На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Музыкальный онлайн колледж

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.

Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.

Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:

Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора.

Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.

Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.

Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее.

1) Добавить терцию к трезвучию V ступени
2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд

Проанализируем состав доминантсептаккорда:

Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция.
Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука.

Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима.

Обратим внимание на крайние звуки аккорда.

Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:)

Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков.

Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул:

1) Мажорное трезвучие + малая терция
2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3)

Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один.

Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db.

Большая терция от Db это F Малая терция от F это Ab

Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)

Источник: http://study-music.ru/dominant-seventh-chord/

Урок №11 (ТЕМА №1.11 Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре)

  1. Знать строение D7.
  2. Знать количество и названия обращений.
  3. Знать принципы разрешения  D7.

Вариантов септаккорда — великое множество.

Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре).

Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.

Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук; • Терция; • Квинта;

• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.

Обращения доминантсептаккорда

Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной.

Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд (6/5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд (4/3).

Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3

Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

До мажор:

Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон,  V ступень.

Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII+) ступень.

Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.

Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.

Разрешения

Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.

https://www.youtube.com/watch?v=MCGL8aRnDr4

Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.

Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.

D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.

Строение, обращение, разрешение D7 в миноре

В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.

Разрешение

В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.

Проверка:

  1. На какой ступени строится D7?
  2. Из каких интервалов состоит D7?
  3. Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
  4. Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
  5. По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.

Источник: http://viaandrock.ru/1-4-3-stroenie-akkordov/

Как построить д7 с разрешениями — Гильдия юристов и риэлторов

Не подскажете, на какой ступени строится доминантсептаккорд? С таким вопросом ко мне иногда обращаются начинающие сольфеджисты. Как же не подсказать? Ведь для музыканта этот вопрос словно из катехизиса.

Ответ: Д2 – это доминантовый секундаккорд, третье обращение Д7. Этот аккорд строится от четвертой ступени. В тональности до мажор, например, Д2 располагается по звукам: фа-соль-си-ре.

Ответ: Д65 – это доминантовый квинт-секстаккорд, первое обращение Д7-аккорда. Строится он от седьмой ступени. Например, в до мажоре это будут звуки: си-ре-фа-соль.

Вопрос: На какой ступени строится Д65?

Вопрос: На какой ступени строится Д7?

Ответ: Д43 – это доминантовый терц-квартаккорд, второе обращение Д7. Этот аккорд строится на второй ступени. Например, в тональности до мажор это: ре-фа-соль-си.

Как построить д7 с разрешениями

Обращение доминантсептаккорда это аккорд из звуков с теми же названиями, что и у доминантсептаккорда, но с другим тоном в басу.

Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в мажоре от звука Ре.

Правило разрешения обращений D 7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D 7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

– Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень

​ Разрешение доминантового терцквартаккорда Доминантовый терцквартаккорд разрешается в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

Как построить д7 с разрешениями

Как построить тритон; Тритон: животное для аквариума и террариума В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной (« си-бемоль ».

Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно Выберем простую гамму Соль-мажор (в ней фа-диез при ключе) и от помогите построить увеличенную кварту от звуков до диез ми бимоль и просто до.

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня речь пойдет вновь об интервале тритон. Но только здесь мы рассмотрим более детально его особенности, которые выражены в его двух разных записях. Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно записать как ув 4 или как ум 5, где первый «переводится» как увеличенная кварта, а второй уменьшенная квинта.

4,5 выучить таблицы; все аккорды строить от ре, ми, фа. соль играть и петь; по квинтовому кругу; Песенка плотника, «Вредные тритоны » в До мажоре.

Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.

Встречается в тональностях Ре — Ля ♭ — Соль — Фа # мажор. В 1. построить тритоны с разрешением в натуральном мажоре в тональностях: * с 1, 2.

Как построить д7 с разрешениями

В вашем задании надо строить от ре. И для какой гаммы ре является IV ступенью? Сделайте хотя бы половину задания. Помогите пожалуйста построить от звука ре тритон в минор и мажоре.

Читайте также:  Какой синтезатор лучше выбрать для новичка

В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени («фа» — «си» — увеличенная кварта) и седьмой («си» — «фа» — уменьшенная квинта). В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени («ля-бемоль» — «ре». Тритоны в натуральных и гармонических видах мажора и минора.

Трезвучия главных ступеней с обращениями; уменьшенное трезвучие в натуральном и гармоническом мажоре и миноре; увеличенное трезвучие. Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях. VII повышенной ступенях в гармоническом миноре тритоны называются доминантовыми,&nbsp.

5/3 в натуральных и гармонических фа мажоре и ре миноре. В гармоническом си миноре это будут ноты: ФА-ДИЕЗ (V ступень). 5/3 в натуральных и гармонических фа мажоре и ре миноре. В гармоническом си миноре это будут ноты: ФА-ДИЕЗ (V ступень)&nbsp. Тритоны в мажорах гармонических. Тритоны в мажорах гармонических. Гамаюн gamayun@lafamire.ru.

Темы: До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор. Темы: Звукоряд, гамма. Темы: Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

С доминантовым квинтсекстаккордом посложнее, если вопрос ещё актуален, пишите, разберёмся.))как построить цепочку интервалов с обращением в тональности фа можер.

Здравствуйте, помогите пожалуства построить в b- moll D7)))))Алёна, если вы знаете, сколько знаков в гамме, и помните, что в гармоническом миноре повышается VII ступень,это совсем несложно.

Найдите V ступень, стройте по терциям наверх. Не забудьте про VII- ю повышенную. Удачи! Миб емоль мажор т.

Здравствуйте помогите построить тональности д. Г. Но могу напомнить, что Д3. Стройте по терциям (V- VII- II ступени).

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Количество ступеней гаммы, охваченных интервалом. Например, в до мажоре есть два тритона: ‘фа-си’ и ‘си-фа’. ТРИТОНЫ -это интервалы.в которых три тона.

Вопрос- Ответ: Сольфеджио. Сольфеджио. Здравствуйте,Уважаемое сообщество! Подскажите,где можно найти репетитора по сольфеджио? С Уважением Галина. То, что Вы называете обращением, это разрешение.

Как построить д7 с разрешениями

4,5 выучить таблицы; все аккорды строить от ре, ми, фа. соль играть и петь; по квинтовому кругу; Песенка плотника, «Вредные тритоны » в До мажоре.

Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.

Построить Тритоны в Соль Мажоре, построить Д7 с обращениями и разрещениями в Соль мажоре, построить 3 вида Соль мажора.

Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно Выберем простую гамму Соль-мажор (в ней фа-диез при ключе) и от помогите построить увеличенную кварту от звуков до диез ми бимоль и просто до.

Встречается в тональностях Ре — Ля ♭ — Соль — Фа # мажор. В 1. построить тритоны с разрешением в натуральном мажоре в тональностях: * с 1, 2.

Как построить тритон; Тритон: животное для аквариума и террариума В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной (« си-бемоль ».

Как построить д7 с разрешениями

Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Сложные метрыполучаются в результате слияния двух или более простых однородных метров.

Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.

В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:

Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.

Как построить д7 с разрешениями

Составные интервалы — это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные.

Простые интервалы — это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь.

Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.

Существует 2 вида разрешений интервалов: 1) акустическое — это разрешение диссонанса в консонанс, 2) ладовое — это разрешение неустойчивого интервала в устойчивый.

Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы — звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

Источник: http://grb03.ru/kak-postroit-d7-s-razreshenijami/

VI. Функциональная особенность, предшествующий и последующий аккорды. Прерванный каданс

Трезвучие VI ступени строится на VI ступени, его также называют нижней медиантой, потому что оно находится посередине между Т и S [медиа – середина]. Трезвучие VI ступени противоположно по ладовому наклонению тоническому трезвучию (Т53), в мажоре трезвучие VI ступени минорное, в миноре – мажорное.

Функциональная особенность. Трезвучие VI ступени (VI53) – аккорд смешанной Т/S функции, поэтому в ладу может выполнятьфункции ТиS.

Если трезвучие VI ступени появляется перед D или К64, то оно выполняет функцию S. Если трезвучие VI ступени возникает после D, то оно выполняет функцию Т.

VI6 опирается на Т функциональный бас и чаще всего выполняет роль тонического трезвучия с секстой (Т6). При движении I→VI→IV происходит постепенное усиление S функции.

[В мажоре трезвучие VI ступени совпадает с Т параллельного минора, поэтому проявляет переменную тоническую функцию – это явление лежит в основе параллельного переменного лада в русской музыке – роль тоники попеременно выполняют трезвучия I и VI ступеней. В миноре трезвучие VI ступени совпадает с S параллельного мажора, поэтому в нём преобладает S функция].

Предшествующий и последующий аккорды. Перед трезвучием VI ступени чаще всего используютI, VиV7; трезвучие VI ступени – самая слабая S в ладу, поэтому не рекомендуется использовать другие аккорды субдоминантовой группы перед трезвучием VI ступени.

После VI53обычновозникает более сильная S (IV, IV6, II6, II65, II43).Довольно редко после VI53 возникаютV, V7или К64, это те случаи, когда VI53выступает в функции S.

Часто трезвучие VI ступени непосредственно сопоставляется Т трезвучием (оборот I – VI – I). Схема:I, V, V7. → VI 53 → I, аккорды S, V, К64.

Прерванный каданс. Разрешение V или V7 в трезвучие VI ступени называют прерванным оборотом, в зоне каданса – прерванным кадансом.

В прерванном обороте вместо ожидаемого после D тонического трезвучия возникает трезвучие VI ступени – функционально родственный, но менее устойчивый аккорд, который оттягивает появление Т и усиливает её ожидание.

В прерванном обороте в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон.

[В прерванном обороте бас и терцовый тон V53 или V7 идут ↑, остальные голоса плавно ↓, ход терцового тона ↑ подчёркивает разрешение вводного тона в основной тон лада, как при разрешении в тоническое трезвучие (Т53), а бас вступает в противоречие с этим разрешением, переходя в VI вместо I ступени лада. Разрешение V–VI53 в прерванном обороте отличается от обычного мелодического соединения трезвучий в секундовом соотношении (например, IV–V) именно движением терцового тона вверх].

Прерванный каданс различается по характеру звучания в мажоре и в миноре. В мажоре VI53 – это Т параллельного минора и проявляет переменную Т функцию, поэтому прерванный каданс в мажоре звучит мягко. В миноре прерванный оборот звучит ярче, неожиданнее, потому что VI в миноре не является тоникой параллельной тональности и больше проявляет S, чем Т функцию.

Возможный дополнительный вопрос. Как трезвучие VI ступени соединяется с трезвучиями I и IV ступеней?

Эти трезвучия (I –VI, VI–IV) находятся в терцовом соотношении и соединяются гармонически с двумя общими тонами: бас идет на терцию вниз согласно цифровке, 2 общих тона остаются на месте в том же голосе, а оставшийся тон плавно в ближайший тон следующего аккорда.

Уметь соединить I –VI–IV за фп. без предварительной подготовки!

11. V7. Применение в музыкальной форме, разновидности, правила включения и разрешения в I и VI.

V7 (доминантсептаккорд) состоит из трезвучий V и VII ступеней и является самой яркой D в ладу. Благодаря наличию в составе D7 функционального D баса, вводного тона лада и тритона D7 звучит напряженно, неустойчиво и настраивает на определённую Т. [Поэтому D7 играет важную роль в модуляциях].

Разновидности. V7 может быть полным и неполным. В неполном V7 пропускается квинта и удваивается основной тон. Полный D7может разрешаться в полное и неполное Т53, а неполный D7может разрешаться только в полное Т53.

Читайте также:  Влияние музыки на человека интересные факты истории и современности

Применение в музыкальной форме.V7 в основном виде обычно используется в зоне заключительного каданса, в середине гармонического движения и серединном кадансе чаще используется неполный V7 или его обращения.

Правила включения и разрешения в I и VI.

D7 –аккорду могут предшествовать аккорды Т,Sи D, разрешается D7 только в трезвучие I ступени или в трезвучие VI ступени(прерванный оборот).

Схема: Т, S, DD7I,VI.

[Развернутая схема:Т (I, I6, I64), S (VI, IV, IV6, II, II6, II7,II65, II43), D (V, V6, обращения V7) → D7I,VI].

D7 требует плавной подготовки и плавного разрешения.

Септима D7 обычно включается плавно и берётся как проходящий, вспомогательный или задержанный звук, или берется скачком вверх с последующим нисходящим разрешением.

Септиму D7 нельзя брать нисходящим скачком! После всех S аккордов (кроме IV6 с удв. квинтой) берется неполный D7, чтобы избежать параллелизмов.

Приразрешении полного D7в I или VI септима и квинта D7 идут плавно на секунду вниз ↓, основной тон (бас) в основной тонследующего аккорда, атерцовый тонидётна секунду вверх↑ (вводный тон в тонику), в средних голосах возможно нисходящее разрешение терцового тона.

Полный D7 при движении терцового тона вверх разрешается в неполное Т трезвучие с утроенным основным тоном или в трезвучие VI ступени с удвоенным терцовым тоном (прерванный оборот). Если терцовый тон D7 находится в сопрано, то его нужно вести вверх ↑, поскольку нисходящее движение вводного тона в мелодии противоречит его тяготению в I ступень лада.

Если терцовый тон

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/30725.html

Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкально-педагогических, исполнительских факультетов учебных заведений

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.

1. Какие аккорды называются аккордами двойной доминанты?

2. Какие ступени лада входят в состав трезвучия DD?

3. Какие ступени лала входят в состав септаккорда DD?

4. Сколько обращений имеет DD7?

5. На каких ступенях лада строятся DD65, DD43, DD2?

6. На какой ступени лада строится вводный аккорд DD и какие разновидности этого аккорда встречаются в музыкальной практике?

7. Какие ступени лада изменяются в альтерированных аккордах DD?

8. Какими функциями может быть подготовлен аккорд DD в каденции?

9. Как разрешается аккорды DD в D?

10.Как разрешается аккорды DD в T?

11.Возможен ли переход от аккорда DD в септаккорд S?

12.Проанализировать произведения своего репертуара по классу основного инструмента, обратив внимание на условия применения аккордов DD, определить его вид.

13. На фортепиано: играть гармонические последовательности вариант задачи № 10 из задания 435 в «ре» – миноре и в «ми»- миноре и гармонический вариант задачи №3 из задания 445 в «соль»- мажоре и в «фа»- мажоре.

14.Гармонизовать следующие мелодии и басы:

задачи №1 из задания 435, №7 из задания 445.

(Смотреть страницу 67 лист « письменные задания» первый и второй примеры).

15. На фортепиано: играть гармонические последовательности полученные при гармонизации задач №3 из задания464 и задачи №11 из задания 445 в тональностях до двух знаков в ключе.

ТИПЫ ТОНАЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ.

Краткие сведения.

Изложение произведений может быть однотональным или разнотональным.

Однотональное изложение ограничивается одной данной тональностью на протяжении всей пьесы.

В разнотональном изложении, кроме основной, главной, тональности, встречаются другие побочные, подчиненные тональности. Все аккорды, которыми гармонизованы новые, развивающие музыкальное построение, тоже носят название побочных: побочная тоника, побочная доминанта или побочная субдоминанта и т. п.

Порядок чередования тональностей образует тональный план произведения, а приемы введения одной тональности после другой создают различные типы тональных последований или соотношений.

Существуют три типа тональных соотношений: отклонение, модуляция, сопоставление. Каждое определение дает четкое представление о характере развития как в крупном произведении, так и не больших по размеру построениях.

Так, отклонение есть кратковременный уход в побочную тональность внутри произведения, с неизменным возвращением в главную тональность без структурного изменения.

Иногда появление побочной тональности вносит дополнительное развитие, что создает условие для расширения периода или предложения.

Отклонения встречаются как внутри построения, проходящие, так и в каденциях.

Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения.

Сопоставление образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода, без отклонения.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ОТКЛОНЕНИЯ.

Для музыки ХIХ века характерна общая тенденция к расширению ладовой системы, возрастает количество хроматики. При одной «объединяющей» тональности появляются новые тональные пласты субдоминантового или доминантового наклонения. Главная тональность условно считается тоникой в большом масштабе, собирательной тоникой.

Всякая другая тональность противопоставляется ей как неустойчивая, подобно тому, как аккордовая последовательность в диатонике. Такое соотношение тональностей понимается как функциональный ряд высшего порядка. Появление новой тональности сопровождает, как правило, появление своих субдоминант и доминант.

Выход за пределы первой тональности может быть кратковременным с возвратом в первую тональность, и тогда речь будет идти об отклонении. Если же происходит длительный уход в другую тональность и гармоническое в ней закрепление – это модуляция.

Как правило, отклонение происходит в тональности диатонического родства, когда как модуляция может осуществлять

выход в далекие тональности.

Как отмечалось выше, каждый аккорд диатоники, кроме уменьшенного трезвучия, образует свой функциональный ряд, состоящий из своих субдоминант и мажорных доминант, что приводит к появлению новых для данного диатонического лада звуков.

Так, чтобы показать тональность второй ступени в мажоре, необходимо будет ввести повышение первой ступени лада как доминантовый звук для новой тональности.

Или другой пример – тональность шестой ступени мажорного лада потребует хроматическим повышением изменить пятую ступень гаммы, так этот звук характеризует звучание новой доминанты.

Побочные, а именно так называются новые аккорды, субдоминанты гораздо менее употребительны, чем доминанты.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/72006-p8.html

Виды и строение септаккордов (Урок 9)

На этом уроке мы попытаемся разобраться в четырехзвучных аккордах. Надеюсь, вы уже немного освоили игру трезвучий? Если да, то пора двигаться дальше, отрицательный ответ направляет вас прямиком в Урок №5 (закреплять материал об аккордах).

Итак, продолжим.

На самом деле играть аккорды из четырех звуков не сложнее, чем аккорды из трех. В этом вы скоро убедитесь сами.

Септаккорды удобнее всего играть мизин­цем, средним, указательным и большим пальцами (5-3-2-1).

Если сначала вам будет сложно сыграть четыре ноты точно, не задевая случайно соседние клавиши, не волнуйтесь. Вы точно знаете, к чему стремитесь, и потому вскоре будете попадать только на нужные клавиши.

В большинстве случаев причиной таких «непопаданий» является не недостаток беглости, а страх.

Да-да, именно страх сковывает ваши пальцы, не давая правильно сыграть аккорды, именно страх делает их зажатыми и неуклюжими.

Совет один – расслабьтесь и получайте наслаждение от правильной и чистой игры красивых произведений. Пусть у кого-то на это уйдет десять минут, а у кого-то десять часов, но результат превзойдет все ваши ожиданияи вы сможете запросто играть любые аккорды.

Самыми распространенными аккордами, да и самыми важными, являются септаккорды. Называются они так потому, что крайние звуки его образуют септиму. Состоит септаккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

Существует семь видов септаккордов, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них:

  • Большой мажорный септаккорд
  • Малый мажорный септаккорд
  • Уменьшенный септаккорд
  • Увеличенный септаккорд
  • Малый минорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд

Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций – б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

Обозначается данный аккорд Большой латинской буквой с добавлением к ней maj7. Например: Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7 и т.д.

Обратите внимание, что септима большого мажорного септаккорда — это нота полутоном ниже основного звука аккорда. Например, септима ак­корда Dmaj7 — до-диез, Gmaj7 — фа-диез.

Попробуйте сыграть красивую последовательность аккордов, включа­ющую большой мажорный септаккорд.

Такую после­довательность, даже если она не указана в нотах, можно попробовать проиграть в любом месте, где долго выдерживается какой-либо мажорный аккорд.

Возьмите на клавиатуре сначала мажорное трезвучие, а дальше добавьте к нему сверху септиму, чтобы получился большой мажорный септаккорд. И вернитесь к исходному аккорду.

Большой мажорный септаккорд не так уж часто встречается в популярных песнях. Красиво его использует И. Дунаевский в знаменитом «Мар­ше» из кинофильма «Веселые ребята» (см. первый такт песни). Пока не пытайтесь сыграть всю песню в целом, потренируйтесь чередовать аккор­ды F и Fmaj7.

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)

Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде.

Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже.

Читайте также:  Домашние занятия пианистакак сделать работу дома праздником, а не наказанием из личного опыта учителя по фортепиано

Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.

Итак, каждая нота звукоряда имеет свое название, которое опи­сывает ее отношение к тонике, или к основной ноте тональности. Вторую ноту обычно называют второй ступенью, третью — медиантой, четвер­тую — субдоминантой, пятую — доминантой и т. д., как показано на иллю­страции внизу.

Римские цифры часто используют, чтобы указать на аккорды, построенные на определенных ступенях звукоряда. То есть аккорды в до мажоре можно обозначить буквами — С, G, С, F —  либо обозначить цифрами I, V, I, IV, либо назвать «тоника, доми­нанта, тоника, субдоминанта». Римские цифры удобнее, поскольку позво­ляют избежать довольно неуклюжих словесных названий ступеней.

Мы уже знаем из предыдущих уроков, что главными ступенями лада являются I, IV и  V ступени, соответственно и аккорды на этих ступенях будут главными – тоника, субдоминанта и доминанта. Вместо доминантового трезвучия обычно берут септаккорд, он звучит красивее и более богат в гармоническом плане звучания. Рассмотрим этот аккорд поподробнее.

Доминантсептаккорд

В звукоряде до мажор (С) доминантой будет нота соль. Поэтому доминантсептаккорд тональности С — это доминантсептаккорд, построенный от соль, или G7.

Поскольку доминантсептаккорды, как и любые другие ак­корды, строятся из нот той тональности, которой они принадлежат, то ноты доминантсептаккорда от соль (G7) должны быть взяты из звукоряда до мажор.

(Сейчас мы рассматриваем ноту соль именно как пятую ступень то­нальности до мажор, а не как тонику тональности соль мажор или вторую ступень тональности фа мажор).

Чтобы аккорд можно было назвать сеп­таккордом, интервал между его крайними звуками должен быть равным септиме. Вот ноты гаммы до мажор, из которых мы будем строить доми­нантсептаккорд:

Интервал септимы от доминанты соль дает нам ноту фа как верхнюю ноту аккорда

Самый простой способ найти нужные ноты доминантсептаккорда — представить себе, что верхняя его нота находится тоном ниже основного звука. Например, септимой аккорда D7 будет нота до (С); аккорда С7 — си-бемоль (В).

Еще один способ найти ноты доминантсептаккорда — сравнить его с уже знакомым вам большим мажорным септаккордом: нужно просто по­низить на полтона верхнюю ноту большого мажорного септаккорда:

Чтобы лучше усвоить эти два септаккорда, сыграйте такую последовательность: возьмите трезвучие и удвойте его основной тон октавой выше большим пальцем, вот так:

А сейчас передвиньте большой палец на полтона вниз, чтобы получил­ся большой мажорный септаккорд от до (Cmaj7), вот так:

Затем передвиньте большой палец еще на полтона вниз, чтобы полу­чился доминантсептаккорд, вот так:

Выполните такую же последовательность, начиная с трезвучия с удво­енным основным тоном, от указанных ниже семи аккордов:

  • С – Cmaj7 – С7
  • F – Fmaj7 – F7
  • В – Bmaj7 – В7
  • Eb – Ebmaj7 – Eb7
  • G – Gmaj7 – G7
  • D – Dmaj7 – D7
  • A – Amaj7 – A7

Сыграв указанные выше последовательности несколько раз, вы, воз­можно, заметили, что некоторые из них запоминаются легко, другие же с трудом.

Однако нет ничего страшного в том, что иногда вам приходится остановиться и с полминуты подумать.

Когда вы начнете играть выбранные вами песни, вы обнаружите, что «сложные» аккорды запомнятся лег­ко и прочно, как самые простые трезвучия. Красивое звучание мелодий ваших любимых песен необычайно улучшит вашу память.

Пожалуй, пора остановиться, чтобы у вас случайно не случилось винегрета в головеА вот немного музыкальных примеров, где используются большой и малый мажорный септаккорды:

В этих примерах обратите внимание на то, что вокальная партия написана на отдельном нотном стане, её играть не надо, только петь.

Попробуйте сыграть эти песни по-разному:

  1. Как написано, то есть мелодию вы поёте, а аккомпанемент играете как указано в тексте.
  2. Играете правой рукой мелодию, а левой аккорды которые даны над нотным станом.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ProPianino.ru/septakkordy-chast-1-urok-9

Хроматические интервалы. Построение, разрешение, диктанты

ПодробностиКатегория: Словарь музыкальных терминов

Универсальная таблица

Таблица всех хроматических интервалов: 1) во всех тональностях; 2) от любого звука в мажоре и в миноре. До шести знаков при ключе.

Таблица отвечает на запросы:

какие бывают хроматические интервалы
хроматический интервал от ноты
хроматический интервал в тональности
хроматический интервал в мажоре
хроматический интервал в миноре

Определение

Хроматический интервал – это интервал, образованный с участием альтерированной ступени

Характерные интервалы к хроматическим интервалам в официальном курсе сольфеджио не относятся. Это подгруппа диатонических интервалов.

Хроматические интервалы создают повышенные напряжения, требующие обязательного разрешения. Этот вид интервалов не может быть построен в натуральном ладу.

Хроматический интервал – это увеличенный или уменьшенный интервал.

Повышенная степень неустойчивости вызвана не внутренним строением хроматического интервала, а особым их расположением по отношению к ладу (тоническому трезвучию), при котором интервал и звучит особо напряженно в большей степени из-за участия в нем альтерированной (хроматической) ступени.

Сам по себе без ладовой централизации на слух он звучит как обычный диатонический интервал (за исключением ув.4 и ум.5).

Например:  уменьшенная кварта Ми-Ляb, просто была бы записана как Ми-Соль#, если бы звучала сама по себе вне До мажорного лада. Несложно догадаться, что за исключением ув.4 и ум.

5 все хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим интервалам.

Общее правило для поиска хроматических интервалов

Поиск хроматического интервала ведётся с соблюдением двух условий:
1) это должен быть увеличенный или уменьшенный интервал с обязательным участием альтерированной ступени, разрешаемый в два из трёх звуков тонического трезвучия
2) это не должен быть интервал, образованный в гармоническом ладу (характерный интервал или тритон гармонического лада).
Т.е. без знания материалов по характерным интервалам логический поиск хроматических интервалов не всегда может увенчаться успехом.
Итог: в хроматическом интервале должен присутствовать встречный знак, разрешение в звуки тонического трезвучия, и он не должен укладываться в гармонический лад*.

———————–
*Гармонический лад на момент написания статьи входит в группу диатонических ладов. Отсюда все сложности.

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Файлы:

Хроматические интервалы Версия:1.2

Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по хроматическим интервалам в курсе сольфеджио. Дает все исчерпывающие ответы по хроматическим интервалам с разрешением в тональности и от любой ноты мажоров и миноров. Работает вне OnLine. Для ознакомления с принципом работы приложения запустите ниже размещенный видео ролик.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

 См. демо 31.10.2015  Русский  Android 5.68 MB 3523

Логика разрешения хроматических интервалов

Прежде чем начинать чего-либо читать и учить далее, вдумчиво прочтите эти главные три строчки:Какими бы сложными не казались все хроматические интервалы, когда речь заходит об их разрешении, надо понимать: а) что разрешаются они в какие-нибудь два из трех звуков тонического трезвучия, б) увеличенные интервалы разрешаются расширением, в) уменьшенные интервалы разрешаются сужением.От этого правила и нужно исходить, чтобы запомнить, какие интервалы во что разрешаются, и сколько их вообще возможно построить.Объясним логику на примере увеличенной секунды. 1.

г) Хроматическая секунда – энгармонически это малая терция.

1 СЛУЧАЙ. По одному краю (вершине или основанию) секунда может разрешаться только в терцию; правило б). Будет два варианта разрешения:

В нашем случае для ув.2 – это может быть только терция больше чем малая (наша ув.2): т.е. большая терция (б.3) из звуков тонического трезвучия; правила а) и г). Большая терция в мажоре – это I и III ступени.

Значит, здесь для мажора всего 2 варианта разрешения:

Для минора большая терция (интервала разрешения) – это III и V ступени:

значит, для минора тоже всего два варианта разрешения:

Вывод: в первом варианте ув.2 разрешается – в б.3 параллельных мажора и минора

2 СЛУЧАЙ. По двум краям секунда разрешается только в кварту (внимание!!! – этот интервал не будет хроматическим)

Значит интервал ув.2 должен лежать внутри кварты. Кварта и в мажоре и в миноре одинаковая (лад определяет терция). Поэтому, для мажора и минора будет один вариант разрешения. Но в примере его отобразим с разными соответствующими ключевыми знаками:

Предупреждение:  во втором случае ув.2 разрешается – в ч.4 одноименных мажора и минора, однако, всвязи с тем, что и в мажоре и в миноре в данном интервале присутствует гармоническая ступень, его следует считать характерным интервалом (не запутайтесь, об этом было указано в самом начале).

*Третьего края у интервала нет, поэтому здесь все.
Далее просто даем примеры всех разрешений хроматических интервалов уже без пояснения логики, которая будет аналогичной.

Разрешение хроматических интервалов

Увеличенная секунда (ув.2) с разрешением

Увеличенная секунда (ув.2) – интервал в две ступени (полтора тона). Энгармонически равна малой терции.

Характерный интервал (это не хроматический интервал!) – даем для наглядности
Характерный интервал увеличенная секунда строится на VI ступени гармонического мажора и минора и разрешается в чистую кварту на V ступени.

Хроматический интервал увеличенная секунда строится:

в мажоре:
на I (вверху  II повышенная) и на II пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях в большую терцию на I

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/chromatic-intervals

Ссылка на основную публикацию