Выразительные возможности целотонной гаммы

Выразительные возможности целотонной гаммы

Ранее я уже говорил об одном из популярных искусственных ладов — уменьшенной гамме. Как и другие искусственные лады, она относится к ладам ограниченной транспозиции.

Другой не менее популярной гаммой является целотоновый лад или целотоновая гамма. Также в русском музыкознании ее часто называют ладом Черномора, так как эта гамма была использована в опере «Руслан и Людмила» для характеристики образа этого героя.

Как понятно из названия, в этом ладу все ноты отстоят друг от друга на расстоянии целого тона. В результате чего эта гамма является гексатоникой (то есть ладом, состоящим из шести тонов). Существует всего две разновидности целотоновой гаммы. Для удобства их записывают так:

Выразительные возможности целотонной гаммыВыразительные возможности целотонной гаммы

Запись данного лада от нот С и B условна, так как ноты, расположенные на одинаковом расстоянии, не создают ладовых тяготений, и опорным тоном лада может стать любая нота.

Кроме того, в этом ладу образуются всего два увеличенных трезвучия (на I и II ступени), а остальные являются их обращениями (так же, как и лады, построенные от этих ступеней).

Поэтому невозможно определить тонику лада, так как само увеличенное трезвучие неустойчиво. Таким образом, для данного лада отсутствуют типичные каденционные обороты.

Целотоновая гамма имеет своеобразное сказочно-неопределенное звучание, что объясняет сферу ее использования в классической музыке.

Поскольку терцовых аккордов в данном ладу выбор небольшой, то естественно, что композиторы XX века использовали самые разные сочетания интервалов. Например, известный Прометеевый аккорд Скрябина происходит из вертикализации целотонового ряда с альтерацией одной ступени:

Выразительные возможности целотонной гаммы

  • Кроме того, очень эффектно звучит использование целотоной гаммы в тональном контексте.
  • В целом, в академической музыке XX века целотоновая гамма используется, как правило, в сочетании со сложной гармонией, либо в контексте полимодальности.
  • Рок- и джаз-музыканты также не обошли этот лад стороной.
  • В джазе и фьюжн-музыке целотоновая гамма используется для обыгрывания альтерированного септаккорда, так как содержит в своем составе наиболее острые b5 и #6 ступени и септиму. (На первой ступени лада можно построить аккорд 7#5) Естественно,что Dream Theater используют эту гамму также очень часто (например, в Overture 1928)

Выразительные возможности целотонной гаммы

Яркий пример использования целотоновой гаммы в поп-музыке — песня Стиви Уандера «You Are the Sunshine of My Life» (3-4 такты)

Выразительные возможности целотонной гаммы

Также, что удивительно, целотоновый лад встречается в индийской музыке в раге под названием rāga Sahera.

Это единственное, что я нашел. Если Вы знаете подробнее об использование целотоновой гаммы в индийской музыке, то буду рад Вашим дополнениям.

Данный лад является интересным по звучанию и обладает большим потенциалом для выражения самых разных образов. Так что если его пока нет в арсенале Ваших выразительных средств, не забудьте его освоить.

  • Выразительные возможности целотонной гаммы

Источник: http://study-music.ru/celotonovaya-gamma/

Пентатоника шестнадцатыми нотами – настоящая головоломка — видео

Выразительные возможности целотонной гаммы

Попробуйте-ка выполнить такое задание: сыграйте восходящую пентатоническую гамму шестнадцатыми нотами, используя технику наклона медиатора вниз (техника Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) и Эрика Джонсона (Eric Johnson)).

Казалось бы, задание очень простое.

Ведь пентатоническую гамму гитаристы играют постоянно — это один из самых важных элементов современного гитарного рок-соло. В шестнадцатых нотах тоже нет ничего сложного, особенно учитывая тот факт, что большинство композиций в стиле рок написаны в размере 4/4. В результате мы постоянно слышим шестнадцатые ноты в рок-соло, особенно это касается партий клавишных и духовых.

А вот в партиях гитары — не так часто!

Если мы поднапряжемся и вспомним всех известных гитаристов последних пятидесяти лет, мы очень удивимся — мне на ум не приходит ни один гитарист, который бы играл пентатоническую гамму шестнадцатыми нотами в циклическом режиме. Имеется в виду, полностью, по всему грифу, на хорошей скорости и четко.

Выразительные возможности целотонной гаммы

Определенно найдется пара талантов, способных это сделать, но факт остается фактом: это явление встречается не так уж часто, как кажется.

И этому есть причина. Когда мы играем пентатонику циклически, группами из четырех нот, мы сталкиваемся с довольно непростыми аппликатурами. Более того, нам приходится использовать прием баррэ, чтобы избежать наложения нот, звучащего довольно грязно на высоком уровне гейна.

Техника наклона медиатора — вот наше спасение

Если разобраться в технике наклона медиатора вниз, можно найти решение этой проблемы и, соответственно, пополнить свой арсенал интересными «фишками».

Наши читатели уже знают, что такое техника наклона медиатора вниз (когда мы переходим от струны к струне апстроками — это наиболее эффективный путь). Кроме того, так мы отдаем дань уважения Ингви Мальмстину и Эрику Джонсону.

Легендарная точность и четкость Джонсона — результат его приверженности последовательностям нот вида «две ноты на струну». Он начинает эти комбинации из двух нот с даунстрока, поэтому последняя нота на струне всегда играется апстроком.

Это очень важно. Апстроки позволяют перейти от струны к струне наиболее естественным образом, не ограничивая себя в скорости.

Пользуясь этим, мы получаем большое преимущество:

Выразительные возможности целотонной гаммы

Ключ к такому подходу — смена позиций. Мы можем играть каждую группу из четырех нот на двух струнах очень эффективно. Меняя позицию, мы сохраняем структуру «две ноты на струну» и не теряем ни в скорости, ни в четкости. Мы играем по две группы из четырех нот на одной паре струн, после чего переходим к следующей паре. Эффектно и просто.

Сложность этого подхода в аппликатуре. Играя по схеме «три ноты на струну», мы сталкиваемся с комбинацей безымянного пальца и мизинца, что первое время может показаться неудобным.

Но если вы справитесь с этой задачей, вам не придется постоянно играть одними и теми же двумя пальцами. Также это исключает ошибки при переносе левой руки из одной позиции в другую. Постарайтесь приучить себя играть именно так — это принесет вам большую пользу и разнообразит вашу игру.

Шестнадцатые в стиле Мальмстина

Следующая ступень мальмстиновской техники наклона медиатора — это свип-пикинг. Переходя от струны к струне одним даунстроком, мы обходим проблему игры переменным штрихом при смене струн.

Медиатор наклонен вниз, поэтому свип по системе Мальмстина имеет место только в случае смены струн при игре восходящих пассажей. Нам это подходит, потому что наша пентатоническая последовательность нот движется именно в этом направлении — вверх:

Выразительные возможности целотонной гаммы

Комбинируя технику свип-пикинга с техникой наклона медиатора вниз, мы увеличиваем эффективность игры в два раза. Играя первую группу шестнадцатых нот, мы переходим от струны к струне свипом. На второй группе мы играем переменным штрихом и свипом. Получается следующая формула: свип на восходящем направлении и переменный штрих на нисходящем направлении.

Это способ Мальмстина. В этом и заключается секрет его скорости, и именно поэтому он может похвастаться такой, казалось бы, недостижимой четкостью при игре пассажей на основе восходящих гамм.

Кажется, что все это очень сложно, но на деле повторить этот трюк гораздо легче, чем пользоваться исключительно методом Эрика Джонсона. Неудобные комбинации безымянного пальца и мизинца больше не мешают нам жить.

Читайте также:  Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?

Способ Мальмстина основан на схеме «три ноты на струну», но сложные растяжки встречаются в каждой второй группе из четырех нот, а не постоянно. Тот факт, что свип заметно облегчает два перехода от струны к струне, — самое приятное во всем этом.

Сила уменьшенной и целотонной гамм

Помимо этих двух интересных решений есть много других возможностей, которые дает нам техника наклона медиатора, но как извлечь из нее максимум пользы? Пентатоническая гамма подразумевает схему вида «две ноты на струну», поэтому такой способ звукоизвлечения можно применить практически к любой фразе, построенной по той же схеме. Например, уменьшенная гамма.

Выразительные возможности целотонной гаммы

Почему бы и нет? Мальмстин славится исполнением уменьшенных арпеджио свипом на первой, второй и третьей струнах. Но теперь-то мы можем сыграть эту экзотическую гамму по всему грифу. А как насчет целотонной гаммы?

Выразительные возможности целотонной гаммы

Да легко! Аппликатуры целотонной (как и уменьшенной) гаммы симметричны, поэтому это просто идеальный материал для циклических фраз. А играть их еще легче, чем уменьшенную гамму, потому что они не предполагают широких растяжек.

Но думаю, что не стоит отдавать предпочтение чему-то одному. Все три идеи — пентатоника, уменьшенная гамма и целотонная гамма — можно отлично комбинировать в блюзовых композициях. Вот как это может звучать:

Выразительные возможности целотонной гаммы

Уменьшенная и целотонная гаммы отлично подходят к блюзовым риффам благодаря тритонам, которые встречаются там довольно часто.

Учитывая, что в блюзовой гамме также присутствуют тритоны (например, между тоникой и пониженной пятой ступенью), можно достичь очень интересного фьюжн-звучания, выходящего далеко за рамки ожиданий слушателей.

Украшение соло фразами, подобными тем, которые мы обсуждали сегодня, — хороший противовес раскрепощенным и фанковым блюзовым риффам.

И в этом-то вся соль! На Гитаршколе мы никогда не занимаемся сухой теорией. Новые технические решения и их комбинирование с интересными тональностями — вот богатый источник творческих идей.

Если вам нравится такой подход, подписывайтесь на рассылку Гитаршколы. Здесь вы найдете огромное количество интересных статей и видео, посвященных игре на гитаре.

Трой Грэйди — создатель Cracking the Code, ресурса с уникальным аналитическим подходом к технике игры на гитаре. Архивные видео, подробные интервью, тщательно проработанные анимации и фонограммы — все это — вклад в поиск ответа на вечный вопрос: Почему же все-таки некоторые гитаристы кажутся такими недосягаемыми?

Оставить комментарий

Источник: https://gitarshkola.ru/pentatonika-shestnadcatymi-notami/

Игорь Бойко. Целотонная гамма

      Игорь Бойко      01 октября 2000 г. Выразительные возможности целотонной гаммыИГОРЬ БОЙКО — московский фьюжн-гитарист, известный не только по работе в группе Валерия Сюткина, но и по выступлениям в новом «Арсенале», с Сергеем Манукяном, Вячеславом Горским и другими звездами отечественного джаз-рока. Последние несколько лет Игорь Бойко много пишется в студии с разными музыкальными проектами в качестве приглашенного музыканта. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой.

Данная статья продолжает серию уроков, написанных Игорем Бойко специально для GUITAR.RU.

Современные гитаристы, играющие в разных стилевых направлениях, достаточно часто применяют в своих импровизациях целотонную гамму. Она придает особый колорит звучанию. Иногда ее исполняют в чистом виде или используют секвенции, построенные по этой гамме, а чаще всего ее подмешивают с другими гаммами (ладами).

Целотонная гамма в первую очередь применяется для обыгрывания септаккордов с пониженной и повышенной пятой ступенью. Поэтому, прежде чем приступить к изучению примеров, построенных по целотонной гамме, рассмотрим разные аппликатурные формы аккордов:

Выразительные возможности целотонной гаммы Выразительные возможности целотонной гаммы

  • Теперь рассмотрим два основных типа аппликатур целотонной гаммы.

Выразительные возможности целотонной гаммы

  1. Ниже приведены мелодические примеры, построенные по целотонной гамме, которые могут применяться для обыгрывания аккордов: G7b5, G7#5, Db9#11

Выразительные возможности целотонной гаммы

Но эти примеры могут использоваться и для других аккордов. Дело в том, что целотонная гамма через один лад повторяется, поэтому и аккорды находящиеся друг от друга через один лад, могут обыгрываться одной целотонной гаммой. В нашем случае, показанные примеры можно применить и для аккордов:

  • F7b5, F7#5 G7b5, G7#5 A7b5, A7#5 B7b5, B7#5 Db7b5, Db7#5
  • Eb7b5, Eb7#5

Следующие примеры показывают обыгрывание гармонической последовательности II-V-I. На аккорд пятой ступени G7#5 и D7b5b9 показаны мелодические линии, построенные по целотонной гамме.

Выразительные возможности целотонной гаммы

После того, как у вас появится уверенность в исполнении рассмотренных в этом уроке примеров, переносите их в другие позиции и в разные тональности, а также попробуйте составить свои мелодические фразы, построенные по целотонной гамме.

ДИСКОГРАФИЯ Игоря Бойко: «РЕШИЛОСЬ НЕОЖИДАННО ЛЕГКО » Игорь Бойко SZCD 0775-97 «СОЮЗ» «ВРЕМЯ ВДОХНОВЕНИЯ » Игорь Бойко SBCD 0002-99 S&B Recording Company «SECRETS» Сергей Манукян SLR 0090 Solyd Records 1997г. «ПРЕСТИЖ-1: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ» Сборник. MC/CD,SZ 0881-97 «СОЮЗ» «ДАЛЕКО НЕ ВСЁ…» Валерий Сюткин SZCD 0921-98 «СОЮЗ» «ДКО» МС «ФОНОГРАМ» Киев 1999 г. «NEW ROMANTIC JAZZ » Вячеслав Горский CDGOR 901053 I.F.&M 1998 г. «СКАЗКА О ЛЮБВИ» Александр Басилая 1998 г. «YOUR SMILE» Serguei Manukian SLR 0211 99 Solyd Records, 1999 г.ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ: Видеокассета «MUSIC BOX & FORTE CLUB presents «IGOR BOIKO & FRIENDS» live at Forte club». Содержит запись концерта Игоря Бойко, проходившего в клубе «Forte» под названием «Игорь Бойко и друзья».УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: «Импровизация на электрогитаре — Часть 1» (Издательство «Хобби-Центр»). Книга посвящена вспомогательным нотам и отклонениям в импровизации. «Импровизация на электрогитаре — Часть 2» (Издательство «Хобби-Центр»). Эта часть посвящена аккордовой игре и продолжает начатый первой частью рассказ о теоретических основах и практических приемах, используемых в современной импровизационной музыке (прилагается аудиоприложение на CD с примерами упражнений из текста).

Источник: http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_102.html

Целотонная гамма — как её использовать

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том как можно использовать целотонную гамму и какие аккорды ей обыгрывать.

Целотонная гамма — имеет очень интересное строение. Берём любую ноту и от неё движемся тонами и нужные нам звуки будут располагаться друг от друга через тон. То есть аппликатура её на гитаре будет выглядеть вот так:

Выразительные возможности целотонной гаммырис. 1

Если вы сыграете изображенную на рисунке 1 последовательность, то услышите что звучит она интересно, не как обычная гамма, к которой мы привыкли. Теперь нужно понять какой же аккорд обыгрывает целотонная гамма. Давайте посмотрим для этого на следующий рисунок:

Выразительные возможности целотонной гаммырис. 2

Мы видим, что наша гамма соответствует скорее доминантсептаккорду G7. Поэтому мы ей можем легко его обыгрывать, например когда он у нас доминанта от пятой ступени.

  • Однако, мы видим, что нота «ре» в целотонной гамме у нас заменена на ре-диез, поэтому звучание просто трезвучия соль+фа+си отмеченного нами на рисунке 2 (это септаккорд соль-семь без ноты «ре») не совсем отвечает звучанию целотонной гаммы.
  • Давайте «захватим» вместе с аккордом G7 ноту ре-диез — это у нас пятая повышенная ступень (или 5+):
  • Выразительные возможности целотонной гаммырис. 3

Теперь у нас не просто аккорд соль-семь, а малый мажорный септаккорд (G7) с увеличенной квинтой (5+). Увеличенная квинта — это в нашем случае просто надстройка для аккорда соль-семь, это можно сказать лишь часть большого увеличенного септаккорда (мы писали об этом септаккорде в статье про септаккорды), только без увеличенной септимы(7+).

Читайте также:  Детский фольклор друг ребёнка и помощник родителя

Итак, получается целотонная гамма обыгрывает доминантсептаккорд с увеличенной квинтой и это мы можем с успехом использовать. Мы можем любой малый мажорный септаккорд взять (будь он от пятой ступени или от какой-то другой, допустим в блюзовых аккордах), добавить к нему увеличенную квинту и обыграть.

Откуда берётся увеличенное трезвучие

Кстати вы можете заметить одну интересную особенность. Помните в статье про трезвучия мы выделили разные виды трезвучий. Мы там выделили мажорное, минорное трезвучия, а еще есть увеличенное, как вы помните. Оно строится большими терциями, б3+б3 — его формула.

Так вот целотонная гамма связана на самом деле именно с этим увеличенным трезвучием. Вспомните как мы строим мажор или минор.

Берём ионийский лад и в нем от первой ноты двигаясь через одну выбираем три звука (1-ая, 3-я, 5-я ступени) — получится мажорное трезвучие.

С эолийским то же самое, но получится уже минор, так вот звукоряд целотонной гаммы можно назвать целотонным ладом и в нем точно также брать ноты через одну, при этом мы получим как раз формулу соответствующую увеличенному трезвучию:

Выразительные возможности целотонной гаммырис. 4

На рисунке 4 вы видите что в целотонной гамме и выстраивается это необычное увеличенное трезвучие, мне кажется это интересно.

Источник: https://gorstorehov.com/page/celotonnaya-gamma

Выразительные возможности целотонной гаммы

Целотонной гаммой в теории музыки принято называть гамму, в которой расстояния между соседними ступенями составляют целый тон.

 Выразительные возможности целотонной гаммы

Её наличие в музыкальной ткани произведения легко узнаваемо, благодаря ярко выраженному загадочному, призрачному, холодному, застылому характеру звучания. Чаще всего, образный мир, с которым связано применение такой гаммы – это волшебная сказка, фантастика.

«Гамма Черномора» в русской музыкальной классике

Целотонная гамма широко использовалась в произведениях русских композиторов XIX в. В истории русской музыки за целотонной гаммой закрепилось ещё одно название – «гамма Черномора», поскольку впервые она прозвучала в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в качестве характеристики злобного карлы.

В сцене похищения главной героини оперы в оркестре медленно и грозно проходит целотонная гамма, обозначая таинственное присутствие длиннобородого волшебника Черномора, ложное могущество которого пока ещё не разоблачено.

Эффект звучания гаммы усиливается благодаря последующей сцене, в которой композитор мастерски показал, как потрясённые произошедшим чудом, участники свадебного пира, постепенно выходят из охватившего их странного оцепенения.

Опера “Руслан и Людмила”, сцена похищения Людмилы

А.С. Даргомыжский услышал в причудливом звучании этой гаммы тяжелую поступь статуи Командора (опера «Каменный гость»). П.И. Чайковский решил, что не найти  лучше музыкально-выразительного средства, чем целотонная гамма для характеристики зловещего призрака Графини, явившегося Герману в 5-ой картине оперы «Пиковая дама».

А.П.

Бородин включает целотонную гамму в аккомпанемент романса «Спящая княжна», рисуя ночную картину сказочного леса, где спит прекрасная княжна волшебным сном, и в дебрях которого слышится хохот его фантастических обитателей – леших и ведьм. Целотонная гамма ещё раз звучит у фортепиано, когда в тексте романса упоминается о могучем богатыре, который когда-нибудь развеет колдовские чары и разбудит спящую княжну.

Романс “Спящая княжна”

Метаморфозы целотонной гаммы

Выразительные возможности целотонной гаммы не исчерпываются только созданием устрашающих образов в музыкальных произведениях. У В. Моцарта существует другой, уникальный пример её использования.

Желая создать юмористический эффект, композитор изображает в третьей части своего сочинения «Музыкальная шутка» неумелого скрипача, который запутался в тексте и неожиданно наигрывает целотонную гамму, совершено не вписывающуюся в музыкальный контекст.

Пейзажная прелюдия К. Дебюсси «Паруса» – интереснейший пример того, как целотонная гамма стала основой ладовой организации музыкальной пьесы. Практически, вся музыкальная композиция прелюдии базируется на гамме b-c-d-e-fis-gis c центральным тоном b, который выполняет здесь функцию устоя.

Благодаря такому художественному решению, Дебюсси удалось создать тончайшую музыкальную ткань, рождающую образ неуловимый и загадочный.

Воображению представляются некие призрачные паруса, которые промелькнули где-то далеко на морском горизонте, а может быть – привиделись во сне или явились плодом романтических грез.

  • Прелюдия “Паруса”
  • Автор – Алла Чайка

Выразительные возможности целотонной гаммы

Источник: https://music-education.ru/vyrazitelnye-vozmozhnosti-tselotonnoj-gammy/

Целотонная гамма

        целотоновый лад, целотонный лад, — звукоряд, ступени к-рого образуют последовательность целых тонов. Объединяет звуки системы, называемой целотоновым (или целотонным) ладом. Применяется также при фигурации ув. трезвучия, альтерированного D7. Часто имеет причудливый, застылый, лишенный теплоты характер.

К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано, No 2, «Паруса», такты 9-14.
        Ранний пример Ц. г. — в 3-й части «Музыкальной шутки» Моцарта (K.-V. 522); впоследствии находит применение в музыке М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, В. И. Ребикова и др. См. «Гамма Черномора», Симметричные лады, Ладовый ритм.
Литература: см. при ст. Симметричные лады. Ю. Н. Холопов.

Вся гамма эмоций
В арсенале медицины имеются не только лекарственные препараты. Вспомним еще раз историю болезни нашей пациентки С. С ней была проведена психотерапевтическая беседа. Все начинается с такой беседы и все кончается ею. Она помогает врачу установить

Вся гамма эмоций
В арсенале медицины имеются не только лекарственные препараты. Вспомним еще раз историю болезни нашей пациентки С. С ней была проведена психотерапевтическая беседа. Все начинается с такой беседы и все кончается ею. Она помогает врачу установить

Цветовая гамма
Когда дело доходит до раскрашивания очередного произведения, перед иллюстратором встает один из сложнейших вопросов: какую цветовую гамму выбрать? Все мы слышали такие выражения, как «неудачные цвета», «кричащая раскраска» или «скучный колорит», но лишь

Гамма-глобулин
Глобулины – это химические компоненты крови. Целый ряд их был выделен учеными из сыворотки человеческой крови. Для их названия использовали буквы греческого алфавита: альфа, бета, гамма и т. д. Оказалось, что третий глобулин, гамма, важен для механизма

Цветовая гамма Спальня
Не секрет, что спальня – настоящий центр дома, где принимаются важные решения и составляются планы на будущее. Неудивительно, что обстановка спальни влияет на наше здоровье, благополучие и сексуальную жизнь. Превратите спальню в уединенный

Совка-гамма
Она крайне вредоносна, поскольку многоядна. Почти все культурные растения страдают от нее. Большой ущерб она наносит не только овощам, но и семенам капусты, репы, моркови, свеклы. Если ранней весной совку лишить возможности питаться культурными растениями, она

Гамма-спектрометр
Гамма-спектрометр (спектрометр) – в широком смысле устройство для измерений функции распределения некоторой физической величины f по параметру х.Функция f(x) в данном случае может определять распределение гамма-квантов по

Гамма Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme – по-французски, Tonleiter – понемецки) – звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гаммы, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского. В

Читайте также:  Музыкальное развитие ребёнка памятка для родителей – всё ли вы делаете правильно

ГГТ (гамма глутамилтранспептидаза, гамма ГТ)
Фермент, участвующий в обмене аминокислот. В основном ГГТ содержится в печени, почках и поджелудочной железе. Анализ применяется в диагностике заболеваний печени и других органов желудочно-кишечного тракта.Для женщин норма

Гамма-глутамилтранспептидаза (ГГТ, гамма-ГТ)
Гамма-глутамилтранспептидаза — фермент, участвующий в обмене аминокислот. Основное содержание ГГТ — в печени, почках и поджелудочной железе. В крови здорового человека содержание гамма-ГТ незначительно. Для женщин норма ГГТ —

Источник: https://slovar.wikireading.ru/353543

46 § 18. Лады и звукоряды современной музыки. Целотонный лад

Если говорить о современной музыке, то сложность звуко­вого материала ее, среди прочего, обусловлена широчайшим использованием не только традиционных мажора и минора, ладов народной музыки, но и многочисленных так называемых искусственных ладов, а также индивидуальных ладовых сис­тем (например, «лады с ограниченной транспозицией» О. Мессиана).

Уже в XIX в.

происходит активная диффузия мажора и ми­нора: в мажор проникают ступени и их сочетания — интерва­лы и аккорды — одноименного минора, и наоборот — в минор­ный лад проникают ступени и звуковые сочетания одноимен­ного мажора. Все это вместе образует 10-ступенный лад, а при наличии двух весьма часто употребляемых альтераций (т. е. хроматически видоизмененных) II и IV ступеней этот лад лег­ко преобразуется в 12-ступенный:

Пример 9

В современной музыке не являются редкостью лады, в ко­торых число ступеней более 12 (так называемые полидиатонические лады), когда один и тот же звук, будучи натуральным и видоизмененным, выступает в качестве разных ступеней лада. Такова, например, ладовая система в прелюдии для фортепиа­но op. 34, № 16 Д. Д. Шостаковича:

Примеры 10а и 10б

47

Своеобразие 14-ступенной ладовой структуры этой мелодии (пример 106) заключается в том, что звуки a и as,des и d, h и b, ges и g,es,eses и e представляют собой не хроматические разновидности одной и той же ступени, но разные диатонические ступени лада.

Это обстоятельство подчеркивается тем, что перечисленные звуки внедрены в диатонический контекст, кото­рый исключает их восприятие как альтерированных. Да и вся мелодия, несмотря на полиладовость (здесь присутствуют, по сути, две ладовые системы — см.

пример 10в), воспринимается как ладово и тонально определенная: ее тональность b-moll не вызывает ни малейшего сомнения.

Пример 10в

От таких многоступенных, но при этом диатонических ла­довых структур следует отличать хроматизированные звукоряды, т. е. такие, в которых наряду с диатоническими ступенями присутствуют и их хроматические преобразования.

Основным критерием, принятым в музыковедении для различения диа­тонических и хроматизированных ладов, является наличие в их •звукорядах не менее трех полутонов подряд.

При этом важно, что указанная особенность звукоряда должна проявиться в не­посредственной интонационной жизни лада, а не остаться только теоретической абстракцией.

Рассмотрим с этой точки зрения две мелодические линии: начало прелюдии op. 34, № 1 Д. Д. Шостаковича и фрагмент песни Г. В. Свиридова «Всю землю тьмой заволокло» из цикла «Песни на стихи Р. Бернса».

В первом же такте прелюдии следует ход из 5 полутонов под­ряд. Совершенно очевидно, что не все из звуков, входящих в этот ход, являются диатоническими ступенями этого лада.

Во второй половине этого такта, а также в следующем в качестве самостоятельных ступеней выступают звуки e и d, что позволяет рассматривать es2 и des как их хроматические преобразования.

То же относится и к звуку b в этом же такте (линия скрытого голоса c-h-b-a1); диатоничность звука h подтверждается в следующем и самом последнем такте фрагмента.

Иначе обстоит дело в тактах 2 и 3: здесь звуки as2 и es3 появляются как самостоятельные ступени, в отличие от des, который и здесь воспринимается как пониженный d. И точно такую же роль он выполняет и в предпоследнем такте начала прелюдии. Таким образом, звукоряд лада, составляющего основу этой мелодической

  • 48
  • линии, имеет 9 диатонических ступеней и включает 3 хрома­тически измененные (es2, des, b).
  • Примеры 11а и 11б

В песне Г. В. Свиридова также хорошо видна дифференциа­ция диатонических и хроматически видоизмененных ступеней лада: последние появляются только в тт. 13-14 фрагмента (в т. 13 три полутона подряд). Все остальные звуки этой мело­дии могут рассматриваться как диатонические, но выбор диа­тонических ступеней из хроматизированного звукоряда послед­них двух тактов требует внимания и вслушивания:

Пример 12

Из так называемых «искусственных» ладов наиболее дли­тельной в историческом времени жизнью отмечен целотонный лад. Его применение в качестве контекстной основы мелодичес­кой горизонтали впервые отмечено в опере М. И.

Глинки «Рус­лан и Людмила», где он послужил яркой характеристикой зло­го волшебника Черномора.

Лад в этой опере представлен не ка­кими-то особыми интонациями, но самим своим звукорядом, каждая ступень которого отстоит от соседней на 1 тон (в опере дан только нисходящий его вид):

49

Пример 13

Именно нисходящий звукоряд этого лада сохранил почти до конца XIX в. присущую ему семантику (т. е. комплекс смыс­лов) чего-то сверхъестественного и грозного.

Этот образный ряд не случайно оказался связан именно с целотонным ладом — последование только больших секунд делает невозможным его восприятие как системы тяготений: каж­дый звук в этом звукоряде может быть устоем и неустоем.

Интересно, что в приведенном примере Глинка использует не октавную форму звукоряда, а более широкую: остановиться можно на любом звуке. На этом основании ему даже иногда отказывают в праве именоваться ладом: говорят — целотонная гамма.

Однако в конкретном музыкальном тексте функция устоя применительно к той или иной ступени тем не менее возникает, будучи обусловлена дополнительными — гармонически­ми, ритмическими, метрическими — средствами; с другой стороны, не редкость, когда целотонный лад проявляется как основа многоголосия, т. е.

реализуется не как звукоряд (гамма), а как звуковая система, и потому следует говорить имен­но о ладе. Но это свойство также резко отличает целотонный лад от всех иных, более привычных и естественных для человеческого уха.

И если вернуться к фрагменту из «Руслана», то низкий регистр, мощная динамика придают его звукоряду чисто инструментальный, т. е. не певческий (а следовательно, также далекий от человеческой природы), характер.

Теоретическое исследование целотонного лада привело к интересным выводам. Крупный отечественный теоретик, профес­сор Ю. Г. Кон, в частности, доказал, что изложение звукоряда этого лада как последования больших секунд приводит к его фактической «бесконечности», т. е. количество диатонических ступеней этого лада не имеет границ и, следовательно, их конечного числа10:

50

Пример 14

С другой стороны, в интересном пособии Г. Виноградова и Е.

Красовской «Занимательная теория музыки» проницатель­но замечено, что все звуки, образующие октавный звукоряд целотонного лада, входят и в обертоновый звукоряд (8, 9, 10, 11, 13 и 15)11.

Это тоже заставляет задуматься, действительно ли этот лад является искусственным или его природа — пусть и резко отличающаяся от большинства ладов — все же коре­нится в естественных акустических свойствах музыкального звука.

Источник: https://studfile.net/preview/1620205/page:14/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector