Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Возможно, вы хотите добавить жизненной насыщенности, придать характер и «теплоту» Вашим миксам, но при этом — не выходя из компьютерной среды? Тогда вам нужно посмотреть на эти плагины, некоторые из которых уникальны, а другие тщательно эмулируют своих «железных» прародителей. Встречайте, лучшие плагины насыщения (или сатурации).

  • 1. FabFilter Saturn
  • Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд
  • Saturn добавляет искажения и создает насыщение (с многополосными возможностями, если требуется), которое производит эффект от теплого и легкого аналогового ленточного насыщения до хрустящего звука перемодулированного цифрового носителя.
  • Действительно, этот плагин является одним из тех, на котором можно остановиться для создания эффекта «насыщения» — настолько гибкие параметры модуляции, панорамирования, параметры сжатия и анализатор спектра, в которых вы можете визуально настроить точки пересечения ваших различных частотных диапазонов, в свою очередь — обрабатываемых самостоятельно.
  • Доступен для Mac и всех форматов Windows, VST, VST3 и RTAS.
  • 2. Sound Toys Decapitator
  • Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Отличный звук, отличный интерфейс и простое управление. Как и в других плагинах Sound Toys, его легко настроить всего несколькими параметрами и выбрать наиболее подходящее решение кнопкой «Сравнить».

Но помимо этого, Decapitator также имеет действительно полезную особенность «Стиль»: выбрав одну из пяти клавиш вы получаете моделирование звучания аналогового магнитофона Ampex, EMI channel-strip, Neve channel-strip , настройку Триода и настройку Пентода, как в усилительном каскаде Thermionic Culture Vulture).

  1. Доступен для Mac и Windows всех форматов.
  2. 3. PSP Vintage Warmer 2
  3. Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Vintage Warmer является истинной современной классикой в своей нише. Большой ручкой просто установить и просто добавить реальный звуковой характер. Когда вы пользуетесь VintageWarmer 2, вы на самом деле получаете 3 версии:
MicroWarmer однополосная версия; для использования на отдельных спектрах;
Vintage Warmer (LE), на основе CPU-процессора;

  • VintageWarmer 2, который использует двойной частоту дискретизации для дополнительного аналоговой точности.
  • 4. Variety Of Sound / Bootsy FerricTDS
  • Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд
  • Bootsy FerricTDS — Возможно, лучший бесплатный плагин «насыщения».
  • 5. D16 Group Redoptor
  • Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

D16 получил много похвал от производителей EDM за этот спектральный плагин, не говоря уже о лучших классических эмуляционных драм-машинах 808 и 909. Redopter имеет винтажный ламповый блок искажений, и работает просто блестяще.

  1. Доступен для Mac и ПК во всех форматах.
  2. 6. Izotope Alloy
  3. Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Для тех, кто знаком с Izotope Ozone (финалайзер/мастеринг плагин) или плагин, убирающий искажения, Alloy может быть хорошим инструментом, чтобы попробовать как работает многополосное насыщение.
Доступно для Mac в форматах AU / VST / RTAS; ПК в VST / DX / RTAS.

7. 112dB Redline Preamp

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Предусилитель Redline оживит любой слишком «чистый» сигнал настраиваемой комбинацией четных и нечетных гармоник, насыщенностью и мягким Notch фильтром. Создание четных или нечетных гармоник может дать вам эффект аналоговой ленты или эффект насыщения лампы, плагин имеет очень хороший мощный звук с очень удобным пользовательским интерфейсом.

  • Доступно для Mac и PC.
  • 8. Sknote Roundtone
  • Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Любимый многими, Roundtone является эмулятором ленты с высоким качеством звука.
Доступен для Mac и PC.

9. ToneBoosters Ferox

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Другой плагин насыщения (или «эмулятор ленты»). Определенно стоит проверить.
Доступен для Mac и PC.

10. URS Saturation

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Этот плагин многими любим за его понятный интерфейс в сочетании с огромной гибкостью и качеством звука. Вы можете быстро набрать что-нибудь между ламповым микрофонным предусилителем и аналоговой лентой, с конкретными цифрами скорости протяжки ленты: например, вы можете выбрать между 15ips и 30ips.

  1. Доступен для Mac VST / AU / RTAS, ПК: VST / RTAS.
  2. 11. Massey TapeHead Saturator

Другой простой плагин со «злым» звуком — один из лучших, на самом деле. Неограниченная сроком демо-версия, но с обновлением до полной версии – и Вы получаете дополнительные возможности.

  • Доступен для Mac и ПК всех форматов.
  • 12. Crane Song Phoenix II

Обновленный от первоначального Phoenix, это, пожалуй, плагин «предварительный усилитель + реальная лента» . Он имеет пять основных « вкусов » с красноречивыми названиями, начиная от тонкого насыщения (Luminescent, Iridescent) и ,постепенно, к более интенсивным (Radiant, Dark Essence and Luster).

13. Acustica Nebula3

На самом деле это плагин-мультиэффектор, который использует свою собственную N.A.T. сэмплерную программу для обеспечения эмуляции буквально сотни винтажных аппаратных блоков с их теплыми аналоговыми характеристиками.

Он поставляется с 400 пресетами, в том числе 60-ю «сумасшедшими» по звуку предварительными усилителями, 40 эквалайзерами, 20 компрессорами, 30 фильтрами, 100 возможными реверберациями и 90 эффектами Time Variant (хорусы, фленжеры, фейзеры и т.д.).

Если вы не можете найти желаемой насыщенности среди этой партии, то у вас нет надежды. К счастью, Nubela3 поставляется с довольно убедительной обработкой звука.

  1. Доступно только для Windows / PC.
  2. 14. Wave Arts Tube Saturator

Рекламируемый как «наиболее точный в режиме реального времени» плагин лампового усиления от Waves Arts. Можно предположить, что разработчики не пошли на усеченный и упрощенный алгоритм.

Для «Технологии моделирования контура» чрезвычайно важна интенсивная работа процессора, и, конечно, рекомендуется быстрый компьютер.

Вся разработка была посвящена воссозданию реального лампового предусилителя.

  • Доступен для Mac и Windows.
  • 15. SPL TwinTube Processor

Основанный на собственных аппаратных модулях, TwinTube имеет два больших регулятора: один для добавления насыщенности лампы (теплее, громче), другой — для добавления гармоник, (присутствие, ясность, «искристость»).
Доступен для Mac и ПК всех форматов.

16. McDSP AC101

Плагин McDSP вполне стар, но все еще является основным во многих студиях.
Доступен для Mac, в native версии (RTAS/AU) и HD.

У вас есть окончательный (почти) список плагинов, которые могут помочь вам достичь лучшего, более теплого, любимого звучания. Рекомендуем попробовать их все, и в конце концов — сделать выбор для выполнения конкретных задач.

Также подробный список плагинов, эмулирующих аппаратные легенды, находится здесь.

Источник: http://livesoundjournal.ru/16-luchshikh-plaginov-saturacii/

Что же такое теплый ламповый звук?

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

В последнее время появилось много споров о непревзойденном ламповом звучании в аудио усилителях. Давайте разберемся, что такое «ламповый звук» ?

Немного истории

Как известно, в 1905 году, в процессе экспериментов с лампами накаливания, Эддисоном случайно был изобретен диод.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд       Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

А уже через год, добавив в лампу третий электрод (управляющую сетку), был изобретен триод или электронная усилительная лампа. Это и положило начало ламповой эпохи.

Огромную популярность лампы приобрели через 30 лет после изобретения. Их популярность длилась, начиная с 1935 года и вплоть до 1951 года.

Параллельно с лампой шли разработки полупроводникового триода (транзистора). И, когда 1951 году началось массовое производство транзисторов, лампа постепенно стала терять позиции.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Почему люди стали переходить на транзисторы в аудио?

На это есть несколько основных причин. Первая касается того, что радиолампа стала проигрывать транзистору по скорости работы, размерам и энергопотреблению. Благодаря транзисторам стало возможно создавать качественные компактные устройства.

Также транзисторные усилители были значительно дешевле при таких же, как у ламп, или даже лучших характеристиках звука.

Одними из основных элементов, которые вносят заметные искажения в ламповый усилитель, являются выходные трансформаторы, которые к тому же добавляют хорошую сумму к стоимости усилителя. В ламповом стерео усилителе их можно найти по одному на каждый канал.

Есть также бестрансформаторные ламповые усилители, но они работают только на специальной акустике. В добавок к этому они очень редкие и их мы не будем рассматривать.

Лампы в аудио аппаратуре

Прогресс коснулся всех электронных устройств, но мы остановимся на аудиоаппаратуре.

Чаще всего ламповые усилители (в эпоху транзисторных) использовались в студиях звукозаписи для усиления сигнала с конденсаторных микрофонов. Благодаря высокому входному сопротивлению и меньших искажениях при превышении громкости звука было удобно использовать именно их.

Также сейчас очень популярно использовать ламповые усилители для электро гитар, благодаря вносимым в звук искажениям, которые называются «Дисторшн».

В домашних усилителях, до появления транзисторных вариантов, у пользователей просто не было выбора. А когда появились транзисторы, то из преимуществ ламповых усилителей стали выделять особое звучание, которое в последствии стали называть «теплый» ламповый звук.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Постепенно лампы были вытеснены транзисторами с массового рынка усилителей и остались только в дорогом (Hi-End) или любительском сегменте.

Что же такое ламповый звук?

Давайте разбираться из чего состоит так называемый «теплый ламповый звук».

Во первых, на слушателя влияет сам внешний вид лампового усилителя, а именно мягкое свечение работающих ламп, что создает особую атмосферу для прослушивания. Часто звучание ламповых усилителей описывают как «живой», «теплый», «душевный», и другие определения которые, не свойственны звуку.

Прогресс остановился?

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Самое интересное, что нет споров по поводу качества картинки телевизоров, которые как известно, также эволюционировали с ламповых. Если сравнить телевизоры ламповой эпохи с современными, то даже ярый сторонник ламп не будет спорить, что же всё-таки лучше.

То же самое можно сказать о компьютерах, телефонах и других устройствах. Они в разы стали лучше и доступнее. То есть, получается, прогресс остановился только на звуковых устройствах? Вам не кажется это странным?

Что покажут замеры однотактного лампового усилителя?

Чаще всего любители лампового звука используют для прослушивания однотактные ламповые усилители. Один из них нам любезно предоставил радиолюбитель Дмитрий.

Благодаря измерениям звучания ламповых однотактных усилителей мы кое-что выяснили. В отличие от транзисторных, в которых больше нечетных гармоник, в ламповом преобладают четные и чаще вторая гармоника, которая и придает обычному звуку особое звучание.

  • В ходе экспериментов с прослушиванием было выявлено, что наш слух не режут и не утомляют повышенные четные гармоники, в отличие от нечетных, которые преобладают в транзисторных усилителях.
  • На рисунке видно повышенную вторую гармонику однотактного лампового усилителя, которая в том числе придает особенность звучания.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Результаты тестов RMAA

Замер на мощности 1.5 Ватт смотреть Замер на мощности 4 Ватт смотреть

Секрет лампового звука

Если отбросить визуальное восприятие лампового усилителя и фантазию, то, чаще всего, секретом лампового звука и есть эта вторая гармоника. А также преобладание четных гармоник. Также, очень часто АЧХ таких усилителей начинает заваливаться на высоких частотах из-за особенностей трансформатора и они звучат не так резко.

Вроде бы все просто, не так ли? Но не все согласны с такими простым пояснениям и придумывают волшебство и параметры, которые недоступны для современных замеров, используя не свойственные звуку определения.

Двухтактные ламповые усилители

Выше было перечислено то, что касается однотактных усилителей. Если же брать двухтактные, то они могут по характеристикам быть идентичными транзисторным.

То есть, не опытному слушателю по звуку сложно будет отличить ламповый двухтактник от транзисторного усилителя класса А или качественного AB.

Разница будет только в том, что ламповый усилитель обойдется в несколько раз дороже транзисторного с такими же характеристиками.

Читайте также:  Три основных приёма игры на гитаре

Источник воспроизведения

Очень часто в спорах про качество звука забывают о самом источнике звука. Усилитель, на самом деле, лишь усиливает сигнал. И если качество сигнала будет плохим, например с шумами, он усилит его также с шумами и звук будет плохим.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Еще недавно ходили споры о том, что цифровой звук совершенно не пригоден для воспроизведения и поэтому аудиофилы слушали звук с пластинок или бобинных магнитофонов. Они проиграли эту войну. Ведь теперь большинство перешли на цифровой звук, поскольку так лучше и удобнее. Сейчас они спорят о том, какие преобразователи цифрового сигнала лучше. Возможно они просто любят спорить?

Акустика для лампового усилителя

Про акустику часто забывают при выборе усилителя, хотя на самом деле это самое главное. Неправильно подобранная пара «акустика — усилитель» может испортить звук, при этом неважно за сколько денег вы ее купили.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Например, если усилитель рассчитан на акустику 8 Ом, а вы подключите 4 Ом, то усилитель будет работать с несвойственной для него нагрузкой. Или если однотактный 5-ваттный ламповый усилитель подключить к слабочувствительной акустике, то вы получите не тот звук, который должен быть, и сделаете выводы, что усилитель плохой.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Ламповые тетроды и пентоды плохо работают с многополосной акустикой из-за высокого выходного сопротивления, поэтому их нужно слушать на широкополосной акустике. Ламповый триодный усилитель не так требователен к этому и нормально звучит практически на любой акустике, как и большинство транзисторных.

Так же не стоит забывать, что если ваша комната пустая, то, при прослушивании, звук будет отражаться от стен и будет звучать плохо, но это уже другая тематика.

Стоит ли переходить на лампы?

На этот вопрос ответить сможете только вы сами. Самый правильный способ — это взять на прослушивание к себе домой ламповый усилитель и самому на него ответить. У вас будет возможность сравнения в спокойной обстановке, например, со своим усилителем, и затем сделать выводы.

Часто озвучиваются противоположные отзывы о ламповом звуке и усилителях от «божественного» звучания до определения «обычный» или «плохой» звук. И только вы сами можете определить, какой он для вас.

Не рекомендуем ориентироваться на отзывы про ламповые или другие усилители, очень часто их пишут или заинтересованные люди или те, кто вообще не слышал этих усилителей.

Спор о том, стоит ли слушать ламповые усилители или переходить на них с транзисторных, на самом деле похож на спор «Стоит ли ездить на обычных машинах или переходить на ретро автомобили?».

Ведь есть очень красивые ретро автомобили, с дорогим салоном и хорошей мощностью. При наличии денег можно сделать копию такого авто и получать удовольствие от езды на нем.

Есть отличное выражение на эту тему — о вкусах не спорят.

Подойдут ли такие авто для всех? Конечно же нет, но вы — это не «все». Главное, что бы это нравилось лично вам и вы от этого получали удовольствие.

Где лучше покупать ламповые усилители?

Если, прослушав и сравнив ламповый усилитель с остальными усилителями, вы решили остановиться на лампе, то ответ на вопрос «Где купить?» зависит от ваших финансовых возможностей. Если у вас нет больших денег, то рекомендуем обратить внимание на радиолюбителей, которые занимаются ламповыми усилителями.

В пределах 500-1000$ можно получить хороший самодельный ламповый усилитель. Как правило, такой усилитель можно взять домой на прослушивание и купить его, если понравится звук.

Если вы не стеснены в финансах, то для вас появится много известных брендов, которые, помимо звука, продадут вам престижное и красивое устройство.

Выводы

Ламповый усилитель проигрывает другим усилителям по энергопотреблению, имеет большой вес и требует длительного прогрева ламп для входа в нормальный режим перед прослушиванием.

Также ламповый усилитель выделяет много тепла во время работы и может запросто нагреть небольшую комнату, поэтому в жару  вам нужно будет купить кондиционер.

Если говорить об однотактных усилителях, то они проще в настройке и их звук имеет специфическое «ламповое звучание», благодаря повышенной второй гармонике. Поэтому они и пользуются большим спросом у пользователей.

Если брать двухтактные ламповые усилители (или еще более сложные), то по звуку они похожи на транзисторные усилители, но в несколько раз дороже, чем аналогичный транзисторный.

Видео

Смотрите наши видео о ламповом звуке и ламповых усилителях. Большое спасибо Дмитрию, который предоставил нам на тест усилитель и согласился ответить на вопросы!

Самое главное при выборе любого усилителя — вы должны в первую очередь сами его послушать и выбрать для себя то, что вам понравится. И не важно, будет ли это ламповый усилитель или любой другой.

Источник: https://v-mire.net/chto-zhe-takoe-lampovyj-zvuk/

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция.

Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок.

Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саундПервый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост.

Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы.

При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода.

Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом.

Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саундСтроение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования.

Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы.

При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саундТак работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саундОбозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов.

Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull).

В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения.

На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А.

В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Плюсы

Традиционный триодный режим работы лампы имеет как минимум одно значимое преимущество: способность работать без обратной связи.

Пентодный режим имеет свои плюсы: большую линейность работы и возможность достигать более высокой мощности.

Ультралинейный режим дает возможность отказаться от общей обратной связи и при этом сохранить мощность, близкую к пентодному включению. При этом триод при прочих равных обходит оба варианта по уровню собственного шума лампы.

Минусы

Слабые места одних режимов ламп вполне закономерно можно обнаружить там, где проявляются сильные места других. Триодный режим имеет меньший КПД и меньшую линейность, хуже переносит динамические нагрузки.

Пентодный и ультралинейный режимы проигрывают по уровню шумов, к тому же на практике оказываются более зависимы от качества выходных трансформаторов.

Пентодный усилитель невозможен без общей обратной связи, и она может понадобиться в некоторых вариантах ультралинейного режима.

Особенности

С точки зрения качества и характера звучания каждый тип ламп и каждый режим включения имеет свои особенности, настолько очевидные на слух, что даже ультралинейный режим, по факту, не стал золотой серединой.

Читайте также:  Как выбрать синтезатор для домашнего обучения?

Триоды в чистом виде и триодное включение пентодов обеспечивают наиболее чистый и объемный звук до тех пор, пока дело не дойдет до энергичной музыки с быстрыми и значительными по амплитуде перепадами громкости.

Иными словами — для спокойного джаза триоды подходят куда лучше, чем для прослушивания рока.

Пентодный и ультралинейный режимы, напротив, больше подходят для энергичной музыки, но в ряде случаев звучат недостаточно чисто, точно и детально. Особенно часто эти претензии относятся к пентодному режиму, а в целом характер звучания и пентодного, и ультралинейного режимов нередко сравнивают с транзисторными усилителями.

Практика

Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления.

Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов.

Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно.

При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя.

Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот.

Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем.

Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.

Звук

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано».

В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система.

Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками.

Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов.

Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное.

Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Выводы

Каждый режим работы лампы в усилителе имеет свои плюсы и минусы, которые дают хорошо различимые на слух отличия в звучании.

Учитывая, что ламповая техника — это всегда техника с характером, выбор усилителя, работающего в том или ином режиме (или переключение режимов на самом усилителе), является инструментом пользователя, позволяющим подобрать усилитель согласно индивидуальным предпочтениям.

  • Другие материалы цикла:
  • Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла
  • Как работает усилитель класса «АВ», или Практичность правит миром
  • Как работает усилитель класса «G» и «H», или На ступень выше
  • Как работает усилитель класса XD и XA, или Немного экзотики
  • Как работает усилитель класса D, или Не такой как все
  • Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.
  • Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:
  • • Как IT-компания боролась за право продавать музыку
  • • Как выбрать наушники для домашней Hi-Fi-системы?
  • • Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков

Источник: https://stereo.ru/to/dtkl9-kak-rabotayut-lampovye-usiliteli-ili-osobennosti-teplogo-zvuka

7 бесплатных плагинов, которые добавят теплоты в трек!

Современные плагины все ближе подходят к воссозданию теплоты и характера аналоговых устройств. Мы подобрали 7 бесплатных инструментов, которые в своих алгоритмах не только добавляют или сдавливают частоты, но и насыщают их специальным образом.

SGA 1566 Shattered Glass Audio дает вам одноканальный старинный ламповый предусилитель. Вся схема моделирует в реальном времени и дает аутентичный аналоговый звук. Используйте его в качестве эксайтера/сатуратора, чтобы повысить теплоты в трек (или небольшой зернистой перегрузки). Новая версия более легкая чем предшественник, и не перегружает процессора компьютера!

SGA 1566 здесь.

2. TDR Slick EQ

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

TDR Slick EQ — это гладкий и простой в использовании трехполосный эквалайзер, который дает вам потрясающий звук, как и все плагины от Tokyo Dawn Records. Разогрейте аудио-волну выбирая нелинейную опцию в разделе Output Stage. Он добавит тонкие гармонические искажения и текстуру.

«Этот маленький парень звучит потрясающе» — Dave Pensado

Загрузить TDR SlickEQ.

— Бесплатные Auto-tune плагины! (Free Autotune VST) —

3. Ace Amp

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

AceAmp от Shattered Glass Audio основан на классических ламповых усилителях 50-х годов. Плагин имеет простые элементы управления, знакомые каждому музыканту. Очень интересно работает с вокалом!

Скачать бесплатно.

4. Molot Compressor

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Это монстр с характером! Он даже выглядит как советский винтажный аппарат. Очень популярен за свое интересное окрашивание звука.

Перед работой советуем прочитать руководство пользователя для правильной настройки и получения максимального результата!

Скачать Molot.

— Лучшие бесплатные сатураторы (saturation VST plugin) —

5. Voxengo Tube Amp

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

TubeAmp Voxengo дает теплый овердрайв в стиле микрофонных предусилителей. Используйте фильтр низких частот, чтобы имитировать более качественную текстуру. Параметры управления, как и у множества подобных плагинов — классические.

Загрузить Tube Amp Voxengo.

6. MJUC jr. Compressor

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

Klanghelm’s MJUC прост и элегантен.

Используйте его для плавного сжатия или более тяжелого эффекта накачки. Основан на старинных компрессорах 1960-х годов и выглядит также аутентично.

Загрузить MJUC jr.

— Наушники для сведения и мастеринга —

7. Softube Saturation Knob

Красим звук: saturation, теплые лампы и аналоговый саунд

  • Этот плагин является лучшим из данного списка.
  • Дейв Пенсандо часто его отмечал в своих видео.
  • Самое замечательно в простом управлении и отличным качеством звука.

Загрузите Softube бесплатно.

Источник: https://arefyevstudio.com/2017/09/11/7-besplatnyx-plaginov-kotorye-dobavyat-teploty-v-trek/

Теплый ламповый звук

Вдогонку к статье “Аудиофилизм” по просьбам трудящихся решил немного осветить тему теплого лампового звука. Я не буду приводить графики и прочие цифры, все это уже будет похоже на научный труд, а не на обзорную статью.

Данное понятие зародилось очень давно, еще во времена зарождения полупроводников. Поскольку транзисторы, в те времена были, мягко говоря, не очень качественными, а схемы на германиевых приборах только начали появляться, то, как само собой разумеющееся образовался сабж. Плюс давайте добавим сюда не полное понимание работы транзистора, отсутствие схем и дороговизну самих компонентов.

Радиолюбители использовали транзисторы по той же схеме как и лампы, но как Вы понимаете ничего хорошего из этого не получалось, либо схема не работала либо работала очень мерзко. Так же не забываем про мощные выходные транзисторы, если кто помнит, были такие П4Э редкостное говно. Позже появились и П213 и П214, которые немного улучшили ситуацию.

В предварительных каскадах использовались транзисторы МП14, а впоследствии МП40-41-42. Были и в этой серии и малошумящие приборы, если не ошибаюсь это, были П28 и МП39Б, которые были жутким дефицитом, а поэтому если удавалось его достать, то ставили самым первым, что в принципе очень правильно.

  И не забываем, что транзисторы того времени обладали низким коэффициентом усиления, что приводило к увеличению числа каскадов и сложности схемы.

 И как один из факторов можно добавить психологический аспект полярности питания. Как известно первые из транзисторов имели P-N-P переход, а это означало, что схема переворачивается с ног на голову. Как так, плюс на массе?! возмущались радиолюбители и продолжали использовать простые и надежные схемы на радиолампах.

Но прогресс не стоял на месте, транзисторы стали дешеветь, стало модным иметь маленький радиоприемник на батарейках, да и отсутствие прогрева, и моментальное включение и экономичность также не маловажные факторы.

На самом деле понятие Лапового Звука дожило и до нашего времени. Тогда как в начале истории транзисторов банально не было схем, но были детали посредственного качества, то сейчас это явление избыточности, моды и раскрутки понятия «Винтаж»

Хотя, действительно, звучание ламповой аппаратуры отличается от таковой на полупроводниках. Простой пример, если среднестатистический меломан включит старинную радиолу на вакуумных приборах, он будет удивлен.

Да, действительно, она звучит не так как транзисторная, как-то не привычно, как-то по особенному. Через некоторое время, восторг сходит на нет и приходит понимание ситуации.

Известно, что транзисторные усилители имеют выраженные не четные гармоники, тогда как ламповые наоборот: четные. Таким образом, ламповые усилители как бы маскируют изначально плохую запись, придают ей ламповую окраску, если можно так выразиться.

Нет, все-таки качественная полупроводниковая аппаратура значительно превосходит по параметрам ламповых собратьев. Так в чем же дело? Давайте попробуем разобраться в этом интересном явлении теплого лампового звука. Итак:

ООС. Отсутствие в ламповых схемах глубоких, либо вообще как таковых, отрицательных обратных связей.

В этом конечно есть рациональное зерно, ведь для ламп характерны более высокие линейные характеристики, чем для полупроводников. Именно для этого и вводится ООС.

Читайте также:  Альфред шнитке: пусть сначала киномузыка

Но и не будим кривить душой, зачастую линейные схемы без ООС могут обеспечить куда меньше интермодуляционных искажений, которые мы все с вами так не любим.

 И тут имеем самодельщиков, которые не ведают, что творят самостоятельно пытаются изготовить самый крутой ламповый усилитель. Знаний на постройку более или менее приличного аппарата не хватает, а поэтому в ход идут схемы, взятые у радиохулиганов, которые последние используют в качестве модуляторов для своих АМ передатчиков.

Схема такого усилителя очень проста, обычно используется всего парочка ламп: 6Н2П и 6П14П к самим лампам нужно еще не много деталей. И вот схема собрана, кучерявым навесным монтажом и безобразной кучей хлама лежит на столе.

Если схема заработала с первого включения (а чему там не работать?) то начинается магический подбор ламп в те или иные каскады, и зачастую можно увидать в предварительном усилителе лампы, которые для этого совсем не проектировались, автор лично видел, как использовали лампу 6П13С в первом каскаде.

В запущенных случаях, никоем образом не допускается использование пальчиковых ламп, а только с октальным цоколем, ведь они древнее, больше, ламповее и теплее. Чаще всего это двойной триод 6Н8С и всеми горячо любимая легенда, пентод 6П3С.

А все то, что осталось от изначального звука нужно подать непременно на колонки размером с трехстворчатый шкаф, с одним единственным широкополосным динамиком. А подается вся эта мерзость на акустическую систему через:

Трансформатор Выходной. Забавная вещица на самом деле. Имеет прокачанный и очень важный скил: «Срез верхних частот, которые возникли из-за самовозбуждения в результате монтажа описанного выше» Имеет большой вес и габариты, сравнимые с силовым трансформатором.

Качественный выходной трансформатор стоит, примерно, автомобиль Российского производства средней потрепанности. Но денег на такие покупки нет, а поэтому в ход идут ТВЗ от ламповых телевизоров и радиол. В конце концов, наш герой, понимает, что данного трансформатора уже «не хватает» и нужно его заменить.

Но на что? Конечно на трансформатор силовой, где его первичная обмотка включается в анод лампы, а накальная к динамикам. Получив таким образом «перенасыщенные басы» трансформатор перематывается бесчисленное количество раз.

И плевать на то, что не все пластины собираются в обратно пакет, и не важно, что это все безобразие начинает звенеть и мозолить слух противным дребезжанием в такт музыке.

Но, тем не менее, трансформатор очень хорошо подходит для согласования высокого выходного сопротивления ламповых каскадов с низкоомной нагрузкой. И в самом начале эры германиевых полупроводников, трансформаторы использовались и в транзисторных схемах.

Дальше новая дисциплина с силовыми трансформаторами. Изначально их извлекают из устаревшей аппаратуры, и без всякой переделки используют в своих конструкциях. Но однажды, юный любитель Теплого Лампового, собирает второй канал и вот тут начинаются проблемы.

Не хватает анодного тока и под удвоенной нагрузкой очень даже не слабо проседает напряжение, что не лучшим образом сказывается на качестве звука. Проседает и накальное напряжение, и лампы начинают работать не в режиме.

(Кстати, от избыточного так и недостаточного напряжения, как в цепи анода, так и в цепи накала, лампа очень быстро изнашивается, хотя и продолжает работать.

) В этом случае наши герои либо перематывают трансформаторы, что не существенно помогает, потому как трансформатор выше положенной мощности не отдаст, либо устанавливают два силовых трансформатора, что в купе с двумя звуковыми делают агрегат стационарным и не резу не перемещаемым.

Но бывает и так, автор читал статью о том, как человек собрал ламповый усилитель по очень хорошей схеме, но вот с блоком питания не вышло. Средств на покупку двух киловаттного трансформатора у него не осталось, да и размеро-весовые характеристики переходили все разумные границы.

И тут человека осенило: «Импульсный БП» Не смотря на все предрассудки и форумные протесты, блок питания был построен. И естественно дал прекрасные результаты, никакой просадки напряжения под нагрузкой и, не смотря на то говно, что у нас в розетках зовется электричеством.

Но, в конце концов, открыв для себя высококачественные полупроводниковые УНЧ с лампами было покончено.

Ценителями Теплого Лампового Звука признается только навесной монтаж. Не один раз автором были замечены высказывания о том, что стеклотекстолит портит звук, не знаю как Вы, а я вот даже представить себе такого не могу.

Печатный монтаж это зло, он не дышит и не имеет души, а еще, желательно, паять медью, как это было реализовано в батарейных ламповых радиоприемниках.

Хотя и здесь можно проследить некую логику, пайка обычным припоем имеет большое переходное сопротивление, которое в десятки, а иногда и в сотни, раз превышает сопротивление печатного проводника. Так, что по сути пайка медью как таковой не является, это скорее сварка, сплавление металлов.

Итак, что мы можем вынести из нашей беседы. Лампы это конечно хорошо, они красиво светятся в темноте, согреют реальным, физическим, теплом и, в конце концов, это модно, круто и, в наше время, необычно.  Я ни в коем случае не стану вас отговаривать от постройки лампового аппарата, наоборот, это весьма интересно и познавательно.

Только помните, на анодах ламп ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ! Бывает, что гораздо выше, чем в электросети, не забывайте разряжать конденсаторы в цепи анодного напряжения. Так же не забывайте о температуре вакуумных приборов, она достаточно высока, чтобы получить ожог.

А вот с  практической точки зрения, для ежедневного домашнего прослушивания, не думаю, что это целесообразно.

Источник: https://cxem.net/sound/raznoe/audiofilizm3.php

Saturation – что же это такое?

Все люди связанные с музыкой не раз слышали, что мол, лампа – это дико true, а все эти ваши транзисторы – полная лажа. Но, в личных разговорах, мало кто мог мне пояснить, каким же образом ламповая обработка делает звук “теплым”, “ламповым”. Ну давайте попробуем разобраться, в чем же тут суть.

А суть простая – когда цифра вошла в музыкальную индустрию и начала медленно, но верно вытеснять дорогостоящие ламповые приборы, то звукорежиссеры(музыканты, слушатели), заметили, что звук становится слишком “стерильным”, и вообще каким то не таким. Волна была абсолютна идентична записываемому инструменту.

Лампа же вносила небольшие искажения в звук выдавая тот самый легендарный “ламповый” звук. Она его немного “подгружала”, добавляя небольшие искажения. И вот тогда, звукорежиссеры, которые еще не успели на тот момент продать свои ламповые усилители достали их с полочки, и стали пропускать аналоговый сигнал через них “загрязняя” звучание и получая “тот самый звук”.

Я сам столкнулся с подобной штукой, когда экспериментировал со звучанием. Я просто напросто взял свой трек, записал его на обычную бобину, а потом снял это звучание и загнал снова в цифру. Результат меня мягко говоря удивил: конечно это будет очень пафосно сказано, но композиция сразу зазвучала в духе Portishhead, что меня весьма позабавило.

Но это совершенно не означает, что вам нужно в срочном порядке доставать запыленные магнитофоны, или бежать в ближайшую комиссионку в поисках оных.

Итак, его величество – сатуратор!

Сатурацию можно разделить на 2 вида:

Ламповая – самая известная(вспоминайте сразу ламповые преампы). В ее основе лежит свойство ламповых усилителей вносить нелинейные искажения в исходный сигнал(добавлять некий “треск”, гармоники).

Например, известный всем гитаристам эффект Overdrive – это ничто иное, как очень насыщенная ламповая сатурация, а Distortion – полупроводниковая, которая формирует волны в виде прямоугольников изменяя исходную плавную волну.

Но не думайте, что любой из приборов имеющих в себе лампу обязательно будет нести в себе эффект сатурации. Ламповые микрофоны, например, имею в своей конструкции лампу лишь для того, чтобы свести к минимум любые искажения сигнала. Уже после своего эксперимента, о котором писал выше, я понял для чего во многих крупных студиях звукозаписи имеются бобинные магнитофоны. Именно для этих целей. Но опять же не забываем – то, что стоит на студии Abbey Road, и то, что осталось вам в наследство от ваших родителей, дедушек, бабушек – это абсолютно разные вещи. Но для домашних экспериментов более чем подходит. Развлекайтесь на здоровье! =)

Трансформаторная – ну тут все гораздо проще: сигнал искажается проходя через обмотку трансформатора. Конечно, она меньше распространена, но при этом может дать интересный эффект при обработке звука.

  • Практика:
  • Что же обрабатывать сатуратором?
  • Бас-гитара:

Ну с теорией мы вроде бы как разобрались, и теперь самое время опробовать на практике все эти дела. При использовании сатураторов пользуйтесь всего лишь одним простым правилом: Вешайте сатуратор либо на канал инструмента, либо на мастер выход. Если повесите и туда и туда, то звук скорее всего будет слишком грязным и неприятным для слуха.

Использование сатураторов на бас-гитаре придает в высокочастотном спектре гармоникам больше плотности, генерирует новые гармоники, что положительно сказывается на слышимости инструмента в общем миксе, но при этом стоит помнить, что при обработке сатуратором возможно придется пересмотреть эквализацию инструмента(если она была произведена ранее)

Вокал:

Данный совет больше подойдет любителям хард-рока, и рока в целом. Если в вашем миксе присутствуют перегруженные гитары, то вполне вероятно, что они забьют вокал, и его придется выводить громче, что может оторвать его от микса. В это плане – легкая сатурация может стать панацеей для вокальных партий.

Ну и здесь, я считаю, стоит дать список плагинов-сатураторов:

Waves tube saturator – лучший плагин, основанный на ламповой сатурации. Уровень сатурации регулируется ручкой Drive. Кроме того, имеется трех полосный эквалайзер, который можно отключить, поставив тумблер EQ в положение Off.

Переключатель FAT, который отвечает за переключение между использованием плагина в режиме предусилителя или как усилителя мощности, на слух увеличивает звуковую атаку.

Хочется так же отметить, что данный плагин очень прожорлив касательно процессорной можности, поэтому логично использовать его на только на мастере.

Ferric TDS. Бесплатный плагин, эмулирующий звучание магнитной ленты. Очень качественный, аккуратно обрабатывающий звук. Регулятор «Dynamics» осторожно выравнивает динамику трека. Ручка «Saturation» отвечает за уровень добавляемых гармоник в звуковой сигнал. Колесико «Limiting» контролирует уровень пиков на выходе.

Tessla Pro. Еще один бесплатный плагин, эмулирующий трансформаторную сатурацию.

URS Saturation Native. Превосходный плагин, содержащий множество пресетов, основанных на различных типах сатурации. Очень простой в обращении: есть только регуляторы уровней сигнала на входе и выходе, уровень сатурации, ползунок соотношение Dry Wet сигнала. Более десятка, эмулирующих звучание известных микрофонных и инструментальных британских и немецких предусилителей.

Источник: http://cubaseuser.blogspot.com/2013/03/saturation.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector