Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — знакомая считалочка? Теперь давайте вспомним, о чем она. Ну, конечно же, о названиях семи цветов радуги. Раскрасить радугу просто: бери нужный цвет и рисуй. Главное — запомнить последовательность. А можно ли раскрасить музыкальные звуки и, если да, то – чем и как? Что такое музыкальная краска? Какие цвета могут соответствовать тому или иному звуку? И есть ли вообще подобное соответствие?

Для начала хочется сказать, что музыкальная краска — это не отдельные звуки, а целая последовательность звуков, проще говоря — гамма. Она образует собой лад, мажор или минор, и тональность. Даже само слово «тональность» происходит от слова «тон». В музыке это звук, а в живописи — цвет.

Одним из музыкантов, который мечтал установить такую «звуко-цветовую» связь был композитор Александр Николаевич Скрябин. Он обладал цветотональным слухом, то есть воспринимал тональности в определенном цвете.

До-мажор – красным, соль-мажор – оранжево-розовым, ре-мажор – желтым, ля-мажор – зеленым, ми-мажор и си мажор для него были приблизительно одного сине-белесоватого цвета, фа-диез-мажор – ярко синий, до-диез мажор – фиолетовый, ля-бемоль мажор – пурпурно-фиолетовым, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор – оба стальные с металлическим блеском, фа-мажор – темно красный. Любопытно, что первые из названных тональностей точно повторяют цвета радуги, а остальные являются их производными. Кроме того, композитор делил тональности на «духовные»: фа-диез мажор и «земные», «материальные»: до-мажор, фа-мажор. Соответственно характеризовались им и цвета: красный — «цвет ада», синий и фиолетовый — цвета «разума», «духовные» цвета. На основе подобного цветовосприятия, А.Н. Скрябин объединял в своих музыкальных сочинениях нотную и цветовую партитуры. Например, в 1910 году, он создает первую в музыкальном искусстве световую партитуру в симфонической поэме «Прометей». Наряду с инструментальными партиями оркестра, он выписывает отдельно партию цвета –Luce. Она отражает не только смены тональных комплексов в крупных частях поэмы, но и различные тональные перемещения вокруг одного устоя в эпизодах формы.

Скрябин был уверен, что все люди воспринимают тональности также как он и окрашивают их в те же цвета, что и он. И был крайне удивлен, когда выяснилось, что это не так. Александр Николаевич был не единственным композитором, обладавщим подобным «цветным слухом». Кроме него таким же качеством слуха обладали Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков.

И все они по-разному соотносили цвет и звук. Например, Римский –Корсаков совсем по другому «слышал» цвета тональностей: до-мажор для него был белый, соль-мажор – коричневым, а вот синими цветами он «видел» ми-мажор (сапфировый, блестящий) и ми-бемоль мажор (темный, сумрачный, серо-синеватый).

Приходите в вечернюю музыкальную школу и мы вместе попытаемся разобраться во всех цветах и оттенках звуков!
http://jamschool.ru/

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

14 февраля 2020г. — Джем в честь Дня влюбленных (ударный)

Подробнее Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

31 января 2020г. — Джем стилей панк и ска (гитарный)

Подробнее Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

27 декабря — Новый год в стиле джаз

Подробнее

Источник: https://jamschool.ru/tsvetotonalnaya-sistema-skryabina/

Можно ли увидеть музыку? Цветной слух, 6 класс

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Наша кнопка

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Скачать материал

  • ЧУ ОО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА»
  • Западного административного округа города Москвы
  • Можно ли увидеть музыку?
  • Цветной слух
  • Авторы работы
  • Ремпель Эстер, 6 класс ЧУОО СОШ «Росинка»
  • Мамонова Елена Ивановна, учитель музыки
  • Оглавление
  • Введение
  • 3
  • Основная часть
  • Глава 1. Цветной слух
  • 5
  • 1.1 Цветной слух, как аспект музыкального восприятия
  • 5

1.2. Творческая биография музыкантов, обладавших цветным слухом

  1. 9
  2. 1.3 Выводы
  3. 15
  4. Глава 2. Экспериментальное исследование существования цветного слуха
  5. 16
  6. 2.1 Организация и методы исследования феномена цветного слуха
  7. 16

2.2. Описание и анализ результатов исследования

  • 17
  • Выводы
  • 21
  • Заключение
  • 22
  • Список источников информации
  • 23
  • Приложения
  • Приложение 1. Анкета
  • 24
  • Введение
  • «Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ»

Н. А. Римский – Корсаков

Почему человек, слушая музыку, часто представляет себе видимые образы? При богослужении храмов всех конфессий звучит музыка. Известно, что 30% успеха кинофильма составляет удачный саундтрек. Гёте сказал, что « Архитектура – это музыка, застывшая в камне».

Можно предположить, что в мировосприятии человека звуковые и визуальные образы связываются воедино, создавая единую картину.

Поэтому проблемой нашего исследования является необходимость понять, почему человек использует музыку для восприятия других видов искусств.

  1. С научной точки зрения, актуальность данной работы состоит в установлении связи визуальных видов искусства с музыкой и их комплексного восприятия человеком.
  2. С социальной точки зрения, актуальность заключается в возможности рассказать людям о цветном слухе.
  3. Для меня лично работа актуальна тем, что я смогу расширить своё понимание того, как музыка воздействует на сознание человека.
  4. Учебное исследование реализуется в предметных рамках МХК, музыки, психологии, изобразительная искусства .
  5. Объект исследования: музыка
  6. Предмет исследования: цветной слух
  7. Гипотеза исследования: музыка, цвет, свет и форма дополняют и помогают более полному и целостному восприятию друг друга.
  8. На основании выше изложенного мы ставим пред собой следующую цель: рассмотреть связь музыки и визуальных видов искусства.
  9. Для реализации поставленной цели, нами (мною) были выдвинуты следующие задачи.
  1. Определить суть цветного слуха на материале различных источников информации.

  2. Ознакомиться с творческой биографией композиторов, обладавших цветным слухом.

  1. Провести эксперимент «Имеют ли цветной слух люди сегодня?»

В исследовании были использованы следующие методы:

  1. Определения понятий.

  2. Анализ и синтез материала из различных источников информации (энциклопедии, словари-справочники, научно-популярная и художественная литература, ресурсы сети Интернет).

  3. Эксперимент.

  4. Моделирование слайд шоу и сценария эксперимента.

  5. Обобщение данных в ходе работы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования и творческий эксперимент помогут моим одноклассникам и всем увлекающимся музыкой узнать, что такое цветной слух. А также материалы исследования можно использовать на уроках музыки.

Глава 1. Цветной слух

    1. Цветной слух, как аспект музыкального восприятия

Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие музыки зависит не только от свойств исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия.

В свою очередь, искусство восприятия музыкального произведения требует определенных психологических навыков. Восприятие – сложный психический процесс.

Воспринимать музыку – значит различать ее характер, следить за сменой интонации, настроений.

Постепенно, с приобретением некоторого опыта человек начинает соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов.

Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Б. М. Теплов считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Если человек музыкально развит, он может воспринимать музыку с первого прослушивания, а затем углублять эти образы, открывая для себя что – то новое с каждым прослушиванием.

Музыка является одним из самых абстрактных видов искусства и обладает свойством у разных людей вызывать разные чувства, ассоциации и размышления. Музыка воздействует на чувства человека, которые он испытывает на момент прослушивания. Поэтому музыкальное восприятие зависит от жизненного опыта, возраста человека и от его сиюминутного состояния.

Каждый человек реагирует на музыку, некоторые начинают танцевать, некоторые воображают зрительные образы, некоторые размышляют о вопросах, которые поднимает в нем музыка. Это зависит от общего развития человека.

Некоторым людям с рождения дан музыкальный слух и их уровень музыкального восприятия уже на начальных этапах значительно выше, чем у людей, не обладающих им.

Музыкальный слух так же бывает разным.

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам наиболее распространён относительный (или интервальный) слух – способность определять и воспроизводить звуковые и высотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т.д При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком.

Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего – по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений.

Интонационный слух — способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи.

Интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

  • Гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте.
  • Ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука в контексте той или иной музыкальной композиции.

Источник: https://doc4web.ru/muzika/mozhno-li-uvidet-muziku-cvetnoy-sluh-klass.html

Я вижу звук, я слышу цвет

  • Я вижу звук, я слышу цвет
  • Музыка и цвет: о феномене цветного слуха
  • «…музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ»

Н.А. Римский-Корсаков

Мир искусства полон загадок и необычных явлений, которые будоражат умы многих исследований. Одна из них – это способность видеть звуки.

От звука к смыслу

Еще в Древней Индии мудрецы говорили о неразрывной связи музыки и цвета, это же подтверждал и Аристотель, утверждая, что соотношение звуков подобно музыкальным звучаниям.

Пифагорейцы также принимали во внимание эту взаимосвязь, у них цвета спектра приравнивались к семи тонам, этим же вопросом интересовался Ньютон. В XVII веке монах Л.

Кастель задумал сконструировать цветовой клавесин, немного позднее эту же идею подхватил русский композитор А. Скрябин.

Исследованием звука занимался немецкий физик Эрнест Хладни. Ему принадлежит немало открытий в области физики и акустики.  Он с помощью научных экспериментов с фигурами Хладни на поверхности колеблющейся пластинки доказал взаимосвязь этих двух понятий и показал, как можно увидеть музыку.

Еще один деятель, который занимался изучением этого вопроса –  филолог А.П. Журавлев. Который активно занимался вопросом взаимосвязи цвета и звука в стихах и доказал, что звуки действительно могут выдавать образы. Так, он пришел к выводу, что гласные звуки в стихах символизируют собой цвет. Этим же в свое время интересовался французский языковед К. Нироп и А. Рембо.

Музыка – цвет

Мы же рассмотрим подробнее уникальное явление –  цветной слух, его следует отличать от простого образного мышления. Это достаточно редкое проявление синестезии – синопсия. Известно, что этим даром были наделены Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, Б.В.

Афанасьев, О. Мессиан и М. Кенер. Исследования этого феномена проводились как в СССР, так и за рубежом.

Так, например, французский психолог, изучавший этот вопрос выделяет три версии происхождения цветного слуха: эмбриологическую, физиологическую и психологическую.

Интересно, что люди, наделенные синопсией способны видеть таким образом не каждую тональность и не каждый звук, причем у каждого из них это свой, индивидуальный цвет. Например, А.Н.

Читайте также:  Ритмика для детей не урок, а одно удовольствие

Скрябин видел тональности До мажор, Фа мажор и Соль мажор, как красный и оранжево-розовый, остальные же цвета он вывел по квинтовому кругу. У Н.А. Римского-Корсакова эти же тональности представляли белый, ярко-зеленый и светло-коричневый цвет. Б.

Асафьев описывает тональность Соль мажор, как изумруд газонов после дождя. Ми мажор, наоборот, представлен у всех в одинаковых синих оттенках.

Пытаясь донести до слушателей свое видение звуков, А. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей», в партитуре которой отдельной строчкой вписана световая строка. А композиции Н.А. Римского-Корсакова часто называют «звуковой живописью».

Так, для картин моря в своих операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» он использует тональность Ми мажор.

В «Снегурочке» главную героиню сопровождает также эта тональность, которая затем изменяется на более «теплую» Ре бемоль мажор в сцене таяния.

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Развитие цветного слуха

Развитием цветовых ассоциаций в свое время занимался музыковед В.Б. Брайнин. Он даже разработал свою систему, посвященную этим взаимосвязям и успешно практиковал ее.

Безусловно, цветной слух, как уже отмечалось, достаточно редкое явление, оставляющее до сих пор открытым некоторые вопросы.  Гораздо проще развить образные ассоциации, возникающие при прослушивании тех или иных композиций.

Причем у каждого из нас это восприятие будет сугубо индивидуально.

Слушайте классику, посещайте концерты симфонической музыки и как знать, возможно и для вас удивительный мир звуков заблистает своими, яркими красками.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/o-muzyke/ya-vizhu-zvuk-ya-slyshu-tsvet

Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку

Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки.

Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества.

Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.

Что такое «цветной слух»

В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К.

Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.

Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора тоже была своя. Н.А. Римский – Корсаков делал музыку очень изобразительной, наделял ее «графической звукописью», основываясь на собственных чувствах и задумках, тогда как австрийский композитор Арнольд Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

Синтез искусств

Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

Музыка и цвет: о феномене цветного слухаСоответствие цветов и тональностей по Скрябину. Источник: Википедия

Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют».

А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года.

Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.

Титульный листа “Прометея” (“Поэмы огня”). Источник: А.Н. Скрябина

Загадка световой строки

По замыслу А.Н. Скрябина, Прометей олицетворял собой символ творческого начала, образ ницшеанского «сверхчеловека», который на пути к идеалу преодолевает все трудности и препятствия.

Александр Николаевич хотел визуально воссоздать в произведении «образ пламени» – некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

И для этого композитор «изобрел» новые музыкальные средства выразительности – свет и цвет, которые воплотил в «световой строке».

Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль – воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В партитуре произведения А.Н.

Скрябин расписал «световую строку» для исполнения двумя голосами. Верхний голос был более подвижным и отвечал за смену гармонии. Нижний – за философскую составляющую. В световой строке также доминировали два цвета – фиолетовый и красный.

Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете.

А систему всего «Прометея» музыкант представлял в виде кольца «дух-материя-дух».

Трудности исполнения светомузыки

Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам А.Н. Скрябин.

Но на московской премьере для зрителей не сыграли «световую строку» – в последний момент Александр Николаевич сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки».

Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.

Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма. Однако близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом и светом, но только в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор А.Э.

Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой.

Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Световой круг А.Н.

Скрябин подвесил к потолку в своем кабинете. Во время игры за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.

Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции Музея А.Н. Скрябина

И все же такой световой круг был несовершенен. Во времена Скрябина использовались лампочки накаливания, которые изначально обладали желтым спектром, поэтому достичь нужного цветового оттенка было очень сложно.

Более того, с помощью обычных лампочек невозможно было плавно «перевести» один цвет в другой, например, красный в желтый. Как и плавно изменить напряжение – заставить одну и ту же лампочку гореть или более тускло, или более ярко.

Работа с домашним световым кругом создавала много проблем, поэтому было необходимо создать более совершенный световой аппарат, чтобы исполнять произведения не только в кругу друзей, но и для широкой публики.

Впервые «Прометей» вместе с партией света был сыгран в 1915 году в Карнеги-Холле оркестром Русского симфонического общества.  Знаменитый изобретатель Томас Эдисон в тот период сконструировал световой орган, с помощью которого строка «Luce», наконец, смогла быть реализована в концертном зале. Однако отсутствие автора произведения привело к вольной трактовке некоторых световых эффектов.

МОСГОРТУР благодарит Музей А.Н. Скрбина за помощь в подготовке материала

Источник: https://ludirosta.ru/post/kak-aleksandr-skryabin-otkryl-miru-svetomuzyku_858

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха, Музыкальный класс

Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям.

Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам. Цвета и звуки в космогонии греков являются активными созидательными силами.

В XVIII веке монах-учёный Л. Кастель задумал сконструировать «цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом в виде цветной движущейся ленты, флажков, сияющих различными цветами драгоценных камней, подсвечиваемых факелами или свечами для усиления эффекта.

Композиторы Рамо, Телеман и Гретри отнеслись со вниманием к идеям Кастеля. В то же время он подвергся резкой критике энциклопедистов, которые считали аналогию «семь звуков гаммы – семь цветов спектра» несостоятельной.

Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю и др.

все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра.

Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.

  • Например, для Римского-Корсакова ре мажор имел золотистый оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего дождя.
  • Ре-бемоль мажор представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кенелю – лимонно-жёлтым, Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зелёным цветом.

Но бывали и удивительные совпадения.

  • О тональности ми мажор высказывались, как о синей, цвета ночного неба.
  • Ре мажор вызывал ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у Асафьева – это солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и Кенеля – жёлтый.

Стоит отметить, что все названные музыканты обладали абсолютным слухом.

Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный.

Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор, в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой.

В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в «синем» ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «тёплом» ре-бемоль мажоре – это и тональность сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви.

Французский композитор-импрессионист К. Дебюсси не оставил точных высказываний о своём видении музыки в цвете. Но его фортепианные прелюдии – «Терраса, посещаемая лунным светом», в которой переливаются звуковые блики, «Девушка с волосами цвета льна», написанная в тонких акварельных тонах, заставляют предположить, что у композитора были явные намерения соединить звук, свет и цвет.

К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Читайте также:  Музыкальная культура романтизма эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Симфоническое произведение Дебюсси «Ноктюрны» позволяет явственно ощутить этот уникальный «свето-цвето-звук». Первая часть – «Облака» рисует медленно движущиеся и гаснущие вдали серебристо-серые облака.

Второй ноктюрн «Празднества» изображает световые всплески атмосферы, её фантастический танец.

В третьем ноктюрне на волнах моря, искрящихся в ночном воздухе, качаются волшебные девы-сирены и поют свою завораживающую песнь.

Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества гениального А.Н. Скрябина. Он, например, ясно ощущал красный густой цвет фа мажора, золотой – ре мажора, синий торжественный цвет отдавал фа-диез мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо цветом.

Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему ( до мажор – красного цвета, соль мажор –в оранжевых, а ре мажор – в жёлтых тонах и далее – по квинтовому кругу и цветовому спектру).

Наиболее ярко воплотились идеи композитора о соединении музыки, света и цвета в симфонической поэме «Прометей».

Учёные, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» — это лишь феномен восприятия.

Но бытуют ведь у музыкантов определения: «тональный колорит», «тембровые краски» . А если в творческом сознании композитора соединяются звук и цвет, то рождаются грандиозный «Прометей» А. Скрябина и величественные звучащие пейзажи И.

Левитана, Н Рериха. В Поленова…

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/muzyka-i-cvet-o-fenomene-cvetnogo-sluxa-muzykalnyj-klass

Что такое "цветной слух"

“Цветной слух” лишь одна из многих разновидностей синестезии. Но именно он сделал синестезию романтической и магически-притягательной. А ещё поспособствовал рождению нового вида искусства: светомузыки.

“Скрябинская” цветовая клавиатура. “Кодишь на прологе — и словно ты накурился. Ты, вроде бы, тоже кодишь, но этой какой-то ад невообразимый, где запах можно описать стулом, а время — фиолетовое”.(с)Башорг.Фактически описано состоянии синестезии, курить для этого необязательно.

С древнейших времён люди стремились “каталогизировать” мир и найти в нём неочевидные связи. Это было и своего рода формой познания, и магией: тот, кому открывались истинные законы мира, обретал власть на ним. Сейчас эти древние каталоги могут показаться забавными: ну какая связь между печенью, синим цветом и планетой Юпитер?.. А в китайской системе у-син (“пять элементов”) они связаны.

Но некоторые связи существуют на самом деле, пусть и только в человеческом восприятии.

Синестезия феномен, когда раздражение одного органа чувств ведёт к непроизвольному отклику в другом.

Так связаны слух и зрение при музыкальной синестезии: кажется, что звуки и созвучия имеют определённый цвет.

Единой теории возникновения синестезии нет. С одной стороны, цветовые ассоциации у разных людей не совпадают то есть реальной связи между звуками и цветами нет. С другой стороны, предрасположенность к синестезии передаётся по наследству то есть некая физиологическая основа у неё есть.

***

Соединить звуки, цвета (а также известные планеты, времена года, телесные жидкости и прочее) в правильном “каталоге” пытались с доисторических времён. Врачи и психологи начали исследовать синестезию в XIX веке.

Любопытно, что ни у одного реального синестета не отмечено самой “логичной” связи между цветами и звуками. Семь нот не раскрашены в семь цветов радуги. Раскраска всегда индивидуальная и без явных закономерностей. Нередко в ней бывают и повторы.

Цветовая клавиатура Римского-Корсакова.

…В наши дни люди спокойно относятся к небольшим особенностям восприятия, никак не влияющим на личность. Нам очевидно, что синестезия безобидна. Если кто-то воспринимает музыку цветной что ж, замечательно.

Но 50-100 лет назад отношение было другим. Самые невинные индивидуальные особенности вызывали беспокойство, страх или гнев. Вспомним, как во времена наших бабушек относились к “неправильной” одежде или к “неправильной” музыке. А синестезию нельзя выключить или снять.

Её называли патологией, рассматривали как анатомический дефект (“путаницу слуховых и зрительных нервов”). По умолчанию считалось, что синестезия, как всякая ненормальность, причиняет страдания.

Академик Лурия обнаружил случаи (очень редкие) действительно патологической синестезии во время галлюцинаций они встречались при церебральном артериосклерозе и при токсикозе на поздних стадиях беременности.

Что же, раз есть такие случаи, значит, любая синестезия болезненна и её надо лечить?

Разумеется, возникло и “противодействие”. Раз синестезия была у таких выдающихся людей, как Римский-Корсаков, Кандинский и Фейнман, значит, она признак гениального разума. Она открывает истинное видение мира и только высокодуховная личность, посвящённая в тайны эзотерики, может в полной мере постичь эту истину.

  • На самом деле, конечно, ни то, ни другое.
  • ***
  • Что можно рассказать о “цветном слухе” сейчас?

Цветной слух вовсе не означает визуальных галлюцинаций. Когда люди с синестезией слушают музыку, у них не рябят перед глазами цвета. Цветной слух скорее устойчивая ассоциация, но не “умственная”, а “чувственная”. Она возникает непроизвольно. Сознательно взять и “перекрасить” звуки в своём восприятии нельзя. Но на ассоциации легко можно не обращать внимания.

Ассоциации у всех синестетов индивидуальны, хотя есть небольшие “перевесы” у некоторых сочетаний (нота до и до-мажор обычно либо белые, либо красные и практически никогда не жёлтые или коричневые).

Кроме цветовых, ассоциации бывают художественными или эмоциональными.

Например, музыковед Асафьев описывал ми-мажор как “ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное“, а ля-мажор как “скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение“.

У Петра Ильича Чайковского именно ре-бемоль-мажор “тональность любви”, хотя технически все мажоры одинаковы. У многих синестетов есть представление, что диезные тональности блестящие, а бемольные матовые.

На эмоциональные ассоциации влияет и слуховой опыт. До-минор кажется особенно патетическим. В до-миноре написаны Патетическая соната и Пятая симфония Бетховена, производящие незабываемое впечатление. Трудно сказать, что здесь будет причиной, а что следствием.

По разным исследованиям синестетов в мире от 1 до 4%. Но отдельные синестетические ассоциации есть у большинства людей. Попробуйте представить, какого цвета холод.

Чаще всего он окажется белым (как снег) или синим (как маркер холодной воды на водопроводном кране), и крайне маловероятно, что он окажется красным.

А некоторые акустико-тактильные ассоциации это просто норма (как пресловутый скрип гвоздя по стеклу).

Как люди с цветным слухом воспринимают светомузыку?

Цвета светомузыки практически никогда не совпадают со “слышимыми” цветами из-за индивидуальной “раскраски”. Поэтому игра света воспринимается как ещё одна самостоятельная мелодия. Она может казаться более или менее удачной, так же, как звуковая.

Является ли цветной слух признаком творческой личности?

Есть только один признак творческой личности это творчество. Как абсолютный слух не делает музыкантом, так и цветной слух не даёт преимуществ. Единственная область, где он может принести заметную пользу это мнемотехники, системы запоминания.

Какие ещё разновидности синестезии бывают?

К настоящему времени их насчитали уже десятки. Чаще всего встречается акустико-тактильная настолько часто, что это статистическая норма. Пиломоторный рефлекс (“гусиная кожа”, мурашки) срабатывает при определённых звуках.

В англоязычном мире используется термин ASMR (автономная сенсорная меридиональная реакция) или бытовой термин eargasm (“слуховой оргазм” для приятных случаев ASMR). Графемно-цветовая синестезия это ощущение цвета букв или цифр.

“Числовая карта” особенность восприятия, при которой последовательности цифр (например, телефонные номера) складываются в графические фигуры.

  1. Ссылки:
  2. Синестезия.
  3. ___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/5b42a7bf8a640900a928896c

Связь звука и цвета

Какая связь между цветом и звуком и почему такая связь есть?

Это удивительно, но существует тесная связь звука и цвета.Звуки – это гармонические колебания, частоты которых относятся как целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (консонанс). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения (диссонанс).

Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.
Гармоничность всех форм проявления материи была еще давно замечена людьми. Пифагор считал отношения следующих чисел магическими: 1/2, 2/3, 3/4.

Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон(наименьшее расстояние между двумя звуками). Простейший и основной из них — интервал. Интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины.

Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой и получается музыкальное произведение.

Попробуем разобраться на примере

Что мы имеем:

— частота, измеряется в герцах (Hz), ее суть, по простому, сколько раз в секунду происходит колебание. Например, если вам удастся постучать по барабану со скоростью 4 удара в секунду, то это будет означать, что вы стучите с частотой 4Hz.

— длина волны — величина обратная частоте и определяет промежуток между колебаниями. Между частотой и длинной волны существует взаимосвязь, а именно: частота = скорость/длина волны. Соответсвенно, у колебания с частотой 4 Hz будет длина волны 1/4 = 0.25 м.

— каждая нота имеет свою частоту

— каждый монохроматический(чистый) цвет определяется своей длиной волны, и соответственно имеет частоту равную скорость света/длину волн

— нота находится на определённой октаве. Чтобы поднять ноту на одну октаву вверх, её частоту надо умножить на 2. Например, если нота Ля первой октавы имеет частоту 220Hz, то у Ля второй октавы частота будет 220×2 = 440Hz.

Если мы будем идти всё выше и выше по нотам, то заметим, что на 41 октаве частота будет попадать в спектр видимого излучения, который находится в диапозоне от 380 до 740 нанометров (405-780 THz). Вот тут мы и начинаем сопоставлять ноту определённому цвету.

Теперь наложим на эту схему на радугу. Окажется, что все цвета спектра укладываются в эту систему. Голубой и синий цвета, для эмоционального восприятия они идентичны, разница только в интенсивности окраски.

Оказалось то, что весь видимый человеческим глазом спектр помещается в одну октаву от Фа# до Фа. Следовательно тот факт, что человек выделяет в радуге 7 основных цветов, а в стандартной гамме 7 нот — это не просто совпадение, а взаимосвязь.

  • Визуально получается вот такая схема:
  • Значение A (например 8000A) — это единица измерения Ангстрем.
  • 1 ангстрем = 1.0 × 10-10 метра = 0,1 нм = 100 пм
  • 10000 Å = 1 мкм

Данная единица измерения часто используется в физике, поскольку 10−10 м — это приблизительный радиус орбиты электрона в невозбуждённом атоме водорода. Цвета видимого спектра измеряется тысячами ангстрем.

Видимый спектр света, простирается от около 7000 Å (красного) до 4000 (фиолетовый). Кроме того, для каждого из семи основных цветов, соответствующих частотам звука и расположению музыкальных нот октавы звук преобразуется в видимый человеком спектр.
Вот разбивка интервалов из одного исследования по взаимосвязи цвета и музыки:

Красный – м2 и б7 (малая секунда и большая септима), в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое.

Оранжевый — б2 и м7 (большая секунда и малая септима), более мягкий, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.

Желтый — м3 и б6(малая терция и большая секста), прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.

Читайте также:  Как поступить в музыкальную школу информация для родителей

Зеленый — б3 и м6(большая терция и малая секста), цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.

Голубой и синий — ч4 и ч5(чистая кварта и чистая квинта), цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».

Фиолетовый — ув4 и ум5(увеличенная кварта и уменьшенная квинта), самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую.

Они дают возможность проникнуть в мир музыкального космоса. Их звучание необыкновенно таинственно, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. Оно точно совпадает с фиолетовым цветом, таким же напряженным и самым неустойчивым во всем цветовом спектре.

Этот цвет вибрирует и колеблется, очень легко переходит в цвета, его составляющие — красный и синий.

Белый — октава, диапазон, в который вписываются абсолютно все музыкальные интервалы. Она воспринимается как абсолютный покой. Слияние всех цветов радуги дает белый цвет. Октава выражается числом 8, кратным 4. А 4, по пифагорейской системе, символ квадрата, завершенности, окончания.

Это всего лишь малая часть той информации, которую можно рассказать о взаимосвязи звука и цвета.
Есть более серьезные исследования, которые проводились как в России, так и на Западе. Я попытался объяснить и обобщить для тех, кто не знаком с теорией музыки эту связку.

Год назад я занимался работой, связанной с анализом картин и построением цветовой карты для выявлении закономерностей.

Источник: https://UchenikSpb.ru/kbase/svyaz-zvuka-i-tsveta/

Цвет и музыка

?

Category: Оригинал взят у cheglova_prof в Цвет и музыка В прошлом году я приняла к печати и подготовила к публикации материалы Владимира Михайловича Элькина о цвете и музыке в психотерапии. Номер вышел в мае прошлого года, но только вчера мне удалось довезти, наконец, авторский экземпляр до адресата (Из Москвы в Петербург).  И мы с семейством навестили Владимира Михайловича. И это был настоящий праздник музыки, цвета и живого душевного общения. Мы с большим удовольствием познакомились и пообщались с очаровательными внучками Элькина – Соней и Полиной. А  Владимир Михайлович провел для нас великолепный мастер-класс и концерт. Время, как кто-то умный сказал – это процесс перевода впечатлений в воспоминания. И эти впечатления/воспоминания иногда хочется записать. Что я и сделала. Под катом – мои впечатления и фрагмент из работы Владимира Михайловича, посвященной его методу.

Элькин дополнил известный тест Люшера (правополушарный выбор) еще и балльной составляющей (левополушарная оценка). То есть, к традиционному ранжированию карточек им добавлены вопросы – на сколько баллов (из 10 возможных) оценивается тот или иной цвет. И сочетания цветов. То есть – насколько они психологически принимаются (или отторгаются).  И каждому цветовыбору соответствует определенное состояние человека, которое выявляется таким образом и затем корректируется с помощью музыки и мудрых мыслей, подобранных автором за долгие годы практики в соответствии с цветовыборами. 

И еще один аспект диагностики – выбор самой приятной и самой неприятной картинки из обширной коллекции рисунков и фото по разделам – пейзажи, животные, люди.Каждый из нас прошел такое тестирование. А потом наш гостеприимный хозяин играл мелодии, соответствующие нашим состояниям… Мой главный цвет был красный, у мужа – желтый, а у сына – зеленый. Такой вот светофор…

  И я в очередной раз почувствовала, что прочитать, даже очень-очень внимательно – это одно. А прочувствовать – совершенно другое… И я буквально кожей впитывала аккорды тех мелодий, которые хотелось оценить в 10 баллов – как самые принимыемые цвета…И еще есть метод – одновременно диагностический и целительный – нужно сесть за пианино и сыграть…

Я сыграла Владимиру Михайловичу про своих кошек – Марсика и Мусю. И Элькин угадал их цвета…. Но дело не в цвете кошек. А в том, что, играя на заданную мастером тему, подчас весьма забавную (вроде соленого огурца или пареной репы), проходишь своего рода проективный тест. А потом, когда Владимир Михайлович играет джаз, а пациент ему подыгрывает – возникает целительный альянс.

И можно начать играть уже немного по-другому – более свободно и творчески…Время пролетело мгновенно, и нужно было Теперь у меня есть книга Владимира Михайловича – “Театр цвета и мелодии Ваших страстей”. И диски с музыкой, подобранной “по цветам страстей человеческих”.

Далее привожу фрагмент статьи Владимира Михайловича Элькина “Возможности цветовой психологии и арттерапии шедеврами искусства”

Цветовые психологические уровни – музыка и афоризмыЦветовая психология в нашем подходе является главной опорой для психотерапии шедеврами искусства. В соответствии с правилом цветового психологического уровня каждому цвету соответствуют особенности поведения, эмоциональные программы, установки, тип восприятия мира, что предопределяет использование в психотерапии соответствующих произведений искусства – афоризмов, картин, мелодий ).

Так, выбор черного цвета первым в пробе Люшера говорил о проблемности, глубинно тревожном восприятии мира. Такой выбор является основанием для проведения музыкотерапии.

Многие наши пациенты отбирали среди произведений искусства трагический лик окаменевшего страдания – “Пьету ” Микеланджело, где прекрасное лицо Мадонны выражает, по словам Чехова,” красоту человеческого горя”.

Люди черного цветовыбора интуитивно предпочитали минорные тональности до, фа и соль, в которых созданы трагические “Апассионата” и “Патетическая соната” Бетховена, Симфония соль минор Моцарта. Ключевой мелодией стала тема для гобоя Адажио Марчелло. Высокая, плавно струящаяся красота завораживала слушателей.

Часто обнаруживался такой феномен: когда музыка соответствовала психологическому уровню слушателя, она могла им восприниматься как светлая и даже радостная, хотя люди другого уровня восприятия слышали ее как прекрасную и печальную.

Люди черного цветовыбора часто выбирали иронические афоризмы: “Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак”, ” Ни одно доброе дело не остается безнаказанным”. 

Монашеский тон серого цвета говорит, по Люшеру, об эмоциональной отстраненности, отрешенности (человек хочет, чтобы его оставили в покое).

Лица, ставившие первым серый цвет, выбирали спящих животных. Это тем более интересно, что афоризмом, выражавшим внутреннее состояние людей такого цветовыбора, была фраза на статуе Микеланджело ” Ночь”: ” Я сплю, не тревожьте меня”. Картина, часто выбираемая этой группой людей, представляла женскую фигуру с закрытыми глазами, жестом рук она отгораживалась от мира.

Обратим внимание на то, что люди выбравшие черный и серый цвет, предпочитают при выборе картины страдающее или отрешенное лицо человека, трагический лик. Они не видят окружающего мира, перед ними стоит образ их внутренних проблем, тревожных чувств и образов.

Люди серого цветовыбора предпочитали тональности ми бемоль, ля бемоль, си бемоль минор. Музыкальным шедевром, наиболее желанным для них, была тема интермеццо Шумана из “Венского карнавала” ее тональность ми бемоль минор.

Сумрачно-печальная мелодия звучит как бы в пелене дождя, но при соответствии психологическому уровню слушателя она может быть воспринята им как радостная.

Выбор коричневого цвета  соответствовал настроению воспоминаний о прошлом. Часто выявлялось ощущение вегетативного дискомфорта (пациент болен или после болезни). Этому цвету соответствовал выбор тональностей ля, ре, ми минор.

Здесь мы встречаем мелодии “Элегии” Массне, «Полонез» Огинского, “Песню Сольвейг” Грига, ” К Элизе” Бетховена, образно реализующие ностальгически сентиментальное настроение. Музыка названных тональностей возникает при создании элегий.

Не удивительно, что лица этой группы выбирали афоризмы со словами о памяти: “Вспомни радостные дни”, “О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной”.

Ключевыми мелодиями для этого типа мировосприятия стали ” Вокализ” Рахманинова и «Мелодия» Дворжака (обе в элегичной тональности ми минор), светлая печаль музыки идеально реализует эмоции данного психологического уровня.

Люди фиолетового цветовыбора склонны к мечтательности, и часто оказывались представителями творческих профессий или интересовались искусством раньше.

Мы обратили внимание, что в описании Люшера постановка темных цветов на первое место говорила о значительной напряженности, однако появление рядом с ними “творческого” фиолетового цвета как бы растворяло тревожность. Этот феномен мы назвали “фиолетовое окно Люшера”,- он доказывает гармонизирующее влияние искусства на состояние тревожности. После сеансов музыкотерапии фиолетовый цвет часто поднимался выше по тесту Люшера. Люди рассматриваемой группы часто предпочитали другим картину “Лунная ночь” Куинджи. Поэтически причудливое состояние проявлялось и в настроении мелодий тональностей си, до диез, фа диез минор – это мелодии ноктюрнов и Седьмого вальса Шопена, “Лунной сонаты”, названной самим Бетховеном “Фантазия”. Это слово и будет ключевым для данного поэтически причудливого психологического уровня.

Афоризм, чаще всего выбираемый людьми этого уровня – строки Блока ” И вижу берег очарованный и очарованную даль”.

Синему цветовыбору соответствует состояние созерцания, покоя.

Счастливое миросозерцание реализовалось выбором картины Куинджи, где синева моря переходила в синеву неба с единственным облачком; виден край берега, цветок чертополоха, как человечек, взирает на синеву.

Афоризмы, выбираемые данной группой наиболее часто, гласили: ” Небо в чашечке цветка”, ” Красота пустыни – в глазах бедуина”.

Мелодии, комфортно и радостно воспринимаемые людьми такого цветовыбора – блаженно прекрасная тема из средней части Фантазии-экспромта Шопена и Адажио Пятого концерта Бетховена (Ромен Роллан говорил о голубом небе, как о высоком образе этой мелодии Бетховена). Тональности синего цветовыбора си, фа диез и до диез мажор.

Зеленый цветовыбор по Люшеру – символ волевой рациональной структурности личности. В искусстве этот психологический уровень отражен в музыке Баха, книгах Шопенгауэра, Руссо – это мир мудрости. Ему соответствуют тональности фа, до, соль мажор, что совпадает с выбором Бетховена, написавшего в фа мажоре свою ” Пасторальную симфонию “. Связь понятия ” пастораль ” и зеленого цвета не нуждается в доказательстве, инстинктивный выбор цвета и тональности говорит о гениальном чутье великого композитора и о цветомузыкальной интуиции любого подсознания. Ключевой мелодией уровня стал Экспромт доброго и мудрого Шуберта. В его музыке струится ручей, течет река, утешающая человека. Частый выбор людьми этой группы картины Левитана ” Березовая роща “полностью сливается с понятиями зеленый цвет и “пастораль ” выявленными в цветовыборе и музыке. Афоризм, предпочитаемый людьми зеленого цветовыбора мысль Канта ” Две наиболее удивительные вещи в мире – звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас”.Желтый цветовыбор по Люшеру отражает уровень сангвиника, ключевая эмоция смех, ритм живой жизни хорошо выражен в понятии “скерцо” . В искусстве это мир комедии, Пушкина и Моцарта, Гаргантюа и Уленшпигеля. Образ радостно смеющегося мировосприятия несут тональности ре, ля и ми мажор. В ре мажор написана ” Ода к радости” Бетховена. Картины, наиболее часто выбираемые этой группой, несут образ солнца. Ключевой музыкальной мелодией стала Прелюдия ля мажор Шопена с ее солнечной радостью. Афоризмы выбираемые при таком цветовыборе, содержат ключевые слова “смех- солнце”.Красный цветовыбор

Источник: https://m-d-n.livejournal.com/283208.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector