Техника горлового пения некоторые секреты из самого простого

Горловое пение бурят – национальное достояние республики

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
 Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.

Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

В голосе поющего человека смешиваются несколько звуков:

• бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

• обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

• и унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.

Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Источник: http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/gorlovoe-penie-buryat

Горловое пение: самоучитель

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Часть 1

Часть 2

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале.

Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения.

В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда.

Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов.

Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала.

Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

Источник: http://obvi.ru/hobby/music/throat-singing-tutorial-video-training/

Техника горлового пения

Горловое пение – это уникальный вид пения, который присущ некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, монголам, алтайцам и башкирам.

Как научиться петь горловым пением, спросите вы? Горловое пение – это пение с помощью гортани, а уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает одновременно две ноты или даже три, и получается, что один человек поёт одновременно двух- и даже трёхголосием.

Также, гортанное пение сохранилось как ритуальное пение у шаманов, например, в Хакассии, Башкортостане, Бурятии, Тибете, Тыве, Северной Африке и племенах индейцев. Горловое пение как бы отражает и подражает звукам самой природы, заключая в себе единение всего сущего, как будто растворяет человека в природе.

Основными стилями горлового пения можно назвать пять видов:

  • каргыраа
  • хоомей
  • сыгыт
  • эзенгилээр
  • борбаннадыр

Сохранились сказания и легенды о происхождении каждого вида горлового пения. Так, гласит легенда, стиль каргыраа произошёл от подражания голосу верблюдицы, которая скачет над телом умершего верблюжонка и издаёт звуки, схожие с каргыраа. Само слово каргыраа имеет звукоподражательную основы, это как будто хрипение, бурление.

Происхождения слова хоомей имеет несколько трактовок.

Одни считают, что происхождение этого термина связано с манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудение или звуки, подражающие гудению, другие считают, что хоомей произошёл от тувинского названия гортани хоо, хоозу. А в Монголии есть слово «хоомий», которое означает горло, глотка, так что может быть термин хоомей заимствован именно у них.

Стиль сыгыт скорее всего произошёл от глагола сыгыр, который означает – свистеть, а термин сыгыт означает плачь, причитание, стон. Возможно этот вид пения связан с погребальными обрядами у разных народностей.

Эзенгилээр произошёл от слова эзенги, которое обозначает – стремена. При езде на лошади можно различить специфический ритмичный звук, когда металлические детали уздечки соприкасались со стременами. При этом, чтобы эти звуки были различимы, всаднику приходилось сидеть в седле определённым образом. Стиль эзенгилээр появился, как подражание именно этим ритмическим звукам.

Стиль борбаннадыр имеет корни глагола «борбаннат», что означает перекатывать что-то круглое. И в связи с этим как бы перекатыванием, данный стиль имеет свои ритмические формы.

Мы уже говорили, что техника горлового пения заключается в том, что это пение гортанью, и специфические звуки, которые рождаются при таком пении, измерялись умением как можно точнее передать звуки природы, и тем самым выразить любовь к ней.

Обучение горловому пению достаточно сложное, и преподавателей для данного вида пения тоже найти не так легко. Наиболее простая для исполнения и безопасная для новичков – это техника хоомей. Ею могут овладеть как мужчины, так и женщины.

Она основана на звучании простого голоса, к которому подмешиваются обертоновые украшения с помощью верхних резонаторов.

Сибирские шаманы не рекомендуют женщинам практиковать более сложные стили горлового пения, так как это может привести к изменению гормонального баланса.

Нужно отметить, что горловое пение, это очень специфический стиль, который можно отнести к фольклорным жанрам. Овладение им может очень расширить ваш кругозор, так как эта техника не существует сама по себе, она окружена множеством легенд, тайн и древних приданий.

Источник: http://singlikeme.ru/texnika-gorlovogo-peniya/

Горловой пение

Что же это такое? Как называется горловое пение правильно и для чего оно нужно?

Для начала можно сказать, что это одно из древнейших вокальных искусств, которое сохранилось лишь у народностей Саяно-Алтайского региона.

Горловой пение, если оно правильное, позволяет человеку войти в состояние внутреннего спокойствия, гармонии с самим собой, обрести уверенность в своих силах. Горловое пение способствует развитию восприятия энергетических потоков, пронизывающих пространство вокруг нас.

Если вы хотите узнать горловое пение как научиться ему, то стоит обратиться в хорошую школу вокала.

В серьезных учебных заведениях не только преподают горловое пение обучение которому начинается полностью с нуля, но и дают уроки вокала.

Это, несомненно, пойдет на пользу любому, кто решил посвятить себя музыке. Уроки горлового пения можно посещать тогда, когда вам будет удобно, по договоренности с преподавателем.

Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим чудесным действием.

Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное, оздоровляющее действие.

Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно начинается обучение.

Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться горловому пению самостоятельно.

Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься таким видом пения, как академический вокал. Данная разновидность вокала является базовой для всей вокальной отрасли.

Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.

Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины, нормализации всех процессов в ее организме.

Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали единения с природой.

Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем, побольше получить теоретических знаний.

О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.

Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения, и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в чем-то очень разные.

Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную школу.

Источник: https://artvocal.ru/gorlovoe-penie.php

Как научиться красиво петь с помощью упражнений и советов?

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, как научиться красиво петь. Все дело в том, что человеческий голос представляет собой уникальнейший природный музыкальный инструмент, подаренный, как говорят биологи, стечением обстоятельств.

Читайте также:  Полезные музыкальные приложения для iphone

В сравнении с музыкальными инструментами, созданными руками человека, он обладает внушительным количеством преимуществ:

  • он всегда рядом с нами вне зависимости от места и времени;
  • помимо музыки способен воспроизводить слова;
  • может перенастраиваться в тембре за доли секунды;
  • способен выразить все наши эмоции.

В наше время достаточно много людей желает научиться красиво петь, не имея при этом никаких особых навыков или предрасположенности к данному занятию.

Может ли петь каждый?

У большей части населения нашей страны «медведь потоптался по ушам». Точнее, это их сугубо личное мнение. Все дело в том, что слух присутствует у каждого из нас, но в различном состоянии развития. У многих он пребывает в состоянии эмбриона.

Если ребенок с первых лет жизни окружен музыкой, его слух будет развиваться самостоятельно. В данном случае такое же утверждение касается и пения. Проявляя к нему интерес еще с детства, обладая желанием научиться петь красиво, он достигнет поставленной цели. При отсутствии даже малейшего желания постигнуть данную науку, все попытки завершатся абсолютным крахом.

Что необходимо для правильного вокала?

Отвечая на вопрос, как научиться красиво петь мы уже сказали, что требуется непреодолимое желание достичь требуемого положительного результата. Тем не менее, одного лишь желания будет недостаточно.

Потребуется также помещение, обладающее хорошей акустикой. Голос обучающегося не должен звучать глухо или постоянно стремиться ввысь, как это часто бывает в маленьком и замкнутом пространстве. Акустика не должна наполняться примесью посторонних звуков.

Чтобы осилить занятия вокалом, необходимо иметь хорошее здоровье, в частности, потребуются развитые легкие. Ведь в решении вопроса, как научиться красиво петь, они занимают доминантное положение.

Последним и, наверное, самым главным, является присутствие веры в себя. Изучение техники вокала является вдумчивой работой.

Исходя из того, что всем руководит голова (ум), немаловажное значение здесь играет также психологический аспект.

Помощь природы

Природа наградила человека всем необходимым для того, чтобы он не только мог петь, но и делать это красиво. Речь идет о резонаторах – местах нашего тела, в которых попадающий в них звук многократно усиливается и становится не только мощнее, но так же объемнее и полнее. Именно они способны ответить на вопрос, как научиться красиво петь.

Голосовые связки сами по себе не могут создать такой сильный звук. Поэтому очередным шагом будет изучение своих резонаторов. Данная задача не является сложной. Главное – соблюдение техники и присутствие желания.

В поисках резонаторов

Только овладев наукой резонансов можно ответить на вопрос, как научиться красиво петь. В переводе с французского «резонанс» означает «отзвук».

Он работает по принципу микрофона, значительно усиливая выходящий из связок звук. Обыкновенное давление на них просто приведет к срыву голоса.

Такая ситуация складывается у людей неопытных, которые овладевают пением без каких-либо познаний в данном вопросе.

Наше тело располагает множеством таких природных резонаторов. Особенно много их на голове. По большей части это:

  • кости черепа;
  • челюсти;
  • гайморовы пазухи;
  • зубы, которые также обладают свойством реверберации.

Поэтому ответ на вопрос, как научиться красиво петь, зависит от нахождения и умения воспользоваться своими резонаторами.

Нужен ли талант?

Во время самообучения пению возникает закономерный вопрос — какая роль во всем этом у таланта?

Не менее важно выработать в себе чувство прекрасного, которое поможет услышать именно тот голос, к которому необходимо стремиться. Услышать его можно будет тогда, когда его удастся представить, а для этого потребуется хорошо развитое воображение.

Уроки красивого пения

Не стоит верить тем, кто говорит, что научиться петь невозможно. Главное знать, как научиться петь именно красиво. Достичь желаемого могут все, но только будучи готовым к трудностям. Потребуется запастись силами, терпением и огромнейшим количеством времени.

Умные советы

Существует несколько советов, которые всегда пригодятся и помогут в трудную минуту начинающему вокалисту.

Необходимо научиться управлять собственным голосом, а также уметь его «подать». Огромнейшую роль в процессе пения занимает правильное дыхание животом. Во время пения не стоит стараться набрать воздуха полной грудью.

Необходимо представить, что внутри вас, начиная от живота и заканчивая горлом, размещается световой стержень с основой именно в животе. Во время рождения звука живот должен расти, но ни в коем случае не втягиваться.

Поэтому, не зная, как научиться красиво петь, стоит начать с правильного дыхания – и это будет самым верным шагом.

В случае логопедических проблем, которые состоят из неверного произношения звуков, заикания, занятия вокалом быстро и эффективно справятся с данными проблемами, даже если они представляют собой врожденные или приобретенные дефекты речи. Также вокал отлично развивает дикцию.

Помимо этого существует еще и нотная грамота, а именно: длительность нот, музыкальные знаки, тональность, паузы, бекар, диез, форшлаги и много другого, о чем также придется позаботиться и выучить для себя в обязательном порядке.

Упражнения для красивого пения и не только

Если вы все еще не знаете, как научиться красиво петь, то мы поможем отыскать правильное решение вашей проблемы. Для этой цели не обязательно посещать какие-либо школы пения или покидать уют вашего дома. Достаточно каждый день репетировать несложные упражнения, которые должны проводиться напротив зеркала.

Упражнение 1. Пропойте гласные буквы алфавита: э, ы, у, о, и, е, а. Особенное внимание уделите звуку «ы». Необходимо представить себе, что вы красите губы. Рот – полуоткрыт, создавая еле заметную улыбку. На звуке «о» губы должны создать некий бублик.

При звуке «и» ваши губы должны потянуться к ушам, чтобы создать как бы очаровательную улыбку. На звуках «е» и «э» необходимо вспомнить оперных певцов, перестроив свой ротовой аппарат в открытый рот с еле заметной улыбкой.

Когда придет черед звука «а» рот должен быть широко открыт, чтобы, условно, «нижняя челюсть касалась груди». Прорепетировав каждую букву, отдельно теперь постарайтесь пропеть все гласные в оглашенном порядке.

Если данное условие будет вами выполняться в полной мере удовлетворительно, тогда можно приступать к серьезным произведениям.

Упражнение 2. Желая научиться красиво петь, не лишним будет выучивание нескольких распевок. Самой популярной еще со школьной скамьи является следующая: «ми-мэ-ма-мо-му». Впрочем, пользоваться можно какими угодно, главное, чтобы связки разогрелись и были готовы к продолжительному пению.

Упражнение 3. Выбирая песню для ее исполнения под минусовку, необходимо учитывать тот факт, что она должна пребывать в одной с вами тональности. Ведь даже при соблюдении условия, которое гарантирует профессиональное пение, неверная тональность испортит все ваше время подготовки и первое выступление.

Упражнение 4. Никогда не пойте на улице. Особенно данное замечание касается прохладного времени года. Перед исполнением песни оградите себя от поедания печенья, хлеба, шоколада. Воздержитесь от употребления холодных напитков.

Источник: https://lediveka.ru/otnosheniya/samorazvitie/kak-nauchitsya-krasivo-pet-uprazhneniya.html

Горловое пение — где оно распространено, и как научиться разным техникам?

26.12.2015

Оглавление:

Горловое пение — древнее вокальное искусство, сохранившееся до настоящих дней лишь у немногих народов, которые могут петь низкочастотным «жужжанием» и верхним голосом, движущегося по тонам натурального звукового разряда. Однако современные люди всё чаще обращают внимание на технику этого исполнения.

Где распространено горловое пение?

Такой вид исполнения представляет собой технику пения, которая характеризуется особенной артикуляцией в глотке или гортани. Человек, занимающийся этим пением, обретает внутреннее спокойствие, гармонию с собой и уверенность в своих силах. Кроме того, горловое пение развивает восприятие энергетических потоков, которые пронизывают пространство вокруг человека.

Где сегодня распространено горловое пение? В наши дни его можно услышать в Монголии, Тибете, Саяно-Алтайском регионе, Башкирии и в некоторых других частях света.

Жители Тибета поют таким образом речитативы буддийского канона, в Тибете существуют даже учебные институты, которые готовят специалистов, исполняющих песни горловым пением. Такие институты находятся в монастырях Гьюме и Гьюто.

В этой технике поют и некоторые южноафриканские народы коса и канадские инуиты. В Европе её можно встретить в Ирландии.

Горловое пение распространено у тюрков, хакасов, якутов, казахов, калмыков, киргизов. Однако каждому народу присуща своя, особенная техника исполнения.

Техники горлового пения

Существует много разных видов этого пения. Чтобы понять, как правильно петь горловым пением, необходимо ознакомиться с основными техниками исполнений.

Хоомей

Техника Хоомей отличается крайней мелодичностью и певучестью. Основана она на принципе звукоизвлечения хоректээр. Когда звучит мелодия в среднем регистре, подключается основной голос-обертон верхнего регистра, который или вторит низкому тону, или является своей музыкальной темой. Хоомей может исполняться как с текстом, так и без него.

Европейский хоомей

Эта техника является совершенно новым направлением, возникшим благодаря огромной популярности горлового пения в Америке и некоторых европейских странах. Отличается уникальным звучанием, характеризующимся исполнением в два голоса, один из которых аккомпанирует, а другой исполняет саму мелодию низким регистром обертоном. В Германии подобные композиции исполняет известная группа Wolfgang Saus.

Борбаннадыр

Техника имеет некоторое родство с хоомейским стилем исполнения и также основана на принципе звукоизвлечения хоректээр. Однако этот стиль отличается порывистым пением мелодий.

Сыгыт

Данный стиль тоже основан на принципе звукоизвлечения хоректээр. Основной фон — тихая мелодия, на фоне которой в верхнем регистре издаются звуки в виде пронзительного свиста. Сыгыт всегда исполняется без слов. В качестве основного звука используется ЙО, ЙА, ЙЯ или ЙЙ.

Видео о техниках горлового пения

Даг Каргыраа

Низкое горловое пение. Техника исполнения — 2 звучная или даже 3 звучная протяжная мелодия, которая поётся с помощью гортани. Может исполняться как с текстом, так и без него.

Хову Каргыраа

Эта техника характеризуется более зажатыми и высокими звуками по сравнению с пением в стиле даг каргыраа.

Чиландык

Такое пение основано на принципе каргыраа и сыгыт. В некотором смысле чиландык является совмещением этих двух стилей.

Кархара

В этой технике поют в основном алтайские народы. Принцип звучания близок к технике каргыраа. Отличается от других стилей присутствием большого объёма текстов. Алтайцы используют такое пение для рассказывания легенд, былин.

Эзенгилээр

По технике исполнения это пение напоминает стиль борбаннадыр, но на самом деле является совершенно самостоятельным стилем. Сходство с борбаннадыром заключается в присутствии «стаккато», то есть, отрывистого стиля исполнения.

Сыбысхы

Также стиль исполнения народов, проживающих на Алтае. Отличается тем, что напевы исполняются не только с помощью рта, но и носом.

Узляу

В данной технике исполняют мелодии башкиры, она несколько схожа с хоомеем, но отличается более грубым звучанием и более тихим обертоном. Похожа на одну из разновидностей исполнения — колыбельную хоомей.

Charchiraa-hoomei

В данной технике поют монгольские народы, она несколько похожа на тывинскую технику (даг каргыраа), но тем не менее, является совершенно другим направлением, которое отличается более оптимистичным стилем исполнения мелодий и другим звуком.

Как научиться петь горловым пением?

Пение с помощью горла подразделяется на три основные разновидности: высокое, низкое и среднее. По мнению большинства людей, наиболее красивое — высокое горловое пение, которое походит на звучание прекрасной флейты на берегу журчащего ручья.

Видео об обучении горловому пению

Тот, кто задумывается, как научиться петь горловым пением, должен освоить несколько специальных упражнений:

  1. Обучение следует начинать с низкого пения горлом. Сначала требуется развить и укрепить связки, для чего нужно выполнять упражнения, напоминающие кашель.

    Новичкам с неокрепшими связками для предотвращения их излишнего напряжения следует «кашлять» не более 2−3 раз в сутки, постепенно увеличивая продолжительность занятий. Первое время в глотке будет чувствоваться напряжение и першение, но спустя 3−4 недели мышцы в горле окрепнут, станут более развитыми, что позволит издавать звуки низких тонов.

  2. Далее в уроки горлового пения включается упражнение, называющееся «трактор», которое заключается в том, что это слово произносится как можно более низким тоном.

  3. После того, как вы хорошо научитесь делать упражнение «трактор» и сможете произносить его максимально низким голосом, нужно прослушать, как исполняют такое пение разные певцы, попытаться поймать нужную волну и попробовать петь вместе с ними. Таким образом, вы быстрее сможете овладеть навыком пения.

  4. Затем можно переходить к упражнениям по исполнению среднего пения. Для этого нужно просто петь или кричать, чтобы укрепить горловые мышцы. Следует отметить, что повседневная речь воспроизводится именно средними мышцами. В основном все песни, исполняемые горловым пением, поются с помощью средних мышц.

  5. После освоения среднего и низкого пения можно приступать к тренировке исполнения самого непростого вида — высокого. Если вы достаточно хорошо натренировали свои связки низким и средним пением, то они смогут натягиваться достаточно для того, чтобы издавать высокие звуки.

  6. Послушайте, как поют певцы-тувинцы или жители Алтая и попробуйте воспроизвести такие же звуки. Для этого следует интуитивно напрягать и расслаблять мышцы горла.
  7. Нужно сжать горловые мышцы так, как при выдыхании воздуха через небольшой просвет. Это необходимо для создания высокочастотных колебаний.

    Тренироваться таким образом следует достаточно долго, до тех пор, пока не начнёт получаться звук, похожий на свист.

  8. Далее обучение горловому пению будет состоять из упражнений для тренировок правильного положения языка, что необходимо для высокого пения горлом. Для этого нужно многократно повторять пение звуков «йю» и «эль». Эти звуки создают колебания, прочищающие пазухи, которые проводят настоящие высокие звуки.

Польза горлового пения

Интересно, что пение с помощью горловых мышц задействует участки мозга, которые обычно пребывают в спящем состоянии, то есть мозг работает на все 100%.

Во время пения создаётся резонанс, заставляющий вибрировать клетки тела, настраивая их на исцеляющую частоту, в результате чего происходит общее оздоровление организма.

Если цель обучения заключается именно в оздоровлении, то необходимо осваивать горловое вибрато.

Тем, кто занимался вокалом, будет значительно проще освоить горловое пение. Как научиться петь человеку, не имеющему представления о простейших азах вокала?

Женщины в основном исполняют горловое пение в стиле хоомей, поскольку особенности организма представительниц слабого пола значительно отличаются от мужского. Женщинам не рекомендуется часто петь в других стилях, так как это может привести к изменению гормонального баланса. Стиль Хоомей считается для женщины самым полезным, такое пение развивает голос, общее состояние здоровья и нормализует все процессы в её организме.

Источник: https://nazvania.net/gorlovoe-penie-gde-ono-rasprostraneno-i-kak-nauchitsya-raznym-tehnikam_14501

Горловое пение

Горловое пение – уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией).

Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев.

Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

«Горловое пение подражает звукам животных,

и создаваемые звуки созвучны вселенским.

Для меня эти звуки – как ритмы единого целого», говорит Николай Ооржак.

Николай Ооржак – потомственный тувинский шаман (как известно, Тыва считается родиной сибирских шаманов), в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения (хоомей – по-тувински): хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр.

Он считает, что эта музыка помогает шаману восстановить целостность человека:

«Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука».

В апреле 1993 года Николай Ооржак приглашен Монгуш Бораховичем Кенин-Лопсан (профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма), участвовать в шаманском обществе «Дунгур».

Главная задача этого общества – духовно-просветительское исцеление через сознание.

Профессор Кенин-Лопсан, “отец тывинских шаманов”, присвоил Николаю титул Кара Дээлер Уктуг Хам – Великий Шаман от Темных Небес.

Хоть записи и не могут передать всю мощь вибраций горлового пения, но даже в них чувствуется преобразующая сила гортанного звука. Звук отзывается непосредственно в теле и в мыслях.

Помимо тувинской, сохранилась алтайская традиция горлового пения – кай, на котором исполнялся также героический народный эпос. Известный продолжатель традиции алтайского кая – Ногон Шумаров.

Он шаманизм не практикует, но как и Ооржак, занимался театром и выступает с концертами. Его вариант пения – концертный, хотя Ногон Шумаров признает и мощную целительскую силу этого пения:

«Лечить можно, потому что от гортанного пения идет огромнейшая вибрация, ведь человек одновременно издает три-четыре звука. Наше гортанное пение охватывает три мира: нижний мир – бурдон, средний мир и верхний – свист. Начинаешь в нижнем, каркыра, потом добавляешь верхний звук, пошел свист, потом добавляется средний звук – вот трезвучие!»

Стили горлового пения

Основнымисчитаются 5 стилей – каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существует несколько разновидностей – думчуктар (пение в нос), хоректээр (петь грудью и открытой гортанью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:

1. хрипеть, издавать хриплые звуки,

2. бурлить (при кипении, например, каши)

Сравним также «карк» – подражание звуку, издаваемому вороной

Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие – с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста.

В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами.

Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы.

Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе.

Стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр -свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы – причитающий или стонущий.

Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги -стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» – перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них – достаточно распространенная – гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией.

Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение.

При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот – не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр.

Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа.

Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний -охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

Источник: https://osoznanie.org/1827-gorlovoe-penie.html

Горловое пение: слушать. Факты об искусстве

Горловое пение — реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении.

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам.

Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев.

Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили.

Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев — жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли — самобытное пение жителей Альп — тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий — на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье.

В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях.

У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв.

На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек — два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль, собиравший этнографический материал среди башкир.

Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом». Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они — разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера — сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы.

Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей.

Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им.

Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия», — говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками.

У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий.

Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее.

Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами — ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей.

Обычно профессиональный исполнитель — хоомейжи — владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей.

Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения.

Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков — найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Источник: https://www.culture.ru/materials/209039/golosovoe-chudo

Второй этнофестиваль “Тайга”: секреты горлового пения

В Новосибирске проходит Второй этнофестиваль “Тайга”, на его открытии и концерте побывал наш корреспондент Алексей Зырянов.

Побывал и испытал на себе влияние уникального искусства горлового пения, от которого – и мурашки по коже пробегают, и звук резонирует в теле, и целая гамма хрипов, без какой-либо привычной тонической и ритмической основы, овладевает тобой, как живая энергия.

“Сибирь – один из самых уникальных регионов мира, и кажется странным, что до определенной поры сибиряки не ощущали себя единым этносом. Но в последние годы ситуация стала меняться.

Сибирский мета-народ осознает себя через культуру, через традиции и их развитие, – говорят организаторы этнофестиваля.

– Не так давно во многих регионах Сибири активизировалось мощное этнокультурное движение, которое может перерасти во взрыв”.

Как сказал один из организаторов фестиваля, лидер группы “Буготак” Саян Андриянов, “основной целью фестиваля “Тайга” является бесконфликтное объединение всего разнообразия культуры Сибири, с целью усиления отельных ее частей”.

После пресс-конференции 8 февраля в Новосибирском государственном художественном музее организаторы пригласили журналистов в выставочный зал: здесь  открылась экпозиция сибирской архаики в творчестве современных художников.

“Мы хотели, чтобы выставка “Человек из тайги” отразила не просто “верхушку” развития современных культур, но и подчеркнула такое качество, как сибирский юмор”, – поделился с журналистами Саян Андрианов.

В подтвержение его слов нашим взорам явился черный валенок на копне сена в центре зала.

Любопытно, что на выставке представлены предметы шаманизма – вещи шаманов, расстреляных в 20-30 годы прошлого века, когда с шаманизмом боролся ЧК. Такие предметы уникальны по своей сути: согласно древней традиции, вещи шаманов после их смерти должны сжигаться, а эти – сохранились.

Потом был концерт… К третьему звонку зал заполнился, свободных мест не было. Колоритный ведущий объявил первого участника – тувинского шамана, мастера горлового пения. Еще на пресс-конференции Николай Ооржак говорил, что звук и мысль есть прямая связь с духами.

Он сказал: “Шаманизм – самая древняя культура, намного старше общеизвестных  религий. Природа есть храм шаманизма, поэтому мы должны ее сохранить”. Это высказывание заставило задуматься. В распространенных религиозных учениях ничего не сказано о том, что нужно сохранять природу, в них нет методов взаимодействия с ней.

Шаманизм же использует это, способствуя бережному отношению к природе и выживанию человечества на планете.

Начиная выступление, Николай Ооржак голосом полным спокойствия и гармонии объявил, что сейчас он песней и музыкой призовет духа вселенной.

Слушая мелодию, действительно, казалось, что открылось еще одно измерение. Часть зрителей слушала, закрыв глаза: он умел владеть залом.

 Уже после окончания концерта Николай Ооржак, улыбнувшись, поделился со мной: “выступать в обрядовой одежде было очень жарко”.

 

После прощального поклона шамана сцену заняла музыкальная группа из Хакасии “Сабчылар”, что в переводе означает “вестник” или “посланник”. Раньше, когда не было средств массовой информации, новости передавали вестники.

Показалось необычным, что песня хакасов, живущих в тайге, мало общающихся между собой, оказалась такой горячей и быстроменяющейся. Любовь хакасов к песне можно показать на примере их эпических сказаний, исполнение некоторых из них продолжалось в течение нескольких дней.

Небольшой отрывок из одного такого произведения был сыгран исполнителями на сцене.

“Хакасская фольклорная традиция активно развивается в настоящее время. Нам повезло, что мы застали наших стариков, наших бабушек и дедушек, которые пели наши традиционные песни. С детства мы это слушали, поэтому не приходится ничего выдумывать, сложнее адаптировать песни к современному времени.

Есть, конечно, авангардные направления, но все же в большинстве стараемся, чтобы песня сохранила внутреннее состояние, внутренний дух традиционной хакаской культуры”, – рассказал на пресс-конференции о современных тенденциях в хакасском музыкальном творчестве  руководитель группы “Сабчылар” Вячеслав Кученов.

Немного в другой ситуации начали свое творчество участники молодого коллектива “ВеданЪ КолодЪ”.

 Склонность к мифологии и старославянской культуре объяснила на пресс-конференции Дарья Антипова, директор коллектива: “Когда мы пели еще в фольклорном ансамбле, мы столкнулись с тем, что многие древние мифологические персонажи в славянской культуре пытаются заменить на более современные.

Такие слова, как “индрик-зверь”, “макоши” ничего нам не говорили, их предлагали заменить на более понятные. Такой отказ от мифологии только усиливал наш интерес, мы увлеклись тем, что было на Руси очень давно и сейчас практически исчезло. Ну, а если чего-то нет, то это нужно придумать, нужно мифологизировать наше прошлое”.

Возможно, я слишком увлекся фотографированием ударницы с высоким барабаном. Сочетание распущенных вьющихся волос и жилетки из меха создавало явственное ощущение первобытности, древности. А может быть, слова песен были стилизованы под старину и их сложно было разобрать, но смысл песен остался для меня совершенно непонятым.

В заключение концерта на сцену вышла группа “Буготак” во главе с лидером коллектива, одним из организаторов фестиваля – Саяном Андрияновым.

Создавалось ощущение, что они умеют проживать свое выступление во всей полноте, насладится им и передать это чувство зрителям в зале.

Солистка группы при исполнении одной из песен настолько сильно ушла в сопереживание песни, что, видимо, позабыла о микрофоне, и ее красивый голос потерялся на фоне музыки.

Когда концерт завершился, поток зрителей заполнил фойе. Кто-то хотел купить CD-диски выступивших групп, которых, кстати, просто катастрофически не хватило, кто-то шел в гардероб, что бы побыстрее добраться домой, а кто-то спешил записаться  на трехдневный мастер-класс к профессионалу горлового пения Николаю Ооржаку.

Это пение без слов, горловое пение или “кумайлер” (“хоомейлээр”), слагается из целой гаммы звуков и хрипов, и для человека, привыкшего к стандартной тонической и ритмической гаммам, осознать горловое пение очень сложно.

 Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает звуки, которые резонируют одновременно и в носовой, и в ротовой полости – и певец одновременно “поет” двумя голосами, извлекает два звука. 

Непрерывность и длительность звуков  всецело зависят от умения певца управлять диафрагмой. Как рассказал Николай, горловое пение – это прежде всего медитация, “энергетическая” тренировка… Здесь поют для того, чтобы достигнуть гармонии с самим собой, со своим организмом, с природой.

Мастера горлового пения верят, что эти звуки рождаются из энергетических точек организма, и по особенности звучания можно узнать, какие нарушения есть в твоем организме. Николай рассказал об основных видах горлового пения, которыми владеет – хоомей, сыгыт и каргыра (они различаются по месту резонации звука).

“Энергетически” звук “ведется” от “первой чакры” (находится у основания позвоночника), а физически звук рождается в диафрагме.

После “лекции” под руководством мастера мы пытались извлекать звуки. У кого-то получалось лучше, у кого-то – хуже. На вопрос Ольги, одной из участниц мастер-класса, о том,  сколько же нужно посвящать времени занятиям по горловому пению, Николай ответил: “Утром около 30 минут на медитацию и вечером один час на пение ежедневно”.

Сам этнофестиваль продлится до 1 марта, так что итоги подводить еще рано, но можно с уверенностью сказать, что зрители и любители этнической музыки получили большое удовольствие от песен и музыки высокопрофессиональных коллективов, а  исполнителям же он даст новый импульс к творчеству. 

Фото автора

Алексей Зырянов,

специально для Новостей Академгородка Academ.info

Источник: https://academ.info/news/8449

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector