Как научиться понимать классическую музыку одно интересное мнение…

❶ Как понимать классическую музыку

Инструкция

В наше время отношение к классической музыке неоднозначное. Ценители академической музыки считают, что без нее немыслимо культурное и духовное развитие, которое формирует образованного человека. В свою очередь, противники «классики» утверждают, что для современного человека эта музыка устарела.

К слову, большинство людей воспринимает «классику» предвзято, как что-то нудное, скучное и очень долгое, а главное – непонятное.

Что же мешает понимать (или воспринимать) классическую музыку? В основном, это три вещи. Во-первых, неумение ее слушать.

Здесь важно понять отличие классической музыки от какой-нибудь другой. У каждой музыки есть свое предназначение: под одну можно потанцевать («поколбаситься»), под другую – отдохнуть и расслабиться, сбросить адреналин и т.д. Классическая музыка – это не фон, в нее нужно вникать.

Основная проблема непонимания «серьезной» музыки – это лень.

Вторая причина, мешающая приобщиться к «классике» – это современный динамичный темп жизни. Большая проблема для многих – нехватка времени, нехватка желания во что-то вникать, когда хочется просто отдохнуть. Нужно много что успеть сделать, нужно куда-то бежать, т.е. суетиться.

Но если проанализировать, на что уходит большая часть свободного времени, оказывается, что на что-то не очень нужное. Например, просмотр передач или сериала по ТВ, какой-нибудь «ненапряжной» комедии, чтобы разгрузить мозги.

Прослушивание классической музыки как раз дает возможность хотя бы на время «подняться над суетой», чтобы отделить важное от не очень важного, нужное от ненужного. Для этого нужно отвлечься от своих дел, проблем, мыслей и полностью погрузиться в музыку. Если у вас не получается это сделать, попробуйте способ, который называется «внутренняя музыка».

Для этого настройтесь на темп композиции, ее ритм, громкость и т.д., войдите с ней в резонанс. Полностью сосредоточьтесь на своих ощущениях, которые появляются при прослушивании музыки и погрузитесь в эти ощущения. То есть, наблюдая свои ощущения и чувства, вы как бы слушаете музыку не вне, а внутри себя.

Третья причина, по которой у вас может не получаться понимать классическую музыку – это неготовность. Однако довод, что это понимание придет само собой, не совсем верный. Как известно, музыкальный вкус формируется еще с детства. Например, если родители хотят развить музыкальный вкус ребенка, желательно еще в раннем возрасте приобщать его к классической музыке.

При этом нужно начинать с несложных для восприятия ребенка композиций.К классической музыке лучше приобщаться постепенно. Слушайте те композиции, которые приятны вашему слуху и не вызывают явного отторжения. Например, это могут композиции из серии «Шедевры классической музыки». Можно выбрать «Классику в инструментальной/современной обработке».

Хотя это сомнительный выбор, если вы действительно хотите слушать классическую музыку, но для начала может подойти.Не начинайте знакомство с музыки, сложной для восприятия (в основном это большинство произведений композиторов ХХ века), т.к. без соответствующей готовности можно отбить у себя желание слушать классическую музыку насовсем.

Лучше начинать с таких композиторов, как Вивальди, Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Бизе, Рахманинов, Брамс и др., с фрагментов произведений разных композиторов.

Если есть возможность и желание, постарайтесь прочитать о композиторе, музыку которого вы слушаете, его биографии и эпохе, его музыкальных произведениях. Это поможет вам более глубоко понимать его музыку.

Полезный совет

Сделать ваше знакомство с классической музыкой более интересным вам помогут аудиоверсии передач на радио «Орфей» Михаила Казиника, в которых он увлекательно рассказывает о своем понимании музыки Баха, Моцарта и других композиторов.

Музыка – род искусства, развертывающийся во времени, основное средство выразительности в ней – звуки различной высоты и тембров. Часто ее называют языком души за универсальность и доступность пониманию большинства людей. Однако, чтобы понять произведение этого рода, требуется знать основы ее строения.

Инструкция

Основные характеристики музыки в порядке возрастания сложности – ритм, высота звука и тембр. Первый пункт имеет ту же природу, что смена времени суток, сезона, пульс сердца, шаг и другие цикличные операции. Именно поэтому при записи музыки на студии сначала пишется партия ритм-секции – ударных и басовых инструментов.

Ритм и высота звука – это уже мелодия, нечто более развитое. А с прибавлением тембров разных инструментов появляется настоящая профессиональная аранжировка.

Тембр – от французского «краска» – специфический тон инструмента или голоса.

Он бывает холодным, прозрачным, плотным, звонким, с обертонами или субтонами, пронзительным, певучим, сухим и пр.

Посредством изменения темпа, ритма, звуковысотности и тембров музыка вызывает в наших умах ассоциации с тем или иным состоянием: тревога, печаль, горечь, агрессия, радость, торжество.

Таким образом, в зависимости от характера музыки (быстрая мажорная танцевальная музыка с виртуозным ритмическим рисунком или медленная минорная, с размеренным ритмом) мы испытываем разные эмоции (возбуждение и веселье или тоску, словно хороним близкого человека).

Холодные звуки флейты могут навеять воспоминания о ночной прохладе, лунном свете.

Часто ей поручается партия, изображающая одиночество, смятение. Пиццикато струнных похоже на крадущегося человека, тайное приближение чего-то огромного. Неповторимая ассоциация связана с голосом каждого инструмента.

Название музыкального произведения также может навести на мысль о том, что хотел сказать композитор. Звуковыми средствами может быть описано состояние или событие. Музыка с конкретным жанровым названием называется программной и включает в себя такие разновидности, как: опера, балет, симфония, симфоническая картина, песня, танец, цикл, соната.

В непрограммных произведениях нет прямых указаний на состояние или эмоции, которые вы должны испытать, поэтому простор для полета фантазии шире.Слушайте музыку различных жанров, анализируйте инструментальный состав, гармонический и мелодический строй, размер, тональность, лад. Полезно слушать произведение, держа перед глазами партитуру и следя за развитием.

Источники:

  • Познавательный журнал «Школа жизни» в 2018

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-242371-kak-ponimat-klassicheskuyu-muzyku

Как научиться понимать классическую музыку?

К основным понятиям можно отнести высоту звука, ритм и тембр. Из них, собственно, и складывается любая музыка. При этом можно сравнить музыку с произведениями изобразительного искусства следующим образом.

Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс высота звука — графика как на плакате. А с добавлением разных тембров, звучащих последовательно или одновременно, мы уже получаем самую настоящую живопись.

Все описанные элементы совершенно понятны каждому человеку.

При этом самым популярным элементом является как раз ритм. По одной простой причине — все мы живем по каким-то ритмам, поэтому они нам и близки.

Далее по сложности следует сочетание ритма и высоты звучания. Эта комбинация формирует уже то, что называется мелодией. Это явление тоже нам совершено понятно и близко. Мелодия родилась из человеческой речи. И сегодня в китайском языке есть формальное понятие тона, высокого или низкого. И от него зависит смысл сказанного. В древне-китайском языке вообще было пять тонов, различных по высоте.

Понятие тембра нам тоже близко. Самым близким и понятным является тембр человеческого голоса. С самого раннего детства мы слышим голос матери, в том числе поющий колыбельную. Поэтому самым популярным жанром музыки является вокальный в различной форме и сопровождении.

А вот остальные тембры уже требуют определенной привычки. Поскольку нам навязывают поп-музыку, то и близки нам в основном электронные тембры гитар и синтезаторов. Рок-музыка и джаз еще добавляет некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано.

Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов.

Начинаем учиться

Музыка влияет на нас путем воздействия на эмоции. Инструментом этого воздействия является ассоциация. При этом может быть даже передана и не только эмоциональная, но и событийная информация.

Ассоциации, которые рождает музыка, могут вызываться различными тембрами, ритмами и высотой звучания.

Например, быстрая танцевальная музыка при высоком звучании ассоциируется с радостью, весельем, а медленная низкая музыка — с похоронами.

В связи с методами воздействия на наше сознание музыку можно разделить на два направления. Это программная музыка и непрограммная.

Программная музыка обычно уже в своем названии несет какую-то программу. Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Любое симфоническое произведение, имеющее поясняющий текст (опера, балет, симфоническая поэма и др.), можно отнести к программной музыке. В хорошо написанном музыкальном сопровождении песен поп- и рок- музыки мы тоже можем найти такие ассоциации с текстом песни. То же относится и к романсам и народным песням.

В непрограммной музыке все сложнее. Она является более абстрактной. Но это дает больший простор воображению. В такой музыке надо следить за развитием тем. Здесь мы видим еще один важный элемент музыки крупных форм типа сонат или симфоний — тему.

Тема по своей природе является порождением нашей любви к мелодии. Только тема в симфоническом произведении может быть гораздо сложнее, чем народная песня. Тема может быть многоголосной и состоять как бы из разных мелодий.

Обычно венские классики, чтобы тема запоминалась и узнавалась, проводили тему в неизменном виде по разным инструментам и на разной высоте звучания. Еще они иногда к важной теме прикрепляли (обычно в начале) своеобразный позывной. Короткий, в несколько нот, яркий мелодический отрывок.

Такой позывной позволяет в гуще различных изменений легко узнавать, что пошла тема в развитии. Когда автор музыки хочет показать какое-то изменение в тексте, он меняет тембр звучания, добавляя или убирая какие-либо инструменты.

Пример применения тембра в темах и ассоциации

Для примера возьмем такое популярное произведение Сен-Санса как «Карнавал животных». Автор дает ему подзаголовок «Зоологическая фантазия». Это программное произведение представляет собой поочередно нескольких животных. Изначально произведение являлось сатирическим, и животные играли ту же роль, что и в баснях. Музыка сопровождается текстом чтеца, комментирующим происходящее.

Для каждого животного автором предлагается своя тема (каждая около двух минут). Используется ансамбль инструментов, но для каждой темы выбирается наиболее характерный инструмент (тембр), темп и мелодия.

Например, в теме «Курицы и петухи» кудахтанье изображается резкими звуками скрипки и фортепиано. Кукуреканье петуха изображается кларнетом (деревянный духовой инструмент). Это довольно прямая ассоциация. Такая же прямая ассоциация используется в виде двух звуков кларнета для изображения «Кукушки в глубине леса».

Тяжелая поступь слона изображается низкими неторопливыми звуками контрабаса. Это уже образная ассоциация. Большой инструмент с низким звуком ассоциируется с чем-то большим, а название нам подсказывает с чем. Треск костей «Ископаемых» изображается резкими звуками ксилофона.

Еще более удаленная ассоциация — плеск воды в номерах «Аквариум» и «Лебедь». В «Аквариуме» вода изображается переливами фортепиано и челесты, которая звучит как колокольчик.

Последний инструмент очень редко применяется в музыке, в основном для создания определенных звуковых эффектов.

В «Лебеде» волнующееся движение фортепиано изображает воду, а плавная мелодия виолончели изображает величавого лебедя.

Отдельно стоит номер «Пианисты». Это уже довольно сложная, напряженная тема. В ней два пианиста на фортепиано изображают собственно пианистов, играющих гаммы. А напряженность темы показывает нам то, как мы относимся к бесконечным гаммам соседа-пианиста.

В заключительном «Финале», представляющем собой хоровод всех представленных ранее животных, мы видим, как появляются старые темы в совершенно новой теме хоровода. Это наглядно показывает, как могут влиять темы друг на друга в развитии.

В крупных формах типа симфоний происходит примерно то же. Только развитие тем гораздо более сложное и продолжительное. Там тема может прорастать новыми ритмами. Автор может обновлять мелодию дополнительными украшениями.

Добавлю еще, что в симфониях и сонатах каждая часть довольно обособлена и темы, звучавшие в первой части, редко звучат в последней. В каждой части тем не много. До четырех. При этом основных только две. Они в чем-то должны контрастировать. Например, в темпе.

Небольшие произведения бывают однотемными.

Заключение

Конечно, крупные формы классической музыки, такие как сонаты, симфонии, концерты, поэмы и проч. гораздо сложнее рассмотренного «Карнавала животных». В них важным изобразительным элементом является такая вещь, как ладо-тональность.

Лад может нам указывать на грусть или веселье, а тональность показывает, насколько автор далеко ушел в своей разработке темы. Хотя эти понятия довольно специальны, тем не менее, хороший автор в своей музыке доводит до слушателя то, что хочет.

А плохого и слушать не надо.

Изучать классику лучше начинать с более простой и мелодичной музыки Вивальди, Корелли, Альбинони. Их концерты обычно по 10−15 минут.

Затем можно переходить к музыке венских композиторов, а потом уже к более насыщенной и романтичной немецкой, образной французской или реалистичной русской музыке второй половины 19 века.

Музыка конца 19 — начала 20 века самая сложная для восприятия. Но, конечно, не вся.

Удачи Вам в выборе и прослушивании хорошей музыки, как популярной, так и «серьезной». Вся она строится на одних законах.

Читайте также:  Куда поставить пианино как создать рабочее место пианиста

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/5716/

Как понимать музыку?

Слушают музыку все (притоптывая в такт, напевая мелодию). Но слышат ли? Многие ли действительно способны понимать музыкальные произведения? К сожалению, такое умение дается не каждому. Но этому можно научиться. Так как понимать музыку?

Зачем учиться слушать музыку?

Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни, но некоторые как будто ее не замечают. Другие довольны тем, что воспроизводят популярные мелодии и не пытаются развиваться дальше. А нужно ли умение слушать музыку?

Музыка (от греческого «муза») – искусство, которое нельзя отделить от способности человека чувствовать. Понимание музыки развивает эмоциональность, умение сопереживать, сочувствовать. А эти душевные качества способствуют и личностному росту.

Из всех живых существ музыка доступна только человеку, она развивает и интеллект, делает мышление более образным. Да и для самопознания это полезно: слушая незнакомые произведения, можно открыть в себе новые качества.

Учимся понимать музыку

Часто встречаются совет о том, что нужно слушать побольше разной музыки. Возможно, когда-нибудь количество и перейдет в качество. Но все же здесь требуется не упорство, а элементарное желание.

  • Не считайте, что музыка вас не волнует из-за отсутствия слуха. Доказано, что таких людей нет. Понимать музыку способны все, а слух можно развивать.
  • Нужно следовать от простого к сложному. Не пытайтесь сразу понять образец музыкального авангарда, вряд ли терпения хватит больше чем на 10 минут.
  • Прислушайтесь к себе и подберите произведение, по настроению совпадающее с вашим состоянием.
  • Начав слушать, не отвлекайтесь на посторонние раздражители. Позвольте мелодии захватить вас.
  • Если не получилось, значит, что-то не совпало. Но если эта музыка не вызвала чувств, ассоциаций, их обязательно вызовет другая.

Нужна ли классика?

Не желающие слушать классическую музыку не понимают, какого удовольствия себя лишают. Человек и все живые организмы запрограммированы на понимание классики. Исследования показали: растения, птицы, животные развиваются лучше под классические произведения. Существуют программы для беременных, включающие прослушивание такой музыки, это положительно влияет на плод.

Как понимать классическую музыку

  • Забудьте о предубеждениях («классику слушают старики»). Не бойтесь расслабиться и открыться навстречу новым ощущениям.
  • Начинайте с простых, известных произведений (месса И. С. Баха не подойдет начинающим, но у него же есть легкая приятная «Шутка»).
  • Помогает сориентироваться программная музыка, имеющая названия. Они показывают, что хотел изобразить композитор.
  • Почитайте биографию автора. Зная его состояние при написании произведения, вам будет легче понять музыку.
  • Крупные произведения (симфонии, оперы) сложны для восприятия. Слушайте их по частям.
  • Если не получается открыть самостоятельно дверь в новый мир, ищите проводника (человека, разбирающегося в музыке).
  • Сходите на концерт. Часто именно живое исполнение делает людей поклонниками классики.

Музыка украшает жизнь.

Старайтесь слушать и слышать, и к вам придет понимание музыки.

Источник: https://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/muzyka/kak-ponimat-muzyku

Классическая музыка: слушать онлайн и бесплатно и понимать ее. Вивальди, Шопен, Бетховен и другие

Вокруг классической музыки витает множество легенд и мифов. Например, что Моцарта отравил Сальери. Или что музыканты — люди не от мира сего. И что классическая музыка — искусство элитарное, понять которое дано лишь избранным.

Конечно, в действительности все это не так. С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать, разбираемся вместе с Викторией Ивановой.

Эдвард Григ. Сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

Если вы никогда не слушали классическую музыку, то начать лучше с музыки программной. «Пер Гюнт» Грига в этом случае — вариант идеальный. Во-первых, эту музыку вы точно узнаете: она очень популярна.

Во-вторых, названия каждой из пьес подскажут вам, что именно хотел сказать в ней композитор.

Ну а в-третьих, на помощь может прийти и само повествование Ибсена: в музыке сокрыто гораздо больше деталей, чем может показаться на первый взгляд.

Безусловно, нельзя обойти вниманием «Утро», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Пещеру горного короля» и «Песню Сольвейг». Кроме того, пьесы совсем небольшие по длительности, так что заскучать вы не успеете.

Если же вы проникнетесь красотой норвежских музыкальных фьордов — можно смело переходить к его же Концерту для фортепиано с оркестром.

Антонио Вивальди. «Времена года»

Цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года» — одно из самых известных сочинений Вивальди. Каждый концерт соответствует одному времени года и состоит из трех частей — трех месяцев.

При этом каждое время года композитор сопроводил сонетом (считается, своего же авторства), в котором объясняется не только содержимое концерта, но и приводятся занятые аллегории — например, про связь времени года и человеческого возраста.

Впрочем, слушателю, особенно начинающему, не стоит ограничивать свое воображение только содержанием сонета: музыка Вивальди настолько изобразительна, что практически каждый сможет услышать в концертах грозу, журчанье ручьев, шелест листвы и даже лай собаки.

Петр Ильич Чайковский. «Времена года»

По схожему принципу выстроен и фортепианный цикл самого известного русского композитора с одноименным названием.

12 пьес символизируют 12 месяцев, каждой предписан поэтический эпиграф — правда, в отличие от Вивальди, Чайковский не планировал этого заранее, но и возражать не стал.

Для композитора же наиболее важной казалась жанровая разноплановость: так, пьеса «Святки» получила подзаголовок «Вальс», а «Жатва» — «Скерцо».

Фридерик Шопен. Вальсы, ноктюрны, этюды и другие миниатюры

Как скажет вам любой меломан — Шопена много не бывает. И слушать его при этом можно с любой фортепианной миниатюры, будь то знаменитый Вальс до-диез минор, Баркарола или Скерцо. Единственный совет — первое время лучше избегать фортепианных сонат и начать именно с небольших пьес (к слову, «тот самый» похоронный марш — как раз третья часть Второй сонаты композитора).

Шопена интересно не только слушать, но и смотреть: как правило, исполнение его сочинений требует от пианиста совершенно определенного, высокого уровня мастерства.

Людвиг Ван Бетховен. Симфония №5

Симфония — вершина мышления композиторов-классиков. Это монументальный жанр, в рамках которого действуют свои законы и происходят свои метаморфозы. Научиться понимать симфонию — значит научиться понимать все.

Очень трудно найти симфонию, которая подошла бы для этих целей лучше, чем Пятая симфония Бетховена. Прежде всего потому, что главный ее мотив известен абсолютно всем. С него начинается симфония, он же проходит через все сочинение, обрастая музыкальными тембрами, контекстами и смыслами, что позволяет даже начинающему меломану почувствовать радость узнавания темы.

Сам же Бетховен охарактеризовал мотив фразой «Так судьба стучится в дверь». Известно, что именно эту симфонию он писал дольше, чем другие свои сочинения: она не отпускала композитора три года.

В этот период Бетховен особенно тяжело переживал из-за прогрессирующего серьезного недуга — глухоты. Но, как сам он написал другу: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня.

О, как прекрасно прожить тысячу жизней!» Все это — зловещий рок, драма от осознания беды и героическое решение не сдаваться — воплотилось в этой музыке.

Сергей Сергеевич Прокофьев. Сюиты из музыки балета «Ромео и Джульетта»

Считается, что начинать слушать классическую музыку с сочинений Сергея Прокофьева не самая хорошая идея, но сюиты из «Ромео и Джульетты» наилучшим образом доказывают обратное.

Прежде всего потому, что самую знаменитую пьесу, «Монтекки и Капулетти» (в балете же она называется «Танец рыцарей»), вы точно уже слышали.

Остальные пьесы сюит ничуть не хуже: обязательно стоит уделить внимание озорной «Джульетте-девочке», лиричной «Ромео и Джульетта перед разлукой» и трагичному «Меркуцио». Из всех исполняемых за рубежом отечественных композиторов именно Прокофьев входит в число лидеров.

И пусть вас не смущает, что балетная музыка звучит без танца: к слову сказать, премьера сочинения долго не могла состояться в том числе потому, что непривычный тогда музыкальный язык Прокофьева приводил артистов балета в ужас.

Модест Петрович Мусоргский. «Картинки с выставки»

Театр одного актера — так можно охарактеризовать этот фортепианный цикл Модеста Мусоргского. История создания «Картинок» восходит к трагическим событиям в жизни композитора: болезням и длительным отъездам друзей.

Одним из сильнейших ударов для Мусоргского стала внезапная смерть художника Виктора Гартмана. Спустя год после кончины была организована выставка его картин и поделок, которая произвела на композитора сильнейшее впечатление.

В «Картинках» он запечатлел и странного «Гнома» (на самом деле это были щипцы для орехов), и «Бабу-ягу» (а это — часы в виде избушки на курьих ножках), и «Старый замок», и «Балет невылупившихся птенцов», и собственные прогулки по экспозиции.

А если постараться, то можно услышать, как Баба-яга на метле на полной скорости врезается в «Богатырские ворота».

Петр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1

Про этот концерт можно рассказывать бесконечно долго. Ведь это не только первый фортепианный концерт в творчестве самого знаменитого русского композитора, но и первый русский фортепианный концерт вообще. Также его называют «концертом победителя», говоря о главном музыкальном конкурсе страны — Конкурсе имени Чайковского.

Работая над этим концертом, Чайковский думал о конкретном посвящении — сочинение предназначалось пианисту Николаю Рубинштейну (который, к слову, основал Московскую консерваторию). Однако тот посчитал концерт чрезвычайно сложным и неудобным для исполнения. В итоге впервые концерт сыграл Сергей Танеев, а посвящение Чайковский и вовсе передал ученику Листа — Гансу фон Бюлову.

В наше время же концерт настолько популярен, что практически ежедневно его можно услышать в разных уголках мира. А познакомиться с ним целиком стоит хотя бы ради того, чтобы узнать, что следует за знаменитым вступлением.

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано №2

Если во время прослушивания этого концерта вам покажется, что эта музыка знакома вам по кино, можете не сомневаться — так и есть. Фрагменты музыкальных тем Второго концерта Рахманинова можно услышать даже в фильмах «Дневник Бриджит Джонс» и «Бинго-Бонго».

Этот концерт действительно один из самых популярных фортепианных концертов в мире. При этом сколько пианистов, столько и интерпретаций.

Дословно известно, что Рахманинов посвятил его своему психотерапевту Николаю Далю, который помог композитору справиться с тяжелейшей депрессией после провала его Первой симфонии.

Даль же был знаменит навыками гипноза — и иногда может показаться, что что-то гипнотическое перешло и на музыку концерта.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония №7 (Ленинградская)

Пожалуй, из всех симфоний Шостаковича для начала следует выделить именно эту. И дело даже не в самой ее знаменитой теме — теме нашествия или войны, — а в ее значении.

Известно, что главную тему первой части Шостакович написал еще до войны. Война же застала Шостаковича в Ленинграде, но он продолжал писать и во время блокады (правда, это было недолго: 1 октября 1941 года композитор с семьей был вывезен из Ленинграда).

В итоге симфония была закончена в Куйбышеве в декабре 1941 года, где в марте 1942 года ее впервые исполнил оркестр Большого театра под руководством Самуила Самосуда.

Спустя четыре месяца симфония прозвучала в самом блокадном Ленинграде: для этого в мае самолет доставил в осажденный город партитуру, а численность оркестра Ленинградского радиокомитета маэстро Карлу Элиасбергу пришлось восполнять музыкантами из военных частей.

Несмотря на бомбы и авиаудары, на время исполнения симфонии в филармонии зажгли все люстры. А музыка транслировалась по радио и уличным громкоговорителям города. Как признавались очевидцы, именно тогда немцы поняли, что город — не мертв, и победу им не одержать.

Источник: https://www.culture.ru/materials/141093/s-chego-nachat-slushat-klassicheskuyu-muzyku-chtoby-nauchitsya-ee-ponimat

Как научиться понимать классическую музыку

x

Check Also

Боязнь темноты является, пожалуй, одним из самых распространенных детских страхов. Начиная с 3-5 лет ребенку свойственно бояться темноты, заходить в темную комнату, боятся засыпать с выключенным светом.

Как специи помогли подросткам полюбить овощи? Новый эксперимент! Небольшое исследование показало, что щепотка тмина или укропа способна убедить старшеклассников потреблять больше овощей во время обеда в столовой.

Несомненно, важная роль в процессе здоровой жизнедеятельности человека отводится полноценному, качественному сну. Здоровый сон — это залог отличного самочувствия и хорошего настроения.

Как спать по 4-6 часов в сутки и высыпаться. Естественно и без мучений Я стал подходить к этому процессу с умом, пробуя различные действия и, наблюдая, что происходит.

Как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях: 6 действенных приемов Эмоциональный интеллект – это «способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других».

Низкий эмоциональный интеллект, как правило, приводит к неспособности сохранять спокойствие и провоцирует конфликты, а высокий эмоциональный интеллект эти конфликты гасит и дает человеку умение сохранять спокойствие под давлением и в самых неблагоприятных обстоятельствах.

Как сохранить семью после рождения первого ребёнка? Счастливая крепкая семья – то, к чему стремятся пары, создавая отдельный уютный мир для двоих. Они привыкают к сложившимся устоям, традициям своих отношений и уделяют друг другу максимум времени.

Еще двадцать лет назад босоногое детство в деревне у бабушки и дедушки было явлением обычным. Внуки часто вырастали на руках у бабушки, впитывая культуру, традиции и обычаи семьи.

Как сохранить любовь: полезные советы от психологов Наверное, каждый слышал фразу Ф. Бегбедера: «У комара век – один день, у розы – три. У кошки век тринадцать лет, у любви – три года.

Читайте также:  Как выбрать пианино для ребенка

Это очень больно. Страшно и обидно. Развод еще никогда никому не приносил удовлетворения. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все сделали «цивилизованно», оба испытывают разочарование, боль, потерянность.

Воспитание наследника.

Каким должен быть идеальный отец КАК СОЗДАТЬ ПРАВОСЛАВНУЮ СЕМЬЮ Московский Сретенский монастырь, 1996 год Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей . Брак установлен Самим Богом в раю.

Как собрать детскую кроватку-маятник: инструкция, фото Детская кроватка – первая и самая главная мебель для нового члена семьи. Кроватка должна стать уютным и безопасным местом для роста и развития ребенка, ведь именно здесь он будет спать, играть, учиться переворачиваться и вставать на ножки.

Для ребенка 6 — 17 лет средой жизнедеятельности является школа, где он проводит до 70 % времени бодрствования. Кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, стоит задача создания условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

Приемы, способные помочь вашему ребенку справиться со стрессом – если состояние еще не настолько тяжело, чтобы требовалась помощь специалиста: •Убедите подростка не заниматься сразу несколькими делами – одновременные занятия в музыкальной школе, в художественном кружке и школе верховой езды способны вызвать переутомление и привести к синдрому опустошения уже в юном возрасте, что еще более опасно, чем для взрослых людей, в силу особенностей неокрепшей психики подростка.

Дети за один день переживают множество моментов. Какие-то из них приятные, а какие-то доставляют большой дискомфорт ребенку. Поэтому чтобы снять напряжение и стресс, психологи и педагоги рекомендуют регулярно проводить психологические игры.

Одним из основных занятий детей школьного возраста является учёба, которой они посвящают большую часть своего дня на протяжении девяти месяцев ежегодно. Постепенно увеличивающиеся нагрузки становятся причиной того, что малыши и дети постарше теряют интерес к учёбе в общем и к школе в частности, с неохотой посещают занятия или делают всё возможное, чтобы остаться дома.

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.

7 апреля 2016 в 18:20 Развод — большой стресс не только для взрослых, но и для детей. Мы узнали у психологов, как родители могут сообщить ребёнку о своём решении разойтись.

Такой неприятный процесс как развод вряд ли пройдет для супругов безболезненно, а если в семье есть дети, то ситуация значительно усложняется. И, даже несмотря на то, что решение о расставании было принято в семье обоюдно, и всё происходит довольно цивилизованно, развод родителей у ребенка всегда вызывает сильный стресс, и может нанести ему серьёзную психологическую травму.

Источник: https://season-mir.ru/chto-gde-kogda/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku

Как научиться слушать классическую музыку?

Раньше я от души сочувствовала тем одноклассинкам, которые после обычных уроков смиренно плелись в музыкальную школу.

Теперь я им по-хорошему завидую. Да, стать новым Паганини или новым Моцартом никому из них не удалось. Зато они привыкли чувствовать себя как дома в одной из самых ярких областей прекрасного.

Классика не кусается

Помню, сфера музыкальной классики казалась мне этакой тайной ложей для узкого круга посвящённых. Зачем мне слушать сонаты, если я в упор не представляю, чем они отличаются, скажем, от симфоний? Я даже не могу распознать в мелодии голоса отдельных инструментов — мне, простой смертной, всё едино, что виолончель, что скрипка.

Желания вникать в классику у меня попросту не было, даже когда я стала взрослой. Пыталась как-то для разнообразия работать под Вивальди, но «Времена года» только мешали сосредоточиться.

И вот однажды мне случайно попалась передача с участием искусствоведа Михаила Казиника — точного наименования этого видео уже не вспомню. Зато серию роликов с Казиником, которые смотрела потом, уже целенаправленно, назову легко — «Ad Libitum или в свободном полете». Рекомендую; для полных профанов это отличный мостик в мир музыки.

Каждое видео серии «Ad Libitum» — рассказ о творчестве знаменитого композитора. Минимум фактов, максимум эмоций. Как ни странно, такой своеобразный формат оказался более чем кстати.

Трудами Казиника я поняла главное: чтобы воспринимать классическую музыку, не обязательно запредельно много о ней знать. Хватит считать  классику частной собственностью эфемерных духовных элит. Она обо всех и для всех.

С чего начать?

Делюсь своим скромным опытом — вдруг он пригодится другим чайникам.

  • Не стоит слушать классику фоново на этапе первого знакомства с произведением. Лучше найти свободные десять минут и отдать музыке целиком. Лайфхак для особо занятых: слушать классику в плеере на ходу реально.
  • Если видеть в шедеврах композиторов лишь благозвучные переливы, она не заденет за живое. Надо пытаться уловить как минимум основную тему, поддаться ей и следить за её развитием. Ничего сверхъестественного. Просто спросите себя: «О чём это?» Ответ найдётся. Музыка поразительно универсальна. Один человек увидит в  «Лунной сонате» Бетховена жертву Христа, второй — мучительные творческие поиски, а третий — сверкание лунных бликов на воде. Четвёртый вообще заметит каждый из трёх мотивов и сопоставит их,  восхищаясь единством мира. Правы будут все четверо.
  • Полезно обращать внимание на название. Часто оно задаёт вектор, за счёт которого легко почувствовать в мелодии смысл уже с первых звуков. Григ, «Утро». Утро. Лучи пробиваются сквозь кроны деревьев, раскрываются цветы. Есть картинка, на которую естественным образом накладывается мелодия.
  • Порядок частей имеет значение.
  • Принять гармоничные сочетания нот проще, поэтому есть смысл начинать не с импрессионистских экспериментов, а с Гайдна, Бетховена, Моцарта, Грига, Брамса.

Ну, и ответ на главный вопрос: зачем?

Когда попадаешь в резонанс с неким произведением, оно вдруг неоспоримо утверждает то, что для тебя свято.

Столь мощный эффект сопереживания, наверно, возможен только в музыке. Музыка легко отражает даже самые индивидуальные сюжеты, которые не нашли прямого воплощения в словах или красках.

Где вы, скажем, раздобудете хорошие стихи о конкретной тяжёлой болезни, которой сопротивляется близкий человек? о собственной первой морщинке с левой стороны губ? Возьмите хоть уже упомянутую «Лунную сонату» — в ней всё это есть.

Источник: http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kak-slushat-klassicheskuyu-muzyku.html

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…, Музыкальный класс

Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать.

И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений.

В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска.

К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса «Карнавал животных».

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную .

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению.

К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku-odno-interesnoe-mnenie-muzykalnyj-klass

Как научиться понимать классическую музыку?

Сегодня мы пытаемся узнать, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.

«Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов.

Так, когда состоялась премьера Симфонии №3 Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим.

Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда — нужно поставить себя на место слушателя того времени.

Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Симфонии №3 (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Симфонии №3 — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход.

А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку.

Читайте также:  Как определить тональность мелодии

Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди того времени, то она вас поразит. 

К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали музыку той эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку.

Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит.

Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила».

 «Перед тем как слушать произведение, изучите его контекст и задайте себе следующие вопросы:

Какую цель поставил перед собой композитор?

Когда и где он написал произведение?

Что происходило в то время в том месте?

Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину.

Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени.

Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии».

Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.

Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку.

Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё. Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций. 

Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта.

А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.

Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета.

К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто. Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше. Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения».

Источник: https://surfingbird.ru/surf/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku–jLsA77A8E

Зачем слушать классическую музыку?

Струнный квартет

Зачем слушать классическую музыку?

Исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей. Причем, не только у детей.

Так, в Германии на фермах и скотных дворах давно уже вывели формулу “музыка = надой”. И пользуются этим, совершенно не скрывая. А мы до сих пор не верим. Коровкам включают классическую музыку дважды, а то и трижды в день – утром, в обед и вечером. В общем, как и следует, настраивают на релаксацию при нервной работе.

В Голландии пошли еще дальше. Теперь музыка царит не только на фермах, но и внутри оранжерей. Оказывается, для стимуляции роста флоры наиболее лучшей является как раз классика: Шопен, Моцарт, Бах и Рахманинов. Это три-четыре кита музыки, на которых теперь и держится весь этот сложный бизнес мгновенной красоты – орхидеи, розы, тюльпаны и пр.

Так отчего же мы все еще в это не верим?

Ведь давно же известно, что музыка влияет на нас так же, как и слово. Это понял еще Пифагор, тот самый математик и философ, что и придумал ноты своим математическим путем.

Пифагор вывел ноты… математическими формулами и доказал, что в природе существует только семь нот не кратных и не являющихся продолжением друг друга. В общем, очень уж был умным. А искал Пифагор как раз гармонию.

То есть соединить в одно цифру, музыку и слово, чтобы и получился универсальный язык. И у него почти получилось – цифра и нота действительно заговорили на одном языке.

У каждой ведь ноты есть своя цифра, она четко идет после другой ноты и вычисляется сложнейшими формулами, на которые не хватит и школьной доски.

Именно из-за того, что ноты и цифры говорят на “одном” языке, музыку и принято считать “универсальной математикой”. Именно поэтому послания в космос посылаются не в виде формул, а в виде симфоний.

А космонавты во всем мире, как впрочем, и коровки из Германии, в обязательном порядке слушают классическую музыку трижды в день.

Так может, стоит поближе приглядеться к тому, что мы называем музыкой?

Итак, музыка. Она возникла как средство связи на большие расстояния. После, звуки барабана и бубна использовали для ритуальных танцев. Их ритм напоминал биение человеческого тела и вычислялся наиболее кропотливо.

Так, существовала “отдельная” музыка для детей, взрослых, и отдельно – для мужчин и женщин. Все это содержит в себе эмпирические исследования: так, сердце ребенка бьется быстрее, чем у взрослого, у мужчины сильнее, чем у женщины, а у многих женщин вообще “верхнее дыхание”. Это выяснили еще до нашей эры, еще до того, как научились нормально говорить. Вы это себе можете представить?

А теперь представьте, что вот это достижение – ритуальная музыка, просто налагается на струны или клавиши. И вот вам решения всех органных и скрипочных аккордов, что часто мы слышим в церквях. Получается, что музыку можно вычислить не только математически, но и физиологически.

Классическая музыка представляет собой… кривую работы нашего мозга. Да, именно так! И именно потому нам так легко воспринимать Рахманинова или Шопена. Мы можем заниматься своими делами и слушать музыку часами. Но только классическую музыку: романсы, джаз, инструментальная музыка и классика разных лет.

Что же касается тяжелой и альтернативной музыки – то тут как раз все наоборот. Формула такой музыки перевернута и забита дугами в три, а то и шесть раз сильнее нормального ритма. Это значит, наш мозг трижды, а может и в шесть раз сильнее устает.

“Формула успеха альтернативной музыки”в ее быстром ритме – на него “подсаживаются”. Это как в шаманском танце – чем сильнее бьют в бубен, тем сильнее кричат и быстрее танцуют. Это пик активности. И наш мозг подсаживается на эту “видимую” активность.

В действительности, в шаманских танцах всего один или два таких пика, после которых идет расслабление. В альтернативной новой музыке этого нет! Значит, мозг выгорает. А мы этого не замечаем и, перенасытившись, чувствуем себя потерянными и пустыми, от этого и депрессии и тяжелые мысли. Этим и объясняется то, что смертность среди взрослой аудитории альтернативной музыки всегда выше.

Почему? Взрослые не понимают, что альтернативная и рок музыка, не смотря на все ухищрения рекламистов и самих музыкантов – музыка для подростка. У подростков, так же как в пик шаманской пляски, диаграммы мозга рисуются в два, а то и три раза быстрее, кривее и ломанее.

То есть подростку требуется такая вот “подзарядка для мозгов” в виде альтернативной музыки. Именно такая музыка способна уловить его дисбаланс нервных частот, вызванный и избытком гормонов, и новообразований мозга и тела. Подростки любят рок. И пусть так и будет.

Но классическая музыка это не только путь к релаксации и хорошего настроения.

Так, в начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А.

Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм.

Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. И из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта.

По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса.

В своих сочинениях Моцарт использовал плавные тридцатисекундные переходы от “forte” (громко) к “piano” (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

Томатис ввел новый термин, для обозначения своего решения “музыка = творческие способности”. Томатис запатентовал и ввел в научную жизнь новый термин “Моцарт-Эффект”.

Эффект этот заключался в том, что дети, с раннего возраста слушавшие Моцарта – быстрее развивались и быстрее чем их одногодки, открывали в себе свои творческие способности. То есть – становились умнее, быстрее мыслили и были менее склонными к депрессиям и перепадам настроений.

“Моцарт-Эффект” или “эффект Моцарта” подтверждался многими психологическими лабораториями мира: Германии, Англии, Швеции и Израиля. Большинство из детей групп, в которых постоянно слушали музыку Моцарта, быстрее учились обращаться с предметами (ложка, тарелка, карандаш, краски, кисточка) и развивали поразительные творческие способности.

Многие дети начинали говорить стихами, придумывали новые языки, работали над математическими формулами.

Американские физиологи Шоу и Раушер поставили опыты на новорожденных крысах и убедились, что юные создания, слушавшие Моцарта, проходили лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Аналитическая школа всесторонне изучив “эффект Моцарта” пришла к следующему выводу: Амадей Моцарт, в возрасте трех лет вошел в коллективное бессознательное.

Этим и объясняется то, что он никогда не писал и не сочинял в черновиках. Моцарт писал сразу и только в “чистовом” виде.

Таким образом, его творения – “язык бессознательного”, а так же “символика и накопленный опыт коллективного бессознательного”.

То есть, другими словами, в творчестве Моцарта заключен некий язык, который нам всем хорошо знаком, но является он “тайным и непонятным”, а вот путем слушанья его и постоянного воспроизведения в памяти мы сами открываем в себе дремавшие и нераскрытые таланты. Такой вот “эффект”.

А в американском штате Джорджия даже выделили средства на покупку дисков серии “Моцарт-Эффект” для каждого новорожденного.

Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии – лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия.

Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же – классическую музыку Моцарта.

Теперь диски “эффект Моцарта” Томатиса есть даже в Украине на Петровке.

Сам Томатис разделяет диско-классы на категории: “дородовые”, “нежный возраст” (до 3 лет), и “взрослым”. Формула “Моцарт-Эффект” хранится учеными в строжайшей тайне и скорее всего связана не столько с отдельным звучанием каждой мелодии, сколько с их комбинациями.

Как психолог скажу, что лучше давать крохе слушать Моцарта “путем взросления” самих мелодий. То есть, не ленитесь и покопайтесь в биографии Амадея Моцарта.

Посмотрите, когда им было написано каждое из его произведений. И, давайте малышу по мере “адаптации”.

То есть вначале первую мелодию, ту, что Амадей написал первой или одной из первых, а когда малыш научиться “слушать” и любить ее – можете уже приступать к апробации других.

Логично – ведь малыш должен привыкнуть – это раз, а во вторых, если подумать о коллективном бессознательном, то, думаю, малышу сложно сразу осознать своим умишкой то, что писал Амадей в свои 20 и 25.

Источник: http://www.corelli.ru/news/26-03-2010_3/

Ссылка на основную публикацию