Буквенное обозначение нот

Как выглядит буквенное обозначение нот?

Если смотреть в ретроспективу, то буквенное обозначение нот появилось куда раньше, чем нотные знаки, которые ныне символизируют все существующие звуки. Конечно же, записать ту или другую ноту гораздо проще используя привычные буквы, нежели целую систему письма на пяти полосках.

Чаще всего подобным приемом пользовались непрофессиональные музыканты, которым надо было просто передать свои наработки другим людям или сыновьям. Все же композиторы-классики пользовались исключительно нотным станом, а буквы использовались в музыке лишь в качестве вспомогательных знаков.

Немного истории теории музыки

Первоначально буквенное обозначение нот записывалось с помощью греческого алфавита. К сожалению, в полной мере подобные источники не дошли до наших дней, поэтому точно сказать невозможно, какая именно буква была символом той или иной ноты.

Однако вскорости, еще во времена античности, звуки стали записываться с помощью латинского алфавита. Подобная система в своем первозданном и неизменном виде используется и по се день. Стоит лишь отметить, что появлением такого инструмента, как фортепиано, данный звукоряд немного расширился, а именно на одну ноту.

Для нее музыканты, жившие в 18 веке, уже придумали новое буквенное значение, которого ранее в списке не было.

Какими именно буквами записываются ноты

Теперь рассмотрим, как именно происходит обозначение нот буквами, и постараемся (кому надо) запомнить эту последовательность. Итак, самая простая гамма – До Мажор, начинается с одноименной ноты До, которая на латинице значится как С (це).

Теперь рассмотрим остальные шесть нот по порядку: ре – D (дэ), ми – E (е), фа – F (эф), соль – G (гэ), ля – A (а), си бемоль – B (бэ).

Почему именно Си бемоль, а не просто Си, как в натуральной мажорной гамме? Ответ прост: изначально строение всех инструментов клавира (клавесин, клавикорд) было таковым, что седьмой звук являл собой не обычную седьмую ступень мажорного лада, какой мы ее привыкли слышать, а пониженную.

Однако в то время подобная гамма считалась правильной, поэтому и для последнего звука, как и для всех остальных, была придумана буква. Когда появилось пианино, наименование B для Си бемоля осталось прежним, а для «чистой» ноты Си придумали букву H (ха).

Все остальные бемоли и диезы

Каждый музыкант знает, что знак диеза повышает любую ноту на полтона, а бемоль, соответственно, понижает ее на те же полтона. В таком случае буквенное обозначение нот немного меняется, а точнее продолжается, в зависимости от того, какой знак мы выбираем.

Для диезов используется окончание is (ис), которое приписывается к букве, символизирующей ноту, а для бемоля – es (эс). Так, получается, что Фа Диез – это Fis, а Ре Бемоль – Des. Но стоит помнить, что и в этом правиле есть свои исключения, и мы их сейчас рассмотрим.

В нашем звукоряде имеется две ноты, которые записываются гласными буквами: ми – E, ля – A. Если нужно сказать Ми Диез или Ля Диез, то пишем строго по правилу – Eis и Ais. Когда речь идет о бемолях, то используется сокращение, которое выглядит как As, Es.

Си Бемоль, как мы помним, обозначается буквой B, а Си Диез (что встречается крайне редко в текстах) записываем по правилу His.

Интервалы и аккорды в музыке

Сегодня буквенное обозначение нот используется отнюдь не так, как ранее, то есть не в качестве единственного способа передачи музыкальной информации. Сейчас с помощью такого «алфавита» записываются интервалы и аккорды, значение и состав которых должен знать каждый музыкант.

Однако тут стоит заметить, что для нотации интервалов также применяются цифры, которые обозначают количество охватываемых ими нот. К примеру, терция – интервал, который занимает три ноты, значится цифрой 3. Септима охватывает семь ступеней и записывается именно этой цифрой.

Чаще всего подобную науку учат в музыкальных школах на уроках сольфеджио, для того чтобы дети понимали, как именно строится музыка. В нотах же встретить подобные записи практически невозможно. Также заметим, что буквенное обозначение нот для фортепиано также изучается в исключительно познавательных целях.

Ноты для пианистов не содержат элементов латинского алфавита.

Музыкальные термины для других инструментов

Как уже было сказано выше, для обозначения аккордов также применяются буквы, особенно если речь идет о нотах для струнных инструментов.

Если на рояле упор идет на технику, поэтому и в нотах аккордов встречается крайне мало, то здесь их будет много, и записывать их нужно куда компактнее. Именно поэтому обозначение нот на гитаре – это своеобразный ребус для всех начинающих музыкантов.

Над обычными нотами тут имеются большие и малые буквы, значки, которые, как кажется, могут запутать, однако на самом деле все просто. Если нужно сыграть мажорный лад, он всегда будет обозначен заглавной буквой (C – До Мажор).

Если предполагается минор, то используется малая буква, и к ней приписывается латинская m (am – Ля Минор). Все остальные аккорды изучаются в процессе обучения, и, поверьте, запомнить их совсем несложно.

Источник: https://autogear.ru/article/142/400/kak-vyiglyadit-bukvennoe-oboznachenie-not/

Обозначение нот на письме, Латинское обозначение нот, Буквенное обозначение нот, Запись нот буквами

Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.

RU*ENLatESIFDNLDKSFIДо

До-диез

Ре-бемоль

Ре

Ре-диез

Ми-бемоль

Ми

Фа-бемоль=Ми

Фа

Ми-диез=Фа

Фа-диез

Соль-бемоль

Соль

Соль-диез

Ля-бемоль

Ля

Ля-диез

Си-бемоль

Си

c C do do ut C c c c c
c-sharp Cis do sostenido do diesis ut dièse Cis cis cis ciss cis
d-flat Des re bemol re bemolle ré bémol Des des des dess des
d D re re D d d d d
d-sharp Dis re sostenido re diesis re dièse Dis dis dis diss dis
e-flat Es mi bemol mi bemolle mi bémol Es es es ess es
e E mi mi mi E e e e e
f-flat=e Fes fa bemol fa bemolle fa bémol Fes fes fes fess fes
f F fa fa fa F f f f f
e-sharp=f Eis mi sostenido mi diesis mi dièse Eis eis eis eiss eis
f-sharp Fis fa sostenido fa diesis fa dièse Fis fis fis fiss fis
g-flat Ges sol bemol sol bemolle sol bémol Ges ges ges gess ges
g G sol sol sol G g g g g
g-sharp Gis sol sostenido sol diesis sol dièse Gis gis gis giss gis
a-flat As la bemol la bemolle la bémol As as as ass as
a A la la la A a a a a
a-sharp Ais la sostenido la diesis la dièse Ais ais ais aiss ais
b-flat B si bemol si bemolle si bémol B bes b b b
b H si si si H b h h h
Читайте также:  Как стать регентом церковного хора

* Обозначенные языки:

  • RU — Русский (Russian)
  • En — Английский (English)
  • Lat — Латынь (Latina)
  • Es — Испанский (Spanish)
  • I — Итальянский (Italian)
  • F — Французский (French)
  • D — Немецкий (German)
  • NL — Нидерландский (Dutch)
  • DK — Датский (Danish)
  • S — Шведский (Swedish)
  • FI — Финский (Finnish)

Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).

Сокращения

Часто используются сокращения:

Например для записи на английском:

  • вместо -flat -> -f
  • вместо -sharp -> -s
  • вместо -flatflat -> -ff
  • вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)

Для записи на испанском:

  • вместо -sostenido -> -s
  • вместо -bemol -> -b
  • Дубль-диез -ss
  • Дубль-бемоль -bb

Сокращёная запись для некоторых языков:

RusДоРеМиФаСольЛяСи-бемольСиnederlands

arabic

catalan

deutsch

english

espanol

italiano

norsk

portugues

suomi

svenska

vlaams

c d e f g a bes b
do re mi fa sol la sib si
do re mi fa sol la sib si
c d e f g a b h
c d e f g a bf b
do re mi fa sol la sib si
do re mi fa sol la sib si
c d e f g a b h
do re mi fa sol la sib si
c d e f g a b h
c d e f g a b h
do re mi fa sol la sib si

Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты

RusДиезДубль-диезБемольДубль-бемольnederlands

arabic

catalan

deutsch

english

espanol

italiano

norsk

portugues

suomi

svenska

vlaams

-is -isis -es -eses
-d -dd -b -bb
-d/-s -dd/-ss -b -bb
-is -isis -es -eses
-s/-sharp -ss/-x/-sharpsharp -f/-flat -ff/-flatflat
-s -ss -b -bb
-d -dd -b -bb
-iss/-is -ississ/-isis -ess/-es -essess/-eses
-s -ss -b -bb
-is -isis -es -eses
-iss -ississ -ess -essess
-k -kk -b -bb

В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.

RusЧетвертьтоновый диезЧетвертьтоновый бемольПолтора диезаПолтора бемоляENGsemi-sharpsemi-flatsesqui-sharpsesqui-flatnederlands

arabic

deutsch

english

italiano

portugues

-ih -eh -isih -eseh
-sd -sb -dsd -bsb
-ih -eh -isih -eseh
-qs -qf -tqs -tqf
-sd -sb -dsd -bsb
-sqt -bqt -stqt -btqt

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

Источник: http://balalaika.org.ru/pitch-names.htm

Ноты буквами и ноты слогами — как не запутаться

Категория: > Теория музыки

Когда появилась первая музыка — никто не знает. Известно лишь, что записывать мелодии люди научились гораздо позднее.

До этого музыкальные произведения просто запоминались одними и передавались другим. Многие архаичные мелодии были безвозвратно утеряны.

Хотя некоторым из них все-таки повезло — их сумели записать нотами и передать последующим поколениям, как бесценный дар творческой искры человечества.

Не смотря на наличие исторической справки, цель статьи — практическая, помочь гитаристам-самоучкам определить соответствие разных систем записи нот между собой.

Запись нот слогами берет свое начало в средневековой Италии. Первым, кто начал записывать так ноты, был монах-музыкант Гвидо, который обучал мальчиков церковному пению. Занятия с хором проводились ежедневно, в качестве распевки Гвидо использовал гимн Святому Иоанну — покровителю пения.

Именно эта песня и стала основой первой нотной записи. Как это произошло? Можно сказать, что абсолютно случайно. Мелодия гимна была построена так, что каждая последующая строчка пелась чуть выше предыдущей. Мальчики путались, иногда фальшивили, забывали текст.

И тогда учитель перед каждой строчкой пропевал первый слог на нужной высоте. Затем, чтобы ускорить обучение, Гвидо решил графически изобразить высоту звуков на бумаге в виде четырех линеек, на которых, как на ступеньках, расположились значки в виде маленьких квадратов – это и были первые ноты.

Со временем в записи музыки добавилась пятая линейка, а ноты стали круглыми – так их было удобнее переписывать.

Первые ноты слогами (4 линейки, ноты в виде квадратиков)

  • Ut – Ут,
  • Re – Ре,
  • Mi – Ми (скачать ноту ми для настройки гитары),
  • Fa – Фа,
  • Sol – Соль,
  • La – Ля (нота ля для настройки гитары).

Однако ноту «Ут» было сложно пропевать, так как, в отличие от других, она оканчивалась на согласный звук. И тогда «Ут» заменили на «До» — предположительно, свое название она получила от первого слога «Dominis» — «Господь».

Читайте также:  Песни политзаключенных: как это было…

Гимн Святому Иоанну звучит так

Звук «Си» стал обозначаться позднее. Его название произошло от первых букв последней строчки гимна «Святой Иоанн» — Sancte Ioannes.

С записью ноты «Си» – отдельная история: до сих пор при записи этой ноты буквами она обозначается двояко: как В и как Н.
В англоязычной записи нот буквами звук «си» обозначается буквой В, «си-бемоль» же — Вb.

Но в русской теории музыки «си» обозначается буквой Н, а «си-бемоль» — В.

Подробнее об этом в Нота си — H или B, в каких странах H, в каких B — список стран, историяТекст латинского «Гимна Святому Иоанну»Для обозначения повышения или понижения основных звуков при записи нот слогами используются специальные значки: # (диез — знак повышения звука на полтона) и b (бемоль — знак понижения звука на полтона). Оба значка ставятся после ноты, а также в начале нотной записи для обозначения тональности.

Обозначать ноты буквами музыканты стали намного раньше, чем записывать их на линейках. Изначально для записи нот использовались буквы греческого алфавита; позже их заменили на латинские. Сегодня обозначение семи основных нот буквами латинского алфавита (латинская система записи нот) выглядит так:

  • С – до;
  • D – ре;
  • E – ми;
  • F – фа;
  • G – соль;
  • A – ля;
  • H (в англоязычных странах B) – си.

Кроме того, буквенная система записи нот удобна еще и тем, что с ее помощью можно записывать не только отдельные звуки, но и лады, тональности, аккорды.При буквенной записи нот знаки альтерации рядом с буквами не ставятся; для обозначения повышения звука на полтона вместо знака # (диез) к букве добавляется окончание -is, а понижение звука на полтона обозначается не знаком b (бемоль), а окончанием -es. Так, например, звук «до-диез» обозначается как Сis, а «ре-бемоль» — как Des. Исключения составляют звуки «ми» и «ля», обозначаемые гласной буквой: записывая их понижение, вторую гласную букву сокращают и на письме они выглядят как Es и As. Однако при повышении этих звуков общее правило сохраняется: «ми-диез» и «ля-диез» записываются как Eis и Ais.

И буквенная, и латинская система записи нот используются по сей день и являются едиными мировыми системами записи музыки.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник: http://u-rock.com.ua/theory/190-noty-bukvami-i-noty-slogami-kak-ne-zaputatsya.html

Приветствую любителей музыки. Давайте сегодня поговорим о звуках. Звук — это физическое явление, которое вызвано колебанием частиц воздуха или другой среды. При этом в воздухе образуются звуковые волны, которые наши уши и улавливают.

Еще в школе мы изучали, что каждый звук имеет свою частоту и измеряется в герцах, 1 герц — это одно колебание в секунду. Однако стоит разделить звуки на шумовые и музыкальные. Вот с музыкальными мы и будем иметь дело! Диапазон частот, который мы слышим, составляет от 16 до 20000 герц.

Допустим, звук частотой 16 Гц можно извлечь на органе, а крайняя левая клавиша рояля — это звук частотой 27 Гц. Самый низкий звук, воспроизводимый человеческим голосом, имеет частоту ~44 герца (он был доступен немногим певцам за всю историю музыки).

Самый высокий для человеческого голоса звук — 2300 Гц (его брала полным голосом французская певица Модо Робен ). Звуки выше 2500 герц в качестве самостоятельных музыкальных тонов не используются. А вот диапазон гитары — примерно от 82 до 988 Гц!

Музыкальный звук, в отличие от шума, имеет определенные качества: высоту, длительность, тембр, громкость. Чем больше количество колебаний в секунду, тем выше звук, тоньше.

Чем колебаний меньше, тем он тяжелее, ниже! Длительность звука зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Тембр — это окраска звука — количество призвуков, сопровождающих определенный звук.

Ну, громкость — это я думаю понятно. 

Весь диапазон музыкальных звуков разделен на октавы. Октава получается путем удвоения частоты колебаний звука и создает впечатление одинакового звучания (как унисон). Каждая октава в свою очередь, разделена на 12 равных частей — называемых полутонами. На рояле это расстояния между соседними клавишами, на гитаре — между ладами.

Семь из них имеют знакомые нам названия: до-ре-ми-фа-соль-ля-си или C, D, E, F, G, A, B ( латинское обозначение нот , для аккордов и тональностей). Расстояние между ними неодинаково, между ми и фа, си и до — полутон. Между остальными звуками располагаются промежуточные звуки, поэтому расстояние между ними 2 полутона, называемое целый тон или просто — тон.

Эту систему можно наблюдать на клавиатуре рояля: белые клавиши — основные звуки, черные — промежуточные.

Видим, что расположение клавиш в каждой октаве одинаково — 12 штук. Что бы получить промежуточный звук (черные клавиши) необходимо повысить его на полтона или понизить. Для этого используются знаки альтерации:

(диез) — повышение на полтона,
(бемоль) — понижение на полтона,
(бекар) — отмена диеза или бемоля.

Видно, что один и тот же звук может обозначаться по-разному. Допустим до-диез и ре-бемоль — это одно и тоже. Называется это энгармонизм. Подробнее о специальных символах и нотной записи читайте в следующем посте — нотное письмо .

Приведу также полную клавиатуру рояля и названия октав. На гитаре используется диапазон октав от большой октавы до второй включительно.

Вот такая история. Вы можете подписаться на обновления сайта и получать свежие посты на свою почту.

http://vseakordy.ru — моя личная копилка АККОРДОВ песен

Читайте также:  Как научиться играть на синтезаторе?

Источник: http://pro-gitaru.ru/?p=573

Буквенные обозначения аккордов и нот

Аккорды обозначаются большими латинскими буквами в соответствии с основным тоном. Маленькие буквы, применяемые для обозначения тональностей, как правило не используются для аккордов. Ваше Am означает, что от звука ЛЯ нужно брать минорный аккорд, минорное трезвучие.

Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты. Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д.

Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В цифровой записи не обозначают все ноты аккорда, а обозначают только первую ступень.

Септаккорд обозначается цифрой «семь», нонаккорд — цифрой «девять» и так далее. Для трезвучий цифра «пять» обычно опускается. A с семеркой говорит о том, что нужно играть септаккорд и т.д.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор».

Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д.

Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности “до-мажор”.

Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда. Иногда говорят, что тональности бывают “диезные” и “бемольные” (стоять вперемешку диезы и бемоли при ключе никогда не могут).

Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. “B” в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать “B” как ноту си, а “Bb” как си бемоль.

Однако в эстраде, в том числе в джазе и роке, буквой B принято обозначать ноту си (чистую).

Вадим, таким образом обозначены сами виды аккордов, которые нужно строить от указанных вначале звуков. Все вы наверняка знаете 7 нот: ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ … Не каждый знает, но эти 7 нот являются не единственными (даже в рамках одной октавы.

Натуральный минорный лад состоит также из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: “ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля”. Все мажорные аккорды обозначаются строго заглавными буквами. Минорные, как правило, обозначаются строчными (маленькими).

Источник: http://callbollonez.ru/Bukvennye-oboznacheniya-akkordov-i-not/

Буквенные обозначения аккордов

Все аккорды имеют свое название и буквенное обозначение.

Название аккорда состоит из двух составляющих. Первая буква — это нота от которой строится аккорд, вторая — тональность.

Для примера рассмотрим аккорд Cm. Латинская буква «C» обозначает ноту «до», а «m» — что аккорд минорный. Отсюда Cm — это «до минор».

По такой же схеме разберем аккорд «Dm». Буква «D» обозначает ноту «ре», «m» — минор. Получается, что Dm — это «ре минор».

Соответственно мажорные аккорды обозначаются одно буквой (без «m»). Например, C — это «до мажор», D — «ре мажор» и т.д.

Буквенные обозначения нот желательно выучить до автоматизма:

«До» — C

«ре» — D

«ми» — E

«фа» — F

«соль» — G

«ля» — A

«си» — H (либо B)

Звукоряд включает не семь нот (как думают новички, которые только начинают знакомится с основами музыкальной грамоты), а из 12. Более подробно об этом мы остановимся в теме Диезы и бемоли. Соответственно основой для аккорда может служить любая из них. Таким образом, получается 24 аккорда (12 мажорных и 12 минорных). Зная все эти аккорды, вы сможете сыграть практически любую песню.

Существует много и других аккордов. К их обозначению добавляются различные цифры, в том числе дробные. Но это уже всевозможные модификации всех вышеописанных, и на начальном этапе в них нет никакой необходимости.

Практика

Первые девять аккордов, которые вам следует разучить рассмотрены в упражнениях с 20 по 24. Они будут открытыми.

Если левая рукой прижимается три или четыре струны и в состав аккорда при этом входят неприжатые струны, то такой аккорд будет открытым. Ставить их легче, чем закрытые, о которых будет рассказываться далее.

Многие сборники известных песен рассчитаны на игру исключительно открытыми аккордами.

Давайте разберем несколько открытых аккордов.

Am аккорд

Аккордом, с которого стоит начать, будет знаменитый Am.

Чтобы в будущем избегать лишних проблем, отрабатывайте аккорды строго по аппликатуре.

Средний палец прижимает второй лад четвертой струны, безымянный — второй лад третьей, а указательный — первый лад второй струны. Дергайте все струны, кроме шестой большим пальцем.

Пусть он плавно спустится с пятой струны на шестую (шестая в состав аккорда не входит). Проделайте это несколько раз и убедитесь, что все ноты звучат звонко и чисто. Затем расслабьте левую руку и уберите с грифа.

Снова зажмите и извлеките аккорд.

Проделывайте это до тех пор, пока не сможете быстро и не задумываясь правильно ставить аккорд.

Попробуйте поиграть тоже самое медиатором.

Различия аккордов «ля мажор» и «ля минор» заключаются в одной ноте на второй струне. Поставьте Am аккорд, отпустите указательный палец, а мизинец поставьте на второй лад второй струны. Получится аккорд A. Отработайте его по такому же принципу, и приступайте последовательно к упражнениям.

Источник: http://guitar-master.org/bukvennie-oboznacheniya-akkordov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector