Секрет гениальных скрипок страдивари

Секрет скрипок Страдивари: легенды и научные исследования

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил  изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя.

Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра.

Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью.

Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру.

Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый.

Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком.

Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год.

Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента.

Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

В чём секрет скрипок страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии.

 По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание.

Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок.

Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов.

Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры.

Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари.

600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари.

И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией.

И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований.

Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами.

С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства.

Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование.

Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается.

Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Источник
По материалам

Источник: http://tvorzhizn.ru/tak-v-chyom-zhe-sekret-genialnyh-skripok-stradivari/

Секреты скрипок Страдивари

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари — мастер, оставивший после себя бессмертное наследие.

Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни.

Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

Струны из жил

В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.

Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали. Считалось, что не все жилы подходят для струн.

Самый лучший материал — это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

Тирольское дерево

В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, — это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались «апельсиновые дольки».

К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

Мебельный лак

Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него «крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской».Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.

На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.При этом многие инструменты вообще были заново «перекрашены» при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак.

Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

Идеальная форма

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму.

Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения.

Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки — это акустические опыты, одни более удачные, другие — менее.

Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность «бренда»: есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов.

Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их — «тот самый кремонский гений».Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века.

Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.»Использование такого рода химических сплавов было необычной практикой, они оставались неизвестными последующим поколениям скрипичных мастеров», — утверждает ученый.Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне.

Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.

Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена.

Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.

Читайте также:  Техника горлового пения некоторые секреты из самого простого

Источник: https://netrmed.livejournal.com/267632.html

Секрет скрипки Страдивари

Она толкала инструмент в руки автора, несмотря на сопротивление. «Не возьму, боюсь повредить», сопротивлялся он. Но скрипач была неумолима и просто позволила скрипке выпасть из раскрытых рук. Автору не оставалось выбора, только подхватить бесценный инструмент.

Восхищение лёгкостью и прочностью скрипки Страдивари трудно передать словами. Тем более, это была первая скрипка, которую он взял в руки. Тонкие листы дерева сложены в очень прочную и сложную конструкцию скрипки, которая кажется очень хрупкой.

На самом деле закруглённые формы скрипки Страдивари находятся в сбалансированном напряжении со струнами инструмента, представляя лёгкую и жёсткую конструкцию.

Более всего запоминается неотделимая от инструмента подпись: Страдивари. Её можно рассмотреть на внутренней части задней стенки, если заглянуть через фигурный вырез.

Антонио Страдивари был Итальянским мастером струнных инструментов, который жил с 1644 по 1737 год. Он считается величайшим в мире мастером, который создавал непревзойдённого качества скрипки. Кроме скрипок, Страдивари изготавливал альты, мандолины, гитары и арфы.

Каждый из сохранившихся инструментов имеет собственное имя и, преимущественно, звучит в руках самых известных исполнителей. Некоторые из них счастливые обладатели инструментов Страдивари. Скрипки Страдивари оцениваются в несколько миллионов долларов каждая и принадлежат очень богатым людям.

Та, которую держал в руках автор, можно услышать в составе Тихоокеанского Симфонического оркестра благодаря любезному разрешению её владельца. Страдивари изготовил не менее тысячи инструментов. Примерно 650 из них сохранились, среди которых около 500 скрипок.

Так называемый «золотой век» Страдивари относят к периоду 1700-1720х годов.

Страдивари (более известный в мире как Страдивариус) является учеником Николо Амати (Nicolaus Amati), одного из семейства мастеров, чьи инструменты тоже среди лучших в мире.

Но скрипки работы Амати, Да Сало (Da Salo), Гарнери (Guarneri), Бергонзи (Bergonzi) не приблизились к уровню популярности скрипок Страдивари. По сегодняшний день исследователи пытаются раскрыть секрет скрипок Страдивари различными тестами и анализами.

Что является ключевым в удивительных свойствах скрипки Страдивари? Лак, формы, клей, древесина? Может быть, способ сушки древесины или её обработки?

Попытки повторить уникальные свойства скрипок Страдивари, следуя канонической методике их изготовления, не увенчались успехом. Голос скрипок Страдивари считается непревзойденным. По крайней мере, так считает поп культура. Сегодня мы попытаемся выяснить, соответствует ли репутация скрипок Страдивари распространённому мнению. По крайней мере, в отношении уникальных звуковых качеств.

Великолепное звучание скрипки не столь субъективно, как скажем, вкус вина. Вкус это предмет индивидуальных предпочтений.

Когда тот же вопрос возникает в отношении скрипки, определённые параметры поддаются измерению. Качество звучания можно описать возможностями тональности инструмента.

И это вполне может быть доказательством, что раньше скрипки были «лучше». Чаще других приводится климатический аргумент.

Ближе к завершению, так называемого, Малого Ледникового Периода, около 1550-1850х годов, наступило время очень низкой солнечной активности (Минимум Маундера), примерно между 1645 и 1715 годами. Зима в Европе уже была достаточно холодна, усугубил ли это Минимум Маундера, спорят до сих пор.

Так это или нет, но период роста древесины, которую использовал Антонио Страдивари, идеально совпадает с «золотым веком» его инструментов. Что также относится ко многим известным Итальянским мастерам того времени. В холодном климате деревья росли медленнее, годовые кольца уже, древесина плотнее.

Если вы сегодня попытаетесь использовать древесину, аналогичную скрипкам Страдивари, она будет иметь меньшую плотность и звучать скрипка будет по-другому.

Согласно этой теории, Френсис Шварц (Francis Schwarze), представляющий Федеральную Лабораторию Материалов Швейцарии, заявил в 2012 году, что обладает технологией получения древесины со свойствами Малого Ледникового Периода.

В 2009 году Шварц демонстрировал, для сравнения, аудитории любителей и экспертов звучание скрипки Страдивари 1711 года и современной скрипки из специально обработанной древесины. По его заявлению и эксперты, и слушатели восприняли звучание современной скрипки как звучание одной из скрипок Страдивари.

Теперь самое время немного задуматься: А что же делает скрипки Страдивари столь особенными? Но перед этим следует спросить: Действительно ли скрипки Страдивари особенные? Очень много сил и времени потрачено на постижение секрета скрипок Страдивари. А почему, действительно, не поинтересоваться существует ли качественное отличие, о котором столько говорят.

Когда вы обладаете инструментом стоимостью в миллионы долларов, не всегда есть возможность сравнить с другими подобного уровня. Но это как раз то, что удалось сделать команде исследователей в 2010 году на Восьмом Международном Конкурсе Скрипачей в Индианаполисе.

Владельцев шести скрипок исключительной ценности уговорили позволить провести наибольшее и максимально контролируемое тестирование инструментов.

Шесть скрипок, включая три старинных классических инструмента: Гварнери, примерно 1740 года и пара Страдивари, примерно 1700-1715 года (точные даты изготовления не раскрывали для чистоты эксперимента). Их суммарная стоимость составляла около 10 миллионов долларов.

Три остальные скрипки были современные инструменты высочайшего качества, причём одна из них была собрана за несколько дней до конкурса. Три современные скрипки оценивались суммарно в 100 тыс. долларов.

скрипач по очереди был задействован в тестировании. Они находились отдельно от судей и от конкурса. Все они были опытными скрипачами и их собственные инструменты, ни один из которых не участвовал в тестировании, оцениваются от 1800 долл. до 10 млн. долл. Единственное, что знали участники: Будем играть по очереди на разных инструментах, среди которых есть хотя бы одна скрипка Страдивари.

Эксперимент был действительно дважды обезличенным, ни скрипачи, ни исследователи не знали, которая из скрипок звучит в данный момент. Для полного исключения возможной идентификации инструмента, тестирование проходило в притемнённом холле гостиницы, и все участники носили тёмные очки. Каждая скрипка была окроплена духами для сокрытия собственного запаха, скрипачи использовали свои смычки.

Всё было надёжно предоставлено случайности. Каждый из исследователей не знал происхождение скрипки, которую он сейчас передаёт скрипачу. Каждый из музыкантов, участвовавших по очереди, имел несколько заданий.

Каждый должен был испытать 10 пар инструментов, сыграв по 1 минуте и назвав лучший в паре. В следующем этапе музыкант имел доступ ко всем шести инструментам по 20 минут на каждый.

После этого следовало назвать лучший и худший по пяти параметрам, а также назвать инструмент, который хотелось бы оставить себе.

Каковы же были результаты? Оказались действительно неожиданны. Пять из шести скрипок получили примерно одинаковое предпочтение. Кем же оказался явный аутсайдер, которому почти никто не отдал предпочтения? Это была Страдивари 1700 года, с наиболее красочной историей.

Каждая из пар, в которой не оказывалась эта Страдивари, разделяла предпочтения 50/50. Но когда она оказывалась в паре, не получала предпочтение в 80% случаев. Никто из участников не знал этого, каждый получал пару из новой и раритетной скрипки.

Все три современные скрипки оказались, в итоге, на уровне старых.

Во втором туре тестирования (назвать лучшую и худшую по перечню параметров) результаты оказались также неожиданны. Четыре скрипки показали примерно одинаковый результат. Не получила предпочтений опять Страдивари 1700 года.

Кроме этого, наметился явный фаворит и это отнюдь не раритетная Итальянская классика. Одна из современных скрипок превзошла результаты всех конкуренток. Из трёх старинных скрипок, Гварнери превзошёл обе скрипки работы Страдивари.

Семнадцать из 21 участников попытались высказать догадку, была скрипка современной или раритетной. Семеро не смогли определить вообще. Семеро ответили неправильно. И только трое дали верный ответ. В этом исследовании, только 14% профессиональных скрипачей, которые обладают инструментами ценностью до 10 млн долл, смогли отличить современный от инструмента 300 летнего возраста.

Одно исследование не может дать окончательного заключения. Были и другие, но не так тщательно проведённые. О чем всё это говорит? Какой бы клей, древесину, технологию не использовал Антонио Страдивари, его скрипки, вероятно, не лучше других, изготавливавшихся столетиями.

В чём же секрет Страдивари? В том, что секрета нет. Инструмент высочайшего качества вполне сопоставим с другими инструментами подобного уровня. Заявление об особенных, необъяснимых качествах не поддерживается данными тестов.

Если подобная исключительность скрипок Страдивари ещё существует, это говорит о малом количестве тестов хорошего качества. Нет сомнений, что имя Страдивари самое известное из всех мастеров и его инструменты ещё очень долго будут занимать верхние строки аукционов. Малую часть в цене занимает качество.

Остальное это репутация, историческая ценность и престиж, что никакое тестирование или спектральный анализ не сможет обнаружить.

Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media

Прочитать в оригинале

Перевод Владимир Максименко 2014

Источник: http://www.skepton.ru/stradivarius/

Скрипка Страдивари (фото). Из какого дерева делали скрипки Страдивари, сколько их? :

Про скрипку Страдивари до сих пор ходят легенды. В чём секрет её особенного звучания? Какие уникальные технологии и материалы использовал мастер? Скрипка Страдивари до сих пор является непревзойдённым шедевром.

Биография мастера

Антонио Страдивари — мастер скрипок — родился в 1644 году. Но это лишь приблизительно, точная дата его рождения не установлена. Родители его – Анна Морони и Алессандро Страдивари. Родился и прожил всю свою жизнь скрипичный мастер в городе Кремоне.

Антонио с детства обожал музыку. Но пел он очень плохо, и все, кто слышал его пение, смеялись. Второй страстью Антонио было обтачивание деревяшек. Родители были уверены, что сын станет краснодеревщиком.

Однажды мальчик узнал, что в его городе живёт лучший скрипичный мастер Италии – Николо Амати. Антонио очень любил скрипку и решил стать учеником гения.

А. Страдивари женился только в 40 лет. Его супругой стала дочь лавочника – Франческа Феррабочи. У пары родилось пятеро детей. Но вскоре началась эпидемия чумы. Любимая жена и дети А. Страдивари умерли. Эта потеря повергла его в отчаянье, и он был не в силах работать. Но прошло время, мастер снова начал творить и вскоре стал знаменит на весь мир.

Вместе со славой пришла к А. Страдивари и новая любовь. Второй его женой стала Мария Замбелли. В браке с ней у него родилось пятеро детей. Двоих сыновей — Франческо и Омобоно — А. Страдивари обучал своему ремеслу. Они стали мастерами скрипичных дел. Но бытует мнение, что профессиональные секреты Антонио не открыл даже сыновьям.

Они не сумели повторить его шедевры.

Антонио Страдивари был трудоголиком. Он не оставлял своего ремесла до самой смерти. Умер Антонио Страдивари в 1737 году, приблизительно в 93 года. Место его захоронения – Базилика Сан Доменико.

В учениках у амати

А. Страдивари занимался скрипичным делом с 13 лет. Он был учеником лучшего мастера того времени – Николо Амати. За то, что гений бесплатно обучал его своему ремеслу, он делал для него всю черновую работу и был мальчиком на побегушках. Н. Амати делился с учениками знаниями, однако всех секретов не раскрывал. Некоторые хитрости он поведал только старшему сыну.

Первый секрет Н. Амати, который узнал юный Антонио, – как изготавливать струны. Мастер делал их из внутренностей ягнят. Сначала нужно было вымачивать жилы в щелочном растворе. Затем сушить. А после этого скручивать из них струны.

На следующем этапе обучения А. Страдивари постигал, какое дерево стоит выбирать для изготовления дек скрипок. Мальчик понял, что главное — не внешний вид дерева, а его звучание. Часто Н. Амати изготавливал скрипки из невзрачно выглядевших деревяшек.

Свой первый инструмент А. Страдивари создал в 22 года. Через некоторое время он изготовил уже десятки скрипок. Но на всех его творениях стояло клеймо Николо Амати. Это не огорчало молодого Страдивари.

Он был счастлив, что его мастерство растёт. В возрасте 40 лет Антонио открыл свою мастерскую. Вскоре он стал уважаемым скрипичным мастером.

У него было много заказов, но превзойти своего учителя не получалось.

Знаменитым мастером А. Страдивари стал в 1680 году. Он улучшал инструменты, созданные его учителем Н. Амати. Для этого он несколько изменил их форму, добавлял украшения. Всячески добивался того, чтобы голоса инструментов звучали более певуче и красиво. В результате всех его стараний и исканий в начале 1700 годов родилась знаменитая скрипка Страдивари, равных которой нет до сих пор.

Читайте также:  Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?

На пике мастерства

Самые лучшие музыкальные инструменты были созданы А. Страдивари в период с 1690 по 1725 г. Они были высочайшего концертного качества. Наилучшая скрипка Страдивари, а также и другие инструменты, датированы 1715 годом.

Расцвет его мастерства произошёл после того, как он пережил потерю семьи. После такой ужасной трагедии он впал в отчаянье и не мог работать. Снова продолжить творить ему помог один из учеников. Он однажды пришёл к А.

Страдивари, зарыдал и сказал, что его родители умерли, и он не сможет продолжать учиться изготовлению скрипок, так как вынужден теперь зарабатывать на жизнь. Мастеру стало жаль мальчика, и он оставил его в своём доме, а по прошествии нескольких лет усыновил.

Отцовство воодушевило его и у него возникло желание — создать свой уникальный инструмент, не копии творений своего великого учителя, а что-то необыкновенное, чего до него никто не делал.

Знаменитая скрипка

Когда Антонио было уже 60 лет, им была создана новая, принесшая ему славу великого мастера, легендарная скрипка Страдивари. Фото этого шедевра представлено в данной статье.

Разработанная Антонио модель скрипки принесла ему славу и бессмертие. Его стали называть «супер-Страдивари». Его скрипки были и остаются по сей день самыми лучшими музыкальными инструментами. И звучат необыкновенно.

Мастеру удалость придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатый тембр и сделать их «голоса» более сильными. Из-за этого о мастере ходили слухи, будто он продал душу дьяволу.

Люди не могли поверить, что человек, пусть даже гений с золотыми руками, способен заставить деревяшку так петь.

Секрет уникального звучания

До сих пор музыканты, а также учёные всего мира пытаются разгадать секреты великого мастера, чтобы понять, как же была создана знаменитая скрипка Антонио Страдивари. Уже прошло почти 300 лет со дня смерти гения, но его творения живы до сих пор, они почти не стареют, а их звучание не меняется.

На сегодняшний день существует несколько версий, которыми учёные пытаются объяснить секрет великолепного звучания инструментов А. Страдивари. Но ни одна из них не доказана, хотя были проведены сотни исследований с применением новейших технологий.

Есть версия, что всё дело в форме. Мастер удлинил корпус, а внутри него сделал заломы и неровности, благодаря чему появилось много высоких обертонов, что и обогатило звучание.

Позже появилась версия, что секрет кроется в материалах, из которых изготавливал свои скрипки А. Страдивари. Было выяснено, из какого дерева делали скрипки Страдивари. Верхние деки он делал из ели, а нижние – из клёна.

Некоторые учёные выдвигают версию, что секрет не в том, из чего изготавливал А. Страдивари. Лаки и пропитки, которыми он покрывал свои инструменты, — вот главные «виновники» появления этого шедевра.

Есть достоверные факты о том, что мастер сначала вымачивал древесину в морской воде, а после этого покрывал некими смесями из компонентов растительного происхождения.

Возможно, в их состав входили смолы деревьев, которые произрастали в те времена, но позже были вырублены все до одного.

Что касается лаков, то, по версии некоторых учёных, они состояли из таких веществ, благодаря которым затягивались вмятины и царапины на дереве, а деки получили возможность «дышать» и лучше резонировать, что позволяет добиться красивого объёмного звучания.

Но другие учёные выдвигают аргументы против этой версии, так как многие скрипки были отреставрированы. Их покрыли обычным лаком, но звучание их не изменилось. Один из исследователей провёл эксперимент – полностью очистил одну из скрипок Страдивари от лака.

Ничего в её звучании от этого не изменилось.

Существует много гипотез, почему скрипки Страдивари звучат так необыкновенно. Но ни одну из них не удалось доказать. Секрет мастера не разгадан до сих пор.

Инструменты Антонио Страдивари

По данным исследователей, мастер создал за свою жизнь не менее 1000 музыкальных инструментов. Это в большинстве своём скрипки, но были также альты, виолончели, гитары, мандолины и даже арфа. Он был настолько трудоспособен, что за 1 год создавал 25 инструментов.

Тогда как современные мастера, которые также работают вручную, способны выпускать за это время лишь 3-4 экземпляра. Сколько скрипок Страдивари создал за свою жизнь? Точно сказать невозможно. Но до наших дней дошло примерно 600 скрипок, 12 альтов и 60 виолончелей.

Стоимость скрипок

Музыкальные инструменты А. Страдивари являются до сих пор самыми дорогими в мире. При жизни мастера его скрипки стоили 700 современных долларов, что для того времени — очень крупная сумма. Сегодня стоимость его шедевров — от 500 тысяч долларов до 5 миллионов евро.

Самая дорогая

Есть скрипка, которая оценивается в 10 миллионов долларов. Она носит имя «Леди Блант». Это самая дорогая на сегодняшний день скрипка Страдивари. Фото «Леди Блант» представлено в данной статье.

Изготовлена она была мастером в 1721 году. Скрипка Страдивари, названная «Леди Блант» в честь внучки поэта Байрона, которая была её владелицей, сохранилась до наших дней в идеальном состоянии, поскольку на ней практически не играли. Все 300 лет своей жизни она переходила из одного музея в другой.

Украсть шедевр

Все творения гениального мастера, имеют каждая своё имя и поставлены на учёт. Но при этом грабители регулярно совершают кражи музыкальных инструментов великого итальянца.

Например, знаменитая скрипка Страдивари, принадлежавшая до революции российскому скрипачу-виртуозу Кошанскому, была украдена пять раз. Последний раз она была похищена у музыканта по имени Пьер Амойал. Он так дорожил ею, что носил в бронированном футляре, но это её не спасло.

С тех пор о том, где находится скрипка Страдивари под названием «Кошанский», сохранилась ли она и кому сейчас принадлежит, ничего не известно.

Источник: https://www.syl.ru/article/197431/new_skripka-stradivari-foto-iz-kakogo-dereva-delali-skripki-stradivari-skolko-ih

Победа над Страдивари

Скрипка Страдивари в Королевском дворце в Мадриде. Фото – Wikimedia Commons

Акустические качества скрипок, созданных итальянским мастером Антонио Страдивари (1644 – 1737) считаются непревзойденными.

Обычно полагают, что даже лучшие современные инструменты уступают им. Когда скрипки работы Страдивари попадают на аукционы, их цена составляет миллионы долларов.

Рекорд стоимости был поставлен в 2011 года, когда за 15,9 млн. долларов была продана скрипка «Леди Блант», названная по первой известной владелице – внучке поэта Байрона, леди Энн Блант.

Средняя цена на инструмент самого высокого класса, созданный современным мастером, составляет 132 тысячи долларов. Тем не менее, при проведенном недавнодвойном слепом испытании, когда ни слушатели, ни сами музыканты не знали, кто на каком инструменте играет, звучание современных скрипок было оценено выше.

Слепые испытания с участием скрипок работы Страдивари проводятся не впервые. Уже неоднократно было продемонстрировано, что слушатели не могут отличить их от других скрипок.

В 2014 году Клаудия Фритц (Claudia Fritz), музыкальный акустик из Университета Пьера и Мари Кюри, и Джозеф Кертин (Joseph Curtin), скрипичный мастер из Анн-Арбора, штат Мичиган, сообщили, что в двойном слепом тесте с тринадцатью современными инструментами и девятью скрипками старых итальянских мастеров десять высококлассных скрипачей в большинстве предпочли новые скрипки старым.

Нынешний эксперимент был проведен в парижском пригороде Венсенн. В нем использовались три скрипки Страдивари и три высококлассные современные скрипки.

Скрипач-виртуоз играл один и тот же отрывок – например, пять тактов из концерта Чайковского для скрипки с оркестром (опус 35) – на каждой из девяти возможных пар инструментов. Затем второй музыкант исполнял на другой музыкальный фрагмент.

Порядок инструментов в парах был неизвестен слушателям. Чтобы музыканты тоже не знали, на какой скрипке они играют, на них были надеты специально модифицированные очки, похожи на те, что используют при работе сварщики.

Музыкальные фрагменты исполнялись скрипачами как соло, так и в сопровождении оркестра. 55 слушателей оценивали звучание скрипок на бланках, где инструменты обозначались как «скрипка A» и «скрипка B».

Критерии оценки определяли сами слушатели. Затем исследователи обработали результаты и выяснили, что звучание новых скрипок в среднем оценивается лучше, чем старых. Как говорит Клаудия Фритц, полученный результат статистически однозначен.

Второе испытание было проведено той же командой в Нью-Йорке с другими скрипками Страдивари и другими современными инструментами. На этот раз скрипачи играли только без сопровождения оркестра. И снова анкеты 82 слушателей показали, что скрипки современных мастеров играли лучше.

Скрипичный мастер Кристофер Жермен (Christopher Germain) из Филадельфии, член Американского скрипичного общества, который не принимал участие в испытании, назвал его результаты потрясающими. «Я думаю, на всем действительно полезно освободиться от фольклора и так далее и сосредоточиться на том, что мы слышим», – говорит он.

Джозеф Кертин полагает, что результаты тестов не приведут к снижению цен на скрипки работы Страдивари и других «старых итальянцев». Но, по его мнению, профессиональные скрипачи смогут получить инструмент самого высокого уровня, не тратя на него целое состояние, так что это хорошая новость прежде всего для нынешних исполнителей.

Клаудия Фритц также обращает внимание на то, что при оценке звука скрипки нельзя полностью игнорировать психологию восприятия. Если слушатель знает, что перед ним звучит легендарный инструмент работы Страдивари, это неминуемо влияет на него, и этот эффект отключить невозможно.

По поводу «секрета Страдивари» мастер Кристофер Жермен полагает, что такое понятие ошибочно. По ее мнению, не существует одного «секрета», делающего скрипки работы Антонио Страдивари уникальными.

Гениальный мастер путем долгих поисков нашел множество решений, касающихся как состава лака, так и толщины деки, структуры древесины и других параметров скрипки, поэтому считать, что есть какой-то один «секрет» ошибочно.

Жермен говорит, что считать успех скрипок Страдивари результатом одной успешной находки – это как если бы он полагал, что, зная рецепт краски Микеланджело, сможет написать Сикстинскую капеллу.

Результаты эксперименты были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Максим Руссо, Полит.ру

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/pobeda-nad-stradivari/

Секрет скрипки Страдивари

Недавно на Кавказских Минеральных Водах прошли концерты, посвященные памяти Лазаря Бермана – одного из известных отечественных пианистов. Специалисты ставят его в один ряд с такими исполнителями, как Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер.

Дирижировал оркестром госфилармонии на КМВ Леонид Шульман, соратник и друг Лазаря Наумовича, а солировал сын – выдающийся скрипач Павел Берман.

Павел в детстве не раз приезжал на Кавминводы с родителями, а затем и самостоятельно выступал в Госфилармонии на КМВ – готовился в этой, как он говорит, «замечательной творческой лаборатории» к крупнейшим международным конкурсам. Но после того как в 1990 году Павел с родителями остался на Западе, это была первая встреча выдающегося исполнителя с Кисловодском.

– Не разочаровали ли вас нынешний Кисловодск и горожане?

– Нисколько. Я, правда, мало где успел побывать. Но центр города выглядит вполне симпатично. Возможно, на окраинах все гораздо хуже. Но поверьте, это не только в Кисловодске.

В Литве, в Каунасе, где я часто бывал, центральные улицы и дома на них – как игрушки, а чуть в сторону свернешь – разруха. Общая судьба, через это надо пройти. Люди, как я успел заметить, стали гораздо раскованнее, приветливее, без подозрения относятся к тем, с кем разговаривают.

А ведь раньше к иностранцам относились с опаской. Понравилась мне и публика на концерте. Поверьте, на сцене очень чувствуется настроение зала. Бывает, выйдешь – и на тебя веет холодом. Ну-ну, мол, поглядим, что ты из себя представляешь. А бывает – перед тобой как будто пустота.

Такую публику приходится завоевывать. Для этого артисты даже выработали определенные рецепты. А тут – сама доброжелательность.

Ну и, конечно, было приятно работать с Леонидом Абрамовичем Шульманом. И не только потому, что он друг моего отца и меня знает чуть ли не с рождения. В мире не так много настоящих дирижеров. Леонид Абрамович – один из них.

– Но Леонид Шульман, который многие годы был дирижером симфонического оркестра госфилармонии на КМВ, сейчас живет в Вашингтоне. И если начать перечислять всех видных советских музыкантов и педагогов, которые остались на Западе, получится длиннющий список. Не обернулся ли такой отток талантов резким спадом исполнительского мастерства в нашей стране?

Читайте также:  Немного о том, какими узами связаны пифагор и музыка.

– Судя по тому, что я вижу и слышу, в России в этом плане все нормально. Есть и прекрасные оркестры, и замечательные исполнители. Быть может, немного понизился уровень фортепианной школы. Но в целом талантов хватает.

Правда, на международных конкурсах отношение к россиянам уже не то.

Если раньше исполнителя, представлявшего Советский Союз, жюри заведомо рассматривало как одного из основных претендентов на первое место, то сегодня к россиянам относятся так же, как и к представителям других стран. Но дело тут не в общем снижении уровня.

Просто в Советском Союзе, прежде чем попасть на международный конкурс, исполнитель проходил жесткий отбор на консерваторских прослушиваниях и Всесоюзных конкурсах, а сейчас за границу может поехать как талантливый, так и весьма посредственный исполнитель.

– А как сложилась ваша артистическая судьба?

– В 17 лет, после выступлений на Кавказских Минеральных Водах, я поехал в Геную и там занял второе место на крупном международном конкурсе имени Паганини.

А когда мне было 20 лет – опять же после концертов в Кисловодске, я победил на престижнейшем международном конкурсе в американском городе Индианаполисе. Помимо золотой медали и солидного приза, я получил право играть в Карнеги-Холле, где выступают только лучшие музыканты мира.

После этого поступило множество предложений из Америки, Европы. Тогда я решил остаться на Западе. Тем более что и родители к тому времени уже переехали из Москвы во Флоренцию.

В США и во Франции я закончил свое консерваторское образование. Много раз переезжал из дома в дом, из страны в страну. Быть может, поэтому для меня родным домом была и остается квартира на улице Дмитрия Ульянова в Москве, хотя в ней уже давно живут чужие люди.

Сейчас живу в Милане, преподаю в частной музыкальной академии. Очень много езжу по миру с концертами. Самые теплые воспоминания остались от сотрудничества с оркестром Владимира Спивакова.

Мы вместе играли в Москве в Доме музыки, а затем на гастролях в Италии я выступал с «Виртуозами Москвы» и в качестве солиста, и в качестве дирижера.

– Как виртуоза-скрипача вас знает весь мир. А что вас подвигло встать за дирижерский пульт?

– Поначалу – стечение обстоятельств. В 1997 году в Литве, где выступал с концертами, меня попросили попробовать себя в роли дирижера местного камерного оркестра. Мне это понравилось, им тоже.

В итоге я семь лет подряд работал с этим оркестром. За это время из камерного он превратился в симфонический, а я неплохо освоил профессию дирижера. Во всяком случае, многие серьезные оркестры Европы приглашают.

Например, в прошлом году в Лиссабоне дирижировал Пятую симфонию Шостаковича.

Мне нравится дирижировать. Здесь имеешь дело чисто с музыкой, ты не обременен заботами о технике исполнения. Да и репертуар совсем иной, более грандиозный, чем у исполнителя. Но я отдаю себе отчет: чтобы стать настоящим дирижером, надо оставить скрипку.

А я пока не готов бросить дело, которому посвятил всю жизнь и в котором кое-чего достиг. Но с годами мастерство исполнительства обычно идет на убыль, в то время как дирижер с возрастом становится только мудрее. Так что через какое-то время я, возможно, полностью посвящу себя дирижерскому искусству.

Ну, а пока для меня главное – скрипка.

– Об инструменте, на котором вы играете, ходят легенды. Действительно ли это одна из лучших скрипок Страдивари?

– Да, эту скрипку Антонио Страдивари изготовил в 1716 году – в середине своего «золотого периода». Мастер прожил долгую жизнь – 92 года, изготовил более 600 скрипок. Но все свои лучшие инструменты он создал за последние тридцать лет жизни.

У этой скрипки есть имя – «Маршал Бертье». Наполеон, который интересовался искусством и старался все лучшее прибрать к рукам, во время своего испанского похода захватил в Мадриде две скрипки Страдивари. Одну подарил маршалу Мюрату, другую – маршалу Бертье, который был у него начальником штаба.

Почти весь XIX век скрипка находилась в семье Бертье. Затем ее продали, и «Маршал Бертье» сменил много хозяев, пока не осел в частном фонде музыкальных инструментов в Милане. Некоторым музыкантам владельцы фонда разрешают играть на своих инструментах. Вот и мне они дали «Маршала Бертье». Совершенно бесплатно.

Я лишь оплачиваю страховку.

Прежде я играл на скрипках другого выдающегося мастера – Гварнери. Но то совсем иной мир. Звук его скрипок переворачивает, заставляет дрожать, зачастую он диктует тебе определенный стиль игры.

Если провести аналогию, то это, как у Бродского и отчасти Мандельштама, где рифма может подхватить и повести за собой смысл. А скрипка Страдивари напоминает мне Пушкина: каждое слово к месту, каждое – на вес золота.

Но я целый год осваивал «Маршала Бертье», прежде чем смог выявить все его достоинства.

– Тогда позвольте сугубо обывательский вопрос: почему сегодня, в век компьютеров, лазеров и нанотехнологий, не могут создать скрипки лучше тех, что делали 300 лет назад? Или хотя бы в точности скопировать эту скрипку Страдивари?

– В Англии выходит журнал для профессионалов в области инструментальной музыки. В нем чуть ли не каждые два месяца появляется статья о том, что открыт еще один секрет скрипок Страдивари. Однако никто еще не смог создать инструмент лучше, чем делали мастера в Средние века.

Одно из объяснений – в конце XVI века в Европе было похолодание. Деревья, привыкшие жить в более теплом климате, вынуждены были приспосабливаться. Поэтому их древесина приобрела особые свойства, которые и использовали мастера той эпохи.

Кроме того, нельзя забывать о возрасте инструмента. За 300 лет в нем произошли определенные изменения, которые трудно повторить при изготовлении нового инструмента. Но самый главный секрет «Маршала Бертье» – это гений Антонио Страдивари.

Это как «Джоконда» Леонардо: сколько ее ни копируй, она останется единственной и неповторимой.

Источник: http://www.stapravda.ru/20090515/sekret_skripki_stradivari_37569.html

Какую тайну скрывают в себе скрипки Страдивари?

Антонио Страдивари – выдающийся мастер по производству скрипок, которого знает большое число людей. Его творения сейчас оцениваются в огромных шестизначных суммах, за обладание ими ведётся противостояние между музеями, коллекционерами, а иногда и музыкантами.

Так в чём же секрет такой популярности? Почему скрипки Страдивари так ценятся во всём мире, а сам он приобрёл из-за них вечную славу? Попробуем развеять мрак незнания, окружающий этот вопрос…

Будущий великий мастер начал интересоваться скрипичным делом еще в юности, когда ему исполнилось тринадцать. Первая его скрипка была создана в 1666 году, то есть, в возрасте двадцати двух лет. Но модель её не принадлежала самому мастеру, она была скопирована с существующей. Поэтому ещё целых тридцать лет он искал собственную, неповторимую скрипичную конструкцию. И наконец-то нашёл…

Конечно, всю свою последующую жизнь он не останавливался на достигнутом, искал новые варианты, дополнял, в чём-то менял свою модель, но основа осталась неизменной.

Так в чём же состояла главная техническая её особенность? Дело в том, что в отличие от других скрипок, творение Страдивари имело более удлинённую форму, а также внутри множество неровностей и даже изломов.

Именно они и создавали тот самый неповторимый звук скрипки.

А теперь поговорим непосредственно именно о версиях учёных про тайну волшебного звучания. Приведем самые распространённые из них.

К примеру, одни считали, что секрет изготовления в том, что художник вымачивал дерево для скрипок в морской воде, а также покрывал специальным лаком, в общем, эти версии строятся чисто на биохимической основе, как и еще одна, которая является самой интересной из них.

Так вот, в 2001 году было высказано предположение, что особенное звучание скрипок принадлежит заслуге смеси, защищающей инструмент от жука-древоточца, но после смерти мастера эта проблема была решена на его родине другим путём, а это вещество забыто. Так что можно сказать, что великий Страдивари унёс секрет с собой в могилу.

А есть по этому поводу даже довольно мифические версии, родившиеся еще во время существования самого мастера. К примеру, его современники считали, что он продал душу дьяволу. В общем, за всё время было высказано множество версий, одни – самые абсурдные, другие – сделанные учеными, после различных опытов, но пока ни одна не звучит реалистичней другой.

Своими учениками Страдивари выбрал двух своих единственных сыновей, больше он не обучал никого. После его смерти, они изготовляли собственные скрипки по данной им модели, однако даже частично им не удалось передать то неповторимое звучание оригиналов. Так что, скорее всего свой секрет мастер не передал никому, даже сыновьям…

За всю свою жизнь Страдивари изготовил примерно 2500 инструментов, до нашего времени сохранилось около 650, но они и до сих пор не теряют своей удивительной способности, подаренной им маэстро.

Итак, можно сказать, что секрет скрипок великого мастера, к сожалению или же к счастью сейчас ещё не раскрыт, существует множество самых разных теорий, ну а какой из них верить, решать вам… Лично мы предпочитаем верить в магию скромного волшебника, бывшего всего лишь человеком. И имя ему – Антонио Страдивари.

AWESOME!NICELOVEDLOLFUNNYFAIL!OMG!EW!

Источник: https://homsk.com/martin/kakuyu-taynu-skryvayut-v-sebe-skripki-stradivari

Ученый раскрыл секрет скрипок Страдивари

ВСЕ ФОТО

Похоже, тайна знаменитых скрипок Страдивари наконец-то разгадана. Концертирующие скрипачи говорят о том, что ни один современный инструмент не сравнится со скрипкой, изготовленной в XVII веке итальянским гением. Идут годы, а скрипки Страдивари поют теми же чистыми голосами, которые вложил в них мастер.

Страдивари умер в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они не стареют и не меняют «голос». Его инструменты обычно находились во владении богачей и вельмож. Итальянский мастер создавал инструменты для Джеймса II Английского и для аристократического клана Медичи.

Ранее ученые, пытавшиеся разгадать утерянный секрет скрипок Страдивари, выдвигали версию, что такого эффекта мастер добивался, вымачивая древесину в морской воде и подвергая воздействию сложных химических соединений растительного происхождения, формулу которых восстановить невозможно.

Однако Генри Гриссино-Майер, профессор отделения географии университета Тенесси, предложил другое объяснение. В издании «Дендрохронология» опубликована статья, посвященная научным изысканиям американского ученого. Об этом в среду пишет PANORAMA (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

Ученый придерживается теории о том, что уникальность скрипок, созданных Антонио Страдивари, объясняется неповторимыми качествами дерева, которое использовал маэстро из Кремоны.

Ученый утверждает, что Старидивари создавал свои бесценные скрипки в период с 1700 по 1720 годы, используя древесину многовековых европейских елей. Непродолжительный ледниковый период сделал более плотной древесину этого типа елей, благодаря чему увеличилась и естественная резонаторная способность этого материала.

Генри Гриссино-Майер занимается точным определением возраста древесных материалов: это возможно благодаря тому, что возрастные кольца, которые можно увидеть на спиле ствола, сохраняют информацию о климатических условиях, в которых произрастали эти деревья.

Ученый воссоздал хронологию климатических явлений, наблюдавшихся на протяжении 500 лет, начиная с 1500 года до наших дней, на примере 16 сосновых, еловых и лиственничных лесов, произрастающих на территории основных европейских стран.

Было установлено, что самый медленный рост деревьев пришелся на период между 1625 и 1720 годами: тонкие годовые кольца расположены очень близко друг к другу. Именно тогда, по данным британского астронома Эдварда Волтера Маундера (1851-1928), с 1645 по 1715 годы наблюдалась низкая солнечная активность.

Этот период, как утверждают ученые, стал завершением малого ледникового периода, доминировавшего в Европе в XV-XIX веках. Тогда наблюдалось замедление роста деревьев.

В более благоприятных климатических условиях образуются более широкие годовые кольца, но самыми лучшими для производства скрипок считаются ели с очень тонкими годовыми кольцами, преимущественно без узлов.

Таким образом, секрет Страдивари раскрывается очень просто, а талант великого скрипичного мастера проявился во всей своей полноте также благодаря исходному материалу, создававшемуся в определенных климатических условиях.

Источник: https://www.newsru.com/cinema/10dec2003/secret.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector