- В этой статье мы поговорим с вам об основах образования ладов на основе тетрахордов. Это система, которая использовалась в древней Греции и с определенными поправками перешла в классическую и современную музыку
- Тетрахордом называется отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра — четыре и хорд струна).
- Система тетрахордов была базовой в греческой музыке и использовалась для построения ладов.
Сегодня большинству музыкантов тетрахорды известны из уроков сольфеджио. Как правило, гамму мажора или минора разделяют на 2 тетрахорда и поют сначала один, а потом на октаву ниже второй, что позволяет ученикам с небольшим диапазоном голоса петь лад от любой ноты. В нотной записи это выглядит следующим образом:
Однако главное удобство тетрахордов не в том, что их можно использовать в сольфеджио, а том что любой лад состоит из тех или иных тетрахордов, что позволяет очень легко запомнить структуру ладов, а также изобретать свои собственные.
Так как одним из важных условий для образования тетрахорда является его поступенность, то любой тетрахорд ограничен диапазоном кварты (это одно из определений тетрахорда в целом — лад из четырех звуков в пределах кварты)
Поэтому количество тетрахордов конечно. Вот некоторые из них.
Сочетая тетрахорды друг с другом мы можем получить все известные лады.
Например, мажорный тетрахорд ( он же называется ионийским)
в сочетании с мажорным дает обычный мажор, в сочетании с минорным мелодический минора, в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический.
Сочетая фригийский тетрахорд с фригийскийм получаем фригийский лад:
лидийский с мажорным получим лидийский лад
Такой подход позволяет взглянуть на лады, как более простую организацию звуков и быстрее запомнить их звучание. Все что Вам нужно это научиться петь 4 звука тетрахорда и сочетать их с другими тетрахордами.
Данный подход проверен годами и однозначно рекомендуется всем изучающим теорию музыки и сольфеджио.
Используя сочетания разных тетрахордов вы можете получать новые звучания и лады. Например, 2 лидийский тетрахорда дадут незамкнутую в октаву ладовую систему, а смещение 2 минорных тетрахордов дает уменьшенный лад.
Здесь нужно помнить о том, что базовые правила говорят о разделении тетрахордов расстоянием квинты, то есть независимо от того на какой ноте заканчивается первый тетрахорд, второй всегда начинается с 5 ступени. Но так как ступень может быть понижена, то возникает возможность для сочетания 2 минорных тетрахордов
Источник: http://study-music.ru/tetraxord/
Петь в терцию
Тетрахорд – это греческое слово. Оно сложено из двух корней: «тетра» в переводе значит «четыре», «хорд» – «струна».
Если осмыслить эти два корня в единой связи, то получается, что тетрахорд – это четыре струны или четырёхструнный музыкальный инструмент.
Знаете ли вы какие-нибудь четырёхструнные инструменты? Наверное, в ответ на этот вопрос вы вспоминаете скрипку, виолончель, кто-то вспоминает бас-гитару.
Вторую часть слова – «хорд» – можно и по-другому терминологически адаптировать. Мы можем заменить «струну» ступенью, и тогда тетрахорд для нас будет представлять собой ряд звуков из четырёх музыкальных ступеней. Это определение для тех, кто ходит на уроки сольфеджио будет более понятным, родным и актуальным. Давайте озвучим ещё раз.
Итак, тетрахорд – звукоряд из четырёх ступеней, которые идут подряд один за другим, и которые можно сыграть или спеть вверх или вниз. Приведу примеры: до, ре, ми, фа – тетрахорд, и ля, си, до, ре – тоже тетрахорд, или ля, соль, фа, ми – ещё один тетрахорд. Придумайте для закрепления ещё парочку примеров сами.
Практическое применение знаний о тетрахордах
Для чего тетрахорды были нужны древним грекам? Они складывали из них лады. Для чего тетрахорды понадобятся нам с вами? Как это ни удивительно, но понадобятся они нам для пения гамм.
Как петь гамму тетрахордом?
Любую гамму можно разделить на два тетрахорда: нижний и верхний. Нижний тетрахорд составляют первые четыре ступени гаммы – I, II, III, и IV, а верхний – оставшиеся последующие четыре ступени – V, VI, VII и I наверху (повторение тоники).
На рисунке гамма соль мажор поделена на тетрахорды. Нижний тетрахорд здесь составляют звуки соль, ля, си и до; верхний тетрахорд – ре, ми, фа-диез и соль. Сами тетрахорды обозначены квадратными скобочками:
Теперь по поводу того, как всё это дело поётся, и зачем это нужно. Дело в том, что в гаммах высоких тональностей – таких, как соль мажор или ля мажор, появляются ноты из второй октавы, которые нам петь неудобно. Это нормально – мы же не колоратурные сопраны, у большинства из нас, особенно в начале обучения музыке, небольшой диапазон.
Вот как раз в таких случаях очень выручает умение делить гамму на тетрахорды. Нижний тетрахорд мы можем спеть там, где он написан, не напрягая при этом своего голоса, а высокие звуки из верхнего тетрахорда мы просто спускаем на октаву вниз. Вот как это будет выглядеть:
Поиграйте этот пример на пианино, хотя бы на виртуальном. Правда, звучит забавно? Вот так же и надо петь гамму! Минорные гаммы тоже можно делить на тетрахорды. В качестве примера возьмём фа минор в гармоническом виде:
А теперь, давайте я вам пожелаю счастья и отпущу заниматься своими делами. Про тетрахорды вам, как начинающим сольфеджистам, то, что я рассказал здесь, знать достаточно. Приятного «музыколюбия»!
Автор – (админ)
Source: music-education.ru
Источник: https://kak.lesovir-c.com/pet-v-terciju/
тетрахорд — Tetrachord
В теории музыки , тетрахорд ( греческий : τετράχορδoν , Latin : tetrachordum ) представляет собой серию из четырех нот , разделенных тремя меньшими интервалами .
В традиционной теории музыки, тетрахорд всегда охватывал интервал в кварте , 4: 3 Частоты доля, но в современном использовании это означает , что любая четыре нотной сегмент шкалу или тональной строку , не обязательно связанную с конкретной системой настройки.
история
Название происходит от тетра (от греко «четыре чего — то») и хорд (от греческой лопатки — «строки» или «Примечания»).
В древнегреческой теории музыки, тетрахорд означал сегмент больших и малые совершенных системы , ограниченных неподвижными ноты ( греческий : ἑστῶτες ); ноты между этим были движимыми ( греческий : κινούμενοι ).
Это буквально означает четыре строки , первоначально в отношении гренландских подобных инструментов , таких как лира или kithara, с неявным пониманием того, что четыре струны производством смежной (то есть, соединится) ноты.
Современная теория музыки использует октаву в качестве базовой единицы для определения настройки, где древние греки использовали тетрахорд. Древнегреческие теоретики признали , что октава является основным интервалом, но видели , как построенные из двух тетрахордов и целого тона .
Древнегреческая теория музыки
Древнегреческая музыка теория выделяет три родов ( в единственном числе: род ) из тетрахордов. Эти роды характеризуются самым большим из трех интервалов тетрахорда:
диатонический
Диатонической тетрахорд имеет характерный интервал , который меньше или равен половине общего интервала тетрахорда (или приблизительно 249 центов ). Эта характеристика интервал, как правило , немного меньше (примерно 200 центов), став весь тон . Классический, диатонической тетрахорд состоит из двух интервалов тона и одного из полутона , например , A-G-F-E.
хроматический
Хроматический тетрахорд имеет характерный интервал , который больше , чем около половины общего интервала тетрахорда, но не так велика , как четыре пятых интервала (приблизительно между 249 и 398 центов). Классический, характерный интервал представляет собой минорные третий (примерно 300 центов), а два меньших интервалов , равные полутона, например , А-G ♭ -F-Е.
энгармонический
Два греческий тетрахорд в энгармоническом роде, образуя энгармонический Дориан шкалу
Энгармонический тетрахорд имеет характерный интервал , который больше , чем примерно четыре пятых от общего интервала тетрахорда. Классический, характерный интервал представляет собой ditone или большая терция , а два меньших интервалов микрохроматика , например , А-G , -F -E.
Независимо от тюнинга тетрахорда, его четыре градуса названы, в порядке возрастания, hypate , parhypate , lichanos (или hypermese ) и Месье , а для второго тетрахорда в построении системы, paramese , пошлая , paranete и нет , Hypate и месье , а paramese и нет является «неперемещаемым», фиксированным кварту друг от друга, в то время как положение parhypate и lichanos , или банального и paranete , является подвижным.
Поскольку три рода просто представляют диапазоны возможных интервалов в пределах тетрахорда, различные оттенки ( chroai были определены) с определенными настройками.
После того, как род и оттенок тетрахорда определены, их расположение может производить три основных типа шкал, в зависимости от того, какой ноты из тетрахорда берутся в качестве первой ноты шкалы.
Сами тетрахорда остаются независимыми от чешуи , которые они производят, и никогда не были названы в честь этих масштабов греческих теоретиков.
шкала Dorian
Первая нота тетрахорда также первая нота шкалы:
Диатонический: E-D-C-B | А-Г-Р-Е
Хроматический: Е-Д ♭ -С-В | А-G ♭ -F-Е
Энгармонические: E-D -C -B | А-G -F -E
фригийский масштаба
Вторая нота тетрахорда (в порядке убывания) является первым из шкалы:
Диатонический: D-C-B | A-G-F-E | D
Хроматический: D ♭ -C-B | A-G ♭ -F-E | D ♭
Энгармонические: D -C -B | A-G -F -E | D
масштаб лидийский
Третья нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой из шкалы:
Диатонический: C-B | A-G-F-E | ОКРУГ КОЛУМБИЯ
Хроматический: C-B | A-G ♭ -F-E | D ♭ -C
Энгармонические: C -B | A-G -F -E | D -C
Во всех случаях, крайние ноты в тетрахордах, E — B, а A — E, остаются неподвижными, в то время как ноты в между различны в зависимости от рода.
пифагорейские тюнинги
Вот традиционные Пифагорейские тюнинги диатонических и хроматических тетрахорды:
Diatonic Play
hypate parhypate lichanos mese
4/3 81/64 9/8 1/1
| 256/243 | 9/8 | 9/8 |
-498 -408 -204 0 cents
Chromatic Play
hypate parhypate lichanos mese
4/3 81/64 32/27 1/1
| 256/243 | 2187/2048 | 32/27 |
-498 -408 -294 0 cents
Вот представитель Пифагор настройка энгармонических родов приписываемых Архит :
Enharmonic Play
hypate parhypate lichanos mese
4/3 9/7 5/4 1/1
| 28/27 |36/35| 5/4 |
-498 -435 -386 0 cents
Количество струн на классической лире варьировалось в разных эпохах, и , возможно , в разных местах — четыре, семь и десять побывав любимые номера. Большие весы изготовлены из соединится или разобщенных тетрахордов.
Конъюнкт тетрахорд разделяет ноту, в то время как расчлененные тетрахорда разделены дизъюнктивный тоном из 9/8 (пифагорейца главной второго).
Переменный конъюнкт и расчлененные тетрахорда образуют шкалу , которая повторяется в октаве (как в знакомой диатонической гамме , созданной таким образом , из диатонического рода), но это не единственная договоренность.
Греки проанализировали роды, используя различные термины, в том числе диатонической, энгармонические и хроматические. Весы изготовлены из соединится или разобщенных тетрахордов.
Didymos хроматической тетрахорд | 4: 3 | (6: 5) | 10: 9 | (25:24) | 16:15 | (16:15) | 1: 1 | Играть |
Эратосфен хроматической тетрахорд | 4: 3 | (6: 5) | 10: 9 | (19:18) | 20:19 | (20:19) | 1: 1 | Играть |
Птолемей мягкие хроматические | 4: 3 | (6: 5) | 10: 9 | (15:14) | 28:27 | (28:27) | 1: 1 | Играть |
Птолемей интенсивный хроматической | 4: 3 | (7: 6) | 8: 7 | (12:11) | 22:21 | (22:21) | 1: 1 | Играть |
Архит энгармонические | 4: 3 | (5: 4) | 9: 7 | (36:35) | 28:27 | (28:27) | 1: 1 | Играть |
Это неполная таблица superparticular делений на Чалмерсе после Гофмана.
вариации
Романтическая эпоха
Тетрахорды основанных на равной темперации настройки были использованы для объяснения общего heptatonic весы . Принимая во внимание следующие словарный запас тетрахордов (цифры дают число полутонов в последовательных интервалах тетрахорда, добавляя к пяти):
Основной | 2 2 1 |
Незначительный | 2 1 2 |
гармоника | 1 3 1 |
Верхний Minor | 1 2 2 |
следующие шкалы могут быть получены путем соединения двух тетрахордов с целой стадией (2) между:
Major + Major | 2 2 1: 2: 2 2 1 | Диатоническая Major |
Незначительное + Верхний Minor | 2 1 2: 2: 1 2 2 | Природная Minor |
Major + Harmonic | 2 2 1: 2: 1 3 1 | Harmonic Major |
Незначительное + Harmonic | 2 1 2: 2: 1 3 1 | Harmonic Minor |
Harmonic + Harmonic | 1 3 1: 2: 1 3 1 | Double Harmonic Scale или Gypsy Major |
Major + Верхний Minor | 2 2 1: 2: 1 2 2 | Мелодичный Major |
Незначительное + Major | 2 1 2: 2: 2 2 1 | Melodic Minor |
Верхний Minor + Harmonic | 1 2 2: 2: 1 3 1 | Неаполитанский Minor |
Все эти шкалы формируются два полных разобщенных тетрахордов: Вопреки греческой и средневековой теории, тетрахорда изменить здесь от шкалы масштабирования (т.е. С основным тетрахорд будет C-D-E-F, то ре мажор один D-E -F ♯ -G, С незначительным С-Д-Е ♭ -F, и т.д.).
Теоретики 19-го века древнегреческой музыки считали , что это также имело место в древности, и представить себе , что там существовали Дориан, фригийские или Лидийские тетрахордов. Это неправильное представление было осуждено в диссертации Отто Gombosi в (1939).
Анализ 20-го века
Теоретики позднее 20-го века часто используют термин «тетрахорд», чтобы описать любой набор четыре нотных при анализе музыки различных стилей и исторических периодов.
Выражение «хроматической тетрахорд» может быть использован в двух различных смыслах: описать особый случай, состоящий из четырех нот сегмента хроматической шкалы, или, в более исторически ориентированный контексте, для обозначения шести хроматических нот, используемых для заполнения интервал кварты, обычно находится в нисходящем басовые линии. Он также может быть использован для описывает наборы менее четырех нот, при использовании в масштабе, как мода, чтобы охватить интервал кварты.
Атональное использование
Аллен Форте иногда использует термин тетрахорд означает , что в другом месте он называет тетраду или просто «набор 4-элемента» — набор любых четыре смол или классов основного тона . В теории додекафонической , этот термин может иметь особый смысл любых последовательных четырех нот додекафонической строки в.
Незападные весы
Тетрахорды основанных на равных уравновешенные настройках были также использованы для аппроксимации общих heptatonic весов в использовании в индийских, венгерских, арабских и греческих нотах.
Западные теоретики 19 — го и 20 — го веков, убедившись , что любая шкала должна состоять из двух тетрахордов и тона, описаны различные комбинации , как предполагается, соответствуют разнообразному экзотическим масштабам.
Например, следующие диатонические интервалы одного, два или трех полутонов, всегда в общей сложности пять полутона, производят 36 комбинаций , когда присоединились целым шагом :
3 1 1 | 3 1 1 |
2 2 1 | 2 2 1 |
1 3 1 | 1 3 1 |
2 1 2 | 2 1 2 |
1 2 2 | 1 2 2 |
1 1 3 | 1 1 3 |
Индо-специфическая система тетрахорд
Смотрите также Карнатик рагу и индийскую классическую музыку .
Тетрахорды отделенные халфстепа называется также появляется особенно в индийской музыке. В этом случае нижний «тетрахорд» составляет шесть полутона (тритон). Следующие элементы производят 36 комбинаций , когда соединены халфстепом. Эти 36 комбинаций вместе с 36 комбинаций , описанных выше , производят так называемые «72 karnatic режимов».
3 2 1 | 3 1 1 |
1 2 3 | 2 2 1 |
2 2 2 | 1 3 1 |
1 3 2 | 2 1 2 |
1 2 3 | 1 2 2 |
1 2 3 | 1 1 3 |
персидский
Персидская музыка делит интервал четвертого по- другому , чем греческая. Например, Аль-Фараби описывает четыре жанров разделения четвертого:
- Первый жанр, соответствующий греческим диатонический, состоит из тона, тона и полутона, как G-A-B-C.
- Второй жанр состоит из тона, три четверти тона и три четверти тона, как G-А-В -С.
- Третий жанр имеет тон и четверть, три четверти тона и полутона, как G-A -B-C.
- Четвертый жанр, соответствующий греческому хроматические, имеет тон и полтора, полутона и полутона, как G-A ♯ -B-C.
Он по-прежнему с четырьмя другими возможными жанрами «разделив тон в четверти, восьмые, трети, половина трети, четверти трети, и комбинируя их в различных манерами». Позже, он представляет возможные позиции лад на лютне, производя десять интервалов, делящих интервал четвертого между строками:
Ratio: | 1/1 | 256/243 | 18/17 | 162/149 | 54/49 | 9/8 | 32/27 | 81/68 | 27/22 | 81/64 | 4/3 |
Примечание Имя: | С | C ♯ | C ♯ | С | С | D | E ♭ | E ♭ | Е | Е | F |
Cents: | 0 | 90 | 99 | 145 | 168 | 204 | 294 | 303 | 355 | 408 | 498 |
Если учесть , что интервал между четвертой струной лютни ( Ауд ) соответствует тетрахорду, и что есть два тетрахорда и основной тон в октаве, это создаст 25-тональное шкало.
Более включено описание (где Османские, персидские и арабское Перекрытие), из делений шкалы является то , что из 24 микрохроматики (смотрите также арабские Маки ).
Следует отметить , что Аль-Фараби, среди других исламских трактатов, а также содержатся дополнительные схемы разделения, а также обеспечивает блеск греческой системы, Aristoxenian доктрины часто включаются.
Композиционные формы
Тетрахорд, принципиально незавершенный фрагмент, является основой двух композиционных форм , построенных на повторение этого фрагмента: в жалобе и литии.
Нисходящая тетрахорд от тоники к доминирующим, как правило , в миноре (например , A-G-F-E в Незначительная), использовались со времен Возрождения для обозначения стенания.
Хорошо известны случаи включают Ostinato бас арии Дидоны Когда я лежал в земле в Генри Перселла «s Дидона и Эней , в Crucifixus в Иоганн Себастьян Бах » Массе s си минор, BWV 232, или tollis Qui в Mozart «s Месса до минор, KV 427 и т.д.
Этот тетрахорда, известный как Lamento ( «жалоба», «плач»), не используется до сегодняшнего дня. Вариант форма, полный хроматический спуск (например , A-G ♯ -G-F ♯ -F-E в Незначительном), была известна как Passus duriusculus в стиле барокко Figurenlehre .
Там существует короткая, свободная музыкальная форма эпохи романтизма , называется жалоба или Complainte (Fr.) или плач .
Это , как правило , множество гармонических колебаний в гомофонному текстуры, где бас спускается через некоторый тетрахорд, возможно , что в предыдущем пункте, но , как правило , один предлагая второстепенный режим .
Это тетрахорд, рассматривается как очень короткий земли бас , повторяется снова и снова по всей длине композиции.
Еще одна музыкальная форма, одного и того же периода времени, является ектения или litanie (Фр), или lytanie (О.Е. шпоры).
Кроме того , множество гармонических колебаний в гомофонному текстуры, но в отличии от стенаний, здесь tetrachordal фрагмента — по возрастанию или убыванию , и , возможно , заказан — устанавливаются в верхнем голосе , в манере в хоральной прелюдии .
Из-за крайней краткости темы и числа повторений , необходимых, и свободным от связывания последовательности аккордов , чтобы тетрахорд в плаче, ширина гармонической экскурсии в ектении, как правило , отличается.
Смотрите также
источники
дальнейшее чтение
- Anonymous. 2001. «тетрахорд». Музыкальный словарь Гроува , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джон Тиррелл . Лондон: Macmillan Publishers.
- Рана, Джон. 1980. Основы теории Атональная . Longman Music Series. Нью — Йорк и Лондон: Longman Inc .. ISBN 0-582-28117-2 .
- Редер, Джон. 2001. «Set (II)». Музыкальный словарь Гроува , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джон Тиррелл . Лондон: Macmillan Publishers.
Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Tetrachord