Диагностика музыкальных способностей детей как не ошибиться

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

•          Беседа с ребенком

•          Определение общей музыкальности ребенка

•          Тестирование музыкальных способностей

Беседа с ребенком-  самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно  поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Беседа с ребенком должна преследовать две цели:

1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки.

Поэтому, если  ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:

•          Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?

•          Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?

•          Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)?

•          Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему?

•          Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?

•          Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.

Так  можно  определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься  музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

•          повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;

•          явное проявление интереса к звучанию музыки;

•          яркое эмоциональное проявление радости  во время звучания  любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

•          ребенок любит слушать разную музыку, не только детские  песни ; 

  Важно для достижения успеха:

•          Интерес, склонность  ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Определение склонность к музыке у детей в дошкольном  возрасте

Здесь применимы три способа – беседа с ребенком, тестирование  и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:

•          Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.

•          Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).

•          Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. 

Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Диагностика выявления у ребенка музыкальных способностей

Цель: выявление общей музыкальности ребенка, определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти.

Таблица

Ф.И. ребенка,возраст Музыкальный слух Чувство ритма
Тест 1 Тест 2

Диагностические задания:

Тест 1. Попросить ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажать на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков.

  Затем нажать две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажать те же клавиши по очереди.

Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросить, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.

Тест 3. Спеть ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросить ребенка повторить. Затем спеть ноту Ля первой октавы и снова попросить повторить. Если  ребенку трудно петь в этом диапазоне, спеть  ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробовать  разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно петь  без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном.   Звук фортепиано  «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросить ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют проверить:

•          музыкальный слух ребенка;

•          музыкальную память;

•          «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу);

•          диапазон голоса ребенка;

•          может ли ребенок интонировать (петь «чисто»);

Если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый.

Определение чувство ритма

Тест 1. Простучать (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросить ребенка повторить. Повторить тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя  разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросить ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполнить или поставить запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».

Тест 3. Попросить ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграть или поставить запись любой ритмичной детской музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче.

Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Ф.И. ребенка__________________________________________

Ф.И. ребенка__________________________________________

Возраст______________________________________________

Музыкальная деятельность (развитие вокальных способностей)

МесяцПараметры                  
1 Самостоятельная музыкально-певческая деятельность
2 Музыкальный слух
3 Чувство ритма
4 Эмоциональность/Артистизм
5
6
7
8
Заключение

Рекомендации___________________________________________________________

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/15/diagnostika-vyyavleniya-u-rebenka-muzykalnyh-sposobnostey

Как выявить музыкальные способности у ребенка

Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?<\p>

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, “самая строгая мать” (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Читайте также:  Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

– Ребенок узнает знакомые мелодии,

– Ребенок различает звуки по высоте:
(“птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким”, ” у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы” и т. д.)

– Самостоятельно или вместе со взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

– Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста “в телевизоре”).

– Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

– Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;

– Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;

– Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

– Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

– Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;

– Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;

– Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);

– И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

– яркое эмоциональное переживание музыки, – интерес к ней и

– желание заниматься музыкальной деятельностью.

Источник: https://rcmuzyka.com/kak-vyyavit-muzykalnye-sposobnosti-u-rebenka/

Мастер-класс по теме: «Диагностика музыкальных способностей учащихся»

Мастер-класс по теме:
«Диагностика музыкальных способностей учащихся»

Методические рекомендации для учителей музыки

Учитель музыки

Трофимова Г.Б.

МОУ Деденевская СОШ

Дмитровский район

Московская область

На уроках музыки учащиеся встречаются с классической и современной музыкой, с музыкой отечественных и зарубежных композиторов, а так же с музыкальным фольклором разных народов.

Способность школьников к эмоциональному, непосредственному и в то же время основанному на размышлении осмысленному восприятию музыкальный классики свидетельствует о степени их музыкального развития.

Многообразие музыкальных произведений окружает музыкальное сознание учащихся, вовлекая их постепенно в различные отношения с музыкой.

Классика – самый желанный руководитель психического развития детей. Музыка, выполняя множество жизненных задач, призвана решать, быть может, самую главную задачу – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества.

Цель – подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки.

Нет от природы неспособных к познанию музыки детей.

В центре каждого урока должны находиться:

– музыка

-учащиеся

-учитель

Учитель является глубоко заинтересованным посредником творческого взаимодействия школьников с музыкальным искусством.

Диагностируя сформированность музыкальных способностей у школьников, учитель может использовать такие методы, как наблюдение и тестирование. Наблюдение способствует выявлению прежде всего внешних педагогических факторов, а тестирование используется для определения и фиксации внутренних процессов, недоступных непосредственному наблюдению.

С помощью тестирования (диагностики) можно определить уровни:

  1. развития чувства темпа и метроритма;

  2. развития звуковысотного чувства;

  3. развития чувства тембра;

  4. развития динамического чувства;

  5. эмоциональной отзывчивости на музыку.

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности мы рассматриваем:

– способность равномерного движения, то есть умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, подскоков, двигательных реакций кисти пальцев рук или счета вслух);

– адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях – замедлениях);

– слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетание длительности звуков в единой темпометрической организации – собственно ритмическая способность.

Дидактическая игра-тест
«Шаги великана, Тома и гнома»

Цель: выявить уровень сформированности чувства метра.

Описание игры-теста.

Педагог. Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (в руки ребенка даются часы-будильник, ход которых – «тик-так» – отчетливо слышен).

Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг – на звук «так»), шаги его маленького друга – гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое).

Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг – на следующий «тик-так»).

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень. Точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех четырех «тактов» (такт равен 4 шагом, всего 16 приставных шагов).

2 балла – средний уровень. Воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16).

1 балл – низкий уровень. Сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге.

Дидактическая игра-тест «Ладошки»

Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла».

Описание игры-теста.

Педагог. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.

2 балла – средний уровень. Воспроизведение метра с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом).

1 балл – слабый уровень. Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов.

0 баллов – низкий уровень. Неровное, сбивчивое метрическое исполнение при помощи голоса.

2. Диагностика звуковысотного чувства

При определении звуковысотного чувства мы исходили из того, что сформированность звуковысотного чувства – это адекватное ощущение соотношения высоты звуков.

Игра-тест «Кот и котенок»

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства.

Описание игры-теста.

Педагог. Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется, например, звук «до первой октавы), а так – котенок (исполняется более высокий звук, например «ля» первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень.

2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

3. Диагностика чувства тембра

Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука.

Дидактическая игра-тест «Тембровые прятки»

Цель: выявить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал: музыкальные инструменты – фортепиано, баян, гитара, ксилофон, металлофон, кастаньеты, треугольник, бубен, барабан.

Описание игры-теста.

Педагог. Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее.

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень. Адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8-10 предъявленных фрагментов.

2 балла – средний уровень. Адекватное определение тембра первых семи исполняемых фрагментов.

1 балл – слабый уровень. Адекватное определение тембров первых трех фрагментов.

4. Диагностика динамического слуха

При определении уровня развития динамического слуха у школьников мы исходили из того, что чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Дидактическая игра-тест «Мы поедем в «Громко-тихо»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального стимула.

Стимулирующий материал: барабан.

Описание игры-теста.

Педагог. Мы поиграем с тобой в «Громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я – тихо и ты – тихо.

(Исполняется любой музыкальный фрагмент, адекватное исполнение контрастной динамики которого «форте»-«пиано» оценивается в 1 балл.)

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также исполнять ее на барабане.

(Исполняется музыкальный фрагмент. Адекватное динамическое исполнение первой фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и второй фразы «диминуэндо» – в 2 балла. Всего 4 балла.)

Критерии оценки.

4 балла – высокий уровень.

2-3 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игра-тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.

Описание игры-теста

Педагог. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания?

1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.

2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки?

3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки.

Для тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

  1. «Утреннее размышление» – спокойно, умиротворенно;

  2. «Сладкая греза» – нежно, ласково, мягко, чутко;

  3. «Баба Яга» – тревожно, сердито, враждебно;

  4. «Болезнь куклы» – жалобно, огорченно, скорбно;

  5. «Игра в лошадки» – проворно, игриво, задорно.

Критерии оценки.

2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания.

1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.

Надеюсь, что эти игры-тесты помогут учителям разнообразить методически уроки, внеклассные занятия, и обогатить свой опыт работы.

Источник: https://multiurok.ru/files/mastier-klass-po-tiemie-diaghnostika-muzykal-nykh-.html

Диагностика музыкальных способностей детей

Первые способности у многих детей проявляются уже в достаточно раннем возрасте. Кто-то хорошо рисует, кто-то быстро бегает, кто-то легко решает математические задачки, а кто-то с точностью воспроизводит мелодии.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста — серьезная тема, которой отведен целый раздел в психолого-педагогической практике.

Доверить ее лучше специалистам в этой области, однако некоторые методики можно применить и в домашних условиях.

Что нужно оценить

Нужно понимать, что под музыкальными способностями понимается не просто умение петь или играть на инструменте. Оценивать необходимо множество факторов, в том числе:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма;
  • координацию и моторику;
  • музыкальную память;
  • музыкальное чутье.

Одни факторы обусловлены физиологическими данными, другие — особенностями характера и темперамента. Соответственно, некоторые навыки можно успешно развить практически с нуля. Например, как развивать слух ребенка, знает любой профессиональный педагог по музыкальным дисциплинам.

Другое дело — врожденная музыкальная интуиция. Далеко не все популярные певцы, композиторы и музыканты могут похвастаться ее наличием.

Поэтому если уже с раннего возраста ребенок демонстрирует умение легко воспроизводить мелодии, значит, занятия музыкой в его жизни обязательно должны присутствовать. В то же время, если малыш, по мнению взрослых, не очень хорошо поет, рано ставить крест на его музыкальных способностях.

Исполнение песен — это, по большей степени, показатель умения владеть вокалом, а этот навык не является единственным определяющим в вопросе музыкального потенциала ребенка.

Читайте также:  Зигмунд фрейд о природе художественного творчества

Общение и наблюдение

Существует множество исследований и теорий, рассказывающих о том, как определить музыкальные способности у ребенка. Самый простой способ при этом — просто наблюдать за ним. Обращайте внимание на следующие моменты:

  • Общий интерес ребенка к музыке. Как он реагирует на песни? Прислушивается ли к фоновой музыке? Подпевает, подтанцовывает в процессе? Нравится ли ему какой-то конкретный стиль или его интересуют разные музыкальные направления?
  • Музыкальная память. Напевает ли малыш в течение дня ранее услышанные песни? Насколько точно он воспроизводит слова и мелодию? Возможно, ребенок сам придумывает «композиции», пусть даже без слов?
  • Чтение стихов. Стихотворения сами по себе очень ритмичны и выразительны. Если малыш обладает музыкальными способностями, то и стихи он будет читать эмоционально, не игнорируя интонационные ударения и паузы.
  • Публичные выступления. Диагностику развития музыкальных способностей детей можно проводить даже во время их выступлений в детском саду. Это могут быть как музыкальные номера, так и просто участие в пьесах. Стремление малыша показать себя на утренник — еще один важный момент, определяющий музыкальный потенциал.

И все же наиболее значимым фактором является непосредственно интерес ребенка к музыке. Все остальное — это лишь дополнительные показатели его психологической и эмоциональной готовности к занятиям.

Кстати, сам малыш тоже может рассказать взрослым о своей заинтересованности в изучении музыкальных дисциплин. Заведите с ним разговор о современных исполнителях, музыкальных инструментах и т. д. Посмотрите на его реакцию относительно данной темы и открытость в обсуждении.

Методики и упражнения

Помимо простого наблюдения, взрослые могут выполнять и простые упражнения, направленные на определение музыкального слуха и чувства ритма малыша. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы ребенок больше увлекся процессом.

  1. Включите или сыграйте на инструменте простую мелодию — короткую и понятную. Попросите ребенка ее воспроизвести. Если не получается с первого раза, повторите попытку несколько раз.
  2. Сыграйте на фортепиано два звука — из нижнего и верхнего регистра. Задача малыша — определить, какой звук выше, а какой — ниже. Если он не знает, что значит «выше и ниже» в отношении звуков, объясните ему, а затем повторите упражнение.
  3. Включите любую достаточно мелодичную песню. Попросите малыша похлопать в ладоши или потанцевать под музыку. Это упражнение поможет определить чувство ритма, от которого нередко зависит выбор музыкального инструмента для ребенка.
  4. Простучите или прохлопайте небольшой музыкальный отрывок. Попросите малыша повторить. При необходимости простучите отрывок еще несколько раз.

Нередко родителям кажется, что ребенок талантлив от рождения, поэтому по собственному решению определяют его в музыкальную школу. Однако объективные выводы относительно музыкального потенциала могут сделать только специалисты с музыкальной практикой.

А как вы обнаружили у своего малыша музыкальные способности? Планируете ли вы записать его в музыкальную школу, и проявляет ли сам ребенок интерес к музыке? Поделитесь своими историями в комментариях.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei-dietiei

Диагностика музыкальных способностей ребенка

Диагностика музыкальных способностей ребенка с отклонениями в развитии с использованием системы Саундбим-2.

Козырева В.П.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Проблема сложного дефекта становится все более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики и заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

Внутренний мир ребенка с проблемами сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие  окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Одним из средств способным решить все эти задачи, является музыкальное искусство.

Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Известна роль музыки в системе воспитания детей с отклонениями в развитии (А.А. Айдарбекова, И.Н. Воропаева, О.П. Гаврилушкина, И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко,  З. Матейова, Е.А. Медведева, С.М. Миловская, Э. Сеген).

Музыка обладает удивительной силой эмоционального воздействия  на человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными реакциями в организме. Каждое музыкальное произведение оказывает влияние на различные изменения в биохимических процессах организма ребенка.

Основа музыки – звук, акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.

Это изменение  может быть объяснено «как резонансными влияниями на заинтересованные внутриклеточные структуры, так и электромагнитным полевым воздействием» (С.В. Шушарджан).

Любой звук есть то ощущение (приятное или неприятное), которое он рождает у слушателя. Высота звука, тембр, сила или длительность могут вызвать приятные или неприятные воспоминания или ассоциации. «Временная организация звуков придает музыке форму и наделяет ее смыслом.

Она запускает когнитивный процесс, когда исполнитель, композитор или слушатель начинают постигать взаимосвязи между звуками, выстроенными  так, чтобы получился осмысленный рисунок» (Д. Алвин, Э. Уорик). Окружающая ребенка музыка способна менять его настроение и поведение – от апатии до бурной деятельности и наоборот.

Музыкальный опыт может как стимулировать, так и подавлять активность, гипнотизируя ребенка. Положительные реакции ребенка на музыку, которую он слышит или слушает, часто непредсказуемы, поскольку его поведение нерационально.

Тем не менее, мы можем увидеть у ребенка признаки удовольствия или недовольства, способность впитывать  и запоминать, желание повторить опыт или избежать его.

Выбор музыки для занятий с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии является сложной задачей. Одни дети предпочитают «живую» музыку, которую им играет педагог.

Другим нравится музыка, звучащая на магнитофоне, а кому-то нравятся музыкальные звуки, которые воспроизводят отдельные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные.

Но есть дети, которые просто не имеют возможности выражать себя через звуки, используя обычные инструменты.

Традиционно в системе дошкольного образования используются групповые музыкальные занятия, во время которых основное внимание уделяется прослушиванию, запоминанию и воспроизведению музыкальных произведений.

Как правило, музыкальный руководитель лимитирован в использовании многих музыкальных инструментов, музыкальных ладов и звуковых эффектов.

В работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, музыкальные групповые занятия на начальном этапе не всегда приемлемы из-за нарушений внимания, недоразвития интеллекта, патологии эмоционально-волевой сферы и по ряду других причин.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы нами было проведено экспериментальное обследование и разработана программа по музыкальному воспитанию детей с тяжелыми нарушениями развития, которая предусматривает доступные методы и формы музыкально-педагогического воздействия, стимулирующие ребенка для дальнейшего вовлечения в обучающее пространство.

Исследования проводились в 2007 году на базе детского развивающего центра «Подсолнух» г. Москвы. Экспериментальную группу составили 42 дошкольника с различными  нарушениями в развитии.

Все дети имели медицинские заключения специалистов  о  состоянии здоровья: 12- ти детям был поставлен диагноз ранний детский аутизм, 10-ти – интеллектуальная недостаточность в умеренной степени, а 20 детей с комбинированными  дефектами.

Исследование проводили по следующим направлениям:

  • анализ медико-психолого-педагогической документации;
  • изучение речевого состояния детей;
  • обследование общих и мелких моторных функций;
  • обследование музыкальных способностей.

Исследование  проводилось в игровой форме, индивидуально с каждым ребенком. Задания выполнялись  по предварительному показу исследователя.

В процессе выполнения заданий мы обращали особое внимание на эмоциональную, коммуникативную и поведенческую сферы, наблюдаемые у ребенка.  Наряду с  классическими тестами, определяющие состояние высших психических функций, мы использовали методы обследования музыкальных способностей детей.

Результаты исследования  фиксировали в индивидуальной карте ребенка.

Уровень сформированности музыкальных способностей  ребенка

Общие показатели

Эмоциональная отзывчивость на музыку

  • отзывается на «живую» музыку
  • отзывается на аудиозапись
  • отзывается на шумовые инструменты
  • отзывается на звуки Саундбима: мелодические окружающего мира

Крупная моторика

  • шаг в заданном темпе
  • бег в одном темпе заданного размера
  • шаг в звуковом луче
  • бег в звуковом луче

Мелкая моторика

  • хлопки ладонями
  • хлопки по барабану
  • игра пальцами на барабане
  • игра на педалях Саундбима ладонями
  • игра на педалях Саундбима пальцами

Совмещенные действия

  • игра на Саундбиме ногой на педали, рукой на луче

Музыкально-исполнительские умения

  • игра на клавишных инструментах
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • игра на звуковом луче
  • игра на педалях Саундбима

Пение

  • вокализации
  • подпевание
  • пение песен

Оценка проводилась по пятибалльной системе. Баллы, набранные при обследовании, суммировали. На основании этого делали вывод об уровне музыкальных способностях ребенка, что являлось отправной точкой для выбора методики музыкальных занятий. Составляли индивидуальную карту сопровождения ребенка и проводили музыкальные занятия с использованием системы Саундбим -2 (звуковой луч).

В результате проведенного нами исследования  были условно выделены четыре группы детей  в зависимости от уровня сформированности музыкальных умений и навыков.

Первая  группа
Отсутствуют эмоциональные реакции и активность ребенка в процессе игровых занятий. Уходит от занятия, проявляет равнодушие к любым музыкальным инструментам. Проявляет кратковременный интерес к Саундбиму только как к звучащему предмету.

Вторая  группа
В процессе игры отмечаются негативные реакции. Ребенок отказывается играть, выражая протест криками, разбрасыванием музыкальных игрушек. На звуки Саундбима кратковременно реагирует.

Третья  группа
У ребенка отсутствует активность в процессе игровых занятий. Пассивно подчиняется педагогу, испытывает интерес к музыкальным инструментам, пытается играть на Саундбиме.Четвертая  группа

Наблюдается положительный эмоциональный фон в процессе игровой деятельности. При игре на Саундбиме пытается повторять понравившийся музыкальный звук.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил нам определить не только тактику развития музыкальных способностей, но и увидеть их место в построении коррекционно-педагогической работы в целом. Были составлены индивидуальные карты сопровождения ребенка. Для каждой группы были выделены направления работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Таким образом,  диагностика  дошкольников с отклонениями в развитии с использованием технологии Саундбим-2, позволит не только прогнозировать тенденцию, потенциал развития изучаемого свойства личности, но и более точно определить содержание последующей коррекционно-педагогической работы.

Источник: https://rehabmedical.ru/stati/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostej-rebenka

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Диагностика музыкальных способностей ребенка

Развитие музыкальных способностей детей

Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя такие способы, как:

• беседа с ребенком;

• наблюдение за ребенком;

• тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.

Беседа

Беседа с ребенком должна проходить в естественных условиях, во время игры, прогулки или после просмотра фильма, представления, где звучала музыка. Она помогает определить артистизм, эмоциональность ребенка и его интерес к музыке.

1. Для определения эмоциональности и артистизма попросите ребенка рассказать свое любимое стихотворение. Если он любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение — он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте сразу отрицательных выводов! Возможно, ваш ребенок еще не умеет выражать свои эмоции и чувства.

Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности.

Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит не только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить, то, возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

2. Чтобы выявить интерес к музыке, спросите ребенка, что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься. Что ему больше нравится — петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма). Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу, или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Наблюдение

Наблюдая за ребенком (или вспоминая какие-то эпизоды), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

В раннем детстве, в возрасте до 3 лет, о наличии у ребенка склонности к музыке и развитых музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

• повышенное внимание ребенка к любому музыкальному фону;

• явное проявление интереса к музыке;

• яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

• малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

В возрасте 3—7 лет и старше показателями музыкальности и наличия способностей у детей являются:

• сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

• способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни, соединяя услышанные им ранее слова и мелодии из популярных музыкальных произведений, иногда сочиняет на ходу свои стихи и песни);

• стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

Определение музыкального слуха

1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне).

Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно.

Если ребенок затрудняется — не переживайте, понять это не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный или первый класс музыкальной школы).

3. Пропойте на слог ля ноту ми первой октавы (кто не знает нотной грамоты, пропойте любую ноту) и попросите ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту (ля первой октавы) и снова попросите повторить.

Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, выберите другой. Предлагайте разные ноты, чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, чтобы вы пели сами, без аккомпанемента: дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.

5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, пункты 3—5 позволяют вам проверить музыкальный слух ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу), диапазон голоса ребенка, может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в ноту, значит у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый.

Таких детей достаточно много, но в музыкальных школах с ними умеют работать и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня.

Определение чувства ритма

Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

• Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

• Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».

• Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить.

Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет.

Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды).

Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет способностей и склонности к музыке.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/259869954-210229939/

Диагностика вокальных способностей

Опубликовано: 13:00:39 12-03-2018

Диагностика вокальных способностей детей в игровых тестах

Разработала музыкальный руководитель Безрукавая В.В. ДС №67 «Умка» г. Нижневартовск

Предлагаемые методические рекомендации диагностики вокальных способностей

детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально- эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

  • опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
  • применимы для массового исследования;
  • дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая    методика    диагностики    музыкальных    способностей    детей    может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим  аспектом  организации  выполнения  тестовых  заданий  выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра “Настоящий музыкант”

Тест     позволяет     определить     реактивно-метрические     способности.     Все     задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если     ребёнок     соглашается      поиграть     на     инструменте     (необходимо     создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: “Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)”.

После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, “В траве сидел кузнечик” в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей “партии” ребёнок играет “вступление” (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом).

Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае   правильного      исполнения      мелодии            в        умеренном темпе,               ребёнку              далее предлагается сыграть про “шаловливого кузнечика” в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про “ленивого кузнечика” в медленном темпе (50-60 ударов).

После  успешного исполнения необходимо “посадить кузнечика в поезд” и прокатить его  с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

адекватное           исполнение           ребёнком            своей           партии           в умеренном, быстром и медленном темпах,     а     также с      ускорением и замедлениемфиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;

адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение – низкий уровень.

2.  Тест – игра на изучение чувства ритма

“Ладошки”

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

  1. Детская песня “Дин-дон”
  2. Детская песня “Петушок”
  3. М. Красев “Ёлочка”

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается “спрятать” голос и “спеть” одними ладошками.

Критерии оценки:

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4 – 5 тактов – слабый уровень неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.

3.  Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

“Гармонические загадки”

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков “спряталось” в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

слабый уровень – угадано ребёнком 1-3 созвучия средний уровень – угадано ребёнком 4-7 созвучий высокий уровень – угадано ребёнком 8-10 созвучий “Повтори мелодию”

Цель:

определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

Источник: http://a2b2.ru/methods/36832_diagnostika_vokalnyh_sposobnostey/

Ссылка на основную публикацию