Ритмика для детей не урок, а одно удовольствие

Ритмика для детей не урок, а одно удовольствие

Ритмика (ритмическая гимнастика) – это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой – развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей (обычно дошкольного возраста), на которых малыши учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память.

Ритмика для детей проходит под весёлую, ритмичную музыку, поэтому занятия воспринимаются ими позитивно, что, в свою очередь, позволяет лучше усваивать материал.

Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз, который заметил, что даже самые нерадивые ученики начинали воспринимать и запоминать ритмическую структуру музыки, как только начинали двигаться под музыку. Эти наблюдения положили начало системе, позднее названной «ритмической гимнастикой».

На занятиях ритмикой ребёнок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений:

  • улучшается физическая форма ребёнка, вырабатывается координация движений
  • ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки
  • малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность
  • ритмика в детском саду является хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом
  • занятия ритмикой дают отличную «мирную» разрядку для гиперактивных деток
  • ритмика для детей помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создаёт ощущение радости
  • занятия ритмикой прививают любовь к музыке, воспитывают музыкальный вкус ребёнка

Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего — физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.

Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на развитие чувства ритма, конечно.

Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.

Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и музыкальное развитие и обучение.

Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие).

Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения).

Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего деткам требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках.

Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.

Далее — вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=2941

Развитие ритмики у детей

Сегодня занятия по музыкальной ритмике входят в обязательную программу детских садов, хореографических и музыкальных школ. Основателем этого предмета принято считать Э.

Жака-Далькроза, который впервые разработал упражнения по ритмике для детей разного возраста.

Несмотря на появление в дальнейшем множества авторских программ, именно в его труде собраны эффективные развивающие игры под музыку, танцевальные движения, которые может выполнить любой учащийся, упражнения с различными предметами (мячами, лентой и т. д.).

К основным целям этой дисциплины стоит отнести развитие следующих способностей у детей:

  • музыкальной отзывчивости;
  • пластики;
  • эстетического вкуса;
  • умения импровизировать;
  • работать в группе.

При правильном обучении ребёнок сможет осваивать более сложный музыкальный или хореографический материал, приобретёт уверенность в себе и своих движениях, разовьёт слуховые и ритмические навыки, что обязательно пригодится ему в процессе дальнейшего обучения.

Ритмика для детей, или как проходят занятия

Уроки ритмики, обязательно включающие в себя музыкально-ритмические игры, обычно проводит преподаватель вместе с аккомпаниатором. Однако, если в учебном заведении нет пианиста или баяниста, то выполнять упражнения можно и под магнитофонную запись. Перед изучением новых хореографических примеров ученики разминаются под музыку вместе с педагогом, повторяют пройденный материал.

Изучение новых упражнений на занятиях ритмикой включает в себя такие этапы, как:

  1. Прослушивание музыкального примера, определение характера мелодии, сложных в ритмическом плане фрагментов. Преподавателю необходимо вовлечь учеников в процесс разбора произведения, под которое в дальнейшем будут выполняться хореографические движения.
  2. Объяснения и демонстрация ритмического материала.
  3. Выполнение упражнения под музыку всей группой с последующим разбором ошибок.

Обратите внимание! У детей может не сразу получаться изобразить телодвижениями сложные ритмические фигуры в музыке. Также на изобразительность и качество выполнения упражнений будет влиять скованность и стеснительность. Педагог должен помочь ученикам преодолеть эти останавливающие развитие факторы.

Упражнения ритмики для детей объединены в специальные сборники, рассчитанные на определённый возраст учащихся. Например, в дошкольных учреждениях используют простые движения (наклоны в стороны, хлопки, подскоки и т. д.

), игры и хороводы под аккомпанемент преподавателя. Ученикам постарше могут даваться задания на описание характера музыки – быстра или медленная, грустная или весёлая, а также какие ассоциации вызывает та или иная мелодия.

Музыкально-ритмические игры для дошкольников помогают не только развить пластику движений, но и эмоциональную восприимчивость. Вот один из примеров таких упражнений:

Игра «Солдатики»

Исходное положение – лёжа на полу.

Ученики неподвижно лежат на ковриках. С первых звуков музыки «солдатики» оживают, выполняя любые движения на свой вкус. Как только произведение заканчивается, дети замирают, а преподаватель проверяет, чтобы у каждого руки и ноги оставались «деревянными» и неподвижными. После этого упражнение повторяется.

Охотно дети участвуют и в музыкально-ритмических играх со словом, особенно когда в их основу положены знакомые стихотворения или песенки. Главное требование к таким упражнениям – повторяющиеся предложения, которые учащиеся смогут легко запомнить и воспроизвести.

Полезные советы родителям

Так как основную работу с детьми ведёт преподаватель музыкальной ритмики, родителям можно дать всего несколько советов:

  1. Постарайтесь приобрести ребёнку удобную одежду и обувь, которая не будет сковывать движений.
  2. Дома предлагайте детям подвигаться под какую-либо мелодию или композицию, учитывая при этом её сложность. Обязательно поощрите ребёнка за проявленную смекалку, интересную импровизацию и умение красиво двигаться – это не только повысит его самооценку, но и поддержит интерес к занятиям с педагогом.
  3. Для развития моторики попросите у педагога какие-нибудь музыкально-ритмические пальчиковые игры, которые вы сможете выполнять с ребёнком дома.

Музыкально-ритмические игры учат правильно воспринимать и понимать музыку. Дети учатся выражать впечатления через образные и эмоциональные движения.

Ритмические игры выполняют несколько воспитательных задач:

  • стимулируют познавательное отношение к окружающему миру,
  • формируют эстетический вкус,
  • развивают эмоциональную отзывчивость.

Музыкально-ритмические игры не рассчитаны на заучивание каких-то движений и их точное исполнение. Главным условием успешных занятий является интерес. Упражнения по ритмике должен проводить эмоциональный, заинтересованный и открытый педагог. Для проведения занятий необходим интересный и доступный музыкальный и танцевальный материал, к которому нужно подобрать всевозможные атрибуты.

На занятиях дети понимают, что такое ритм! Ритм – это одна из главных музыкальных способностей эмоциональной природы, с его помощью в специальных комплексных упражнениях соединяются музыка, движение и слово. Музыкально-ритмические игры со словами и танцами одновременно регулируют моторику и правильную речь. Ритм в музыке помогает восприятию выразительности произведения через танец.

Играя, учиться

В обучении важно чередовать упражнения разного уровня сложности: длительные упражнения, требующие концентрации внимания, сменить игрой. Участвуя в игре, дошколята быстро запоминает информацию, раскрепощается и избавляется от комплексов.

Игра на занятиях учит общению и способствует приобретению знаний. Играя, ребенок учится:

  • владеть телом и координировать движения,
  • воспринимать, понимать и чувствовать, что такое ритм в музыке,
  • включать в процесс воображение.

Очень популярной в работе с дошколятами в логопедических группах и детских садах стала пальчиковая гимнастика, которая очень нравятся детям. Упражнения, разученные под народные и классические произведения с помощью игровых элементов, детям выполнять гораздо интересней.

Нервная система, как и мышечная, развивается и растет, и, научившись чувству ритма, детям проще обучиться многим другим вещам. Музыкальный ритм развивает моторику и мышечную активность, поэтому ребёнок должен научиться физически его чувствовать. Воспитывая чувство ритма, маленький человек учится рационально организовывать движения и воспитывает работоспособность.

Хорошо развитое ритмическое чувство позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность правильно чувствовать музыкальные произведения. Ритмика для детей необходима для правильного формирования тела и духа, она помогает растущему человеку осознать собственные силы и через творчество обрести радость жизни.

← Как выучить ноты?Виды музыкальных инструментов →

Источник: https://jliza.ru/ritmika-dlya-detej.html

Ритмика для детей. Польза и правила проведений занятий ритмикой

Научиться ловить ритм, естественно двигаться и развить чувство темпа помогут занятия ритмикой. А еще такие уроки подарят малышу любовь к музыке

     В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп, благодаря такому уроку шумные детки становятся спокойнее, а тихони и скромники постепенно открываются миру.

Что такое ритмика

Если рассматривать ритмику с научной точки зрения, то можно сказать, что это раздел теоретического учения в музыке, отвечающее за ритм, его понимание, восприятие, реагирование. Однако с точки зрения детского развития, ритмика – это практические занятия, которые очень напоминают уроки танцев, но при этом в течение урока акцент ставится на восприятии ритма.

Во многих детских образовательных учреждениях ритмика преподается как самостоятельный предмет или как составляющая таких занятий как пластика, хореография.

Однако следует отметить, что занятия ритмикой не подразумевают заучивания определенных танцевальных связок или движений.

Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.

Для занятий ритмикой очень важным, если не первостепенным, является музыкальное сопровождение.

В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм.

При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.

Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения.

Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной.

Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант.

Важным в занятиях детской ритмикой является элемент игры. Ведь само по себе обучение вряд ли привлечет малышей. Превратив урок в игру, взрослые получат большую отдачу.

Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сказки про лес и деревья, времена года, жизнь зверей.

Читайте также:  Как стать регентом церковного хора

Или же используются специальные фонограммы, разработанные специалистами, где под музыку сразу произносятся интересные задания для малышей.

Занятия ритмикой можно проводить и в домашних условиях. Для этого необходимо приобрести музыкальные записи и уделять уроку несколько часов в неделю.

Однако, если ребенок не имеет предписаний по каким-то причинам быть изолированным от детского общества, старайтесь все же приводить его заниматься в группу.

Ведь коллективные занятия пройдут не только веселее и интереснее для малыша, но также помогут ему раскрепоститься, найти новых друзей, получать первый опыт общения в социуме.

Польза от занятий ритмикой

Кроме того, что занятия ритмикой забавляют ребенка и приносят ему радость, существует множество факторов, почему данные уроки обязательно следует включить в образовательную систему ребенка. К основным из них можно отнести:

  • Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
  • Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
  • Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
  • Благодаря занятиям развивается творческая активность.
  • Ребенок учится выражать свои эмоции, контролировать душевное состояние, адекватно реагировать на ситуацию.
  • Занятия ритмикой являются хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных деток.
  • Занятия ритмикой помогают раскрепоститься застенчивым деткам.

Основные правила

Отдав ребенка на занятия ритмикой, понаблюдайте за ним первое время.

Если занятия проводятся в соответствие со всеми правилами и нормами, то ребенок со временем станет более открытым в своих эмоциях, выражениях чувств, скачки настроения уменьшатся как в качественном, так и в количественном параметрах, малыш чаще будет стараться выразить свои мысли, используя образы.

Если же какие-то правила проведения занятий не соблюдаются, то Вы, либо вообще не заметите изменений, либо же постепенно увидите, что ребенок начинает грустить, замыкаться в себе, перестает любить музыку. В таком случае, следует посетить занятия лично и проверить, как они проводятся. К основным правилам занятий ритмикой с малышами можно отнести:

  • Для каждого занятия важно правильно подобрать музыкальное сопровождение. Слишком сложные задания вызовут отторжение в сознании малыша, а слишком легкие не принесут результата.
  • Проводить занятия ритмикой следует в игровой форме, чтобы максимально привлечь внимание и желание ребенка.
  • Необходимо учитывать пожелания детей, не пытаться играть роль неоспоримого и непоколебимого лидера.
  • Воспитатель не имеет права давить на детей «авторитетом взрослого» и не позволять им выражать свои мысли и чувства.
  • Взрослые должны общаться с малышами по-дружески. Ни в коем случае на занятиях нельзя использовать приказной тон или ругать ребенка.
  • Делайте замечания в понятной, доступной для ребенка форме, чтобы он четко понимал, что и почему он делает не так и пытался это исправить, а не обижался.
  • Усложняйте задачу по мере прохождения предыдущих этапов.

Пускай занятия с ребенком принесут радость и пользу!

Источник: http://hnb.com.ua/articles/s-deti-razvitie_rebenka_ritmika-1351

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников

Буторина А. В. Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11300/ (дата обращения: 30.12.2018).



Предмет «Ритмика» является важнейшим звеном в освоении, развитии чувства метрориритма у детей дошкольного возраста. Систематические занятия, двигательные упражнения, тематические танцы и игры развивают воображение детей, формируют ощущение собственного тела, стимулируют двигательную и умственную активность.

Как правило, в системе дошкольного воспитания на занятия ритмикой отводится один или два года (в зависимости от возраста учащихся) в рамках подготовительных отделений ДМШ, ДШИ и т. п. Длительность урока 35 минут.

Предлагаемый открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля» является первым показным занятием на этапе освоения предмета ритмики в подготовительном отделении первого года обучения (дети пяти с половиной и шести лет).

Занятие отражает главные учебные задачи предмета:

– научить детей двигаться в характере музыки, вместе с тем развивая музыкально-выразительные представления о ней;

– научить детей передавать темповые, динамические, метроритмические особенности музыки;

– способствовать «мышечному раскрепощению», развитию координации, развитию чувства музыкальной памяти, что будет способствовать дальнейшему удачному освоению музыкального инструмента;

– уметь различать простейшие музыкальные жанры (марш, вальс, колыбельная и др.), понимать образ и характер музыкального произведения;

– знакомить учащихся с элементами музыкальной речи, подводя к сознательному освоению музыкальной грамоты;

– способствовать музыкальному и творческому воспитанию детей, расширять общий уровень развития и кругозора.

Занятие построено по принципу повторения и закрепления пройденного материала за две первые четверти (музыкально-ритмические упражнения, точное исполнение ритма под музыку, начальный этап определения двухдольного и трехдольного размеров на слух, элементарное дирижирование в игровой форме).

Структура урока:

  1. Построение
  2. Разминка
  3. Музыкально-ритмические задания, марши
  4. Музыкально-ритмические задания на скамейках
  5. Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку
  6. Музыкально-игровая часть

Ход урока: Вход в класс. Построение. Разминка

  1. «Мельница»: переработанное упражнение из учебного пособия [1, с. 66]

Цель: учить детей отмечать сильную долю такта, вырабатывать пластику в движении рук, прочувствовать моменты ослабления и напряжения мышц рук.

Исходное положение: ноги на расстоянии ступни, руки опущены.

Такты 1–2: Плавно и медленно поднимать обе руки, выпрямить.

Такты 3–4:Плавно и медленно опускать обе руки.

Такты 5–8: Повтор движений тактов 1–4.

Такты 9–14: Делают круговые движения руками («мельница раскручивается»), начиная с небольшой амплитуды (раскручиваем кулачки) и постепенно увеличивая ее (раскручиваем локти и круговые движения вытянутыми руками).

Такт 15: играется с замедлением, потянуться на носках, вытягивая руки как можно выше, затем опуститься и расслабить мышцы рук и шеи (Такт 16).

  1. «Ветерок и ветер» [1, с. 64]:

Цель: развивать у детей навык различать динамические оттенки, акцент на сильной доли такта и отражать их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук, способствовать развитию согласованности движений.

Исходное положение: ноги на расстоянии ступни, руки опущены.

Такт 1–4: «Ветер слабо колышет ветви деревьев» — дети плавно и невысоко поднимают обе руки вперед, вверх, вправо, влево. Движения мягкие. Направление меняется каждый такт.

Такты 5–8: Те же движения с поднятыми вверх руками, «ветер усиливается».

Такт 9–12: «Ветер поднялся» — дети отставляют одну ногу в сторону и на каждый такт броском сгибают корпус то вправо, то влево. Поднятые руки опускаются в ту же сторону. Делать акцент на движении вниз.

Такты 13–16: «Ветер стихает» — повторять движения тактов 1–4.

  1. «Колокольчики»: переработанное упражнение из методического пособия [2, с. 7]

Цель: первое знакомство с динамикой, понятиями «piano — forte»; развивать у детей навык различать динамические оттенки и отражать их в движении.

Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

Часть I: Поднимать руки вперед до уровня плеч и опускать вниз на первые две фразы соответственно движению мелодии (вверх, вниз).

На третью фразу, подняв руки над головой хлопнуть в ладоши (первая доля 6-го такта), затем, соединив пальцы («замок»), повернуть кисти ладонями вверх (вторая доля 6-го такта) и потянуться (в мызыке сделать замедление). Далее, разъединив пальцы, медленно опускать руки вперед, вниз.

Часть II: Хлопать ритмический рисунок ровными четвертями (2/4) Первая фраза на piano — по коленям («колокольчики»), вторая фраза на forte — в ладоши («колокола»).

Музыкально-ритмические задания, марши

  1. «Энергично и спокойно»: музыкальный пример из пособия [9, с. 5]

Перед началом задания прослушать музыку, определить количество частей и характер каждой из них.

В Iчасти марша дети энергично идут друг за другом с высоким подъемом ног, 1–4 такты маршируя «как солдаты», 5–8 такты хлопая в ладоши, отмечая доли. Остановка.

Во II части передавать спокойный, плавный характер музыки, идя спокойным шагом и плавно поднимая руки впереди себя (такты 9–10), плавно опуская руки (такты 11–12).

Такты 13–16 идти спокойным шагом и плавно поднимать руки в стороны, скрещивая наверху. Так же возвращать в исходное положение. Остановка.

Повторить марш еще раз, передавая контраст энергичной и спокойной частей. Двигаться в противоположную сторону.

  1. «Солдатский марш»: рекомендуемый музыкальный материал «Солдатский марш» Р. Шумана («Альбом для юношества»)

Цель: развивать чувство мерной пульсации, ощущение сильной доли, энергичная ходьба.

Исходное положение: построиться друг за другом, выбрать «главнокомандующего отряда».

Часть I: Маршировать, сменяя на каждую музыкальную фразу движение руками на хлопки (сильная доля или 1 и 3 доли в размере 4/4) и обратно.

Часть II: Приседать — вставать, наклоняться — вставать на каждую музыкальную фразу.

В Репризе повторять движения I части.

Музыкально-ритмические задания на скамейках: дети рассаживаются на скамейки

  1. «Часы» ритмизация стихотворения: стихотворный текст из сборника фортепианных пьес [3, с. 24]

Часы стучат, часы идут: «Бом-бом-бом»

И каждый час они поют: «Бом-бом-бом»

– Восьмые длительности — кулачки стучат друг об друга

Четверти — хлопки в ладоши

Бой часов («бом») — топать ногами.

Исполнять группами, по одному, вместе проговаривая стихотворение.

– Указательным пальцем правой руки изображать стрелку часов, равномерно двигая пальцем влево — вправо, бой часов — топать ногами, проговаривая четверостишие.

– Немного наклоняя корпус вперед вниз, вытянуть правую руку наподобие маятника (левая рука убрана за спину). «Маятник» (как элемент дирижирования в размере 2/4) равномерно раскачивается, бой часов — топать ногами, проговаривая четверостишие. Затем поменять руки, повторить упражнение с начала.

Концертмейстер проигрывает короткие музыкальные фразы (2 такта, четверти и восьмые длительности, яркая, простая, легко запоминающаяся мелодия), ребенок должен в точности повторить ритм хлопками в ладоши («эхо»). Рекомендуемый музыкальный материал:

– «Цыплята»

– «Два веселых гуся»

Каждый ребенок по очереди придумывает свой ритм, концертмейстер повторяет, проигрывая на одном звуке («эхо»), дети оценивают точность исполнения.

  1. «Ускоряй и замедляй»: упражнение из учебного пособия [1, с. 58]

Дети показывают умение быстро реагировать на смену темпа музыки и переходить с шага на бег и наоборот в соответствии с изменениями метрической пульсации музыки (замедление, ускорение).

Цель: развитие внимания, ритмичности, улучшать качество бега и шага.

Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку (постановочные танцы)

  1. Танец Полька [5, с. 81]
  2. Танец–игра «О чижике» [1, с. 3]

Музыкально-игровая часть (на выбор)

  1. Игра «Мышеловка» [5, с. 95]
  2. Игра «Медведь и дети» [9, с. 80–82]
  3. Игра «Телефон»

Постепенное освоение детьми метроритмической структуры музыки способствует в будущем успешным занятиям на выбранном музыкальном инструменте.

Большая доля игровых упражнений не дает детям скучать и позволяет воспринимать занятие как естественную для своего возраста среду — игра, подвижность, яркие эмоции.

Литература:

  1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей). — «Просвещение», М., 1981
  2. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — «Советский композитор», М., 1983
  3. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». — «Композитор», СПб, 1997
  4. Зимина А. Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду». — «Просвещение», М., 1971
  5. Лифиц И. В. «Ритмика» учебное поcобие. — «Академия», М., 1999
  6. Луговская А. Е. «Ритмические упражнения, игры и пляски». — «Советский композитор», М., 1991
  7. Чибрикова-Луговская А. Е. «Ритмика». — «Дрофа», М., 1998
  8. Франио Г. С. «Ритмика в детской музыкальной школе». — «Советский композитор», М., 1987
  9. Франио Г. С. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». — «Советский композитор», М., 1989
Читайте также:  Главные трезвучия лада

Основные термины (генерируются автоматически): такт, рука, ребенок, исходное положение, сильная доля, бой часов, движение, музыкально-игровая часть, музыкальная фраза, музыкально-танцевальная часть.

такт, рука, ребенок, исходное положение, сильная доля, бой часов, движение, музыкальноигровая часть, музыкальная фраза, музыкальнотанцевальная часть

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11300/

Уроки ритмики в гимназии

Владыкина Екатерина Веналиевна, преподаватель ритмики и педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназия № 56

Неоспоримый факт, что движение – это основа жизни в любом возрасте. Не вызывает сомнения и то, что в нынешний век «компьютеризации общества», нашим детям для поддержания здорового образа жизни нужно больше двигательных навыков, больше занятий, связанных с движением.

Одним из существенных изменений в Федеральных государственных образовательных стандартах в нашей стране явилось увеличение в учебных планах общеобразовательных школ на 1 час в неделю предмета «физическая культура». В школах Санкт-Петербурга 3-й урок физкультуры используется по-разному.

Руководство нашей гимназии включило в учебный план предмет «Ритмика» со 2 по 7 класс, подключив к этой деятельности педагогов дополнительного образования. В связи с этим, хочется обратить внимание на целесообразность привлечения педагогов дополнительного образования по линии хореографии к решению этой проблемы.

Ведь наше «дополнительное образование» тесно связано, развивается и изменяется в одном русле с общим образованием гимназии, решая общие задачи обучения, развития и воспитания детей.

Древнегреческий философ Сократ говорил: “У бегунов толстые ноги и слабые руки, у борцов – плечи широкие и бёдра худые, лишь танец равномерно развивает всё тело”.

Имея опыт преподавания основных дисциплин хореографического цикла, я считаю, что привлечение профессиональных педагогов хореографии к работе в гимназии по линии физического воспитания детей поможет внести разнообразие в программу физической подготовки школьников и повысить их двигательную активность.

Не для кого ни секрет, что в нашем современном обществе преобладают сила, напористость, грубость, бездуховность и азарт.

Наверное, неплохо, если «силовые элементы» будут, в большей степени, отрабатываться на уроках физкультуры.

А вот предмет «Ритмика » может привнести в физическую подготовку школьников большую пластичность и выразительность, эмоциональность в движении, благородство в общении.

Программа выстраивается на уровень начальной школы (2-4 классы) и уровень средней школы (5-7 классы) с учётом возрастных особенностей учащихся. Уроки «Ритмика», в отличие от уроков физкультуры, имеют большее эмоциональное воздействие на организм за счёт обязательной составляющей – музыкального сопровождения (используя технические средства).

В программе обязательными элементами являются оздоровительные физических упражнения, упражнений по формированию правильной осанки и походки, элементы аэробики и ритмопластики.

Программа расширяется за счёт практического изучения этикета, элементов общения между мальчиками и девочками посредством подвижных музыкально-ритмических игр, элементов бытовых детских танцев, обязательного знакомства с общедоступными элементами нашего национального народного танца, изучения простейших элементов современного бального и современных танцев, разнообразных самостоятельных творческих заданий учащимся. В процессе воплощения этой программы происходит решение определённых проблем воспитания современных детей и подростков. Всё это планируется на общедоступном уровне, рассчитанном на возможности учащегося, не имеющего специальной подготовки.

Обратная взаимосвязь с дополнительным образованием, при этом, проявляется в возможности большего привлечения учащихся в коллективы дополнительного образования на базе самой гимназии.

Понятие «ритм» с древних времён вошло в жизнь и сознание человека, как согласованность движений и действий людей в окружающем их мире. Во все времена неотъемлемую роль в гармоничном развитии человека играли движение, пластика, музыка, танец.

В России, начиная с петровских времён, образованные люди уделяли достойное внимание обучению детей культуре общения и движения, музыке и танцам. При царском дворе, в домах богатых вельмож, в привилегированных учебных заведениях, гимназиях, шляхетских корпусах, институтах благородных девиц танец был обязательной составляющей в воспитании молодого поколения.

Ведь культура движения и общения является одной из основных черт воспитанного человека. Танец не менее чем физкультура и спорт развивает двигательные навыки человека.

Интересно отметить, что в такой развитой, не только в плане экономики, но и в плане спортивных достижений, стране, как Китай, элементы ритмики и танца присутствуют в воспитании детей с двухлетнего возраста. Государственное телевидение систематически проводит детские и семейные танцевальные шоу, детские конкурсы дефиле и всячески пропагандирует этот вид движения.

Танец, в первую очередь, на своей национальной основе, а также модные современные ритмы сопровождают китайцев всю жизнь – от рождения до старости, повышая их жизненный тонус и здоровье.

Прожив в Китае более года и посещая эту страну последнее время, приходилось наблюдать, как каждый вечер в садах и парках, на центральных площадях городов происходит уникальное зрелище – большие группы людей разного возраста в одном ритме движутся под выразительную музыку, исполняя одну за другой простые, но увлекательные танцевальные композиции.

При этом молодёжь подражает старшим и перенимает у них незамысловатые движения. Не только спорт и восточные единоборства, но и танец, пластика, эмоциональное движение создают непрерывный процесс на протяжении всей жизни.

Справедливо также отметить, что система музыкально-ритмического воспитания – ритмика – в нашей стране тоже имеет довольно глубокие корни.

Разработана и широко применяется в дополнительном образовании методика предмета «Ритмика» для музыкальных школ и для школ искусств, детских садов и других учреждений дополнительного образования.

В настоящее время стали популярны ТВ передачи, типа «Большие танцы», привлекающие массу молодёжи.

Конечно, заниматься этим предметом нужно с детьми постепенно, начиная с младшего возраста. Поколение современных старшеклассников, не приученных к этому с детства, довольно сложно сразу вовлечь в этот процесс.

Но в наших дошкольных учреждениях этот процесс уже пошёл: ритмика во многих детских садах уже занимает достойное место рядом с физкультурой. Для детей это становится обычным явлением.

И продолжение этой деятельности в гимназии может принести определённые плоды и помочь нашему подрастающему поколению стать более здоровым, культурным и воспитанным.

Чувство ритма во всём, быстроту реакции, внимание, сообразительность, активность, подтянутость, дисциплинированность, уверенность в себе, стремление к совершенству – вот те качества, которые могут быть выработаны за счёт этого предмета, при определённом серьёзном подходе к нему.

И, возможно, эти качества могут пригодиться старшекласснику даже при подготовке и сдаче ЕГЭ. А насколько неотрывно связан это предмет с предстоящими выездами 10 и 11-х классов и Устным журналом, где каждое выступление – это целый концерт, в котором удивительным образом сочетаются песни, танцы и актерское мастерство.

Многое, что пройдено на уроках ритмики в средней школе, не проходит даром и берется за основу.

  • написать автору
  • подписаться
  • добавить в друзья

Источник: http://nova56.ru/secondary/rythmlessons

Ритмика – это… Описание, программа и эффективность :

Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.

Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.

Влияние занятий ритмикой

После занятий ритмикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.

Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.

Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.

Ритмика для детей

Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам.

Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений.

Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.

В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.

Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.

Ритмика для самых маленьких

Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.<\p>

Задачи занятий ритмикой

К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:

– обучение ребят отражать в движениях различные музыкальные образы;

– развитие у малышей музыкальных способностей;

– обучить взаимному согласованию движений и характера музыки;

– учить разбираться в музыкальных жанрах и видах ритмики;

– научить ребят различать простые музыкальные понятия;

– сформировать у малышей красивую осанку и обучить пластичным движениям;

– научить оценивать собственные движения во время занятий и движения рядом стоящих ребят;

– развить у ребенка творческие способности;

– привить такие качества, как внимание, воля, дисциплинированность, коммуникабельность;

– улучшить память и мышление.

Программа по ритмике

Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – этозанятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.

Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой.

Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям.

Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.

Логопедическая ритмика

Данная ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства.

Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками.

Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.

В чем заключается польза занятий логопедической ритмикой?

Источник: https://www.syl.ru/article/328574/ritmika—eto-opisanie-programma-i-effektivnost

Что такое ритмика? Основы преподавания ритмики в гимназии

В наше время, когда полностью меняются жизненные ориентиры людей, уничтожаются и перечеркиваются прошлые заслуги, когда идет преклонение перед культурой и бытом западных стран, учителям очень важно сохранить, передать и постараться воспитать в молодом поколении желание быть культурными, воспитанными людьми, вести здоровый образ жизни без курения, наркотиков, алкоголя, пробудить в них желание жить полноценной счастливой жизнью. А для этого необходимо уделять огромное внимание этическому и эстетическому воспитанию на самых ранних ступенях развития человека.

Читайте также:  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Необходимость развития культуры общения, культуры поведения учеников ставит необходимость решения задачи формирования музыкально-двигательной культуры учащихся, умения их чувствовать и понимать ритм танца, совершенствовать свои физические данные.

Поэтому целью преподавания предметов эстетического цикла, в том числе ритмики, учитель видит в формировании у школьников этической и эстетической культуры, т.е.

образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.

Уроки эстетического цикла, в том числе ритмика, рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми — лживость, предательство, высокомерие, грубость. Преподавание ритмики в гимназии закладывает в учащихся фундамент правильного отношения к жизни, правильного поведения в обществе, уважительного, культурного отношения друг к другу.

Ритмика — это движение под музыку.

Основной целью уроков ритмики в гимназии видится в том, чтобы способствовать эстетическому развитию детей, прививать любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие): развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитывать художественный вкус, интересы, учить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.

Использование материала переработанных и адаптированных к условиям гимназии программ по ритмике и танцу создает условия для полноценного совместного творчества учителя и учащихся. Учитель в процессе преподавания ставит несложные сюжетно-тематические этюды гражданской и нравственной направленности и использует высокохудожественную музыку: классическую, современную, народную.

Музыка, которую слышат дети на уроках ритмики, имеет одно из главных значений в деле эстетического образования. Она должна быть доступной и разнообразной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Для преподавания курса ритмики и бытового танца учителем разработана и адаптирована государственная программа на 4 учебных года.

Занятия планируются с учетом особенностей состава класса, уровня музыкально-ритмических данных, психических особенностей.

В процессе обучения интегрируя и дифференцируя в некоторой степени задание по ритмике и определенную тему по музыке. Отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение года.

Одна из основных задач программы — это приобщение учащихся к народной культуре, постижение ее истоков, воспитание чувства гражданственности и патриотизма через русскую народную хореографию. Разработанная учителем программа нацелена на комлексный подход в методике преподавания и проведения уроков по ритмике и танцу. В ней поставлены наиболее важные цели и задачи.

Программа учителя обладает также своеобразной гибкостью, т.е. легко интегрируется с другими дисциплинами, что позволяет всесторонне рассмотреть изучаемые аспекты и легко ориентировать преподавание на определенные возрастные группы.

Преподавание ритмики в педагогическом опыте учителя ведется на основе методической проблемы: «Обучение детей хореографии на основе пантомимы».

Пантомима (от греч. — все воспроизводящий подражанием) — вид искусства, в котором художественный образ создается при помощи пластической выразительности человеческого тела.

Этим учитель объясняет близость пантомимического и танцевального искусств, а также более или менее широкое включение пантомимы в танец. В качестве главного средства выразительности пантомимы используются жесты, поэтому ее иногда называют искусством жеста.

Жест — это движение или комплекс движений, содержащий какой-либо эмоциональный оттенок, информацию о человеке, его отношение к окружающему; это сигнал, передаваемый при помощи движения рук, ног, мышц тела и лица.

Простейшие элементы пантомимы доступные для детского исполнения, используются в различных видах художественно-пластической деятельности школьников, в частности в танце.

Выразительность исполнения упражнения учитель определяет умением использовать соответствующую мимику, менять ласковое выражение лица на испуганное, настороженное. При этом значительное внимание она уделяет своему мастерству, умению, которому подражают дети.

Выражения лица учителя (при некоторой утрированности, артистической «укрупнённое» мимики) должны быть естественными, не напряженными.

Кроме того, при объяснении учащимся, как передать то или иное настроение, обращается внимание на выражение глаз или лица в целом: «посмотреть ласково», «улыбнуться глазами», «посмотреть сердито (испуганно)» и т.п.

Учитель обращает внимание на музыкальность исполнения жеста, его со-отнесённость с определенными музыкальными мотивами, фразами. Можно предложить детям послушать музыку и представить (мысленно), как под нее исполняется движение. Важно учитывать также, что музыкальное сопровождение должно звучать в том темпе, который удобен детям для выполнения упражнений.

Об авторе: Омельченко В.В., педагог дополнительного образования.

Источник: http://pedsovet.su/publ/71-1-0-4511

Ритмика для детей

Какой родитель не хочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залогом этих качеств, как известно, является всестороннее физическое развитие.

Обеспечить его можно массой разнообразных способов: это и утренняя гимнастика, и регулярные занятия физкультурой, и хореография, и ритмика, о которой мы и поговорим, поскольку данный вид физической активности подходит для детей самого раннего возраста.

Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение, а уж насколько разнообразные, зависит непосредственно от преподавателя.

 

Что дает ребенку ритмика, и в чем её отличия от обычной физкультуры? Главное отличие ритмики от физкультуры в том, что занятия по ритмике проводятся под музыку, кроме того, ритмика идет в дополнение к физкультуре, а не вместо нее. Ведь чем больше физической активности, тем лучше для ребенка.

Ритмика развивает в малыше, в первую очередь, чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям. Это, если говорить, о чисто технической стороне.

Если же взглянуть немного глубже, то станет очевидно, что занятия по ритмике учат ребенка в том числе и выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению.

Помимо этого на занятиях ребенок учится работать в коллективе и ощущать себя частью этого коллектива. А если в вашей группе по ритмике практикуются показательные выступления, то малыш привыкает быть в центре внимания – во время выступления на сцене. Согласитесь, что это немаловажный опыт для маленького человечка, способствующий его коммуникабельности и раскрепощению.

Оптимальный возраст для начала занятий по ритмике – 3-4 года, когда у ребенка уже в достаточной степени развита координация движений. В принципе большинство центров раннего развития детей ориентировано как раз на это возраст.

Но если вы изыщете возможность отправить малыша на ритмику еще раньше, то никакого вреда от этого, разумеется, не будет, одна только польза.

Во всех остальных случаях рекомендуется проводить подобные занятия с ребенком самостоятельно: учите его прыгать, как зайка, ходить, как косолапый мишка, красться, как лисичка-сестричка, под соответствующие детские песенки. Таким образом вы обеспечите малышу отличное развитие координации.

И напоследок, стоит отметить, что занятия по ритмике не входят в базовый набор занятий в детском саду. Хорошо, если ритмика окажется в списке дополнительных, платных занятий в садике, в противном же случае малыша придется водить куда-то еще. Зато вы в полной мере сможете насладиться открытыми уроками и показательными выступлениями крохи, так что во всем можно найти свои плюсы. И, поверьте, гармоничное развитие ребенка действительно стоит потраченных денег и усилий.

Источник: http://www.kinderok.ru/detskij-sad/budni/ritmika-dlya-detej.html

Ритмика для детей

Ритмика – это занятия по развитию у детей способностей к выражению эмоционального восприятия музыки через движения танца, а так же с помощью мимики и жестов. Уроки ритмики представляют собой изучение простых и легких танцевальных упражнений. Веселые танцевальные занятия детской ритмикой под музыку доступны ребенку любого возраста и чрезвычайно полезны для его здоровья.

Танцевальная ритмика формирует здоровый организм

Ученые уже давно определили, что упражнения ритмики, выполняемые под музыку, делать легче и веселей.

Кроме того, именно свойственная танцевальной ритмике способствует энергичному дыханию и гармоничному кровообращению, наполняя все органы необходимым питанием.

При этом, танцевальные элементы ритмики подбираются таким образом, чтобы задействовать все тело, проработать суставы и создать гармоничную тренировку всего организма.

Успех занятий детской ритмикой в качестве средства оздоровления очевиден, так как наряду со множеством положительных моментов ритмика для детей помогает формировать правильную осанку и грациозную походку.

В результате занятий ритмикой для детей опорно двигательный аппарат работает в оптимальном положении, без излишних нагрузок, что, в свою очередь, создает все условия для гармоничного развития всех органов.

Кровообращение активизируется во время занятий ритмикой плавно и без резких нагрузок, а это в сочетании с увеличением доставки кислорода в легкие является идеальным физиологическим тренингом. Именно поэтому многие известные врачи и ученые рекомендуют для здорового развития детей именно танцевальную ритмику.

Идеальная методика развития эмоционального интеллекта

Последнее время все чаще, даже в средствах массовой информации, возникает разговор о важности развития эмоциональных способностей и их успешном влиянии на жизненные качества человека.

Сегодня социальное положение людей оценивается прежде всего его успешностью и эффективностью, а если быть более точным, то перспективной полезностью для окружающих.

Различные формы общения на занятиях детской ритмикой, в ракурсе выражения и восприятия мыслей, эмоций и чувств отлично способствуют развитию эмоционального интеллекта. Уроки ритмики в этом направлении могут стать отличным средством формирования гармоничного развития личности у ребенка.

Опытный преподаватель уроков ритмики концентрируется именно на реализации музыкального восприятия детей, через физическую активность и пластику движений.

Это, как нельзя лучше, развивает творческие способности, чувство ритма и художественный вкус, что способствует замечательному воспитанию эмоциональной культуры и духовному развитию.

Уроки ритмики для детей развивают тонкое восприятие, а так же способность более точной передачи детьми невербальной информации, которую окружающие воспринимают как более достоверную. Все это делает танцевальную ритмику уникальным и эффективным средством развития эмоционального интеллекта.

Ритмика помогает социальной интеграции ребенка

Естественно, уроки ритмики в первую очередь дают малышам много общения. Новые друзья и знакомые вместе увлеченные веселым и полезным занятием – это море разнообразного общения, а это отличный опыт социальных контактов с разными личностями и группами.

Кроме того, танец это важный социальный инструмент человеческого общения. Знакомство, даже между подростками, не говоря уже о взрослых людях, частенько сопряжено с танцами. А бывает, что такие встречи могут быть очень важными для человека и очень волнующими.

Возможность придать немного уверенности в танце, еще с детства на занятиях ритмикой, может сыграть будущему взрослому добрую службу в жизни.

Стоит так же отметить, что выступления в танцевальных конкурсах перед широкой аудиторией может сильно укрепить самооценку ребенка и повысить его статус в коллективе.

И здесь тоже может активно посодействовать детская ритмика, заложив основы успеха с раннего возраста.

Программа уроков детской ритмики

Занятия ритмикой для детей проводятся, как правило, в игровом формате и сочетают в себе различные, важные для развития ребенка, элементы. Ритмопластика, легкий стретчинг, правильное дыхание, психогимнастика, парные и индивидуальные элементы, сюжетные танцы и игры – это далеко не полный список используемых ритмикой элементов.

Особое внимание, на уроке ритмики, уделяется следующим навыкам: владение телом, правильная осанка, уверенная и легкая походка, развитая координация движений, музыкальность, выразительное исполнение, гибкость и умение выступать перед аудиторией.

Из широкого спектра развивающих упражнений, для занятий танцевальной ритмикой, выбираются только особенно эффективные и доступные для детей танцевальные па, игры под музыку, сценки, игры на разнообразных инструментах и развивающие координацию и ловкость упражнения.

Источник: http://dance-time-school.com/stili-tantsev/deti/ritmika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector