Основные музыкальные жанры

Музыка — это один из самых древних видов искусства, который со временем не только не потерял актуальность, но стал даже более востребованным и популярным. Разумеется, в нем есть огромное количество жанров, видов, направлений и школ.

Основные музыкальные жанры

Одним из наиболее крупных течений в этом искусстве является классическая музыка. Существует ее большое типовое разнообразие, которое формировалось на протяжении нескольких сотен лет.

Понятие

Прежде чем начать разговор о жанрах классической музыки, нужно разобраться с тем, что именно подразумевает под собой этот термин.

Строго говоря, он не имеет четко обозначенного смысла или определения, поэтому используется в довольно свободной форме и может иметь различные значения в зависимости от контекста.

Чаще всего он применяется в качестве синонима «академической». Это своего рода канон, от которого должно отталкиваться любое музыкальное произведение.

Жанры классической музыки: история и современность

Ее появление связано с эпохой европейского классицизма. Именно тогда сформировалось это направление в искусстве. За его основу были взяты произведения античных авторов и драматургов.

Отсюда и появились ключевые принципы классицизма, которые можно сформулировать как равновесие, логика, ясность, стройность и завершенность произведения, жанровая дифференциация. Что касается музыки, то все они могли быть реализованы только в таких жанрах, как опера, оратория и кантата.

Основные музыкальные жанры

Постепенно музыкальные направления классической музыки развивались, становились все более сложными, насыщенными и отступали от первичных канонов.

Среди наиболее выдающихся композиторов, которые специализировались на произведениях в этом жанре, можно выделить И. С. Баха, А. Вивальди, Дж. Россини, Дж. Верди, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Имена этих великих творцов известны во всем мире. У большинства людей само понятие «классическая музыка» ассоциируется именно с произведениями этих деятелей культуры.

Сегодня этот вид искусства нельзя назвать главенствующим. Но классическая музыка по-прежнему популярна и довольно востребована в узких кругах ценителей. Среди современных композиторов, которых можно смело причислить к талантливым и признанным мастерам своего дела, следует выделить Людовико Эйнауди, Филипа Гласса, Ханса Циммера, Ли Ру Ма и т. д.

Жанры классической музыки: список

За многовековую историю развития сформировалось большое количество различных жанров и поджанров. Многие из них не пользуются популярностью сегодня, но некоторые остаются на плаву и сейчас.

Основные музыкальные жанры

Давайте рассмотрим, какие есть жанры в классической музыке:

  • Опера.
  • Оперетта.
  • Кантата.
  • Оратория.
  • Симфония.
  • Соната.
  • Сюита.
  • Увертюра и т. д.

Разумеется, их намного больше. Здесь же перечислены только основные. Об особенностях и отличительных чертах каждого из них нет необходимости говорить в рамках этой статьи, но рассмотреть некоторые подробнее все-таки стоит.

Особенности жанров

В первую очередь, стоит рассмотреть оперу. Ведь это один из первых и наиболее востребованных элементов классики как таковой.

Опера — это музыкально-драматическое произведение, которое формируется из текстовой составляющей, действия на сцене и музыкального сопровождения.

От театрального спектакля, где музыка выступает вспомогательным средством, она отличается тем, что в ней мелодия играет ключевую роль, формируя все произведение.

Сюита — это один из ключевых элементов классической музыки. По описанию жанр обладает отличительной чертой, заключающейся в ее цикличности. Иными словами, она состоит из нескольких обособленных частей, в которых музыкальное звучание может сильно разниться и даже контрастировать между собой.

Основные музыкальные жанры

Примером классического жанра музыки также может служить соната, которая представляет собой музыкальное произведение для камерного оркестра. В ней по канону практически всегда присутствует фортепиано. Как правило, она сочиняется для сольного исполнения или дуэта, но бывают, разумеется, исключения.

Примеры известных произведений

За долгое время существования классической музыки появилось огромное количество произведений, которые известны по всему миру.

Можно вспомнить Моцарта и его знаменитые оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», которые и сегодня звучат интересно и актуально. Также у всех на слуху 9 симфоний Бетховена.

Не менее известны органные произведения Баха или оперы Верди. Никто не усомнится в их таланте и гениальности. Эти творцы по праву считаются лучшими в своем роде.

Основные музыкальные жанры

Однако среди современных композиторов тоже немало исполнителей, а произведения некоторых из них уже сейчас считаются шедевральными.

К примеру, выдающийся современный композитор Ханс Циммер часто работает с фильмами мирового уровня, сочиняя для них саундтреки.

Он работал над музыкой для таких картин, как «Король лев», «Спирит: Душа прерий», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк» и многие другие.

Интересные факты

Какие есть жанры в классической музыке, было рассказано выше, а теперь немного занимательных фактов.

Исследование, проведенное в 2015 году итальянскими учеными, доказало, что прослушивание композиций Моцарта стимулирует мозг к более активной деятельности. Противоположный эффект на его активность производят некоторые произведения Бетховена. Процесс увеличения активности мозга был назван «Эффектом Моцарта».

В Южной Африке был проведен другой эксперимент, целью которого ставилось выявление влияния классической музыки на растения.

Как выяснилось, от прослушивания мелодий Вивальди они росли несколько быстрее, а также их здоровье немного укрепилось.

Однако ученые утверждают, что благотворный эффект был достигнут, благодаря вибрациям, исходящим от музыкальных инструментов, а сами мелодии и звуки никакого воздействия не оказывают.

Многие композиторы-классики были сумасшедшими. К примеру, Э. Сати употреблял в пищу только продукты и блюда белого цвета, а для самозащиты носил с собой всегда молоток. А.

Брукнер фанатично относился к вещам и постоянно все пересчитывал, известны случаи, когда он доставал из гробов черепа Шуберта и Бетховена.

Моцарт тоже имел весьма серьезные отклонения в поведении: он любил вести себя, как кошка, причем даже во время репетиций.

В заключение

Все многочисленные жанры классической музыки существуют и развиваются по сей день. Среди современных композиторов практически не осталось рьяных консерваторов, которые четко следуют канонам этого вида искусства. Почти все они стремятся привнести в жанр что-то свое, сделать его лучше, адаптировать под свои нужды и современные реалии.

Основные музыкальные жанры

Разумеется, большинство людей предпочитают иные музыкальные направления, нежели классику. Поэтому она, по сути, сегодня является своего рода элитарным видом искусства, которое пользуется спросом у относительно небольшого количества людей.

Читайте также:  Русские духовные стихи вчера и сегодня

Источник: https://www.syl.ru/article/359542/janryi-klassicheskoy-muzyiki-istoriya-i-sovremennost-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Музыкальные жанры

Музыкальные
жанры.

Му́зыка
(греч. μουσική, прилагательное от греч.
Μούσα — муза)
— искусство, средством воплощения
художественных образов для которого
являются звук и тишина, особым образом
организованные во времени.

Музыка́льный
жанр

— род музыки, музыкальных произведений,
отличающийся особыми, только ему
свойственными стилистическими признаками.
Понятие жанра в музыке стоит на границе
категорий содержания и формы и позволяет
судить об объективном содержании
произведения, исходя из комплекса
использованных выразительных средств.

Характеризует, как правило, исторически
сложившиеся роды и виды музыкальных
произведений. В музыковедении сложились
различные системы классификации
музыкального жанра, которые зависят от
того, какой из обусловливающих жанр
факторов рассматривается в качестве
основного.

Нередко одно и то же произведение
может быть охарактеризовано c разных
точек зрения или один и тот же жанр можно
отнести к нескольким жанровым группам.
Можно выделить и «жанры внутри жанров»,
например, входящие в оперу различные
жанры вокальной и инструментальной
музыки. Опера же является по существу
синтетическим жанром, в котором
объединяются различные виды искусства.

Поэтому при классификации необходимо
иметь в виду, какой именно фактор или
сочетание нескольких факторов является
решающим. Жанровые черты могут
переплетаться: например, песенно-танцевальные
жанры. Состав исполнителей и способ
исполнения определяют наиболее
распространенную классификацию жанров.
Это, прежде всего, разделение на вокальные
и инструментальные жанры.

Некоторые
жанры имеют сложную историю, затрудняющую
их классификацию. Tак, кантата может
представлять собой и камерное сольное
произведение, и крупное сочинение для
смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр
– своего рода модель, с которой соотносится
конкретная музыка. У него есть определённые
условия исполнения, предназначение,
форма и характер содержания. Так, у
колыбельной цель – успокоить малыша,
поэтому для неё типичны «покачивающиеся»
интонации и характерный ритм; в марше
– все выразительные средства музыки
приспособлены к чёткому шагу.

  • Самая
    простая классификация жанров – по
    способу исполнения
    .
    Это две большие группы:
  • инструментальные
    (марш,
    вальс, этюд, соната, фуга, симфония);
  • вокальные
    жанры

    (ария, песня, романс, кантата, опера,
    мюзикл).

Другая
типология жанров связана с
обстановкой исполнения
.
Она принадлежит А. Сохору – учёному,
который утверждает, что жанры музыки
бывают:

1.Обрядовые
и культовые
(псалмы, месса, реквием) – для них
характерны обобщённые образы, господство
хорового начала и одинаковые настроения
у большинства слушателей.

Псало́м
(греч. «хвалебная песнь») — гимны
иудейской и христианской религиозной
поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса
— основная литургическая служба в
латинском обряде Католической Церкви.
Состоит из начальных обрядов, Литургии
Слова, Евхаристической Литургии и
заключительных обрядов

Ре́квием
(лат. «упокой») — заупокойная служба
(месса) в католической и лютеранской
церквях, соответствует заупокойной
литургии в Православной церкви.

2.
Массово-бытовые

жанры
(разновидности
песни, марша и танца: полька, вальс,
регтайм, баллада, гимн) – отличаются
простой формой и привычными интонациями;

3.
Концертные жанры

(оратория,
соната, квартет, симфония) – характерно
исполнение в концертном зале, лирический
тон как самовысказывание автора;

Орато́рия
крупное музыкальное произведение для
хора, солистов и оркестра. Отличается
от оперы отсутствием сценического
действия, а от кантаты — бо́льшими
размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та
(итал. звучать) — жанр инструментальной
музыки, а также музыкальная форма,
называемая сонатной формой. Сочиняется
для камерного состава инструментов и
фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т
— музыкальный ансамбль из 4 музыкантов,
вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния(греч.
«созвучие», «благозвучие») — музыкальное
произведение для оркестра. Как правило,
симфонии пишутся для большого оркестра
смешанного состава (симфонического),
но существуют и симфонии для струнного,
камерного, духового и других оркестров;
в симфонию могут вводиться хор и сольные
вокальные голоса.

Наро́дная
му́зыка
,
музыка́льный
фолькло́р,
или фолк-му́зыка
(англ. folk
music)
— музыкально-поэтическое творчество
народа, неотъемлемая часть народного
творчества (фольклора), существующего,
как правило, в устной (бесписьменной)
форме, передаваемого из поколения в
поколение.

Духо́вная
му́зыка

— музыкальные произведения, связанные
с текстами религиозного характера,
предназначенные для исполнения во время
церковной службы или в быту.

Классическая
музыка

(от
лат. сlassicus

образцовый) — образцовые музыкальные
произведения выдающихся композиторов
прошлых лет, выдержавшие испытание
временем. Музыкальные произведения,
написанные по определенным правилам и
канонам с соблюдением необходимых
пропорций и предназначенные для
исполнения симфоническим оркестром,
ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская
му́зыка

(исп. música
latinoamericana)
— обобщённое название музыкальных
стилей и жанров стран Латинской Америки,
а также музыка выходцев из этих стран,
компактно проживающих на территории
других государств и образующих большие
латиноамериканские сообщества (например,
в США).

Блюз
это музыкальный стиль, который создали
чернокожие музыканты проживающие в
Соединенных Штатах Америки. Впервые
блюз начали играть в конце девятнадцатого
века в южных штатах, в окрестностях
дельты реки Миссисипи. Музыка этого
стиля очень разнообразна, многие
музыканты создали свою собственную
манеру исполнения.

Джаз(англ.
jazz)
— форма музыкального искусства, возникшая
в конце XIX — начале XX века в США в
результате синтеза африканской и
европейской культур и получившая
впоследствии повсеместное распространение.

Характерными чертами музыкального
языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных
ритмах, и уникальный комплекс приёмов
исполнения ритмической фактуры — свинг.

Дальнейшее развитие джаза происходило
за счёт освоения джазовыми музыкантами
и композиторами новых ритмических и
гармонических моделей.

Ка́нтри
(англ. сountry
от country
music
— сельская музыка) — наиболее
распространённая разновидность
североамериканской народной музыки,
по популярности в США не уступающая
поп-музыке.

Романс
в музыке


вокальное сочинение, написанное на
небольшое стихотворение лирического
содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная
му́зыка

(нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в
просторечии также «электроника») —
широкий музыкальный жанр, обозначающий
музыку, созданную с использованием
электронных музыкальных инструментов
и технологий (чаще всего при помощи
специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка
(англ. Rock
music)
— обобщающее название ряда направлений
популярной музыки.

Слово «rock» — (в
переводе с английского «качать, укачивать,
качаться») — в данном случае указывает
на характерные для этих направлений
ритмические ощущения, связанные с
определённой формой движения, по аналогии
с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее.

Читайте также:  Как сделать из компьютера «оркестр»?

Некоторые отличительные особенности
рок-музыки, например, использование
электромузыкальных инструментов либо
творческая самодостаточность (для
рок-музыкантов характерно исполнение
композиций собственного сочинения)
являются вторичными и часто вводят в
заблуждение.

Ре́гги
(англ. reggae;
другой вариант написания — «реггей»)
— ямайская популярная музыка, появившаяся
в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка
(англ. pop-music
от popular
music)
— направление современной музыки, вид
современной массовой культуры. Является
отдельным жанром популярной музыки, а
именно, легко запоминающаяся песня.

Источник: https://studfile.net/preview/3558983/

Музыкальные жанры

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры — песня, романс, хор, оперная ария — самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня — древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей.

Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, — говорил М. И.

Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, — а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни — многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент — инструментальное сопровождение — усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» — птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана).

В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П.

Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того — хор (большой певческий коллектив).

Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты.

Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А.

Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, — «Улица волнуется» — изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория — крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории.

Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского).

Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки — опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев — речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах.

В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина).

Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях — дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

Читайте также:  Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями.

Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»).

Почти каждая опера начинается с увертюры — симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,— тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли — темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения.

Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»).

В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма — сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в.

сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в.

между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4—6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в.

создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам.

Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть — медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом — музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой — менуэтом.

Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера — менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально — «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка — одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры.

Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем — простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов.

Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки — это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа.

В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений — быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого — композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим — могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением.

Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт.

Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А.

Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры.

Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки.

Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

Так новое содержание, рожденное самой жизнью, намечает новые пути развития музыкальных жанров.

Источник: http://de-ussr.ru/literat/muzyka/muzykalnye-zhanry.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector