Как запомнить интервалы музыкальные хиты – в помощь!

Музыкальный онлайн колледж

Умение определять интервалы является важнейшим в деятельности музыканта.
При этом навык быстрого распознавания интервалов важен не только на начальном этапе развития музыканта, но и на более продвинутых уровнях.

Однако не каждый музыкант уделяет достаточное внимание развитию этого навыка.

Вспоминая свои занятия в музыкальной школе я помню тот ужас и смятение, которые постоянно испытывал на слуховых анализах.

Проблема была не в том, что я не слышал интервалы или не знал их названия, а в том, что мне просто не объяснили каким образом отличать один интервал от другого.

Однако позже я легко научился определять интервалы на слух и при этом для меня было достаточно одного занятия с педагогом, чтобы решить эту проблемы.

Что может помочь Вам быстрее научиться определять интервалы на слух?

1. Психология

Как это не парадоксально озвучит, но основы психологии, а конкретно особенности восприятия — один из ключевых моментов современного сольфеджио.

Несмотря на то, что мы развиваем слух — важно уделить внимание и другим органам восприятия, так как кинестетику нужен один подход, для визуала другой, а для аудиала третий.

Если Вам близка эта идея, то важно соотносить интервалы с вашей модальностью — визуал может представлять ноты написанные на нотоносце, расстояние между клавишами фортепиано или ступени. Возможно каждый интервал будет ассоциироваться у вас цветом.

Здесь каждый может найти то, что ему подходит лучше всего.
2. Варьирование

Здесь имеется ввиду варьирование методов работы. Играйте интервалы, пойте, подбирайте мелодии на слух, пишите диктанты и т.дИщите новый возможности для тренировки слуха. Устройте для него настоящий crush test!

Меняйте тембры или держите один интервал в голове целый день.

Или еще отличный подход для современного музыканта — меняйте мелодию звонка каждый день таким образом, чтобы запоминать интервалы. Например, сегодня терция, завтра септима и т. д.

3. Собирайте коллекцию песен

Какая то песня засела в ваш мозг?:)

Используйте это на пользу — выпишите ее в таблицу интервалов. Таким образом, Вы можете собрать приличную коллекцию песен (как минимум 24).

Также Вы можете дополнять эту коллекцию интервалами в ладу, что развивает не только интервальный слух, но и ладово-тональный.

Еще несколько фишек для запоминания интервалов:

Секунды — очень легко запомнить, как элемент гаммы. Так как гаммы играет любой инструменталист очень много раз, то это пожалуй самый легкий интервал для определения на слух.

Терции — арпеджио также распространенный элемент технических занятий, а также основа трезвучий. Поэтому звучание терций достаточно привычно для большинства музыкантов.

Кварты и квинты — как правило, главная проблема это сравнение этих интервалов, так как они являются обращениями друг друга и похожи по звучанию. Здесь нужно научиться слышит опорный тон интервала в квинте это нижний тон в кварте это верхний тон.

Тритон — «дьявол в музыке». Его сложно не узнать, но если у вас есть с этим проблемы, то попробуйте сравнить его с квартой или квинтой. Тритон будет немного больше кварты или меньше квинты.

Сексты — сексты звучат мажорно или минорно, как и терции. Все, что вам нужно это услышать, что они шире квинты. Если вы слышите мажорное звучание, то попробуйте пропеть квинту и добавить еще одну ступень.

Септимы — легче всего запомнить, как составную часть аккордов. Малая септима доминантсептаккорд, большая мажорный. Также большая септима острый диссонанс и звучит, как секунда, но широкая (странное описание получилось, но думаю идею вы поняли)

Надеюсь, что данная информация будет Вам полезна!

Источник: http://study-music.ru/razvitie-sluxa-intervaly-fishki-i-sovety/

Что такое интервалы в музыке, учим интервалы

Что такое интервалы в музыке, учим интервалы

Следующим этапом после изучения ритма и основных терминов нотной грамоты является освоение интервалов. Что представляют собой интервалы, какие они бывают, а также, советы по изучению можно прочитать на данной странице.

Обозначение термина

Интервал представляет собой сочетание 2 нот, имеющих звуковысотное отличие.

Последовательность при воспроизведении обнаруживает мелодический интервал. Одновременность нажатия демонстрирует гармонический.

Минимальными единицами вычисления в интервальной системе принято считать полутона и тоны.

Полутон является наименьшим интервальным значением при темперированном строе (если строй не темперирован, то возможны и более мелкие интервалы, такие как четверть тона и т.д.) Он представляет собой перемещение на одну соседнюю клавишу вверх или вниз.

Пример 1

Если изначально была нажата нота «До», то полутоном к ней вверх будет нота «До-диез», если необходимо найти полутон вниз от той же ноты, то это будет «Си».

На приведенном ниже изображении показаны полутона от нот вверх и вниз.

Более крупной единицей изменения при движении вверх или вниз является тон. Одна единица включает два полутона.

Пример 2

От ноты «До», тон вверх будет вместе с нотой «Ре», тон вниз «Си-бемоль» и так далее.

Для лучшего усвоения полутонов и тонов проведем аналогию: вся клавиатура – это большой путь, который требуется пройти. Один шаг на следующую клавишу – это полутон. Шаг через клавишу – тон. В данном случае воспринимаются все клавиши, как белые, так и черные.  

Упражнение 1

Представлены 8 картинок с изображением клавиатуры: на 4 из них представлены полутона, и на 4 тона. Необходимо правильно определить единицу измерения. Ответы в конце статьи.

После изучения основополагающих музыкальных единиц изменения, стоит познакомиться со основным теоретическим материалом.

При изучении необходимо рассмотреть две важные характеристики:

Количественную – количество ступеней.   

Качественную – количество полутонов тонов. В диатонике различают: чистые, большие и малые.

Именно при помощи данных величин можно говорить об интервальных категориях.

Пример 3. Интервалы на клавиатуре

Упражнение 2

Определите интервалы, изображенные на клавиатуре, используя знания, изложенные выше.

Упражнение 3

Определите интервал, изображенный нотами, без помощи таблицы. Все ответы указаны в конце статьи.

Кроме простых, различают также составные интервалы. Их особенность заключается в том, что они состоят из двух простых интервалов. В таблице указаны составные интервалы в пределах двух октав:

Дополнительные теоретические сведения

Музыкальная теория достаточно обширна и включает в себя огромное количество терминологий и классификаций. Так интервалы можно поделить на консонирующие и диссонирующие.  

Музыкальный консонанс обозначает благозвучие. Звуки отлично гармонируют между собой. Звучание мягкое. Существует три категории консонансов:

  • Абсолютные: ч1, ч8.   
  • Совершенные: ч4 и ч5.
  • Несовершенные: м3, б3, м6 и б6.

Диссонансы представляют собой категорию интервалов, имеющих непривычное для человеческого уха звучание. К диссонансам относятся малые и большие секунды и септимы, а также уменьшенные и увеличенные созвучия, в том числе тритон.

Энгармонизм

Важным термином при изучении является энгармонизм. Энгармонические интервалы – это созвучия, которые звучат одинаково, но отличаются при написании.

Пример 3

Упражнения для освоения интервалов

Для того, чтобы уметь быстро определять интервалы на слух необходимы постоянные тренировки, такие как пение, игра на музыкальном инструменте и написание диктантов. Для каждого вида работ, есть определенные требования.

Игра на музыкальном инструменте

Важно уметь быстро ориентироваться в интервальных обозначениях при игре на музыкальном инструменте. Умение быстро построить необходимый интервал, а также развитый внутренний слух всегда помогают настоящему музыканту.

Существуют упражнения, помогающие освоить интервалы при игре на музыкальном инструменте:

От любой ноты постройте все простые и составные интервалы. Не торопитесь, главное выполнять все верно. Вначале играйте их гармонически, затем мелодически.

Выберете определенный интервал, который сложнее всего воспринимается при игре, а затем постарайтесь проиграть его от всех клавиш, как и белых, так и черных, если вы играете на фортепиано. Вначале делайте все медленно, затем ускоряйте темп.

Чтобы улучшить навык восприятия и распознавания интервалов необходимо в небольших музыкальных произведениях искать различные интервалы и подписывать их при необходимости.

Постоянные тренировки развивают технику игры на музыкальном инструменте, поэтому желательно выделять игре, хотя бы несколько минут ежедневно.

Сольфеджирование

Пение определенных интервалов не только позволяет улучшить слух, но и способствует улучшению координации голоса и развитию первичных вокальных навыков. Чтобы лучше запомнить на слух интервалы необходимо ежедневно петь следующие упражнения.

От определенной ноты необходимо петь все простые интервалы вверх на какой-то слог, затем вниз. Старайтесь петь в удобном вам регистре. Если у вас высокий голос, то не стоит давиться внизу, необходимо петь в верхних регистрах. Первый раз пойте вместе с инструментом, затем без него, проверьте точно ли вы исполняете созвучия. Так действуйте с каждым интервалом.

Пойте один интервал от разных звуков в вверх и вниз. Вначале необходимо подыгрывать себе на инструменте, затем учиться петь любой интервал от любой ноты.

Пойте интервалы двумя предложенными способами, но уже с названием нот, которые поете, это поможет развить слух. 

При постоянном сольфеджировании, велика вероятность того, что вы сможете на слух отличать разнообразные интервалы, что поможет быстрее подбирать и разучивать произведения или песни, а также справляться с диктантами или записью цифровок.

Ответы:

Упражнение 1

Тон – полутон – полутон – тон – полутон – полутон – тон – тон.

Упражнение 2

Чистая кварта; большая терция; чистая квинта; чистая прима; тритон; большая секунда.

Упражнение 3

Большая секунда; чистая кварта; малая терция; чистая квинта; чистая прима; чистая октава

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Надеемся, что страница была полезной и теперь вы знаете, что такое интервалы. Не расстраивайтесь, если допустили ошибки в упражнениях. Еще раз перечитайте статью и вновь вернитесь к выполнению. При желании и труде, все у вас получится!

Источник: http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/chto-takoe-intervaly-v-muzyke-uchim-intervaly

Интервалы в музыке: прима, секунда, терция

Категория: > Теория музыки

Если вы хоть раз в жизни пели (а пел хоть раз в жизни каждый), то должны были заметить, что звуки мелодии всегда располагаются в определенной последовательности.

На гитаре они могут звучать даже одновременно, как бы хором, например в аккордах. Всем начинающим авторам в рок-тематике (да и не только в ней) не помешает познакомиться с особенностью взаимодействия звуков.

Это поможет понять, как брать аккорды в альтернативных вариантах и как заменять их на более удобные в конкретно взятом случае. В конце концов, как сочинять соло. В статье мы познакомимся с типами и видами музыкальных интервалов.

Разберем, что такое прима, секунда и терция. Конечно же, их нужно будет запомнить. Для этого я подобрал примеры, коими стали отрывки из известных рок-композиций.

Известно, что звуки мелодии всегда располагаются в определенной последовательности или часто идут одновременно, например, в аккордах. При изучении теории музыки и обучении игре на гитаре очень важно познакомиться с таким понятием, как интервал.

Музыкальный интервал — это расстояние по высоте между двумя звуками. Данное слово происходит от латинского intervallum – промежуток, расстояние.

Существует два типа интервалов

  • мелодический — звуки интервала, взятые последовательно ,идущие один за другим;
  • гармонический — звуки интервала, взятые одновременно, звучащие хором.

На гитаре гармонический интервал может быть сыгран только на разных струнах.

Прима — интервал в музыке, в котором несколько раз повторяется один и тот же звук. В приму входит только одна ступень лада. От сюда и название — «прима», первая.

Кроме этого, примой называют лучшую танцовщицу и первые струны на скрипке и виолончели. Латынь, как ни как!

Мелодическая прима — когда мы извлекаем какую-нибудь ноту (например, звук «ля» на пятой струне гитары) последовательно два или больше раз подряд.

Гармоническая прима — ее мы берем, когда играем несколько одинаковых нот одновременно. Например, ноту «ля» мы можем взять на открытой пятой струне и на шестой струне пятого лада. Дергая эти струны вместе, мы получим гармоническую приму.

Пример песен

Наверняка всем известна песня группы Nirvana – Come as you are, точнее ее вступительный рифф. Где ж там интервал прима? В самом начале, где два раза подряд проигрывается нота ми малой октавы (дергаем пустую шестую струну). Также в этом рифе дважды играется фа малой октавы (два раза дергаем шестую струну на втором ладу. Вот это и будет прима мелодическая.

Гармоническая и мелодическая прима употребляется на гитаре в аккордах, для подчеркивания определенных звуков, входящих в аккорд (и таким образом изменения окраски аккорда) или для сохранения одного и того же штриха в правой руке гитариста (в переборе берется последовательно два одинаковых звука на разных струнах).

Читайте также:  Как сочинить мелодию

Секунда — интервал в музыке в две ступени. Бывает большой и малой.

Прежде, чем разбираться с секундой, нужно сказать следующее. На гитаре один лад равен одному полутону. Например, пятая струна на третьем ладу – это нота «до». Отсчитываем тон, то есть один лад. Это нота ре, большая секунда.

Мелодическая большая секунда (две ступени, расстояние тон) часто обыгрывается в композициях тяжелых команд. Ведь металлу свойственны диссонансы, а секунда как раз и есть таким диссонирующим интервалом.

Мелодическая малая секунда (две ступени, расстояние полутон) — этот интервал тоже любят музыканты, играющие тяжелые стили рока.

Пример песен

На рисунках нужные нам интервалы обведены красной рамкой:

Metallica — For Whom the Bell Tolls (электрогитара вступает в эту композицию большой секундой между аккордами, основанными на F# и E)

Slipknot — Sulfur. Рифф с употреблением малой секунды

В аккордах используют и гармоническую секунду. Такие аккорды называются аккордами с задержанием второй ступени и обозначаются как Xsus2, где X — буквенное обозначение аккорда.

Пример такого аккорда — аккорд Asus2

Здесь секунду создают ноты «ля» и «си».

Начиная с секунды интервалы могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Терция — интервал в музыке в три ступени. Бывает большой (мажорной) и малой (минорной).

Теперь познакомимся с таким интервалом, как терция. Она бывает малой и большой.

  • Малая терция — это полтора тона, или три полутона (расстояние между «си» и «ре»).
  • Большая терция — это два тона, или четыре полутона (например, от «до» до «ми»).

Примеры из песен

В самом начале мелодии песни «Что такое осень» группы ДДТ идет нисходящая большая терция (расстояние два тона).

Мелодия от группы Сплин в композиции «Романс» начинается с ноты «си», потом идет нота «ре» (полтора тона). Далее идут «соль диез и «си». Это восходящая малая терция:

Давайте возьмем два аккорда от одной ноты: A и Am.

И построим от ноты «ля» на третьей струне интервалы большой и малой терции.

Отложив большую терцию (два тона), мы получим C#— она входит в мажорный аккорд (берем ее на второй струне, второй лад).

Отложив малую (полтора тона) — получим C, она входит в минорный аккорд (берем ее на второй струне на первом ладу).

Посмотрите, эти два аккорда только и отличаются большой и малой терциями. Поэтому целесообразно гитаристу, мыслящему аккордами, говорить, что два тона — это мажорная терция, а полтора —минорная. Вот и вся премудрость.

Возьмите примеры из этой статьи, ощутите особенности интервалов. играйте их мелодически и в аккордах. попробуйте напеть. Не обязательно ориентироваться на эти примеры. Подберите свои.

главное здесь — чтоб подобранные отрезки мелодий хорошо запоминались лично вами.

Да и собственный подбор, без ориентаций на мои примеры, композиций с примой, секундой и терцией помогут неплохо развить слух и помочь в более быстром запоминание этих музыкальных интервалов. Ведь это вы подбирали!Сами!

Об остальных музыкальных интервалах в следующих публикациях. Не вешайте нос на секунду и не забывайте практиковаться!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник: http://u-rock.com.ua/theory/199-intervaly-v-muzyke-prima-sekunda-terciya.html

Интервалы в музыке: 25 основных видов интервалов на каждый день • SameSound — сайт для музыкантов

Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты.

Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.

Каждый интервал характеризуется собственным звучанием: одни звуки, извлеченные одновременно, в интервале звучат приятно и легко (см. приму, квинту или октаву), в то время как другие — режут слух (см. малую или большую секунду); одни интервалы отличаются «веселым» характером звучания, вторые — грустным.

Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.

Интервалы в музыке

Классификация и виды интервалов

Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:

  1. Особенностям «взятия»;
  2. Общему количеству ступеней в интервале;
  3. Качеству интервала;
  4. Особенностям состава.

Виды музыкальных интервалов по особенностям «взятия»

По методу «взятия» различают два вида интервалов:

  • Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
  • Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.

Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней

Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:

Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение)Название интервала на русскомНазвание интервала на английском
1 Прима Unison
2 Секунда Second
3 Терция Third
4 Кварта Fourth
5 Квинта Fifth
6 Секста Sixth
7 Септима Seventh
8 Октава Octave
9 Нона Ninth
10 Децима Tenth
11 Ундецима Eleventh
12 Дуодецима Twelfth
13 Терцдецима Thirteenth
14 Квартдецима Fourteenth
15 Квинтдецима Fifteenth

Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик

Качественные виды интервалов вносят уточнения в количественные определения. Именно для уточнения качественных характеристик интервала в название добавляют слова «увеличенный», «уменьшенный», «большой», «малый», «дважды увеличенный», «дважды уменьшенный» и «чистый».

Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.

Название интервалаАнглийское обозначениеКраткая записьКоличество полутоновУвеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалуКраткая запись увеличенного или уменьшенного интервала
Чистая прима Unison ч. 1 Уменьшенная секунда ум. 2
Малая секунда Minor Second м. 2 1 Увеличенная прима ув. 1
Большая секунда Major Second б. 2 2 Уменьшенная терция ум. 3
Малая терция Minor Third м. 3 3 Увеличенная секунда ув. 2
Большая терция Major Third б. 3 4 Уменьшенная кварта ум. 4
Чистая кварта Perfect Fourth ч. 4 5 Увеличенная терция ув. 3
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта Augmented Fourth / Diminished Fifth ув. 4 / ум. 5 6
Чистая квинта Perfect Fifth ч. 5 7 Уменьшенная секста ум. 6
Малая секста Minor Sixth м. 6 8 Увеличенная квинта ув. 5
Большая секста Major Sixth б. 6 9 Уменьшенная септима ум. 7
Малая септима Minor Seventh м. 7 10 Увеличенная секста ув. 6
Большая септима Major Seventh б. 7 11 Уменьшенная октава ум. 8
Чистая октава Octave ч. 8 12 Увеличенная септима ув. 7
Малая нона Minor Ninth м. 9 13 Увеличенная октава ув. 8
Большая нона Major Ninth б. 9 14 Уменьшенная децима ум. 10
Малая децима Minor Tenth м. 10 15 Увеличенная нона ув. 9
Большая децима Major Tenth б. 10 16 Уменьшенная ундецима ум. 11
Чистая ундецима Perfect Eleventh ч. 11 17 Увеличенная децима ув. 10
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима Augmented Eleventh / Diminished Twelfth ув. 11 / ум. 12 18
Чистая дуодецима Perfect Twelfth ч. 12 19 Уменьшенная терцдецима ум. 13
Малая терцдецима Minor Thirteenth м. 13 20 Увеличенная дуодецима ув. 12
Большая терцдецима Major Thirteenth б. 13 21 Уменьшенная квартдецима ум. 14
Малая квартдецима Minor Fourteenth м. 14 22 Увеличенная терцдецима ув. 13
Большая квартдецима Major Fourteenth б. 14 23 Уменьшенная квинтдецима ум. 15
Чистая квинтдецима Perfect Fifteenth ч. 15 24 Увеличенная квартдецима ув. 14

Виды музыкальных интервалов по особенностям составления

Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:

  • Простые;
  • Составные;
  • Микроинтервалы;
  • Особые интервалы.

Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.

Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).

Простые интервалы

Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.

Прима

Схема примы (обозначается как ч. 1 — чистая прима).

Прима (англ. Unison) образуется при помощи двух одинаковых звуков, и именно от этой особенности происходит английское название интервала — унисон. Значение слова «Унисон» совпадает со смыслом примы — одновременное звучание двух или более звуков одинаковой высоты.

Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.

Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.

Малая секунда

Схема малой секунды (обозначается как м. 2).

Второй интервал в музыке — малая секунда (англ. minor second). В основе интервала — два звука, отличающиеся по высоте всего на полтона (вверх или вниз). Малая секунда обозначается буквенно-цифровым сочетанием «м. 2».

Большая секунда

Схема большой секунды (обозначается как б. 2).

Большая секунда (англ. major second) — интервал, звуки которого отличаются на целый тон. В музыкальной теории большая секунда обозначается «б. 2».

Малая терция

Схема малой терции (обозначается как м. 3).

Следующий интервал — малая терция, обозначаемая «м. 3». Малая терция — нижний интервал минорного трезвучия, который в некоторых случаях может заменять минорный аккорд, не изменяя звуковых характеристик.

Большая терция

Схема большой терции (обозначается как б. 3).

Большая терция — интервал в три ступени, обозначаемый «б. 3». В отличие от малой, большая терция — нижний интервал мажорного трезвучия. В некоторых случаях, большая терция может заменять мажорный аккорд.

Чистая кварта

Схема чистой кварты (обозначается как ч. 4).

Название кварты происходит от латинского слова «quarta» (лат. «четыре» или «четвертый»). В средние века в музыкальной теории звук кварты описывался как четвертый голос от тенора (лат. quarta vox), если вести счет по ступеням звукоряда вверх или вниз. В те времена тенор считался главным и чистым голосом, фундаментом многоголосной музыки.

В современной элементарной теории музыки принято различать несколько видов кварты — чистая, увеличенная и уменьшенная. С точки зрения практического использования, под термином кварта подразумевается чистая кварта, обозначаемая «ч. 4». Из наименования интервала понятно количество ступеней между основанием и вершиной кварты — 4 ступени.

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта

Схема увеличенной кварты (обозначается как ув. 4) или уменьшенной квинты (обозначается как ум. 5).

Увеличенная кварта (обозначается «ув. 4») равна уменьшенной квинте («ум. 5»). Увеличенная кварта считается важным интервалом в теории музыки — на него опирается вся система мажорно-минорных ладов.

[jaw_panel_box panel_title=»Голос скептика» message_style=»info» ] — А где же здесь тритон?[/jaw_panel_box][jaw_clear]

Голос скептика: «А где же здесь тритон?»У тех, кто хотя бы поверхностно знаком с интервалами и теорией музыки, возникнет закономерный вопрос: «Почему пропустили тритон?». Если посмотреть внимательнее, то он на месте, где и должен быть.

Тритон — интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон — другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты.

Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов).

Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.

Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.

Тритон всегда рядом.

Чистая квинта

Схема чистой квинты (обозначается как ч. 5).

Квинта — интервал, разница между основанием и вершиной которого составляет пять ступеней. Обозначается «ч. 5».

Малая секста

Схема малой сексты (обозначается как м. 6).

Секста — интервал в шесть ступеней или четыре тона, обозначающийся «м. 6».

Большая секста

Схема большой сексты (обозначается как б. 6).

Как и в случае с малой, расстояние между нотами в большой сексте составляет четыре тона. В отличие от малой сексты, между звуками большой сексты располагаются четыре с половиной тоной. В музыкальной теории записывается при помощи буквенно-цифрового обозначения «б. 6».

Малая септима

Схема малой септимы (обозначается как м. 7).

Септима — седьмой музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной которого составляет семь ступеней. Между звуками малой септимы располагаются пять тонов, а сам интервал обозначается как «м. 7».

Большая септима

Схема большой септимы (обозначается как б. 7).

Главное отличие большой септимы от малой заключается в количество звуков между нотами: между основанием и вершиной располагаются пять с половиной тонов (пять тонов + один полутон). Большая септима обозначается как «б. 7».

Октава

Схема чистой октавы (обозначается как ч. 8).

Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.

Читайте также:  Современный балет театр бориса эйфмана

В Древней Греции октаву называли «διὰ πασῶν», что буквально переводится как «через все струны». Свое современное название октава получила в средние века: музыканты использовали слово octavus (восьмая) наряду со словом diapason (диапазон).

В музыкальной теории октава записывается обозначением «ч. 8».

Составные интервалы

Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.

Малая нона

Схема малой ноны (обозначается как м. 9).

Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.

Малая нона обозначается как «м. 9».

Большая нона

Схема большой ноны (обозначается как б. 9).

Большую нону (обозначается «б. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (б. 2 + ч. 8).

Малая децима

Схема малой децимы (обозначается как м. 10).

Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.

С точки зрения состава, малая децима (обозначается «м. 10») представляет собой малую терцию через октаву (октава плюс малая терция), а между основанием и вершиной интервала располагаются пятнадцать полутонов.

Большая децима

Схема большой децимы (обозначается как б. 10).

Большая децима («б. 10») — это большая терция через октаву. Между звуками интервала находятся шестнадцать полутонов.

Чистая ундецима

Схема чистой ундецимы (обозначается как ч. 11).

Музыкальный интервал шириной в 11 ступеней называется ундецима и обозначается как «ч. 11». Рассмотрение ундецимы в качестве составного интервала позволяет обозначить ее как октаву через кварту. Чистая ундецима состоит из семнадцати полутонов.

С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.

Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима

Схема увеличенной ундецимы (обозначается как ув. 11) или уменьшенной дуодецимы (обозначается как ум. 12).

Увеличенная ундецима (обозначается «ув. 11») равна уменьшенной дуодециме («ум. 12»). Интервалы идентичны по своим качествам увеличенной кварте и уменьшенной квинте, представляя собой сумму из октавы и увеличенной кварты, и октавы и уменьшенной квинты соответственно.

Чистая дуодецима

Схема чистой дуодецимы (обозначается как ч. 12).

Двенадцатый музыкальный интервал, шириной в 12 ступеней, называется дуодецима (обозначается «ч. 12»). Дуодецима состоит из октавы и квинты, а в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с квинтой».

Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

Малая терцдецима

Схема малой терцдецимы (обозначается как м. 13).

Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».

Большая терцдецима

Схема большой терцдецимы (обозначается как б. 13).

Большая терцдецима состоит из октавы и большой сексты или из 21 полутона. Большая терцдецима записывается буквенно-цифровым обозначением «б. 13».

Малая квартдецима

Схема малой квартдецимы (обозначается как м. 14).

Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.

Малая квартдецима состоит из 11 тонов (22 полутонов) и обозначается как «м. 14».

Большая квартдецима

Схема большой квартдецимы (обозначается как б. 14).

Большая квартдецима («б. 14») состоит из чистой октавы и большой септимы. В составе интервала 23 полутона.

Чистая квинтдецима

Схема чистой квинтдецимы (обозначается как ч. 15).

Чистая квинтдецима («ч. 15») — составной интервал, в который входят две октавы. Между основанием и вершиной квантдецимы располагаются 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартдециму обозначают цифрой 16 (две октавы).

Теги по теме: музыкальная теориясоветы начинающим музыкантамсольфеджио

Источник: https://samesound.ru/c/musictheory/78466-music-intervals-lesson

Музыкальные интервалы

Приветствую друзья музыканты! Рад, что Вам приглянулась такая обширная тема как — “музыкальная теория”, ведь в этом текстовом уроке я расскажу Вам про интервалы в музыке!

Готовьтесь к тому, что для того чтобы понять эту тему, Вам нужно быть максимально сосредоточенными, иначе Вы будите просто читать буквы и слова совсем не понимая сути.

Поэтому, максимум внимания на текст, и я начинаю…

Первым поясненным термином, будет главное слово этого урока, а это интервал! Запоминайте, интервалом – называют сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.

Если звуки берутся последовательно, то это называют – мелодическим интервалом!

А если звуки берутся одновременно, то – гармоническим интервалом!

Так же, знайте, что нижний звук интервала (по звучанию) называют основанием, а верхний вершиной. Думаю, со всеми этими терминами у Вас особых проблем не возникло, ведь они довольно просты для понимания. Рекомендую перечитать их еще раз и двигаться дальше.

Постепенно, будет становиться все интереснее и интереснее, поэтому, регулярно удостоверяйтесь, что Вы хорошо запомнили и поняли суть предыдущих терминов!

Из прошлого урока, Вы должны были хорошо усвоить, что такое ступени, поэтому, если Вы забыли, то перечитайте начало первого урока и после возвращайтесь сюда! А я продолжаю…

Количество охватываемых интервалом ступеней называется — ступеневой величиной.

Максимум внимания!!!

Если интервал охватывает только одну ступень, то это называется – примой

Если две – секундой

Три – терцией

Четыре – кварта

Пять – квинта

Шесть – секста

Семь – септима

Восемь – октава

Рекомендую вышеперечисленные интервалы выписать и заучить, так как их знание просто жизненно необходимо для гитариста и музыканта в частности!

Кстати, если все эти названия кажутся Вам жуткими и непонятными, то я Вас приятно удивлю! Это всего-навсего римские цифры – один, два, три, четыре и так далее. Запомните это и тогда Вы легко сможете определять интервалы!

Считаем ступени звукоряда

Теперь, давайте немного посчитаем интервалы, чтобы закрепить Ваши знания и приобрести еще парочку новых! Как всегда (во время чтения этого урока), будьте бдительны и не теряйтесь в своих мыслях надолго.

Для примера возьму интервал от ноты G, до ноты C (надеюсь, Вы уже хорошо запомнили буквенные обозначения нот, ведь если у Вас остались пробелы, то Вам нужно срочно перечитать первый урок!).

Как Вы думаете, какое расстояние между этими нотами? Прима, кварта, терция, секста, октава или что-то другое? Подумайте, пару секунд и после продолжайте читать.

Ответ: кварта!

Как я это узнал?  Да все просто! Можете считать по пальцам (ориентируйтесь на пример G — C).

Первая ступень прима, нота G (зажимаем первый палец).

Вторая, нота A – секунда (второй палец).

Третья, нота B – терция (еще один).

Четвертая, нота C – кварта! (как раз то, что нужно).

Теперь, когда Вы знаете, как я это делаю, то прошу Вас в дальнейших примерах стразу не смотреть ответ, а сначала самостоятельно подумать! Рекомендую поступить так, Вы читаете, и как только дошли до подобного вопроса – “Какой интервал между нотами Соль G и До C?”, то отворачиваетесь от экрана монитора и думаете над вопросом. Как только ответ пришел в голову, то разворачиваетесь и смотрите ответ!

Если Вас это устраивает, то продолжаем наш урок…

Какой интервал между нотами Ми (E) и До (C)?

Ответ: секста!

Какой интервал между нотами F и A?

Ответ: терция!

Так же, можно считать интервалы и в обратном порядке! Например, как Вы уже знаете, между нотами Соль G и До C расстояние в кварту, но если посчитать в обратном порядке, то будет совсем другой интервал!

Есть предположения, какой именно?

Ответ: квинта!

Если вдруг Вы упустили суть, то я сейчас опишу все еще более простым языком.

Все что Вам нужно сделать — это просто перевернуть интервал! Пример: Вы считаете расстояние не от ноты Соль G до ноты До C, а от ноты До, до ноты Соль!

Иначе говоря, все это выглядит примерно таким образом: До – Ре – Ми – Фа – Соль! Где Соль, пятая ступень, а значит, она является квинтой!

Теперь, если все прояснилось, то продолжаем обучение…

Какой интервал между нотами A и G?

Ответ: если считать ступени в восходящем порядке, то септима, а если в нисходящем, то секунда!

Какой интервал между нотами D и D?

Ответ: прима или октава, в зависимости от того, в каком направлении считать!

Ладно, пора со считалками заканчивать и двигаться дальше. А дальше, Вас ждет следующий подзаголовок…

Узкие и широкие интервалы

Узкие и широкие интервалы могут образовывать “родственные пары”, дающие октаву. Для примера и более лучшего понимания, я приведу Вам пару таких “родственных пар”, запоминайте — первая и восьмая ступень, вторая и седьмая, третья и шестая, четвертая и пятая. Все они в сумме дают родственную пару!

Сейчас, посмотрите на изображения ниже как можно внимательнее.

Заметьте, кварта длиться от ноты До, до ноты Фа, а далее, от ноты Фа, до ноты До идет квинта, а как я говорил выше — четвертая и пятая ступень (кварта и квинта) в сумме дают октаву!

Думаю, если Вы посмотрите на изображение, и после, еще раз перечитаете мои предыдущие слова, то у Вас не останется вопросов, но, пожалуй, я приведу еще один пример, чтобы Вы наверняка все усвоили и остались без каких-то либо вопросов.

https://www.youtube.com/watch?v=ARgJ89QMXfY

Что Вы видите на этом изображении?

Наверняка “родственный интервал” построенный из терции и сексты. Терция имеет расстояние от ноты До, до ноты Ми, а от ноты Ми до До длится – секста. Иначе говоря, третья (терция) и шестая (секста) ступень в сумме образуют октаву, а значит они родственники!

Обращения интервалов

Если Вы уверены, что поняли тему родственных интервалов, то продолжайте читать, ведь сейчас Вы узнаете — что интервалы можно переворачивать, получая, таким образом — обращения!

Вот Вам подробный пример:

Если перевернуть приму, то получиться октава; 1 8

Секунду можно обратить в септиму; 2 7

Терцию в сексту; 3 6

Кварту в квинту; 4 5

Так же все родственные интервалы можно перевернуть и в обратном порядке!

Например: септиму в секунду (7 2)

Сексту в терцию (6 3)

И так с любым родственным интервалом, кстати…

Родственные интервалы имеют схожее звучание, а как Вы наверняка уже заметили, если сумма двух интервалов (номер ступени) равно девяти, то это значит, что они являются родственными, и их можно обращать друг в друга (переворачивать).

Характер звучания интервалов

Для начала напомню, что существует два типа интервалов — мелодический интервал и гармонический интервал. Теперь к их пониманию в музыке:

Если звуки берутся последовательно, то это называют – мелодическим интервалом!

А если звуки берутся одновременно, то – гармоническим интервалом!

Обратите внимание, гармонические интервалы разделяют на консонансы и диссонансы!

Консонирующие интервалы — звучат мягко, звуки как будто сливаются друг с другом!

К совершенным консонансам относят:  унисон (звуков одинаковой высоты), октаву, квинту, чистую кварту.

К несовершенным консонансам относят: Большую и малую терцию, а так же большую и малую сексту!

Если Вы пока не понимаете, что за интервалы такие: большие, малые, чистые, то в этом нет ничего плохого, чуть позже, я подробно расскажу об этом, а пока, очень внимательно и вдумчиво читайте данную статью!

Теперь на очереди – диссонансы…

Диссонансы – звуки звучат очень резко, агрессивно и неустойчиво, но это не значит, что их нужно всячески избегать! Если научиться их “правильно” использовать, то они могут очень сильно разукрасить Вашу игру или просто добавить необходимой агрессии в Вашу музыку.

К диссонансам относят: секунду и септиму, а так же, уменьшенную кварту или увеличенную квинту!

Не знаю как Вы, а я чего-то устал писать данную статью (предполагаю, Вы тоже подустали от такого большого потока информации), поэтому, рекомендую Вам сделать небольшой перерыв и дать мозгу отдохнуть за чашечкой чая или еще как-нибудь. В общем, я предлагаю увидится на том же самом месте через 10-20 минут, дабы насильно не впихивать в себя всю эту информацию.

Простые и сложные интервалы

Продолжая тему интервалов, обязательно надо упомянуть про простые и сложные (составные) интервалы. Поэтому, запоминайте — интервалыв пределах октавы называются простыми, а выходящие за пределы октавы составными (или сложными).

Если с простыми интервалами все понятно, то со сложными может возникнуть небольшое недопонимание, поэтому, сообщаю для лучшего понимания — составные интервалы состоят из октавы и простого интервала!

Теперь, все внимание на картинку ниже!

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава – все это Вы уже знаете!  И именно эти интервалы называются простыми, а дальше идут сложные, например – нона, децима и так далее. Иначе говоря, интервалы после октавы называются сложными или составными.

Нона идет после октавы, она является девятой ступенью, после ноны идет децима (десятая ступень). Если Вам интересно узнать дальнейшую нумерацию, то рекомендую поискать информацию в интернете касательно римских цифр.

Читайте также:  Андрес сеговия торрес возрождение гитары

Двойное качество интервалов

Теперь, как я и обещал, начну разбирать все эти непонятные слова как – увеличенная, уменьшенная, чистая, малая, большая, а так же поясню, зачем они вообще нужны!

Читайте ниже изложенный материал очень внимательно, чтобы не упустить важную информацию!

Начну с термина (читайте вдумчиво!), количество содержащихся тонов в интервале — образуют тоновую величину интервала, а поскольку, расстояние между ступенями звукоряда неравное (тон или полтона), то, большинство интервалов имеет двойное качество!

Да-да, именно из-за этого Вам нужно запомнить и заучить такие слова как — чистая, малая, большая, увеличенная и уменьшенная.

Следующую информацию рекомендую выписать и запомнить…

Секунда, септима, терция и секста – могут быть большими и малыми!

Кварта может быть чистой и увеличенной!

Квинта бывает чистой и уменьшенной!

Теперь, для еще более лучшего понимания посмотрите на изображение ниже. На нем показано расположение интервалов на шестой струне от ноты Ми (открытая струна)!

Запомните! Уменьшенная квинта и увеличенная кварта это один и тот же интервал, иногда его еще называют тритоном!

Тоновая величина интервалов

Прима — имеет расстояние в ноль тонов, так как прима, это основная нота (унисон, повторная нота)!

Малая секунда — имеет расстояние в пол тона (соседний лад).

Большая секунда – имеет расстояние в один тон (через лад).

Малая терция – имеет расстояние в полтора тона.

Большая терция – имеет расстояние в два тона (через три лада).

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта (другое название тритон) – имеет расстояние в три тона!

Дальнейшую тоновую величину интервалов, я уверен, Вы сможете проанализировать самостоятельно, посмотрев на изображение, которое я давал перед началом этого заголовка, а сейчас, последний штрих для более лучшего усвоения этого материала…

Задания!

1) Сыграть последовательно все мелодические интервалы от одного звука, произнося соответствующие им названия!

2) Запомнить пальцовку интервалов (как зажимать)

3) Запомнить все термины и названия интервалов

4) Начать запоминать звучание интервалов!

На этом урок окончен, спасибо, что читали эту статью, надеюсь, она помогла Вам с пониманием этой важной темы. Если остались вопросы задавайте их в комментариях, я обязательно на них отвечу! Так же не забывайте про Д/З!

Кстати, если Вам удобнее воспринимать подобную информацию в видео формате, то подписывайтесь на мой YouTube канал, на нем регулярно (и обычно гораздо раньше) появляться ценная и мощная информация касательно музыкальной теории.

P.S. При создании этого видео за основу был взят материал из книг: С.Попов — Музыкальное и Аппликатурное Мышление Гитариста Алексеев Б. Мясоедов А. — Элементарная теория музыки

Майкл Пилхофер, Холли Дей — Теория музыки для чайников

Источник: http://amazingguitar.ru/osnovy-muzykalnoj-teorii/muzykalnye-intervaly.html

Интервалы (открытый урок по сольфеджио, 2 год обучения) – Методическая страница – АсСоль

Интервалы

Открытый урок по сольфеджио, 2-й год обучения

Образовательное учреждение МКОУ ДОД ДТДиМ
Автор занятия (ФИО, должность) Злотенко Евгения Владимировна. педагог дополнительного образования
Предмет сольфеджио
Темя занятия интервалы
Место учебного занятия первое занятие тематического блока “Интервалы”
Год обучения 2
Тип урока урок изучения нового материала
Форма занятия групповая
Продолжительность 45 минут
Цель занятия Формирование понятия интервал
Задачи занятия

Образовательные:

  1. Изучение и первичное закрепление нового учебного материала
  2. Введение новой терминологии

Развивающие:

  1. Развитие образного мышления
  2. Развитие познавательного интереса
  3. Развитие умения применять знания на практике
Структура урока
  1. Организационный момент
  2. Вхождение в тему
  3. Основная часть
  4. Закрепление занятий
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание
Методический, дидактический материал
  1. Образовательная программа “Созвучие” хоровой студии ДТДиМ
  2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие – М: Наука, 1986 – 160 стр.
  3. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! – издание 5-е, стереотипное. Серия “Учебные пособия для ДМШ” – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 – 91 с.
  4. Калинина Г.В, Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: изд-во “Издатель Калинин В.В.”, 2008 – 32 с.
Методы обучения
  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Эвристический (частично-поисковый)
  3. Репродуктивный
Оборудование
  1. Фортепиано
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Ноутбук

Пояснительная записка.

Занятие предназначено для учащихся  2 года обучения по предмету сольфеджио.

Это первое занятие в изучении этой темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала.  Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему  запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! (презентация, слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать интервалы.

Интервалы – это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 2). Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние – интервал. Продолжите дальше…

Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена – это интервал между уроками, а каникулы – интервал между четвертями.

Педагог: Молодцы! Интервал – это расстояние (слайд 3). А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 4)  (слайд 5).

В интервале  звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим.

То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 6). Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 7).

1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно

А теперь работаем по цепочке – каждый называет одно из определений интервала.

(Дети называют определения интервала)

Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

(Дети слушают и дают ответы)

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов.  У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные – звучат загадочно, пришли они к нам из древнего  языка – латыни (слайд 8).  Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и так далее.

Так как интервал – это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 9)

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет (слайд 10).

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет (слайд 11).

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и  показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима – один пальчик, секунда – 2 и т.д. (слайд 12).

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь – разучим песню про интервалы.

Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 13)

1) Если ноты ходят парами,  Их называют интервалами, И сейчас мы по – порядку вам их

С удовольствием споём.

Припев: Прима, секунда, терция, кварта. Квинта, секста, септима, октава. Октава, септима, секста, квинта,

Кварта, терция секунда, прима.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит – неприятно, некрасиво, а второй – красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы (слайд 14)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 15)

2) Словно ёжики с колючками, Бывают интервалы злючками, Это септимы с секундами,

Их называют диссонанс.

3) А другие – очень милые, Благозвучные, красивые, Примы, терции, октавы, кварты, 

Квинты, сексты называют консонанс.

Далее определяем на слух консонансы и диссонансы (слайд 16)

Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 17, 18)

А теперь попробуем построить интервалы от нотки до.  До-до – 1 ступень – прима. До-ре – 2 ступени – секунда. До-ми – три ступени – терция и т.д. (слайд 19)

Далее играем на клавиатуре фортепиано интервалы от ноты до (все ученики по цепочке).

Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде (слайд 20) (Дети записывают интервалы в тетрадь).

Музыка – это наполовину – математика, а наполовину – поэзия.

Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки – ассоциации, подсказки (слайд 21)

Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка. Секунда – колючая как ёжик, терция – мягкая и ласковая как кошечка, кварта – призывная, как голос трубы, а ещё – с неё начинается гимн России.

Квинта – пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё – это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста – широкая и благородная как олень, а также –  с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку.

Септима – колючая, злая как баба яга, а октава – самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал

Ученики: Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический – два звука, взятые вместе, а мелодический –  последовательно.

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как  называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы.

Педагог: А также мы узнали, что интервал – это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (приложение 1)
1) Выполнить задания из рабочей тетради (заполнить таблицу и соединить стрелочками названия интервала и его ступеневую величину) (слайд 22)
2) Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится  тема нашего занятия (слайд 23)
3) Выучить слова песни про интервалы.

Приложение

Слайды к уроку

Злотенко Е. В., г. Железногорск

Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/intervaly_otkrytyj_urok_po_solfedzhio_2_god_obuchenija/1-1-0-584

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector