Представляю новый самоучитель по нотной грамоте

Представляю новый самоучитель по нотной грамоте, Музыкальный класс

Здравствуйте, дорогие друзья!

Рад сообщить вам, что теперь Вы можете ПОЛУЧИТЬ В ПОДАРОК от меня уникальную книгу САМОУЧИТЕЛЬ ПО НОТНОЙ ГРАМОТЕ. В этой книге языком простых слов и с помощью картинок объясняется всё, что нужно знать о нотной записи начинающему и продвинутому музыканту.

Почему я считаю эту книгу уникальной? Да потому что я до сих пор не находил в Интернете такого руководства, чтобы в нём, в одном месте, просто и ясно излагалась бы нотная грамота для начинающих.

Традиционные учебники по музыкальной теории при этом по-прежнему не теряют своей актуальности, но самоучкой с нуля их вряд ли освоишь: слишком много в них профессиональных терминов, ещё не понятных тому, кто только-только занялся музыкой.

Что представляет собой мой самоучитель по нотной грамоте? Это попытка обобщить свой практический опыт. Это сейчас я профессиональный музыкант, а в своё время я осваивал ноты самоучкой. Так вот, я выбрал 10 самых важных вопросов по теме и раскрыл ответы на них.

Каждый такой ответ занимает всего страничку или разворот и обязательно иллюстрируется практическими примерами и картинками. После знакомства с таким материалом ВЫ СМОЖЕТЕ СЫГРАТЬ ЛЮБОЙ НОТНЫЙ ТЕКСТ.

Как уже было сказано, получить вы его можете в подарок, то есть абсолютно бесплатно. Получить его может каждый. Вот что нужно для этого сделать:

  1. Заполнить форму подписки на книгу – ввести свой e-mail, своё имя и нажать кнопку «Получить!». Как найти эту самую форму подписки? Пролистните страничку вверх — она находится на самом видном месте (наверху справа, поймёте по картинке).
  2. Подтвердить подписку на книгу со своего почтового ящика. Вам на почту мгновенно отправляется автоматическое письмо от сервиса Smartresponder, в котором Вас попросят подтвердить своё намерение получить книгу.
  3. Не пугайтесь слова «подписка» – она ни к чему вас не обязывает (никакого денежного подвоха, никаких текстов мелкими буквами здесь нет!). Подтверждение подписки нужно только для того, чтобы защитить ваши персональные данные (имя и e-mail). Будьте уверены, Вы никогда не будете получать от нас по почте спам!
  4. Забрать свою книгу! В момент, когда вы нажмёте на ссылку подтверждения, вам на почту тут же придёт Ваша книжка. Приятного чтения!
  5. Кстати, наш Самоучитель по нотной грамоте, как и большинство электронных книг, «упакован» в формат pdf. Если книжка не открывается на вашем компьютере (редкость, но иногда бывает), скачайте с официального сайта и установите к себе на компьютер бесплатную программу Adobe Reader.

(P.s. т.к. в данный момент подписка не работает, вы можете сразу скачать книгу зUchebnik-po-notnoj-gramoteдесь �� Спасибо!

Я не собираюсь оставлять вас один на один с вашими проблемами. Если вы не нашли в моей книжке ответы на свои вопросы (например, вам в нотах встретилось что-то, о чём ни слухом ни духом в книжке…), то я с удовольствием вам помогу! Для ваших вопросов создана специальная тема обсуждений в контакте – вот здесь. Пишите, не стесняйтесь!

(P.s. p.s p.s т.к. в данный момент подписка не работает, вы можете сразу скачать книгу здесь �� Спасибо!

Прошу прислать ваши предложения. С увжением Емелин Вдадимир Николаевич

Чистосердечная благодарность Автору этого сайта!! Спасибо Вам за помощь в изучении музыки, за бесплатные ресурсы, понятно изложенную информацию!

Безумно люблю музыку.Но,но,но….Есть одна как бы проблемка, абсолютно другого характера.Скорее всего психологического.

Люблю слушать музыку, а как учиться играть,то как бы учение быстро надоедает, нудит и повторение одного и того же как бы приедается быстро.И разучивать игру песни уже ну совсем не хочется, всё становится банальным и обыденным. Не тянет разучивать ноты и аккорды песен…..

Вот такая проблемка. Может быть вы знаете как с этим бороться.¿?¿?¿?¿? Кто встречался с проблемкой такого характера¿?¿?¿?

Здравствуйте! Очень хотелось бы получить вашу электронную книжку о нотной грамоте. Не смог этого сделать на сайте. Буду очень благодарен, если вышлете мне её электронной почтой. Благодарю заранее за ваш труд и готовность помочь. Евгений.

Где это книга? Не могу найти.

Все ссылки для скачивания есть в статье, читайте внимательней

прошу выслать самоучитель по нотной грамоте

Все ссылки для скачивания есть в статье, читайте внимательней…:)

Особая огромная благодарность за сайт и книжку от не играющих родителей играющих детей .

Спасибо, будем стараться)))

Евгений, спасибо огромное за книгу и за карточки с нотами! Низкий поклон!

Вы нам очень помогли! Только благодаря Вашим разработкам ребенок запомнил расположение нот.

Благодарю за книгу! Я бы сказала,что это справочник-шпаргалка.Я как раз сейчас изучаю нотную грамоту ,и информация очень кстати.

Вчера учила ноты скрипичного ключа(1 и 2 октаву) и подумала,а как же следующие октавы (3,4,ну и 5),это же сколько добавочных линеек надо будет писать!А ,оказывается,для этого есть специальный знак,и достаточно будет хорошо выучить основные октавы в скрипичном и басовом ключах,а остальное уже приложится!Спасибо!

Не могу найти подписку на вашу книгу. Пожалуйста, помогите получить ее. Заранее спасибо.

Странно,но немогу получить самоучитель,такое впечатление,что вы просто издеваетесь,»На самом видном месте».А где это место.

Просим извинения, в данный момент ведутся работы над сайтом, в ближайшее время все ссылки на формы будут доступны, спасибо! А пока можете скачать обещанную книгу здесь: http://music-education.ru/wp-content/uploads/2013/08/Uchebnik-po-notnoj-gramote.pdf

Здравствуйте!Очень хотелось бы получить Вашу книгу,с телефона не получается увидеть ссылку;)

Не вижу форму для записи на книгу… вышлите, пожалуйста!

ссылок на получение книги нету.спасибо.

Прошу выслать книгу на почту.Буду очень ждать

Хотела бы получить Вашу книгу. Заранее благодарна,

Я бы тоже очень хотела получить вашу книгу! Заранее благодарна!

Уважаемый Админ,пожалуйста, вышлите книгу на емэйл,так как ссылка заблокирована антивирусом DWeb.

Помогите, пожалуйста, получить книгу. Ввожу контактные данные и выдает ошибку, указывая на то, что авторский аккаунт с которого должна произойти скачка заблокирован. Можете выслать на почту?

Мечтаю играть на пианино и конечно уметь читать ноты, безумно рада что есть такая помощь для начинающих. Огромное спасибо!

Хочу научиться играть на синтезаторе

Клёва!)) В разделе «Уроки музыки» есть хороший бесплатный курс.

Здравствуйте, также не могу найти где зарегистрироваться на вашем сайте, чтобы получить эту книгу

ребенок учится в 1 классе и пошел в музыкальную школу на фортепиано, там почему-то нет никаких учебников, поэтому дома возникает много вопросов. То стаккато, то легато, то лады, то еще что-нибудь — так что приходиться каждый раз искать в интернете что это такое. Хочется чтобы было в одном месте и мы могли посмотреть, все что интересует.

Не найду никак книгу может потому,что с телефона сижу ? Если можно вышлите мне сами

я тоже с телефона, и тоже не вижу подписки ��

А книжку очень хочу почитать.

Здравствуйте! Не вижу ссылку на вашу книгу. Прокрутила страничку вверх, посмотрела направо))) но ссылки нет! Помогите, плиз! Спасибо заранее!

Там должна быть не ссылка, а форма с картинкой и надписью)) ввели адрес своей электронки — получили книжку))

Евгений, здравствуйте! Я пролистала на самый верх. и там знак в виде карандаша? Если да, то я там найти ничего не могу:(( или может потому, что я сижу с телефона? Помогите пожалуйста! Очень хочу прочитать вашу книгу! Заранее спасибо!!

Здравствуйте! С телефона, может быть, и не видно)) Вышлю вам вручную — всем вручную рассылать не могу!

Здравствуйте, не могу найти подписку на книгу, помогите пожалуйста!

Прокрутите страничку вверх и посмотрите вправо))

Евгений! Здравствуйте! Очень хочу прочитать Вашу книгу! Помогите, пожалуйста. При нажатии кнопки » получить» открывается страница с ошибкой 405 Not Allowed.

Евгений! Огромной спасиБО! Да благословит Вас БОГ!

Спасибо! Удачи вам во всём!

Евгений, здравствуйте! Не могу найти подписку на вашу книгу. Пожайлуста помогите получить вашу книгу. Спасибо. Татьяна

На самом видном месте…

Нажал «получить», «подтвердил» — ни книги, ни листочка от книги. Может какое заклинание надо произнести?

Ой…нашла �� Спасибо огромное.

Здравствуйте! Очень хочу книжечку. но ссылки на подписку нету �� Помогите пожалуйста ��

Очень хороший материал! Спасибо огромное, дай Вам Бог здоровья!

Я не нашла подписку на книгу

Евгений, здравствуйте! Не могу найти подписку на вашу книгу. Пожайлуста помогите получить вашу книгу. Спасибо. С уважением, Виктория.

Возможно письмо со ссылкой на книгу попало в папку «Спам» вашего почтового ящика.

Не нашла подписку на книгу ни внизу ни справа, только на уведомления сайта. :(( помогите получить вашу замечательную книгу.

С уважением, Мира.

Спасибо, Мира! Действительно, внизу формы для получения книги теперь нет. Тем, кто не находит — пролистните страничку на самый верх! Книжка лежит на самом видном месте)) Вам, Мира, сейчас отправлю персонально!

Источник: http://xn--b1altabgdr.org/isskustvo-dlya-dushi/predstavlyayu-novyj-samouchitel-po-notnoj-gramote-muzykalnyj-klass

Как научиться нотной грамоте

Вам понадобится

  • — самоучитель игры на инструменте;
  • — нотная тетрадь;
  • — метроном;
  • — фортепианная клавиатура (можно найти в Интернете интерактивную или даже сделать немую из картона).

Инструкция

Начните с длительностей. Найдите в самоучителе или на сайте для тех, кто осваивает ваш инструмент, соответствующий раздел. Вспомните и школьный курс математики, то есть действия с простыми дробями. Все дроби вам пока не понадобятся. Повторите только то, что касается 1/2, 1/4 и прочих дробей, знаменатель которых кратен двум.

Запомните, что такое целая нота и как она считается. Представьте себе, что это — единица или какой-либо целый предмет, вроде яблока или апельсина. В единице две половинки, четыре четверти, восемь восьмых долей и т. д. Точно так же и в целой ноте.

Для удобства запоминания музыканты привыкли ее считать не просто «раз-два-три-четыре», а делить каждую четверть еще на две — «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Таким образом целая нота делится не на четверти, а уже на восьмые.Старайтесь запоминать длительности и зрительно, и на слух. Пустой внутри кружок без палочек и хвостиков обозначает целую ноту.

Кружок с незаполненной серединкой и палочкой обозначает половинку. Палочка при этом может быть направлена как вверх, так и вниз, в зависимости от того, на какой линейке пишется нота. Черный кружочек с палочкой обозначает четверть, а если есть и палочка, и хвостик — то это восьмушка. Более мелкие длительности различаются по количеству хвостиков.

Если записаны две или даже четыре восьмушки подряд, они могут соединяться друг с другом прямой линией. Группа из шестнадцатых соединяется двумя параллельными линиями, а тридцать вторых — тремя.

Найдите какой-нибудь предмет, издающий ритмичные звуки. Если нет метронома, используйте механические часы.

Отстукивайте сначала их ритм, а затем — в два раза чаще. Представьте, что часы отстукивают четверти. Тогда получается, что вы стучите восьмушки. Точно так же соотносятся друг с другом и другие длительности.

Найдите любые ноты и поучитесь читать длительности. Полезно из постучать. Выбирайте нотные примеры из учебника или что-либо из классики. Там вам могут встреться обозначения, которых вы пока еще не знаете. Прочтите, что они значат. Например, четверть может делиться не на две восьмых, а на три, такая фигура называется «триоль».

Бывают и другие обозначения групп нот одной и той же длительности.В начале каждой нотной строчки, сразу после ключа и ключевых знаков, вы найдете обозначение размера. Нижняя его часть, сильно напоминающая знаменатель простой дроби, означает то же самое, что и он, то есть на какие доли делится такт. Верхняя цифра обозначает, сколько таких долей в такте.

Посмотрите на размер и определите, нотами каких длительностей можно заполнить каждый такт. Комбинации их могут быть разными, а вот в сумме они должны давать одно и то же число, обозначенное в начале.Разобравшись с длительностями, посмотрите, как обозначается высота тона. В начале нотной строчки стоит ключ.

Они могут быть разными, но чаще других используется скрипичный ключ. Он еще называется «ключ соль». Завиток, который находится внутри «головы», упирается как раз в ту линейку, на которой пишется соль первой октавы, то есть во вторую. Найдите ее на фортепианной клавиатуре и на своем инструменте.

На фортепиано это белая клавиша, которая находится в группе с тремя черными. Нота соль находится между первой и второй черными клавишами этой группы.

Обратите внимание на то, что ноты пишутся как на линейках, так и между ними. Выучите звукоряд вверх от ноты соль и вниз.

Расстояние между второй линейкой и промежутком между второй и первой (или второй и третьей) соответствует расстоянию между соседними белыми клавишами на фортепиано. То есть между первой и второй будет писаться нота фа, а между второй и третьей — ля. Высчитайте таким же образом остальные ноты. Некоторые ноты пишутся на дополнительных линейках или под ними.

Никакого различия между дополнительными и основными линейками нет, расстояние все так же соответствует промежутку между соседними клавишами. То есть ре первой октавы пишется под первой линейкой, а до — на добавочной. Добавочные линейки есть как внизу, так и вверху.

Обратите внимание

Для разных инструментов применяются разные ключи. В нотах для фортепиано, например, встречается еще басовый ключ, он же ключ фа.

Каким ключом пользуются музыканты, играющие на вашем инструменте, указано в самоучителе. К этому надо отнестись очень внимательно.

Читайте также:  Раскрутка музыкальной группы 5 шагов к известности

Научитесь быстро находить нужные звуки на инструменте.

Сначала их потребуется считать. Но довольно скоро вы запомните положение пальцев и способы звукоизвлечения.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-73667-kak-nauchitsya-notnoy-gramote

Урок 1. Нотная грамота вкратце

Обратите внимание на наш новый сайт с прекрасной гитарной музыкой во главе! Чтобы попасть на его страницы – нажмите на логотип: 

Надеюсь, ты не пропустил наши вводные уроки классической гитары? Если нет, то ты – молодец и мы найдем взаимопонимание. Приступаем к урокам, к которым нужно отнестись с уважением: ты будешь уважать гитару и она тебе ответит тем же.

Почему для многих страшна нотная грамота?  Непонятно совсем. Это легче азбуки…

Там, в общей школе, когда мы изучаем азбуку в 5-6-летнем возрасте, мы ещё не умеем ЧИТАТЬ. А потому всё приходится показывать буквально “на пальцах”. А здесь, при изучении нотной азбуки, когда мы все уже “профессора” в чтении и писании по латинице или кириллице, делов-то – читай и запоминай.

А-а, понятно, – мы, заодно, научились ещё и лениться…  Но придется потрудиться все-равно, если хотите научиться играть по-серьёзному на гитаре. Ничего не поделаешь… Любишь кататься – люби и саночки возить! 

Для чего нужна музыкальная грамота

Без музыкальной грамоты и элементарной теории музыки нам будет трудно понять друг друга. Об этом как раз и ведется разговор в статье “Скрипичный ключ сдает свои позиции“. Придется время от времени “грызть гранит науки”, наряду с  “перепиливанием”  грифа гитары и ломанием пальцев рук. Не против? Тогда о самом главном, понемногу, но понятно.

 Итак, начинается нотная грамота

Начнем нотную грамоту с нотоносца (нотного стана) и того, что к нему прилагается.

Нотный стан

Выглядит нотный стан (на нём музыка записывается всяческими знаками от нот до скобочек, дуг и “фонарей”) следующим образом:

Нотный стан (или “нотоносец”) – это 5 параллельных линеек на всю ширину листа, на которые записывают НОТЫ. Линейки нотоносца начинаются снизу, то есть, считается , что нижняя линейка нотного стана – это “1-я линейка”, далее – выше – “2-я линейка” и так далее.

Ноты могут располагаться как на самих линейках нотного стана, так и между ними:

А кроме того, как видим, несколько нот расположились  нена самом нотном стане, а под ним и даже над ним на коротеньких таких линеечках, как вот здесь:

Добавочные линии нотного стана

Такие коротенькие линеечки называются добавочными линейками. Они могут присутствовать только при появлении  нот,  которые нужно обозначить на добавочных линейках.

А нот, которые записываются на добавочных линейках, гораздо больше (в разы), чем тех, которые записываются на основных, длинных,  линейках нотного стана (примерно в 7 раз). В гитарных нотах  эта цифра поменьше, конечно, так как диапазон гитары меньше, чем диапазон звуков (нот) фортепиано.

Добавочные линейки также, как и основные,  имеют свои  названия-счёт, например,  “первая добавочная линейка над (или под) нотным станом”,  “вторая…” и так далее. Но свою нумерацию они начинают от нотного стана (это нужно запомнить!):

На  рисунке выше обозначена нота, находящаяся на 2-ой добавочной линейке над нотоносцем.

На рисунке ниже – нота, находящаяся под 3-ей добавочной линейкой под нотоносцем:

Надеюсь, что здесь всё понятно. Вот такой он, нотоносец, который наводит “ужас” на взрослых и детей без разбору…

Есть вопросы? Задай на Е-мэйл (см. “Обо мне“).

Ноты

Ноты – это знаки, передающие одновременно длительность и, находясь на нотном стане (нотоносце),  высоту звука.

Сама по себе нота, без нотоносца, передает информацию только одну – длительность звука  (неопределённого, не имеющего высоту). Эта же нота, но на нотоносце,  уже имеет точно определённую высоту и название (До, Ми или др.

):

На рисунке выше – звук (даже не нота), имеющий “целую длительность” –  (4 счёта).
На рисунке ниже – уже полное название:  целая нота Ля 2-ой  октавы:

Музыкальный ключ

Правда, здесь нужно ещё ввести понятие “Ключа нотного стана“. Известно, что ноты для различных инструментов пишутся в своём ключе. Иногда они сильно отличаются. Например, партии классической, рок и фламенко гитар пишутся в Скрипичном ключе:

Этот ключ ещё называется “КЛЮЧ СОЛЬ“, потому что он указывает, где в этом ключе находится нота “Соль” 1-ой октавы.  Если мы посмотрим ещё раз на рисунок выше, то заметим, что ключ своим завитком как бы охватывает 2-ю линейку нотоносца. Как, увидел?.. Это и значит, что нота “Соль” пишется на 2-й линеечке нотного стана в скрипичном ключе.

Длительность нот

Нота – это, в первую очередь, звук, который может звучать очень коротко, как, например, возглас “Ой!” при отдергивании руки от горяченного предмета, или может звучать долго, как крик “А-а-а-а”, когда неуправляемые лыжи несут начинающую лыжницу вниз по склону и неизвестно, что там за бугорком.

 Представил, уважаемый ученик?
Так вот, ноты – это те же звуки (только музыкальные), которые имеют в том или ином произведении своё, чаще строго определённое время звучания – от доли секунды до нескольких секунд. Хотя нужно оговориться, что в музыке длительность звуков измеряется не секундами, а счётом: нота на 2 счёта, нота на 1 счёт и т.д.

Почему? – Да всё просто: длительность 1 счёта (если перевести в секунды) зависит от темпа произведения. Если темп быстрый, то и счёт быстрый – гораздо короче секунды! А если вещь “медляк”, то и счёт, соответственно, ведётся медленно – равен секунде, а то и гораздо длиннее её.

 Если бы 1 счёт всегда равнялся отрезку времени в 1 секунду, то были бы тогда большие проблемы с обозначением длительностей звуков и написанием произведений, а так же и с исполнительством!
Подробней про темп музыкального произведения смотри дальше по тексту.

Значит, выяснили, что 1 счёт в музыке – совершенно относительная единица времени, но она существует в основе нашей темы – “длительность нот”. Смотрим рисунки нот различной длительности:

Теперь итоговая таблица соотношений пройденных  длительностей:

Прокомментирую вышеприведённую таблицу длительностей. 

Выясняется, что во главе семейства нот стоит целая длительность (4 счёта). К ней-то и привязаны все остальные длительности, ведь именно от целой длительности они и получили свои названия: половинные, четвертные.

Легко запомнить, сколько, например, нот определённой длительности равны в сумме длительности целой ноты (4 счёта). Ответ – в  их  названии:

  • половинные ноты – 2 ноты (2 половинки, как известно, составляют одно  целое);
  • четвертная нота – 4 ноты в целой.

Пока на этом остановимся и на практике потренируемся и запомним пройденный теоретический  материал.

 Если что непонятно – свяжитесь со мной через Е-mail: cм. страничку“Обо мне”, ссылку на которую я дал выше.

 А теперь переходи к уроку-2, где попрактикуемся с музыкальным счетом.

Источник: http://guitarbloknot.ru/chast-1-notnaya-gramota-vkrattse/

Как Выучить Самостоятельно Нотную Грамоту

Для записи варганных наигрышей мы будем использовать обычную европейскую нотную систему, в упрощенном виде.

Нередко музыканты любители преувеличивают сложность освоения нотной грамоты, представляя себе это таким же трудоемким как, например, изучение иностранного языка.

На самом деле все гораздо проще, основы можно изучить за один вечер, хотя на закрепление материала потребуется дополнительное время.

Высота звука будет фиксироваться нотами. Нота это графический знак, обозначающий высоту и длительность звуков. Способы изображения длительности звучания и ритмики будут рассмотрены ниже, в отдельной главе. Пять горизонтальных линий, на которых (и между которыми)будут изображаться ноты и паузы, называют нотным станом. Все ноты имеют названия и дополнительные обозначения латинскими буквами:

До -С, Ре -D, Ми -E, Фа -F, Соль — G, Ля -A, Си -B — американский вариант

До -С, Ре -D, Ми -E, Фа -F, Соль — G, Ля -A, Си — H — европейский вариант

На рисунке показано, как упомянутые ноты соответствуют белым клавишам фортепиано. Если играть их все по порядку, то после Си, начинается следующая октава и снова идет До , Ре , Ми итд. Звуки следующей октавы имеют схожий тон, но звучат в два раза выше аналогичных звуков предыдущей октавы.

До первой октавы изображается на первой добавочной линейке, следующая нота Ре рисуется под первой линейкой, Ми на первой линейке, и далее в таком же порядке, как показано на рисунке.

Вся октава разделена на 12 интервалов, называемых полутонами. Полутон это звуковой интервал между двумя соседними клавишами, включая черные клавиши фортепиано. Для обозначения повышения звука на полтона используется специальный значок диез, а для понижения на полтона бемоль (см. рисунок выше)

Такты и размер

Музыкальные произведения делятся на короткие отрезки — такты, отделённые друг от друга тактовой чертой (вертикальная линия). Они определяются, чередованием сильных и слабых долей произведения, которые, как правило, легко услышать. Музыка, как бы имеет слышимую пульсацию, например марш (под который легко шагать), имеет двухдольный ритм раз — два, а вальс трехдольный раз- два — три.

В начале музыкального произведения после ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами: 2/4 3/6 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте (другими словами, на сколько считать), а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета — обычно четверть или половинная).

Например, размер 3/4 означает, что счет в каждом такте ведется на 3, то есть раз -два — три , pаз — два — три и т.д. Сумма длительностей в каждом такте всегда одинакова.

Запись Ритма

Названия и длительности нот можно понять из картинки. Целая нота обозначается не заштрихованным овалом, половинная — тоже не заштрихованный овал (только контур), но со штилем.

Четвертная — как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая с добавлением хвостика или ребра, шестнадцатая — та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным.

Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности:

Целая нота — самая длинная по звучанию. Половинная нота по длительности звучит в два раза короче, чем целая. Четвертная нота по длительности звучит в два раза короче, чем половинная, а восьмая — в два раза короче, чем четвертная нота и шестнадцатая — в два раза короче, чем восьмая и так далее. Для лучшего понимания будем считать их на раз и два и три и четыре и в медленном темпе:

Паузы, аналогично с нотами бывают целыми, половинными, четвертными итд. Их обозначения показаны на рисунке, длительность отсчитывается так же, как и у нот.

Надо научится читать ритм с листа или другими словами выдерживать правильную длительность нот и пауз под удары метронома, которые будут звучать вместо цифр 123и4.

Сами ноты лучше всего простукивать хлопками или ударами пальцем по крышке стола. Метроном можно использовать установленный на компьютере, могу рекомендую бесплатный Give Me Tac .

однако удобнее всего пользоваться электронными метрономами для музыкантов.

Перейдем к практике:

На первой строчке показаны самые простые ритмические примеры. Сверху нот стоят подсказки — маленькие черные треугольники, обозначающие удары метронома. (В реальных произведениях этих знаков нет.

) Обратите внимание, размер 4/4 означает, что в каждом такте четыре доли, каждая длительностью в четверть. Удары метронома будут отбивать четверти, значит, на каждый такт будет приходиться четыре удара метронома.

Красной цифрой четыре на рисунке показано время между первыми ударами метронома в двух соседних тактах. Это время равняется четырем долям, начало каждой доли нам будет обозначено метрономом.

Получается, что черные треугольники показывают начало каждой доли, а длина (время) доли равно расстоянию между треугольниками. Также показано, что четвертная нота занимает одну долю такта, а половинная две. Попробуйте простучать пальцем ноты.

На второй строчке немного более сложный ритм. Здесь широко используются восьмые ноты, которые звучат в два раза чаще, чем бьет метроном.

В третьей, нижней строчке, вы встретите новое обозначение, точку поставленную возле ноты. Это означает, что длительность такой ноты становится в полтора раза дольше.

Например, если точка стоит возле четвертной ноты, то её длительность равна полутора долям. Другие ноты с точкой меняют длительность аналогично.

Также на рисунке графически показано, сколько долей занимает каждая нота в первом такте, и когда она должна начать звучать относительно метронома.

Выработанный навык надо закрепить, поработав с ритмическим чтением других нот, последние можно взять здесь.

Эта статья содержит только основы нотной грамоты, если вы будете нуждаться в более проработанных учебниках или сборниках упражнений, желательно обратиться к специальной литературе или преподавателю.

Объем знаний, необходимый для того, чтобы прочесть классическую фортепианную партитуру, до смешного мал. Вам необходимо знать: 1. Что такое ключ. 2. Что такое ключевая и случайная альтерация. 3. Ритмическое деление длительностей нот и пауз. 4. Расположение нот на Вашем инструменте.

Методики формирования и развития навыка чтения с листа (которым, на высоком уровне, владел далеко не каждый исполнитель или композитор) огромное множество. Процесс чтения нот обычно называют #34 разбор#34 , а исполнение впервые увиденного нотного текста #34 чтение с листа#34 .

Вы можете: 1.выучить одну опорную ноту в необходимом ключе/ключах и каждый раз считать от нее нужную Вам (это не исключает, что таким образом Вы быстро выучите ключ), 2.

Читайте также:  Что такое компьютерная музыка

выучить ключ, а потом начать практиковаться в беглости чтения. 3.учить без ритма и добавлять его потом. 4.

учить в ритме, но очень медленно (на начальном этапе редко представляется возможным выдержать даже минимальные темпы из-за низкой скорости чтения и отсутствия аппликатурного мышления).

Главное понимать, что это навык, который постоянно развивается, если его развивать.

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Библиографическое описание: Ахмедова Н. М. Изучение нотной грамоты при помощи компьютера [Текст] / Н. М. Ахмедова // Молодой ученый. #151 . #151 №4. #151 С. 392-396.

Настоящая статья посвяшена изучению музыкальных нот фортепиано посредством компьютерных технологий. Данная работа может быть использована в детских садах, общеобразовательных школах и также в других учебных заведениях. С этой целью разработана компьютерная программа на базе Мicrosoft Excel. Дается подробная программа внедрения идеи автора статьи.

Ключевые слова: изучение нот, фортепиано, компьютерная программа, Мicrosoft Excel, знаки альтерации, тренинг, тест.

.postlight.com»>

Источник: http://www.oktava-studio.ru/noty-i-notnaja-gramota/kak-vyuchit-samostojatelno-notnuju-gramotu.html

Как читать ноты?

На нашем прошлом занятии мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны.

Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее.

Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу.

Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны.

Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него).

Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты  пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями.  Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование.

Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок.

Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли.

Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли.

Непосредственно четвертные  занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать  восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:

Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые

Немного труднее будет с размером 3/4.

3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.

Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете.

Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия.

Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.

Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную  вам информацию, поэтому запаситесь терпением.

Следующее занятие , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Записаться на пробное бесплатное занятие

Источник: http://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/kak-chitat-noty-urok-2-samouchitelya-fortepiano

Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста.Часть1

Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.

Читайте также:  Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах).

Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею).

Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).

Правильно ли-играть на гармони по нотам?

Не подумайте, что я-ярый фанат игры только по нотам и ничего другого не признаю. Вовсе нет. Я много играю на слух и часто использую ноты какой-либо понравившейся мелодии, как основу для добавления чего-то от себя. К тому же, далеко не все, кто одержим желанием научиться играть на гармони, обладают достаточно хорошим музыкальным слухом, чтобы самостоятельно подбирать мелодии.

Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…

Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).

Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно…  По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.

Но  сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную.

В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.

Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.

Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи

Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:

Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.

Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».

Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».

Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.

Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:

Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:

Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Запись нот в зависимости от длительности звучания

В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые,  половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.

Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с,  восьмая-1/2с и так далее.

На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.

Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:

Из чего состоит нота

Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:

Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.

Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).

Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:

Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони

Теперь самое главное.

В расположении нот в нотной записи для гармони-хромки есть одна закономерность, которая облегчит вам нахождение нужной клавиши, соответствующей написанной ноте: запомните, ноты первого(от руки)ряда правой клавиатуры всегда лежат так, что пересекаются линейками, а ноты второго ряда лежат между линейками. Таким образом, звукоряд первого от руки ряда правой клавиатуры(клавиши с 3 по 13) будет записан нотами вот так:

а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:

Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.

Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):

Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.

Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):

Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.

Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.

Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:

Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).

Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.

Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:

Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)).

Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду.

Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой.

То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры).

Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.

Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.

Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)

Про нотную запись для левой руки я не буду говорить особо много. Стоит только помнить, что, как сказано в начале статьи, ноты для левой руки пишутся в другом ключе(«фа») и, соответственно, нота «до» в них будет находится в другом месте, нежели в правой руке. Метод для правой руки здесь не подходит.

Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).

Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):

Запись аккордов правой руки гармони

Немного об аккордах.  Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.

Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):

Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.

Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.

Подведём итоги

Ну вот, наверное, для первой части достаточно.

Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:

  • нотная запись читается слева направо
  • ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
  • соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)

Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.

Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…

Удачи!

Источник: https://poigarmonika.ru/uchimsya-igrat-na-garmoni/uchimsya-igrat-na-garmoni-hromke/299-urok-4-osnovy-notnoi-gramoty-dlya-garmonista.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector