Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В гамме есть устойчивые ступени (i, iii, v) и неустойчивые (ii, iv, vi, vii). самая устойчивая — i. на ней удобнее всего закончить мелодию

Вот послушайте: можно ли так закончить эту мелодию?

?

Попробуйте спеть или сыграть эту мелодию, подставляя для окончания каждый раз новую ноту: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Выберите лучший вариант окончания. Вы заметили, что окончания на нотах Ре, Фа, Ля и Си совсем не подходят для этой мелодии? Они звучат очень неустойчиво и на них нельзя закончить мелодию. Ноты Ми и Соль подходят для окончания, но самый лучший вариант – окончание на ноте До.

Задание 30. Спойте песни «Жучка» и «Паровоз». Подберите самые удачные ноты для окончания этих песен.

Почему же во всех этих песнях для окончания лучше всего подходит нота ДО, а возможные варианты – ноты МИ и СОЛЬ?

Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.

Все устойчивые ступени (или звуки) как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Лад. Тоника. СТУПЕНИ ЛАДА.

Спойте гамму от ноты До. Вы заметили, как удивительно стройно звучит эта гамма? Все звуки здесь ладят между собой. (Когда люди ладят между собой, можно назвать это дружбой.) Такое согласие звуков называется ЛАД.

Лад — это маленькая семья, но непременно королевская. Пришло время совершить путешествие в Ладовое королевство и познакомиться с его жителями.

В Ладовом королевстве, как и в любом другом, есть Королева и Король, их слуги и помощники, есть важные персоны и те, кто им подчиняется.

В ладовом королевстве есть свои законы, и главный из них — закон притяжения.

Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).

Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.

Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре?

№12.Осень М.Красев

№13. Савка и Гришка

Белорусская народная песня

Но главные в этих городах не короли, а королевы. Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.

Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII. Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков:

№ 14.

№ 15.

№ 16.

Жил был ниж- ний ввод- ный тон на седь- мой сту- пе- ни,

Был он в То- ни- ку влюб- лен, не- раз- лу- чен с не- ю.

Ну а верх- ний ввод- ный тон то- же с То- ни- кой дру- жил.

Со вто- рой сту- пень- ки он в го- сти к То- ни- ке хо- дил.

Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:

№ 17.

№ 18. Песенка-загадка


№ 19.

Задание 31. В № 19 первое предложение (вопрос) заканчивается на Доминанте и звучит неустойчиво. Придумайте и запишите окончание второго предложения, чтобы оно звучало утвердительно. Спойте песенку со словами и сольфеджио.

Как и все неустойчивые звуки, Доминанта подчиняется Тонике – разрешается в Тонику. В произведениях разрешение Доминанты в Тонику (V — I) чаще всего встречается в конце. Это делает музыкальную фразу более завершенной, придает определенность, уверенность. Как восклицательный знак в конце предложения.

№ 20.

До- ми- нан- та в То- ни- ку хо- чет раз- ре- шить- ся,

К ко- ро- ле- ве То- ни- ке каж- дый звук стре- мит- ся!

№ 21. Английская народная песня

Задание 32. Спойте № 21 сольфеджио. Определите, на каких ступенях заканчивается каждая музыкальная фраза. Придумайте и запишите ритмический аккомпанемент к этой песне.

Задание 33. Допишите пропущенные ноты по цифрам, которые обозначают ступени. Самостоятельно придумайте окончания для первого и второго предложения. Спойте песню со словами и сольфеджио.

IV III IV ? IV ? ? ? ?

Кто ко- пы — том бьет – цок — цок? Э — то рез — вый мой ко — нек!

На третьей (III) ступени в ладовом королевстве живет Король, его называют МЕДИАНТА. От короля зависит, какое настроение в городе – мажорное или минорное. В мажоре – король МАЖОРНАЯ МЕДИАНТА, а в миноре – МИНОРНАЯ МЕДИАНТА.

Рядом с королем, на четвертой (IV) ступени живет добрая фея СУБДОМИНАНТА. Приставка суб— в ее имени означает под-, перед. Она находится на одну ступень ниже Доминанты, под Доминантой (или перед Доминантой). После Субдоминанты появление Доминанты становится более торжественным.

На шестой (VI) ступени, рядом с Доминантой, живет ее младший брат – маленький принц. Шестая ступень всегда разрешается в пятую.

№ 22.

Задание 34. Пропойте следующие мелодии с названием нот. Определите ступень, на которой останавливается движение и разрешите ее в устойчивую.

а)

б)

в)

г)

РЕПРИЗА.

Репризой называется знак повторения в музыке

то есть, музыкальный отрывок, выделенный репризой, исполняется дважды.

Если знак репризы стоит только в конце произведения или его части, нужно повторить всё с начала:

№ 23.


Размер. ДИРИЖИРОВАНИЕ на

Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.

Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.

») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты.

В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.

Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:

левая рука правая рука

2 1 1 2

Задание 35. Спойте № 24 со словами и сольфеджио. Попробуйте продирижировать это произведение. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз.

№ 24.Пастушья песня

Французская народная песня

Умеренно


Тональность.

Спойте гамму от ноты До сольфеджио в ритме и с дирижированием. Попробуйте определить какой лад в этой гамме, мажорный или минорный?

№ 25.

Самая устойчивая нота в этой гамме – нота До. Именно эта нота будет тоникой. А лад в этой гамме мажорный. Значит, эта гамма будет называться «До-мажор». Такое же имя будет носить и тональность.

Тоника + Лад = Тональность

Тональность в музыке – это семья устойчивых и неустойчивых звуков, главный из которых – Тоника.

Тоникой может стать любая нота, и тогда все другие ноты тоже меняют роли и занимают соответствующие их новому положению ступени.

Задание 36. Напишите в таблице названия тональностей.

Тоника Лад Тональность
Фа мажор
Си минор
Ми мажор
До Минор
Cоль Минор
Ля Мажор
Ре Мажор

Задание 37. Пропойте следующие песни. Попробуйте самостоятельно определить тонику. В каких тональностях написаны эти песни?

№ 26. Эстонская народная песня


№ 27. Хоровод М.Попова

Весело

Задание 38. В следующих примерах песенка Велосипедист путешествует по разным тональностям. Определите тональность для каждого примера, подпишите ступени. Спойте песенку в разных тональностях со словами и сольфеджио. Определите сколько фраз в этой песенке, есть ли среди них похожие?

Читайте также:  Музыкальная психология: воздействие музыки на человека

№ 28. Велосипедист

а) БыстроА.Метелицын

б) Быстро

в) Быстро

Теперь вы знаете, что звуки, попадая на музыкальную лестницу, становятся жителями Ладового королевства и начинают подчиняться законам Лада (главный из которых — закон тяготения). Одни звуки попадают на устойчивые ступени, другие – на неустойчивые, одни притягиваются Тоникой, другие – стремятся к более близким устойчивым ступеням — к Доминанте или к Медианте.

Но сильнее всех тяготения седьмой ступени в первую (VII – I) и четвертой в третью (IV – III). Все дело в том, что расстояние между ступенями музыкальной лестницы в Ладовом королевстве неодинаковое. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее тяготение. Расстояние это измеряется не метрами и сантиметрами, а ТОНАМИ и ПОЛУТОНАМИ.

ТОН И ПОЛУТОН

Только на линейках нотного стана расстояние между соседними нотами всегда одинаковое, а на слух и на клавишах бывает и разное.

https://www.youtube.com/watch?v=eJ8nXm6YHVU

Если вы внимательно посмотрите, как на клавиатуре фортепиано располагаются звуки «До-мажора», то увидите, что иногда между двумя белыми клавишам есть запасная черная клавиша (например, между «До» и «Ре», между «Ре» и «Ми», «Фа» и «Соль»), а иногда ее нет (например, между «Ми» и «Фа», «Си» и «До»).

Когда между двумя клавишами есть еще одна, запасная, — расстояние между этими звуками целый ТОН (обозначается буквой Т). Тоны могут возникать не только между двумя белыми клавишами с запасной черной посередине, но и между черными клавишами с запасной белой.

Самое короткое расстояние между двумя нотами называется ПОЛУТОН (обозначается буквой П). Оно настолько маленькое, что между двумя звуками не может поместиться ни одна запасная клавиша. Такое расстояние возникает, например, между нотами «Ми» и «Фа», «До» и «Ре-бемоль»:

Тон и Полутон отличаются не только своим строением, но и звучанием. Сравните две песенки:

№ 29. А.Бевзенко

а)

б)

Определите, какое расстояние между нотами в первой песне, Тон или Полутон? А во второй?

Вы заметили, что Тон звучит более уверенно, широко, а Полутон – узкий, неуверенный, даже немного плаксивый?

Задание 39. Определите расстояние между нотами:

Задание 40.

а) От данных звуков постройте вверх Полутон, подпишите вторую ноту.

б) От данных звуков постройте вверх целый Тон, подпишите вторую ноту.

Задание 41. Внимательно прочтите стихи. Определите, к какому стихотворению можно сочинить мелодию с Полутоном, а к какому больше подойдет мелодия с Тоном. Попробуйте самостоятельно придумать эти мелодии (можете пользоваться инструментом).


Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог –

Весь до ниточки промок.

А.Барто

Если на нас упадет ананас,

Сок ананасный польется на нас.

Но ананас упадет не на нас –

Он не растет в огороде у нас.

П.Синявский


Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 3820;

Источник: https://poznayka.org/s76976t1.html

Музыкальный онлайн колледж

Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно?

Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор.

Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.

Количество вариантов здесь небольшое.

Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.

Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.

Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.

Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.

Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.

Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.

Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).

Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.

В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.

Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.

Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.

Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.

Но о них мы сегодня не будем говорить.

Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1,3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.

Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.

Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.

Подробности здесь 

»crosslinked«

Источник: http://study-music.ru/ustojchivye-stupeni-lada/

Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре

Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.

Ступени лада

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая — вторая — первая.
  • Вторая — четвертая — третья.
  • Четвертая — шестая — пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как «лад» и «тональность».

Что такое лад

Лад — система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.

Читайте также:  Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.

В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.

Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:

  • большая секунда;
  • малая;
  • три больших;
  • малая.

Гармонический минор:

  • большая секунда;
  • малая;
  • две большие;
  • малая;
  • малая терция;
  • малая секунда.

Основные ступени лада: T — тоника (1-я ступень), S — субдоминанта (4-я ступень), и D — доминанта (5-я ступень).

Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).

Также существует понятие «производных» звуков, в октаве их всего пять — это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).

В ладотональной музыкальной системе существует понятие «устойчивости» и «неустойчивости» ступеней.

Устойчивые — первая, третья и пятая ступени лада.

Ступени — звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами — от I до VII.

Существуют две системы обозначения нот — буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.

Тональности

Тональность — лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

  • Диезы: f-c-g-d-a-e-h.
  • Бемоли: h-e-a-d-g-c-f.

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор — нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре — один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака — фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор — знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор — один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре — си и ми бемоли и т. д.

Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми

Все неустойчивые звуки имеют некий «окрас незавершенности», поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:

  • Фа диез и ля — в соль.
  • Ля и до — в си.
  • До и ми — в ре.

Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые — закрашенными.

В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.

Источник: https://autogear.ru/article/373/430/opevanie-ustoychivyih-stupeney-v-majore-i-minore/

Работа над гаммой Соль мажор :

Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио — Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь.

Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок.

Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так — в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре».

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.

Источник: https://www.syl.ru/article/377713/rabota-nad-gammoy-sol-major

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника.

Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде.

Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда.

Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым.

Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх.

В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень.

Читайте также:  Три основных приёма игры на гитаре

Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре.

Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску.

Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней.

После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I).

Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие.

Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда.

Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий». 

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса.

Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным.

Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Записаться на пробное бесплатное занятие

Источник: http://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/ustoychivye-i-neustoychivye-stupeni-lada-pobochnye-trezvuchiya-urok-6-samouchitelya-fortepiano

Арпеджио, устойчивые ступени

Арпеджио — это по-другому ступени, из которых состоит трезвучие (или септаккорд), взятые раздельно. Использовать его можно если вы хотите обыграть конкретный аккорд и при этом мелодия ваша звучала бы правильно.

Арпеджио также называют приём исполнения аккорда, когда ноты, составляющие аккорд берут не вместе, а раздельно (одну за другой).

Знак арпеджио в нотной записи выглядит как вертикальная волнистая линия:

Обычно при использовании этого приема ноты исполняются снизу вверх (то есть от нижних звуков аккорда к верхним). Вот как будет звучать аккорд До мажор сыгранный с помощью арпеджио:

Но в этой статье мы будем рассматривать этот термин не как прием, а просто как звуки, составляющие аккорд взятые раздельно.

Гаммы различных аккордов могут иметь идентичный звуковой состав (к примеру — Am, C, G7), и обыграть их в принципе можно одной и той же последовательностью (к примеру до-мажорной гаммой). Отличаются же они друг от друга своим звуковым составом или арпеджио.

Построить его, как вы понимаете, достаточно просто и, так как аккорды строятся терциями, нужные нам звуки находятся через терцию от первой ступени конкретной тональности.

То есть, если нам нужно арпеджио до-мажора, то мы «идем» от ноты до к ми (большая терция), от ми к соль(м3), эти три ноты и составляют обычное до мажорное трезвучие, еще этот вид называют короткое арпеджио.

Но можно пойти дальше и от соль построить еще и си (б3), тогда у нас будет не три ноты, а четыре, а называться эта последовательность будет арпеджио септаккорда. Оно также играется на до-мажор, но в точности соответствует звуковому составу септаккорда До-мэйджа. Затем все найденные ноты повторяются до конца гаммы.

Точно также терциями строим арпеджио ля-минор и соль-семь:

Теперь вы видите чем отличаются аккорды, вроде бы обыгрываемые гаммой с одинаковым звуковым составом и сможете раскрыть каждый из них в собственной импровизации.

Арпеджио — Устойчивые ступени

Существует такое понятие как устойчивые и неустойчивые ступени. Так вот, устойчивыми ступенями в гамме любой тональности являются 1-ая, 3-я, 5-ая, остальные — неустойчивые. Вы наверняка заметили, что первые, взятые вместе составляют аккордовое трезвучие, а последовательно минимально возможное арпеджио — короткое.

Что же нужно знать об устойчивых и неустойчивых звуках и для чего они нужны импровизатору? Неустойчивые ступени «стремятся» в своем звучании к устойчивым, поэтому они слышатся как бы «незаконченными», конечно же в рамках той гаммы, в которой они рассматриваются.

Здесь и главное отличие устойчивых и неустойчивых ступеней — первые «самодостаточны» и не требуют разрешения в другую ноту, вторые требуют. Так 2-ая ступень стремится к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 6-ая к 5-ой, 7-ая к 1-ой.

При игре необходимо помнить, что неустойчивые ступени, или те, которые не входят в короткое арпеджио, нужно использовать осторожно, так как если на них акцентировать внимание мелодия может получится некрасивой.

Итак, активное использование устойчивых ступеней, делает фразы мелодии завершёнными.

При использовании «просто» гаммы (обыгрывая и до мажор, и ля минор, и соль семь одной и той же гаммой, не особо задумываясь) не всегда угадаешь как играть и на какую все таки ноту закончить фразу в импровизации.

Зная же арпеджио конкретно взятого аккорда эта проблема отпадает. Так, мы можем использовать неустойчивые звуки, «левые» нотки сколько нам нравится и как нам нравится, но вновь и вновь возвращаясь в устойчивые ступени.

Короткое арпеджио — обращение трезвучий

Мы уже выше сказали, что ноты, входящие в короткое арпеджио, взятые одновременно составляют основу для аккорда — трезвучие, мажорное или минорное. 1-ая, 3-я, 5-ая ступени дают нам возможность также создать обращение аккорда, что расширяет поле для импровизации и делает игру удобной.

Почему удобной? Да потому, что если мы к примеру играем на гитаре, то можем выбирать для этого различные позиции на грифе.

Не всегда из выбранной позиции легко взять отстоящий далеко аккорд, поэтому полезно знать его обращение, чтобы он стал доступен в любом месте, и, тем самым, внес разнообразие в импровизацию.

Что же такое обращение? Возьмите одновременно ноты до, ми, соль — или мажорное трезвучие (в статье обозначение аккордов мы говорили о нем), затем ми, соль, до, и, последним — соль, до, ми.

Последние два варианта являются обращениями первого (до-мажора), фактически это тот же самый аккорд, только звуки составляющие его были перенесены вверх на октаву, сначала нота «до», затем «до» и «ми».

Вы можете проделывать такое и с другими созвучиями конечно же, и помните от перемены мест слагаемых сумма не меняется, поэтому каждый аккорд можно, с помощью обращений сделать удобным.

Применить обращения можно еще в случае импровизации полностью на аккордах. Согласитесь интереснее играть в две гитары, когда человек на аккомпанементе также переиначивает свою партию, дополняя тем самым соло-гитару.

Источник: http://gorstorehov.com/page/arpejio

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector