Какие бывают стихотворные размеры

Какие бывают стихотворные размеры

Для русского стихосложения характерна силлабо-тоническость. К сведению, для тонической системы главенствующую роль играет количество ударений в строке, силлабика же опирается исключительно на рифму. Стихотворный размер рассчитывается, исходя из чередования ударных слогов с безударными.

Содержание статьи

Стопы являют собою группы слогов одной строки. Количество слогов в стихе является показателем для определения размера. А количество самих стоп свидетельствует о том, сколькистопный размер перед вами.

Брахиколон – однодольный размер. В каждой стопе расположено слово, вмещающее единственный слог. При этом, строка может вмещать несколько стоп («Ночь, день. Звук, шаг…» Таццу Такамаро).

Среди наиболее распространенных стоп: двусложные (ямб и хорей), а также трехсложные стопы (дактиль, амфибрахий, анапест). Хорей (трахей) – двусложная стопа с ударением на первом слоге. («Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий…» А.С. Пушкин)Ямб – двусложная стопа, с ударением, падающим на второй слог.

В том случае, если слово достаточно длинное, то внимание заостряется и на вторичном ударении. («Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…» А.С. Пушкин)Дактилем (от греч. Dáktylos – «палец») именуют трехсложную стопу, в которой лишь первый слог ударный, остальные два – безударные.

Амфибрахий (греч.

аmphibrachys – краткий с двух сторон) – трехсложная стопа с ударным слогом посередине.

Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад), соответственно характеризуется ударением, падающим на последний (третий) слог.

По трехсложным стопам существует специальная памятка, в которой зашифрованы основополагающие особенности каждой из них. «ДАМА вечером калитку запирает». Аббревиатура «Д/АМ/А» таит в себе все три стопы.

Фраза же «вЕчером калИтку запирАет» отлично демонстрирует образцы чередования ударных и безударных слогов.

Существуют и многосложные размеры, которые предполагают слияние нескольких простых. Наиболее популярными, пожалуй, считаются пеон и пентон.

Пеон состоит из одного ударного и трех безударных слогов, причем, они могут идти в любой последовательности, в зависимости от которой различают четыре вида пеона.

С пентоном (пятисложником) та же история, только это пятисложная стопа, один из слогов которой под ударением. Пятисложник является одним из старейших неклассических размеров русской поэзии. Строфы характеризуются отсутствием рифмы (белый стих). В пример можно привести строфу из А.В. Кольцова: «Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь!»

Источники:

  • Какие бывают стихотворные размеры?
  • Стихотворный размер

Распечатать<\p>

Какие бывают стихотворные размеры

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-854173-kakie-byvayut-stihotvornye-razmery

Как определить размер стихотворения: что это такое и как называется стихотворный размер

Поэтические литературные произведения отличаются от прозаических наличием определённого ритма. Он возникает потому, что большинство стихотворений имеет размер и рифму.

Определение стихотворных размеров нередко бывает связано с трудностями, но оно необходимо как при исследовании поэтических текстов, так и при их создании.

Чтобы понять, как определить размер стихотворения, необходимо прежде разобраться, что понимается под этим названием.

Определение понятия

Что такое стихотворный классический размер. Ритмический рисунок стихотворения в современной русской литературе задаётся порядком чередования ударных слогов с безударными и их количеством в строке.

Такая система стихосложения называется силлабо-тонической. В России она сложилась в первой половине XVIII века.

Для более раннего времени была характерна силлабическая система, то есть такая, при которой значение имело только количество слогов в строке без учета ударений.

Пять основных стихотворных размеров, сейчас относящихся к классическим, возникли ещё в Древней Греции, только в греческой системе вместо ударных и безударных звуков использовались долгие и краткие.

Виры размеров стихов

Виды

Со времени перехода на силлабо-тоническое стихосложение на протяжении почти двух веков в русской поэзии использовались две разновидности стихотворных размеров: двусложные и трехсложные.

Виды двусложных размеров:

  • Хорей. Под ударением первый из двух слогов.
  • Ямб. Ударный второй слог каждой стопы.

Двусложными называются те размеры, в которых между двумя ударными слогами находится один безударный. Ударный и безударный слоги образуют единицу, называемую стопой. Под ударением в стопе из двух слогов может оказаться либо первый, либо второй слог.

Типы трёхсложных:

  • Дактиль. Первый слог ударный.
  • Амфибрахий. Второй слог.
  • Анапест. Третий попадает под ударение.

Здесь стопа содержит три слога. Соответственно возможны три варианта расположения ударений.

Таблица классических размеров стиха с примерами

Название Схема Примеры
Двусложные Хорей _́ _ Ве́тер, ве́тер! Ты́ могу́ч,Ты́ гоня́ешь ста́и ту́ч…(А.С. Пушкин)
Ямб _ _́ Встаё́т заря́ во мгле́ холо́дной,На ни́вах шу́м рабо́т умо́лк.(А.С. Пушкин)
Трёхсложные Дактиль _́ _ _ Ти́хое, до́лгое, кра́сное за́ревоКа́ждую но́чь над стано́вьем твои́м…(А.А. Блок)
Амфибрахий _ _́ _ Гляжу́, поднима́ется ме́дленно в го́руЛоша́дка, везу́щая хво́росту во́з.(Н.А. Некрасов)
Анапест _ _ _́ Не гляди́ же с тоско́й на доро́гуИ за тро́йкой восле́д не спеши́…(Н.А. Некрасов)

В поэзии XVIII и начала XIX века чаще использовался двусложный размер стиха. Примером тому может служить любимый стихотворный размер Пушкина – четырёхстопный ямб. Правда, поэму «Домик в Коломне» поэт начинает с признания: «Четырёхстопный ямб мне надоел». Однако поэт от ямба не отступает, хотя на этот раз использует пятистопный.

Определение размера

Узнать размер стиха можно несколькими способами:

  1. Скандирование.
  2. Отбивание ритма.
  3. Подсчёт ударных и безударных гласных.
  4. Составление схемы.
  5. Подстановка созвучного слова.

Как определить размер стихотворения

Скандирование

Способ подходит людям с преобладающим слуховым восприятием. Заключается он в прочтении стихотворения ритмично, тем же образом, каким дети произносят считалки. В этом случае даже при пропуске ударения, например, из-за длины слова, на этом месте появляется интонационное:

На́-ша Та́-ня гро́м-ко пла́-чет:

У́-ро-ни́-ла в ре́ч-ку мя́-чик.

Вторая строчка начинается с длинного слова, в котором при скандировании появляется второе, интонационное ударение на первом гласном звуке. В результате акцент и слабое звучание чётко чередуются, позволяя определить, что стихотворение написано хореем.

Скандирование

Отбивание ритма подсчет гласных

Находясь на экзамене, в читальном зале или в ином месте, где шум нежелателен, к скандированию прибегнуть невозможно, а мысленный вариант не всем помогает. В этой ситуации можно отбивать ритм сильными и слабыми ударами пальца или карандаша по ладони.

При наличии перед глазами текста есть возможность прибегнуть к подсчёту ударных и безударных гласных. Для этого расставляются ударения в нескольких строках стихотворения, а затем подсчитывается количество безударных слогов между ударными.

Подсчет гласных

Составление схемы

При преобладании зрительного восприятия и развитом абстрактном мышлении помогает составление схемы (примеры схем были приведены в таблице выше). Делается это следующим образом. Предположим, требуется повести анализ стихотворения А.А.

Фета «Шепот, робкое дыханье…». Для этого рекомендуется исследовать не одну строчку, а больше из-за возможного выпадения или добавления ударений.

 При наличии опыта достаточно двустишия, но поначалу лучше лишний раз проверить на последующих строках.

Шё́пот, ро́бкое дыха́нье.

Тре́ли соловья́,

Серебро́ и колыха́нье

Со́нного ручья́.

Схематически обозначается количество слогов, отмечаются ударные:

_́ _ _́ _ _ _ _́ _

_́ _ _ _ _́

_ _ _́ _ _ _ _́ _

_́ _ _ _ _́

На схеме видно, что минимальное расстояние между ударными – один безударный. Следовательно, стопа состоит из двух слогов. При разделении на стопы схема выглядит так:

_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /

_́ _ / _ _ / _́

_ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /

_́ _ / _ _ / _́

Согласно таблице, стопа в стихотворении А.А. Фета соответствует схеме хорея. О пропущенных ударениях будет сказано ниже.

Подстановка созвучного слова

Способ заключается в том, что для каждого двусложного и трехсложного размера подбирается слово соответствующей длины и с ударением на нужном слоге.

Например:

  • мо́ре – хорей;
  • река́ – ямб;
  • о́зеро – дактиль;
  • боло́то – амфибрахий;
  • океа́н – анапест.

При подстановке нужного слова в строку и его повторении ритм стихотворения не изменяется.

Пример:

Ах, бы́-ли счаст-ли́-вы-е го́-ды! (Н.А. Некрасов)

Бо-ло́-то, бо-ло́-то, бо-ло́-то.

Ритмический рисунок совпадает с образцом амфибрахия.

Практика показывает, что труднее всего даётся различие между анапестом и амфибрахием, причём запомнить сложно не строение, а то, какой из них как называется.

Среди филологов бытует забавное двустишие, которое облегчает запоминание:

«Ана́пест, ана́пест, ана́пест!» –

Вот та́к амфибра́хий звучи́т.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/opredelit-razmer-stihotvoreniya.html

Как определить размер стихотворения?

Сочинение стихов – это особая организация речи, в ее основе заложена ритмическая и звуковая структура. Деление ритма на размеры зависит от того, как четко распределяется роль ударных гласных и насколько часто они располагаются.

Прежде чем определять размер, которым написано стихотворение, надо узнать, что такое стопа. Этот термин относится к силлабо-тоническому стихосложению. Стопа – это способ организации стихотворения, при котором чередуются ударные и безударные слоги в определенном порядке.

Таким образом, стопа – условная единица, благодаря которой определяется размер того или иного стихотворного произведения. Например, если в слове гласный звук является основополагающим элементом, то ударение будет элементом образования стопы.

Они могут быть двусложными и трехсложными, то есть, одна стопа может содержать два слога, один из которых ударный или же три слога, один из которых также ударный. Определить количество стоп и сколько в них слогов, можно на слух.

Виды стихотворных размеров

Рассмотрим, какие существуют стихотворные виды, и как определить размер стихотворения. Существует пять современных стихотворных размеров.

  • Ямб. Представляет собой двусложный размер стихотворения. В таких произведениях первый слог безударный, а второй ударный. В стихотворении в целом ударение падает на второй, четвертый, шестой и т. д. слоги. Наиболее распространенным является четырехстопный ямб. В поэмах и драмах восемнадцатого века часто встречался шестистопный ямб. А вот размер стихотворения ямб очень часто можно встретить в произведениях А.С. Пушкина, например, «Мой дядя самых честных правил…» или «Мороз и солнце…».
  • Хорей. Такой размер имеет двусложную стопу, на первом слоге которого стоит ударение. В стихотворении в целом ударение приходится на первый, третий, пятый и т.д. слоги. Примером хорея может быть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» или произведение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  • Анапест. Это трехсложный размер стиха, в нем первые два слога безударные, а третий ударный. В целом, в стихе ударение падает на третий, шестой, девятый и т.д. слоги. Примером произведения, написанного таким размером, может служить текст из полюбившейся многим песни «До свиданья мой ласковый мишка… »
  • Амфибрахий. Он также относится к трехсложному размеру стиха. Ударный слог у него находится между двумя безударными. Примером, где рифма и размер стихотворения, написанного в этом стиле, может служить произведение Н.А. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору».
  • Дактиль. Трехсложный размер стиха, где ударение стоит на первом слоге, а два следующих безударны. Стихотворение Н.А. Некрасова «Тучи» написано размером дактиль.
  • Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Шекспира и др. – не ограничиваются только названными выше. Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога. Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Определение размера стихотворения

Для того чтобы определение размера стихотворения было более удобным, можно придерживаться следующих советов:

  • Для анализа необходимо взять бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставить ударение. Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
  • Обратите внимание, на какой слог постоянно падает ударение, попробуйте расставить ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы. Разделение будет верным, если в каждой строчке получится один и тот же ритмический рисунок, например, везде первый слог будет ударный, а второй – безударный (в двусложном размере). Затем можно посчитать количество таких ритмических отрезков в строке и выяснить полностью размер стихотворения. Например, каждая строчка стихотворения гармонично делится на отрезки “первый слог ударный, второй безударный”, и таких слогов в каждой строчке по четыре. Первый ударный слог, а второй безударный – это хорей. Так как в каждой строчке стихотворения он встречается по четыре раза, то размер стихотворения – четырехстопный хорей.  
  • Если это двусложная стопа, ударный слог будет только один. Если ударение падает на нечетный слог – это будет хорей, на четный – ямб.
  • Если ни на один слог не падает ударение – это будет пиррихий. Чтобы это понять, нужно сделать ударения в нескольких строчках, а потом уже делать соответствующие выводы. Например, в песне Шевчука есть такая строка: «Что такое осень – это небо…» Именно здесь встречается пиррихий.
  • Если строчки в стихотворении гармонично делятся на один из трехсложных размеров (их характеристику см. выше), то стихотворение написано или анапестом, или амфибрахием, или дактилем. Опять же, считаем, по сколько стоп в строчках стихотворения, и по их количеству определяем точный размер.
  • Размер может быть “нечистым”, то есть, к некоторым строчкам может прикрепляться пиррихий в конце, спондей в середине. В такой ситуации определяют основной ритмический рисунок (как написано большинство строчек стихотворения), именно он и будет являться основным размером, а элементы, выходящие за его пределы, прикрепляют к основному названию. Например, размер стихотворения – пятистопный хорей с пиррихием в конце второй, четвертой и шестой строк.  

А теперь, возьмите любое стихотворение и определите размер, которым оно написано. Удачи! 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/kak-opredelit-razmer-stihotvorenija

Как определить размер стихотворения: примеры двусложных и трёхсложных размеров

Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.

Что такое стихотворный размер?

Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих».

Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения, которую, в свою очередь, можно разделить на стопы.

Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.

Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп. Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них.

Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным.

Читайте также:  Детство моцарта как формировался гений

Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:

Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.

Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:

  • Дактиль.
  • Анапест.
  • Амфибрахий.

Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина. Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей.

Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое.

Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Дактиль

В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное, делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.

«Тучки небесные, вечные странники…»

М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.

Анапест

Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю. Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:

«О, весна, без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!»

Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный.

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Заключение

Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kak-opredelit-razmer-stihotvoreniya-primery.html

Статья по литературе на тему “Стихотворные размеры”

Стихотворная речь – речь, по-особому организованная.

РИТМ – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя.

СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными.

УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.

СТИХ – одна строка.

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Понятие стихосложение (иначе версификация, от лат. versus — стих и facio — делаю) употребляется в двух значениях:

1. Учение о принципах стихотворной организации речи — стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу.

2. В более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

Звуковая организация стиха в принципе должна учитываться каждым стихотворцем. В случаях выдающихся уровень звука не просто учитывается, а задается.

Простейший и одновременно наиболее выразительный прием акцентирования — тавтограмма, такое стихотворение, в котором все (или почти все) слова начинаются с одной и той же буквы.

Скороговорки.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Петр Петрович

Пошел погулять.

Поймал перепелку —

Пошел продавать.

Примеры (А.С.Пушкин)

«Ночное небо над Невою…», «Прочтя печальное посланье…», «Прелестным пальчиком писала…», «Сомненья сердца своего…».

«Тавтограмма нередко придает стихотворной строке особую, пословичную афористичность», – комментирует В. Хромов.

Пример тавтограммы.

Валерий Брюсов

Мой маяк

Мадригал

Мой милый маг, моя Мария,—

Мечтам мерцающий маяк.

Мятежны маревы морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак…

Мне метит мели мировые

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк!

1914

Брахиколон (др.-греч. βραχύς — короткий и κῶλον — член) — однодольный стихотворный размер, иначе говоря, стих из одних ударных слогов.

Примеры брахиколона встречались уже в позднеримской поэзии[1]. В русской поэтической практике брахиколон, по-видимому, впервые появляется у поэтов-экспериментаторов начала XX века. К наиболее известным примерам брахиколона относится, в частности, стихотворение Владислава Ходасевича (1928):

« Лоб —

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел —

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень —

В ад! »

Брахиколон – это достаточно серьезная форма, хорошо передающая энергичный ритм, подчеркивающий нерв какого-то эпизода стихотворения или поэмы. Например, у Маяковского:

Мальчик шел, в закат глаза уставя.

Был закат непревзойдимо желт.

Даже снег желтел к Тверской заставе.

Ничего не видя, мальчик шел.

Шел,

вдруг

встал.

В шелк

рук

сталь.

Среди других авторов, чьи произведения или отрывки написаны в форме брахиколона, —

Николай Асеев, Александр Безыменский.

— это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Кузне́чиков хо́р спи́т, __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

И су́мрачных ска́л се́нь – __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

О. Мандельштам

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

Хорей— двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Пример четырёхстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_

Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб— двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Спонде́й(др.-греч. σπονδή возлияние) – стопа, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.

Пример.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Примеры:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

М. Ю. Лермонтов

Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

Мнемоническая фраза для запоминания размера.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Не с го́р побежа́ли ручьи́ –

Моро́з-воево́да дозо́ром

Обхо́дит владе́нья свои́.

(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

(Н. А. Некрасов)

Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.

Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

Пример (также А. Блок):

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

Рокова́я о ги́бели ве́сть.

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

Поруга́ние сча́стия е́сть.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока и др. – не ограничиваются только названными выше.

Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога.

Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весн6ой шумят…

(А.Фет)

Хорей

1,3,5,7…

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость…

(С.Есенин)

Пиррихий

Сочетание двух подряд безударных слогов в стопе

Топи да болота,

Синий плат небес…

(С.Есенин)

Спондей

«лишнее» ударение в стихотворной строке

Швед, русский колет, рубит, режет…

(А.С.Пушкин)

Трехсложные

Дактиль

1,4,7,10…

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

(Н.А.Некрасов)

Амфибрахий

2,5,8,11…

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

(М.Ю.Лермонтов)

Анапест

3,6,9,12…

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталось лохматой….

(А.А.Блок)

1. Чтобы определить количество слогов в строке, подчеркнем все гласные буквы.

2. Произнесем строку нараспев и расставим ударения.

3. Теперь проверим, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Остается разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.

Литература

Шульговский H. Прикладное стихосложение. Л.,1929.

Хромов В. Тавтограмма // Наука и жизнь, 1971,

Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63—65.

Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, М., 1933;

Источник: https://infourok.ru/statya-po-literature-na-temu-stihotvornie-razmeri-1094192.html

Стихотворный размер стихотворения. Примеры стихотворных размеров

Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU! Продолжим постигать азы поэтического творчества. Ранее, определившись с тем, как стать поэтом, мы подробно говорили об основах написания стихов, там вкратце упоминали и о стихотворных размерах, но только очень кратенько. Сегодняшняя статья сосредоточена исключительно на  видах стихотворных размеров стиха с приведением конкретных примеров.

Кроме того, настоятельно рекомендую прочитать статью о рифмах и рифмовках: статья эта здесь.

Стихотворный размер стихотворения

Была у меня одна знакомая, которая очень не любила следить за расстановкой ударений в стихотворениях и объясняла это тем, что поэзия идёт от души, а не подчиняется грубой силе литературной теории.

Стоит признаться, что творения её читать было очень сложно, они напоминали маленьких лохматых домовых, которые прячутся от любознательного взора читателя. Точнее от его внимания, литературного вкуса и прочих атрибутов, необходимых при чтении.

Стихи эти не цепляли, не покоряли и оказались невостребованными. Впрочем, человек просто писал для себя, не претендуя на большее.

Со стихотворным размером мы знакомимся ещё в школе, дабы понимать, как тот или иной поэт использует обычное сочетание ударных и безударных звуков для создания особого настроения. Когда же ты пишешь сам, то должен прекрасно понимать: причёсанное и гладкое стихотворение легче воспринимается и больше нравится читателю.

Если же хочется выделить что-то особо, то всегда есть исключения из правил. Но не более того. Отвергать значимость размера стихотворения – это значит, проявлять необъяснимое упрямство и выставлять напоказ своё невежество. Мы же — это люди грамотные, поэтому попытаемся разобраться и в этой области. Надо признаться, весьма непростой.

Читайте также:  Какие оперы написал моцарт 5 самых известных опер

Помните, что известный Онегин так и не научился отличать ямб от хорея?

Начнём с нескольких важных определений.

Стихотворный размер стихотворения

– это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет.

Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) и трёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце.

Двусложные размеры – это как раз те самые ямб и хорей.

Примеры стихотворных размеров

Ямб

Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.

Хорей

Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведём несколько примеров.

Пример ямба:

ОнА всё Ярче, блИже-блИже,

И Оком Ярким, кАк алмАз…

Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.

            Пример хорея:

МАло, мАло в жИзни скАзок,

МАло Очень в нЕй чудЕс…

Очень хочется верить, что на этом этапе каждый испытал некоторое удовлетворение и стал считать себя гораздо разумнее героя А.С. Пушкина. Что ж… Шагаем дальше.

Трёхсложные стихотворные размеры

  1. В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.

дактиль (примеры):

МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,

СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ

Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.

  1. Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.

Амфибрахий (примеры):

Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,

СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.

3.

Анапест

– это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».

Анапест примеры:

ГлубокО-глубокО всей душОй

Я вдохнУ запах двУх городОв,

Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе.

Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой.

Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.

Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов.

Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора.

Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.

Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.

  1. Брахиколон – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

  1. Александрийский стих имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной. О рифмовке мы говорили совсем недавно.
  2. Логаэд – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.

Пожалуй, это то, что действительно необходимо знать каждому начинающему поэту и знатоку литературы. Сколько угодно, можно отрицать теорию и правила, однако они есть, и это факт. Никто не заставляет вас действовать так и не иначе. Мы – это явно творческие люди. Многие из нас – неоспоримые новаторы.

Мы ищем всё новое и пытаемся оставить в истории литературы что-то своё. Это ценно и это очень важно. Но согласитесь, что прежде чем что-то нарушить, прежде чем выступать против чего-то, это что-то надо выучить и знать. В этом нужно разбираться. Это нужно понимать. Поэтому не стоит зацикливаться только на своей оригинальности и постоянно проявлять бунтарский дух.

Мы учимся, а учиться следует всё-таки на лучших образцах. Успехов!

Источник: http://liter-rm.ru/stixotvornyj-razmer-stixotvoreniya-primery-stixotvornyx-razmerov.html

Стихотворные размеры

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея. (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. “Лишнее” ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги. 

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба.

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» – Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба.

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба. В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля.

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия.

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия.

Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста.

Источник: http://mosliter.ru/teoriya/poezia1/stihotvornye_razmery/

Стихотворные размеры

Название Краткая характеристика Пример
Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен,Меж утесистых громад,Буре плач его подобен,Слезы брызгами летят.(М. Ю. Лермонтов)
Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога;В гостиной встреча новых лиц,Лай мосек, чмоканье девиц,Шум, хохот, давка у порога…(А. С. Пушкин)
Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал – не хочуНа суетливую нежностьЯ променять безнадежностьИ, замыкаясь, молчу.(А. А. Блок)
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи -Мороз воевода дозоромОбходит владенья свои.(Н. А. Некрасов)
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени,Одинокая жизнь не мила,Сердце ноет, слабеют колени,В каждый гвоздик душистой сирени,Распевая, вползает пчела.(А. А. Фет)

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”. Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Первое, что мы делаем – делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:

о – ми – лы – е – плу – ты – кто – ча – сто – их – ви – дел 

тот – ве – рю – я – лю – бит – кре – стьян – ских – де – тей

2. Готово. Теперь ставим ударения.

о – ми' – лы – е – плу' – ты – кто – ча' – сто – их – ви' – дел

тот – ве' – рю – я – лю' – бит – кре – стья'н – ских – де – те'й

3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

о – ми' / – лы – е / – плу' – ты / – кто – ча' / – сто – их / – ви' – дел /

тот – ве' / – рю – я / – лю' – бит / – кре – стья'н / – ских – де / – те'й

Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

о – ми' – лы / – е – плу' – ты / – кто – ча' – сто / – их – ви' – дел /

тот – ве' – рю / – я – лю' – бит / – кре – стья'н – ских / – де – те'й 

Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная – это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

4. Теперь дело за малым – определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог – это амфибрахий

Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.

Он немного проще. 

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 – ямб;

1-3-5-7 – хорей;

1-4-7-10 – дактиль;

Источник: http://5litra.ru/other/table/467-stihotvornye-razmery.html

Стихотворные размеры | Мы вместе!

Здравия желаю! Вот такой получился к 23 февраля «Курс молодого бойца поэтического фронта». В принципе тем, кто уже достиг недосягаемых высот гениальности, эта тема будет неинтересна, так как они уже это всё знают. А вот тем, кто ещё стоит у подножия Парнаса, но уже испил волшебной воды из Кастальского источника, стоит ознакомится с изложенным текстом.

А вдруг пригодится?  Итак, мы уже как архитекторы, знаем, какой у нас будет, так сказать проект (идея + композиция + ритм) и в нашем сознании он уже присутствует. Теперь начинается самое сложное, но, тем не менее, самое захватывающее священнодействие – создание текста. Самый ходовой строительный материал раньше был кирпич. Вот из таких «кирпичиков» мы и будем строить текст.

Читайте также:  Как написать песню под гитару

Наш мир основан на пульсации клетки. Именно ритмические сокращение клетки (сердца, звуковой волны и т. д.) и есть жизнь. ПУЛЬСАЦИЯ, говоря простым языком – это движение чего-либо «вперёд-назад», «вверх-вниз». В поэзии, как и в музыке, такое чередование (пульсация) называют ритм. В музыке это чередование сильной и слабой доли, а в поэзии это ударных и безударных слогов.

Слог состоит из гласной и согласных букв.

ИКТ (лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис.

МЕЖИКТОВЫЙ ИНТЕРВАЛ (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

СТОПА (лат. – нога, стопа, ступня) – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом).

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Так вот – ударный и безударные слоги это ОСНОВА ОСНОВ всего стихосложения.

Стопы бывают двусложные (один слог ударный, другой – неударный) и трёхсложные (один слог ударный и два неударных).

МЕТР (от греч. – мера, размер) — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).

Это стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп: ямбический метр, хореический метр, дактилический метр и т.п.

Термин «метр» обычно употребляется как синоним понятия «стихотворный размер».

РАЗМЕР стихотворный – способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии).

В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., «ямб»), стихотворный размер (напр.

, «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (напр., «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»).

Самая популярная в России со времён Ломоносова – это силлабо-тоническая система стихосложения. Её название расшифровывается как “слогоударная”. В русском силлабо-тоническом стихосложении широкое распространение получили пять стоп: двусложная, когда постоянно повторяются два слога – безударный и ударный, или наоборот –

  1. Ямб    – / – / – / – /
  2. Хорей   / – / – / – / –

трёхсложная, состоящая из различных комбинаций  одного ударного и двух безударных слогов –

  1. Дактиль  / –  – / –  – / –  –
  2. Амфибрахий  – / –  – / –  – / –
  3. Анапест   –  – / –  – / –  – /

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

ЯМБ – (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…» А. С. Пушкин).

(ямб  – / – / – / – / ) это двусложная стопа с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), б-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.

), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.) (и… песенные тексты 20-21 веков)))

Чтобы понять (вычислить), в какой стихотворной стопе написан текст, можно запомнить несколько примеров:

Для запоминания (в ямбе)

Мой дЯ – дя в Ям – бе чЕ – стных прА – вил

ХОРЕЙ – (греч. choreios, букв, плясовой), трохей (греч.

trochaios, букв, бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я пропАл, как звЕрь в загОне», Б. Л. Пастернак).

(хорей  / – / – / – / – )  Это двусложная стопа с ударением на первом слоге. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

Для запоминания (в хорее):

Мча́ – тся ту́ – чи, вью́ – тся ту́ – чи,

На хо – рей о – ни ле – тят

ДАКТИЛЬ – (греч. daktylos, букв, палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы («ВЫрыта зАступом Яма глубокая», И. С.

Никитин). (дактиль / –  – / – – / – –)  Это  трехсложная стопа с ударением на первом слоге. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Для запоминания (в дактиле):

Вы́-ры-та да́к-тил-ем я́-ма глу-бо́-кая

АМФИБРАХИЙ – (греч.

amphibrachys, букв, с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге («Не вЕ – тер бу – шУ –ет над бО – ром»).

(амфибрахий   – / –  – / –  – / – ). Это трехсложная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Для запоминания (в амфибрахии):

Как бе – ше – нный бег  че – ре – па – хи

Нес – пе – шен раз – мер ам – фи – бра – хий.

АНАПЕСТ – (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв, отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см.

стопа), с сильным местом на 3-м слоге; («При – ни – ма – ю те – бя, не – у –да – ча, И, у – да – ча, те – бе мой при – вет. А. А. Блок). (анапест  –  – / –  – / –  – / ).

Это трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.  Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Для запоминания (в анапесте):

Про – зву – ча – ло над яс – ной ре – ко –ю,

А – на – пес – том в по – мер – кшем лу – гу

Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА.

ДАМА расшифровывается так:

   Д – дактиль – ударение на первый слог,

  АМ – амфибрахий – ударение на второй слог,

  А – анапест – ударение на третий слог.

Вот отличная подборка стихов – примеров написанная в различных стихотворных размерах “Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест” Наталией Аристовой. Кстати, вот на этих стихах очень полезно учится определять стихотворный размер – проставить ударения и разбить на слоги.

ЯМБ  – Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный – краткий – и ударный – длинный – слог.

Ямб энергичен, деловит;

Как вечный демократ,

Всегда он чуточку спешит,

И всем поэтам рад.

Но есть величия секрет,

В стихах, простых на вид:

Ведь ямбом пишется сонет,-

Традиция гласит.

ХОРЕЙ – Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный – долгий – и следующий за ним безударный – короткий – слог.

У хорея ритм двусложный

Безударный – на второй,

Бодрой песенкой дорожной

Он вдруг чудится порой,

То капелью утро будит,

То кукушкой прокричит…

Как природа данный людям,

Часто он вокруг звучит.

ДАКТИЛЬ – Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, состоящая из одного ударного и следующих за ним двух безударных слогов.

Дактиль задумчив и полон покоя,

Взмахами пальца считая размер.

Это его шестистопной строкою

В мире гекзаметр прославил Гомер.

Есть в нём величия странная сила,

Отзвук вопроса, дерзаний святых,

И дорогой, по-старинному милый,

Истинный блеск непростой красоты.

АМФИБРАХИЙ – Стихотворный размер, трехсложная стопа с ударением на втором слоге.

Для русского слуха хорош амфибрахий,

В нём есть широта и простор,

Отчаянье удали в снежном размахе,

Неспешный степной разговор,

Бескрайних лесов потаённые чащи,

В безбрежности рек – облака,

Им вдруг заклинанья читающий пращур

Посмотрит в глаза сквозь века.

АНАПЕСТ – Стихотворный размер, трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

У анапеста нрав непростой:

И упрямым он слышен порой нам,

Выделяя незримой чертой

Звуки в чередовании стройном.

В нём приказ, утвержденье, напор…

С отголоском обыденной речи.

Может он рифмовать милый вздор

И романсом украсить наш вечер.

Ну и в завершение хочется поговорить ещё об одном моменте, а точнее двух.  Двусложные размеры ямб и хорей похожи на метроном. Они четко, холодно и скучновато отщелкивают ритм. И были бы эти размеры примитивны, но в том-то и дело, что в чистом виде они редко встречаются.

Нужно изрядно потрудиться, чтобы найти строки, где ямб и хорей четко соблюдаются. Для того, чтобы ямб и хорей нигде не искажались и четко отстукивали, нужно подбирать слова из двух слогов, или, по крайней мере, строго чередовать односложные слова с трехсложными. В общем, создание стиха превращается в ребус и кроссворд.

Слова-то в нашем языке всякие встречаются, и ударение в них может стоять где угодно. И если слово их трех слогов можно втиснуть в ямб и хорей, то уж слово из четырех слогов — никак не выйдет, не уместится.

 Вся красота и гибкость наших ямба и хорея именно в этих нарушениях схемы, которые сами по себе представляют художественную ценность. Вот  мы и рассмотрим эти случаи нарушения ямба и хорея — пиррихий и  спондей.

ПИРРИХИЙ (греч. pyrrichios) – в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея.  Двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов, напр. третья стопа в следующей ямбической строчке: ко – гда|не в шу|тку за|н+е –мог (А. С. Пушкин) .

Скандируя написанные, допустим, ямбом стихи, мы дела­ем сильным слог, который в естественной речи не выделяет­ся: По – рА, кра – сА – ви – цА, прос – нИсь…, Ад – мИ –рал – тЕйс – ка – Я – иг – лА

При скандировании и в первом и во втором примере по четыре сильных слога.

А при естественном чтении этих же строк в первой мы сделаем три словесных ударения: По – рА, кр – сА-ви – ца, прос – нИсь, а во второй только два: ад – ми – рал-тЕй – ска – я и – глА.

Так вот пиррихий — это пропуск метрического ударения (подчеркивающего размер) на сильном месте стиха, в ямбе или хорее. Дело в том, что у нас в речи слова состоят не только из двух слогов, но и из трех-четырех и больше.

И если бы поэты, стараясь избегнуть пиррихиев, подбирали бы только короткие слова, для своих стихотворений, то это бы обеднило поэзию, лишило бы ее естественности. Пиррихий не ломает ритм стиха, не разрушает его размера. Он разнообразит стих, устраняет монотонность, придавая ему тончайшие оттенки интонации.

Кроме того, пиррихий облегчает стих. В самом деле, попробуем проскандировать строчку (и – клА – нял – сЯ – не – прИ – нуж – дЕ – нно), а затем произнести ее осмысленно, представив, как это делал пушкинский герой: и клАнялся непринуждЕнно.

Слово «непринужденно» звучит легко, изящно и свободно, передавая манеру поведения героя. Итак, двусложная стопа с пропущенным ударением называется пиррихием.

Но есть у нас и слова односложные, на которые не может не падать ударение. Что получается, если такое слово окажется на безударном по схеме месте стиха?

Вот классический пример из А.С.Пушкина.

Швед, рус – ский ко – лет, ру –бит, ре – жет

Бой ба – ра – бан – ный, кли – ки, скре – жет

При скандировании этих стихов мы произносим как слабые слоги слова «швед», «бой», «гром», «злость», «нет!». Стихи Пушкина написаны ямбической стопой. По схеме ямба первый слог должен быть безударным, но в начале, стоит односложное слово, которое без ударения не обходится. В результате возникает добавочное ударение в безударном месте схемы.

А в следующей строке ударный и безударный по схеме слоги вообще поменялись местами, создав ритм барабанной дроби. При исполнении же мы произносим эти слова, акцентируя на них внимание слушателей. Это создает определенный ритмический перебой, подчеркивает смысловую и эмоциональную окрашенность стиха или отдельного слова.

 Это вне схемное ударение на безударном слоге называется спондеем.

СПОНДЕЙ получил свое название от аналогии с греческой стопой из двух долгих гласных.  Нарушения единообразия стоп случается не только, когда одно ударение (метрическое) как бы выпадает из стиха, но и когда появляется лишнее ударение.

Такое явление встречается в классической поэзии не часто, а вот в современной поэзии довольно часто (но это уже можно квалифицировать как метрическую ошибку). А вот вполне приемлемое вне метрическое (сверхсхемное) ударение – спондей  добавляет разговорность в стихотворную речь, а также создает напряженность строки, усиливая впечатление от динамики текста.

Он делает строку жесткой, добавляет дробности. Это очень сильное явление. И его не следует считать ошибкой, как это делают некоторые.

Посмотрите, как мастерски передал В. Маяковский барабанный ритм в своих строках из стихотворения «Наш марш».

Дней бык пег

Мед – лен – на дней арба

Наш богбег

Сер – дце наш ба – ра – бан.

Если одними пиррихиями стихи не напишешь, хоть одно ударение да должно быть в слове, то спондеями теоретически можно. И поэты не раз брали на себя такую зубодробительную задачу. В основном эти стихи — смелые эксперименты, не более того. Только, пожалуй, Марине Цветаевой в ее стихотворении «Возвращение вождя» удалось

Конь – хром,

Меч – ржав,

Кто – сей

Вождь толп?

Согласитесь, что спондеи в большом количестве довольно тяжело воспринимаются и создают определенно давящие на сознание образы. Это действительно очень мощный инструмент.

Но в руках настоящего мастера спондей становится изящным художественным приемом смещения акцента в нужную автору сторону. Он не ломает размера стиха, хотя и создает заметные ритмические перебои.

Благодаря пиррихию и спондею русский классический стих отличается исключительной гибкостью, многообразием оттенков для передачи мыслей и чувств.

Вот такая интересная и полезная  тема. Теперь осталось только научиться всё эти знания применять  в нужном месте и в нужное время.

  Для начала пробовать просто научиться анализировать свой текст – в каком размере написан, сколько слогов в строке, какие окончания у рифм, короче заняться «поэтической математикой».  Кстати, о рифмах поговорим уже в следующей статье.

И в заключении вот такое прекрасное пожелание: «Когда на тебя нападет вдохновение — не сопротивляйся!» (В. Хочинский) 

С УВАЖЕНИЕМ, ИНДАР 4

Источник: http://mi-vmeste.com/statii/stihotvornye-razmery

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector