Искусство трубадуров музыка и поэзия

Музыка Средневековья: какой она была? Трубадуры и любовь

(Фолькет Марсельский)

В XI веке в Западной Европе зародилось новое явление — бродячие музыканты. На севере Франции заявили о себе труверы, в Провансе — трубадуры. Пели они на разных наречиях, но общего было больше. Так появлялось светское искусство, связанное одновременно с замковой, дворянской культурой и с народной: городской и, возможно, деревенской.

Сохранилось не так мало песен трубадуров и труверов. Об их личностях известно меньше. И трудно сказать, что там от легенд.

В первую очередь необходимо назвать Гильома IX, графа Пуатье (1071- 1126 годы) — хронологически первого из известных трубадуров. Между прочим, он был прадедом Ричарда Львиное Сердце.

Здесь тот редкий случай, когда биография трубадура достаточно хорошо известна. Жизнь его была бурной. Например, он два раза был отлучен от церкви. Первый раз — из-за проблем с налогами. Второй — из-за похищения дамы.

Я хочу вам, стражи, дать совет простой (И словам моим не внемлет лишь глухой): Не старайтесь понапрасну, не поможет вам разбой. Я не видел в мире дамы молодой, Что могли б сдержать засовы со скобой.

Если путь прямой заказан, путь найдет она кривой

.

(Гильом IX)

Правда, похищение виконтессы Данжероссы де Л’Иль-Бушар было совершено при полном согласии последней. Это последнее отречение помог снять троюродный брат Гильома — папа Римский Каликста II.

Не знаю, под какой звездой Рожден: ни добрый я, ни злой, Ни всех любимец, ни изгой, Но все в зачатке; Я феей одарен ночной

В глухом распадке

.

(Гильом IX)

Гильома IX часто называют Франсуа Вийоном XI века.

Также один из самых первых трубадуров — Маркабрюн. О нем известно, что был он найденышем, которого воспитал некий богатый человек. Его песни характеризуются некоторым социальным подтекстом и отнюдь не «куртуазным» языком. Видимо, не чурался он в своих песнях и хлестких выражений.

Другой трубадур — Жофре Рюдель — был графом, платонически влюбился в восточную принцессу из Триполи — графиню Годьерну Триполитанскую, отправился в крестовый поход, заболел по дороге и умер на руках любимой, которая тут же постриглась в монастырь.

Следующий трубадур — Ригаут де Барбезьеу — влюбился в дочь предыдущего трубадура, воспевал ее в стихах, а после ее смерти уехал в Испанию (возможно, окончил свои дни в монастыре).

Судьба трубадура Гильома де Кабестань была трагична. Он влюбился в жену графа, при дворе которого жил — Раймунду (дается и другое имя, но все равно — жена графа). Граф убил трубадура и накормил неверную жену его сердцем. Раймунда от горя выбросилась с балкона замка. Между прочим, трубадур был настолько популярен, что соседи графа попрекали его этим убийством.

Трубадур Монах Монтаудонский не зря носил это имя. Он был изначально бенедиктинским монахом, но уж больно любил сочинять песни. Монастырь отпустил монаха и разрешил ему заниматься мирским делом с условием, что он будет весь доход от песен отдавать родной обители. Вряд ли это можно считать такой уж трагической судьбой.

Фолькет Марсельский, напротив, после того, как провел молодость как трубадур, посвятил себя церкви — и даже стал епископом. Примкнул к крестовым походам, участвовал в делах инквизиции. А также основал Тулузский университет. В «Божественной комедии» Данте Алигьери он находится в «разделе» «Рай».

Зато трубадура Бертрана де Борна Данте поместил в восьмой круг ада. Связано это было с тем, что Бертран де Борн был довольно воинственным человеком. Много внимания в своих песнях-стихах уделял вопросам воинской доблести. Он воевал против Ричарда Львиное Сердце, а потом — за Ричарда Львиное Сердце.

Повсюду мир — а все ж со мною Еще немножечко войны. Тот да ослепнет, чьей виною Мы будем с ней разлучены! Их мир — не для меня,

С войной в союзе я…

(Бертран де Борн)

Но трубадур не может без песен о Даме. Многие песни Бертрана сохранились.

Но наши донны юность потеряли, Коль рыцаря у них уж больше нет, Иль сразу двух они себе стяжали. Иль любят тех, кого любить не след,

И честью замка мало дорожат…

(Бертран де Борн)

Последние годы жизни трубадур провел в монастыре. Бертран де Борн является одним из самых знаменитых трубадуров.

Ему посвятили свои стихотворения Гейне и Эзра Паунд, перевод одной из его песен вставлен в поэму «Роза и Крест» Александра Блока. Бертран является одним из персонажей романа Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада».

А также главным героем российской писательницы Елены Хаецкой «Бертран из Лангедока». О Бертране слагают песни, в том числе, здесь и сейчас.

Все трубадуры пели о любви к Прекрасной Даме. Изредка касались и социальных вопросов. Но основное — любовь. Платоническая, но кто знает?

А что же сами дамы? Неужели они ограничивались замечательной ролью воспетых? Нет, были и трубадурки. И они воспевали мужчин — своих любимых.

Азалаис де Поркайрагуэс — женщина-трубадур. Годы ее жизни неизвестны. Известно лишь то, что ее песни были посвящены ее возлюбленному. Одна ее песня-плач написана на смерть другого трубадура — Раймбаута Оранского.

Еще одна трубадурка — графиня Беатриса де Диа. Она была замужем, но влюблена в другого трубадура. Его она и воспевала:

Я выбрала одного достойного и благородного, Через которого улучшается и облагораживается честь, Щедрого, ловкого и проницательного, В котором есть остроумие и мудрость. Я молю его, чтобы он мне верил, И пусть никто не заставит его поверить, Что я изменю ему —

Если только он не изменит мне…

Идеальная влюбленная — покинутая, но продолжающая любить. Хочу напомнить, что «куртуазность» — это не разврат, это просто особое отношение к жизни, в некотором роде она даже являлась тогда воспитанием чувств.

А кто скажет любимому плохое о любви, пусть он не верит тому, а только тому, что я скажу. Ведь часто поднимает прутья человек,

Которыми он сам бит

.

(Беатриса де Диа)

Трубадуры были абсолютно «медийными фигурами», как это сейчас называется. Они путешествовали по всей Европе и не только, от замка к замку разносили новости, облекая их в песенную (от этого — еще более запоминающуюся) форму.

Все творчество трубадуров рассмотреть в рамках одной статьи невозможно. Их песни сыграли огромную роль в развитии общей музыкальной культуры европейского Средневековья. В заключение хотелось бы упомянуть о труверах — хотя бы только на одном примере.

Адам де ла Аль, или Арасский горбун (1240- 1287, горбуном не был — прозвище перешло по наследству) — французский поэт-композитор, трувер. Известен тем, что отказался от принятия сана и тем, что написал 36 одноголосных песен (именно шансон). А еще его перу принадлежит, по общему мнению, первая светская музыкальная пьеса европейского театра.

«Игра о Робене и Марион» — милая музыкальная пьеса с незатейливым сюжетом. Пастушка Марион любит простолюдина Робена. Но все время появляется некий рыцарь, просит Марион стать его подругой, наконец, насильно увозит ее. Бедняжка горько и долго плачет. Ее невинные слезы растрогали рыцаря настолько, что он отпускает ее домой. Все на радостях поют и пляшут.

Этот сюжет восходит к средневековой французской песне, которая называлась пастурель. В ней всегда была девушка и рыцарь, который почему-то всегда ее встречал, куда бы ни поехал («Однажды ехал я верхом…»). Адам де ла Аль немного переработал сюжет и написал музыку.

О том, как развивалась музыка в дальнейшем, можно будет прочитать в следующий раз. А послушать песни трубадуров и песни о трубадурах можно в комментариях.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/48288/

Московский государственый университет

Им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной литературы

Реферат по курсу «Зарубежная литература»

на тему «Основные жанры поэзии трубадуров»

Выполнила студентка 1 курса

дневного отделения 114 группы

Зотова А.М.

Москва – 2009

Введение

Поэзия трубадуров относиться к куртуазной поэзии, которая сложилась к XI-XII в., когда окончательно оформился героический и эстетический идеал рыцаря. Раньше, чем где бы то ни было, куртуазно-рыцарский идеал сложился в Провансе.

(Этот южный район Франции был фактически независим от короля, и, благодаря своему выгодному расположению, самоуправлению и богатым соседям, стал одним из наиболее развитых мест в средневековой Европе).

Именно поэтому поэзия трубадуров, воспевавшая рыцарей, зарождается в Провансе.

Понятие куртуазность включало в себя вежливость, учтивость и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания, и т.д.

Вслед за певцами, восхваляющими исключительно куртуазное поведение, появляются поэты, пишущие о религии, политике, сословной несправедливости и т.д. Однако следует отметить, что об этих проблемах поэты рассуждают, опираясь на куртуазные ценности (например, тот правитель лучше, который «куртуазнее» и т.д.

). А общей чертой лирики, вне зависимости от темы произведений, становится стремление к земной радости, и в то же время – к возвышенности чувств (с этой позиции открывается широкий простор для сопоставления и противопоставления знатных сеньоров и бедняков, браков по расчёту и истинной, свободной любви).

Песни сочиняют теперь не только бездомные странники, но и осёдлые ремесленники, купцы, юристы, монахи, сами рыцари и даже короли. Стихотворцами могли быть не только мужчины, но и женщины. При этом все они – независимо от возраста, пола, социального положения – назывались трубадурами.

Кроме самих стихотворений трубадуров, сохранился сборник их биографий. Наряду с точными сведениями в них можно найти немало легенд, показывающих, как уже в те времена рисовалась жизнь поэта, склонного к необычайным чувствам и странным фантазиям.

По своему происхождению лирика трубадуров связана с народным песенным творчеством. Для произведений трубадуров характерны повторы, образные описания (пейзажа и некоего действия), небольшой объем и т.д.

Однако провансальская поэзия выступает — впервые в истории новоевропейской литературы — как поэзия индивидуальная, как лирика осознающей себя личности. Хотя здесь есть некоторые условности.

Французские поэты старались не вложить в произведение свои собственные переживания (за любовными признаниями не стоит никакого реального жизненного содержания, высказываемые поэтом чувства подчиняются строгой регламентации), а изложить известный простой сюжет в новой форме, то есть найти эту новую форму.

(Замечу, что слово «трубадур» (в современных словарях объясняется как «провансальский поэт-певец») произошло от глагола «находить»).  Отсюда – работа над стилем: забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм. Провансальская лирика отличается большой изысканностью.

Стих построен на определенном числе слогов и ритмическом движении, создаваемом распределением ударений (чаще всего встречается ямбический ход). Рифма — притом рифма точная — обязательна, причем она может связывать между собой как стихи одной строфы, так и соответствующие стихи разных строф.

Строфика необычайно разнообразна, число стихов в строфе и строф в стихотворении не ограничено никакими правилами. Поэты подбирали пышные слова, создавали ряды синонимов. Из-за этого некоторые стихотворения оказывались не слишком понятными (особенно это относиться к произведениям сторонников «тёмного стиля»), что зачастую вызывало гордость авторов.

Читайте также:  Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Существовали различные формы лирики трубадуров, которые могли бы быть названы и жанровыми, так как строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона, сирвента, тенсона, пасторела, альба и др.

Кансона

Кансона (любовная песнь) – это стихотворение, ограниченное в своей тематике любовными темами, и отличающееся изысканным и сложным построением строфы, соединяющей стихи разной длины. Самый распространенный жанр поэзии трубадуров.

Часто отличается условностью и узостью эмоционального содержания, однообразием и бедностью поэтических образов.

Нередко обращенная к знатной покровительнице поэта, кансона превращается в форму своеобразного феодального служения не столько самой даме, сколько её супругу.

Для любовной песни характерны «весенние запевы» (поэт начинает свою песню с описания весны, птичьего щебета и распускающейся зелени). Это показывает, насколько тесно кансона была связана с народной лирикой.

Наиболее традиционный для кансоны сюжет – сетования певца, безответно влюблённого в знатную даму (Бернард де Вентадорн, Пейре Видаль).

У Маркабрюна и его последователя Пейре Карденаля можно найти песни, исполненные нападок на женщин и на любовь («любовью в кандалы не взят», «никогда не любил»).

Их произведения отличаются большей искренностью выражения, свежестью образов, глубокой эмоциональностью, но и они не свободны от условностей куртуазной любви («я ничего для друга не жалела» – идеальная женщина и Беатрисы де Диа; «щебет птиц…розы» – традиционный пейзаж у Рюделя).

Сирвента

Сирвента (служебная песня) – строфическая, полемическая по тону песня; разрабатывает темы политические или общественные, также часто содержит личные выпады поэта против его врагов.

Этот жанр поэзии трубадуров менее условен и более насыщен конкретным жизненным материалом. Сирвенты отличаются социальной, заостренностью; нередко превращаются в агитационные произведения или в памфлеты. Лучший и известнейший из авторов сирвент — Бертран де Борн, один из политических деятелей провансальской военной аристократии.

Сирвенты служили ему одним из средств феодальной борьбы, поэтому носят узкий феодально-аристократический характер.

Некоторые произведения де Борна насыщены описанием живописных и динамичных картин сражений («под немолчный стук мечей…бег обезумевших коней»), другие имеют ярко-выраженный сатирический характер («мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы…»).

Другой трубадур Пейре Карденаль в своих сатирических песнях клеймит гордость и жестокосердие богачей и знати, выражает симпатии к бедному и бесправному люду, негодует на французские войска и инквизицию, предававшие разгрому альбигойцев. А в песнях Гильельма Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания, направленные против папства и монахов.

Пасторела

Пасторела (песня о пастушке) — лирическая пьеса, стихотворный диалог юноши и девушки, которому предшествует небольшое введение, описывающее ситуацию встречи. Для пасторелы типичны упоминания о весенних обрядах, наличие припева и другие фольклорные особенности.

В круг действующих лиц вводятся люди крестьянского сословия.

Обычно сюжетную схему образует спор крестьянки или пастушки с рыцарем-поэтом, желающим удовлетворить внезапно вспыхнувшую страсть: в одних случаях девушке удается ловкими речами избавиться от назойливого ухаживателя, в других — он добивается желанного обещаниями и прямым насилием.

Иногда пасторела может приобретать комический характер (девушка зовёт на помощь односельчан, которые, прибежав с вилами и дубинами, заставляют рыцаря позорно отступить), иногда и трагический (рыцарь уезжает, девушка остается обесчещенной).

В некоторых случаях куртуазный герой устраняется (спор идет между пастухом и пастушкой) или пьеса приобретает дидактический характер (поэт-рыцарь выслушивает наставления почтенного пастуха). Другой распространенный тип пасторелы — так называемая «описательная пасторела», или «пасторела-сценка». Куртуазный поэт выступает здесь в качестве наблюдателя, который рисует весенний праздник и крестьянское веселье.

Большим мастером в жанре пасторелы был Маркабрюн.

Альба

Альба (утренняя заря) — строфическая песня, рисующая расставание влюбленных утром, после тайного свидания; связана со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами.

Часто альба получает форму диалога возлюбленных, монолога сторожа или жалоб одного из возлюбленных; характерен повтор слова «alba» – заря.

Наиболее известны альбы Гираута де Борнейля, Бертрана Аламанского и Гаусельма Файдита.

Плач

Плач выражает печаль поэта по поводу смерти близкого ему человека или какого-либо важного сеньора.

Плачи наполнены восхвалением достоинств умершего («щедр он был…неслыханной отвагой он горел») и причитаниями.

Непременный атрибут плача – упоминание о том, что весь мир скорбит об усопшем («день как будто потемнел», «скорбит душа у всех»). Наиболее иллюстративным примером является плач Бертарана де Борна.

Тенсона

Тенсона (прение) – спор между двумя поэтами на любовную, литературную или философскую тему. При этом каждый поэт произносит по строфе, как в живом диалоге. Также встречается название партимен (раздел). Пример тенсоны – диспут между Гирнаутом де Борнейлем и Рамбаутом Оранским.

Баллада

Баллада (плясовая) — ритмичная песня, обычно сопровождаемая припевом. Хранит в словах и музыке многие черты, подтверждающие её связь с народными хороводными песнями; в одной анонимной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный персонаж народных весенних обрядов.

Другие жанры

Существовало и много других, второстепенных жанров.

Например, эскондидж (оправдание) – песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой; дескорт (разногласие) – песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное состояние поэта; романс – лиро-эпический жанр, демонстрирующий отношение автора к определённому событию и др.

Такое обилие поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Правда, у трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые. Так в противовес альбе создается серена (вечерняя песня).

Ук де ла Баккалариа задается целью создать альбу «на новый лад», где он посылает проклятие не утренней заре, разлучающей влюбленных, а ночному мраку, полному одиночества неразделенной любви; Раймбаут де Вакейрас составляет дескорт на пяти наречиях, чтобы таким смешением языков выразить расстроенное состояние своей души.

Заключение

Лирика трубадуров развивалась примерно в течение полутораста лет — в XII—XIII вв. Классическим периодом их творчества является последняя четверть XII в.

, когда трубадуры находились в наиболее благоприятных условиях. Однако расцвет лирики трубадуров был очень непродолжителен. XIII в. – время заката провансальской поэзии.  Около середины XIII в.

она окончательно замирает, отступая на задний план перед городской лирикой.

Список литературы

1. «История западноевропейской литературы. Средние века и возрождение». М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др.

2. «Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия». Б.И. Пуришев.

3. «Словарь литературных терминов». #”#”>#”#”>http://ru.wikipedia.org

Источник: http://diplomba.ru/work/95913

Куртуазная поэзия: общая характеристика. Трубадуры и миннезингеры

Куртуазная поэзия (от франц. courtois – вежливый, учтивый, от cour – двор) – рыцарская поэзия, зародившаяся в средневековой Франции и распространившаяся в других европейских странах. Основа этого вида искусства – представления о «мере, вежестве и постоянстве» в служении рыцаря Прекрасной Даме. 

Культ изящной бесплотной любви к женщине, преклонение перед ней требовали от рыцаря чести и мужества. Нравственная чистота находила эстетическое воплощение в высшем и совершеннейшем из средневековых искусств, в поэзии, и отражалась в поиске наиболее прекрасных языковых средств. Именно в недрах куртуазной поэзии зародились твердые поэтические формы.

Это прежде всего канцона, или «песня», затем «альба», гимн чувственной любви, тенцона (или тенсона, «спор», «диспут»), пастореллла (встреча рыцаря и пастушки), баллада (плясовая песня), плач и другие.

Куртуазная поэзия тяготела либо к «замкнутому» стилю, культивировавшему «тёмный» стих, непонятный простому смертному, изобилующий приёмами, затрудняющими понимание (подобный приём поэтики был распространён в ранней кельтской поэзии и служил передаче «языка богов», который и не должен быть понятен профану); либо к «светлому» стилю, мастера которого стремились, чтобы их произведения были понятны многим. Также трубадурами начала активно применяться рифма, получившая вскоре общеевропейское распространение.

Куртуазная поэзия трубадуров

Первыми представителями куртуазной поэзии явились трубадуры – рыцари, несущие вассальную службу и занимающиеся литературным творчеством. Надо заметить, что среди старопровансальских поэтов были и женщины (например, Беатриса де Диа).

В их поэзии Прекрасная Дама заняла то же место, какое в религиозной поэзии отводилось мадонне, а совершенная любовь (fin amor) полагалась одной из эстетических ценностей. В этом были свои резоны: в эпоху Средневековья распространился древний гностический миф о Софии Премудрости Божией, супруге Бога, похищенной Дьяволом и томящейся в замке.

Лишь смелый и доблестный рыцарь может освободить её; но в каждой земной женщине виден отблеск ее чистоты и красоты, и потому любая дама заслуживает служения, напоминающего религиозное (недаром Прекрасную Даму награждают титулами, присущими Мадонне: «путеводная звезда», «майская роза», «утешительница скорбящих»).

Земная красота – отражение красоты небесной; любовь совершенствует сердце и душу влюбленного, дает ему возможность видеть божественное начало жизни; Любовь и сама – божественное существо.

Увы, Любовь, ведь ты меня сильней. Нет у меня защиты, пожалей! Пока моя погибель не пришла,

Ты б Донну умолить мне помогла!

(Бернарт де Вентадорн, «Песни»)

Прекрасная Дама в эпоху трубадуров, как правило, являлась замужней женщиной. Влюбленный в нее рыцарь редко получал возможность близости с избранницей, даже если она платила ему взаимностью.

Совершенная любовь также снимала сословные преграды: трубадуры Эльяс Кайрель, Арнаут де Марейль и другие не обладали «благородным» происхождением, но в любви они были равны со своими возлюбленными.

Любовь переставала восприниматься как грех; напротив, поэты провозглашали ее высшей добродетелью, поскольку она улучшает человеческую природу и побуждает человека делать добрые и хорошие поступки.

Многие из куртуазных поэтов были сеньорами, т. е. принадлежали к высшей аристократии, как Конон де Бетюн. Стилистически их произведения не отличаются от стихотворений трубадуров, и любовная проблематика везде одинакова . 

Куртуазная поэзия – единственное явное проявление «куртуазной любви», преступной и тайной. Замужняя женщина не должна любить постороннего мужчину. Влюблённый поэт не имеет права компрометировать свою Даму; вот почему в стихах трубадуров обычно используется условное имя («сеньяль»), которым поэт называет ее.

Любовь трубадуров – не только чувство, проявление эмоций, но и интеллектуальное состояние, требующее постоянной работы и совершенствования мысли. Поэты постоянно обсуждают различные аспекты «меры, вежества и постоянства» в разных ситуациях, в том числе и самых деликатных (Фолькет де Марселья, Пейре Гильем и Сордель, Аймерик де Пегильян и Эльяс д'Юссель, Арнаут Каталан и другие).

Кризис куртуазной любви наступил уже в начале XIII в. В позднем творчестве Бертрана де Борна, поэта-воина, для которого главной темой служила рыцарская доблесть, говорится о закате высоких идеалов родовитого дворянства. К стихотворениям этого типа относится один из плачей де Борна, написанный по поводу кончины принца Генри:

Скорбит о нём, кто только юн и смел, И ясный день как будто потемнел,

Читайте также:  Необыкновенные музыкальные способности

И мрачен мир, исполненный печали.

Куртуазная поэзия миннезингеров

На Севере Франции последователями куртуазной поэзии являлись труверы. В Германии ее представителями являлись миннезингеры («певцы любви»), выступившие в последней трети XII в. Они эстетически освоили опыт провансальских трубадуров.

Миннезанг (средневековая рыцарская лирика) не так, как произведения трубадуров, склонен к передаче чувственных ощущений. Это более аналитическая, морализирующая, рефлектирующая и даже иногда религиозная литература.

Однако светское начало в поэзии миннезингеров все же сильнее религиозно-мистического (Фридрих фон Хаузен, Генрих фон Фельдеке, Рейнмар фон Хагенау, Вальтер фон дер Фогельвейде). Часто темой стихотворений становится неразделённая любовь.

Вообще немецкие куртуазные поэты в целом менее жизнелюбивы, чем французские. Исключение составляет поэзия Генриха фон Морунгена.

Наследие немецкого миннезанга включает такие шедевры куртуазной поэзии, как «Песни рассвета» Вольфрама фон Эшенбаха (автора «Парцифаля», средневекового романа в стихах).

Наиболее известны произведения Вальтера фон дер Фогельвейде. Его поэзия полна радости, отражает живое чувство упоения телесным миром.

Обращает на себя внимание её жанровое разнообразие – Фогельвейде пишет не только лирические, но и сатирические, философские произведения.

В XIII в. куртуазная поэзия в Германии также утратила прежнее место на литературном Олимпе. Над возвышенными рыцарскими чувствами к Даме посмеивались поэты новых поколений (Тангейзер, Иоганнес Хадлауб, Фрауенлоб).

Источник: Поэтический словарь. – М.: ЛУч, 2008 

Источник: http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/kurtuaznaja_poehzija_obshhaja_kharakteristika_trubadury_i_minnezingery/87-1-0-894

Презентация к урокам музыки, МХК “Музыкально-песенное творчество трубадуров”

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация к урокам музыки, МХК “Музыкально-песенное творчество трубадуров”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Музыка средних веков. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров урок в 10 классе Павлова О. В. , учитель МХК МБОУСОШ №18

2 слайд Описание слайда:

Музыка эпохи средневековья — период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э..

3 слайд Описание слайда:

Искусство трубадуров, зародившееся в Провансе XII века (Франция), было, по существу, лишь началом особого творческого движения, характерного именно для своего времени и почти целиком связанного с развитием новых, светских форм художественного творчества.

4 слайд Описание слайда:

Трубадур- средневековый поэт южной Франции, сочинявший стихи на древнеокситанском языке (langue d'oc). Трубадуры были людьми всех слоев общества: феодалы, церковники, горожане.

Творчество трубадуров свидетельствовало о большой культурной утонченности южной Франции в Средние Века. Трувер – эквивалент трубадура на севере Франции; трувер пишет на лангедойль (северном диалекте французского языка).

Миннезингер – эквивалент трубадура в Германии; миннезингер сочиняет на средневерхненемецком языке.

5 слайд Описание слайда:

Музыкально-поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции

6 слайд Описание слайда:

Не сохранилось имен авторов большинства песен, но то, что известно. Поражает разнообразием тематики и жанров.

7 слайд Описание слайда:

Песни Альба – песни рассвета, Пасторали –пастушеские песни,Песни крестоносцев Песни-диалоги, Плачи, Танцевальные песни, Баллады

8 слайд Описание слайда:

Главные темы песен – рыцарское воспевание прекрасных дам боль и измена, расставание влюбленных на рассвете, прославление радостей любви, прославление красоты природы

9 слайд Описание слайда:

Герои песен – находчивый рыцарь, его дама, остроумная пастушка

10 слайд Описание слайда:

К сожалению, исторические сведения о личностях трубадуров и труверов и материалы сохранившихся их произведений в большой степени остаются взаимно не связанными. С одной стороны, о жизни того или иного трубадура зачастую известно много больше, чем о его сочинениях, которые исчисляются лишь единицами.

11 слайд Описание слайда:

В среде трубадуров находились представители различных общественных кругов. Так, первыми трубадурами были: Гийом VII, граф Пуатье, герцог Аквитанский (1071 – 1127) – и гасконец-бедняк Маркабрюн.

12 слайд Описание слайда:

В дальнейшем среди трубадуров мы находим самые различные имена, и они помогают понять неоднородность этой художественной среды: Джауфрэ Рюдeль – граф Ангулемский (с именем которого связана легенда о романтической любви к далекой восточной принцессе из Триполи), автор четырех сохранившихся образцов любовной лирики.

13 слайд Описание слайда:

Бернарт де Вентадорн, сын придворной истопницы, умный, образованный и талантливый поэт – музыкант лирического склада (ок. 1150-1195).

14 слайд Описание слайда:

Бертран де Борн (ум. в 1196 году) – рыцарь, владелец замка, политический интриган, известный в свое время бесчисленными любовными похождениями, а также военными пристрастиями, получившими отражение в его поэзии.

15 слайд Описание слайда:

Гираут де Борнейль – высоко ценимый современниками, учитель трубадуров и менестрелей, автор прославленной альбы (песни рассвета), о котором известно, что летом он ходил от замка к замку вместе с двумя жонглерами. Пользовался покровительством Альфонса VIII, короля Кастилии.

16 слайд Описание слайда:

Провансальские трубадуры, как известно, обычно сотрудничали с жонглерами, которые странствовали вместе с ними, исполняли их песни или сопровождали их пение, как бы соединяя одновременно обязанности слуги и помощника.

17 слайд Описание слайда:

Из поэтов миннезингеров большую известность получил Тангейзер(1205-1270), создавший множество танцевальных песен. Позднее о нем писали композитор и писатель-романтик Э. Гофман, поэт Г. Гейне, ему посвятил свою оперу немецкий композитор Р. Вагнер («Тангейзер»). Образ поэта-рыцаря выведен в опере «Трубадур» итальянского композитора Джузеппе Верди

18 слайд Описание слайда:

http://www.russianplanet.ru/filolog/trubadur/slovar. http://yandex.ru/yandsearch http://images.yandex.ru/yandsearch http://geneal.ru/modules/family/person.php http://orpheusmusic.ru/publ/ В презентации использованы материалы:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-muziki-mhk-muzikalnopesennoe-tvorchestvo-trubadurov-960634.html

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.

Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании.

История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.

Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.

По утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).

Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.

Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.

Кто мог стать трубадуром?

Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы.

Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров.

От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:

  • владеть игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте;
  • экспромтом сочинять стихи для тех, кто выше по статусу;
  • быть в курсе последних новостей при дворе.

Другие известные трубадуры

Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:

  • Пейре Видаль – трубадур, поэзия которого полна чувственности и авантюризма, знаменитый импровизатор любовных канцон и политических сирвент (такие вот жанры трубадурского творчества).
  • Конон Бетюнский – французский трувер, принимавший участие в крестовых походах. Стихотворений его сохранилось всего несколько – в основном, это куртуазные канцоны, походные песни и сатиры.
  • Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом свого времени (XII век), в своих стихах воспевал весну и любовь как величайшее благо.

Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.

Куртуазная тематика в искусстве трубадуров

В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.

В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.

Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.

Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру

Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности.

Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики.

Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)

Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:

  • пастурель – это песенный жанр, содержание такой песни обычно неприхотливо: рыцарь беседует с простой пастушкой, причём, в отличие от куртуазных стихов, ни о каких высоких чувствах быть и речи не может, под видом заигрываний обсуждаются вопросы только «плотской любви».
  • альба – это песня, в которой опоэтизирована ситуация расставания влюбленных утром: им предстоит расстаться, возможно навсегда (рыцарь мог погибнуть в бою) с приходом рассвета.
  • канцона – любовная песня, обращённая к девушке, однако иногда пением канцоны просто выражали уважение к сюзерену, девушке или другу, в таких случаях канцона могла исполняться сразу несколькими рыцарями.
Читайте также:  Музыкальная культура романтизма эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Источник: http://domisol.ucoz.com/publ/istorija_muzyki/iskusstvo_trubadurov_muzyka_i_poehzija/8-1-0-6

Концепция куртуазной любви и поэзия трубадуров

Трубаду́ры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Женской формой для слова «трубадур» было окситанское слово trobairitz (). Творчество трубадуров охватывает период XI—XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века.

Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании. Они активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени.

После альбигойского крестового похода исчезли совсем, оставив после себя богатое культурное наследие. Бо́льшей частью благодаря трубадурам сложился первый литературный романский язык: на старопровансальском писали позднее поэты Каталонии и Северной Италии.

Под влиянием провансальской лирики формировались поэзия труверов и поэзия миннезингеров, их творчество вдохновляло Данте, поэтов Dolce stil nuovo, Петрарку. В новое время лирика трубадуров была забыта, и лишь романтики открыли её заново, тогда же было положено начало её изучению.

В конце XIX — начале XX века французские учёные ввели в оборот термин poesie occitane, более определённо указывающий на географию распространения поэзии трубадуров и её специфику

Трубадуры создали своеобразную культуру любви — fine amor (куртуазную любовь), составляющую главное содержание их лирики.

Культ идеальной любви пришёл в поэзию трубадуров из арабской поэзии Испании, воспевавшей целомудренную мистическую любовь.

Исследователи находят много общего у куртуазной любви трубадуров с проникшим в мусульманскую поэзию пониманием любви в суфизме. Идеальной форме любви посвятил свой трактат «Ожерелье голубки» Ибн Хазм, арабоиспанский поэт XI века:96—98.

Обычным являлось поклонение трубадура Даме, как правило, замужней и стоящей выше его на социальной лестнице, причём сословное неравенство всячески подчёркивается. Любовь к замужней женщине ставит непреодолимую преграду, это непременное условие куртуазной ситуации:6.

Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины, в том числе и совершенствование поэтического мастерства.

Следствием культа «Прекрасной Дамы» стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, преобразившее её из существа низшего порядка в идеал.

Некоторые исследователи полагают, что выбор объектом поклонения именно замужней Дамы определялся тем, что, в отличие от девушки, она находится на более высоком уровне духовного развития.

Один из трубадуров разделяет куртуазное служение на четыре степени: первая — любовь колеблющегося (feignaire), когда рыцарь ещё не отваживается поведать о чувстве даме. Вторая — просящего, умоляющего (pregaire), когда ободрённый ею кавалер признаётся в своей склонности.

Третья — услышанного (entendeire) — он получает от дамы в залог любви её ленты, перчатки, пояс. И последняя — друга (drutz), когда она выражает своё согласие поцелуем, часто первым и единственным.

Для провансальской лирики характерен и закономерен перенос понятий из сферы феодальных отношений сеньора и вассала в сферу куртуазных отношений рыцаря и Дамы.

По мнению медиевиста Жоржа Дюби, культ Прекрасной Дамы связан с обычаем воспитывать будущих рыцарей при дворе сеньора или старшего родственника и зародился в части рыцарства (младшие сыновья в семье), исключённой из сферы брачных отношений.

Супруга сеньора, хозяйка дома, становилась объектом почитания среди юношей, находившихся при феодальном дворе.

Женщины феодального Юга более активно участвовали в управлении собственностью и пользовались большей свободой, однако и здесь брак среди представителей знати рассматривался в первую очередь как средство присоединения новых владений, чувства же будущих мужа и жены не принимались в расчёт.

Лирика трубадуров противопоставила сложившемуся институту брака по политическим мотивам культ незаинтересованной любви. Женщина принадлежала мужу, нарушение ею правил, установленных обществом, влекло за собой наказание.

Игра в любовь несла в себе опасность, риск разоблачения придавал ей особую остроту и требовал выражения чувств иносказанием. Сохранение тайны стало одним из важнейших условий куртуазного этикета. Со временем культ Прекрасной Дамы у эпигонов рыцарской поэзии переродился в почитание Девы Марии, а куртуазия стала чистой условностью. Однако в лучших образцах поэзии трубадуров куртуазная любовь пережила свой наивысший расцвет

Следуя этому любовному кодексу, вдохновляясь миром человеческой души, поэты не только сочиняли свои песни, но и целую воображаемую вселенную, в которой существуют лирические герои. Провансальская поэзия открыла для европейской лирики не исследованный прежде мир индивидуальных переживаний.

Важный мотив в лирике трубадуров — мистический, параллельный повседневности мир сна, грёзы, видения. Именно здесь исполняются самые сокровенные желания, и высокая любовь становится достижимой

Концепция идеальной любви не проецировалась на реальную ситуацию, оставаясь игрой, однако её влияние трудно переоценить. Дальнейшее развитие европейской литературы и культуры в целом, вплоть до появления правил этикета, обусловлено перенятием этой модели, которая, трансформируясь, проникла во все сферы жизни.

Дюби предполагает, что под воздействием куртуазной культуры в аристократической среде началось формирование «нового типа обращения с женщиной».

Ещё один суровый моралист, Пейре Карденаль, возносит благодарность Любви за то, что наконец он освободился от неё, и насмешливо перечисляет все штампы куртуазного поведения, которым уже не надо следовать

Концепция куртуазной любви породила множество интерпретаций. В ней находили отражение такие различные философские воззрения как спиритуализм и сенсуализм. Присутствие же в лирике трубадуров песен пародийно-игрового начала, где намеренно умаляется высокая любовь, привело к упрёкам их в грубости и фальши.

Философ Жак Лакан, анализируя одну из средневековых поэм, где герой охотно подвергается унижениям со стороны Дамы, пришёл к выводу, что в рамках куртуазной любви заключаются «предельно недуховные» отношения господина и вассала, а в образе Дамы нет «ничего общего со спиритуальной чистотой».

В начале XX века немецкий исследователь Э. Векслер (de) утверждал, что трубадуры в своих стихах лишь имитировали любовь, а песни сочинялись исключительно с целью получения материального вознаграждения от сеньора. Векслеру возражал В. Ф.

Шишмарёв, считавший, что в культе Дамы впервые были признаны достойным уважения, внимания чувства человека «и найдена поэтическая формула любви»

Источник: https://students-library.com/library/read/45172-koncepcia-kurtuaznoj-lubvi-i-poezia-trubadurov

Поэзия трубадуров. Основные жанры, образы и мотивы

Министерство культуры РФ

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Реферат на тему

Поэзия трубадуров. Основные жанры, образы и мотивы

Выполнила

студент гр. РТПП 111

Брунер Э.И.

Проверила

преподаватель

кафедры литературы и русского языка

кандидат филологических наук, доцент

Мироненко Елена Анатольевна

Кемерово 2012г.

Введение

В Провансе, раньше чем где бы то ни было, сложился куртуазно-рыцарский идеал. Роскошь жизни и тяга к образованию, подкрепляемая близостью Италии и арабской Испании, достигли здесь чрезвычайных размеров.

Рыцарская лирика Прованса родилась как выражение избытка жизнерадостности, но вместе с тем и как сложное, требовательное искусство, далекое от наивной непосредственности народной песни. Мы наблюдаем здесь определенную технику, мастерство. В этом отношении показательно само название провансальских поэтов-певцов – трубадуры.

Следует отметить, что это название обозначало всякого поэта независимо от жанра и характера его творчества. Поэтому были трубадуры как рыцарского стиля, так и городского, и даже трубадуры, слагавшие религиозные песни.

Трубадуры создали своеобразную культуру любви – куртуазную любовь, составляющую главное содержание их поэзии. Обычным являлось поклонение трубадура даме, как правило, замужней и стоящей выше его на социальной лестнице.

Любовь к замужней женщине ставит непреодолимую преграду.

Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины, в том числе и совершенствование поэтического мастерства.

Следствием культа Прекрасной Дамы стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, преобразившее её из существа низшего порядка, причины грехопадения, сосуда зла, в идеал.

Трубадуры (среди них особенно Ригаут де Барбезье в сферу куртуазных отношений рыцаря и Дамы. Следуя этому любовному кодексу, вдохновляясь миром человеческой души, поэты не только сочиняли свои песни, но и целый воображаемый мир, в котором существуют лирические герои.

Вслед за певцами, восхваляющими исключительно куртуазное поведение, появляются поэты, пишущие о религии, политике, сословной несправедливости и т.д. Однако следует отметить, что об этих проблемах поэты рассуждают, опираясь на куртуазные ценности (например, тот правитель лучше, который куртуазнее и т.д.

). А общей чертой лирики, вне зависимости от темы произведений, становится стремление к земной радости, и в то же время – к возвышенности чувств (с этой позиции открывается широкий простор для сопоставления и противопоставления знатных сеньоров и бедняков, браков по расчёту и истинной, свободной любви).

Песни сочиняют теперь не только бездомные странники, но и осёдлые ремесленники, купцы, юристы, монахи, сами рыцари и даже короли. Стихотворцами могли быть не только мужчины, но и женщины. При этом все они – независимо от возраста, пола, социального положения – назывались трубадурами.

Кроме самих стихотворений трубадуров, сохранился сборник их биографий. Наряду с точными сведениями в них можно найти немало легенд, показывающих, как уже в те времена рисовалась жизнь поэта, склонного к необычайным чувствам и странным фантазиям.

Для обозначения своего творчества трубадуры постоянно употребляют термины “мастерить”, “ковать”, “обрабатывать”. Многим трубадурам такой способ творчества представляется единственно возможным: даже птица, когда она поет, “обрабатывает”, по их мнению, свою песню.

Отсюда упорная работа над стилем и, в частности, виртуозная отделка формы – забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм. В дошедших до нас текстах насчитывается до девятисот различных строфических форм.

Эту тягу к совершенствованию мастерства и отношение к поэзии как к увлекательной игре подметил А. С.

Пушкин: “Когда в XII столетии под небом полуденной Франции отозвалась рифма в провансальском наречии, ухо ей обрадовалось: трубадуры стали играть ею, придумывать для нее всевозможные изменения стихов, окружили ее самыми затруднительными формами”.

Существовали различные формы лирики трубадуров, которые могли бы быть названы и жанровыми, так как строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона, сирвента, тенсона, пасторела, альба и другие.

Этимология слова и происхождение трубадуров

Трубадуры (фр. trobador, о

Источник: https://www.studsell.com/view/122081/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector