Как выучить с ребёнком стихотворение

Как учить стихи с ребёнком: полезные советы

Простые, но эффективные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

Совет 1. Найдите непонятные слова

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением.

Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение

Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов.

Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем.

Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Совет 5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение

Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 7. Поиграйте в театр

Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное

Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание

Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

Совет 12. Делайте перерывы

Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Совет 13. Никакого насилия!

Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

Совет 15. Учите с целью

Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-uchit-stihi-s-rebjonkom-poleznye-sovety

Как выучить стихотворение с ребенком без принуждения

Для ребенка изучение стихов очень важно. И то, что он получит похвалу родителей, играет важную, но не первоочередную роль.

Ведь даже небольшие стишки значительно расширяют словарный запас малыша, развивают чувство ритма и тренируют память. Все это точно пригодится ему в жизни. Но не все дети способны сразу же запомнить стихотворение.

И причин для этого может быть масса, начиная с обычной неусидчивости, заканчивая простым неприятием больших объемов информации.

В данной статье мы рассмотрим, как выучить стихотворение с ребенком, чтобы для него эта процедура прошла наиболее просто и без лишних нервов. Рассмотрим, какие наиболее типичные ошибки могут быть допущены при разучивании стиха, а также изучим основные методики, помогающие ребенку и родителям упростить данный процесс.

В большинстве случаев в том, что ребенок не может выучить стих, виноваты родители. Ведь именно они должны развивать в ребенке привычку учиться. Далее рассмотрим типичные ошибки по степени их распространенности.

1) Как лучше встретить Новый год с годовалым ребенком, чтобы было комфортно и вам, и малышу.
2) О том как правильно выбрать размер санок-ватрушек, мы писали тут.

Ошибка первая: не учитывается ведущий канал восприятия ребенка

Любой здоровый ребенок познает окружающий мир при помощи трех каналов: зрение, слуховое восприятие и тактильные ощущения. Но у всех имеется основной канал. Так аудиалам легче воспринять информацию на слух, визуалы познают окружающий мир при помощи зрения, а кинестетикам важны в первую очередь тактильные ощущения.

Если вы не знаете, как помочь ребенку выучить стихи, попробуйте определить его ведущий канал восприятия. Сделать это можно при помощи специальных тестов.

Ошибка вторая: используется только одна методика запоминания

Логично предположить, что способов запоминания может быть много, если главных каналов приема информации несколько. Но все же большинство родителей об этом даже не задумываются, используя всего одну методику – зубрежку.

Не стоит использовать только одну методику запоминания стихотворения!

Эта методика помогает, но процесс будет продвигаться «со скрипом». Но, если комбинировать зубрежку с другими методиками, например, невидимыми шпаргалками, то процесс изучения стиха будет интересен ребенку.

Ошибка третья: перед изучением стиха не проводится подготовительная работа

Порой мамы стараются как можно быстрее выучить стих с малышом и заняться своими делами. Но, перед тем как выучить стих с ребенком, необходимо пройти подготовительную работу. Дайте ребенку прочитать стих самостоятельно и объясните ему значение непонятных слов. Ребенку очень сложно сфокусироваться на стихе, значение которого он не понимает.

Ошибка четвертая: неправильно соблюдается режим повторения стиха

Вот график правильного повторения:

  • Через 15 минут нужно закрепить стих в памяти;
  • Через 2-4 часа нужно заново разучить слова и строчки, которые выпадают из памяти;
  • На следующее утро нужно «отшлифовать» стих, так как за ночь полученные знания систематизируются.

Кстати, такой режим повторения касается не только стихов, но и любой другой текстовой информации.

Ошибка пятая: вы пытаетесь учить стих с ребенком не вовремя

Приступать к изучению стиха нужно только в том случае, если ребенок отдохнул. Также в процессе обучения нужно делать перерывы, так как внимание маленького ребенка быстро рассеивается. Также учить стих можно на прогулке или по дороге в секцию. Следует помнить, что стихи запоминаются лучше перед сном.

1) Чем опасна гипертермия у детей и что следует делать при ее симптомах.
2) Причины возникновения бутылочного кариеса у детей, читайте в этой статье.

Ошибка шестая: для ребенка нет правильной мотивации

Очень часто дети, особенно совсем маленькие, не понимают, для чего они учат стихи. Поэтому его нужно мотивировать. Отличной мотивацией является стишок для Деда Мороза. Также можно собраться семьей и устроить марафон по изучению стихов.

Ошибка седьмая: родители не развивают интеллект ребенка

При работе с ребенком стремитесь к расширению его кругозора и словарного запаса. Совершенствуйте его воображение и логику. Это способствует не только лучшему заучиванию стиха, но и поможет в дальнейшей жизни.

Когда следует начинать учить стихи с ребенком

Начинать изучение стихов с ребенком можно уже с двух лет. Но тут главным условием является то, что ребенок должен уже разговаривать.

Тут достаточно умения ребенка связывать несколько слов в предложения. Это уже значит, то малыш сможет повторять строки стиха за родителями.

Но какой стишок можно выучить 2-летнему ребенку? Тут необходимо подбирать такие стихи, которые будут учить разговаривать и считать.

К трем годам ребенок может запомнить уже несколько легких песенок, которые проще выучить, чем стихи. Довольно сложные стихи ребенок может запоминать к 4-5 годам. Но для этого с ним нужно тренироваться.

Как научить ребенка выучить стихотворение: основные методы

Имеется множество способов заучивания стихов с маленькими детьми. Некоторые частные педагоги используют в комбинации до 10 методик. Кроме того, мама может придумать и свой способ, который подойдет ее малышу. Если вы еще не знаете, как помочь выучить стишок ребенку, то представляем вашему вниманию основные методы, которые наиболее эффективно работают при их комбинировании:

  • Можно делить стих на части. Если структура стиха позволяет, то на смысловые. При разучивании четверостишия учите сначала по две строчки. Если не получается, то делите его построчно. Заучивание каждой части должно происходить через некоторый промежуток времени. Если все получается, то на следующий день повторите стих по частям, а через некоторое время сложите все воедино;
  • Объем стихотворения увеличивайте постепенно. Сначала выберите простой стишок, а потом переходите к более сложным, не торопя события;
  • Изучение стихов должно быть последовательным. Не приступайте к изучения нового стиха, пока не заучили предыдущий. Каждый успех должен быть закреплен, поэтому дайте крохе отдохнуть после того, как он «покорил» очередную вершину в виде стиха;
  • Переводите по возможности стихотворную форму в образную. Можете подобрать соответствующие иллюстрации;
  • Читайте стихи с интонацией. Ваш малыш должен не просто заучить стих, но и прочувствовать его.

Как можно быстро выучить стихотворение с ребенком

Как раньше упоминалось, перед изучением стихов желательно попытаться разучить с ребенком несложные детские песни. Если времени не хватает, то можно записать их на диск и включать его ребенку. Через некоторое время кроха будет пытаться напевать песенку вместе с исполнителем.

Также старайтесь говорить стихами с ребенком во время игр. Поиграйте с ним в игру «рифмовка». Смысл ее заключается в подборе рифмы на предложенное вами слово. Вспоминайте стихи, прогуливаясь с ребенком.

Если вы задаетесь вопросом, как помочь ребенку быстро выучить стих, то постарайтесь сделать эту процедуру максимально интересной для него. Так он запомнит стихотворение быстрее.

Источник: http://LovingMother.ru/vospitanie/duxovnoe/kak-vyuchit-stixotvorenie-s-rebenkom.html

Консультация на тему: Как учить стихи с ребенком

КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЕНКОМ? ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?

В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.

Мы вам расскажем, как надо учить стихи с ребенком, учитывая его возраст, темперамент, психологические особенности и даже литературные предпочтения.

СОВЕТ №1

Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

Читайте также:  Как научиться правильно петь советы вокалистки елизаветы боковой

СОВЕТ №2

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи.

Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.

СОВЕТ №3

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова.

Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты.

Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.

СОВЕТ №4

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком.

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.

СОВЕТ №5

Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение.

После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге.

И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.

Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

СОВЕТ №6

Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.

Методы заучивания стихотворений:

  • Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
  • Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
  • Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
  • Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.

СОВЕТ №7

И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!

Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/18/kak-uchit-stihi-s-rebenkom

Как правильно учить стихи с ребенком: актерские советы и секреты

Зачем учить стихи? Еще лишь поколение назад подобный вопрос вызвал бы недоумение. В нынешнюю цифровую эпоху, когда любая информация доступна в два «клика», формирование способностей, памяти и общий уровень культуры взял на себя Интернет.

Взять-то он взял, но справиться с этим серьезным делом полноценно не может, поэтому родителям следует понимать, что знакомство ребенка с хорошей литературой гораздо важнее для развития, чем блуждание во всемирной сети.

Разучивание стихов, например, развивает гармоничную личность, улучшает память и расширяет кругозор.

Воспитание души

Правда, замечательно, когда вашим ребенком восхищаются? «Ах, какая память! Ах, как красиво говорит!» — эти фразы просто «бальзам на душу» любой мамочке. Так хочется слушать эти похвалы постоянно и умиляться способностям дитяти.

Что же сделать, чтобы мечты превратились в реальность, и ваше чадо удивляло всех образной речью и блистало способностью запоминать все налету? Читать и учить стихи с ребенком. Желательно, как можно больше и чаще. Хорошая литература по определению способна обогатить речь, воспитать лучшие чувства в душе растущего человечка, веру в собственные силы и развить интеллект.

Музыка стихов

Почему многим малышам легко дается заучивание стихов? Психологи утверждают, что «виноваты» во всем ритм и музыка. Ритм для малышей — это упорядоченное биение маминого сердца, к которому он привык еще до появления на свет, поэтому ритм стихов (хороших!) влияет на ребенка положительно.

Стихи в сопровождении музыки тоже окружают детей с рождения — колыбельная, считалочка, потешка.

Все известные детские поэты с помощью стихов могли передать любые чувства. Сказки в стихах Чуковского, Пушкина и многих хороших детских поэтов легко воспринимаются детьми, хоть там и встречаются непонятные слова. Именно поэтому стихи рекомендуется читать детям еще до рождения, а уж после того, как малыш появился на свет и подрос, стихи уже пора учить.

Чем раньше, тем лучше

Многих родителей волнует вопрос «Когда начинать учить стихи?». Да вы ведь уже начали, когда спели (или проговорили нараспев) первую колыбельную! Малыш подрастает, и «растут» его стихи. Главное — выбирать правильное стихотворение.

Во-первых, оно должно нравиться вам. Прочтите его сами прежде, чем начинать знакомить с ним малыша. Читая, расставьте акценты, подберите интонацию и настроение.

Красоту и напевность стихов родители должны прочувствовать сами, а уж потом прочесть ребенку, не забыв объяснить, почему это стихотворение понравилось им самим.

Обязательно расспросите маленького слушателя, все ли ему понятно и растолкуйте значение новых слов.

Во-вторых, стихотворение должно понравиться ребенку. Ведь он из слушателя должен превратиться в чтеца, которому нужно знать стихи наизусть. А как же учить, если текст не понятен и не нравится?

Важно! Бесполезно пытаться учить стихи, если ребенок устал. Обязательно делайте перерывы во время разучивания стихов, особенно когда учите стихи с дошкольниками.

Первые детские стихи очень важны для развития ребенка. Они помогают ребятишкам освоиться в мире, понять, что правильно, а что нет, как вести себя с другими людьми и что ценить в окружающих.

Учимся без ошибок

Понятно, что разучивание стихов помогает узнать новые слова и расширить кругозор, но важно еще и правильно определить «канал восприятия» новых знаний ребенком — зрение, слух, осязание. Способ переработки информации влияет на сам процесс изучения рифмованного текста.

Художники

Многие люди запоминают информацию «картинками». Возможно, ваше чадо легче запомнит текст, если представит и нарисует то, что он услышал. Для этой цели можно даже завести специальную папку, куда вы будете вкладывать все рисунки ребенка, иллюстрирующие стихотворение. Не забывайте хвалить юного художника за удачные работы.

Актеры

Дети — замечательные актеры. Они могут превратить в театрализованное представление любое занятие, стоит кому-нибудь из них надеть даже часть воображаемого костюма. Дети вряд ли запомнят то, что оставляет их равнодушными. Превратите заучивание стихов в театрализованное представление, когда ребенок испытывает настоящие эмоции, и все получится без принуждения и криков.

Слушатели

Многим детям легче слушать и как эхо повторять строчки за взрослыми. Сначала ребенок просто слушает, затем повторяет вместе с тем, кто помогает ему учить стихотворение, а потом — самостоятельно. Часто подобное воспроизведение сопровождается ритмичным постукиванием рукой. 

Источник

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-pravilno-uchit-stikhi-s-rebenkom-akterskie-sovety-i-sekrety/

Как учить с ребенком стихи?

18.01.2012

О том, что учить стихи надо, мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.

Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи.  Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый,  и ребенок по очереди.

  Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает,  и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность.

  Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. 

Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано.  А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим  «кОрОна», «скаЗка»,  «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.

И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов.

Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения.

А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.

Кстати, чем интереснее и веселее стихи,  тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать интересные и ритмичные стихи

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком.

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение  В. Орлова  «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,

Даже молодой, –

Вежливая птица:

Он всегда

Перед едой

К червячку

Стучится!

 2 этап.  Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой  дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

 3 этап.  Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

 4 этап.  Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

 5 этап.  Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.  Здесь можно  сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» – показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» – постучать по столу.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработала  двигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при  заучивании.  Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

Читайте также:  Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

 6 этап.  Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.  Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

 7 этап.  Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.  Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, – вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами).

Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».

  Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

 8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.

  Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке.

Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Можно попросить малыша, чтобы он  выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.  Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

 9 этап.  Повторите стихотворение через день,  через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти  8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую,  зрительную,  образную память включаем,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если Вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Интересно услышать, как Вы учите стихи с детьми?  Какие встречаются проблемы при заучивании и как Вы с ними справляетесь?

Источник: http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/kak-uchit-stihi.html

Как быстро выучить стихотворение с ребенком?

Как приятно родителям, когда их чадо, взобравшись на стульчик, четко и с выражением декламирует строчки из любимых стихов перед настоящими зрителями. Бабушки в упоении, подруги в восторге, воспитатели в детском саду не перестают нахваливать столь милого ребенка!

Вот только почему-то одним деткам этот процесс дается достаточно легко, а для других же, выучить стих – это непосильная трудность, от которой ребенок с истериками и слезами отпихивается, как от горькой пилюли. Почему так?

Чаще всего, стихи приходится учить школьникам или воспитанникам старших детсадовских групп, правда, если только в таком возрасте начинать первое знакомство с рифмами, то, скорее всего, вы наткнетесь на реальные сложности.

Приступать к заданию малыш будет с большой неохотой, отпираться и даже, возможно, закатывать истерики со слезами. «Я не смогу!», — будете слышать вы.

На самом же деле одна из причин кроется в следующем: маленький человечек буквально на подсознательном уровне старается защитить себя от слишком большого объема новой информации, который легко способен перегрузить его, непривыкший к таким нагрузкам, мозг.

В тех же семьях, где с малышом часто и с самых ранних месяцев поют песенки, много разговаривают и просто начитывают стишки вслух, запомнить новый стих намного проще.

В любом случае родителей будет волновать вопрос: как быстро выучить стихотворение с ребенком? Даже если момент литературного воспитания в раннем детстве был упущен, от этой обязанности все равно не уйти: стишки придется учить еще довольно долго, и с каждым разом они будут становиться сложнее, а отношение ребенка к ним – все хуже и хуже.

Как исправить положение дел и с чего нужно начать, если это ваши первые рифмованные строки? В любом деле есть свои маленькие хитрости, и здесь их знание понадобится, как никогда. Давайте разбираться в тонкостях этого интересного и нелегкого для ребенка дела.

Правила и основные моменты

Мы не будем говорить о том, как заставить ваше чадо выучить стих, ведь самое главное правило для такого процесса – если вы, конечно, хотите, чтобы ваше чадо в будущем действительно полюбило поэзию – учить рифмы нужно с удовольствием!

И если желания нет совсем, то надо придумать, как сделать так, чтобы оно появилось, возможно, стоит отложить такое дело на какое-то время, а затем попробовать снова.

  • «А зачем?». Помните, ребенку важно понимать, зачем учить стихи наизусть. И поверьте, мотивация из разряда – это красиво, это развивает память и логику, формирует речь и манеру общения, здесь точно не поможет. Это понимаем мы, взрослые, ребенку же нужны более простые и понятные доводы: например, выучим стишок, чтобы порадовать бабушку, папу, который скоро вернется из командировки, или же к приходу Деда Мороза.
  • Когда начинать? Нередко родители упускают тот самый важный момент, когда малыш с большим удовольствием, еще толком не разговаривая, будет пытаться повторять небольшие рифмы. Именно в этот период и закладывается привычка к такому стилю общения и искусства. Рассказывать небольшие потешки, скороговорки и стишки мама может чуть ли не с рождения, они запоминаются сами собой и уже к первому году чадо начнет повторять любимые строки. В результате такой ранней подготовки, ребенок впоследствии будет намного проще относиться к необходимости заучивания, процесс для него будет понятным и привычным.
  • Чтобы ребенку было интересно, строчки из стишков можно сопровождать авторскими иллюстрациями: нарисуйте вместе то, что вы видите в тексте, поищите красивые иллюстрации в интернете. Не нужно сразу говорить ребенку, что придется что-то учить, просто предложите ребенку послушать и, при желании, повторить за мамой несколько строк.
  • Сопровождайте рифмы какими-то реальными действиями, читайте с выражением, возможно, на разные голоса. В противном случае скучные строки потеряют для малыша всякий смысл, он так и не сумеет найти красоту в поэзии, а потому вряд ли захочет возвращаться к ней в более старшем возрасте.
  • Чтобы стишки давались легко, они должны отвечать темпераменту вашего чада: например, спокойным деткам больше по душе размеренные и плавные рифмы, а вот непоседам – ритмичные и веселые тексты. Кроме того, очень важно, чтобы стихи были по возрасту: для совсем маленьких деток подойдут рифмы Барто и Чуковского, постарше – Пушкина и Михалкова. Вряд ли первоклашка сумеет выучить отрывок «Бородино», а даже если одолеет сей непосильный груз, то вряд ли захочет когда-либо еще возвращаться к поэзии.
  • Все непонятные слова и обороты нужно объяснить, привести ассоциативный ряд и синонимы, которые раскроют перед ребенком всю картину происходящего. Понять, что малышу непонятно слово очень просто: каждый раз, повторяя его, он забывает его правильное произношение или вообще отказывается повторять сложную строчку.

Техника запоминания стихов

Неважно, с какой целью вам нужно выучить стихотворение – для урока литературы или на утренник в детский сад, для ребенка это может быть одинаково сложно в любом возрасте. Сразу оговоримся, запомнить рифмы за пять минут, как бы того хотелось родителям, очень сложно, процесс, возможно, растянется на несколько дней, но, зато принесет свои плоды.

  • Для начала ознакомьтесь с текстом самостоятельно. Предложите почитать ребенку вслух и, с чувством и интонацией, продекламируйте строки для запоминания. Предложите ребенку повторять буквально по одной строчке, так он не будет испуган объемом информации.
  • К следующей строке можно переходить только тогда, когда предыдущая рассказывается ребенком без запинок и с легкостью. Затем учится вторая строчка, а процесс закрепляется объединением их в одно целое. Возможно, для первого дня этого будет достаточно. На следующий день – повторите пройденное и по той же схеме прибавьте еще пару рифм, и так – до конца стиха. Недели вполне достаточно, чтобы выучить даже весьма объемное стихотворение – без особых трудностей и капризов.
  • У некоторых детей лучше получается запомнить, если они нужные строки выпишут на листок своей рукой или же несколько раз прочтут своими глазами.
  • Если же ничего не помогает, то родителям придется действовать по схеме рекламы: постоянно повторять стихотворение в присутствии ребенка,  повторяя сначала весь текст полностью, а затем по паре строчек. Никуда не денешься – многократное повторение все равно откладывается в голове ребенка.

Источник: https://brjunetka.ru/kak-pomoch-rebenku-byistro-vyiuchit-stihotvorenie/

«Мама, оно не запоминается!» Как легко выучить стих с ребенком: 8 приёмов — и никаких истерик!

Воспитание и развитие наших детей далеко не всегда является простым и легким процессом. Взять хотя бы заучивание стихотворений. Все знают о том, насколько важны такие упражнения для развития словарного запаса, дикции и памяти маленького литератора. Вот только как уговорить сорванца выучить стихотворение наизусть быстро и тогда, когда этого хотят родители или учителя?

К счастью, педагоги и психологи уже разработали довольно действенную методику заучивания стихотворений. Ее ценность состоит не только в том, что учить стихи ребенку будет легче. Малышу будет еще и интересно, поскольку он увлечется этим процессом как игрой!

С чего начинать?

Стоит знать о том, что возраст ребенка довольно значим в этом процессе. Чем раньше близкие начнут употреблять в общении с малышом рифмованные строки, тем легче в дальнейшем ребенку будет заучивать стихотворения.

Использование рифмованных строк положительно влияет не только на дальнейшую способность к заучиванию, но и на формирование словарного запаса.

Поэтому специалисты в области раннего развития советуют читать малышам стихи, потешки и прибаутки с младенчества.

А перинатальная педагогика утверждает, что дети, чьи мамы в период беременности читали вслух стихотворения, впоследствии быстрее и проще заучивают тексты на память.

В возрасте 4-5 лет дети обладают поистине удивительными возможностями к запоминанию. И если до 3 лет это заучивание имеет скорее механический характер, то после четырех это уже осознанное запоминание. Единственный нюанс, о котором стоит помнить родителям – это то, что до 7 лет разучивание стихов должно быть игрой, а не обязанностью.

Конечно же, читать в этом возрасте потешки уже неуместно. А вот рифмованные загадки, скороговорки и сказки будут как нельзя кстати. Для выбора сказок и стихотворений ограничений практически нет.

Только постарайтесь чтобы сюжет был малышу интересен и понятен. А вот в скороговорках избегайте повторения звуков, с которыми у ребенка есть проблемы в произношении.

Вначале проработайте с логопедом их постановку, а уж затем закрепляйте в скороговорках.

О методике разучивания стихотворений

Существует определенный порядок действий, объясняющий, как учить с ребенком стихи. Хотя, эти рекомендации обязательно должны подстраиваться под индивидуальность малыша!

  1. Обязательно дайте ребенку возможность услышать, как должно звучать стихотворение. Прочтете ли вы его сами или доверите это звукозаписи – решать вам. Только это должно быть выразительное и эмоциональное чтение. Таким образом формируется осознанное восприятие произведения, а также тренируется собственно память.
  2. После первого прочтения обязательно выясните, все ли слова знакомы ребенку и объясните значения новых для него понятий.
  3. Теперь заинтересуйте ваше чадо. Если вы просто объявите о том, что на завтра нужно выучить стих, то вряд ли увидите желание в глазах малыша. Совсем другое дело, если нужно посоревноваться с братом, папой или бабушкой. Или же приготовить подарок маме к празднику.
  4. Теперь в работу вступает метод накопления информации. Пусть ребенок повторяет за вами. Вначале по одной строке, потом составляет фразы, а уж потом – полностью от начала до конца. При этом не требуйте окончательного результата за один вечер. По наблюдениям психологов от 8 до 10 повторений требуется детям, чтобы окончательно выучить стих. И это количество повторов необходимо распределить на несколько дней! Повторяя многократно строчку за строчкой, вы добьетесь того, что ребенок выучит стихотворение, сам того не заметив. Если малыш наотрез отказывается повторять за вами, используйте в качестве декламатора его игрушки, которые разными голосами будут рассказывать знакомое стихотворение. Да и сами в присутствии ребенка невзначай проговаривайте то, что хотите с ним выучить.
  5. При подборе стихотворного материала и во время разучивания стихов помните об индивидуальных особенностях детей. «Молчунам» лучше предложить ритмичные песенки и потешки, застенчивым малышам подберите стишок, где имя главного героя или сюжет схожи с реальной жизнью ребенка.
  6.  Отличные результаты дает использование элементов логоритмики. Речь идет о совмещении чтения и рассказывания стихов с движениями тела. Различные ритмичные покачивания, постукивания, шаги, хлопки запускают двигательную память и активизируют запоминание текста.
  7. Интересный и правильный ответ на вопрос «как учить с ребенком стих» дает эйдетика – наука о запоминании информации с помощью образов. Попробуйте рисовать небольшие, но понятные малышу пиктограммы или рисунки по ходу смысла стихотворения. Это поможет не только запомнить порядок развития событий, но и разовьет ассоциативное мышление.
  8. Не забывайте об отдыхе, ведь изучение стихов должно быть игрой и приятным развлечением.
Читайте также:  Анжелика холина балет без балета

Если занятия по заучиванию стихотворений будут проходить в благоприятной эмоциональной обстановке и без принуждения, вы не только поможете малышу развиваться, но и станете ближе друг другу!)

Источник: https://e-w-e.ru/mama-ono-ne-zapominaetsya-kak-legko-vyuchit-stix-s-rebenkom-8-priyomov-i-nikakix-isterik/

❶ Как учить с ребенком стихи

Инструкция

Чтобы ребенок без проблем учил стихи в дошкольном и школьном возрасте, с самого раннего детства, как можно чаще, он должен слышать веселые рифмованные потешки, загадки и стишки. Со временем они запомнятся сами по себе, а память малыша натренируется воспринимать и запоминать рифмы.

Если малыш учить стихотворение категорически не согласен, маме нужно проявить смекалку и обхитрить ребенка. Необходимо сказать малышу, что учить стихотворение вовсе и не нужно. Вместо этого можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Мама должна читать, а лучше говорить наизусть, по одной строчке стихотворения. А ребенку следует за ней повторять.

Такая форма заучивания стихотворения не подвергает малыша информационному стрессу.Маме или папе необходимо также выяснить, есть ли в стихотворении слова и выражения, незнакомые для ребенка. Узнать это легко: при повторении строчек стихотворения ребенок будет путать непонятное для него слово, а возможно откажется вообще его произносить.

Малышу следует объяснить смысл таких выражений и привести больше примеров с употреблением незнакомого слова или выражения.

Учить с ребенком стихотворение, естественно, следует начинать с первой строчки. Проговаривать ее с малышом нужно до тех пор, пока он не будет рассказывать ее без запинки. После запоминания первой строчки следует приступать к заучиванию второй.

Когда первую и вторую строчки стихотворения ребенок будет знать назубок, их следует соединить, и рассказывать уже две строки вместе и т.д.

Если ребенок ни в какую не соглашается учить стихотворение, родители могут пойти на отчаянный шаг – бесконечное его повторение. Декламировать стихотворение необходимо в присутствии малыша в любое время, в любом месте, как бы для себя. Раза 3 нужно прочитать его полностью, далее нужно всё время проговаривать по 1-2 его строчки. Конечно же, не стоит забывать об интонации, чувстве и ритме.

Не нужно учить с малышом больше двух строчек стихотворения в день.

Чтобы стихотворение ребенку училось легче, следует подобрать в дополнение к нему различные движения в такт: шаги, хлопки, качание туловищем и т.д.

При заучивании каждой строчки стихотворения, между делом, можно поиграть в мячик. Мама или папа должны говорить строчку стихотворения и кидать мячик малышу. Ребенку же необходимо строчку повторить и кинуть, при этом, мяч обратно в руки родителей.

Чтобы легче выучить стихотворение, его сюжет можно нарисовать на бумаге в виде небольшого комикса.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-22806-kak-uchit-s-rebenkom-stihi

Как учить стихи с ребенком

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, но как правильно это делать, чтобы для детей заучивание стихотворений не стало проблемой.

Способ №1 

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет».

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.   

Способ №2 

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. И еще – учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.   

Способ №3 

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

Способ №4 

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.

И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.   

Главное – результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №5 

Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Несколько маленьких хитростей для родителей.

  1. В первую очередь, если ваш ребёнок  сопротивляется, надо успокоить ребенка. “Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй”. Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.
  2. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его.
  3. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
  4. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на “сцену” – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.
  5. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
  6. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Желаем удачи!

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/kak_uchit_stihi_s_rebenkom.html

Как быстро выучить с ребенком стих: 7 интересных советов опытной мамы

И дошкольникам и школьникам приходится часто заучивать стихи. Если малышам дошкольного возраста это нужно для утренников, то детям школьного возраста приходится учить их если не еженедельно, то раз в две недели точно. Как же быстро выучить стих?

Стихи для детей, в первую очередь, должны быть понятными. очень сложно выучить что-то наизусть, если не понимаешь смысла. И уж тем более, запомнить такую “белеберду” надолго ребенку будет весьма сложно.  Прочитай стих вслух и выясни: все ли чаду в стихе понятно и о чем идет речь. Если есть какие-то непонятные слова или обороты, разъясни их значение. 

Правило 2: влюбляемся в стих

От того, нравится малышу стихотворение или нет, зависит и желание его выучить. Именно поэтому маме придется приложить усилия, чтобы заданный стишок ребенку понравился. Первое прочтение должно быть эмоциональным, а последующее объяснение стиха – вызвать положительный отклик в душе дошкольника или школьника. Расскажи, чем лично тебе понравилось это стихотворное произведение. Например:

  • “Какое теплое и солнечное стихотворение о бабушке. Нашей бабуле оно очень сильно понравится”;
  • “Смотри, как красиво описывается природа. Прям как в нашем в лесу весной!”

Правило 3: никаких “не получится!”

Именно во время заучивания стиха маме без горы терпения и крепкого самообладания не обойтись. Не забывай хвались свое чадо даже за пару выученных строчек, если знаешь, что они ему дались с трудом.

И уж тем более не стоит критиковать малыша и ругать за то, что стих все никак не может вложиться в его головку. Вполне возможно, что он просто не понимает цели или смысла слов в стихе.

Тогда тебе придется вернуться к первому пункту еще раз.

Правило 4: рисуем сюжет

В статье “Ребенок не хочет учить стишки? 3 совета опытной мамы” мы описывали это прием. Во время запоминания стиха каждую строчку можно нарисовать на бумаге, как бы прорисовав сюжет произведения.

Чем рисовать, значения не имеет. Так как память у детей тактильно-зрительная, то таким способом выучить стих будет намного проще.

А собрав все подобные рисунки ребенка в одну папку, можно сделать целый альбом выученных им стихов. 

Правило 5: используем движения

Большинство детских стихов можно показать движениями. Помнишь игру “Крокодил”? Попробуй вместе с чадом показать то, что говорит автор.

Во-первых, это весело, а во-вторых, включается двигательная (моторная) память, которая у детей способствует быстрому запоминанию. Детям такой процесс заучивания стиха очень нравится.

Кроме того тебе будет легче ему подсказать, не говоря ни слова: достаточно просто показать нужное движение, жест или выражение лица.

Правило 6: играем в “Повторюшки”

Это вариант заучивания стиха подходит в том случае, когда нарисовать его или показать движениями никак не получается или же нет возможности. Поиграй с чадом в игру “Повторюшки”.

Ты проговариваешь каждую строчку отдельно, а твой дошкольник или школьник пусть за тобой повторяет слово в слово.

Или же ты можешь проговорить строчку с вопросительной интонацией, а он пусть повторяет в утвердительной форме.

Правило 7: повторение

Чтобы стих отложился в памяти у ребенка, нужно его повторять (но в этом деле должна быть мера, чтобы стихотворение не опротивело). Повторяй его с ребенком на прогулке (особенно хорошо почувствовать ритм стиха и легче вложить его в голову чада помогают катания на качели), по дороге в садик или в школу, во время купания и пр.

Источник: http://4mama.ua/view/8903

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector