Как делать домашние задания по сольфеджио?

От редакции:

Как делать домашние задания по сольфеджио?Автор сборника — Карина Вальдемаровна Ба́рас, нижегородский композитор, плодотворно сочиняющий в различных жанрах, в том числе камерной и детской музыки, а также являющийся педагогом с многолетним опытом преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школе. Ученики К. В. Ба́рас становятся победителями различных олимпиад, лауреатами конкурсов, среди них, к примеру, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ныне учащийся ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского Валентин Малинин.

_____________________

Пособие «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов» адресовано учащимся начальных классов, предназначено для самостоятельной работы в домашних условиях и нацелено решать целый комплекс стратегических задач музыкальной педагогики. Пособие объединяет в себе:

  • учебник,
  • справочник,
  • рабочую тетрадь,
  • аудио-диск,
  • раскраску.

Автор постарался максимально полно охватить всё многообразие методов и форм работы в рамках курса сольфеджио, включая творческие и занимательные, на сообразительность и общий музыкальный кругозор. Много внимания уделено тембровому слуху и развитию музыкального слуха в целом.

Для этого в пособие включены в качестве важного дополнения звуковые дорожки, которые сопровождают каждое домашнее задание. Это и музыка для слушания и слухового анализа, и интересные фонограммы песен, это и упражнения, диктанты, звуковые загадки.

В каждом задании присутствуют звучания разнообразных музыкальных тембров, а также в тексте есть упоминания о различных музыкальных инструментах — от более до менее известных, как, например, лютня или виола да гамба.

Сборник содержит «визуальные помощники», схемы, образцы для выполнения тех или иных заданий, «подсказки», картинки для раскрашивания, головоломки.

Как делать домашние задания по сольфеджио?Как делать домашние задания по сольфеджио?Как делать домашние задания по сольфеджио?

Значительное внимание в пособии уделено самостоятельной работе учащихся дома с диктантами. По мнению автора, это не только развивает музыкальный слух, но и в значительной степени облегчает работу на уроке, помогает лучшей адаптации детей, которые испытывают определённые затруднения в написании диктантов в условиях реального урочного времени.

Пример задания для первого класса в конце учебного года:

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Для учащихся, особенно для тех, кто не имеет дома фортепиано, озвученные на диске упражнения и номера для пения — большая и необходимая помощь в работе над правильным интонированием (в третьем классе — в пении двухголосия и трёхголосия). Номера для пения снабжены визуальными помощниками для правильного дирижирования.

Пример задания для 2 класса:

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Материал сборников для 1 и 2 классов расположен в соответствии с учебным планом и количеством уроков по четвертям (всего по 33 домашних задания в каждой тетради).

Структура третьего сборника немного иная: сначала идут задания для повторения и закрепления пройденных тем в предыдущих классах, а затем — по новым темам в соответствии с учебной программой. Домашних заданий для 3 класса сравнительно мало — их всего 30.

Это сделано с определённой целью: дать педагогу возможность скорректировать предложенный материал применительно к конкретному уровню обучаемых, подробнее и тщательнее проработать сложные задания, вернуться для закрепления к старым, уже пройденным ранее.

Пример задания для 3 класса:

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Источник: https://www.musnotes.com/articles/baras1/

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? Такой вопрос естественно встает перед родителями после того, как они выяснили, зачем нужно сольфеджио изучать, и поняли, насколько трудной и сложной является эта музыкальная дисциплина для начинающего обучение малыша.

И если сами уроки сольфеджио приводят его в восторг, то домашние задания, как правило, ставят в тупик и самого ученика и его родителей.

Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут — сложности в виде теоретических правил, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.

Естественно и понятно желание родителей помочь ребенку состояться, как музыканту. «Заинтересованные» мамы приходят с тетрадками, записывают слова песенок, правила, и очень переживают за своих малышей, ведь за неделю дети успевают начисто забыть все, о чем шла речь на уроке.

Родители, бабушки и дедушки на самом деле, большая помощь и педагогу, и маленькому ученику. Но помощь в подготовке к уроку сольфеджио совсем не в том, чтобы мама, папа, бабушка или дедушка (или все они вместе), используя «звонок другу», вместо своего любимого отпрыска строили интервалы, доминантсептаккорды или определяли тональность по количеству знаков.

В первые годы обучения важнейшим моментом является интерес родителей к деятельности ребенка, желание облегчить ему вхождение в трудную, утомительную рутинную ежедневную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта. Дорогие взрослые, как только вы найдете в себе силы ВНИКНУТЬ в суть сольфеджио, ваш ребенок перестанет проливать слезы, и у него все пойдет на лад (причем, на мажорный лад).

Сольфеджио — предмет специфический, его преподавание существенно отличается от преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: хороших результатов можно достичь только в том случае, если вы эту специфику поняли.

Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;
услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый, очень короткий этап.

На этом этапе ваша помощь будет очень желанной и уместной — на ребенка в сентябре внезапно «сваливается» масса информации, а музыкальная грамота — это область знаний, с которой малыш никогда ранее не сталкивался.

И если вы ежедневно ненавязчиво спросите у него, на какой линеечке пишется нота СОЛЬ или ДО (вам самим это запоминать не обязательно, проверяйте ответы по записи в его тетрадке, а еще лучше, если он сам и проверит), вы очень здорово «продвинете» вашего будущего музыканта.

Уроки сольфеджио проходят редко, всего раз в неделю, поэтому ваши вопросы помогут ему удержать в памяти то, о чем шла речь на прошлом уроке, и о чем его непременно спросят на уроке следующем.

На уроке сольфеджио учащиеся получают знания и знакомятся с вариантами их закрепления на практике. Звучит очень просто. На самом деле, процесс происходит примерно так:

Изучается новое правило,
потом следуют:
— письменные упражнения на его закрепление;

— затем ребенок должен пропеть то, что он только что написал;

  • — потом пропеть упражнения на это правило;
    — следом ребенок сольфеджирует «номер» (отрывок из музыкального произведения, где применяется это правило) — поет и называет каждую ноту;
    — иногда номер надо транспонировать (перенести в другую тональность);
    — обязательный момент — слуховой анализ — учитель играет (интервалы, аккорды, лады и др.), а ученик на слух определяет, какой из них в данный момент звучит;
    — на уроке еще может быть музыкальный диктант (записывание прослушанной мелодии нотами) на изучаемую тему;
  • — а в завершение — на дом задается еще и сочинить мелодию с применением нового правила.

Естественно, что деятельность на уроке занимает лишь около 10% от всего необходимого объема работы: больше не успеть.

Остальные 90% приходятся на домашние занятия — полученное на уроке надо «переварить» и отработать, то есть повторить десятки раз. За один присест это сделать невозможно — нужны ежедневные, пусть непродолжительные, занятия.

Если этого не происходит, мы получаем эффект «пустой корзины»: знания, не получившие закрепления, пропадают.

Наиболее распространенной ошибкой учеников в домашней работе по сольфеджио является то, что тщательно выполняя письменные задания, они дома практически НЕ ПОЮТ.

Заданные на дом песенки и упражнения (так называемые «номера»), а также интервалы, тональности, лады, аккорды специально подобраны в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастания сложности.

Именно через пение и слушание этого материала (а когда ребенок поет, то он еще и слушает, и запоминает) происходит развитие музыкального слуха ребенка.

Какая помощь нужна ребенку? Самое главное, что должны сделать родители – следить, чтобы было выполнено письменное задание, но главное, СЛУШАТЬ, как ребенок сольфеджирует, то есть, поет, называя ноты. Все!

— Не заставлять петь «из под палки», а стимулировать, заинтересовывать ребенка, может быть, первое время петь вместе с ним. Номер или песенка по сольфеджио должен быть пропет к уроку не менее 10 раз (это совсем не много, всего 1-2 раза ежедневно).

— Вы не знаете, точно ли он попадает голосом в нужную ноту («чисто» ли он поет)? Вам это и не обязательно знать! пусть проверяет себя, нажимая соответствующую клавишу на инструменте.
— Напомните ему, что звучание клавиши и голоса должно совпадать. Не совпадает? Ничего страшного для начала.

Убедите ребенка и поверьте сами, что даже если ему на ушко наступил не один, а три медведя, которые еще и ревут страшными голосами, то ежедневное 5-10 минутное сольфеджирование в сочетании с ежедневной игрой на инструменте заставит этих медведей по очереди с его ушка спрыгнуть и уйти искать уши более ленивых детей .

Педагог обычно недоволен не тем, что ребенок фальшивит, а тем, что он ничего не делает для улучшения слуха и голоса, то есть не работает дома. Учителя музыкальных предметов знают, что пройдет время (полгода, год, два, не более) — и голос будет звучать самым наилучшим образом, нужно только терпение и ежедневная работа.

Главное, чтобы маленький ученик уже сейчас понял, что без пения — никак, чтобы он привык вокальную часть задания по сольфеджио выполнять ежедневно обязательно, чтобы он знал, что взрослые будут контролировать и его ежедневные занятия, и его оценки по сольфеджио, потому что его успехи, его музыкальное развитие для родителей очень важны. Для того чтобы послушать пение ребенка, никакого дополнительного времени не нужно: вы можете заниматься уборкой и внимать гармоническому до минору. Хотите, спойте вместе с ребенком «номер» по сольфеджио (отрывок из оперы), пока варятся пельмени.

Самое трудное для родителей ВНИКНУТЬ в работу ребенка и ПОМНИТЬ о том, что домашние занятия сольфеджио надо контролировать. А если маме с папой все равно, если для них это не важно — поверьте, ребенку все равно тоже.

Жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы малыш КАЖДЫЙ ДЕНЬ 5-10 МИНУТ занимался сольфеджио: пропел упражнение, построил, сыграл и пропел интервалы, аккорды и что там ему еще задано.

И пока это не стало у ребенка привычкой, родители должны контролировать этот процесс, особенно важно следить и поддерживать маленького ученика на начальном этапе. Никакие отговорки не принимаются: это ВСЕГО 5-10 МИНУТ работы! А лучше — 5-10 минут игры.

Ежедневные занятия на инструменте и занятия сольфеджио должны войти в плоть и кровь ребенка, как умывание по утрам, если он хочет стать музыкантом (музыкант-любитель должен заниматься ровно таким же образом).

При такой организации домашних занятий дети довольно быстро переходят к самостоятельной работе над заданиями по сольфеджио. За родителями остается сначала постоянный, а потом периодический контроль.

Лень ребенка (а более всего — ВАША) в укоренении и закреплении этой привычки впоследствии явится тормозом в его музыкальном развитии, а ведь вы хотите, чтобы он был лучшим.

Педагогам нередко приходится наблюдать одаренных детей, которые на начальном этапе с легкостью овладевают игрой на инструменте, но при этом безалаберно относятся к занятиям по сольфеджио. В то же время, менее способные ребята, которые усердно занимаются сольфеджио, ежедневно играют на инструменте, поют в хоре, как правило, через пару лет обгоняют своих зазнавшихся оппонентов.

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи, как делают это на уроках учителя сольфеджио. Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребенка, но ему совсем не нужно об этом знать.

Читайте также:  Три основных приёма игры на гитаре

Обязательно в день урока сольфеджио поинтересуйтесь, что и как было на уроке, пусть он вам расскажет и покажет, споет и прохлопает, потом научит вас или своих кукол. А назавтра снова сделает то же самое… и послезавтра… Потом будет новое задание — и все сначала…

будничная кропотливая работа, не всегда привлекательная для детей своим однообразием и бесконечными повторениями. Что ж — это путь музыканта. Успехов вашему малышу на этом пути.

Как делать домашние задания по сольфеджио?
— Георгий Соколов — пианист, педагог Как делать домашние задания по сольфеджио? Как делать домашние задания по сольфеджио? Как делать домашние задания по сольфеджио? Как делать домашние задания по сольфеджио? Как делать домашние задания по сольфеджио? Как делать домашние задания по сольфеджио?

Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки.Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.Ибо музыка — пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия.

И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля — не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость.

Источник: https://rcmuzyka.com/kak-pomoch-rebenku-izuchayushhemu-solfedzhio/

Как легко выучить сольфеджио? Технологии приходят на помощь!

«Что?! Сольфеджио?! Нет, никогда не любил!». Такие возгласы нередко можно услышать от тех, кто изучал или изучает сейчас эту дисциплину. В обществе закрепилось мнение, что это – очень тяжело, скучно и непонятно.

Многие уже оставляют надежду выучить сольфеджио самостоятельно. А зря! Есть один несложный способ, воспользовавшись которым можно сделать изучение сольфеджио более интересным.

Ведь у вас есть планшет или смартфон? Наверняка да! Ведь теперь даже у среднестатистического школьника есть свой личный навороченный гаджет.

  Поэтому, в отличие от сольфеджио, ОС Android или Apple со своим английским интерфейсом  – отнюдь не «terra incognita». Так вот смартфон также можно использовать не только, для того, чтобы серфить в интернете или играть.

Предлагаем вам 6 приложений для андроид-устройства, бесплатных для загрузки и таких, которые могут помочь вам в изучении такого предмета, как «Сольфеджио».

Отметим, что все приведенные приложения использовались в педагогической работе. Так, приложение «Perfect Piano» применялось во время работы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальной школе. Остальные приложения предлагались для самостоятельного овладения по желанию.

Их перечень является произвольным, субъективным и не претендует на рейтинг. Основная задача этой статьи  – рассказать, какие типы навыков можно улучшить с помощью любимого смартфона. Выбор на «Play Market» чрезвычайно разнообразен, поэтому каждый может выбрать то, что ему нравится.

«Perfect Piano» («Идеальное фортепиано»)

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Это многофункциональное приложение позволяет овладеть базовыми навыками игры на фортепиано, достаточными для начального уровня изучения сольфеджио. Программа относительно легка в использовании, а тем более для детей, которые «смартфонные вещи» воспринимают на лету. К сожалению, приложение содержит только русское меню; русский язык отсутствует.

«Perfect Piano» имеет полный ряд клавиш – 88. Каждая из октав маркирована своим цветом, что облегчает ориентирование на клавиатуре для новичков и особенно непианистов. Кроме этого, это дает возможность каждому ученику выполненять индивидуальные упражнения в зависимости от диапазона его голоса.

Для белых клавиш существует три режима:

  • с буквенными обозначениями (А, B, C…),
  • составляющими (Do, Re, Mi…)
  • и вообще без обозначений.

Это позволяет по-разному пользоваться приложением на разных стадиях овладения материалом.

Программа имеет функцию записи мелодии. Одновременно с проигрыванием демонстрируется видеоряд, показывающий клавиши, при воспроизведении каждого звука.

Поэтому базовые навыки игры на фортепиано становятся доступными почти для всех. Записанный вариант ученик может использовать для самопроверки.

Тогда становится возможным самостоятельное овладение материалом даже при отсутствии глазного контакта (если такое случается).

Пользователь может выбрать, сколько белых клавиш одновременно отображается на экране (от 6 до полных 52). Конечно, здесь большую роль играет и размер экрана устройства: небольшая диагональ ограничивает количество одновременно видимых клавиш.

Неплохой функцией в приложении является встроенный метроном. Отметим, что звук на сильной доле такта имеет другой тембр, что позволяет лучше почувствовать метрическую сетку.

Правда, функция метронома решена в приложении не лучшим образом. Во-первых, меню «Метроном» сделано несовершенно-отсутствует полный русский перевод, который есть в остальном меню.

Кроме этого, в метрономе доступны только три размера: 3/4, 4/4 и 6/8.

Это самые простые функции приложения. При желании можно узнать другие его возможности.

«Music Crab» («Музыкальный Краб»)

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Приложение создано для самых маленьких музыкантов, которые только начинают изучать ноты и клавиатуру. «Краб» поможет овладеть нотами скрипичного и басового ключей. Если же вы – любознательные и «жаждущие знаний» вундеркинды, то можете испытать себя в других ключах – альтовом, теноровом тому подобное!

Можно выбрать скорость передвижения «краба» по нотной состояния, тип подписей на клавиатуре (буквенное «A, B, C…» или же составляющее «Do, Re, Mi…»).

Веселый интерфейс, наличие коротеньких уровней сложности превращают процесс обучения в игру. В начале упражнения клавиатура фортепиано подписана, что поможет сориентироваться среди клавиш даже неофиту.

Позже надписи исчезают, стимулируя процесс запоминания.

SightSight 

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Если «Краб» уже кажется слишком «детским», пришло время скачать другое приложение. Цель «SightSight» – заставить вас фокусироваться именно на высоте нот, при этом не обращая внимания на «лишние» элементы (длительность нот, паузы) и как можно быстрее давать ответ. Научиться этому можно в двух режимах — «тренировки» и «испытания».

Приложение «заботится» о Вашей успешности – даже в «Тренировке» игрок сможет перейти к следующей тональности только тогда, когда получил «отлично» (то есть, «три форте») за все предыдущие уровни.

А получить оценки в последних двух задачах не так уж и легко! Во время «испытания» Вас «протестуют» в разных тональностях, каждый раз уменьшая время на ответ и увеличивая количество нот. Ошибиться в задании можно только трижды.

Кто выдержит длинную дистанцию и наберет больше очков?

Sight Sing Melodies Now

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Приложение направлено на развитие навыка пения с листа даже у тех, кто не владеет ни одним музыкальным инструментом. Оно содержит достаточно мелодий в разных тональностях, размерах, ключах.

Не можете сыграть? «Sight Sing Melodies Now» сделает это за Вас. Забыли темп? Напомнит. Не помните или не слышите первую ноту? Теперь услышите. Не помните, как спели? Приложение любезно проигрывает ваше «концертное исполнение». Правда, домашнее задание по сольфеджио оно за вас не сделает. И оценить уровень вашего мастерства не сможет: тут или сами, или – к педагогу!

Vivace: Learn to Read Music («Быстро: научись читать музыку»)

Как делать домашние задания по сольфеджио?

По-сути приложение представляет собой тренажер по нахождению нот на клавиатуре и рассчитан на «непианистов». Это приложение, в отличие от «музыкального краба», рассчитано только на взрослую аудиторию. Упорядоченность и последовательность, разделение «нотной теории» на коротенькие правила и упражнения к ним, работа в выбранной вами тональности, никаких «лишних» любопытных функций – пожалуй, это именно то, что может понравиться взрослому пользователю. Кроме этого «Vivace» стимулирует быстро выучить English! Иначе ничего не поймете – приложение сугубо англоязычное.

«Perfect Ear» («Абсолютный слух»)

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Пожалуй, мечта каждого музыканта – узнавать любую ноту сразу… Конечно, ожидать, что после использования приложения с соблазнительным названием «Абсолютный слух» этот навык мгновенно появится – это… хм-м… несколько наивно. Что же предлагает эта программа? «Увеличим масштаб» и рассмотрим подробнее.

Неполная, бесплатная версия приложения может оказаться полезной для учеников старшего возраста. Меню русскоязычное, поэтому и детей удобно сориентировать.

«Абсолютный слух» является комплексным «тренажером», который содержит много разнообразных упражнений: слуховых, певчих, ритмичных, зрительных.

Есть и теоретическая информация (правда, это скорее для тех, у кого «собака съела конспект» ‑ сложновато написано). Далее подробно остановлюсь на возможностях этого приложения.

В «Упражнениях на слух» – три рубрики: «Интервалы», «Гаммы», «Аккорды». Здесь доступные теоретические сведения, распознавания элементов по нотной записи, определение и сравнение их на слух, и тому подобное.

Удобным для самостоятельных занятий «непианистов» есть возможность «подобрать» на экранной клавиатуре то, что звучит, и уже после этого дать ответ. Бесплатная версия не предусматривает полный арсенал интервалов, гамм и аккордов в стандартных упражнениях.

Но это можно легко исправить, если указывать параметры для упражнений самостоятельно! И интересно, и просто, и полезно.

Очень важным для самостоятельных занятий сольфеджио является отображение ошибок на нотном стане, на клавиатуре и в названии элемента.

«Тренировка ритма», кроме теории, предусматривает повторение ритмических рисунков, чтение ритма по нотной записи, ритмические диктанты. Стандартные ритмические упражнения представлены только в размере 4/4.

Но разработчики добавили в «Абсолютный слух» приятную, интересную и полезную вещь – возможность создавать собственные ритмические упражнения и давать им названия! Вы можете выбрать размер, темп, допустимые ритмические блоки (или же даже создать их сами).

Рубрика «Упражнения» несколько удивляет несоответствием названия и содержания» после двух предыдущих ( Неужели перед этим была лишь теория?!). Здесь можно потренироваться читать ноты в трех ключах (скрипичном, басовом и альтовом), находить прослушанную ноту на клавиатуре и на гитаре, петь заданную ноту, а также определять, какие параллельные тональности имеют указанные на нотоносце знаки.

«Абсолютный слух», ориентирован точно не на славянскую музыкальную традицию, порой поражает требовательного славянского пользователя «абсолютной нелогичностью».

Отсутствует традиционное название октав — лишь циферное! Нет энгармонической замены тонов! В «слуховой» рубрике «Интервалы» почему-то помещено их пение! В аналогичной рубрике «гаммы» спеть нельзя, но почему-то можно написать звуковысотный (сугубо звуковысотный, без ритма!) диктант!.

. Как это так?! Что же делать? Или же разобраться и приспособиться, или же открыть и… удалить со смартфона навечно.

Подведем итоги. С помощью описанных приложений можно:

  • получить начальное представление об игре на фортепиано;
  • улучшить знания по музыкальной грамоте;
  • потренироваться в распознавании сольфеджийных элементов;
  • испытать свой слух.

И, главное – сделать все это в адекватной, привлекательной для современных, вечно занятых людей, форме.

Ощутимой преградой для некоторых начинающих музыкантов может стать английский язык многих приложений. Но их простота в использовании и приближенность к игровому процессу, думаю, помогут преодолеть это препятствие, а в некоторых случаях – еще и способствовать изучению другого языка. 

Предложенные приложения позволят легче и быстрее перейти к полноценным упражнениям сольфеджио. Ведь по-настоящему овладеть сольфеджио помогут только регулярные и упорные занятия, лучше под контролем педагога.

Источник: https://musicnotes.info/kak-legko-vyucit-solfedzio-tehnologii-prihodat-na-pomos

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Как делать домашние задания по сольфеджио?Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио. Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось.

Дорогие друзья! Давайте мы будем вместе с вами образовываться, давайте будем учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок. Сейчас немного почитайте то, что мы для вас приготовили.

Конечно, «рецептов» или готовых работ тут нет. Зато здесь есть совсем другое – мы будем лечить ваши мысли, будем учиться настраиваться трудиться удовольствием.

Да, любое домашнее задание – это труд, и это важно понимать.

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

  1. Записать как можно подробнее записать домашнее задание в дневник. Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!
  2. Уточнить, какие учебники или книги вам потребуются. Это не всегда бывает нужно, но иногда актуально (например, если вам задали конспект, кроссворд или доклад). Если у вас нет нужных книг дома, то после урока, не теряя времени и возможности заполучить экземпляр учебника, отправляйтесь в библиотеку.
  3. Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, даже если училка целый урок орала на весь класс. Она вас всё равно не убьёт, главное говорите вежливо. Что можно сказать? Можно так «Марья Ивановна, объясните, пожалуйста, мне задание такое-то». Марья Ивановна может возразить: «А что тебе, тормозу, тут непонятно? Я что неясно сказала?», а может и спокойно всё объяснить. В любом случае хотя бы попытайтесь! В первом случае вы можете уточнить, что же вам конкретно непонятно, или просто попросить повторить. Может быть причина в том, что вы не полностью задание услышали и, соответственно, не полностью зафиксировали его в дневнике? Ещё вы в ответ Марье Ивановне можете задавать уточняющие вопросы: «А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?» и т.д. Чем больше злится Марья Ивановна, тем больше вы над ней торжествуете (вы же спокойны, хоть и её боитесь?).
Читайте также:  Электронные клавишные инструменты: характеристика основных видов

Когда делать домашнюю работу по сольфеджио?

Пришли домой – отдохните, если есть возможность. Когда будем делать домашнее задание? Можно на следующий день после урока, можно через день-другой.

Не рекомендуется заниматься домашним заданием по сольфеджио непосредственно в день следующего урока, а также перед сном накануне этого дня.

Не оставляйте такие дела напоследок, назначьте в своей жизни время (полчала), которые вы будете посвящать сольфеджио, и неукоснительно соблюдайте режим.

Например, урок по сольфеджио в понедельник в 10.00. Я буду делать домашние задания по сольфеджио каждый четверг с 11.00 до 11.30 или с 11.00 до 12.00. Я не слабак и не буду нарушать правила, которые сам себе придумал.

Какие бывают домашние задания по сольфеджио и как их выполнять?

Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть

Это основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать и петь нужные ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые).

Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации.

Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и пение.

Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы.

Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

2. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука

Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть. Например, задают написать и петь гамму тетрахордом. Знаете, да, как это?

Эти задания почему-то вызывают наибольший страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами.

Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени.

Получится, и время потраченное себя окупит с лихвой.

Если вы пропустили урок, где объяснялась новая тема, попробуйте воспользоваться хотя бы теми объяснениями, которые есть на нашем сайте. Вот только некоторый список тем, по которым у нас уже есть материалы:

  • Три вида минора – это ЗДЕСЬ
  • Три вида мажора – это ЗДЕСЬ
  • Как строить тритоны – ЗДЕСЬ
  • Как строить характерные интервалы – ЗДЕСЬ
  • Как запомнить ключевые знаки – ЗДЕСЬ
  • Про четыре вида трезвучия – ЗДЕСЬ
  • Про доминантовый септаккорд – ЗДЕСЬ
  • Про вводные септаккорды – ЗДЕСЬ

3. Теоретическая работа – кроссворды, доклады, билеты к экзаменам

Это самые интересные задания. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе. Почему именно так, а не иначе? Потому что ваш кроссворд должен разгадать ваш одноклассник, и он будет искать ответы, прежде всего, в своей тетрадочке. Ну, если у него с головой всё в порядке, конечно!

По поводу докладов – источник литературы и содержание лучше всегда уточнять у учителя. По поводу приготовления ответов на билеты к экзамену. Это всегда ищем в тетрадочках для правил, или там, куда вы записывали всю информацию по новым темам. В крайнем случае восполняйте свои записи при помощи нашего сайта, или при помощи теоретических учебников, скачанных в Интернете.

Например, есть такой очень хороший учебник – Вахромеев «Элементарная теория музыки». Он, конечно, для школьников не предназначен, но средний школьник вполне может им пользоваться. Там всё, что нужно школьнику изложено упорядоченно и кратко без лишних слов.

4. Творческие задания

Тут задания могут быть самыми разными. Это и рисунки по заданной теме, и, конечно, сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса.

Что сказать? Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит.

Вас ведь этому не учили? Единственная проблема – всё, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лёгкие.

Где можно прочитать инструкции по таким заданиям?

  • Как составить кроссворд – ЗДЕСЬ
  • Пример готового кроссворда по сольфеджио – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить текст песни – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить мелодию – ЗДЕСЬ

Почему нужно обязательно заниматься дома по сольфеджио?

Вы не станете спорить с тем, что предмет сольфеджио представляют какую-никакую, но значительную сложность для многих. Так уж устроена жизнь, что на изучение сольфеджио отводится всего один-единственный час в неделю. Это очень мало, поскольку за неделю из «ученичачьих» голов вылетает абсолютно всё.

Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всё сложнее и сложнее. А вот если вы будете заниматься дома регулярно, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком.

Чего не нужно делать никогда, но всё-таки можно иногда?

Никогда не перекладывайте ответственность за домашнее задание на другого человека – на маму, например. Не позволяйте родителям помогать вам с домашним заданием. Вы должны справиться сами. Не ищите готовых ответов к домашним заданиям по сольфеджио в Интернете и не оставляйте просьб о помощи в х на нашем сайте или на сайте «Ответы на mail.ru». Это позорно! Не позорьтесь!

Что можно? Можно попросить помочь знающего человека, если вам уж совсем лень. Но за помощь нужно обязательно заплатить. Никто ваши собственные проблемы просто так решать не будет!

Как делать домашние задания по сольфеджио?

Источник: https://music-education.ru/kak-delat-domashnie-zadaniya-po-solfedzhio/

Детская музыкальная школа №6 г.Саратов

Задание по сольфеджио преподавателя Пархоменко О.А.

На 27, 28, 31 янв..   2020 г.

.

1 класс

1) Правила: гамма, + р.т. с.2-3-выучить;

2) Уч. с.8,10, упр.а)-г), №21 -петь с дир-ем;

3) № 22 выучить наизусть;

4) Р.т. с. 23-переписать образец гаммы до мажор, с. 25, №9 а).б)-до мажор, с.26,№10а);

2 класс

1) Правило цезура;

2) Уч.с. 73, упр.а)-и). № 289,291-293 — петь с дир-ем;

3) Р.т. с.6,№3,с.7,№8,9, 10,12(си бемоль мажор), с. 8,№ 13(си бемоль мажор), с.9, №19а),№20 в),д),е)-си бемоль мажор, с.27,№1в);

  • 4) ;
  • 5) ;                                                                               
  • 3 класс

1)Уч. с.54, параграф 1- устно;

2)№ 233-237 петь с дир-ем, к № 235 подобрать главные трезвучия, № 236 подобрать в ре и си бемоль мажоре  ;

3 ) Р.т. с. 8 ( ми бемоль мажор), с. 10, № 7, 8а), с. 20, №24, 26б), с. 23,№ 1( ми бемоль мажор), с. 28 №5а) ;

4) Р.т. с.9,№2-5 ;

5) ;

4 класс

1) Уч. с.64-читать, №238, 243-245 — петь с дир-ем;

2)   Р.т. с.11,№1а), 2в)-целиком, из остальных строчек выбрать м.7и б.7-написать,петь, с.12,№10 ;

  1. 3);
  2.  4) ; 
  3. 5) ;                      
  4. 5 класс

1) Уч. с. 66, параграф 4- устно, с.68,упр.2-играть;

2) № 187-192 — петь с дир-ем, к любому из них подобрать аккомпанемент с фигурацией аккордов;

3) Р.т. с. 22, № 1,2,3 -написать Д7,разрешить,петь  ; 

  • 4);
  • 5) ;
  • .
  • 6 класс
  • 1) Билет № 3 — написать ответы;
  • 2) Билет №2 — петь ;
  • 3) ;
  • 7 клас . 

1)Р.т. с.2-таблица с ладами народной музыки-учить ; 

2)  Р.т. с.12-13 все задания целиком с №1 по 6; 

3)Уч. №734,735,742,743- петь с дир-ем;

Преподаватель Моршакова В.Н.

1 КЛАСС 

Домашнее задание на каникулы

Учебник стр.40 N°63,64, стр.41 N°66,67 петь и дирижировать

  1. на 20 и 25 января
  2. 1) Выучить строение мажорной гаммы (тон тон полутон тон тон тон полутон), определение транспонирование (перенос мелодии из одной тональности в другую) и знаки в ре мажое (фа диез, до диез)
  3. 2) Учебник стр. 50 №81 петь и дирижировать
  4. на 1 февраля

1) Учебник стр. 50 N°81 наизусть, транспонировать его в до мажор (читать стр. 51)

  • 2) Определения и правила повторить. 
  • на 24 и 29 февраля
  • Определения 1 класс
  •   2 КЛАСС
  • Домашнее задание на каникулы
Читайте также:  Akai professional advance keyboards: нечто большее

1) Учебник стр.37 читать. Определение натурального минора выучить:Минор, звукоряд которого, полностью совпадает с параллельным ему мажором, называется натуральным. Это вытекает из определения параллельных тональностей, у которых одинаковыми ключевые знаки, соответственно и звукоряды. 

2) Учебник стр. 42 N57-60 петь и дирижировать Выучить N60

на 20 и 25 января

1) Учебник: определение натуральноггоо минора стр. 37 учить, гармонического минора стр. 57 учить

  1. 2)Построить гаммы натурального и гармонического минора до 2х знаков (4 тональности)
  2. 3)Учебник стр. 54 №94 наизусть
  3. на 27 января и 1 февраля
  4. 1) Определение повторить (натурального и гармонического минора — стр.37 и 57)
  5. 2) Учебник стр. 64 №117 наизусть
  6. 3) Учебник стр. 61 №1 петь
  7. на 24 и 29 февраля
  8. 3 КЛАСС
  9. Домашнее задание на каникулы

 1) Учебник стр.42-43, 48-49 читать. Знать разницу между вспомогательным и проходящим оборотом. 

  • 2) Учебник стр. 51 N3  сделать письменно
  • 3)Учебник стр.54 N100  наизусть
  • на 20 и 25 января
  • 1) Учебник стр 63 № 119 наизусть
  • 2) Учебник стр 48 №5 письм
  • 3) Записи в тетради учить (см. тема «Пунктирный ритм»)

 4)Учебник стр.42-43, 48-49 читать. Знать разницу между вспомогательным и проходящим оборотом. 

  1. на 27 января и 1 февраля
  2. 1) Учебник стр.71 №133 наизусть
  3. 2) Учебник стр.69 №1,2 (только вверх строить)
  4. на 24 и 29 февраля
  5.   4 КЛАСС
  6.  Домашнее задание на каникулы

 1) Учебник стр.57 читать. Определение «синкопа» учить.

2)Учебник стр.62 N124-125  петь и дирижировать

на 20 и 25 января

1) Учебник стр. 62 № 124 наизусть(на оценку!)

  • 2) Выучить записи в тетради (определение и как записываается синкопа)
  • на 27 января и 1 февраля
  • 1)Записи в тет учить(Тема уменьшенное трезвучие — определение)
  • 2)Учебник стр. 67 №139 наизусть , стр 68 №1 письменно
  • на 24 и 29 февраля
  • 5 КЛАСС
  • Домашнее задание на каникулы

1)Обращения Д7. Выучить их строение и ступени, на которых строятся (посмотреть тему можно здесь:https://viaandrock.ru/1-4-3-stroenie-akkordov/)

2)Построить T53 D64 T6 S53 T64 D7 T3 S64 D65 T53 в тональностях до 3х знаков включительно и петь. Обязательно!

  1. на 20 и 25 января
  2. 1)Учебник стр.68 N123  наизусть
  3. 2)Выучить строение и ступени, на которых строятся обращения Д7 (посмотреть тему можно здесь:https://viaandrock.ru/1-4-3-stroenie-akkordov/ или записи в тетради)
  4. 3)Построить T53 D65 T53  S53 D7 T6 в Фа мажоре и ре миноре
  5. на 27 января и 1 февраля
  6.  1) Учебник №123 повторить
  7. 2)Записи в тетради петь(Билет №1 вопрос 1)
  8. 3) От ноты соль построить м3 вниз с обращением(3 полутона), а вверх мажорное трезвучие (Б53=б3+м3) и минорный квартсекст (М64=ч4+м3)
  9. 4) Знать:
  10. -в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, в гармоническом миноре повышается 7 ступень
  11. -б3 в мажоре строятся на главных ступеня(исключение гармонический мажор- там вместо VI ступени VI пониженная)
  12. Подготовиться и сдать долги
  13. на 24 и 29 февраля
  14. Билеты 5 класс 
  15. Теория к билетам 

Источник: http://muzschool-6.ru/9-uncategorised/148-domashnee-zadanie-dlya-uchashchikhsya-reo-2

Решение контрольных, самостоятельных, домашних работ по сольфеджио на заказ — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки

Предмет сольфеджио в музыкальной школе, в колледже или вузе всегда был и остается достаточно сложным для освоения. Если ученик пропустил урок или не понял тему, то ему очень сложно сделать домашнее задание по сольфеджио и успешно написать контрольную работу.

Особую трудность на занятиях сольфеджио вызывают диктанты. Они всегда являются частью ежегодной итоговой контрольной работы по сольфеджио, а также выпускных экзаменов.

Хватит мучений! 🙂 Если вам надо срочно сделать домашнее задание по сольфеджио, обратитесь к специалистам! Мы не только поможем решить задания по сольфеджио, но и напишем разъяснения, каким образом нужно их делать. И в следующий раз вы сможете сделать подобные задания сами!

Решение контрольных работ по сольфеджио требует от школьника и студента крепких знаний теории музыки и хорошего уровня развития интонационных и слуховых навыков.

 Выполнение домашних заданий по сольфеджио часто вызывает проблемы и трудности у учеников и студентов.

Кто-то не умеет строить гаммы, интервалы и аккорды, кто-то – читать с листа ноты, кто-то – подбирать сопровождение на клавишном инструменте, а для некоторых все задания представляют трудность.

Стоимость выполнения домашней, самостоятельной или контрольной работы по сольфеджио на заказ зависит от сроков и количества заданий. Цены на оказание услуги высылаются в письме-подтверждении заказа. В «Заявке на услугу» следует:

  • выбрать тип услуги – «Решение работ по сольфеджио«;
  • приложить ссылки на задания, требующие решения или разъяснения;
  • написать ваши пожелания;
  • указать сроки выполнения заказа.

Подать заявку

Если пробелов накопилось много, то желающие могут заниматься в школе с нашими преподавателями и репетиторами в режиме регулярных или разовых занятий по сольфеджио. В нашей школе Вы также можете подготовится к выпускным и вступительным экзаменам по классу сольфеджио (любой уровень: музыкальная школа, колледж, музыкальные факультеты высших учебных заведений, консерватория).

Примечание: предлагаемые готовые решения предоставляются исключительно как образцы. То, как вы их используете, остается на ваше усмотрение 😉 Мы рекомендуем использовать их как учебные материалы для повышения уровня знаний по сольфеджио и как примеры для эффективного решения подобных заданий.

Источник: http://music-mydream.com/courses/uslugi/135-reshenie-domashnih-kontrolnyh-rabot-po-solfedzhio-na-zakaz

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении…

В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

  • В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
  • Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.
  • Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

  1. Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.
  2. Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.
  3. Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.

В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

  • Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.
  • Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.
  • Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

Главная беда, которая встречается на практике, — родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя…

Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно.

Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного — получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы — хорошо, ну я и не буду…»

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-takoe-solfedzhio-samoe-ponyatnoe-obyasnenie-dlya-roditeley.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector