Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

С годами студенты все меньше поддаются дифференциации: запоминаются немногие лучшие, ради которых и стараешься, выкладываешься, а основная серая масса радует мало – она в лучшем случае пополнит ряды стремительно редеющего рабочего класса, в худшем – маргинализируется и неумолимо будет скатываться на самое «дно» жизни, где и проведет остаток дней, ежели не появится на политической арене новый Жириновский, готовый повести за собой эту свору обиженных и недоучившихся люмпен-пролетариев.

Проблема, которая давно является хронической и оттого сразу бросается в глаза уже в работе с первокурсниками, — разрыв между школьными и вузовскими требованиями, точнее, неподготовленность, неадаптированность абитуриентов к новой для себя среде.

Первокурсники не торопятся расстаться с «милыми» школярскими привычками, в частности, с наивной уверенностью в том, что с ними по-прежнему будут носиться, как с писаной торбой, уговаривать несговорчивых учителей поставить «тройку», а то и «пятерку» (если речь идет о потенциальных медалистах), идти у них на поводу буквально во всем.

Свою негативную роль, конечно, играет и взимание платы за учебу. Оно дисциплинирует и обязывает только с одной стороны и серьезно развращает с другой. Вот только один характерный случай: после первого организационного занятия с первокурсниками один из студентов с искренним удивлением спросил у преподавателя: «А что, здесь еще нужно учиться?»

Конечно, подготовительные курсы, которых где только нынче нет, частично компенсируют отставание школы от вуза, но они не в силах ликвидировать его полностью, поэтому проходит немало времени, прежде чем вчерашние абитуриенты обретают студенческую психологию. Происходит это, в основном, к старшим курсам.

Едва ли не впервые в собственной практике мне довелось столкнуться с группами, где преобладали юноши. 17-18 лет – возраст активного освоения жизни во всех ее соблазнах и явно возросшего интереса к противоположному полу.

Разговоры о духовной сущности любви и платоническом периоде влюбленности и ухаживания здесь «прокатывают» мало – требуется другое.

Не раз отмечал, что бунинское «Я к ней вошел в полночный час…» даже на этих прожженных циников и нигилистов действует отрезвляюще и хотя бы частично будит те «добрые чувства», о которых когда-то высказался другой наш классик.

Внешняя брутальность часто маскирует судорожную нежность, которой ребята стесняются.

Зажимы и объятия в коридорах, пощипывания и похлопывания за известные места однокурсниц сигнализируют нам вовсе не о распущенности или неумении себя вести (хотя откуда ей взяться – культуре поведения, когда в семье учат одному, в школе – другому, на улице – третьему?!), а о желании любви, стремлении к ней наряду с глубокой закомплексованностью при страхе как-то выдать себя, обнаружить ее.

Разумеется, приходилось иметь дело и с отношением к гуманитарным предметам как к ненужному балласту на уровне примитивного вопроса «А зачем нам это надо?» Одни коллеги этот вопрос игнорируют, другие пускаются в длинные, путаные объяснения, которые ничего не объясняют, а лишь запутывают суть вопроса.

О необходимости самообразования сказано не сейчас и не нами – вот только необходимость эта осознается далеко не всеми и не сразу.

Тем, кто нацелен на карьеру, на успех, на возвышение над другими, объяснять почти ничего не надо – они как губка впитывают все и уже потом выяснится, что останется в них надолго, что – на несколько минут.

Вот только этих «нацеленных», как уже было сказано выше, явное меньшинство, хоть и работать с ними – одно удовольствие.

Общая низкая культура, несомненно, дает о себе знать на всех уровнях общения со студентами, да что там студенты – в масштабе страны! Мы часто судим по себе: раз это знаем мы – должны знать и они, тогда как они еще никому ничего не должны; это поколение, свободное от многого, почти от всего и уж точно напрочь лишенное т.н. «интеллигентских комплексов»: врать плохо, красть нехорошо и т.д.

Пока нечасто, но все-таки оказываются в учебных аудиториях и дети индиго, с которыми нужно особенно держать ухо востро. Словом, личный пример преподавателя значит чрезвычайно много и едва ли это нуждается в каких-то особых доказательствах.

Случается, что предмет любят именно из-за преподавателя, благодаря ему.

Могут по-прежнему мало что понимать в предмете, но уже тянутся, стараются и заслуживают похвалы хотя бы за это старание, даже если конечный результат – экзаменационная оценка – будет скромным.

До сих пор для меня загадка: как в современной молодежи сочетаются приземленность, прагматизм мышления («А это будет на экзамене?») с неким инфантилизмом, наивной уверенностью, что все им разжуют и положат в рот, надо только все время держать его открытым; что все сделают за них взрослые дяди и тети. Впрочем, дяди и тети откровенно побаиваются как старшеклассников, так и студентов – мало ли что у них на уме, зато денег много…

Неоднократно на общих собраниях преподавателей поднимался вопрос о низкой явке студентов на занятия и о причинах этого. Назывались разные причины. Думается, что одной из них стала попытка совмещать несовместимое – работу и учебу.

Не знаю ни одного студента, у кого бы такое совмещение было успешным, неизбежно приходится чем-то жертвовать и чаще всего в остатке оказывается именно учеба.

Вот почему в собственной практике никогда не требую никаких объяснительных и не выслушиваю извинений за неявку на занятия – причин предостаточно, а если в моих глазах они – неуважительные, то для них – наоборот, ибо у каждого – своя правда.

Еще один бич нашего времени применительно к студенческой молодежи – неумение мыслить абстрактно, образно. Иначе чем объяснить, что на вопрос преподавателя социологии «что такое мобильный человек?» следует ответ: «человек с мобильным телефоном».

Логика железная, убийственная, абсолютно прямолинейная.

Или пример из собственной практики: на вопрос о причинах названия «золотой век русской культуры» студентка-заочница совершенно искренне ответила, что стали вручать больше золотых медалей в гимназиях и вузах и столь же искренне недоумевала, почему я отправил ее восвояси.

Недорабатывает ли школа, влияет ли семья? Думается, что в гораздо большей степени на неокрепшие умы влияют СМИ, т.н. «желтая пресса», где все выдается за чистую монету и даже извинения за дутые сенсации могут не последовать, а если следуют – мелким шрифтом и не на первой полосе издания.

Отмечаю, что аудитория начинает гораздо внимательнее слушать, когда ты начинаешь актуализировать материал рассказами из личного опыта или об увиденном, услышанном от других. В западной практике преподавания все это считается дурным тоном: от преподавателя ждут сухого изложения материала с минимумом «отсебятины», ибо он пришел в аудиторию помогать студентам овладевать знаниями.

У нас – наоборот. Оставлю в стороне вопрос – хорошо это или дурно. Для меня несомненно одно – параграф из учебника студент, конечно, в состоянии прочесть и сам, но разберется ли он в прочитанном сам? Вопрос риторический. Сухая теория, без которой и в ряде гуманитарных наук не обойтись, просто обязывает к ее «оживляжу», а там, глядишь, благодаря ему – будет лучше и крепче усвоена.

Влияние массовой культуры сказывается и на узком понимании студентами творчества, точнее, искусства, ибо творчество – оно от имени Творца, а искусство – от дьявола, поскольку призвано искушать.

К великому сожалению, даже на уровне школьных завучей по воспитательной работе эта работа сводится только к проведению дискотек и КВН-ов, которые давно себя исчерпали и изжили, словно и нету никаких других форм.

Такова специфика преподавания гуманитарных предметов в техническом вузе. Разумеется, работать можно и нужно со всеми, вот наличествовало бы только у большинства в аудитории оба умения – слушать и слышать.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/specifika-prepodavaniya-gumanitarnyx-disciplin-v-texnicheskom-vuze-muzykalnyj-klass

Методические особенности преподавания истории в технических вузах — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Сломинская Е.В. 1
1 НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»
В данной работе предпринята попытка обобщить многолетний опыт преподавания истории студентам технических специальностей в Тульском государственном университете и Тульском институте экономики и информатики, а также в старших классах лицея № 1 г.

Тулы, в котором профильными предметами являются физика и математика. Автор отмечает, что повышение качества изучения истории продиктовано сложными геополитическими процессами, происходящими в мире.

Гуманитарное знание позволяет преодолеть технократическое мышление, расширить пространственно-временные представления о развитии общества с преобладанием духовно-нравственных ценностей.

В статье рассмотрены методические особенности преподавания истории в технических вузах, отмечается необходимость повышения мотивационной составляющей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.

методика преподавания истории
1.

Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе : сборник научных трудов / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». – СПб., 2013. — 305 с.
2. Дорофеева Т.В. Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля // Вестник ТГПУ. — 2013. — № 1 (129). — С. 62-65; Козлова О.В.

, Сыченкова А.В. Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 9. — С. 162-165.
3. Кульпин Э.С. О преподавании истории в техническом университете. — URL: http://www.vostokoved.ru/Социоестественная-история/2010-11-26-09-13-44.html (дата обращения: 10.10.2014).
4. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 83-89; Сидельников А.Ю., Глебов В.В. Психологические аспекты адаптационных процессов студента к обучению в строительном вузе // Вестник МГСУ. — 2012. — № 9. — С. 272-276; Трофимова Н.С. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. — С. 116-121.
5. Томашевская О.Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2011. — Вып. 11. — С. 112-117.
Динамичные изменения социокультурной реальности: одномерные и многомерные, линейные и циклические, эволюционные и революционные внесли значительные коррективы в развитие всей системы образования. В этой связи особенно острым становится вопрос о повышении качества образования, что связано не только с институциональными и организационными изменениями, но и с внедрением новых методов преподавания [2].

Изучение дисциплин гуманитарного цикла, в первую очередь таких, как «Отечественная история», и в советское время, когда образование было нацелено на получение знаний, а не на оказание образовательных услуг, не было в почете у студентов технических специальностей. Сегодня на фоне мировоззренческих изменений, отсутствия мотивации (нередко можно услышать от студентов такую фразу: «зачем будущему техническому специалисту знать историю?»), в условиях катастрофической нехватки времени (многие молодые люди начинают работать уже на первом курсе института), отсутствия навыков самостоятельной работы, а также внутренней неорганизованности, студенты испытывают серьезные затруднения при изучении истории. Представления об историческом процессе, полученные в школе, как правило, весьма разрозненны, что осложняется скудными познаниями в области географии, обществознания (а это основы социологии, политологии, права, экономики).

Между тем исторические знания в условиях сложных геополитических процессов, происходящих в мире, чрезвычайно важны.

Они позволяют сформировать стройную систему экономических, политических, философских взглядов, приучают молодого человека самостоятельно и масштабно мыслить, избегать односторонних, мало связанных с реальностью выводов и оценок. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее.

Проблема преподавания истории в технических вузах не нова.

Она неоднократно поднималась и поднимается на страницах научных изданий, проводятся конференции, посвященные актуальным проблемам гуманитарного знания в техническом вузе [1].

Авторы предлагают свои способы как наиболее эффективно адаптировать учебный материал под особенности преподавания общего курса отечественной истории для студентов технических специальностей.

Например, в статье «О преподавании истории в техническом университете» Э.С.

Кульпин предлагает ряд интересных подходов, в числе которых «прямо использовать понятия, принципы и систему мышления естественных наук», делать акцент не на изучение отдельных однотипных событий, а на «изучение неординарных, поворотных событий, бифуркаций» [3].

  Справедливой представляется точка зрения автора о субъективности исторического факта, основанного лишь на письменных нарративных источниках, которые создаются людьми с определенными интересами и целями.

Читайте также:  Мой опыт игры в оркестре рассказ музыканта

Однако в «защиту» письменных источников хочется заметить, что, в частности,  статистические материалы, составленные на основе официальных документальных материалов, а также аналитические доклады и записки, справочные издания и энциклопедии являются беспристрастными свидетелями эпохи, поскольку лишены субъективизма, свойственного в определенной степени гуманитарным наукам.

Возвращаясь к вопросам обучения студентов, необходимо учитывать, что при поступлении в вуз молодые люди проходят сложный период адаптации к условиям вузовского обучения, который включает в себя проблему интеграции в новое социальное пространство, готовности к установлению особых отношений со студентами, преподавателями и администрацией института [4].

На смену привычной классно-урочной системе обучения и практически домашней опеки со стороны учителей и классного руководителя приходит лекционно-практическая система, требующая большей самостоятельности и ответственности от молодых людей.

Как показывает практика, подавляющее большинство первокурсников испытывают потребность в помощи со стороны куратора и преподавателей по решению целого блока учебных проблем.

Успехи студентов в обучении, и в том числе в изучении общего курса истории, которая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в своем большинстве изучается на первом курсе, в значительной мере будут зависеть от эффективности адаптационного периода в новых образовательных условиях.

Говоря о проблеме преподавания истории в технических вузах, необходимо отметить разницу в мышлении, в подходах к изучению объективной реальности у представителей гуманитарных и технических специальностей. Так, у технарей лучше развито дискретно-логическое мышление: им значительно проще мыслить в конкретных, логически выверенных, небольших по объему моделях.

Это позволяет разглядеть и проанализировать в историческом процессе частности. Но вот обратное движение, да еще при отсутствии системности в образовательном процессе, становится практически невозможным. Студенту-технарю трудно соединить отдельное в единое целое, охватить значительную часть исторической реальности, понять ее динамику и цельность развития.

Поэтому студенты технических специальностей для семинарских занятий с удовольствием готовят задания, например, по историческим персоналиям, но вопросы, требующие установления взаимосвязей с экономическими, политическими, социальными процессами, даются им с трудом.

Чтобы облегчить понимание исторических закономерностей, основных тенденций в развитии общества,  предлагаемый лекционный материал не должен иметь большой объем.

Необходимо сконцентрировать внимание студентов на выстраивании длительных логических цепочек, а не на отвлеченных фактах частного характера.

Учитывая специфику студентов с техническим складом мышления, стоит признать, что традиционное ведение лекций и семинаров, как бы ни была ярка и авторитетна личность самого преподавателя, не всегда эффективно. Использование презентаций, видеолекций, работа с использованием дистанционных форм обучения, таких как чат, форум и т.д.

, позволяют значительно повысить познавательный интерес путем погружения в историческую «реальность». Это тем более важно, что для современных молодых людей медиасреда является зачастую более привлекательной, более обжитой, чем пространство обычного текстового вузовского учебника, в котором отсутствует яркий иллюстративный материал.

Нельзя не согласиться с тем, что «студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы,.. но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, самообразовываться и саморазвиваться» [5, с. 112-113].

Организация самостоятельной работы также выглядит для студента более привлекательной, когда вместо традиционных рефератов (на 90% скачанных из Интернета) преподаватель предлагает выполнить задание с использованием инновационных технологий.

Самостоятельность и творческий потенциал студентов при подготовке мультимедийных презентаций, видеоработ и т.д., особенно при условии обязательной защиты своих проектов, проявляется значительно выше.

Учащиеся видят конечную практическую цель своего труда, чувствуют большую уверенность в своих силах, приобретают первоначальные навыки научного исследования, в том числе коллективные, а добытые самостоятельными усилиями знания прочно остаются в сознании.

Но форма самостоятельной работы только на основе медиатехнологий  не является достаточной, поскольку не позволяет организовать ее как процесс непрерывный и систематический. Это, скорее, дополнительная форма работы, которая в большей степени нацелена на повышение мотивационной составляющей.

Понимание объективной действительности студенческой жизни вынуждает преподавателя искать такие формы, которые позволят студенту при минимальных временных трудозатратах выполнить практическое задание без ущерба для понимания истории.

Ориентировать студентов только на запоминание исторических фактов задача неблагодарная, если не сказать больше — невыполнимая. Поэтому необходимо нацеливать молодых людей на поиск закономерностей, сопоставление фактов и их анализ.

Тем более что поиск закономерностей — это часть методологии любой науки и в этом смысле сближает гуманитарное и техническое знание.

Например, учитывая, что человеку с техническим складом мышления привычнее работать с цифрами, а не с текстами, можно предложить составить хронологический ряд на соответствие с выделением двух и более ключевых событий отечественной истории, вокруг которых преподаватель вместе со студентами выстраивает логические, причинно-следственные связи, анализирует факты и итоги:

  1. 1380 г. — поражение  войск Мамая на Куликовом поле — импульс к дальнейшему объединению русских земель вокруг Москвы;
  2. 1480 г. — противостояние на реке Угре — падение ордынского ига;
  3. завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

В качестве другого задания можно предложить проанализировать схожие исторические события, например казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина и казацко-крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева и т.д.

Безусловно, изучение революций начала XX века, Первой и Второй мировых войн позволяютне только выделить общие причины катастроф, постигших нашу страну, но и с учетом исторического опыта и современных знаний о закономерностях развития общества спроецировать ситуацию на современность и сделать выводы о возможных вариантах развития событий.

Роль экономики всегда имела определяющее значение в развитии страны. В этой связи студентам будет полезно проследить логику ее развития. Так, длительный период ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство, а климатические условия определили его специализацию.

В этот период сельское хозяйство определяло экономический подъем, влияло на развитие ремесла и торговли, рост городов и увеличение численности населения и т.д.

Таким образом, студентам будет полезно составить план развития той или иной отрасли хозяйства, охватывающий несколько столетий, выделить основные этапы.

Важным для студентов технических специальностей является изучение истории науки и техники тех отраслей знания, которые составляют основу будущей профессии параллельно с общеисторическими процессами. Это позволяет увидеть логическую линию развития научных идей, что, в свою очередь, значительно повышает мотивацию и познавательный интерес.

В завершение хочется отметить, что творческий подход к изучению истории означает учет новых тенденций, явлений общественного развития, отказ от догматизма.

Итогом в изучении истории должны стать не только прочные знания, но и умение объяснить события прошлого и установить причинно-следственные связи с учетом объективных и субъективных факторов развития общества, а также умение аргументировать свою собственную позицию.

Противоречивость развития любой общественной системы всегда дает возможность альтернативных вариантов его исхода. Такое понимание исторической действительности позволяет преодолеть узкие, зачастую политизированные представления, научить молодого человека самостоятельности в выборе общественных ориентиров.

Рецензенты:

Карпов Е.Б., д.псх.н., Тульский институт экономики и информатики, г. Тула;

Симонова Е.В., д.и.н., профессор, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

Библиографическая ссылка

Сломинская Е.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15879 (дата обращения: 18.02.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15879

Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе

Колоницкая О. Л. Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 166-168. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9990/ (дата обращения: 18.02.2020).



Ключевые слова: гуманитарные технологии, междисциплинарность, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение

В настоящее время интерес педагогов направлен на освоение новых технологий для оптимизации образовательного процесса и на повышении качества образовательного процесса в техническом вузе.

В то время как современные студенты хорошо осознают необходимость получения не только технического образования, но и важность всестороннего развития их личности.

Будущие конкурентоспособные специалисты осознают, что наряду со специальными знаниями, они должны обладать целеустремлённостью, развитой логикой, мобильностью, а также владеть профессиональной и общей культурой.

Актуальность использования гуманитарных технологий в образовательной практике в техническом вузе напрямую связана со стремительным развитием социальных и коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности современного человека.

Следует обратить особое внимание на гуманитарные технологии (далее ГТ) в техническом вузе, так как именно они способствуют активизации и интенсификации учебно-познавательных и творческих процессов, что является эффективным для формирования ключевых компетентностей конкурентоспособного специалиста и его мотивации.

Обращаясь к сути понятия ГТ, согласимся с тем, что в широком смысле ГТ представляют собой «использование социокультурных факторов в организации человеческой деятельности» [1]. Кроме этого, ГТ — это средство массового воздействия на реципиентов для достижения конкретной поставленной цели.

В ГТ вещественные характеристики являются характеристиками продуктов, которые представляются как полученные в результате гуманитарной деятельности, к которой невозможно применить вещественную мерность.

Отметим, что мышление становится основным и центральным звеном ГТ, которое организовано по «особым» гуманитарным законам и методам [2].

В рамках профессиональной педагогики и методики преподавания ГТ ― это организация деятельности определённой группы обучаемых на основе гуманитарного знания, культурологического подхода к построению содержания образования и проблемно-поискового подхода к построению учебного курса. Чрезвычайно важно использование культурологической и культурной составляющей при конструировании ГТ, где гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияния на различные характеристики будущего конкурентоспособного специалиста.

Внедрение ГТ и активных методов обучения в образовательный процесс в техническом вузе целесообразно в случае преподавания как общепрофессиональных, специальных и естественнонаучных дисциплин, так и социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Трудно не согласиться с мнением Н. В. Бордовской и Л. Г.

Викторовой, что гуманитарные технологии — это не только технологии преподавания гуманитарных дисциплин, но и технологии, которые чрезвычайно важно использовать при преподавании любых дисциплин в техническом вузе.

Использование гуманитарных технологий способствует мотивации учебно-познавательной деятельности, установлению ценностных ориентаций.

Бордовская Н. В.

под гуманитарными технологиями понимает средства создания: организации и регулирования взаимодействия преподавателя со студентами; условий для анализа, оценки и понимания требований к обучению в вузе; условий, позволяющих обучаемым понять смысл всех видов своей деятельности в вузе, соотнести и определить образ своего желаемого будущего как специалиста, гражданина и члена поликультурного общества и т. п.; условия для актуализации, реализации и развития личностного потенциала у каждого обучаемого [4].

  • Особенностью ГТ в техническом вузе является наличие3 целей: 1) личностно значимая цель; 2) цель, которая ориентирует будущих конкурентоспособных специалистов на приобретение ключевых компетенций, специфических для каждой конкретно специальности; 3) цель, которая ориентирует будущих конкурентоспособных специалистов на использование индивидуальных стратегий обучения.
  • Основными функциями ГТ в системе гуманитарной среды вуза является их использование для эффективного обучения, помощи в формировании личности конкурентоспособного специалиста, так как они направлены на создание комфортных условий для обучения и воспитания человека как образованной личности и высококвалифицированного специалиста.
  • ГТ в техническом вузе — это технологии способствующие: созданию комфортных условий для реализации творческого потенциала будущих конкурентоспособных специалистов; подготовке обучаемых к профессиональной жизнедеятельности в современном информационном обществе; эффективному формированию гуманитарной образовательной среды в техническом вузе.
  • Отличительными особенностями использования ГТ в техническом вузе являются: 1) развитие способности анализировать информацию, которую специалист будет использовать в дальнейшем при принятии решений, как в сфере его специальности, так и в повседневной жизни; 2) влияние на формирование профессионального, культурного и бытового сознания личности будущего конкурентоспособного специалиста; 3) формирование толерантного отношения к окружающему миру и осознание своей роли в нём; 4) развитие ряда ключевых компетентностей, присущих конкурентоспособному специалисту и добропорядочному человеку; 5) формирование культуры специалиста, которая объединяет профессиональную и общественную деятельности конкурентоспособного специалиста.
  • Специфической особенностью ГТ является их междисциплинарность, что влияет на развитие коммуникативной компетентности обучаемых, также как и на выработку технологий самостоятельного принятия решений и стратегий их реализации.
  • Очень часто ГТ используются при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе для выявления их научно-теоретической основы и разработки курсов практических дисциплин, соответствующих главным задачам высшего образования в контексте диалога культур.

Особая роль отводится игровым имитационным методам (имитационному тренингу, игровому проектированию и пр.). Такие методы предполагают интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для специалиста личностных качеств.

Читайте также:  Песни политзаключенных: как это было…

Они развивают навыки соблюдения норм этикета и традиций делового общения, а также умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Отметим особую значимость метода «мозгового штурма», который способствует развитию творческих способностей будущих конкурентоспособных специалистов.

На наш взгляд, основными методами, используемыми в рамках ГТ втехническом вузе, являются следующие методы обучения:

1) «Обучение в сотрудничестве», главная идея которого заключается в обучении вместе.

2) Метод проектов, который предполагает общность целей и задач для всех членов группы, а также индивидуальную ответственность и равные возможности для достижения успеха.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать ее, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.

3) Разноуровневое обучение, представляющее индивидуальный стиль обучения, основанный на учете индивидуальных особенностей каждого обучаемого, особенностях их психического развития, темперамента, типа нервной деятельности и пр.

Это объясняется тем, что одни обучаемые трудоспособнее по утрам, другие — во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение [3].

  1. Результаты исследования позволяют сделать выводы, что ГТ втехническом вузе:
  2. ̶определяют вектор развития высшего профессионального образования;
  3. ̶повышают эффективность процессов обучения и воспитания будущих конкурентоспособных специалистов в техническом вузе;
  4. ̶нацелены на улучшение качества жизни будущих конкурентоспособных специалистов.

В перспективе считаем, что необходима дальнейшая разработка теории гуманитарных технологий для использования в технических вузах не только для повышения эффективности образовательного процесса, но и для повышения качества педагогической среды.

Кроме того, исследования в области разработки практико-ориентированных основ конструирования гуманитарных технологий в рамках гуманитарной среды технического вуза необходимо вести с учётом индивидуальных особенностей обучаемых, потребностей будущих специалистов и спроса рынка труда.

Важным является исследование проблем, связанных с функционированием гуманитарной среды технического вуза, использованием инновационных подходов, методов и возможностью оптимизации обучения с их помощью.

Литература:

  1. Лутова А. В. Гуманитарная образовательная среда как средство воспитания гражданина [Электронный ресурс]. — 2002 — Режим доступа: http://www.websib.ru/~su/article.htm?83, свободный
  2. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г. –180 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  4. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 408 с.

Основные термины (генерируются автоматически): технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий…

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его…

— интеграцию учебных дисциплин, входящих в образовательную программу профессиональной подготовки

Таким образом, мы рассмотрели различные условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста.

Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его…

обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников

обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и…

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях

педагогическим функциям в профессионально-личностном развитии специалиста

Игровая среда выполняет обычно стимулирующую функцию в образовании (повышение

дисциплин учебных заведений СПО, в организации учебных практик и стажировок на

Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов.

Работа в Кабардино-Балкарском гуманитарнотехническом колледже подтверждает, что…

К конкурентоспособности вуза автор относит: рациональную и эффективную структуру; наличие в вузе системы управления качеством подготовки специалистов; наличие группы высококонкурентных образовательных программ…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9990/

Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях (статья)

  • Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях
  • Огаджанян Н.М
  • ГБОУ СПО СК «СТАВРОПОЛЬСИКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Воспитание – процесс целенаправленного развития человека, включающий освоение культуры, ценностей и норм общества.

Воспитание всей своей сутью ориентировано, прежде всего на будущее, поскольку предполагает наличие определенной цели, определенного идеала, к которому устремлен процесс формирования человека1.

Гуманитарные дисциплины выполняя, в числе других, культурно-воспитательную функцию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, красоту.

Фундаментальные знания современных специалистов должны включать не только законы рыночной экономики, но и законы социального развития общества, чтобы удовлетворить потребность кооперативных организаций в высококвалифицированных специалистах, умеющих по-современному мыслить и самостоятельно принимать решения. Образовательным учреждениям кооперативной системы необходимо формировать социальное мышление студентов, усиливать философско-психологические аспекты в преподавании как профильных, так и общегуманитарных дисциплин.

Возрастание темпов социальной жизни, глубинные перемены во всех сферах общественной жизни ставят перед человеком проблемы мировоззренческой ориентации, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направления своей деятельности. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль играют гуманитарные дисциплины. Изучение их должно способствовать подготовке широко образованных, творческих и ясно мыслящих специалистов.

Подготовка экономистов традиционно осуществлялась в России в целом, и в кооперативном образовании в частности, на высоком уровне. Но очень часто возникает проблема непонимания студентами ценности и необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

Их аргументом являются ссылки на то, что отвлечение на гуманитарные предметы не способствует обретению профессионализма. При этом некоторые из них утверждают, что на современном рынке труда востребована узкая специализация.

Нередки при этом ссылки на примеры западного образования, ориентированного, по представлениям студентов, исключительно на подготовку узких профессионалов. Встречается даже представление молодых людей об изучении гуманитарных дисциплин как о бесполезном занятии.

Иными словами, гуманитарная составляющая образования, по их мнению, не способствует обретению высокого профессионализма.

Студенты, приходящие в Ссуз в разном возрасте и довольно часто с опытом физического труда, не имеют оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования и соответствующего опыта. Современное же развитие науки в целом предполагает взаимодействие самых разных отраслей знания и видов деятельности в образовании специалистов.

При общении со студентами в учебное и внеучебное время можно сделать вывод о том, что у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного, целостного мышления, то есть молодые люди не имеют представления о взаимосвязи всех общественных явлений во времени и пространстве.

Студенты отделяют современность от всей истории социального развития. Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры обеднен.

Для них процесс осмысления фактов современности как проявлений универсальных закономерностей человеческого существования начинается, подчас, лишь в университете.

Гуманитарные науки, по их мнению, не имеют прикладного значения, поэтому многие студенты экономического вуза основное внимание стараются уделить, прежде всего, точным и профильным дисциплинам. Однако изучение гуманитарных предметов формирует способ целостного объемного мышления, который помогает всесторонней реализации творческих потенций личности.

Учебные занятия по таким дисциплинам, как литература, культурология и др. имеют огромное значение как форма необходимого двустороннего общения студента и через преподавателя. Ведь любой дискуссионный момент учебного занятия предполагает воспроизведение и использование знаний, являющихся частью общей культуры.

Все чаще преподавателям гуманитарных дисциплин приходится сталкиваться с качественно иными, чем несколько лет назад, трудностями. Одной из проблем, усугубленной массовой коммерциализацией образования, является постепенная утрата способности многих студентов работать с печатными источниками.

Молодые люди, закончившие среднюю школу в последние годы, зачастую плохо считывают текст, при этом самые простые и знакомые из повседневности слова искажаются ими при устном произнесении.

Это свидетельствует о неумении воспринимать контекст написанного, улавливать как его общий смысл, так и понимать значение отдельных слов. Можно сделать вывод, что изучаемый материал представляется многим студентам абстракцией, подлежащей механическому заучиванию и дальнейшему озвучиванию.

Например, студенты заимствуют материалы докладов или рефератов из Интернета, не обращая внимания на его достоверность и правильность.

Уровень знаний и общей культуры студентов является в определенной мере отражением социокультурной ситуации в обществе. Искажение ими хрестоматийных имен литераторов, художников, музыкантов и названий художественных произведений – свидетельство снижения уровня общей осведомленности.

Имена и понятия, являющиеся национальной гордостью, не присутствуют в средствах массовой информации и не запечатлеваются в памяти. Также очень сложно определить историческое время золотого и серебряного веков русской культуры.

К тому же ограниченное методическими нормами преподавание в школе литературы, мировой художественной культуры и истории обедняет содержание этих предметов.

Поэтому преподавателю гуманитарных дисциплин в экономическом вузе при условии жесткого ограничения учебных часов необходимо решать сложнейшую задачу не только способствовать появлению интереса к данным предметам, но и развитию потребности у студентов к дальнейшему самообразованию.

Высокообразованная личность, обладающая широтой кругозора – одна из наиболее действенных аргументов в необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

Следовательно, в процессе работы со студентами нужен не только преподаватель-предметник, но и личность, собеседник. Гуманитарные дисциплины предполагают личностное общение преподавателя и студентов.

Отвлечение в разумных пределах на обсуждение волнующих вопросов, не имеющих непосредственного отношения к теме занятия, не только не наносит ущерба постижению предмета, но и заставляет студентов хотя бы на время задуматься над сложными процессами бытия.

Это предполагает большую требовательность преподавателя к самому себе, так как он должен быть гуманитарием в самом высоком смысле этого слова, что является еще одним из наиболее важных аргументов в изучении гуманитарных дисциплин.

Актуальной проблемой являются и методика, специфические приемы и пути работы над литературным произведением в многонациональных группах, которые сложны и в недостаточной степени изучены наукой. Именно поэтому, а также вследствие реальной распространенности многонациональных учебных коллективов, она имеет социально-культурную значимость.

Важность данной проблемы с теоретической и практической сторон проявляется в недостаточном количестве работ, специально ей посвященных. Принцип диалога культур в учреждениях с многонациональным составом учащихся требует разработки особых методик преподавания русской литературы.

Украинские, белорусские, таджикские, туркменские школьники из стран СНГ по уровню своих знаний и менталитету значительно отличаются от башкирских, осетинских, мордовских, чеченских учащихся, которых также достаточно в учебных группах.

Важным фактором, который нельзя не учитывать, является и то положение, что эти учащиеся приходят в образовательные учреждения с различным уровнем подготовки. Также имеет свою специфику восприятие русской художественной литературы учащимися других национальностей. Оно отличается специфическим пониманием и толкованием явлений русской культуры в отличие от родной.

Решить эту проблему можно путем создания системы изучения русской литературы в учреждениях среднего профессионального образования на основе уроков эмоционально-образного типа, способствующей формированию гуманистических идеалов и становлению личности гражданина, обеспечивающей качественное обучение, использованием при изучении русской литературы в многонациональном классе аудиовизуальных компонентов с целью создания объединяющего учащихся эмоционально-образного фона, атмосферы. Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях среднего профессионального образования с многонациональным составом учащихся будут способствовать росту национального самосознания учащихся. При закреплении приоритета общечеловеческих ценностей, более качественному, осознанному, творческому освоению русской литературы. Именно преподаватель создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к литературе и ее восприятия, формируя систему уроков нетрадиционного типа, при этом постоянно опираясь на общечеловеческий нравственный стержень художественных произведений и образов; использует и приучает учащихся применять принцип сопоставления, в том числе сопоставления национальных литератур и культурных явлений; осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур с учетом многонационального состава учебной группы. Эти формы уроков русской литературы развивают духовный мир учащихся, закрепляют те начала их национального самосознания, которые не противопоставляются общероссийскому гражданскому сознанию, а гармонично взаимодействуют с ним в структуре личностного мировоззрения. Это способствует достижению межнациональной терпимости, взаимоуважения всех участников социального межкультурного диалога, приобщения их к общечеловеческим гуманитарным ценностям.

Важное значение приобретает использование в ходе урока аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач урока своими специфическими средствами. Но для этого нужен электронный носитель, чтобы можно применить компьютерные учебные программы.

Если в естественных дисциплинах их применение воспринимается как дело неизбежное по мере компьютеризации и информатизации учебного процесса, то в преподавании гуманитарных дисциплин все обстоит иначе.

Читайте также:  22 дельных совета по аранжировке треков

Здесь по-прежнему наблюдается не только боязнь компьютерной техники, но и недоверие к информационным технологиям, включая те из них, которые предназначены для изучения конкретной предметной области (литературы, истории, культурологи и т.д.).

Это, скорее всего, объясняется не только уровнем нашей нынешней ментальности, но и внутренним сопротивлением, поскольку эффективность применения компьютерного обучения в практикуемой ими предметной области не нуждается в подтверждении.

Кооперация на современном этапе нуждается в образованных, компетентных, интеллектуально развитых, духовно богатых специалистах.

Изучение гуманитарных дисциплин в кооперативном вузе призвано пробудить в студентах и у практических работников личностные качества, умение мыслить, благородное стремление служить людям.

Именно в процессе изучения гуманитарных дисциплин студенты получают представления о том, как их профессиональные знания использовать в добрых делах, на благо людей и страны в целом.

1

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/problemy-prepodavaniya-gumanitarnykh-distsiplin-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh-statya.html

Развитие нравственных ценностей у студентов технического вуза в системе преподавания гуманитарных дисциплин

Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №8(13) Август, 2017

УДК 378

Дата публикации 31.08.2017

Тарасова Екатерина НиколаевнаКанд. пед. наук, доцент кафедры Инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

Аннотация: В данной статье выявлен содержательно-целевой аспект развития нравственных ценностей у студентов в системе преподавания гуманитарных дисциплин.

Рассмотрен воспитательный потенциал гуманитарных предметов в формировании нравственного сознания личности студента, а также педагогический аспект интегративного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки.

Ключевые слова: нравственные ценности, воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, психолого-педагогическая подготовка, интегративный подход

Development of students` moral values while teaching humanities at technical university

Tarasova Ekaterina NokolaevnaPhD, Associate professor of Psychology and Pedagogy Chair (PPC) of FSBEO HPE “KNRTU”, Kazan

Abstract: This article reveals the content-based aspect aimed at developing student moral values while teaching humanities.

In order to form awareness of moral values among students we considered educational capacity in teaching humanities as well as pedagogical aspect of integrative approach in psychological and pedagogical training.

Keywords: moral values, educational capacity in teaching humanities, psychological and pedagogical training, integrative approach

В связи с социальной востребованностью повышения нравственной культуры подрастающего поколения, усилением нравственно формирующей функции современного образования, его ориентации на ценностно-смысловое освоение окружающей действительности, меняются требования к подготовке современного специалиста. Важнейшим условием формирования личности студента становится развитие его высших потребностей, ценностных ориентаций. Неоценимую роль в этом процессе играют дисциплины гуманитарного цикла, способствующие развитию мировоззренческой культуры молодого человека, его ценностного сознания, характеризующегося бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, стремлением к добру и справедливости. При этом, реализация интегративного подхода призвана аккумулировать воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин и обеспечивать постижение содержащихся в них общечеловеческих нравственных ценностей.

Идеи формирования нравственных ценностей личности отражены в  работах Л.С. Выготского, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, Л.И. Рувинского, Л.И. Новиковой, Е.В. Бондаревской, Л.И. Анцыферовой, Л.П. Буевой, Н.Л. Селивановой, И.А. Липского и др.

; исследования, посвященные анализу воспитательного потенциала учебных дисциплин, процесса обучения принадлежат Г.Г. Габдуллину, Л.А. Воловичу, И.Э. Ярмакееву, П.Н. Осипову и др.; идеи интегративного похода отражены в работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, С.М.

Гапеенкова, С.Б. Игнатова и др.

По мнению И. Ярмакеева, реальная практика показывает, что вузы, как правило, не уделяют должного внимания формированию нравственно-смысловой сферы профессиональной деятельности будущего специалиста, сводя образовательный процесс к его информационной и технологической составляющим, выражающимся в «передаче» студентам знаний, умений и навыков [7].

Между тем, вузовское техническое образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на молодое поколение. В особенности это относится к блоку учебных дисциплин гуманитарной направленности.

Специфика гуманитарных предметов в формировании нравственных ценностей личности студента с позиций современной образовательной парадигмы заключается в том, что они не могут быть усвоены на уровне значений.

Существенным критерием усвоения в данном случае является смысл, отношение, которые вырабатываются через диалог, внутреннюю полемику с другими субъектами – педагогом, другими обучаемыми, авторами идей, концепций, произведений, входящих в содержание образования.

На первый план выходит ценностное отношение к изучаемому объекту [8]. Вследствие этого, для гуманитарного образования приоритетное значение имеет не столько объяснение, сколько понимание эмоциональных переживаний, мыслей и поступков человека, оценка его деятельности в моральном плане.

В связи с этим, педагогический аспект интегративного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки студентов в целях их нравственного развития, формирования ценностных ориентаций, на наш взгляд, заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становились специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности студента, его устойчивыми жизненными ориентирами путем перевода их в субъективные ценностные ориентации. Во-первых, это – общечеловеческие ценности, (истина, жизнь, счастье, свобода, честь и др.). Во-вторых, это – ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений (труд, гуманизм, красота, знание, Отечество и др.). И, наконец, это – ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность и др.).

Опора на интегративный подход в системе психолого-педагогической подготовки будущих специалистов предполагает системное единство гуманитарных знаний, объединение в едином процессе всех видов и уровней учебно-познавательной деятельности, единение преподавателя и студентов в ходе психолого-педагогической подготовки.

Так, к примеру, содержание дисциплины «Педагогическая антропология» предусматривает глубокие и тесные методологические и мировоззренческие взаимосвязи с философией, социологией, культурологией, этикой, психологией, а   также   с   другими   дисциплинами   общекультурной   и профессиональной   подготовки   специалиста.

   Лишь   на   основе   усвоения   этих взаимосвязей возможно формирование у студентов единой и целостной научно-философской и образно-эмоциональной картины мира, морально-этического мировоззрения.

Интегрируя в себе современные представления о человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре, о наиболее продуктивных для современной педагогики идеологии, стратегии и технологиях воспитания, данный курс имеет обширные, разносторонние возможности воспитания гармонично-развитой, нравственно-ориентированной личности, формирования ее жизненной и профессиональной позиции. Различные альтернативные подходы и трактовки профессионально — нравственных явлений и процессов дают возможность будущему специалисту не только глубоко осмыслить их, но и выработать собственную мировоззренческую позицию с учетом своего индивидуально-личностного опыта, прежде всего нравственного характера.

Согласно точке зрения И.Э.

Ярмакеева, воспитательный потенциал учебной дисциплины является совокупностью мировоззренческих, аксиологических, культурологических аспектов и соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов учебной и внеаудиторной работы, творческая актуализация которых позволяет не только успешно реализовать воспитательную функцию процесса обучения, но и значительно обогатить целевой, содержательный и процессуальный компоненты общего и профессионального воспитания будущих специалистов [8].

В связи с этим, особенно актуальным становится проведение на занятиях психолого-педагогической направленности цикла этических бесед с использованием эмоциональных, деятельностно — ориентированных форм педагогического влияния на обучающегося, таких как педагогические задачи, тесты и др.

; упражнений индивидуального тренажа, направленных на развитие логики, воображения, на формирование нравственных чувств обучающихся; проведение диспутов, дискуссий, написание эссе нравственной проблематики, способствующее нравственной рефлексии студентов, развитию образного, аналитического мышления; создание специальных «эмоциогенных» ситуаций общения. При этом, создавая морально-этические ситуации, «можно подвести студентов к самостоятельным выводам, отношениям, оценкам. Обучающиеся, в свою очередь, должны: а) объяснить моральную ситуацию; б) дать критическую оценку поведения других людей; в) осуществить выбор своего поведения; г) дать критическую оценку своего решения, принятого в ситуации морального выбора» [4, с. 36-37].

К примеру, один из разделов учебной дисциплины «Педагогическая антропология» «Человек как предмет научного изучения» может включать в себя такие воспитательные единицы, как диспут на тему «Почему антропологическое знание является важным для педагога?»; этическую беседу на тему «Нравственность человека как способность ориентироваться на высшие ценности» (как метод осмысления студентами своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения). К развиваемым при этом нравственным личностным качествам студента можно отнести формирование профессионально-нравственного сознания, нравственных чувств, моральной мотивации поведения. Раздел дисциплины «Культура как антропологический феномен» позволяет включить в себя творческую работу «Условия оптимального взаимодействия человека и культуры», позволяющую сформировать нравственные установки студента, его ценностное отношение к культуре. Раздел «Воспитание как антропологический процесс» подразумевает использование эмоциональных, деятельностно-ориентированных форм педагогического влияния на студента, таких, как творческие задания, педагогические задачи, тесты, ситуации морального выбора как методы организации социального опыта студентов; организацию и проведение группового воспитательного дела. Формируемыми при этом личностными нравственными качествами студентов становятся нравственное отношение к окружающей действительности, представления обучающихся о нравственном идеале, формирование нравственного восприятия и переживания, моральной мотивации деятельности и поведения и т.д.

При этом, ориентация педагога в процессе образовательно-воспитательной деятельности на принципы: гуманизации, ценностной ориентации студентов, личностно — ориентированный принцип, принцип сотрудничества, дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса, деятельностный принцип, принцип диалогичности, принцип профессиональной направленности определяют педагогическую интеграцию как целостный взаимообусловленный процесс, направленный на целостный результат – воспитание целостной личности.

Особое значение принадлежит использованию в процессе занятий методов: убеждения, побуждения к сопереживанию, воспитания эмоционально-положительной  отзывчивости   на  прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире, методов само-:  самоанализа; самокритики; самопознания; самовоспитания, самообучения, самообразования, самообладания, самоограничения, самоконтроля и самостимулирования, методов педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения (пример, разъяснение, обращение к совести, к чувству справедливости, к самолюбию и чести, внушение, упражнение и др.). Реализуемые при этом инновационные технологии образовательно-воспитательной деятельности: организации и проведения группового воспитательного дела, проектного обучения, личностно-ориентированного обучения (гуманно-личностные технологии, сотрудничества, свободного воспитания), информационно-коммуникационной технологии,  индивидуального рефлексивного самовоспитания, технологии воспитания на основе проектно-парадигмального подхода призваны оказывать личностно-формирующий эффект педагогической интеграции, направленность на человека, его самореализацию и преображение как важнейший итог всего педагогического процесса.

Особое значение в процессе психолого-педагогической подготовки студентов в целях их нравственного самосовершенствования приобретает также личность педагога, нравственная культура которого выступает как «сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств, характеризующих степень развития и саморазвития нравственных мотивов, ценностей, убеждений, знаний, умений, чувств и способностей, ко­торые он проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми ценно­стями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной деятельности принято считать нормативны­ми и (или) идеальными» [6].

Итак, содержательно-целевой аспект развития нравственных ценностей у студентов технического вуза в системе гуманитарной подготовки, с опорой на интегративный подход, предполагает формирование личностной позиции студента, включающей в себя  осознание общественной значимости своей профессии, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы принципов и гуманистических ценностных ориентаций на социально-профессиональную активность.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / Е.В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2004. – 120 с. 2. Воропаев М.В.

Нормативно-гуманистические воспитательные системы: опыт экспериментального изучения [Текст] / М.В. Воропаев. – Тамбов: ТОИПКРО, 2003. – 214 с. 3. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Интегративный подход в моделировании современного образования/ С.Б. Игнатов, В.А.

Игнатова// Социально-экономические технологии, Выуск 1, 2013 , с.99-1034. Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности / И.А. Липский. – Тамбов, ТГУ, 2000. – 32 с. 5. Осипов, П.Н.

Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе: Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы. – Казань: РИЦ «Школа», 2011. – 224 с. 6. Сироткин Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: науч.-метод. пособие / Л.Ю. Сироткин, С.Ф.

Егерева. – Казань: Изд-во КГПУ, 2005. – 79 с.7. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И.Э. Ярмакеев // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 86-92.

8. Ярмакеев, И. Э. Гуманитарные смыслы педагогического образования / И.Э. Ярмакеев //Народное образование. Педагогика. -2006.-№1.- С.42-45

Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/razvitie-nravstvennykh-tsennostej-u-studentov-tekhnicheskogo-vuza-v-sisteme-prepodavaniya-gumanitarnykh-distsiplin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector