Русские духовные стихи вчера и сегодня

Русские духовные стихи: вчера и сегодня, Музыкальный класс

Часто мы слышим красивые гимны и песни, которые рассказывают нам о давних исторических и мифических событиях, описывают реальных и вымышленных персонажей. В литературном мире эти произведения называют духовными стихами и относят к разряду устного народного творчества.

История возникновения духовного стиха датируется временами Киевской Руси, поэтому форма его подачи на протяжении столетий часто видоизменялась.

Для того чтоб избежать недоразумений, литературные критики поделили русские духовные стихи на две группы:

Многие выделяют еще лиро-эпическую группу, но она больше тяготеет к лирическому направлению.

Первые заметки об эпических духовных стихах мы встречаем в культуре Киевской Руси, в летописях. Это были песни-поклонения богам природы, с помощью которых давние славяне благодарили за урожай, просили дождя и спасения во время разгула стихий. Популярными они также были во время празднования дня рождения бога солнца, и воскрешения всего живого от зимнего сна.

После принятия христианства языческие песни запретили исполнять – неповиновение указу грозило смертной казнью. Но вместо них начали рождаться другие произведения, которые воспевали мужество христиан и прославляли Бога. В их основу положены сюжеты с Библии и легенды о деяниях Христа.

Авторами большинства духовных стихов были не только священники, монахи и летописцы, но и простые люди.

С их помощью и родилось еще одно направление этого вида творчества — народный духовный эпос, в котором воспевались подвиги отважных рыцарей, битвы и походы, что увенчались победой с Божьей помощью.

Исполнителями таких стихов были старцы, бездомные калики, паломники по святым местам Царьграда, Иерусалима… В большинстве случаев, исполнители являлись и авторами своих произведений. Читали их под музыку лиры или кобзы громким возвышенным голосом.

Среди наиболее известных русских духовных стихов можно выделить легенды “Голубинной книги”, лирические истории о царевиче Иосафе, об Иосифе Прекрасном . По смыслу они очень напоминали былины, но отличались от них грустным исполнением и прославлением Господа.

Сегодня известны имена только нескольких давних поэтов-песенников: игумен Даниил, архиепископ Антоний, архиепископ Григорий Калека, монах Стефан Новгородец. Все эти люди занимали высокое положение в обществе, поэтому их имена и сохранились.

Рождение лирических духовных стихов припало на XVII-XVIII вв., и развивались они под влиянием русской литературы того времени.

Но, не смотря на то, что за основу всех произведений брался книжный источник (Библия, Евангелия, поучения князей, описания жизни святых, апокрифы) народный фольклор, в скором времени, заполнил и эту нишу.

Когда авторские варианты лирических духовных стихов попадали в народ, то через некоторое время, изменялись до неузнаваемости.

На развитие лирических духовных стихов оказала влияние литература давней Византии и Западной Европы. Среди наиболее ценных образцов этого литературного направления можно выделить лирику о Дмитрии Солунском, Страшном суде, Параскеве-Пятнице .

Уже с XVII века постепенно начинают выдвигаться и ученые-литературоведы, которые занимались изучением русских духовных стихов.

Они также собирали их в различных вариантах, чтобы хронологически упорядочить и сохранить для других поколений. Наиболее полным считается собрание духовных произведений А.П.

Бессонова «Калики перехожие» , которое увидело мир в 1861 году. Заслуживает внимания и гораздо более поздняя книга Г.П. Федотова «Стихи духовные» (1936 г.).

В наше время возродился интерес к данному виду литературной деятельности и в 2009 году, впервые за долгие десятилетия молчания, вышел новый сборник «Отзвуки Небес» , где были собраны произведения современной духовной литературы.

Рождение и становление русских духовных стихов началось сотни лет назад. На протяжении этого времени произведения менялись и трансформировались, но не потеряли свое главное предназначение – прославлять доброе, чистое и праведное в нашей жизни.

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/russkie-duxovnye-stixi-vchera-i-segodnya-muzykalnyj-klass

Духовные стихи

Духовные стихи — жанр русского фольклора, стихотворения-песни на религиозные темы и сюжеты (в основном за­им­ст­во­ван­ные из Биб­лии и жи­тий).

Су­ще­ст­ву­ют раз­ные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни соз­да­ния духовных стихов.

Вы­ска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что жанр духовных стихов сло­жил­ся по­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва на Ру­си, в X-XI веках, а воз­мож­но, да­же в язы­че­ские вре­ме­на (лишь позд­нее впи­тав хри­сти­ан­ские эле­мен­ты); со­глас­но другой точ­ке зре­ния, духовные стихи на­ча­ли соз­да­вать­ся не ра­нее XVII века. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но мне­ние, что фор­ми­ро­ва­ние жан­ра от­но­сит­ся к XV-XVII векам.

Духовные стихи сло­же­ны в основном то­ни­че­ским сти­хом, как и бы­ли­ны; язык мно­гих духовных стихов по­хож на бы­лин­ный. Духовные стихи с риф­мо­ван­ным рав­но­слож­ным (сил­ла­бическим) сти­хом, оче­вид­но, име­ют бо­лее позд­нее книж­ное про­ис­хо­ж­де­ние.

Из­вест­ны так­же духовные стихи, на­пи­сан­ные риф­мо­ван­ным сил­ла­бо-то­ническим сти­хом, ко­то­рые ис­пы­та­ли на се­бе влия­ние русской по­эзии XVIII-XIX веков. Ста­рин­ные духовные стихи на­зы­ва­лись «псаль­ма» (или «псал­ма») — по на­зва­нию псал­мов, вхо­див­ших в со­став Псал­ти­ри.

Бо­лее позд­ние сил­ла­бические и сил­ла­бо-то­нические духовные стихи име­но­ва­лись «кант» (или «кан­та», от латинского can­tus — «пес­ня»). Духовные стихи обыч­но ис­пол­ня­ли на яр­мар­ках, ба­зар­ных пло­ща­дях или у две­рей мо­на­стыр­ских хра­мов бро­дя­чие пев­цы (стран­ни­ки, па­лом­ни­ки).

Боль­шин­ст­во духовных стихов из­вест­но в за­пи­сях фольк­ло­ри­стов середины XIX — конца XX веков; они встре­ча­ют­ся так­же в ста­ро­об­рядческих ру­ко­пис­ных кни­гах и пе­чат­ных из­да­ни­ях.

Те­ма­ти­че­ски сре­ди духовных стихов вы­де­ля­ют­ся: сти­хи на вет­хо­за­вет­ные и но­во­за­вет­ные сю­же­ты; сти­хи о Бо­го­ро­ди­це, свя­тых и о со­бы­ти­ях хри­сти­ан­ской ис­то­рии; ду­хов­но-на­ста­ви­тель­ные; сти­хи эс­ха­то­ло­ги­че­ско­го со­дер­жа­ния, рас­ска­зы­ваю­щие о «по­след­нем вре­ме­ни»; сти­хи, по­свя­щён­ные смер­ти и по­гре­бе­нию че­ло­ве­ка. По сво­ей струк­ту­ре духовные стихи так­же мо­гут быть раз­де­ле­ны на не­сколь­ко ви­дов. Не­ко­то­рые из них не­сю­жет­ны и пред­став­ля­ют со­бой свое­об­раз­ные на­зи­да­ния или мо­ле­ния и ис­по­ве­ди. Ли­рические духовные стихи — ис­по­ве­ди-пла­чи, об­ла­даю­щие осо­бен­ной эмо­цио­наль­но­стью; в них на­хо­дят вы­ра­же­ние чув­ст­ва бо­го­ос­тав­лен­но­сти, без­утеш­ной скор­би, раз­лу­ки с ближ­ни­ми. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ли­рические духовные стихи на вет­хо­завет­ный сю­жет об Ио­си­фе Пре­крас­ном, про­дан­ном брать­я­ми в Еги­пет и раз­лу­чён­ном с от­цом Иа­ко­вом («Плач Ио­си­фа Пре­крас­но­го»).

Боль­шин­ст­во духовных стихов име­ют эпический ха­рак­тер, изо­бра­жая со­бы­тия из зем­ной жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и Хри­ста, со­ше­ст­вие Хри­ста в ад и ос­во­бо­ж­де­ние умер­ших пра­вед­ни­ков от вла­сти ад­ских сил, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние Хри­ста, Страш­ный суд.

Опи­сы­ва­ют­ся так­же со­бы­тия из жиз­ни свя­тых и со­вер­шён­ные ими чу­де­са [духовные стихи о Ни­ко­лае Угод­ни­ке (Ни­ко­лае Мир­ли­кий­ском), об Алек­сии че­ло­ве­ке Бо­жи­ем, о Бо­ри­се и Гле­бе и др.].

Из­вест­ны духовные стихи, объ­яс­няю­щие про­ис­хо­ж­де­ние цер­ков­ных празд­ни­ков («Стих о две­на­дца­ти пят­ни­цах», «Дмит­ри­ев­ская суб­бо­та»), сти­хи прит­че­во­го ха­рак­те­ра, изо­бра­жаю­щие на­ка­за­ние Смер­тью гор­де­лив­ца («Стих об Ани­ке вои­не»), му­че­ние в аду жес­то­ко­го бо­га­ча и по­смерт­ную на­гра­ду пра­вед­но­му бед­ня­ку («Стих о бо­га­том и о Ла­за­ре»). Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет «Стих о Го­лу­би­ной кни­ге», по­ве­ст­вую­щий о со­кро­вен­ной сущ­но­сти, ис­ти­не ми­ра, за­клю­чён­ной в та­ин­ст­вен­ной Го­лу­би­ной кни­ге.

Струк­ту­ра духовных стихов обыч­но диа­ло­гич­на: че­ре­дую­щие­ся во­про­сы и от­ве­ты пер­со­на­жей при­зва­ны дра­ма­ти­зи­ро­вать дей­ст­вие, пе­ре­дать чув­ст­ва уча­ст­ни­ков, сло­вес­но обо­зна­чить кон­фликт и рас­крыть глу­бин­ный, ре­лигиозный смысл со­бы­тий.

Читайте также:  Как строить характерные интервалы в любой тональности

Духовные стихи от­ра­жа­ют народную ве­ру, не сов­па­даю­щую с ор­то­док­саль­ным хри­сти­ан­ст­вом; многие мо­ти­вы духовных стихов вос­хо­дят к апок­ри­фам. Ре­ми­нис­цен­ции из духовных стихов встре­ча­ют­ся у русских пи­са­те­лей XIX-XX веков. (Н. А. Не­кра­сов, Н. С. Лес­ков, П. И.

Мель­ни­ков-Пе­чер­ский, Н. А. Клю­ев и др.).

Издания:

Ва­рен­цов В. Г. Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов. М., 1860;

Бес­со­нов П. А. Ка­ли­ки пе­ре­хо­жие. Сб. сти­хов и ис­сле­до­ва­ние. М., 1861–1863. Ч. 1–2;

Го­лу­би­ная кни­га. Рус­ские на­род­ные ду­хов­ные сти­хи XI–XIX вв. М., 1991;

Ду­хов­ные сти­хи. Кан­ты: (Сбор­ник ду­хов­ных сти­хов Ни­же­го­род­ской об­лас­ти). М., 1999.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ве­се­лов­ский А. Н. Ра­зы­ска­ния в об­лас­ти рус­ских ду­хов­ных сти­хов. СПб., 1879–1891. Т. 1–6
  • Ар­хи­пов А. А. Го­лу­би­ная кни­га: Wort und Sache // Ме­ха­низ­мы куль­ту­ры. М., 1990
  • Фе­до­тов Г. П. Сти­хи ду­хов­ные: Рус­ская на­род­ная ве­ра по ду­хов­ным сти­хам. М., 1991

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dukhovnyie_stikhi

Духовные стихи

Духовные стихи это песенный жанр русского фольклора, исполнявшийся чаще всего бродячими слепыми певцами; стихотворения-песни на религиозные темы и сюжеты, большинство из которых заимствовано из Библии и житий святых.

Большинство духовных стихов сложено тем же тоническим стихом, что и былины, и их язык похож на былинный. Известны также духовные стихи, сложенные рифмованным равносложным (силлабическим) стихом, который господствовал в русской книжной поэзии второй половины 17 — начала 18 века.

По всей видимости, силлабические духовные стихи имеют книжное происхождение и, возможно, созданы позднее, чем тонические. Существуют также духовные стихи, написанные рифмованным силлабо-тоническим стихом. Они явно позднего происхождения и испытали на себе влияние русской поэзии 18-19 веков.

Иногда в поздних духовных стихах встречаются цитаты из стихотворений русских поэтов (напр., А.С.Пушкина). Старинные духовные стихи назывались «псальма» или «псалма» по названию текстов религиозной лирики — псалмов, входивших в состав библейской книги Псалтирь.

Более поздние силлабические и силлабо-тонические духовные стихи именовались «кант» или «канта» (от латинского «cantus» — «песня»). Для старинных духовных стихов характерна архаическая лексика, в некоторых текстах очень велика доля церковнославянских слов.

В поздних духовных стихах встречаются слова, характерные для русского языка Нового времени, например, слово «газета» в церковно-славянском духовном стихе «Газета ада», написанном монахом-старообрядцем в середине 19 века. Этот стих в русской переработке «Пришла газета с того света» дожил до нашего времени.

Как духовный стих старообрядцами пелись переложения псалмов М.В.Ломоносова (14го и 26го). Большинство духовных стихов известно в записях фольклористов середины 19 и 20 веков, сохранились они и в старообрядческих рукописных книгах и печатных изданиях. Наиболее распространено мнение, что формирование этого жанра относится к 15-17 векам.

Тематически среди духовных стихов выделяются стихи на ветхо и новозаветные сюжеты; стихи о Богородице; стихи о святых и о событиях христианской истории; стихи духовно-наставительные («о плачевной жизни человека», о покаянии), стихи эсхатологического содержания, рассказывающие о «после днем времени»); стихи, посвященные смерти и погребению человека. По своей структуре духовные стихи также могут быть разделены на несколько видов. Некоторые из них несюжетны и представляют собой своеобразные назидания (духовные стихи о святой Параскеве Пятнице, наставляющей пустынника) или моления и исповеди. Но большинство имеют эпический характер. Особое место занимают стихи о «Голубиной книге», повествующие о сокровенной сущности, истине мира, заключенной в таинственной Голубиной книге. Название «Голубиная книга» (13 века) истолковывается исследователями либо как искаженное «глубинная» («тайная», «сокровенная»), либо как неверно понятое древнееврейское название первых пяти книг Библии — «sefer tora» («Книга Закона») как «sefer tor» («Книга Голубя»). Последовательное развернутое описание совершаемых действий в форме несовершенного времени, сходное построение соседних стихов (синтаксический параллелизм), использование постоянных эпитетов («погреба глубокие»), постановка эпитета после определяемого слова — все эти черты сближают старинные сюжетные духовных стихов с былинами. Духовные стихи используют устойчивые словосочетания, характерные для былин («добр конь», «чисты поля», «темны леса, дремучие») и присущие былинному стилю повторы таких словосочетаний, а также повторы предлога перед каждым из слов в выражении.

Установка духовного стиха заключается в том, чтобы вызвать умиление страданиями Христа и Богоматери, мучениями, которым подвергают святых языческие цари, требующие отречься от Христа. Другое чувство, которое должны рождать духовные стихи, — страх Божий, страх возмездия за грехи. Построены они на противопоставлении небесного мира земному.

Особое значение обретают эсхатологические мотивы: конец света и Страшный суд. Христос в духовных стихах предстает прежде всего в образе строгого судии грешников, Богородица — заступницей за людей. Основной элемент в структуре духовного стиха — диалог: Христа и Богородицы, Христа и грешников.

Образ мира и мотивы восходят к апокрифам — сочинениям, представляющим отличающуюся от библейской версию священных событий; церковь эти сочинения не признавала истинными. В «Стихе о Голубиной книге» повествуется о сотворении мира из тела Иисуса Христа, который, вопреки христианскому вероучению, отождествляется со Святым Духом.

Духовные стихи продолжают исполняться и ныне, но их репертуар существенно сократился: старинные духовные стихи былинного характера сохранились только в старообрядческой среде, преобладают силлабо-тонические стихи. Современные духовные стихи связаны с похоронным обрядом: в них говорится о смерти, о расставании души с телом.

Исполняются они обычно после похоронена поминках. Сюжетные духовные стихи почти не поются. Исполнители сейчас — не странники и нищие, а члены христианской общины, обычно церковные певчие.

Образы и мотивы духовных стихов встречаются в произведениях русских писателей 19-20 века: в стихотворении H.А.Некрасова «Влас» (1854) и в легенде «О двух великих грешниках» (1876) из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в повести Н.С.

Читайте также:  Как быстро находить родственные тональности второй и третьей степени родства?

Лескова «Запечатленный ангел» (1873) и в романе П.И.

Мельникова-Печерского «В лесах» (1871-74), в стихотворениях (цикл «Избяные песни», 1914-16; стихотворения «Белая Индия»; 1916, «Баюкало тебя райское древо…», 1931-32) и поэмах («Мать-Суббота», 1922, «Плач о Сергее Есенине»; 1926, «Погорельщина», 1928) Н.А.Клюева, в стихах М.А.Кузмина.

Источник: https://www.litdic.ru/duxovnye-stixi/

Старообрядческие духовные стихи русского населения Свердловской области

Старообрядческие духовные стихи, возникшие после раскола в русской церкви (начиная со 2-й половины XVII в.), – это внебогослужебный жанр, для которого характерно взаимодействие культовой и фольклорной традиций.

Стихи широко распространены на Урале, где, как и в других областях России, бытуют в письменной и устной формах. Несколько различаются между собой духовные стихи горнозаводских и земледельческих зон уральского региона.

В среде старообрядцев духовные стихи сохраняются сегодня в живом бытовании и исполняются преимущественно взрослыми и пожилыми мужчинами и женщинами.

Для духовных стихов, ориентированных на стилистику знаменной монодии и исполняемых сольно, характерны напевная речитация и «клиросная» манера пения (заимствование из сферы культовой музыки). Песенные стихи устной традиции поются многоголосно и по стилю близки поздним лирическим песням.

В народной терминологии духовные стихи называются стихами, а по отношению к письменным музыкально-поэтическим текстам употребляется также наименование стихословия поéмые.

География бытования данного жанра в уральской традиции весьма обширна: по предварительным наблюдениям, она охватывает территорию Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края.

Все уральские духовные стихи являются музыкально-поэтическими текстами позднего стилевого слоя. Генетическим родством жанра с церковной культурой обусловлена его высокая оценка в старообрядческой среде.

Ведущая категория исполнителей уральских старообрядческих духовных стихов – взрослые и пожилые мужчины и женщины.

Для духовных стихов, ориентированных на стилистику знаменной монодии и исполняемых сольно, характерны  напевная  речитация и «клиросная» манера пения (заимствование из сферы культовой музыки).

Устные Песенные стихи устной традиции поются многоголосно и по стилистике близки поздним лирическим песням.  

Старообрядческие стихи Свердловской области делятся на письменные и устные. Первая группа стихов, содержательно и стилистически связанных с православной культурой, существует в письменной традиции, причем записываются и тексты, и напевы.

Для фиксации мелодий используются два вида нотации – крюковая, принятая в древнерусском певческом искусстве, и «солевая», связанная с системой относительной сольмизации, которая широко применялась в практике партесного многоголосного пения.  Стихи второй группы имеют главным образом песенно-фольклорные интонационные истоки.

Их мелодии усваиваются «по напевке», а записываются обычно только поэтические тексты; возможна и устная передача всего стиха.

По тематике стихи восходят к сюжетам книг Ветхого (Аудио 03, 10) и Нового заветов, апокрифических сказаний и легенд, старообрядческой книжности. Наиболее популярны стихи о страстях Христовых, блудном сыне, Иосифе прекрасном, Адаме, изгнанном из рая, потопе, Страшном Суде, деятелях церковного раскола, о христианских добродетелях, бренности земного бытия и т.п.   

 В поэтической образности и стихотворно-музыкальном стиле стихов объединяются принципы древнерусской и фольклорной традиций. Ассимиляцией различных истоков вызвана стилистическая неоднородность старообрядческих стихов.

Для основной части письменных текстов характерно силлабическое «виршевое» стихосложение, в своих истоках восходящее к кантам (типичные формулы таких стихов –  6+5, 6+6, 7+6, 8+6, 8+8 слогов и др. с преобладанием парной рифмовки построений).

В ряде музыкально-поэтических текстов такого рода, бытующих в разных центрах уральской старообрядческой культуры, встречаются тексты со сложными строфами как в кантах. Такие строфы состоят из нескольких пар рифмованных полустиший и одного «свободного» (незарифмованного) построения.     

Для устных песнопений наиболее характерны силлабо-тонические стихи с перекрестной рифмовкой построений, родственные городской песенной поэзии.

Как и во многих фольклорных жанрах позднего формирования, в устных духовных стихах широкое распространение получает поэтическая формула 8+7 слогов, сочетающаяся с третьим пеоном (четырехсложная стопа с ударным третьим слогом), и типовые для фольклора  варианты ее ритмизации. Среди других употребительных силлабо-тонических форм следует назвать четырехстопные хорей, ямб, дактиль, амфибрахий.

Каждой группе стихов присущ свой мелодический стиль. Интонационный строй песнопений письменной традиции обусловлен заимствованиями  из двух жанровых сфер. Одна из них – знаменный распев.

В стихах используются обороты, встречающиеся в погласицах, которые содержат, по наблюдениям М. Г. Казанцевой, «характерные начальные и конечные попевки, восхождение к определенной мелодической опоре и закрепление ее путем опевания».

С церковной монодией связан также обычай петь некоторые стихи на гласы. Кант, из которого черпаются не только отдельные интонации, но и целые мелодии, – это вторая сфера интонационных заимствований. Политекстовые мелодии в этой группе стихов нам не известны.

Под влиянием догмата веры, который предписывает старообрядцам монодийное пение, в письменных песнопениях в качестве нормы утверждается сольное исполнение. 

Источник: https://www.culture.ru/objects/509/staroobryadcheskie-dukhovnye-stikhi-russkogo-naseleniya-sverdlovskoi-oblasti

Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя

31 августа 2015 5837 просмотров <\p>

Как мы уже сообщали, 6 сентября состоится презентация аудиодиска духовных стихов «О святых и праведниках», записанного трио Варвара-Котова — Таисия Краснопевцева — Полина Терентьева. К этой презентации Полина Терентьева подготовила статью — вступление к диску, в котором подробно и красочно рассказывает о духовных стихах, размещенных на диске.

Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты. 

Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определённых обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различных ситуациях.

И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни.

На русском Севере, во время Четыредесятницы, женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии.

Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII-XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно. 

Читайте также:  Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Духовные стихи пронизывали повседневную жизнь человека, поддерживая в ней Евангельский свет и христианское мироощущение. Эти песнопения как бы «переводили» подчас сложные церковнославянские богослужебные тексты, пересказывали содержание Писания более привычным языком, приобретая значение своеобразного народного катехизиса. 

Духовные стихи исполнялись людьми различных сословий: крестьянами и горожанами, монашествующими. Но были люди, для которых исполнение духовных стихов было профессиональным занятием — это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae — так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники.

Калики известны с XI века, они были паломниками, часто людьми церковными, исполнявшими духовные песни. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформировался в калеку-нищего, исполняющего былины и духовные стихи и зарабатывавшего таким образом себе на пропитание.

Так калеки стали своеобразными преемниками традиции калик.

Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвящённые какому-либо празднику или событию, отражённому в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.

Два сюжета на диске связаны с Божией Матерью. Один из них — традиционный стих «хождения Богоматери», а другой — довольно позднее повествование о Покрове Божией Матери («В древние-древние годы»).

Значительную часть диска занимают житийные духовные стихи, то есть песнопения, в которых излагается жизнеописание того или иного святого или какой-либо ключевой момент его жизни. Это стихи о Марии Египетской, св. Варваре, Алексии, человеке Божием, о св. Георгии (Егории), о Борисе и Глебе. Два стиха о св.

Георгии Победоносце, записанные на диске, рассказывают о мучениях святого. А стих «Как пришёл к нам Егорий» связан с крестьянским календарём: на праздник Святого впервые выпасали коров, поэтому в народном сознании ему приписывается роль хранителя домашнего скота.

Стихи о Василии Кесарийском и Николе чудотворце отличаются особым, не житийным содержанием.

Василий Великий, автор проповеди «На упивающихся» и слова «Како подобает воздержатися от пьянства», человек строгой жизни, представляется в стихе раскаявшимся пьяницей. Видимо, создатели стиха были твёрдо убеждены, что такие тексты могли быть написаны лишь на основании горького личного опыта. На диске записан лишь фрагмент стиха, который представлен в этнографической записи.

Стихи о Николе чудотворце выделяются тем, что среди них нет ни одного житийного стиха — чудеса Святителя затмили собой его жизнеописание. На диске представлен интересный и очень редкий пример стиха нищей братии с обращением к святому. В песнопении содержится просьба к Николе найти им подаятеля и покормителя, а христианину-приютителю дать всяческие блага в этой жизни и в грядущей.

Целый ряд стихов посвящён праведным женам: девице, по молитве которой был побеждён Смут — род нечистой силы; Аллилуевой жене — благочестивой женщине, само имя которой происходит от слова «Аллилуия».

В этом стихе причудливо сплетаются мотивы избиения младенцев при царе Ироде и образы старообрядческих «гарей» — массовых самосожжений во времена гонений. Стих подводит слушателя к мысли не бояться смерти ради Христа.

Стих «У купца была девица» также проникнут идеями, поддерживаемыми частью безпоповских старообрядческих общин о грешности брака, поскольку нет священников, которые могли бы совершить таинство венчания.

Стих «У купца была девица» (запад России)

О том, что переживает после смерти праведная душа, повествуется в стихе «На недельке пораненьку». Этот стих — один из редчайших примеров, когда душу утешают и «направляют» её в рай.

Подавляющее большинство стихов с подобным сюжетом имеют ярко выраженный «предупредительный» характер: в них рассказывается, как нерадивая душа попадает в ад, при этом перечисляются её согрешения. Таким образом, стихи эти должны побудить живых к праведной жизни.

Ряд песнопений на диске взят с этнографических записей. Однако текстов духовных стихов сохранилось гораздо больше, чем напевов. Поэтому мы обращаемся и к различным методикам реконструкции напева стиха.

Стихи «Святитель ты же наш отче да Никола» и «Аллилуева жена» были записаны небольшим фрагментом, а продолжение мы находили в тексте подобного содержания и близкого по ритмике. Некоторые стихи распеты заново по изданному тексту, к которому не было записи, так что напев стиха не сохранился совсем.

Такой метод мы применили к стихам о Марии Египетской и «Ты поитель-кормитель нищей братии».

Образ Алексия, человека Божия, отрёкшегося от богатства и избравшего путь странника-нищего, был очень близок носителям духовных стихов — каликам-перехожим. Для них святой был как бы образцом духовной жизни.

Утешение и поддержку находили они в его жизнеописании, поскольку в своей непростой жизни они испытывали те же лишения и невзгоды, что и он. Поэтому стих об Алексии был одним из самых любимых в репертуаре калик-перехожих и сохранился во многих текстовых версиях с различными напевами.

На нашем диске мы представляем триптих, в котором отражены основные фрагменты этого подробного повествования о жизни святого, сочетающий в себе три разных напева и три текстовых источника: мелодия казаков-некрасовцев и текст из собрания Киреевского (по: Бессонов П. А., «Калеки перехожие» вып. I, 1861 г., N29), мелодия духовного стиха дер.

Лобынщина Усвятского р-на Псковской обл. с продолжением текста Бессонова, украинская псальма, последние два куплета взяты из сборника «Кому повем печаль мою» (Верхокамье) и спеты на мотив псальмы.

Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем И.Н. Заволоко:

Источник: http://ruvera.ru/articles/duhovnye_stihi_ispovedalnyiy_janr

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector