Песни политзаключенных: как это было…

Oxxxymiron за Егора Жукова, IC3PEAK на концерте в поддержку оппозиционных кандидатов, группа «Рабфак» собирает деньги для политзаключенных, а Jars и «Позоры» поют в поддержку сестер Хачатурян. Корреспондентка «Полит.ру» Аня Гольдман поговорила с музыкантами о том, почему им важно участвовать в протестах.

Ян Шенкман, журналист, писатель, организатор концерта в поддержку политзаключенных «Стены рухнут. Музыканты — в поддержку узников московского лета»:

Песни политзаключенных: как это было…

Этим летом мы видели, как Oxxxymiron бился за Егора Жукова, видели Фейса на митинге и слышали песню Noize MC о разгоне протестных акций в Москве.

Но это заоблачные звезды, а музыкантов очень много, и многим из них важно выразить свое мнение. Музыкальное сообщество против закручивания гаек, и ему важно заявить об этом на своем языке.

Однако дело не только в политике, но и в желании помочь и поддержать политзаключенных.

Сбор помощи — это очень важно. Сидеть в тюрьме — дело дорогое. Нужны деньги на передачи и адвокатов, это огромные траты. Как и во время Болотного дела, протест инициировали оппозиционные политики, а сели простые люди, у которых нет денег.

В Москве очень много людей, которые хотят помочь политзаключенным, но не знают, как это сделать. Мне было очень приятно, что стоило мне заявить о концерте, как сразу же мне начали писать и звонить поэты, художники и писатели, которые захотели присоединиться к акции.

В результате у нас получился не просто музыкальный концерт.

Участие в мероприятии примет поэт Всеволод Емелин, придут родственники политзаключенных, а художник и перформансист Артем Лоскутов создал специально для нас картину, которая будет продана с аукциона, а вырученные деньги пойдут на помощь политзаключенным.

Некоторые считают, что искусство должно быть вне политики и не нужно совмещать митинги и концерты. Но сейчас в стране сложилась такая ситуация, что люди искусства просто не могут молчать. Даже Егор Крид уже не может молчать.

И уже не важно, какой ты артист, это просто проверка на то, есть в тебе что-то человеческое или нет. Невозможно быть известным человеком и делать вид, что ничего не происходит. Если ты поступаешь так, то у тебя просто нет будущего.

Громкие имена привлекают внимание к протесту, но в целом, мне кажется, странно говорить о пиаре и самопиаре, учитывая то, что у многих артистов возникают проблемы — им отменяют и срывают концерты. Пиариться можно более безопасным способом.

Иван Гуськов, солист группы «Рабфак», участник концерта «Стены рухнут»:

Песни политзаключенных: как это было…

Я решил принять участие в этом концерте, потому что мне очень не нравится то, что происходит в стране, и я хочу поддержать политзаключенных. Люди получают сроки просто за то, что вышли на акции протеста. Людей сажают за то, что их избивают полицейские. Это просто ненормально, так быть не должно.

Я совершенно не хочу пиариться на этой истории, мне кажется, это было бы просто некрасиво и неэтично.

Из-за поддержки протестующих у группы «Рабфак» уже случались проблемы — в службу одного из московских заведений позвонили и сказали, что мы «навальнисты» и «жидобандеровцы», в результате мы не смогли доиграть концерт. Такое было один раз и больше не повторится, я надеюсь, но мы не можем знать наверняка.

Что еще я могу сказать? Свободу политзаключенным! Россия будет свободна от нечисти, которая сейчас находится у власти.

Оксана Васякина, поэтесса, активистка, феминистка, организатор концерта в поддержку сестер Хачатурян:

Я поэтесса и мыслю любую творческую деятельность как политическую. Для меня не существует аполитичных музыки-поэзии-искусства. Сначала мы организовали литературные чтения в поддержку сестер, в них приняли участие около ста писательниц, поэтесс и журналисток.

Потом я подумала, что уж если мы включаем в борьбу пишущих женщин, то нужно делать еще события, на которых могли высказаться представительницы других сфер творчества. Так в голову пришла мысль сделать концерт.

Я думаю, что концерты и вечера, которые мы проводим, — это не концерты и вечера в чистом виде, я понимаю эти события как микромитинги, на чтениях собралось около 500 человек, на концерт пришли примерно 800.

Гости пришли поддержать сестер (деньгами и письмами), обменяться мнениями, послушать любимую музыку. Кто-то пришел просто послушать любимую группу — и да, включился в повестку и общий процесс.

Музыка — это очень мощный медиум, его нельзя игнорировать, когда речь идет о политической борьбе. Власти зовут на свои митинги Лепса и Валерию.

Мы зовем «Позоры», «Созвездие Отрезок» и Pussy Riot, на митинг в поддержку оппозиционных кандидатов в депутаты зовут Фэйса и IC3PEAK. Протесту нужна музыка, нужна своя песня, которую можно петь хором на площади.

Музыка работает как очень мощный консолидирующий инструмент.

Я не могу осуждать тех, кто участвует в акциях ради пиара. У каждого свои мотивы для участия в тех или иных действиях. Ведь это работает не только на музыкантов, они приводят на митинги людей, политизируют свою аудиторию, это хорошо.

Но странно говорить, что музыканты участвуют в протестах только ради самопиара — у многих из-за этого, наоборот, проблемы. Я знаю, как преследовали IC3PEAK, как угрожали «Кровостоку» и Фейсу.

Репрессии в отношении музыкантов такого уровня ожидаемы, их миллионная аудитория может стать мощной политической силой. В этом смысле музыканты опасны для власти.

Антон Образина, вокалист группы Jars, принимал участие в концерте в поддержку сестер Хачатурян:

Песни политзаключенных: как это было…

Я участвовал в концерте в поддержку сестер Хачатурян в первую очередь потому, что он благотворительный, нам удалось собрать более 100 тысяч рублей, и это здорово. Мне кажется, благотворительность — важная функция концертов и хороший способ аккумулировать средства. Например, весной мы так собирали деньги на лечение для друга.

Что касается пиара и самопиара, тут двоякая ситуация. Конечно, какой-нибудь Oxxxymiron может привлечь к протестам свою многочисленную аудиторию, но я играю в маленьких нишевых группах, если я стану писать воззвания, кто их прочтет? Несколько человек? При этом из-за того, что мы поддерживаем оппозицию, нам уже срывали концерты. К сожалению, это довольно обычная практика.

Лена Кузнецова, солистка панк-группы «Позоры», принимала участие в концерте в поддержку сестер Хачатурян:

Я феминистка и у нас фем-группа.

Мне важно, чтобы группа называлась феминистской не за какую-то мишуру, не просто из-за того, что я пляшу на сцене как оголтелая, а за то, что мы выступаем за определенные ценности и поддерживаем фем-повестку.

Поэтому мне важно погружать группу в определенный общественно-политический контекст. До этого я уже принимала участие в организации мероприятия, посвященного теме домашнего насилия, «НЕ ВИНОВАТА».

А еще мне было важно принять участие в концерте в поддержку сестер Хачатурян, потому что он — благотворительный. Мы, музыканты, можем сделать не так много, поэтому, когда нас зовут на благотворительный концерт, мы всегда соглашаемся, вне зависимости от планов и ситуации в группе.

Для меня протестная музыка — это одна из форм активизма, такая же, как участие в митингах или работа в «Фонде борьбы с коррупцией». Это одна из форм взаимодействия человека и общества.

Важен ли мне самопиар? Да, важен, и что? Я трачу на группу много сил, времени, ресурсов и денег, и, разумеется, мне важна какая-то отдача. Некоторые думают, что песни появляются за три минуты, но это не так. Создание музыки — это очень времязатратный процесс, который требует огромных профессиональных навыков.

Если обо мне вообще кто-то знает — значит, я уже занимаюсь самопиаром.

Я не понимаю упреков в адрес музыкантов, которые пытаются как-то продвигать свое творчество, позиционируя себя в публичном пространстве через актуальные повестки.

Особенно когда речь идет об андеграундных музыкантах, которые практически не зарабатывают денег и ставят идеологические интересы выше всех остальных. В этом нет никакого лицемерия. Мы же не врем ни себе, ни публике.

Источник: https://polit.ru/article/2019/09/17/music/

Старая песня: о политзаключенных в России 10 сентября 2013

Нынешние руководители России, как и их советские предшественники, отрицают наличие в стране политических заключенных. Писатель, публицист и бывший политзаключенный Александр Подрабинек рассуждает о взаимоотношениях авторитарной власти и ее узников.

Песни политзаключенных: как это было…

Все, конечно, помнят чудесную фразу администратора ленинградской гостиницы Людмилы Ивановой, сказанную в 1986 году на телемосте Ленинград–Бостон: «У нас секса нет». Правильная советская женщина говорила, как полагается, хотя уже тогда это было смешно. Потому что все знали, что на самом деле секс у нас есть.

Точно так же «правильные люди» говорили в СССР о политзаключенных: «Их нет». Только, в отличие от секса, это было не смешно. Все знали, что политзаключенные есть, но говорить об этом нельзя.

Некоторое время после перестройки казалось, что темы эти ушли в прошлое и секс, безусловно, есть, а политзаключенных наверняка нет. С приходом к власти Владимира Путина все начало меняться в обратную сторону – пока главным образом во второй части. Появились политзаключенные.

Есть политзаключенные, отстаивающие свободу, а есть такие, кто желал бы еще более жесткого и деспотического режима

Они все очень разные. Среди них есть политзэки, признанные «Международной амнистией» узниками совести. Есть не признанные таковыми. Есть люди, считающие себя борцами с политическим режимом, а есть те, на кого политические репрессии обрушились, несмотря на их полную лояльность режиму.

Есть политзаключенные, отстаивающие свободу, а есть такие, кто желал бы еще более жесткого и деспотического режима. Все они вовлечены в сферу политических взаимоотношений и за это осуждены. По этой причине все они политзаключенные.

Вовсе не всех из них обязательно надо защищать, но не признавать их существование невозможно.

А для кого в нашей стране нет ничего невозможного? Правильно, для коммунистов. Точнее, для чекистов. Прошел слух, что все они вымерли и рассосались во времени и пространстве, но это не подтвердилось.

Cпикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил 1 сентября дмитровскую гимназию «Логос», чтобы на открытом уроке рассказать старшеклассникам о Конституции и парламенте. Один бесстрашный (вероятно, по неопытности) ученик 11-го класса спросил Нарышкина о политических заключенных в сегодняшней России.

В конце 1970-х годов Сергей Нарышкин окончил высшую школу КГБ в Минске. Задай ему старшеклассник этот вопрос тогда, лектор бы точно знал, что делать. И самому парню, и его родителям досталось бы по полной программе. Но сегодня время еще не то, и бывший чекист Нарышкин не потянулся к кобуре, а начал политико-воспитательную работу.

«В нашем Уголовном кодексе нет статьи о политических преступниках. Конечно, кто-то их хочет считать политическими заключенными, но если мы говорим о заключенных – это исключительно лица, которые осуждены за экономические или иные преступления», – объяснил спикер-чекист нахальному старшекласснику.

Ответ на неудобный вопрос Нарышкину не пришлось искать долго. Не надо было ничего придумывать – только вспомнить. Точно такую же песню его коллеги по КГБ и КПСС исполняли в советские годы в редких случаях контактов с западной аудиторией, а чаще – в советских средствах массовой пропаганды.

«Гитлеровские прихвостни, каратели, бандиты, клеветники, насильники – вот кто такие “узники совести”», – причитали бойцы идеологического фронта В. Михайлов и М. Юрченко (наверняка псевдонимы) в своей статье «Едкий вкус цветной капусты», опубликованной в сборнике «С чужого голоса» («Московский рабочий», 1982 год).

«Политических заключенных у нас в стране нет и быть не может, потому что у нас в Уголовном кодексе нет политических преступлений», – так объясняли штатные советские пропагандисты не в меру любопытным иностранцам отсутствие политзаключенных в СССР. Вероятно, такое объяснение казалось им изящным и убедительным.

Песни политзаключенных: как это было…

Александр Солженицын основал Фонд помощи политзаключенным на доходы от публикации своего романа «Архипелаг ГУЛАГ»

В соответствии с общей установкой Владимир Буковский, например, был объявлен в советской печати заурядным уголовником, обычным хулиганом. Возникла, правда, некоторая неловкость, когда «обменяли хулигана на Луиса Корвалана», но советская власть эту неловкость пережила.

Сергей Нарышкин, который в те славные времена служил в КГБ, все эти объяснения, конечно, хорошо знает. Теперь наступило время вспомнить слегка подзабытое.

У нынешней российской власти, как некогда и у советской, отношение к политзаключенным основано на лицемерии. Однако так в России было не всегда. В Российской империи существование политзаключенных признавалось официально.

В XIX веке был даже статус политического заключенного, определяемый Уложением о наказаниях уголовных и исправительных.

После Февральской революции 1917 года все политзаключенные были амнистированы специальным постановлением Временного правительства.

После Октябрьского переворота и особенно после начала красного террора (5 сентября 1918 года) недавнюю Российскую империю лавиной накрыли политические репрессии.

С появлением концлагерей политзаключенные стали постоянным явлением в советской России. Их существование тогда не отрицалось властями.

До 1937 года просуществовал под разными названиями учрежденный еще в середине 70-х годов XIX века Политический Красный Крест, оказывавший всевозможную помощь политзаключенным.

После хрущевской оттепели и осуждения сталинских репрессий иметь политзаключенных стало неприлично, но и отказаться от политических репрессий коммунистический режим не мог. Поэтому тему политзаключенных в СССР власти либо стыдливо обходили молчанием, либо утверждали, что все политзаключенные – обычные уголовники.

В 1974 году Александр Солженицын учредил Фонд помощи политзаключенным, и одним из существенных мотивов преследований его сотрудников было именно то, что фонд констатировал наличие политзаключенных в Советском Союзе.

Владимир Буковский был объявлен заурядным уголовником. Возникла, правда, некоторая неловкость, когда «обменяли хулигана на Луиса Корвалана»

30 октября 1974 года политические заключенные мордовских лагерей Кронид Любарский и Алексей Мурженко стали инициаторами Дня политзаключенного в СССР. Этот день стали отмечать не только политзаключенные, но и правозащитники на воле.

Одновременно с этим заключенные политических лагерей требовали предоставления им статуса политзаключенных – особого положения, которое отличало бы их от общеуголовных заключенных.

Разумеется, власти с такими требованиями не согласились, и тех, кто добивался такого статуса, особенно сильно подвергали внутрилагерным репрессиям.

После освобождения в 1988–1989 годах последних политзаключенных власть перестала утверждать, что их никогда не было. Больше того, день 30 октября было решено отмечать на государственном уровне.

Однако новое российское руководство, уверявшее всех в своей приверженности демократии и правам человека, состояло в основном из прежней партийной и советской номенклатуры и потому к понятию «политзаключенный» относилось настороженно. С 1991 года 30 октября стали официально отмечать как День памяти жертв политических репрессий.

Общество и многие из бывших политзаключенных сделали вид, что не заметили подмены, и отмечали этот день иной раз с теми, кто был сам повинен в политических репрессиях.

В 2006 году ряд российских правозащитных и политических организаций выступили с заявлением о том, что переименование в День памяти сделано преждевременно, но это была запоздалая реакция. К тому времени политзаключенные уже снова стали отличительной чертой современной России.

Источник: https://dnevniki.ykt.ru/EllikPE/541013

Песни политзаключенных: как это было…, Музыкальный класс — Я узнаю…

Песни политзаключенных: как это было…

Революционеры, «узники совести», диссиденты, «враги народа» — как только не называли политических заключенных за несколько прошедших веков. Впрочем, разве дело в названии? Ведь думающий, мыслящий человек почти неизбежно будет неугоден любой власти, любому режиму. Как верно подмечено Александром Солженицыным, «власть боится не того, кто против неё, а кто выше её».

Читайте также:  Ableton corpus: сайдчейн прилагается!

Власть либо расправляется с инакомыслящими по принципу тотального террора – «лес рубят, щепки летят», либо действует точечно, избирательно, стараясь «изолировать, но сохранить».

А способом изоляции как раз и выбирается тюремное заключение или лагерь. Было время, когда в лагерях и на зонах собиралась масса интереснейших людей. Попадались среди них и поэты с музыкантами.

Так стали рождаться песни политзаключенных.

Один из первых революционных шедевров тюремного происхождения – знаменитая «Варшавянка» . Название далеко не случайно – действительно, оригинальный текст песни имеет польское происхождение и принадлежит Вацлаву Свеницкому. Он, в свою очередь, опирался на «Марш зуавов» (так называли французских пехотинцев, воевавших в Алжире).

На русский язык текст перевел «профессиональный революционер» и соратник Ленина – Глеб Кржижановский. Произошло это в то время, когда он находился в Бутырской пересыльной тюрьме, в 1897 году. Спустя шесть лет текст удалось опубликовать. Песня, что называется, пошла в народ: звала на бой, на баррикады. Её с удовольствием распевали вплоть до окончания гражданской войны.

Царский режим относился к революционерам достаточно либерально: ссылки на поселение в Сибирь, небольшие сроки заключения, редко кого, кроме народовольцев и террористов, вешали и расстреливали.

Когда же все-таки политзаключенные шли на смерть или провожали погибших товарищей в последний скорбный путь – запевали траурный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой» . Автором текста является Антон Амосов, печатавшийся под псевдонимом Аркадий Архангельский.

Мелодическая основа задана стихотворением слепого поэта XIX века, современника Пушкина, Ивана Козлова, «Не бил барабан перед смутным полком…». На музыку его положил композитор А.Варламов.

Вы жертвою пали в борьре роковой

Любопытно, что один из куплетов отсылает к библейской истории о царе Валтасаре, который не внял грозному мистическому предсказанию о гибели как его самого, так и всего Вавилона.

Однако никого эта реминисценция не смущала – ведь далее в тексте песни политзаключенных содержалось грозное напоминание современным тиранам, что и их произвол рано или поздно падет, а народ станет «великим, могучим, свободным».

Песня была настолько популярна, что в течение полутора десятилетий, с 1919 по 1932 гг. ее мелодия была задана курантам Спасской башни Московского Кремля, когда наступала полночь.

Пользовалась популярностью среди политзаключенных и песня «Замучен тяжелой неволей» — плач по погибшему товарищу. Поводом к созданию стали вылившиеся в массовую демонстрацию похороны умершего от туберкулеза в тюрьме студента Павла Чернышева.

Автором стихов принято считать Г.А. Мачтета, хотя документально его авторство так и не было доказано – лишь теоретически обосновано, как вероятное. Существует легенда, что именно эту песню пели перед расстрелом молодогвардейцы в Краснодоне, зимой 1942 года.

Песни политзаключенных позднесталинского периода – это, в первую очередь, «Я помню тот Ванинский порт» и «По тундре» . На берегу Тихого океана располагался порт Ванино.

Он служил пересадочным пунктом, сюда доставляли эшелоны с заключенными и перегружали их на параходы. А дальше – Магадан, Колыма, Дальстрой и Севвостлаг.

Судя по тому, что Ванинский порт был сдан в эксплуатацию летом 1945 года, песня написана не ранее этого срока.

Я помню тот Ванинский порт

Кого только не называли в качестве авторов текста – и известных поэтов Бориса Ручьева, Бориса Корнилова, Николая Заболоцкого, и неизвестных широкой публике Федора Демина-Благовещенского, Константина Сараханова, Григория Александрова.

Вероятней всего авторство последнего – имеется автограф от 1951 года. Конечно, песня оторвалась от автора, стала фольклорной и обросла многочисленными вариантами текста.

К примитивному блатняку, конечно же, текст никакого отношения не имеет, перед нами – поэзия самой высокой пробы.

Что же касается песни «Поезд Воркута-Ленинград» (другое название – «По тундре»), то мелодия ее весьма напоминает слезливую, ультраромантическую дворовую песню «Дочь прокурора». Авторские права не так давно доказал и зарегистрировал Григорий Шурмак.

Побеги из лагерей были большой редкостью – беглецы не могли не понимать, что обречены на гибель или на поздний расстрел. И, тем не менее, песня поэтизирует извечное стремление узников к свободе и проникнута ненавистью к охранникам-вертухаям.

Режиссер Эльдар Рязанов вложил эту песню в уста героев фильма «Небеса обетованные». Так песни политзаключенных продолжают бытие и в наши дни.

(1

Источник: https://xn--80answ2db.xn--p1ai/?p=1456

БГ, FACE, Монеточка и другие. Топ российских политических песен 2019 года

Вчера лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков выложил на своем YouTube-канале ролик, в котором спел о пропаганде на российском телевидении. «Сноб» собрал свой топ политических песен, которые выходили в этом году

Песни политзаключенных: как это было… Robert Anasch/Unsplash

«Демократические свободы и либеральные ценности похоже, вовсе вышли из моды, как ни крути, как ни крути» 

Московская панк-группа «Тараканы», существующая уже 28 лет, в начале сентября выпустила новую песню, посвященную молодым участникам протестных акций.

В тексте песни музыканты выражают свое уважение тем, «кто, не живя ни дня своей жизни при другой власти, считает необходимым выходить на улицы», и упрекают старшее поколения, представители которого отказались от юношеской мечты о свободе ради личного комфорта. 

  • Борис Гребенщиков — «Вечерний М»  
  • «Он все, что закажут, расскажет и ответит на каждый вопрос. У народа душа, но за ней ни гроша, но зато мы утерли всем нос»

В новой композиции от Гребенщикова представлен собирательный образ ведущего вечерней политической программы. Слушатели узнали в нем черты Дмитрия Киселева и Владимира Соловьева; отреагировал на сатиру только последний.  

FACE — «Юморист» 

«Пошутил не так — и ты попал в blacklist. Государева немилость, хоть я вроде бы и чистый. Небо — самолетам, а цензура — для артиста»

В 2018 году рэпер FACE окончательно отошел от образа одиозного персонажа и выпустил остросоциальный альбом «Пути неисповедимы», в котором зачитал рэп о политических проблемах в России. В начале года рэпер выпустил трек о политической цензуре артистов, написанный для фильма «Юморист» Михаила Идова. Клип на песню собрал больше 43 миллионов просмотров. 

Татьяна Лазарева, Андрей Макаревич, Алексей Кортнев, Максим Леонидов, Петр Налич, Рома Зверь, Борис Гребенщиков, Василий Обломов, MANIZHA — «Хочу чаю»

«Ой, не мажора я люблю, а политзаключенного»

Идею для ролика к 30-летнему юбилею песни «Хочу чаю» «Чиж & Co» предложила Татьяна Лазарева. Вместе с коллегами-музыкантами она выступила в поддержку фигурантов дела «Нового величия» за права современных российских политзаключенных — в песне они выражают протест против несправедливости правосудия и просят граждан не молчать о политических проблемах. 

Noize MC — «Все как у людей» (10 сентября)

«СМИ голосят, что повсюду агенты МИ-6, ЦРУ и Моссада — пугают исчадием ада звездно-полосато-носато-пейсатым»

В рамках трибьют-альбома к 55-летию Егора Летова Noize MC записал трек, который почти моментально занял первую строчку в музыкальных стриминговых сервисах. В песне «Все как у людей» рэпер говорит о политзаключенных, свободе слова, ценностях и скрепах среднестатистического россиянина, произволе власти и борьбе с системой.  

Андрей Макаревич — Песня про российский ОМОН (30 июля)

«Задача у маски немного другая: она чтобы не было видно, когда вам становится стыдно»

Источник: https://snob.ru/entry/183261/

Товарищ Сталин, всё идет по плану: немного о русской протестной песне

XO Music о культуре протестной песни:

1. Сильная Доля: зачем пели протестные песни и почему больше не делают этого
2. Пять альбомов, которые против
3. Товарищ Сталин, всё идет по плану: немного о русской протестной песне
4. Songs to Protest About: Наш выбор протестных песен

«А что же наши соотечественники? — спросит пытливый читатель, — Неужели в стране, в которой бунтарский дух так и веет в воздухе, в области протестной песни и сказать-то нечего?». Говорить действительно трудно, но мы всё же попробуем.

Дело в том, что на годы, когда протестной песне как жанру следовало бы появиться, у нас в стране пришёлся неподдельный революционный ажиотаж. Всё то, против чего можно было высказаться по итогам первых двадцати лет века, и без того обличалось из каждого репродуктора.

Капитализм угнетает, империализм развращает, а в идеальном мире зла не будет. Революционные песни быстро стали объектом массовой культуры и кремлёвской пропаганды — то есть, ровно тем, чему искренний протест только и может быть противопоставлен.

А на злобу дня… Ну, не класть же на музыку «Прозаседавшихся» Маяковского?

Когда темы для протестного искусства вновь появились, каналы для его распространения оказались полностью перекрыты: мы живём, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны. Мало кого мог вдохновить пример Мандельштама, сгноённого за одну-единственную эпиграмму. Тем не менее, к началу пятидесятых в лагерях сложилась достаточно самобытная песенная культура.

Колымские рассказы

То, что позже начали называть «блатной песней», изначально было как раз противопоставлено самой культуре «блатных» — т.е. осуждённых за настоящие преступления, не по политическим статьям.

Начало блатняку положили политзаключённые — обычные гражданские люди, часто интеллигенты и представители элиты, попавшие под каток, как правило, даже без мандельштамовской ярой оппозиционности.

Как и их западные коллеги (в области музыки), они писали песни предельной простоты и складности — во-первых, чтобы посыл был ясен любому зэку и сочувствующему, во-вторых, чтобы стихи легко запоминались, и могли передаваться из уст в уста.

Образцовый пример такой песни — «Товарищ Сталин, вы большой учёный» Юза Алешковского; французская галеристка еврейско-бессарабского происхождения Дина Верни, посетив СССР в оттепельные годы, выучила эту песню наизусть (говорят, записи стихов у неё отобрали на границе), чтобы через пятнадцать лет выпустить её в числе прочих на своём единственном альбоме.

  • Живите тыщу лет, товарищ Сталин!
  • И как бы трудно не было бы мне,
  • Я знаю, будет больше чугуна и стали
  • На душу населения в стране!

На этой стадии стал очевидным водораздел русской публицистической песни, актуальный и по сей день: на условные «песни красноармейцев» и условные «песни политзаключённых». «Красноармейцы» протестуют против того, против чего можно протестовать, против чего готовы высказаться все.

«Политзаключённые» говорят остро и злободневно, но паталогически не верят в то, что что-то можно изменить. «Красноармейцев» показывают по телевизору, расхватывают на цитаты и снимают в кино.

«Политзаключённых» отправляют в сумасшедший дом, запрещают или, в лучшем случае, ругают то ли за нецензурную лексику, то ли за беспросветную картину мира.

Типичными «красноармейцами» стали шестидесятники во главе с Булатом Окуджавой (за неимением лучшего — советский Боб Дилан, Фил Окс и Аллен Гинзберг в одном лице).

Он стал автором песенного воплощения концепции «поэзии с фигой в кармане» — жизнерадостная картина мира и житейские темы as opposed to культ личности и пропагандистский пафос.

В сущности, несмотря на своё остроумие и изворотливость, ни Окуджава, ни его последователи (Высоцкий, Галич) не прослыли выдающимися борцами за истину и бунтарями против системы.

На своём поле как подпольщики

Поделённые Горбачёвым надвое восьмидесятые явили стране двух её главных музыкальных «политзаключённых». Первый из них, Александр Башлачёв, стал автором настоящего гимна поколения – одного из самых ударных сочинений русского песенного искусства.

  1. Век жуем матюги с молитвами.
  2. Век живем, хоть шары нам выколи.
  3. Спим да пьем сутками и литрами.

И не поем. Петь уже отвыкли.

  • Долго ждем. Все ходили грязные,
  • От того сделались похожие,
  • А под дождем оказались разные.
  • Большинство-то честные, хорошие.
  • И пусть разбит батюшка Царь-колокол,
  • Мы пришли с черными гитарами.
  • Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл
  • Околдовали нас первыми ударами.
  • И в груди искры электричества.
  • Шапки в снег — и рваните звонче.
  • Рок-н-ролл — славное язычество.
  • Я люблю время колокольчиков.

Во «Времени колокольчиков» СашБаш своей витиеватой публицистикой чётко сформулировал распространённое (и по сей день) настроение: чёрт бы с ней, с национальной идеей и большой духовностью — и так всё уже потеряно («плётки нет, сёдла разворованы»); давайте лучше в узком кругу построим новую крепкую культуру. И правда, казалось бы: запрягай, поехали!

Однако по законам жанра «политзаключённых» этот маленький (но величественный) бунт оказался обречён на практическое поражение — и во многом этому поражению посвящён.

Лично Башлачёв совсем не был «Председателем Земного Шара», и, видимо, не пошёл бы никогда не то что на баррикады, но и на выборы.

Что не отменяет, впрочем, его особого места в русском роке — пожалуй, со своими звонарями, берёзами и дымом коромыслом он гораздо больше остальных состоялся как поэт.

В здоровом государстве будет здравый покой

Вторым бунтарём-метафизиком, разразившимся в восьмидесятых, стал Егор Летов, чей круг почитателей простирается от пьяных школьников до серьёзных интеллектуалов и от офисных работников до любителей психоактивных веществ (впрочем, современность показывает, что все эти статусы легко совмещаются). В своей самой расхожей, петой-перепетой всеми на свете умельцами, набившей кулаки на оскоминах песне, он чётче некуда сформулировал магистральную позицию русского бунтаря.

  1. Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь,
  2. А все другие, остальные — такое дерьмо,
  3. А все другие враги и такие мудаки,
  4. Над родною над отчизной бесноватый снег шёл.
  5. Я купил журнал «Корея» там тоже хорошо,
  6. Там товарищ Ким Ир Сен, там тоже что у нас,
  7. Я уверен что у них тоже самое, и всё идёт по плану.
  8. А при коммунизме все будет заебись,
  9. Он наступит скоро, надо только подождать,
  10. Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф,
  11. Там, наверное, вообще не надо будет умирать,
  12. Я проснулся среди ночи и понял, что всё идёт по плану.

Позиция такая: злая, трагичная ирония и сарказм: мы всё равно знаем, что, сколько изменений не декларируется, жизнь останется такой же. Лихой фонарь ожидания мотается, но всё равно ничего не дождёшься.

Читайте также:  Компрессоры – vst эффекты

Однако, при всей безысходности не протестовать тоже невозможно. В другой своей выдающейся песне Летов десятки раз повторял: я всегда буду против, я всегда буду против, я всегда буду против.

Тут же, впрочем, констатируя: «А кто не обломался, тем ещё предстоит».

В своём протестном искусстве Летов всегда был чуть глубже, чем это была способна воспринять аудитория.

Когда под НБП-шными флагами «Гражданская оборона» с высшей степенью сарказма исполняла «И вновь продолжается бой» — за Летовым на годы увязалась восторженная толпа зигующих (они же всегда воспринимали загробную фразу «Вижу, поднимается с колен моя родина» как национал-патриотический гимн). Окончательное закрепление за Летовым статуса самой непонятой фигуры русского рока случилось за несколько месяцев до его смерти, когда на Манежной площади можно было видеть предвыборные растяжки правящей партии со слоганом «Всё идёт по плану». Потом ещё с подачи «Нашего радио» (на котором Летова нельзя было услышать вообще никогда) песню исполнял симфонический оркестр. Всё. Подмена понятий успешно завершена, весь протест шиворот-навыворот.

Подними руку выше, двуногий

Как задумаешься о бунтарях двухтысячных, сразу хватаешься за голову.

Настоящее карнавальное (Навальное) шествие: Андрей Вадимович Макаревич сначала поёт сатирическую песню «Не повод для слёз», потом обнимается с обоими президентами, потом вдруг опять начинает бунтовать; Сергей Шнуров и Noize MC публично полемизируют насчёт Химкинского леса; своё веское слово на политические темы находится и у совести нации, Кати Гордон.

Современные протестные настроения для большинства музыкантов (в том числе, хороших) — повод для финта ушами, постмодернистского высказывания, при котором настоящая позиция автора настолько глубоко зарыта в противоречивые высказывания, что начинаешь сомневаться в том, что она на самом деле есть. Когда же позиция всё-таки высказывается, она тонет в шуме и/или вызывает всё то же недоумение.

В этих парадоксальных условиях нашлась только старая песня о главном, на сто процентов оказавшаяся актуальной: очевидно, преобладающим ощущением до сих пор остаётся некомфортный замкнутый круг, невозможность не только что-то изменить и чего-то добиться, но и сделать какие-то потуги к этому.

P.S.: Кирпичи — Против коррупции и нанотехнологий

Источник: https://xomusic.wordpress.com/2011/12/04/poplanu/

Неизвестный исполнитель

  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:18 Неизвестный исполнитель крип а крипpeter mcevilleyприкол в кс 1.6xtended mix)…ka2j den , mavrin, catharsis – slotmagnetic
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:27 Неизвестный исполнитель 9а, моу сош20♥ nelly furtadolog dog ft. levon -♥ flo rida/nelly furtadoби-2 исплин23.45 feat. 5ivest
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 06:18 Неизвестный исполнитель soho rooms:mixed by dj arseniy (03/06/2011)★id10012021★lalo project feat aelynmuscle style & kempela
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:21:55 Неизвестный исполнитель dj l motivestar wars▒ ★ ▒guflenny kravitz feat. jay z♥♥♥радуйся, пляши, прыгай – заявка принята!♥♥♥1
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:39 Неизвестный исполнитель ▒ ★ ▒guflenny kravitz feat. jay z♥♥♥радуйся, пляши, прыгай – заявка принята!♥♥♥16 bit lolitas♫♪micha
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:54 Неизвестный исполнитель ичке:)papa george lightfoot (1969)кадышева нзацепин аолька…….[i]ne-yo]dj richard kazanovaдеми ло
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:37 Неизвестный исполнитель Гия Канчели. “Шен хар венахи” из фильма “Не Горюй (1969)”
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:55 Неизвестный исполнитель Эта песня про моих 2 самых лучших друзей!Которых зовут Дима Сахно и Саша Янчий!!!!!
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:25 Неизвестный исполнитель [toshinori hiramatsu]negd_pull_ (shax-dag.ru)test drive unlimited 2 ost▲уматурманхаюшки^^ твоя заяво
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:44 Неизвестный исполнитель к/к “2046” (Вонг Кар-Вай)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:51 Неизвестный исполнитель ▲кемпельклуб рай moscow (dj miller)од белый реп и диана анжелика начёсоваdj fenix (30/07/2010)selena
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:43 Неизвестный исполнитель ▲кемпельклуб рай moscow (dj miller)од белый реп и диана анжелика начёсоваdj fenix (30/07/2010)selena
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:39 Неизвестный исполнитель future beatfabio xb ft yves de lacroix23 45 5sta family ★armin van buuren dedmau5technical itch feat
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:14 Неизвестный исполнитель future beatfabio xb ft yves de lacroix23 45 5sta family ★armin van buuren dedmau5technical itch feat
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:41 Неизвестный исполнитель beyonce_feat_sean_paulвалерий гаврилинclub (mtv)progressive attack 7 (1997)03. armin van buuren ft.j
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:39 Неизвестный исполнитель jay-z feat. swizz beatzbeyonce_feat_sean_paulвалерий гаврилинclub (mtv)progressive attack 7 (1997)03
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:56 Неизвестный исполнитель 2pac nastaxi 3 soundtrackl*motive*красивая музыка.релакс.н.п.м.шь, теперь я представить её без тебя
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:23 Неизвестный исполнитель hudson mohawkeлучшие друзья навеки timazetrich kidsазыkempel al bitty, onelight2pac feat. outlawznew
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:42 Неизвестный исполнитель лучшие друзья навеки timazetrich kidsазыkempel al bitty, onelight2pac feat. outlawznew boyzглавный т
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:02 Неизвестный исполнитель ты принят(а)fenech-soler.f.l.u.x .p.a.v.i.l.i.o.n5=z>10:3 doors down.песня про любимый9в классюлия ф
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:25 Неизвестный исполнитель marina abramovichкорни -lgloc doc feat. вова ванэс3rd force(coldharbour remix) [b][flashback to toro
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:35 Неизвестный исполнитель корни -lgloc doc feat. вова ванэс3rd force(coldharbour remix) [b][flashback to toronto09][/b]спасибо
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:00 Неизвестный исполнитель l_oneрома жиган и кос(центр семи улиц)hiddisskaito shion3xl pro feat. чай вдвоем ๑۩ ღ♥k.k.k.๑۩ ღинди
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:05 Неизвестный исполнитель ro escobar katrin queen▪супер клубняк 2010- 2011-2012 electronic power engineering (e.p.e)innapet sh
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:38 Неизвестный исполнитель dj felli fel15. alan silvestriradik yul yakshin41 4 strings 4 пацанаию)sifo. v.s.vjohnyboyс днём рож
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:20 Неизвестный исполнитель celine dion & peabo bryson – beauty and the beast (duet)ツ robbie rivera feat. ozmosisms. mccormick8f
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:16 Неизвестный исполнитель koshelev(при уч.борис x-di)too short tapemasters inc➨стриж feat. slim, ай-qбуратиноarmin van buuren
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:31 Неизвестный исполнитель 4 strings feat ellie lawsonефим шифринирина алегроваугу,танцуй ты принят(а)rupert_everettгрдroy jone
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:46 Неизвестный исполнитель dj boyko – white шоколад mixdj gravityмысли вслухскомmaxim nucci et ginie lineselena gomez and the s
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:11 Неизвестный исполнитель городки4cus – пиратская станцияsl1ntдетские татарские сказкине знаю кто поёт…песня кайфdavid byrne
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 07:43 Неизвестный исполнитель городки4cus – пиратская станцияsl1ntдетские татарские сказкине знаю кто поёт…песня кайфdavid byrne
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:10 Неизвестный исполнитель ★★★black eyed peasdj ravin david visanдмитрий колдункупер♡hurtsлюбимому мальчикуtrue star при участи
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:02 Неизвестный исполнитель .::best ::. 2011-201202. 1.klaslim feat. ай-qика..минск.ты принят(а)* *genitorturersёлка и l.o.b.011
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:16 Неизвестный исполнитель mixed by fleksмой мальчикалла с.+алёна и.=★akon feat. jadakissтакая офигенная песня)kirya mo★ borgor
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:10 Неизвестный исполнитель прикол )торая заняла 1-е место среди хитов 2011 года)053 50 cent feat. akondj vartan_-_what a fackс
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:35 Неизвестный исполнитель sheo*sta (star flamse)soho rooms mixed by dj nejtrinoсамогоa u t o k r a t z49. 2pac feat. 50 cent,
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:59 Неизвестный исполнитель 10. daniel dolmatovб.г. и андрей макаревич[skilletjuicy jich-art (2011)50 cent eminem vs blank jones
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:30 Неизвестный исполнитель james hornerгр. авакараvs. b.o.b. vs. survivorискандер и гульназ.ιllιlι.ιl spartaquelinkin park feat
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:36 Неизвестный исполнитель mc жан feat. dj rigaa,,эта песня для моей любимой подруги…сафонов павелmann ft. 50 centгр.фристайл
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:07 Неизвестный исполнитель eminem ft. drake 50 centсерцевий нападс днём рождения диман..!!!ツ pitbull ft. ne-yo, afrojack & naye
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 07:23 Неизвестный исполнитель stef3:19прid61527042♥ ιlιllιlιι club raifashion beatdune music instructorааа,суперская песня ** – ру
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:15 Неизвестный исполнитель с днем рождения, машуля!!!ирина олегрова♥gwen stefany, fergie, timbaland, nelly furtado, beyonce fea
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:28 Неизвестный исполнитель мс колхоз-72usherand friendsсалават ф тхетдиновтьома brooklyn& ole$yashogun feat emma lock piranhatr
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:01 Неизвестный исполнитель narkotikthe a la mentheсерёга бьянканочной аватармалыш это песня для тебяпелагеятандем foundationfed
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:18 Неизвестный исполнитель the a la mentheсерёга бьянканочной аватармалыш это песня для тебяпелагеятандем foundationfedde le gr
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:15 Неизвестный исполнитель ♥ z – p e o p l e..r – t e a m09_ вика цыганова1 ( отрезки времени)➨неизвестенфарсаж 5гр. веснаakte.
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 21:07 Неизвестный исполнитель группа “форум”потап и настя каменских feat. любэак-47 ft. 9 грамм[i ] dj graff kashinsky50 cent riha
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:54 Неизвестный исполнитель thalía – aventurero (м., сл. claudia brant, кстати, она писала что-то наталии орейро, jean-yves duco
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 14:27 Неизвестный исполнитель 98 degrees stevie wonderc a s p anoisia feat. foreign beggars♥ღ♥23.45 5ivesta family ♥ღ♥{valentinka}
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:27 Неизвестный исполнитель елвін і бурундукиdj stufiwoe, is mea perfect circleхиты 80-90-х (игорь скаляр)хочу потерять…бах ио

Источник: https://dydka.com/s/64216910-Neizvestnyj_ispolnitel_-_Litovskij_zamok…Narodnaya_pesnya_politzaklyuchennyh-revolyucionerov/

Песни войны. Почему Украина проиграла музыкальную битву?

Война в Донбассе породила множество песен на военную тематику от обеих сторон. Мы решили послушать наиболее известные песни военных лет, и понять, почему вдруг со стороны Украины вот уже который год как иссяк поток патриотических песен, восхваляющих атошников в Донбассе и про русскую угрозу.

И почему, наоборот, земля Донбасса рождает все новые музыкальные свидетельства этой войны. Порой очень простые, порой со сложной философией, но одинаково проникнутые героическим духом. Мы сравнили песни обеих сторон, и получился, по сути, патриотический «кровавый батл».

Да, значительную часть песен о войне со стороны ДНР и ЛНР исполняют не местные коллективы, а российские музыканты, так что очень прошу не спекулировать на этом и не кричать что-то вроде: «Аааа! Мухобоев признал наличие российско-украинской войны».

Нет, просто русские люди имеют полное право в своих песнях оказывать моральную поддержку другим русским людям. И если Юлия Чичерина, Вадим Самойлов и многие другие поддержали Донбасс, то Андрею Макаревичу тоже ведь никто не запрещал написать песню, которую вполне можно отнести к проукраинскому блоку.

Просто именно такие люди оказались близки духовно лидеру «Машины времени», тут уж ничего не поделаешь. 

И ещё одна оговорка – все представленные композиции написаны не ранее апреля 2014 года, и касаться исключительно боевых действий в Донбассе.

То есть, все эти многочисленные песни «майданного» периода, в которых поливаются грязью бойцы спецподразделения «Беркут», и героизируются радикалы, в наш своеобразный чарт не попадут.

Ну и, пожалуй, обойдёмся без таких песен, в которых ненормативная лексика зашкаливает. 

С чего всё начиналось?

С самого начала конфликта Украина изо всех сил пыталась играть роль невинной жертвы, вероломно и подло атакованной дикими северными варварами, на неравный бой с которыми выдвинулись «воины света». Субъектность ДНР и ЛНР игнорировалась, исключительно «російська агресія», а отсюда и обращённые к России проклятия в песнях.

Одним из первых попробовал себя на батально-музыкальном поприще житель Харькова Борис Севастьянов.

Его клипы довольно быстро стали популярны среди радикально настроенных украинцев, а поскольку все тексты были на русском языке, то их хорошо понимали и российские сторонники Донбасса, что предсказуемо приводило к жарким спорам в х под видео.  

И эти тексты было бы очень полезно проанализировать. Потому что это чистейшая психологическая атака, призванная вызвать чувство вины, раскаяния непонятно за что, призванная морально уничтожить оппонента. И очень профессионально сделанная психологическая атака.

Это не кучка дегенератов с «хтонескачетоймоскаль» и «москалякунагиляку». Там всё гораздо тоньше, затрагивающее очень чувствительные струны в людских душах.

Самой известной песней оного персонажа стала композиция «Грады, Буки», как несложно догадаться, повествующая о «вторжении путинской армии на Украину». 

«Мы родились в одной стране, мы смотрели одни фильмы, наши жизни и судьбы переплетены так сильно. Но мы сделали свой выбор, и идём вперёд. Как же так – вчерашний брат – это враг у ворот».  «Мы видим много предателей, много врагов, среди политиков, министров, генералов, ментов. Мы не готовились к войне, и получили всё это.

Ну, ничего, придёт и наше, украинское лето». «Играя на чувствах, святых для всех, приватизируя Победу и православную веру, вы берёте на душу огромный грех. Врите, гордитесь, кичитесь, но знайте меру».  «Как до вас докричаться? Да, похоже – никак. Вы рассуждаете по принципу: «Да сам ты дурак».

Яд имперских амбиций вам застилает мутный взгляд. Эту войну вам украинцы никогда не простят». Вот, положа руку на сердце – это же очень сильные строки. И недооценивать эффект такой прошибающей жалость песни нельзя.

Я совсем не исключаю, что некоторые молодые люди из Харькова, наслушавшись подобного из уст своего земляка, да ещё и этнического русского, отправились в военкоматы с гневом к «оккупантам». 

Читайте также:  Самые высокооплачиваемые певицы мира

Был и ещё один персонаж, поднявшийся почти из ниоткуда в первые месяцы войны на волне милитаристского хайпа и повального страха перед Путиным. Речь идёт о некоем Вадиме Дубовском – «поющем дальнобойщике».

Этот гражданин США, (ещё в 2002 уехал из Украины в Америку, где задумал построить музыкальную карьеру, но в итоге до поры до времени сумел построить только карьеру водителя большегрузной фуры), прославился исполнением своих стихов под музыку из легендарных советских шлягеров.

Всё это делалось прямо во время поездок по американским трассам, что добавляло происходящему определённого колорита. Дубовский также не пел откровенной похабщины, также поставил Украину в позицию несчастной терзаемой жертвы, и также добавлял в свои тексты философские нотки. 

В своей версии бессмертной песни «Хотят ли русские войны?» Дубовский использует следующие строки. «Хотят ли русские войны? Спросить нельзя у тишины. Они взорвали тишину, затеяв русскую весну. Подняв брехливый дикий вой. Назвав нас украми с тобой. Сбив мирный Боинг из ракет.

Весь мир услышал их, весь мир услышал их, весь мир услышал их ответ». «Хотят ли русские войны? Спросите вы у той страны, где миллионы алкашей, и беспризорных малышей. Курящих будущих мамаш. Тех, что скандируют «Крымнаш». Ему, видимо, из американской фуры видней. И про Боинг, и про Россию.

Самое грустное, что родом данный певец ртом…из Донецка.

Ну а третьим певцом, который в похожем стиле выразил своё мнение о конфликте в Донбассе, стал Андрей Макаревич. В принципе, и без меня на эту тему было сказано многое.  Уважаемый многими харизматичный певец, по сути принял сторону официального Киева, хотя мог бы и разумно промолчать.

В его интерпретации Россия напала на Украину, а печально известная Аллея ангелов в Донецке – результат всего лишь ответных мер Киева, направленных на отражение этого нападения. В своей песне «Моя страна сошла с ума» Макаревич поёт: «Рождаясь, не выбирают страну, и нам вовек не оборвать эту нить.

Моя страна ушла на войну, и я не смог её остановить. Кому власть да сласть, кому сума да тюрьма, а я не в силах эту боль превозмочь. Моя страна сошла с ума, и я ничем не могу помочь».

Такой вот, философ, мыслитель и миротворец в одном флаконе Макаревич, который спит и видит, как бы остановить войну, да вот беда, злобный режим сильнее одинокого Андрея. И ведь на кого-то эти строки также могли воздействовать.

А как всё начиналось у нас?

А в ДНР и ЛНР сначала всё было немного не так. Военных песен было много, но все они не несли именно каких-то замысловатых и витиеватых подтекстов. Не было попыток как-то воздействовать на врага, не было попыток выставить себя беззащитными жертвами.

Всё просто – на землю Донбасса пришли враждебные силы, эти силы могут нанести серьёзный урон и принести много бед, но мы вполне способны защитить себя. И сделаем это, несмотря ни на что.

Группа «Куба» с песней «Вставай Донбасс» стала одним из ярчайших примеров патриотической музыки Донбасса в первые месяцы сражений. «Мама, как поживают работяги и шахтёры? Когда гуляли на Майдане, наш народ вовсю работал и бездельников кормил.

Мама, всем нам помогут Славянск и святые горы. И это наши города, и будут наши навсегда, мы их врагам не отдадим».

Или вот такая композиция репера Drago о Бабае – одном из символов ополчения первой волны. У этого трека очень качающий бит, и поэтому его очень часто слушали ополченцы в машинах. 

Можно вспомнить также гимн батальона «Восток». Опять же, текст особо ничем не примечателен, здесь нет психологических игр и воздействия на подсознание.

Вряд ли он мог посеять сомнения среди неопределившихся, но в том и суть наших песен, что они простые, крепкие, прочные – они должны мотивировать, а не выполнять пропагандистскую функцию «»Скомканное зарево взрывами снарядов.

Нет врагу пощады, и всем, кто против нас. Батальон «Восток» делает как надо. За родную землю, за родной Донбасс».

В бой вступает тяжёлая музыкальная артиллерия

А после окончания активной фазы очень многое изменилось. Украинские песни стали появляться всё реже, и, после 2015 ничего нового и сколько-нибудь интересного о войне на Украине не выходило. Зато в Донбассе таких произведений становилось всё больше. Почему так? Есть одна идейка, но о ней чуть позже. 

Сначала всё-таки вспомним, что украинская музыкальная индустрия явила на тему войны после окончания активной фазы. Из примечательного  можно вспомнить только четырёх исполнителей. И почти все эти композиции я уже оценивал ещё в 2015. 

Группа «Антитела» записала трогательную песню «У книжках», в которой рассказывается о переживаниях мальчика, чей папа был убит на фронте. 

Ну это классическое разделение детских слёз по сортам. Слёзы мальчика, потерявшего папу в зоне АТО, имеют значение для музыкантов, а слезами и кровью тех детей Донбасса, которых убивали оные папы, можно и пренебречь.

Слова этой песни не оказались пророческими. «І в книжках, колись в книжках, розцілує посмішку знайому. Вже сам до підвіконня дотягнувся, і нарешті тато повернувся у назвах вулиць, а він чекав удома». Положа руку на сердце – это красивые слова.

Но мало того, что посвящены они убийцам мирного населения Донбасса, так ещё и неправдивые по сути – никто улицы в честь «героев АТО» массово не называет Более того, за прошедшие четыре года все эти «герои» достаточно сильно надоели «пересічним українцям», и всё больше украинцев понимают братоубийственный характер этой войны. Так что мимо, Тарас Тополя, мимо. 

Святослав Вакарчук также выпустил очень красивую песню. В этой песне хорошо всё кроме одного – в ней нет правды. «І поглянь, як навколо світає. І як сніг неймовірно блищить. Не спіши, най вона зачекає, ще мить.

Потерпи, вже весна наступає за мить». Настоящий гимн о борьбе с костлявой старухой с косой. Посвящённый тем украинским военным, которые попали в котёл у Дебальцево.

Но мы ведь с вами знаем, как стремительно, и не совсем героически они убегали из Дебальцево.

Но тут за четыре года всё стало ещё печальнее. Группа «Океан Эльзы», по сути, превратилась в довольно унылое зрелище.

Святослав Вакарчук стремительно теряет остатки народного уважения, его политическая партия «Голос» со скрипом преодолела минимальный рубеж на парламентских выборах, а сам Славко рискует вообще оказаться за решёткой, ибо Андрей Портнов намеревается привлечь его к ответственности за сокрытие доходов от продажи дисков «ОЕ». Весьма печальная метаморфоза некогда очень талантливого исполнителя.

Можно вспомнить и тему переобувания Артёма Лоика. Артём – очень талантливый репер, и за скорость читки его даже прозвали «украинским Эминемом».

В 2011 он выпускает трек «Звёздная страна», в котором нещадно прошёлся по националистам, которые срывали шествие в честь дня Победы во Львове. Сочетание таланта и человечности сделало Артёма звездой в России.

С молодым исполнителем подписал контракт Григорий Лепс, и вместе они намеревались записать немало успешных дуэтов.  К сожалению, после Майдана Артём забыл все те идеалы, за которые боролся ранее.

Но с Артёмом тут всё ещё более интересно. Он вернулся к Лепсу! Хотя ещё в марте 2014, во время рэп батла с Хохлом произнёс следующее: «Ты думаешь о Лепсе? Так знай, меня уволили. Всё оттого что в песнях не изменил я воли лик».

В итоге, Артём снова выступает на российской сцене, вместе с Григорием Лепсом и Александром Панайотовым. Из довоенной компании не хватает только Тимати, но Тимати занят – клипы с рекордами по дизлайкам сами себя не снимут.

Кстати, клип на песню «Ні війні» Артём благополучно удалил, но впоследствии перезалил песню в аудиоформате.

Эту песню можно долго разбирать на цитаты.

Тут вам и «По телевизору снова с полуслова рассмешили комика Вову Зеленского», – догадывался ли Артём, что будет стрелять панчами в сторону своего будущего президента? Но больше всего вопросов оставляет фраза из припева: «Ні війні. Душі дзвеніть в вогні».  Вот что это значит? Артём подсознательно понимал, что ВСУ неправы и прогнозировал им…не самый лучший посмертный сценарий? 

Ну и самой последней украинской военной композицией, достойной упоминания, это клип некоего Сергея Файфуры на песню «Бандера». Что примечательно, вышла она также в 2015. После 2015 в украинском песенном пространстве вообще глухо всё стало.

В этой песне исполнитель мог бы заинтересовать любого практикующего психиатра – налицо классический пример биполярного расстройства. Стереотипный злобный русский с танками и ушанкой, (медведи-то где?), и не менее стереотипный добродушный украинец с бандурой и вышиванкой. Получилось достаточно смешно.

Но ещё смешнее осознавать, что финальная фраза «Бо Україна є і буде Європа», – не более чем фикция, ибо в Европе устали уже от Украины до крайности.

А вот Донбасс после окончания активных боёв пополнил сокровищницу музыкальных шедевров основательно. Юлия Чичерина! Настоящий символ народа Донбасса, символ ополчения, певица, которая побывала в таких опасных местах, куда у нас не каждого военного допускают.

Сколько же песен она посвятила Донбассу. Особняком всё же стоит «Пожалуйста». «Пожалуйста, пусть больше никто не умрёт. Пусть больше никто никогда не умрёт»…Настоящий гимн страданиям Донбасса, вынужденного хоронить детей в результате украинской агрессии.

Здесь комментарии излишни.

«Мы уходим в закат, как уходили в забой. Наш мир ни под кем не прогнётся. Мы будем стоять на передовой. Мы дождёмся, пока взойдёт солнце». «Здесь всё по-другому. Здесь даже воздух другой. Мы на нашей земле, мы на передовой. И ни шагу назад – просто некуда нам отступать. Это наша земля, и мы будем стоять». Всё гениальное просто. 2016 год.

В 2017 была написана любимая песня первого главы ДНР Александра Захарченко. Основатель легендарной «Агаты Кристи» Вадим Самойлов часто приезжал на воюющий Донбасс.

Его песня «За Донбасс» настолько великолепна, что я, признаться, немного поразился, почему она не стала всенародным хитом. Есть только одно объяснение – Вадим писал эту песню не для коммерческой раскрутки, а просто потому, что его душа не могла иначе.

Если кто не слышал – обязательно послушайте. «Беда да не одна. Под Градами города. По Дону гуляет, смерть нагоняя, коричневая чума».

Корреспондент агентства News Front Максим Фадеев выпустил такой клип о войне в Донбассе.

Популярный исполнитель Стас Пьеха также не обошёл стороной тему Донбасса. Вместе со сводным хором МЧС он исполнил песню о гуманитарных конвоях, которые, фактически, спасали стариков Донбасса от голодной гибели в страшное лето 2014. «Доставит груз земли родной гуманитарный наш конвой».

Артём Гришанов в песне «Игрушки» также затронул тему убитых детей. «Я собрал все свои игрушки. Я дарю их вам на много лет. Только пускай больше не стреляют пушки. Я такой же как и вы, пусть и маленький человек». Это достаточно тяжело комментировать.

Александр Шумнов посвятил песню наиболее известным полевым командирам ополчения – Гиви и Мотороле.

Глеб Корнилов из группы «Опасные» представил песню о жарких боях за донецкий аэропорт.

Да много, очень много песен о Донбассе со стороны его защитников есть. Вы наверняка их и сами прекрасно знаете. В этой статье я сделал упор на разбор песен с украинской стороны.

И действительно, получается так, что в 2014 и 2015 годах украинские песни о войне выходили довольно регулярно, а после как отрезало. А Донбасс и его друзья до сих пор продолжают петь о войне? Почему? 

«— Дэнни, на самом деле ничего не было. Идёт? Было что-то вроде одного из тех трансов, в которые ты иногда впадаешь. Вот и всё.

— Пап.

— Ногу я поцарапал не о наст. Там нет никакого наста. Снег пушистый-пушистый. Совсем не слипается. Даже снежки не сделаешь. Помнишь, мы хотели поиграть в снежки, и не смогли?

Он ощутил, как отец весь напрягся.

— Ну, значит, о ступеньку крыльца.

Дэнни отпрянул. Он вдруг понял. Его осенило, мальчик в одно мгновение догадался обо всём сразу, как иногда бывает, как было с той женщиной, которой хотелось забраться в штаны к серому человеку. Он расширившимися глазами уставился на отца.

  • — Ты знаешь, что я говорю правду, – потрясённый, прошептал он.
  • — Дэнни, – лицо Джека напряглось.
  • — Ты знаешь, потому что видел…»

Почему-то именно такую сцену из жуткого романа «Сияющий» Стивена Кинга мне всё это напоминает. Они знают, понимаете? Украинцы знают, что именно они агрессоры и оккупанты в нашей ситуации. Но смертельно боятся это признать. Признают самим себе, где-то в глубинах подсознания. Отсюда и отсутствие новой патриотической музыки.

Отсюда и 73% избирателей за Зеленского, который, по крайней мере, на словах, обещал прекратить эту войну. Но то, что они знают – ничего не значит. Джек Торренс успел немало бед натворить. Но в итоге был уничтожен теми самыми силами, которые окончательно поселили тьму в его душу. У Украины пока ещё есть шанс избежать самоуничтожения.

Но для этого нужно раскаяться, и чем быстрее, тем лучше.

Источник: http://antifashist.com/item/pesni-vojny-pochemu-ukraina-proigrala-muzykalnuyu-bitvu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector