Интенсивная культурная жизнь

Богатство культуры компенсирует бразильцам климатические и языковые сложности России

“Умом Россию не понять:В Россию можно только верить”. Такими стихами, знакомыми десятерым из десяти русских, поэт Федор Тютчев дал определение своей Родине. И с более или менее подобным настроем многие бразильцы направились в эту загадочную огромную страну, чтобы соприкоснуться – учась, работая или просто живя там – с мечтой.

Анна Тереза Андрад (Ana Tereza Andrade), откликаясь на зов зелено-желтой родины, покинула жару Рио-де-Жанейро, собрала чемоданы и уехала в Россию преподавать португальский язык и бразильскую литературу в самом большом и наиболее престижном вузе – Московском Государственном Университете (МГУ). И пока что не жалеет об этом. “Вначале у меня был некий культурный шок, но со временем я стала привыкать и понимать русских. В чем-то, по крайней мере…”, – шутит Анна.

Но не всегда было легко. Жительница Рио сильно страдала в первые недели.

Помимо известной запутанной российской бюрократии, из-за которой ее миссия чуть было не закончилась уже в самом начале, языковые сложности поставили профессора на край депрессии.

“Вначале было очень трудно, поскольку я приехала сюда, вообще не зная русского языка. А здесь почти никто не говорит по-английски “, – говорит она.

Дальше – больше. Русский – это славянский язык, с совершенно иным алфавитом, где предложение делится на компоненты, которые приобретают или теряют суффиксы в соответствии со своими синтаксическими свойствами: это – склонения, наподобие латинского языка. Все это причиняет огромную головную боль иностранцам, приезжающим в эту страну.

“Вот один из примечательных моментов – когда я только приехала, я не смогла общаться с единственным человеком, который говорил на языке, общем для нас обоих. Именно тогда я поняла, что без русского языка выжить будет невозможно”, – добавила она.

Культурная жизнь

Но если для бразильцев русский язык – из разряда негативного, то красота и шарм бывшего Советского Союза не подлежат сомнению.

Говоря о России, невозможно не вспомнить о московском Кремле, о Красной площади и соборе Василия Блаженного – том самом, с разноцветными куполами.

И это только начало богатейшей культурной жизни, которая включает в себя одни из самых значительных музеев планеты, а, кроме того, театр самого высокого уровня и первоклассные концерты любой музыки – от классической до народной.

И как говорят местные: “В Москве не умрешь со скуки”. Город никогда не спит: 24 часа в сутки выбор культурный и гастрономический просто огромен. В конце концов, русские привыкли гордиться тем, что их столица – самая космополитичная в мире. На одной и той же улице можно увидеть рестораны с кухней разных народов и услышать речь на разных языках, от английского до узбекского.

Согласно данным бразильского посольства, в России находится только 180 бразильцев. Это крайне маленькая цифра для такой громадной страны.

Но впрочем, понятная, если принять во внимание расстояние, отделяющее страны, и культурное различие между ними, а также политические и экономические сложности, с которыми 'страна Советов' столкнулась в конце 90-х.

После десятилетий коммунизма, когда СССР был врагом ?1 для всех капиталистических стран, включая нашу, ряд экономических трудностей, возникших после падения режима, не позволил бразильцам массово посещать Россию.

Холод

Но более всего бразильцы боятся страшной русской зимы – знаменитой 'зимы генералов', которая помогла нанести поражение Наполеону Бонапарту и Адольфу Гитлеру. В Москве, бывало, температура достигала -35ºC. Что-то просто невероятное для жительницы Рио Анны.

“Этим более всего обеспокоены мои друзья и коллеги. Мне дают полно всяких советов и рекомендаций, как защититься от холода, не простудиться и не быть в подавленном состоянии. Живу, психологически готовясь”, – говорит Анна боязливо.

В северных и восточных регионах температура нередко падает до -50ºC.

Помимо холода, бразильцы в России сталкиваются с недостатком солнца зимой и короткой ночью летом. И еще один враг – арктический ветер, который если не достигает Москвы, то уж в Санкт-Петербурге, северной столице и втором по величине городе России после Москвы, кусается во всю.

Построенному в 19-м веке (так в тексте – прим. перев.) российским императором Петром Великим городу пришлось пережить войны и блокаду. Ко всему прочему здесь суровый, враждебный человеку климат.

И тем не менее, Санкт-Петербург считается одним из самых красивых городов в мире. И там тоже живут бразильцы.

Адальберту Гомеш да Коста (Adalberto Gomes da Costa) приехал в “Северную Венецию” два года назад учиться, а, теперь закончив учебу, преподает португальский язык.

У этого преподавателя было меньше проблем с языком, чем у Анны Терезы, и вот какой совет он дает: “Знать хоть что-либо было крайне важно для меня. Если у человека вообще нет никакого представления о языке страны, ему будет тяжело общаться”. Основная проблема Адальберту – еда, так как он считает, что она более убога, чем в Бразилии.

“Единственное неудобство – это то, что они (русские) обожают огурцы, а я к ним испытываю отвращение”, – шутит он. А для тех, кто думает, что солнце никогда не появляется в самое холодное время года, Адальберту делает удивительное открытие: “Когда оно появляется зимой, наступает жуткий холод.

Оно не согревает в это время”, – объясняет он, ссылаясь на страшную смесь ветра и холода.

Одним из мест, которые нужно посетить, является Петропавловская крепость с ее импровизированным пляжем, но помимо нее летом в Петербурге есть на что посмотреть. Соборы, летние сады, фонтаны, обзорные площадки на реке Неву – что и придает этому городу вид Венеции.

Также очень впечатляет Эрмитаж, его 10 зданий и фонды с 3 миллионами экспонатов. И хотя в городе нет пляжа, надо использовать выдумку.

Когда после зимы солнце достаточно прогревает воздух, местные жители отправляются на так называемые 'пляжи' – стихийно сложившиеся по берегам Невы.

Безопасность

Другой пункт, который всегда является решающим для бразильцев, где бы они не были, это безопасность. Как в Москве, так и в Петербурге достаточно безопасно, основные проблемы – карманники и пьяницы.

“Преступность здесь имеет гораздо меньшие размеры, чем в Бразилии.

Многие СМИ делают передачи о преступлениях, но здесь преступления почти не наблюдаются, поэтому есть ощущение большей безопасности”, говорит Адальберту.

У Анны в Москве сходное мнение.

“Пока что мне только советовали быть внимательнее в метро, потому что вытаскивают мобильники, но если сравнивать с Рио-де-Жанейро, мне не удается увидеть здесь преступность.

Я гуляю по улицам с цифровой камерой, снимаю. Когда хочу, люди идут по улицам, разговаривая по мобильникам, и я никогда не видела, чтобы кто-то напал, отнял”, говорит она тоном обретенной свободы.

А русские? Такие же холодные, как говорят? “Первый контакт с ними всегда наполовину травматичен, но потом, когда познакомишься с ними ближе, видишь, что они могут быть большими друзьями”, отвечает Анна. Это старая история – чтобы подружиться с русским, надо сначала “растопить лед”.

И поездки, если остаешься в стране надолго, прекрасно помогают в этом. “Я считаю, что русские очень похожи на бразильцев в целом: в поведении, в манере мыслить. У меня было другое мнение, когда я жила в Бразилии, но теперь я вижу, что все почти одинаково”, – объясняет Адальберту.

Но даже множество контрастов в повседневной жизни, их отличие от бразильского уклада жизни не приводят в уныние ни Анну Терезу, ни Адальберту.

“Адаптироваться непросто: другой климат, другой язык, другая культура: Но теперь я гораздо больше привыкла к городу, людям здесь”, говорит бразильянка. А Адальберту добавляет: “А мне еще лучше, я уже чувствую себя почти как дома.

Я бы вернулся, но только если будет хорошая работа в Бразилии”, подытоживает он, напоминая о старой проблеме, что квалифицированные кадры в нашей стране, к сожалению, не всегда затребованы.

___________________________________________________________

Советские американцы (“Washington ProFile”, США)

Бразильцы выбирают Россию, чтобы реализовать свои мечты о высшем образовании (“Segs”, Бразилия)

Подорожает ли пиво? (“O Globo”, Бразилия)

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/russia/20090825/251889.html

Культура и духовная жизнь – ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЕГЭ

РАЗДЕЛ 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

4.1. Культура и духовная жизнь

Читайте также:  Какие существуют программы для записи нот

Изначально словом «культура» (лат. culture) называлось возделывание, обработка земли. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого 3.

Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек.

Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности.

Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть очень образованным, но бескультурным.

И наоборот, человек, который не закончил никаких университетов или провел всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным в общении с другими людьми, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе.

Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом.

Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению.

В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, которые подобно герою книги Р.

Киплинга «Маугли» выросли в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.

Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Представители разных культур по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д.

Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы, наверное, обратили внимание на то, что у индейцев не было культа золота — вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, поскольку не видели в них никакой ценности.

А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали бесполезным.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира.

Но важно не только дать определение предметам и явлениям окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Еще одним элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — 1) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного; 2) совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2-3 смены социокультурных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на изменения и «отстают».

Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов;

Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.

Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.

Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.

Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.

Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.

Источник: https://compendium.su/social/universal/38.html

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества.

В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.

Если же говорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит:

1.         Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в:

–          материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);

–          в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).

2.         Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.

Таким образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Читайте также:  Влияние музыки на растения научные открытия и практическая польза

Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

1.         Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят:

–          технология материального производства;

–          вещественные результаты материального производства;

–          способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт.

2.         Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят:

–          сфера формирования социальных условий для матери и ребенка;

–          сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека;

–          сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная культура подразделяется на:

1.         Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия.

2.         Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д.

Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью.

Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно.Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов.

Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом.

В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне.

Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни.

Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры.

Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы.

К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное.

Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности.

Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой.

Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий.

По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:

1.         Практическую, в составе которой выделяются:

–          материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека;

–          творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры;

–          социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность.

2.         Духовную деятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.

По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-obshhemu-kursu-filosofii/553-kultura-i-duhovnaja-zhizn-obshhestva-kultura-kak

Современный человек меняет стиль культурной жизни

Структура культурных потребительских практик в современном обществе становится все более сложной. Меняется и характер взаимосвязи между социальной позицией и стилем жизни. Большую роль в этом играют страновые факторы, пришла к выводу в ходе исследования сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Виолетта Корсунова.

Взаимосвязь социальной позиции и культурного потребления – одна из популярных тем современных исследований.

Однако научная литература не дает однозначного ответа относительно того, как принадлежность к той или иной социальной группе влияет на культурный стиль жизни.

 Виолетта Корсунова попыталась выявить характеристики структуры культурного потребления в странах Европы и их соотношение с социальным статусом.

В ходе исследования «Профессиональный статус и культурное потребление в европейских странах: сравнительная перспектива» она использовала данные Евробарометра (весна 2013), которые содержат информацию о культурных практиках населения в 27 странах. Результаты исследования будут представлены на V ежегодной международной конференции ЛССИ «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе» .   

Размытые границы социальных статусов

Влияние социального статуса на стиль жизни вызывает большие вопросы в научной среде. С одной стороны, исследования показывают, что потребление дорогих товаров и услуг служит способом демонстрации финансового успеха. В этом ракурсе рассматривается и элитная досуговая активность, на которую нужны не только деньги, но и соответствующие социальные связи, а также время.

С другой стороны, недавние исследования подтверждают, что наиболее богатые люди, напротив, не стремятся к демонстрации своего статуса. А демонстративное потребление становится характеристикой тех, кто находится ниже на лестнице социальной иерархии. Здесь все заработанные деньги тратятся на товары люкс-класса.  

Дополнительную сложность в тему взаимосвязи культурного потребления и социального статуса вносит неопределенность того, что в современном мире считать характеристиками того или иного социального класса.

Если раньше ученые в большей степени опирались на экономический статус, как один из наиболее важных маркеров, то сегодня все более важным в конструировании социальной стратификационной системы становится образование.

Французский социолог Пьер Бурдье выделил три измерения, на которых базируется социальная иерархия. Это экономический, социальный и культурный капитал.

Экономический капитал включает собственность, доход и сбережения, социальный капитал все социальные связи, которые могут быть использованы при необходимости.

Под культурным капиталом понимаются знания, навыки, их практическое применение и собственность в виде предметов искусства, музыкальных инструментов, книг и т.д. Маркером социального статуса при таком раскладе оказывается соотношение между экономическим и культурным капиталом.  

В то же время постмодернизационные и постклассовые теории ставят под сомнение существующие идеи о классовом делении.

В поле научного дискурса на тему социальной иерархии появляются новые значимые характеристики, как, например, наличие или отсутствие у человека работы и то, насколько он способен к самостоятельному труду, а также саморазвитию, добыванию и использованию знаний.

Однако, подобные, характеристики, как отметила Виолетта Корсунова, вызывают много вопросов и усложняют вопрос взаимосвязи социального статуса и культурных потребительских практик.

Модернизация снижает классовое влияние

Под культурными практиками понимается достаточно широкий набор типов культурной активности. В рамках Евробарометра это походы на оперу/балет, спектакли, концерты, киносеансы, выставки, а также просмотр/ прослушивание ТВ/радио программ, посвященных культуре, и чтение художественной литературы.

При этом, согласно Бурдье, опера и балет принадлежат к высокоинтеллектуальной культуре, а просмотр телевизионных программ относится к разряду популярных видов досуга. По поводу кино, концертов, музеев и книг определенности нет.

Бурдье относит посещение музеев к элитной (высокоинтеллектуальной) активности, а концерты и кино к массовой.

В то же время ряд исследований свидетельствуют, что музеи, кино и концерты могут находится в линии предпочтений, как элит, так и масс.

Анализ научной литературы, касающейся страновых различий показал, что социальная позиция по-разному влияет на культурное потребление в зависимости от страны.

Например, согласно исследованию Тэлли Кац-Герро, в Швеции, США и Израиле только элиты вовлечены в высокоинтеллектуальные виды досуга, в то время как в Италии и Западной Германии такое времяпровождение распространено среди всех социальных групп, кроме тех, что находятся внизу социальной лестницы (низкоквалифицированные рабочие).

Другие ученые указывают на влияние статуса на культурное потребление в Европе, однако без выраженного эффекта уровня дохода. При этом доказано, что чем выше уровень модернизации в стране, тем ниже влияние социальной иерархии на стили культурного потребления.  

Читайте также:  Как сделать качественную аудиозапись в домашних условиях советы звукорежиссёра-практика

Всеядность vs снобизм

Один из научных подходов к описанию структуры культурного потребления заключается в акценте на современном феномене культурной всеядности.

Согласно этому подходу, для рабочего и среднего класса характерна гомологичная структура потребления*, в то время как элиты можно разделить на две группы – условно снобов и всеядных.

Снобы предпочитают только высокоинтеллектуальные культурные продукты, а всеядные со своими разносторонними интересами по сути задают новую политику: чем выше социальная позиция, тем разностороннее знания культурной сферы и ярче выражены способности рассуждать на многие темы. Некоторые исследователи выделяют еще третью группу – «ненасытные», для которой характерен не только большой круг культурной активности, но и вложение в каждую из них серьезного количества времени. 

Однако анализ, проведенный в ходе исследования, показал, что структура культурного потребления намного сложнее.

Виолетта Корсунова выделила пять типов практик культурного потребления: популярные практики (походы в кино, музеи, на концерты, просмотр ТВ программ и чтение книг); всеядность (когда предпочтение отдается разной культурной активности); неактивные (полное отсутствие активности в культурном плане, либо участие в культурном потреблении только через просмотр ТВ).

Остальные два класса практик находятся практически вне поля внимания предыдущих исследований. Это частные практики, когда человек не посещает публичных культурных пространств, а ограничивается просмотром телевизионных программ и чтением книг.

Последний класс практик подразумевает из культурных входов только посещение кинотеатров. Группа снобистских практик в проведенном исследовании не выделена.

Причина этого может быть в том, что в позиционировании своего статуса современный человек переориентируется со снобизма на всеядность, считает автор.  

Тем не менее, вывод исследования таков, что нельзя поддержать идеи ни о гомологичности, ни о снобизме-всеядности, говоря о культурных практиках современных людей.

О гомологичности нельзя говорить, потому что некоторые практики характерны для многих социальных позиций, значит, нет четких границ.

Идея о всеядности не актуальна, так как нет четкой упорядоченности от большего числа практик к меньшему, то есть, человек, не занимающий высокую социальную позицию, также может быть всеядным.

Однако есть свидетельства противопоставления включенности во все практики и исключение из потребления в целом, пояснила исследователь. В ходе исследования помимо всего прочего было выделено пять классов стран, различающихся по степени наполненности каждого из классов культурного потребления.

«Так в некоторых обществах (страны Балтийского региона: Эстония, Латвия, Литва, Финляндия) можно наблюдать противопоставление всеядности и приватных практик, в то время как в других – все классы культурного потребления представлены в равной мере.

Пример тому – Испания, Италия, Бельгия, Франция», – пояснила Корсунова.

Что касается взаимосвязи профессионального статуса и культурных практик, то это тема следующего этапа исследования. Пока очевидно, что люди с одними и теми же позициями на рынке труда могут серьезно отличаться в своих культурных предпочтениях.

«У некоторых профессиональных групп может быть определенная структура практик, а у других – несколько различающихся, например, среди менеджеров могут быть как «всеядные», так и любители «популярных» практик», – прокомментировала исследователь.

___________________________________________________

*Вариант структуры, при котором у каждого класса есть свой набор культурных предпочтений, и благодаря этому, представители разных классов различают друг друга в социальном пространстве.

См. также:

Молодежь с трудом выстраивает финансовые стратегии
Треть москвичей попала в средний класс
Семидесяти процентам россиян музеи не интересны
Современный читатель хочет быть соавтором

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 11 ноября, 2015 г.

Социология культура образ жизни общество

Подпишись на IQ.HSE<\p>

Источник: https://iq.hse.ru/1890468.html

Особенности современной культуры

Современная культура – это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси “прошлое-будущее».

Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней – от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались 2 разных понимания, 2 взгляда – «оптимистический» и «пессимистический».

Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути что будущее — за наукой техникой, информацией рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех власть личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни — единственно правильным.

Пессимисты, начиная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная мировая культура клонится к закату.

В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены 2 противоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования сознательного подхода ко всему изменения ориентиров развития науки и технологии 2-ой путь можно назвать “альтернативным” или “эзотерическим».

Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (Н. Бердяев), или к формам жизни более “естественным” для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободным от власти техники.

Оба подхода достаточно органичны для нашей культуры.

Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с традиционным ее сложившимся образом идёт формирование нового образа.

Традиционный образ мировой культуры связан с идеями исторической и философско-политологической объективно-субъективной органической целостности, эгоистическими, узкоэтническими или иными представлениями о традициях и учений.

Новый образ культуры ассоциируется с космическими и экологическими идеями с эстетическими идеями единства человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и общественной жизни и ищут выход из сложившегося положения в движениях «зеленых», «эзотериков», в поиски новой нравственности (новый интерес к Вальдорфской педагогике).

Эти и иные движения, например, за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальные эксперименты неомодернистов, йоги, каратэ, разные формы сектанской и иной медитации, зомбирования и т. п.

) — все это очередные ростки и очаги вечно «новой» и «альтернативной» мировой культуры, культивируемой и навязываемой из вне.

Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека, складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации.

Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой стороны – интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий.

Последнее предполагает рефлексию и критический анализ кризиса сложившегося типа человека формирование требований, предъявляемых к человеку со стороны складывающейся новой культуры, разработку новых идей знаковых и символических средств, новых принципов новых представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования и т. д.

Если практическая реализация новых форм жизни и интеллектуальное обеспечение окажутся эффективными, жизненными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого “постновоевропейского” (по Н Бердяеву “новосредневекового” или “мета исторического”) человека. Это будет человек с иной психикой и телесностью (новыми “органами” и “телами”), с иной духовностью и проблемами.

«Новоевропейская» личность из числа безнациональной биомассы этнических самоизгоев, а по Л.

Гумелёву – ренегатов («Иванов, родства не помнящих не желающих знать») ), о которой мы привыкли слышать от иностранных граждан со страниц и с телеэкранов российских СМИ, или уйдет под «кожу», станет элементом, подосновой другого целого или добровольно-принудительно «отомрет» с ее чрезмерными потребностями, претензиями, эгоизмом и эгоцентризмом, враждебными любой традиционно-классической этнической культуре и их зарубежным узко этническим по самосознанию и бытию хозяевам.

В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем на основе узкогрупповой этнокультурной агрессии в навязывании «своей» этнокультуры всем иным народам под лозунгом приобщения последних к вечным и, якобы, «общемировым ценностям».

Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения критический анализ собственных оснований действия и его границ, признание-чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и видение, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Новый тип социального действия все больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной коммуникации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/134055/osobennosti-sovremennoy-kultury

Ссылка на основную публикацию