Виды музыкальных игр

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
  • ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • НА УРОКАХ МУЗЫКИ
  • В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • Научно-методическая разработка
  • Автор – разработчик:
  • Ольга Викторовна Фольц,
  • учитель музыки
  • Тольятти.
  • Содержание

Введение……………………………………………………………….….. 3

Основная часть. Теоретические аспекты использования

игровых технологий в педагогическом процессе………………..……. 5

2.1.Ритмодекламация……..…….…………………………………….…..13

2.2.Музыкально-дидактические игры…………….……………….…… 20

III. Заключение .………………………………………………………………. 31

IV. Список литературы…………………………………….……………..….. 27

Введение

Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать у учащихся познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности.

Именно сейчас в современной психолого-педагогической науке, в системе образования актуальным и значимым становится поиск новых подходов, невостребованных резервов достижений культуры, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.

Осваивая неисчерпаемый культурный опыт человечества, запечатленный в музыке, дети вносят его в свою собственную жизнь, ощущая, воспринимая, анализируя ее сквозь призму открывающихся им ценностей и отношений.

Одной из важных проблем остается совершенствование системы работы школьных учреждений по музыкально-творческому воспитанию детей.

решение ее возможно на основе использования активных форм обучения, игровых приемов и методов, интегрированных уроков как форм рационального построения музыкально-педагогического процесса, способствующих объединению разных видов музыкального творчества и приобщению к ним школьников.

Такой подход позволит эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Особую значимость среди которых имеет воспитание целостной личности, развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка.

игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требцет, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.

  1. Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
  2. Технология интерактивного обучения, в частности, игра в различном ее проявлении, как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует развитию у младших школьников творческих способностей, воображения, фантазии, эмоционального сопереживания и эмоционального предвосхищения, способности к перевоплощению, импровизации.
  3. Целью методической разработки является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к урокам музыки.
  4. Игровые формы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют его кругозор, развивают художественно-творческие способности, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствую воспитанию яркой и активной личности.
  5. Выделяют общие аспекты игровой и художественной деятельности:

Внеобыденность: таинственность. Возвышенность. Красота, вдохновенность (увлеченность);

  • Образность: сюжеты, роли, интрига, драматургия действия;
  • Инобытийность: перевоплощение, фантазия, сочетание реального и нереального воображаемого;
  • Ассоциативность, символичность;
  • Заинтересованность и сотрудничество, импровизационность;
  • Эмоциональная наполненность, выразительность, интонационность;
  • Артистизм, коммуникативность;
  • Эстетическое удовольствие, наслаждение процессом;
  • Динамичность, вариативность;
  • Отсутствие штампов: сочетание повторения и неожиданности, новизны;
  • Благодарственное воздействие на психику: психотерапевтический эффект;
  • Сочетание национального и общечеловеческого.

На уроке музыки важнее оказываются ее художественные возможности, а значит, и строится она должна по особым законам – законам построения художественной деятельности через игру. Только в этом случает урок музыки становится полноценным урокам искусства, игра превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.

Ценность игры для музыкальной педагогики трудно переоценить. Как сказал Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые не сумели вырасти». (Кельманович Л.Ф.).

Существует большое количество игровых форм обучения. Мы остановимся на тех, которые наиболее часто используются на уроках музыки.

  1. Основная часть. Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе
  2. Без игры нет и не может быть
  3. полноценного умственного развития.
  4. Игра — это огромное окно, через
  5. которое в духовный мир ребенка
  6. вливается живительный поток
  7. представлений об окружающем мире.
  8. Игра – это искра, зажигающая огонек
  9. пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

 

Игра, наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра имеет большое образовательное значении. Так как тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Она занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в различных условиях. Это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благотворных стремлений, навыков в коллективной жизни.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражает тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры.

Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мсль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий.

В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору.

В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией».

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. Педагоги и психологи увидели в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании и уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Некоторые страны даже определились с направлениями: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция входит в сферу деятельности игры театральной (узкая область игровых технологий).

Однако для французских ученых театральная игра является тем же, что для наших отечественных – ролевая игра. Это несколько не верно. Каждая из этих игр имеет свои индивидуальные особенности. В Израиле педагоги без знания игровых технологий вообще не допускаются к работе с детьми.

Все эти данные дают нам возможность говорить о том, что игровые технологии представляют интерес для педагогов.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы обучения позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Опыт использования игровых форм на уроках музыки

Урок музыки – это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Отличительной чертой музыкального занятия является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент занятия должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей.

  • Повысить эффективность каждого урока музыки – прежде всего, означает сделать его событием — сказкой для ученика. Введение в учебный процесс игр позволяет:
  • Создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • Повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
  • Почувствовать успех в игровой ситуации;
  • Развивать комплекс различных способностей.

У игры и искусства общие корни. Это родство еще со времен Платона отличали многие философы, психологи, педагоги и художники.

Крупнейшие философы Кант и Шиллер считали игру, как искусство, эстетической деятельностью. Психологи А.Выготский, Д.Узнадзе, эстетик Г.

Рид трактуют игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры.

Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органичное развитие ребенка.

В начальных классах на уроках музыки почти любому дидактическому приему может быть огульно приписан игровой характер, лишь на том основании, что он связан с движением, ритмом, произведениями детского фольклора (дразнилками, считалками и т.д.), атрибутикой и символикой.

Однако для самих детей такие приемы и формы работы никогда не будут казаться игрой, если не проявят главных компонентов игровой технологии: полной свободы и заинтересованности детей интригой, тайной, непредсказуемостью результата и возможностью самовыражения и успеха.

Игровые правила никогда не сковывают творческую свободу ребенка, которая проявляется в импровизационности, соревновательности, фантазиях и т.д. Заставить заниматься игрой невозможно. Навязанная учителем с серьезными дидактическими целями игра – плохая, ненастоящая, «это скрытая форма принуждения».

Поэтому очень важно воодушевить детей на игру, создать в классе игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства.

Виды музыкальных игр Виды музыкальных игр

Все это помогает учителю провести урок музыки на высоком уровне. После такого урока учащиеся с нетерпением ждут следующей встречи с музыкой. Такие уроки требуют от учителя артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного процесса и распределенного по ролям действия, игру можно наполнить тем смыслом, который она издавна имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню.

Так называемый сценарий игры-песни (игры-танца) детям заранее неизвестно, поэтому они сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые, по их мнению, им необходимы для их воплощения. Учитель наравне с детьми сочиняет и исполняет свою роль.

Играть песню – значит выразить традиции устного народного творчества, когда накопленное музыкально-поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из уст в уста и поэтому живет так долго.

Виды музыкальных игр

В практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Читайте также:  Обряды перехода что общего между рождением ребёнка, свадьбой и похоронами

Например, для развития умения ребенка ориентироваться в нотной записи, исполнять несложные произведения по нотам. Следить за нотной записью при пении с текстом, как важнейшей практической задачи обучения пению целесообразно установление связи занятия по нотной грамоте с пением и введением в учебный процесс различных игр и игровых средств.

Добиваясь их средствами четкой дикции, хорошей артикуляции, можно предупредить возможные трудности у детей по работе над протяжными песнями. В частности, целесообразна работа со скороговорками, которая интересна и для детей, где наряду с выполнением задачи четкого произношения они в быстром темпе учатся интонировать на одном звуке, а это довольно трудно.

Виды музыкальных игр

Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение, и задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков. В обучении пению используются игровые методы: упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламация. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

Сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке», как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация в народных песенках – попевках.

Обучение пению по нотам начинается уже в I классе и постоянно подкрепляется для большей доступности играми, сравнениями, рассказами, пояснениями, дающими возможность лучше осознать простейшие элементы музыкального языка. Для музыкального развития детей нужно отбирать наиболее эффективные способы, приемы обучения грамоте.

  1. Например:
  2. Вставьте в каждую клетку по одной буке так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочесть названия нот.
  3. Виды музыкальных игр Виды музыкальных игр

Виды музыкальных игр

  • Интенсивными приемами является использование:
  • вопросов-ответов: педагог задает «ритмический вопрос», ученики коллективно ищут «ритмический ответ».
  • Например:
  • У читель:
  • У ченики:

— пения примера «вслух» и про себя» в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают «про себя» и по указанию учителя включаются в пение вслух.

— ритмизация знакомой песни, разделяя звучащие жесты на долгие и короткие длительности.

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Певческие голоса

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igrovie_formi_obucheniya_na_urokah_muziki_v_nachal_070428.html

Музыкальные игры с дошкольниками дома и в детском саду

Одним из неотъемлемых элементов формирования личности ребенка дошкольного возраста является музыкальное воспитание. Оно должно осуществляться и в детском саду, и дома. Сама музыка, выполняемые согласованно с нею движения развивают музыкальный слух ребенка, учат его чувствовать ритм и в совершенстве управлять своим телом.

Содержание:

  • Польза музыкальных игр для детей
  • Особенности организации музыкальных игр для детей
  • Виды музыкальных игр
  • Примеры музыкальных игр

Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он:

  • наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);
  • имеет возможность выражать свои эмоции;
  • имеет возможность двигаться;
  • общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.

Одновременно с этим музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника:

  1. Так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.
  2. Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.
  3. В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.
  4. Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным.
  5. У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними.

Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.

Особенности организации музыкальных игр для детей

Разнообразие мультимедийных средств сегодня существенно упрощают организацию музыкальных игр в условиях дошкольного учреждения или дома. Подобрать игру также легко. Если это делают родители дома, им необходимо учесть следующее:

  • прежде чем приступить к самой игре, нужно выучить текст песни вместе с ребенком;
  • тема игры и ее содержание должны быть близкими малышу, соответствовать его представлению об окружающем мире, а также иметь воспитывающий момент;
  • маленькому ребенку будет сложно совмещать пение с движениями, поэтому для дошкольников следует подбирать игры, в которых они будут медленными или чередующимися с пением.

Организуемые для детей 4-6 лет, музыкальные игры бывают:

  1. Под музыкальный инструмент (к ним можно отнести некоторые подвижные и сюжетные игры).
  2. С пением (считалки, хороводы, народные игры).
  3. Музыкально-дидактические (такие организовываются специалистом непосредственно для всестороннего музыкального развития).
  4. Ритмические со словами (развивают ритмику речи и движений).
  5. Спектакли (для дошкольников такие игры могут быть обрядовыми, например, колядки, или по мотивам детских сказок).
  6. Мультимедийные игры (в XXI веке вполне разумно выделить их в отдельную категорию).

Примеры музыкальных игр

Стоит упомянуть еще раз, что компьютер и Интернет могут стать помощниками родителей в организации музыкальных игр дома. Во-первых, компьютер может заменить музыкальные инструменты, если никто в семье ими не владеет. Во-вторых, Интернет – это источник дидактической информации и идей.

Организовать музыкальный игровой процесс в домашних условиях можно как для одного ребенка, так и для группы дошкольников.

1. Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз»

Цель: тренировать мелкую и крупную моторику, развивать речь, память, внимание и музыкальный слух ребенка.

Ход игры:
Родитель и ребенок садятся на пол друг напротив друга. В процессе запоминания слова песенки произносить сначала взрослый, потом – взрослый и ребенок одновременно, далее – сам ребенок.
Слова песенки сопровождаются движениями.

«Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.
«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.

«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и как будто скатываются вниз.

Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.

2. Музыкальная игра-зарядка «Теремок»

Виды музыкальных игр
Цель: развитие координации движений, общее оздоровление организма ребенка, тренировка памяти и навыков устной речи.

Ход игры:
Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет определенную последовательность действий.
«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.

«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над головой, формируя треугольник.
«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и разводит их в стороны.
«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.

«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.

«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.

3. Групповая игра с пением «Паучок»

Виды музыкальных игр
Цель игры: развитие музыкальных способностей дошкольников, их социализация.

Ход игры:
Из группы дошкольников выбирают ведущего-паучка, для этого можно использовать считалочку. Дети становятся в круг и берутся за ручки. «Паучок» стоит в центре круга.

Дети водят хоровод и напевают известную песенку:
Жучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили.

(игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь!

«Паучок» танцует в кругу детей, а в конце песенки выбирает того, кто станет новым «паучком».
Игра может продолжаться, пока дети не потеряют к ней интерес.

4. Народная музыкально-подвижная игра «Ручеек»

Цель игры: приобщение к народным традициям, обучение ритмики, тренировка координации движений.

Ход игры:
В «Ручеек» играют не только дошкольники, но также дети старшего возраста и даже взрослые. Эта народная игра не имеет ограничений по времени и количеству участников.

Дети разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Сцепленный руки поднимают вверх, формируя коридор.

Под народную плясовую мелодию первая пара пробегает по коридору до самого его конца и становится последней. Следом за ней бежит вторая пара. Игра продолжается, пока последняя пара не пробежит по коридору. После этого дети берутся за руки и водят хоровод. Потом вновь разбиваются на пары, ручеек бежит снова.

Играя в «Ручеек» дети должны действовать согласованно, не толкаться, ждать своей очереди.

В старшем дошкольном возрасте им можно предложить более сложный вариант, в котором через коридор пробегает только один участник, среди детей в ручейке выбирает себе пару и забирает ее в конец.

Оставшийся участник разбитой пары, в свою очередь, должен пробежать под сцепленными руками, забрать с собой другого ребенка. Игра продолжается в таком же духе.

5. Мультимедийная игра «Угадай мелодию!»

Виды музыкальных игр
Цель игры: развитие музыкального слуха и памяти ребенка дошкольного возраста, тренировка устной речи.

Ход игры:
Для того, чтобы игровой процесс был разнообразным, нужны как минимум трое участников. Если родители не умеют играть на музыкальных инструментах, они могут заранее найти фрагменты или фонограммы без слов к любимым детским песенкам малышей.

Дети сидят на ковре или стульчиках. Им выдают флажки. Родители наигрывают мелодию из песенки или включают ее фрагмент. Дети должны отгадать ее название или суметь продолжить. Тот малыш, который угадал мелодию и первым поднял флажок, напевает ее под музыку, остальные ему помогают. В награду ребенок получает фишку. Игра продолжается. Побеждает тот, у кого окажется больше фишек.

Источник: https://detki.today/muzyikalnyie-igryi-s-doshkolnikami-doma-i-v-detskom-sadu.html

Музыкально-дидактические игры

Виды музыкальных игр

Для того чтобы привить малышам интерес и любовь к музыке в доступной и понятной форме, для детей используют музыкально-дидактические игры.

Польза музыкальных дидактических игр

В ходе занятий дошкольники развивают свои музыкальные способности: ритмичность, музыкальную и слуховую восприимчивость.
Учатся дифференцировать звук по его высоте, продолжительности и громкости. Получают представление о музыкальных инструментах.
Игровая форма и эмоциональное восприятие пробуждают у малышей интерес к музыке и дарит много радостных и веселых минут.

Что нужно для игры?

Для музыкально-дидактических игр потребуется картотека – наглядные пособия из картона или бумаги.

Ее можно купить, а можно изготовить вместе с детьми. Каждой игре будут соответствовать те или иные изображения героев сказок или музыкальных инструментов.

В зависимости от активности детей и педагогических задач, различают несколько видов музыкальных игр.

Читайте также:  Сколько времени нужно учиться играть на гитаре, и какую гитару выбрать новичку

Виды музыкально-дидактических игр

  1. Спокойные. Дети спокойно прослушивают музыкальные произведения. Их задача состоит в том, чтобы с места, правильно определить мелодию.
  2. Подвижные. Построены на принципе двигательной активности, динамичности, быстроты и ловкости. Малышам нужно реагировать на музыкальные движения определенными действиями.
  3. Хороводного типа.

    Подходят для большого количества участников. Соревнуются один или два круга-хоровода. К примеру, дети первого круга должны отгадать звучание мелодии низкого регистра, а малыши второго – высокого и т.д.

Музыкально-дидактические игры хороши еще и тем, что их можно применять, как в детских дошкольных учреждениях, так и дома. Дети любят музыку и особенно игры.

Количество участников начинается от троих.

Очень важно заранее продумать награду для победителей. Это может быть исполнение взрослым любимой песенки или другой музыкальный сюрприз.

Примеры музыкальных игр

  1. Музыкально-дидактическая игра «Три медведя» – учит детей различать звуки по их высоте. Потребуется комплект изображений из картона медведей крупного, среднего и маленького формата. Дети получают картинки разных размеров. Задача игроков – вовремя «вывести мишку погулять» (передвигать по столу). Если звучит звук нижнего регистра – на прогулку отправляются большие медведи, среднего регистра – поменьше, высокий – медвежата. Победителем считается тот, кто чаще всех точно выполнял задание.
  2. Музыкально-дидактическая игра «Зайцы» – развивает чувство ритма и слуховое восприятие. Для игры нужны две карточки с изображением пляшущих и спящих зайчат. Ведущий показывает картинку и включает танцевальную или спокойную музыку. Дети же должны отгадать, какая мелодия соответствует изображению. Такие упражнения помогают умению сравнивать и различать музыку.
  3. Музыкально-дидактическая игра «Теремок» – развивает слуховое восприятие. Малышам рассказывается начало сказки про «Теремок». Затем звучит определенная мелодия, соответствующая характеру персонажа сказки. Задача участников – правильно отгадать мелодию, которая подходит тому или иному сказочному герою.
  4. >Дидактическая игра «Музыкальные инструменты» – развивает тембровый слух. Попеременно включая различные музыкальные фрагменты, малышам демонстрируются картинки музыкальных инструментов (бубен, балалайка, гитара, барабан и т.д.). Виды музыкальных игр
  5. Музыкально-дидактическая игра «Колокольчики» – вырабатывает умение различать звук по его громкости. Участники распределяются на три группы, при этом каждая получает один из трех видов колокольчиков (большие, средние и маленькие). Когда звучит очень громкая мелодия, игроки должны поднять вверх большие колокольчики, умеренная мелодия – средние, а если тихая – маленькие колокольчики.

Музыкально-дидактические игры – это прекрасный шанс развить общий уровень музыкальности малыша и пробудить интерес и любовь к музыке.

Источник: https://womanadvice.ru/muzykalno-didakticheskie-igry

Классификация музыкально-дидактических игр

  • Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
  • — обучающие задачи;
  • — содержания;
  • — правил;
  • — игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр – ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен.

Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально- дидактических игр — научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

Существуют различные классификации игр. Н.А.

Ветлугина, например, предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально- дидактический материал и сформировала требования к эстетическому, оформлению наглядных пособий. Н.А.

Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различение игровых действий детей. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально- дидактические игры для развития музыкально- сенсорных способностей.

А.Н. Зимина в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры подразделяет на три вида:

1. Спокойное музицирование

2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картину, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамику действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагирует на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается.

После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена.

Между собой соревнуются 2 или 3 круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально- дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.

Следовательно, в ходе игры ребенок во время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание.

То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы.

Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки — помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки- имитировать игру на дудочке.

Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей.

А того, чтобы вызвать у детей интерес в игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются — по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два — три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.

Методика проведения музыкально — дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична.

Методика проведения второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя — тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.

Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально- дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго- элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».

Во всех видах музыкально- дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

На каком бы уровне возрастного развития ни находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Одновременно с проведением музыкально- дидактических игровых упражнений на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности.

При этом следует использовать настольно- печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки.

Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная — спящих детей.

У каждого ребенка должно оказаться по две разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально- дидактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются, то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

С детьми средней группы последовательно проводится все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, не озвученными инструментами и др.). Наличие определенного музыкального опыта позволяет им быть достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни.

Как показывает практика, игры типа «спокойное музицирование» обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.

Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают длительных остановок — убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры.

С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо — Наташа». Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука.

Например, «Тише — громче запоем»- по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче- тише) звучания песни или инструментального музыкального произведения, исполняемого педагогом.

Многим одновременная ориентировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных — скованнее.

В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально- дидактических упражнений — предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, «нотные тетради», музыкальные часы, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия «Спой песенку», «Помоги Снегурочке пройти на елку», не озвученные проигрыватели и пианино, на которых дети «играют», используя «нотные тетради».

Музыкально- дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности.

Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспитания АПН.

Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны воспринимать детьми целостно, и в то же время, им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры.

Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы.

Музыкально- дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушки, бубна, барабана, дудочки и т.д.

  1. Музыкально- дидактическим материалом игр являются:
  2. — песни, инструментальные произведения;
  3. — набор музыкальных инструментов;
  4. — наборы музыкальных игрушек.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Радынова О.П.

классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию — их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма.

При этом развитие музыкально- сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль.

В основу классификации игр Комиссаровой Л.Н. положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). В связи с этим даны четыре вида игр:

1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство.

3. Игры, развивающие тембровый слух.

4. Игры, развивающие динамический слух.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр.

Так, для детей средней группы игры разработаны по типу разрезных картинок: детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры, затем по ходу игры ребенок, правильно узнавший звук, получает одну четверть такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты.

Новикова Г.П. проводит такую классификацию музыкально- дидактических игр:

  • 1. Игры с игрушками;
  • 2. Игры с картинками;
  • 3. Игры хороводные;

4. Игры подвижные.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» приводится репертуар музыкально- дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.

Таким образом, музыкально- дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют сенсорному развитию детей.

Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.

Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17018t1.html

Виды музыкальных игр, Музыкальный класс

С тех пор как человечество открыло для себя музыку, появилось бесчисленное количество игр, в которых она занимает далеко не последнее место. То есть, музыкальные игры также как и музыка, стали неотъемлемой частью культуры практически всех народов мира.

Среди всего этого бесчисленного количества можно выделить основные виды музыкальных игр: народные и современные. Далее рассмотрим их более подробно.

Данный вид музыкальных игр самый древний, но не менее популярный, чем современные игры музыкальных тематик. Свои истоки этот вид берет ещё со времён формирования общественного строя и появления первых народных музыкальных коллективов.

В основном такие игры можно встретить на различных народных празднованиях, на фольклорно-этнографических выступлениях различных ансамблей.

Данный вид имеется абсолютно у всех народов мира, и, границы между детскими и взрослыми музыкальными играми практически нет.

В свою очередь народные музыкальные игры можно разделить на два подвида:

  • Подвижные музыкальные игры, основанные на активных действиях всех участников игры, объединённых одной целью. В основном проводятся на открытых площадках, на свежем воздухе. Также делятся на три вида: игры большой подвижности, средней и малой.
  • Музыкальные игры на внимательность. Целью является запоминание какого-либо отрезка песни или мелодии, который впоследствии нужно будет применить для продолжения игры. Данный подвид в основном исполняется без проявления активности, в редких случаях по минимуму задействуют некоторые части тела. Поэтому проводиться могут как в помещениях, так и на улице в тёплое время года.

Как и любая игра, музыкальные народные игры имеют определённые правила, которыми ограничено действие игры. Победа присуждается игроку или команде игроков, кто в соответствии с правилами выполнил все задания быстрее или точнее всех.

Как видно из названия, этот вид музыкальных игр современен и широко используется в наши дни. Появился сравнительно недавно, благодаря развитию в образовании детей дошкольного возраста и растущей популярности корпоративных мероприятий. Разделить его можно на два подвида:

  • Музыкальные игры для взрослых – в основном используются на корпоративных вечеринках. Могут быть как подвижными, так и без проявления активности. Проводятся в основном в помещениях – в кафе, ресторанах либо в офисе. Основные задачи данного вида игр – развлечение и веселье. Постоянное обновление музыкальных игр для взрослых с каждым днём увеличивает популярность этого подвида.
  • Детские музыкальные игры, ставшие неотъемлемой частью образовательного процесса в детских дошкольных и школьных учреждениях, направлены на развитие способностей творческого и музыкального характера. Также данный вид игр нацелен на сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей. Проводиться могут как в помещениях, так и на свежем воздухе.

В современных музыкальных играх также присутствуют правила, в первом случае направленные на юмористические результаты. А во втором, правила реализуют определенные задачи по развитию ребенка.

Любая музыкальная игра стимулирует в человеке творческую, эмоциональную, конкурентную и свободно развивающуюся деятельность. Все вышеперечисленные виды музыкальных игр объединяет одно свойство, которое направлено на получение положительных эмоций, как в самом процессе игры, так и по её результатам.

  • Автор – Станислав Колесник
  • Посмотрите позитивную видео-подборку детских музыкальных игр на праздниках и в детских садах:

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/vidy-muzykalnyx-igr-muzykalnyj-klass

2.1 Определение музыкально-дидактической игры

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр- развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу.

Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей.

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие — с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Музыкальные игры можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных мероприятиях является — игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное — непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.

В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации. Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция.

 Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе можно проводить с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка».

 Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

  • Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
  • Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса используется развивающие игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира.
  • Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Источник: https://ped.bobrodobro.ru/58387

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector