Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Давайте внимательно посмотрим на клавиатуру фортепиано. На ней есть белые и черные клавиши. Расстояние между соседними клавишами называется полутон. Два полутона составляют тон.

Например, между клавишами «до» и «до диез» – полутон, между клавишами «до диез» и «ре» тоже полутон. А между клавишами “до” и «ре» – тон. Между клавишами «ми» и «фа» – полутон, потому что они ближайшие клавиши, между ними нет черной клавиши.

Мажор и минор

Определенное строение полутонов и тонов составляет музыкальный лад. В музыке много ладов. Самые распространенные из них – мажор и минор. Вы наверняка слышали эти названия.

  • Мажорный лад
    строится по такой системе:
  • Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
  • Например, нам нужно построить мажорный лад от звука до. Вот что у нас получится:

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Мы построили «до мажор». Если по такой же схеме построить мажорный лад от звука «ре» получится «ре мажор». И так же по аналогии можно построить мажорный лад от любого звука.

  1. Минорный лад
    строится по другой схеме:
  2. Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
  3. Для примера построим минорный лад от звука ля, как вы уже, наверное, догадались, ля минор. Вот как он выглядит:

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

По такому же принципу можно строить минорные лады от любых других звуков.

Получается, что тональность – это высотное расположение мажорного или минорного лада. То есть построение лада от конкретного звука (тоники). Звуки лада называется ступенями лада. Обозначаются они римскими цифрами.

Одна из функций лада – соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней. I, III и V – устойчивые ступени. II, IV, VI, VII – неустойчивые. Неустойчивые звуки тяготеют в устойчивые. Обычно музыкальное произведение начинается и заканчивается устойчивыми ступенями. I ступень (тоника) имеет особое значение, она самая главная и самая устойчивая.

Тоническое трезвучие состоит из устойчивых ступеней (I, III и IV). В до мажоре это будут звуки (до-ми-соль). Это основа лада, самое устойчивый аккорд, к которому тяготеют все остальные аккорды лада.

Помимо тоники к основным трезвучиям относятся трезвучие IV ступени (или субдоминанта), трезвучие IV ступени (доминанта). Доминанта (обозначается латинской буквой D) неустойчивая, всегда тяготеет к тонике (обозначается буквой T).

Субдоминанта (обозначается буквой S) – выражает мягкую неустойчивость, тяготеет к тонике гораздо менее активно, чем доминанта.

Главные трезвучия (Т, S, D) образуют основу ладотональности. Когда говорят про песню, что она строится на трех аккордах, обычно имеют ввиду эти аккорды.

Помимо основных трезвучий есть еще и побочные. К ним относятся II, III, VI, VII ступени. Они не имеют специальных названий, кроме VII ступени, называются по номеру ступени, например, трезвучие II ступени. Трезвучие VII ступени называется уменьшенное трезвучие.

Задание

Для закрепления материала предлагаю выполнить такое задание.

Постройте самостоятельно следующие лады по схеме построения мажора и минора: фа мажор, соль мажор, си минор, ре минор. Задание нужно выполнять письменно карандашом на нотном листе.

Если будет что-то непонятно, пишите свои вопросы в х.

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных – разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это – гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания – это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т – ПТ – Т – Т – ПТ – полуторатон – ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция.

В классических музыкальных произведениях XVIII – начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе “Русского Востока”.

Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • гармонический – это повышение до-диез.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта – пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т – Т – ПТ – Т – ПТ – полуторатон – ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора – это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые “краски”, дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный
. Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический
. Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени – шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются.

То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности.

Это нужно потому, что минор – мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный
. Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т – Т – ПТ – Т – Т – Т – ПТ.

Мелодический
. Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени – 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы – характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации – случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда – мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго – пониженная шестая.

При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания.

Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

Музыкальный лад
– ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке
– это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор
. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона.

В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон
(легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон
) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон
(тон полутон 2 тона полутон 2 тона
). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке
существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней.

Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V)
, неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII)
.

Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника
. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие
, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника
– пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада
, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор
(от латинского major
– «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор
(от латинского minor
– «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов.

Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания.

В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными.

Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное.

Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Читайте также:  Какой синтезатор выбрать?

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

Выводы сайт

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

Источник: https://poezdonlin.ru/detskie-bolezni/kak-otlichit-minor-ot-mazhora-kak-opredelit-tonalnost-proizvedeniya/

Как записать нотами любимую мелодию

  • Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.14 мая в музыкальной студии «Глория» состоялся тренинг «Мелодия и Интервалы» .
  • Участники тренинга — люди разных профессий , студенты — те, кто во взрослом возрасте нашел свою музыкальную мечту и упорно движется к ней.
  • Кому-то тренинг пригодился для осознанной игры на фортепиано — облегчения расшифровки записанного музыкального текста, кому-то – для умения подбирать музыку нотами по слуху, а кому-то — для того, тобы набраться смелости и навыков сочинять свои мелодии .

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

И вот после тренинга, шагая по дороге домой и слушая музыку в наушниках, теперь вооруженный знаниями, я решил попробовать подобрать на слух ноты по той методике, которую изучил на тренинге. И у меня получилось! Конечно, мелодия в итоге вышла упрощенной, но основные ноты песни у меня получилось передать, чему я безумно рад! 🙂

Огромное спасибо Ладе Леонидовне за доступную подачу материала! После тренинга было минимум вопросов и максимум положительных эмоций. 🙂

Садовский Сергей

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

  • лады — мажор и минор, тонику и ее функцию,
  • все простые интервалы,
  • алгоритм подбора и записи мелодии нотами по слуху,
  • основной принцип сочинения мелодий в мажоре и миноре.

Чему научились участники тренинга?

  • определять на слух лад мелодии, интервалы в ней,
  • подбирать мелодию средней сложности по слуху и записывать ее нотами,
  • анализировать нотный текст — слышать, не играя, как звучит записанная нотами мелодия,
  • сочинять простые мелодии.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Подолянец Павел

Конечно, изучение музыки — процесс не всегда и не для всех легкий — слух должен работать активнее, чем обычно, память должна быть настроена на музыкальную волну, а мозг – должен наладить звуковысотно-ритмическое мышление.

Но грамотный и понимающий преподаватель, профессионал своего дела, существенно облегчает процесс обучения, помогая каждому участнику в достижении его мечты.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.Суть тренинга – интервалы – оказалась сложнее, чем ожидалось. 🙂 Но грамотная подача тренера облегчила процесс понимания и усвоения.

Надеюсь, что в дальнейшем я смогу также профессионально и легко подбирать мелодии на слух и визуально ориентироваться в нотном тексте – определять из чего состоит и как должно звучать произведение, которое мне предстоит играть.

Погружальская Ольга

Следующая часть серии тренингов «Погружение в сольфеджио» состоится 18 июня. Она посвящена тональностям и ладам :

И это только часть вопросов, ответы на которые вы услышите на тренинге 18 июня «Лады и тональности».

  • Как определить тональность произведения по нотам ?
  • Сколько всего тональностей мажора и минора?
  • Как написать свое произведение в любой тональности ?
  • Что такое параллельные тональности?
  • Зачем существуют ключевые знаки ?
  • Какие существуют еще лады, кроме мажора и минора?

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.На тренинге вы научитесь:

  • записывать нотами и подбирать по слуху мелодии во всех тональностях мажора и минора,
  • определять тональность записанного произведения.

На тренинге вы познакомитесь с красивыми и необычными ладами:

  • пентатоникой,
  • ладами народной музыки,
  • блюзовым ладом.
  1. Попробуете сочинять музыку в этих ладах.
  2. Записавшись на тренинг до 18 июня, вы получаете скидку на участие — 20%!
  3. 500 грн 400 грн.

Источник: https://gloriamusic.org.ua/sobytiya-i-novosty/644-kak-zapisat-notami-lyubimuyu-melodiyu

Как определить тональность песни по нотам и на слух?

Искусство и развлечения 5 ноября 2018

Если вы знаете, как определить тональность музыкального произведения, то подобрать альтернативный аккомпанемент или перевести песню на полтона выше будет для вас совсем несложно. Существует несколько способов определения тональности, позволяющих довольно точно определить высоту звучания ладов, в том числе и без нотного ряда перед глазами.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Что такое тональность?

Знание того, как определить тональность, не принесет пользы, если музыкант не понимает, что это такое. Обратите внимание на следующие понятия:

  • Лад. Звуковой ряд, выстроенный по определенному алгоритму (например, до-ре-ми-фа-соль-ля-си, как в До мажоре (C-dur). Интервалы высот между нотами и принципы переходов определяют характер лада. Мажорные лады используют в светлых, торжественных композициях, минорные – для передачи тоски, грусти, лиричного настроения.
  • Тоника. «Опорная» нота, определяющая высоту всех основных нот в ладу.

Лад вместе с тоникой называют тональностью: это звуки, расположенные в конкретном порядке, на высоте, заданной главной устойчивой нотой.

Динамическая тональность произведений

Начиная экспериментировать с установлением тональности, даже начинающие музыканты замечают, что в одной и той же песне она часто меняется. Начало и финал звучат в одном тоне; в центре композиции звучание может уходить вверх или вниз для создания звукового разнообразия и усиления эмоциональных акцентов произведения.

Вот как определить тональность в популярных песнях: анализируйте отдельно куплет и припев, в случае совпадения – обратите внимание на завершающий участок мелодии. Для певиц и вокалистов-теноров в конце часто добавляют повтор припева на тон выше: таким образом, в одной песне может сочетаться 2-3 тональности, обычно с единой звуковой окраской (мажор или минор).

В классических композициях количество тоновых переходов ничем не ограничено; к тому же мажорное или минорное звучание могут сменять друг друга. Здесь не стоит вопрос о том, как определить тональность всего произведения: выбирайте фрагменты, которые имеют законченное звучание, и анализируйте их отдельно друг от друга.

Нахождение тональности по нотному ряду

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Даже если вы только начинаете работать с нотным листом, постарайтесь разобраться, как определить тональность по нотам:

  1. Проверьте знаки альтерации при ключе. Они указывают на тональность в мажоре и ее «параллельную» версию в миноре. Имейте в виду, что знаки альтерации могут меняться: это указано в нотах, в местах перехода в другую тональность.
  2. Найдите тонику. Как правило, это нота, завершающая композицию или музыкальный фрагмент. В сопровождающих партиях тонику легко найти, обратив внимание на повторяющиеся трезвучия: они не только содержат опорную ноту, но и воспроизводят структуру лада.
  3. Определите тональность по тонике: в «лишнем» варианте такой ноты как точки отсчета не будет.

Ноты аккомпанемента окажут большую помощь, так как аккомпанирующие партии всегда имеют гармоничное завершение. Даже если отрывок или песня заканчивается не одной нотой, финальный аккорд будет содержать тонику как опору.

Если под рукой не оказалось нот

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Для вокалистов и музыкантов-импровизаторов важно знать, как определить тональность песни без нот. Положитесь на свой музыкальный слух и следуйте инструкции:

  1. Мажор или минор? Вам уже известно, что знак тональности определяет настроение песни. Общий характер композиции подскажет наклонение лада: например, минорное, как в классических любовных балладах.
  2. Найдите тонику. Чтобы определить опорную ноту, внимательно прослушайте или пропойте песню. Это тот звук, которым хочется завершить музыкальную фразу. Нашли? Теперь перебирайте клавиши пианино или струны гитары, пока не найдете то же звучание. Подобранная нота и будет тоникой.

Теперь просто совместите полученные сведения. Если у произведения выраженный мажорный характер и оно «опирается» на ноту «ре», то это тональность «ре мажор».

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/293880/

Как определить тональность на слух?

Ок. Я уже столько говорил о том, как читать уже написанные ноты, как в них определить тональность, и о том, как их транспонировать. Также очень полезным навыком является подбор мелодии на слух. Например, бывает, что слушаешь аудиозапись, нравится мелодия; хочется подобрать и записать её в ноты. Также многие киртании не умеют играть на фисгармонии, но любят, когда им подыгрывают.

Наиболее известные из таких киртаний в ИСККОН: Бхакти Бринга Говинда Свами, Шачинандана Свами, Агнидев Прабху и т.д. Однако совсем немногие умеют так спонтанно подыгрывать им (без репетиции). И, конечно же, одно является естественным практическим следствием другого.

Так как же научиться подбирать и записывать ноты, а также (в конечном итоге) спонтанно подыгрывать на фисгармонии другим киртаниям?

Подбор мелодии – тема достаточно большая. И я её более подробно затрону в следующей части сольфеджио. Но начинается подбор, естественно, с определения тоники и наклонения лада (ну… в смысле, его вида). Таким образом, мы получим тональность, на основе которой и будут записываться или просто подбираться ноты.

Определение лада.

В предыдущем разделе уже много говорилось о различных ладах как в западной музыке, так и индийской. Также на основе информации из разделов 1.8.

3-4 можно сделать вывод, что мажорный лад в обеих системах является отправной точкой для образования последующих ладов.

Но, не смотря на такое большое разнообразие ладов, большинство мелодий (в особенности, исполняемые в ИСККОН) основаны либо на мажоре, либо на миноре.

Определяется мажорный и минорный лады, в первую очередь, на слух. Для этого для начала необходимо хорошо запомнить, как звучат мажорный и минорный лады; не достаточно просто знать математическую структуру.

Для этого необходимо играть, слушать, а лучше и пропевать гаммы вверх и вниз, только для разных ладов и от разных нот. Регулярная продолжительная практика игры гамм поможет вам укрепить звучание ладов у себя в голове.

Тогда, даже слушая мелодию, где ноты звукоряда идут не подряд, а “вразнобой”, вы сможете легко определить основной лад.

***Простой лайфхак: мажор звучит весело, минор – грустно.

Как же быть с теми мелодиями, которые не основаны ни на мажорном ладу, ни на минорном? Например, это мелодии, основанные на индийских тхатах (мы уже говорили, что мажор и минор – это подмножество индийских тхатов).

На самом деле большинство даже индийских народных мелодий строятся на билавал или асавари тхатах, а также на тех, что максимально к ним приближены. Совсем уж эзотерические раги – явление не слишком частое. Но здесь вот, в чём дело. В ладу, как говорилось выше, три устойчивые ступени: I, III и V; они образуют общий костяк лада и характеризуют его.

Эти ступени образуют тоническое трезвучие (аккорд), оно либо мажорное (большая терция + малая терция), либо минорное (малая терция + большая терция). Другими словами, третья ступень либо чистая (мажор) либо пониженная на полутон (минор). Если вверх и вниз по звукоряду через октавы играть эти ступени, это называется арпеджио.

Арпеджио тоже помогает прочувствовать лад и определить, в каком ладу лучше записывать мелодию. Подробнее тема аккордов и арпеджио будет разбираться в 3й части сольфеджио.

Определение тоники.

Прежде, чем определить, на какой именно клавише (ноте) располагается тоника (в индийской системе – определить положение “Са”), необходимо сначала услышать и распознать саму тоническую ступень в прослушиваемой вами мелодии, запомнить её высоту и как бы “зацепиться” в голове за её звучание; и тогда уже искать её на инструменте (желательно, чтобы фисгармония была заточена под “Ля”=440Гц, что часто не так).

Найти тонику несложно. Тоника – это самая устойчивая, опорная ступень. И тоника в любой момент времени звучит “правильно”, создаёт чувство завершённости! Все остальные ступени (ноты мелодии) тянутся, по направлению к ней. Это на самом деле вопрос ощущения тяготения ноты, не просто теоретического понимания. Опять же, игра гамм также поможет в развитии ощущения “тяготения” ступеней.

Но чтобы развить именно ощущение тоники, можно играть гамму как на рисунке 32. Здесь надо в каждом такте представлять себе как первая нота такта как бы падает в тонику (вторую ноту такта, “До” первой октавы) и при этом с каждым тактом первая нота такта всё ближе и ближе подбирается к верхней тонике (“До” второй октавы). Это упражнение надо играть и от других нот, не только от “До”.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Рис.32 Гамма “До-мажор” для развития ощущения тоники.

Также в этом может помочь следующее упражнение: правой рукой необходимо играть гамму по вашему вкусу выбранной тональности, а левой рукой необходимо играть тонику либо одновременно с каждой сыгранной нотой в правой руке, либо через каждые две ноты, начиная с первой.

Читайте также:  Диагноз – не-моцарт… надо ли педагогу переживать? заметка про обучение детей игре на фортепиано

***Простой лайфхак: подавляющее большинство мелодий начинаются с тоники и/или (что даже чаще) заканчиваются тоникой (см. Рис.33).

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Рис.33 Пример. “Ре-мажор”. Первая часть одной из наиболее часто исполняемых на арати мелодий. Первая часть начинается с тоники и оканчивается тоникой.

NB! Мелодия на рисунке 33 основана на мажорном ладу. Полная версия этой мелодии в нотном приложении под номером 3.

Но это всё же не универсальное правило. Что же делать, если лайфхак не работает? Конечно, если мелодия заканчивается не на тонику, возможно, она начинается с неё и наоборот.

Но как же определить, которая из них тоника, а которая нет? Есть ещё важный момент: если начинается/заканчивается не на тонику, то скорее всего на одну из трёх устойчивых ступеней, так как они, хоть и отчасти, но тоже создают чувство завершённости (ну и это не в 100% случаев так).

Что нужно сделать: нужно взять эту ноту (либо первую, либо последнюю) и построить от неё трезвучие (исходя из уже заранее определённого лада мелодии). Затем это трезвучие нужно нажать, чтобы звучало, и на него проиграть запись. Если это тоническое трезвучие, то оно будет звучать правильно и “подходить” в течение всего произведения.

Если трезвучие подходит, значит нижняя нота трезвучия – это тоника. Если нет, скорее всего, наша нота является не тоникой, а другой из 3х ступеней. Пробуем построить трезвучие так, чтобы наша нота оказалась посередине (типа III ступень). Если подходит, опять же тоника снизу. Если нет, пробуем трезвучие, где наша нота – сверху (типа V ступень) (см. Рис.34).

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.

Рис.34 Пример. “Ми-бемоль-мажор”. Первая часть одной из популярных харинамных мелодий. Начинается с III ступени и оканчивается (не обязательно именно так, но) на II ступень.

Мелодия на рисунке 34 основана на мажорном ладу и начинается с III ступени.

Если построить аккорд, где нота “Соль” снизу (Соль – Си-бемоль – Ре), то сразу слышно, что аккорд диссонирует с самой мелодией (попробуйте сами проверить на фисгармонии), к тому же он минорный! Пробуем аккорд (Ми-бемоль – Соль – Си-бемоль), где “Соль” посередине и вуаля! Аккорд звучит очень гармонично вместе с мелодией, можно хоть её всю пропеть на этот аккорд :). Таким образом, нота “Ми”, находясь внизу аккорда, является тоникой.

Что же делать, если ни одно из 3х трезвучий не подошло, то есть нота, с которой начинается мелодия или на которую мелодия оканчивается, не является одной из 3х устойчивых, как, например, в последнем такте на том же рисунке 34? Если не подошло на последней ноте, попробуйте с первой (см. Рис.34). Тут уже 99%, что вы определите.

Если у вас не получилось подобрать, обращайтесь напрямую ко мне. Будем разбираться.

NB! Мелодию нужно рассматривать не целиком (весь киртан от начала и до конца), а отдельные её части. Как правило, эти части завершены сами в себе и чаще всего в конце возвращаются в тонику. NB! Мелодия часто может начинаться из-за такта (например, мелодия 2, 3, 6).

Практика.

Далее (в нотном приложении) приведены несколько мелодий для разучивания и тренировки обращения со знаками при ключе и распознавания тональностей. Пока что именно для первых 2х частей я намеренно пишу ноты в одноголосном варианте. Терпение, товарищи ;). Список мелодий будет пополняться. Пока их 7, но расписанных довольно подробно, чтобы на каждую из них можно было закачать мощный киртан :).

NB! Ноты написаны для голоса, с паузами (а не конкретно для фисгармонии). Для разучивания непосредственно самой мелодии играйте с паузами.

Но если хотите уже спеть киртан на эту мелодию, то пауз на фисгармонии не должно быть.

Наиболее простым для вас решением будет просто протягивать на фисгармонии ноту, предшествующую соответствующей паузе, и в течение этой паузы также (голосом это делать не надо; дыхание как бы тоже важная вещь :).

Источник: https://cyberpedia.su/2x2c3d.html

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам, Музыкальный класс

Чтобы знать, как определить тональность произведения, требуется, прежде всего, разбираться в понятии «тональность». Вы уже знакомы с этим термином, поэтому лишь напомню, не углубляясь в теорию.

Тональность – вообще, это высота звучания, в данном случае – высота звучания какого-либо лада – например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад – это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад – ассоциируется со светлыми тонами, минорный – с грустными нотками, тенью).

Высота каждой конкретной зависит от её тоники (главная устойчивая нота). То есть тоника – эта та нота, к которой привязан лад. Лад во взаимодействии с тоникой и даёт тональность – то есть набор выстроенных в определённом порядке звуков, расположенных на конкретной высоте.

Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их.

Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы.

Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают тональность, а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.

Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи:

  1. какое в произведении общее настроение, какое наклонение – мажорное или минорное?
  2. какой звук наиболее устойчив, какой звук подходит для того, чтобы им завершить произведение?

Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад.

Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе.

Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.

А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе.

В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную.

Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать здесь.

Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.

Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.

Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:

  1. На слух — выяснить общее настроение произведения (мажор или минор).
  2. Имея на руках ноты — ищите знаки альтерации (при ключе или случайные в местах смены тональности).
  3. Определить тонику – условно это первый или последний звук мелодии, если не подходит – определять устойчивую, «опорную» ноту на слух.

Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!

Автор – Виталий Коваленко

Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – квинтовый круг мажорных тональностей. Попробуйте её использовать – очень удобно.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-opredelit-tonalnost-proizvedeniya-opredelyaem-na-slux-i-po-notam-muzykalnyj-klass

Как отличить минор от мажора

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных — разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это — гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания — это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т — ПТ — Т — Т — ПТ — полуторатон — ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция.

В классических музыкальных произведениях XVIII — начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе «Русского Востока».

Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Как определить тональность произведения на слух?

Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их.

Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы.

Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают тональность, а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.

Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи:

  1. какое в произведении общее настроение, какое наклонение – мажорное или минорное?
  2. какой звук наиболее устойчив, какой звук подходит для того, чтобы им завершить произведение?

Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад.

Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе.

Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.

Это интересно: Как развивать игру на гитаре (видео)

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса.

Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки.

Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

  • Фрагмент №1 «Вальс»
  • Фрагмент №2 «Мазурка»
  • Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта — пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Читайте также:  Характер музыкального произведения

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т — Т — ПТ — Т — ПТ — полуторатон — ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора — это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые «краски», дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный . Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический . Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени — шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются.

То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности.

Это нужно потому, что минор — мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

Это интересно: Как разобраться в табулатуре: разбираем вопрос

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный . Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т — Т — ПТ — Т — Т — Т — ПТ.

Мелодический . Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени — 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы — характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации — случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда — мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго — пониженная шестая.

При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания.

Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

Минор (от латинского слова minor – «меньший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на малой терции. Как правило, минор звучит грустно, печально, уныло.

Мажор (от латинского слова major – «больший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на большой терции. Мажор характеризуется, как правило, радостной, бодрой окрашенностью звука.

Как определить тональность произведения в нотах?

А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе.

В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную.

Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать здесь.

Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.

Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.

Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:

  1. На слух — выяснить общее настроение произведения (мажор или минор).
  2. Имея на руках ноты — ищите знаки альтерации (при ключе или случайные в местах смены тональности).
  3. Определить тонику – условно это первый или последний звук мелодии, если не подходит – определять устойчивую, «опорную» ноту на слух.

Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!

Автор – Виталий Коваленко

Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – квинтовый круг мажорных тональностей. Попробуйте её использовать – очень удобно.

Источник: https://newsu.ru/muzyka/kak-opredelit-tonal-nost-proizvedeniya-opredelyaem-na-sluh-i-po-notam.html

Определение тональности на слух

Для того чтобы выстраивать сет в соответствии с правилами гармонического сведения, тебе нужно заранее знать тональности своих треков. Определить тональность композиции можно тремя способами: на слух, с помощью специальных программ и, наконец, используя базы данных тональностей в Интернете. Я начну с определения тональности на слух, и не случайно.

Современные бухгалтеры давно пользуются компьютерами, но, согласись, таблицу умножения им знать все-таки нужно. Так и с умением определять тональность на слух для DJ.

Конечно, существуют компьютерные программы, делающие это автоматически, да и тональность нужного трека часто можно узнать на специальных сайтах.

В то же время, точность программного определения не стопроцентная, а в интернетовских базах данных присутствуют далеко не все композиции. Поэтому тебе нужно как минимум иметь представление о том, как определить тональность самостоятельно.

Для определения тональности на слух тебе понадобится пианино, синтезатор или компьютерный эмулятор фортепианной клавиатуры.

Забегая немного наперед, я рекомендую установить Rapid Evolution: виртуальная клавиатура этой программы обладает функцией построения аккордов, которая сильно облегчает определение тональности для новичка.

(Rapid Evolution требует, чтобы на твоем компьютере была установлена виртуальная машина Java).

Установив и запустив Rapid Evolution, нажми на кнопку «piano». На экране появится эмулятор клавиатуры. Запусти на вертушке или другом источнике звука композицию, тональность которой ты хочешь определить. Обрати внимание: питч при этом должен стоять на нуле!

Твоя цель – найти на клавиатуре ноту, которая лучше всего подходит мелодии.

Убедившись, что в выпадающем списке слева от кнопки OK выбран пункт single note, перебирай на виртуальной клавиатуре клавиши одну за другой (тебе может понадобиться поэкспериментировать в разных октавах).

Рано или поздно, ты найдешь одну ноту, которая по звучанию подходит треку лучше других – независимо от того, куда направляется мелодия. Такая нота, которая менее всего выделяется, практически исчезая на фоне мелодии, скорее всего, будет тоникой.

Найдя возможную тонику, попробуй ее доминанту (на 7 полутонов выше) и субдоминанту (выше на 5 полутонов). (Полутон – это расстояние между двумя ближайшими клавишами, черной и белой либо двумя белыми как E и F). Если тонику ты угадал правильно, то ее доминанта и субдоминанта также должны хорошо подходить мелодии.

После того, как ты убедился, что имеешь дело с главной нотой тональности, осталось определить ее лад – мажор или минор. В уже знакомом тебе выпадающем списке вместо single note выбери major и нажми на клавишу тоники.

Послушай, гармонирует ли полученный мажорный аккорд с мелодией. Затем попробуй минорный – выбери minor и снова нажми на клавишу главной ноты.

Ты можешь сделать вывод о ладе тональности на основании того, какой из этих двух аккордов сочетается с мелодией трека лучше всего.

Подсказка. Большинство современных танцевальных композиций написаны в минорных тональностях.

Одни говорят, что это объясняется более широким спектром эмоциональных оттенков, которые передает минор.

Другие – что все дело в музыке черных рабов Америки, где преобладали грустные мелодии и в которую электронная музыка уходит своими корнями. Так или иначе, это наблюдение стоит взять на заметку!

Пример 1. Попробуем определить тональность трека Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix):

Запускаем трек, перематываем к месту, где начинается мелодия, и начинаем наигрывать ноты – C, затем C#, D, D# и так далее. С самого начала нам сопутствует удача: C очень хорошо сочетается с мелодией.

Идем дальше и обнаруживаем, что и G звучит неплохо в контексте трека. Если C – тоника, то с треком должны хорошо сочетаться ее доминанта и субдоминанта, G и F соответственно. G мы уже «вскрыли»; попробуем F, сначала вроде бы пропущенную.

Так и есть, F на фоне композиции тоже звучит хорошо. Надо быть внимательнее!

Итак, тоника – это, скорее всего, C. Определим лад тональности. Мажорный аккорд, начинающийся от C, звучит явно «не в кассу», а вот минорный как будто «впаян» в композицию, звучит в ней как родной. Значит, тональность Get Down – Cm, она же до минор.

Пример 2. Следующий «подопытный»: Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix):

Для разнообразия начнем наигрывать ноты, начиная с F. Продвигаясь вверх, замечаем, что A? и B? хорошо гармонируют с треком; это интересно, потому что они могут быть субдоминантой и доминантой соответственно (т.к.

расстояние между ними – ровно два полутона). Если это так, то тоникой должна быть нота на 7 полутонов ниже B?, а именно E?. И действительно, E? идеально «вплетается» в композицию, звуча к месту в любой ее точке.

Определяем лад обычным методом. Мажорный аккорд на фоне трека снова фальшивит, а вот минорный – то, что доктор прописал. Делаем вывод, что тональность трека – E?m, или ми-бемоль минор. Кстати, так как E? и D# – одна и та же нота, то (здесь я немного упрощаю) E?m еще можно обозначить как D#m, или ре-диез минор. Не забывай об этом.

Ну как, у тебя еще не отбило желание учиться гармоническому сведению? Не волнуйся, дальше будет проще. Ниже я расскажу о программах, которые определяют тональность автоматически, а также о готовых базах данных в Интернете. Немного терпения, мы движемся дальше!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_17205_opredelenie-tonalnosti-na-sluh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector