Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы

Как вернуть энтузиазм ученику школы?

     Как вернуть энтузиазм ученику школы?

Любому учителю приятно работать с учеником, который заинтересован в своих успехах и стремится улучшать достигнутые результаты. Однако практически у каждого ребёнка наступает период, когда он хочет бросить занятия музыкой.

В подавляющем большинстве случаев подобное наблюдается на 4-5 годах обучения. Часто ситуация ухудшается и позицией родителей, которые с удовольствием свалят вину со своего чада на «некомпетентного» учителя.

ПОНЯТЬ РЕБЁНКА

 Иногда стоит напомнить себе, что ученик – это далеко не взрослый в миниатюре. Он пока до конца не может осознать и оценить то, что с ним происходит. А происходит постепенное вливание во взрослую жизнь, которое неизбежно влечёт за собой определённые обязанности.

По большому счёту, до этого момента все с ребёнком играли, подстраиваясь под его желания и особо не нагружая. Теперь же начались требования. Увеличилась нагрузка и объём домашних заданий в общеобразовательной школе. Добавились дополнительные уроки в школе искусств. Да и сама программа становится труднее.

Надо больше времени проводить за инструментом. От ученика ожидается улучшение техники игры, и репертуар произведений также усложняется. Всё это внове для ребёнка и наваливается на него неожиданным грузом. И этот груз кажется ему неподъёмным. Вот и нарастает постепенно внутренний бунт.

В зависимости от темперамента ученика он может принимать разные формы. От нерадивости в исполнении домашнего задания до прямого конфликта с преподавателем.

 КОНТАКТ С РОДИТЕЛЯМИ

Чтобы предупредить конфликтные ситуации с родителями учеников в будущем, будет мудро с самого начала рассказать о том, что однажды юный музыкант заявит, что дальше учиться не хочет, ему всё наскучило, и он видеть инструмент не желает.

Также заверьте их в том, что этот период кратковременен. Да и вообще, на протяжении учёбы старайтесь поддерживать с ними живой контакт.

Видя вашу заинтересованность, они будут более спокойны за своего ребёнка и не станут спешить ставить под сомнение вашу профессиональность в случае возникновения острого проблематичного периода.

ПОХВАЛА ОКРЫЛЯЕТ

 Какие конкретные практические шаги могут помочь разжечь угасающий энтузиазм в ученике? Не игнорируйте начинающуюся апатию. По сути этим должны бы больше заниматься родители, однако реальность такова, что они с удовольствием предоставят вам выяснять настроение и состояние ребёнка.

Заверьте ребёнка в том, что и другие прошли через такое же. Если это уместно, поделитесь собственным опытом или приведите в пример других учеников или даже музыкантов, которыми он восхищается. По возможности позволяйте ученику участвовать в подборе репертуара.

Ведь разучивать произведения, которые понравились именно ему намного увлекательнее. Подчёркивайте то, чего он уже достиг и ободрите в том, что, приложив немного усилий, он добьётся ещё больших высот.

И не забывайте отмечать не только моменты, которые необходимо исправить, но и те, которые у него получились хорошо. 

Источник: https://dshi2zhlobin.schools.by/pages/kak-vernut-entuziazm-ucheniku-shkoly

Как вернуть утраченный энтузиазм и желание

Дата публикации 18 апреля 2011. Опубликовано в Саморазвитие

Когда мы начинаем заниматься чем-то новым — проектом, увлечением, хобби, которое нам нравится, на начальном этапе мы тратим все свое время и силы на это новое увлечение. Мы чувствуем воодушевление, подъем, прилив сил и сильнейшее желание этим заниматься.

Но со временем, эмоции и чувства притупляются, а желание куда-то исчезает. Новое увлечение больше не привлекает, а новая работа становится обязанностью и рутиной. Это похоже на любовные отношения, когда за медовым месяцем следует период разочарования.

Именно в этот момент начинается тяжелая работа по строительству долгих, прочных и по-настоящему счастливых отношений.

Как вернуть утраченный энтузиазм и желание? Существует шесть простых способов вернуть утраченное желание и возродить свой интерес и энтузиазм к любимому делу.

1. Завести дневник благодарности

Вспомните момент, когда все только начиналось. Как все развивалось. Тогда вы понимали какую возможность вам дает это новое занятие или увлечение. Заведите дневник благодарности и каждый день старайтесь записывать туда все причины для благодарности, за что вам нужно благодарить ваше новое увлечение. Это эффективный способ вернуть утраченный энтузиазм и желание заниматься любимым делом.

2. Выяснить, что вас утомляет

Тщательно проанализируйте свое занятие на предмет того, что вызывает у вас негативные эмоции и чувства. Так вы сможете изменить процесс, сделав его более приятным и радостным для вас. Какие вещи убивают вашу страсть и желание? Возможно, вам нужна помощь? А может быть у вас конфликт с кем-то? Что вызывает у вас стресс?

3. Попросить о помощи

Если вы чувствуете, что взвалили на себя неподъемный груз ответственности и это вас утомляет, обратитесь за помощью. Возможно, вам нужно лишь разделить объем работы со своими коллегами или отказаться от некоторых задач, чтобы вернуть былое желание и утраченный энтузиазм.

4. Избавиться от негативных мыслей

Негативный диалог с самим собой убивает любое желание. Как только вы замечаете, что вновь вовлекаетесь в этот негативный и деструктивный диалог, немедленно прекратите его. Причем, легкость применения этой техники достигается регулярной практикой. Это простой и эффективный способ научиться рассматривать все проблемы и трудности, как возможности.

5. Вспомнить правило 90/10

Это правило гласит — 90% людей делают только первые 10% от поставленной задачи, и только 10% людей выполняют ее на все 100%. Поставьте для себя задачу быть в числе тех 10%, которые доходят до финиша.

6. Принять ситуацию

Позвольте себе принять ситуацию, когда ваше любимое занятие больше вас не радует и не приносит удовольствия. Не ругайте и не наказывайте себя за то, что ваш энтузиазм иссяк, а желание пропало.

В природе все системы подвержены цикличности. За подъемом следует спад и наоборот. В природе нет ничего постоянного.

Когда прошла первая волна страсти и увлечения, у вас есть возможность поймать вторую волну, которая возможно будет более глубокой и полной.

Яковлева Наталья

Источник: http://www.vitamarg.com/article/samorazvitie/1264-kak-vernut-entusiasm

Реформа детского музыкального образования: почему нам нужны дилетанты

Работа детской музыкальной школы имени Гнесиных. Фото – Григорий Сысоев /РИА Новости

Районные музыкальные школы Москвы начали обучать двум направлениям: любительского и предпрофессионального образования. Анна Кочарова задумалась о том, зачем нам образованные любители.

В моем советском детстве девочек из хороших семей было принято отдавать учиться в музыкальные школы.

Наиболее способные попадали на фортепиано, те, кто не отличался особыми талантами — на другие, вроде как второстепенные инструменты.

Семилетняя учеба в музыкалке была своего рода повинностью для детей, которые перед зачетами нервничали, побаивались педагогов, а сдав последний экзамен, говорили, что ненавидят музыку.

Устоявшаяся система музыкального образования была ориентирована на отбор лучших и забвение середняков. Мы выпускали (и продолжаем выпускать) выдающихся профессионалов, недаром российские академические музыканты востребованы во всем мире, это наш неизменный успешный “экспорт”. Этим стоит гордиться. Но что же с теми, которые не дотягивают до верхней планки?

С этого года музыкальные школы Москвы перешли на новую систему обучения — образование делится на предпрофессиональное и любительское. Вторая программа предполагает меньшее время на специальность, то есть занятия по основному инструменту.

Зато по-прежнему обязателен хор, сольфеджио, музыкальная литература и слушание музыки для младших классов.

Попытка реформировать методики преподавания совпала и с реорганизацией школ. В итоге педагоги пребывают в замешательстве, если не сказать в ужасе — объединения грозят сокращениями педагогических составов, а введение различных вариантов платного обучения не сулит, увы, ощутимой прибавки к зарплате.

Одновременно от преподавателей требуют того, на что по-хорошему нужны годы: начать учить детей по-новому, интересно и современно. Что означает только одно — прежде всего, переделать самих себя. Ведь можно сколько угодно говорить о том, как нужно учить, но реализовать это на деле невероятно сложно.

Инструмент требует от детей и их родителей огромных усилий. Постоянные самостоятельные занятия дома, большой и часто обновляющийся репертуар, изнуряющие (если работа идет по-настоящему) индивидуальные занятия с педагогом.

Так учат профессионалов, тех, кто готов вкалывать сегодня на некий результат в будущем. Выучи сегодня 10 этюдов — и через год, возможно, подумаем о подготовке к конкурсу.

Это профессиональная история, которая — совершенно точно — не годится для обычных занятий музыкой.

По статистике, не более 10% учеников районных музыкальных школ в итоге выбирают музыку в качестве своей профессии.

А что остальные 90%? Чего хочет ребенок, подходя к инструменту? Научиться подобрать любимую мелодию, уметь сымпровизировать, спеть в компании друзей под собственный аккомпанемент.

И хочется ведь сразу, через месяц-другой после начала занятий уже быть в состоянии что-то такое “изобразить”, а не бесконечно, целый год учить двумя пальцами “Василек”. А еще — чтобы похвалили, и педагог, и родственники-друзья.

Но занятия музыкой — это ведь и еще амбиции педагога. Представить лучших на зачете, выдвинуть своих на концерт, быть на хорошем счету в школе, методкабинете… Тратить время и силы в таком случае стоит на успешных, а остальные уже как-нибудь, двумя-тремя пальцами домучают свою программу.

Сложившаяся десятилетиями система нашего дополнительного музыкального образования была ориентирована на выявление талантов. Она работала и продолжает работать без сбоев.

Но очевидно, что сегодня мы начинаем ощущать и понимать ценность другого — человека среднестатистического, но разносторонне образованного.

Для этого зрителя стали обязательными походы на выставки современного искусства и музеи, в лучшие театры, на интеллектуальное кино. Но в списке приоритетов такого зрителя гораздо реже значится академическая музыка.

Конечно, филармонии, по крайней мере, в крупных городах, вряд ли могут пожаловаться на пустые места в залах, особенно на топовых концертах.

Например, абонементы в Московскую филармонию разлетаются, как горячие пирожки в первые недели продажи.

Но в той же филармонии признают: пока не удается воспитать новые поколения слушателей, для которых походы в академические залы стали бы образом жизни, насущной потребностью, если хотите.

Умение слушать и понимать классическую музыку — вот каким должен быть итог обучения в музыкальной школе. Чтобы академическая музыка, наравне с рок- и поп- стала неотъемлемой частью жизни.

Ходить на концерт, чтобы отдыхать и получать удовольствие. Или просто — в транспорте “воткнуть” в уши Моцарта с Бетховеном.

Зачем? Затем, что это делает нашу жизнь разнообразнее, расцвечивает ее, дает возможность переключиться, остановиться и подумать.

В середине 1970-х годов венесуэльский дирижер и композитор Хосе Антонио Абреу устроил в стране настоящую музыкальную революцию. Он сумел убедить уличных подростков и их родителей, что музицирование и занятия академической музыкой — это дорога в светлое будущее.

В итоге в стране была создана “Система” — разветвленная структура детских и юношеских оркестров, в которых играет порядка 350 тысяч человек.

Говорят, таким образом в стране не только вырастили целое поколение музыкально увлеченных людей, но и побороли частично преступность.

Главное, чего не хватает нашему музыкальному образованию — это умения ценить каждого ребенка за его старания, вне зависимости от результата. Я уверена, что музыкальные школы не должны выпускать ежегодно десятки мацуевых. Но они должны давать детям возможность проявить себя.

Ведь помимо высоких материй, занятия музыкой развивают координацию и беглость пальцев, образное и абстрактное мышление (недаром музыка в средневековье была сродни математике), учат концентрироваться и владеть собой.

Все это пригодится в жизни, даже если ваш ребенок никак не будет связан с музыкальной профессией в будущем.

Анна Кочарова, МИА “Россия сегодня”

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/reforma-detskogo-muzyikalnogo-obrazovaniya-pochemu-nam-nuzhnyi-diletantyi/

Поможем ребенку полюбить музыкальную школу

Почему в некоторых музыкальных школах падает набор? Почему многие дети бросают обучение на полпути? Почему у них в душе остается обида на музыкальную школу, а часто и неприятие «серьезной» музыки? Причин, влияющих на указанные проблемы, несколько.

Во-первых, это и внешние факторы, такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще, захламление низкосортной музыкой эфира в средствах массовой информации, разговоры о непрестижности профессии музыканта.

Во-вторых, безусловно, и факторы внутренние. И не в отдельно взятом «ГУО … ДШИ», а в учреждениях подобного типа в целом по республике.

Для этого давайте, дорогие родители, рассмотрим вкратце, что же преподается в музыкальных школах, как это делается, и чем лично вы можете помочь своим детям.

Музыкальная школа

К основным предметам, преподаваемым здесь, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов); сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений); фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано); коллективное исполнительство (хор, оркестр, ансамбль). Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка, импровизация и др. Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, теоретически грамотное восприятие, понимание музыки (музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки).

Читайте также:  Транспонирование музыки

Исполнение и связанные с ним трудности

Основной задачей ученика как исполнителя является полное понимание замысла композитора и техничное донесение этого замысла до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в 7-8 лет, но и в 13-14.

Считаю, что только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке произведения к исполнению. Ведь непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере у него мотивации к занятиям. Здесь нужна помощь знающих теоретиков-специалистов.

При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель вместе с учеником должен провести детальный анализ произведения. Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых ладов, построения и движения мелодических линий).

Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, анализ формы произведения, отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.). Необходимо проанализировать и технические аспекты произведения.

Сюда входят все приемы и штрихи, применяемые для передачи определенного настроения и духа времени написания произведения, его динамика, темп и размер. Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.

После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относятся проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям (это нужно для привыкания пальцев к определенному положению), а также исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности).

При этом перед выполнением каждого упражнения преподаватель должен убедиться в понимании учеником того, что он делает. Все вышеперечисленное ребенок по вашей просьбе, уважаемые родители, должен уметь в доступной форме объяснить и показать вам. Если же он этого не может, то, конечно же, стоит побеседовать с преподавателем специальности.

В беседе же с ребенком проявите неподдельный интерес к теме. Ведь дети очень тонко чувствуют значимость того, что они делают. Проблема может быть и другого рода. Учитель не нашел контакта с ребенком. Он его не слышит. Помогите ему найти причину, поговорите с ребенком. Это не повод менять преподавателя или вовсе бросать школу.

Ну, а если отрицательное отношение к музыке в ученике уже стойко заложено, то зачем же мучить себя и ребенка занятием нелюбимым делом? Чтобы предупредить такие ситуации, хочется посоветовать родителям: при поступлении на подготовительное отделение, выбирая инструмент, опирайтесь на желание ребенка, дайте ему попробовать себя в новом деле, еще до поступления посещайте проводимые в школе отчетные концерты и другие мероприятия, чтобы вызвать интерес и стимул к обучению. Согласитесь, заниматься с учеником, который относится к занятиям с холодком и равнодушием, не очень приятно и преподавателю.

Восприятие музыки

Грамотное восприятие музыки формируется, в основном, на уроках музыкальной литературы — в групповых занятиях, где не всегда хватает времени на индивидуальное общение с каждым учеником. Обычно на уроках в качестве иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты произведений всего пару-тройку раз.

А этого явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении. Поэтому ребенка необходимо обеспечить записями изучаемых произведений, чтобы он смог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз. Помогите детям в приобретении нужной информации.

При необходимости попросите преподавателя о помощи, а если необходимо, то и о дополнительных индивидуальных занятиях с целью закрепления знаний ученика. Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений, их форм и музыкальных особенностей.

Вывод

Не все так плохо, как может показаться. Главное – вовремя определять возникающие трудности (желательно предупреждать их). Чаще общаться с преподавателями, помогая им в обучении вашего ребенка. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не разбираетесь в музыке.

Музыка – ведь не химия и не физика, музыка как искусство существует для всех нормальных людей, а не только для узких «профессионалов». Так объединим же усилия в общем деле приобщения детей к этому прекрасному миру.

Вадим Антоненко,

преподаватель Берестовицкой детской школы искусств

Источник: http://news.21.by/regional-news/2013/12/10/856231.html

В чем проблемы музыкальной школы?

И, тем не менее, многие еще хотят, чтобы их дети учились музыке. Может быть, они найдут ответы на свои вопросы в этой статье.

Факторов, влияющих на указанные проблемы, несколько. Во-первых, это внешние факторы. Такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще.

В этой области каждый из нас мало что может сделать. Поэтому более внимательно рассмотрим другие факторы, внутренние. Для этого посмотрим, что же преподается в музыкальных школах, и как это делается.

Музыкальная школа

К основным предметам, преподаваемым в музыкальной школе, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов), сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений), фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано), хор, ансамбль.

Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка и др.

Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, грамотное восприятие музыки (музыкальная литература). Также могут быть и творческие проявления.

Исполнение и связанные с ним трудности

Основной задачей ученика как исполнителя является, во-первых, полное понимание замысла композитора и, во-вторых, техничное донесение этого замысла на эмоциональном уровне до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в шесть-семь лет, но и в 13−14.

С точки зрения исполнения музыки одной из основных трудностей является разобщенность всех предметов.

Только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке к исполнению.

Часто преподаватели либо не хотят тратить на это время, либо сами плохо понимают необходимость применения теории при подготовке к исполнению. А непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере мотивации к занятиям.

При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель должен с учеником проводить детальный анализ исполняемого произведения.

Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых тональностей, построения мелодии).

Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, проведение анализа формы произведения, определение фактуры, выявление отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.).

Особняком стоит анализ технических аспектов произведения. Сюда входят все технические приемы, применяемые для передачи определенных настроений, динамика произведения, его темп и размер.

Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для полного понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.

После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относится проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям.

Это нужно для привыкания пальцев к определенному положению, так как в разных тональностях положение различается. Исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности).

При этом перед каждым упражнением преподаватель должен убеждаться в понимании учеником того, что он делает.

Все вышеперечисленное ученик должен уметь в доступной форме и сам объяснить родителям. Если он этого не может, то явно видна недоработка учителя. После (а лучше до) можно побеседовать с преподавателем специальности на указанные выше темы.

При этом совершенно необязательно детальное понимание родителями указанного материала. Важно, чтобы учитель на просьбу изложить кратко методику подготовки к исполнению обрисовал примерно все вышесказанное. Если он этого не делает, значит либо не хочет, либо не может.

Вывод — надо искать другого преподавателя.

Проблема может быть еще проще. Учитель не нашел контакта с ребенком. Значит, тоже надо искать другого. Или просто бросать школу, так как уже может быть заложено отрицательное отношение к музыке вообще. Зачем мучить себя и ребенка?

Есть и другая сторона этой проблемы. Хороший преподаватель набирает талантливых учеников. Поэтому надо определять качество педагога по специальности как можно раньше (лучше до поступления, например, посетив отчетный концерт (ы) школы). Иначе никто не захочет возиться с отстающим.

Восприятие музыки

Грамотное восприятие музыки формируется в основном на уроках музыкальной литературы. Это обычно групповые занятия. Отсюда следствие: нехватка времени на индивидуальное общение и понимание возможностей каждого ученика.

Обычно на уроках для иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты пару-тройку раз. А это явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении.

Поэтому необходимо ребенка обеспечивать всеми записями изучаемых произведений, чтобы он мог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз.

При необходимости просить преподавателя о дополнительных индивидуальных занятиях с целью проверки знаний ученика.

Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений (без него невозможно полное понимание) и уверенное понимание, к какой части формы относится каждый прослушиваемый элемент произведения, и где происходит смена ладо-тональности. Необходимо также добиваться понимания замысла композитора. Если у ребенка не отличные оценки, и он неуверенно говорит обо всем перечисленном, то это повод пообщаться с преподавателем и провести дополнительное занятие.

Вывод

Не все так плохо, как может показаться. Главное — вовремя определять возникающие трудности (желательно заранее). Чаще общаться с преподавателями, выявляя их возможности. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не понимаете.

Музыка не химическая физика, музыка существует для нормальных людей, а не узких профессионалов. При необходимости не бояться менять преподавателей. А при невозможности решения проблем вообще — бросать занятия.

Последнее может спасти от обиды на музыку вообще.

Удачи Вам в изучении музыки.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/5792/

Как вернуть энтузиазм?

Добрый день,  дорогие мои друзья!

В настоящее время так много людей имеют  страшное заболевание, которое является причиной всех болей и недугов.  Ему подвержены люди различных возрастов, кроме детей, которые еще полны оживления, любопытства и упоения жизнью.

Они еще волнуются при встрече с  новым, неизведанным и пока не знают что такое цинизм. Эта болезнь называется психосклероз. Любой вид склероза – это затвердевание чего-либо. Например, атеросклероз – это затвердевание артерий.

А психосклероз приводит к затвердеванию мыслей, умонастроения.  Теряется гибкость духа.

В такой ситуации, чтобы справиться с накопившимися  отравленными массами старых несчастий, не всегда достаточно только умственной  вентиляции, о которой говорили в предыдущей статье.

Чтобы любимая работа не стала рутинной обязанностью,  хобби не потеряло своей привлекательности, не стало тяготить общение с близкими людьми и друзьями, необходимо применить комплексную  «терапию», которая позволит восстановить прежний энтузиазм и интерес к жизни.

Как вернуть энтузиазм.

Способов  вернуть энтузиазм  достаточное множество. Есть из чего выбирать в соответствии со своими предпочтениями и вкусами с учетом сложности проблемы. Иногда достаточно прогулки, небольшой экскурсии на природу, хорошего шопинга или похода в театр, на концерт.

Но когда накатывает волна усталости, безразличия, раздражения, когда
все болит, хотя по отдельности все в здоровом состоянии, то лучше остановиться.  Можно взять ручку и выплеснуть все на бумагу.

Но я не всегда люблю писать, тогда лучше побыть в тишине наедине с собой, отключившись, ни о чем не думая. Недавно познакомилась с медитациями по методу Сильва,  и мне понравилось медитировать.  Подробнее об этом напишу, когда будут более ощутимые результаты.

До этого к медитациям  прибегала только  изредка, практикуя шавасану или используя аудиозаписи Натальи Правдиной.

При этом начинаю читать все, на что не всегда хватает времени в повседневной жизни  – книги по психологии, хорошую художественную литературу, энциклопедии искусств. Все это позволяет отдохнуть, расслабиться, стряхнуть хандру, восстановить силы, появляется множество идей, энтузиазм и желание снова заниматься любимым делом, общаться и т.д.

От перепадов в настроении никуда не деться, особенно при больших нагрузках. Но чтобы обезопасить себя от хандры, лучше соблюдать некоторую «технику безопасности».

Читайте также:  Фортепианное исполнительство краткая история вопроса

Можно завести дневник благодарности, в который ежедневно записывать все, за что вы благодарны Вселенной, окружающим людям, любимому делу или увлечению.  Это очень эффективный способ поддерживать энтузиазм и желание продолжать свою деятельность в выбранном направлении.

Аналогичным образом можно делать записи своих ежедневных побед и достижений. Это не только удачные проекты или выступления, но и  завершение небольших дел, умение проявить сдержанность, находчивость в нестандартной ситуации. Каждый день должно быть отражено не менее пяти ваших личных побед – больших и маленьких, значимых только для вас.

Очень полезно во время выявить, что вас утомляет в той или иной деятельности. Проанализируйте, что именно оказывает негативное влияние на ваше желание, что убивает ваш энтузиазм. Это может быть процесс, а возможно и отношения, мучительные тревожные мысли.   Всегда можно внести изменения в процесс, сделать его более увлекательным.

Небольшая «живинка» позволить разгрузить мозг от скуки и монотонности.  Внесите элемент состязательности или развлечения. Для не очень любимых, неприятных  дел мы с внучкой когда-то придумали «рекламную паузу».  Этот прием я использую до сих пор. Правда подходит он больше для домашних дел, но работает безотказно, даже если сильно устала.

  Не забывайте поблагодарить себя за выполненную работу, хотя бы чашечкой кофе.

Если процесс  тормознулся, любимое занятие не радует, статья не пишется, то не мучайтесь угрызениями совести, не пытайтесь ругать себя и призывать к ответственности. Примите это как данность.

Ну, нет желания в данный момент. Все процессы в природе цикличны.  Некоторые спады вполне естественны. Займитесь чем-нибудь другим, есть возможность – отдохните.

  Новые силы дадут новую волну энтузиазма.

Не стесняйтесь просить о помощи, особенно если объем работ большой и отложить выполнение нельзя. Не забывайте о том, что чужие обезьяны на шее тоже энтузиазма не добавляют.

Ежедневные процедуры, позволяющие поддерживать разум в светлом состоянии, должны стать хорошей привычкой. Как вернуть энтузиазм  зависит только от ваших предпочтений и желаний что-либо изменить в сложившейся ситуации: можете медитировать или молиться, выполнять упражнения по душевной вентиляции или использовать аффирмации, заниматься спортом или же просто гулять по любимым аллеям в парке.

Делайте все, что позволяет поддерживать огонь  энтузиазма, содержать разум в равновесии и получать удовольствие от своей деятельности, от самой жизни.

Источник: http://dobrovira57.ru/put-k-uspehu/kak-vernut-entuziazm

Вынудили уйти из музыкальной школы | Дети | Детсады, школы, центры развития

  • Девушки,у меня нестандартный вопрос.Ребенок отучился год в муз.школе по классу фортепиано.Контакта с педагогом не было. Ребенок ходил «через силу», потому что гнобили каждый урок. По рукам не били. Но толком не занимались. Т.е. педагог могла раньше отпустить с урока, типа ты не готова, иди и учи. Таким образом, не учила толком, а результат ждала. В конце года, накатала жалобу на моего ребенка администрации.На экзамене поставили тройку. Хотя комиссия признала, что могла быть четверка, но так как жалобы и плохо занималась год, то три. Вызвали меня, и все четверо стали говорить, что ребенок проф непригоден, забирайте.Я заупрямилась в мае, отказалась написать заявление.Прошло лето. Я со всех сторон пыталась с дочкой обсуждать этот вопрос. Она наотрез отказалась возвращаться к муз.занятиям; к инструменту за лето так и не села.Сегодня позвонила завуч с прямым вопросом, вы нас посещать будете? На мой отрицательный ответ, просит написать заявление, чтобы мы у них уже не числились…Вот я и думаю, какую причину указать. Я не хочу писать, что «по собственному желанию». Просто я чувствую несправедливость. Если им так нужно заявление, то пусть внутри и разбираются с причинами.
  • Все правильно, не надо писать про собственное желание. Напишите, что просите отчислить, потому что педагог не нашла общий язык с ребенком, поэтому её квалификация именно по части методики преподавания и педагогических знаний вас не устраивает.
  • вот вы упрямая, ребенок не хочет, учитель это видит, тоже не хочет время тратить, конечно можно возразить, в цирке и медведи катаются на велосипеде, мол и ребенка можно научить клавиши нажимать, но ведь это только вам надо, летом учительницы злой или равнодушной нет, что ребенку мешало играть для себя и в удовольствие? Отсутствие желания. а вот это самая главная причина, так что почему не написать заявление , вредничать.
  • Эта педагогиня уже отказалась от моего ребенка.И я в мае писала заявление о переводе к другому педагогу.Они мне грозили в мае тем, что не смогут такого педагога найти, потому что «не можем же мы врать педагогу, что ребенок «бездарен», а кто ж согласится с таким заниматься?»
  • Ищите своего педагога для фоно это важно. Я тоже училась у такой, которая через 15 минут от начала урока выставляла со словами все иди. Потом поступила в другую музыкалку и попала к терпеливому педагогу, закончила хорошо. С любовью вспоминаю учебу и сажусь за инструмент, не имея от природы блестящих данных и абсолютного слуха. Удачи вашей дочке!!!!
  • Вы просто мастак за учителя тут вещать! Пусть пробуют у другого учителя, который способен найти подход и проявить терпение к ребенку не обладающему безупречными данными!!!! Вот если и тогда девочка не захочет, то смело можно бросать. А ходить к учителю который неприязнь нон к тебе относится ни один нормальный ребенок не захочет. Увы и здесь есть симпатии/ антипатии, личные аспекты отношений. Так что все субъективно. И на одном этом не стоит делать кардинальные выводы
  • А что у них уровень школы при консерватории, где учат только талантов?
  • +1, сделала бы с дочкой заход в другой школе и с другим преподавателем.
  • Мне вот инструмент меняли, первый вообще не пошел))))))
  • +2 Я в принципе видела мало толковых преподавателей, способных за 45 мин. 2 раза в неделю чему-то научить ребенка, в музыкальной школе в принципе они все так работают. Дают консультацию, а затем иди учи дома сам.
  • так вы поступили в простую муз школу, а не в Гнесинку или тп….они и обязаны учить среднестатистических детей.я уже сменила 3 преподов и 1 по сольф ))))заяву директору и грозите минобрнаукиИ правда туда в электронную приемную обратитесь.Они вас выгнали, чтобы предложить учиться на коммерч основе за 5тыр в мес
  • «Если от вас уходит уже третья жена-может быть дело не в женах?»(с)
  • — Таким образом, не учила толком, а результат ждала.Если ребенок не готов, то есть не занимался каждый день дома, что ещё может сказать учитель, кроме как «иди и учи»? Ведь учитель по сути занимается проверкой домашнего задания и отработкой ошибок. Если вы были уверены, что у учителя предвзятое отношение к ребенку, почему продолжали водить ребенка к этому педагогу? Чтобы начисто отбить желание учиться?- К инструменту за лето так и не села.Так может ей этот инструмент вообще не нужен? За всё лето не тренироваться — это простите спустить даже те знания и умения, которые были приобретены в прошлом году.
  • Нам в первом классе вообще на лето не задали никаких заданий, сказали, чтоб к интсрументу не приближались, тк у первоклашек неправитльно ещзе может все быть самостоятельно, потом переучивать придется.
  • Я бы поспорила насчет летаМоя дочь очень любит фоно, может просто так сидеть и играть, разбирать что то, но летом… В те дни, когда она была дома за инструмент не садилась, зато за неделю до 1 сентября села и всё задание (4 произведения: два конкурсных и два по программе) разобрала, два наизусть, два по нотам в неплохом виде.По теме: Автор, а дочка то Ваша хочет заниматься в музыкальной школе? Если да, то к другому педагогу, может специальность сменить, попробуйте хор, там и фоно есть, но не такое напряжное. Если нет, то нафиг Вам это нужно?
  • +И, если дочка хочет учится, надо менять педагога.Я поменяла своей в середине первого класса — небо и земля! Второй педагог — от Бога. И разница стала видна сразу!!!Если не хочет — то просто уходите. Но заявление я написала бы именно из-за педагога, с жалобой. И копией куда-повыше.Сама отучилась в музыкальной школе, и очень часто педагоги любят только тех детей, с которыми не надо «заморачиваться». Наша первая хотела сидеть, обсуждать со мной других детей и родителей, и каждый урок задавать новое произведение. А потом еще пытаться при мне гнобить моего ребенка. Другие родители, по ее словам, ее поддерживали в этом. Одна я такая, за своего ребенка заступилась.
  • Ребенок не хочет, зачем вам такие страдания. Вы хоть понимаете что музыкалка это угробленное детство.
  • Я не верю в гениальное волшебство педагога, который вложит в голову ребенку, не желающему заниматься, офигительную любовь к музыке или чему бы то ни было еще. Не сомневаюсь, что где-то такие редкости есть. но не понимаю, зачем на них рассчитывать и считать нормой и обязанностью, в итоге вызывая только негатив у всех вокруг, когда чуда не произойдет. ИМХО первоначальным должно быть желание и готовность ребенка. если их нет — только родительская глупость будет требовать от преподавателей чудес. И ни к чему хорошему не приведет. как мы уже и видели. Ладно бы хотела дочка заниматься, но не получалось у нее..
  • Да, они себя позиционируют как мега серьезное заведение.У них стандарты и требования, которые мой ребенок не потянет (это я цитирую комиссию в мае)У педагога по сольфеджио к моему ребенку претензий не было.
  • НЕ хочет учиться. Будем выбирать что-то другое.Вот я и думаю, что конкретно написать в заявлении об уходе. Мысли путаются, не могу сформулировать…
  • Ребенку исполнилось 9. Мне кажется, если и продолжать заниматься, то только частным образом. А это я себе не могу позволить.
  • Мы тоже инструмент меняли. Мне кажется, еще и это роль сыграло.Когда перешли на фоно, нам намеренно дали педагога, который нас вообще довел до ухода. Типа ребенок и мама сами не знают что хотят…Будут тут у нас прыгать от инструмента к инструменту, от педагога к педагогу…
  • Да не пишите ничего. Сами придумают, как отчислить. Отчислят как не посещающего занятия.
  • Нам это уже нафиг не нужно. Но писать «по собственному» я не хочу. Ну, неправда это, как минимум…
  • Вчера нужно было прийти, расписание у них 1 сентября устанавливается. Я не пришла. Так мне же позвонили и ооочень попросили принести заявление.Мне странно, т.к. подруга в том году тоже дочь отдавала. Их хватило на 2 месяца (мы еще год продержались) Им даже не позвонили (перестали ходить и всё)
  • Нам уже не за чем. Мы уходим. Но уходить нужно красиво.
  • Вас, видимо, через систему провели. Ребенка, точнее. Обычно группы формируются 2 месяца, потом уже официальные списки по набору подаются. Но если просто не приходить и ничего не писать, Вам ничего не будет. Ну вот нет времени, нет возможности, люди еще переезжают в другие районы, а есть еще пофигисты. На крайняк сами напишут от Вашего имени, Вы и не узнаете.
  • Ну и зачем вам такая музыкалка?
  • Слушайте, ну это пустая формальность! Администрации нужна бумажка, на основании которой вас вынесли из списков. Вам не все равно что там будет написано?!
  • Не соглашусь вообще, но и в отношении музыкалки в частности. Старший сын в духовой школе. Очень не повезло с первым преподавателем по саксофону — год мучений, слез, двоек на уроках и тройка в конце года. Сменили преподавателя — совсем другой компот. Да, ребенок не гениален, но есть прогресс. И ребенок заниматся охотно. У знакомых девочка только в седьмом классе «нашла своего преподавателя», с которым за полгода подготовилась и выиграла несколько конкурсов, а до этого так, середнячком была… Вопрос в другом 1) насколько музыкалка нужна Автору и ребенку 2) чего Автор ждет от музыкалки — развития? получить гениального музыканта?
  • Вот я удивлена Вам, мамаша. Почему Вы не настояли на переводе к другому педагогу? Напишите заявление, чтобы Вас перевели. Занимайтесь сами с ребенком, помогайте ему. Бросать музыку из-за неудачного препода?От нас, слава Богу, препод вообще отказалась. Отправила нас к другой учительнице. И, о чудо! Она оказалась добрейшей души человеком. Но мы, правда, дома много занимаемся.
  • «Ребенок занимается охотно» — ключевые слова. У вас, в отличие от автора.
  • Пукнуть на прощание , это по вашему понятию красиво?
  • Отучилась в музыкальной 8 лет ( с подготовительного класса начинала). Попала к преподу, которая и по рукам била, и обозвать могла. Она не злая была, но просто такая…. Я ребенком была нервным, но жутко ответственным. Плакала практически на каждом уроке от обиды, что у меня ничего не получается. Но установка в семье была жесткая. Решила учиться — значит доводи дело до конца. Поэтому вариантов бросить не было. Отучилась все таки. Чем старше становилась, тем отношения с учителем лучше стали. Я уже не так горько на ее выпады реагировала. Закочила — вообще в хороших с ней отношениях остались.Но вывод из детства вынесла — своего ребенка ни за что в жизни музыкалку не отдам.
  • Забираю все слова обратно. Вы видимо склочная. Раз обязательно под конец на портить. И да музыка это работа каждый день за инструментом и скаждым годом дольше и сложнее. И родители на начальном этапе должны помогать и слушать и подправлять. Вкладывать силы не хотите ни вы ни дочь, тогда и правда бросайте. Только в любом деле нужна прилежность!!!!
  • Ну и что с того, что она наспех разобрала 4 произведения? Факт в том, что на фоно необходимо играть регулярно и никуда против этого не попрешь. Соответственно те родители, которые это знают, как минимум напоминают это правило ребенку, а как максимум доплачивают учителю, чтобы хотя бы час в неделю с ребенком занимались и контролировали.
  • вот поэтому я отдала свою туда на фолькл. пение.Петь обожает.Учителя супер по фольклору, даже по общему фортепиано замечательная( я сама просила к ней записать )В итоге все хорошо.На фоно как специальность тоже бы ее ни за что не отдала…Как вспомню себя…
  • Красиво — это максимально навоняв о том, что не захотели сделать волшебство там, где ни вы, ни ребенок палец об палец ударит сами не хотели? Н-да. С таким представлением о прекрасном — правильно вас из музыкальной школы попросили. И остальным детям проще заниматься будет. Кому это действительно надо.
  • Почему? Не все преподаватели такие неадекватные…
  • Кому необходимо? Мне нет, моему ребенку тоже. Да, ребенку нравится заниматься, играть. Но мне нафиг не нужно растить из неё пианистку. Я хочу, чтобы ребенок получил нормальную профессию в итоге, а в музыкальную школу ходил по собственному желанию и с удовольствием. Сколько детей учатся в музыкальных школах? А сколько чего то добиваются на этом поприще? Для моего ребенка это просто досуг и развитие. И кто Вам сказал, что наспех разобрала?Вот прям улыбнуло, Вы не знаете моего ребенка и не знаете его способностей, а выводы делаетеУ меня уже немаленькая дочь, семиклассница и музыкальная школа — её осознанный выбор, который она сделала сама в 5-м классе, для нас это не обязаловка, а поощрение, которого можно лишиться в случае, например, проблем в гимназии.
  • Если это досуг и развитие, наверное нужно понимать, что заниматься необходимо регулярно, а не с пропусками в 3 месяца. Это называется банальный пофигизм и отношение к своему занятию (хоть даже если это и хобби) спустя рукава. Я это к тому, что привычка в итоге нехорошая получается.
  • Кому необходимо то? Мне все таки интересно… Хобби — это то, чем человек занимается в свободное время, по желанию и в свое удовольствие. Летом у ребенка полно других занятий. Наши дети и так перегружены учебой и дополнительными занятиями, так что полноценный отдых им необходим. А из таких вот «обязательных» занятий через силу и рождается нелюбовь к музыкальной школе и занятиям в ней. Обратите внимание на количество отзывов на форуме уже взрослых людей на тему музыкалки, «никогда не отдам ребенка в музыкалку, ни за что и никогда, вспоминать не хочется» и т.д. Необходимость каждый определяет сам, я не считаю, что детское увлечение нужно превращать в наказание. Никакой привычки это не выработает ни хорошей, ни плохой. Ребенку в том числе нужно уметь расставлять приоритеты и принимать решения. Музыкальная школа — отличный способ попрактиковаться.
  • +1, дочку не отдаю… хотя второй препод у меня была великолепна и я судя по ее отзывам оч талантлива, но за 20 лет желание сесть за фоно возникло у меня от силы раз 5… для общего развития конечно музыкалка полезна, но время, нервы и прочее того не стоят, имхо
  • Как будто я писала, ситуация один к одному.
Читайте также:  История церковного пения основные вехи развития храмовой музыки в россии

Источник: https://eva.ru/kids/messages-3284010.htm

Как ученику музыкальной школы заниматься дома: советы родителям

Не секрет, что знания нужно не просто получать, но и закреплять и совершенствовать. Тем более если знания связаны с конкретными навыками – например, музыкальными. В Школе искусств Черемушек дают советы родителям, чьи дети занимаются музыкой, как организовать для чад домашние занятия. Впрочем, кое-какие из этих советов будут полезны всем родителям.

Ваш ребенок стал учеником школы искусств. Это событие является серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для вас. Для того чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь ему в этом.

Значение начального периода в обучении любому из видов искусств трудно переоценить.

Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым заложив фундамент для успешного обучения во все последующие годы.

Не только от учителей, но, может быть, в не меньшей мере и от самих родителей зависит то, насколько успешно ребенок будет учиться в музыкальной школе.

Нам хочется обратить внимание на те важные моменты в организации домашних занятий, зная и выполняя которые, каждый из вас сможет серьезно помочь своему ребенку в изучении музыкального искусства. Не жалейте времени и сил на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали и самого ребенка, и вас — родителей и, конечно, нас — учителей.

 1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет расписание дня. Необходимо, чтобы придя из общеобразовательной школы, пообедав и отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил уроки.

Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за инструментом.

Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи, поможет вашему ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за одинаковый промежуток времени.

Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не был включен телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.

 2. Домашние занятия обязательно должны быть систематическими, ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу.

Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа всегда малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и педагога на уроке, теряется, сводится на нет.

Для того, чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям, требуется проявить волевые усилия как ребенку, так и родителям. Даже если позаниматься 20 минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!

 3. Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей семилетнего возраста, как правило, достаточно 30-40 минут ежедневных занятий, для учеников средних и старших классов – до двух, двух с половиной часов в день.

Хотя в этом вопросе трудно давать общие для всех рекомендации, лучше всего посоветоваться с вашим педагогом.

Например, занятия на скрипке имеют свои особенности: в младших классах нужно через каждые 10-15 минут делать перерыв, чтобы руки не уставали.

 4. Как заниматься? Для музыкальных занятий большое значение имеет концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах работа.

Дошкольники и первоклассники редко бывают способны к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, не может долго быть сконцентрировано на чем-то одном.

Педагоги, как правило, хорошо знают об этом и умеют в занятиях с детьми учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. При домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься чем-то одним в течение долгого времени.

Лучше позаниматься минут двадцать, но серьезно, затем сделать небольшой перерыв (поиграть, побегать по комнате) и снова вернуться к занятиям.

 5. Каждый педагог по-своему выстраивает работу с родителями. Некоторые преподаватели приветствуют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы родители записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком.

Некоторые, наоборот, стараются с самого начала вырабатывать у учеников самостоятельность в работе, давая на начальном этапе очень конкретные, доступные задания. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников.

Приверженец каждого из них может легко найти массу аргументов в пользу своей точки зрения, сослаться на авторитет достаточно известных учителей и ученых. Советуем в этом вопросе довериться вашему педагогу, положиться на его личный опыт и талант.

 6. Обязательно следите за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому, что дневник регулярно просматривается.

 7. Купите хороший инструмент. Как ни странно, хороший – далеко не всегда значит самый дорогой. Например, покупая пианино, пожалуйста, помните, что вы приобретаете в первую очередь музыкальный инструмент, а не мебель. Обязательно посоветуйтесь с хорошим настройщиком, чтобы не купить некачественный инструмент.

И ни в коем случае не покупайте ни синтезатор, ни электрическое пианино, как бы продавцы вас не убеждали, что это – то же самое, что и механическое фортепиано, даже лучше. Не верьте! Покупая скрипку, домру, флейту, баян, обязательно посоветуйтесь со своим педагогом. Он наверняка подскажет вам, какой инструмент сколько стоит.

Приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, ухаживать за ним.

 8. Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен. Если это пианино, то в зависимости от качества инструмента его нужно настраивать от одного раза в два-три года до двух-трех раз в год. Струнные инструменты: домру, гитару необходимо подстраивать хотя бы раз в одну-две недели.

 9. Следите за посадкой за инструментом. Посмотрите внимательно, как сидит ваш ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Обязательно подберите стул нужной высоты, сделайте все необходимые подставки (для ног, на стул, если не хватает высоты стула). 

И, наконец, самое важное: необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны.

Просите ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить.

Не забудьте похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами. Плохо, если в исполнении слышно только одно желание — чтобы вы от него побыстрее отстали.

Ярким, замечательным примером для родителей от преподавателя служит цитата: «Наше дело – учить, ваше дело – любить». Если соблюдать все правила занятий, то союз преподаватель -родители-ученик станет по-настоящему крепким и приведет к большим творческим успехам ваших любимых детей!

Преподаватели Школы искусств

Источник: http://www.cheremushki19.ru/news/201401217909.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector