Периодизация музыкальной культуры

Конспект по Истории Русской Музыки

1. Периодизация Истории русской музыки:

Периодизация.

Единообразной периодизации истории русской музыки не существует. Обычно для эпохи Средневековья выделяют три периода:

до монголо-татарского нашествия (11–13 вв.),

московский период (14 – начало 17 вв.),

эпоха перелома (от воцарения династии Романовых в 1613 по царствование Петра I, начало 18 в.). Далее, 18 в. часто делят на два периода – послепетровский, отмеченный наиболее сильным иноземным влиянием, и екатерининский (последняя треть века), когда начинают появляться признаки национальной музыкальной школы.

Первую четверть 19 в. обычно рассматривают как эпоху раннего романтизма, нередко это время называют также «до-глинкинской» или «предклассической» эпохой.

С появлением опер М.И.Глинки (конец 1830-х – 1840-е годы) начинается классический период русской музыки, достигающий расцвета в 1860–1880-е годы.

С середины 1890-х годов и до 1917 (вторую дату правильней отодвинуть несколько дальше, к середине или даже второй половине 1920-х годов) постепенно разворачивается новый этап, отмеченный сначала развитием – на фоне классических традиций – стиля «модерн», а потом иных новых направлений, которые можно обобщить терминами «футуризм», «конструктивизм» и т.д.

В истории русской музыки советского периода выделяют довоенный и послевоенный периоды, а во втором из них обозначают как рубеж начало 1960-х годов.

С конца 1980-х годов начинается новый, современный период русского музыкального искусства.

2. Особенности художественной культуры Древней Руси:

Художественная культура Древней Руси: краткая характеристика

Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в I тысячелетии н. э. европейскую территорию России. Это было связано с языческим культом и носило магически-анимистический характер и широко входило в повседневный быт древних славян.

Архитектура восточных славян I тысячелетия н. э. стала известна по археологическим раскопкам и скудным литературным данным. Материалом для сооружения жилищ и храмов служило дерево.

К глубокой древности относится и возникновение крестьянского жилища — избы с ее простыми и целесообразными формами, соответствующими суровому климату.

Процесс феодализации привел в IX в. к образованию Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире. Соседи, испытавшие военную мощь нового славянского государства стремились установить с Киевом экономические и культурные отношения.

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего в культурном плане, чем обладала передовая для того времени Византия. С X по XV в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским.

Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери.

Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину.

Итак, сложение древнерусской государственности и обращение к христианству, воздействие византийской художественной традиции оказало значительное влияние на формирование древнерусского искусства.

В архитектуре в начале X-XI веков отчетливо отслеживается византийский тип крестово–купольного храма и его трансформация на русской почве (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде): на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма.

Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Большого расцвета архитектура достигла в XII веке — постройка Успенского собора во Владимире, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью, чудо русской архитектуры — храм Покрова на Нерли.

Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню.

В иконописи X-XI веков также прослеживаются перенесение на русскую почву принципов византийской монументальной храмовой декорации, использование византийской иконографии и техники иконописи. В ХI – XII вв. было создано много икон. Их трудно группировать по школам, поскольку в них много общего, византийского.

По своей манере исполнения они мало отличались от произведений византийского иконописного искусства того же времени, что является характерной чертой начального периода древнерусской живописи.

В ней все было подчинено созданию величавых и напряженных образов, в которых зритель должен был ощущать строгость и силу христианской религии и её святых. Поэтому иконы самого раннего периода отличаются предельной скупостью изобразительных средств и сумрачностью колорита, что сближало их с византийскими.

Вместе с тем они имели и характерную чисто русскую черту. Первые национальные иконы были гораздо монументальнее византийских, что достигалось не только за счет больших размеров, но и особых средств художественного выражения.

В частности, изображаемые на иконах фигуры представлялись фронтально и неподвижно, со строгими лицами, на гладких фонах, чаще всего золотых или серебряных. Наряду с византийскими на иконах стали изображаться собственные иконографические типы.

К концу XII в. на Руси слагается новое архитектурное направление и для русского зодчества наступает новый этап развития. Это проявилось в специфических формах, присущих каждой архитектурной школе, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковыми.

На смену статичным, уравновешенным храмам, увенчан­ным одной массивной главой и большей частью скупым декоративным убранством фасадов приходят здания со столпообразным построением объема, подчеркнутой динамичностью композиции, чрез­вычайно богатой декоративной разработкой фасадов и, как правило, трехлопастным их завершением.

Однако в XIII веке с монголо-татарским нашествием архитектура древней Руси пережила кризис, были разгромлены и сожжены наиболее крупные архитектурно-строительные центры, уничтожены или уведены в плен мастера.

На киево-черниговской терри­тории разгром был настолько сильным, что монументаль­ное строительство здесь вообще прервалось на длительный срок. Генеральную линию развития русской архитектуры стало представлять зодчество Северо-Восточной Руси, а в 14-15 веках пережило подъем.

Архитектура Новгорода XIV –– XV вв. характеризуется развитием типа небольших каменных храмов.

Монументальная иконопись Новгорода в то время находилась под влиянием творчества Феофана Грека. Под влиянием новгородской живописи в разных местах возникли свои художественные центры, из которых вышло немало превосходных произведений.

Новгородская живопись выработала свой стиль — простой и лаконичный, отбрасывая ненужные подробности и стремясь к конкретности и определенности в трактовке образов и евангельских сцен. Палитра живописцев состоит из интенсивных, ярких красок с преобладанием киновари и различных оттенков зеленого цвета.

Вполне самобытными чертами отличается и живопись Пскова. Образы псковских икон обладают большой силой эмоционального воздействия. Лики святых исполнены глубокой серьезности и значительности.

Псковские зодчие и живописцы пользовались большим авторитетом и приняли непосредственное участие в огромной художественной работе, которая развернулась в XV и XVI столетиях в Москве.

Читайте также:  Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

В целом, новгородское и псковское искусство представляет собой замечательное явление в истории русской художественной культуры. Оно активно участвовало в ее сложении и создало ценности, имеющие мировое значение.

3. Общая характеристика древнерусского певческого искусства:

Древнерусское искусство в период с XI по XVII столетие существовало и развивалось в основном как проявление церковного сознания и религиозного устремления Руси.

Подавляющее большинство памятников культуры того времени имели прямое отношение к богослужению.

В архитектуре это прежде всего храмы и монастыри, в изобразительном искусстве — иконы, фрески и миниатюры, в литературе — немалое количество богослужебных текстов, а в музыке — богослужебное пение.

Древнерусскую культуру созидали профессионалы своего дела, об этом свидетельствует, например, творчество иконописцев. Они создали с веками высочайший, и при этом в целом ровный уровень художественного мастерства.

Это сильно контрастирует с изобразительным искусством западной Европы, где исполнительский уровень часто был пёстрым: гениальность и отточеность соседствует с примитивом и дилетантизмом. Подобная разница зависела прежде всего от разницы поставленных задач: если в Европе главным было поразить и удивить, то на Руси — очистить и возвысить.

Поэтому, основным принципом развития искусства у нас был принцип накопительный, когда от предыдущего опыта брали всё самое лучшее, стремясь не добавить от себя чего-либо субъективного и неправильного.

Древнерусское певческое искусство — это основное, практически единственное проявление музыкальной культуры на Руси в период от принятия Христианства до конца XVII века. Певческое искусство этого периода — богослужебное пение (за крайне редким исключением).

Естественно, существовала и внецерковная, в том числе языческая культура, включавшая в себя игру на музыкальных инструментах. Но, явления этого рода были настолько малы по отношению к церковно-певческой культуре, что не оставили после себя почти никаких следов.

Также стоит отметить факт сильного преувеличения роли языческого элемента для древнерусского искусства в работах учёных советского времени по вполне понятным идеологическим причинам.

После крещения Руси не могла не появиться проблема правильного совершения богослужения, в частности, и в вопросе пения: первое время почти весь клир состоял из греков, которые были направлены к нам для помощи в устроении церковной жизни. Естественно, что и пение с собой они принесли византийское.

Но очень скоро параллельно с византийским пением (которое с некоторыми изменениями просуществовало на Руси до нач. XIV века под названием «кондакарного») появилось пение русское: это был знаменный, или, как ещё его называли, столповой роспев.

Роспев — это певческо-мелодическая система, характеризуемая особенной, чётко организованной структурой построения мелодического материала, основой которого являются попевки.

Знаменный роспев (не «распев», как часто сейчас путают!) — явление без преувеличения уникальное для всей мировой культуры: появившись примерно в конце XI века, знаменный роспев просуществовал на Руси как основной тип богослужебного пения до 2-й четверти XVIII века.

Бытование знаменного р-ва в глубинке отмечается вплоть до нач. XIX века; известно, что в некоторых монастырях, напр. Валаамском, даже в начале XX столетия знаменный р-в сохранялся в певческом обиходе как один из основных, а у старообрядцев и до нашего времени. При этом в период с XII по нач.

XVIII века знаменный р-в был основным стилем богослужебного пения.

600 с лишним лет — это колоссальный срок для культурного явления, которому просто нет равных как по устойчивости стиля (знаменный роспев претерпел за это время относительно небольшие изменения), так и по продолжительности существования! Все эти факты свидетельствуют о том, что знаменный р-в идеально подходил для богослужения прежде всего как пение молитвенное; пение, веками отточенное во всех своих деталях; пение, где каждый звук был доведён до совершенства. Определяющим для этого было церковное, богослужебное сознание русских православных людей.

Мелодия знаменного р-ва строга и величественна, и вместе с тем полностью лишена чувственных эмоций, пусть то даже будут чувства, которые можно охарактеризовать как «высокие переживания» и тому подобное.

Знаменный роспев трезвит, именно трезвит ум человека, а душу возвышает и очищает. Приводя чувства молящегося в полный покой, знаменное пение способно погрузить человека в состояние созерцания и умной молитвы.

Но, вместе с ценностью богослужебной, нельзя не отметить и высочайшие художественно-эстетические достоинства знаменного роспева.

Несмотря на кажущуюся простоту (одноголосие формально проще многоголосия) это сложнейшее и тончайшее музыкальное явление: мелодическая красота и удивительная композиционная цельность пронизывает всю структуру роспева, от отдельно взятого произведения до всего корпуса песнопений.

II.

История древнерусского богослужебного пения может быть условно поделена на три основных периода:

— ранне-истиноречный (кон. XIв. — кон. XIVв.)

— раздельноречный или хомония (кон. XIVв. — 40-е годы XVIIв.)

— ново-истиноречный (от 40-х годов XVIIв.)

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1952;

Источник: https://poznayka.org/s5860t1.html

Музыка для всех — История музыки от эпохи средневековья, периода классицизма и до современной

Музыка эпохи средневековья — период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э.

Европа:

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях.

Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.).

Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников.

В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).
Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор.

Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка вновь выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило — в одном лице) и с восприятием.

И в содержании музыки, и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер — лучший представитель общины). Во всём царят строгая традиционность и каноничность.

Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, XI век), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность.

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

Читайте также:  Влияние музыки на психику человека: рок, поп, джаз и классика – что, когда и для чего слушать?

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии, XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

Восточная Европа и Азия

Запись знаменного пения крюками В Восточной Европе и Закавказье (Армения, Грузия) развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм.

В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает культовое знаменное пение (Знаменный распев), основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только чисто вокальными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему записи нот (крюки).

В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Средней Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется феодальная музыкальная культура особого типа.

Её признаки — широкое распространение светского профессионализма (как придворного, так и народного), приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами, достигающими, однако, высокой изощрённости в отношении мелодики и ритмики, создание весьма устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих в себе строго определённые виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур (мугамы, макамы, раги и др.).

Музыка эпохи Возрождения- период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами

В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ.

Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в предыдущие столетия.
К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах, входящих в орбиту Возрождения.

И все же со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в странах Восточной Европы.

Музыка Ренессанса (1534-1600)

Источник: http://www.muzikavseh.ru/index/0-4

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов

Периодизация отечественной музыкальной культуры послереволюционного и сталинского периодов

Октябрьская революция 1917 года в корне изменила жизнь миллионов людей, их традиционный быт, сознание, культуру. Главная особенность новой эпохи – небывалая плотность времени, стремительность происходящих событий: революция, гражданская война, коллективизация, повлекшая за собой разорение деревни, индустриализация, жестокая борьба с религией, эпоха культа личности (доносы, концлагеря, расстрелы), Великая отечественная война, переселение народов, критические кампании в культуре.

События 1917 г. имели огромное значение для художественной жизни России. Отношение к революции творческой интеллигенции было неоднозначным.

Многие покинули Родину: Рахманинов, Шаляпин, Метнер, Прокофьев, Стравинский, уехавший перед первой мировой войной долгие годы был лишен возможности посетить Россию.

Некоторые из них не смогли адаптироваться на чужбине и возвращались обратно: Прокофьев, из писателей и поэтов – Горький, Куприн, Цветаева.

Судьбы многих художников в России складывались драматично: гибель Гумилева, Мандельштама, Мейерхольда, Есенина; самоубийства Маяковского и Цветаевой; травля Ахматовой, Зощенко, Пастернака. Это с одной стороны. А с другой – необычайная творческая активность отечественных художников, писателей, поэтов, музыкантов, режиссеров, актеров. В этом и состоит неповторимое своеобразие культуры и искусства советского времени.

^

Угроза распада государственности обусловила замедление пульса культурной жизни. Деятели искусства имели относительную свободу авторского самовыражения, которая с каждым годом все более ограничивалась. В 1922 г. организуется Главлит – комитет, контролировавший всю литературную продукцию на территории страны; в 1923 г.

– Главрепертком, где политредактором по музыке был композитор- авангардист Николай Рославец. В Госиздате формируется Агитационный подотдел, печатающий литературу исключительно пропагандистского содержания. Пролетаризация высшего образования затрагивает и музыкальное образование. В 1924 г.

начинается всеобщая вузовская чистка, которая затронула главные ВУЗы страны, в том числе и консерватории.

В Московской консерватории, например, создается ФКП (фракция красной профессуры), по социальному признаку там сократили 30 % студентов (особенно много – на фортепианном и вокальном факультетах, многие выпускались с «волчьим билетом»: Гавриил Попов). С 1922 по 1933 г.г. в консерватории можно было поступать по партийной или комсомольской путевке (без экзаменов). Ленин даже планировал закрыть Большой театр, чему воспротивились Луначарский, Маленков, Сталин.

^ Отмечен созданием новых ценностных установок. Публикуются первые декларации о политике партии в области искусства, регулирующие вопросы художественного творчества. Появляется огромное количество надзирающих структур: Пролеткульт, Наркомпросс, Главискусство и др.

^

Образуется ССК (Союз советских композиторов), куда «влились» РАПМ, АСМ. Государство вступает с композиторами в плановые товарно-денежные отношения и начинает оплачивать всю творческую продукцию.

В результате происходит поворот композиторов в сторону идеологически верного высказывания. Строго оценивалось либретто в музыкально-театральных сочинениях (особенно в опере), тексты песен, кантат, ораторий.

Любые отклонения «от курса» резко порицались (статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь» об операх и балетах Шостаковича.) Чуть большая свобода отличала музыку инструментальных жанров. Но и в ней вскоре стали требовать соответствующие духу времени концепции.

Так, например, сложилась концепция 5 симфонии Шостаковича («показать оптимизм как мировоззрение») с «правильным» финалом.

^

Самый плодотворный период по количеству созданных шедевров. В 1939 г. образуется Музфонд. Композиторы находятся на самой верхней ступени в иерархической лестнице деятелей искусств.

^

Кульминационный период по степени воздействия руководства партии на композиторов.

Постановление ЦК ВКПб «Об опере «»Великая дружба» Вано Мурадели» положило начало жесткой критической кампании, направленной против выдающихся композиторов современности: Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна и др. Происходят «чистки» преподавательского состава.

Читайте также:  Развивающие музыкальные игры для детей

В это время была сформирована репертуарная политика советского государства. Ее основы были заложены Лениным, который считал, что все произведения должны иметь политическую направленность. Происходит подмена критериев: главным становится содержание произведения, его агитационный смысл.

Активно развиваются органы цензуры. В 1929 г. публикуется первый репертуарный указатель – список разрешенных или запрещенных к исполнению произведений, в том числе и музыкальных. Произведениям присваивались литеры: «А», «Б», «В», «Г».

В музыкальном театре катастрофически сокращается зарубежный и русский репертуар. После постановки «Жар-птицы» Стравинского и «Саломеи» Р. Штрауса в 20-х годах не ставится ни одно новое западно-европейское сочинение. Зато «открывается дорога» советским однодневкам. В 50-е годы разрешенных западных опер – около 30; западных балетов – ни одного.

Источник: http://zadocs.ru/cultura/26815/index.html

Презентация на тему «Музыкальные эпохи»

  • Скачать презентацию (6.04 Мб)
  • 1384 загрузки
  • 4.1 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация подготовлена для проведения урока музыки на тему «Музыкальные эпохи» с целью изучения становления и развития музыки в каждом из периодов времени, их особенностями и представителями.

Краткое содержание

  • Средневековье
  • .Возрождение
  • Барокко
  • Классицизм
  • Романтизм
  • Русская музыка
  • Современная музыка
  • Формат

    ppt (powerpoint)

  • Количество слайдов

    9

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

  • Слайд 2
    • Время церковных напевов и распевов. А как иначе, когда церковь главенствует над всеми сферами жизни? Поэтому всех музыкантов тянули в хоры монастырей и храмов. В эту же эпоху стоит вписать бардовскую песню (исполнялась воинами), а так же трубадуров (это уже рыцари).

      В крупнейших замках музыканты эпохи Средневековья открывали народу баллады, эпическую музыку. Использовали разные музыкальные инструменты (в основном с Востока) — например — лютня или виола.

      Следует отметить, что на этом участке времени музыкант является ключевой фигурой — лицом общины, а потому — многоуважаем.

    • Под конец тысячелетия(990 год) появилось многоголосие. А там где многоголосие, там снова хоры и группы (с использованием всевозможных дудок и органов).

      Именно в эпоху Средневековья зародились устойчивые национальные традиции в музыке.

  • Слайд 3

    В Европе активно развиваются все формы и виды искусства, поэтому данная эпоха называется Возрождением. Резкий подъём, новые творческие школы, новые инструменты (например — клавишные в В XV—XVI вв. Начали использовать такие как: клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел). Но настоящую популярность они получат позже.

    Первыми выдающихся успехов добились музыканты Нидерландов, Италии и Франции, а позже и восточная часть Европы начала перенимать музыкальный опыт у «западников». Главным инструментом эпохи Ренессанса (Возрождения) можно смело называть орган. Постепенно круг, используемых инструментов расширялся, например виолами и лютней.

    Так же, как и в Средневековой эпохе большая часть произведений направлено на церковь (хоры, мессы). Именно в эпоху Возрождения происходил процесс обновления и преодоления сложившихся норм, в связи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.

    В заключение можно сказать, что это время было очень сложным для истории музыки.

  • Слайд 4

    Музыка эпохи Барокко зародилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала эпохе классицизма. Представителей этого этапа всем известны со школы (Вивальди, Бах и др.)Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса.

    Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и пр.

    ) Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса, несмотря на то, что детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода Барокко.

  • Слайд 5
    • Разговаривая о классицизме стоит упомянуть — не путайте классическую музыку с эпохой классицизма. Классическая музыка — это определение скорее всего общее название для старинной музыки. Но сюда мы всё равно отнесём Моцарта и Бетховена.

    • Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы.

      Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.

    • В период классицизма появляется струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра.
  • Слайд 6
    • Музыка периода романтизма развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период.

      Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, эта ботва была основной во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

    • Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в.

      , так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада

  • Слайд 7

    Во 2-ой четверти 19-го века русская музыка вступила в период своего расцвета. Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Наиболее значимыми жанрами стали оперы, романсы, симфонии и камерно-инструментальная музыка.Новый этап начался в 60-е годы. Основанное в 1859 году А.

    Рубинштейном русское музыкальное общество способствовало приобщению широких кругов слушателей к серьезной классической музыке. Создание консерваторий в 1862 году в Петербурге и в 1866 году в Москве положило начало подготовке профессиональных композиторов, педагогов, музыкальных критиков.

    В 60-е и 70-е годы за решительное обновление русской музыки выступают композиторы «Могучей кучки» во главе с Балакиревым.Годы 80-е и 90-е, когда творчество многих композиторов достигает высокой зрелости, выдвигается новое поколение талантливых музыкантов.Конец 19-го, начало 20-го века ознаменовались огромными историческими сдвигами.

    В этот период большое внимание в русской музыке уделяется таким направлением как символизм и романтизм.

  • Слайд 8
    • Электронные инструменты и новые формы цифровой записи и обработки звука открыли радикально новые возможности для композиторов.

      Цифровые технологии способны воспроизвести звуки практически всех музыкальных инструментов, а также создавать абсолютно новые звуковые комплексы, используя ранее недоступные приемы.

    • Новые информационные технологии сделали путь от композитора к слушателю максимально кратким. Интернет дает возможность современным композиторам знакомить огромное количество слушателей и исполнителей со своим творчеством.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/music/muzykalnye_epohi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector