Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами, Музыкальный класс

Итак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».

В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.

Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!

Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд.

Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» — три, «звучие» — звук, звучание.

Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.

Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:

Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну.

Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!

На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).

Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:

Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот.

Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом.

Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.

Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!

Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.

Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки.

Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы.

Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).

Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда.

Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона.

Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.

Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).

Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.

Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-postroit-trezvuchie-na-fortepiano-i-zapisat-ego-notami-muzykalnyj-klass

Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов • SameSound — сайт для музыкантов

Знание строения трезвучий и их «взятия» на клавиатуре фортепиано (равно как и любого другого клавишного инструмента) полезно для любого музыканта. Такая информация пригодится не только для исполнения или сочинения музыки, но и во время активной работы с проектами в рабочей станции в Piano Roll.

Сегодня мы решили рассказать о базовых вещах, которые так или иначе остаются за пределами знаний простых музыкантов. Ниже представлены самые популярные аккорды в современной музыке (вне зависимости от вида инструмента) для пианино и клавишных инструментов.

В качестве тоники (основы) используется звук До, хотя каждый из аккордов транспонируется в любую тональность. Трезвучия сопровождаются схемой аккорда на клавиатуре фортепиано с обозначением звуков.

Септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как для построения минорных аккордов достаточно воспользоваться соответствующей схемой и добавить к ней нужные звуки.

Основные аккорды

Мажор (C)

Схема аккорда До мажор (С).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Минор (Cm)

Схема аккорда До минор (Cm).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Аккорды с задержанием

Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвертую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

Характерной чертой sus-аккордов является факт того, что из-за отсутствия терции в составе трезвучия такой аккорд нельзя однозначно отнести ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

Мажорный аккорд с задержанием (Csus2)

Схема аккорда До мажор с задержанием на II ступень (Csus2).

Аккорд состоит из трех основных звуков:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Мажорный аккорд с задержанием (Csus4)

Схема аккорда До мажор с задержанием на IV ступень (Csus4).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пауэр-аккорд (C5)

Схема пауэр-аккорда До (C5).

Аккорд состоит из двух звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Септаккорды

Септаккордом называют аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Схема большого мажорного септаккорда До (Cmaj7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си (B) — большая септима (VII ступень).

Малый минорный септаккорд (Cm7)

Схема малого минорного септаккорда До (Cm7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Малый мажорный септаккорд (C7)

Схема малого мажорного септаккорда До (C7).

Читайте также:  Самые известные произведения для скрипки

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Уменьшенный септаккорд (Cdim7)

Схема уменьшенного септаккорда До (Cdim7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
  • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными ступенями — это такой вид трезвучия или септаккорда, к которому была добавлена дополнительная ступень.

Мажорное трезвучие с дополнительной IX ступенью (Cadd9)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) IX ступенью (Cadd9).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорное трезвучие с добавленной XIII ступенью (Cadd13)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) XIII ступенью (Cadd13).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • A (Ля) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

Секстаккорды

В классической музыкальной теории (то есть речь идет не только про аккорды для пианино и клавишных, но и для всех музыкальных инструментов) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в современной музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырехзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты, то есть шестой (VI) ступени.

Мажорный секстаккорд (C6)

Схема мажорного секстаккорда До (C6).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (C6/9)

Схема мажорного секстаккорда с добавленной IX ступенью или секстаккорда с добавленной ноной (C6/9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Аккорды с надстройками

Помимо более привычных аккордов, состоящих из трех и четырех звуков, существуют аккорды, в чей состав входит пять и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путем последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени.

Следует заметить и всегда помнить о том, что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу.

Говоря более простым языком, минорный септаккорд всегда остается минорным, вне зависимости от появившихся в его структуре надстроек. То же самое относится и к мажорным аккордам.

Мажорный нонаккорд (C9)

Схема мажорного нонаккорда До (C9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорный ундецимаккорд (C11)

Схема мажорного ундецимаккорда До (C11).

Аккорд состоит из шести звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

Мажорный терцдецимаккорд (C13)

Схема мажорного терцдецимаккорда До (C13).

Аккорд состоит из семи звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).

Теги по теме: аккордыклавишныемузыкальная теориясольфеджиофортепиано

Источник: https://samesound.ru/c/musictheory/72956-common-chords-on-piano-and-keys

Изучаем и играем аккорды на фортепиано

Изучаем и играем аккорды на фортепиано

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразных понятий. Существуют основополагающие музыкальные термины, составляющие не только теоретический, но и практический фундамент.

Понимание термина «аккорд», умение быстро находить и строить подобного рода музыкальные конструкции – вот, что необходимо для быстрого и уверенного изучения музыки. Научиться различать и строить аккорды при игре на фортепиано поможет данная статья.

В ней вы найдете теорию, включающую в себя такие разделы, как разновидности аккордов, их обращения, таблицу аккордов в тональности, а также наглядный материал для лучшего усвоения информации.

Что такое аккорд и какие разновидности аккордов существуют

Аккорд – это одновременное звучание 3 и более звуков различной высоты. Практически ни одно музыкальное произведение, начиная с 17 веков не обходится без применения аккордовой фактуры.

На данный момент времени по количеству звуков различают:

  • Трезвучие
  • Септаккорд
  • Нонаккорд

Каждая разновидность имеет различную конструкцию.

Трезвучие

Трезвучие состоит из трех звуков, расположенных по терциям. В зависимости от сочетания между собой больших и малых терций существует 4 типа трезвучий.

Название Строение Нотный пример Сокращение
Мажорное б3+м3 Б53
Минорное м3+б3 М53
Увеличенное б3+б3 Ув53
Уменьшенное м3+м3 Ум53

Каждый звук в аккорде, в данном случае в трезвучии, имеет собственное название:

  • Нижний – прима
  • Средний – терция
  • Верхний – квинта

Септаккорд включает в себя 4 звука, интервалом между которыми является терция.

Название Строение Нотный пример Сокращение Как запомнить
Большой увеличенный б3+б3+м3 Був7 Ув53+м3
Большой мажорный б3+м3+б3 ББ7 Б53 +б3
Большой минорный м3+б3+б3 Бм7 М53+б3
Малый мажорный б3+м3+м3 мБ7 Б53+м3
Малый минорный м3+б3+м3 мм7 М53+м3
Уменьшенный м3+м3+б3 Ум7 Ум53+б3
Дважды уменьшенный м3+м3+м3 2ум7 Ум53+м3

Важно запомнить, что название составное: так первое прилагательное обозначает, какая септима большая или малая в основе или какую терцию необходимо достроить, а второе прилагательное показывает, какое трезвучие в основе. Также, как и у трезвучия каждый звук имеет собственное название, первые три полностью совпадают с именованиями в трезвучии, а последний звук называется септимой.

Нонаккорд имеет в конструкции 5 звуков. В данном случае к предшествующим названиям добавляется нона. В музыкальной практике чаще всего используется нонаккорд без квинтового тона.

Обращение трезвучий

Обращение трезвучий – это использование аккордовых нот в другой последовательности. Обращение образуется при переносе нижней ноты аккорда на верх. Так если взять мажорное трезвучие от ноты «до», то получится аккорд: до, ми, соль. Нижняя нота аккорда – это до, переносим ее на октаву выше и получаем первое обращение.

Так были использованы все аккордовые ноты, но изменилась их последовательность: ми, соль, до. Теперь нижней нотой становится «ми». Переносим ее на октаву вверх. Получается аккорд: соль, до, ми – это второе обращение.

Если мы снова перенесем нижнюю ноту, которой является «соль», тогда мы вернемся к исходному аккорду, то есть к трезвучию: до, ми, соль. 

Трезвучия имеют 2 обращения, каждое из которых имеет собственное название:

  • Секстаккорд – это первое обращение трезвучия, название тесно связано с конструкцией, ведь в основе этого аккорда лежит интервал секста. Нижним звуком является терция, а верхним – прима. В сокращении аккорд имеет следующий вид: T6, если изначально – это тоническое трезвучие. Аналогично от субдоминаты и доминанты – S6 и D6.
  • Квартсекстаккорд – это второе обращение трезвучие, название также исходит из конструкции – внутри сексты располагается кварта. Нижним аккордовым звуком является квинта, а верхним терция. В сокращении имеет следующий вид: T64, если изначально трезвучие строилось на первой ступени в тональности. 

В таблице указано строение аккорда, в скобках написано сокращенное обозначение.

Трезвучие Секстаккорд Квартсекстаккорд
Мажорное б3+м3 (Б53) м3+ч4 (Б6) ч4+б3 (Б64)
Минорное м3+б3 (М53) б3+ч4 (М6) ч4+м3 (М64)
Увеличенное б3+б3(Ув53) б3+ум.4 (Ув6) ум.4+б3 (Ув64)
Уменьшенное м3+м3 (Ум53) м3+ув.4 (Ум6) ув.4 + м3 (Ум64)

Обращение септаккордов

Принцип обращения септаккордов полностью повторяет обращение трезвучий. Необходимо перенести нижнюю ноту на октаву выше. Если мы возьмем септаккорд: соль, си, ре, фа и перенесем приму, то получится следующий аккорд: си, ре, фа, соль – это первое обращение.

У септаккорда три обращения, каждое из которых имеет собственное обозначение:

  • Квинтсекстаккорд представляет собой первое обращение. Строится на терцовом тоне. Главным отличительным признаком можно назвать образованную секунду, располагающуюся вверху аккорда. Сокращенно обозначается цифрами 56, после названия, например, мБ56
  • Терцквартаккорд – это второе обращение. Строится на квинтовом тоне аккорда. Опознавательный знак – это секунда в середине аккорда. В сокращении обозначается цифрами 43 – мБ43
  • Секундаккорд является третьим обращением. Строится на септиме. Секунда располагается в основании аккорда. Обозначается цифрой 2, например, мБ2

Каждое из обращений имеет собственное строение в зависимости от вида, в таблице можно посмотреть, как строить определенный аккорд.

Название Септаккорд Квинтсекстаккод Терцквартаккод Секундаккорд
Був7 Ув53+м3 Б53+м2 м3+м2+б3 м2+Ув53
ББ7 Б53 +б3 М53+м2 б3+м2+б3 м2+Б53
Бм7 М53+б3 Ув53+м2 б3+м2+м3 м2+М53
мБ7 Б53+м3 Ум53+б2 м3+б2+б3 б2+Б53
мм7 М53+м3 Б53+б2 м3+б2+м3 б2+М53
Ум7 Ум53+б3 М53+б2 б3+б2+м3 б2+Ум53
2ум7 Ум53+м3 Ум53+ув2 м3+ув2+м3 ув2+Ум53

Аккорды в тональности

Все пройденные аккорды можно легко найти в тональности, так как они располагаются на определенных ступенях. Талица поможет быстро ориентироваться и строить необходимый по звучанию аккорд, находясь в конкретной тональности.

Мажорные тональности

Название аккорда вне тональности Название аккорда в тональности Нотный пример в тональности C-dur
Б53 T53, S53, D53
М53 II53, III53, VI53
Ум53 VII53
Ув53 VI53 (гарм. dur)
Був7 VI7 (гарм. dur)
ББ7 T7
Бм7 S7 (гарм. dur)
мБ7 D7
мм7 II7
Ум7 VII7 и II7 гарм.
2ум7 VII7 (гарм. dur)
Читайте также:  Как стать регентом церковного хора

Минорные тональности

Название аккорда вне тональности Название аккорда в тональности Нотный пример в тональности a-moll
Б53 III53, VI53, VII53
М53 T53, S53, D53
Ум53 II53
Ув53 III53 (гарм. moll)
Був7 III7 (гарм. moll)
ББ7 III7
мБ7 D7 (гарм. moll)
мм7 s7
Ум7 II7
2ум7 VII7 (гарм. moll)

Что такое цифровки?

Цифровка представляет собой логичную последовательность аккордов, которые расположены в соответствии со всеми известными правилами гармонии. При постоянной игре цифровок вырабатываются следующие положительные для музыканта навыки:

  • Повышение точности гармонического слуха
  • Улучшение техники чтения с листа
  • Совершенствование теоретических знаний.

 Приведенная ниже таблица не только помогает лучше находить различные аккорды по ступеням, но и помогает при игре или написании цифровок.

Ступень I II III IV V VI VII
Мажор T53, II2, S64, T7 II53, D43, VII65, II7 T6, III53 S53, II6, II65, D2, S7, VII43. T64, D53, D7, D9-5 VI53, II43, VII2, S6. VII53, VII7, T2, D6, D65.
Минор t53, II2, s64, t7 II53, D43, VII65, II7 t6, III53 s53, II6, II65, D2, S7, VII43. t64, D53, D7, D9-5 VI53, II43, VII2, S6. VII53, VII7, t2, D6, D65.

Пример цифровок:

  1. T53 – S64 – D6 – T53
  2. T53 – S6 – D – T6

Цифровки лучше играть в разных тональностях, это улучшает эффективность занятий.

Другие разновидности аккордов

Кроме трезвучий и септаккордов существуют другие разновидности аккордов, с которыми мы сейчас ознакомимся:

  • SUS4 представляет собой аккорд с задержанием. Особенностью данной музыкальной конструкции является то, что в обычном трезвучии терция повышается на секунду, в результате чего трезвучие: до, ми, соль превращается в аккорд: до, фа, соль. Он не имеет определенного наклонения, в результате чего в музыке создается напряжение.
  • SUS2 также является трезвучием, имеющим задержание. Единственное в отличии от предыдущего варианта, в SUS2 терцовый тон понижается на большую секунду, в результате чего аккорд не имеет определенного наклонения. Из трезвучия: до, ми, соль получается: до, ре соль.
  • Трезвучие с пониженной квинтой часто используется в джазовой музыке для создания колористического эффекта.
  • Кластер представляет собой аккорд, расположенный по секундам. Особенно часто встречается в современной классической музыке.

Изучение аккордов не ограничивается теорией. Больше играйте, слушайте и запоминайте их звучание. Надеемся, что статья была полезной для прочтения. Читайте другие статьи, посвященные теории музыки и совершенствуйте собственные музыкальные способности.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/izuchaem-i-igraem-akkordy-na-fortepiano

Трезвучия, построение аккордов

Продолжаю рассказывать вам об основах музыкальной теории. И в этой статье хочу рассказать вам немного о теории построение аккордов. Я постараюсь объяснить вам все более понятным языком, не буду загружать вас кучей непонятных терминов. Итак давай приступим.

Ну как вы уже знаете аккорд это сочетание трех и более звуков. Звуки эти располагаются по порядку через одну ноту. Практически во всех сборниках песен, да и любых обозначениях гитарной музыки вы уже наверно видели как обозначаются аккорды.   Am, С, Dm, G, Em, F и.т.д. Все эти аккорды это трезвучия.

А называются трезвучиями они потому, что в состав этих аккордов входят всего три ноты. Но почему же всего три ноты спросите вы? На этот вопрос я отвечу вам чуть позже.

Вы должны были уже запомнить как на гитарном языке обозначаются ноты, если еще не запомнили то я вам напомню: C, D, E, F, G, A, B соответственно до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Давай начнем изучать построение аккордов. И начнем мы с анализа до-мажорного трезвучия т.е с аккорда С.  В этот аккорд входят следующие ноты. Первая нота это нота названия аккорда До затем Ми, ну и наконец Соль.

Теперь взгляните на трезвучие ля-минор Am. В состав этого трезвучия входят ноты ля-до-ми.

А вот сейчас самое время ответить на вопрос почему же в эти аккорды входит всего три ноты, ведь когда их проигрываешь на гитаре звук извлекается из пяти струн, если рассуждать логически то нот должно быть пять. Все дело в том  что ноты в этих аккордах просто повторяются дважды. Взгляните на схему расположения нот на гитаре и убедитесь в этом сами.

Итак мы определились с тем какие ноты входят в аккорд, теперь можно определиться интервалами между нотами аккорда. Если вы читали мои предыдущие статьи то вы должны уже знать, что между нотами существует расстояние измеряемое полутонами. Давайте опять рассмотрим аккорд С ( трезвучие до-ми-соль).

Между нотами до и ре расстояние целый тон, между нотами ре и ми так же тон, ну соответственно между первыми двумя нотами аккорда будет расстояние в два тона. Теперь давайте определим расстояние между ми и соль. После ноты ми идет нота фа между этими нотами расстояние в пол тона, после фа идет нота соль, между этими нотами расстояние тон.

После несложного подсчета можно вычислить, что между нотой ми  и нотой соль расстояние в полтора тона.

Зная построение аккордов вы с легкостью можете строить от любого аккорда другие трезвучия. Рассмотрим это на примере все того же аккорда С, давайте построим от него мажорное трезвучие ре, т.е аккорд D. Для начала определим ноты аккорда их так же будет три. И этими нотами будут ноты ре-фа-ля.

Если взглянуть на построение предыдущего до мажорного трезвучия, то можно понять, что между нотами ре и фа должен быть интервал в два тона а между фа и ля полтора тона. Давайте взглянем на наш аккорд D который мы пытаемся построить: между нотой ре и нотой ми расстояние один тон, а между ми и фа  полутон.

В общем получается полтора тона, а ведь как мы говорили выше нужно чтобы было два тона. Как же быть?, Что делать?. Тут нам помогут знаки альтерации, так называемые диезы и бемоли. Если кто не помнит, то напоминаю: Диез (#)- это повышение звука на пол тона, а бемоль (b) – наоборот понижение на полтона.

Ноту ре нам ни куда смещать нельзя, потому что название аккорда ведь именно ре-мажор. Значит отодвинем на пол тона вверх следующую ноту фа, таким образом мы получим ноту фа-диез и соответственно получаем нужное нам расстояние в два тона. Теперь давайте проверим вторую пару нот нашего аккорда ре-мажор.

Между фа и соль один тон, между соль и ля также будет один тон, но благодаря тому, что мы передвинули ноту фа ближе к ноте соль на пол тона, соответственно расстояние между второй парой нот стало меньше на пол тона. Таким образом получилось, что между второй парой нот ре-мажорного трезвучия не два, а полтора тона.

Все так как  должно быть. Подведя итог нашим разборам и перестановкам можно сказать, что  ре-мажорное трезвучие (D) состоит из нот ре, фа-диез и ля.

Используя вот такие вот не сложные методы построения аккордов, вы сможете разобрать любой аккорд и построить от него другие аккорды.

Источник: http://play-info-guitar.ru/guitar-info/music-slux-nastroika/trezvuchiya-postroenie-akkordov

Второй урок обучения игре на фортепиано. Продолжаем разучивать песню Раймонда Паулса – Миллион алых роз

для новичков как играть песню популярная музыка уроки

На втором уроке мы с вами познакомимся с аккордами и с тем, как их применять для аккомпанемента. Кроме того, мы начнем использовать арпеджио в качестве аккомпанемента для уже разученной песни Миллион алых роз.

вторая часть урока

В первой части нашего урока мы поняли, что струна колеблется не только всей своей длиной и при этом звучит основной тон, но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.

Рисунок 1. Обертоны. Интервалы. Трезвучие

Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.

Аппликатура для игры трезвучий: левая рука – 5-3-1, правая рука – 1-3-5. Нумерацию пальцев см. в уроке № 1.

Рисунок 2. Аккомпанемент БАС + АККОРД

Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии Миллион алых роз, добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (смотри следующий рисунок).

Рисунок 3. Слова песни с басами и аккордами

ВАЖНО: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.

Рисунок 4. Арпеджио из шести звуков для двух рук

Рисунок 5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по пяти звукам (для 2-х рук)

Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни Миллион алых роз снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (смотри рисунок 3).

Рисунок 6. Арпеджио по первым 4-м обертонам

Аппликатура для левой руки.

1. Погружаться в аккорд (правильной аппликатурой) и переносить его в разные части клавиатуры одной рукой (правой, затем левой) и чередуя руки (левая – правая).

2. Играть аккомпанемент БАС + АККОРД как двумя руками (бас – левая, аккорд – правая), так и одной левой (бас – 5 палец, аккорд – согласно аппликатуре для трезвучия, но можно и так: 4-2-1). При смене гармонии ориентироваться на рис. 3.

3. Добавить к пункту 2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).

Читайте также:  Музыкальные конкурсы для детей в россии

4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис. 5) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. 3.

5. Совместить навыки пунктов 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из пяти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 минута).

6. Играть шестизвучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. 4). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.

7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. 6). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до автоматизма.

Источник: https://pianolovers.ru/piano-lessons/9-2-urok-igry-na-fortepiano

Подбираем аккорды к акапелле

Привет!

Мне часто приходится слышать музыку на промо, в которой просто нет гармонии.

После моих комментариев к трекам и ремиксам, мне часто пишут в личку и просят помощи в этом самом простом на первый взгляд деле….

Просьба! Люди, знающие сольфеджио, не принимайте данный материал близко к сердцу)

Попытался изложить информацию в максимально удобоваримом виде для начинающих…

Итак, как подобрать аккорды к мелодии или акапелле?

Ну этот вопрос достаточно прост и сложен одновременно)

У меня абсолютный музыкальный слух от природы, я заканчивал музыкальную школу по классам скрипки, гитары и фортепиано…

Возможно, у нас немного разные представления о музыке.

Для начала необходимо представлять что такое гармония и тональность…

Что такое вобще аккорды и какие они бывают…

Это сложно…

Ну вот, скажем, есть мелодия, которую поет вокалист… Лично я сажусь за синтезатор и без всяких усилий могу сразу выстроить цепочку аккордов…

Тем, у кого слух не так сильно развит, стоит сначала эту мелодию повторить на рояле (пианино или синт)..

Важно именно пианино! так как это самый чистый звук без примесей дисторшена и арпеджиаторов всяких! Поэтому, если использовать синтезатор, то лучше выбрать “чистое пианино” или Soft Piano…

Подбираем неторопясь мелодию на этом пианино, паралельно с вокалом. В итоге пианино должно полностью повторять мелодию вокала, то есть абсолютно также звучать, в унисон… 

Записав эту мелодию в пианороле в виде миди-нот, опледеляем сильную долю! То есть тот момент, когда эта мелодия вступает в первоначальную стадию. Дело в том, что мелодии иногда начинаются как бы с затакта..

то есть раньше, чем скажем заиграли первые звуки ударных… Определив сильную долю, смотрим, какая в данный момент играет нота. и к этой ноте подбираем аккорд. К каждой ноте можно поставить несколько аккордов, а точнее от 6 до 12…

но как правило перебрав первые 6 находишь то, что искал)))

Так вот, например, к ноте “ДО” подходят аккорды: До-мажор, До-минор, Ля-минор, Фа-мажор, Фа-минор…

То есть нота “До” находится или первой в аккорде (До-мажор, До-минор) или последней (Фа-мажор, Фа-минор) или посередине (До-минор), кстати, когда нота посередине, она определяет “настроение” аккорда и задает ему либо минорное либо мажорное звучание… Например До-мажор= До+Ми+Соль, а До-минор= До+Миb+Соль…

Подобрав аккорд к первой ноте, прописываешь его в секвенсоре опять на пианино! И ставишь вместе с вокалом или мелодией… Аккорд играет до тех пор, пока мелодия не изменится так, что аккорд как бы перестанет подходить… и в этом случае аккорд пора менять. То есть в момент изменения мелодии, опять определяем какая нота звучит на сильной доле и подбираем следующий аккорд.

Есть много разных стандартных гармонических ходов и цепочек аккордов, которые очень часто используются в написании музыки… Наверняка все знают стандартный гармонический ход: Am, Dm, E, Am, A7, Dm, E, Am. В простонародии эта цепочка зовется “три аккорда” и имеет упрощеный вариант Am, Dm, E, Am.

Можно поиграть на рояле или синте эти аккорды и приглядеться к ним, понять так сказать почему они именно так построены… Зачастую такой гармонический ход очень популярен среди гитаристов… Он усложняется дополнительными аккодами и играется в других тональностях, но смысл все тот-же… 

Вот например гармонический ход: Am, H7, E7, G7, C, A7, Dm, Am, F, E7, Am

Но это уже более сложная музыка и врятли кто-то из современных композиторов использует цепочку из более 6 аккордов…

Важно! Иногда на сильных долях может звучать не основная нота из аккорда… или нота из более сложных аккордов, чем трезвучие, например, септаккорд, нонаккорд…

 В таких случаях важно, опираясь на слух, оценить гармонично или нет звучит аккорд по отношению к мелодии или вокалу на протяжении всего звучания аккорда…

 Кстати в процессе написания музыки хорошо бы точно знать и понимать что такое доминанта, секвенция и модуляция с музыкальной точки зрения. 

А если более серьезно, то вот:

Аккорды

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше).

Например, “ля-до-ми” или “до-ми-ля”. Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые “не считаются”.

Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько “ля” в разных октавах (скажем, “ля-до-ми-ля”), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд “до-ля-ми” называется “ля”. Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда.

Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд “ми-ля-до-ми” взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены.

Например, аккорд “до-ля-до” взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят “в основном виде”, в ином случае — “в обращении”. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет “мелодическое положение” аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд “ля-до-ля-ми” находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, “оставшийся” от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда.

Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме.

Вспомогательный — это “проходящий” между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются “верхними голосами”.

Источник: https://PromoDJ.com/imsa/blog/778106/Podbiraem_akkordi_k_akapelle

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector