Одноактная опера – что это

Из чего состоит опера: действие (акт)

Фото: JENNIFER MERIN

Действие (акт) — основная и самая крупная единица в структуре оперы, включающая законченную часть ее сюжета. Возникло как прямая параллель делению на акты драматических произведений, которое, в свою очередь, театр Ренессанса позаимствовал у античных теоретиков. Число актов может варьироваться в зависимости от жанра, времени создания и других обстоятельств.

Из всех принципов устройства оперы ее разделение на части выглядит самым удобопонятным и прагматичным. Ну в самом деле, поди высиди три-четыре-пять часов, не сходя с места.

Рассеивается внимание, затекает тело, даже самые сладостные звуки начинают заметно терять в сладости.

Надо же дать зрителю возможность ненадолго стряхнуть с себя одухотворенность — для бесцельного фланирования по фойе, для санитарных надобностей и для визита в буфет (тем более что тут и театру прямая выгода).

Притом принцип этот, естественно, вечный.

«Пусть сочиненье не больше пяти и не меньше содержит / Действий, ежели хочешь, чтоб вновь его видеть желали» — это еще Гораций советовал; не до конца понятно, почему именно пять, но обычно это число увязывают с пятью этапами, которые, по старым понятиям, должно было проходить развитие сюжета драмы (например, экспозиция-развитие-кульминация-перипетия-развязка). Иными словами, все несколько сложнее, чем банальная потребность зрителя в перерыве, и за ритмом «действие-антракт, действие-антракт» стоят еще и формально-композиционные нормативы.

Но Гораций, понятно, писал не об опере; если же посмотреть на десяток-другой самых ходовых оперных партитур, то становится очевидно, что никакого единообразия нет,— есть оперы пятиактные, но есть и произведения в четырех, трех, двух действиях, а есть и одноактовки.

Обстоятельств, которые такой разброс обусловили, на самом деле множество, и вот они-то не всегда так уж удобопонятны и прагматичны. Бывает, например, что то или иное количество актов — это маркер «свой-чужой», знак принадлежности к определенной оперной традиции, например национальной.

«Лирические трагедии» французского барокко, начиная с Люлли, аккуратно следовали канонам классицистской драматургии и включали непременные пять актов. У итальянцев было иначе; в «Эвридике» Якопо Пери два действия, в «Орфее» Монтеверди — пять, но потом в качестве незыблемого стандарта на долгое время утвердилась трехактная структура.

Тут даже радикальные смены эстетических приоритетов ничего не меняли: в три действия укладываются оперы венецианцев XVII века — Кавалли, Сарторио, Чести — с их пестрой смесью запутанных интриг, переодеваний, бурлеска и чудес, в три же акта — строгие и чинные оперы-seria композиторов следующего столетия, придерживавшихся итальянской модели, от Скарлатти и Генделя до молодого Моцарта.

Еще по количеству действий подчас можно понять, к какому жанру относится опера, даже не читая либретто. В зародыше opera buffa была одноактной вещицей, позже стандартом стали два акта. Здесь, впрочем, не стоит делать вывод, что чем меньше актов — тем меньше серьезности.

Итальянская оратория XVIII века, произведение по музыкальному складу совершенно оперное, только как раз от буффонады бесконечно далекое, тоже обычно сочинялась в двух частях: оратории такого пошиба обыкновенно исполнялись Великим постом в церкви, и в перерыве между действиями общество слушало проповедь.

Но иногда, экспериментируя с актовой структурой произведения, композитор и его либреттист свидетельствуют именно о том, что какая бы то ни было традиция им не указ и что они драматургическое членение оперы хотят подчинить соображениям, допустим, естественности и правдивости, а не формальным правилам.

Так было, например, с моцартовским «Милосердием Тита», где старое и почтенное трехактное либретто с несколько даже демонстративной радикальностью переработали (с включением большого числа ансамблей),— и у получившейся, по словам Моцарта, «настоящей оперы» оказалось уже два акта.

Так было и у композиторов-веристов рубежа XIX–XX веков, которые совершенно не были убеждены, что серьезную, захватывающую, эффектную музыкально оперную историю необходимо во что бы то ни стало растягивать на три-четыре действия.

«Паяцы» Леонкавалло или «Сельская честь» Масканьи — опусы одноактные, но от того ничуть не менее важные для истории оперного театра, нежели «Тоска» или «Андре Шенье».

То же можно сказать и о Рихарде Штраусе, у которого есть огромные трехактные «Женщина без тени» и «Кавалер розы» — но есть и одноактные «Электра» и «Саломея», все обаяние которых именно в том, что действие предельно сконцентрировано и непрерывно.

Во всех этих случаях, однако, акт — это не просто часть партитуры, выделенная по чисто сюжетному принципу.

Действие оперы — еще и в музыкальном смысле законченный и даже автономный период, у которого тоже есть свои собственные завязка, кульминация и отчетливый финал (оформленный в соответствии с модами того или иного времени: когда бравурной арией, а когда массивным ансамблем, да еще и с хором).

С одной стороны, композитору при этом положено было стараться, чтобы акты спорили друг с другом в выразительности, чтобы человек, опоздавший к первому акту, был уверен, что впереди у него все равно в достатке хорошей музыки.

С другой — случалось так, что композиторы уровня Верди или Мусоргского перерабатывали свои оперы (директорам театров, что греха таить, тоже доводилось высказываться на предмет желаемого количества действий), вычеркивая или вставляя целые акты, и в результате этих замен восприятие оперы в целом менялось решительно и капитально.

А если вернуться к современной театральной прагматике, то она на самом деле композиторское деление на акты воспринимает вовсе не буквально. В «Воццеке» Берга, например, три акта — но обычно оперу, учитывая ее хронометраж, исполняют целиком без перерыва.

Четырехактная «Свадьба Фигаро» Моцарта, скорее всего, будет идти не с тремя антрактами: времена изменились и театры предпочитают не затягивать оперные представления до глубокой ночи.

Слушателю приходится, таким образом, воспринимать акт оперы прежде всего как музыкальную реальность — а не как механический отрезок от звонка до звонка.

дорогостоящий акт

«Золотое яблоко» Пьетро Антонио Чести (1668)

Вероятно, до самого вагнеровского «Кольца нибелунга» звание самого грандиозного и самого дорогостоящего оперного зрелища удерживало циклопическое «Золотое яблоко» Чести.

Император Леопольд I, которому опера была посвящена, хотел затмить Людовика XIV с его версальскими празднествами — и преуспел. В Вене специально построили открытый театр с 24 переменами декораций, где десятки персонажей разыгрывали историю о суде Париса.

В опере пять актов плюс огромный пролог, но исполняли их не кряду, а по три части за вечер.

судьбоносный акт

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского (вторая редакция, 1872)

Первую редакцию «Бориса», как известно, Дирекция императорских театров забраковала как некондиционную, и Мусоргскому пришлось учесть ее пожелания.

Именно появившийся в результате так называемый «польский акт» (третье действие) сделал из «Бориса», по сути, совершенно другую оперу, в которой есть и большая женская партия (Марина Мнишек), и любовная линия, и вкрадчивый Рангони, и напоминающий глинкинские традиции колорит польских танцев. Какой из двух «Борисов» состоятельнее театрально — вопрос по-прежнему дискуссионный.

рекордный акт

«Жизнь и эпоха Иосифа Сталина» Роберта Уилсона (1973)

Пять актов — вовсе не предел. В «Жизни и эпохе Иосифа Сталина» Роберта Уилсона (того самого) действий вовсе даже семь, а продолжается опера немыслимые 12 часов.

Понятие «опера» Уилсон, правда, толкует расширительно: это пластический спектакль без пения на музыку нескольких композиторов, сюрреалистическое зрелище, имеющее к советской истории отношение разве что самое условное.

Можно себе представить, какое впечатление Уилсоновы семь актов могли произвести на оперную публику начала 1970-х.

микроскопический акт

«Пески времени» Питера Рейнолдса (1993)

Есть вроде бы полусерьезный, но активно развивающийся современный феномен, который можно назвать микрооперой: когда целая одноактная опера длится меньше, чем иная ария.

У московского композитора Андрея Семенова, к примеру, есть целый цикл опер продолжительностью минут по восемь-девять. Это, впрочем, еще не рекорд. Пока что самой маленькой оперой считаются «Пески времени» покойного композитора Рейнолдса.

Увертюру, хор, речитативы и арии — в «конденсированном», правда, виде — удалось уложить в три минуты и тридцать четыре секунды.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3730671

Одноактные оперы Глюка в современной интерпретации представили в столице

21.02.2014 | 10:49

Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Так говорил выдающийся австрийский композитор, яркий представитель эпохи барокко Кристоф Глюк.

Он вошел в историю как реформатор оперы, превративший оперную сцену в драматическую. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко к творчеству Глюка обратились впервые.

Одноактные оперы – «Китаянки» и «Исправившийся пьяница» преобразили в соответствии с современными реалиями. На генеральном прогоне побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Одноактные «безделушки» Глюка – так часто называют эти оперы – вещи малоизвестные даже в Европе. Предназначенную для исполнения на открытой сцене в саду оперную серенаду «Китаянки», и комическую оперу «Исправившийся пьяница» поставили на малой сцене Георгий Исаакян и Анатолий Ледуховский. Вещи разные по почерку, стилю, структуре – но объединненные музыкой Глюка.

Постановщик «Китаянок» Георгий Исаакян, признается: опера, написанная на итальянском триста лет назад в стиле барокко, мало понятна сегодняшнему зрителю. Поэтому историю о девушках с Востока, размышляющих о западном искусстве, режиссер переносит в некое абстрактное пространство. Его героини оживают в картинах Пикассо, Матисса.

«Мы в переводе допускаем вольности с тем, чтобы сегодняшний зритель цеплялся за это с какими-то актуальными событиями последних месяцев, – поясняет Георгий Исаакян. – Комическая опера «Исправившийся пьяница» была написана в 1760-м году во Франции.

Там же состоялась премьера. История Лафонтена о муже, которого жена пытается отучить от пьянства – проста и даже примитивна. Но композитор сумел увидеть в ней прекрасную основу для музыкальной комедии.

А режиссер Анатолий Ледуховский – добавил собственных красок и гротеска».

«Любая история требует мостика в сегодняшний день, – считает Анатолий Ледуховский. – Если его нет, это все превращается в музей. Поэтому мы попытались столкнуть музыку красивую с таким гротеском, с такой формой, сочетанием цветов контрастных, чтобы на этом что-то высечь».

Мультиинструменталист Петр Айду – специалист по эпохе барокко. Музыку Глюка считает остроумной и мастерски написанной. Но сложной для исполнения на современных инструментах.

«С музыкой, которая написана давно, есть такая проблема, что в реальности мы никогда не слышали, как она звучит, – поясняет Петр Айду. – Поэтому можно и нужно что-то делать, потому что неизвестно, что с ней на самом деле должно происходить».

Айду записал увертюру к «Китаянкам» на компьютере и аранжировал в стиле техно. А вступление к опере «Исправившийся пьяница» исполнил… на бутылках.

Оригинальное прочтение Глюка современными постановщиками наверняка привлечет внимание не только к личности незаслуженно забытого композитора, но и поможет зрителям лучше понять музыку эпохи барокко.

Новости культуры
 

Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/107387

Фестиваль одноактных опер

3 июня в Малом зале Казанской консерватории начался Фестиваль одноактных опер. Фестиваль приурочен к 70 летнему юбилею Казанской консерватории.

Это творческий проект Оперной студии под руководством А. И. Заппаровой.

Первой постановкой, представленной зрителям, стала опера Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец»), либретто А. Файзи, дирижёр С. Ферулаев, режиссер Г. Маковская, концертмейстер С. Зарифова.

Отметим, что опера «Качкын» – дипломная работа композитора – Назиб Гаязович начал работу над ней – студентом 3 курса Московской консерватории, а премьерой оперы в июне 1939 года был открыт Татарский государственный  оперный театр.

Следующей постановкой, представленной зрителям, стала опера Елены Анисимовой «Вий» (по одноимённой повести Н.В. Гоголя), также дипломная работа – её премьера прошла в 2006 году; либретто Е. Анисимова, дирижёр Т. Ахметов, режиссер М. Соколов, концертмейстер Т. Сафонова.

5 июня будет представлена опера В.А. Моцарта «Директор театра», дирижёр А. Заппарова, режиссер Р. Фаткуллин, концертмейстер Т. Сафонова.

Во всех спектаклях в оперных партиях заняты студенты 2-4 курсов факультета вокального искусства и студенты 1 курса – актёры музыкального театра.

Справка «КИ»

Работа над первой оперой Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец») началась летом 1935 года, о чём свидетельствуют документальные материалы: Личное дело студента III курса Московской консерватории Назиба Жиганова с учебным планом на Первый семестр, где записано: Опера “Беглец” на либретто Ахмета Файзи (I акт 2 картины) (Московская государственная консерватория сектор кадров Дело №  Жиганова Назиба Гаязовиича. 31.08.1935-23.06.1941 гг. на 14 листах, оп.15, св. 34), а также  – договор между композитором Н.Г. Жигановым и Татарской оперной студией при МГК о создании одноактной оперы “Беглец” (ГМТР п кол. 127 инв. № 124461), дата подписания договора 15 июня 1935 года.

С учётом фактов, изложенных самим Назибом Жигановым в письмах к  жене Серафиме, периода 2 – ой половины 1930 – х гг. (№№ 5-6 журнала “Казань” в 1996 г. (с.40-52) и отдельное издание “Письма Н.Г. Жиганова к С.А. Жигановой (1935-1946)” .- М.: “Композитор”, 2001, 226 с., в 2001 г.) – картина создание оперы «Качкын» выглядит следующим образом:

– лето 1935 г.  начало работы над оперой «Качкын»;

– лето 1936 г. закончена работа над одноактной оперой “Качкын”, состоялось прослушивание в Казани, композитору  предложено “расширить” оперу до трёхактной;

– весна 1937 г. состоялось прослушивание оперы в Казани с солистами, продолжение работы над 2 и 3 актами;

– 1937-1938 гг. – работа над трёхактной оперой “Качкын”, завершена в 1938 году;

Читайте также:  Как развить музыкальный слух – для самоучек

– 17 июня 1939 г. – премьера в Казани на сцене Большого драматического театра (нынешнее здание Большого драматического театра им. В.И. Качалова).

Г.Литинский и Н. Жиганов после репетиции увертюры из оперы Н.Жиганова Качкын Казань 1935-1936

Н. Жиганов, Ф. Яруллин, А. Файзи и Г. Литинский, Москва 1930-е гг.

Афиша премьерного спектакля оперы Н.Г. Жиганова Качкын (либретто А. Файзи), г. Казань, 1939 г.

Алексей Егоров,старший научный сотрудник

Музея композитора Назиба Жиганова

Источник: http://history-kazan.ru/15909-festival-odnoaktnykh-oper

Три одноактные оперы в Самаре

По разным, чисто техническим обстоятельствам официального открытия Камерного зала пока не произошло, но публика уже смогла по достоинству оценить эту роскошную театральную площадку на гостевых спектаклях.

Стильный, с элементами античной греческой архитектуры интерьер зала решен в сдержанной цветовой гамме, с которой удачно контрастирует отделанный богатым орнаментом насыщенно синий занавес.

Все это создает особую, исключительно интеллигентную атмосферу, настраивает на восприятие высокого искусства.

Одноактные представления, призванные погрузить зрителей в музыкальную атмосферу XVIII века, идеально вписались в интерьер Камерного зала.

Эти сочинения, созданные в разных европейских городах в 1780-90-е годы, в соответствии с замыслом режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе, составили по существу единое драматургическое целое, представив в ироничном, а подчас и гротесковом ключе различные стороны театральной жизни, закулисных взаимоотношений и существующего испокон века соперничества примадонн.

Внешняя легкость и непринужденность, свойственные старинным операм-буффа, не облегчают, а скорее усложняют задачу постановщиков. Эти камерные, с незатейливым сюжетом и рассчитанные на небольшой состав исполнителей сочинения требуют безупречного вкуса и даже изящества музыкального и сценического воплощения.

Оперы-буффа время от времени появлялись в репертуаре самарского театра. В 1983 году это был «Тайный брак» Чимарозы. В 1994 году гастролировавший в Самаре Московский камерный музыкальный театр под управлением Бориса Покровского познакомил местную публику с зингшпилем Моцарта «Директор театра».

Большим успехом пользовались поставленные в 1987 году Юрием Александровым и долго не сходившие со сцены одноактные оперы Доницетти «Пиратский треугольник» («Рита») и «Колокольчик». Столь же успешной оказалась и следующая самарская работа Александрова – комическая опера Доницетти Viva la Mamma (1997 год).

В этих спектаклях буквально фонтанировал раскрытый режиссером драматический и комический талант ведущих солистов оперной труппы.

Нынешняя постановка – одна из лучших в жанре оперы-буффа на куйбышевской – самарской сцене. В ней на высоте все компоненты музыкально-сценического действия: добротная и в то же время изящная интерпретация авторских партитур, захватывающая режиссура и броское, но отнюдь не кричащее оформление.

Сегодня совсем не модно воспроизводить на сцене «реалистическую» вампуку, будь то далекая старина, неясные образы которой всплывают в воображении современников, или окружающая нас вполне осязаемая действительность. Но взамен этого вряд ли уместны и порой устрашающие зрелища, создаваемые постановщиками в угоду своим псевдотворческим комплексам. Всего этого удалось избежать в новой постановке.

Компактное, выполненное в серебристых тонах оформление главного художника театра Елены Соловьевой подчинено сквозному действию спектакля. На просцениуме – массивный, покрытый темносиней – под цвет занавеса – скатертью стол.

На открывающемся заднике – узорчатая композиция из лавровых ветвей и музыкальных инструментов. Практически у всех персонажей поверх современных цивильных костюмов накинуты светлые туники, а на головах – украшенные орнаментом серебристые лавровые венки.

Так же одеты и музыканты возглавляемого маэстро Александром Анисимовым камерного по составу оркестра, занимающие свои места перед началом представления.

Все это создает атмосферу пикантной торжественности и условной отстраненности сценического действия от наших дней, соответствует колориту звучащей музыки и характеру персонажей. В то же время само по себе действие воспринимается как некая забавная игра, в которую вполне могут играть и наши современники, и в этом заслуга режиссера Михаила Панджавидзе.

«Избрание капельмейстера»

Избранием капельмейстера в комической кантате Гайдна занимаются древнегреческие боги. Это еще та компания, сразу настраивающая зрителей на веселый лад.

Появляющийся первым «старшой» – хитроватый бог огня и кузнечного дела Гефест – Ренат Латыпов явно занимает чужое место, небрежно выбрасывая вон находящуюся в центре стола табличку с именем своего брата покровителя искусств Аполлона.

Рядом с Гермесом бог вина Бахус – недавно перешедший из Астраханской оперы Иван Максимейко и богиня мудрости Минерва – Антонина Кабо. Не совсем, правда, понятно, почему в этой компании перемешаны персонажи греческой и римской мифологии.

Источник: http://www.operanews.ru/15022304.html

Бенджамин Бриттен. Опера «Ноев ковчег»

Опера «Ноев ковчег». Эту одноактную оперу создал английский композитор Бенджамин Бриттен, и адресована она именно детям. Впрочем, взрослые зрители тоже оценят ее по достоинству – и не только благодаря мастерству композитора и исполнителей, ведь это произведение развивает вечную тему, которая как никогда остро стоит перед современными людьми: проблема сохранения жизни человечества.

Оперный жанр привлекал внимание английского композитора Эдварда Бенджамина Бриттена на протяжении всей его творческой жизни. Можно сказать, что в его лице британская опера впервые заявила о себе после Генри Пёрселла.

Некоторые произведения адресованы детям – как, например «Давайте ставить оперу! Маленький трубочист», где дети получают возможность не только насладиться оперным спектаклям, но и узнать, как он создается.

Для детской аудитории предназначалась и опера «Ноев ковчег».

Сюжет, положенный в основу оперу «Ноев ковчег», известен широко – речь идет о библейской истории о Всемирном потопе, который Бог обрушивает на погрязшее во грехе человечество.

Только праведник Ной и его близкие, построившие по велению Господа ковчег, спасаются вместе с животными, чтобы заново дать начало жизни на обновленной Земле.

Впрочем, сюжет композитором был позаимствован не непосредственно из библейской книги Бытия, а из его средневековой обработки.

В Средние века – в том числе и в Англии – сюжеты из жизни святых или из Священного писания нередко представлялись в театрализованном виде. Назывались такие представления мираклями (от латинского слова miraclium – «чудо»). Наиболее древние английские рукописи, сохранившие тексты мираклей, относятся к XVI веку.

В одной из подобных рукописей, известной как Честерский цикл, содержится миракль о Всемирном потопе – вот на этот текст и опирался Бенджамин Бриттен, создавая оперу. Как и во всех английских мираклях, библейские персонажи изображаются здесь как живые люди, близкие и понятные современникам.

Так, сам Ной мало чем отличается от обычного английского горожанина XVI века, вынужденного терпеть сварливую жену – она откровенно насмехается над его планами строительства ковчега, в то время как сыновья Ноя помогают ему.

В то же время Ной выглядит опытным корабельщиком, со знанием дела прилаживающий бушприт, грот-мачту и снасти, чтобы «поднять паруса с отливом»… К честерскому мираклю о Ноевом потопе обращался не только Бриттен, но и другой выдающийся композитор ХХ века – Игорь Федорович Стравинский.

Опера «Ноев ковчег», при её создании для юных слушателей, композитор предполагал, что дети будут не только в зрительном зале – он предусмотрел участие детей в исполнении этого произведения. Взрослым певцам поручены только роли Господа Бога, Ноя и его супруги, в то время как роди детей героя, а также роли животных, которым суждено обрести спасение в ковчеге, рассчитаны на юных исполнителей.

Впрочем, не только участие сверстников в спектакле способно увлечь детей при просмотре оперы «Ноев ковчег». Композитор включает в партитуру множество остроумных звуковых приемов.

Наряду с эффектными, но все-таки традиционными ударными инструментами – такими, как литавры или колокольчики – здесь можно услышать такие необычные «музыкальные инструменты», как чашки, подвешенные на веревке, или даже… наждачная бумага.

В опере очень удачно сочетаются моменты разной природы – и драматические, и комедийные. Впрочем, занимательность этого произведения не заслоняет собою главной его идеи – глубокой веры и почтения к Богу.

Опера «Ноев ковчег», мировая премьера которой состоялась 18 июля 1958 года в городе Орфорд, расположенном в графстве суффолк, на Альдебургском фестивале. Но произошло это не в оперном театре, а в церкви – таково было желание композитора.

Следуя замыслу Бриттена, оперу долгое время ставили только в церквях, а также в залах духовных училищ, и лишь десятилетия спустя ее стали исполнять в театрах. В 1964 году в Англии она была поставлена на телевидении и на радио.

Самая масштабная постановка произведения осуществилась в 2004 году – в ней участвовало 300 детей.

Музыкальные Сезоны

Источник: https://musicseasons.org/noev-kovcheg/

Две одноактные оперы ХХ века в постановке Римаса Туминаса

Московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко пригласил на постановку очередной оперной премьеры художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова Римаса Туминаса.

В Музыкальном театре ждали этого сотрудничества несколько лет, предлагая режиссеру разные названия. И вот выбор сделан – две одноактных оперы: «Царь Эдип» Игоря Стравинского и «Замок герцога Синяя борода» Белы Бартока.

Премьерные показы объявлены на 16, 17, 18 и 19 марта.

Оперный «Царь Эдип» последует у Туминаса и его постоянных соавторов – художника Адомаса Яцовскиса и хореографа Анжелики Холиной – после двух версий на драматической сцене: в античном греческом театре в Эпидавре и в Театре имени Евгения Вахтангова в Москве. К участию в оперной постановке на роль Рассказчика приглашены артисты Вахтанговского театра – Сергей Епишев и Виталийс Семеновс.

Накануне премьеры, состоялась презентация спектакля, которая позволила заглянуть в творческую лабораторию его создателей.

Феликс Коробов, дирижер:

«Мы представляем две одноактные оперы – Стравинского «Царь Эдип» и Бартока «Синяя борода» – культовые музыкальные произведения начала ХХ века.

Любопытно, что между премьерами этих спектаклей прошло всего десять лет. Но это десятилетие было таким бурным, насыщенным, что, кажется, прошел целый век.

И сейчас эта музыка остается актуальной, остается современной, она должна увлекать публику не только умственно, но и чувственно.

Римас Туминас, Адомас Яцовскис и Анжелика Холина, работая на нашей сцене, оставили в нашем театре свою ауру и, надеюсь, оставляют и хороший спектакль».

Римас Туминас, режиссер:

«Я не встречал еще такой труппы – они все такие красивые, добрые! Их актерское существование меня очень порадовало: их воображение, сознание творит, они участники и создатели спектакля. Замечательно работает и звучит хор. И это открытие очень дорого для меня – это жизнь, это красиво.

Нас объединило ощущение театра, любовь к музыке, объединил материал: тема распада семьи и родословности, гибели и рока. «Царь Эдип» меня не отпускает.

Всю жизнь нас призывают к борьбе. Когда меня спрашивают, как дела, я всегда отвечаю: дела идут впереди, а я за ними. Нужно пропустить судьбу вперед. И в этом – не смирение, не поклонение, но тихая боль от того, что ты ничего не можешь. Боль постижения, стремления к истине, познание ее тайны.

Стравинский сократил античный текст в шесть раз, убрал второстепенных героев, сохранив лишь главную интригу трагедии. Мы попытались превратить этот спектакль в площадное представление.

Главное – не потерять чувство меры, вкус. Чтобы не потерять, нужно всю жизнь набирать, придумывать, создавать. Солист, как и актер, должен вбирать все то, что происходит в сегодняшней жизни.

Мышление – и есть современность».

В один вечер с «Царем Эдипом» будет идти одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Соседство это не характерное. Вместе их почти не исполняют. Но авторы постановки решили, что эти произведения роднит человеческая страсть к постижению истины и самого себя, к познанию невозможного.

«Синяя борода» – это некая притча. Чтобы любить, нужно чего-то не знать. Все мы так неудержимо стремимся к истине, а я бы повторил вслед за Катуллом: надо опустить паруса, чтобы не проплыть гавань».

Источник: http://www.vakhtangov.ru/news/2695

2 июня на сцене Национальной оперетты – одноактные оперы «Бастьен и Бастьенна» В-А. Моцарта и «Телефон» Дж. Менотти

2017-05-27 11:00 8509

Одноактные оперы «Бастьен и Бастьенна» В-А. Моцарта и «Телефон» Дж. Менотти для Киевского национального академического театра оперетты стали результатом первого и весьма позитивного опыта сотрудничества с молодыми режиссерами.

Две постановки, эскизы которых были показаны на малой сцене театра в начале 82 театрального сезона, по итогам Первого Международного конкурса-лаборатории «MusicalArtProject», инициированного генеральным директором-художественным руководителем Национальной оперетты н. а.

Украины Богданом Струтинским, в этом же сезоне вошли в репертуар театра.

Одноактная опера-зингшпиль (нем. Singspiel — разновидность комической оперы с разговорными диалогами) «Бастьен и Бастьенна» — была написана Моцартом, когда ему было всего 12 лет.

В 1768 году Вольфганг с отцом находился в Вене, и там, воодушевленный оперой Жана Жака Руссо «Деревенский колдун», написал оперу «Бастьен и Бастьенна» на либретто Фридриха Вильгельма Вайскерна и Иоганна AндреасаШахтнера.

Премьера оперы юного композитора состоялась в то же время, в саду одного венского врача и мецената, однако сведений об этой постановке почти не сохранилось. Следующая постановка оперы состоялась ​​лишь через сто лет после смерти композитора в Берлине, 2 октября 1890 года.

Опера-зингшпиль «Бастьен и Бастьенна» В-А. Моцарта — пасторальная история о двух влюбленных, легкая и смешная повесть о юной пастушке Бастьенне и ее возлюбленном Бастьене. Счастью влюбленных старается помешать, (а на самом деле помогает) колдун Колас.

Режиссер одноактовки, один из победителей конкурса «MusicalArtProject», Максим Булгаков подметил в сюжете либретто актуальный и современный аспект: влияние власти, денег на чувства молодых людей.

Читайте также:  Как сочинить текст песни

Режиссер представил своих лирических героев довольно смело и неожиданно.

Одноактная опера-буфф (итал. Оperabuffa — шуточная опера) «Телефон или Любовь втроем» Дж.

Меноттив постановке Юлии Журавковой, победительницы Международного конкурса-лаборатории «MusicalArtProject», намекает зрителям на то, что у живого общения есть значительные преимущества! Для показа на малой сцене Национальной оперетты Украины, Юлия Журавкова создала либретто на украинском языке, несколько изменяя детали и расставляя акценты. Либретто получилось весёлым, насыщенным смелой иронией и точными метафорами.

Молодая девушка Люси очень любит болтать по телефону, а ее парень Бен, проводник, спешит на поезд.

Бен хочет до отъезда успеть признаться в любви Люси, однако возникает масса препятствий, как, впрочем, это всегда случается в классической комедии положений! Артисты разыгрывают стремительную и жизнерадостную историю о том, что слишком страстное отношение к современным гаджетам может помешать обустроить собственную судьбу!

Джан Карло Менотти американский композитор, итальянского происхождения, создавал свои произведения в ХХ веке.

Его музыка — современная и образная, по мнению режиссера, прекрасно передает чувства героев друг к другу, их предпочтения и стремления.

Разделяете ли Вы взгляды героев? Какова современная молодая режиссура музыкального театра? Узнайте на вечере комических одноактных опер, поставленных победителями конкурса молодых режиссеров, в Национальной оперетте Украины!

Когда: 2 и 17 июня.

Где: Национальная оперетта Украины (г.Киев, ул. Большая Васильковская, 53/3, ст. метро «Олимпийская»)

Начало в 19:00

Стоимость билетов: 200-250грн

Купить билеты можно здесь: http://operetta.com.ua/ru/event/premera-telefon/

Источник: https://izvestia.kiev.ua/article/100906

Что такое опера в музыке: возникновение жанра, структура и виды оперы

Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

История оперы

В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство.

В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян.

В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.

Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку».

В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации.

Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.

Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер.

Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах.

Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.

Драматический театр

Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.

Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.

Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность.

Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано».

Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.

Распространение за рубежом

Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.

Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.

«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.

Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.

Сериа и буффа

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:

  • исторические или мифологические сюжеты;
  • преобладание речитативов над ариями;
  • разделение роли музыки и текста;
  • минимальная индивидуализация персонажей;
  • статичность действий.

Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.

В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям.

Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями.

Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.

Глюковская реформа

Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства.

Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты».

Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.

Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж.

Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы.

Они также нашли отражение в реформах XIX века.

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/chto-takoe-opera-v-muzyke-vozniknovenie-zhanra.html

26 апреля – Вечер одноактных опер Одноактная опера

[Версия для печати]

Премьера состоялась в 2016 г.

Продолжительность спектакля 2 часа Дирижер – Евгений Волынский МОЦАРТ И САЛЬЕРИ Моцарт – Лауреат Международного конкурса Павел Чикановский Сальери – Павел Локшин АЛЕКО Алеко – Лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Владимир Боровиков Земфира – Лауреат Международного и Всероссийских конкурсов Гузелья Шахматова Старый цыган – Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Виктор Кириллов дебют Молодой цыган – Алексей Пьянков дебют

Старая цыганка – Мария Фролова (Шевера)

Н. Римский-Корсаков МОЦАРТ И САЛЬЕРИ Музыкальный руководитель – Евгений Волынский Режиссер-постановщик – Вадим Кейш Необычный для Челябинска формат одноактных спектаклей воплотился на сцене театра. Знаменитое произведение Н. Римского-Корсакова по мотивам пушкинской драмы представлено в постановке режиссера Вадима Кейша.

Знаменитую трагедию разыграют всего два артиста, как это и задумано композитором. Вокруг черного рояля развернется нешуточная история о той страсти, которую может разжечь в сердце одного творческого дарования успех, слава и признание другого гения.

Знаменитый музыкальный критик Абрам Гозенпуд считал, что главным действующим лицом оперы является не Моцарт, а Сальери – именно этот образ психологически четко выверен музыкальной палитрой композитора. «Сальери Пушкина и Римского-Корсакова – не мелкий преступник, он жрец узкой идеи.

Для неё и во имя её он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство», – говорил музыковед. С.Рахманинов “АЛЕКО” Музыкальный руководитель – Евгений Волынский Режиссер-постановщик – Екатерина Василева Художник-постановщик, художник по костюмам – Софья Кобозева Во втором отделении вечера одноактных опер зрители увидят «Алеко» С. Рахманинова.

Это премьера, поставленная главным режиссером театра Екатериной Василевой. В основе либретто – поэма А. Пушкина «Цыганы». Но на первом плане не яркий колорит кочевой жизни, а человеческие истории, близкие по своей сути каждому человеку. «Очень часто эта опера ставится поверхностно и режиссеров больше привлекает магия цыган, какая-то внешняя картинка. Конечно, все это должно быть.

Но самое важное – это люди, которые по-своему несчастны. Когда я работала над образами, я понимала, что все эти люди окружают нас в жизни», – пояснила Екатерина Василева. Психологическая драма на музыку С. Рахманинова заставляет зрителя взглянуть внутрь себя и задуматься о собственных переживаниях.

Новая работа Екатерины Василевой выполнена в соавторстве с художником Софьей Кобозевой. Этот тандем уже подарил театру в 2015 г. модерновую постановку «Жанна Д’Арк» («Орлеанская дева» П. Чайковского). В спектакле «Алеко» – также необычное визуальное решение. На сцене будто возникает два мира цыган: реалистичный и фантазийный с синими лошадьми, красными деревьями и многим другим.

Место проведения: Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки

Начало в 18.30
 

Источник: http://kultura174.ru/Publications/afisha/Show?id=10598

Топ 10 самых знаменитых опер в мире

Всем поклонникам классической музыки, наверняка, интересным будет узнать, какие оперы признаны в мире самыми лучшими, хотя, что и говорить, на эту тему можно дискутировать часами.

Оперные произведения по праву занимают важную нишу в ветке музыкально-драматических произведений, они почитались самыми аристократическими кругами нашего общества и, надо заметить, остаются популярными по сей день.

Как известно, оперные произведения бывают разными – романтические, комические, опера-балет и так далее – однако, среди них всех есть те, которые признаны лучшими из лучших. Давайте узнаем, о чем идет речь.

  • «Травиата», Джузеппе Верди

Открывает наш топ 10 самых знаменитых опер в мире «Травиата», написанная композитором Джузеппе Верди.

Интересным является тот факт, что первая постановка, которая проходила в Венеции в 1853 году, потерпела сокрушительный провал, однако, после нескольких доработок приобрела мировую славу и известность.

Опера повествует о красивой куртизанке с неизлечимой болезнью, жизнь которой полна любви, интриг, обманов, позднего раскаяния и даже самопожертвования.

  • «Война и мир», С. Прокофьев по роману Л. Н. Толстого
Читайте также:  История российского гимна от самого первого до современного

Если вы читали книгу или хотя бы смотрели одноименный фильм, то, наверняка, знаете, в чем там соль.

Пышные балы, утонченные дамы, совсем юная Наташа Ростова, французские офицеры, простые жители и действия, разворачивающиеся на фоне войны 1812 года.

План оперы состоит из двух частей и предполагает показ, разделенный на два вечера, однако, существует и специальный сокращенный вариант для одного вечера.

Пожалуй, одно из самых узнаваемых произведений в мире классической музыки, мелодии и даже целые арии из «Кармен» известны в народе, их часто можно услышать в фильмах или даже мультфильмах.

Первая постановка «Кармен» свершилась именно в Париже в 1875 году, и, опять-таки, завершилась полным провалом, ее раскритиковали в пух и прах, возможно, именно бурные обсуждения творения и создали для «Кармен» ее будущую популярность.

После небольшой доработки она снова появилась на парижских подмостках, после чего продолжила свое триумфальное шествие по всей Европе, Америке и России.

  • «Лючия ди Ламмермур», Г. Доницетти

Трагическая опера итальянского композитора, которая на сегодняшний день является одним из лучших образцов стиля бельканто. Если говорить о сюжете, то он сильно напомнит «Ромео и Джульетту», ведь здесь, как и там, есть трагическая история влюбленных, роковые ошибки, враждующие кланы, пылкие чувства, безумие и горькая смерть в финале.

  • «Богема», Джакомо Пуччини

Искренняя и трагическая история швеи Мими и ее возлюбленного поэта Рудольфа, которая разворачивается на фоне жизни тогдашней богемы Парижа.  Впервые произведение вышло в свет в 1896 году, сегодня же остается одним из самых популярных в мире, а арии из нее входят в обязательную концертную программу любого уважающего себя оперного артиста.

  • «Севильский цирюльник», Джоаккино Россини

Комическая и яркая опера, которая рассказывает о хитром и остроумном цирюльнике Фигаро. Так уж случилось, что граф Альмавиве влюбился в красавицу Розину, а Фигаро со всех сил помогает ему добиться расположения красавицы.

Произведение озорное и увлекательное, полное веселых недоразумений и путаницы.

Премьера, как и у многих других известных произведений, была неудачной, однако, со временем, «Севильский цирюльник» стал пользоваться бурной популярностью у зрителя, что и продолжается по сей день.

  • «Волшебная флейта», В. А. Моцарт

Разве можно представить себе список опер, в котором бы не значилось имя гениального композитора Моцарта? Вероятно, самой знаменитой и наиболее часто исполняемой его оперой является именно «Волшебная флейта», которая впервые была поставлена в Вене. Дирижером выступал сам композитор! В центре истории – принц Тамино, который проходит через все испытания и трудности, чтобы добиться любви и расположения дочери Царицы ночи.

  • «Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт

Еще одно произведение Моцарта, повествующее о суматохе подготовки к свадьбе камердинера Фигаро и хорошенькой служанки Сюзанны. А хлопот, как оказалось, хватает! Все это оформлено в юмористической и очень воодушевляющей манере. Впервые опера была поставлена в Вене в 1786 году, но полное признание получила только после повторной постановки в Праге того же года.

  • «Евгений Онегин», П. И. Чайковский

Известнейшее произведение русского композитора, без которого список известнейших опер мира не был бы полным. «Евгений Онегин» прекрасно сочетает в себе мелодичность пушкинского слова и гармоничность музыки Чайковского, кстати, это одна из тех знаменитых опер, которая пользуется бурным успехом у зрителя на Западе.

  • «Норма», Винченцо Беллини

Ее называют ультраклассикой, в особенности, великолепную и крайне сложную арию «Casta Diva». Премьера оперы состоялась в 1831 году, в Милане. В наше время справиться со сложнейшими партиями сопрано смогли немногие, среди них Галина Вишневская и непревзойденная Монтсеррат Каабалье.

Источник: https://brjunetka.ru/top-10-naibolee-izvestnyih-oper-v-mire/

Поговорим об опере

Опера – сложное музыкально-драматическое произведение. Сложное по составу: она основана на музыке, слове и сценическом действии; пожалуй, это самый сложный из существующих традиционных музыкальных жанров с точки зрения ее сочинения. Но сложность – это не приговор, а объективная оценка.

А вот слушать и понимать оперу могут все, кто к этому стремится.

Ради чего люди приходят в оперный театр? Для получения эстетического удовольствия, потому что здесь, кроме музыки, присутствует театральное действие, основанное на литературе (либретто). Это уникальное сочетание! Такого нет больше ни в одном виде искусства.

Самый важный элемент оперы – пение. Именно пение, человеческий голос, передаёт все оттенки человеческих переживаний, психологическое состояние героя, его характер и темперамент. Не менее важно и драматическое действие, сюжет оперы.

Музыка обогащает понимание драматического действия и характера произведения в целом.

Таким образом, все составляющие оперы взаимосвязаны, и только в этом единстве мы получаем произведение, которое дарит нам радость познания мира и человека в нём.

История оперы

Опера возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. В Италии был открыт и первый оперный театр (Венеция, 1637 г.).

Конечно, не сразу опера появилась в том виде, в котором она существует сейчас – был долгий путь её становления.

Сначала появились мистерии. Мистерия – это один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками.

Вот так выглядела постановка мистерии во Фландрии в XV в.

Музыка в мистериях звучала только эпизодически. А вот в пасторалях, которые были популярны в XVI в., музыка звучала чаще. Пасторали поэтизировали мирную и простую сельскую жизнь.

В конце XVI в. в такие представления стало вводиться одноголосное пение, что приближало уже произведение к опере, какой мы её знаем сейчас. Считается, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 г. на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном.

Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Опера стала быстро распространяться по всей Европе. И уже в конце XVII-начале XVIII в. начали складываться основные разновидности оперы: опера Seria (большая серьёзная опера) и опера Buffa (комическая опера).

А как развивалась опера в россии?

В развитие этого музыкального жанра большой вклад внесли композиторы Е. Фомин, А. Верстовский, В. Пашкевич.

Впервые в России опера была поставлена в 1736 г. итальянскими оперными труппами. Аристократическое общество быстро признало оперу средством отличного развлечения и стало приглашать иностранных композиторов для создания новых опер. Но это были оперы в основном на итальянском языке. Первую оперу на русском языке создал в 1755 г.

также иностранец – итальянский композитор Франческо Арайя. Сюжет оперы также был иностранным – древнегреческий миф. Очевидно было, что при такой любви к опере русских аристократов пора бы уже создать оперу собственными силами.

Было решено направить за границу для обучения и совершенствования в оперном жанре композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

М. Бельский «Портрет Д. Бортнянского» (1788)

Композиторы создали свои оперы. Например, Д. Бортнянский является автором опер «Сокол» (1786), «Празднество сеньора» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787) и других музыкальных произведений. Наряду с М. Березовским Д. Бортнянский считается создателем классического типа русского хорового концерта.

Портрет Е. Фомина

Евстигней Ипатович Фомин (1761-1800) является автором первой русской оперы на отечественный сюжет: оперу «Новгородский богатырь Василий Болеславич» он сочинил на либретто императрицы Екатерины II.

В 1788 г. Е. Фомин написал одну из наиболее известных своих опер: «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Но дирекция императорских театров не приняла её к постановке, лишь в 1800 г. эта опера увидела сцену.

Известна мелодрама Е. Фомина «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 г.

Е. Фомин является одним из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Но его творческое наследие долго оставалось малоизвестным. Только в середине XX в.

некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны. Последняя известная работа – опера «Золотое яблоко» – сохранилась только в виде оркестровых партий.

Авторству Фомина также приписывались другие оперы, авторство которых пока не установлено.

Портрет А. Верстовского. Гравюра Карла Гампельна (1830-е гг.)

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) – русский композитор. Автор преимущественно опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854) и др. Лучшей считается опера «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н.

 Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Написал более 30 опер-водевилей: «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и др.

Он также прославился романсами.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

М.И. Глинка. Фотография 1856 г.

Итак, мы видим, что в России постепенно складывалось своё оперное творчество, но основоположником русской национальной оперы считается именно М.И. Глинка.

Будучи в творческой поездке в Италии и Германии, Глинка обдумывал план создания русской национальной оперы. Он долго искал сюжет и наконец, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В 1835 г., вернувшись в Россию, он приступил к написанию оперы.

В 1936 г. опера «Жизнь за царя» была закончена, а её премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Большом театре Санкт-Петербурга. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. Позже опера стала называться «Иван Сусанин».

В 1837 г. М. Глинка начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Таким образом, рождение русской национальной оперы состоялось, и оперный жанр в России начал активно развиваться.

Структура оперы

Как мы уже говорили, операэто сложный, синтетический жанр, объединяющий различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера создаётся на основе либретто – литературного произведения (уже известного или специально написанного).

Оперный коллектив

В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.

Женские голоса: сопрано (высокий голос), меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот), контральто (самый низкий женский певческий голос).

Галина Вишневская. Фото с сайта megabook.ru

Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.

Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.

Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (конкретные примеры мы приводим лишь для того, чтобы можно было представить звучания голоса. Не все названные певцы являются оперными).

Мужские голоса: контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение), тенор (высокий певческий мужской голос), баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором), бас (наиболее низкий мужской певческий голос).

Самый известный контратенор – Барри Гибб, британский певец, композитор и продюсер.

Известные теноры: Николай Басков, Карел Готт, Александр Градский, Марио Дель Монако, Майкл Джексон, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Энрико Карузо и др.

Александр Градский

Известные баритоны: Сергей Волчков, Юрий Гуляев, Роберто Лоретти, Муслим Магомаев и др.

Муслим Магомаев. Фото с сайта http://muslimmagomaev.ru

Известные басы: Луи Армстронг, Борис Гмыря, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов и др.

Опера делится на акты (завершённая часть оперы, обычно между актами бывают перерывы), картины (часть акта), сцены (часть действия), номера (отдельное законченное по форме выступление). Перед актами бывает пролог (вводная часть, предисловие), в конце оперы – эпилог (заключительная часть).

Музыкальные номера оперы: речитативы (певучая речь), ариозо (небольшая ария), песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.

Симфонические формы: увертюра (инструментальное вступление к опере), интродукция (то же самое, что и увертюра или вступление, только к отдельному номеру), антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Сцена из оперы А. Бородина «Князь Игорь»

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах: арии, ариозо, ариетте, каватине, монологе, балладе, песне.

В кульминационных или заключительных моментах оперного действия появляются ансамбли (дуэт, трио, квартет и т.д.).

Хор в опере может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; может показывать монументальные картины народной жизни и т.д.

Иногда в опере участвует балет.

Оперный театр

Оперный театр создаётся специально для показа оперных постановок.

Здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.

 Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

Большой театр в Москве был открыт в 1825 г. Это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Популярные оперы

Самыми популярными во всём мире являются оперы «Травиата» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Д. Пуччини, «Тоска» Д. Пуччини, «Волшебная флейта» Моцарта. Среди 50 популярных опер мира – две русские оперы: «Евгений Онегин» (№ 14) и «Пиковая дама» (№ 45) П. И. Чайковского.

Опера в современном мире

Опера по-прежнему популярна, оперные спектакли ставятся и посещаются. Существует только одна неприятная тенденция: разгул экспериментаторства на больших и малых сценах, когда произвольно истолковывается замысел автора, изменяются акценты. Вольная интерпретация порой далеко уводит от той идеи, которую стремился донести до слушателей композитор.

Источник: http://www.classic-musik.com/opera/64-2015-10-13-16-50-53

Ссылка на основную публикацию