Знаменитые арии из опер верди

Д. Верди опера «Травиата»

Знаменитые арии из опер Верди

Ни одной проходной мелодии, ни одного лишнего слова – музыка этой оперы захватывает с первых звуков и становится любовью на всю жизнь. Каждая её нота пронизана чувством и вдохновением создателя. Страсть и самопожертвование несчастной куртизанки обрели вечную жизнь в гениальных произведениях искусства, одно из которых – «Травиата» Джузеппе Верди. 

Краткое содержание оперы Верди «Травиата» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица: Голос Описание
Виолетта Валери сопрано главная героиня, куртизанка
Альфред Жермон тенор молодой человек, влюбленный в Виолетту
Жорж Жермон баритон отец Альфреда
Флора Бервуа меццо-сопрано подруга Виолетты, куртизанка
Барон Дуфоль баритон покровитель и любовник Виолетты
Виконт Гастон де Леторьер тенор друг Альфреда, знакомящий его с Виолеттой
Аннина сопрано горничная Виолеты, преданная ей до конца
Доктор Гренвиль бас доктор Виолетты

Краткое содержание «Травиаты»

Знаменитые арии из опер Верди

Сюжет оперы разворачивается в Париже в середине XIX века. Куртизанка Виолетта устраивает у себя дома пышный прием в честь своего выздоровления. Полная гостиная друзей, веселье, смех, танцы…

Среди гостей – прибывший в столицу Альфред Жермон. С первого взгляда он влюбляется в Виолетту.

Искренние признания юноши трогают ее сердце, и она, несмотря на множество сомнений, назначает ему скорое свидание.

Герои покидают Париж и селятся в небольшом загородном доме. Они невероятно влюблены друг в друга, но счастливой их жизнь назвать нельзя: Альфред не имеет дохода, и Виолетта втайне от него продает свое имущество. Молодой человек узнаёт об этом и уезжает в Париж урегулировать финансовые вопросы.

В его отсутствие к Виолетте приходит Жорж Жермон. Он просит её прекратить позорящую сына связь – она бросает тень на всю семью и ставит под угрозу свадьбу сестры Альфреда.

Напомнив о краткосрочности юношеской страсти, Жермон ломает волю несчастной, которая дает ему слово, что покинет Альфреда навсегда…

На балу у Флоры Альфреду везет в игре. К моменту, когда приезжает Дюфоль и Виолетта, он уже достаточно выиграл и достаточно пьян. Безуспешно попытавшись поговорить с возлюбленной, разгоряченный юноша при всех бросает ей в лицо деньги в качестве платы за время, которое она с ним провела.

Знаменитые арии из опер Верди

После пережитого Виолетта уже не встает с постели. Доктор не оставляет надежд, но вдруг является Альфред, узнавший от отца о причинах, заставивших девушку с ним расстаться. Приезжает и Жермон, умоляющий о прощении. Бедняжке кажется, что ей становится лучше, но через мгновение со словами радости на устах она умирает.

 Продолжительность спектакля 
I Акт  II Акт III Акт
35 мин.   65 мин. 30 мин.
  • Фото:
  • Знаменитые арии из опер Верди Знаменитые арии из опер Верди
  • Знаменитые арии из опер Верди Знаменитые арии из опер Верди
  • Интересные факты
  • Главная героиня романа «Дама с камелиями» – реальная женщина, парижская куртизанка Мари Дюплесси, жившая в первой половине XIX века. Она покорила сердце не только Дюма-сына, но и величайшего пианиста столетия Ференца Листа.
  • Фанни Сальвини-Донателли, первая исполнительница роли Виолетты, родилась в состоятельной семье, однако смерть отца и финансовые трудности вынудили её зарабатывать актёрским мастерством. Она была прекрасно образованным человеком, ее перу принадлежат переводы нескольких либретто опер Верди и Доницетти на французский язык.
  • Несмотря на все шутки и колкости в адрес Фанни Сальвини-Донателли, зрители и критики высоко оценили её пение, а сами премьерные показы можно было назвать провальными лишь отчасти. Публика с большим ажиотажем шла на скандальную постановку, и каждый вечер «Травиата» приносила в два раза больше денег, нежели две другие оперы Д. Верди, идущие в Ла Фениче: «Корсар» и «Эрнани».
  • «Травиату» неоднократно экранизировали: в 1967 оперу снял режиссёр Марио Ланфранки, в 1982 вышел одноимённый фильм Франко Дзеффирелли.

Знаменитые арии из опер Верди

  • На сегодняшний день «Травиата» занимает первое место среди всех исполняемых в мире опер.
  • История скандальной связи очень глубоко тронула композитора еще и потому, что перекликалась с его собственной жизнью. Связав свою судьбу с певицей Джузеппиной Стреппони, имевшей небезупречную репутацию и троих детей от разных мужчин, ни один из которых не был её мужем, Верди в течении 12 лет был вынужден жить в атмосфере общественного порицания. Они поженились только в 1859 году.
  • Одной из проблем, с которой столкнулись постановщики оперы, был выбор певицы на главную партию. Все сопрано театра имели очень пышные формы, что никоим образом не соответствовало образу больной чахоткой Виолетты. Но других вокалисток не было: Виолетта «сверкала» на сцене своими объемами и изредка покашливала, чем вызывала хохот у зрителей.

Знаменитые арии из опер Верди

  • Александр Дюма-сын после знакомства с оперой «Травиата» сказал, что уже через 50 лет никто не вспомнил бы произведение «Дама с камелиями», но благодаря Верди оно стало бессмертным.
  • Название «Травиата» в переводе с итальянского означает «падшая», «заблудшая».
  • Популярный кинофильм «Красотка» 1990 года с Ричардом Гиром и Джулией Робертс тесно переплетается с «Травиатой». Содержание обоих произведений рассказывает о куртизанке, влюбившейся в богатого мужчину. В фильме встречаются сцены связанные с оперой Верди. Так, присутствует сцена, где персонаж Ричарда Гира (Эдвард) берёт Джулию Робертс (Вивиан) в оперный театр на «Травиату», а в конце фильма Эдвард исполняет для Вивиан любовную серенаду под фонограмму из «Травиаты». Ария была аранжирована специально для фильма.
  • Волею судеб и Анфольсина Плесси (таково настоящее имя Мари Дюплесси), и Александр Дюма-сын похоронены недалеко друг от друга на кладбище Монмартр.

Популярные арии и отрывки из оперы «Травиата»

Ария Виолетты “addio del passato…” (слушать)

Ария Альфреда “Lunge da lei…” (слушать)

Ария Виолетты “E' strano! e' strano!…” (слушать)

  1. Застольная (слушать)
  2. Ария Жермона “Di Provenza il mare, il suol” (слушать)
  3. История создания «Травиаты»

Спектакль по пьесе Дюма-сына «Дама с камелиями» Верди посетил в Париже в 1852 году. История тронула его до слез и полностью завладела воображением.

Либретто композитор заказал Франческо Марии Пьяве, с которым они уже написали пять опер, включая «Риголетто». «Травиата» создавалась с беспрецедентным вдохновением, первые ноты маэстро написал в декабре 1852, а уже через 40 дней полностью закончил партитуру.

Это при том, что параллельно, в январе 1853, он выпускал в Риме премьерного «Трубадура»!

Знаменитые арии из опер Верди

Композитор преподнес столь неоднозначную героиню с исключительным состраданием и любовью. Он показал её благородство, несмотря на то, кем она являлась в глазах общества.

Верди очень требовательно отнесся к содержанию оперы, в спектакле всего лишь несколько «повествовательных» сцен, большинство арий, дуэтов, хоров работают на развитие сюжета.

Пожалуй, впервые в оперном театре персонажи получили настолько достоверные психологические портреты – их действия и слова абсолютно реальны.

6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче состоялась премьера «Травиаты», закончившаяся грандиозным фиаско. Одной из причин тому стал выбор центрального персонажа – впервые им стала падшая женщина.

Кроме того, на сцене была современница публики, чей внешний вид и костюм совершенно не отличался от дам из приличного общества, присутствующих в зале. Это не могло сойти с рук даже знаменитому Верди.

В довершение всего, зрители были разочарованы качеством исполнения оперы.

Спустя всего лишь год создатели «Травиаты» пошли на поводу у публики и перенесли действие на сто лет ранее, незначительно его отредактировав.

Все там же, в Венеции, в театре Сан-Бенедетто в 1855 году «Травиату» показали с более удачным составом солистов. С тех пор началось её триумфальное шествие по миру.

Однако вернуться из 1700-х в свое время персонажи оперы смогли только через тридцать лет.

Избранные постановки

С 1855 года «Травиата» с успехом ставилась на всех известнейших сценах Европы и Америки. Российские почитатели искусства смогли познакомиться с этим шедевром в 1858 году, а спустя 10 лет Мариинский театр поставил оперу на русском языке.

Блестящая партия Виолетты полюбилась не только всем почитателям таланта великого композитора, но и певицам, покорив сердца многих известных сопрано.

Среди них можно выделить Аделину Патти, Розу Понсель, Марию Каллас, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье.

Киноискусство также не обошло «Травиату» своим вниманием. В 1982 году опера была экранизирована Франком Дзеффирелли. Режиссер впервые обратился к вердиевскому шедевру в 1959 году, поставив в Ла Скала спектакль для Марии Каллас. Эта постановка идет в театре и сегодня.

В 2000 году режиссер Джузеппе Патрони Гриффи и продюсер Андреа Андерманн осуществили грандиозный проект, который готовился почти восемь лет – «Травиата в Париже».

Опера снималась в режиме реального времени и в течение двух дней транслировалась в прямом эфире в 125 странах мира.

Особую атмосферу придавало то, что съемки развернулись примерно там, где и происходили события: Итальянское посольство в Париже, Версаль, дворец «Пари Пале», остров Сен-Луи.

Режиссеры никогда не оставляли попыток показать суперпопулярную оперу с новой стороны. Так, в 1995 году прошла премьера «Травиаты» в московской «Геликон-опера».

Постановка была новаторской, Дмитрий Бертман разместил в центре сцены большую кровать, а саму героиню представил в окружении вороха детских игрушек. Александр Титель для своей версии, поставленной в Музыкальном театре им.

Станиславского и Немировича-Данченко, перенес все события в современность, заменив великосветские балы отвязными тусовками в клубе.

Одной из самых известных постановок является работа режиссера Вилли Деккера на Зальцбургом фестивале в 2005 году.

Из декораций на сцене присутствовали только лишь скамья-ступень вдоль стены и большие круглые часы, а вся массовка была одета в одинаковые черные брючные костюмы.

Этот скупой фон явился великолепным обрамлением для феерических актерских работ Анны Нетребко, Роландо Виллазона и Томас Хэмпсона.

В октябре 2012 года свою версию «Травиаты» представил Большой театр. Франческо Замбелло осуществил одну из самых необычных и затратных постановок, для которой было подготовлено 186 костюмов.

Основное действие оперы происходило в лечебнице, где главная героиня вспоминала события своей жизни.

Они вспыхивали яркими картинками, и унылая палата внезапно превращалась то в красочный пригород Парижа, то в шикарные бальные залы.

Музыка из оперы «Травиата» в кинофильмах

  • Музыку из 6-й сцены «Dammi tu forza, o cielo!» можно услышать в фильме «Красотка» (1990).
  • Ария Жермоназвучит в кинолентах «Бруно» (2009) и «Год оружия» (1991).
  • Популярнейшая «Застольная»также востребована и в кино. Она использована в таких фильмах, как «Крёстный отец» (1992), «На линии огня» (1993), «007: СПЕКТР» (2015), «Любовная загвоздка» (2015), «В любви и войне» (1996), «Сон в летнюю ночь» (1999), «Прощальный квартет» (2012), «Крысиные бега» (2001), «Ив Сен Лоран» (2014).
  • Дуэт Альфреда и Виолетты «Parigi, o cara, noi lasceremo»можно услышать в «Бруно» (2009) и в шедевре Джорджа Миллера «Масло Лоренцо» (1992).
  • Кабалетта Виолетты «Sempre libera degg'io»встречается в музыкальной комедии «Приключения Присциллы, королевы пустыни» (1994).
  • В оскароносном фильме 2016 года «Ла Ла Ленд» звучит хор «Si ridesta in ciel l'aurora».
  • Дуэт Альфреда и Виолетты «Un di, felice, eterea»встречается в фильмах: «Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972) и «Я – начало» (2014).

В мире нет оперного театра, в котором бы не пели «Травиату» Джузеппе Верди. Нет ни одной выдающейся сопрано, в репертуаре которой не было бы партии Виолетты.

Без этого произведения оперное искусство обеднело бы почти наполовину.

«Травиата» – не только бессмертный шедевр, но и яркий пример того, как порой одна маленькая судьба способна перевернуть историю и волновать человеческие сердца на протяжении многих столетий.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джузеппе Верди «Травиата»

Читайте также:  Песни политзаключенных как это было…

Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-traviata

Знаменитые арии из опер Верди

Пропустить и перейти к содержимому Знаменитые арии из опер Верди

Джузеппе Верди – мастер музыкальной драмы. Трагичность присуща его операм: в них есть роковая любовь или любовный треугольник, проклятие и месть, моральный выбор и предательство, яркие чувства и практически непременная гибель одного или даже нескольких героев в финале.

Композитор придерживался сложившейся в итальянской опере традиции – опираться в оперном действии на певческий голос.

Часто оперные партии создавались специально для конкретных исполнителей, а потом начинали жить собственной жизнью, выходя за театральные рамки.

Таковы и многие арии из опер Верди, которые вошли в репертуар выдающихся певцов как самостоятельные музыкальные номера. Вот некоторые из них.

«Ritorna vincitor!» («Вернись с победой к нам…») – ария Аиды из оперы «Аида»

Когда Верди предложили написать оперу к открытию Суэцкого канала, он сначала отказался, но затем передумал, и буквально за несколько месяцев появилась «Аида» – печальная история-сказка о любви египетского военачальника Радамеса и рабыни Аиды, дочери царя враждебной Египту Эфиопии.

Любви мешают война между государствами и козни дочери египетского царя Амнерис, тоже влюблённой в Радамеса. Финал оперы трагичен – возлюбленные погибают вместе.

Ария «Вернись с победой к нам…» звучит в конце 1-й сцены первого действия. Фараон назначает Радамеса командующим войском, Амнерис призывает его вернуться с победой. Аида в смятении: её любимый идёт воевать против её отца, а ей одинаково дороги оба. Она взывает к богам с мольбой избавить её от этих мучений.

«Stride la vampa!» («Пламя пылает») – песня Азучены из оперы «Трубадур»

«Трубадур» – дань композитора романтическим тенденциям. Опера отличается запутанным, с мистическим налётом сюжетом: с жаждой мести, подменой младенцев, поединками, казнями, смертью от яда и бурными страстями. Граф ди Луна и трубадур Манрико, воспитанный цыганкой Азученой, оказываются братьями и соперниками в любви к прекрасной Леоноре.

К ариям из опер Верди можно отнести и песню Азучены из 1-й сцены второго действия. Цыганский табор у костра. Глядя на огонь, цыганка вспоминает, как на костре сжигали её мать.

«Addio, del passato» («Простите, навечно…») — ария Виолетты из оперы «Травиата»

Сюжет оперы основан на пьесе А. Дюма-сына «Дама с камелиями». В отношения Альфреда Жермона и куртизанки Виолетты вмешивается отец юноши, требуя разорвать порочную связь. Ради сестры любимого Виолетта соглашается порвать с ним. Она уверяет Альфреда, что полюбила другого, за что юноша жестоко оскорбляет её.

Одна из самых проникновенных арий из опер Верди – ария Виолетты из третьего действия оперы. Смертельно больная героиня умирает в парижской квартирке. Прочтя письмо Жермона-старшего, девушка узнаёт, что Альфред узнал правду и едет к ней. Но Виолетта понимает, что жить ей осталось считанные часы.

«Pace, pace, mio Dio!» («Мира, мира, о Боже…») – ария Леоноры из оперы «Сила судьбы»

Опера была написана композитором по заказу Мариинского театра, и её премьера прошла в России.

Альваро случайно убивает отца своей любимой – Леоноры, её брат Карлос клянётся отомстить обоим. Сложные сюжетные линии сводят Альваро и Карлоса, которые до поры не знают, как связаны их судьбы, а девушка поселяется затворницей в пещере около монастыря, послушником в котором становится её возлюбленный.

Ария звучит во 2-й сцене четвёртого действия. Карлос находит Альваро в монастыре. В то время как мужчины дерутся на шпагах, Леонора в своей хижине вспоминает любимого и молит Бога послать ей покой.

Разумеется, арии из опер Верди исполняют не только героини, но и герои. Всем известна, например, песенка герцога Мантуанского из «Риголетто», но вспомните и другую замечательную арию из этой оперы.

«Cortigiani, vil razza» («Куртизаны, исчадье порока…») – ария Риголетто из оперы «Риголетто»

Опера создана на основе драмы В. Гюго «Король забавляется». Ещё в процессе работой над оперой цензура из опасения политических аллюзий заставила Верди изменить либретто. Так король стал герцогом, а действие перенесли в Италию.

Герцог, известный повеса, заставляет влюбиться в себя Джильду, любимую дочь шута – горбуна Риголетто, за что шут клянётся отомстить хозяину. Несмотря на то, что девушка убеждается в ветрености возлюбленного, она спасает его от мести отца ценой своей жизни.

Ария звучит в третьем (или втором, в зависимости от постановки) действии. Придворные выкрали Джильду из дома и доставили во дворец. Герцог и шут ищут её. Сначала о том, что она в замке, узнаёт герцог, а затем и Риголетто. Горбун тщетно умоляет придворных возвратить ему дочь.

«Ella giammai m’amò!» («Нет, не любила меня…») – ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос»

Либретто оперы написано по мотивам одноимённой драмы И. Ф. Шиллера. Любовная линия (король Филипп – его сын дон Карлос, влюблённый в мачеху – королева Елизавета) здесь пересекается с политической – борьбой за освобождение Фландрии.

Большой арией Филиппа начинается третье действие оперы. Король в задумчивости в своих покоях. Ему больно признаваться себе, что сердце его супруги закрыто для него и что он одинок.

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=2428

Божественные оперные арии | МИКС Tengrinews.kz

93 года назад 2 декабря в Нью-Йорке родилась девочка, которой суждено было изменить представление об опере в целом и оперных дивах в частности. Изящная Мария Каллас сделала свой голос главным выразительным средством любой постановки, в которой участвовала. Она превратила оперу в настоящий драматический театр, в котором царят эмоции.

Считается, что опера – это трудно, тяжело и вообще для единиц, которые понимают или прикидываются, что понимают.

Поход с мамой на очередную постановку “Аиды” рассматривается как одна из казней египетских, канал “Культура”, эпизодически транслирующий представления, воспринимается как средство сведения с ума, а пассажи, исполняемые колоратурным сопрано, проходят под грифом “оружие психологической атаки”. 

Прослушать оперу целиком, по большей части, и впрямь может оказаться испытанием для сильных духом. Но есть же еще арии – отдельные музыкальные “номера”, органично вплетенные в повествование, но с легкостью воспринимаемые и вне рамок оперы.

Истинные жемчужины оперных арий проникают под кожу, заставляя мурашки носиться взволнованными табунами. Их эмоции и смысл понятны и без старательного вникания в либретто. Они дарят наслаждение, катарсис, размышления о прекрасном и учат нас любить высокое оперное искусство, без которого у нас сейчас не было бы любимых групп и песен.

TengriMIX предлагает вам послушать самые известные и самые красивые арии. Наденьте наушники, закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и наслаждайтесь божественными голосами, поющими о вечном.

 Ebben? Ne Andro Lontana

“Валли”, Альфредо Каталани

Ария Валли “Что ж? Я ухожу далеко” из первого акта оперы “Валли” Альфредо Каталани полна свойственного трагическим операм надрыва и драмы. Валли поет о том, что она покидает отчий дом и уходит в Альпы, испытывая разочарование и боль. лишь бы не выходить замуж за нелюбимого. Боль и решимость слышны в каждой ноте арии, даже если не знать, о чем поет великая Каллас.

  • Casta Diva
  • “Норма”, Винченцо Беллини

“Пречистая дева” считается одной из сложнейших арий. Только несколько оперных певиц в XX веке были в состоянии с ней справиться – среди них Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Галина Вишневская.

Каллас, великолепно берущая каждую ноту в “Каста Диве”, любила повторять, что Беллини написал партию Нормы для нее. Кабалье куда скромнее, но ее Норма восхищает и покоряет.

Уже к концу первого “куплета” вы рискуете основательно замерзнуть от мурашек.

  1. Nessun Dorma
  2. “Турандот”, Джакомо Пуччини

Конечно же, самую известную мужскую оперную арию стоит послушать в исполнении великого Лучано Паваротти, для которого эта великолепная лиричная ария с умопомрачительным крещендо являлась своего рода визитной карточкой. “Никто не будет спать” из оперы “Турандот” Джакомо Пуччини появлялась также в огромном количестве фильмов от “Римских приключений” до “Играй, как Бэкхем”.

  • La Donna e Mobile
  • “Риголетто”, Джузеппе Верди

Бодрая и жизнерадостная (что в оперном искусстве, положа руку на сердце, встречается не так часто) ария герцога Мантуанского хорошо знакома каждому, кто смотрел фильм “Операция Ы”. Студент напевал русскоязычную версию “La Donna e Mobile”, проверяя связь перед экзаменом.

  1. O Mio Babbino Caro
  2. “Джанни Скикки”, Джакомо Пуччини

Лоретта, дочь Джанни Скикки, умоляет отца помочь ей обрести счастье с любимым. Ария пронизана светлой и прекрасной любовью, и ее знают в разы лучше, чем всю оперу, ставящую сейчас довольно редко.

  • Habanera
  • “Кармен”, Жорж Бизе

Обольстительная Кармен исполняет свою Хабанеру с чувством собственного превосходства и уверенностью в своей красоте. Она игрива, но сильна. Ее пение переходит от флирта к неудержимому напору. Одна из самых известных арий исполнялась едва ли не всеми оперными певицами, поскольку демонстрирует возможности голоса и способность им управлять.

  1. Vesti La Guibba
  2. “Паяцы”, Руджеро Леонкавалло

“Надень костюм” – так переводится название одной из самых популярных арий в мире.

Ее исполняет Канио, герой оперы “Паяцы”, в тот момент, когда он узнает о неверности супруги, но show must go on – представление должно состояться в любом случае.

Терзаемый муками ревности и несправедливости своей судьбы, он готовится к выходу на сцену. И если вы ничего не почувствуете во время кульминации арии, то нет у вас сердца.

  • La Mamma Morta
  • “Андре Шенье”, Умберто Джордано
  • Ария “Они убили мою мать” из малоизвестной широкой публике оперы “Андре Шенье” обрела популярность благодаря появлению в фильме “Филадельфия”, где больной СПИДом герой Тома Хэнкса сверхэмоционально слушал ее при своем адвокате, произведя неизгладимое впечатление, как на адвоката, так и на киноакадемиков, которые вручили Хэнксу Оскара.
  • Celeste Aida
  • “Аида”, Джузеппе Верди

О своей тайной любви к “божественной Аиде” в первом акте оперы поет Радамес, молодой египетский воин. Он мечтает стать военоначальником, одержать победу и получить сердце рабыни Аиды, дочери египетского царя. В конце, как известно, оба они погибнут, и от этого светлая ария о любви и мечтаниях слышится нам грустной.

  1. Una voce poco fa
  2. “Севильский цирюльник”, Джоакино Россини

Розина, героиня оперы “Севильский цирюльник”, поет свою знаменитую арию “В полуночной тишине” игриво и легко, меняя свое настроение по ходу исполнения. Смысл арии сводится к тому, что Розина хочет выйти замуж, и чтобы муж ей не перечил. В таком случае она будет очень покорной женой. Если же супруг будет показывать характер, она планирует стать мегерой.

Источник: https://mix.tn.kz/mixnews/bojestvennyie-opernyie-arii-307351/

Знаменитые оперные арии

Я бы сказала, что знаменитые оперные арии существуют двух видов. Первые живут как бы в рамках именно оперного искусства: они известны и любимы, но исключительно в сообществе меломанов этого жанра.

А вторые, вырвались на широкие просторы: их не редко использовали в кинофильмах , а иногда и вовсе при сопровождении мероприятий совершенно далеких от оперных подмостков.

Сегодня я хочу назвать несколько арий вот этого второго типа, с одной стороны — это самая настоящая оперная классика, с другой — эти знаменитые арии стали эталоном хорошего вкуса даже у людей, никогда не любивших оперу.

Nessun dorma – Несун дорма – Пусть никто не спит

Это знаменитая оперная ария принца Калафа из оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини «Турандот».

В 1990 году Лучано Паворотти исполнил оперную арию Nessun dorma на чемпионате мира по футболу, и с тех пор произведение стало популярно среди массового слушателя, как ни одно другое произведение классического оперного репертуара.

Читайте также:  Как вернуть энтузиазм ученику музыкальной школы

Она не только звучит в художественных фильмах, кавер-версии знаменитой оперной арии используют музыканты даже такого направления как хэви-метал!

Знаменитые оперные арии: Una furtiva lagrima – Потаенная слеза

Ария Неморино из оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Ее пели самые знаменитые тенора: Марио Ланца, Лучано Паваротти, Беньямино Джильи, Пласидо Доминго.

А еще для меня некоторые знаменитые оперные арии звучат необыкновенно, волшебно, фантастически, фоном к каким-то событиям в художественных фильмах. Один такой ни с чем не сравнимый случай я уже описывала. А теперь вот — Una furtiva lagrima, эта знаменитая оперная ария в исполнении Энрико Карузо очень красиво звучит в одном старом советском фильме.

Теперь… что-то давненько я не цитировала своего любимого Стивена Фрая! А сейчас представляется случай процитировать вкусный кусочек.

Сначала немного перескажу: якобы когда шли репетиции новой оперы Джузеппе Верди «Риголетто», то неоднократно повторялась одна и та же необъяснимая и странная ситуация.

Оркестр исправно играл по нотам, но как только исполнение доходило до определенного места, музыканты натыкались просто на чистый лист, страницу как бы оставленную про запас, на потом.

Заминка, музыканты ждут разъяснений от дирижера — а им и был сам Джузеппе Верди — но разъяснений нет! Вместо них какие-то сбивчивые слова о том, что пока рано, оставим это… И только когда оркестр собрался на последнюю генеральную репетицию, буквально перед самым выступлением, композитор наконец-то решился показать ноты этой недостающей арии!

Ария называется La donna è mobile — Сердце красавиц склонно к измене. В некоторых переводах она значится как «Все женщины — лгуньи», а еще ее часто называют песенкой герцога ну-у-у … потому, что в опере Риголетто ее поет как раз-таки Герцог.

Ну-с, эта опера, «Риголетто», была в тот вечер исполнена вместе с ударной арией, которую Верди до последнего дня скрывал даже от своего оркестра, — с арией «La donna è mobile».

Нет, согласитесь — мелодия сногсшибательная. Теперь вы понимаете, почему он над ней так трясся. Одна из тех мелодий, которые раз услышишь и уж больше из головы никогда не выкинешь.

Vesti la giubba – «Надеть костюм»

Ария из оперы «Паяцы» композитора Руджеро Леонкавалло. О-о-! тут можно много чего сказать интересного:

  • Я не совсем поняла: имеются ли в виду только знаменитые оперные арии, или вообще все виды звукозаписи, но Википедия сообщает, что именно запись арии Канио (исполнял ее знаменитый Энрико Карузо) была первой в истории человечества, которая продалась миллионным тиражом.
  • Образ паяца Канио стал символом «трагического клоуна», по всей вероятности от него пошла традиция рисовать слезы на щеках клоунов.
  • Считается, что сюжет оперы «Паяцы» основан на реальной истории: во время представления уличных актеров, муж прямо на сцене убивает неверную жену.

Вы не заметили, что все перечисленные мною арии являются мужскими партиями? Значит ли это, что среди самых знаменитых оперных арий нет места женским голосам? Конечно, нет! Это значит только, что я просто не знаю о знаменитых женских ариях… Если есть что кому сказать — будьте так любезны: дополняйте.

P.S.

Сама себе удивляюсь — что это я? Сосредоточилась и вспомнила женские арии, которые полюбила еще раньше… об этом — здесь.

Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно.

Источник: https://turov.top/muzica/znamenityie-opernyie-arii.html

Популярные оперы и вокальные шедевры

Подборка самых известных вокальных номеров: Знаменитые арии, кантаты, оды, оратории…

Все, что связано с вокалом и оперным искусством.

Произведения упорядочены по народному рейтингу классики с учетом популярности (узнаваемости) – от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Жорж Бизе “Кармен. Хабанера” Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 174963
    • У любви, как у пташки, крылья, Её нельзя никак поймать. Тщетны были бы все усилья,
    • Но крыльев ей нам не связать.
  • № 2: Михаил Глинка “Жизнь за царя (Иван Сусанин). Финальный хор” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 142976

    Неофициальный гимн царской Российской Империи “Славься, славься, нашъ русский Царь!”

  • № 3: Петр Ильич Чайковский “Пиковая дама. Ария Германа” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 109978

    Что наша жизнь? Игра!

  • № 4: Петр Ильич Чайковский “Евгений Онегин. Ария Ленского” Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 109216
    2. Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий
    3. мне готовит?
  • № 5: Вольфганг Амадей Моцарт “Волшебная флейта. Папагено и Папагена” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 103472

    – Па-па-па ?! – Па-па-па !! – Па-па-па-па …

    – Па-па-па-па !!!

  • № 6: Вольфганг Амадей Моцарт “Волшебная флейта. Царица ночи” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 103464

    Самая популярная ария для колоратурного сопрано. Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen (В моей душе пылает жажда мести) — вторая ария Царицы ночи (Die Königin der Nacht), из второго акта оперы.

  • № 7: Николай Римский-Корсаков “Садко. Ария Индийского гостя” Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 100803
    • Песнь Индийского гостя Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полудённом –
    • Далёкой Индии чудес.
  • № 8: Николай Римский-Корсаков “Садко. Ария Варяжского гостя” Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 99160
    2. Песнь Варяжского Гостя О скалы грозные дробятся с ревом волны, И с белой пеной крутясь бегут назад, Но тверды серые утесы,
    3. Выносят воли напор над морем стоя.
  • № 9: Жорж Бизе “Кармен. Куплеты Эскамильо” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 94047

    Тореадор, смелее! Тореадор! Тореадор! Знай, что испанок жгучие глаза На тебя смотрят страстно И ждет тебя любовь, тореадор,

    Да ждет тебя любовь.

  • № 10: Вольфганг Амадей Моцарт “Свадьба Фигаро. Ария Фигаро” Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 92724
    • “Мальчик резвый кудрявый, влюбленный Адонис, женской лаской прельщённый, Не довольно ль вертеться, кружиться,
    • Не пора ли мужчиною быть.”
  • № 11: Джузеппе Верди “Травиата. Застольная песнь” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 87680

    Libiamo ne lieti calici (с итал. — «Поднимем мы кубки веселья»; в русскоязычных источниках часто «Застольная песня») — дуэт из второй сцены первого акта оперы «Травиата» Джузеппе Верди.

  • № 12: Вольфганг Амадей Моцарт “Дон Жуан. Ария Лепорелло (Ария со списком)” Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 87308
    2. Знаменитая ария со списком, в котором записаны бесчисленные любовные похождения Дона Жуана во многих странах.
  • № 13: Джузеппе Верди “Риголетто. Песенка Герцога” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 86998

    Сердце красавиц склонно к измене И к перемене, как ветер мая. Клятвами страстными сердце взволнует, Этими ж губками лжёт и целует. Можно браниться, можно сердиться, Но не влюбиться всё же нельзя,

    Всё же нельзя, всё же нельзя!

  • № 14: Джузеппе Верди “Набукко. Хор пленных иудеев” Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 85739
    • «Va, pensiero» — хор из третьего акта оперы «Набукко» Джузеппе Верди, наиболее известный музыкальный фрагмент этой оперы.
  • № 15: Александр Бородин “Князь Игорь. Половецкие пляски” Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 82487
    2. Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели,
    3. Где было так привольно нам с тобою.
  • № 16: Шарль Гуно “Фауст. Куплеты Мефистофеля” Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 81810
    • Куплеты Мефистофеля – визитная карточка оперы “Фауст”.
    • “Люди гибнут за металл!”
  • № 17: Имре Кальман “Принцесса цирка. Ария мистера Икс” Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 80819
    2. Устал я греться у чужого огня Но где же сердце, что полюбит меня Живу без ласки, боль свою затая
    3. Всегда быть в маске судьба моя
  • № 18: Джоаккино Россини “Севильский цирюльник. Каватина Фигаро” Оперное искусство

    Народный рейтинг: 78353

  • № 19: Джузеппе Верди “Травиата. Ария Виолетты” Оперное искусство
    • Народный рейтинг: 77357
    • Арию “Быть свободной, быть беспечной” (“Sempre libera”) Виолетта исполняет после бала и знакомства с Альфредом, отбрасывая нахлынувшие на нее чувства.
  • № 20: Имре Кальман “Сильва. Песенка Бони” Оперное искусство
    1. Народный рейтинг: 77179
    2. Без женщин жить нельзя на свете, нет! В них солнце мая, в них любви рассвет, Тут нежный взгляд – признанье там,
    3. Как солнце луч, приятны нам.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Источник: http://classicaltest.net/ru/music/opera

Самые эмоциональные, проникновенные и прекрасные арии мировой оперы

Считается, что опера – это трудно, тяжело и вообще для единиц, которые понимают или прикидываются, что понимают.

Поход с мамой на очередную постановку “Аиды” рассматривается как одна из казней египетских, канал “Культура”, эпизодически транслирующий представления, воспринимается как средство сведения с ума, а пассажи, исполняемые колоратурным сопрано, проходят под грифом “оружие психологической атаки”.

Прослушать оперу целиком, по большей части, и впрямь может оказаться испытанием для сильных духом. Но есть же еще арии – отдельные музыкальные “номера”, органично вплетенные в повествование, но с легкостью воспринимаемые и вне рамок оперы.

Мелодичные, эмоциональные арии – своего рода оперные монологи – фактически являются прародителями современных хитов поп-музыки. Их мурлыкали под нос дамы и кавалеры в салонах, находясь под впечатлением от увиденного и услышанного в театрах.

Истинные жемчужины оперных арий проникают под кожу, заставляя мурашки носиться взволнованными табунами. Их эмоции и смысл понятны и без старательного вникания в либретто. Они дарят наслаждение, катарсис, размышления о прекрасном и учат нас любить высокое оперное искусство, без которого у нас сейчас не было бы любимых групп и песен.

Ebben? Ne Andro Lontana

“Валли”, Альфредо Каталани

Ария Валли “Что ж? Я ухожу далеко” из первого акта оперы “Валли” Альфредо Каталани полна свойственного трагическим операм надрыва и драмы. Валли поет о том, что она покидает отчий дом и уходит в Альпы, испытывая разочарование и боль. лишь бы не выходить замуж за нелюбимого. Боль и решимость слышны в каждой ноте арии, даже если не знать, о чем поют.

Casta Diva

“Норма”, Винченцо Беллини

“Пречистая дева” считается одной из сложнейших арий. Только несколько оперных певиц в XX веке были в состоянии с ней справиться – среди них Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Галина Вишневская.

Каллас, великолепно берущая каждую ноту в “Каста Диве” любила повторять, что Беллини написал партию Нормы для нее. Кабалье куда скромнее, но ее Норма восхищает и покоряет.

Уже к концу первого “куплета” вы рискуете основательно замерзнуть от мурашек.

“Турандот”, Джакомо Пуччини

Конечно же, самую известную мужскую оперную арию стоит послушать в исполнении великого Лучано Паваротти, для которого эта великолепная лиричная ария с умопомрачительным крещендо являлась своего рода визитной карточкой. “Никто не будет спать” из оперы “Турандот” Джакомо Пуччини появлялась также в огромном количестве фильмов от “Римских приключений” до “Играй, как Бэкхем”.

“Риголетто”, Джузеппе Верди

Бодрая и жизнерадостная (что в оперном искусстве, положа руку на сердце, встречается не так часто) ария герцога Мантуанского хорошо знакома каждому, кто смотрел фильм “Операция Ы”. Студент напевал русскоязычную версию “La Donna e Mobile”, проверяя связь перед экзаменом.

“Джанни Скикки”, Джакомо Пуччини

Лоретта, дочь Джанни Скикки, умоляет отца помочь ей обрести счастье с любимым. Ария пронизана светлой и прекрасной любовью, и ее знают в разы лучше, чем всю оперу, ставящуюся сейчас довольно редко.

“Кармен”, Жорж Бизе

Читайте также:  Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности

Обольстительная Кармен исполняет свою Хабанеру с чувством собственного превосходства и уверенностью в своей красоте. Она игрива, но сильна. Ее пение переходит от флирта к неудержимому напору. Одна из самых известных арий исполнялась едва ли не всеми оперными певицами, поскольку демонстрирует возможности голоса и способность им управлять.

“Паяцы”, Руджеро Леонкавалло

“Надень костюм” – так переводится название одной из самых популярных арий в мире.

Ее исполняет Канио, герой оперы “Паяцы”, в тот момент, когда он узнает о неверности супруги, но show must go on – представление должно состояться в любом случае.

Терзаемый муками ревности и несправедливости своей судьбы, он готовится к выходу на сцену. И если вы ничего не почувствуете во время кульминации арии (1:54 – 2:36), то нет у вас сердца.

  • “Андре Шенье”, Умберто Джордано
  • Ария “Они убили мою мать” из малоизвестной широкой публике оперы “Андре Шенье” обрела популярность благодаря появлению в фильме “Филадельфия”, где больной СПИДом герой Тома Хэнкса сверхэмоционально слушал ее при своем адвокате, произведя неизгладимое впечатление, как на адвоката, так и на киноакадемиков, которые вручили Хэнксу Оскара.
  • “Тоска”, Джакомо Пуччини

Душераздирающую, полную отчаяния арию “Сияли звезды” поет Марио Каварадосси, вспоминая о возлбленной своей Тоске за несколько минут до своей казни. Печальная мелодия, исполняемая кларнетом, повторяется также в тот момент, когда Тоска бросается со скалы.

“Аида”, Джузеппе Верди

О своей тайной любви к “божественной Аиде” в первом акте оперы поет Радамес, молодой египетский воин. Он мечтает стать военоначальником, одержать победу и получить сердце рабыни Аиды, дочери египетского царя. В конце, как известно, оба они погибнут, и от этого светлая ария о любви и мечтаниях слышится нам грустной.

“Евгений Онегин”, Петр Чайковский

Печальная ария “Куда, куда вы удалились?”, более известная просто как “Ария Ленского”, это размышления молодого поэта о своей судьбе и возлюбленной Ольге. Сразу после завершения арии появится Онегин, и дуэль закончится не в пользу Ленского.

“Князь Игорь”, Александр Бородин

Вообще, самым известным фрагментом оперы “Князь Игорь” является “Хор половецких девушек”, крепко вошедший в поп-культуру, но это хор, а у нас здесь подборка величайших арий. И в этом случае драматическая, полная осознания позора и провала ария плененного Князя Игоря – вне конкуренции. Мы выбрали потрясающее исполнение Дмитрия Хворостовского.

“Севильский цирюльник”, Джоакино Россини

Розина, героиня оперы “Севильский цирюльник”, поет свою знаменитую арию “В полуночной тишине” (в русскоязычной версии) игриво и легко, меняя свое настроение по ходу исполнения. Смысл арии сводится к тому, что Розина хочет выйти замуж, и чтобы муж ей не перечил. В таком случае она будет очень покорной женой. Если же супруг будет показывать характер, она планирует стать мегерой.

Источник: https://p-i-f.livejournal.com/4122108.html

ТОП-7 оперных арий меццо-сопрано

jozhikВот тут http://jozhik.livejournal.com/550061.html у меня ТОП-10 оперных увертюр.

На сей раз представлю ТОП-7 самых мелодичных и драматичных оперных арий меццо-сопрано и контральто, поэтому тут вы не встретите знаменитых лирических арий Кармен из одноимённой оперы Ж.Бизе или Розалинды из “Севильского цирюльника” Дж.Россини.

Принцип подбора остаётся прежним – от каждого композитора взял лишь одно произведение и попытался охватить все периоды и музыкальные традиции разных эпох: Ренессанса, барокко, Большой и академической оперы 19-го века. Постарался по возможности брать доступные на Ютубе не концертные номера и аудиозаписи, а сценические фрагменты из конкретных постановок, чтобы нагляднее был виден общий контекст и с разными исполнительницами. Порядковые номера поставить было очень затруднительно, поэтому принцип расположения – по годам создания опер. В общем, смотрите, цените и получайте удовольствие.

1642-й год. Клаудио Монтеверди, опера “Коронация Поппеи”, исп. Анн Халленберг. Ария Октавии “Addio Roma”.

Смысл: Октавия, изгнанная из Рима своим супругом императором Нероном, прощается с Отечеством и оплакивает свою судьбу.

1689-й год. Генри Пёрселл, опера “Дидона и Эней”, исп. Сара Коннолли. Ария Дидоны “When I Am Laid in Earth” для контральто.

Карфагенская царица плачет “Мне в землю лечь” по поводу того, что её возлюбленный, герой троянской войны, Эней по велению богов вынужден оставить её царство и отправиться в путешествие.

1711-ый год. Георг Фридрих Гендель, опера “Ринальдо”, исп. Марианна Реверски. Ария Ринальдо “Cara sposa, amante cara, dove sei?”.

“Дорогая супруга, милая возлюбленная, где же ты?” – ария, написанная для альт-кастрата, ныне исполняется контр-тенорами или меццо-сопрано.

1733-й год. Жан-Филлип Рамо, опера “Ипполит и Арисия”, исп. Дама Джанет Бейкер. Ария Федры “Cruelle mère des amours”.

Ипполит, сын царя Тезея, любит прекрасную Арисию, но его мачеха Федра, тайно любящая своего пасынка, убеждает девушку принести обет девственности богине Диане. Ипполит отвергает любовь Федры, чем повергает её в глубокую печаль с печальным же исходом.

1762-й год. Кристоф Виллибальд Глюк, опера “Орфей и Эвридика”, исп. Магдалена Кожена. Ария Орфея.

Плач Орфея по возлюбленной Эвридике, унесённой в царство теней.

1853-й год. Джузеппе Верди, опера “Трубадур”, исп. Долора Заджик. Ария Азучены “Stride la Vampa”.

Старая цыганка Азучена раскрывает тайну о совершённом страшном преступлении в молодости и про подмену новорождённого ребёнка.

1877-й год. Камиль Сен-Санс, опера “Самсон и Далила”, исп. Ширли Веррет. Ария Далилы “Mon coeur s'ouvre a ta voix”.

Источник: https://jozhik.livejournal.com/555900.html

5 знаменитых «литературных» опер Джузеппе Верди

Родился Верди в глухой итальянской деревне Ронколе. Его отец содержал трактир, а мать была пряхой. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили ему спинет. Вскоре на одарённого мальчика обратил внимание богатый торговец Антонио Барецци, благодаря которому тот поехал учиться в соседний город Буссето. В это время у Джузеппе также пробудилась тяга к серьёзному чтению – его любимыми авторами стали Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер и Мандзони.

В 1833 году юноша отправился в Милан, чтобы поступить в Консерваторию (сегодня она носит его имя), однако потерпел фиаско – его не приняли “из-за низкого уровня фортепианной игры”.

Юноша начал брать частные уроки контрапункта, в свободное время посещая оперные спектакли. В 1830 году, вернувшись в Буссето, он дал своё первое публичное выступление в доме Барецци.

Шесть лет спустя Джузеппе женился на его дочери Маргарите, родившей Верди двух детей.

Счастливый случай помог начинающему композитору получить заказ на оперу “Лорд Гамильтон, или Рочестер”, поставленную в 1838 году под названием “Оберто, граф Бонифачо”.

После премьеры импресарио театра “Ла Скала” Бартоломео Мерелли предложил Верди контракт на написание двух опер – “Король на час” и “Набукко”.

Композитор с головой погрузился в работу, но вскоре его молодую семью постигла страшная трагедия – оба ребёнка скончались. В 1940 году не стало и Маргариты, ставшей жертвой энцефалита.

Потрясенный и сломленный, Верди больше не желал ничего сочинять. Через силу он вернулся к работе над оперой “Набукко”, выведшей его из глубокого духовного кризиса и сделавшая композитором первой величины.

Одну из главных ролей в “Набукко” пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди.

С тех пор его произведения, вдохновлённые героическими сюжетами и книгами современных писателей, звучали в театрах по всей Европе и пользовались неизменным успехом.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском сюжетов, лучше всего отвечающих особенностям его композиторского дарования.

Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета “ненужных” деталей и “лишних” героев, оставляя лишь богатые драматизмом сцены и кипящих страстью персонажей.

До последних дней композитор создавал всё новые шедевры. 26 его опер стали настоящим украшением мировой музыкальной сокровищницы.

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку известных произведений Верди, основанных на литературных сюжетах.

“Жанна д'Арк” (Giovanna d’Arco, 1845) по пьесе Фридриха Шиллера “Орлеанская дева”

Ангелы возлагают на юную девушку миссию спасения Франции от англичан, а злые духи обещают счастье на Земле. Жанна колеблется, но увидев короля Франции Карла, без памяти влюбляется в него и позволяет демонам овладеть её сердцем. После победного сражения Карл собирается жениться на девушке, но отец обвиняет Жанну в сговоре с дьяволом и народ требует сжечь её как ведьму.

Сюжет оперы разворачивается вокруг трёх главных действующих лиц: Жанны, её отца Жака и Карла. Особенно важной с драматургической точки зрения является фигура Жака, постоянно совершающего форсирующие события действия. Особенно ярко представлено его превращение из заботливого отца, переживающего за судьбу дочери, в религиозного фанатика, одержимого предрассудками.

В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: “сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно”. Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества.

Позднее опера была поставлена на другое либретто – по требованию цензуры из него исчезли намёки на освободительную борьбу, а повествование было перенесено в древнюю Грецию.

[OBJ Увертюра из оперы “Жанна д'Арк” в исполнении оркестра Романо Гандольфи (Тоскана)]

“Макбет” (Macbeth, 1847) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира

Сюжет открывается хором ведьм, предсказывающих полководцу Макбету королевский трон. Леди Макбет, движимая злобой и амбициями уговаривает мужа убить короля и занять его место.

Четырёхактная опера по мотивам знаменитой трагедии Шекспира впервые была поставлена на сцене в 1847 году, после чего Верди переписал почти всю партитуру – обновлённая опера появилась на сцене только 20 лет спустя и пользовалась даже большей популярностью.

[OBJ Лео Нуччи в роли Макбета]

“Риголетто” (Rigoletto, 1851) по пьесе Виктора Гюго “Король забавляется”

Долгое время пьеса Гюго была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. По требованию цензуры исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле – более симпатичным Риголетто.

Опера вызвала волну восторгов – впервые в центральной сцене оперы появился персонаж, находящийся за пределами общества. Состоящая из исключительно ярких арий (взять хотя бы “Сердце красавиц склонно к измене и к перемене, как ветер мая…

” (перевод Петра Калашникова), “Риголетто” является чуть ли не лучшей оперой из когда-либо написанных.

[OBJ “La Donna È Mobile” – ария герцога в исполнении Лучано Паваротти (фрагмент из фильма “Риголетто”, 1983)]

“Травиата” (La Traviata, 1853) по пьесе Александра Дюма-сына “Дама с камелиями”

Представленная на сцене венецианского театра “Ла Фениче”, в 1853 году опера потерпела провал, однако после переработки была признана жемчужиной творчества Верди и стала самой известной его оперой.

Необычным, в первую очередь, стал выбор главной героини – умирающей от неизлечимой болезни куртизанки Виолетты Валери.

Таким образом, Верди снова поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый обществом.

[OBJ Фрагмент из оперы “Травиата” в исполнении Анны Нетребко, Роландо Вильясона и Томаса Хэмпсона (дирижёр – Карло Рицци)]

“Отелло” (Otello, 1887) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира

Музыкальная трагедия поражала зрителей правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров – портреты Отелло и коварного Яго были отмечены необычайной рельефностью и драматической силой. Кроме того, “Отелло” не содержал традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы – данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера.

[OBJ Фрагмент из оперы “Отелло” в исполнении Ольги Романко и Пласидо Доминго]

Источник: https://vm.ru/culture/479872-5-znamenityh-literaturnyh-oper-dzhuzeppe-verdi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector