Как сделать качественную аудиозапись в домашних условиях советы звукорежиссёра-практика

20 полезных советов звукорежиссерам от профессионалов

Работа над звуком очень часто бывает довольно кропотливой и сложной. И небольшие подсказки, которыми пользуются профессионалы, могут облегчить этот нелегкий труд. Поэтому в этой статье мы собрали полезные советы, которые помогут вам работать быстрее, продуктивнее, и делать более качественный звук. Читайте, пробуйте и совершенствуйте свои навыки.

1. Редактируйте перед микшированием

Лучше всего начинать микширование с редактирования базовых звуков. Если вы уделите этому немного времени и усилий, стадия микширования будет более легкой и приятной.

2. Чистка

Пройдитесь по треку и послушайте тишину между фразами. Очень часто, особенно в вокальных треках, в моментах между отдельными фразами бывают лишние шумы, к примеру, тихое дыхание и лишние шелесты. И угадайте, что случится, если вы добавите компрессию к этому? Шум станет громче и будет слышен слишком хорошо.

3. Обрезайте нулевые точки

На начальных точках звуковой волны очень часто случаются лишние звуки, которые могут существенно подпортить трек. Поэтому старайтесь подчищать нулевые точки вашей звуковой волны.

4. Вставки

Скажем, у вокалиста небольшая простуда, и его голос обрывается после куплета. Подумайте, может вы можете вставить туда бэк-вокал, который улучшит звучание голоса и создать более красивую аранжировку. Это очень простой и быстрый способ улучшить звучание трека.

5. Приближение

Не ленитесь приблизить звуковую волну. Это может дать вам больше контроля над звуком. Гораздо проще откорректировать отдельные части трека, просто приблизив волну и рассмотрев ее более детально. Это избавит вас от ситуаций, в которых вы не можете понять, что в треке звучит не так, как хотелось бы.

6. Не доверяйтесь плагинам

Иногда плагины слишком сильно вмешивают в звук. Многие имеют фильтр верхних частот, некоторые могут лимитировать сигнал или что-то намудрить с фразами. Полагайтесь больше на свой слух, чем на плагины и их индикаторы.

7. Работайте над ревербераторами отдельно

Для первого звука лучше использовать реверб через сенд. Для второго, который будет нуждаться в пространстве, сделайте копию первого реверба и подстройте его под ваш второй звук. Подстраивая реверберацию под каждый звук, вы сделаете звучание трека более профессиональным.

8. Альтернатива

Не всегда сложный путь будет правильным. Если вы трудитесь над звуком очень долго, но у вас не получается сделать нужное звучание – просто попробуйте другой способ. Иногда лучше пойти альтернативным путем, а не пытаться все исправить.

9. Резкие фильтры

Фильтры с крутым срезом могут вызвать искажения в звуке, так как они могут влиять на фазовый сдвиг. Поэтому лучше пользуйтесь фильтрами с плавным срезом, резкие фильтры подходят больше для экспериментов, чем для придания чистоты звучанию.

10. Дороже не значит лучше

Не стоит вестись на цену, думая, что если плагин дорогой, то это значит, что он хороший. Много бесплатных плагинов могут звучать гораздо лучше платных аналогов.

11. Наушники

Работать над звуком только в наушниках – не очень хорошая идея. Принцип работы наушников отличается от принципа работы мониторов. Поэтому совмещайте наушники и мониторы. В мониторах лучше слышен общий звук, а в наушниках – детали.

12. Работайте с громкостью

Хороший звук не должен “рассыпаться” на большой громкости. Поэтому работайте над треком на разной громкости, чтобы понять, как он звук будет себя вести, если сделать громче или тише. Звучание должно быть цельным.

13. Эффекты

Не стоит перегружать трек эффектами. Выберите те, которые лучше всего звучат с вашим треком и остановитесь на них. И, да, вы должны досконально знать, что делает тот или иной эффект, чтобы небольшие изменения, которые могут подпортить трек, не стали для вас неожиданностью.

14. Репетируйте

Если музыкант хочет писаться с метрономом – заставьте его порепетировать тоже с метрономом. Так и вам будет проще, и ему. Очень часто эксперименты во время звукозаписи могут усложнить процесс, поэтому постарайтесь сначала отрепетировать все, а потом уже начинать запись.

15. Учитесь

Постоянно ищите новые знания и не останавливайтесь на достигнутом. Слушайте работы других ребят, находите что-то новое и полезное для себя. Общайтесь с другими звукорежиссерами и прислушивайтесь к мнению более опытных. Не стоит считать себя лучше всех.

16. Отдыхайте

Попробуйте нюхать разные запахи на протяжении получаса. Ваш нюх устанет и перестанет воспринимать их. То же самое и со слухом. Не нужно перегружать свой слух. Делайте перерывы в работе. Старайтесь во время этих перерывов посидеть в полной тишине и дать своему слуху отдохнуть.

17. Басы

Очень часто звукорежиссеры, особенно начинающие, переусердствуют с басами, и в итоге басы начинают гудеть и выпирать. Если вам кажется, что трек звучит грязно и бубнит, попробуйте поработать с басами. Скорее всего дело в них.

18. Помещение

Мы помним, что лучше работать с мониторами, поэтому помещение, в котором вы работаете, имеет большое влияние. Постарайтесь работать в комнате с хорошей акустикой, чтобы звучание не искажалось.

19. Горячие клавиши

Выучите сочетание клавиш и пользуйтесь ими. Это значительно ускорит вашу работу и избавит вас от постоянного поиска нужных функций. Поэтому не ленитесь потратить немного времени на изучение горячих клавиш.

20. Моно

Пусть моносовместимость и не так важна сегодня, но лучше убедиться, что ваш трек звучит хорошо и в моно. Стремитесь к тому, чтобы звучание было хорошим вне зависимости от ситуаций.

Источник: https://say-hi.me/music/20-poleznyx-sovetov-zvukorezhisseram-ot-professionalov.html

Как сделать качественную аудиозапись в домашних условиях: советы звукорежиссёра-практика, Музыкальный класс

Каждый автор или исполнитель песен рано или поздно захочет записать своё музыкальное произведение. Но тут возникает вопрос: как сделать качественную аудиозапись?

Конечно, если вы сочинили одну или две песни, то лучше воспользоваться уже готовой студией. Многие студии звукозаписи предлагают свои услуги. Но есть такие авторы, которые написали уже десяток песен и у них в планах продолжать своё творчество. В таком случае лучше оборудоватьстудию звукозаписи у себя дома. Но как это сделать? Есть два способа.

Первый способ простой. В него входит минимум того, что нужно для довольно качественной записи:

  • звуковая карта с микрофонным и линейным входами;
  • компьютер, отвечающий системным требованиям звуковой карты;
  • программа звукозаписи и сведения, установленная на компьютер;
  • наушники;
  • микрофонный шнур;
  • микрофон.

Каждый музыкант, разбирающийся в компьютерной технике, вполне сможет собрать такую систему сам. Но есть и второй, более сложный, способ. Он предполагает те компоненты студии, которые были указаны в первом способе, и ещё дополнительное оборудование для более качественной аудиозаписи. А именно:

  • микшерный пульт с двумя подгруппами;
  • аудио компрессор;
  • процессор обработки голоса (ревербератор);
  • акустическая система;
  • коммутационные шнуры, чтобы это всё подключить;
  • комната, изолированная от посторонних шумов.

Теперь разберём подробнее основные компоненты для домашней студии звукозаписи.

Помещение (дикторская), в котором планируется аудиозапись, в идеале, должно быть отдельным от помещения, в котором будет находиться оборудование. Шумы от вентиляторов устройств, кнопок, фейдеров, могут «загрязнить» запись.

Внутренняя отделка должна свести к минимуму реверберацию внутри комнаты. Этого можно добиться, повесив на стены толстые ковры. Так же надо учесть, что маленькая комната, в отличие от большой, имеет меньший уровень реверберации.

Для того чтобы связать воедино все устройства и послать сигнал на звуковую карту, нужен микшерный пульт с двумя подгруппами.

Коммутация пульта происходит следующим образом. К микрофонной линии подключается микрофон. С этой линии делается посыл на подгруппы (на общий выход посыл не делается).

Подгруппы соединены с линейным входом звуковой карты. Так же с подгрупп посылается сигнал на общий выход. Линейный выход звуковой карты подключается к линейному входу пульта.

С этой линии делается посыл на общий выход, к которому подключается акустическая система.

Если есть компрессор, то он подключается через «разрыв» (Insert) микрофонной линии.

Если есть ревербератор, то на него подаётся необработанный сигнал с Aux-выхода микрофонной линии, а обработанный сигнал возвращается в пульт на линейныйвход и с этой линии посылается на подгруппы (на общий выход посыл не делается). На наушники подаётся сигнал с Aux-выхода микрофонной линии, линии компьютера и линии ревербератора.

Происходит следующее. В акустической системе слышна такая звуковая картина: фонограмма с компьютера, голос с микрофона и обработка с ревербератора. В наушниках звучит то же самое, только отдельно отрегулированное на Aux-выходе всех этих линий. На звуковую карту посылается только сигнал с микрофонной линии и с линии, к которой подключён ревербератор.

Ключевым элементом звуковой студии является микрофон. От качества микрофона зависит, будет ли сделана качественная аудиозапись. Выбирать следует микрофоны фирм, которые делают профессиональное оборудование.

По возможности микрофон должен быть студийным, так как именно он имеет более «прозрачную» частотную характеристику. Микрофонный шнур должен быть выполнен в симметричной распайке.

Проще говоря, у него должно быть не два, а три контакта.

Звуковая карта, компьютер и программное обеспечение

Как говорилось ранее, для простой студии нужна звуковая карта с микрофонным входом. Это нужно для того, чтобы подключить без микшерного пульта микрофон к компьютеру. Но при наличии пульта микрофонный вход в звуковой карте не требуется. Главное, чтобы в ней были линейные вход (In) и выход (Out).

Системные требования «звукового» компьютера не высокие. Главное, чтобы в нём стояли процессор с тактовой частотой не ниже 1 ГГц и оперативная память не меньше 512 Мб.

Программа для записи и сведения звука должна быть с многодорожечной записью. С одной дорожки воспроизводится фонограмма, а на другую записывается голос. Настройки программы должны быть такими, чтобы дорожка с фонограммой была определена к выходу звуковой карты, а дорожка для записи – к входу.

На многих полупрофессиональных микшерных пультах уже стоят встроенные компрессор (Comp) и ревербератор (Rev). Но пользоваться ими для качественной аудиозаписи не рекомендуется. За неимением отдельных компрессора и ревербератора, следует пользоваться программными аналогами этих устройств, которые имеются в многодорожечной программе звукозаписи.

Всего этого будет достаточно для создания звукозаписывающей студии в домашних условиях. С таким оборудованием не будет возникать вопроса, как сделать качественную аудиозапись.

Автор – Дмитрий Заблоцкий

А будет ли статья про Звукоизоляцию? Слышала про компанию IzoRoom которая делает аккустические кабины. Стоит ли у них покупать ?

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/kak-sdelat-kachestvennuyu-audiozapis-v-domashnix-usloviyax-sovety-zvukorezhissyora-praktika-muzykalnyj-klass

Как сделать аудиокнигу в домашних условиях

======
С чего начать? Про вокальные и артистические данные мы говорить не будем. Если есть — хорошо. Если нет — ничего страшного, мы все таки не поем, а просто читаем вслух.  (Впрочем дефекты речи это противопоказание к работе декламатора) Что читать вопрос тоже излишний, конечно же фанфики. (Пожалуйста не начинайте с серьезных произведений. Вам же самим потом стыдно будет.)

Остается разобраться как записать и как отредактировать.

Аппаратная часть

В аппаратной части самая главная деталь — ноутбук. Вторая по значимости микрофон.

Почему именно ноутбук? Потому что на стационарном компьютере при записи речи на штатную, встроенную звуковую карту одновременно будут писать наведенные  шумы блока питания. И избавиться от этих шумов практически нереально.

Для этого надо покупать отдельную профессиональную/полупрофессиональную аудиокарту. Но при записи на ноутбук отключенный от сети и работающий от батарей шумы практически полностью отсутствуют. Можете сравнить сами и убедиться.

Второе — микрофон. В принципе я первую свою книгу («Темные волшебники. Часть I. Триада») начитывал на недорогой хэдсет
Logitech PC Headset 120 Этот микрофон был с шумоподавлением и оно реально работало.

(Часто пишут что шумодав есть на самом деле его нет) Сейчас я пишу на геймерскую USB гарнитуру Tt eSPORTS от компании Thermaltake за 3.5 тыс руб.

и не скажу, что разница очень велика…(кстати тоже заявлен шумодав, но я его не чувствую, более того, чрезмерная чувствительность осложняет мне жизнь)

К сожалению подобрать гарнитуру по описанию и характеристикам на коробке маловероятно. Заявленные характеристики порой сильно отличаются от реальных у братьев наших китайских. Так что методом тыка или по наводке опытных товарищей

Почему именно гарнитуру? Почему не стационарный микрофон? Ну я не настаиваю, попробуйте микрофон, но Вы заметите что расстояние от губ до микрофона сильно влияют на уровень и качество записи и Вам придется тратить внимание на соблюдение неизменности дистанции во время сессии. В гарнитуре эта проблема отсутствует полностью. Микрофон около губ делает звук более густым и насыщенным.

Тишина

Итак, Вы обзавелись гарнитурой и ноутбуком. Скачали и поставили Adobe Audition и даже убедились что запись идет. Теперь пришла пора настоящей работы.

Думаю что нет необходимости упоминать что Вам нужна тишина. Лающие за окном собаки, тикающие часы, проезжающие автомобили и орущий за стеной телевизор — это факторы мешающие нормальной работе. И зачастую найти тишину труднее чем купить ноутбук и прочее…

Я борюсь за тишину как только могу. Вы может будете смеяться но все свои аудиокниги я начитываю в запертом туалете, задрапированном одеялами:

Кроме того я выключаю свет, что бы исключить звук работающих люминисцентных ламп.  Как вы будете добывать тишину — я не знаю. Но портить свой труд, закладывая в него с самого начала процент брака — глупо.

Программное обеспечение.

В принципе программ работающих со звуком превеликое множество. И большинство из них вполне подходят под наши невысокие требования. Но исторически сложилось что в этой отрасти есть два кита, сейчас это — Sound Forge 9.0 и Adobe Audition 3.0 (как установить, русифицировать и «вылечить от жадности», я рассказывать не буду)

«Темные волшебники» я начитывал на «Sound Forge» и могу сказать что это вполне комфортный (если русифицированный) агрегат. Но есть одно большое НО. Он не умеет сводить несколько полос в одну. То есть полноценный монтаж на Сони невозможен. Так что в итоге я отказался от «форджа» и полностью пересел на «Adobe Audition»  Далее речь пойдет только об этой проге.

Итак если Вы все преодолели и Adobe Audition запустился то перед Вами будет пустое окошко программы. У ней есть два режима «редактирование (EDIT)» и «монтаж(MULTITRACK)»

Поскольку монтировать нам пока нечего создаем «новый файл» (меню: файл/новый). При создании файла прога предложит параметры аудио записи по умолчанию. Выбираем МОНО-16 бит-44100 КГц

Появилась рабочая область для записи. Микрофон у нас подключен так что надо попробовать, все ли работает. Жмем мышью красную кнопку рекорд и вспоминаем бессмертного зайчика который вышел погулять на счет 1-2-3-4-5.

Если все нормально то мы увидим свой голос. Если запись не идет, то надо проверить четкость включения микрофона. Особые проблемы могут возникнуть у владельцев USB микрофонов.

Читайте также:  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Проге надо приказать пользоваться именно USB вариантом микрофона и делается это в меню: EDIT/Audio Hardware Setup/control panel… Там вы увидите варианты микрофонов и динамиков подключенных к компьютеру и надо выбрать тот, что используете.

(иногда надо закрыть/открыть это меню что бы инфа обновилась)

В общем добились факта осуществления аудиозаписи и приступаем к таинству.

Стиль

Стилей начитки условно два. Это «рассказчик» и «актер». Разумеется второй стиль сложнее, но в обоих очень важно интонирование и темп.

Равномерное и монотонное чтение, кстати очень частое у профессионалов, я лично не понимаю и не воспринимаю. Я лично стараюсь и интонировать в соответствии с текстом и подчеркивать повествование темпом речи.

Но могу предположить что такой стиль тоже многим не нравится так что универсального рецепта нет.

Актерствовать или нет тоже сами решайте. Чернокнижница например не актерствует, а начитки просто прекрасные. Но если захотите попробовать, то вот Вам мой подарок: КОЛЛЕКЦИЯ ЭПИЗОДОВ С РЕПЛИКАМИ ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ КИНОСЕРИАЛА «ГАРРИ ПОТТЕР И ВСЕ ВСЕ ВСЕ»
Улавливайте и запоминайте интонации и ваши персонажи оживут

Источник: http://www.oleg-volya.ru/?page_id=2

Как записать песню в Adobe Audition

Если вы задались целью создания звукозаписывающей студии, то следует представлять следствие некоторых факторов, влияющих на конечное качество аудио продукта. …Как говорил Козьма Прутков – «зри в корень»…  В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые пункты, влияющие на качество записи звука на компьютер. Итак, по порядку:

Выбор музыкального инструмента

По всей видимости, у вас уже сложились какие-то предпочтения в выборе музыкального инструмента: если вы певец – значит в выборе микрофона. Если играете на акустическом музыкальном инструменте – значит кроме выбора самого инструмента, так же выбор микрофона, или, комбинируя с выбором пьезо-датчика и преампом к нему (если музыкальный инструмент струнный, к примеру).

Или это электромузыкальный инструмент, как гитара, клавишный – не важно. Через что бы ни происходило выражение вашей творческой личности, не считая того, что инструмент должен по каким-то параметрам (естественно) быть ещё и физически удобным – основным параметром будет, конечно же, звук.

От того, какой будет ваш звук, во многом будет зависеть его способность гармонично вписываться в будущий микс, не «насилуя» АЧХ свою и других его (аудиомикса) компонентов. Это будет ключевой параметр.

Как понять, какой звук ваш, какой звук можно записывать, или какой звук лучше?

Здесь всё познаётся в сравнении… Вот пришли вы в музыкальный салон и попросили, допустим, послушать микрофон за 50 у.е.… Полюбовались… попросили микрофон за 200 у.е., и сделали определённые выводы. …Вы уже твёрдо решаете брать микрофон за 200, но тут вам предлагают ещё попробовать студийный, ламповый  микрофон за 800 у.е.

Вы ещё только делаете пробу звука, но уже понимаете, что это часть вашего тела – ваш орган, который вы раньше потеряли, а теперь обрели. И деньги – ничто по сравнению с тем удовольствием, которое каждый раз будут испытывать ваши органы чувств… Конечно, потом вы возьмёте другой, (и третий) похожий – он будет чуть с другим оттенком, но так же прекрасен…

И точно так же при выборе любого другого музыкального инструмента, например гитары. Пришли в магазин – попробуйте поиграть на всех гитарах: и за 100 долларов и за 2500 (только не уроните) – вы поймёте к чему стремиться…

Конечно, (особенно для начинающих музыкантов) вопрос цены часто является превалирующим, но всё ж обязательно заранее нужно «поднять планку» потенциальных возможностей музыкального инструмента, и как следствие, своих возможностей работы с ним, т.к. иначе, возможно, что ваш, изначально высокий потенциал вы сами же себе заранее ограничите, и главное, потом не поймёте, как это произошло.

…Вот тогда это и будет тот звук, каким его уже «можно будет записывать»: чистый, плотный, прозрачный, сочный, глубокий — красивый. Дорогой (в широком смысле) звук определяет широкий спектр звуковых частот.

Чем он шире, тем больше возможностей может представиться по его обработке, поэтому часто, качественные звуковые исходники, лишь слегка дорабатывают, не лишая их естественного звучания.

…Даже бас-гитары, которые, казалось бы, дают в основном низкочастотные ноты, а звуковые гармоники при игре распространяются на десятки килогерц выше, от чего существует даже термин – «дышащий звук», т.е. как бы «одушевлённый», «живой»…

Примечательный пример: басист Билли Шихан (проект Стива Вая) использует раздельные выходы с каждого датчика (звукоснимателя), подавая сигнал с каждого из них на разные кабинеты, тем самым, суммарно увеличивая диапазон звука, и как следствие – его качество.

Выбор звуковой карты

Одним из важных условий для качественной оцифровки внешних источников звука, конечно же, является звуковая карта. Что значит «качественной»?

  1. Возможность работы с частотой дискретизации до 192 кГц и 20-24 бит.
  2. Малошумящий «преамп» (предварительный усилитель). Если «преамп» ламповый – ещё лучше…
  3. Поддержка стандарта ASIO (Audio Stream Input Output). На сегодняшний день, это уже больше норма, чем достоинство звуковой карты, позволяющая проводить «укороченную» обработку по времени входящего и выходящего аудиопотока.
  4. Наличие инструментальных входов, а так же микрофонных входов с поддержкой фантомного питания, для подключения конденсаторных микрофонов.
  5. Поддержка скоростного интерфейса для подключения: USB – хорошо, а FireWare – лучше.

В принципе, когда-то запись проводилась и на «дефолтных» (по типу современных встроенных или штатных) звуковых картах – это тоже вариант, но если мы стремимся к максимальному качеству оцифровки, то всё ж лучше уделить этому направлению звуковой студии от 100 до 500-800 у.е.

В зависимости от предполагаемого количества источников звука, которое необходимо прописывать одновременно, нужно позаботиться, соответственно, и о количестве входов-выходов выбираемой звуковой карты.

Это может быть и как аудиоинтерфейс (внешняя звуковая карта), так и аудиоинтерфейс в виде физического микшерского пульта (цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь внутри) – дело вкуса.

Это может быть так же и «аналоговая» связка «звуковой интерфейс ? обычный микшерский пульт».

CPU

Так же будем считать, наверное, компьютер, к которому будет подключен выбранный звуковой интерфейс, больше его придатком, считая «средние» параметры такого компьютера, в принципе, уже нормой для обеспечения необходимых вычислительных ресурсов и ресурсов памяти. И всё ж не помешает иметь запас по мощности. Если компьютер будет обладать, например, двух- или четырёхядерным процессором, оперативной памятью не меньше 4-х Гб, а так же двумя скоростными жёсткими дисками на отдельных шинах.

Запас по мощности позволит повышать частоту квантования звука (следовательно, создавать предпосылки к увеличению его качества) без опасения «вешаний» некоторого количества различных реал-тайм эффектов в треки  во время воспроизведения мультитрек-сессии.

Выбор звукового софта

На сегодняшний день в мире полно самого разнообразного звукозаписывающего софта в зависимости (и не обязательно) от музыкального направления: различные секвенсоры, аудиоредакторы, а так же на основе этого различные гибриды, а в ещё большем количестве VSTi и VST плагины, часто благодаря которым и происходит рождение музыкальных стилей. Здесь, так же как и при выборе музыкального инструмента, один музыкальный редактор нужно сравнивать с другим.

Для начала, конечно же, следует почитать различные обзоры, вводя в Яндекс или Гугл ключевые фразы, например, обзор звукового редактора или выбор редактора звука, музыкальный редактор и т.д. Выйдет немало результатов поиска, где, возможно, будут вестись споры о том «чей папа сильнее».

Лучше абстрагироваться от различных, особенно крайних мнений. В таком вопросе полезна объективность и обозрение как плюсов, так и минусов вопроса.

Тут так же, как и с выбором музыкального инструмента — нужно почувствовать и понять, «как он на вас сидит, не жмёт ли под подмышками» :smile:, ну и конечно же, в первую очередь должен быть добротный звук.

Инструментальные провода, кабели, соединители

Скупиться на провода так же не стоит. Чем отличается качественный провод от поддельного (например, какого-нибудь китайского)?

  • Это качественное экранирование центральных (сигнальных) проводов
  • Надёжность, прочность, гибкость
  • Прочные, качественные соединители, с антикоррозийным покрытием (например, позолоченным)

Используя качественные провода, в звуковом тракте будет меньше различных шумов, наводок, каких-нибудь помех и тресков, что в конечном итоге так же даст плюс в «копилку» звукового качества.

Заземление корпусов устройств – ещё один «плюсик» качеству звука.

Управление – контроль звука

Конечно, каким бы не было максимально высоким качество звука во время записи – это качество нужно уметь «видеть», чувствовать и как следствие – контролировать.

Что является таким прибором контроля? Конечно же, это мониторная акустика: различные мониторы, в зависимости от конструкции звуковой студии ближнего, среднего или дальнего поля.

Так же дополняют эту категорию мониторные головные телефоны (или наушники).

Здесь, как и в требовании к «исходникам» имеется логичное требование и к «оконечникам» — максимально точно передать исходный звук. Как следствие, вопрос цены на мониторную акустику так же естественен.

Но и это так же того стоит, так как другие альтернативы для детальной передачи звука в нашей схеме будут, скорей всего слабым звеном, а значит, как мы понимаем, отнимающими все предыдущие достижения на улучшения конечного саунда.

Хотя на пути к этому всё ж естественны (альтернативы)…

Итог

Итак, основной упор на достижение качества звука при записи идёт на его источник (исходник), тогда основательно подходим к выбору музыкального оборудования, для того, чтобы всегда иметь только «качественное сырьё».

Чтобы «сырьё» дошло до звуковой карты «в целости и сохранности», так же заботимся о качестве соединительных сигнальных проводах.

Чтобы всё это качество осталось после записи (по возможности) таким же «аналоговым», то заботимся о более детальной оцифровке, повышением частоты семплирования и  значения амплитудного разрешения Bit, благодаря возможностям соответствующей звуковой карты.

И не забываем, что «вкусный»  микс любит звучать из “красивой” мониторной акустики.

…”Зрим в корень”, чтобы никакой элемент нашей схемы не стал слабым звеном… 

P. S. Подробней об этом рассказано в моём комплексном видеокурсе по звукозаписи.

Источник: http://www.auditionrich.com/novice_musican/osnovy-chistoj-kachestvennoj-zapisi-zvuka.html

Как сделать домашнюю студию звукозаписи

09.04.2018

Ежедневно стриминговые сервисы вроде Apple Music, Spotify, Deezer и Google Music пополняются все новыми и новыми треками. И наверняка, если у вас есть музыкальный слух и чувство ритма, вы не раз задавали себе вопрос — а могу ли я попасть в такие сервисы?

Ответ утвердительный — можете. Но для этого вам понадобиться написать пару-тройку собственных композиций, а в идеале — альбом.

Почасовая аренда студий звукозаписи — недешевое удовольствие. К тому же, у начинающего музыканта уходит намного больше времени во время сочинительства песни. То аккорд переписать решил, то гитарный рифф не устраивает.

Взвесив все «за» и «против», задумываешься о построении собственной звукозаписывающей студии у себя дома. С минимальным набором начинающего звукрежа мы и ознакомим вас в данном материале.

Примечание: Материал ориентирован на новичков и пользователей, которые делают первые шаги в звукозаписи. Профессиональное оборудование – вопрос не одной тысячи долларов, а нас интересует вариант «дешево и сердито».

Итак, что нужно для домашней студии звукозаписи.

Начните с компьютера или ноутбука

Время аналоговой записи — это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.

Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера — необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи.

Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K. В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.

Совет: Закоренелым поклонникам ОС Windows рекомендуем обратить внимание на MacBook. Уже по устоявшейся традиции ОС macOS используется большинством профессиональных звукорежисеров. Эта система максимально заточена под работу с мультимедиа и, в частности, звуком.

К тому же, подключение периферийного оборудования на macOS намного легче такого в среде Windows.

Нужна звуковая карта

Теоретически многие начинающие диджеи свои первые треки создавали исключительно с помощью ноутбука, не используя дополнительного оборудования.

Но если вы планируете записывать гитары, вокал, партии клавишных и ударных, без звуковой карты не обойтись.

Выбрать можно недорогой вариант звуковой USB-карты. Обращайте внимание на:

  • наличие портов MIDI In (для подключения клавиатуры);
  • количество портов типа «джек» (на первое время достаточно двух);
  • количество портов типа XLR для подключения микрофона. В компактных звуковых картах этот порт, как правило, спарен с «джеком». На первое время будет достаточно хотя бы одного такого порта.

Встроенный ламповый каскад предусилителя, фантомное питание — все это будет позже. Не спешите тратить деньги.

Ищем MIDI-клавиатуру

Домашняя студия, само собой, подразумевает экономию пространства. Вряд ли вы будете морально готовы раскошелиться на полноценную ударную установку. Да и для записи партии ударных нужно, как минимум, освоить простейшие ритмические рисунки и научиться «стучать».

Именно поэтому ударные может заменить MIDI-клавиатура. Вообще она может заменить практически любой акустический инструмент – количество и качество плагинов сегодня попросту поражает воображение.

Выбирая клавиатуру, ориентируйтесь на собственный бюджет и габариты рабочего места. На рынке представлены как полноценные 88-клавишные варианты, так и более компактные на 25, 32 или 49 клавиш.

Желательно наличие слайдера (качельки, позволяющей транспонировать ноту во время записи) для возможности записи более «живых» партий. Если вы не профессиональный пианист, на первое время вполне можно отказаться от молоточковой механики.

Какой взять монитор и наушники

Все, что вы запишете, нужно на чем-то слушать. Для домашней студии придется раскошелится на два источника звука:

  • звуковые мониторы – по сути, колонки, которые воспроизводят музыку без характерных для потребительской акустики «украшательств», т.е. в первозданном виде.
  • наушники закрытого типа – для более тонкого сведения композиций и работы в ночное время суток.

Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.

Читайте также:  Как стать регентом церковного хора

FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.

Первое время, вместо мониторов, можно ограничиться и недорогими колонками «из Ашана», но учтите, что качество микширования ваших композиций в таком случае будет уверенно стремится к посредственному.

Куда без микрофона?

А лучше сразу два: динамический и конденсаторный. В конце концов, петь то вы собираетесь?

  • Конденсаторный микрофон – используется для записи вокала и акустических инструментов. От динамического отличается более широким охватом частотного спектра.
  • Динамический микрофон – идеально подойдет для громкого драйвового вокала, источников звука с повышенной амплитудой.

Говоря простым языком, конденсаторный микрофон намного чувствительнее динамического. Например, он способен улавливать работу стиральной машинки в соседней комнате, чего не умеет динамический.

Но из-за чрезмерной чувствительности и хрупкости конденсаторный микрофон не всегда актуален при записи гроул-вокала или ударной установки.

В любом случае, в арсенале домашней студии лучше иметь сразу оба типа микрофонов.

Обязательна звукоизоляция

Да, вы не ослышались. У всех, окружающих вас предметов, есть свой звук. И у вашей комнаты тоже. Для того, чтобы гул и эхо от комнаты не влияли на качество звука, используются звукоизоляционные панели.

Через несколько лет вы, наверняка, примете решение о необходимости апгрейда аппаратной части вашей студии. А теперь представьте, что прокачать можно даже портативный аудиоплеер. Конструкция аудиофильского плеера FiiO X7 II предусматривает самостоятельную замену усилителя.

Взяв свежие микросхемы OPA1622 от Texas Instruments и пересмотрев балансную схему подключения, у FiiO получился отличный апгрейд-сет в виде усилителя AM3 . Для тех, кому не терпится познакомиться с балансным подключением, это одно из лучших вложений.

Со звукоизоляционными панелями качество записи и сведения дорожек значительно возрастет. К тому же, вы будете тратить значительно меньше времени на обработку звука и удаление нежелательных шумов.

И гитары тоже нужны

Покупка гитар (да, их нужно несколько) зависит от уровня вашего знакомства с этим инструментом. Если вы планируете серьезно заниматься звукозаписью, научиться играть на шестиструнке и басе — ваша прямая обязанность.

Для домашней студии необходимо иметь в арсенале три гитары:

  • акустическая;
  • электро ритм-гитара (ее же можно использовать и в качестве соло);
  • электро бас-гитара.

Да, партию гитар можно прописать и с помощью MIDI-клавиатуры, но иногда намного проще это сделать с помощью «аналогового» инструмента.

Есть еще мелочи

Студия звукозаписи — вещь очень разноплановая. У каждого звукорежиссера свой «джентельменский набор» инструментов, аппаратуры и всевозможных примочек.

Как для начинающего режиссера, помимо вышеназванных пунктов подумайте о приобретении:

  • Набора XLR и «джек» кабелей различной длины. Иметь в арсенале хотя бы парочку дополнительных шнурков уж точно не помешает.
  • Комбо-усилителя для записи акустических инструментов.
  • Пары микрофонных стоек.
  • Подножки для гитариста.
  • Стоек для гитар.
  • Микшера для подключения большого количества инструментов.
  • Внешнего жесткого диска для хранения исходников проектов.
  • Второй (третий) монитор.

Продолжать список можно бесконечно долго, ведь в студию звукозаписи можно вкладывать и вкладывать. Вопрос лишь в том, какого уровня хотите добиться вы. Да и не стоит забывать, что качество музыки зависит не от аппаратуры, а от таланта исполнителя.

В закладки

Составляем список.

Источник:

Как сделать студию дома | Студия звукозаписи Rec.Pro

В последнее время, мне поступало очень много запросов по оценке качества творчества начинающих рэп исполнителей, послушав его я понял, что люди не имеют даже представление о том, что такое качество исходников и думают, что если у них есть классная звуковая карта и дорогой микрофон, то качество будет супер, А ВОТ И НЕТ!!  И я решил написать статью на эту тему и этим открыть ряд обучающих курсов по звукорежиссуре.
Здесь я опишу вкратце самое необходимое для занятия звукозаписью, а в дальнейших уроках мы рассмотрим все более подробно.

Вы задавали себе вопрос, что нужно для того чтобы хорошо микшировать?Проще говоря уметь сводить так, чтобы ваши композиции приятно было слушать.

Нюансов очень много и если вы все делаете с умом, то у вас все получится.

Но если вы будете использовать даже самое недорогое студийное оборудование и правильно подготовите помещение, то вы будете плясать от радости удивляясь вашим результатам. Кстати потренировать слух тоже бы вам не помешало.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ

1. Хороший компьютер
Достаточно 2-х ядерного процессора, но сейчас мало у кого встречал камень менее 4 ядер,  Core i5, в идеале i7 и от 2 гб. оперативной памяти, хотя конечно 8 – 16 гб. определенно лучше, а 32 гб. более чем достаточно.

Когда вы работаете с VST плагинами – используются ресурсы процессора.

Источник: https://novpedkolledg2.ru/hitrosti/kak-sdelat-domashnyuyu-studiyu-zvukozapisi.html

Как записать аудио-книгу

Периодически приходят письма такого примерно содержания: «Я хочу записать аудиокнигу. С чего мне начать, как продолжить и чем закончить?» Или, иными словами, «как вы это делаете»?

– В общем-то, наобум. Но наобум повторяется раз за разом уже довольно давно, поэтому есть смысл говорить о привычке. Привычки бывают дурные и полезные, последние еще называют алгоритмами. Отличить одни от других трудно, но можно, причем каждый решает этот вопрос по-своему.

Попробую подробно, в несколько заходов, описать свой личный взгляд на то, как можно записывать аудиокниги. Постараюсь написать так, чтобы ясно было даже совсем новичкам (но без объяснения, как работают аудиоредакторы, это уж сами). Оставим в стороне художественно-исполнительский аспект, он практически не поддается алгоритмизации. Сосредоточимся пока на чисто технических вопросах. Итак:

Выбор микрофона

Этот вопрос задают достаточно часто. Не будем рассматривать варианты дешевых и низкокачественных гарнитур, поскольку опыта работы с ними у меня не было.

Сам пользуюсь профессиональным студийным оборудованием, включающим в себя тракт из конденсаторного (U87) или лампового (U57) микрофона Neumann, лампового микрофонного предусилителя-компрессора UniversalAudio, микшерного пульта, внешнего оцифровывающего устройства (АЦП) и собственно компьютера.

Излишне говорить, что мой вариант весьма дорогой и немобильный, просто он имеется под рукой при наличии свободного времени в студии. Это противоположные полюса, и, очевидно, для начинающего чтеца-декламатора надо найти что-то среднее.

И оно таки есть, называется USB-микрофон. Его неоспоримое достоинство: втыкается непосредственно в USB-вход вашего компьютера, минуя преамп и устройство оцифровки. В сочетании с ноутбуком получается очень мобильный и малошумящий (что немаловажно!) вариант.

Многие модели таких микрофонов имеют мониторный выход на наушники, таким образом, можно сразу слышать свой голос, как он звучит в микрофон, что тоже очень важно.

Такими микрофонами пользуются мои коллеги Дмитрий «digig» Игнатьев (InfrasonicUFO) и Семен Янишевский (Samson), качество их работы говорит само за себя.

Помещение

Следующий немаловажный фактор – место, в котором вы записываете свой голос. Наверное, каждый, кто пробовал записываться, знает, насколько гулко звучит голос в квартире. Потом это практически невозможно удалить. Кто-то делает звукоизоляцию в кладовке. Кто-то увешивается одеялами и коврами. Все это может работать вполне хорошо. Но можно попробовать сделать и что-то вроде этого:

Поп-фильтр, рамочку для предотвращения «пыхов» на взрывных согласных, можно сделать самому из проволочной рамки и двойного слоя старых колготок жены или подруги. Многие системные блоки компьютеров шумят, поэтому важно удалять их от места записи, либо использовать малошумящие ноутбуки, как я уже говорил раньше.

Запись

И вот вы уже обустроили свое рабочее место, приобрели микрофон со стойкой и поп-фильтр, все это подсоединили к компу и надели наушники, не забыв разогнать домочадцев по укромным углам. О чудо! Вы слышите чарующие звуки своего голоса, дрожащего от нетерпения поведать миру любимую книгу.

И тут вы вспоминаете, что для записи нужно не только «железо», то есть приборы, но и «софт», то есть специализированные программы. Они называются аудиоредакторами, их немало, лично я использую Sony Sound Forge с комплектом подключаемых программ-плагинов.

Итак, настраиваете уровень записи, чтобы при самых громких и прочувствованных ваших вскриках не было перегрузок. Желательно на входе сразу срезать низкие частоты ниже 50 Гц, вряд ли они вам понадобятся.

Это делается с помощью специального фильтра на микрофоне, если он есть, или на пульте, если есть пульт. Если нет – можно срезать их и потом. Я выставляю параметры записи WAV 44,1 кГц, 16 бит, моно.

И – вперед!

Обработка звука

Ура, ваш голос записан, трудовой пот стерт, глаза вернулись в орбиты. Мои поздравления. Вы только что завершили самую приятную часть процесса, то, ради чего, собственно, все и затевалось. И теперь наступают суровые трудовые будни, когда приходится и саночки возить…

Лично я начинаю с чистки шумов. Даже в студийных условиях шумы неизбежны, и лучше от них избавиться. А уж в домашних – тем более. Для этого используем плагин Waves X-Noise Mono.

Выставляем числовые значения в окошечках, как на рисунке (не спрашивайте меня, что они значат – объяснять долго). Выбираем участок файла, где нет слов, только шумы, нажимаем кнопочку Learn, затем Preview.

После того, как курсор прошел выбранный участок, снова Learn. Программный прибор проанализировал ваш шум и нарисовал его профиль.

Правой кнопкой мыши кликаете в сером поле плагина, выбираете в появившемся меню Save Current, затем Select All – и жмете ОК.

Ваши шумы существенно понизились, но не до конца.Теперь уже не анализируете шумы, а просто выделяете весь файл и жмете ОК. Лично я проделываю эту процедуру с каждым файлом 3-4 раза. При этом шумы чистятся мягко, даже на вздохах не появляется противного «железного» призвука, а в паузах почти полная тишина.

Практически на любом этапе вы можете править частотную характеристику звука с помощью эквалайзеров. Мой опыт говорит, что при среднем голосе без особенностей вроде гнусавости или присвиста достаточно просто срезать низы фильтром. Например, так – с помощью Waves Q8:

Делать это лучше до компрессии. А вот пытаться убрать нежелательные частоты из голоса можно в любой момент.

Следующий шаг – компрессия. При записи вы можете зловеще шептать, а можете орать, изображая плохого полицейского или загнанную в угол жертву. Уровни сигнала при этом существенно разнятся. Задача компрессии – выровнять эти сигналы по громкости.

Для хорошей аудиокниги это важно, ведь многие слушают в дороге, где шум мотора перекрывает тихие фрагменты.

Сам я компрессирую сигнал еще при записи с помощью «железного» лимитера, но и потом все равно прохожусь плагином Waves SSL CompStereo.

Выбираете самый громкий кусочек записи, снова выставляете значения, как на рисунке. Нажимаете кнопку Preview и, вращая ручку Threshold, добиваетесь, чтобы стрелка колебалась между 4 и 8.

Снова правой кнопкой мыши кликаете в сером поле плагина, выбираете в появившемся меню Save Current, затем Select All – и жмете ОК. Кривая выглядит существенно ровнее, пики сглажены, а провалы приподнялись.

При этом звук не выглядит зажатым, но приобретает плотность.

Наконец ваша книга записана вся, и каждый файл в отдельности вам нравится. Но вот что интересно: писались они в разное время, с разными уровнями. Надо бы их сделать одинаковыми. То есть – нормализовать. Но функция нормализации в Sony SoundForge меня совершенно не устраивает.

Поэтому делаю так: в меню выбираю Process » Normalize:

Но использую из него только функцию сканирования, не обрабатывая файл. Ставим галочку в окошке Average RMS Level и жмем кнопку Scan Levels. И под ней видим значение RMS, то есть среднеквадратичное значение уровня.

Например, -24 dB. Запоминаем и жмем кнопку Cancel, ни в коем случае не ОК (!). Просканировав следующий файл, убеждаемся, что его RMS, например, -25 dB. Тогда просто прибавляем 1 dB громкости с помощью команды Process » Volume.

И так – все файлы.

Вот теперь я накладываю музыку. Это нужно не всем, рецепты тут тоже у каждого свои, я обычно просто делаю повторяющиеся отбивки между главами.

Для этого вырезаю нужные мне фрагменты музыки, на слух подбираю уровень громкости, чтобы был примерно одинаковым с уровнем текста, перевожу текст из моно в стерео и стыкую с музыкой.

Поскольку весь текст уже одинаковый по громкости, музыкальные фрагменты тоже не надо все время подгонять, достаточно одного раза.

Ну и последняя стадия обработки звука – максимайзинг. Фактически это приведение фонограммы к максимальному уровню путем мягкого лимитирования.

Для себя я решил, что финальный уровень RMS -17 dB достаточно хорош. Поэтому от имеющегося уровня -24 dB мне надо увеличить громкость на 7 dB, срезав все пики без искажения сигнала.

Для этого используем iZotope Ozone в режиме Maximizer:

Threshold устанавливаем на величину разницы между имеющимся RMS (у нас -24dB) и желаемым (-17 dB). Конечный пиковый уровень Margin устанавливаем на -0,3 dB. При перекодировании wav в mp3 этот уровень не дает перегрузок на пиках. И жмем волшебную кнопку ОК столько раз, сколько у вас будет файлов.

Все! Ваша книга готова. Но – в формате WAV. Это максимальное и практически никому не нужное для аудио-текста качество. Поэтому лучше перевести все в MP3. Делаем это в том же Sony SoundForge, просто нажимая Save As.

Вообще-то для текста вполне достаточно и битрейта 128 kbps. Но я люблю, чтобы музыка звучала тоже качественно, посему устанавливаю 192 kbps или, если книга очень большая, 160 kbps.

Вот теперь книга ПОЧТИ готова.

Вообще-то некоторые любят, чтобы один файл длился целый час. Я таких извращений не приемлю и из личного опыта считаю, что каждый аудиофайл не должен быть длиннее 5-7 минут. Тогда легче находить нужное место в плейерах и автомагнитолах, зная номер файла и проматывая ускоренно короткий файлик до нужного места. Но как аккуратно порезать главы на части? А об этом в следующем разделе.

Постпродакшн

Нарезка mp3-файлов

Для разрезания готовых mp3-файлов на короткие фрагменты используем программу mp3DirectCut. Ничего хитрого в ней нет. Один маленький нюанс: чтобы потом правильно и без труда прописать теги с названиями глав, каждый разрезаемый файл должен содержать одну главу и иметь соответствующее название на русском языке с порядковым номером главы в начале.

Например: 3 Лопушок.

Открываем файл, как обычно. Затем выбираем в меню Специальное » Поиск пауз:

Читайте также:  Загадки нотного текста и творческие отгадки исполнителя

Выставляем все значения, как на рисунке. Значение параметра «Пропуск после найденной паузы», равное 360, показывает, что длина кусочков будет равна 360 сек или 6 мин.

Можете изменять по вкусу. Жмете Старт и Закрыть. Режется очень четко и проигрывается идеально. Теперь надо сохранить получившееся. Выбираете в меню Файл » Сохранить с разрезанием:

Параметры вписываете, как на картинке. И в результате у вас выходит что-то вроде:

Исходный длинный файл не забудьте уничтожить, и у вас останутся три коротких файла. И так – до конца со всеми остановками. Рекомендую создать резервную папку с исходными файлами и потом сверить объем папок и длительность плейлистов разрезанных и неразрезанных файлов. Разница будет, но очень небольшая.

Прописывание тегов

Очень многие аудиокниги, в том числе и лицензионные, имеют безобразные теги или не имеют их вовсе. Что не есть гут. При этом прописать грамотные теги совсем несложно. Воспользуемся программой Tag&Rename.

Это я уже заполнил пустые поля вверху и нажал Save. Теперь самое интересное: надо извлечь из имен файлов названия главок. Открываем вверху вкладку Get Tags From File Names и заполняем по картинке внизу. Жмем Write tags – и опля:

Все названия глав и частей на месте. Осталось все пронумеровать, нажав кнопочку справа от track#, и переименовать сами файлы. Открываем вкладку Rename Files вверху и вписываем:

Здесь вместо Samolyot заносите краткое имя вашей книги – и практически готово. На закладке Multi Tag File Editor есть кнопка Edit All Supported Tag Fields, нажав ее, вы можете вписать массу других тегов и вшить тексты и картинки в каждый файл.

Не забудем в самом начале выбрать в меню Options » Tags и проставить галочку в клетке Write Unicode Data…

А вот теперь можете утереть трудовой пот и расслабиться. Книжка готова!!!

Здесь можно скачать полный пакет плагинов для Sound Forge, упоминаемых мною в статье.

Источник: http://abookee.ru/index.php/studiya

Запись вокала в домашней студии • Звукозапись • Шоу-бизнес Лекса Мьюзик

Существует мнение, что качественно записать вокал можно только в студии, и что дома качественно записать голос невозможно. Это ошибочное мнение. Как показывает практика, записать вокал дома можно гораздо лучше, чем в средней российской студии. К тому же, это требует однократного вложения денег, в отличие от студии, где вы будете платить за каждый час работы.

Некачественная запись вокала в домашних условиях получается только из-за того, что большинство музыкантов недостаточно понимают, что представляет собой процесс звукозаписи, и что действительно необходимо для ее осуществления.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что качественно записаться дома не так сложно и страшно, как кажется. Вам не потребуются ни навороченный пульт, ни мегадорогая звукоизоляция. Не стоит безоговорочно доверять тем, кто говорит, что качественно записаться дома невозможно.

Если человек, говорящий это, знает десять тысяч наименований студийных аппаратов, и даже “видел” и “трогал” их все, это еще не значит, что он действительно умеет ими пользоваться.

Абсолютное большинство российских студий пишут вокал настолько отвратительно, что потом с этой записью уже никто ничего не в состоянии сделать, чтобы привести ее к более-менее приемлемому качеству. Почему? Потому что качество записи, а не обработка играет решающую роль.

А запись в студии получается плохой, потому что действительно профессиональных студий в России единицы. Диплом звукорежиссера в нашей стране выдается после прослушивания двухнедельных курсов по музыкальным редакторам. В хорошей студии работают несколько команд специалистов – команда по записи вокала, команда по записи барабанов, команда по записи гитар, команда по мастерингу и так далее. Но боюсь, вам не хватит денег на запись в такой студии.

Для записи вокала на компьютере потребуются вокальный микрофон, предварительный усилитель для микрофона и звуковая карта. От качества этого оборудования полностью зависит качество вашей записи и конечного результата.

Невозможно добиться хорошего звучания, если качество изначальной записи плохое. Помните, что обработка вокала должна быть минимальной, иначе голос будет звучать неестественно.

Следующим пунктом запомните, что чем меньше используется устройств во время записи, тем естественнее будет звучать записанный голос. Каждое устройство, даже самое дорогое, искажает оригинальный звук.

Между вами – источником звука и рекордером – записывающим устройством должно быть минимум промежуточных аппаратов. Чем меньше резисторов, транзисторов и конденсаторов проходит ваш голос на пути к рекордеру, тем меньше будет искажений на записи.

Микрофон для записи вокала

Существует огромное множество микрофонов. Практически под каждый музыкальный инструмент есть несколько специально разработанных моделей микрофонов. Поскольку вы собираетесь писать вокал, мы остановимся на вокальных микрофонах. Выбирая микрофон для записи вокала в домашних условиях, нужно учитывать два основных фактора:

– Точность передачи звукового сигнала;
– Направленность.

С первым пунктом, полагаю, всё ясно – микрофон должен обладать максимальной чувствительностью и минимально искажать оригинальный звук при передаче его из источника в предусилитель. Остановимся подробнее на втором пункте – направленности микрофонов.

Все существующие микрофоны делятся на три основных типа восприятия звукового сигнала – узконаправленные, бинаправленные и всенаправленные.

  1. Узконаправленные микрофоны чувствительны к звукам, поступающим из одного, прямого направления, и значительно менее чувствительны к звукам со всех остальных сторон.
  2. Бинаправленные микрофоны хорошо принимают звук с прямого и обратного направлений, “игнорируя” остальные звуки.
  3. Всенаправленные микрофоны принимают звук одинаково хорошо со всех сторон.

Чтобы не записывались посторонние звуки и шумы, на концертах и в домашней звукозаписи используются узконаправленные вокальные микрофоны. Например, Shure SM58. Стоит этот профессиональный вокальный микрофон сравнительно недорого, и лично я не вижу смысла переплачивать деньги за более дорогую модель.

Однако стоит заметить, что большая часть микрофонов Shure SM58, продающихся в музыкальных магазинах – подделки. Покупать его нужно только у дилеров Shure. К тому же, полезно прочитать статью о том, как отличить настоящий микрофон Shure SM58 от подделки (скачать архив со статьей).

Также рекомендую прочитать и эту статью: Подделка под Shure SM58 – не дайте себя обмануть.

Усилитель для микрофона

Можно, конечно, записывать голос, просто подключив микрофон к специальному входу для него на звуковой карте. Но тогда вы получите, во-первых, тихую запись с высоким уровнем шума, во-вторых, звучание будет суховатым. Поэтому лучше использовать специальное устройство – усилитель для микрофона.

Без него невозможно добиться живого, “студийного” звучания. Усилители для микрофонов продаются в тех же магазинах, где и микрофоны. Впрочем, может подойти любой аппарат, который имеет специальный входной разъем для микрофона (не путать с линейным входом), включая микшерный пульт, например.

Или можно использовать для этой цели старый проигрыватель виниловых пластинок, как это делаю я.

Главное, на что нужно обратить внимание при выборе такого устройства:

  • Соответствие сопротивления (Ом) микрофонного входа усилителя сопротивлению (Ом) вашего микрофона;
  • Точность передачи звукового сигнала, минимум шумов.

Использовать эквалайзеры в профессиональной записи вокала неприемлемо.

Если эквалайзер встроен в предусилитель, специалисты звукозаписи настоятельно рекомендуют поставить все его регуляторы в положение “максимум”, либо просто отключить эквалайзер, если это возможно.

Также я не рекомендую вам использовать компрессор (иногда компрессор ставится между предусилителем и рекордером), потому что при недостаточном умении пользоваться компрессорами можно с большей вероятностью испортить звук, чем улучшить его.

Работа с компрессором не так проста, как кажется на первый взгляд. Это очень тонкая работа, и умение пользоваться компрессором приходит с годами. Поэтому лучше компрессируйте уже записанный вокал – так вы хотя бы сможете отменить непонравившиеся изменения, без необходимости перепевать песню.

Звуковая карта

Вы можете приобрести профессиональную звуковую карту. Стоят такие карты от 500 долларов. Но как и в случае с микрофоном, решающее значение при выборе звуковой карты имеет не её стоимость.

Прежде всего ваша звуковая карта должна иметь возможность записывать и воспроизводить звук с частотой дискретизации как минимум 96000 Hz и разрядностью 24-bit. Из наиболее известных моделей такими параметрами обладают карты Creative SoundBlaster.

(Сам я пользуюсь для записи голоса полупрофессиональной картой Yamaha). Мне приходилось несколько раз пользоваться картами Creative SB для записи вокала и электрогитары. Неожиданно для себя, я остался доволен результатом.

Однако следует отметить, что эти карты все же имеют ряд существенных недостатков, неприемлемых для создания приличного звучания. Все эти недостатки и их причины описаны в этой статье.

Иначе говоря, если вы хотите получить качественную запись в домашних условиях, то не экономьте на звуковой карте. Купите хотя бы полупрофессиональную звуковую карту.

Запись и постобработка

Если вы не собираетесь сами сводить всю свою песню целиком, то лучше вообще не вносите никаких изменений в свою запись. Например, если вы хотите записаться дома, а сведение и мастеринг планируете делать в студии, то имейте ввиду, что студии работают только с “сырыми” исходными записями.

Помните одну простую истину – проблемы записи эффективнее всего решаются на самых ранних стадиях их возникновения. Гораздо проще, например, научиться мягко произносить “взрывные” согласные – “п”, “б” и шипящие звуки, чем потом исправлять дефекты записи без ущерба для общего качества звучания.

Записанный голос должен звучать чисто и естественно. Поэтому на вокал вообще не принято накладывать много эффектов – это считается дурным тоном (если это не делается специально для создания экспрессивного эффекта).

Минимальная реверберация, эквалайзер только для того, чтобы вырезать шумы на частоте 50 Hz. Если хотите добавить высоких частот, то не пользуйтесь эквалайзером.

Лучше для этого использовать эксайтер (очень хороший Exciter в знаменитом пакете эффектов Hyperprism).

Если в вашей записи есть шумы, то прежде, чем удалять их системами шумопонижения, убедитесь, что эти шумы на самом деле очень значительны. Ведь любая, даже самая лучшая программа по шумопонижению или аналоговый шумоподавитель искажают звучание.

Часто бывает так, что уровень шума не велик, и во время сведения его просто не слышно за другими инструментами. Шумопонижением, как и компрессорами, нужно пользоваться крайне аккуратно. Если же все-таки ваша запись очень сильно шумит, то рекомендую воспользоваться программой iZotope RX.

На сегодняшний день это лучшая программа по удалению шумов.

Стоит также отметить, что для получения удовлетворительного результата записи вокала, просто необходимы такие вещи, как микрофонная стойка и экран.

Экран можно купить в музыкальном магазине (стоит дорого) или сделать самостоятельно (значительно дешевле). Для самостоятельного изготовления экрана вам потребуются пяльцы для вышивания и капроновые колготки.

Натягиваете колготки в пяльцах в два слоя и всё – ваш экран готов!

Мониторинг

Немногие пробовали стрелять в тире с закрытыми глазами. Однако большинство музыкантов и домашних звукоинженеров почему-то работают со звуком, не слыша его. Невозможно сделать качественное звучание, не имея качественного оборудования для прослушивания. Хорошая система мониторинга состоит из:

  • Усилителя мощности
  • Профессиональных наушников
  • Акустических систем (колонок)

И КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ДОЛЖНА ОЗВУЧИВАТЬ ВЕСЬ СЛЫШИМЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ УХОМ ДИАПАЗОН ЧАСТОТ – ОТ 20 Герц ДО 20000 Герц.

Эту информацию можно посмотреть в документации вашего усилителя мощности, наушников, колонок.

Если хотя бы одно устройство из этих трех имеет меньший диапазон звучания – откажитесь от его использования, потому что вы не сможете услышать то, что делаете. Остановимся подробнее на каждом из этих устройств.

1. Усилитель мощности

Усилитель вашего музыкального центра не подойдет. Нужен отдельный аппарат. Причем, не ресивер и не пятишестисемидвадцатиканальный, а обычный стереофонический усилитель мощности (Amplifier).

Продаются такие усилители во всех магазинах, специализирующихся на продаже аудиотехники. Стоят – от 5000 рублей и выше. Обычно стоимость усилителя тем больше, чем больше его мощность. Вам для работы со звуком вполне подойдет и шестидесятиваттный.

Обратите внимание: не следует покупать усилители неизвестных производителей, а также сильнораспространенных фирм – таких, как Sony, Samsung, LG.

Товары для массового потребления редко удивляют своим качеством и долговечностью. Что же касается вышеупомянутых “брендов”, то я много раз лично убеждался в некачественности их продуктов такого класса. Еще одно важное примечание.

Если вы решили покупать аудиооборудование фирмы Technics, остерегайтесь подделок.

2. Профессиональные наушники

Профессиональные стереонаушники бывают трех типов конструкции:

  • Закрытые
  • Открытые
  • Полуоткрытые

Вам нужны либо закрытые, либо полуоткрытые. Однако в любом случае, звучание одной и той же фонограммы в наушниках и через колонки существенно отличается, какими бы хорошими и дорогими эти устройства ни были. Поэтому для полного мониторинга вам нужны акустические системы.

3. Акустические системы (колонки)

Акустические системы должны быть, как минимум, трехполосными (высокие, средние и низкие частоты воспроизводятся отдельными динамиками), и также иметь диапазон от 20 до 20000+ Герц. К сожалению, большинство современных акустических систем способны воспроизводить куда менее широкий диапазон частот.

Большинство моделей, продающихся в магазинах аудиотехники сегодня, работают в диапазоне от 40 до 16000 Герц, а то и от 70-ти до 15000. Такие акустические системы выглядят эффектно и “профессионально”, однако они неприемлемы для мониторинга процесса обработки звука.

Вы ведь, просто-напросто, не услышите ужасного гула на частотах ниже 40 Гц и режущего слух шипения ваших hi-hat'ов выше 16-ти килоГерц!

Покупая акустические системы, усилитель мощности и наушники, не полагайтесь на “умных” продавцов-консультантов. Современные магазины аудиотехники завалены ширпотребом и подделками, а большинство консультантов не ведают, что продают.

Поэтому, если вам понравился какой-то аппарат, и вы собираетесь его купить, то прежде, чем сделать это, внимательно изучите документацию к нему, и убедитесь, что он соответствует необходимым техническим требованиям, описанным в этой статье.

На всякий случай, напомним о последовательности подключения описанного оборудования.

  1. Микрофон подключается к предусилителю в специальный вход для микрофона.
  2. Линейный выход предусилителя соединяется с линейным входом звуковой карты.
  3. Линейный выход звуковой карты подключается к усилителю мощности.
  4. Звук с усилителя мощности подается на колонки и наушники.

Лично я еще ни разу не пожалел о том, что записываюсь дома, как и мои друзья, которых я записываю иногда у себя.

Главное преимущество домашней студии в том, что вы можете расслабиться, отвлечься от внешнего мира со всеми его проблемами и сконцентрироваться на песне, которую поете, прочувствовать ее прямо здесь, на месте, спеть её прямо сейчас, когда пришло вдохновение. Не это ли главное для создания настоящего вокального шоу?

Источник: http://www.lexamusic.com/sound/sound4.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector