Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

  • В этой статье мы поговорим с вам об основах образования ладов на основе тетрахордов. Это система, которая использовалась в древней Греции и с определенными поправками перешла в классическую и современную музыку
  • Тетрахордом называется отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра — четыре и хорд струна).
  • Система тетрахордов была базовой в греческой музыке и использовалась для построения ладов.

Сегодня большинству музыкантов тетрахорды известны из уроков сольфеджио. Как правило, гамму мажора или минора разделяют на 2 тетрахорда и поют сначала один, а потом на октаву ниже второй, что позволяет ученикам с небольшим диапазоном голоса петь лад от любой ноты. В нотной записи это выглядит следующим образом:

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

Однако главное удобство тетрахордов не в том, что их можно использовать в сольфеджио, а том что любой лад состоит из тех или иных тетрахордов, что позволяет очень легко запомнить структуру ладов, а также изобретать свои собственные.

Так как одним из важных условий для образования тетрахорда является его поступенность, то любой тетрахорд ограничен диапазоном кварты (это одно из определений тетрахорда в целом — лад из четырех звуков в пределах кварты)

Поэтому количество тетрахордов конечно. Вот  некоторые из них.

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом? Сочетая тетрахорды друг с другом мы можем получить все известные лады.

Например, мажорный тетрахорд ( он же называется ионийским)

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

в сочетании с мажорным дает обычный мажор, в сочетании с минорным мелодический минора, в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический.

Сочетая фригийский тетрахорд с фригийскийм получаем фригийский лад:

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

лидийский с мажорным получим лидийский лад

Такой подход позволяет взглянуть на лады, как более простую организацию звуков и быстрее запомнить их звучание. Все что Вам нужно это научиться петь 4 звука тетрахорда и сочетать их с другими тетрахордами.

Данный подход проверен годами и однозначно рекомендуется всем изучающим теорию музыки и сольфеджио.

Используя сочетания разных тетрахордов вы можете получать новые звучания и лады. Например, 2 лидийский тетрахорда дадут незамкнутую в октаву ладовую систему, а смещение 2 минорных тетрахордов дает уменьшенный лад.

Здесь нужно помнить о том, что базовые правила говорят о разделении тетрахордов расстоянием квинты, то есть независимо от того на какой ноте заканчивается первый тетрахорд, второй всегда начинается с 5 ступени. Но так как ступень может быть понижена, то возникает возможность для сочетания 2 минорных тетрахордов

  • Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

Источник: http://study-music.ru/tetraxord/

Петь в терцию

Тетрахорд – это греческое слово. Оно сложено из двух корней: «тетра» в переводе значит «четыре», «хорд» – «струна».

Если осмыслить эти два корня в единой связи, то получается, что тетрахорд – это четыре струны или четырёхструнный музыкальный инструмент.

Знаете ли вы какие-нибудь четырёхструнные инструменты? Наверное, в ответ на этот вопрос вы вспоминаете скрипку, виолончель, кто-то вспоминает бас-гитару.

Вторую часть слова – «хорд» – можно и по-другому терминологически адаптировать. Мы можем заменить «струну» ступенью, и тогда тетрахорд для нас будет представлять собой ряд звуков из четырёх музыкальных ступеней. Это определение для тех, кто ходит на уроки сольфеджио будет более понятным, родным и актуальным. Давайте озвучим ещё раз.

Итак, тетрахорд – звукоряд из четырёх ступеней, которые идут подряд один за другим, и которые можно сыграть или спеть вверх или вниз. Приведу примеры: до, ре, ми, фа – тетрахорд, и ля, си, до, ре – тоже тетрахорд, или ля, соль, фа, ми – ещё один тетрахорд. Придумайте для закрепления ещё парочку примеров сами.

Практическое применение знаний о тетрахордах

Для чего тетрахорды были нужны древним грекам? Они складывали из них лады. Для чего тетрахорды понадобятся нам с вами? Как это ни удивительно, но понадобятся они нам для пения гамм.

Как петь гамму тетрахордом?

Любую гамму можно разделить на два тетрахорда: нижний и верхний. Нижний тетрахорд составляют первые четыре ступени гаммы – I, II, III, и IV, а верхний – оставшиеся последующие четыре ступени – V, VI, VII и I наверху (повторение тоники).

На рисунке гамма соль мажор поделена на тетрахорды. Нижний тетрахорд здесь составляют звуки соль, ля, си и до; верхний тетрахорд – ре, ми, фа-диез и соль. Сами тетрахорды обозначены квадратными скобочками:

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

Теперь по поводу того, как всё это дело поётся, и зачем это нужно. Дело в том, что в гаммах высоких тональностей – таких, как соль мажор или ля мажор, появляются ноты из второй октавы, которые нам петь неудобно. Это нормально – мы же не колоратурные сопраны, у большинства из нас, особенно в начале обучения музыке, небольшой диапазон.

Читайте также:  Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку

Вот как раз в таких случаях очень выручает умение делить гамму на тетрахорды. Нижний тетрахорд мы можем спеть там, где он написан, не напрягая при этом своего голоса, а высокие звуки из верхнего тетрахорда мы просто спускаем на октаву вниз. Вот как это будет выглядеть:

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

Поиграйте этот пример на пианино, хотя бы на виртуальном. Правда, звучит забавно? Вот так же и надо петь гамму! Минорные гаммы тоже можно делить на тетрахорды. В качестве примера возьмём фа минор в гармоническом виде:

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?

А теперь, давайте я вам пожелаю счастья и отпущу заниматься своими делами. Про тетрахорды вам, как начинающим сольфеджистам, то, что я рассказал здесь, знать достаточно. Приятного «музыколюбия»!

Автор – (админ)

Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом? Source: music-education.ru

Источник: https://kak.lesovir-c.com/pet-v-terciju/

тетрахорд – Tetrachord

В теории музыки , тетрахорд ( греческий : τετράχορδoν , Latin : tetrachordum ) представляет собой серию из четырех нот , разделенных тремя меньшими интервалами .

В традиционной теории музыки, тетрахорд всегда охватывал интервал в кварте , 4: 3 Частоты доля, но в современном использовании это означает , что любая четыре нотной сегмент шкалу или тональной строку , не обязательно связанную с конкретной системой настройки.

история

Название происходит от тетра (от греко «четыре чего – то») и хорд (от греческой лопатки – «строки» или «Примечания»).

В древнегреческой теории музыки, тетрахорд означал сегмент больших и малые совершенных системы , ограниченных неподвижными ноты ( греческий : ἑστῶτες ); ноты между этим были движимыми ( греческий : κινούμενοι ).

Это буквально означает четыре строки , первоначально в отношении гренландских подобных инструментов , таких как лира или kithara, с неявным пониманием того, что четыре струны производством смежной (то есть, соединится) ноты.

Современная теория музыки использует октаву в качестве базовой единицы для определения настройки, где древние греки использовали тетрахорд. Древнегреческие теоретики признали , что октава является основным интервалом, но видели , как построенные из двух тетрахордов и целого тона .

Древнегреческая теория музыки

Древнегреческая музыка теория выделяет три родов ( в единственном числе: род ) из тетрахордов. Эти роды характеризуются самым большим из трех интервалов тетрахорда:

диатонический
Диатонической тетрахорд имеет характерный интервал , который меньше или равен половине общего интервала тетрахорда (или приблизительно 249 центов ). Эта характеристика интервал, как правило , немного меньше (примерно 200 центов), став весь тон . Классический, диатонической тетрахорд состоит из двух интервалов тона и одного из полутона , например , A-G-F-E.
хроматический
Хроматический тетрахорд имеет характерный интервал , который больше , чем около половины общего интервала тетрахорда, но не так велика , как четыре пятых интервала (приблизительно между 249 и 398 центов). Классический, характерный интервал представляет собой минорные третий (примерно 300 центов), а два меньших интервалов , равные полутона, например , А-G ♭ -F-Е.
энгармонический

Два греческий тетрахорд в энгармоническом роде, образуя энгармонический Дориан шкалу

Энгармонический тетрахорд имеет характерный интервал , который больше , чем примерно четыре пятых от общего интервала тетрахорда. Классический, характерный интервал представляет собой ditone или большая терция , а два меньших интервалов микрохроматика , например , А-G , -F -E.

Независимо от тюнинга тетрахорда, его четыре градуса названы, в порядке возрастания, hypate , parhypate , lichanos (или hypermese ) и Месье , а для второго тетрахорда в построении системы, paramese , пошлая , paranete и нет , Hypate и месье , а paramese и нет является «неперемещаемым», фиксированным кварту друг от друга, в то время как положение parhypate и lichanos , или банального и paranete , является подвижным.

Поскольку три рода просто представляют диапазоны возможных интервалов в пределах тетрахорда, различные оттенки ( chroai были определены) с определенными настройками.

После того, как род и оттенок тетрахорда определены, их расположение может производить три основных типа шкал, в зависимости от того, какой ноты из тетрахорда берутся в качестве первой ноты шкалы.

Сами тетрахорда остаются независимыми от чешуи , которые они производят, и никогда не были названы в честь этих масштабов греческих теоретиков.

шкала Dorian
Первая нота тетрахорда также первая нота шкалы:
Диатонический: E-D-C-B | А-Г-Р-Е
Хроматический: Е-Д ♭ -С-В | А-G ♭ -F-Е
Энгармонические: E-D -C -B | А-G -F -E
фригийский масштаба
Вторая нота тетрахорда (в порядке убывания) является первым из шкалы:
Диатонический: D-C-B | A-G-F-E | D
Хроматический: D ♭ -C-B | A-G ♭ -F-E | D ♭

Читайте также:  Выразительные возможности целотонной гаммы

Энгармонические: D -C -B | A-G -F -E | D

масштаб лидийский
Третья нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой из шкалы:
Диатонический: C-B | A-G-F-E | ОКРУГ КОЛУМБИЯ
Хроматический: C-B | A-G ♭ -F-E | D ♭ -C
Энгармонические: C -B | A-G -F -E | D -C

Во всех случаях, крайние ноты в тетрахордах, E – B, а A – E, остаются неподвижными, в то время как ноты в между различны в зависимости от рода.

пифагорейские тюнинги

Вот традиционные Пифагорейские тюнинги диатонических и хроматических тетрахорды:

Diatonic Play 
hypate parhypate lichanos mese
4/3 81/64 9/8 1/1
| 256/243 | 9/8 | 9/8 |
-498 -408 -204 0 cents

Chromatic Play 
hypate parhypate lichanos mese
4/3 81/64 32/27 1/1
| 256/243 | 2187/2048 | 32/27 |
-498 -408 -294 0 cents

Вот представитель Пифагор настройка энгармонических родов приписываемых Архит :

Enharmonic Play 
hypate parhypate lichanos mese
4/3 9/7 5/4 1/1
| 28/27 |36/35| 5/4 |
-498 -435 -386 0 cents

Количество струн на классической лире варьировалось в разных эпохах, и , возможно , в разных местах – четыре, семь и десять побывав любимые номера. Большие весы изготовлены из соединится или разобщенных тетрахордов.

Конъюнкт тетрахорд разделяет ноту, в то время как расчлененные тетрахорда разделены дизъюнктивный тоном из 9/8 (пифагорейца главной второго).

Переменный конъюнкт и расчлененные тетрахорда образуют шкалу , которая повторяется в октаве (как в знакомой диатонической гамме , созданной таким образом , из диатонического рода), но это не единственная договоренность.

Греки проанализировали роды, используя различные термины, в том числе диатонической, энгармонические и хроматические. Весы изготовлены из соединится или разобщенных тетрахордов.

Didymos хроматической тетрахорд 4: 3 (6: 5) 10: 9 (25:24) 16:15 (16:15) 1: 1 Играть 
Эратосфен хроматической тетрахорд 4: 3 (6: 5) 10: 9 (19:18) 20:19 (20:19) 1: 1 Играть 
Птолемей мягкие хроматические 4: 3 (6: 5) 10: 9 (15:14) 28:27 (28:27) 1: 1 Играть 
Птолемей интенсивный хроматической 4: 3 (7: 6) 8: 7 (12:11) 22:21 (22:21) 1: 1 Играть 
Архит энгармонические 4: 3 (5: 4) 9: 7 (36:35) 28:27 (28:27) 1: 1 Играть 

Это неполная таблица superparticular делений на Чалмерсе после Гофмана.

вариации

Романтическая эпоха

Тетрахорды основанных на равной темперации настройки были использованы для объяснения общего heptatonic весы . Принимая во внимание следующие словарный запас тетрахордов (цифры дают число полутонов в последовательных интервалах тетрахорда, добавляя к пяти):

тетрахорд
халфстеп Строка

Основной 2 2 1
Незначительный 2 1 2
гармоника 1 3 1
Верхний Minor 1 2 2

следующие шкалы могут быть получены путем соединения двух тетрахордов с целой стадией (2) между:

Компонент Тетрахорды
халфстеп Строка
Результирующая Scale

Major + Major 2 2 1: 2: 2 2 1 Диатоническая Major
Незначительное + Верхний Minor 2 1 2: 2: 1 2 2 Природная Minor
Major + Harmonic 2 2 1: 2: 1 3 1 Harmonic Major
Незначительное + Harmonic 2 1 2: 2: 1 3 1 Harmonic Minor
Harmonic + Harmonic 1 3 1: 2: 1 3 1 Double Harmonic Scale или Gypsy Major
Major + Верхний Minor 2 2 1: 2: 1 2 2 Мелодичный Major
Незначительное + Major 2 1 2: 2: 2 2 1 Melodic Minor
Верхний Minor + Harmonic 1 2 2: 2: 1 3 1 Неаполитанский Minor

Все эти шкалы формируются два полных разобщенных тетрахордов: Вопреки греческой и средневековой теории, тетрахорда изменить здесь от шкалы масштабирования (т.е. С основным тетрахорд будет C-D-E-F, то ре мажор один D-E -F ♯ -G, С незначительным С-Д-Е ♭ -F, и т.д.).

Теоретики 19-го века древнегреческой музыки считали , что это также имело место в древности, и представить себе , что там существовали Дориан, фригийские или Лидийские тетрахордов. Это неправильное представление было осуждено в диссертации Отто Gombosi в (1939).

Анализ 20-го века

Теоретики позднее 20-го века часто используют термин «тетрахорд», чтобы описать любой набор четыре нотных при анализе музыки различных стилей и исторических периодов.

Выражение «хроматической тетрахорд» может быть использован в двух различных смыслах: описать особый случай, состоящий из четырех нот сегмента хроматической шкалы, или, в более исторически ориентированный контексте, для обозначения шести хроматических нот, используемых для заполнения интервал кварты, обычно находится в нисходящем басовые линии. Он также может быть использован для описывает наборы менее четырех нот, при использовании в масштабе, как мода, чтобы охватить интервал кварты.

Атональное использование

Аллен Форте иногда использует термин тетрахорд означает , что в другом месте он называет тетраду или просто «набор 4-элемента» – набор любых четыре смол или классов основного тона . В теории додекафонической , этот термин может иметь особый смысл любых последовательных четырех нот додекафонической строки в.

Незападные весы

Тетрахорды основанных на равных уравновешенные настройках были также использованы для аппроксимации общих heptatonic весов в использовании в индийских, венгерских, арабских и греческих нотах.

Западные теоретики 19 – го и 20 – го веков, убедившись , что любая шкала должна состоять из двух тетрахордов и тона, описаны различные комбинации , как предполагается, соответствуют разнообразному экзотическим масштабам.

Читайте также:  Midi-effect scale: тональность автоматом

Например, следующие диатонические интервалы одного, два или трех полутонов, всегда в общей сложности пять полутона, производят 36 комбинаций , когда присоединились целым шагом :

Нижний тетрахорд
Верхний тетрахорд

3 1 1 3 1 1
2 2 1 2 2 1
1 3 1 1 3 1
2 1 2 2 1 2
1 2 2 1 2 2
1 1 3 1 1 3

Индо-специфическая система тетрахорд

Смотрите также Карнатик рагу и индийскую классическую музыку .

Тетрахорды отделенные халфстепа называется также появляется особенно в индийской музыке. В этом случае нижний «тетрахорд» составляет шесть полутона (тритон). Следующие элементы производят 36 комбинаций , когда соединены халфстепом. Эти 36 комбинаций вместе с 36 комбинаций , описанных выше , производят так называемые «72 karnatic режимов».

Нижний тетрахорд
Верхний тетрахорд

3 2 1 3 1 1
1 2 3 2 2 1
2 2 2 1 3 1
1 3 2 2 1 2
1 2 3 1 2 2
1 2 3 1 1 3

персидский

Персидская музыка делит интервал четвертого по- другому , чем греческая. Например, Аль-Фараби описывает четыре жанров разделения четвертого:

  • Первый жанр, соответствующий греческим диатонический, состоит из тона, тона и полутона, как G-A-B-C.
  • Второй жанр состоит из тона, три четверти тона и три четверти тона, как G-А-В -С.
  • Третий жанр имеет тон и четверть, три четверти тона и полутона, как G-A -B-C.
  • Четвертый жанр, соответствующий греческому хроматические, имеет тон и полтора, полутона и полутона, как G-A ♯ -B-C.

Он по-прежнему с четырьмя другими возможными жанрами «разделив тон в четверти, восьмые, трети, половина трети, четверти трети, и комбинируя их в различных манерами». Позже, он представляет возможные позиции лад на лютне, производя десять интервалов, делящих интервал четвертого между строками:

Ratio: 1/1 256/243 18/17 162/149 54/49 9/8 32/27 81/68 27/22 81/64 4/3
Примечание Имя: С C ♯ C ♯ С С D E ♭ E ♭ Е Е F
Cents: 0 90 99 145 168 204 294 303 355 408 498

Если учесть , что интервал между четвертой струной лютни ( Ауд ) соответствует тетрахорду, и что есть два тетрахорда и основной тон в октаве, это создаст 25-тональное шкало.

Более включено описание (где Османские, персидские и арабское Перекрытие), из делений шкалы является то , что из 24 микрохроматики (смотрите также арабские Маки ).

Следует отметить , что Аль-Фараби, среди других исламских трактатов, а также содержатся дополнительные схемы разделения, а также обеспечивает блеск греческой системы, Aristoxenian доктрины часто включаются.

Композиционные формы

Тетрахорд, принципиально незавершенный фрагмент, является основой двух композиционных форм , построенных на повторение этого фрагмента: в жалобе и литии.

Нисходящая тетрахорд от тоники к доминирующим, как правило , в миноре (например , A-G-F-E в Незначительная), использовались со времен Возрождения для обозначения стенания.

Хорошо известны случаи включают Ostinato бас арии Дидоны Когда я лежал в земле в Генри Перселла «s Дидона и Эней , в Crucifixus в Иоганн Себастьян Бах » Массе s си минор, BWV 232, или tollis Qui в Mozart «s Месса до минор, KV 427 и т.д.

Этот тетрахорда, известный как Lamento ( «жалоба», «плач»), не используется до сегодняшнего дня. Вариант форма, полный хроматический спуск (например , A-G ♯ -G-F ♯ -F-E в Незначительном), была известна как Passus duriusculus в стиле барокко Figurenlehre .

Там существует короткая, свободная музыкальная форма эпохи романтизма , называется жалоба или Complainte (Fr.) или плач .

Это , как правило , множество гармонических колебаний в гомофонному текстуры, где бас спускается через некоторый тетрахорд, возможно , что в предыдущем пункте, но , как правило , один предлагая второстепенный режим .

Это тетрахорд, рассматривается как очень короткий земли бас , повторяется снова и снова по всей длине композиции.

Еще одна музыкальная форма, одного и того же периода времени, является ектения или litanie (Фр), или lytanie (О.Е. шпоры).

Кроме того , множество гармонических колебаний в гомофонному текстуры, но в отличии от стенаний, здесь tetrachordal фрагмента – по возрастанию или убыванию , и , возможно , заказан – устанавливаются в верхнем голосе , в манере в хоральной прелюдии .

Из-за крайней краткости темы и числа повторений , необходимых, и свободным от связывания последовательности аккордов , чтобы тетрахорд в плаче, ширина гармонической экскурсии в ектении, как правило , отличается.

Смотрите также

источники

дальнейшее чтение

  • Anonymous. 2001. “тетрахорд”. Музыкальный словарь Гроува , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джон Тиррелл . Лондон: Macmillan Publishers.
  • Рана, Джон. 1980. Основы теории Атональная . Longman Music Series. Нью – Йорк и Лондон: Longman Inc .. ISBN  0-582-28117-2 .
  • Редер, Джон. 2001. “Set (II)”. Музыкальный словарь Гроува , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джон Тиррелл . Лондон: Macmillan Publishers.

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Tetrachord

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector