Музыкальные произведения чайковского для детей

П.И. Чайковский «Детский альбом»

Музыкальные произведения чайковского для детей

Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни.

Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей.

Это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.

Историю создания «Детского альбома» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло два фактора. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана. Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, как «Альбом для юношества», которые смогли бы свободно исполнять дети.

 Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками.

Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.

Музыкальные произведения чайковского для детей

Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. Спустя месяц композитор приступает к работе над циклом. 30 апреля 1878 года во время визита к своей сестре А.И. Давыдовой в Каменке, он пишет П.И. Юргенсону, сообщая о своей работе над «Детским альбомом».

Музыкальные произведения чайковского для детей

Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.

29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.

Исследователи предполагают, что мысль о посвящении сборника своему племяннику Володе Давыводу возникла у Чайковского уже после окончания работы над сочинением. Известно, что летом 1878 года композитор очень много времени проводил с ним в Каменке.

В автографе сборника посвящения нет, но в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Чайковский уже подробно рассказывает о том, что решил посвятить цикл своему племяннику, который очень сильно любит музыку и даже обещает стать музыкантом.

Очевидно, что распоряжение о своем решении Чайковский высказал издателю при личной встрече в конце сентября, начале октября 1878 года.

Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей 

Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей 

Интересные факты

  • Известно, что за свое сочинение Чайковский получил 240 рублей от издательства. Именно такую цену назначил сам композитор – по 10 рублей за каждую пьесу.
  • Есть еще один фактор, повлиявший на решение Чайковского сочинить «Детский альбом», – это общение с Колей Конради (воспитанником брата композитора). Известно, что с Колей и с М.П. Чайковским он провел часть зимы 1877-1878 годов. Они вместе посещали достопримечательности, много путешествовали.
  • Исследователи считают, что причиной, побудившей композитора заняться написанием сборника детских пьес, могли быть очень яркие впечатления от услышанной песни уличного певца во Флоренции. Об этом случае Чайковский даже писал в письме к своему брату 27 марта 1878 года. Особенно потрясло композитора исполнение такой «недетской» песни мальчиком-певцом, звучавшей в его интерпретации не так трагично, как в оригинале.

Музыкальные произведения чайковского для детей

  • Изначально Чайковский замыслил несколько иной порядок пьес, который был изменен уже в первом издании, осуществлявшемся при его участии.
  • Несмотря на то что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошел в мировую музыкальную литературу и его часто исполняют даже профессиональные артисты. Достаточно вспомнить версию Я.В. Флиера, которая знакома многим благодаря сохранившимся аудиозаписям. Высокохудожественным образцом являются версии М. Плетнева и В. Постниковой. Плетнев вносит свое видение в прочтение этого произведения. Он меняет порядок номеров, выдвигая свою версию драматургической концепции сборника.
  • Петр Ильич высоко оценил первое издание своего сборника, однако некоторые моменты ему все же не понравились. Так, он сожалел по поводу внешнего вида «Детского альбома». Он хотел, чтобы формат сборника был иным, так как Володе (которому посвящено сочинение) будет очень неудобно смотреть на ноты при игре. Претензии у композитора были и к иллюстрациям.
  • Во всех издания советского периода название последней пьесы «В церкви» было специально изменено на «Хор».
  • Интересно, что к идее создать подобные сборники миниатюр для детей позднее обращались такие композиторы, как А.С. Аренский, В.И. Ребиков, С.М. Майкапар.
  • Существует большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых разных инструментов и даже оркестров. Например, Владимир Мильман и Владимир Спиваков сделали переложение для камерного оркестра. Благодаря стараниям Роберта Грослота, появилось переложение для камерного оркестра и духового ансамбля. Есть партитура «Детского альбома» и для ансамбля ударных инструментов, которую переработал Анатолий Иванов, а чуть позже, в 2014 году появилось переложение для струнного оркестра и ударных инструментов, сделанное композитором Дмитрием Батиным.

Содержание «Детского альбома»

В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.

Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.

Музыкальные произведения чайковского для детей

«Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора.

Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению.

Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, простой гармонический язык и светлая тональность.

Вторая пьеса «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. Средняя часть вносит некий оттенок грусти, который еще больше оттеняет наступление репризы.

«Зимнее утро» (слушать)

Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

Музыкальные произведения чайковского для детей

В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая, даже размер композитор выбрал неслучайно, так как трехдольность придает музыке округлость и мягкость.

В пьесе «Марш деревянных солдатиков» Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.

  • «Марш деревянных солдатиков» (слушать)
  • Следующие пьесы (6,7,8,9), образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.

«Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй.

Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле.

Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.

Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.

«Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника.

«Вальс» (слушать)

«Новая кукла» — это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два раза.

Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая.

  1. Следующие три пьесы «Детского альбома» (11,12, 13) раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой».
  2. Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.
  3. «Камаринская» (слушать)

Сменяет русскую тему чешский народный танец «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.

В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов.

Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. В эту сюжетную линию входят пьесы 15,16,17,18 и к ним еще примыкает 23 номер. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки.

В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.

Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Ф. фон Мекк о своих ярких впечатлениях, полученных там.

Любопытно, что «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей.

Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган.

Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов.

  • «Итальянская песенка» (слушать)
  • Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две, а вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию.

«Нянина сказка» — это страшная история, рассказанная старушкой-няней. Сказочный образ, раскрытый в пьесе, выражен при помощи гармонического языка и музыкально-выразительных средств. В целом музыка звучит очень настороженно.

Читайте также:  Переломный период у ученика-музыканта. что делать родителям, если ребёнок отказывается от дальнейшего посещения музыкальной школы?

«Баба-Яга» — это еще одна сказка в цикле, в которой композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж.

«Баба-Яга» (слушать)

Пьеса «Сладкая греза» носит спокойный, мечтательный характер. Мягкость этой миниатюры подчеркнута резким звучанием предыдущих сказочных номеров.

«Сладкая греза» (слушать)

«Песня жаворонка» — это яркая и невероятно живописная картинка, передающая щебет птиц. Музыка звучит очень легко, этому способствует отсутствие ритмических акцентов, а также то, что мотивы мелодии начинаются и заканчиваются в основном на слабые доли.

Заключительная пьеса цикла «В церкви» – это снова обращение к молитве, как и в первой миниатюре. Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Связано это с тем, что в ней маэстро использовал подлинную мелодию молитвы. Вероятнее всего, Чайковский специально не стал упрощать музыкальный язык, воплотив в таком довольно небольшом построении всю глубину чувств.

«Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику.

Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций.

Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Детский альбом» Чайковского

Источник: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/p-i-chajkovskij-detskij-albom

Список произведений П.И.Чайковского. К юбилею композитора

Список произведений Петра Ильича Чайковского

Чайковский Петр Ильич

  • 1. Сценическая музыка
  • 1.1 Оперы
  • Воевода 1867-68
    Ундина 1869
    Опричник 1870-72
    Кузнец Вакула 1874
    Евгений Онегин (слова Пушкина) 1877-78
    Орлеанская дева 1878-79
    Мазепа 1881-83
    Черевички 1885
    Чародейка 1885-87
    Пиковая дама 1890
  • Иоланта 1891
  1. 1.2 Балеты
  2. Лебединое озеро 1875–76
    Спящая красавица 1888–89
  3. Щелкунчик 1891–92
  4. 1.3 Музыка к театральным постановкам

Борис Годунов музыка к спектаклю по трагедии Александра Пушкина ?1863–65
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1866/67
Путаница 1893-94 год 1867
Севильский цирюльник музыка к спектаклю по комедии Пьера Бомарше 1872
Снегурочка музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского 1873
Фея песня и вальс к спектаклю по комедии Октава Фейе ?1879
Черногория музыка к живым картинам 1880
Воевода музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1886

  • Гамлет музыка к спектаклю по трагедии Шекспира 1891
  • 2. Оркестровая музыка
  • 2.1 Симфонии
  • Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68
    Симфония № 2 «Малороссийская» 1872
    Симфония № 3 1875
    Симфония № 4 1877
    Симфония Манфред 1885
    Симфония № 5 1888
  • Симфония № 6 «Патетическая» 1893
  • 2.2 Сюиты
  • Сюита для оркестра №1 1878–79
    Сюита для оркестра №2 1883
    Сюита для оркестра №3 1884
    Сюита для оркестра №4 «Моцартиана» 1887
  • Щелкунчик, сюита к балету 1892
  • 2.3 Отдельные оркестровые произведения

Гроза, увертюра 1864
Характерные танцы ?1865
Увертюра 1865–1866
Увертюра 1865
Торжественная увертюра на Датский гимн 1866
Фатум, симфоническая фантазия 1868
Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия 1869
Серенада к именинам Н. Г.

Рубинштейна 1872
Буря, симфоническая фантазия 1873
Славянский марш 1876
Франческа да Римини, симфоническая фантазия 1876
Итальянское каприччио 1880
Серенада для струнного оркестра 1880
Увертюра «1812 год» 1880
Коронационный марш (англ.)русск.

1883
Привет благодарности, элегия для струнного оркестра 1884
Правоведский марш 1885
Гамлет, увертюра-фантазия 1888

Воевода, симфоническая баллада 1890–91

2.4 Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 1874–75
Меланхолическая серенада, для скрипки и оркестра 1875
Вариации на тему рококо, для виолончели и оркестра 1876–77
Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра 1877
Концерт для скрипки с оркестром 1878
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 1879–80
Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром 1884
Pezzo capriccioso, для виолончели с оркестром 1887
Andante cantabile, для виолончели и струнного оркестра ?1888
Ноктюрн, для виолончели и струнного оркестра ?1888

  1. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 1893
  2. 3. Вокальная и хоровая музыка
  3. 3.1 Кантаты
  4. К радости 1865
    Кантата на открытие Политехнической выставки 1872

Хор к юбилею О. А. Петрова 1875

3.2 Хоры и вокальные ансамбли

Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 41 для хора (1878)
Всенощное бдение, ор. 52 для хора (1882)

  • Вокальное трио «Природа и Любовь» (1870)
  • 3.3 Песни и дуэты
  • более 100 романсов
  • 4. Камерная музыка

Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)
Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)
Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)
«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)
Фортепианное трио op. 50 (1882)

«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

5. Фортепианная музыка

Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)
Экспромт op. 1, No. 2 (1867)
Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)
Вальс-каприс op. 4 (1868)
Романс op. 5 (1868)
Вальс-скерцо op. 7 (1870)
Каприччио op. 8 (1870)
Три пьесы op. 9 (1870)
Две пьесы op.

10 (1871)
Шесть пьес op. 19 (1873)
Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)
Большая соната соль мажор op. 37a (1878)
Времена года op. 37b (1876)
Детский альбом op. 39 (1878)
Двенадцать пьес op. 40 (1878)
Шесть пьес op. 51 (1882)
Думка op.

59 (1886)
Восемнадцать пьес op. 72 (1893)

Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900).

  • Полонез Огинского
  • Пётр Ильич Чайковский — к юбилею композитора
  • Клуб Лира

Музыкальные произведения чайковского для детей
— П.И.Чайковский (1840-1910) — русский композитор Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей

НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, ВСЕ РАВНО ОНИ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ

Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей Музыкальные произведения чайковского для детей

Люблю цветы на воле –
В лесах и на лугах,
Ромашковое поле

И поле в васильках.

  1. Вот в вазе полыхает
    Роскошных роз букет,
    А сердце лишь вздыхает –
  2. А в поле, на просторе,
    Душа поёт в цветах,
    И сердце сладко ноет,

Источник: https://rcmuzyka.com/spisok-proizvedenij-p-i-chajkovskogo/

Чайковский. Детские песни (16 Children’s songs, Op. 54)

Музыкальные произведения чайковского для детей

1883 год был у Чайковского очень бурным. Он начался пребыванием за
границей — в Париже и Берлине. Там композитору пришлось срочно
работать сразу над двумя произведениями, приуроченными к Коронации
Александра III — кантатой «Москва» и
маршем. 15 мая он приехал в Петербург.

Здесь для тех же празднеств
нужно было срочно переработать хор «Славься» из «Жизни за царя»
Глинки, после чего Чайковский принялся за окончание оперы «Мазепа».
Это было уже на даче под Москвой, в деревне Подушкино.

В сентябре
он, наконец, поехал к любимой сестре Александре Ильиничне в ее
украинское имение Каменку, где всегда отдыхал душой.

Из 16 песен для детей опус 54 15 сочинялись Чайковским именно здесь
между 16 октября и 3 ноября 1883 года. 25 октября он сообщал Н. Ф.
фон Мекк, своей меценатке, с которой велась регулярная переписка:
«Я пишу теперь сборник детских песен, о коем уже давно помышлял.
Работа эта очень увлекает меня, и кажется, что песенки эти выходят
удачно».

В сборник композитор включил написанную ранее (в начале января 1881
года) «Детскую песенку» («Мой Лизочек») на стихи Константина
Сергеевича Аксакова (1817—1860), сына известного русского писателя,
автора сказки «Аленький цветочек», «Семейной хроники», «Детских
годов Багрова-внука» и др. Как и его младший брат Иван, Константин
Аксаков был писателем и публицистом.

Песня «Ласточка» написана на стихи поэта-самоучки И. Сурикова
(1841—1880), многие строки которого, такие как «Рябина» («Что
стоишь, качаясь»), «Степь да степь кругом» или «Я ли в поле да не
травушка была» стали широко популярными песнями.

Остальные 14 песен
созданы на стихи Алексея Николаевича Плещеева (1825—1893), поэта и
писателя, литературного и театрального критика, известного как
переводами (из Г. Гейне) и лирикой, так и гражданственными стихами,
некоторые из которых стали революционными песнями.

В окончательную
редакцию сборника, изданного Юргенсоном в середине марта 1884 года,
вошли песни «Бабушка и внучек» («Под окном чулок старушка вяжет в
комнате уютной»), «Весна» («Травка зеленеет, солнышко блестит,
ласточка с весною в сени к нам летит»), «Садик» («Как мой садик
свеж и зелен, распустилась в нем сирень»), «На берегу» («Домик над
рекою, в окнах огонек, светлой полосою он на воду лег»), «Зимний
вечер» («Хорошо вам, детки, зимним вечерком»), «Кукушка» («Ты
прилетел из города, какие, скажи, там слухи…»), «Весна» («Уж тает
снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною»), «Колыбельная в бурю»
(«Ах, уймись ты, буря! Не шумите, ели! Мой малютка дремлет сладко в
колыбели»), «Цветок» («Весело цветики в поле пестреют»), «Зима»
(«Дед, поднявшись спозаранку, к внучкам в комнату спешит») «Осень»
(«Скучная картина! Тучи без конца, дождик так и льется, лужи у
крыльца»), «Ласточка» («Идет девочка-сиротка, тяжело вздыхает») и,
наконец, самая популярная доныне «Детская песенка»:

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки,
И в крахмал, и в крахмал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И кричал, и кричал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
что из скорлупы яичной
Фаэтон себе отличный
Заказал, заказал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы рачонка
Сшил четыре башмачонка
И — на бал, и — на бал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,
И гулял, и гулял!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что надувши одуванчик,
Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины

Заказал, заказал!

Музыка

Детские песни отличаются простотой выражения, ясностью музыкального
языка, искренностью чувства.

В «Весне» («Травка зеленеет») радостная светлая мелодия
сопровождается аккордами фортепиано, среди которых порой возникают
подголоски, как бы подпевающие вокальной партии.

«Мой садик» —
непритязательная картинка с элементами звукоподражания (жужжание
насекомых в аккомпанементе), иллюстрирующими заключительные слова:
«… заботливые пчелы вкруг черемухи жужжат».

Широка, раздольна
мелодия песни «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи»), взволнованный
аккомпанемент подчеркивает радостное, приподнятое настроение.

Резким контрастом следует за ней «Колыбельная в бурю» с мелодией,
будто скованной, развивающейся в крайне ограниченном диапазоне, и
бесконечным движением аккомпанемента. Заключительная «Детская
песенка» («Мой Лизочек») отличается изяществом, гибкой мелодией,
скупостью аккомпанемента.

Л. Михеева

реклама

Источник: https://www.belcanto.ru/or-tchaikovsky-pesni.html

10 самых известных произведений Петра Чайковского

Россия-матушка подарила миру множество знаменитых композиторов, произведения которых играют в концертных залах всего мира.

И старый, и молодой даже в наше время гаджетов и техно-музыки слышали имя Петра Чайковского – настоящего гения отечественных опер. За прожитые 53 года он оставил наследие из более чем 80 прекрасных мелодий, в том числе 10 опер и 3 балета, известных на весь мир.

Читайте также:  Сколько времени нужно учиться играть на гитаре, и какую гитару выбрать новичку

Знали ли вы, что ради своего призвания и таланта Петр Ильич в свое время оставил работу в Министерстве юстиции? Не прельстили его ни чины, ни звания, ни солидные гонорары, так как душа стремилась найти свое отражение в музыке.

Родные будущего композитора не поняли его поступок, ведь на то время отказаться от юриспруденции на благо музыки мог только сумасшедший. И как прекрасно, что Чайковский все же решился на этот отчаянный шаг, сделав самый важный выбор в своей жизни.

И сегодня мы вспоминаем его произведения с мурашками на коже, а иногда и слезами на глазах. Давайте познакомимся с историей и нашем списком из 10 самых известных композиций Чайковского.

10. Иоланта

Эта опера стала последней в послужном списке композитора, поэтому ее можно считать настоящим гимном жизни.

В произведении рассказывается о молодой королевне «Иоланте», которая даже не знает, что слепа, так как никто во дворце не рассказывает ей жестокую правду. Мавританский врач сообщает девушке, что прозрение возможно, если она сильно этого захочет.

И как-то во дворец случайно забредает рыцарь, признаваясь героине в любви. На память он просит у девушки красную розу, но она дарит ему белую, тем самым показывая влюбленному свой порок.

Но рыцарь исполняет прекрасный гимн жизни и свету, полный любви, чем гневает короля. Иоланта очень хочет защитить любимого от гибели, стремится прозреть – и чудо происходит. Счастливый отец благословляет королевну на брак с рыцарем, которые вместе прославляют свет и жизнь.

9. Пиковая дама

«Пиковая дама» – эту оперу Чайковский писал на заказ для администрации Императорского театра, представители которой обратились к нему в 1887 году. Сюжет был предложен сценаристом Иваном Всеволожским, который, в свою очередь, позаимствовал его из повести Александра Пушкина.

Изначально композитор отказался браться за этот заказ, так как не увидел в тексте достаточной сценичности. Однако, через 2 года он передумал и с энтузиазмом приступил к написанию прекрасной оперной музыки.

После премьеры в России произведение было заимствовано в репертуары американских и европейских странах, а слова переводились на чешский и немецкий языки.

8. Евгений Онегин

А заказ на знаменитую оперу «Евгений Онегин» Петр Ильич получил от известной певицы Елизаветы Лавровской весною 1877 года. Женщина захотела получить музыкальное воплощение пушкинского сюжета. Чайковский, глубоко чтящий наследие Александра Сергеевича, полностью вовлекся в работу и создавал мелодию всю ночь кряду.

Также в своем письме к коллеге С. Танееву композитор сообщил, что хочет положить на музыку очень сильную и немного интимную драму, которая могла бы реализовать и его внутренние конфликты, заставить пережить уникальные эмоции.

Примечательно, что летом того же года Чайковский неожиданно для всех женился на своей бывшей студентке, которая была младше на восемь лет.

Импульсивный брак распался через пару недель, что положило отпечаток и на музыкальную часть оперы.

7. Детский альбом

Знаменитый сборник произведений «Детский альбом» содержит 24 легкие для исполнения фортепианные пьесы, по которым удобно начинать знакомить детей с миром музыки. На создание альбома в 1878 году у композитора ушло 3 месяца. Свое творение Чайковский посвятил племяннику Володе Давыдову.

Известный аналитик творчества композитора сообщает, что «Детский альбом» можно смело вносить в золотой фонд не только отечественной, но и мировой музыкальной литературы для подрастающего поколения.

Почти столетие спустя на студии «Союзмультфильм» выпустили анимационную зарисовку, которая была положена на музыку из альбома. А еще через два десятка лет был поставлен балет, который стал лауреатом на Международном фестивале.

6. Щелкунчик

О прекрасном балете «Щелкунчик» гремело все мировое музыкальное сообщество и не устанет греметь, наверное, уж никогда. Сочетание прекрасной идеи и слога Э. Теодора и божественной до мурашек музыки Чайковского делает балет венцом культурного наследия последних эпох.

И хоть с началом Первой мировой войны и изменением политических воззрений сюжет балета пришлось русифицировать (вплоть до имен), но музыка, написанная отечественным композитором, позволила сохранить удивительную изюминку. Чего стоит прекрасный «Вальс цветов» или «Танец феи Драже».

5. Снегурочка

  • Композитор уважал творчество русских поэтов и прозаиков, поэтому с удовольствием приступил к написанию мелодии «Снегурочка» к спектаклю, поставленному по мотивам творчества Островского.
  • На момент создания композиции Петр Ильич искренне увлекся народным творчеством и фольклором, что выразилось в его сборнике 50-ти русских народных песен, которые можно исполнять на фортепиано в четыре руки.
  • В этот же сборник вошло и прекрасное произведение «Снегурочка», которое сохранило музыкальные фрагменты из несостоявшейся оперы Чайковского «Ундина».

4. Славянский марш

Заказ на мощное историческое произведение «Славянский марш» поступил композитору от дирекции Русского музыкального сообщества. Последнее хотело посвятить мелодию сражению славянских народов региона Балкан против Османского неприятеля (события Русско-турецкой войны).

Чайковский назвал свое произведение «Сербо-русским маршем», но впоследствии его переименовали. В произведении можно услышать музыкальные ноты, характерные для народной сербской музыки, а также фрагменты известной темы «Боже, царя храни!».

И если вы думаете, что это серьезное историческое произведение неактуально для современности, то ошибаетесь. Например, в 1985 году знаменитая группа Accept, исполняющая «тяжелый металл», взяла мелодию из марша в начало ключевой песни своего популярного альбома.

3. Лебединое озеро

Именно Чайковскому была доверена работа над культовым балетом «Лебединое озеро», который не теряет актуальности и по сей день.

В сюжете мелодии прослеживаются народные мотивы, в том числе примеси немецкого фольклора. Так, история повествует о принцессе Одетте, которую злой волшебник обратил в белого лебедя.

Бытует мнение, что композитор написал мелодию после поездки на альпийское озеро в области г. Фюссен. Примечательно, что с 1877 года изменениям подверглась партитура спектакля, а также его либбретто.

2. Спящая красавица

Когда-то сюжет гениального Шарля Перро пытался положить на музыку композитор Герольд. Но после нашумевшей премьеры версии Петра Ильича в сотрудничестве с Мариусом Петипом «Спящая красавица» была признана наилучшей и попала в рейтинг самых культовых шедевров мирового балетного искусства.

Конечно, современные балетмейстеры создают новые и новые варианты партитуры произведения, но все они не теряют основной базы, заложенной отечественным композитором.

1. Времена года

Известно, что над аналогичной идеей в свое время поработал мировой композитор А. Вивальди. Однако Петр Ильич решил добавить изюминки в свой цикл «Времен года», поделив его не на 4 общепризнанных сезона, а на 12 месяцев. При этом каждому из них был посвящен лично подобранный эпиграф из классической поэзии.

Пьесы не только соответствуют месяцам года и имеют оригинальные названия (например, «Февраль: Масленица»), но и четко передают их настроение и эмоции.

Не правда ли прекрасная подборка? Сразу захотелось освежить в памяти лучшие произведения, ведь они помогают выкинуть из головы ненужные мысли и настроиться на творчество и продуктивные размышления.

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-proizvedeniya-chajkovskogo.html

Методическая разработка по музыке по теме: Детям о произведении П.И.Чайковского «Детский альбом» | Социальная сеть работников образования

Детям о произведении П.И.Чайковского «Детский альбом»

  • (беседы по слушанию музыки)
  • «Детский альбом»
  • «Детский альбом»  созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И.Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

  1. Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.
  2. В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.
  3. «Марш деревянных солдатиков»

Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» — игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики.

Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко.

Вот они подходят всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

«Болезнь куклы», «Новая кукла»

В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Полька – это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова – «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

Полька начинается изящно и легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется.

А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр – большой, смешной и неповоротливый.

потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – это снова танцует девочка.

Мазурка – это танец родом из Польши. Он возник, как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но, в отличие от вальса, в ней часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными.

Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придаёт мазурке энергичный характер. Эта музыка красива и изящна. В движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин – удары каблуком о каблук, но лёгкие и чёткие. В начале мазурки, музыка изображает движения кавалеров.

Читайте также:  Игра боем на гитаре для начинающих

В средней части – главные дамы (музыка воздушная и полётная). Третья часть повторяет первую.

«Камаринская»

Русская плясовая песня. Она весёлая, задорная, с юмором, озорством. Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские парни.

Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, её сменяет гармоника – раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент.

В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно стучат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка»,

«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран.

Итальянская песенка похожа на вальс. Но вальс этот не плавный, а игривый, весёлый, живой. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре. Итальянская песенка больше похожа на танец.

Старинная французская песенка больше похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную.

Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями.

В Германии распространён народный музыкальный инструмент – губная гармошка. В средней части пьесы, очень похоже,  переданы звуки губной гармошки.

Неаполь – это город в Италии. В «Неаполитанской песенке» Чайковский очень выразительно передал черты итальянской музыки, звучание народных инструментов. Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом. В Италии распространён испанский народный инструмент – кастаньеты. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.

«Нянина сказка», «Баба – Яга»

Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба – Яга» следуют в «Детском альбоме» одна за другой.

Вечером няня укладывает малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, с внезапными акцентами, таинственная, а в середине – плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. Снова повторяется первая часть музыки. Заканчивается пьеса внезапно и таинственно.

Музыка пьесы «Баба – Яга» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба – Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. Баба – Яга поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, начала колдовать, завертелась… и вдруг пропала.

«Шарманщик поёт»

Шарманка – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз.

Чаще мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Люди бросали шарманщику из окон мелочь.

Папа Карло в сказке «Золотой ключик»  был шарманщиком.

Музыка звучит заунывно, жалобно. Она звучит, как песня плавно и напевно. Есть в этой музыке черты вальса.

«Песня жаворонка»

Музыка светлая, беззаботная, нежная, слышится тоска и печаль. Быть может жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе, может, тучка закрыла солнце, стало темно, страшновато. Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, игривую, радостную песню. В конце пьесы слышно, как он спустился вниз и исчез.

Мы прослушали много пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского и знаем, что в нём композитор рассказал об одном дне прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями».

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/10/15/detyam-o-proizvedenii-pichaykovskogo-detskiy

Чайковский. Детский альбом

Пётр Ильич Чайковский. Детский альбом

Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом его произведении, будь то сложная симфония или незатейливая детская пьеса. По-настоящему понять и оценить его крупные произведения вы сможете, когда станете взрослыми. Мы же обратимся к «Детскому альбому». 

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Пётр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк — почитательнице и другу композитора: «…Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них.

Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще — это маленький поэт… Это мой любимец.

Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает самый тёпленький уголочек моего сердца».

Пройдёт пятнадцать лет, и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию — своё последнее произведение.

Обдумывая замысел «Детского альбома», сочинённого в летние месяцы 1878 года, Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с занимательными для детей заглавиями, как у Шумана».

Ссылаясь на аналогичное произведение Шумана («Альбом для юношества» немецкого композитора), он имел в виду только общую задачу — создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми.

Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объёму пьесах народного характера перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей делают эти произведения доступными юным исполнителям.

Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор.

«Маленькой сюитой из русского быта» —  называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская»).

Своеобразную «сюиту в сюите» представляют четыре инонациональные песенки: итальянская, старинная французская, немецкая, неаполитанская. Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пёстрыми впечатлениями».

Самая первая редакция была сделана с учётом возможностей маленького Володи, но в дальнейшем Пётр Ильич возвращался к своему сочинению и дорабатывал его, принимая во внимание общие характерные особенности игры юных музыкантов. Посвящение же Володе Давыдову, который «подсказал» композитору идею «Детского альбома», так и осталось.

Позже сходные по задачам и способам их разрешения сборники фортепианных пьес для детей создали А. С. Аренский, С. М. Майкапар, В. И. Ребиков, а до Чайковского «Альбом для юношества написал великий немецкий композитор Роберт Шуман (1810 — 1856), имя которого мы встретили на титульном листе первого издания «Детского альбома».

Утренняя молитва

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно.

Господи Боже!Грешных спаси:Сделай, чтоб лучшеЖилось на Руси.

Сделай, чтоб сталоТепло и светлоИ чтобы весеннееСолнце взошло.

Людей, и птиц, и зверей,Прошу Тебя, отогрей.Прошу, Боже мой!

Светлая тональность соль мажор, простая гармония, равномерное ритмическое движение и строгая четырёхголосная фактура (словно хор поёт) — все это передаёт настроение сосредоточенности и покоя. Внимательно прослушав всю пьесу, вы поймёте, что в ней развивается одна музыкальная мысль.

Поэтому композитор использовал самую простую из музыкальных форм — период. О значении музыкальной формы, инструментального «наряда» темы, гармонии сопровождения и т. д.  Чайковский писал к Н. Ф.

фон Мекк: «Я никогда не сочиняю отвлечённо, то есть никогда музыкальная мысль не является ко мне иначе как в соответствующей ей внешней форме».

Период здесь состоит из двух предложений. В первом предложении музыкальная мысль остаётся недосказанной, оканчиваясь неустойчивым кадансом на доминанте. Во втором предложении музыкальная мысль, развиваясь, приходит к кульминации, подчёркнутой ярким аккордом далёкой тональности. В отличие от первого второе предложение заканчивается кадансом на тонике и поэтому звучит устойчиво.

Предложения одинаковы по величине: в каждом по 8 тактов. «Вопросительному» кадансу первого предложения отвечает «утвердительный» каданс второго. Так образовалась уравновешенная форма — классический период повторного строения. Но пьеса здесь не закончилась.

Период дополнен большой кодой. В ней наступает полное успокоение, что достигается долгим и мерным звучанием тоники в басу, повтором «прощального» каданса. И только тогда, когда замирают в тишине последние прозрачно-светлые звуки коды, мы ощущаем, что произведение закончено — форма завершена.

Кода (в переводе с итальянского «хвост», «конец») — это построение, завершающее музыкальное произведение и придающее ему законченность, завершённость.

Зимнее утро

Картина ненастного зимнего утра — тёмного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно.

  • Вьюга стонет, тучи гонитК озеру близкомуПо небу низкому.
  • Тропки скрыла, побелилоКружево нежное,Лёгкое, снежное.
  • А воробушек, пташка малая,Пташка малая, неразумная,От метелюшки хочет спрятаться,Хочет спрятаться, да не знает, как.

И кружит его ветер по небу,И несёт его в чисто полюшко,С косогора, в сумрак бора…Горюшко горькое,Бедная пташечка!

Вьюга стонет, тучи гонит -Спрятала все пути,Чтоб ж пройти.

Всё кругом бело снегом замело,Снегом замело всё кругом…

Прозрачно-просветлённая музыка рисует туманное морозное утро. Лёгкая фактура, слегка заострённый ритмический рисунок прерывистых интонаций создают впечатление переменчивости, зыбкости, напоминают бегающие световые блики.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-detskiy-albom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector