Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса — ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Давайте поговорим о музыкальных «шифровках». Знаете ли вы, к примеру, что такое «C-D-E-C-D-C»? Или, иначе, «до-ре-ми-до-ре-до»? Конечно знаете! А если не знаете, то спросите о том любого лабуха. Только пожалуйста, не удивляйтесь, если он пошлёт Вас по известному адресу.

Пердачей тайных посланий посредством музыки человечество занимается с незапамятных времён. В некоторых первобытных племенах Африки до сих пор практикуется передача сообщений на дальние расстояния с помощью игры на барабанах. Что касается корифеев европейской классической музыки, то у Р.

Шумана, к примеру, есть вариации на тему «G-A-D-E», посвященные его товарищу Нильсу Гаде. Паганини и Россини, публично напиваясь, отыгрывали вариации на тему «C-A-F-E» («кафэ»). Стоит так же упомянуть «широко известную в узких кругах» тему, на которую сочиняли фугу ученики А. К.

Лядова (строг был безмерно, говорят): «B-Re-Gis La-Do-Fa» («Берегись Лядова»).

В XX веке значительных успехов в музыкальной тайнописи добились джазовые музыканты, которые стали зашифровывать в своих импровизациях разные грубости, понятные только посвящённым. Справедливости ради следует сказать, что бранные выражения композиторы зашифровывали и раньше. В частности, во 2-м концерте для фортепиано с оркестром до минор С.

Рахманинова в последних «до,до-до-до», как говорят, кроется русское «#б твою мать!». Правда данный случай касается скорее ритма, а не звуковысотного материала (длительности «восьмая-две шестнадцатые-восьмая» образуются сокровенной фразой при произнесении). Аналогичной ритмической фигурой заканчивается львиная доля русских военных маршей (в т.ч. «Прощание славянки» Агапкина).

О таких маршах лабухи часто говорят: «Заканчивается на «#б твою мать»».

Но вернёмся к джазменам. Известно, что В 30-40-е годы многие американские черные музыканты пользовались целой системой разнообразных нотных выражений (не только ругательств), которыми солисты обменивались во время своих дуэлей.

Скорее всего именно с их лёгкой руки и родилось знаменитое ругательство «до-ре-ми-до-ре-до», переведённое в последствии на многие языки, включая русский.

В интервью украинской газете «Сегодня» (15 ноября 2004 года) поэт Андрей Вознесенский, вспоминая студенческие годы и стенгазету, которую он — вместе со своим товарищем — тогда делал, коснулся и темы «до-ре-ми-до-ре-до»:

«… Во всю газету был нарисован золотой трубач, из трубы которого вылетали ноты «до-ре-ми-до-ре-до». Это закодированное хулиганство джазистов тех времен, когда они не хотели играть публике и, смеясь над ней, играли «до-ре-ми-до-ре-до», что означало «А иди ты на …».

Мы считали, что только избранные наши люди этот подтекст понимают и больше о нём не знает никто. После войны в институт поступали многие демобилизованные, их принимали без экзаменов, и у нас в группе учился бывший танкист Валерка, который играл на баяне.

Он был очень хороший, честный, искренний, немножечко заикался, мы его очень любили. И вот он пошёл в партком и от чистого сердца сказал: «А вы знаете, что такое «до-ре-ми-до-ре-до»?».

В парткоме все ошалели, узнав подтекст! Но из комсомола меня всё же не исключили, лишь вынесли строгий выговор…»

  • В среде российских лабухов бытует ещё и такой «период повторного строения»:
  • CDECDC — CDEFG — CDECDC — GFEDC.
  • При этом первая и третья фразы означали «послание» в пешее путешествие по известному адресу; вторая предлагала ещё один адрес для пешего путешествия; а четвёртая означала буквально «сам туда иди!»

Существуют и другие менее известные музыкальные шифровки: «ре-ре-си-ми-ре-си» (тоже, что и «CDECDC»), «ми-соль-фа-ми-си-ре-до-ля» (значение варьируется) и др. Но широкого распространения они не получили. Ругательство же «CDECDC» фактически приобрело статус международного «позывного» лабухов. В заключении приведём несколько цитат с форума, посвящённого данной теме.

«Спасибо,кажется всё ясно.У чехов текст другой…но тоже нецензурный.»

«а унас в беларуси учителя пения так здороваются с учениками — здравствуйте ребята на ноты до ре ми до ре до (как жёстко стебуться ,однако)))»

«Тема замечательная — обратила к курсантской юности. Среди однокашников оказалось несколько бывших воспитанников оркестра (ребята лет с 10 носили форму, жили в казарме, но ходили в обычную школу, а после уроков учились музыке). В лагерном «кинотеатре» и других тёмных местах они находили друг друга, высвистывая именно CDECDC».

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=6748&page=17

P.S. Интересная статья длятех, кто читает по-английски:

Münir Beken: A Semiological Insult and My Music

October 26th, 2007 · No Comments

http://www.music.ucla.edu/blog/2007/10/26/munir-bekin-a-semiological-insult-and-my-music/

Last summer I went to Sophia, Bulgaria, for a performance of my Symphony Istanbul Tales by the Sophia Philharmonic.

Symphony Istanbul Tales is very personal to me. The themes that comprise the work were first composed during my days as a student at a European-Turkish style conservatory in my native city of Istanbul. I started my conservatory education when I was 11 years old.

The conservatory was on the European side of Istanbul, so I used to go to Europe from the more suburban Asian side everyday. I would often take the ferry in the morning. If any of we conservatory students saw one of our friends getting on the ferry, we would whistle a short motif (a fast staccato of c-d-e-c-d-c) and this would attract the other’s attention immediately.

Then we could ride the ferry together and have deep philosophical conversations (not really, probably we were just being silly).

I do not know how this whistling tradition started, but naturally, this motif was one of the musical gestures I used in the symphony.

I was very excited about the Sophia performance. One of the fairy tale heroes who hide in between the musical notes, the maestro Hakan Sensoy, was going to conduct the symphony. His musical and personal friendship since my childhood has been very important, and his conducting of the piece in that evening’s concert carried a special meaning and significance.

I arrived at the Bulgaria Hall with my cousin Tuncay from Germany, who came just for the concert.

The conductor already had several rehearsals and I was going to be present for the dress rehearsal and the concert. After listening to the first rehearsal, I noticed that something was missing in the performance.

They were not playing the whistling motif! During the break I approached the conductor and asked him why they were not playing that particular motif. He informed me that my little motif had created quite a stir in the orchestra.

Apparently it meant something very dirty in Bulgarian slang—they refused to tell us what that was—and everybody thought that it would have been a huge insult for the Bulgarian audience.

The flute player who was supposed to play the motif solo several times during the first movement refused to play the part altogether, and consequently it was completely taken out from that night’s performance.

The absence of my little motif contributed to the success of the concert that night. A terrible insult for the Bulgarian public, which was the last thing I had in mind, was avoided. But the Sophia Philharmonic is actually considering the piece for a recording project and now I am thinking what to do with that dirty motif.

Источник: https://megapredmet.ru/1-40919.html

myscript.ru Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое

  • Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Гадание на кофейной гуще — это одна из старейших методик гадания, которая берет свое начало на древн…
  • Все девушки любопытны от природы и хотят знать, когда встретят суженого, кем он будет по профессии, …
  • Мужчины часто скрытны, замкнуты, не всегда выходят на откровенный разговор. У них тоже бывают подозр…
  • Вы встретили избранника, но вам хочется уже знать, будет ли у вас с ним будущее и хорошая ли с ним с…
  • В жизни есть много ответов, на которые хочется узнать ответ «да» или «нет». Сдам ли экзамен на права…
  • В вашем окружении много товарищей, знакомых, друзей, но все ли так хорошо относятся к вам, как вы к …
  • Ваша жизнь напоминает пешеходный переход, то в ней много положительный и ярких моментов, то в ней мн…
  • Ваши друзья открыли вам глаза и сказали, что видели вашего любимого с другой. Но вы считаете, что др…
  • Отношения – это очень сложная и хрупкая вещь. Тут не должно быть игры в одни ворота, в них должны пр…
  • Вокруг несколько претендентов на роль избранника, а следовательно и будущего мужа. Но хочется иметь …
  • Мужья всем женщинам достаются разные. Вначале все они положительные, проявляют себя только с хорошей…
  • Вы встречаетесь с партнером, но у вас есть доля сомнения на его счёт. Испытывает ли партнёр к вам лю…
  • Ваша жизнь – это постоянное скитание и поиски хорошего места? Найти отличный рабочий коллектив, прил…
  • Поймать удачу за хвост вполне реально, если ведать о том, где нужно на нее охотиться. Так и с мужем,…
  • Женщина всегда находит повод для сомнений. Бывает, что мужчина дает повод. Если задать вопрос напрям…

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Гадание на кофейной гуще — это одна из старейших методик гадания, которая берет свое начало на древнем Востоке. Спустя сотни лет гадание не утратило свою популярность и по сей дней гаданием на кофе пользуются многие. …

Читать далее »

Ваш милый избранник находит постоянные отговорки, при вас может заглядываться на других барышень. А может ему не хватает только вашего общения и он ищет любви на стороне? Предлагаем сделать на нашем сайте гадание на картах …

Читать далее »

Ваш любимый избранник всё время говорит и обещает, что уйдёт от жены. Вам уже надоело слушать его пустые обещания. Есть ли смелость в вашем избраннике, дух решительности? Или всё таки жена возьмет верх в вашем …

Читать далее »

Вы пока не состоите в отношениях с противоположным полом, но вам уже сейчас интересно имя будущего избранника? Будет ли оно русским или жизнь вас сведёт с иностранцем? По имени можно определить характер человека, его натуру, …

Читать далее »

Вы одиноки и вам уже надоело приходить в пустую квартиру. Вас никто не встречает, не обнимает и не говорит тёплые слова, которые хочется слышать. В грустные минуты вас некому утешить? Все праздники вы в одиночестве …

Читайте также:  как легко и быстро выучить ноты

Читать далее »

Девушки всегда стремятся в жизни узнать всё наперёд. Гадание на суженого подходит для домашних условий. Много ли девушек было у партнера до вас? Есть ли дети от прошлых отношений? Был ли в браке? Готов ли …

Читать далее »

В мире столько имён и в каждом есть свой смысл. Есть имена, которые несут характер в человеке, отвагу, выдержку, отсутствие страха, стремление к переменам. Есть имена, в которых простые нотки житейского существования, они хотят скрыться …

Читать далее »

Любимое гадание у девушек – это гадание на жениха. Каким он будет? Стройный, красивый? Низенький и пухленький? Будет ли он воспитанный? Труженик? Искренний с вами в отношениях? Будете ли вы доверять партнёру? Будет ли в …

Читать далее »

Источник: https://myscript.ru/name/muzykalnye-zashifrovki-o-monogrammah-v-muzykalnyh-proizvedeniyah-muzykalnyj-klass

Тайны музыки: что может быть зашифровано в нотном тексте

?

Category:

Музыка — неисчерпаемый в своих загадках художественный мир, наполненный знаками, неуловимо-уникальными смыслами и символами. Одна из таких загадок — музыкальная монограмма — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами.

Наиболее распространёнными и известными примерами являются произведения композиторов, в которых они использовали свои собственные зашифрованные имена или имена своих друзей в качестве тем или мотивов.

Составление музыкальных монограмм было популярным уже в XVI веке.  Считается, что этот метод был впервые использован Жоскеном Депре в его мессе «Hercules Dux Ferrariae». Теоретик музыки Джозеффо Царлино назвал этот метод Soggetto cavato.

При этом способе шифрования гласным буквам в тексте ставятся в соответствие слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) Гвидо д’Ареццо (нота до называлась ut).

Таким образом, имя адресата «Hercules Dux Ferrarie»  («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону Жоскена Эрколе д’Эсте) превращается в re-ut-re-ut-re-fa-mi-re, что в современной музыкальной нотации записывается как D-C-D-C-D-F-E-D.

Есть у Жоскена Депре и месса под названием «La sol fa re mi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза. По словам Генриха Глареана, швейцарского ученого и теоретика музыки, этой фразой Жоскен зашифровал свой ответ неизвестному высокому покровителю — «laisse faire moy» (не мешай мне!).

В немецкой системе обозначений, ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе си-бемоль обозначается как B, си-бекар — H.

Самый известный пример такой монограммы — мотив B-A-C-H, который был использован Иоганном Себастьяном Бахом, а также его современниками и более поздними композиторами.

 Бах понимал, что его имя может быть записано на нотном стане, и неоднократно использовал этот факт в своих произведениях.

Самым известным из примеров стал незаконченный цикл Искусство фуги, в котором последний Contrapunctus — сложнейшая тройная фуга — заканчивается вскоре после введения третьей темы — BACH. В рукописи содержится сообщение сына композитора, Карла Филиппа Эмануэля Баха, который утверждал: «В момент, когда BACH появляется в противосложении, композитор умер».

Среди других композиций, где Бах использовал монограмму своей фамилии, канонические вариации «Vom Himmel hoch da komm 'ich her» и ряд менее известных произведений, таких как симфония f-moll (BWV 795)

и последняя фуга из первой тетради ХТК. Значимым является тот факт, что мотив BACH является примером мотива креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)Мотив BACH на нотном станеО существовании этого мотива знали современники Баха: о нём говорится в Musicalisches Lexikon Иоганна Готфрида Вальтера, он появляется и у сына Баха Иоганна Кристиана и ученика Баха — Иоганна Людвига Кребса. Наибольшую популярность мотив получил в XIX веке, когда музыка Баха  стала предметом особого интереса музыкантов и музыковедов.

Всего насчитывается около 400 произведений 330 различных авторов, в основе которых лежит мотив BACH. Самые известные из них:

1845: Роберт Шуман: 6 фуг на имя: Bach для органа ор. 60.1855: Ференц Лист: Фантазия и фуга на BACH для органа (aр. 1871 для фортепиано).1878: Николай Римский-Корсаков: Вариации BACH для фортепиано.1900: Макс Регер: Фантазия и фуга BACH для органа.1910: Ферруччо Бузони: Fantasia contrappuntistica для фортепиано.1926: Арнольд Шёнберг: Вариации для оркестра op. 31.1932: Франсис Пуленк : Вальс-импровизация на имя Bach для фортепиано.1937: Антон Веберн: Струнный квартет (серия на основе мотива BACH).1964: Арво Пярт: Коллаж на BACH.1968: Альфред Шнитке: Quasi Una Sonata.Другие композиторы тоже искали способы, чтобы увековечить свои имена и послания в нотации. Сталкиваясь с необходимостью создать монограмму на основе текста, содержащего буквы, которым нельзя поставить в соответствие ноты, композиторы пропускали их, или использовали фонетическое замещение. Например, Роберт Шуман использовал лишь S-C-H-A (E♭, C, B♮, A), чтобы подписаться своим именем в цикле фортепианных миниатюр «Карнавал». Шуман назвал «Карнавал» «миниатюрными сценами на 4-х нотах». Звуки ASCH, взятые в различной последовательности и комбинациях, образуют подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы (ASCH — название небольшого города в Богемии (Чехия); это и «музыкальные» буквы в фамилии Schumann.).Очень интересное и необычное посвящение использовал русский композитор Николай Мясковский в  Квартете для струнных No. 3 — B♭, D, G♯, A, C, F, что равнозначно B, Re, Gis, La, Do, Fa — «берегись Лядова». Анатолий Константинович Лядов — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории, учитель Н.Я. Мясковского.Ещё одна из самых известных музыкальных монограмм — D, E♭, C, B (= D, S, C, H) использовалась Дмитрием Шостаковичем (D. Sch

Источник: https://barucaba.livejournal.com/287020.html

Тайны музыки: что может быть зашифровано в нотном тексте

Музыка — неисчерпаемый в своих загадках художественный мир, наполненный знаками, неуловимо-уникальными смыслами и символами. Одна из таких загадок — музыкальная монограмма — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами.

Наиболее распространёнными и известными примерами являются произведения композиторов, в которых они использовали свои собственные зашифрованные имена или имена своих друзей в качестве тем или мотивов.

Составление музыкальных монограмм было популярным уже в XVI веке.  Считается, что этот метод был впервые использован Жоскеном Депре в его мессе «Hercules Dux Ferrariae». Теоретик музыки Джозеффо Царлино назвал этот метод Soggetto cavato.

При этом способе шифрования гласным буквам в тексте ставятся в соответствие слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la) Гвидо д’Ареццо (нота до называлась ut).

Таким образом, имя адресата «Hercules Dux Ferrarie»  («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону Жоскена Эрколе д’Эсте) превращается в re-ut-re-ut-re-fa-mi-re, что в современной музыкальной нотации записывается как D-C-D-C-D-F-E-D.

Есть у Жоскена Депре и месса под названием «La sol fa re mi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза. По словам Генриха Глареана, швейцарского ученого и теоретика музыки, этой фразой Жоскен зашифровал свой ответ неизвестному высокому покровителю — «laisse faire moy» (не мешай мне!).

В немецкой системе обозначений, ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе си-бемоль обозначается как B, си-бекар — H.

Самый известный пример такой монограммы — мотив B-A-C-H, который был использован Иоганном Себастьяном Бахом, а также его современниками и более поздними композиторами.

 Бах понимал, что его имя может быть записано на нотном стане, и неоднократно использовал этот факт в своих произведениях.

Самым известным из примеров стал незаконченный цикл Искусство фуги, в котором последний Contrapunctus — сложнейшая тройная фуга — заканчивается вскоре после введения третьей темы — BACH. В рукописи содержится сообщение сына композитора, Карла Филиппа Эмануэля Баха, который утверждал: «В момент, когда BACH появляется в противосложении, композитор умер».

Среди других композиций, где Бах использовал монограмму своей фамилии, канонические вариации «Vom Himmel hoch da komm 'ich her» и ряд менее известных произведений, таких как синфония f-moll (BWV 795)

и последняя фуга из первой тетради ХТК. Значимым является тот факт, что мотив BACH является примером мотива креста (imaginatio crucis, chiasmus), который использовался в барочной музыкальной риторике, в страстях и других произведениях христианской тематики.

Мотив BACH

О существовании этого мотива знали современники Баха: о нём говорится в Musicalisches Lexikon Иоганна Готфрида Вальтера, он появляется и у сына Баха Иоганна Кристиана и ученика Баха — Иоганна Людвига Кребса. Наибольшую популярность мотив получил в XIX веке, когда музыка Баха  стала предметом особого интереса музыкантов и музыковедов.

Всего насчитывается около 400 произведений 330 различных авторов, в основе которых лежит мотив BACH. Самые известные из них:

1845: Роберт Шуман: 6 фуг на имя: Bach для органа ор. 60.1855: Ференц Лист: Фантазия и фуга на BACH для органа (aр. 1871 для фортепиано).

1878: Николай Римский-Корсаков: Вариации BACH для фортепиано.1900: Макс Регер: Фантазия и фуга BACH для органа.1910: Ферруччо Бузони: Fantasia contrappuntistica для фортепиано.

1926: Арнольд Шёнберг: Вариации для оркестра op. 31.1932: Франсис Пуленк : Вальс-импровизация на имя Bach для фортепиано.1937: Антон Веберн: Струнный квартет (серия на основе мотива BACH).1964: Арво Пярт: Коллаж на BACH.

1968: Альфред Шнитке: Quasi Una Sonata.

Другие композиторы тоже искали способы, чтобы увековечить свои имена и послания в нотации. Сталкиваясь с необходимостью создать монограмму на основе текста, содержащего буквы, которым нельзя поставить в соответствие ноты, композиторы пропускали их, или использовали фонетическое замещение.

Например, Роберт Шуман использовал лишь S-C-H-A (E♭, C, B♮, A), чтобы подписаться своим именем в цикле фортепианных миниатюр «Карнавал». Шуман назвал «Карнавал» «миниатюрными сценами на 4-х нотах».

Звуки ASCH, взятые в различной последовательности и комбинациях, образуют подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы (ASCH — название небольшого города в Богемии (Чехия); это и «музыкальные» буквы в фамилии Schumann.).

Очень интересное и необычное посвящение использовал русский композитор Николай Мясковский в  Квартете для струнных No. 3 — B♭, D, G♯, A, C, F, что равнозначно B, Re, Gis, La, Do, Fa — «берегись Лядова». Анатолий Константинович Лядов — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории, учитель Н.Я. Мясковского.

Ещё одна из самых известных музыкальных монограмм — D, E♭, C, B (= D, S, C, H) использовалась Дмитрием Шостаковичем (D. Schostakowitsch).

 Тёмный, мрачно сгущённый колорит музыки Шостаковича, написанной в миноре (иногда подобная разновидность минора описывается как «суперминор»), с точки зрения техники композиции реализуется, прежде всего, в 4-ступенных звукорядах в объёме уменьшённой кварты («гемикварты»), которая символически содержится в самой монограмме Шостаковича DSCH (es1-h в d1-es1-c1-h).

Монограмма «Дмитрий Шостакович», зашифрованная с помощью нот: D-Es-C-H (Ре—Ми-бемоль—До—Си), D — «Дмитрий», SCH — «Шостакович» (в немецкой орфографии)

Однако у Шостаковича существовала ещё одна подпись: для ритмоинтонационной стороны практически всех прелюдий, как и множества других произведений Д. Шостаковича весьма характерно частое ритмическое «постукивание» — ритмоформула «две восьмые и половинная» или «две шестнадцатые и четвертная».

Без всяких теоретических мудрствований она легко ложится на имя «Митенька», а поэтому, согласно одному из предположений, в отличие от «официальной» монограммы DSCH отражает именно бытовой, интимно-дружеский облик композитора. В шостаковическом ор.

34 упомянутая ритмоформула буквально пронизывает всю прелюдию f-moll.

Личным девизом скрипача и композитора Йозефа Иоахима была фраза «Свободен, но одинок» (нем. Frei aber einsam), начальные буквы которой по-немецки — F-A-E.

Ему была посвящена соната, которая так и называлась — Соната F-A-E, где начальные буквы девиза соответствуют нотам фа-ля-ми; на этой музыкальной теме и строится произведение.

Читайте также:  Главные трезвучия лада

Это соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Соната была посвящена скрипачу Йозефу Иоахиму, с которым все три композитора незадолго до этого познакомились и подружились.

Существует ещё множество других подобных примеров.

Не могу не упомянуть здесь и о музыкальной криптографии, основной задачей которой является генерация шифротекста, представляющего собой приятную для слушателя последовательность звуков.

Таким образом достигается эффект сокрытия наличия сообщения.

 Разработан алгоритм простой замены, в котором соответствие между символами исходного текста и нотами устанавливается таким образом, чтобы шифротекст удовлетворял принципам классической музыки независимо от исходного текста.

Так что музыка иногда может быть совсем «не тем, чем кажется».

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5ac690d8f0317343e9d4e168/tainy-muzyki-chto-mojet-byt-zashifrovano-v-notnom-tekste-5d6bb29306cc4600ad0856ba?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=921236970.639.1574737518118.51288&integration=publishers_platform_yandex

О чём рассказывает музыкальный жанр

О чём рассказывает музыкальный жанр

«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши…

Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.

  • Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню?
  • Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная).
  • Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.
  • О такой способности музыки — способности вызывать в памяти образы и представления — писали многие поэты, в частности Александр Блок:
  • Под звуки прошлое встаётИ близким кажется и ясным:То для меня мечта поёт,То веет таинством прекрасным…

Слушание: Фредерик Шопен. Полонез ля-бемоль мажор (фрагмент).

Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.

Благодаря такой особенности музыкальных жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно — для заострения того или иного жизненного содержания.

Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации.

Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах.

Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

Польский акт в «Иване Сусанине» Михаила Ивановича Глинки благодаря использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой характеристикой польской шляхты, участвуя и в дальнейшем развитии оперы — в сцене гибели поляков и Сусанина.

Слушание: Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».

Народные былины в «Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в возвышенно-поэтическом ключе.

Слушание: Римский-Корсаков. Величальная песня из оперы «Садко».

Хорал в кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева становится ярким средством характеристики рыцарей-крестоносцев.

Слушание: Прокофьев. «Крестоносцы во Пскове» из кантаты «Александр Невский».

Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится средством постижения общечеловеческих культурных ценностей.

Как много сумел сказать француз Морис Равель в своём испанском танце «Болеро»…

Слушание: Равель. «Болеро».

Михаил Иванович Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»…

Слушание: Глинка. «Арагонская хота» (фрагмент).

Модест Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу средневековой Европы с её трубадурами и величественно-печальными рыцарями…

Слушание: Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки».

Пётр Ильич Чайковский в «Итальянском каприччио»!

Слушание: Чайковский. «Итальянское каприччио».

Подобными примерами полна многовековая история музыки. Так, введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер.

Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия кажется простой и непритязательной. Однако именно эту песню избрал П. Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии.

И волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли.

Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный характер, настроение и мечтательное, и торжественное — словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная музыка.

Слушание: Чайковский. Симфония  № 4. Финал (фрагмент).

  1. И всё же в одном — главном своём качестве — она сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.
  2. Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.
  3. Почему так происходит?

Об этом очень точно сказал венгерский композитор, собиратель народных песен Бела Барток: «Деревенская музыка служит определённой цели, имеет определённую программу, связанную с определёнными обычаями, согласно неписаным законам деревни… Рождество следовало отмечать сказаниями о старине, свадьбу можно было проводить лишь с соблюдением определённых обрядов, во время жатвы полагалось петь песни урожая».

Из этих слов ясно, что музыкальное содержание, в течение долгих веков закреплённое за определённым жанром, стало вечным и неотъемлемым его спутником, так что, слушая музыку определённого, давно сложившегося жанра, мы связываем с нею и конкретную, только ему присущую содержательность.

Точно так же и другие жанры — вальс, элегия, марш — имеют свою собственную содержательную природу.

И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями — то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.

Конечно, каждый жанр допускает разнообразную трактовку: так, например, марш — один из основных музыкальных жанров — может иметь и шутливо-юмористический, и серьёзный характер.

Сравните звучание двух маршей:

марша из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»…

Слушание: Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

и марш Тореадора из оперы Жоржа Бизе «Кармен»…

Слушание: Бизе. Марш Тореадора из оперы «Кармен».

А как разнообразны вальсы!

Ярко и полнокровно звучит вальс из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный свет бальной залы, нарядных гостей, съезжающихся на шумный и весёлый вечер.

Слушание: Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».

Поэтично и нежно звучат вальсы Фредерика Шопена, навевающие образ столь тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение танцевальности.

Слушание: Шопен. Вальс Си минор.

И всё же, несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры остаются узнаваемыми.

Можно говорить о прямом заимствовании определённой песни или танца, а можно — о песенности или танцевальности, но эти суждения основаны на восприятии тех или иных устойчивых признаков.

Певучесть, мелодичность, протяжённость свидетельствуют в пользу песни, трёхдольность в сочетании с непрерывностью «кружащегося» ритма напоминает нам вальс и т. д.

Всё это говорит о том, что, как бы ни были содержательны музыкальные жанры, какие бы глубины смыслов они ни таили в себе — в музыке содержание проявляет себя в средствах музыкальной выразительности: мелодии и гармонии, ритме и фактуре, образующим вместе форму музыкального выражения. Звуки, напевы, музыкальные фразы и предложения, интервалы и аккорды, штрихи и оттенки — всё несёт своё собственное содержание.

И, слушая музыку, наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка самодостаточна, в живом звучании она выражает своё содержание со всей возможной полнотой. И никакие слова не скажут за неё то, что может рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете выражение «память жанра»?
  2. Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки? Назовите такие произведения.
  3. Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия?

Презентация

В комплекте:1. Презентация — 31 слайд, ppsx;2. Звуки музыки:

    Шопен. Полонез ля-бемоль мажор (фрагмент), mp3;    Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин», mp3;

    Римский-Корсаков. Величальная песня из оперы «Садко», mp3;    Прокофьев. «Крестоносцы во Пскове» из кантаты «Александр Невский», mp3;    Морис Равель. «Болеро», mp3;    Глинка. «Арагонская хота» (фрагмент), mp3;    Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки», mp3;    Чайковский. «Итальянское каприччио», mp3;    Чайковский. Симфония  № 4. Финал (фрагмент), mp3;    Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик», mp3;    Бизе. Марш Тореадора из оперы «Кармен», mp3;    Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин», mp3;    Шопен. Вальс Си минор, mp3;3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/o-chyom-rasskazyvaet-muzykalnyy-zhanr

Бах муз символика

Символика
в музыке Баха

…Там, над
обломками эпох,

  • с улыбкой
    на губах,
  • ведут беседу
    Бах и Бог,
  • седые — Бог
    и Бах.

Согласно
статистике, Иоганн Себастьян Бах — самый
известный и самый исполняемый композитор
в мире. Его знает каждый музыкант. У него
самое большое количество биографов.
Его знают все — и не знает никто. «Иоганн
Себастьян Бах — великая тайна! Тайна
человеческого гения, тайна разума и
чувств.

Фамилия
Bach — это музыкальная монограмма
композитора: си-бемоль — ля — до — си-бекар.
Длительное время считалось, что сам Бах
увековечил себя, используя монограмму
в собственном сочинении — в тройной фуге
ре-минор.

Монограмма использовалась
Бахом в процессе композиции не один
раз, и делалось это не в прямом сочетании
букв-нот, а в зашифрованном виде,
математически исчисленном, подчинённом
законам композиции. Монограмма,
растворённая в том или ином произведении
Баха, приобрела значение музыкального
символа. Короткое слово Bach стало
вместилищем сокровенных мыслей
композитора.

К примеру, Credo (Верую) из
Мессы си-минор, структурно основываясь
на той же монограмме утверждает
непоколебимость глубокой веры композитора.
Бах «начертал своё великое семейное
имя, выразив этим преклонение перед
особой музыкальной миссией всех Бахов».

Нотная запись фамилии Бах (Bach) имеет
форму креста — за этим видится не только
особая музыкальная, но и религиозная
миссия всех Бахов. Я проанализировала
известные ему случаи использования
этой монограммы в творчестве других
композиторов — от Бетховена и Шуберта
до Шнитке и Щедрина — как дань уважения
величайшему музыкальному гению.

Одни
посвящения стали генеральным мотивом
этих творений, иллюстрацией, другие же
— тематическим компонентом, пронизывающим
всё произведение, когда звуковая
символика монограммы преображается в
глубоко личную тему: так, в финале Третьей
симфонии Шнитке BACH расширяется до
нового, в современном прочтении, символа
Веры, Надежды, Любви.

  1. В известном
    стихотворении Мандельштама о Бахе есть
    строки:
  2. А ты
    ликуешь, как Исайя,
  3. О
    рассудительнейший Бах!

«Ликование»
человека искренней веры таинственными
путями передаётся каждому, кто
прислушивается к нему. Это и происходит,
когда мы душой отзываемся на «звук-символ»
(«дух-символ»), именуемый музыкой
Баха.

  • Баху было
    известно, какую роль играют в Библии
    числа — «сакральные числа».
  • «З» —
    символ Св. Троицы (это число и числительные
    от него упоминаются в Библии 212 раз);
  • «6» —
    шести «рабочих» дней, в которые Бог
    сотворил мир:

«7» —
символ Св. Троицы и Творения и целом, а
также Св. Духа;

«10» —
десяти заповедей;

«12» —
Церкви, апостолов и конгрегации. Примеры
использования этих чисел у Баха хорошо
известны.

«10». И пробыл там Моисей, у Господа сорок
дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды
не пил; и написал на скрижалях слова
завета, десятисловие. Когда сходил
Моисей с горы Синая, и две скрижали
откровения были в руках у Моисея при
сошествии его с горы, то Моисей не знал,
что лицо его стало сиять лучами от того,
что Бог говорил с ним.

Читайте также:  Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

«6». Во
времена Баха устойчивой традицией было
группировать произведения одного жанра
в циклы по шесть. Именно такое число
«Библейских сонат» И. Кунау, партит
И. Кригера, органных фуг Генделя,
«Вюртембергских» и «Прусских»
сонат Карла Филиппа Эмануэля Баха.
Примеры можно множить.

Делалось это по
двум соображениям: во-первых, 6 — совершенное
число (numerus perfectus), поскольку оно является
суммой первых трех натуральных чисел
(1 + 2 + 3 = 6), а пропорции этих чисел выражают
музыкальные консонансы (1:2 — октава, 2:3
— квинта), во-вторых сила библейского
значения этого числа.

Творческое
наследие И. С. Баха — самый яркий пример
такой трактовки числа «6».

Вспомним
его шесть Французских и шесть Английских
сюит, такое же количество виолончельных
сюит, Бранденбургских концертов,
скрипичных сонат с клавесином и
произведений для скрипки соло (3 сонаты
и 3 партиты).

Более того, его шесть партит
для клавесина были опубликованы им
самим как «орus I», а одно из значений
латинского слова «opus» — «творение».

«З».
Это число играло важную роль при выборе
тональности и разработке формы
произведения, которому суждено было
олицетворять, отношение Баха к Св.
Троице.

Самое яркое воплощение идеи
троичности существует в опубликованных
самим Бахом «Клавирных упражнениях»:
в третьей части этого собрания он
помещает 21 хорал (21 = 3 х 7, то есть «Свят,
свят, свят!») на вероисповедальные
песни, заимствованные из «Катехизиса»
Лютера и расположенные в том же порядке,
причём три хорала посвящены непосредственно
Св. Троице («Kyrie, Gott Vater», «Kyrie, Gott
Sohn», «Kyrie, Gott heiliger Geist»); далее,
фуга, завершающая это собрание, — т р о
й н а я, то есть написана на три темы, и
к тому же трёхчастная; и, наконец,
тональность для неё выбрана не случайная,
а ми-бемоль мажор — с тремя бемолями!
Разве может всё это быть случайным
совпадением? Если это простое совпадение,
то как объяснить наличие почти всех тех
же особенностей в пьесе в той же
тональности ми-бемоль мажор (именно с
тремя бемолями) в I томе «Хорошо
темперированного клавира»? Здесь,
правда, в трёхчастной форме (вступление
— хорал — фугато) написана не фуга, а
прелюдия. Из т р ё х разделов состоит
другой баховский цикл в той же тональности
— «Прелюдия, фуга и Allеgro», причём на
сей раз средняя часть цикла — Фуга — в
трёхчастной форме, а мелодический
рисунок прелюдии — это след взмахов
крыла ангела.

Почему у
Баха было пристрастие к группировке
своих циклов по шесть пьес?

Для этого
надо выяснить, как ведут себя первые
три натуральных числа, сумма которых и
составляет это «совершенное число».
Итак. 11 х 22 х З3 = 108 (Joh. Sebast. ВАСН), далее,
12 + 22 + З2 = 21 + 22 + 23 (инверсия предыдущего
ряда!) = 14 (ВАСН). Выходит, при всех
комбинациях получается «БАХ»!

Следовательно,
число «6» также оказывается
«баховским», и numerus perfectus становится
символом persona perfecta.

Но в таком случае
можно ожидать, что № 6, по крайней мере,
в собрании, опубликованном самим Бахом,
а именно в цикле клавирных партит, будет
содержать какой-то из баховских символов.

Так оно и есть! Бах «запечатывает»
цикл партит своей печатью: заключительная
пьеса — грандиозная жига — написана на
тему, состоящую из 14 звуков.

Но, не
призывал ли Бах понять эту «личную
печать» в библейском контексте? Шестая
пьеса символизирует шестой день
сотворения мира. В Священном писании
читаем:

  1. И сотворил
    Бог человека по образу Своему, по образу
    Божию сотворил его
  2. И был
    вечер, и было утро: день шестый.
  3. (Бытие, 1:
    27, 31)
  4. (Для меня
    это очень важно знать, так как я в этом
    учебном полугодии учу шестую ми-минорную
    партиту Баха.)

Неужели
Бах производил математические расчёты?
Ведь не осталось никаких доказательств
этого. Во-первых, голова, сконструировавшая
ХТК и «Искусство фуги», могла
производить подобные — достаточно
простые — расчеты в уме.

Во-вторых, до
нас дошло два доказательства интереса
Баха к количеству тактов в его
произведениях: над последним тактом
прелюдии до-мажор из I тома ХТК он пишет
номер — 35; цифру 84 (7 х 12) мы находим
написанной в № 13 Мессы си-минор — хоре
«Patrem omnipotentem», она указывает число
содержащихся в нём тактов.

О чём, как не
о заботе о числовых структурах, говорят
эти баховские собственноручные числовые
пометки?

Бах знал о
музыкальной особенности своей фамилии
и использовал её ещё за десять лет до
опубликования Словаря Вальтера: точно
так же, как своим фамильным кодом (темой
из 14 звуков) он «запирает» цикл
партит, он «запечатывает» Английские
сюиты (1722 года) жигой, которая в точке
золотого сечения содержит мотив В-
A-С-H!

Бах был
музыкантом, а не математиком. Но в его
музыке, которую он оставил человечеству
в наследство, говорит всё. Его музыка
является зашифрованным духовным мостом,
перекинутым в наше время. Музыка Баха
несёт духовное здоровье, гармонизует
наше внутреннее состояние и углубляет
понимание жизни.

Бах был
гением такого масштаба, что даже сегодня
кажется явлением непревзойденным,
исключительным. Его творчество поистине
неисчерпаемо: после «открытия» баховской
музыки в XIX столетии интерес к ней
неуклонно возрастает, произведения
Баха завоевывают аудиторию даже среди
слушателей, которые обычно не проявляют
интереса к «серьезному» искусству.

Творчество
Баха, с одной стороны, явилось своеобразным
подведением итогов. В своей музыке
композитор опирался на все то, что было
достигнуто и открыто в музыкальном
искусстве до него. Бах превосходно знал
немецкую органную музыку, хоровую
полифонию эпохи Возрождения, особенности
немецкого и итальянского скрипичного
стиля.

Он не только знакомился, но и
переписывал сочинения современных ему
французских клавесинистов (в первую
очередь Куперена), итальянских скрипачей
(Корелли, Вивальди), крупнейших
представителей итальянской оперы.
Обладая удивительной восприимчивостью
ко всему новому, Бах разрабатывал и
обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с
тем, он был гениальным новатором,
открывшим для развития мировой музыкальной
культуры новые перспективы. Его могучее
влияние сказалось и в творчестве великих
композиторов XIX века (Бетховена, Брамса,
Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях
выдающихся мастеров XX века (Шостаковича,
Онеггера).

  • Творческое
    наследие Баха почти необозримо, оно
    включает более 1000 произведений самых
    разных жанров, причем среди них есть
    такие, масштабы которых исключительны
    для своего времени (MP). Произведения
    Баха можно разделить на три основные
    жанровые группы:
  • вокально–инструментальная
    музыка;
  • органная
    музыка,

музыка для
других инструментов (клавира, скрипки,
флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей
(в т.ч. оркестровая).

Произведения
каждой группы связаны, в основном, с
определенным периодом творческой
биографии Баха. Самые значительные
органные сочинения были созданы в
Веймаре, клавирные и оркестровые главным
образом относятся к Кётенскому периоду,
вокально-инструментальные в большинстве
написаны в Лейпциге.

Основные
жанры, в которых работал Бах, традиционны:
это мессы и пассионы, кантаты и оратории,
хоральные обработки, прелюдии и фуги,
танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав
эти жанры от своих предшественников,
Бах придал им такой размах, которого
они прежде не знали.

Он обновил их новыми
средствами выразительности, обогатил
чертами, заимствованными из других
жанров музыкального творчества. Ярким
примером может служить Хроматическая
фантазия d-moll.

Созданная для клавира,
она включает выразительные свойства
больших органных импровизаций, а также
драматическую декламацию театрального
происхождения.

Баховское
творчество, при всей своей универсальности
и всеохватности, «обошло стороной» один
из ведущих жанров своего времени –
оперу.

Вместе с тем, мало что отличает
некоторые светские кантаты Баха от
комедийной интермедии, уже перерождавшейся
в то время в Италии в оперу–buffa. Композитор
нередко называл их, подобно первым
итальянским операм, «драмами на музыке».

Можно сказать, что такие произведения
Баха, как «Кофейная», «Крестьянская»
кантаты, решенные как остроумные жанровые
сценки из повседневной жизни, предвосхитили
немецкий зингшпиль.

Круг образов
и идейное содержание

Образное
содержание музыки Баха безгранично в
своей широте. Ему одинаково доступно
величественное и простое. Баховское
искусство вмещает и глубокую скорбь, и
простодушный юмор, острейший драматизм
и философское размышление.

Подобно
Генделю Бах отразил существенные стороны
своей эпохи – первой половины XVIII века,
однако иные – не действенную героику,
а религиозно-философские проблемы,
выдвинутые Реформацией.

В своей музыке
он размышляет о самых важных, вечных
вопросах человеческой жизни – о
назначении человека, о его нравственном
долге, о жизни и смерти.

Эти размышления
чаще всего связаны с религиозной
тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь
служил при церкви, огромную часть музыки
написал для церкви, сам был глубоко
верующим человеком, прекрасно знающим
Священное Писание. Он соблюдал церковные
праздники, постился, исповедовался, за
несколько дней до смерти принял причастие.
Библия на двух языках – немецком и
латинском – была его настольной книгой.

Иисус
Христос у Баха – главный герой и идеал.
В этом образе композитор видел
олицетворение лучших человеческих
качеств: силы духа, верности избранному
пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное
в истории Христа для Баха – это Голгофа
и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради
спасения человечества. Эта тема, будучи
важнейшей в баховском творчестве,
получает этическое, нравственное
истолкование.

Музыкальная
символика

Сложный
мир произведений Баха раскрывается
через музыкальную символику, сложившуюся
в русле эстетики барокко.

Современниками
Баха его музыка, в том числе инструментальная,
«чистая», воспринималась как понятная
речь благодаря наличию в ней устойчивых
мелодических оборотов, выражающих
определенные понятия, эмоции, идеи.

По
аналогии с классическим ораторским
искусством эти звуковые формулы получили
название музыкально–риторических
фигур.

Одни риторические фигуры носили
изобразительный характер (например,
anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение,
circulatio – вращение, fuga – бег, tirata – стрела);
другие подражали интонациям человеческой
речи (exclamatio – восклицание – восходящая
секста); третьи передавали аффект
(suspiratio – вздох, passus duriusculus – хроматический
ход, употребляемый для выражения скорби,
страдания).

Благодаря
устойчивой семантике, музыкальные
фигуры превратились в «знаки», эмблемы
определенных чувств и понятий. Например,
нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись
для символики печали, умирания, положения
в гроб; восходящие звукоряды выражали
символику воскресения и пр.

Мотивы-символы
присутствуют во всех сочинениях Баха,
причем это не только музыкально-риторические
фигуры. В символическом значении часто
выступают и мелодии протестантских
хоралов, их отрезки.

С протестантским
хоралом Бах был связан на протяжении
всей своей жизни – и по вероисповеданию,
и по роду деятельности в качестве
церковного музыканта. Он постоянно
работал с хоралом в самых разных жанрах
– органных хоральных прелюдиях, кантатах,
пассионах. Вполне закономерно, что П.Х.
стал неотъемлемой составной частью
музыкального языка Баха.

Хоралы
пелись всей протестантской общиной,
они входили в духовный мир человека как
естественный, необходимый элемент
мироощущения.

Хоральные мелодии и
связанное с ними религиозное содержание
были известны каждому, поэтому у людей
баховского времени легко возникали
ассоциации со смыслом хорала, с конкретным
событием Священного Писания.

Пронизывая
всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют
его музыку, в том числе инструментальную,
духовной программой, проясняющей
содержание.

Символами
также являются устойчивые звукосочетания,
имеющие постоянные значения. Один из
важнейших у Баха символов – символ
креста, состоящий из четырех
разнонаправленных нот.

Если графически
связать первую с третьей, а вторую с
четвертой, образуется рисунок креста.
(Любопытно, что фамилия BACH при нотной
расшифровке образует такой же рисунок.

Вероятно, композитор воспринимал это
как некий перст судьбы).

Наконец,
имеются многочисленные связи между
кантатно–ораториальными (т.е. текстовыми)
сочинениями Баха и его инструментальной
музыкой. На основании всех перечисленных
связей и анализа различных риторических
фигур, разработана система музыкальных
символов Баха. Огромный вклад в ее
разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони,
Б. Яворский, М. Юдина.

Источник: https://studfile.net/preview/5756439/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector