки. Система музыкальной нотописи усовершенствуется в XI веке с появлением «хазов манрусума». Она позволяла более точно фиксировать мелодию.

Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями. Большую роль в развитии древнеармянской музыки сыграл Нерсес Шнорали (XII в.), написавший многочисленные песни, таги и шараканы. Шнорали завершает создание шаракноца и патарага (литургия).

Древнеармянская музыкальная нотация

Согласно автору V века Лазару Парпеци, армяне изначально использовали буквы алфавита для фиксации музыки. Древнеармянская музыкальная нотация — хазы, возникла в VIII—IX веках. Инициатором их создания, предположительно, являлся Степанос Сюнеци. С XII века развивалась также в Киликии, где Нерсес Шнорали, Григор Хул (XII в.), Геворг Скевраци (XIII в.) и др.

совершенствовали технологию системы хазов и исполнительского истолкования её знаков. Известно более чем 40 основных и до 30вспомогательных, а также множество производных знаков. Хазы разделяются на три основных категории. Сохранилось огромное количество объёмистых рукописных томов, содержащих хазовые записи средневековых светских и духовных произведений.

Известны рукописи с экфонетической нотацией с IX века.

XVII—XVIII века

В эту эпоху увеличивается количество музыкантов и музыкантов-исполнителей. В то же время армянские учёные XVII—XVIII столетий продолжают изучать музыкальное наследие средневековых рукописей и манускриптов.

Видными музыкальными теоретиками того времени были Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци и Мхитар Себастаци.

Вместе с изучением древнеармянской музыки Григор дпир Гапаскалян (автор четырёх музыковедческих трудов) пытается создать новую систему хазов.

Ашугское искусство, возникшее в середине XVI века, является синтезом музыкальной и литературной (поэзия) культуры. Ашуги — народные певцы-поэты, игравшие значительную роль в истории армянской музыки. Осоновное развитие ашугского искусства начинается с XVII века. Видные армянские ашуги XVII—XVIII веков — Эгаз, Гул Арутин, Багер сын Лазаря, и др.

Ашугская музыка основана на многовековых традициях народного творчества. Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений. Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной нотацией.

Тексты этих песен посвящены любовным, социальным, сатирическим и другим темам.

XIX — начало XX веков

Народная музыка

Крупнейшие армянские ашуги конца XIX-го, начала XX века — Дживани, Ширин, Шерам, Аваси. С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записывать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами).

Классическая музыка

Амбарцум Лимонджян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись[37]. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки, в частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки.

Новый подъём музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловленный в том числе национально-освободительными идеями. Как в Восточной, так и в Западной Армении, и в целом в Турции, возрождается армянская музыкально-общественная жизнь.

Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества.

Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты, окончившие как русские, так и западные консерватории. Тогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е.

Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова – также инструментальная музыка. С 1860-гг. продолжают создаваться песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.

Читайте также:  Старинный детский музыкальный фольклор нечто интересное из жизни наших далёких предков

Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II». В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг.

он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875).

Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.

С 1880-гг. в армянской классической музыке начинается новое движение по сбору и обработке древних народных песен профессиональными композиторами. Среди этих композиторов были Макар Екмалян, Христофор Кара-Мурза и Никогайос Тигранян.

С этого периода начинает свою деятельность один из наиболее важных деятелей в истории армянской музыки — Комитас, который сыграл ключевую роль в новом возрождении национально-самобытного музыкального стиля. Его многосторонняя деятельность определила путь дальнейшего развития всей армянской музыки последующих столетий.

Творчеством Александра Спендиарова начинается новая история армянской симфонии и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.).

В 1919 году в Тифлисе была создана Общество теоретиков армянской музыки.

В этот период бурно развивалось вокальное творчество.

На различных сценах России и Европы выступали певцы Надежда Папаян, Тигран Налбандян, Арменак Шахмурадян (солист Гранд оперы), Маргарита Бабаян, Беглар Амирджан, Константин, Ованес, Егине, Нунэ и Мария Коргановы.

Плодотворную музыкальную деятельность развивали пианисты Степан Элмасян, Карл Микули, сестры Адамян, дирижёр Александр Асланов (в 1912—1918 гг. руководил оркестром Мариинского театра), скрипачи Давид Давтян и Ованес (Иван) Налбандян.

Многие армянские композиторы, музыканты, дирижёры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира.

XX век

В конце 1920 года в Республике Армения устанавливается советская власть. В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию.

В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижёров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. Тогда же в Александрополе с участием лучших музыкантов республики были поставлены русские и западноевропейские оперы и оперетты.

Несколько армянских студентов Московской консерватории в 1925 году основали квартет, который позже был назван именем Комитаса.

В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. Созданные в 1930-х, начале 1940-гг.

1-я симфония (1934), концерт для фортепиано с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), первый армянский балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940), становятся выдающимися произведениями не только армянской, но и мировой музыки.

В 1930-е гг. создаются произведения для различных инструментов в камерно-инструментальном жанре, среди них пьесы для скрипки А. Хачатуряна, квартеты А. Степаняна и др. Значительное развитие получает романс.

В этом жанре важное значение имело произведение А. Исаакяна. Продолжает своё развитие также массовая песня, где завоёвывают популярность М. Мирзаян, К. Закарян, М. Мазманяна, B. Тальяна и др. Большую популярность получают хоровые обработки народных песен А. К. Кочаряном и др.

В дальнейшем развитии армянской музыки своё значение сыграла Великая Отечественная война. В эти годы создаются песни, воспевающие героизм народа. Известность получили массовые и эстрадные песни и марши А. Хачатуряна, Г. Егиазаряна, М. Мирзаяна, А. Айвазяна, A. Мерангуляна, Е. Сагаруни, К. О.

Закаряна и др. В классическом-симфоническом жанре была написана 2-я симфония А. Хачатуряна, 1-я симфония А. Степаняна, поэма «Армения» Г. Егиазаряна, произведения Т. Тер-Мартиросяна и др. В оперном жанре — оперы «Давид-бек» А. Тиграняна, «Намус» Л. Ходжа-Эйнатова, в балетном жанре — «Гаянэ» А.

Хачатуряна и т. д.

Источник: http://all-armenia.com/kultura-armenii/muzyika.html

Фольклор и наука о нем

Музыкальный фольклор, как известно, – древнейшее, необычайно разнообразное, многоликое явление с “тысячью лиц” и, наконец, достояние общечеловеческой культуры.

ОДНАКО ИНТЕРЕС К НЕМУ ВОЗНИК СРАВНИТЕЛЬНО НЕДАВНО – ВСЕГО ЛИШЬ В XIX ВЕКЕ, к тому же на первых порах среди весьма ограниченного количества людей, в представлении обывателя чудаков, которые днем с огнем пускались во все тяжкие в поисках и собирании народной музыки.

Позднее, в прошлом столетии, интерес этот постепенно, но неуклонно, а затем и в геометрической прогрессии стал возрастать. Об этом свидетельствуют многочисленные фольклорные фестивали, телепередачи и т.д. И это не случайно.

Ведь в условиях  глобализации можно запросто утратить свое лицо – национальную идентичность.

Не остались и мы в стороне. Многие помнят фестивали народной музыки 80-х годов в Политехническом институте, когда в концертный зал надо было пробиваться. А после концертов фестиваль стихийно продолжался до поздней ночи на площади института вокруг памятника классику коммунизма Карлу Марксу.

Правда, приснопамятные холодные и темные 90-е годы сыграли свою негативную роль. В наши дни ситуация изменилась. Отметим хотя бы массовые мастер-классы народного танца Гагика Гиносяна на ереванском Каскаде. Но сегодня речь о музыкальной фольклористике.

Основу многогранной деятельности музыковеда-фольклориста составляют, как известно, собирательство образцов народной музыки посредством разноцелевых научных экспедиций, а в наши дни при помощи различных технических средств записи, сортировка собранного материала, его издание, изучение по разным параметрам.

Из данных областей творчества армянских музыковедов-фольклористов попытаемся представить нотированные сборники армянской народной музыки, изданные в последние годы в Армении.

Они  осуществлены двумя наиболее известными, активно, бесперебойно и результативно действующими центрами армянской музыкальной фольклористики.

Это – отдел народной музыки Института искусств (ИИ) НАН РА и кафедра армянской музыкальной фольклористики Ереванской  консерватории.

ЭТИМИ ЦЕНТРАМИ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ОПУБЛИКОВАНЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ либо с помощью спонсоров около сорока различных по содержанию нотированных сборников армянской народной музыки. Из них отметим, в частности, две серии сборников, которые из года в год пополняются новыми выпусками.

Это матенашар “Армянская традиционная музыка” ИИ (13 выпусков, издается с 2008 года, главный редактор – К.Худабашян-Саркисян) и “Армянские народные песни и наигрыши” кафедры армянской музыкальной фольклористики консерватории -13 выпусков, первый из которых вышел в 1984 году (редактор – М.

Брутян), позже издание серии было прервано и возобновилось в 2009 году. С 2012 года редактор – А.Пахлеванян.

В сериях в основном опубликованы не печатавшиеся ранее материалы из богатейших фонотек отмеченных центров армянской музыкальной фольклористики.

В первую очередь это издание ценнейших записей классиков армянской музыкальной фольклористики, в течение долгих лет хранящихся в этих фонотеках: Саака Аматуни (1856-1917) – учителя и наставника Комитаса в семинарии Геворкян; Степана Демуряна (1872-1934); Христофора Кушнарева (1890-1960) – Великого Армянина, профессора Ленинградской консерватории, воспитавшего блестящую плеяду армянских музыковедов, среди которых Р. Атаян, Н. Тагмизян, М. Брутян, К. Худабашян; Арама Кочаряна (1903-1977) – крестника Комитаса, записавшего армянские “на вес золота” эпические песни; произведения ашуга Шерама, создавшего первый нотированный сборник народной музыки ойротов (народности Алтая). В сериях отображен весь исторический путь армянских музыковедов-фольклористов с конца XIX века до наших дней.

Выпуски серий составлены большей частью по региональному принципу.

Представлено народное творчество множества различных по этнографическому облику районов Восточной и Западной Армении, а также армян, проживающих в других странах, что является важнейшей подоплекой для изучения множества разнообразных музыкальных диалектов армянской народной музыки (Ани, Апаран, Талин, Ехегнадзор, Иджеван, Нагорный Карабах, Муш, Басен, Сасун, Алашкерт, Васпуракан, Тбилиси, Джавахк, амшенские армяне).

В выпуски серий вошли образцы двух ветвей армянской монодической (традиционной, некомпозиторской) музыки – народной и народно-профессиональной – ашугской. Представлена и третья – профессиональная ветвь армянских монодий, в частности, духовные песнопения, однако в их народных вариантах. В рамках настоящей статьи обратимся лишь к публикациям народной музыки.

В сериях охвачена армянская народная и вокальная, и инструментальная музыка. Преобладают песенные образцы с типичными для них формами исполнения – сольное, групповое, попеременное пение.

 В СЕРИЯХ ОТОБРАЖЕНО И ВСЕ ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ.

Прежде всего это земледельческие песни, реликтовые и крайне редкие в наши дни за отсутствием сегодня традиционных для армянского крестьянства способов возделывания земли, в то же время представляющие исключительную научную и художественную ценность.

Земледельческим песням посвящен отдельный выпуск серии ИИ (четвертый), включающий более сотни образцов плужных песен (оровелов), песен бороны, гуменных и аробных песен, отражающих весь многогранный процесс земледельческого труда армянского крестьянина.

Это и эпические песни, записать которые – мечта любого музыковеда-фольклориста. Это и песни скитальцев, обрядовые, исторические, любовные, колыбельные, юмористические и т.д.

Следует отметить, что в сериях представлен разнообразный набор традиционных инструментов, бытующих издревле среди армян (названия инструментов отмечены в нотировках): духовые (зурна, дудук, паркапзук – волынка, блул – продольная флейта); струнные (щипковый тар, амшенские смычковые кемона, кеменче); ударные (доол, дап – разновидность бубна, тмбла – диплипито). Приведены и традиционные инструментальные ансамбли – наиболее типичный дуэт дудуков, а также зурна, доол; трио – два дудука, доол и т.д. В соответствии с этими ансамблями приведены и традиционные для армянской народной музыки многоголосные типы инструментального интонирования – наиболее распространенное двухголосие, трехголосие и исключительно специфическое многоголосие (аккордовое) традиционной инструментальной музыки амшенских армян. Приведены и образцы одноголосного инструментального исполнения.

Особо следует выделить первые два выпуска серии ИИ.

Они полностью посвящены армянской народной инструментальной музыке (в нотированных сборниках армянской народной музыки инструментальные наигрыши обычно приводятся с песенными образцами) – первые и пока единственные в своем роде в армянской музыкальной фольклористике.

Данные выпуски примечательны и разнообразием видов армянской народной инструментальной музыки. Большую часть составляют плясовые мелодии (“Кочари”, “Майроке”, “Шорор” и т.д.). В то же время в выпусках зафиксированы обрядовые инструментальные образцы, пастушьи наигрыши и т.д.

Особого внимания заслуживает наличие в первом выпуске одиннадцати образцов традиционной инструментальной музыки амшенских армян (нотировки которых крайне редки), выделяющейся своей исключительной стилевой спецификой в армянской народной музыке.

СЕРИИ ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МУЗЫКОВЕДОВ-ФОЛЬКЛОРИСТОВ, но и гораздо шире – этнографов, филологов, историков, культурологов… Они вошли в учебный процесс, охотно используются исполнителями. Это прекрасный источник творческого вдохновения в композиторском искусстве.

Эти серии – одно из наиболее примечательных событий армянской музыки последних лет, в то же время – это событие в мировой этномузыкологии.

Ведь записано, нотировано, издано, посему сохранено (наряду с нотированными сборниками Комитаса и других армянских музыковедов-фольклористов) древнейшее и ценнейшее культурное явление, которое сегодня, по свидетельству фольклористов, к сожалению, уже не тот “полноводный источник”, из которого в изобилии черпали Комитас и его сподвижники.

Многообъемное, многотрудное, требующее крайней концентрации творческой энергии издание серий осуществляли коллективы самозабвенно преданных армянской народной музыке носителей и наследников комитасовских традиций, известные, опытнейшие музыковеды-фольклористы, этнографы, филологи. В Института искусств –  это К.Худабашян, А.Мурадян, З.Тагакчян, Р.

Пикичян, М.Саргсян, Ж.Меграбян, М.Тигранян, в консерватории – М.Брутян, А.Пахлеванян, А.Саакян, Х.Мартиросян, Дж.Асатрян, Н.Атанасян, А.Геворкян и другие, кто заслуживает не только высоких похвал, но и оценки и поощрения, причем на самом высоком уровне.

В преддверии 25-летнего юбилея РА это могла бы быть государственная премия…

Источник: http://golosarmenii.am/article/44049/folklor-i-nauka-o-nem

Ссылка на основную публикацию