Бетховен триумф и стоны великой эпохи в музыке и судьбе гения

Бетховен и Моцарт. Первая поездка Бетховена в Вену

Продолжаем говорить о биографии Бетховена, и сегодня мы поговорим о первой поездки композитора в Вену, а также выясним, встречался ли он с Моцартом.

В 1787 году курфюрст Максимилиан Франц дал молодому Бетховену возможность уехать в музыкальную столицу — Вену, отпустив его в шестимесячный отпуск. Традиционно считается, что к такому шагу курфюрста натолкнул тогдашний учитель и, можно сказать, наставник юного Бетховена — тот самый Нефе, о котором мы уже не раз упоминали на сайте.

Что касается материального спонсирования такой дальней и длительной поездки — многие биографы считают, что Людвигу помог сам курфюрст. Другие же биографы выдвигают мнение, что Людвиг сам собрал необходимые средства, полученные от преподавательской деятельности (помимо работы в капелле Людвиг также давал частные уроки игры на фортепиано).

Однако стоит отметить, что Максимилиан Франц (тогдашний кёльнский курфюрст) был гораздо щедрее своего предшественника (Максимилиана Фридриха) в отношении дел, связанных с культурой и, в особенности, музыкой.

А, учитывая любовь Максимилиана Франца к Моцарту, вполне допустимо, что кёльнский курфюрст и вправду мог покровительствовать самому перспективному музыканту своего придворного оркестра — шестнадцатилетнему Бетховену, давно желавшему попасть на обучение к великому маэстро.

Точная дата отъезда Бетховена из Бонна также подвергается спорам со стороны разных биографов. По одним данным Бетховен выехал из Бонна 20 марта. По другим данным Людвиг покинул родной город еще в январе 1787 года.

Оспаривается также и дата прибытия Бетховена в Вену. По одним данным молодой композитор прибыл в музыкальную столицу в Пасхальное воскресенье 7 апреля и остался там на 3 недели.

Однако другие данные свидетельствуют о прибытии композитора в музыкальную столицу 20 числа этого же месяца.

Третий источник, вообще, свидетельствует о пребывании Бетховена в Вене с января по апрель 1787.

Однако временные рамки нахождения Бетховена в Вене являются далеко не самым жарким спором, связанным с его биографией. Сейчас узнаете, почему!

Встречался ли Бетховен с Моцартом?

Мы без сомнения уверены в том, что стать учеником великого Моцарта молодой Людвиг мечтал с детства. Также без сомнений мы можем полагать, что именно это являлось для Бетховена по сути главной причиной первой его поездки в Вену.

Одним из важнейших споров среди биографов, изучавших жизнь Бетховена, является вопрос, затрагивающий сам факт встречи молодого композитора с великим Моцартом.

По одной из легенд чуть ли ни первое, что сделал Людвиг в музыкальной столице — направился в дом великого Моцарта, что стоял неподалеку от собора Святого Стефана в центре города. 

Моцарт уже тогда, как и сейчас, бесспорно считался гением музыки. Просто так в дом Моцарта попасть было нельзя, и поэтому наиболее вероятно, что «входным билетом» для Бетховена служило письмо-предупреждение от упомянутого выше курфюрста Максимилиана Франца.

Молодой и талантливый Людвиг, безусловно, восхищался творчеством этого великого гения. В ту пору Моцарт, вдохновленный успешной постановкой «Свадьбы Фигаро» в Праге, работал над сочинением знаменитого «Дон Жуана».

Дальнейший вариант развития событий трактуется почти во всех российских источниках, посвященных биографии Бетховена. Однако во многом эта гипотеза основывается на словах известного биографа, Отто Яна.

По сути именно эта легенда, которую часто любил рассказывать Отто Ян, и легла в основу одной из гипотез, полюбившейся многим биографам. Более того, некоторые из них, взяв за основу эту легенду, дополняют ее какими-то своими обстоятельствами (вероятнее всего, вымышленными), записывая это в своих книгах и сайтах.

В частности, некоторые биографы даже называют какие-то конкретные произведения, которые Людвиг якобы играл Моцарту на прослушивании. Чаще всего в этих источниках упоминается «до-минорный» фортепианный концерт Моцарта.

Другие биографы даже добавляют, что на прослушивании присутствовала и супруга Моцарта — Констанция. Нередко в биографических источниках встречается мнение, что Людвиг даже успел взять у великого Моцарта пару уроков.

Но было ли это все на самом деле? — Мы не знаем. По факту Моцарт никогда не упоминал о своих занятиях с Бетховеном ни в своих переписках, ни в других официальных источниках (еще бы, ведь Бетховен прославился уже задолго после смерти Моцарта). Да и жена Моцарта после его смерти также не могла ничего вспомнить ни об их совместных занятиях, ни даже о факте их встречи.

То есть, все эти рассказы про то, что якобы «Моцарт прослушал юного Бетховена и предсказал ему великое музыкальное будущее», не имеют никакого документального подтверждения и основываются лишь на словах Отто Яна, которые другие биографы распространили и где-то даже дополнили эту историю, откровенно говоря, вымышленными обстоятельствами.

Да и сам Ян не уточнял, откуда ему стало известно об этом событии. Он лишь отметил, что «это было ему сообщено в Вене от знающих людей из окружения Бетховена».

По сути ни один современный документ (например, письма самого Бетховена или Моцарта или рассказы любого из современников Бетховена) не подтверждает эту историю.

Поэтому, стоит ли доверять этой легенде, так популярной в нашей стране? К сожалению, мы не знаем.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что скрипач и секретарь Бетховена, Карл Хольц, тоже поддерживал историю, так полюбившуюся Отто Яну.

Вполне возможно, что именно Хольц был тем самым «человеком из окружения Бетховена» и мог поведать эту историю биографу Яну (в прочем, как и Зайфриду, ведь все-таки их рассказы очень похожи). Но это, в свою очередь, также не может служить доказательством факта встречи двух титанов классической музыки и, тем более, факта обучения Бетховена у зальцбургского гения.

Однако нам также известно, что сам Карл Черни как-то раз процитировал Отто Яну знаменитые слова своего учителя (Бетховена) о том, что «Моцарт играл прекрасно, но его игра была какой-то прерывистой, практически без legato.»

Слова Черни в случае их достоверности и вправду могут считаться хоть и косвенным, но все же доказательством факта встречи Бетховена с Моцартом. Ведь, насколько нам известно, кроме той самой первой поездки Людвига в Вену в 1787 году Бетховен больше нигде не мог слышать, как играет Моцарт (однако факт совместных уроков они все равно не доказывают).

Более того, известно и мнение другого биографа — Мейнарда Соломона. Он, в свою очередь, совершенно не ссылаясь на Отто Яна, выдвинул легенду о том, что Людвиг действительно был прослушан Моцартом. Однако, по его же словам, великий маэстро, озабоченный своими собственными проблемами (у Моцарта их было, действительно, много), отказал Бетховену в том, чтобы давать ему уроки.

Но опять же, можно ли использовать слова нескольких человек как доказательство встречи двух гениев? Ведь кроме этих слов — слов уже умерших биографов — нет ни одного документального доказательства, подтверждающего факт встречи двух великих композиторов.

Другие периоды биографии Бетховена:

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Источник: http://ludvig-van-beethoven.ru/betxoven-i-mocart-pervaya-poezdka-betxovena-v-venu.html

Жизненный и творческий путь Бетховена

Бетховену посчастливилось родиться в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. Это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых – революционный переворот во Франции.

Великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие – и на его мировоззрение, и на творчество. Именно революция дала Бетховену основной материал для постижения «диалектики жизни».

Идея героической борьбы стала важнейшей идеей бетховенского творчества, хотя далеко не единственной. Действенность, активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами – вот что выдвигается композитором на первый план.

Идея гражданственности, образ главного героя – борца за республиканские идеалы роднят творчество Бетховена с искусством революционного классицизма (с героическими полотнами Давида, операми Керубини, революционной маршевой песней). «Наше время нуждается в людях, мощным духом» – говорил композитор.

Показательно, что свою единственную оперу он посвятил не остроумной Сюзане, а мужественной Леоноре.

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве. Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа.

Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Поистине необъятному творческому потенциалу противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке.

Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, и идеи Сопротивления, Преодоления стали главным смыслом его жизни. Именно они «выковали» героический характер. И в каждой строчке бетховенской музыки мы узнаем ее творца – его мужественный темперамент, несгибаемую волю, непримиримость к злу.

Густав Малер сформулировал эту мысль следующим образом: «Слова, будто бы сказанные Бетховеном о первой теме Пятой симфонии – «Так судьба стучится в дверь»… для меня далеко не исчерпывают ее огромного содержания. Скорее, он мог бы сказать о ней: «Это Я».

Периодизация творческой биографии Бетховена

  • I – 1782-1792 – Боннский период. Начало творческого пути.
  • II – 1792-1802 – Ранний венский период.
  • III – 1802-1812 – Центральный период. Время творческого расцвета.
  • IV – 1812-1815 – Переходные годы.
  • V – 1816-1827 – Поздний период.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям – знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке.

Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена.

Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.

Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений.

Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре.

Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу).

Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения.

Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, в 1787 году Бетховен побывал в Вене и познакомился со своим кумиром.

Моцарт, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе».

Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн. Там он обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Читайте также:  Знаменитые арии из опер верди

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно.

За 10 лет первого – боннского периода (1782–1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио.

Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них – всем знакомая песня «Сурок».

Ранний венский период (1792-1802)

Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 года он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену – крупнейший музыкальный центр Европы.

Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери.

Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза.

Молодому виртуозу оказывали покровительство многие знатные любители музыки – К. Лихновский, Ф. Лобковиц, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии.

Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить его человеческое достоинство.

Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф.

Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 9 – «Крейцерова»), 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея».

С началом XIX века началось и симфоническое творчество Бетховена: в 1800 году он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 – Вторую. В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе».

Появившиеся в 1797 году первые признаки неизлечимой болезни – прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 года, который отразился в знаменитом документе – «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «…

Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», – писал композитор. – «Только оно, искусство, оно меня удержало».

Центральный период творчества (1802-1812)

1802-12 годы – время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в 3-й («Героической») и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате – № 23 («Аппассионате»).

Всего композитором в эти годы было создано:

шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты №№ 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

Переходные годы (1812-1815)

1812-15 годы – переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции.

Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Бетховен отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех.

Однако в других сочинениях 1813–17 годов отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815).

Стиль этих сочинений – экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Поздний период (1816-1827)

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями.

Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы.

Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие – А.

Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений.

К позднему периоду относятся 5 последних фортепианных сонат (№№28-32), 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета, Все эти сочинения качественно отличаются от всего предыдущего.

Это позволяет говорить о стиле позднего Бетховена, имеющем явное сходство со стилем композиторов-романтиков. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание.

Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую сам считал своим величайшим произведением. «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге.

Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера.

Девятая симфония с ее финальным призывом – «Обнимитесь, миллионы»! – стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

О традициях

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой – открывает дорогу романтизму. В целом это верно, однако его музыка не совпадает полностью с требованиями ни того, ни другого стиля. Композитор настолько универсален, что никакие стилистические признаки не охватывают всю полноту его творческого облика.

Иногда в один и тот же год он создавал произведения, столь контрастные между собой, что распознать черты общности между ними чрезвычайно сложно (например, 5 и 6 симфонии, которые впервые прозвучали в одном концерте 1808 года).

Если же сопоставить произведения, созданные в разные периоды, например, в ранний и зрелый, или зрелый и поздний, то они порой воспринимаются как творения разных художественных эпох.

Вместе с тем, музыка Бетховена, при всей ее новизне, неразрывно связана с предшествующей немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта.

В формирование бетховенского стиля внесло свой вклад и музыкальное искусство других стран, в первую очередь Франции, ее массовых революционных жанров, столь далеких от галантно-чувствительного стиля XVIII века. Типичные для него орнаментальные украшения, задержания, мягкие окончания уходят в прошлое.

Многие фанфарно-маршевые темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции. Они ярко иллюстрируют строгую, благородную простоту музыки композитора, любившего повторять: «Всегда проще».

Источник: http://musike.ru/index.php?id=35

БЕТХОВЕН: МЯТЕЖНЫЙ ГЕНИЙ. Симфонические шедевры в соборе

28 октября / воскресенье 19:00                               Симфонические шедевры в соборе!

Бетховен: мятежный гений

лауреат международных конкурсов

Константин Казначеев, скрипка

Камерный оркестр «Инструментальная капелла»

Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко

Энергичную, жизнеутверждающую Симфонию №2 Бетховена и его знаменитый Скрипичный концерт разделяет страшный диагноз – надвигающаяся глухота. Симфония, созданная в последнее счастливое лето жизни композитора, и концерт, воплотивший дух титана, вступившего в схватку с судьбой.

Единственный концерт Бетховена для скрипки с оркестром – один из наиболее популярных и часто исполняемых скрипичных концертов в мире.

Виртуозность партии солиста и грандиозность замысла сочетаются здесь со светлой лирикой, и он по праву входит в число самых лирических и обаятельных произведений Бетховена.

Концерт потребовал от своего создателя трех лет интенсивной работы; завершить сочинение Бетховена заставил заказ его друга – скрипача Франца Клемента.

Концерт был готов лишь накануне премьеры, состоявшейся 23 декабря 1806 года, и Клемент был вынужден играть буквально с листа.

Отчасти поэтому на протяжении многих лет скрипичный концерт Бетховена – масштабный, виртуозный, насыщенный симфоническим развитием – считался неисполнимым.

Он оставался в безвестности до 1844 года, когда 12-летний Йозеф Йоахим, вундеркинд и один из величайших скрипачей в истории, исполнил его в Лондоне с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Мендельсона. Так началась счастливая жизнь концерта.

Над Второй симфонией Бетховен работал летом и осенью 1802 года в Гейлигенштадте, куда он отправился по совету доктора в надежде справиться со страшным ударом судьбы – наступающей глухотой. Но уединение обернулось кризисом.

Его результатом стало знаменитое Гейлигенштадское завещание: предсмертное обращение к братьям Карлу и Иоганну, где композитор был вынужден признать – его болезнь неизлечима.

Он видел злую иронию в том, что недуг поразил то, что должно было быть в нем совершеннее, чем у обычных людей, – слух.

Однако в симфонии ре мажор, как и в других сочинениях, созданных в то время, трудно услышать признаки отчаяния Бетховена.

Хотя, возможно, энергичный сверкающий финал он завершал всего за несколько дней до того, как признался в своем желании окончить жизнь самоубийством. Несмотря на мрачное настроение, он вернулся в Вену и занялся подготовкой премьеры Второй симфонии.

Тогда же Бетховен сказал своему другу: «Я не вполне доволен своими прежними работами. Отныне я хочу избрать новый путь». 

Константин Казначеев – концертирующий скрипач, педагог, художественный руководитель и солист Камерного оркестра «Градский Холл». Лауреат международных конкурсов и фестивалей. Выпускник РАМ им. Гнесиных, где преподавал класс скрипки (2010-2013) и был концертмейстером Камерного оркестра МТКЦ (2003-2011).

Руководил инструментальным отделением Колледжа музыкально-театрального искусства им. Вишневской, студенческим оркестром и инструментальным ансамблем «Камерата» (2011-2015). Выступал со многими известными дирижерами, его партнерами по сцене были Н. Гутман, П. Нерсесьян, К. Блахер, А. Галковский, А. Бузлов, Н.

Кожухарь и др.

Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов.

Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты.

Художественный           руководитель –заслуженный артист России Виктор Луценко.

В программе:

Л. ван Бетховен (1770-1827)

Концерт ре мажор для скрипки с оркестром  ор. 61

Симфония №2 ре мажор  ор. 36

Источник: https://collegiummusicum.ru/concerts/event/calendar_event/7678662

Л.В. Бетховен «Симфония №5»: история, видео, интересные факты, содержание, слушать

Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»

Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает человеческий путь преодоления, где судьба оказывается в руках человека. Пятая симфония Бетховена не является исключением.

Эмоциональный надрыв и триумфальное торжество лирического героя над роковым началом — это настоящий призыв, посланный творцом сквозь времена, и дошедший до наших дней.

Читайте также:  Виды музыкального творчества

Прочитав нашу страницу, можно понять истинный смысл, а также узнать множество интересных фактов, историю создания и содержание симфонии №5.

История создания

Времена, в которые создавалось произведение, были для композитора далеко не самыми благоприятными. Неприятности одна за другой настигали творца врасплох, вначале известие о глухоте, затем и военные действия в Австрии. Задумка столь грандиозного по масштабам произведения захватила разум Бетховена.

Но так как желание автора преодолевать все преграды на собственном пути могло быстро смениться самыми сумрачными и депрессивными мыслями, то сочинение постоянно откладывалось в долгий ящик. В зависимости от настроения Людвиг хватался то за одно, то за другое произведение, а пятая симфония и вовсе шла тяжело.

Бетховен не раз изменял финал, делая его то в позитивном, то в негативном ключе. Но в итоге, спустя три года, сочинение всё же увидело свет.

Нельзя не отметить, что композитор одновременно писал две симфонии, и в одно и то же время их презентовал, поэтому впоследствии возникли некоторые неурядицы, касающиеся нумерации подобных крупных произведений.

На сегодняшний день произведение активно исполняется на ведущих сценах мира, но при этом первоначальная премьера прошла крайне неудачно. Можно выделить сразу несколько факторов, негативно повлиявших на восприятие слушателей:

  • Концерт был затянут, так как Бетховен решил презентовать две симфонии сразу. Чтобы пятая симфония не была в списке последней, Людвигу пришлось вставить еще несколько номеров. В итоге публика устала от сложных, по-настоящему новаторских произведений.
  • В концертном зале было очень холодно, так как помещение не отапливалось.
  • Оркестр играл плохо, возможно из-за отсутствия благоприятных условий. Во время игры некоторые оркестранты допускали серьезные ошибки, из-за чего приходилось начинать произведение заново. Этот фактор дополнительно увеличивал время, и так затянувшегося вечера музыки.

Интересно, что первоначальная неудача не смогла повлиять на популярность произведения. С каждым годом симфония становилась все более распространенной в кругах музыкального искусства. Среди многих последующих мастеров композиции сочинение было признано шедевром и эталоном классической симфонии.

Интересные факты

  • Изначально, симфония №5 была обозначена №6, так как премьера двух этих популярнейших произведений была назначена в один и тот же день.
  • Произведение посвящено двум прославленным в те времена меценатам, а именно князю Лобковицу и русскому послу в Австрии графу Разумовскому, которых своенравный Бетховен, ценил за необыкновенные человеческие качества.
  • Узнав о предстоящей глухоте, Бетховен хотел покончить собственную жизнь самоубийством. Единственное, что удерживало его от совершения настоящих действий – это творчество. В этот сложный период композитору пришла в голову мысль о создании данного, весьма героического по складу интонаций произведения.
  • Фрагменты симфонии активно цитируются в произведениях не менее известного композитора Альфреда Шнитке. К их числу относится «Первая симфония» и «Гоголь-сюита», сочиненная для оркестра.
  • Изначально, произведение носило название «Большая симфония до минор», но потом сократилось до номерного порядка симфонии.
  • Тональный план произведения от мрачного до минора в первой части до светлого и чистого до мажора в финале является концептуальным отражением идейных представлений Бетховена «от тьмы к свету» или «через препятствия к победе».
  • Людвиг ван Бетховен работал над произведением практически три года.
  • Во время создания данного симфонического произведения композитор в собственном дневнике часто рассуждал о предназначении человека в этом мире. Он задавался вопросом о том, может ли человек изменить собственную жизнь, сделав ее неподвластной для роковых сил? Сам же гений и отвечал на поставленный вопрос: «Человек безгранично сильная и волевая натура, так отчего бы, она не смогла схватить судьбу за глотку?» Такие мысли можно было проследить на протяжении сочинения именно 5 симфонии.
  • Большинство драматургических концепций преодоления в творчестве музыкального деятеля находят собственные истоки в учениях великих философов, современников Людвига.
  • Как известно, Вагнер был не силен в сочинении симфоний (после масштабной неудачи с сочинением Первой симфонии, где оркестровка была настолько неопытной и незрелой, что вызвала всеобщую насмешку, композитор переключился на оперное творчество, где и нашел собственное место, став реформатором), но симфоническое творчество Бетховена, а особенно пятое симфоническое произведение, он ценил превыше всех остальных.

Содержание

Бетховен не относится к композиторам, которые подробно описывают собственные произведения, давая им четкий и определенный программный замысел. Но симфония № 5 стала исключением из правила. В письме Шиндлеру он не только объяснил программный замысел, но и указал конкретные музыкальные темы, знаменующие рок и лирического героя, пытающегося бороться с судьбой.

Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Сам композитор, писал, что именно так «судьба стучится в двери».

Он сравнивал ее с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным.

Так как произведение написано в классическом стиле, то оно имеет структуру из четырех частей:

  • I часть сочинена в форме сонатного allegro с медленным вступлением.
  • II часть представляет собой двойные вариации.
  • III часть – это драматическое скерцо, которое отражает жанрово-бытовую направленность.
  • IV часть является финалом, написанным в форме сонатного allegro с кодой.

Жанр произведения представляет собой инструментальную драму. Из-за наличия программного замысла принято рассматривать содержание произведения с точки зрения драматургии. В таком случае, каждая часть симфонии представляет собой определенный этап и выполняет значимую драматургическую функцию:

  • В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем.
  • Вторая часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
  • В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
  • Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе».

Таким образом, композиция, представленная в данном произведении, является эталоном не только симфонического, но и драматургического мастерства.

Использование музыки в кинофильмах

Нельзя отрицать, что атмосфера триумфа и преодоления, переданная в музыке, а также ощущение напряжения в мотиве судьбы могут стать отличными инструментами для эмоционального окрашивания определенных моментов в кинематографе. Возможно, именно поэтому многие современные режиссеры используют произведение в собственных работах.

  • Двенадцать друзей Оушена (2004)
  • «Неуклюжая» (2014)
  • «Специальное издание коллекционера» (2014)
  • «Живые внутри» (2014)
  • «Штурм белого дома» (2013)
  • И всё же Лоранс (2012)
  • «Другая сторона рая» (2009)
  • «Будь что будет» (2009)
  • Рождество с неудачниками (2004)
  • Шашлык (2004)
  • Питер Пэн (2003)
  • Фантазия 2000 (1999)
  • Знаменитость (1998)
  • Как я провел свои каникулы (1992)

Необычные современные обработки

В настоящее время произведение является актуальным. Каждый образованный человек может узнать симфонию уже по первым тактам. Разумеется, многие современные музыканты не упускают возможности аранжировать или обработать данное симфоническое произведение. На данный момент можно выделить три наиболее часто встречающихся жанра, которые могут быть синтезированы с классической музыкой.

  • Рок обработка «Пятой симфонии» еще больше подчеркивает конфликтную напряженность первой части. Использование электронных инструментов добавляет не только иного по краске звучания, но и делает мотив судьбы более острым, резким и неоднозначным. Тема лирического героя звучит боле сконцентрировано и отрывисто. Примечательно, что качественные обработки нисколько не портят произведение, а делают его более современным и актуальным для молодого поколения.

Рок обработка (слушать)

  • Обработка Jazz отличается выдержкой джазовой стилистики. Но именно в данной обработке теряется драматичность, на смену ей приходит виртуозность исполнения. Накал произведения гасится, ритмичность добавляется за счет активной барабанной партии. Не маловажную роль в данной обработке играет группа медно-духовых и электрогитар. Трактовка произведения достаточно свободная, но имеет место быть в современном мире музыки.

Джаз обработка (слушать)

  • Обработка в жанре «Сальса» представляет собой одну из самых необычных аранжировок Пятой симфонии Бетховена. Яркое сочетаниеавторских музыкальных тем и зажигательных ритмов и тембров латиноамериканской музыки, как ни странно, открывает новые грани и оттенки произведения. Идея соединить, казалось бы, не сочетаемые музыкальные стили принадлежит довольно известному в музыкальном мире норвежскому композитору и аранжировщику Сверре Индрис Йонеру.

Сальса (слушать)

Современные обработки классических произведений адаптируют сложный музыкальный материал для восприятия в обществе двадцать первого века. Такие аранжировки полезно слушать, с целью увеличить и расширить музыкальный кругозор. Некоторые варианты открывают принципиально новые грани в творчестве композитора, но и про классическую версию забывать не стоит.

Пятая симфония Бетховена является не только вершиной симфонического творчества Бетховена, но и ярким показателем индивидуальных особенностей стиля композитора.

Нельзя понять истинного значения музыки композитора, не познакомившись со столь грандиозной композицией. Музыка – это временное искусство, оно живет только во время исполнения.

Симфония №5 доказывается, что даже временное искусство может быть вечным.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Симфонию №5

Источник: http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/betkhoven-simfoniya-5

Людвиг ван Бетховен

…путеводной нитью … являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько – в гораздо большей степени – служение искусству…

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн в Германии.

В четырёхлетнем возрасте у мальчика проявились музыкальные способности. В 12 лет Бетховен свободно играл на клавесине, скрипке и органе. В то время происходит важнейшее событие в его жизни, которое оказало влияние на всю его последующую жизнь.

Он встречает директора придворной капеллы Христиана Готлиба Нефе, который и стал наставником и учителем Людвига, познакомил его с музыкой Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, учил игре на фортепиано, публиковал первые сочинения Бетховена, дал ему общее образование, о котором не заботился отец.

С 13-ти лет Людвигу пришлось много работать, так как ему было необходимо содержать семью.

В 17 лет Бетховен приезжает в прославленную музыкальную столицу Европы – город Вену. Его цель – встреча с Моцартом. Он добился этого и отлично справился с заданием великого композитора. Однако из-за тяжкой болезни матери Бетховен вынужден был вернуться в Бонн, так как надо было работать и содержать семью. Огромные нагрузки, смерть матери и отца привели Бетховена к тяжёлой болезни.

К 22 годам жизни Людвиг ван Бетховен стал автором 50 сочинений.

Вскоре он снова едет в Вену, становится одним из первых виртуозов Вены, а также продолжает учиться как композитор у великого Гайдна, который писал: «И знатоки, и несведущие должны по этим пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем».

В последующие годы Бетховен с успехом выступает перед знатной публикой, а скоро становится известным как композитор. Именно в то время он вырабатывает свой собственный стиль, пишет ряд крупных сочинений, все они очень популярны.

Когда композитору исполняется 31 год, он постепенно теряет слух, что ужасно для любого человека, а тем более для музыканта. Лечение не дало никаких результатов.

Но сила духа Бетховена такова, что он идёт наперекор судьбе, не сдаётся, сочиняет ряд великих произведений, в том числе одно из самых знаменитых музыкальных произведений всех времён – Лунную сонату.

Он продолжает работать, создаёт всё новые симфонии, сонаты, свою единственную оперу «Фиделио». Все эти сочинения совершенно разные и каждое из них по-своему гениально.

В этот период из-за денежных затруднений Бетховен решает покинуть Вену, три аристократа обещают ему платить пенсию, взамен он даёт обязательство не уезжать из Австрии. Композитор продолжает работать, пишет знаменитую Пятую симфонию, о которой известный критик Владимир Стасов сказал: «Так судьба стучится в дверь».

Читайте также:  Как вести себя в филармонии 10 простых правил для «чайников»

За этими годами следует взлёт популярности Бетховена. Он на вершине славы, ему аплодируют, его приглашают в гостиные аристократии.

С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже написанные в состоянии депрессии его произведения гениальны. Тогда была написана «Девятая» симфония, она заняла особое место среди произведений великого композитора.

В заключительной части этого бессмертного творения звучит хор на стихи «Оды к радости» Фридриха Шиллера с призывом – «Обнимитесь, миллионы!» 7 мая 1824 года Девятая симфония была исполнена впервые.

Публика была в восторге, музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, в этот момент композитор смог увидеть триумф своего произведения.

Вскоре скоротечная слава прошла, и о Бетховене снова все забыли. В поездке по семейным делам он простудился и после нескольких месяце тяжёлой болезни, 26 марта 1827 года, умер. Когда о его смерти стало известно, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора в последний путь. Все учебные заведения Вены в тот день были закрыты.

Бетховен обладал гордым и независимым характером, что было неслыханно для того времени. Одному из аристократов он писал: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же – лишь один».

За свою жизнь он был бедным и богатым, счастливым и несчастным, но никогда не изменял себе. На протяжении двухсот лет музыка Бетховена остается верным другом в скорби и радости для миллионов людей.

Хороший сайт о Бетховене.

Биография на сайте Классическая музыка.

Источник: http://poyom.ru/Lyudvig-van-Bethoven

Бетховен — появление гения нововведений

Бетховен явился одним из представителей классического стиля в музыке, но, в отличие от Моцарта, уже мог себе позволить привнести в него собственные нововведения, создав практически свой персональный стиль в рамках классицизма. Привнести прежде всего свое «Я», свои душу и характер со всеми их противоречивыми свойствами и темными закоулками.

В этом смысле Бетховен выступил предтечей романтического стиля в музыке, который в литературе того времени уже присутствовал. Но по форме его произведения нельзя ни в коей мере отнести к стилю романтиков.

И даже в наиболее смелых последних его произведениях мы видим скорее истоки манеры композитов XX века (Шенберга, Шостаковича и других) и одновременно – дань уважения мастерами эпохи раннего барокко и Ренессанса, чьи творческие приемы Бетховен знал достаточно глубоко.

Его сочинения схожи с картинами Гойи по ряду фантастических образов, последних отзвуков эпохи Просвещения, напоминающих романтические только внешне. Людвиг ван Бетховен появился на свет в Бонне в 1770 году, но большая часть жизни классика прошла в Вене, куда в возрасте 18 лет его привез отец, пытаясь определить в ученики к Моцарту.

Но попытки оказались безуспешными, зато немного позже, в 1792 году, Бетховен все же поступает в обучение, уже к другому классику. Своему преподавателю Гайдну он впоследствии посвящает первые изданные сочинения. А у легендарного «отравителя» Моцарта, Сальери, музыкант берет уроки контрапункта.

До поездки в Вену Бетховен пытался повторить успех «вундеркинда» («чудо-ребенка») Моцарта, и тоже без особого результата. Юношеские творения Бетховена по форме близки моцартовским, но в них уже явственно слышатся индивидуальные черты собственного, бетховенского, стиля.

Угловатость и графичность, в отличие от моцартовской гибкости, грубоватый юмор и попытки из минимума материала создать много музыки – вот характерные черты, по которым можно узнать произведения Бетховена буквально с первых нот. Творческая судьба гениев не подчиняется никаким общим законам, у каждого из них она индивидуальна и порой парадоксальна.

Таланту Бетховена было суждено созреть сравнительно поздно. Деспотичный отец Людвига умирает от беспробудного пьянства на почве крушения амбиций. И молодой человек вынужден сам зарабатывать на жизнь, чтобы обеспечить двух младших братьев. Тогда он уже всерьез занимается музыкой.

Моцарту и Гайдну, можно сказать, повезло: они росли и развивались вместе с прославившим их классическим стилем. Бетховену же пришлось вписывать свои замыслы в уже сложившиеся до него каноны. Однако он быстро преодолел это препятствие, проторив себе дорогу среди той рутины, в которую постепенно обратился классический стиль без гения Моцарта.

Ему помогли его исключительно живой и острый ум, редкое чувство формы и гармонии и щедрый дар мелодиста. В самых первых своих композициях: симфониях, струнных квартетах и трио, фортепианных сонатах — он применил такие неожиданные ходы и нашел такие оригинальные решения, что это сразу поставило его в один ряд с крупнейшими композиторами Вены. Бетховен находит много единомышленников и меценатов, которые помогают ему крепко встать на ноги, — князей Лихновски и Лобковиц, приближенных к императорскому двору.

Путем последовательного контраста Бетховен добивается особенного эффекта развития музыкальных тем, превращая их одну в другую. В его Пятой симфонии подобным образом развивается пресловутый «мотив судьбы», постепенно переходя в лирическую тему, в которой все еще слышится тревожное биение басов исходного мотива. Однако успешная жизнь композитора продлилась недолго.

Утомленный пусть радостными, но изнурительными муками творчества и неудачами в личной жизни он впадает в творческий кризис. А тут еще глухота, первые симптомы которой проявились еще в 1796 году, начинает стремительно прогрессировать. После того как врачи признали его болезнь неизлечимой, Бетховен даже, возможно, помышляет о самоубийстве. Во всяком случае, завещание он оставляет.

Его знаменитая соната, уже после смерти Бетховена названная «Лунной» (первая часть второй сонаты из сочинения номер 27) по характеру близка к жанру ноктюрна, но по сути это траурный марш. Подобные интонации присутствуют во многих его сочинениях, к примеру в части сочинения номер 26, которую он писал почти параллельно с «Лунной».

В Третьей симфонии, в одной из ее частей, названной «Героической», есть грандиозной выразительной силы траурный марш «на смерть героя». А в сонате номер два, сочинения 27 достигается потрясающий контраст между нежным идиллическим аккомпанементом и пугающим роковой поступью похоронным ритмом.

После «цветка между безднами» — короткого скерцо – конфликт разрастается в настоящую схватку, заканчивающуюся полной победой слепой и неотвратимой судьбы.

Самый драматичный период творчества Бетховена (1803-1815) прошел для него в абсолютной тишине. Тогда он бы уже практически глухим, но это не мешало ему создавать величественные симфонии, через которые красной нитью проходит «мотив судьбы».

На нем отчасти построена и написанная им в то время Пятая симфония. В первой части на передний план выступает безжалостный рок, а подавленное им человеческое «Я» возникает только ближе к финалу в трогательном речитативе кларнета.

Бетховен был автором единственной оперы, «Фиделио», но симфонии и даже камерные свои произведения неизменно насыщал различными театральными эффектами, вплоть до вступления хора. Вторая часть Пятой симфонии отличается от первой повествовательным характером и глубиной вложенной мысли. В ней также задействованы две переходящие друг в друга темы, излюбленный примем Бетховена.

Его искусство переплетения контрастных тем достигает здесь вершины. К мотиву судьбы возвращает нас скерцо, но в трехдольном такте поступь ее уже не так сурова. Цветущее многообразие тем финала, выросшее из сосредоточенных размышлений второй части, завершается торжественной кодой. Судьбу побеждает творящий разум, слитый воедино с душой художника.

Сам дух Просвещения выразил себя в этой симфонии, прославив ее на все времена. Тогда же Бетховен пишет увертюру к шекспировскому «Кориолану». По содержанию она очень близка к Пятой симфонии. Однако образы ее уже не абстрактны, а напрямую обрисовывают характеры героев шекспировской драмы.

Сама тематика и наполнение пьес Шекспира очень близка к общему духу и музыкальному стилю творений Бетховена. Но героический аспект был не настолько преобладающим в его творчестве, как это принято считать. Бетховен – автор нежнейших самосозерцательных лирических произведений, не чуждается он и гротеска.

Но никто до него еще не затрагивал в инструментальной музыке таких сложных драматических конфликтов, больше присущих опере и театру. Бетховен изобрел особый способ развития музыкальных тем, позволявший достигать театрального накала страстей в инструментальных произведениях. Здесь он подобен Гегелю с его диалектическим методом и принципом борьбы противоположностей.

Сравнивая Сороковую Моцарта или «Прощальную» Гайдна с Пятой или Третьей симфониями Бетховена, мы понимаем всю очевидность этого музыковедческого рассуждения.

Так же, как Гегель завершил своими трудами эру классической философии, творчество Бетховена стало логическим завершением эпохи музыкального классицизма

Си бемоль мажорное трио из сочинения номер 97 стало последним, в котором Бетховен смог исполнить виртуозную фортепьянную партию. В 1814 году композитор посвятил его австрийскому эрцгерцогу Рудольфу.

Потом Бетховен уже полностью потерял слух и вынужден был общаться при помощи «разговорных тетрадей». Иногда он мог чувствовать слабые акустические колебания музыкальных инструментов, но не более того. Теперь в нем воцарился дух абсолютной, чистой музыки, существующей на уровне идеи. Это отражается в самых загадочных и фантастичных формах его произведений.

Темы, похожие на сошедших с оперных подмостков призраков, появляются и ускользают, напоминая о забытых композиторах немецкого и австрийского барокко, старших современниках Баха. Поздние произведения Бетховена шокировали современников и по достоинству были оценены, пожалуй, только в XX веке. Бетховен словно бы решил разрушить возведенное его учителями стройное здание классицизма.

Наряду со странными новаторскими сочинениями, в 1822 и 1824 годах появляются его «Торжественная Месса» и знаменитая Девятая симфония с изумительными стихами Шиллера. Эти гимны Разуму и Человеку стали последними из тех шедевров, что можно со всей уверенностью отнести к классическим.

Ослепительная Двадцать девятая спорит с его «героическими» творениями, а Шестнадцатый квартет своей гармоничной простотой и в то же время глубиной замысла не оставляет сомнений в полном душевном здравии композитора Смертельным ударом для Бетховена стало лишение его прав опеки над племянником Карлом, ведь своей семьи у музыканта не было.

В одиночестве гений быстро угас. В день его смерти 26 марта 1827 года в Вене разразилась страшная, невиданная гроза. При очередном раскате грома Бетховен приподнялся в постели и погрозил кулаком кому-то невидимому, затем его рука обмякла, глаза закрылись, великий композитор умер.

В XIX веке Бетховен был, пожалуй, самым известным и популярным композитором, его посмертная слава выросла практически в культ. После Второй мировой войны его несколько вытеснили Бах и Моцарт, потому, наверное, что музыка Бетховена требует особого понимания, далекого от интересов послевоенного поколения. Интерес к ней считался исчерпанным.

Запись Пятой симфонии, сделанную под руководством Вильгельма Фуртвенглера в Берлине, объявили чуть ли не окончательным вариантом трактовки шедевра. Это утверждение, впрочем, было отчасти справедливым. В последние годы интерес к бетховенскому наследию стремительно возрождается.

Его произведения пытаются играть с максимальной исторической достоверностью, используя инструменты и оркестровые приемы его эпохи. Недавно фирмой «Мелодия» был выпущен диск с «Героической симфонией» в исполнении оркестра Александра Рудина, виолончелиста и дирижера. Он попытался переосмыслить симфонию именно в подлинном историческом ее духе.

Но в нашем музыкальном быту уже прочно укоренились те традиции исполнения, которые были сформированы в XIX веке. Таковы, к примеру, общеизвестные трактовки Фуртвенглера, изданные той же фирмой «Мелодия» в 1960-х годах на основе записей берлинского радио 1945 года. Или Эмиля Гилельса, замечательно интерпретировавшего 14-ю сонату Бетховена.

Он перезаписывал эту сонату много раз, постоянно меняя взгляд на нее. Эти старые записи еще долго будут ассоциироваться у отечественных ценителей музыки с именем немецкого гения Людвига ван Бетховена.

Источник: http://glinka-capella.ru/lv-betxoven/kratko/1661-bethoven-pojavlenie-genija-novovvedenij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector