Андрес сеговия торрес возрождение гитары

Андрес Сеговия Торрес: Возрождение гитары

          ИСПАНИЯ!!!  Родина великих мореплавателей, древних рыцарских романов, плутовской литературы.  Земля Сервантеса, Веласкеса, Гойи…  Страна неугасимого темперамента, открытости и Чести.

Где еще встретишь такую жизнерадостность?! Для испанца  вечер – не подготовка ко сну, а начало разгульного веселья! Песни, танцы, фламенко…  Многие верят, что музыка Испании лучшая в мире.

Здесь и только здесь могла родиться гитара!

     Мы расскажем Тебе о великом испанском гитаристе Андресе Сеговия Торресе ( 1893-1987гг.), человеке-легенде.

Ему посчастливилось родиться в Испании, в небольшом андалузском городке Линаресе, впитать в себя богатую историю, культуру, традиции этой страны.

Почти  сто лет он прожил с Испанией в своем сердце и со всем человечеством в душе, служа одной госпоже – Гитаре. Он возродил Гитару и возвеличил её, придал ей академическое звучание.

     Андрес Сеговия с самого детства, сразу после того, как подружился с гитарой, узнал от старых испанских гитаристов печальную историю угасания  жизни этого прекрасного инструмента, снижения роли шестиструнной в симфонической жизни планеты. Голос  гитары всё слабее звучал на музыкальном Олимпе, уступая   звукам фортепиано, скрипки, виолончели… В концертные залы Испании гитару перестали приглашать…

     Мысль о возрождении любимого инструмента полностью овладела юным Андресом и стала для него путеводной звездой на всю жизнь.

     Подвиг Андреса Сегивии состоял в том, что решать эту сверхсложную задачу ему было предначертано, пожалуй, на одном из самых драматичных этапов жизни Испании.

     Андресу было суждено родиться за пять лет до жестокого поражения Испании в войне с США. Его родина потеряла свои заморские колонии, утратила статус морской державы. Андрес Сеговия вместе со своей страной пережил падение и возрождение королевской власти.

Через его душу окровавленными сапогами прошла  первая война человечества с фашизмом, вспыхнувшая  в Испании за три года до начала Второй мировой войны.

Тогда, в 1936 году, на испанской земле фашизм (испанский, немецкий и итальянский) схлестнулся с испанскими республиканцами, которых поддержали оружием и интернациональными бригадами Россия, Франция, Польша, США.

На стороне республиканцев  были Эрнест Хэмингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Михаил Кольцов, Илья Эренбург, Джордж Оруэлл (был ранен снайпером в горло) и многие другие. Андрес Сеговия  пережил страшную гибель Герники, победу фашистов, огромные человеческие жертвы. Гражданская война в Испании унесла 600 тысяч жизней.

Более миллиона противников режима, антифашистов оказались в тюрьмах, лагерях. Десятки тысяч испанских детей из семей проигравших республиканцев, спасая свои жизни, покинули родину. Уехали в Россию, Францию, Бельгию, Англию, Голландию… Среди приехавших в Москву испанских детей, ваших сверстников, была девочка, которая, повзрослев, стала мамой легендарного  российского хоккеиста  Валерия Харламова.

      Музыка в эти страшные годы стонала, задыхалась. Она выжила в Испании не столько в нотах, сколько в душах безоружных защитников культуры, таких как  Сеговия.

     Музыка для маленького Андреса началась после решения его родителей (отец –  Бонифасио Сеговия Монторо,  мать – Роза Торрес Крус) отдать сына в семью дяди дона Эдуарда и тети Марии, у которых своих детей не было. Дядя любил музыку. В его доме бывали музыканты.

По инициативе дона Эдуарда, Андрес в пятилетнем возрасте начал учиться играть на купленной ему скрипке, стал осваивать фортепиано и виолончель. Однако, первый приглашенный учитель оказался плохим педагогом. Он был недобрым, нечутким и, возможно, даже жестоким  учителем.

Вскоре это понял даже дядя. Занятия были прекращены.

      В это время в их доме оказался странствующий гитарист. Он стал исполнять страстную, зажигательную, экспрессивную мелодию фламенко! Как вспоминал в своей автобиографии сам Андрес, « при первом сильном расгеато (дрожащий звук, быстрое чередование аккордов) я соскочил со стула и упал.

А когда он начал играть красивые народные мелодии, я был пленен звуками гитары». Когда стихли последние аккорды, Андрес услышал, возможно, самые желанные, самые значимые в его жизни слова: «Хочешь научиться играть?»   Сил у мальчика  хватило только на то, чтобы кивнуть головой в знак согласия.

        Учеба продлилась недолго: всего два месяца. Смышленый, талантливый, горящий желанием учиться мальчик страстно впитывал в себя науку игры на гитаре. Андрес вспоминал: «Всё моё существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре… Я позабыл обо всём на свете, кроме гитары». Было ему шесть лет…

      Уже в зрелые годы на вопрос «Когда он начал играть на гитаре?» Сеговия ответил: «До того, как я родился».

      Итак, едва начавшись, уроки игры на любимом инструменте, завершились. Как ни странно, на пути между Андресом и его новым другом – гитарой встал сам дядя. Отражая бытовавшие в те годы настроения, суждения о «несерьезности», «немодности» гитары, невхожести её в престижные концертные залы, дон Эдуард хотел помешать новому увлечению племянника.

      Андресу помог друг. Он помог купить простенькую гитару. Осваивать любимый инструмент Сеговия тайком бегал к соседям. Оттуда дядя не мог услышать звуки гитары.

     Самообучение игре на гитаре шло параллельно с осмыслением и решением другой сверхзадачи: повышения престижа шестиструнной. Не отказываясь полностью от народной музыки, он постепенно стал осваивать классические произведения великих композиторов, написанные для других, доминантных в то время музыкальных инструментов.

     Надо было доказать, что шесть струн способны полноценно отразить красоту и глубину практически всех шедевров мировой музыкальной классики. Начал работать над расширением выразительных и технических возможностей гитары. Хотел доказать, что в умелых руках она способна быть сольным концертным инструментом. Шли годы упорного труда музыканта – новатора.

      Андрес с 14 лет начал выступать на концертах в Гранаде, Кордове, Севильи и других испанских городах. И наконец, в шестнадцатилетнем возрасте он выступил в столице страны Мадриде. Публика настороженно встретила молодого музыканта с его новой, необычной техникой исполнения, непривычным репертуаром.

Он, в частности, стал исполнять в собственной обработке произведения Иоганна Себастьяна Баха. Сидевших в зале  насторожила и одновременно поразила глубина исполнительского мастерства юного гитариста.

Он усилил голос гитары, извлекая звуки не только традиционным путем (кончиками, подушечками пальцев правой руки), но также используя  ногти в качестве медиатора.

         Впоследствии Андрес довел до совершенства применявшиеся им приемы апойяндо, тирандо, арпеджио и др. По-своему использовал прием барре, полубарре, пиччикато.

     Вспоминая свой первый концерт, Сеговия признался, что «ужасно волновался, чувствовал, как трясутся поджилки».

Читайте также:  Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка

      На одном из первых концертов проявились такие его черты характера, как самокритичность, скромность. На вопрос, заданный ему перед выходом на сцену, «талантлив ли он?», ответил: «Вовсе нет. Сейчас вы сами услышите».

     От концерта к концерту росло его мастерство (сказался талант к самосовершенствованию) и одновременно постепенно стали меняться стереотипы, предубеждения публики в оценке возможностей гитары.

       Усилия Андреса Сеговии по возвеличиванию гитары подкреплялись новой тенденцией в политической и культурной жизни страны. В самом конце XIX – начале XX века стало набирать силу движение за возрождение культурных традиций Испании.

Начавшись под лозунгом «Por nuestra musica»( «за нашу музыку»), это явление получило впоследствии название «Ренасимьенто»(Renacimiento – Возрождение).

Это движение возникло как реакция испанского общества на сокрушительное поражение, которое Испания потерпела в 1898 году в войне с  США.

        Большинство музыкальных экспертов полагает, что Андрес Сеговия Торрес смог окончательно покорить Испанию своей музыкой, когда ему исполнилось 22 года. Именно к этому времени, благодаря его усилиям (при активнейшей роли испанского композитора и гитариста-исполнителя Ф. Тарреги) удалось возродить гитару.

Андрес научил ее солировать (он был первым в мире гитаристом, который выступил с симфоническим оркестром), исполнять самую сложную классическую (Гендель, Моцарт, Бетховен) и современную музыку.  Ему удалось привлечь к обогащению репертуара гитары таких известных композиторов, как Моррено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Мануэль де Фалья и многих других селебритис.

  Со временем Андрес довел свой репертуар до 500 произведений.

     Сеговия поразил Испанию своим виртуозным исполнительским мастерством. Критики не могли обнаружить в его игре никаких изъянов. Восхищала глубина и органичность интерпретаций.        

      Родилось новое явление, названное «сегоевская тишина», когда ошеломленная блестящей игрой публика, переводя дух от услышанного, осмысливая произведенный на неё эффект, не сразу взрывается овациями. Возникает феномен затянувшейся тишины. Обнаружить и осознать эту кажущуюся всем зрителям естественной паузу можно только просматривая видео- или аудиозапись концерта.

       Ещё совсем молодым Андрес Сеговия начал гастролировать по странам мира. Южная Америка, США, Европа, Австралия , Азия… В общей сложности он выступил с концертами в 70-ти странах мира.

Он не только приносил людям радость и наслаждение. Одновременно Сеговия популяризировал классическую испанскую гитару, воздействовал на музыкальную образовательную политику разных стран.

Благодаря ему во многих консерваториях и музыкальных школах мира были введены классы гитары.

      Хотел бы задать Тебе, юный музыкант, следующий вопрос: как Ты считаешь, мог ли Андрес Сеговия оказать непосредственное влияние на рождение и жизнь российских музыкальных школ, и  в частности,  музыкальной школы, носящей имя Александра Михайловича Иванова-Крамского?

       Некоторые ответили бы, что такого быть не может. Где Москва, а где Испания! Да и жил Сеговия в прошлом и даже позапрошлом веке! А Моя школа совсем новая, молодая.

     Постараемся внести ясность в этот вопрос. Начнем с того, что великий испанский гитарист, действительно,  и в нашей стране тоже популяризировал новые возможности классической гитары. С этой целью он четыре раза приезжал к нам: в 1926, 1927, 1930 и 1936гг. Выступал с концертами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе.

      Организовал несколько встреч с юными, а также с уже состоявшимися, зрелыми музыкантами. На этих встречах он не только проводил мастер-классы, но также слушал игру наших гитаристов, анализировал её,  консультировал музыкантов. Проводил методические занятия, открытые уроки.

     С целью развития и совершенствования отечественной системы музыкального образования Андрес Сеговия встречался с представителями музыкальных кругов (элитой и чиновниками), влияющими на формирование музыкальной стратегии страны.

      Как мы указали выше, последний визит испанского музыканта – миссионера состоялся в 1936г. В последующие годы, с приходом в Испании к власти фашистов, отношения между двумя странами резко ухудшились. Поездки прекратились, культурные связи были заморожены.

А в нашей стране по упомянутым политическим, а так же по «идеологическим» причинам  стала расти предвзятость к гитаре как «чуждому элементу западной культуры».

Период искреннего интереса к этому музыкальному инструменту в нашей стране сменился в середине 30-х годов ХХ века «холодной войной» против гитары. На многие годы обучение игре на гитаре было практически свернуто.

     Растопить эту «холодную войну», вернуть полноценное преподавание по классу гитары удалось Александру Михайловичу Иванову-Крамскому, имя которого с гордостью носит наша музыкальная школа.

     Иванова-Крамского вдохновил на сложную и опасную борьбу за судьбу гитары ни кто иной, как испанский гений Андрес Сеговия! Дело в том, что в 1926 году 14-летнему Александру Иванову-Крамскому (в то время он учился игре на скрипке) очень повезло.

Ему довелось увидеть и услышать испанского корифея. Это случилось на концерте Мастера в Большом зале Московской консерватории.

Впечатление от музыки было настолько сильным, что юный Александр решился на радикальные меры: стал осваивать совершенно новый для него музыкальный инструмент.

       А.М. Иванову-Крамскому многому удалось добиться благодаря своему трудолюбию, таланту и глубокой вере в классическую гитару. Он прославился как выдающийся классический гитарист, композитор, дирижер, педагог. Был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».

     Так иногда переплетаются судьбы великих людей!

      Итак, получается, что учеба в этой музыкальной школе стала возможной благодаря совместной героической борьбе двух подвижников, безгранично любивших гитару.

     У Тебя появились большие возможности, перспективы, раздвинулись горизонты. Ты можешь участвовать в ежегодном Всероссийском конкурсе юных исполнителей на классической гитаре имени А.М. Иванова-Крамского. Подготовить к конкурсу Тебя смогут такие профессионалы-гитаристы.

как Н.А Иванова-Крамская (дочь великого гитариста), Д.В. Бородаев, заведующий отделом гитары А.М.Фильченков и другие. А если будешь учиться подобно Сеговии и Иванову-Крамскому, то рано или поздно тебя будут приветствовать на международных конкурсах, в том числе в Испании.

     Слова благодарности за возможность заниматься музыкой мы адресуем нашим учителям, а также учителям наших учителей.

Читайте также:  Главные тайны вольфганга амадея моцарта

Андресу Сеговии Торресу принадлежат следующие слова: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты, подобно островам, разбросаны в океане. Мой остров – гитара». Благодаря музыкальному подвигу великого испанца его остров превратился в большой архипелаг, судьба которого теперь в Твоих руках…

Источник: https://music-education.ru/andres-segoviya-torres-vozrozhdenie-gitary/

Andres Segovia

15.072014

Наступление XX века ознаменовало второе рождение гитары. Революционные изменения в игру внесло время и новые исполнители такие, как Андрес Сеговия.

Биография А. Сеговии

Андрес родился в Линаресе 21 февраля 1893 года. Практически сразу его семья переехала на новое место жительства в город Хаене недалеко от Андалузии.

Из воспоминаний музыканта: «Однажды в нашем доме появился незнакомец, оказавшийся гитаристом, прекрасно чувствующий ритмы фламенко. Он сыграл несколько мелодий, чем заворожил меня, появилось желание – научиться играть на гитаре. Полтора месяца гитарист потратил на обучение, за что я ему благодарен».

Кода Андресито исполнилось 6 лет, он переехал в Гранаду вместе с семьей дяди.

В 1910 году 17-летний музыкант впервые выступал перед публикой на сцене «Артистического центра» города. Несколько строк из его «Автобиографии»: «Это был первый концерт! Я ужасно волновался, чувствовал, как трясутся поджилки!».

Вскоре юный Андрес отправился в гастрольное турне по городам Испании, в концертных залах Барселоны его встречали с воодушевлением.

Но главная мечта – выступление на сцене Дворца каталонской камерной музыки в Палау исполнилась лишь 12 марта 1916 года.

Каждый концерт добавлял популярности музыканту. Его имя знала вся Испания. Но не все «двери» открывались перед ним сразу, приходилось ждать удачи.

«Пионер гитары», именно так назвали гитариста в журнале «El Hogar» после одного из выступлений в Южной Америке в 1919-21 годах. Концерт в Буэнос-Айресе стал незабываемым событием для публики. А тур 1924-25 года по Германии, Австрии, Франции и Англии позволил снискать славу одного из самых высококлассных виртуозов. Затем была Америка и Япония.

В феврале 1926 года Сеговия приехал в Москву, его концерт состоялся 2 марта на сцене Малого зала Московской консерватории.

После выступления Андреса музыкальный критик Б. Асафьев поделился своими впечатлениями: «Культура гитарной игры в Испании уходит корнями в романтическое далеко. Яркий представитель культуры – А.

Сеговия, серьезный талантливый музыкант. Его исполнительскую манеру нельзя назвать дурным тоном. Его музыка – это наслаждение слуха: благородство, сдержанность, безупречность, чистота и четкость интонаций.

Необычная феерическая игра!».

Последующая деятельность Андреса подтверждает, какую художественную значимость гитарной игры он внес в массы. Он избрал своим постоянным местом жительства домик в Уругвае, продолжил разъезжать с концертными выступлениями по странам мира. Слушатели стали воспринимать его не только, как удивительного гитариста, но и как одного из самых запоминающихся музыкантов современного века.

Сеговия объездил весь мир, если представить перед глазами карту земного шара с отмеченными городами, где он выступал, то точками заполнится все пространство «бумажного» мира, начиная от Европы, двух Америк, Африки, Азии и заканчивая Австралией. И количество городов не имеет значения, главное, что искусство музыканта нашло отклик в сердцах преданной публики.

Педагогика А. Сеговии

Постоянные разъезды не оставляли массу свободного времени для преподавания. Но Андресу все же удавалось вести гитарные классы в Академии Киджи в городе Сьене. Среди его учеников можно выделить англичан Дж. Вильямса и Дж. Брима, испанца Х. Томаса, бельгийца Г. Фиеренса, мексиканца Х. Сильву, итальянца О. Гильи, американца К. Паркенинга, кубинца Х. Торре и других.

Удивительно, но артистизм и магнетизм Сеговии удалось сохранить до преклонного возраста. Так прокомментировал игру 82-летнего музыканта на лондонском «The Festival Hall» композитор Дж. Дуарте: «Я не могу вспомнить концерт какого-то другого исполнителя, которого с таким вниманием слушал весь зал».

Перед 90-летним днем рождения Андрес Сеговия отправляясь в гастроли по Японии, написал М. Вайсборду: «Большую часть своей жизни я провожу вне стен своего дома: концерты в разных уголках мира, встречи со слушателями, друзьями, и обязательная дань музыке, 4-5 часов на игру!».

Действительно, трудно сразу припомнить другого артиста, который сумел до конца жизни жить в творческой ноте.

Скончался виртуозный гитарист А. Сеговия от сердечного приступа 3 июня 1987-го года в Мадриде. Ему было 94 года.

Источник: http://guitartime.ru/1066/guitartime.ru

Andres Torres Segovia

Андрес Сеговия – всемирно известный испанский гитарист и педагог, музыкант-виртуоз, удостоенный за заслуги перед испанской культурой титула маркиза де Салобренья, обладатель «Грэмми», а также престижнейших наград в области академической музыки: премий Леони Соннинг и Эрнста Сименса. Родился 21 февраля 1893 г. в небольшом андалузском городке Линаресе. Через несколько недель после его рождения семья переехала в Хаэн, где он провел первые годы своей жизни. Воспитывался у дяди, дона Эдуардо.

Заметив незаурядные музыкальные способности мальчика, дядя пригласил к нему учителя музыки. Андресито не было и шести лет, когда он начал учиться игре на скрипке. Однажды в доме появился странствующий гитарист, который познакомил его с гитарой. Всего за полтора месяца Андрес освоил новый инструмент.

Он играл на гитаре самозабвенно, зачастую в ущерб школьным занятиям. В конце 1909 г. состоялось его первое публичное выступление в Гранаде.

Потом были концерты в Кордове, Севилье, Мадриде, и все следующее десятилетие ушло на то, чтобы добиться признания в Испании, а 20-е годы XX века принесли ему мировую славу.

Роль Андреса Сеговии в музыке прошлого столетия трудно переоценить.

Он существенно расширил гитарный репертуар, переложив для гитары целый ряд сочинений самых разных авторов, в том числе такие сложные произведения, как «Легенда» Альбениса и «Чакона» Баха.

Под его чудодейственными пальцами по-новому зазвучала хорошо знакомая всем классика. Моцарт, Бетховен, Берлиоз, не говоря уже об испанских композиторах, обрели вторую жизнь в репертуаре музыкантов, подхвативших идеи Сеговии.

Гитара, которая считалась ранее маловыразительным инструментом с весьма ограниченными возможностями, уверенно заняла место в самых знаменитых концертных залах и стала равной среди традиционных «солистов»: фортепиано, скрипки, виолончели. Андрес Сеговия был первым гитаристом, выступившим с симфоническим оркестром, – до него это казалось немыслимым. Благодаря ему многие страны ввели в своих консерваториях и музыкальных училищах класс гитары.

С середины 1950-х гг. он начал проводить занятия в живописном итальянском городе Сиене, затем преподавал в средневековом Сантьяго-де-Компостела, в Галисии, где с 1958 г. устраивались двухнедельные фестивали «Музыка в Компостела» с его участием.

В числе учеников Сеговии были выдающиеся современные гитаристы – Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, К. Паркенинг и другие, хотя, по сути, любой гитарист, даже знающий этого авторитетного музыканта лишь по записям, считает его своим первым учителем.

Читайте также:  Как играть на губной гармошке статья для новичков

До глубокой старости маэстро продолжал концертную и педагогическую деятельность, а на 88-м году жизни сделал миру еще один подарок: выпустил книгу «Сеговия. Автобиография». Скончался Андрес Торрес Сеговия, маркиз де Салобренья, 3 июня 1987 г. в Мадриде. Его творческий путь длился более семидесяти лет.

Блестящая техника, проникновенность и тонкость интерпретации, высокая культура исполнения и, конечно, талант. Но и это еще не все. Как написал в 1928 г. в своей брошюре «Новое о гитаре» известный русский гитарист-педагог П. С. Агафошин, «А. Сеговия – не только талант, но и школа».

Может быть, именно поэтому его называют отцом современной академической гитары.

1. Andres Segovia.Recite Intimo (1986) (Mp3) 2. Andres Segovia.Ponce, Rodrigo, Torroba (1987) (Mp3) 3. Andres Segovia.All Bach Program (1987) (Mp3)
4. Andres Segovia.Obras Breves Espanolas (1987) (Mp3) 5. Andres Segovia.Five Centuries Of The Spanish Guitar (1989) (Mp3) 6. Andres Segovia.Baroque Guitar (1989) (Mp3)
7. Andres Segovia.Manuel Ponce Sonatas (1990) (Mp3) 8. Andres Segovia.The Art Of The Guitar (1994) (Mp3) 9. Andres Segovia.A Centenary Celebration (1994) (4CD) (Mp3)
10. Andres Segovia.Andres Segovia (2001) (2CD) (Mp3) 11. Andres Segovia.The Segovia Collection (2002) (4 CD) (Mp3) 12. Andres Segovia.The Great Master (2004) (2CD) (Mp3)
13. Andres Segovia.Bach J.S. Suites & Partitas (2005) (Mp3) 14. Andres Segovia.Milan, Seis Pavanas; Aguado, Eight Lessons; Sor, Minuets and Etudes etc. (2005) (Mp3)

Источник: http://www.planeta-l.ru/segovia_a

Техника игры на гитаре Андреса Сеговии

Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и педагог Андрес Торрес Сеговия (1893 – 1987), считающийся основателем современной академической школы игры на шестиструнной гитаре

«Техника Сеговии» — кто из гитаристов не меч­тал о ней, кто не пытался проникнуть в ее сокро­венные тайны и, по возможности, достигнуть ее со­вершенства, блеска и магического воздействия на слушателей?

И вот мы наконец получаем ключ к разгадке этой тайны: перед нами две книги о технике про­славленного музыканта: «Техника Сеговии» В. Бобри и «Моя гитарная тетрадь» самого А. Сеговии.

Книги прочитаны, изучены, обдуманы, и мы при­ходим к удивительному выводу, что никаких осо­бенных секретов у Сеговии нет; его техника ра­циональна, логична и… проста! «Все гениальное просто» — этот крылатый афоризм полностью при­меним к технике А. Сеговии; она не возникла сама по себе, а явилась естественным развитием испан­ской школы Ф. Сора, Д. Агуадо и Ф. Тарреги и его высшей точкой.

Внимательно просматривая фотографии и ри­сунки рук А. Сеговии, убеждаешься, насколько они совершенны и как бы созданы для исполнительства на гитаре.

В основу техники Сеговии положен очень важ­ный, необходимый принцип — предельная эконом­ность движений. Посмотрим на рисунок правой ру­ки Сеговии, ставший уже хрестоматийным: так ча­сто он воспроизводился в различных гитарных из­даниях.

Рис. 1. Правая рука А. Сеговии. Положение «Крест»

Это основное положение руки, когда все пальцы, расположенные на одной струне (любой из шести) и слегка прижатые друг к другу, выстроены как бы в одну линию. Большой и указательный образуют «крест» (указан пунктиром).

Все пальцы округле­ны, и запястье, достаточно приподнятое над стру­нами, как бы напоминает купол.

И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, дви­гаясь вместе с пальцами и направляя их движе­ние.

Рис. 2. Прием «Тирандо»

Основные приемы звукоизвлечения — «апояндо» (верхний удар с опорой на соседнюю струну) и «тирандо» (нижний удар, без опоры на соседнюю стру­ну) — трактуются Сеговией весьма своеобразно.

Как видно из рисунков 2 и 3, в извлечении зву­ка приемом «апояндо» и «тирандо» участвуют толь­ко два последних сустава пальца.

Такое жесткое предписание делает почти неподвижными при игре кисть и первые суставы (примыкающие к кисти) пальцев, а следовательно, способствует макси­мальной экономии движений.

Действительно, побывавшие на концертах Сеговии отмечают необычай­но спокойную манеру его звукоизвлечения и едва заметные движения пальцев правой руки.

Рис. 3. Прием «Апояндо»

Большой палец правой руки извлекает звуки приемом «апояндо», как бы скользя со струны на струну. Исключение бывает только тогда, когда он встречается с указательным пальцем, извлекающим звук на соседней, более высокой струне. В этом случае большой палец прикасается к указательно­му, образуя положение «крест». Звук извлекается всем пальцем.

При такой технике игры кисть правой руки с по­мощью большого пальца имеет постоянную опору на струнах, что придает ее движениям уверенность и точность. Кроме того, такая техника способству­ет красивому, яркому, богатому обертонами и чи­стому звучанию инструмента.

Ногти на правой руке Сеговии короткие. Они едва выступают за подушечки пальцев и затачи­ваются по форме подушечек.

Гаммы и гаммообразные пассажи Сеговия игра­ет в основном двумя пальцами — i, m или m, а приемом «апояндо»; некоторые пассажи, исполняе­мые на разных струнах, Сеговия играет тремя паль­цами.

Прием «апояндо» употребляется в трех случаях:

1)      при исполнении гаммообразных пассажей;

2)      при исполнении мелодии на одной струне;

3)      при выделении мелодического  голоса в ар­педжио.

Этот прием никогда не применяется при исполнении арпеджио и фигурации на разных струнах во избежание глушения звучащих струн.

Во всем остальном техника Сеговии не отли­чается от общепринятой ортодоксальной испанской школы. Исключение составляет положение пред­плечья правой руки на корпусе гитары: точка со­прикосновения правой руки с корпусом гитары ле­жит не ниже локтя, а чуть выше его.

Конечно, техника Сеговии тесно связана с его личностью как музыканта и художника, с его та­лантом и интеллектом. Она полностью подчинена тем художественным задачам, которые ставит пе­ред собой музыкант-исполнитель.

Об отношении Сеговии к искусству и артисти­ческому призванию можно судить по его письму к своему биографу Б. Гавоти в 1954 году.

Таково кредо А. Сеговии, таков фундамент, на котором воздвигнуто его сказочное мастерство, его неповторимое, ставшее легендой искусство!

1 Сеговия А. Письмо моему биографу. — Сов. музыка, 1960, №6.

Источник: Е. Ларичев. Техника А. Сеговии. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989

Источник: http://blog.norma40.ru/?p=513

Ссылка на основную публикацию