О российской рок-опере

Рок-опера – интересный жанр, сочетающий в себе рок и оперную музыку. Сюжет состоит из арий, которые написаны в стиле рока. Иногда на сцене вместе с певцами находятся гитаристы и другие рок-музыканты. Из этого топа 10 самых лучших рок-опер Вы узнаете о самых интересных произведениях в этом жанре.

Создателями рок-оперы «Квадрофения» являются рок-группы «The Who». Вышло данное произведение 19 октября 1973 года. В 1979 году появился фильм «Квадрофения», основанный на этой рок-опере, но этот фильм не является музыкальным. Сюжет данной рок-оперы рассказывает о молодежи 1964-1965 годов, живущей в городах Лондон и Брайтон.

О российской рок-опере

Музыку для рок-оперы «Кентервильское привидение» написал Владимир Калле. Создателем либретто для этого произведения стал Вячеслав Вербин. Премьера данной рок-оперы состоялась 28 января 2008 года. Это произведение на первый взгляд выглядит довольно легким, но, на самом деле, в нем таится множество вопросов. Они ставят персонажей перед выбором: любовь или расчет, честность или корысть.

О российской рок-опере

Данную рок-оперу также называли зонг-оперой. Ее создатели: композитор Александр Журбин и драматург Юрий Димитрин. Впервые зрители увидели данное произведение 25 июля 1975 года.

Сюжет рок-оперы не очень похож на миф «Орфей и Эвридика», но прослеживаются некоторые моменты из мифологии: любовь Орфея и Эвридики заканчивается разлукой, он пытается вернуть ее, затем вынужден возвращаться к обычной жизни без возлюбленной. В конце персонажи вновь воссоединяются.

О российской рок-опере

Данная рок-опера была создана Александром Градским по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова. Аудиозапись этого произведения была сделана в 2009 году. Постановки на сцене пока что не было.

О российской рок-опере

Данная рок-опера Владимира Калле была создана на основе произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссером и автором либретто является Владимир Подгородинский.

Создатели рок-оперы постарались отразить в ней творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева и Петра Ильича Чайковского, а также отобразить в своей музыке неаполитанские музыкальные традиции.

Сюжет соответствует истории из пьесы Уильяма Шекспира, но вот смотрят на эти события авторы данной рок-оперы немного по-другому. Сложности в отношениях родителей и детей отодвинуты на задний план, а главная тема этого произведения – судьба.

О российской рок-опере

Текст и музыку к данной опере создали Лариса Бочарова, Лина Воробьева, Антонина Каковиди и Евгений Сусоров. Это произведение рассказывает историю известной исторической личности, которая жила в XV веке: Жанны Д’Арк.

О российской рок-опере

Создателями рок-оперы «Стена» является группа «Pink Floyd», которая исполняла песни в стиле прогрессив-рок. В 1982 году была создана киноадаптация рок-оперы «Стена». Тема данного произведения – отчуждение и замкнутость.

В жизни Пинка происходит множество неприятных событий, которые постепенно подталкивают его к одиночеству: смерть отца, ненависть школьных учителей, сверх-опека желающей контролировать каждый его поступок матери, разрушение его брака.

В итоге, Пинк решает отгородиться от общества.

О российской рок-опере

Это произведение – метал-опера, которая является концептуальным альбомом пауэр-метал группы «Эпидемия». Выпущена «Эльфийская рукопись» была 13 февраля 2004 года. У данного произведения существует два продолжения: «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» и «Сокровище Энии».

О российской рок-опере

Данную рок-оперу создали два автора: Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Произведение было написано в 1970 году и представлено на Бродвее в 1971 году. Существует две экранизации мюзикла: одна была создана в 1973 году, вторая – в 2000 году. Сюжет рок-оперы рассказывает о событиях, описанных в Евангелии. Однако многие моменты сюжета трактуются в данной рок-опере совсем не так, как в Евангелии.

О российской рок-опере

Композитором для данной рок-оперы стал композитор Алексей Рыбников. «Юнона и Авось» создана на стихи Андрея Вознесенского. Впервые зрители увидели ее 9 июня 1981 года. Сюжет этой рок-оперы рассказывает о реальных событиях. Данное произведение повествует о истории любви Николая Петровича Резанова и Кончиты Аргуэльо.

Николай Резанов был одним из руководителей кругосветной экспедиции. Побывав в Калифорнии, он взаимно полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо. Влюбленные обручились, но Николай Резанов был вынужден уехать. По дороге возлюбленный Кончиты Аргуэльо заболел и умер. Девушка 35 лет не верила в его смерть и продолжала ждать.

Прослушав арии из вышеперечисленных произведений, Вы насладитесь необычным сочетанием рока и оперной музыки.

Источник: http://top5-top10.ru/top-10-samyx-luchshix-rok-oper/

Русские рок-оперы. Аккорды, звучащие в сердцах

Ритмичные аккорды, динамичная музыка, басы, созвучные со стуком сердца… Заметили ли вы, как прочно вошла музыка в стиле рок в нашу жизнь? А ведь еще совсем недавно, при расцвете Советского Союза, данный стиль музыки был запрещен. А такого понятия, как «русские рок-оперы», даже не существовало. И лишь в 1970 годах первые творения данного жанра были представлены на людской суд.

Сейчас же мы вслушиваемся в знакомые аккорды и подпеваем энергичным музыкантам. И хотя в России данное направление появилось относительно недавно, гениям музыкального жанра уже удалось создать несколько удивительных произведений. Итак, какие же они, русские рок-оперы?

Русские рок-оперы. Орфей и Эвридика

О российской рок-опере allpainter.com

История русских рок-опер начинается с 1975 года. Именно в это время создается первое произведение, относящееся к данному жанру — «Орфей и Эвридика». Музыку написал композитор Александр Журбин, а постановкой руководил известнейший на то время драматург Юрий Димитрин. Но идея принадлежала Анатолию Васильеву – руководителю ансамбля под названием «Поющие гитары». Именно он решил: пришло время русскому зрителю увидеть кардинально новую постановку.

Известно, что в период существования СССР все произведения культуры и искусства подвергались жесткой цензуре. Так как слово «рок» вызывало негативные ассоциации у власти имущих, первоначально спектакль носил название зонг-оперы. Но суть от этого не меняется – «Орфей и Эвридика» стала первым лучом восходящего солнца русского рока.

О российской рок-опере cultuurpodiumonline.nl

Спустя 28 лет после первого выхода рок-опера была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Ее достижение – самое большое количество сыгранных одним коллективом спектаклей.

Итак, знакомы ли вы с греческим мифом о любви и смерти? Если нет, то пришло время узнать судьбу певца Орфея и его возлюбленной нимфы Эвридики. А чтобы проникнуться этой историей и испытать всю глубину чувств, которые переживают герои, обратитесь к творению музыкантов, создавших прекрасную рок-оперу.

Русские рок-оперы. Звезда и смерть Хокина Мурьеты

О российской рок-опере groovecollector.com2

Вскоре после выхода первой рок оперы, Марк Захаров также решает бросить вызов общественности и создает новый шедевр рок-музыки – оперу «Звезда и смерть Хокина Мурьеты». Ее сюжет и оформление вызвали массовые протесты чиновников, работающих в Министерстве культуры. Но, несмотря на то что показ запрещался 11 раз, постановка все-таки была представлена зрителям в 1976 году.

В центре сюжета – Хоакин Мурьета, несчастный влюбленный, который мстит за смерть своей возлюбленной. Этот разбойник – чилийский Робин Гуд, который становится на защиту всех униженных и обездоленных.

Но его судьба незавидна: враги все-таки одерживают над ним верх. И опасаясь, что мстительный дух вернется, отрубают голову поверженного врага.

Премьера проходит с оглушительным успехом. Через некоторое время выпускается диск с оперой, затем «Звезда и смерть Хокина Мурьеты» становится основой одноименной киноленты.

Русские рок-оперы. Юнона и Авось

О российской рок-опере msk.ticketbest.info

Самая известная рок-опера, которая была создана в нашей стране – это «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. Название мюзикла соответствует именам кораблей, на которых совершил путешествие вокруг света Николай Рязанов.

Основной сюжет базируется на произведении «Авось!» поэта Вознесенского. Это отражение реальных событий – главный герой существовал в реальности, как и его встреча с женщиной, перевернувший все его представления. Печальная история любви, которая длилась даже после смерти одного из влюбленных, способна растрогать даже самых черствых людей.

Русские рок-оперы. Эльфийская рукопись

О российской рок-опере genefis-gbr.ru

Не только советские музыкальные гении занимались созданием рок-опер. В современной российской действительности также есть одаренные люди, занимающиеся подобными проектами. К ним относится известнейшая российская рок-группа – «Эпидемия».

Их рок-опера совсем не похожа на те, которые выпускались в советское время. Ведь музыкальные особенности жанра с тех пор претерпели значительные изменения. Да и сами люди тоже изменились.

«Эльфийская рукопись» — масштабный проект, на данный момент состоящий из трех частей. В качестве исполнителей выступают звезды российской рок-музыки, среди которых Артур Беркут, Кирилл Немоляев и Максим Самосват.

Сюжет перенесет слушателей в другой мир, где живут необычные существа – эльфы, гномы и волшебники. Сказанье о борьбе со злом и великой любви, прекрасная музыка в жанре power-metal – вот что ждет тех, кто решит обратить внимание на шедевр рок-группы «Эпидемия»

Русские рок-оперы. TODD

О российской рок-опере beyazperde.com

Музыканты, исполняющие музыку в стиле панк, также создали свою версию рок-мюзикла. Панк-коллектив «Король и шут» в 2012 году представил зрителям свою версию пьесы Кристофера Бонда, повествующей о судьбе Суини Тодда — парикмахера, безвинно осужденного и начавшего мстить всем людям за свою несчастную судьбу. Создатель идеи и человек, исполняющий главную роль – Михаил Горшенев, главное лицо коллектива «Король и Шут». Однако солист панк группы скончался летом 2013 года. Но его зонг-опера ужасов «TODD», состоящая из двух актов, пользуется огромной популярностью по сей день.

На этом у нас все. Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

  • Присоединяйтесь к нашей группе Vk, чтобы быть в курсе новых событий.
  • Также рекомендуем к прочтению статью: Русские рок-оперы. Аккорды, звучащие в сердцах
  • Вам понравилась эта статья? Мы будем рады, если вы поделитесь ссылкой этой страницы с друзьями
Читайте также:  Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Источник: https://www.YaUmen.ru/russkie-rok-opery/

7 русских опер с мировым именем

Зародившись как подражание западным образцам, русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу всей мировой культуры.

Появившись в эпоху классического расцвета французской, немецкой и итальянской опер, русская опера в 19 веке не только догнала классические национальные оперные школы, но и опередила их. Интересно, что русские композиторы традиционно выбирали для своих произведений сюжеты чисто-народного характера.

Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» рассказывает о событиях 1612 года – польском походе шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако, в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому.

Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 году. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены.

Были попытки адаптировать сюжет под требование нового времени: так Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 году «советский строй» был заменен «русским народом».

Большой театр с 1945 года традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована, пожалуй, в миланском «Ла Скала».

О российской рок-опере

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбран царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 года. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы карамзинской «Истории государства Российского».

Темой оперы стало время правления Бориса Годунова перед самым «Смутным временем». Мусоргский закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 году, которая была представлена театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли.

Мусоргский ввел в оперу «польский» акт любовной линии Марины Мнишек и Лжедмитрия. Им также была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал боле эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута. Ее удалось поставить лишь 2 года спустя в 1874 году на сцене Мариинского театра.

За рубежом премьера оперы состоялась в Большом театре в парижском Гранд-Опера 19 мая 1908 года.

О российской рок-опере

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 года во Флоренции, а первая постановка случилась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского Театра, причем в первый раз Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности».

Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн (с двумя «н» на конце), а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман – это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 году опера была впервые поставлена за пределами России в Праге.

Далее – первая постановка в Нью-Йорке в 1910 году и премьера в Лондоне в 1915 году.

О российской рок-опере

Основой для либретто стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича.

Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После кончины Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков.

Существует мнение, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако, сам Глазунов это мнение опровергал.

Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» – полностью опера Александра Порфирьевича Бородина». Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 году, через 9 лет ее увидел иностранный зритель в Праге.

О российской рок-опере

Опера «Золотой петушок» была написана в 1908 году по одноименной пушкинской сказке. Эта опера стала последней работой Римского-Корсакова. Императорские театры отказали в постановке оперы.

Но как только зритель впервые увидел ее в 1909 год в московском оперном театре Сергея Зимина, оперу через месяц поставили в Большом театре, а затем она начала своё триумфальное шествие по всему миру: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Вроцлав.

О российской рок-опере

Опера по мотивам одноименной повести Лескова была завершена в декабре 1930 года, впервые поставлена в Михайловском театре Ленинграда в январе 1934 года. В 1935 году опера была показана зрителям Кливленда, Филадельфии, Цюриха, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона, Праги, Стокгольма.

Во второй половине 30-х вплоть до 50-х годов опера была запрещена к постановке в России, а сам Шостакович был осужден руководством компартии страны. Произведение было охарактеризовано как «сумбур вместо музыки», «умышленно сделанное шиворот-навыворот» и послужило толчком для травли композитора.

Постановки в России возобновились только в 1962 году, однако зрители увидели оперу под названием «Катерина Измайлова».

О российской рок-опере

Идея оперы возникла у Александра Даргомыжского в 1863 году. Однако композитор сомневался в ее успехе и рассматривал работу как творческую «разведку», «забаву над «Дон-Жуаном» Пушкина».  Он писал музыку на пушкинский текст «Каменного гостя», не изменяя в нем ни единого слова. Однако проблемы с сердцем не позволили композитору закончить работу.

Он скончался, попросив в завещании своих друзей Кюи и Римского-Корсакова завершить работу. Впервые опера была представлена зрителю в 1872 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Зарубежная премьера состоялась только в 1928 году в Зальцбурге.

Эта опера стала одним из «основополагающих камней», без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.

Фаина Шатрова

Источник: https://russian7.ru/post/7-russkix-oper-s-mirovym-imenem/

Первая российская рок – опера. История создания | Обморок и Мама этно-фолк группа

О российской рок-опере

В 1976 году состоялась премьера первой российской рок – оперы «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» на сцене московского театра Ленкома. Поставленный Марком Захаровым по поэме чилийского писателя Пабло Неруды на пике солидарности с чилийским народом, спектакль был наполнен политическим смыслом. В те дни со страниц газет не сходили имена Сальвадора Альенде, Виктора Хара, Луиса Корвалана.

Создание первой рок-оперы

Никого не могла оставить равнодушным судьба чилийского народа, потерявшего более тридцати тысяч своих сограждан во время военного переворота. На этот мотив было создано полноценное музыкальное произведение.

Опера была написана композитором Алексеем Рыбниковым после триумфального шествия по странам и континентам самой популярной рок – оперы «Иисус –Христос –суперзвезда». Либреттист Павел Грушко удачно перевел стихи и адаптировал поэму для сцены. Ее оригинальное название – «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853».

Спектакль выдержал 17 сезонов в родном театре и был многократно показан в других городах страны на различных сценических площадках и стадионах.

О российской рок-опере

Основная идея, фабула оперы

Действие спектакля происходит во время золотой лихорадки в Калифорнии в середине девятнадцатого века. Сюжет оперы развивается на протяжении 3-х лет. Романтика золотоискателей, которой не чуждается и главный герой событий Хоакино, захватывает и янки, и коммивояжеров, и ковбоев.

Музыка ярко передает колорит американского севера, рельефно рисует музыкальные портреты – характеристики главных персонажей.

Сюжет, написанный в лучших традициях вестерна, содержит бурное развитие и трагическую развязку событий.

Хоакин Мурьета, герой латиноамериканского фольклора, подобно Робин Гуду, пытающийся создать вокруг себя атмосферу торжества правды и справедливости в конце концов погибает в неравной борьбе за это.

«Звезда и жизнь Хоакино Мурьеты» несет в себе основные черты популярного во всем мире оперного жанра.

Столкновение противоборствующих сил, конфликтность, многообразие сюжетных линий, а главное – великолепная музыка Алексея Рыбникова ставят спектакль в один ряд с лучшими операми, написанными в стиле «рок».

В любом случае рок-опера на сегодняшний день является популярным направлением музыки. Оно развивается в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.

Источник: http://obmorokimama.ru/pervaya-rossiyskaya-rok-opera-istoriya-sozdaniya/

О российской рок-опере, музыкальный класс

Словосочетание звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну».

Но если вдруг придётся погрузиться в глубины и сущность вопроса о рок-опере, то вдруг выясняется, что информации и собственно музыки не так много, а вот неопределённости и туманности наоборот хватает.

О российской рок-опере

Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе, и связан с Питом Таундсеном (Англия), лидером рок-группы The Who. На обложке альбома «Томми» были начертаны слова — рок-опера.

Вообще ещё одна британская группа использовала это словосочетание раньше. Но поскольку альбом The Who имел хороший коммерческий успех, то вот Таундсену и отдали авторство.

Потом был «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера, ещё один рок-оперный альбом The Who, а уже в 1975г. в СССР прозвучала своя рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Правда, жанр своего произведения А.Журбин определил как зонг-оперу (песня-опера), но это исключительно потому, что слово рок в СССР, находилось под запретом. Такие вот были времена. Но факт остается фактом: четвертая по счету рок-опера родилась у нас. А пятёрку мировых рок-опер замкнула знаменитая «Стена» группы Pink Floyd.

Читайте также:  Как записать песню в домашних условиях

Вспомним весёлую загадку: что получится, если скрестить… Вот и с рок-оперой примерно такая же ситуация. Потому что к 60-70 годы музыкальная история жанра оперы насчитывала 370 лет, а рок-музыка, как стиль едва ли существовала более 20.

Но видимо, рок-музыканты были очень смелыми ребятами, и брали в свои руки всё, что хорошо звучало. Вот и дошла очередь до самого консервативного и академического жанра: оперы. Потому что более далекие музыкальные явления, чем опера и рок-музыка трудно найти.

Сравним, в опере играет симфонический оркестр, поёт хор, иногда есть балет, певцы на сцене разыгрывают некое сценическое действо и всё это происходит в оперном театре.

А в рок-музыке — совершенно другой тип вокала (не академический). Электронный (микрофонный) звук, электрогитары, бас-гитара (изобретение рок-музыкантов), электронные клавиши (органы) и большая ударная установка. И вся рок-музыка рассчитана на большие, часто открытые пространства.

Действительно, трудно соединимые жанры и поэтому сложности сохраняются до сих пор.

У композитора А. Журбина много сочинений академического плана (оперы, балеты, симфонии), но в 1974-75 годы 30-летний музыкант активно искал себя и решил попробовать свои силы в совершенном новом жанре.

Так появилась рок-опера «Орфей и Эвридика», поставленная в оперной студии при Ленинградской консерватории. Исполнителями стал ансамбль «Поющие гитары» и солисты — А. Асадуллин и И. Понаровская.

В качестве сюжета использован древнегреческий миф о легендарном певце Орфее и его возлюбленной Эвридике. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер.

А. Рыбников и А. Градский свои произведения в этом жанре посвятили трагическим событиям в Чили 1973 года. Это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (стихи П. Неруды в переводах П. Грушко) и «Стадион» — о судьбе чилийского певца Виктора Хары.

«Звезда» существует в виде винилового альбома, долго была в репертуаре Ленкома М.Захарова, снят музыкальный фильм. «Стадион» А.Градского тоже записан как альбом на двух CD.

Опять надо вспомнить про «ежа и про ужа» и констатировать факт, что создание репертуарной рок-оперы – дело, оказывается очень трудное и требует кроме всего прочего большого таланта от автора музыки.

Вот почему сегодня на сценах театров идут «старые» советские рок-оперы, включая ещё «Юнону и Авось» А. Рыбникова, которую можно назвать одной из лучших российских (советских) рок-опер.

В чём здесь дело? Рок-оперы сочиняют, с 90х г.г. их появилось почти 20, но опять же, в музыке должен, каким-то образом проявляться талант композитора. А вот этого-то пока и не происходит.

Есть попытки создать рок-оперу на основе литературного жанра фэнтази, но фэнтази культура нацелена на ограниченный круг слушателей, да и по качеству музыки – есть вопросы.

В этом отношении показателен анекдотичный рок-факт: в 1995г. группа «Сектор Газа» сочинила и записала 40-минутную рок-панк-оперу «Кащей Бессмертный».

А поскольку все музыкальные номера (кроме одного) – кавер-версии известных рок-композиций, то в сочетании с достойном уровнем записи, характерно-своеобразным вокалом исполнителя сочинение вызывает какой-то интерес. Но если бы не уличная лексика…

Э. Артемьев – композитор с прекрасной академической школой, электронная музыка, а потом и рок-музыка постоянно в сфере его интересов. Более 30 лет он работал над рок-оперой «Преступление и наказание» (по Ф. Достоевскому). В 2007 году опера закончена, но познакомиться с ней можно только в интернете на музыкальных сайтах. До постановки дело так и не дошло.

А. Градский, наконец, закончил масштабную рок-оперу «Мастер и Маргарита» (по М. Булгакову). В опере почти 60 персонажей, сделана аудиозапись. Но дальше просто детективная история: все знают, что опера закончена, известны имена исполнителей (много очень известных музыкальных людей), есть оценки музыки (но очень скупые), а в интернете «днём с огнём» нельзя найти даже фрагмента сочинения.

Меломаны утверждают, что запись «Мастера…» можно приобрести, но лично у маэстро Градского и на условиях, не способствующих популяризации произведения.

Рок-оперу часто путают с мюзиклом, а это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно танцевальное (хореографическое) начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием. Иначе говоря, необходимо, чтобы герои пели и действовали (что-то делали).

В России сегодня есть единственный театр Рок-оперы в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него до сих пор нет. В основе репертуара — уже рок-оперная классика: «Орфей», «Юнона», «Иисус», 2 мюзикла А. Петрова и произведения В. Калле, музыкального руководителя театра. Если судить по названиям, то мюзиклы в репертуаре театра преобладают.

Есть интересные музыкальные рекорды, связанные с рок-оперой:

  • «Орфей и Эвридика» вошла в книгу рекордов Гиннеса, как сценическое произведение, сыгранное максимальное количество раз одним коллективом;
  • Б. Вивчаровский (С-Петербург) – единственный заслуженный артист РФ, получивший это звание за работу в рок-опере;
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — единственная рок-опера в России, существующая в трёх формах, принятых в мировой практике: альбом, спектакль, фильм;
  • в честь ленкомовского спектакля «Юнона и Авось» в 2011г. выпущена памятная серебряная монета 1 новозеландский доллар.

Оказывается, что создание и постановка рок-оперы сегодня – архисложное дело и поэтому у российских поклонников этого жанра, выбор не очень велик. Пока же остаётся признать, что российские (советские) 5 образцов рок-оперы есть, а дальше приходится ждать и надеяться.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/o-rossijskoj-rok-opere-muzykalnyj-klass-2

Рок-опера – это… Что такое Рок-опера?

Рок-о́пера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки.

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

История

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who.

Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F.

Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», «Преступление и наказание» Артемьева,
  • «Жанна д’Арк», «Паганини», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Последнее испытание», «Мастер и Маргарита» Градского, «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи, молодых музыкантов из Иркутской области.

Немного об Авторах

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно.

Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность.

Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Известные рок-оперы

См. также

  • Концептуальный альбом
  • Мюзикл

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/31790

Алексей Рыбников: создатель русской рок-оперы

2010-07-17T12:00+0400

2010-07-16T11:02+0400

https://ria.ru/20100717/255364221.html

Алексей Рыбников: создатель русской рок-оперы

https://cdn24.img.ria.ru/images/25422/22/254222261_0:137:1430:948_1036x0_80_0_0_5b907968c2b4023e150c516af141e41a.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Симфонии и концерты композитора Алексея Рыбникова удостаивались хвалебных рецензий и наград. Но публике гораздо ближе другой Рыбников – автор лучшей отечественной рок-оперы “Юнона и Авось” и кинокомпозитор, чья музыка звучит более чем в сотне фильмов и в анимационных лентах. 17 июля он отмечает 65-летие.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Когда исполнялась симфоническая музыка композитора Алексея Рыбникова, за дирижерским пультом стояли Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Теодор Курентзис.

Симфонии и концерты композитора удостаивались хвалебных рецензий и наград.

Читайте также:  Евгения отрадная - история и секреты успеха

Но публике гораздо ближе другой Рыбников – автор лучшей отечественной рок-оперы «Юнона и Авось» и кинокомпозитор, чья музыка звучит более чем в сотне фильмов и в анимационных лентах. 17 июля Алексей Рыбников отмечает 65-летие.

Ученик Арама Хачатуряна – классика, чья музыка необычайно сильна своим ритмом и темпераментом, – Алексей Рыбников с самого начала внес в свою музыку тот эмоциональный драйв, который так воспламеняет аудиторию и который так необходим музыкальной драме. Но был у Рыбникова и другой «учитель музыки» – кино.

Как многие дети послевоенных лет, Алексей в детстве пересмотрел все трофейные фильмы. А большинство из них были музыкальными, с запоминающимися мелодиями, как в мюзиклах. И одним из первых, еще детских (в 8 лет!) музыкальных опытов Рыбникова стали фортепьянные пьесы на тему популярной тогда ленты «Багдадский вор».

Их, кстати, одобрил отец Рыбникова – скрипач в оркестре Цфасмана.

Не удивительно, что спустя десятилетия композитор, выросший на трофейных фильмах, будет писать музыку для кино и сцены, заслужит славу «отца русской рок-оперы», а в 1988 году создаст в Москве творческое объединение «Современная опера» с залом всего на 40 мест.

Позже оно переросло в Театр Алексея Рыбникова – гораздо более просторный, с впечатляющими звуковыми и световыми эффектами… Уже в 1962 году, когда выпускник Центральной музыкальной школы для одаренных детей Алексей Рыбников поступил в Московскую консерваторию, он решил стать экспериментатором. Сначала появились «Хороводы» – фортепьянная соната с отчетливым фольклорным началом. А после окончания консерватории, с 1967 по 1972 годы, молодой композитор написал «Русскую увертюру», концертное каприччио «Скоморох», Концерт для баяна и оркестра. Но эти сочинения еще не были революционными.

Революцией в музыке оказалась «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в постановке Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленком, 1976 год) – первая советская рок-опера, прямой «потомок» западного рока (например, рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда» Эндрю Ллойд-Уэббера).

Литературную основу «Звезды и смерти…» составила поэма Пабло Неруды о фольклорном герое-разбойнике времен «золотой лихорадки» в Калифорнии. Уже на следующий год грамзапись «Хоакина Мурьеты» заняла в хит-параде первое место. А ведь премьера могла и не состояться – из-за чиновничьей косности и боязни музыкального инакомыслия.

«Звезда и смерть…» довольно популярна и сегодня.

Но все же не так популярна, как «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского о любви русского графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты.

Эта вторая – и лучшая – советская рок-опера, «незаконное дитя» русской, церковной и городской музыки и американского рока, была поставлена в Ленкоме в 1981 году. Ее партитура вскоре разошлась на музыкальные цитаты, растиражировалась в студиях грамзаписи и в сознании людей.

Романтические арии из рок-оперы звучали со сцены и во дворах… Оказалось, что музыка Рыбникова, стихи Вознесенского и режиссура Марка Захарова образовали тот волшебный сплав, который превращает произведение в классику. Да и Николай Караченцов и Елена Шанина, игравшие Резанова и Кончиту, вкладывали в роли все силы и мастерство.

Со сцены к зрителям шел поток электричества, актеры буквально пронзали публику силой своего лиризма и искренностью.

В Ленкоме постановка идет по сей день, уже с другими актерами. Они играют хорошо, но – с невольной оглядкой на своих непревзойденных предшественников.

Можно долго рассказывать о том, как спектакль «Юнона и Авось» гастролировал за рубежом, как удивлял и нравился западной публике. Но важнее другое: то, что даже современная российская молодежь знает знаменитое «Ты меня на рассвете разбудишь…». О таком всенародном признании мечтает каждый композитор.

Впрочем, музыка для детского кино и мультфильмов оказалась не менее успешным проектом Алексея Рыбникова. Может быть, сыграло свою роль и то, что он, будучи еще совсем молодым, но уже женатым, подрабатывал аккомпаниатором в детском саду.

И теперь уже не одно поколение детей с удовольствием распевают песенки из популярных фильмов «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), из мультиков «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Муми-тролль».

Диски с киномузыкой Рыбникова продаются в каждом музыкальном магазине. Он уже более 30 лет – член Союза кинематографистов, а за свои работы получил целую россыпь наград: Госпремию, «Триумф», «Нику», «Золотого орла» и других.

Рыбников сочинил музыку для недавних лент Эльдара Рязанова, Павла Лунгина, Владимира Хотиненко и Николая Лебедева.

Композитор по-прежнему сочетает трудносочетаемое. Он насыщает симфоническую музыку драйвом рока, а рок одухотворяет симфонизмом. Щедро приправляет стилизации «под Моцарта» современными ритмами.

Один из интереснейших экспериментов Рыбникова – «Литургия оглашенных», которая сочинялась почти десять лет и соединила стихи великих поэтов Возрождения и Серебряного века, библейские пророчества и шумерскую клинопись… Эта музыкальная мистерия была поставлена в Театре Рыбникова в 1992 году.

Как говорит сам композитор, «это — подведение итогов развития человеческого интеллекта в поэтической форме».

В 1998 году Рыбников написал балет «Вечные танцы любви» – хореографическое «путешествие» влюбленной пары в прошлое и будущее.

А в 2005 году прошла премьера Пятой симфонии – «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В этом произведении звучат ветхозаветные тексты – на русском и греческом языках, латыни и иврите.

Рыбникова вдохновила и русская история начала 19 века – эпоха Александра I («Северный Сфинкс», 2007 год).

Можно по-разному относиться к симфонической музыке Алексея Рыбникова. Он и не претендует на звание «современного классика номер один». Он музыкальный реформатор – и при этом абсолютно народный композитор, чьи мелодии усвоены массовым сознанием.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20100717/255364221.html

Единственный в России

Летом 1966 года в Ленинграде, из недр известного не только в нашей стране ансамбля «Дружба» родился коллектив, который дал зеленую улицу ВИА. А назывался он 33 года назад «Поющие гитары».

Повальный интерес у молодежи, успех у публики: в репертуаре школьных и дворовых команд конца 60-х годов были песни «The Beatles» и «Поющих гитар».

Многие читатели, знающие ВИА «Поющие гитары», пропоют не одну его популярную песню.

В творческом развитии наблюдается тенденция: попробовать себя в больших формах. На западе в начале 70-х появились рок-оперы, композиции “Pink Floyd”.

Предтечей рок-оперы у «Поющих гитар” была композиция „Саласпилс“, а летом 1975 года в оперной студии при Консерватории состоялась премьера — зонг-опера „Орфей и Эвридика“. Почему не рок? По той простой причине, что наименование „рок“ было запрещено.

Завуалировать роковый стиль пришлось, обратившись к драматургии Б. Брехта, где в ткань повествования вписываются песни-зонги, которые, подводя итог происшедшего, являются поучением, наставлением.

Успех был неописуем. Элитный показ в Москве (без афиш, только для своих) в д/к газеты „Правда“ здорово всколыхнул и шокировал верхи страны: как так — Питер опять впереди….?После этого коллектив очень долго не гастролировал в Москве. (Не удивлюсь, если назовут первой поп-оперой в СССР „Алые Паруса“.) За десять лет при полных аншлагах, даже во дворцах спорта, сыграно 1935 спектаклей.

Вначале билеты с рук стоили 25-35 рублей. Опера имеет европейский диплом лучшего спектакля года. Но!.. За границей так и не побывала… Такая вот информация к размышлению, дорогой читатель!

В 1979 году была поставлена замечательная авангард-опера „Фламандская легенда“ (о Тиле Уленшпигеле), но сложность музыкального восприятия сделала спектакль „не кассовым“, поэтому в 1981 году он сошел со сцены. Репертуар требовал новых опер.

В 1982 году выпустили „Гонки“, которая просуществовала 3 месяца, по той простой причине, что в Советском Союзе, как утверждала культурно-комсомольская пресса, не было проституции, наркомании, валютных махинаций и прочих мафиозных дел. Мы строили коммунизм (как видите — построили). Оперу сняли.

Встав на театральные рельсы, ансамбль с них сойти не мог, но иметь одну оперу — катастрофа…

…Лишь 31 декабря 1985 года в ДК им. Капранова состоялась премьера оперы-мистерии „Юнона“ и „Авось“ (поныне она имеет полный успех, количество спектаклей перевалило за 1000).

С 1989 года ВИА „Поющие гитары“ стал называться: Государственный театр „Рок-опера“, правда, без театрального помещения. Хотя был подписан договор с ФРГ о постройке театра на Крестовском острове. Но проект не осуществился, по той простой причине, что „общественность“ „встала на дыбы“ против засорения острова. А что она замолчала впоследствии?..

К 1000-летию Православной Церкви театр поставил всемирно известную рок-оперу „Иисус Христос — суперзвезда“. Спектакль получил благословение от церкви. Хороший литературно-художественный перевод, в отличие от московского, звездно-пластиночного, имел успех в Америке. (Опять в Москве считают, что они первые поставили эту оперу, хотя прошло не менее года).

Кстати, об Америке. В1991 году театр участвовал в частно-государственном круизе „250 лет Русской Америке“. Во время августовских событий коллектив находился у берегов США, имея приглашения остаться, но… никто не остался.

„Иисус Христос — суперзвезда“ исполнялась на русском языке. „Юнона“ и „Авось“ — в форте „Росс“, недалеко от Сан-Франциско, именно в тех местах, где происходили события, легшие в основу произведения.

Имея договоры, соглашения персонально на гастроли, театр не выехал — неимоверный взлет цен на билеты.

Сегодня (на начало 2000г.-ред) театр имеет в репертуаре 3 детских спектакля: „Джельсомино“ (в США исполнялся по-английски), рок-ко-ко-опера „Гадкий утенок“, „Сказка о мертвой царевне и семи богатырях“, рок-оперы: „Юнона“ и „Авось“, „Иисус Христос – суперзвезда“, поставлена новая версия оперы „Орфей и Эвридика“. Произведения поются вживую.

Купить книгу в подарок вам поможет книжный магазин „Book Presents“. От миниатюрных книг до собраний сочинений в роскошном кожаном переплёте — наш ассортимент поспорит с хорошей библиотекой. Высылаем книги почтой.

Источник: http://rock-opera.ru/about/about-theatre.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector